Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у бакалавров в области защиты окружающей среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования явились: системный подход к изучению педагогических, социально-экологических явлений, методология интеграции и дивергенции явленийфилософско-методологические положения о диалектическом единстве человека, общества и природы (Н.А.Бердяев, В. И. Вернадский, В. Хесле и др.), концепции экологизации науки, социальных, математических, информационных технологий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы исследования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности специалистов в области защиты окружающей среды
    • 1. 1. Феноменология профессиональной культуры специалиста инженерно-экологического профиля: междисциплинарный контекст
    • 1. 2. Сущность и структура профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности специалистов в области защиты окружающей среды
    • 1. 3. Анализ основных тенденций практики формирования в вузе профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности специалистов в области защиты окружающей среды
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Проектирование и реализация модели процесса формирования в вузе профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров в области защиты окружающей среды
    • 2. 1. Обоснование модели формирования в условиях вуза профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров в области защиты окружающей среды
    • 2. 2. Содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования в вузе профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров в области защиты окружающей среды

    2.3. Анализ результатов экспериментальной проверки модели формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров в области защиты окружающей среды в условиях социального университета.

    Выводы по второй главе.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у бакалавров в области защиты окружающей среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека — насущная потребность современного общества. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности и обеспечения устойчивого развития страны.

Масштабность влияния чрезвычайных ситуаций (ЧС) на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества уже давно превысила тот уровень, который позволял бы относиться к ним, как к локальным сбоям в размеренном функционировании общественных структур. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроб, диверсий и террористических актов, опасных ситуаций социального характера, выявили отсутствие у населения, а в первую очередь у молодежи, умений правильного поведения в повседневной жизни. 1.

Сложные и противоречивые изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, серьезно повлияли на все институты жизни общества, потребовали переосмысления качества профессиональной подготовки, в том числе и бакалавров, магистров в области защиты окружающей среды. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Защита окружающей среды» подчерI кивается, что выпускник вуза должен уметь анализировать безопасность ведения технологического процесса, прогнозировать аварийную ситуацию, анализировать и оценивать степень опасности воздействия опасных и вредных производственных факторов, прогнозировать различные экологические явления и процессы. В решении данных задач важную роль играет сформированная у выпускника вуза культура безопасности жизнедеятельности для нужд профессионально-экологической и природоохранной деятельности.

В науке накоплен достаточный потенциал для решения теоретико-прикладных задач, связанных с проблемой формирования в вузе профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности специалистов экологического и инженерного профиля. Теоретические основы профессиографическо-го исследования деятельности специалистов по защите окружающей среды в современном обществе представлены в трудах С. В. Белова, В. М. Захарова, В. И. Ильвовского, П. Д. Саркисова, К. Ф. Цейтина и др. Необходимости формирования профессиональной культуры безопасной жизнедеятельности у студентов вузов социального профиля посвящены работы И. В. Иовенко, П. И. Кайгородова, В. Н. Мошкина, И. Н. Немковой, В. В. Сапронова, А. Т. Смирнова, М. Б. Суллы, В. Я. Сюнькова, М. И. Хабнера и др. ученых. Вопросы профессиональной подготовки бакалавров, специалистов, магистров в области защиты окружающей среды в вузах отражены в трудах Ю. А. Комиссарова, Н. П. Тарасовой, В. И. Шмырева и др. Однако недостаточно исследований, раскрывающих специфику процесса формирования в вузе профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров в области защиты окружающей среды как компонента профессиональной культуры.

Сложилось противоречие: между социальным заказом (интенсивно развивающаяся инфраструктура экологических и природоохранных служб), объективным запросом современного рынка труда на высоко профессионального специалиста по техносферной безопасности и защите окружающей среды и недостаточностью научно-методического обеспечения образовательного процесса вуза технологиями формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров в области защиты окружающей среды.

Изложенное противоречие определило проблему исследования: каковы содержание и технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности будущих бакалавров в области защиты окружающей среды в уеловиях высшей школы. В соответствии с проблемой определена тема исследования — «Формирование в вузе профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров в области защиты окружающей среды».

Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров в области защиты окружающей среды в условиях вуза.

Предмет исследования: процесс формирования в вузе профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров в области защиты окружающей среды.

Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность модели формирования в вузе профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров в области защиты окружающей среды.

Гипотеза исследования. Профессиональная культура безопасности жизнедеятельности бакалавров в1 области защиты окружающей среды является одним из важных условий успешной адаптации специалиста в профессии, I, а также фактором высокой результативности его труда в рамках нормативно1 правовых требований природоохранной деятельности. Эффективность процесса формирования' профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров защиты окружающей среды в вузе может быть существенно повышена, если:

— содержательно-технологическое обеспечение специально-профессиональной'подготовки будущих бакалавров отражает требования квалификационных характеристик и региональной специфики работы специалиста по защите окружающей среды в различных сферах природоохранной деятельности;

— реализованы механизмы интеграции естественнонаучной, нормативно-правовой, математической, специально-экологической подготовки студентов, направленные на формирование различных компонентов профессиональной культуры безопасности жизнедеятельностиI.

— обеспечено единство теории и практики формирования профессионально-прикладной культурь1 безопасности жизнедеятельности, реализуемое в вариативных формах учебной и внеучебной деятельности студентов;

— созданы необходимые организационно-педагогические условия формирования в вузе профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров защиты окружающей среды.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

— выявить место и роль культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной деятельности бакалавров защиты окружающей среды на современном этапе развития природоохранной деятельности в России;

— определить структурно-содержательные и критериально-оценочные характеристики профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров в области защиты окружающей среды;

— осуществить моделирование процесса формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров защиты окружающей среды в вузе;

— экспериментально подтвердить эффективность реализации разработанной модели в условиях социального университета.

Методологической основой исследования явились: системный подход к изучению педагогических, социально-экологических явлений, методология интеграции и дивергенции явленийфилософско-методологические положения о диалектическом единстве человека, общества и природы (Н.А.Бердяев, В. И. Вернадский, В. Хесле и др.), концепции экологизации науки, социальных, математических, информационных технологий (В.И.Данилов-Данильян, Д. Н. Кавтарадзе, Н. М. Моисеев, Н. Ф. Реймерс и др.) — диалектические положения о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объектеличностный, деятельностный, контекстный подходы к профессиональной подготовке специалиста (А.А.Бодалев, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий и др.) — концепции о единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов профессионального образования (А.К.Маркова, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.) — концепции системогенеза профессиональной деятельI ности и становления личности профессионала (Е.А.Климов, Ю. П. Поваренков,.

B.Д.Шадриков и др.).

Теоретическим фундаментом исследования стали: теории формирования профессиональной' культуры безопасной жизнедеятельности (С.Н.Вольхин, Л. С. Гордеев, Ю. А. Комиссаров, Ю. Д. Эделыптейн и др.) — теории экологической культуры личности и общества (С.Д.Дерябо,.

C.Н.Глазачев, И. Д. Зверев, В. А. Ясвин и др.) — теория профессионального образования в вузе социального профиля (М.Я.Виленский, В. И. Жуков, Г. С. Жукова, Л. В. Мардахаев, Н. И. Никитина, В. А. Сластенин и др.) — теория профессиональной подготовки специалистов в области защиты окружающей среды (С.В.Белов, П. Д. Саркисов и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс методов: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов, моделирование) — эмпирические (наблюдение, анкетирование и интервьюирование, беседы, тестирование, обобщение передового педагогического опыта, опрос, собеседование, изучение и анализ практической деятельности студентов, педагогический эксперимент) — методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента.

Исследование проводилось на базе факультета охраны труда и окружающей среды Российского государственного социального университета (г. Москва), факультета инженерно-технического образования Курского института социального образования (филиал РГСУ в г. Курск). На различных этапах эксперимента исследованием было охвачено более 350 студентов, 38 преподавателей вузов, 39 специалистов баз практики РГСУ (г. Москва) и КИСО (г. Курск).

