Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические основы управления здравоохранением и оздоровительными мероприятиями в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых в области экономики и управления объектами здравоохранения, системного подхода к организации анализа, исследования и управления сложными социально-экономическими объектами. В процессе проведения исследования были также использованы методы логического, системного и экономико-статистического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
    • 1. 1. Анализ состояния здравоохранения на современном этапе развития рыночных отношений
    • 1. 2. Основные тенденции современного развития системы здравоохранения Российской Федерации
    • 1. 3. Особенности государственного планирования здравоохранения в условиях рынка
    • 1. 4. Проблемы и пути совершенствования управления системой здравоохранения Российской Федерации
  • ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
    • 2. 1. Менеджмент и маркетинг современного здравоохранения
    • 2. 2. Управление спросом и предложением на медицинские услуги и структура рынка в здравоохранении
    • 2. 3. Проблемы и особенности ценообразования в современном здравоохранении
    • 2. 4. У правление качеством оказания медицинских услуг
  • ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ И ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТ
  • ГЛАВА 4. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
    • 4. 1. Медицинское страхование и его роль в социальной защите населения
    • 4. 2. Проблемы медицинского страхования и возможные пути их решения
    • 4. 3. Структура страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования России

Организационно-экономические основы управления здравоохранением и оздоровительными мероприятиями в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Здравоохранение является важнейшей отраслью народного хозяйства, от которой в значительной степени зависит нормальная жизнедеятельность всех членов общества. Поэтому сейчас крайне актуален вопрос адаптации его к условиям рыночной экономики. Это обусловлено, прежде всего, тем, что для любого государства стабильное положение системы здравоохранения является одной из главных задач, а уровень медицинского обслуживания является общим показателем благосостояния страны в целом.

Сегодня в общественно-политической жизни России произошли коренные изменения — экономика перешла на рыночные рельсы хозяйствования. Все это не могло не затронуть такую важнейшую для жизни общества сферу как здравоохранение.

Определяющее влияние социально-экономических факторов на показатели здоровья населения отчетливо проявилось, как на общероссийском, так и на региональном уровне. Ослабление необходимой в целом децентрализации разрушило вертикаль управления здравоохранением. Резко сократились централизованные поставки в медицинские учреждения лекарственных средств и медицинского оборудования, а высокий уровень инфляции привел к безудержному росту цен, в том числе на медицинскую технику и лекарственные средства, существенно затруднив их приобретение учреждениями здравоохранения.

Безусловно, обозначенные проблемы оказывают негативное влияние на эффективность деятельности системы здравоохранения, и, как следствие, ситуация в состоянии здоровья населения и здравоохранении привела к необходимости принимать неотложные меры в части охраны здоровья населения, как на общероссийском, так и на региональном уровне.

В этих условиях особую практическую значимость приобретают исследования в области повышения эффективности функционирования системы здравоохранения. Важность указанных проблем и определяет актуальность выбранной темы исследования.

Следует отметить, что существенный теоретический и практический вклад в развитие экономических проблем здравоохранения в условиях рынка внесли следующие российские ученые: Гиляревский С., Зеленская Т., Кузменко В., Кучеренко В., Лучкевич В., Поляков И., Решетников А., Родионова В., Селезнев В., Трушкина Д., Шеленко Ю. и многие другие,.

Однако, несмотря на фундаментальные исследования и результаты, полученные указанными авторами, в области экономики здравоохранения все еще остается ряд слабоизученных проблем. В частности, необходимо проведение дальнейших исследований и совершенствование механизмов управления здравоохранением в условиях рынка и принятия управленческих решений. Данные обстоятельства и определили цель, задачи и направление настоящего диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ повышения эффективное! и функционирования здравоохранения в условиях рынка за счет совершенствования планирования и процесса принятия решений на базе современных методов анализа, исследования и управления.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие основные задачи:

— проведение анализа состояния здравоохранения на современном этапе развития рыночных отношений;

— изучение основных тенденций современного развития системы здравоохранения РФ;

— определение особенностей государственного планирования здравоохранения в условиях рынка;

— выявление основных проблем и путей совершенствования управления системой здравоохранения РФ;

— изучение и развитие менеджмента и маркетинга современного здравоохранения;

— исследование методических основ управления качеством оказания медицинских услуг;

— анализ роли медицинского страхования в социальной защите населения;

— исследование проблем медицинского страхования и возможных путей их решения.

