Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Медиафакультет как форма внедрения компьютерных технологий в процесс подготовки библиотечно-информационных специалистов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свою очередь, существование автоматизированных библиотечно-информационных систем невозможно без соответствующим образом подготовленного в профессиональном плане библиотечного персонала. Библиотекарь, имеющий традиционную гуманитарную подготовку, в условиях новейших информационных технологий не сможет на должном уровне осуществлять свою профессиональную деятельность. Уже сейчас многие библиотеки… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы разработки концепции медиафакультета как образовательной структуры
    • 1. Становление и развитие проблемы обучения студентов использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности
    • 2. Концепция медиафакультета
  • ГЛАВА II. Формирование профессиональной медиакомпетенции библиотечно-информационных специалистов
    • 1. Возможности сетевых и мультимедийных технологий в подготовке библиотечно-информационных специалистов
    • 2. Обучение английскому языку с помощью новых информационных технологий как средство формирования профессиональной компетенции
    • 3. Развитие музыкально-компьютерной компетенции специалистов библиотечно-информационного профиля

Медиафакультет как форма внедрения компьютерных технологий в процесс подготовки библиотечно-информационных специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало XXI века характеризуется тем, что многие развитые страны мира, в том числе и Россия, вступили на путь становления постиндустриального или информационного общества, в котором решающим фактором становится уровень образования и знания. Наметившаяся тенденция ставит перед всей системой образования принципиально новую глобальную проблему подготовки миллионов людей к жизни и деятельности в совершенно новых условиях — в условиях модернизации образования, поворота его к профессиональной мобильности, развития новых наукоемких технологий. Особая роль при этом отводится системе высшего профессионального образования, в том числе учебным заведениям, осуществляющим подготовку библиотечно-информационных специалистов, как и прежде призванных быть основными посредниками между информацией и ее потребителями.

Библиотеки неуклонно эволюционируют в сторону автоматизированных библиотечно-информационных систем. Как справедливо признано ведущими специалистами страны в области библиотековедения и информатики, тенденция автоматизации является безальтернативной. Традиционные? библиотеки не смогут выжить в условиях информационного общества, которому свойственен высокий уровень автоматизации информационных процессов.

В свою очередь, существование автоматизированных библиотечно-информационных систем невозможно без соответствующим образом подготовленного в профессиональном плане библиотечного персонала. Библиотекарь, имеющий традиционную гуманитарную подготовку, в условиях новейших информационных технологий не сможет на должном уровне осуществлять свою профессиональную деятельность. Уже сейчас многие библиотеки России испытывают ощутимую потребность в профессионалах, которые сочетают в себе глубокие знания библиотечной теории и практики с умением организовать свою работу с использованием компьютерной техники и телекоммуникационных технологий. Это сочетание профессиональных качеств, на наш взгляд, считается важным, невзирая на то, что сейчас на страницах специальных изданий ведутся оживленные дискуссии сторонников или гуманитарной [42], или технологической [156] составляющей библиотечного образования. Нам близка точка зрения Ю. П. Мелентьевой, которая считает, что целью деятельности системы высшего библиотечного образования является подготовка квалифицированных специалистов для своей профессиональной сферыподготовка молодого специалиста должна вестись с учетом того, что библиотечная профессия развивается хотя и на пересечении многомерного пространства, но в собственном сегментеформирование специалиста, который удовлетворял бы потребностям современной библиотеки, невозможно без соединения гуманитарной и технологической составляющих в содержании высшего библиотечного образования, без чего невозможно решение частных проблем улучшения качества высшего библиотечного образования [133]. При подготовке специалистов нового поколения должны органично сочетаться гуманизация образования и глубокое освоение современных информационных технологий. Быстроменяющаяся библиотечно-информационная среда требует специалиста, способного постоянно учиться и развивать свой творческий потенциал, тем самым обеспечивая свою профессиональную конкурентоспособность.

Сегодня библиотека — это один из важнейших социальных институтов, выполняющий различные роли в жизни общества. Библиотека — это хранилище культурного и научного наследия человечествабиблиотека — это культурный и просветительский центрбиблиотека — это основной источник открытого доступа к информации собственной и удаленной, другими словамибиблиотека была, есть и будет мощнейшим информационным центром.

Реализация обозначенных функций в меняющихся условиях качественно меняет содержание деятельности библиотечных работников, которые приобретают новый статус библиотечно-информационных специалистов. В этом обозначении получаем отражение комплекса факторов: изменяющаяся информационная среда, разнообразие печатных и электронных источников информации, современные информационные технологии.

Библиотечно-информационный специалист — это специалист, осуществляющий свою деятельность с применением новых информационных технологий. Основными объектами его профессиональной деятельности являются разнообразные документально-информационные ресурсы общества, потребности различных групп потребителей информации в системе научных, производственных и массовых коммуникаций, а также организация использования информационных ресурсов компьютерных сетей и систем.

Российское библиотечное сообщество, так же как и мировое, волнуют перспективы развития библиотечного дела, его стратегия и тактика, которые развиваются или намечаются только сегодня, хотя полностью воплощаться и совершенствоваться будут уже новым поколением. Поэтому так актуальны и значимы проблемы подготовки молодых специалистов.

Вступление в информационный век самым существенным образом оказало влияние на систему профессионального библиотечно-информационного образования. Умение осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях компьютерных и коммуникационных технологий становится обязательным компонентом подготовки любого специалиста, обеспечивающее мобильность и конкурентоспособность выпускника вуза в сфере его профессиональной деятельности.

Актуальным в этом аспекте представляется использование новых информационных технологий в учебном процессе для подготовки библиотечно-информационных специалистов как содержания деятельности, так и как средства воплощения дидактических задач. Данное направление активно исследуется и используется в практической деятельности, однако, целостной образовательной концепции использования компьютерной технологии пока еще не создано. Данная проблема осознается на современном этапе развития науки и вводится целое направление педагогической мысли -«Медиапедагогика» [Bishof]. Она связана с решением вопросов интеграции образования и компьютерной технологии с точки зрения включения образовательных ценностей и целей обучения в использование технологических достижений и в контексте изменения образовательной эпистемологии при использовании новых компьютерных технологий.

Необходимо признать также прагматичность использования медиатехнологий, что является одним из ключевых моментов развития дидактического процесса в рыночно ориентированном экономическом окружении. Использование новых компьютерных и Internet-основанных технологий в значительной степени уменьшает затраты на обучение, экономит усилия преподавателей и позволяет расширить контингент обучаемых, что способствует развитию инфраструктуры и информационного влияния учебного заведения. Использование медиатехнологий прагматично и с точки зрения обучаемых, так как позволяет сэкономить средства и время на образовательном процессе, если учебное заведение расширяет информационное пространство за счет введения элементов дистанционного обучения.

Проведенный анализ организации педагогического процесса в вузах, осуществляющих подготовку библиотечно-информационных специалистов, показал, что уровень подготовки студентов для профессиональной деятельности не вполне соответствует остро обозначившимся в последние годы задачам деятельности библиотечно-информационных служб. Неадекватность подготовки обусловлена в основном такими причинами, как игнорирование индивидуальных особенностей личности обучаемыхнедостаточная проработка методики обученияхарактер программ ряда учебных курсов, не учитывающий современные тенденции быстро меняющейся профессиональной среды библиотечно-информационного специалистаслабая обеспеченность учебного процесса современными информационными продуктами. В данных обстоятельствах концепция медиафакультета как образовательной структуры нового типа приобретает особую актуальность.

Как показывает анализ разработанности проблемы внедрения компьютерных технологий в процесс обучения, исследования проводятся по направлениям:

— компьютерная подготовка учащихся средней и высшей школы (С.И. Архангельский, Б. С. Гершунский, В. А. Каймин, Н. В. Кузьмина, B.C. Леднев, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, Ю. А. Первин, В. И. Пугач,.

A.И. Ракитова, И. В. Роберт, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и другие);

— компьютерное обучение взрослых в системе последипломного образования специалистов (О.И. Кочурова, B.JI. Рудик и другие);

— показ преимуществ компьютерных технологий в аспектах интенсификации и активизации обучения (Л.И. Алешин, А. И. Каптерев,.

