Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Восстановление речевой и неречевых высших психических функций у больных с афазией в процессе предметно-практической и бытовой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения данного исследования обсуждались на кафедре логопедии МГГУ им. М. А. Шолохова, на кафедре Московского Института дефектологии и медицинской психологии, на кафедре специальной психологии и коррекционной педагогики МГОУ, на первой международной конференции, посвященной памяти А. Р. Лурия (Москва, 1997), на международной конференции, посвященной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современное состояние проблемы реабилитации и восстановительного обучения при афазии
    • 1. 1. Теоретические основы реабилитации больных с нарушениями речевой и других высших психических функций
    • 1. 2. Историко-культурологическая концепция Л. С. Выготского и её значение для понимания взаимоотношений речи и практической деятельности
    • 1. 3. Анализ современных теорий деятельности, роль деятельности в формировании речевой функции
    • 1. 4. Научные представления о формировании и распаде речевой и других высших психических функций
      • 1. 4. 1. Вариативность нарушений речевой функции при афазии 29 1.4.2.Нарушение неречевых высших психических функций
    • 1. 5. Роль предметно-практической деятельности в формировании и восстановлении нарушенных психических функций у детей
    • 1. 6. Выводы по главе
  • Глава 2. Комплексное изучение больных с афазией (констатирующий эксперимент)
    • 2. 1. Участники исследования
    • 2. 2. Исследование неречевых функций
    • 2. 3. Исследование речевой функции
    • 2. 4. Данные дополнительного обследования по модифицированному фрагменту методики А.Р.Лурии
    • 2. 5. Результаты анкетирования пациентов и их родственников
    • 2. 6. Выводы по главе 2
  • Глава 3. Использование предметно-практической деятельности в восстановительном обучении больных с афазией (обучающий эксперимент)
    • 3. 1. Восстановительное обучение больных при афазии
    • 3. 2. Организация и разделы эксперимента
    • 3. 3. Преодоление неречевых расстройств у больных с афазией в процессе предметно- практической деятельности
    • 3. 4. Преодоление речевых нарушений. Роль предметно — практической деятельности в восстановлении активного словаря у больных с моторными формами афазии
    • 3. 5. Преодоление трудностей называния у больных с различными формами афазии в процессе деятельности
    • 3. 6. Использование гностико- праксического тренинга в предметной деятельности

Восстановление речевой и неречевых высших психических функций у больных с афазией в процессе предметно-практической и бытовой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Среди расстройств высших психических функций (ВПФ), обусловленных локальными поражениями мозга, наиболее тяжелым является афазия. Афазия — системное нарушение речи, тесно взаимосвязанное с другими ВПФ и ведущее к серьезным проблемам личностного плана, а также к дезадаптации в различных, привычных в преморбиде, жизненных ситуациях. Больной вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни с теми возможностями, которые у него остались. В связи с этим особую остроту приобретает проблема социально-психолого-педагогической адаптации данного контингента больных.

Литература

по этому разделу афазиологии весьма ограничена. Имеются лишь отдельные работы, которые близки к нашей тематике, поскольку затрагивают не только, собственно речевые направления работы, но и социальные и психологические аспекты восстановительного обучения. В отечественной литературе это публикации М. К. Бурлаковой, Т. Г. Визель, Ж. М. Глозман, Л. С. Цветковой, В. М. Шкловского [21,25,43,147, 148,151] и др., в зарубежной — Дж. Сарно, М. Критчли [187,87] и др. Большая же часть исследований посвящена клиническим вопросам афазии, а проблема целей, задач, способов использования различных видов деятельности упоминается лишь применительно к общим разделам реабилитации.

Системы и методы помощи больным с афазией, как правило, акцентированы на восстановительном обучении, направленном на возвращение движений и речи без учета того, как больной будет пользоваться ими в жизни. Основной поиск направлений работы с больными сводится к определению компенсаторного потенциала, который значим для восстановления непосредственно пострадавшей функции: оптикотактильный метод при преодолении артикуляционной апраксии, «смысловое обыгрывание» для накопления словаря, диалогическая и монологическая 4 речь в отсутствии реальной ситуации ее реализации. При всей важности этих методов, нельзя не отметить, что больного чаще всего лечат и обучают кабинетным способом, не заботясь о физиологической и психологической базе для подлинной реабилитации в различных жизненных ситуациях.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что существует противоречие между необходимостью разработки системы методов стимуляции и восстановления речевой и неречевых ВПФ в процессе деятельности, приближающих больного к реальной жизни и существующей системе кабинетных методов. Отсюда вытекает актуальность исследований, в рамках которых были бы разработаны эффективные способы устранения указанного противоречия.