Объектом исследования является здравоохранение и лечебнопрофилактические учреждения Республики Дагестан и РФ.

Предметом диссертационного исследования является совокупность теоретических, методических и практических проблем повышения эффективности управления здравоохранением по мере углубления в России цивилизованных рыночных отношений.

Теоретической основой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых в области экономики и управления объектами здравоохранения, системного подхода к организации анализа, исследования и управления сложными социально-экономическими объектами. В процессе проведения исследования были также использованы методы логического, системного и экономико-статистического анализа. Информационное обеспечение диссертации составили статистические сборники, рабочие материалы министерств и ведомств РФ и Республики Дагестан. В работе также использовались материалы, опубликованные по проблематике исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании и уточнении теоретических и методических положений, связанных с совершенствованием управления здравоохранением на основе современных методов и моделей управления, способствующих повышению эффективности его функционирования в условиях рынка.

К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

— проведен анализ современного состояния медицинского обслуживания населения и факторов, влияющих на его развитие, что позволило сформулировать основные задачи по выходу здравоохранения из создавшегося кризисного положения;

— разработана матричная структура организационной системы регионального Министерства здравоохранения. Использование созданных для ее построения программно — целевых групп позволяет повысить эффективность реализации различных государственных целевых программ в регионах, а, следовательно, и по всей стране в целом;

— сформирован алгоритм управления позволяющий, структурировать процесс принятия и реализации управленческих решений, предложенный алгоритм отличается от известных алгоритмов тем, что он предусматривает проведение ряда действий, направленных на принятие оптимальных решений;

— уточнены структура и сегменты рынка здравоохранения, что позволило выявить и наметить наиболее приемлемые пути его дальнейшего развития;

— усовершенствована методика определения социально — экономической эффективности проводимых оздоровительных мероприятий, направленных на снижение потерь временной нетрудоспособности за счет сокращения числа заболеванийвыявлены основные проблемы медицинского страхования и определены возможные пути его дальнейшего совершенствования и развития.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные в ней теоретические и прикладные результаты исследований предназначены и могут быть использованы для построения эффективных систем управления, как для отдельных лечебно профилактических учреждений, так и для региональных и федеральных Министерств и ведомств здравоохранения и муниципальных организаций.

Содержащиеся в диссертации анализ, выводы и предложения могут быть так же применены различными предприятиями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и другими организациями, занимающимися проблемами развития и управления здравоохранением.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях и семинарах, проводимых в ДГТУ, ДГУ и ИСЭИ ДНЦ РАН в 2003;2004 годах.

Отдельные положения и результаты исследования нашли практическое применение в ряде лечебно — профилактических учреждений Республики Дагестан в качестве основ построения организационных систем управления и повышения эффективности принимаемых хозяйственных решений.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного диссертационного исследования сформулированы следующие основные положения по развития рыночных отношений в здравоохранении:

1. Переход к финансированию учреждений здравоохранения в расчете на одного вылеченного пациента является основой экономической реформы в этой сфере. Он требует изучения действия медицинских, экономических, социальных и организационных факторов, и, прежде всего, определения фактических и разработки нормативных значений стоимости лечения одного больного по группам с учетом сложности лечения, проведения расчетов цен, экономического анализа, поиска путей минимизации издержек. Решение этой задачи возможно путем обработки имеющихся в медицинских учреждениях статистических материалов и показателей, определяющих текущую ситуацию и тенденции ее развития на рынке медицинских товаров методом регрессионного анализа и путем экспертного опроса и обработки полученных данных с применением аппарата нечетких множеств.

2. Необходимо разработать экономический механизм функционирования медицинских учреждений, обеспечивающий приоритет потребителя независимо от его финансового состояния, контроль эффективности и качества медицинской помощи. Этому может способствовать медицинское страхование и аккредитация медицинских учреждений, т. е. определение их соответствия установленным профессиональным стандартам. Многие медицинские учреждения (по данным Республики Дагестан) пока еще не отвечают этим требованиям, поэтому предстоит большая работа по их модернизации, техническому переоснащению и организационному совершенствованию. В этом же направлении будет действовать и развивающаяся система добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг. Финансовое положение в здравоохранении может облегчить более активное использование помощи организаций благотворительности и милосердия, а также спонсоров, в том числе * состоятельных предпринимателей.

