Повышение конкурентоспособности предприятия как фактор экономического роста промышленности России: на примере нефтяного комплекса
Предложенная модель была апробирована в ОАО «Татнефть», что позволило установить, что результирующая оценка, характеризующая совокупное влияние всех факторов, составила 19,65 баллов, что позволяет отнести компанию ко II уровню конкурентоспособности, характеризующемуся как благоприятный, отражающий достаточно устойчивое положение компании, что корреспондирует действительному положению и рейтингу… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретико — методологические основы исследования и развития конкуренции
- 1. 1. Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию и монополизм
- 1. 2. Институциональное обеспечение развития конкуренции
- 1. 3. Характеристика состояния конкуренции на нефтяном рынке
- 1. 4. 0. ценка влияния конкуренции на эффективность развития экономики промышленности (на примере нефтяного комплекса)
- 2. 1. Конкурентные преимущества компании и эффективность отраслевого комплекса
- 2. 2. Конкурентные преимущества нефтяной компании
- 2. 3. Многофакторная модель оценки конкурентоспособности нефтяной компании
- 3. 1. Общая характеристика ОАО «Татнефть» и оценка ее конкурентоспособности
- 3. 2. Компетенция персонала как фактор повышения конкурентных преимуществ ОАО «Татнефть»
- 3. 3. Развитие компетенции персонала
Повышение конкурентоспособности предприятия как фактор экономического роста промышленности России: на примере нефтяного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выводы по третьей главе:
1. На основе бухгалтерской отчетности, технико-экономических показателей и годового отчета деятельности ОАО «Татнефть» за период с 2004 по 2005 гг., а также используя экпертные оценки специалистов ОАО «Татнефть» рассчитаны показатели, характеризующие конкурентные преимущества, что позволило определить уровень конкурентоспособности этой компании. Результирующая оценка, характеризующая совокупное влияние всех показателей составила 19,65 баллов, что позволяет отнести компанию ко II уровню конкурентоспособности, характеризующийся как благоприятный, отражающий достаточно устойчивое положение компании, что корреспондирует действительному положению и рейтингу ОАО «Татнефть» на рынке.
2. Комплексная оценка конкурентных преимуществ ОАО «Татнефть» находится в благоприятной зоне, т.к. показатели, характеризующие производственные — технические и финансовые преимущества имеют высокие оценки. Итоговая оценка, отражающая влияние управленческих преимуществ показывает, что у компании имеются значительные резервы по повышению уровня конкурентоспособности, что и должно найти отражение при разработке развития стратегии компании.
3. Значительное влияние на формирования результирующей оценки, характеризующей управленческие преимущества, оказало значение оценки квалификации персонала, которая в свою очередь определяется компетенцией персонала, что и послужило мотивирующим фактором изучения этой категории.
4. Компетенция персонала представляет собой пересечение двух областей: 1 профессиональную квалификацию, отражающую возможность выполнения определенных функций- 2) уровень полномочий и ответственности, предоставляемые соответствующей должностью, и может рассматриваться как сочетание его квалификации и полномочий, делегированных ему в виде права на выполнение функций и использование.
144 необходимых ресурсов, предназначается для управления процессами производства.
5. Для управления компетенцией персонала необходимо смоделировать типовой профиль компетенций персонала для всех сотрудников компании. Типовой профиль компетенции работника представляет собой набор различных характеристик, которыми должен обладать специалист, выполняющий ту или иную функцию: знания, умения, навыки, таланты сотрудников, необходимые для деятельности предприятия, и повышения его конкурентоспособности. Личностные компетенции персонала связанны с опытом и способностями конкретного работника предприятия, определяются как не формализуемые, неявные знания, наиболее трудно имитируемые конкурентами.
6. В диссертационном исследовании предложена модель профиля компетенций технического специалиста нефтяной компании, включающая следующие основные характеристики: умение ориентироваться на конечный результат, способность мышления, наличие личностных качеств, умение общения, профессиональные знания.