Проблема исследования: какова роль предметно-практической деятельности (ППД) в общей системе нейрореабилитационных мероприятий при афазии?

Цель исследования — разработка системы дифференцированных методов восстановительного обучения больных с различными формами афазии в процессе ППД.

Объект исследования — особенности нарушений речевых и неречевых функций у больных с афазией.

Предмет исследования — содержание и организация восстановительного обучения изучаемых больных.

Гипотезы исследования: Коррекционная работа по восстановлению речи у больных с афазией в процессе ППД будет эффективна при условии:

— выработки взаимосвязи слова и деятельности, подкреплённой широким спектром анализаторных ощущений, которая составит необходимую базу не только для восстановления утерянных функций, но и для подлинной реабилитации и реадаптации больных в жизни;

— использования опор на компенсаторно емкие чувственные образы и символы, реализуемые интактным правым полушарием мозга;

— применения фронтальной формы работы, обеспечивающей повышение мотивации к их непроизвольной речевой коммуникации;

В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой в исследовании ставятся следующие задачи'.

1. Проанализировать исходные теоретические положения, посвященные проблеме афазии, нейрореабилитации и смежных дисциплин.

2. Провести нейропсихологическое изучение состояния больных, их речевой и других ВПФ на момент начала восстановительной работы.

3. Научно обосновать и разработать систему дифференцированных методов восстановления речевых и неречевых функций в процессе предметно-практической деятельности.

4. Определить наиболее эффективные пути достижения желаемого результата.

5. Разработать операциограммы по отдельным видам ППД, применяемым в комплексной реабилитации больных с афазией.

6. Апробировать и оценить эффективность предложенных методик в системе психолого-педагогической реабилитации больных с очаговыми поражениями мозга.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные концепции о деятельности, в том числе речевой (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев)[47, 49]- культурно-историческая концепция Л. С. Выготского [39], учение А. Р. Лурия [107] о мозговых механизмах высших психических функциях, их нарушении и восстановлениитеория Н. А. Бернштейна об иерархии функциональной специализации структур мозга [12]- современные концепции реабилитации (Т.Д. Демиденко, М. С. Лебединский, М. М. Кабанов, В. Н. Мясищев, В. М. Шкловский) [49, 89, 60, 112, 148]- теоретические и практические положения дефектологии, посвященные коррекционным возможностям предметно-практической деятельности (Т.А. Власова, Т. С. Зыков, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский, E.H. Марциновская, М. С. Певзнер, И. А. Соколянский, Г. В. Цикото, Н. А. Чевелева и др.) [37, 57, 99, 109, 118, 127, 144, 145]- современные достижения в области межполушарной асимметрии мозга (Н.П. Бехтерева, H.H. Брагина, Т. А. Доброхотова, Е. П. Кок, и др.) [13, 14, 17, 63].

В соответствии с поставленными целью и задачами в работе использовались следующие методы исследования', анализ литературных источников по проблеме исследования, анализ психолого-медико-педагогической документации, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ полученных данных по результатам экспериментов с использованием количественной оценки речевой и неречевых функций, анкетирование больных и их родственников.

Этапы исследования. Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

1 этап (2002 — 2003 г. г.) — поисково-теоретический, который включал изучение и анализ литературы по афазии, нейропсихологии, восстановительному обучению, дефектологии и других смежных наук.

2 этап (2004 — 2007 г.г.) — экспериментальный делился на два подэтапа:

— на первом проводился констатирующий эксперимент по изучению 206 больных с афазией, с целью отбора пациентов в группы по восстановлению речи в процессе предметнопрактической деятельности-на втором подэтапе проводился формирующий эксперимент, который включал проведение групповых и подгрупповых логопедических занятий, динамические наблюдения. Оценивалась эффективность методов работы с отобранными больными.

3 этап (2008 — 2010 г. г.) — обобщающий, на котором выполнялась обработка, анализ и обобщение результатов исследований, оформление диссертации.

Научная новизна работы. Определены специфические методы, способные служить средством диагностики речевых и неречевых расстройств у больных с афазией.