B.В. Цуркан), индивидуализации (В.Ф. Горбенко, Н.В. Карчевская) и гуманизации учебного процесса (Т.В. Габай, М. Б. Калашников, Л Ф. Плеухова, О. И. Пугач, В.К. Цонева), реализации творческого, развивающего характера обучения (В.А. Андреев, В. Г. Афанасьев, Г. М. Клейман, Т. А. Сергеева и другие).

Поиску новых методов и методик обучения билиотечно-информационных специалистов на основе компьютерных технологий посвящены работы Л. И. Алешина, А. В. Ананьева, В. П. Ананьева, А. С. Арзуханова, Л. Б. Блиновой,.

C.А. Дедневой, А. И. Каптерева, Т. М. Кузьмишиной, Л. Л. Мотовой, Д. Н. Петрова, В. К. Степанова, Е. В. Царевой, В. В. Цуркана и других. Они посвящены вопросам компьютеризации отдельных библиотечных процессов и отчасти применению новых технологий в учебном процессе. На основе этих публикаций можно судить об уровне компьютеризации подготовки библиотечно-информационных специалистов в вузах культуры и искусств. Безусловно, в этом направлении появляются новые тенденции: использование электронных программных продуктов, мультимедийных учебных курсов и опыт применения новых информационных технологий в практике обучения. Однако во многом это происходит фрагментарно и без адекватного синтеза содержательного и технологического аспектов.

Проблемы практической реализации принципов моделирования информационно-образовательной среды, осознание теоретической и практической необходимости новых организационных форм реализации учебного процесса в условиях развития новых информационных и компьютерных технологий, создание конкретных методик преподавания вузовских дисциплин с использованием компьютерных технологий, направленных на развитие профессионально ориентированной компетенции будущего библиотечно-информационного специалиста, требуют своего разрешения.

Актуальность и недостаточная теоретическая проработанность проблем внедрения компьютерных технологий в учебный процесс в целях интенсификации профессионально ориентированного обучения библиотечно-информационных специалистов обусловили объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования: процесс подготовки студентов библиотечно-информационных специальностей.

Предмет исследования: специфика использования современных компьютерных технологий в обучении библиотечно-информационных специалистов.

Основная задача исследования: определение адекватной формы внедрения новых информационных технологий в процесс подготовки библиотечно-информационных специалистов.

Для решения основной задачи исследования необходимо:

— охарактеризовать этапы становления и развития проблемы обучения студентов использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности;

— сформулировать концептуальное представление о медиафакультете как организационной форме внедрения компьютерных технологий в процесс подготовки библиотечно-информационных специалистов;

— разработать деятельностно-компетентностную модель медиафакультета;

— проследить динамику развития библиотечно-информационного факультета по векторам реальности и эталонности;

— определить систему профессиональной библиотечно-информационной компетенции;

— установить возможности сетевых и мультимедийных технологий в подготовке библиотечно-информационных специалистов;

— обосновать методику обучения английскому языку с помощью новых информационных технологий как средства формирования профессиональной компетенции;

— выявить способы развития музыкально-компьютерной компетенции специалистов библиотечно-информационного профиля. Методологическую базу исследования составляет совокупность методов, применяемых для анализа теоретического и практического материала: деятельностный метод, компетентностный метод, системный метод моделирования, метод анкетирования, методы статистической обработки данных.

Исследование проводилось поэтапно с 1995 по 2002 год на базе Самарской государственной академии культуры и искусств.

На первом этапе (1995;1996 гг.) исследования была изучена литература по исследуемой проблеме, осуществлена разработка гипотезы и общей концепции исследования, проведен системный и функциональный анализ содержания процесса профессиональной подготовки студента. Проведен констатирующий эксперимент по определению общего уровня информационной компетентности студентов вуза культуры, обобщены и проанализированы его результаты.

На втором этапе (1997;2000 гг.) осуществлена формулировка целей, задач и методики исследования. Определена концепция подготовки студентов к использованию компьютерных технологий. Разработана модель медиафакультета как основа информационно-образовательной среды подготовки библиотечно-информационных специалистов и элемента системы виртуального сетевого сообщества образовательной направленности.

На третьем этапе (2000;2002гг.) уточнены результаты эксперимента с целью оценки эффективности разработанной программы подготовки студентов к использованию компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельностиобобщены результаты исследования. Проведена экспериментальная проверка эффективности модели медиафакультета на базе локальной вычислительной сети вуза.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме, его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях, совокупностью разнообразных методов исследования, а также итогами проведенного эксперимента, сочетанием качественного и количественного анализа его результатов, возможностью повторения экспериментальной работы.

Научная новизна исследования:

— на основе проведенного анализа определены особенности внедрения компьютерных технологий в процесс подготовки библиотечно-информационных специалистов применительно к среде их будущей профессиональной деятельности;

— разработана концепция медиафакультета как форма внедрения компьютерных технологий в процесс обучения использованию компьютерных технологий в профессиональной сфере;

— определена система профессиональных библиотечно-информационных компетенций и показана динамика их развития от компьютерной грамотности через формирование медиакомпетенции к медиакультуре;

— разработана и описана новая методика обучения библиотечно-информационных специалистов на основе сетевых технологий;

— обоснована роль английского языка для усвоения компьютерных технологий и проведено исследование сравнительной эффективности изучения языка с помощью профессионально ориентированного и электронного учебников, а также их комплексное применение;

— описан программно-аппаратный комплекс подготовки работников нотно-музыкальных отделов библиотечно-информационных служб.

На защиту выносятся следующие положения:

В современных условиях активного развития информационных технологий и повышения их роли в различных сферах общественной жизни актуализируется проблема компьютеризации процесса подготовки специалистов в области библиотечно-информационной деятельности. Мир источников информации стал более развернутым, поскольку наряду с традиционными в нем прочное место заняли электронные информационные продукты, работа с которыми требует от библиотечного специалиста специальной подготовки. В обучении современного библиотекаря усиливается информационно-технологическая составляющая, что дает основания для более точного обозначения его квалификации как библиотечно-информационного специалиста.

Наиболее целесообразной формой организации компьютерных технологий может стать медиафакультет как организационная структура, в рамках которой осуществляется подготовка специалистов к будущей профессиональной деятельности на основе современных информационных технологий. Медиафакультет представляет собой трансформацию фрагментарных форм внедрения компьютерного обучения в новое качество с преобразованием всех основных блоков: управленческогосодержательногокомпетенцийтехнологическогоцелей и результатов. Идея медиафакультета важна с точки зрения перехода в компьютеризации подготовки библиотечно-информационных специалистов от фрагментарности к системности.

Концепция медиафакультета предполагает его динамику от актуального уровня, характеризующего современное состояние компьютерной подготовки, до фьючерного уровня (должного, идеального) через промежуточные переходные этапы. В работе данная идея конкретизируется в трех моделях, различающихся по определенным критериям.

В процессе обучения будущего библиотечно-информационного специалиста осуществляется формирование системы профессиональных компетенций, под которыми имеется ввиду не только усвоение обучающимися знаний и умений, но и готовность, способность в максимальной степени соответствовать требованиям профессиональной деятельности. В обозначенном аспекте важное место отводится сформированности медиакомпетенции, т. е. готовности специалиста к успешному взаимодействию с медиатехнологиями. В процессе формирования профессиональной библиотечно-информационной компетенции студент проходит стадии от элементарной компьютерной грамотности до медиакультуры. Уровень медиакультуры требует такого содержательного и технологического наполнения, которое позволит студентам полноправно существовать в виртуальном образовательном сообществе, демонстрируя компетентность в понимании природы информационных процессовотслеживание человеком своей деятельности по овладению медиатехнологиями и осознание тех внутренних изменений, которые в нём происходятнавыки коллаборативной работы в глобальных сетях, творчество в информационном и медиапедагогическом аспектах.