7. Предложенная модель профиля компетенций специалиста способствует развитию положительных качеств работников компании, стимулирует их работать над своими недостатками, тем самым, повышая эффективность деятельности компании и ее конкурентоспособность.
Заключение
.
1. Конкуренция является неотъемлемой составляющей рыночных отношений, обеспечивающей развития экономики предприятия, отрасли, государства. Конкурентоспособность компании обеспечивает экономический рост компании, отрасли, государства. Борьба за приоритеты на мировом рынке вызывает необходимость адаптации бизнеса к новым условиям конкуренции, повышая свою конкурентоспособность.
2. Исследование влияния конкурентоспособности компаний на повышение эффективности экономики связано с необходимостью уточнения ряда теоретических понятий и их взаимосвязи, что и было установлено в диссертационной работе. Уточнение понятий «конкуренция», «конкурентоспособность», «монополия», «концентрация» позволило определить критерий уровня конкуренции, в качестве которого принята обратная величина уровня концентрации, выраженного коэффициентом индекса Герфиндаля, представляющего собой сумму квадратов процентных долей" всех фирм, относящихся к данному виду экономической деятельности. Количественное выражение уровня конкуренции позволило подтвердить предположение о положительном влиянии конкуренции на эффективность экономики отрасли и экономики государства в целом. Полученные зависимости между уровнем конкуренции и ВВП в период с 2002;2005 г. г. в разрезе различных отраслей и экономики в целом подтвердили одинаковые тенденции в изменении этих показателей, подтверждающие, что рост ВВП сопровождается ростом уровня конкуренции.
3. Базируясь на том, что рост конкуренции связан с определенной долей, занимаемой компанией на рынке, в работе предложен механизм для анализа ситуации конкуренции на рынке монополистической конкуренции.
99 Процентная доля представляет собой отношение объема продукции, выпускаемой фирмой, к общему объему продукции, выпускаемому всеми фирмами данного вида экономической деятельности.
— конкурентная карта рынка. Данная карта представляет собой матрицу, в которой положения каждого предприятия на рынке определяется процентным изменений прироста его доли на рынке и величиной этой доли. Для нефтяного комплекса предложены четыре диапазона, характеризующих размер доли нефтяной компании на рынке: свыше 40%- от 40% до 15%- от 15% до 5%- и менее 5%, четыре возможных диапазона изменения темпов прироста рыночной доли: более 10%- от 5% до 10%- от -5% до 5%- менее — 5%. Проанализирована динамика изменений позиций девяти нефтяных компаний в период 2003 — 2005 г. г.
4. Разработана многофакторная модель оценки конкурентоспособности компании нефтяного сектора, учитывающая наличие у компании конкурентных преимуществ, обеспечивающих ей то или иное положение на рынке. Конкурентные преимущества выражены через четыре группы факторов, каждая из которых отражает влияние внешней и внутренней среды, формирующей эти преимущества: рыночный, управленческий, ресурснопроизводственный, финансовый. Каждый из факторов описан через систему показателей, для которых на основе экспертной оценки определены весовые значения, принимаемый показателем в зависимости от его значения. Уровень конкурентоспособности компании оценивается следующими состояниями:
I — весьма благоприятное — высокая степень конкурентоспособности;
IIблагоприятное — достаточная конкурентоспособность;
IIIумеренное — средняя степень конкурентоспособности;
IVнеблагоприятное — низкий уровень конкурентоспособности;
Vвесьма неблагоприятное — неконкурентоспособное.
В зависимости от итоговой интегральной оценки, сформированной исходя из конкретных значений показателей, описывающих выделенные группы факторов, и их бальной оценки, устанавливается степень конкурентоспособности предприятия, и определяются пути ее повышения.