Предметно-практическая деятельность рассматривается не как средство трудотерапии, а как отдельное направление нейрореабилитации, эффективный способ растормаживания и стимулирования речевой деятельности.

Разработаны специальные операциограммы по отдельным видам деятельности, имеющие теоретическое и практическое значение, поскольку уточняют иерархическое структуру разных видов деятельности и систематизируют представления о значении каждого уровня в целостном действии, совершаемом больным.

Уточняется специфика и эффективность влияния предметно-практической деятельности на речевую функцию в сравнении с другими методами воздействия. Одновременно предлагаются способы устранения нарушений неречевых функций.

Показана роль данного направления в системе социально-психологической и педагогической реабилитации больных с афазией.

Теоретическая значимость. Предлагаемое исследование доказывает антропо — и онтогенетическую связь речевых и неречевых видов деятельности. Уточняет место и значимость каждой из этих линий эволюции в общей структуре высших психических функций человека. Является ещё одним доказательством взаимосвязи исторических и онтогенетических закономерностей взаимовлияния разных видов деятельности в случае патологии. Демонстрирует роль совместных практических действий для расширение коммуникативных возможностей больных в условиях, максимально приближенных к естественным.

Практическая значимость. Направление коррекционного обучения по восстановлению речи и неречевых функций в процессе ППД до сих пор не было разработано и внедрено в практику как отдельное направление. Оно впервые вводится в реабилитационный комплекс в качестве самостоятельного раздела, не требующего увеличения материальных затрат и дополнительных штатов.

Апробация результатов исследования. Основные положения данного исследования обсуждались на кафедре логопедии МГГУ им. М. А. Шолохова, на кафедре Московского Института дефектологии и медицинской психологии, на кафедре специальной психологии и коррекционной педагогики МГОУ, на первой международной конференции, посвященной памяти А. Р. Лурия (Москва, 1997), на международной конференции, посвященной 100-летию А. Н. Леонтьева (Москва, 2003), на Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогический проблемы современного образования и воспитания» (Москва, 2010), на семинаре по реабилитации (Белгород, 2010) на научно-практических конференциях для специалистов Москвы, работающих в области патологии речи (в рамках постоянно действующего семинара) на базе ЦПРиН, в городских клинических больницах №№ 23, 83 г. Москвы. По теме диссертации опубликовано 22 работы.

Результаты исследования внедрены в систему реабилитации больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму (ЧМТ) в Центре патологии речи и нейрореабилитации, а также используются в лекциях «Групповая логотерапия в системе реабилитации больных с локальными поражениями мозга», входящих в программу Института дефектологии и медицинской психологии на базе Центра патологии речи и нейропсихологии Департамента здравоохранения г. Москвы.

ЦПРиН), в лекциях по курсу «Восстановительное обучение при афазии» в МГОУ и в Социально-гуманитарном институте г. Москвы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы исследования в психолого-педагогическом, медицинском, нейропсихологическом аспектах, организацией экспериментальной работы в строгом соответствии с целью, задачами и условиями организации научного исследованиякачественным и количественным анализом полученных данных, выбором адекватных методов оценки, статистической обработкой полученных результатов. Положения, выносимые на защиту:

1. Включение в комплекс реабилитационных мероприятий отдельного направления работы, состоящего в восстановлении речи и других ВПФ в процессе ППД, расширяет рамки существующей системы нейрореабилитации.

2. Групповые занятия с использованием ППД стимулируют коммуникативную функцию речи, способствуют нормализации межличностных взаимоотношений и приобретению навыков, необходимых для реадаптации, а также повышению самооценки больного и жизненного тонуса в целом.

3. Предлагаемая система восстановительной работы с больными стимулирует когнитивную мотивацию, восстановление интегративных поведенческих и бытовых навыков, решает проблему занятости.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов и заключения, библиографии и приложений. Объём основного текста составил 160 страниц, содержит 14 таблиц, 8 диаграмм. В приложении представлены рисунки, фотографии работ больных, фрагменты.

ВЫВОДЫ.

1.Результаты изучения литературы по проблеме исследования показали, что восстановление речи в процессе ППД не используется на практике в качестве отдельного направления комплексной нейрореабилитации при афазии. Имеется противоречие между необходимостью разработки системы методов стимуляции и восстановления речевой и неречевых ВПФ в процессе деятельности, приближающих больного к реальной жизни и существующей системе кабинетных методов.