В основе технологического блока медиафакультета должно быть использование сетевых и мультимедийных технологий, которые начинают активно внедряться в практику обучения библиотечно-информационных специалистов в вузах культуры и искусств. В работе предложена новая методика использования сетевых технологий удаленного доступа, позволяющая с большей эффективностью организовывать и контролировать обучающее пространство. Используемая в настоящее время программная продукция универсального характера нуждается в дополнении специальным продуктом библиотечно-информационного профиля.

Овладение английским языком в настоящее время становится одним из неотъемлемых требований профессиональной компетенции библиотечно-информационных специалистов в связи с тем, что он становится монополизирующим языком в системе общения в целом и глобального компьютерного взаимодействия в частности. В работе предложены новые информационно-педагогические технологии обучения английскому языку студентов библиотечно-информационной специальности, которая базируется на параллельном использовании общего интерактивного мультимедийного курса и профессионально ориентированного печатного учебного пособия, разработанного в Самарской государственной академии культуры и искусств. Исследование сравнительной эффективности инновационного и традиционного обучения свидетельствует о целесообразности сочетания учебных материалов разного вида, об активизации интереса студентов и достижении лучших результатов в усвоении иностранного языка.

Среди множества направлений, по которым развивается компьютеризация учебного процесса, особое место занимают музыкально-компьютерные технологии, освоение которых важно не только для музыкантов, но и специалистов библиотечно-информационного профиля. Речь идет о тех, кто имеет начальное музыкальное образование и ориентируется на работу в нотно-музыкальных отделах библиотек, библиотеках музыкальных вузов и учреждений. Предлагаемые в диссертации технологии обучения, разрабатываемые на базе музыкально-компьютерного центра Самарской государственной академии культуры и искусств, способствуют подготовке библиотечно-информационных специалистов современного уровня.

Теоретическая значимость диссертации заключается в разработке теоретических основ использования компьютерных технологий в подготовке библиотечно-информационных специалистовв применении деятельностного и компетентностного методов для анализа динамики развития медиафакультета и формирования системы профессиональных библиотечно-информационных компетенцийв обосновании понятий медиакомпетенция и медиакультурав определении методологии инновационных технологий и концепции организации обучения библиотечно-информационных специалистов.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке учебных программ и методического обеспечения дисциплин по выбору «Компьютерные технологии в профессиональной деятельности библиотечно-информационных специалистов», «Музыкально-компьютерные технологии в профессиональной деятельности библиотечно-информационных специалистов» — реализации экспериментальной модели медиафакультета как основы информационно-образовательной среды, формирующей информационную компетентность студентов факультета библиотековедения и информатики. Создан музыкально-компьютерный комплекс, на базе которого осуществляется развитие музыкально-компьютерных медиакомпетенций студентов библиотечно-информационного профиля. Сформирована система локальных Intranet-сетей с выходом в Internet для изучения общеобразовательных и специальных учебных дисциплин. Результаты исследования используются при подготовке и проведении лекционных и лабораторных занятий по применению компьютерных технологий, а также для организации самостоятельной работы студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы в Самарской государственной академии культуры и искусствна заседаниях, научно-методических семинарах кафедры информатики и информационных технологий Самарской государственной академии культуры и искусств. Основные положения апробированы в рамках международной научной конференции «Книга и культура» (Самара, СГИИК, 1994 г.) — международной научной конференции «Информатизация и проблемы гуманитарного образования» (Краснодар — Новороссийск, 1995 г.) — Первой электронной Всероссийской научно-практической конференции «Вуз культуры и искусств в образовательной среде региона» (Самара, СГАКИ, 2001 г.) — Второй электронной Всероссийской научно-практической конференции «Вуз культуры и искусств в образовательной среде региона» (Самара, СГАКИ, 2002 г.).

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Выводы:

1. В настоящее время сетевые технологии обучения представляются наиболее эффективным средством представления информационной обучающей среды и адекватной формой организации учебного пространства, благодаря оптимальному сочетанию разномодальных модулей обучающей системы и их функциональной интеграции. Сетевые и мультимедийные технологии интенсифицируют процесс обучения через усиление мотивации обучающихсясоздание естественного контекста деятельностипоощрение работы в сотрудничестве с коллегамиповышение ответственности обучающихся за приобретение и совершенствование собственных знаний и навыковизменение роли преподавателя в сторону наблюдения, инструктирования и консультирования. Они позволяют в максимальной степени учитывать индивидуальные потребности обучающихся.

2. Овладение английским языком в настоящее время становится одним из неотъемлемых требований профессиональной компетенции библиотечно-информационных специалистов в связи с тем, что он становится монополизирующим языком в системе общения в целом и глобального компьютерного взаимодействия в частности. Это относится как ко многим функциям программного обеспечения и его внедрения в процесс обучения и профессиональной деятельности, так и к потребностям информационного развития при общении в системе Internet. Как показало исследование, наиболее успешные результаты в освоении английского языка достигаются в условиях параллельного использования профессионально ориентированных электронного и печатного учебников, соединяющих преимущества мультимедийной презентации учебного материала и традиционных педагогических технологий, заложенных в печатном тексте.

3. Компьютерная подготовка библиотечно-информационных специалистов сориентирована не только на различные процессы и операции, но и на будущую деятельность студента в специфических отраслевых отделах, среди которых особое место занимают музыкальные подразделения универсальных библиотек, а также библиотеки образовательных учреждений музыкального профиля. Получение соответствующей квалификации библиотечно-информационным специалистом возможно в условиях овладения музыкально-компьютерными технологиями, содержание которых предложено в данной работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях активного развития информационных технологий трансформируются функции и содержание деятельности библиотечных и информационных систем. Качественно меняется и характер труда библиотечных работников, которые приобретают статус библиотечно-информационных специалистов. В этом обозначении получает отражение комплекс факторов: изменяющаяся информационная среда, разнообразие печатных и электронных источников информации, современные информационные технологии.

Библиотечно-информационный специалист — это специалист, осуществляющий свою деятельность с применением новых информационных технологий. Он выступает не только в роли квалифицированного пользователя, но и посредника в мире источников информации. Этот мир достаточно богат и разнообразен. В последние годы он обогатился множеством электронных материалов. Современное информационное пространство еще более обогащается «непечатными источниками» информации. В профессиональный язык начинает проникать термин «медиа», широко используемый в зарубежной печати. Он толкуется двояко: медиа — средства массовой информациимедиакоммуникативные средства в виде символа, изображения (фотография), речи, оттиска (книги и периодические издания), фильма, радио, телевидения, пластинки, магнитофонной записи, видеодиска и пр., используемых для передачи знаний в социальных группах или для широкой публики. Второе понятие носит кумулятивный характер, поскольку обозначает все изобретенные человечеством средства, формы хранения и передачи информации. Новейшие медиасредства соединяют в себе широкий спектр возможностей с использованием звука, изображения, видео и текста.

Такое употребление понятия «медиа» вполне правомерно, хотя в данной работе главное внимание акцентируется на использовании компьютерных технологий и электронных средств — носителей информации. Однако, как показано на примере обучения английскому языку, традиционные средства и инновационные компьютерные технологии наиболее рационально использовать в комплексе, поскольку они взаимно дополняют друг друга.

В вузах культуры и искусств в настоящее время компьютерное обучение внедряется в процесс подготовки по разным дисциплинам общенаучного и специального циклов, разрабатываются методики компьютеризации библиотечных процессов. Но в целом использование компьютерных технологий носит фрагментарный характер, что неизбежно ставит вопрос о системности, целостности, интегрированности частей в определенное организованное единство с четко заданными целями и параметрами.

В связи с этим целесообразно рассмотрение концепции медиафакультета как организационной структуры, в рамках которой на базе современных компьютерных технологий реализуется подготовка библиотечно-информационного специалиста современного уровня.

Внедрение компьютерных и других новых информационных технологий в процесс обучения в целом и в подготовку библиотечно-информационных специалистов прошло ряд этапов. Современный этап может быть охарактеризован как экспансия информационных технологий в образовательный процесс, что обусловливается увеличением количества компьютеров, программных продуктов и медиасредств обучения, улучшением их качества, интенсификацией процессов включения новых информационных технологий в учебный процесс.