5. Предложенная модель была апробирована в ОАО «Татнефть», что позволило установить, что результирующая оценка, характеризующая совокупное влияние всех факторов, составила 19,65 баллов, что позволяет отнести компанию ко II уровню конкурентоспособности, характеризующемуся как благоприятный, отражающий достаточно устойчивое положение компании, что корреспондирует действительному положению и рейтингу ОАО «Татнефть» на российском нефтяном рынке. Анализ факторов конкурентных преимуществ компании ОАО «Татнефть» показал, что из всех факторов, определяющих такие преимущества, наиболее весомым является управленческий фактор, имеющий недостаточно высокое значение.
6. В диссертационном исследовании установлено, что на формирование оценки состояния управленческого фактора существенное влияние имело значения показателя квалификации персонала. Уровень квалификации персонала непосредственно влияет на выполнение всех функций управления, и соответственно, оказывает влияние и на другие факторы, определяющие конкурентные преимущества компании.
7. Для установления соответствия желаемого уровня квалификации и фактического в диссертационном исследовании разработан базовый профиль компетенции технических специалистов, обеспечивающий повышение конкурентных преимуществ нефтяной компании и уровня ее конкурентоспособности. Профиль компетенции представляет собой набор характеристик, которым должен отвечать специалист, включая умения, способности и личные качества специалиста (умение ориентировать свою деятельность и деятельность подчиненных на достижение поставленной цели («ориентация на конечный результат»), способность к концептуальному и аналитическому мышлениюнабор личных качеств, обеспечивающих эффективное взаимодействие с сотрудниками компанииобладание профессиональными знаниями и способностью к их совершенствованию). Каждой из характеристик, описывающих профиль.
1. Агаибегяи, А. Г. Вопросы теории монопольной цены /А. Г. Аганбегян. М., 1961.
2. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика /Г. Л. Азоев. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208с.
3. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы /Г. Л. Азоев. М., 2000. — 256 с.
4. Акишин, В. В. Конкуренция: современные тенденции, проблемы, становления /В. В. Акишин, В. А. Шабашев Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. — 153 с.
5. Андрианов, В. Конкурентоспособность России в мировой экономике /В. Андрианов //Маркетинг. 1999. № 3. — С.8.
6. Анненкова, М. Е. Создание конкурентного преимущества по затратам в условиях перехода к рынку /М. Е. Анненкова //Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 3. С.54−71.
7. Ансофф, И. Планирование будущего корпорации /пер. с анг. /И. Ансофф. -М.: Прогресс, 1985.
8. Антонов, В. Г. Управление интеграционными процессами в рамках структурной перестройки экономики /В.Г. Антонов М.: Чермет-Интом, 2000. — 189с.
9. Баранов, Э. Влияние роста тарифов и стоимости услуг естественных монополий на инфляционные процесс (1992;2002гг.) /Э. Баранов, Ю.
10. Соловьев, JI. Посвянская //Общество и экономика. 2003. № 7−8. -С.52−66.
11. Барышев, А. В. Монополизм и антимонопольная политика /А. В. Барышев, Ю. В. Сухотин, В. Н. Богачев. М.: Наука, 1994.
12. Баумгартен, Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организации и продукции /Л. В. Баумгартен //Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 4. — С.72 — 85.
13. Белоус, Г. Я. Международные монополии и вывоз капитала /Г. Я. Белоус. -М., 1982.
14. Бочев, В. Монополия в советской экономике /В. Бочев //Экономические науки. 1990. № 6. — С. 11−23.
15. Бойко, М. В. Теория несовершенной конкуренции и рыночный механизм / М. В. Бойко. М.: Наука, 1990. — 170 с.
16. Брагина, Е. Конкуренция любимое дитя рынка /Е. Брагина //Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 4. -С.149.
17. Бурякова, Л. Е. Правовое регулирование конкурентных отношений в ЕС / Л. Е. Бурякова //Журнал российского права. 1998. № 9. — С. 104 110.
18. Бухарин, Н. И. Избранные произведения /Н.И. Бухарин. М., 1988.