3. Экономическая самостоятельность регионов позволяет им выбирать оптимальные региональные программы в части изменения структуры медицинской помощи. В связи с этим необходимо разработать научные основы селективной политики в здравоохранении, систему показателей, позволяющих обосновывать приоритеты развития и осуществлять эффективный контроль за выполнением принятых к исполнению региональных программ .

4. Для проведения структурной перестройки системы здравоохранения, в первую очередь, необходимо решить следующие две проблемы Перваяразмеры финансовых ресурсов должны измениться по видам медицинской помощи, давая преимущество амбулаторно-поликлинической помощи и новым технологиям в стационарах с приоритетом решения наиболее злободневных для региона проблем. Вторая — создание в стране государственной программы управления качеством медицинской помощи. В этом направлении следует создать некоммерческую организационно-правовую форму индивидуальной деятельности врача. Он должен работать по договору с соответствующим заказчиком, но хозяйство вести лично либо объединившись в группу с такими же специалистами, как и он сам. Закон об организационно-правовых формах некоммерческих организаций должен предусматривать и индивидуальную врачебную деятельность.

5. Государство должно взять в свои руки инициативу стратегического развития здравоохранения страны. При этом наиболее приемлемым методом построения стратегических и тактических планов развития является применение программно-целевого планирования и ситуационного метода управления в сочетании с матричными структурами организационных систем л управления их реализацией.

6. Основной задачей маркетинга в здравоохранении является балансировка возможностей лечебных учреждений при поддержке государства и потребностей населения в различных видах медицинских услуг. Стратегии маркетинга (поведение на медицинском рынке) подразделяется на стратеги в отношении медицинских услуг и стратегии в отношении рынка. Направлениями стратегии маркетинга для медицинских учреждений могут быть следующие: а) повышение качества оказываемых медицинских услуг. Например, для центров диагностики это:

— использование медицинского оборудования с высокой разрешающей способностью и высокой точностью для оценки состояния обследуемого и постановки правильного диагноза;

— надежность используемого оборудования, его гарантированное обслуживание и ремонт;

— престижность центра и закрепление его в качестве лидера по данной услугеб) продажа медицинских услуг с сопутствующими нужными медицинскими товарамив) наличие новизны и результативности, повышающей узнаваемость медицинских услуг и товаров медицинского назначения, улучшающей возможность их использования и эстетическое восприятие и др.

7. Поиск решения основных проблем экономики здравоохранения не может проходить в стороне от наработок экономической теории, ее фундаментальных положений. Он может быть успешным лишь в тесной связи с фундаментальной экономической наукой, при опоре на все то позитивное, что накопила экономическая теория на протяжении более 300 лет своего существования. И это закономерно, объективно обусловлено, так как экономические отношения в здравоохранении являются органической частью целостной системы производственно-экономических отношений, являющихся предметом исследования экономической теории.

8. По ряду объективных причин общество не может допустить жесткую привязку стоимости и цены медицинской услуги к рынку, формирование их содержания не может происходить под воздействием платежеспособного рыночного спроса. Это ведет к тому, что из факторов образующих компоненты стоимости здравоохранения выключается рыночное воздействие, и стоимость медицинской услуги определяется общественно необходимыми затратами для производства и воспроизводства медицинской помощи на общественно нормальном для общества уровне, без опосредования в признании их общественной полезности рынком.

9. В настоящее время большое внимание должно уделяться эффективности выполнения медицинскими учреждениями своей работы. Эффективность определяется тем, насколько хорошо налажена административная и вспомогательная работа, которая влияет на конечный результат. Эффективность качества определяется на основе индикаторов, специальных стандартов, баз данных. Индикаторами может быть оценена доступность лечения, его правильность, компетентность специалистов, рентабельность. Хотя эти индикаторы не являются непосредственной мерой качества — они акцентируют внимание на тех вопросах, которые требуют наиболее активного вмешательства, потому что без этого нельзя создать определенный уровень качества.