2.Проведенное нейропсихологическое изучение состояния больных позволило распределить больных по формам афазии, степени их выраженности и нарушениям других ВПФ на момент начала восстановительной работы. В соответствии с полученными данными отобраны больные для экспериментального исследования.

3.Разработана и научно обоснована система методов восстановления речевых и неречевых функций в процессе 1111Д, дифференцированных в отношении формы афазии, степени выраженности дефекта, а также компенсаторной эффективности различных невербальных и вербальных опор. Определено ее место в психолого-педагогической реабилитации больных с очаговыми поражениями мозга.

4. Результаты проведенных экспериментов показали, что групповые занятия с использованием ППД стимулируют мотивацию к речи, ее коммуникативную функцию, а также способствует нормализации межличностных взаимоотношений и приобретению навыков, необходимых для реадаптации.

5. Доказано, что опора на сохранные звенья (запасные афферентации) пострадавшей функции, смежные с ней функции, а также на трудовой и интеллектуальный опыт больного, наиболее эффективный путь достижения желаемого результата.

6. Разработанные специальные операциограммы, имеющие теоретическое и практическое значение, способствуют уточнению иерархической структуры разных видов деятельности и систематизируют представления специалистов о значении каждого уровня в целостном действии, совершаемом больным.

7. Доказано, что введение в восстановительное обучение занятий по восстановлению речи и других ВПФ в процессе ППД как отдельного направления работы, расширяет рамки существующей системы нейрореабилитаци и.

8. Предметно-практическая деятельность повышает когнитивную мотивацию, стимулирует восстановление интегративных поведенческих и бытовых навыков, решает проблему занятости.

9. Разработанная система помощи больным способствуют повышению их самооценки и жизненного тонуса в целом, т. е. оказалась продуктивной для коррекции личности.

Заключение

.

В настоящее время во всем мире, в том числе и в нашей стране, постоянно растет количество лабораторий, научных центров, клинических отделений реабилитационных центров, занятых научными и практическими проблемами организации восстановительной терапии больных с афазией. Растет и количество публикаций по этим проблемам. Все эти работы значительно продвинули афазиологию, позволили разработать и научно обосновать пути и методы преодоления нарушений речи у больных с афазией. Значительный вклад в учение об афазии был сделан российскими учеными — психологами, неврологами, дефектологами, физиологами. Современные представления в психологии об общественно-историческом и детерминированном развитии высших психических функций и их сложном строении' получили свое развитие в афазиологии и нейропсихологической реабилитации больных с афазией, составили огромный вклад в эти области знания и повысили эффективность восстановительного обучения.

Исследования современных ученых-афазиологов показали, что речь не исчерпывается простыми процессами, обозначили роль ассоциаций образа и звукового обозначения слова, показали, что само слово является сложной единицей кодирования речи, несущей функцию не только обозначения вещи, но и ее анализа и обобщения. Кроме того, в этих работах обозначено, что речь это функциональная система, включающая взаимодействие целого ряда анализаторных систем, опирающаяся не на какой-либо узкий участок мозга, а на совместную работу ряда морфологических его образований, также тесно взаимодействующих между собой.

Несмотря на это, не имеется публикаций, в которых содержалась систематизированная модель помощи больным, потерявшим не только речь, но и жизненно важные функции, такие как гнозис, праксис, ориентировка в пространстве, упроченные в преморбиде бытовые и трудовые навыки.

Настоящее исследование было выполнено с учетом создавшейся в реабилитации больных с афазией ситуации. Благодаря этому стало ясно, что особенности состояния речевой и неречевых функции больных ставят перед логопедом ряд специальных задач. В соответствии с этим, в выполненном исследовании дано описание методической системы восстановительного обучения больных с афазией в процессе невербальной предметно-практической деятельности. Ее апробация в рамках обучающего эксперимента показало, что данный метод обеспечивает достижение достаточно высоких результатов. У всех больных, участвующих в эксперименте, улучшилось понимание обращенной речи, увеличился номинативный и предметный словарь, в значительной степени расширились возможности диалогической речи, уменьшились трудности называния предметов и действий, сгладились трудности программирования собственного высказывания, улучшилось чтение и письмо.