19. Бэкон, Ф. /Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1977. — Т.1.
20. Варга, В. Роль государства в рыночном хозяйстве /В. Варга //Мировая экономика и международные отношения. 2005 № 11. -С.131−140.
21. Васильева, З. А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка /З.А. Васильева //Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 2. — С.83−90.
22. Ветров, А. В. Соперничество или партнерство? /A.B. Ветров. М.: Мысль, 1990.-270 с.
23. Вигдорчик, Е. А. Российские предприятия: трудовой посик конкурентных стратегий /Е. А. Вигдорчик, А. А. Нащадин, И. В. Липсиц //Эко. 1998. -№ 11. С.24−46.
24. Вильсон, Дж. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования /Дж. Вильсон, В. Цапелик //Вопросы экономики. 1995. — № 11. — С.80−88.
25. Гарабцов, В. Антимонопольный контроль на товарных и финансовых рынках /В. Гарабцов //Конкуренция и рынок. 2006. № 2. — С.11 — 18.
26. Гильдебранд, Б. Политическая экономия настоящего и будущего /Б. Гильдебранд. СПб.: Типография В. Безобразова, 1860.
27. Говорова, Н. Конкурентоспособность основной фактор развития современной экономики /Н. Говорова //Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 4. — С.25−37.
28. Головачев, В. Враги российской конкурентоспособности /В. Головачев //Экономика и жизнь. 2004. № 28. — С.40.
29. Голомалзин, А. Н. Основные задачи федеральной антимонопольной службы в сфере реформирования электроэнергетики /А. Н. Голомалзин //Конкуренция и рынок. 2005. № 3. — С. 15−21.
30. Городецкий, А. Демонополизация и развитие конкуренции в Российской экономике /А. Городецкий, Ю. Павленко, А. Френкель //Вопросы экономики. 1995. № 11. — С.48−57.
31. Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ//Экономика и жизнь. 1994. № 2. — С.6.
32. Грицай, А. Контроль экономической концентрации: средство предотвращения монополизации рынка /А. Грицай //Бизнес Информ. 1998. № 17−18. -С.17−19.
33. Данников, В. В. Холдинги в нефтегазовом бизнесе: стратегия и управление /В.В.Данников. М.: ЭЛВОЙС — М, 2004. — 464 с.
34. Долинская, М. Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции /М. Г. Долинская, И. А. Соловьева. М.: Экономика. -1991.
35. Демонополизация и развитие конкуренции в Российской экономике. -М.: Институт экономики, 1995. 28 с.
36. Диканский, М. Г. Международные монополии /М.Г. Диканский, В. А. Шилькрут.- М., 1966.
37. Драгилев, М. Монополистический капитализм /М. Драгилев, Г. Руденко. М., 1961.
38. Жигун, Л. А. Особенности механизма регулирования конкуренции предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках /Л. А. Жигун //Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 4. -С.23 — 34.
39. Жидков, О. Антитрестовское законодательство США /О. Жидков. -М., 1963. С. 34.
40. Зальцман, В. Современный монополизм в России: специфика проявления и методы противодействия /В. Зальцман //Деловой мир. 1992. 9 окт.- С. 14.43.3омбарт, В. Современный капитализм /В. Замбарт. М.-Л., 1930.
41. Иванов, И. Д. Современные монополии и конкуренция. Формы и методы монополистической практики /И. Д. Иванов.- М.: Мысль, 1980. 254с.
42. Илларионов, А. Конкурентоспособность начинается с конкурентоспособного мышления /А. Илларионов //Конкуренция и рынок. 2005. № 1. С. 7 — 14.
43. Караваев, А. Борьба с недобросовестной конкуренцией /А. Караваев //Директор. 1995. № 7. — С.40−55.
44. Карлофф, Б. Деловая стратегия /Б. Карлофф /пер. с анг. М.6 Экономика. 1991.