Разработанная модель медиафакультета базируется на синтезе деятельностного и компетентностного подходов. Она включает в себя блоки: целей и результата, компетенций, управленческий, содержательный, технологический. Обозначенные блоки регулируют процессы, которые направлены на достижение совокупности профессиональных библиотечно-информационных компетенций. В контексте рассматриваемой проблемы важнейшее место среди последних занимает медиакомпетенция.

Прослежена динамика развития медиафакультета по вектору движения от актуальности (современного состояния) к эталонности (фьючерному состоянию), которая описана соответственно в трех моделях по технологическому, содержательному, организационно-управленческому критериям, а также по критерию соответствия полученного результата ставящимся целям подготовки.

В настоящее время сетевые технологии обучения представляются наиболее эффективным средством представления информационной обучающей среды и адекватной формой организации учебного пространства благодаря оптимальному сочетанию разномодальных модулей обучающей системы и их функциональной интеграции. Сетевые и мультимедийные технологии интенсифицируют процесс обучения через усиление мотивации обучающихсясоздание естественного контекста деятельностипоощрение работы в сотрудничестве с коллегамиповышение ответственности обучающихся за приобретение и совершенствование собственных знаний и навыковизменение роли преподавателя в сторону наблюдения, инструктирования и консультирования. Они позволяют в максимальной степени учитывать индивидуальные потребности обучающихся.

Овладение английским языком в настоящее время является одним из неотъемлемых требований профессиональной компетенции библиотечно-информационных специалистов в связи с тем, что он становится монополизирующим языком в системе общения в целом и глобального компьютерного взаимодействия в частности. Это относится как ко многим функциям программного обеспечения и его внедрения в процесс обучения и профессиональной деятельности, так и к потребностям информационного развития при общении в системе Internet. Как показало исследование, наиболее успешные результаты в освоении английского языка достигаются в условиях параллельного использования профессионально ориентированных электронного и печатного учебников, соединяющих преимущества мультимедийной презентации учебного материала и традиционных педагогических технологий, заложенных в печатном тексте.

Компьютерная подготовка библиотечно-информационных специалистов сориентирована не только на различные процессы и операции, но и на будущую деятельность студента в специфических отраслевых отделах, среди которых особое место занимают музыкальные подразделения универсальных библиотек, а также библиотеки образовательных учреждений музыкального профиля.. Получение соответствующей квалификации библиотечно-информационным специалистом возможно в условиях овладения музыкально-компьютерными технологиями, которые повышают качество библиотечного обслуживания в целом, а также рейтинг библиотечной профессии.

В диссертации обозначены основные задачи будущего развития в контексте компьютеризации подготовки библиотечно-информационных специалистов. Они могут рассматриваться как рекомендации, среди которых можно выделить важнейшие: материально-техническое оснащение факультетов библиотечно-информационного профилясистемная разработка специального программного продуктадостижение высокого уровня компьютерной подготовки всех преподавателей специальных дисциплинразработка и осмысление инновационных информационно-компьютерных технологийразвитие нового направления в педагогической науке — медиапедагогики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира».- М., 1997, — 190 с.
  2. Э. Единая электронная сеть. Какой она представляется американскому профессору К. Боргман // Библиотека.- 1996.- № 4.- С. 71−72.
  3. В. Информатизация: приобретения и утраты // Высшее образование в России.- 1999.- № 5.- С. 89−92.
  4. М.В. Электронный каталог в системе каталогов библиотеки // Библиогр.- 2001, — № 2.- С. 70−72.
  5. Л. Виртуальная библиотека: «человечество ищет и не может ее найти» // Библиотека.- 1997.- № 6.- С. 42.
  6. Л.И. Компьютерное тестирование студентов библиотечного факультета МГУК // Библиотековедение: исследования, история и современность: Сб. науч. тр./ МГУК.- М., 1995.- С. 110−131.
  7. Л.И. Перспективное направление совершенствования подготовки высших библиотечных кадров//Науч. и техн. б-ки.- 1999.- № 4.-С. 35−42.
  8. В.А. Электронные библиотеки: опыт создания за рубежом // Науч. и техн. б-ки.- 1998.- № 2, — С. 8−12.
  9. Н.Е. Новые учебные дисциплины библиографической кафедры // Библиогр.- 2000.- № 5.- С. 36−41.
  10. Н.Е., Рахматулаев М. А. Библиотечное образование и современные информационные технологии // Библиогр.- 2000.- № 4.- С. 129 132.
  11. А.Б., Вигурский К. В. Электронные библиотеки// Информ. ресурсы России.- 1999.- № 4.- С. 17−21.
  12. Е. Виртуальность: миф или реальность? // Библиотека.-1999.-№ 11.-С. 39.
  13. .М., Асфандиарова Т. Б. К вопросу о договорных отношениях в среде Интернет // Науч.- техн. информ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы.- 2001- № 10.- С. 11−14.
  14. И. Есть ли у библиотек будущее в XXI веке // Библиотековедение.- 1999.-№ 1.-С. 138−150.
  15. В.И. Основы компьютерной грамотности.- М.: АПИ, 1999.208 с.
  16. Е.В. Маркетинг и франдрейзинг как факторы активизации процессов внедрения новых технологий в библиотеках//НТБ.- 2000.- № 1.-С. 87−90.
  17. М. Поиски новых форм подготовки и повышения профессиональной квалификации библиотекарей // Библиотечные кадры: статус, использование, непрерывное образование: Науч.-реф. сб./ РГБ, Сост. Колегаева С. Д., Хайцева Л.Б.-М., 1996.-С. 116−121.
  18. С. С учебным процессом мы единое целое // Библиотека.- 1999.- № 7. с. 20−22.
  19. В.М. Содержание специализации «Психология библиотечно-информационной деятельности» // Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания.- М., 2002. С. 11−12.
  20. Библиотека в системе непрерывного профессионального образования.- Новосибирск, 2000.- 55 с
  21. Л.Б. Проблема соответствия системы профессиональной подготовки новым потребностям рынка информационных технологий // Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания.- М., 2002.-С 12−13.
  22. Д.И., Афанасова J1.H. Индикаторный метод компьютерного свертывания в процессе обучения аналитико-синтетической переработке информации // Науч. и техн. б-ки.- 2001.- № 12.- С. 29−42.
  23. Д., Спайс К. Модель универсальной научной полнотекстовой электронной библиотеки // Науч. и техн. б-ки.- 1997.- № 6.- С. 3−11.
  24. С.В., Некрасова Н. А. К вопросу о типизации виртуальных сетевых сообществах образовательной направленности.-http://auditorium.ru/conffulltext/bondarenko.pdf
  25. С. Профессиональная подготовка библиотекаря: содержание библиотековедческих дисциплин // Библиотековедение.- 2001.-№ 4.- С. 29−30.
  26. Э. Штутгарская медиатека // Библиотека.- 1995.- № 5.- С. 67.
  27. Т.М. Новые технологии новые знания // Информ. ресурсы России.- 2000.- № 3.- С. 10−11.
  28. Вайскопф Дж. Microsoft FrontPage: учебный курс.- СПб: Питер, 2000.352 с.
  29. Г. А., Гиляревский Р. С. Электронная книга (pro и contra): взгляд из Интернета // Науч. и техн. информ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы.- 2001.- № 4.- С. 14−23.
  30. Ф.С. Развитие современных информационных технологий в библиотеках России и других стран СНГ в зеркале международныхконференций «Крым-1994"-"Крым-2000» // Науч. и техн. б-ки.- 2001.- № 2.-С. 5−17.
  31. К.В., Семеновкер Б. А. «Электронная библиотека, может быть, вовсе и не библиотека, но библиотекари должны иметь на нее родительские права» // Библиотековедение.- 1999.- № 4−6.- С. 82−95.
  32. А. Автоматизированная библиотечная сеть высшей школы // Высшее образование в России.- 1996.- № 2.- С. 51−56.
  33. А.И. Вступаем в электронную эру.//Мир библиографии.-2000.-№ 5.-С. 14−19.
  34. А.И., Мосягин В. В. Рынок программных продуктов. Компьютеризация библиотеки. Занятие 8-е. //Науч. и техн. б-ки.- 1993.- № 3.-С. 13−17.
  35. С.А., Каленов Н. Е. Программные средства для формирования заказов по МБА // Науч. и техн. б-ки.- 1998.- № 3.- С. 8−9.
  36. Н. Поддержим образование получим хороших специалистов // Библиотека.- 1999.- № 1.- С. 52.
  37. Ф. и др. Рынок программного обеспечения для АБИС, или «заграница нам поможет»/ Воройский Ф., Каленов Н., Грибов В. // Библиотека. -1998.-№ 5.- С. 47−50.
  38. Е.В., Григорьева В.Г. English In Library and Information Context = Английский язык в информационно-библиотечном пространстве: Учеб. пособие.- Самара: Изд-во СГАКИ, 1998.- 380 с.
  39. М.Г. Современные стратегии культурологического образования.- Самара: Изд-во СГАКИ, 2001.- 223 с.
  40. М.Г., Кузичкина Г. А. Возможный ответ на вызовы времени//Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания,-М., 2002.-С. 14−17.
  41. В.А. Проблемы образования библиотечных специалистов и пользователей за рубежом: по материалам 62-й Генеральной конференции ИФЛА // http://www.rsl.kemsu.ru/bgk/! 999/2/1 .htm
  42. Д.М., Лавринович М. Б. Использование Интернет для эффективного доступа к электронным и традиционным источникам информации // Науч. и техн. б-ки.- 1999.- № 2.- С. 37−42.
  43. А.Г. Исходные основания программного обеспечения компьютеризации дисциплин библиотечно-информационного цикла// Библиотечное дело.- 2002. Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания.- М., 2002.- С. 55.
  44. М.В. О стратегии развития библиотечных Интернет-серверов // Науч. и техн. б-ки.- 1999.- № 2.- С. 54−63.
  45. В.Т. Современная библиотека как электронный информационный центр // Информ. ресурсы России.- 1999.- № 5.- С. 30−31.
  46. О.В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма // Вестн. МГУ.- Сер. 9. Филология,-2001.-№ 4.- С. 22−36.
  47. Е.В. Навигаторы знания: будущее библиотечной и информационной профессий (По материалам зарубежной печати 1998−1999 годов) // Библиографоведение.- 2000.- № 2.- С. 8−11.
  48. А.А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика (Искусство овладения иностранным языком).- М.: Педагогика, 1991.- 186 с.
  49. Дистанционное обучение.- М: Владос, 1998.- 120 с.
  50. Т.В., Хохлов Ю. Е. Информационное общество и будущее библиотеки // Науч. и техн. б-ки.- 1998.- № 1.- С. 38−40.
  51. JT. и др. АБИС «Марк" — программа творческая/ Иванова Л., Летунова О., Калмыкова Т. // Библиотека, — 1999.- № 5.- С. 63.
  52. Т.Н. Английский для общения = English for Communication: компьютерная программа.
  53. В.В. Межрегиональный центр «Образование и информация» проекты и пути взаимодействия // Науч. и техн. б-ки.- 1999.- № 3.- С. 22−25.
  54. Э. Где мои двенадцать лет. Презентация нового Интернет-проекта «Виртуальная школа» // Библиотека.- 2000.- № 12.- С. 29−33.
  55. Н. Электронная информация в библиотеках // Информ. ресурсы России.- 2000.- № 4.- С. 36.
  56. Н., Глушановский А. Преобразования в эпоху виртуальных миров // Библиотека.- 2000.- № 6.- С. 30−33.
  57. Н.А. Информационно-культурная составляющая подготовки специалиста в области информационной аналитики // Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания.- М., 2002.-С. 25−26.