Исследование проводилось с 2005 по 2011 г.

Первый этап (2005 —2006 гг.) — теоретическое осмысление проблемы, методологических подходов к ее решениюнакопление эмпирического материала, изучение и теоретическое осмысление отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов по защите окружающей средыразработка модели формирования профессиональной культуры безопасной жизнедеятельности бакалавров защиты окружающей среды в период обучения в университете социального профиля.

Второй этап (2006;2009 гг.) — проведение формирующего педагогического эксперимента по реализации содержательно-технологического базиса модели формирования в вузе профессиональной культуры безопасной жизнедеятельности бакалавров защиты окружающей средыкорректировка отдельных содержательно-технологических сторон реализации модели.

Третий этап (2010;2011 гг.) — анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, интерпретация полученных материалов, выявление теоретических и практических результатов исследования, проведение отсроченного контроля, оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— выявлена и обоснована структурно-содержательная характеристика профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров защиты окружающей среды, соответствующей квалификационным требованиям к уровню профессиональной подготовленности специалиста и современным тенденциям развития природоохранной деятельности;

— теоретически обоснована и экспериментально проверена модель процесса формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров защиты окружающей среды в условиях вуза;

— определен и обоснован содержательно-технологический базис формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности;

— разработаны критерии и показатели проявления профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности, на их основе выявлены уровни ее сформированности данной культуры (профессионально-базовый, профессионально-адаптивный, профессионально-функциональный).

Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении теории контекстного и личностно-ориентированного профессионального образования бакалавров защиты окружающей среды путем разработки содержательно-технологического обеспечения их прикладной профессиональной подготовки в сфере безопасности жизнедеятельностиобоснована технология поэтапного формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности будущего бакалавра защиты окружающей средыопределены педагогические, организационно-методические факторы, влияющие на эффективность формирования данной культуры, а также условия обеспечения ее результативности в практической деятельности.

Практическая значимость исследования: теоретические положения и методические материалы исследования обеспечивают необходимый уровень сформированности профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров защиты окружающей среды. Материалы исследования могут быть использованы в ряде учебных дисциплин: безопасность жизнедеятельности, метрология, стандартизация и сертификация, риски и экологоэкономические последствия антропогенных изменений и др. Они могут ис пользоваться студентами и преподавателями вузов экологического и инженерного профиля в учебной и практической деятельности, а также в системе повышения квалификации специалистов по защите окружающей среды.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура безопасности жизнедеятельности является компонентом профессиональной культуры бакалавра в области защиты окружающей среды. Она отражает единство/ теоретико-прикладной подготовленности бакалавра и его практической способности применятьспециальнотехнологический и эколого-валеологический инструментарий для решения задач природоохранной деятельности. Данная культура представляет собой системно-личностное образование специалиста, необходимое для успешного выполнения задач профессиональной деятельности и обеспечения личной и коллективной безопасности населения, персонала учреждений от внутренних и внешних угроз.

Структурными компонентами данной культуры являются: мотиеационно-ценностный (доминирующие экоцентрические мотивационные установки в отношении к природе и условиям жизнедеятельности человекагармоничная система профессионально-личностных ценностей и нормативно-правовых требований безопасности техносферы) — профессионально-гностический (системное мировоззрение и модельное мышление бакалавракомплексность освоения системы конкретно-предметных знаний) — процессуально-технологический (владение методами природоохранной деятельности специалиста на основе использования прикладных эколого-валеологических технологий).

Уровень профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавра защиты окружающей среды (профессионально-базовый, профессионально-адаптивный, профессионально-функциональный) определяется на основе совокупности критериев (аксиологический, когнитивный, праксеоло-гический).

2. Модель процесса формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров защиты окружающей среды в вузе.