45. Касьянов, Ю. Антимонопольное законодательство за рубежом: позитивный опыт /Ю. Касьянов //Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 8. — С. 15−26.
46. Качалин, В. Антитрестовское законодательство США: принципы и опыт использования /В. Качалин //Мировая экономика и международные отношения. 1990. № 2. — С.67−68.
47. Качалин, В. В Система антимонопольной защиты общества в США /В. В. Качалин. -М.: Наука, 1997.51 .Кириченко, И. К конкуренции через монополию /И. Кириченко //Эксперт. 2003. № 36. С.94−95.
48. Кирцнер, И. Конкуренция и предпринимательство /И. Кирцнер. -М.: Юнити-Дана, 2001. 239 с.
49. Кирюшкина, Г. Антимонопольное законодательство элемент госрегулирования процессов экономической концентрации /Г. Кирюшкина, А. Михайлов //Российский экономический журнал. 1998.-№Ц-12.-С.42−27.
50. Кныш, М. И. Конкурентные стратегии /М. И.Кныш. СПб., 2000.
51. Ковальцев, Г. Материальная основа конкурентной среды: экономический обзор /Г. Ковальцев //Экономика и жизнь. 1991. -№ 37. С. 6.
52. Козлова, К. Б. Монополии и буржуазные критики /К.Б. Козлова. М., 1996.
53. Конкуренция и антимонопольное регулирование /А.Г.Цыганова и др. -М.: Логос, 1999 г.- 367с.
54. Конюховский, A.A. К вопросу о роли нефтяной отрасли во внешней политике России /A.A. Конюховский, Е. Седых. Сб. Регулирование социально-экономических процессов в современных условиях. — М.: Академия труда и социальных отношений, 2005 г.
55. Конюховский, A.A. Внешняя политика государства и развитие нефтяной отрасли России /А.А.Конюховский, Е. Седых. Сб.
56. Социально-экономические процессы в условиях трансформации: проблемы управления. -М.: Перспектива, 2005 г.
57. Конюховский, A.A. Нефть в сегодняшней мировой и российской экономике /А.А.Конюховский, Е. Седых. Сб. Социально-экономические процессы в условиях трансформации: проблемы управления. -М.: Перспектива, 2005 г.
58. Коробов, Ю. И. Теория и практика конкуренции /Ю.И. Коробов. -Саратов: Саратовская государственная экономическая академия, 1996.
59. Корпоративное управление /учеб. пособие для вузов по спец. «Менеджмент организации" — под ред. В. Г. Антонова и др.- М.: Инфра-М, 2006.
60. Кремнев, Г. Р. Управление производительностью и качеством /Г.В. Кремнев. М.: Инфра — М, 2000,-Модульная программа для менеджеров.- 4.5.
61. Крылова, Н. Формы монополизма в советской экономике /Н. Крылова, JI. Лыкова//Вопросы экономики. 1990. № 6. — С.46−53.
62. Кудрявцева, И. С. Меры поддержки конкурентоспособности национальных экспортеров в США /И.С. Кудрявцева //Деловой информ. 1998. -№ 11. С.3−8.
63. Лаверычев, В. Я. Государство и монополии в дореволюционной России /В.Я. Лаверычев. М.: Мысль, 1983.
64. Липсиц, И. В. Экономика без тайн /И.В. Липсиц. М.: Дело Лтд., 1993.
65. Луцкая, Е. Е. Государственное регулирование монополий и конкуренции в промышленно развитых странах /Е.Е.Луцкая. М.: ИНИОН, 1992. 38с.
66. Лященко, П. И. История народного хозяйства СССР /П.И.Лященко. -М., 1952 Т.2.
67. Макаров, А. Электроэнергетика России: производственные перспективы и хозяйственные отношения /А.Макаров //Общество и экономика. 2003. № 7−8. — С.67−91.
68. Мальцева, Н. Правовое регулирование процесса конкуренции /Н.Мальцева //КОДЕКСМо. 1998. № 19. — С. 11−15.