10. Опыт развития здравоохранения в последнее десятилетие показал необходимость перехода к медицинскому страхованию. Медицинское страхование, как отмечают многие авторы, в широком смысле — это новые экономические отношения в здравоохранении в условиях рынка, то есть создание такой системы охраны здоровья и социального обеспечения, которая реально гарантировала бы всем жителям Российской Федерации свободно доступную квалифицированную медицинскую помощь, независимо от их социального положения и уровня доходов.

11. Цель медицинского страхования заключается в повышении качество и расширении объемов медицинской помощи посредством радикального увеличения ассигнований на здравоохранения, децентрализации системы управления фондами здравоохранения, материальной заинтересованности медицинских работников в конечных результатах, экономической заинтересованности предприятий в сохранении здоровья работающих и экономической заинтересованности каждого человека в сохранении своего здоровья.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Социальная защита граждан в условиях обязательного медицинского страхования// Мир медицины, 1997, № 6.
  2. В.А. Маркетинг: Краткий курс. Учебное пособие.- 2-е изд.-М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2001.
  3. Т.Н., Галанина Е. Н., Козлова Е. П., Парашутин Н. В. Бухгалтерский учет. -М.: Финансы и статистика, 1998.
  4. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М., 1994.
  5. И.Т. Основы финансового менеджмента. -М.: Финансы и статистика, 1995 .
  6. И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. -М.: Финансы и статистика, 1998.
  7. JI.E. Маркетинг: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2001.
  8. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в восточной Европе и России / Под ред. Емцова Р., Коммандера С., Коричелли Ф. М.: Инфра-М. -1995.
  9. В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд, 1996, № 6.
  10. Вирнер 3., Лючия Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990.
  11. П.Герасименко Г. П., Маркарян Э. А. Финансовый анализ.- М.: Приор, 1997.
  12. С.Р. Современные принципы анализа экономической эффективности медицинских вмешательств// Экономика здравоохранения, 2002, № 9.
  13. И.А., Демешкина Н. Б. Порядок начисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды в 1999 году// Консультант, 1999, № 2.
  14. В. К публикации глав работы Вальтера Ойкена Основные принципы экономической политики // Российский экономический журнал, 1993, № 2.
  15. Г. М. Технология программно-целевого управления. Киев: Наукова думка, 1985.
  16. Инструкция «О порядке начисления, уплаты страховых взносов, учета средств ФСС», утвержденная постановлением ФСС РФ, Минтруда РФ, Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 02.10.96, № 162, 2, 87 и 07−1-07.
  17. Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР, утвержденная постановлением ПФР от 11.11.94, № 258.
  18. Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда // Общество и экономика, 1997, № 7−8.
  19. Г. Я., Синица Л. М. Организация производства, Минск: ИП Экоперспектива, 1998.
  20. Л. О структуре страховых услуг //Вопросы статистики, 1998, № 5.
  21. А.В., Нестеренко Е. И., Полунина Н. В. К вопросу об актуальности экономического регулирования в здравоохранении на современном этапе//Экономика здравоохранения, 2003, № 1
  22. Е.П., Парашутин Н. В., Бабченко Т. Н. Бухгалтерский учет в промышленности.- М.: Финансы и статистика, 1996.
  23. Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения. Документы. Комментарии. Ответы на вопросы. -М., 1997
  24. В. Методологические основы экономических оценок и досчетов статистических показателей платных услуг//Вопросы экономики, 1995, № 8.
  25. Я. Путь к свободной экономике. М.: Экономика, 1993.
  26. В.Г., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики, М., 1994.
  27. Курс переходной экономики: Учебник для вузов по экономическим направлениям и специальностям / Под ред. Абалкина Л. И. -М.: Финстатинформ, 1997.
  28. В.З. Российское здравоохранение: вхождение в рынок. -СПб., 1999.