I ^ включает следующие взаимосвязанные модули: функционально-целевой (приоритетные ориентиры, цели и задачи профессионально-прикладной эколого-валеологической подготовкибудущих специалистов) — содержательно-проблемный (профессионально-прикладное и практико-ориентированное содержание учебных дисциплин, элективных курсов, факультативов по проблемам безопасности жизнедеятельности) — организационно-технологический практико-ориентированные профессионально-образовательные технологииобеспечение взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной учебно-практической деятельности студентов и др.) — критериально-оценочный (мониторинг и оценка результативности формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров).

3. Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавра защиты окружающей среды включает: структурно-логические межпредметные связи, обеспечивающие интегративность нормативно-правовой, природоохранной, химико-технологической, экоква-лиметрической, социально-экономической, специально-экологической, ва-леологической подготовкикомпетентность профессорскопреподавательского состава вуза в области безопасной жизнедеятельности и его готовность к сотрудничеству в процессе формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистовприI оритетность проблемно-деятельностных, проектно-исследовательских, инте-гративно-модульных профессионально-образовательных технологий формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельностисамообразовательная деятельность студентов в сфере безопасности жизнедеятельностивзаимодействие вариативных форм внеаудиторной учебной профессионально-практической и научно-исследовательской работы по обеспечению безопасной жизнедеятельностиактивное включение студентов в эко-мониторинговые, экологоквалиметрические исследования, проекты в период учебно-производственной практики и волонтерской деятельностипедагогический мониторинг личностного продвижения студентов в процессе формирования у них профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходной концепции исследования, базирующейся на системном, деятельностном, антропологическом, контекстном подходах к профессиональной подготовке бакалавров защиты окружаюI щей средыприменением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его задачам и логикецеленаправленным сравнительным анализом результатов многолетней экспериментальной работы и массовой практики подготовки бакалавров защиты окружающей среды в вузевоспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностьюстатической достоверностью данных отсроченного контроля.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через опубликование статей, учебных пособий, методических материалов, докладов, тезисовразработку и реализацию программ учебных дисциплин бакалавриата «Защиты окружающей среды», пособий по учебно-производственной практике. Основные идеи исследования внедрены в образовательный процесс факультетов охраны труда и окружающей среды РГСУ и инженерно-технического образования КИСО. Материалы получили одобI I рение на международных, всероссииских, региональных научно-практических конференциях.

Цель, задачи, логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется его научно-методологический аппарат, формируется новизна и теоретическая значимость, практическая ценность полученных результатов, основные положения, выносимые на защиту.

Выводы по второй главе.

Модель процесса формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров защиты окружающей среды в вузе включает следующие взаимосвязанные модули: функционально-целевой (приоритетные ориентиры, цели и задачи профессионально-прикладной эколого валеологической подготовки будущих специалистов) — содержательно-проблемный (профессионально-прикладное и практико-ориентированное содержание учебных дисциплин, элективных курсов, факультативов по проблемам безопасности жизнедеятельности) — организационно-технологический (практи-ко-ориентированные профессионально-образовательные технологииобеспечение взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной учебно-практической деятельности студентов и др.) — критериально-оценочный (мониторинг и оценка результативности формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров).

Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавра защиты окружающей среды включает: струк турно-логические межпредметные связи, обеспечивающие интегративность нормативно-правовой, природоохранной, химико-технологической, экоква-лиметрической, социально-экономической, специально-экологической, валеологической подготовкикомпетентность профессорско-преподавательского состава вуза в области безопасной жизнедеятельности и его готовность к сотрудничеству в процессе формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистовприоритетность про-блемно-деятельностных, проектно-исследовательских, интегративно-модуль-ных профессионально-образовательных технологий формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельностисамообразовательная деятельность студентов в сфере безопасности жизнедеятельностивзаимодействие вариативных форм внеаудиторной учебной профессионально-практической и научно-исследовательской работы по обеспечению безопасной жизнедеятельностиактивное включение студентов в экомониторинговые, эколого-квалиметрические исследования, проекты в период учебно-производственной практики и волонтерской деятельностипедагогический мониторинг личностного продвижения студентов в процессе формирования у них профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Повышение показателей качества обучения и уровня системы знаний по специальным дисциплинам в целом дает возможность характеризовать учебную и творческую деятельность бакалавров в области защиты окружающей среды в плане повышения ее качественного уровня и творческой направленности, способствующей формирования у них профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности.