Данная методика способствовала также восстановлению неречевых функций: сгладились нарушения мануальной апраксии, в значительной мере восстановился конструктивный и оптико-пространственный праксис. Регрессировали и нейродинамические нарушения, а значит, повысилась психическая активность, укрепилось произвольное внимание, возрос контроль за собственной деятельностью.

Эти результаты получены благодаря проведенному в рамках констатирующего эксперимента уточнению особенностей нарушений у больных речевых и неречевых функций, состояния социально-приспособительных навыков.

Разрабатывая систему восстановления высших психических функций у больных с афазией, мы рассчитывали на то, что она может быть использована специалистами других учреждений (как в системе здравоохранения, так и в системе образования), работающими со взрослыми и детьми, имеющими нарушения речи.

Сложность и высокая вариативность афазических синдромов требует признания того, что ни одну из существующих методик, включая настоящую, нельзя считать окончательной. Необходим дальнейший поиск новых приемов работы, которые соответствовали бы современному уровню учения об афазии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. П., Соловьев В. М. Трудовое обучение в школах глухонемых.- Учебно-воспитательтная работа в специальных школах, 1948, вып. 1. I- IV. c. l44−160.
  2. П.К. Функциональная система // Ежегодник ВМЭ. М., 1968. — С.
  3. М. И. Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции : дис. докт. мед. наук. СПб., 1908. — 4., 227 с.
  4. Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. (К вопросу о механизмах построения связного грамматически оформл. высказывания) М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 143 с.
  5. Т. В. Порождение речи: Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 213, 2. с.
  6. Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976. — 218 с.
  7. Э. С. Афазия и пути её преодоления. М., 1964.
  8. Э. С. Психологический анализ сенсорной афазии: дис. докт. биол. наук. -М., 1948.-С.
  9. Э. С., Визель Т. Г. О некоторых особенностях восприятия речи больными с афазией // Проблемы медицинской психологии. Л., 1976.- С. 191 — 192.
  10. Э. С., Бурлакова М. К., Визель Т. Г. Восстановление речи у больных с афазией. М.: Медицина, 1982. — 183 с.
  11. Э. С., Визель Т. Г. Реабилитация больных с афазией, возникшей вследствие мозгового инсульта: методические рекомендации / МЗ СССР. -М., 1977.
  12. H.A. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. — 255 с.
  13. В.М. Основы учения о функциях мозга. СПб., 1903 — 1907. -вып. 1-УП.
  14. Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. 2-е изд., перераб и доп. — Л.: Медицина, 1974. — 151 с.
  15. А. П. Компедиум методов нейропсихологического исследования: методическое пособие. СПб. 2005. — 400 с.
  16. Н. Н., Доброхотова Т. А. Проблема функциональной асимметрии головного мозга // Вопросы философии. 1977. — № 2. — С. 135 -150.
  17. Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1981.-287 с.
  18. П. Утрата речи, хроническое размягчение и частичная деструкция левой передней доли мозга // Афазия и восстановительное обучение. Тексты / Под ред. Л. С. Цветковой, Ж. М. Глозман. М.: Изд-во МГУ, 1983. — С. 6−8.
  19. В. В. Речь и интеллект на стадии их развития в антропогенезе // Ископаемые гомениды и происхождение человека / Труды Ин-та этнографии АН СССР. Новая серия. М.: Наука, 1966. — Т. 2. — С. 497 — 555.
  20. М. К. Коррекция сложных речевых расстройств. М., 1997
  21. М. К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997.
  22. Т. Г. Как вернуть речь. М., 1998 — 214 с.
  23. Т. Г. Методологические основы нейропсихологической и логопедической работы при афазии //1 Международный конгресс по реабилитации больных с афазией: тез. докл. Краков, 1984.
  24. Т. Г. Нейролингвистическая классификация афазий // Глезерман Т. Б. Нейрофизиологические основы нарушения мышления при афазии. М: Наука, 1986. — С. 154 — 200.
  25. Т. Г, Проблемы теории и практики афазии // Проблемы патологии речи: сб. науч. тр. / НИИ психиатрии МЗ РФСР. М., 1986.
  26. Т. Г. Проблема компенсации при-афазии // Проблемы патологии речи: тез. Всесоюз. симп. (16−21 окт. 1989 г.). М., 1989. — С. 25 — 26.
