Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование алгоритмического подхода в обучении химии при решении задач интеллектуального развития учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из путей интеллектуального развития учащихся наряду с проблемным обучением, организацией самостоятельной деятельности учащихся, школьным экспериментом, решением творческих познавательных задач, по мнению Б. В. Бирюкова, J1.H. Ланды, А. И. Раева, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, является алгоритмический подход. В их работах раскрываются особенности алгоритмов, используемых в обучении… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕЙИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
    • 1. 1. Психолого-педагогическое обоснование реализации алгоритмического подхода при решении задач интеллектуального развития учащихся
    • 1. 2. Пути и средства интеллектуального развития учащихся при обучении химии
    • 1. 3. Этапы и уровни реализации алгоритмической деятельности в обучении химии, определяющей интеллектуальное развитие учащихся
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
    • 2. 1. Виды алгоритмических моделей школьного курса химии и методика их разработки учителем
    • 2. 2. Методика организации учебной алгоритмической деятельности, направленной на интеллектуальное развитие учащихся, при обучении химии
    • 2. 3. Алгоритмическое проектирование систем задач, направленных на интеллектуальное развитие учащихся, как способ реализации алгоритмического подхода
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ХИМИИ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ПОДХОДА, НАПРАВЛЕННОГО НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ
    • 3. 1. Влияние реализации алгоритмического подхода на формирование знаний и умений учащихся по химии
    • 3. 2. Повышение уровня владения учащимися основными приемами мышления при организации алгоритмической деятельности в процессе обучении химии
    • 3. 3. Влияние реализации алгоритмической деятельности при обучении химии на развитие умений учащихся осуществлять активный и широкий перенос знаний и умений в новые учебные ситуации
  • Выводы по третьей главе

Использование алгоритмического подхода в обучении химии при решении задач интеллектуального развития учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема взаимосвязи развития ребенка, его обучения и воспитания имеет важное значение на современном этапе развития общества. Это обусловлено тем, что в эпоху научно-технической революции от человека, активно участвующего в производственной и общественной жизни, требуется высокая общекультурная и профессиональная подготовка. В разрешении этой проблемы важную роль играет школа, выдвигаемые ею цели обучения.

Н.И. Чуприкова [158] подчеркивает, что в последнее время к определению целей обучения все большее понимание и признание получает подход, который можно назвать унитарным. «Он формулирует, по существу, одну-единственную цель обучения, состоящую в том, что обучение должно быть развивающим, должно вести к развитию учащихся: к их общему психическому развитию, включая развитие умственное, нравственное и физическое» [158, с. ЗЗ].

В концепции школьного химического образования, разработанной Г. В. Лисичкиным и Е. Е. Минченковым [71], отмечается, что при всем разнообразии видов дифференциации в обучении цели обучения химии едины и отвечают общим целям современной школы. «Изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, гуманистических отношений, готовности к труду» [71, с. З].

Различным аспектам интеллектуального развития учащихся в обучении посвящены исследования Д. Н. Богоявленского, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, М. В. Зуевой, Е.Н. Кабановой-Меллер, З. И. Калмыковой, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Ю. В. Ходакова, Н. И. Чуприковой и др.

Одним из путей интеллектуального развития учащихся наряду с проблемным обучением, организацией самостоятельной деятельности учащихся, школьным экспериментом, решением творческих познавательных задач, по мнению Б. В. Бирюкова, J1.H. Ланды, А. И. Раева, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, является алгоритмический подход. В их работах раскрываются особенности алгоритмов, используемых в обучении, способы и условия организации алгоритмической деятельности. Однако в теории и практике обучения химии при решении задач интеллектуального развития учащихся алгоритмическому подходу не уделяется должного внимания.

Противоречие между значимостью использования алгоритмического подхода при решении задач интеллектуального развития учащихся и неразработанностью методических основ его реализации в обучении химии обусловило актуальность нашего исследования.