Под процессом формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности у студентов защиты окружающей среды понимается совокупность культурно-информационных воздействий, направленных на развитие поведенческих мотивов и качествспособностей принятия безопасных решений в быту и профессиональной деятельностипривитие знаний, умений и навыков по снижению крупномасштабных, коллективных и индивидуальных рисковвыработку морально-психологической устойчивости в условиях различных опасностей и ЧС.

Процесс формирования профессиональной компетенции будущего бакалавра защиты окружающей среды в условиях вуза строится на основе структурно-логических межпредметных связей учебных дисциплин, способствующих интеграции знаний, направленных на осознание общественно-государственной значимости профессиональной деятельности бакалавров защиты окружающей средывоспитание чувства ответственности за выполнение предписаний правовых норм санитарно-гигиенического обеспечения жизнедеятельности человека и природопользованияовладение системой профессионально-прикладных эколого-валеологических знаний и умений.

Структурными компонентами профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности является: мотивационно-ценностный, профессионально-гностический, процессуально-технологический. Критериями оценки уровня сформированности профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности являются: аксеологический, когнитивный, праксеологический. Уровни 1 сформированности профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности: профессионально-базовый, профессионально-адаптивный и профессионально-функциональный.

Принципы реализации: системности и непрерывностиинтеграции возможностей университета и баз практикиопережающего обучениярегионализацииединства теории и практики.

Эффективность реализации модели формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности обеспечивается комплексом научно-методического сопровождения. Особое место в нем занимает мониторинг профессионально-личностного роста и динамики сформированности уровня профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности будуI щего бакалавра защиты окружающей среды.

Вузовский этап формирования профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности создает фундамент для дальнейшей систематической работы специалиста по ее саморазвитию природоохранной деятельности.