69. Мансуров, P.E. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия» /P.E. Мансуров //Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 2. — С.91 — 94.
70. Манцев, В. Монопольная прибыль и монопольная цена /В.Манцев-М., 1963.
71. Маршалл, А. Принципы политической экономики /А.Маршалл. М., 1983.
72. Меркулова, Ю. В. Проблемы становления конкурентной среды хозяйствования /Ю.В.Меркулова //Общество и экономика. 1994. -№ 9. С.25−52.
73. Милль, Дж. Основы политической экономии /Дж. Милль. М., 1980.
74. Михайлов, А. ФПГ: принципы антимонопольного контроля /А.Михайлов //Российский экономический журнал. 1997. № 11−12. -С.25−28.
75. Михневич, С. Поддержка конкуренции и политика антидемпинга: их взаимозависимость /С.Михневич //Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6. — С.63−68.
76. Монополизм и антимонопольная политика: «у них» и «у нас» //Вопросы экономики. 1990. № 6. — С.61−70.
77. Монополизм и антимонопольная политика, — М.: Наука, 1993. 240с.81 .Мордасова, Л. Современные формы торговых монополий /Л.Мордасова //Экономические науки. 1985. № 2.
78. Мочерный, С. В. Государственно монополистический капитализм: сущность и национальные особенности /С.В.Мочерный. — Минск, 1991. 149с.
79. Наговицына, Л. П. Формирование конкурентной среды на рынке потребительских товаров /Л.П.Наговицына.- Новосибирск, 1993. -184с.
80. Некрасова, О. Ю. Государственные органы Японии и России (сравнительный анализ) /О.Ю. Некрасова //Юридический консультант. 1998. № 9−10. — С.21−25.
81. Нефедов, С. История средних веков /С.Нефедов. М.: Владос, 1996.
82. Никитин, С. Государство и проблема монополии /С.Никитин, Е. Глазкова //Мировая экономика и международные отношения. 1994. -№ 7. С.92−93.
83. Никифоров, А. Выявление монопольно высоких цен /А.Никифоров //Экономика и жизнь. 1994. № 30.
84. Организация и ее деловая среда /Модульная программа для менеджеров.- 4.2. В. Г. Смирнова, Б. 3. Мильнер, Г. Р. Латфуллин, В. Г. Антонов Гос. ун-т упр., Нац. фонд подгот. кадров. М.: Инфра-М, 1999. 174 с.
85. Пайдиев, Л. Е. Проблемы монополизма и иностранной конкуренции в российской экономике /Л.Е. Пайдиев //Общество и экономика.1993. № 6. — С.40−46.
86. Певзнер, Я. Конкурентный корпоративно-государственный капитализм /Я.Певзнер //Мировая экономика и международные отношения. 1990. № 3. — С. 111−114.
87. Пигу, А. Экономическая теория благосостояния /А. Пигу. М., 1985. -Т.1. С. 326.
88. Питере, Т. В поисках эффективного управления /Т.Питерс, Р. Уотерман / пер. с анг. -М.: Прогресс, 1986.
89. Пияшева, Л. Осторожно монополия /Л.Пияшева //Деловая жизнь.1994.-№ 126.-С.4.
90. Поляков, В. Сырьевая ориентация российского экспорта /В.Поляков //Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 1. — С.88−96.
91. Полянский, Ф. Я. Экономическая история капиталистических стран /Ф.Я.Полянский. Л.: МГУ, 1982.
92. Портер, М. Международная конкуренция /М.Портер. М.: Международные отношения, 1993. — С.535.
93. ЮЗ. Прудон, П. Ж. Что такое собственность? /П.Ж.Прудон. М.: Республика, 1998.
94. Ю4. Псарева, Н. Ю. Холдинговые отношения: теоретические и методические аспекты /Н. Ю. Псарева. М.: Высшее образование и Наука, 2003. — 304 с. 105. Развитие конкуренции на рынках (Доклад ГКАП РФ) //Вопросы экономики. 1995. № 11. С.4−48.