Цель исследования: совершенствование методики реализации алгоритмической деятельности в процессе обучения химии, обусловливающей интеллектуальное развитие учащихся.

Объект исследования: образовательный процесс по химии, направленный на интеллектуальное развитие учащихся.

Предмет исследования: пути и средства реализации алгоритмического подхода, определяющие интеллектуальное развитие учащихся в процессе обучения химии.

Гипотеза исследования: если образовательный процесс по химии, направленный на интеллектуальное развитие учащихся, организовывать на основе продуктивно-творческой алгоритмической деятельности, он будет более эффективным, что может проявиться в повышении у школьников уровня сформированное&tradeхимических знаний и умений, активном владении основными приемами мышления, способности осуществлять широкий перенос знаний и способов деятельности в нестандартные учебные ситуации.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты алгоритмического подхода в обучении химии и обосновать возможность организации алгоритмической деятельности, обусловливающей интеллектуальное развитие учащихся в процессе ее реализации.

2. Выявить пути и средства реализации алгоритмической деятельности при обучении химии, определяющие интеллектуальное развитие учащихся, и дать им методическое обоснование.

3. Провести проверку эффективности путей и средств реализации алгоритмической деятельности, направленной на интеллектуальное развитие учащихся при обучении химии, в ходе педагогического эксперимента.

Для решения поставленных задач наряду с анализом психолого-педагогической, методической литературы, школьных учебников по химии использовались следующие методы исследования: наблюдение за ходом учебного процесса, методы психолого-педагогической диагностики (опрос, анкетирование, тестирование), педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Методологической основой исследования являются личностно-деятельностный подход (В.В. Сериков, И.С. Якиманская), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теории учебной деятельности (В.В. Давыдов, Г. И. Щукина) и развивающего обучения (В.В. Давыдов, JI.B. Занков).

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключаются в системном рассмотрении возможности реализации алгоритмической деятельности при организации образовательного процесса по химии, направленного на интеллектуальное развитие учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: — дано методическое обоснование применения химических алгоритмов и задач в качестве средств реализации алгоритмической деятельности, направленной на интеллектуальное развитие учащихся;

— разработано более 80 невычислительных алгоритмов, систематизированы алгоритмы школьного курса химии и оптимизированы способы их представления;

— дано методическое обоснование использования алгоритмов для проектирования систем задач по химии, направленных на интеллектуальное развитие учащихся;

— разработана учебная программа спецкурса «Алгоритмическое проектирование систем задач и их использование в обучении химии», которая рекомендована к применению в Омском областном институте повышения квалификации работников образования.

Основные положения, выносимые на защиту :

1. Методические основы использования алгоритмического подхода для интеллектуального развития учащихся в процессе обучения химии.

2. Методическая система поэтапной реализации алгоритмической деятельности в обучении химии, обусловливающая интеллектуальное развитие учащихся.

Апробация. Основные положения и результаты исследования обсуждались на XXIV областных педагогических чтениях «Развитие традиций и инноваций в образовании» (Омск, 1996 г.) — Ш областной научно-практической конференции «Использование средств обучения в различных формах организации учебных занятий» (Омск, 1997 г.) — пятых рязанских педагогических чтениях «Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству» (Рязань, 1998 г.) — шестых рязанских педагогических чтениях «Преемственность содержания образовательных программ средней и высшей школы — основа фундаментальной подготовки специалиста» (Рязань, 1999 г.) — на заседаниях лаборатории естествознания и экологии ОмИПКРО, кафедры органической химии и методики обучения химии ОмПТУ. Внедрение в практику осуществлялось в спецкурсах для учителей городских и областных школ.

Эксперимент проводился в 1996;1999 гг. в школах г. Омска и Омской области.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по третьей главе.