  27. Т. Г. Восстановление высших психических функций (ВПФ), рассматриваемых с точки зрения их эволюционных трансформаций // XII съезд психиатров России (1−4.11. 1995 г.). М., 1995. — С. 580 — 581.
  28. Т. Г. Эволюция, высших психических функций // Независимый психиатрический журнал. 1996. — № 2. — С. 19−25.
  29. Т. Г. Мозговые механизмы бессознательного в языке // XII Междунар. симп. по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира». М., 1997. — С. 35.
  30. Т. Г. Особенности языковой личности больного с афазией и проблема межполушарной асимметрии мозга // Язык и личность: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т рус. яз. М.: Наука, 1989.
  31. Е. Н. Клинические проблемы афазии. М.: Медицина, 1971. -216 с.
  32. Е. Н., Никифоров A.C., Солдатова С. А. Речь и неспецифические структуры мозга // Клиническая неврология (Очерки). -Ташкент: Медицина, 1978. С. 264 — 279.
  33. JI. Эволюция афазии и реабилитация речи //Афазия и восстановительное обучение. Тексты / под ред. Ж. М. Голозман. — М: Изд-во МГУ, 1983.- С. 210−215.
  34. Г. А. Проблемы преодоления отклонений в развитии детей. -Дефектология, 1972, № 1, с.3−9.
  35. Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  36. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  37. . Концептуальная модель процессов, участвующих в восстановлении при афазии // Советская психоневрология. 1940. — Т. XVI. -№ 2.
  38. П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М., 1966. — С. 236 — 277.
  39. Т. Б. Нейрофизиологические основы нарушения мышления при афазии. М.: Наука, 1986. 230 с.
  40. . М. Общение и здоровье личности. М., 2002. — 208 с.
  41. Ш., Дугласе Э. // Афазия и восстановительное обучение. Тексты / под ред. Ж. М. Голозман. М: Изд-во МГУ, 1983. — С. 204 — 210.
  42. В. И., Мачинская Р. И., Фишман Н. М. Функциональная асимметрия полушарий: норма и патология // Функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового развития.- М.: Наука, 1992. С. 6−39.
  43. В. И. Функциональная асимметрия мозга при нарушениях слухового и речевого развития. М.: Наука, 1992. — 139 с.
  44. В. Н., Ковязина М. С., Тхостов А. Ш. Когнитивная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга. — М.: ЦМК «Психология», 2006.
  45. Г., Каплан Е. Исследование афазии и связанных с ней нарушений // Неврология и психиатрия. 1945. — № 1.
  46. Т. Д., Ермакова Н. Г., Основы реабилитации неврологических больных. СПБ: ФОЛИАНТ, 2004.
  47. Дж. X. Избранные работы по афазии / пер. с англ. и предисл. Е. Н. Винарской. СПб.: Нива, 1996. — 70 с.
  48. Диагностическая нейропсихологическая методика/ JI. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон, И. М. Тонконогий. JL, 1977. — 304 с.
  49. Т. А., Брагина Н. Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М.: Медицина, 1977. — 360 с.
  50. Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969.-215 с.
  51. Н. И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
  52. А.В. Психология: Учебник для пед.училищ. М., 1965. -240 с.
  53. В.П., Ломов Б. Ф. О функциях движений руки и глаза в процессе восприятия. Вопросы психологии, 1960, № 1, с29 — 41.
  54. С. А. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977.
  55. С.В. Предметно-практическая деятельность в обучении глухих в школьников. Специальная школа, 1967,№ 5, с. 14−21.
  56. Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников / под ред. С. А. Зыкова. М., 1976.
  57. М. М. Реабилитация психических больных. М.: Медицина, 1985.-214 с.
  58. Н. П. Нейрореабилитация больных с последствиями очаговых поражениях мозга на ранних этапах: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2002.
  59. В. М. Восстановление речи при афазии // Тр. Центр, ин-та экспертизы и трудоспособности. М., 1962. — 110 с.
  60. Кок Е. П. Зрительные агнозии. М.: Медицина, 1967. — 227 с.
  61. А. Я. Афазия и центральный орган речи //Афазия и восстановительное обучение. Тексты / под ред. Ж. М. Голозман. М: Изд-во МГУ, 1983. — С.14 — 23.
  62. М. Б. К клинике и топической диагностике афазических и апраксических расстройств //Афазия и восстановительное обучение. Тексты / под ред. Ж. М. Голозман. М.: Изд-во МГУ, 1983. — С.27 — 31.
  63. