Организационно-экономические основы маркетинговой деятельности в сельскохозяйственных предприятиях: На примере Новосибирской области
Разработанные «Положение о службе маркетинга в сельскохозяйственном предприятии», «Адаптированный экономический механизм», «Эффективные технологии маркетинга» внедрены в ГУП ПКЗ «Чикский», ГУП птицефабрика «Им. 50-летия СССР» Коченевского района, ЗАО «Маслянинское», АОЗТ «Салаир» Маслянинского района и ряде других хозяйств Новосибирской и Томской областей, а также использовались при разработке… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДПРИЯТИЯХ
- 1. 1. Сущность и содержание системы маркетинга
- 1. 2. Организационная структура маркетинговых служб
- 1. 3. Становление и развитие системы маркетинга в сельском хозяйстве
- Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
- 2. 1. Анализ рынка животноводческой продукции
- 2. 2. Товарный ассортимент и процессы ценообразования
- 2. 3. Анализ работы служб маркетинга в сельскохозяйственных предприятиях
- Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
- 3. 1. Организация службы маркетинга в сельскохозяйственных предприятиях
- 3. 2. Эффективные технологии маркетинговой деятельности
- 3. 3. Переход сельскохозяйственных предприятий на адаптированный экономический механизм
Организационно-экономические основы маркетинговой деятельности в сельскохозяйственных предприятиях: На примере Новосибирской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. При реформировании современной российской экономики возник ряд проблем, важнейшей из которых является повышение эффективности сельскохозяйственного производства как стратегически значимой сферы деятельности, во многом предопределяющей уровень жизни населения России и эффективность развития значительного числа отраслей народнохозяйственного комплекса. На фоне общей кризисной ситуации в народнохозяйственном комплексе требуется пересмотр и активизация исследований, направленных на эффективное доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя.
Маркетинговый подход при решении стратегических и текущих задач позволяет предприятиям очень гибко маневрировать имеющимися материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами. Рыночные условия превращают маркетинг в фундамент организации и планирования всей производственно-сбытовой деятельности предприятий, а управление маркетингом — в важнейший элемент системы управления ими. С этой целью в предприятиях должна функционировать служба маркетинга как самостоятельное специализированное внутрихозяйственное подразделение, действующее на основе принципов маркетинга.
Организация службы маркетинга для предприятий сельского хозяйствапроблема новая, и поэтому она слабо изучена отечественной экономической наукой. Публикаций по проблеме организации маркетинговой деятельности в сельскохозяйственных отраслях в современных сложных и неоднозначных условиях очень мало, что обусловлено явно недостаточным уровнем исследования этой проблемы. Авторы в основном освещают зарубежный опыт организации маркетинговой деятельности или делают попытку его механического переноса в систему управления сельскохозяйственными предприятиями. В этих работах проблема организации службы маркетинга исследуется главным образом в теоретическом аспекте. В связи с этим особенностью диссертационной работы является и то, что она носит теоретико-практический характер, связанный с совершенствованием маркетинговой деятельности в сельскохозяйственных предприятиях.
Актуальность темы
исследования возрастает еще и потому, что результаты исследования могут быть использованы предприятиями всех видов и форм собственности в различных отраслях народного хозяйства.
Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в обосновании основных направлений совершенствования маркетинговой деятельности в сельскохозяйственных предприятиях при переходе к многоукладной экономике и при возникновении новой инфраструктуры рынка. Для этого необходимо решить следующие задачи:
— обобщить основные теоретические положения маркетинговой деятельности, раскрыть особенности становления и развития системы маркетинга в сельском хозяйстве;
— проанализировать современное состояние маркетинговой деятельности в сельскохозяйственных предприятиях;
— разработать комплексный проект положения о службе маркетинга в сельскохозяйственных предприятиях в условиях формирования рыночной экономики;
— определить основные направления эффективных технологий маркетинговой деятельности;
— обосновать адаптированный экономический механизм, ориентированный на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий и освоение коммерческого расчета.
Объект исследования — маркетинговые формирования в сельскохозяйственных предприятиях.
Предмет исследования — современные экономические процессы, связанные с рациональной организаций служб маркетинга в условиях формирования рыночной экономики.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные разработки и практические обобщения ведущих ученых-экономистов России и зарубежных стран, занимающихся проблемами маркетинга в рыночной экономике. Широко использовались материалы конференций по проблемам исследования маркетинга, экономических совещаний и семинаров, сведения, опубликованные в отечественной и зарубежной научной литературе и периодической печати, а также результаты исследований, проведенных в Новосибирском государственном аграрном университете.
При проведении исследования применялись методы экономического анализа: абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный, анкетирование.