95. Юб. Разберг, Б. Демонополизация и конкуренция /Б.Разберг //Деловая жизнь. 1993. № 2. — С.43−49.
96. Рикардо, Д. Начало политической экономии /Д.Рикардо. Спб., 1908. — Т. 1.
97. Робинсон, Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции/Дж.Робинсон.- М.: Прогресс, 1986. 471с.
98. Рогинский, Г. С. Монопольная прибыль /Г.С.Рониский.- М., 1961.
99. Рудакова, И. Е. Капиталистическая монополия: ее политикоэкономическая природа и формы экономической реализации /И.Е.Рудакова. МГУ, 1976 .
100. Рубин, Ю. Б. Конкуренция: реалии и перспективы /Ю.Б.Рубин, В. В. Шустов. М.: Знание, 1990. — 64с.
101. Рубин, Ю. Б. Портфель конкуренции и управления финансами /Ю.Б.Рубин. М.: Сомитек, 1996. — 736с.
102. Рязанов, В. Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX XX вв /В.Т.Рязанов. — СПб.: Наука, 1999. — 796с.
103. Сальников, Е. Монополия: вчера, сегодня, завтра /Е.Сальников //Экономика и жизнь. 1995. № 28.
104. Саммуэльсон, П. Экономика /П.Саммуэльсон. М.: Прогресс, 1964.
105. Сапожникова, Н. Т. Естественная монополия: опыт регулирования электроэнергетики Великобритании /Н.Т.Сапожникова, С. И. Сауткин //Менеджмент в России и за рубежом. № 6. — 2001. — С. 115−129.
106. Селезнев, А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России /А.Селезнев //Экономист. 1996. № 2. — С.9 -25.
107. Семенкова, Е. В. Корпоративные слияния /Е.В.Семенкова, Н. Б. Рудык. -М.: Финансы и статистика, 1999.
108. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народа /А.Смит.- АН. Институт экономики.- М.: Наука, 1993.
109. Стародубовская, И. В. От монополизма к конкуренции /И.В.Стародубовская.- М.: Политиздат, 1990. 174с.
110. Тотьев, К. Ю. Государственная и естественная монополии /К.Ю.Тотьев //Закон. 1995. -№ 4. С. 60−63.
111. Тотьев, К. Ю. Антимонопольное право России /К.Ю. Тотьев. М.: Магистр, 1997. -48с.
112. Уильямсон, О. Экономические институты капитализма /О.Уильямсон. СПб.: Лениздат, 1996.
113. Фатхутдинов, P.A. Стратегическая конкурентоспособность /Р.А.Фатхутдинов. -М: Экономика, 2005. 504 с.
114. ФЗ «О защите конкуренции». 26.07.2006 г. — № 135-Ф3.
115. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность /Т.Г.Философова, В. А. Быков. -М.: Юнити, 2007.-271 с.
116. Хайек, Ф. Конкуренция как процедура открытия /Ф.Хайек //Мировая экономика и международные отношения. 1989. -№ 12.
117. Хасанова, А. Ш. Теоретические основы оценки конкурентоспособности /А.Ш.Хасанова.- Казань, 2000.
118. Хомченко, А. Г. Рыночная конкуренция /А.Г.Хомченко.-Краснодар: МЭГУ, 1994. 199с.
119. Цапелик, В. Количественные характеристики монополий /В.Цапелик, А. Яковлев //Вопросы экономики. 1990. № 6. — С.38−46.
120. Чаплина, А. Конкурентоспособность как интегральный показатель эффективности предприятия /А.Чаплина, И. Войцеховская //Проблемы теории и практики управления. 2006. № 3. — С. 108−113.
121. Чемберлин, Э. Теория монополистической конкуренции /Э.Чемберлин. М., 1959.