Данное исследование не претендует на полноту всестороннего раскрытия исследуемой проблемы. В то же время оно позволило обозначить перспективы дальнейшей ее разработки. Среди наиболее актуальных: интеграции теоретической подготовки и профессионально-прикладной деятельности студентов в период практики по обеспечению безопасности жизнедеятельностиI развитие самообразовательной культуры студентов в сфере культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров защиты окружающей средысовершенствование профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности специалистов природоохранной деятельности в системе повышения квалификацииподготовка преподавателей вузов к работе по формированию профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности будущего бакалавра в области защиты окружающей.среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 281 с. I
  2. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М., 1985. — 222 с.
  3. Г. В., Чердымова Е. И. Структурно-функциональное исследование экологического сознания // II Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. — М., 2000. С. 14−15.
  4. JI.C. Экологометрия. Калуга: Полиграф-Информ, 2000.291 с.
  5. A.A., Громова JI.A. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. — СПб., 1993. 202 с.
  6. .Г. Психология и проблемы человекознания. — М.- Воронеж, 1996. 253 с.
  7. В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М, 1985.-138 с.
  8. А.М. Математика. М.: Физматлит, 2004. — 464 с.
  9. И.П., Васильев H.H., Амбросов В. А. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов. — Л.: ЛГУ, 1974. -239 с.
  10. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сборник научных трудов / Под ред. О. С. Газмана. — М., 1989. 149 с.
  11. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-336 с.
  12. М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. -М.: Мир, 1989. 196 с.
  13. P.A. Профессиональная направленность курса высшей математики как одно из условий интенсификации процесса обучения // Совершенствование содержания математического образования в школе и в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. Саранск, 1998. — С. 26−33.
  14. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н/Д, 2000. — 413 с.
  15. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика. М.- Ростов-н/Д, 1999.-408 с.7
  16. Н.И. Методология системного подхода* к решению проблем. СПб.: Изд-во СПб. ун-та экономики и финансов, 1997. — 205 с.
  17. В.Е. Экологическое образование на базе заповедных территорий // Введение в природоохранную эстетику. Киев, 2000. — 305 с.
  18. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. — № 2.
  19. Л.И. Экологический мониторинг в столичном мегаполисе // Актуальные проблемы экологии и безопасности жизнедеятельности: Матер, науч. чт. ф-та охраны труда и окружающей среды РГСУ. М.: РГСУ, 2007.
  20. Л.Л. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму // Вопросы философии. 1995. — № 3. — С. 26−36.
  21. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М., 1991.-207 с.
  22. A.A. Контекстное обучение в системе экологического образования // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996.-С. 115−127.
  23. Н.Я. Математика. В поисках бесконечности. М.: Наука, 1983.-160 с.
  24. В.И. Живое вещество и биосфера. М., 1994. — 564 с.
  25. С.Н. Безопасность жизнедеятельности. М.: Академия, 2005.-382 с.
  26. .С. философия образования. М., 1998.-432 с. I
  27. С.Н. Постулаты экологического образования // Экологическое образование: концепции и технологии. — Волгоград, 1996. С. 3−6.
  28. С.Н., Мамедов И. М., Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. — С. 16−26.
  29. В.И., Карелова O.JI. Математическое моделирование в экологии. -М.: Изд-во РУДН, 2000. 139 с.
  30. .В. Математика в современном мире. М.: Просвещение, 1980.-128 с.
  31. С.И. Социальная квалиметрия. Барнаул- М., 2004.202 с.
  32. A.C., Орехов H.A., Новиков В. Н. Математическое моделирование в экологии. М.: ЮНИТИ, 2003. — 205 с. i
  33. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М., 1994. — 183 с.
  34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 511 100 «Экология и природопользование». М., 2000: — 33 с.
  35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 280 100.62 «Защита окружающей среды». -М., 2005.-31 с.
  36. Данилов-Данильян В. Возможна ли «коэволюция» природы и общества // Вопросы философии. -1998. № 8. — С. 22−28.
  37. A.A. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма-М., 1993.-255 с.
  38. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-н/Д, 1996. 404 с. I
  39. В.И. Новая парадигма развития отечественного высшего социального образования // Социальная работа: теория и практика. М., 2002. -С. 3−25.
  40. Г. С. Математика для студентов социально-гуманитарных специальностей. -М.: Союз, 2002. 351 с.
  41. Г. С., Никитина Н. И., Напеденина Е. Ю. Математические методы в оценке эффективности профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Уч. зап. РГСУ. 2009.7 (70). -Ч. 1.-С. 196−204.t
  42. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М: Педагогика, 1982. 160 с.
  43. А.Н. О построении курса «Основы экологического образования» для педвузов // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. -М., 1997.-С. 145−147.
  44. И.Д. Экогласность и образование // Педагогика. 1991. -№ 1. — С. 9−12.
  45. И.Д. О приоритетах экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. — С. 27−36.
  46. Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. — 235 с.
  47. И.А. Культура. Образованность. Профессионализм специалиста // Проблемы качества, его нормирование и стандарты в образовании. — М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. С. 31−37.
  48. В.П. Человек развивающийся. М., 1994 — 304 с.
  49. В.Н. Сможет ли человечество выжить? // Экология и образование. 1998.-№ 1.-С. 8−15.
  50. В.А. Прошлое и будущее человечества глазами эколога //
  51. Общественные науки и современность. 1997. — № 3.
  52. В.И. Некоторые особенности преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности» // Актуальные проблемы экологии^ безопасности. М., 2008. — С. 541−550.
  53. В.И. О некоторых проблемах безопасности жизнедеятельности // Вопросы техногенной безопасности. М., 2009. — С. 11−18.
  54. В.И. О некоторых проблемах безопасности жизнедеятельности в период выхода из' кризиса // Актуальные проблемы техногеннойIбезопасности. М., 2010. — С. 195−203.
  55. В.И. Некоторые причины и последствия природных пожаров 2010 года // Актуальные проблемы техногенной и экологической и безопасности. М., 2010. — С. 29−39.
  56. Д.Н. Природа: от охраны к заботе? // Знание — сила. -1990. -№ 3.I
  57. Д.Н. Экологическая учебная игра как адаптивная среда // Экологическая психология (Тезисы I Российской конференции). М., 1996. -С. 72−75.
  58. Д.Н., Овсянников А. А. Природа и люди России: основания к пониманию проблемы. М., 1999. — 302 с.
  59. М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. — 285 с.
  60. М. Математика. Утрата определенности. М.: Мир, 1 984 446 с. !
  61. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., 1977.-235 с.
  62. Е.А. Психология профессионала. М.- Воронеж, 1996.208 с.
  63. Н.Д. Методы реализации принципа профессиональной направленности при отборе и построении содержания общеобразовательных предметов в высшей школе: Дис.. канд. пед. наук. Томск, 1995. — 158 с.
  64. Ю.Н., Пикан В. В. О прикладной и практической направленности обучения математике // Математика в школе. 1986. — № 6. — С. 22−28.
  65. Ю.Н., Ткачева М. В. Профильная дифференциация обучения математике // Математика в школе. — 1990. — № 4. — С. 13−19.
  66. В.Д. Социальная экология. — JL, 1989. — 258 с.
  67. Ю.А., Гордеев JI.C., Эделыптейн Ю. Д. Экологический мониторинг окружающей среды / Под ред. П. Д. Саркисова. М.: Химия, 2005 -365 с.
  68. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2002. — № 4 (175). — С. 3−31.
  69. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. М., 1980.
  70. В.И. Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании. Пенза: Приволжский дом знаний, 2003.-352 с.
  71. А.П., Максимов В. Н., Булгаков Н. Г. Теоретическая и экспериментальная экология планктоновых водорослей. М., 1997.
  72. В.И. Статистика и социология. Полн. собр. соч. Т. 30. — М., 1956.-С. 3−18.
  73. .Т. Экология личности // Педагогика. 1993. — № 2. -С. 19−23.
  74. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. М., 1996.128 с.
  75. А. Самоактуализация. Психология личности: Тексты. М., 1982.-110 с.
  76. И.В. Эффективная математика: Моделирование в биологии и медицине. — Тамбов: ТГУ, 2001. — 145 с. ^
  77. JI.B. Профессиональная культура специалиста социальной сферы. М.: Союз, 2003. — 113 с. ^
  78. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 398 с.
  79. Д.Ж. Социальная экология. М., 1998. — 268) с.
  80. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределамироста. М., 1994.
  81. H.H. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. — № 4. — С. 9−13.
  82. Новейший философский словарь / Сост. A.A. ГридановД- Минск, 1998.-896 с. |
  83. H.H., Воленко О. И. К вопросу о педагогических пар адиг-мах современного профессионального образования специалистов социальной сферы // Инновации в образовании. 2010. — № 6. — С. 4−16.
  84. Н.И., Илларионова Г. И. Формирование полифункциональной профессионально-математической компетентности будущих инженеров безопасности технологических процессов и производств // Вестник Гос. ун-та управления. 2008. — № 3. — С. 77−81.
  85. Ю. Экология. -М., 1996. 213 с.
  86. В.И. Введение в психологию экологического сознания. -М., 2000.-222 с.