  58. JI. Бумажные технологии или электронное издание? // Высшее образование в России, — 1999.-№ 1.-С. 117−121.
  59. А.И. Педагогическая концепция кафедры виртуальных коммуникаций // Библиогр, — 2000, — № 5, — С. 41−47.
  60. С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика.- 2000.- № 2.- С. 41−55.
  61. КарасикВ.И. Характеристики педагогического дискурса// Языковая личность: аспекты дидактики и лингводидактики.- Волгоград: Перемена, 1999.- С. 3−18.
  62. Е.О., Басамыгина И. Н. Информационная цивилизация и изменение социальной структуры общества // Информационная свобода и информационная безопасность.- Краснодар, 2001.- С. 143−145
  63. Г. Е., Дедова О. В. Компьютерный языковой учебник в Интернете // Докл. межд. конф. «Интернет. Общество. Личность. (ИОЛ-99)». Вып. 2. CD-ROM. СПб., 1999.
  64. Клавиатура персонального компьютера. Слепой десятипальцевый метод ввода информации: Метод, указания для студентов 1−2 курсов фак. библиотековедения и информатики / М-во культуры РФ- СГАКИ- Сост. Стрельников В.Н.- Самара, 2000.- 59 с.
  65. И.Л. Новые горизонты библиотек и библиотечное образование // Науч. и техн. б-ки.- 1997.- № 2.- С. 62−69.
  66. В. Новые концепции вузовских дисциплин//Сов. библиотековедение.- 1992.- № 2.- С. 126−127.
  67. К.К. Информатизация образования: новые приоритеты // Культура и образование регионов России: Тез. докл. научно-практ. конф. 20 -23 сентября 2000 г. Якутск, 2000. — Internet: http: // sitim. site, ru/ Conferences / CultEdu/ tesic/
  68. Компьютерные обучающие программы/ A.C. Демушкин, А. И. Кириллов, Н. А. Сливина, Е. В. Чубаров, А. О. Кривошеев, С.С. Фомин// Информатика и образование.- 1995.- № 3.- С. 15−22.
  69. Контрольные задания и учебные тексты по английскому языку для студентов заочного отделения факультета библиотековедения и информатики/ СГАКИ- Сост.: Вохрышева Е. В., Капишникова С.И.- Самара, 1997.- 80 с.
  70. А. Компьютерные обучающие программы по дисциплине «Информатика» //Проблемы информатизации.- 2001.- № 3.- С. 5457.
  71. О.П. Библиографическое образование: То be or not to be? // Мир библиографии.- 1998.- № 1.- С. 96−97.
  72. О.И. Проблема обучения взрослых использованию компьютеров в профессиональной деятельности: Дисс. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук, — СПб., 1996.- 242 с.
  73. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ). М.,-1977.- 264 с.
  74. В.М. Библиотеки в формировании единого информационного пространства страны // Науч. и техн. б-ки.- 1999.- № 1.- С. 7780.
  75. Дж., Хебрейкин Дж. Интернет. Энциклопедия.- СПб: Питер, 1999.- 560 с.
  76. Е. Новый проект: «Создание центров дистанционного образования» // Библиотека.- 1999, — № 6.- С. 56−57.
  77. В.Д. Редактор звуковых файлов Sound Forge 5.0: Руководство пользователя/ Сергей Кузнецов, — М.: Майор, 2002.- 176 с.
  78. Ю.А., Омельянский С. В. Компьютерные сети. Выбор, установка, использование и администрирование/ Кулаков Ю. А., Омельянский С.В.-К.: Юниор, 1999.- 544 с.
  79. Т.А. Содержание подготовки студентов педвузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.: Дисс. канд. пед. наук.- М., 1996.- 165 с.
  80. Левова Л В. и др. Что дальше? Автоматизированная инфомационно-библиотечная система «МАРК-SQL». Возможности, проблемы, решения./
  81. ЛевоваЛ.В., Ефремов С. В., Трифонова Е. В. // Науч. и техн. б-ки.- 2001.- № 2.-С. 32−39.
  82. А.А. Психология общения, — М., 1997.- 241 с.
  83. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Прометей, 1992.-528 с.
  84. .Р. Программа компьютеризации библиотек России: первый этап: Материалы конф. «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества» («Крым-94»). // Науч. и техн. б-ки.- 1995.- № 1.-С. 22−26.
  85. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984.- 444 с.
  86. А.Я. Библиотека вуза модель городского медиа -центра // Науч. и техн. б-ки.- 2000.- № 4, — С. 63−65.
  87. Е.В., СбитневаГ.И. Курс «Информационные системы» как учебный предмет//Мир культуры: человек, наука, искусство: Тезисы докладов Междунар. науч, конф. ученых, асп., ст-тов, 21−24 мая.- Самара, 1996.- С. 522−523.
  88. .И. Направления развития программного обеспечения и технического комплекса при автоматизации библиотечно-информационных процессов ГПНТБ России // Науч. и техн. б-ки.- 1997.- № 1.- С. 69−73.
  89. Е.В., Трусова В. А. «Живая» музыка на PC.- СПб: БХВ-Петербург, 2001.- 720 с.
  90. МетьюзМ. Microsoft Windows 98. Спутник пользователя/ Пер. с англ.- М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2000.- 504 с.
  91. А.Е. Языковая личность преподавателя высшего учебного заведения//Языковая личность: аспекты дидактики и лингводидактики.- Волгоград: Перемена, 1999.- С. 79 87
  92. В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся//Вопросы психологии.- 1985.- № 3, С. 14−22.
  93. JI. На пути к медиатеке // Б-ка.- 2001.- № 1.- С. 37−38.
  94. В.А. Цифровая запись: Технология и стандарты.- СПб: Наука и техника, 2002.- 256 с.
  95. Н.С., Бельмесова J1.B. Процесс обучения и новые информационные технологии // НТИ-97. Информационные ресурсы. Интеграция. Технологии: Материалы конф. (26−28 нояб. 1997 г., Москва).- М., 1997.- С. 168−169.
  96. И.С. Интернет: влияние на образование и безопасность // Науч. и техн. б-ки.- 1998.- № 2.- С. 159−162.
  97. О национальной доктрине образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва // Бюллетень Министерства образования РФ.- 2000.- № 11.-С. 3.
  98. Л.Г. Технология построения гипертекстов. Дис. канд. физ.- мат. наук.- М., 1993.- 230 с.
  99. В.Г., Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы.- СПб: Питер, 2000.- 672 с.
  100. Пак С., Аррантс С. Web-сервер, WebSite/ пер. с англ.- К.: Издательская группа BHV, 1997.- 544 с.
  101. Панков А.Б. WWW-сервер ГПНТБ России как типовое решение // Науч. и техн. б-ки. 1998. — № 2. — С.95−98.
  102. А.Б. Библиотечно-информационный сервер Интернет -проблемы реализации // Науч. и техн. б-ки. 1998. — № 2. — С.86−88.
  103. ПаськоВ. Microsoft Office 2000 (русифицированная версия).- К.: Издательская группа BHV, 2000.- 784 с.
  104. Пасько В.П. Word 6/0 для Windows: К.: BHV, 1997.- 480 с.
  105. Р.Ф. Музыка на ПК.- СПб: BHV, 2000.- 512 с.
  106. И.С. Требуется технологический подход // Библиогр. 2001.-№ 2.- С. 34−38.
  107. И.С., Тараненко Л. Г. Электронный библиографический сервис: расчеты и просчеты // Библиогр.- 2000.- № 6.- С. 3−8.
  108. Е.С. Концепция дистанционного курса «Обучение чтению на английском языке» // Методические материалы лаборатории Дистанционного обучения. 1999.- http://web.redline.ru/-pet/method/htm.
  109. Ю. Графотека, медиатека и другие чудеса Штутгарта // Библиотека.- 1997.- № 1.- С. 86−87.
  110. Программа производственной практики студентов 2 курса специальности «Информационные системы в сфере культуры» / М-во культуры РФ- СГИИК- Сост. Белякова Г. С., Мотова Л. Л. Стрельников В.Н.- Самара, 1996.- Юс.
  111. Программа производственной практики студентов 3 курса специальности «Информационные системы в сфере культуры» / М-во культуры РФ- СГИИК- Сост. Белякова Г. С., Мотова Л. Л. Стрельников В.Н.- Самара, 1997.- 16 с.
  112. Программа производственной практики студентов II курса специализации «Технология автоматизированных библиотечных систем» факультета библиотековедения и информатики./ СГИИК- Сост. Мотова Л. Л., Стрельников В.Н.- Самара, 1993.- 16 с.
  113. Проект библиотечной сети учреждений науки и образования Северо Западного региона России- RUSLANet/ Племнек А. И., Агаджанова J1.H., Баранов B. J1. и др. // Науч. и техн. б-ки.- 1997.- № 11.- С. 3−16.
  114. М. Л., Дедова О. В. Об опыте гипертекстового изложения учебных курсов // Вестн. МГУ.- Сер. 9. Филология.- 2001.- № 6.- С. 181−196.
  115. Репрография. Оперативная полиграфия: Метод, указ. к выполнению лаб. работ по курсу «Механизация и автоматизация библиотечных процессов» для студ. II-III курсов библ. фак./ Сост. В. Н. Стрельников.- Куйбышев, 1990.27 с.
  116. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования.- М.: Школа-Пресс, 1994.- 163 с.