122. Черняк, В. З. Оценка бизнеса /В.З.Черняк. М.: Финансы и статистика, 1996.
123. Чугунова, Г. Инвестиции в основной капитал в отраслях естественных монополий /Г.Чугунова //Вопросы статистики. 1998. -№ 11. -С.50−53.
124. Шагиев, P.P. Человеческие ресурсы нефтегазовых компаний /Р.Р.Шагиев, Н. А. Дьяконова. М.: Институт нефтегазового бизнеса, 2006.-328 с.
125. Шумпетер, Й. Теория экономического развития: Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры /Й.Шумпетер. М.: Прогресс, 1982.
126. Эрхард, JI. Благосостояние для всех /Л.Эрхард. М., 1990.
127. Юданов, Ю.И. Монополия-грабитель /Ю.И.Юданов. -М., 1967 .
128. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика /А.Ю.Юданов.-М.: Акалис, 1996. 272с.
129. Яковлев, А. Макроэкономические сдвиги и развитие конкуренции в российской экономике /А.Яковлев //Эко. 1995. № 3. — С.99−115.
130. Ясин, Е. Пути преодоления монополизма в общественном производстве /Е. Ясин, В. Цапелик //Плановое хозяйство. 1990. № 1. — С. 35−41.
131. Ячеистова, Н. Конкуренция в Европе и у нас (сравнительный анализ) /Н.Ячеистова //Joint ventures. 1993. № 4. — С.7−8.
132. Adams, W. The Rule of Reason: Workable Competition or Workable Monopoly /W.Adams. Jan., 1954. — P.366−367.
133. Audretsch, D.B. The market and the state: Government policy towards business in Europe, Japan a. the United States /D.B.Audretsch N.Y. ets.: Harvester, Wheat sheaf, 1989.-XIV.- P.326.-Didliogr.
134. Bain, J.S. Relation of Profit Rate to Industry Concentration: American Manufacturing 1936;1940 /J.S.Bain. //Quarterty Journal of Economics, V.65. № 3. P.293−324.
135. Baumol, W.J. Contestable Markets: An Uprising in the Theore of Industrial Structure /W.J.Baumol. American Economic Review, 1982. -v.72.
136. Best, M.H. The new competition: Institution of industry restructuring /M.H. Best. Cambridge: Polity pressoxfordBlack-well, 1990. — X.-P.296.
137. Demsetz, H. Why Regulate Utilities? /H.Demsetz. Jornal of Law and economics, 1968. — 11. — P. 55−65.
138. Dimock, M. Business and Government /M.Dimock. N. Y., 1957. -P.90.
139. Edwards, C. Conglomerate Business as a Source of Power /C.Edwards. -G. Hoover, P.332.
140. Hamilton, W. Antitrust in Action /W.Hamilton, I.Till. TNEC, Monograph. -№ 16. — Washington, 1941.
141. Handler, M. A Study of the Construction and Enforcement of the Federal Antitrust Laws. TNEC, Monograph. — № 38. — Washington, 1941. -P. 43,45.
142. Hayek, F. The Constitution of Liberty /F.Hayek. New York, 1960. — P. 265−266.
143. Hiroshi, I. Antitrust and industrial policy in Japan: Competition a. coop /I.Hiroshi //Law and trade issues of the Japanese economy. Amer. a. Jap. Perspectives. Seattle etc., 1986. — P.56−82.
144. Jorde, T.M. Competition and cooperation: Striving the right balance /T.M.Jorde, D.J.Teece //California management review. Berkeley (Cal.), 1989.-vol.31. — № 3. -P.25−37.
145. Mund, V. Op, cit /V.Mund. P. 195.
146. Moody The Truth about the Trusts /Moody. N.Y., 1904. — P.17−18. 158.0uchi, W.C. The logic of joint research and development /W.C.Ouchi,.
147. M.K.Bolton //California management review. Berkeley (Cal.), 1989. -vol.30.-№ 3.-P.9−33.