Научная новизна заключается в следующем:
— на основе практического анализа большого числа отечественных и зарубежных первоисточников и публикаций, а также исследование практического опыта развиты представления об организации службы маркетинга в сельскохозяйственных предприятиях и определены основные направления ее совершенствования;
— разработан комплексный проект положения о службе маркетинга в сельскохозяйственном предприятии, регламентирующий и стимулирующий маркетинговую деятельность;
— развиты положения об эффективных технологиях маркетинга, направленных на четкое определение потребности в сельскохозяйственной продукции, на повышение ее конкурентоспособности и точный выбор каналов реализации;
— обоснован и внедрен адаптированный экономический механизм, ориентированный на повышение конкурентоспособности продукции и услуг сельскохозяйственных предприятий и освоение коммерческого расчета внутрихозяйственными подразделениями.
Научное и практическое значение работы состоит в том, что теоретические и методологические положения, обобщения и выводы, содержащиеся в диссертационной работе, используются областными и районными органами сельского хозяйства, сельскохозяйственными предприятиями Новосибирской области, что позволяет им разработать и принять экономически выгодные управленческие решения, повысить научный уровень и обоснованность планов, и в условиях обострившейся конкурентной борьбы между предприятиями даст им возможность развиваться эффективно.
Материалы диссертации использованы автором при чтении лекций по курсам: «Управление маркетингом» и «Менеджмент» в Новосибирском государственном аграрном университете, Новосибирской школе управления агропромышленным комплексом, а также при разработке учебно-методической литературы.
Результаты исследования могут найти применение при организации службы маркетинга и для ее совершенствования в предприятиях всех видов и форм собственности независимо от отраслевой принадлежности.
Апробация работы. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ Новосибирского государственного аграрного университета по теме: «Разработать предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе».
По теме диссертации автором делались доклады на научно-практических конференциях г. Новосибирска.
Разработанные «Положение о службе маркетинга в сельскохозяйственном предприятии», «Адаптированный экономический механизм», «Эффективные технологии маркетинга» внедрены в ГУП ПКЗ «Чикский», ГУП птицефабрика «Им. 50-летия СССР» Коченевского района, ЗАО «Маслянинское», АОЗТ «Салаир» Маслянинского района и ряде других хозяйств Новосибирской и Томской областей, а также использовались при разработке областной программы «Переход к устойчивому развитию агропромышленного производства Новосибирской области в 2000;2005 гг.», что подтверждено соответствующими актами и справками-отзывами.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы, включающего 181 наименование. Работа изложена на 147 страницах машинописного текста, содержит 27 таблиц, 2 рисунка и 7 приложений.
Выводы и предложения.
1. Маркетинг следует понимать в широком смысле, а именно как процесс исследования всех иерархических уровней, всех видов организационной и экономической деятельности, связанной с превращением покупательной способности потребителя в спрос на продукцию, как процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации товаров.
По мере развития рыночных отношений и обострения конкуренции между предприятиями необходимо переходить на маркетинговый подход к решению проблем регулирования производства и реализации продукции. Маркетинг должен стать одной из прогрессивных форм управления предприятием.
2. За последние годы существенно сократился рынок отечественной сельскохозяйственной продукции, что привело к повышению цен на нее и снижению потребления основных видов продовольствия на душу населения.
Ассортимент продукции сельскохозяйственных предприятий увеличивается медленно, что связано с недостатком средств для диверсификации производства, и с сохранением монополизма на некоторые виды продукции.
3. Как показал анализ маркетинговой деятельности, руководители и специалисты сельскохозяйственных предприятий принимают управленческие решения в условиях неопределенности, отсутствия маркетинговой информации. В результате у предприятий нет достаточных каналов реализации продукции, и она продается по низким ценам. Только 6,8% хозяйств области с годовой товарной выручкой до 10 млн.р. и 14,1% хозяйств с товарной выручкой свыше 10 млн.р. осуществляют маркетинговые исследования и на их основе планируют производство и реализацию продукции. Однако, несмотря на такое положение, маркетинговые службы в сельскохозяйственных предприятиях создаются очень медленно и некомплексно.
4. Маркетинговые службы, в первую очередь, целесообразно создавать в крупных сельскохозяйственных предприятиях. Такие службы быстро окупаются и позволяют эффективно реализовать продукцию хозяйства не только за пределы района, но и области. Предприятия с небольшим объемом реализации продукции (до 10 млн.р. в год) должны организовать такие службы на кооперативных началах на уровне района.
В зависимости от специализации предприятия и объемов реализации продукции в службе маркетинга должно быть занято 3−6% работников от всего количества работающих в предприятии.