  117. В.Ю. Обработка звука на PC.- СПб: БХВ.- Петербург, 2001.- 1248 с.
  118. И.Л. и др. Методическое пособие для создания компьютерных программ по иностранному языку. Пенза: ПВАИУ, 1994.
  119. В.В. Электронные коммуникации важнейший вектор развития библиотечного дела //Науч.- техн. информ. Сер. 1. Организация и методика информ. работы.- 1998.- № 8.- С. 31−36.
  120. Н.А., Разенкова Т. В. Информационно-управленческие профессии выбор XXI века // Библиотековедение.- 2000.- № 2.- С. 12−17.
  121. И.А. Информационные технологии и образование.-http://informika.ru/text/inftech/listpubl.html
  122. П.С. Библиотечно-информационный факультет в условиях информатизации // Библиогр.- 2000.- № 5.- С. 30−36.
  123. О.Р. Среднее образование: телекоммуникационные ресурсы // Мир библиографии.- 2001.- № 1.- С. 56−59.
  124. Г. Библиотечное занятие: операционное описание технологического процесса, его подготовки и проведения // Школьная библиотека.- 2002.- № 1.- С. 28−29.
  125. В. Работа с Интернет как продолжение библиотечной профессии // Науч. и техн. б-ки.- 1997.- № 2, — С. 73−75.
  126. В.К. Библиотеки реальные и виртуальные в эру цифровых коммуникаций // Науч. и техн. б-ки, — 2001.- № 1.- С. 71−75.
  127. В.К. Виртуальная библиотека: первое знакомство // Б-ка. 1996. — № 7. — С.44−46- № 8. — С.58−61.
  128. В.К. Виртуальный СБА: проблемы внедрения и использования в библиотеках // Библиогр. 1996. — № 4. — С.5−8.
  129. В.К. Виртуальный справочно-библиографический аппарат в библиотеках России // Науч. и техн. б-ки. 1996.- № 11.- С. 15−20.
  130. В.К. Изучение глобальных информационных сетей в системе подготовки библиотечных работников // Мир культуры: человек, наука, искусство: Тезисы докладов Междунар. науч, конф. ученых, асп., ст-тов, 21−24 мая.- Самара, 1996.- С. 470−472.
  131. В.К. Ищите и отыщете // Б-ка. 1998.- № 1.- С.53−54.
  132. В.К. Коммерческие полнотекстовые базы данных и их использование // Б-ка. 2001. — № 4. — С.45−47.
  133. В.К. Поисковые системы Интернет: эволюция и перспективы // Науч. и техн. б-ки. 1988. — № 2. — С.89−93.
  134. В.К. Применение Интернет в практической деятельности библиотек: Семинар 30 сент.- 2 окт. 1999 г. Самара, 1999. — 40 е.
  135. В.К. Российские библиотечные сайты в Интернете // Науч. и техн. б-ки. 2000. — № 3. — С. 17−20.
  136. Ю.Н. Критика термина виртуальная библиотека // Науч. и техн. б-ки.- 1997.- № 8.- С. 17−21.
  137. В.Н. Издательская деятельность в библиотеках и новые информационные технологии // Книга и культура: Тез. докл. Междунар. науч. конф. / СГИИК.- Самара, 1994.- С. 231−233.
  138. В.Н. Некоторые аспекты технологической подготовки специалистов в области библиотечного дела и библиографии // Библиотечно-библиографическая деятельность в системе социальных процессов: Сб. науч. тр. / СГИИК.- Самара, 1993.- С. 173−176.
  139. В.Н. Новая информационная техника и технологии// Взаимосвязь и единство учебного научного процессов в системе заочного обучения: Тез. Рос. респ. науч. конф. / СГИИК.- Самара, 1992.- Ч. 1.- С. 119 121.
  140. В.Н. Подготовка библиотекарей-технологов АБС // Книга и культура: Тез. докл. Междунар. науч. конф. / СГИИК.- Самара, 1994.- С. 283−285.
  141. В.Н. Сетевые технологии в учебном процессе вузов культуры // Академические тетради. Вып. 2. Библиотечно-информационная коммуникация в пространстве культуры: Сб. науч. статей.- Самара: Изд-во СГАКИ, 2001.- С. 255−268.
  142. В.Н. Электрофотография в системе централизованной каталогизации // Библиографический потенциал: Состояние и динамика: Тез. обл. науч. конф. / КГИИК.- Куйбышев, 1990.- С. 16−18.
  143. М. Поиск информации в Интернете: подводные камни // Компьютер Пресс. 1999.- № 9.- С. 156−160.
  144. М. Профессиональный поиск в Интернете: планирование поисковой процедуры // Компьютер Пресс. 1999.- № 7. — С. 53−57.
  145. М. Профессиональный поиск в Интернете: полнота, достоверность, скорость // Компьютер Пресс. 1999. — № 7. — С. 170−175.
  146. Терминологический словарь по автоматике, информатике и вычислительной технике/ В. В. Зотов, Ю. Н. Маслов и др.- М.: Высшая школа.-1989.- 191 с.
  147. Титтел Эд, Стюарт Джеймс Майкл. Intranet это бизнес.-http://www.ccc. ru/ magazine/depot/96 09/ index.htm.- 2002.- 15.06.02
  148. А. Поисковые системы и каталоги по-русски // Компьютер Пресс. 1999.- № 2.- С.36−52.
  149. В. Развитие образования в России в новом веке: традиции, реалии и идеалы // Университетская книга.- 2001.- № 2.- С. 6−11.
  150. А.В., Фролов Г. В. Компьютер IBM PC/AT, MS DOS и Windows. Вопросы и ответы.- М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1994.- 218с.
  151. Ю., Брейдо Е. Гипертекст как объект лингвистического анализа // Вестн. МГУ.- Сер. 9, Филология.- 1996.- № 3.- С. 61−77.
  152. М. Образовательная телекоммуникационная сеть открыта в Красноярске // Библиотека.- 1999.- № 10.- С. 37.
  153. Е.В. Когнитивный результат использования нелинейных информационных технологий в вузовском образовании // Мир культуры: человек, наука, искусство: Тезисы докладов Междунар. науч, конф. ученых, асп., ст-тов, 21−24 мая.- Самара, 1996.- С. 469−470.
  154. В.В. ЭВМ и информационная подготовка квалифицированного специалиста // Науч. и техн. б-ки.- 1997, — № 2.- С. 70−73.
  155. С.А. Английский для гуманитариев: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 528 с.
  156. С.Е., Агаков И. Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования образование в мире.- 2001.- № 4.- С. 819.
  157. О. Немного о мультимедиа в профессиональном образовании // Библиотека.- 1998.- № 4.- С. 55−57.
  158. Я.Л. Интернет-ресурсы и услуги для библиотек: Допущено МК РФ в качестве учеб. пособия для студентов вузов культуры и искусств / Шрайберг Я. Л., Гончаров М. В., Шлыкова О. В. М.: МК РФ, ГПНТБ России, МГУКИ, 2000. — 140 с.
  159. Я.Л. К проекту программы «Российские электронные библиотеки» // НТБ, — 2000.- № 3.- с. 4−10.
  160. Электронные библиотеки Великобритании: к сводным виртуальным каталогам//Информатика: Экспресс-информация/ ВИНИТИ.- М., 1999.-Вып. З.-С. 13−14.
  161. В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы.-http:// www/ ipu. ru./publ/epst.htm.
  162. Л., Лэнгдон К. Изучение использования электронных журналов // Науч. и техн. б-ки.- 2000.- № 5.- С. 88−94.
  163. Achleitner K.H. Global Conversations New Horizons for Information Specialists/ Achleitner K.H., Vowel F. // First Monday. 1998. — Vol.3, № 1. // http://firstmonday.org/issues/issue3l/achleitner/index.html. — 11 p.
  164. Alexander L.G. First Things First. Teacher’s Book / Alexander L.G. L., 1987.- 150 p.
  165. Angelides M. C. Pedro The Spanish Tutor: A Hypertext-based Intelligent Tutoring System for Foreign Language Learning / Angelides M. C., Gibson G. // Hypermedia. — 1993. — № 5(3). — P. 205−230.230. avantnoise.com // http://www.avantnoise.com/
  166. Bell D. The cming of postindustrial society / Bell D. N.Y., 1973.
  167. M. 'Global Tutoring': An experiment in alternative learning / Berns M. // http://edie.cprost.sfu.ca/it/res-and-ref.html.
  168. Bielawski L. Intelligent Systems Design Integrating Expert Systems, Hypermedia, and Database Technologies / Bielawski L., Lewand R. — New York: John Wiley & Sons, 1991.-368 p.
  169. Bishof U. Mediengesellschaft neue «Klassengesellschaft»? / Bishof U. // HBI aktuell. — Stuttgart, 1999. — Aus. 1. — S. 9−10.
  170. Bork A. Computer and information technology as alearning aid// Education and Computing.- 1985.- Vol. 1.- P. 25−35.
  171. Botafogo, R.A. Structural analysis of Hypertexts: Identifying Hierarchies and Useful Metrics / Botafogo, R.A., Rivlin, E., Shneiderman, B. // ACM Transactions on Information Systems. 1992. — Vol.10, № 2.
  172. Breen M. The End of the World as We Know It: Popular Music’s Cultural Mobility//Cultural Studies.- 1995.- Vol. 9, N 3.- P. 486−504.
  173. Bridge to English: Компьютерная программа.
  174. Brown J.S. Situated Cognition and the Culture of Learning / Brown J.S., Collins A., Duguid P. // Educational Researcher.- Vol.18, N1.- P.32−42.
  175. Bush V. As we may think / Bush V. // Atlantic monthly. 1945. — Vol. 176, № l.-P. 101−108.
  176. Capurro R. Ethik als Wirklichkeitskonsruktion / Capurro R. // HBI aktuell. Stuttgart, 2000. — Aus.l. — S. 42−43.
  177. Cassell, J. The power of a nod and a glance: Envelope vs. emotional feedback in animated conversational agents / Cassell, J., Thorisson, K.R. // Applied Artificial Intelligence. 1999. — N 13. — P. 519−538.
  178. Castell S. de. Object Lessons: Towards an Educational Theory of Technology / Castell S. de, Bryson M., Jenson J. // First Monday. 2002. — Vol. 7, № 1 //http://firstmonday.org/issues/issue7l/castell/index.html. — 13 p.
  179. Chi, M. Т. H. Eliciting self-explanations improves understanding / Chi, M. Т. H., de Leeuw, N., Chiu, M., La Vancher, C. // Cognitive Science.- 1994.- Vol. 18.- P. 439−477.
  180. Creed T. Extending the classroom Walls electronically / Creed T. // Campbell W. New Paradigms for College Teaching / Campbell W., Smith K.- Edina: Interaction Books, 1996.- P. 105−126.
  181. Curran K. Helpmate: A Multimedia Web Teaching Framework / Curran K., Devine B. // First Monday.- 2000.- Vol.5, № 5 // http://firstmonday.org/ issues/ issue55/ curran/index.html. 5 p.
  182. De Munk J.T. OODB Support for WWW Applications: Disclosing the Internal Structure of Documents. Proc. / De Munk J.T., Aerts A., De Bra P de. // WebNet-96 Conference.- San Francisco, 1996.- 40 p.
  183. Distance Learning in Higher Education // http: www.chea.org./ Commentary/ distancelearning/distancelearning-3.cmf. #expanding Universe.html.7p
  184. Dolfsma W. Global Electronic Channels in the Music Industry / Dolfsma W., Christiaanse E. // Bit World conference, Cape Town, South Africa. Cape Town., 1999 .-P. 11−21.
  185. Dotclick Digital Music Network // http://www.dotclick.com/
  186. Economist, 2001. «World Music Sales,» at http://www.economist.com/1. P. 1.
  187. Fantel H. Music by mouse / Fantel H. // A.K.A. MP3, «Opera News. -2000. Vol. 64, Part 10. — P. 26−27.
  188. Fasttrack // http://fasttrack.nu
  189. Foster D. Community and identity in the electronic village / Foster D. // Internet culture.- London: Routledge, 1997. P. 9−34.
  190. Freedman, R. Atlas: A plan manager for mixed-initiative, multimodal dialogue / Freedman, R. // AAAI '99 Workshop on Mixed-Initiative Intelligence.-Orlando, 1999.-P. 16−24.
  191. Garageband.com // http://www.garageband.com/
  192. Garofalo R. From music publishing to MP3: Music and industry in the Twentieth Century / Garofalo R. // American Music.- 1999.- Vol. 17, Part 3.- P. 318−353.
  193. S. «The Digital Millenium Copyright Act Goes Global?» / Grimm S. // http://www.newmediamusic.com/
  194. Haraway D. A Cyborg manifesto: Science, technology, and socialist feminism in the 1980's / Haraway D. // Simians, cyborgs, and women: The reinvention of nature. New York: Routledge, 1991.- P. 3−15.
  195. Hume, G. D. Hinting as a tactic in one-on-one tutoring / Hume, G. D., Michael, J. A., Rovick, A., Evens, M. W. // The Journal of the Learning Sciences. -1996. N5.-P. 23−47.
  196. Independent Musicians WebRing // http:// www. angelfire. com/ pq/ imusicians/
  197. International Tandem Network // Tandem Server in Trinity College // http://www.tcd.ie/CLCS/tandem
  198. Jahrresbericht. Stuttgart: FHBI, 1992. — 1998.
  199. Jones S. Music and the Internet / Jones S. // Popular Music.- 2000.- Vol. 19, № 2 (Fall).-P. 217−230.
  200. Kasaras K. Music in the Age of Free Distribution: MP3 and Society / Kasaras K. // First Monday. 2000. — Vol. 7, № 1 (Jan.).
  201. Khalili A. The Effectiveness of Computer Applications: A Meta-Analysis / Khalili A, Shashaani L. // Journal of Research on Computing in Education. 1994. — Vol. 27, № 1. — P.48 — 61.
  202. Khan, T. Pedagogic Principles of Case-Based CAL / Khan, Т., Yip, Y. J // Journal of Computer Assisted Learning.- 1996.- Vol. 12, No 3. P. 172−192. w2.
  203. Kinshuk, Patel A. A conceptual framework for Internet based intelligent tutoring systems / Kinshuk, Patel A. // Knowledge transfer / Ed. A.Behrooz. -London, 1997.-P. 117−124.
  204. Krueger W. Das Musikbibliothekarische Zusatzstudium / Krueger W. 4 Aufl. — Stuttgart, 1994.- 156 s.
  205. Lyotard J.-F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. -Minneapolis: University of Minnesota Press, 1 984 277. mH20.com // http://www.mh2o.com/
  206. Montgomery S. Addressing Diverse Learning Styles Through the Use of Multimedia// University of Michigan.- 1998.- Internet: http://fre.www.ecn.purdue. edu/FrE/asee/fie95/3a2/3a22/3a22.htm.
  207. Morris J. The case for CAI// SIGCUE bull.- 1984.- Winter.- P. 11−14.
  208. Nawarecki E. Decentralized computer learning systems based on autonomous agent approach / Nawarecki E., Dobrowolski G. // Lecture Notes in Computer Science. 1996.- № 1108. — P. 105−113.
  209. Nelson Т.Н. A file structure for the complex, the changing and indeterminate / Nelson Т.Н. // ACM 20th National Conference Proceedings. -Clevelend (Ohio), 1965.- P. 84 -100.
  210. New Media Music, 2001. Online Music to Become a $ 10 Billion Business by 2006,» (Informa Media Group) // http://www.newmusicmedia.com/
  211. New Media Music. 2001. Webcasts Embrace Advertising According to New Arbitron Survey // http://www.newmusicmedia.com/
  212. Newmarch J. Lessons from Open Source: Intellectual Property and Courseware / Newmarch J. // First Monday. 2001. — Vol. 6, № 6 // http://firstmonday.org/issues/issue66/newmarch/index.html. — 11 p.
  213. P. Gwin, 2001. «Latest From the Digital Music Wars,» Europe, number 405, P. 5 (5.p), L. Powers, 2001. «Strategic Lifestyles of the Rich and Famous: BMG-EMI-AOL,» // http://www.newmediamusic.com/ p. 1−3
  214. Person Natalie K. The Model of «Human-Tutor» Dialogue Controls the Activities in AutoTutor / Natalie K. Person, Arthur S. Grasser, Roger J. Kreuz, Victoria Pomeroy // International Journal of Artificial Intelligence. 2001. — № 12.-P. 23−39.
  215. Pfahl M. Giving Away Music to Make Money: Independent Musicians on the Internet / Pfahl M. // First Monday. 2001. — Vol.6, № 8 // http://firstmonday.org/issues/issue68/pfahl/index.html
  216. Platinuum English: Компьютерная программа.
  217. Prins H. Status, Image and Reputation of Librarianship: Results of Empirical Study / Prins H. // 57th IFLA Conference «Division of management and Technology». M., 1991. — Booklet 6. — P. 39−47.
  218. Rheingold H. The Virtual community: homesteading on the electronic frontier / Rheingold H. // Reading. Mass.: Addison-Wesley, 1993.- P. 80−95.
  219. Riordan J. Making it the Music Business. Revised and updated / Riordan J.- Cincinnati (Ohio): Writer’s Digest Books, 1991.- P. 19−20, 29, 340.
  220. Rocket Network // http://www/rocketnetwork.com/
  221. Russell G. Computer Mediated School Education and the Web / Russell G. // First Monday. 2001. — Vol.6, № 11 // http:// firstmonday. org/ issues/ issues/ russell/index.html
  222. School Library media specialty/ University of Maryland College Park. College of information studies.- Maryland, 2000.- 2 p.
  223. Shaw, E. Pedagogical agents on the web / Shaw, E., Johnson, W.L., Ganeshan, R. // Proceedings of the Ninth International Conference on Artificial Intelligence.- Without place of print.: IOS Press, 1999.- P. 17−28.
  224. Shelton S.M. Multimedia / Shelton S.M. // Technical Communication. -1993. Vol. 40, № 4. — P. 694−704.
  225. Speaking English: Компьютерная программа.
  226. Al. «MP3 Software» / Stevens Al. // Technology Review.-2001.- Vol. 104, № 3.- P. 88−89.
  227. Tandem Server in Trinity College (University of Dublin) //http:// www.tcd.ie/CLCS/tandem/
  228. Tannenbaum R. Education or training. Reflections of a life in computing// Educom Review.- January February.- 1999.- Internet: http://www.educause.edu/ ir/library/html/erm9911 .html.
  229. J. «On the Trail of the Virtual Recording Studio», 2000 / Townley J.- //http://smw.internet.com/audio/reviews/rocket
  230. Webster’s Ninth New Collegiate Dictionary.- Springfield (Massachusets): Meriam-Webster Inc. Publishers, 1983. 83 p.
Заполнить форму текущей работой