1. Применение алгоритмов и задач в качестве средств реализации алгоритмической деятельности, направленной на усвоение химических понятий, важнейших межпонятийных связей, химических теорий, формирует у учащихся системные и осознанные знания, способствует активному освоению алгоритмических видов деятельности, лежащих в основе специальных умений, что обусловливает их интеллектуальное развитие.

2. Продуктивно-творческая деятельность по освоению химических алгоритмов оказывает положительное влияние на способность учащихся применять их в различных учебных ситуациях, что способствует развитию у них важнейших приемов мышления в процессе формирования знаний и умений по химии.

3. Последовательная реализации в практике обучения химии выявленных этапов и уровней алгоритмической деятельности, лежащих в основе методической системы, положительно сказывается на способности учащихся осуществлять широкий перенос учебных алгоритмов в стандартные и, особенно, в нестандартные учебные ситуации, что определяет повышение уровня их интеллектуального развития.

4. Практическое использование в обучении химии систем задач, разработанных посредством алгоритмического проектирования, закономерно влияет на повышение уровня сформированности всех выявленных компонентов интеллектуального развития учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Возможности использования алгоритмического подхода в обучении химии для интеллектуального развития учащихся не исчерпываются решением рассмотренных вопросов.

Заслуживает детальной проработки вопрос алгоритмического проектирования систем расчетных химических задач, направленных на формирование интеллектуальных умений учащихся.

Предметом специального исследования должны стать пути и средства использования алгоритмического подхода для формирования у учащихся экспериментальных умений как важнейшего компонента их интеллектуального развития.

Большое теоретическое и практическое значение имеет разработка условий применения алгоритмов в качестве средства реализации межпредметных связей химии и информатики, химии и других предметов естественнонаучного цикла.

В рамках проведенного диссертационного исследования не представлялось возможным рассмотреть вопрос реализации алгоритмической деятельности при обучении химии в рамках новых информационных технологий. Очевидно, это может стать предметом специального исследования.

Для широкого внедрения в учебный процесс по химии предложенной методики реализации алгоритмической деятельности необходима специальная подготовка учителя. Разработанный спецкурс «Алгоритмическое проектирование систем задач и их использование в обучении химии» апробирован в Омском областном ИПКРО при повышении квалификации учителей химии. Считаем целесообразным включение аналогичного спецкурса в содержание методической подготовки студентов педагогических вузов.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. При рассмотрении теоретических аспектов алгоритмического подхода в обучении выявлены возможности и обоснована необходимость организации алгоритмической деятельности, определяющей интеллектуальное развитие учащихся при ее реализации в образовательном процессе по химии.

2. Предложена и обоснована модель методической системы, предполагающая изменение характера деятельности учителя и организующая продуктивно-творческую алгоритмическую деятельность учащихся, направленную на их интеллектуальное развитие при обучении химии.

3. Основными элементами методической системы, построенной на основе предложенной теоретической модели, являются следующие:

— методические приемы использования алгоритмов в деятельности учителя и учащихся;

— способы организации алгоритмической деятельности на репродуктивно-исполнительском и продуктивно-творческом уровнях;

— алгоритмическое проектирование систем химических задач, применение которых в учебно-воспитательном процессе реализует все уровни алгоритмической деятельности и обусловливает повышение уровня знаний и умений учащихся, активное владение основными приемами мышления, развивает способность школьников осуществлять широкий перенос знаний и алгоритмических способов деятельности в разнообразные учебные ситуации.

4. В ходе экспериментального исследования эффективности применения методической системы установлено:

— положительное влияние организации продуктивно-творческой алгоритмической деятельности на осознанное усвоение учащимися химических знаний и умений;

— повышение уровня владения учащимися основными приемами мышления при организации алгоритмической деятельности в обучении химии;

— повышение способности учащихся осуществлять широкий перенос знаний и алгоритмических способов деятельности в нестандартные учебные ситуации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алгоритмы и вычисления на уроках химии: Методические рекомендации для учителей и студентов пед. ин-тов. — Омск: ОГПИ, 1985. — 48с.
  2. Е.Н. Конструирование учебно-познавательных задач для разных типологических групп учащихся: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Омск, 1998.-203с.
  3. Л.Н., Гапонцев В. Л., Белоусова О. А. Для чего классифицировать расчетные задачи // Химия в школе. 1998. — № 3. — С.60−61.
  4. Л.Н. Использование знакового алгоритма при решении задач по химии // Химия в школе. 1993. — № 5. — С.54−55.
  5. О.В. Решение задач: чем проще, тем изящнее // Химия в школе. 1998 — № 4. — С.46−49.
  6. Н.С. Химия: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М. г Просвещение, 1998. — 192с.
  7. Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одареннности. Методическое пособие / Под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. — 278с.
  8. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -80с.
  9. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985. -208с.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы). -М.: Просвещение, 1982. 192с.
  11. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.:ч1. Педагогика, 1990. 184с.
  12. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. СПб.: СВЕТ, 1997. — 400с.
  13. Н.Н. О системном подходе к решению задач // Химия в школе. -1998. № 5. — С.46−49.
  14. С.С. Химия 8: Учебное пособие для изучения химии в 8-х классах общеобразовательных школ. — М.: МИРОС, 1994. — 160с.
  15. .В., Ланда Л. Н. Методологический анализ понятия алгоритма в психологии и педагогике в связи с задачами обучения // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения. Под ред. Л. Н. Ланды. М.: Просвещение, 1969. — С. 17−38.
  16. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. -М.: Роспедагенство, 1994. 68с.
  17. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347с.
  18. Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения // Вопросы психологии. 1962. — № 4. — С.74−82.
  19. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  20. В.К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 64с.
  21. В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1993. -96с.
  22. В.Я. Использование алгоритмических предписаний при составлении химических уравнений // Химия в школе. 1980. — № 6. — С.3032.
  23. В.Я. Использование алгоритмических предписаний при составлении химических формул // Химия в школе. 1979. — № 6. — С.42−45.
  24. В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1987. — 96с.
  25. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989. — 175с.
  26. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519с.
  27. О.С. Химия: 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1997. — 208с.
  28. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -150с.
  29. И.А., Бондарь Д. А. Трудная задача? Начнем по порядку . // Химия в школе. 1998. — № 1. — С.55−57.
  30. И.И. Решение задач на растворы Н Химия в школе. 1994. -№ 5. -С.47−48.
  31. С.А. Алгоритмический подход к решению типовых расчетных задач // Химия в школе. 1993. — № 3. — С.33−35.
  32. С.А. Методика формирования обобщенных умений по химии на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 1994. -218с.
  33. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495с.
  34. П.А. Формирование умений и навыков в процессе обучения химии. М.: Просвещение, 1963. — 72с.
  35. В.Д. Использование алгоритма в процессе воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1983.-185с.
  36. B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1988. — 72с.
  37. Д.П. Логика: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1963. — 292с.
  38. Д.П. Отношения, их логические свойства и их значение в логике // Ученые записки МГУ. Вып. 169. — М., 1954. — С.38−68.
  39. Г. Г. О двух способах обучения приемам умственной работы при программировании курса русского языка // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения. Под ред. Л. Н. Ланды. М.: Просвещение, 1969. — С.95−105.
  40. Л.С., Сорокин В. В., Суровцева Р. П. Химия: 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995. — 304с.
  41. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544с.
  42. B.C., Жернакова Л. И. Совершенствование технологии практических занятой по химии // Химия в школе. 1994. — № 4. — С.67−71.
  43. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем, дидактики. Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Под ред. М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1982. -319с.
  44. Е.О. Подготовка учащихся к решению расчетных задач // Химия в школе. 1998. — № 3. — С.53−59.
  45. Д.П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. М.: Просвещение, 1989. — 176с.
  46. Н.А. Реализация содержательно-деятельностных связей в обучении химии как средство повышения системности и осознанности знаний учащихся: Дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 02. Омск, 1998. — 192с.
  47. В.М., Житомирский В. Г., Лапчик М. П. Техника вычислений и алгоритмизация: Вводный курс: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. -М.: Просвещение, 1987. 160с.
  48. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160с.
  49. В.А. Химический эксперимент как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Из опыта работы по активизации познавательной деятельности учащихся. Иваново, 1970. — С. 128−139.
  50. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-480с.
  51. Л.Я. Системность качество знаний. — М.: Знание, 1976. — 64с.
  52. М.В., Иванова Б. В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. М.: Просвещение, 1989. — 160с.
  53. М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 144с.
  54. М.В. Развитие учащихся при обучении химии. М.: Просвещение, 1978. — 190с.
  55. Р.Г., Савич Т. З., Чертков И. Н. Самостоятельные работы по химии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982. — 206с.
  56. Р.Г. Урок химии в средней школе. Типы, структура уроков химии и самостоятельная работа учащихся. М.: Педагогика, 1974. — 88с.
  57. Кабанова-Меллер Е. Н. Роль обобщений в переносе // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С.55−66.
  58. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288с.
  59. З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, 1982. — 96с.
  60. Г. С. Из опыта обучения учащихся решению экспериментальных задач // Химия в школе. 1990. — № 3. — С.42−43.
  61. О.И. Методические основы организации школьного практикума по общей химии (11 класс): Дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 02. Омск, 1998.- 190с.
  62. Д.М. Методы обучения химии в средней школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1968. — 140с.
  63. Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии. М.: Просвещение, 1970. -495с.
  64. Д.А., Смарыгин С. Н. Неорганическая химия. М.: Высшая школа, 1990.-430с.
  65. Ю.М. Задачи в обучении математике. 4.1. — М.: Просвещение, 1977.-111с.
  66. Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков: ПОИПКРО, 1996. -440с.
  67. Концепция школьного химического образования // Химия в школе. -1993. № 6. — С.2−8.
  68. О.С. Учет знаний по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 136с.
  69. В.Ю., Никитин В. Е., Андреев Г. Г. Интеллект человека. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. 184с.
  70. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  71. Н.Е. Методический аспект управления познавательной деятельностью учащихся // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средних школах: Межвузовский сборник научных трудов. -Л., 1985.-С.5−18.
  72. Н.Е. Формирование систем понятий в обучении химии. М.: Просвещение, 1989. — 144с.
  73. А.А. Учимся решал, задачи по химии: Руководство для самостоятельной подготовки к экзамену. М.: Школа-Пресс, 1996. — 224с.
  74. А.А. Вопросы методики педагогических исследований. 4.II. -Таллин: Валгус, 1971. — 228с.
  75. Дж. Современная общая химия. Т.2. — М.: Мир, 1975. — 480с.
  76. И.С., Разумов В. И., Теслинов А. Г. Концептуальные основы теории интеллектуальных систем (систематизация методологических основ интеллектики) / СО РАН Ин-т Философии и Права. Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1994. — 270с.
  77. Л.Н. Алгоритмизация в обучении М.: Просвещение, 1966. — 523с.
  78. Л.Н. Некоторые теоретические и экспериментальные проблемы алгоритмизациии и программирования обучения // Вопросы алгоритмизациям и программирования обучения. Вып. 2. Под ред. Л. Н. Ланды. М.: Педагогика, 1973. — С.3−27.
  79. Л.Н. Умение думать. Как ему учить? М.: Знание, 1975. — 64с.
  80. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584с.
  81. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186с.
  82. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание, 1978. — 48с.
  83. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., Знание, 1980. -96с.
  84. А.А., Обухов В. Л. Методология химии: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 160с.
  85. .В., Михалева М. В. Козлова Г. Г. Алгоритм характеристики окислительно-восстановительных свойств элемента // Химия в школе. 1998. — № 6. — С.52−54.
  86. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
  87. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. М.: Просвещение, 1984. -415с.
  88. В.Н. и др. Основы общей и медицинской психологии / В. Н. Мясшцев, Б. Д. Карсавский, С. С. Либих, И. М. Тонконогий. Л.: Медицина, 1975.-224с.
  89. Т.С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987. — 240с.
  90. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -496с.
  91. Общая методика обучения химии: Содержание и методы обучения химии. Пособие для учителей / Л. А. Цветков, Р. Г. Иванова, B.C. Полосин и др.- Под ред. Л. А. Цветкова. М.: Просвещение, 1981. — 224с.
  92. Общая методика обучения химии: Учеб.-воспитат. вопросы. Пособие для учителей / Т. В. Смирнова, М. В. Зуева, Т. З. Савин и др.- Под ред. Л. А. Цветкова. М.: Просвещение, 1982. — 223с.
  93. Обязательный минимум содержания основного общего образования (химия) // Химия в школе. 1998. — № 6. — С.2−3.
  94. Т.Ф. Учебно-познавательные задачи как средство развития интеллектуальных умений при обучении химии на подготовительном отделении вуза: Дис:. канд. пед. наук: 13 00 02. Л., 1990. — 151с.
  95. И.В. Организация самостоятельной деятельности учащихся при изучении химии как средство их интеллектуального развития на основе использования регионального материала: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. -Тобольск, 1998. 188с.
  96. Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 64с.
  97. Пак М. Методы обучения химии в средней школе. Лекция. С. Петербург: Образование, 1995. — 28с.
  98. Педагогика. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агенство, 1996. — 602с.
  99. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432с.
  100. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. — 152с.
  101. Преподавание неорганической химии в средней школе. Метод, пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 416с.
  102. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448с.
  103. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1998. 440с.
  104. А.И. Психологическое исследование некоторых проблем программированного обучения // Умственное развитие школьников в условиях программированного обучения. Науч. ред. А. И. Раев. Ленинград, 1970.-С.4−20.
  105. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-205с.
  106. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529с.
  107. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 147с.
  108. С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, 1998. -688с.
  109. Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Неорган, химия: Учеб. для 8 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1989. — 159с.
  110. Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Органическая химия: Учеб. для 10 кл. сред. шк. -М.: Просвещение, 1991. 160с.
  111. Г. Е. Фельдман Ф.Г. Химия 11: Органич. химия. Основы общей химии: (Обобщение и углубление знаний): Учеб. для 11 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1992. — 160с.
  112. Г. И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995.-240с.
  113. С.Т., Лидин Р. А. Химия: Проб. учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Просвещение, 1993. 192с.
  114. В.И. Логика: Учеб. для вузов. ~ М.: Высш. шк., 1987. 287с.
  115. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-96с.
  116. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев.- М.: Российское педагогическое агенство, 1998. 102с.
  117. Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1987. — 608с.
  118. А.М. Логическая структура учебного материала: Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. — 192с.
  119. Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. -С.111−126.
  120. И.И. Использование алгоритмов при изучении валентности // Химия в школе. 1995. — № 3. — С.29−31.
  121. Н.Н. КСО в вопросах и ответах. Тюмень, 1994. — 45с.
  122. Н.Н. Опорные схемы, сигналы и конспекты по химии как средство развития интеллектуальных умений учащихся. Тюмень: Знание, 1992.-70с.
  123. Г. В. Основы математической статистики для психологов.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. 429с.
  124. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. -288с.
  125. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 133с.
  126. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343с.
  127. E.JI. Совершенствование методики обучения химическому языку на основе алгоритмизации и самостоятельной работы учащихся: Дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 02. -М., 1986. 155с.