5. В целях совершенствования маркетинговой деятельности в сельскохозяйственных предприятиях автором разработан комплексный проект «Положение о маркетинговой службе в сельскохозяйственном предприятии», в котором изложена, применительно к хозяйствам области, необходимая структура маркетинговой службы, основные задачи, функции, принципы и права службы маркетинга. Даны предложения по управлению службой маркетинга, разработаны дополнительные инструкции для основных работников и обоснована оплата труда и премирование работников службы. Освоение этого положения в отдельных хозяйствах области позволило увеличить реализацию продукции на 10−20%, повысить качество продукции и цены реализации. Это привело к увеличению товарной выручки и прибыли.
6. Развиты основные направления эффективных технологий маркетинга, позволяющих четко определить потребность в сельскохозяйственной продукции, влияющих на повышение ее конкурентоспособности и дающих возможность точно выбрать каналы реализации. Одним из направлений освоения эффективных технологий маркетинга является разработка комплекса программ, которые могут носить как долговременный, так и текущий характер. Другим направлением могут быть безбумажные компьютерные технологии по нахождению электронных рынков как новейших маркетинговых каналов реализации продовольственной продукции.
7. Разработанный в диссертации адаптированный экономический механизм позволяет предприятиям целенаправленно формировать систему взаимодействия с рынком адекватно сложившимся условиям, обеспечивая тем самым повышение конкурентоспособности продукции (услуг) и укрепление рыночных позиций предприятий. Внедрение этого механизма в хозяйствах области позволяет сократить затраты на производство продукции, перевести внутрихозяйственные подразделения на коммерческий расчет и повысить окупаемость затрат.
Освоение современных технологий маркетинга, предложенных в диссертации, в отдельных предприятиях области позволило увеличить объем реализации продукции в год до 10−15%, поднять цены реализации на 15−20%) и перейти в разряд высокорентабельных предприятий.
Список литературы
- Абрамова Г. П. Маркетинг в системе рыночных отношений // Экономика с.-х. и перераб. предприятий.- 1991-№ 6-С.52−58.
- Абрамова Г. П., Саламатова H.H. Маркетинговые методы исследования рынка для разработки бизнес-плана // Экономика с.-х. и перераб. предприятий.-^.- № 9.- С.39−45.
- Абчук В.А. Уроки бизнеса: Учебное пособие. СПб: Образование, 1 994 190 с.
- Анискин Ю.П. Внутрифирменное планирование. М.: Московский государственный институт электронной техники, 1994.-93 с.
- Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы теории и методы: Учебное пособие. Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, кафедра маркетинга.- СПб, 1992 — 40 с.
- Асеев C.B. Основы маркетинга. Нижний Новгород: Нижегородский институт водного транспорта, 1991.-38 с.
- Асеева E.H., Асеев П. В. Организация рекламной компании. М.: Приор, 1977.- 112 с.
- Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы.-М.: Финста-тинформ, 1995 104 с.
- Бабинцева Е Организация системы маркетинга в АПК области//АПК: экономика, управление. -1997 № 2 — С.40−45.
- Бабкин Е.В. Маркетинг и внешнеэкономические связи предприятий. СПб.: СПб ГУВКД994 — 122 с.
- Бабкин Е.В. Маркетинг и внешнеэкономические связи предприятий. Л.: ЛИВТ, 1991.- 106 с.
- Багиев Г. Л. Маркетинг взаимодействия: методология и методика организации коммуникативной политики: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.-210 с.
- Багиев Г. Л. Маркетинг: Информационное обеспечение. Бенчмаркинг. Диагностика.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.-140 с.
- Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы маркетинговых исследований. СПб.: СПб ГУЭФ, 1996.- 92 с.
- Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1995.-384 с.
- Балашов А. П. Региональные особенности аграрной политики в Сибири /РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ.-Новосибирск, 1993.-38 с.
- Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. М.: Инфра-М, 1999.-219 с.
- Беляев В.И., Бортникова Т. В. Начало маркетинга. Барнаул: изд-во АТУ, 1992.-122 с.
- Беляева Н. Рынок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья II АПК: экономика, управление. 1998.- № 6.- С. 73 -77.
- Белялов А.З. Как убыточному предприятию выйти из кризиса и стать прибыльным. / Практическое руководство. М: изд-во МВЦ Айтолан, 1992.- 64 с.
- Березин И.С. Маркетинг сегодня. М.: Менеджер, 1966 — 126 с.
- Беспахотный Г. Перспективы АПК: // Экономист. 1997 — № 9- С.81- 87.
- Боев В.Г., Романов А. Е., Серков А. Ф., Ушачев И. Г., Шутьков A.A. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции, продовольствия и материально-технических ресурсов // Экономика с.х. и перераб. предприятий. 1997.-№ 2.-С.7−15.
- Божук С.Г., Маслова Т. Д. Маркетинговая деятельность. Субъекты. Функции. Виды. Организация.- СПб.: СПб ГИИЭА, 1997, — 140 с.
- Большаков Н.М., Новиков Ю. С. Маркетинговые методы управления предприятием. Сыктывкар: СЛИ., 1997. — 219 с.
- Борхунов Н. Формирование и функционирование механизма стабилизации аграрного рынка //АПК: экономика, управление. 1998 — № 5 — С.36−41.
- Браверман A.A. Маркетинг и полный хозрасчет. М.: Тисса, 1989 — 116 с.
- Брылева В.Ф. Маркетинг: Путь к успеху на рынке. Ставрополь: РИЦ Развитие, 1994.-362 с.
- Вайнштейн С.Ю. Основы управления в малом бизнесе: Учебн. пособие (Госуд.акад.экон. и упр.) Новосибирск, 1995. 102 с.
- Васильев В.Н. Организация производства в условиях рынка.-М.: Машиностроение, 1993 337 с.
- Ветитнев А. Н. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.-240 с.
- Витиорец B.C., Югов Ю. Г., Зорин Г. Г. Основы маркетинга в сельском хозяйстве. Пермь: Пермский с-х институт им. Д. Н. Прянишникова, 1995.- 189 с.
- Воропаев А. Новый подход к сбыту продукции // Экономика сельского хозяйства России. 1998- № 7 — 38 с.
- Габов В.М. Экономические модели хозяйствования в с.-х. предприятиях. Метод, рекомен. СО РАСХН. Новосибирск, 1997. — 12 с.
- Гаврилин Ю.Ф. Маркетинг. Стратегия и тактика менеджера Челябинск: изд-во ЧГТУ, 1995.- 102 с.
- Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. М.: Внешторгиздат, 1990. — 264 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Юнити. Банки и биржи, 1995 — 478 с.
- Глазунова И.А., Романова Н. С. Создание системы информации о рынке в агропромышленном комплексе//Экономика с.-х. и перераб. предприятий. 1998-№ 8-С.22−24.
- Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения М.: Экономика, 1993.-222 с.
- Голубков Е.П. Маркетинг и его роль в экономике // Маркетинг.- 1995-№ 3 С. 72- 85.
- Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала М.: МНИИПУ- 1993- 448 с.
- Горяев И. П., Осинов В. И. Организация маркетинга. М.: Информаго-тех, 1999,-36 с
- Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч I и ч. П.-М-Норма, 1996. -555 с.
- Гребнев Е.Т., Говорин А. А. Маркетинг и менеджмент. Терминологический словарь М.: изд-во Российской академии, 1997 — 140 с.
- Гриценко М.П., Гриценко Г. М. Совершенствование системы управления и государственного регулирования АПК в условиях становления рыночных отношений. Сельскохозяйственная наука Сибири (1969— 1999):Сб. науч.тр./РАСХН. Сиб. отд-ние, — Новосибирск, 1999, — С.91
- Гфба И.Т. и др. Рыночные отношения в АПК: Маркетинг и методы управления: М.: МСХА, 1995.- 280 с.
- Гудушаури Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием-М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во ЭКМОС, 1 998 336 с.
- Гукасян Г. А. Маркетинг: пособие для практиков, М.: Машиностроение, 1992.-82 с.
- Дамари Р. Теория и практика маркетинга // Маркетинг, 1993 № 4 С. 55 -65.
- Данько Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект). Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.- 280 с.
- Диксон Питер Р. Управление маркетингом, М.: ЗАО Изд-во БИНОМ, 1998.-560 с.
- Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг. Учебное пособие / Перевод с немецкого A.M. Макарова, под ред. И. С. Минко. М.: Высшая школа, 1955. 255 с.
- Добросоцкий В.И. Маркетинговые исследования рынка потребительских товаров. Учебное пособие / С-Пб: изд-во СПб ТЭИ, 1994. 55 с.
- Долбунов А.А. Маркетинговая концепция управления предприятием // Маркетинг в России и за рубежом, 1998. № 2. — С. 25 -37.
- Дорошев В.И. Система маркетинговых коммуникаций и сбытовая деятельность / С-Пб: СПб ТЭИ, 1993. 24 с.
- Дорошев В.И. Товар в маркетинговой деятельности предприятия.- С-Пб.: СПбТЭИ, 1996.-62 с.
- Дорошев В.И. Комплекс маркетинга. Учебное пособие. СПб.: СПбТЭИ, 1998.- 106 с.5861