  87. А.П. Психологические проблемы формирования экологического мышления // Психология сегодня. Т. 2. Вып. 1. М., 1996. — С. 106 109.
  88. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сласте--нина. М.: Академия, 2004. — 400 с.
  89. Педагогика и психология / Под ред. A.A. Бодалева, В. И. Жукова,' Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Высшая школа, 2002. — 585 с.
  90. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С. И. Самыгин. -Ростов-н/Д, 1998. 544 с.
  91. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: УРАО, 2002. — 160 с.
  92. Психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского. М., 1990.786 с. I
  93. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная, педагогическая психология.-СПб., 2000.-416 с.
  94. Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М., 1992. — 69 с.
  95. Г. Ю., Рубин А. Б. Математические модели биологических продукционных процессов. М., 1993. — 235 с.
  96. М.Ф., Федоров М. Л. Математические модели в экологии. -СПб.: Иван Федоров, 2003. 168 с.
  97. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1999.
  98. С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Собр. соч. в 2 т. М., 1989. — Т. 2.
  99. К. Становление человека. Клиенто-центрированная терапия. Пер. с англ. М., 1997. — 320 с.
  100. Ю.М., Логофет О. Д. Устойчивость биологических сообществ. М., Наука, 1978. — 352 с.
  101. Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических технологий. М.: Школьные технологии, 1996. — 86 с.
  102. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1983.816 с.
  103. Дж.М. Модели в экологии / Пер. с англ. М.: Мир, 1976.184 с.
  104. Современный словарь иностранных слов /? Под ред. И. В. Нечаева. -М.: ACT, 2002. -538 с. f
  105. А.И. Качество жизни: грани проблемы. — СПб.- Кострома- М., 2004. 126 с.
  106. Е.В. Управление процессом усвоения знаний. М.: Наука, 1975. — 282 с.
  107. О.С. Проектирование и реализация системы профильной дифференциации математической подготовки студентов технических и гуманитарных специальностей университета: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 2002. — 322 с.
  108. Н.П., Макаров С. В. Охрана окружающей среды в дипломных проектах. М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2006. — 218 с.
  109. Н.П., Алымов В. Т. Технологический риск: анализ и оценка. М.: Академкнига, 2005. — 118 с.
  110. Тейяр де Шарден П." Феномен человека. М., 1987. — 198 с.
  111. В.А. Стратегия обучения математике в вузе. М.: Технологическая школа бизнеса, 1999. -303 с.
  112. Э. Шок будущего. М.: ACT, 2003. — 557 с.
  113. А.Ю. Основы теории графов. — Самара: Самарский университет, 2002. -135 с.
  114. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М., 2002.-224 с.
  115. В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. — М., 2000.-268 с. I
  116. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 268 с.
  117. Э. Человеческая ситуация. М., 1995. — 126 с.
  118. Г. Синергетика. М., 1985. — 152 с.
  119. В.Д., Гильманов Т. Г. Экология. М., 1990.
  120. В. Философия и экология. М., 1993. — 348 с.
  121. Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. — С. 332−344.I
  122. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 358 с.
  123. В.И. Управление и принципы организации современных технологических процессов // Актуальные проблемы техногенной и экологической и безопасности. М., 2010. — С. 143−149.
  124. В.И., Акатьев В. А., Захаркин В. П. К проблеме управления профессиональным риском // Актуальные проблемы экологии и безопасноIсти. М., 2008. — С. 479−485.
  125. Ю.И. Математические модели и методы их исследования // Численный анализ и задачи интерпретации экспериментов. — Красноярск: КГУ, 1992.-163 с.
  126. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. -М., 1999.
  127. И.С. Проектирование личностно-ориентированной системы обучения: принципы, проблемы, решения. -М., 1994. 205 с.
  128. В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998. — 640 с.
  129. О.Н. Экология города. Зарубежные концепции. М., 1998.-242 с.
  130. О.Н. Экологическая социология // Социология в России / Под ред. В. Л. Ядова. -М., 1996. С. 541−570.
  131. , J., & Marton, F. The university of learning: beyond quality and competence in higher education. London: Kogan Page. 1998. t
  132. Everwijn, S.E.M. Het hoe, wat en waarom van competentiegericht on-derwijs The how, what and why of competence based education. 1999, Utrecht: Lemma. 63−78.
  133. Mirabile R.J. Everything you wanted to know about competency modeling. Training and development, august, 1997. — 73−77.
  134. Sigma Problem: The Search for Methods of Group Instruction as Effective as One-to-One Tutoring, Educational Researcher. 1994. — p.33.
  135. Sleeman D., Brown J.S. Intelligent Tutoring Systems. New York. Academic Press, 1992.
Заполнить форму текущей работой