  128. И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии // Химия в школе. 1996. — № 3. — С.14−22.
  129. И.М. Методика организации адаптационно-развивающего общения в процессе обучения // Химия в школе.—1996. № 6. — С.9−18.
  130. А.Ф. К вопросу о построении диагностических тестов по определению эффективности программированного обучения // Умственное развитие школьников в условиях программированного обучения. Науч. ред. А. И. Раев. Ленинград, 1970. — С.106−112.
  131. А.В. Попробуйте так // Химия в школе. 1998. — № 3. — С.62−63.
  132. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / Под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. — 176с.
  133. Л.Г. Использование алгоритмических предписаний при составлении типовых расчетных задач // Химия в школе. 1984. — № 4. -С.57.
  134. Л.В. О критериях и условиях сформированности познавательных умений у учащихся // Советская педагогика. 1980. — № 12. — С.45−48.
  135. А.В., Тулькибаева Н. Н. Практикум по решению физических задач: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. М.: Просещение, 1992. — 208с.
  136. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 173с.
  137. Ф.Г., Рудзитис Г. Е. Химия: Учеб. для 9 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1990. — 176с.
  138. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 207с.
  139. Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. М.: Институт практич. психологии, 1997. — 288с.
  140. Химия: Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1993. — 295с.
  141. Ю.В. Развитие логического мышления на уроках химии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 48с.
  142. Г. П. Химия для поступающих в вузы: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1993. — 447с.
  143. Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение — АО «Учеб. лит.», 1995. — 304с.
  144. Т.В. Основы методики обучения химии в вечерней (сменной) и заочной общеобразовательных школах: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 160с.
  145. Г. М. Основы методики обучения химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2122 «Химия». М.: Просвещение, 1987.-256с.
  146. Г. М. Что происходит с методами обучения химии // Химия в школе. 1997. — № 5. — С.2−8.
  147. И.Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 191с.
  148. И.Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 191с.
  149. Е.К. Алгоритм // Логический словарь: Дефорт. Под ред. А. А. Ивина, В. Н. Переверзева, В. В. Петрова. М.: Мысль, 1994. — С.13.
  150. Л.Л. Из опыта обучения решению расчетных задач // Химия в школе. 1990. — № 3. — С.32−36.
  151. Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). М.: АО «Столетие», 1994. — 192с.
  152. А.В., Стрюков Г. А. Использование приемов развития мышления при обучении химии // Химия в школе. 1993. — № 6. — С.33−36.
  153. Г. В. Оперативность мышления: диагностика и тренировка // Химия в школе. 1995. — № 5. — С.41−45.
  154. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320с.
  155. В.Д. Способности человека // Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — С.24−38.
  156. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208с.
  157. С.Г. Методика обучения химии. М.: Учпедгиз, 1963. -668с.
  158. Г. И., Смирнов А. Д. Методика обучения химии в восьмилетней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1965. — 295с.
  159. В.А., Ждан Н. А., Козлова JI.A. Организация мыслительной деятельности на уроках химии при обобщении знаний: Метод, рекомендации. Омск: ОмИПКРО, 1994. — 56с.
  160. В.А., Ждан Н. А., Малонушенко Н. Г. Развитие творческого мышления при решении качественных химических задач: Учеб. пособие. -Омск: ОмИПКРО, 1994. 65с.
  161. В.А., Ждан Н. А. Программа по химии для поступающих в Омский государственный педагогический институт: Метод, рекомендации для поступающих на химический факультет. Омск: ОГПИ, 1992. — 28с.
  162. В.А., Ждан Н. А., Сорокоумова В. А. Химические невычислительные алгоритмы: Учеб. пособие. Омск: ОмИПКРО, 1994. -40с.
  163. Е.Г. Развитие у учащихся умений и навыков в решении типовых задач в IX и X классах // Химия в школе. 1989. — № 2. — С.64−74.
  164. Г. И., Хохлова А. И. Методика решения расчетных задач по химии: 8−11 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение. — 207с.
  165. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 160с.
  166. B.C. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д. Б. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997. С. 127−147.
  167. Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. — 78с.
Заполнить форму текущей работой