  29. Н.А. Организация медицинского страхования в России// Медицинский вестник, 1996. № 2.
  30. И.В. Коммерческое ценообразование. -М.: БЕК, 1997.
  31. В.А. Учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). М., 1994.
  32. B.C., Поляков И. В. Основы медицинского страхования в России. СПб., 1995.
  33. . B.C. Основы социальной медицины и управления здравоохранением. СПб., 1997.
  34. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. 2 т.: Т.1, 1996.
  35. Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения", лекции, 1973.
  36. А.П. Пенсионная система Франции// Вопросы экономики, 1995, № 9.
  37. Н.В. Налоги и налогообложение.-М.: ИНФРА-М, 1999.
  38. Оценка эффективности внедрения мероприятий по совершенствованию менеджмента и маркетинга в инженерной сфере АПК.- М.: Икс, 2000.41 .Пелих А. Бизнес-план. М., 1996 .
  39. А.Н. Страховые взносы в ФСС РФ // Налоги и платежи, 1997, № 4.
  40. Полипенко Н. Н, Татарский E. J1. Основы маркетинга: Учебно-методическое пособие. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
  41. В.Н., Куцина С. Б. Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры. СПб., 1997.
  42. Положение о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды ОМС от 24.02.93, № 45.
  43. И.В., Зеленская Т. М., Ромашов П. Г., Пивоварова Н. А. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. Учебное пособие. СПб. 1997.
  44. В. Приоритеты социальной политики определены // Человек и труд, 1996, № 5.
  45. Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР от 27.12.91, № 2122−1.
  46. Платные услуги населению -Тамбов: Облкомстат, 1998.
  47. Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. -М.: Юрист, 1999.
  48. Ф. Эффективность системы пособий по безработице // Человек и труд, 1998, № 3.
  49. Ф.А. Об основах финансовой политики занятости // Человек и труд, 1998, № 1.
  50. А.В. Финансовый менеджмент в системе обязательного медицинского страхования// Экономика здравоохранения. 2002, № 10
  51. А.В. Экономика здравоохранения. М., 2004.
  52. А.Д. Социальная сфера: новый взгляд на проблему развития // Человек и труд, 1998, № 2.
  53. В.Н. Менеджмент в здравоохранении в новых экономических условиях //Экономика и управление здравоохранением /под ред. Ю. П. Лисицына. М., 1993.
  54. В. Социальное страхование ведущий институт социальной защиты // Человек и труд, 1998, № 9.
  55. Л.И. «Налоговое законодательство зарубежных стран», М.: «Современный Гуманитарный Университет», 1998-
  56. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности. М., 1997.
  57. В.Д., Поляков И. В. Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях переходной экономики. СПб., 1996.
  58. Семья основа общественной стабильности, мира и прогресса // Человек и труд, 1995, № 3.
  59. И.В. Экономика предприятия, М.: Финансы и статистика, 1997.
  60. А. «Социальный план на предприятиях Франции и Германии» // «Человек и труд», 1998, N° 3-
  61. А.К. Пенсионный фонд: новое в уплате страховых взносов. -М.: Бухгалтерский учет, 1997.
  62. Социальное рыночное хозяйство: опыт Германии // Общество и экономика, 1997, № 1−2.
  63. А.А. Аудит. -М.: Финансы и статистика, 1998.
  64. Л.Ю., Тлепцеришев Р. А., Трушкин А. Г. и др. Экономика и управление здравоохранением. М., 2002.
  65. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96, № 129.
  66. Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФОМС и ГФЗН» от 08.01.98, № 9.
  67. В.П. Основы маркетинга. М.:"Издательство ПРИОР", 2000. 71. Черник Д. Г. «Налоги», М.: «Финансы», 1995-
  68. А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист, 1998, № 8.
  69. Ю.Л. Правовые основы здравоохранения в России. М., 2001.
  70. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1995.
  71. Ю.В., Райзберг Б. А., Вялков А. И. Управление и экономика здравоохранения.- М., 2002.
  72. А.П. Неплатежи проблема № 1 в российской экономике // Вопросы экономики, 1997, № 4.
  73. С.С., Листратенко О. А. Платежи в государственные социальные внебюджетные фонды // Налоговый вестник, 1998, № 5.
  74. В.М. Вопросы уплаты страховых платежей // Финансовые и бухгалтерские консультации, 1999, № 1.
Заполнить форму текущей работой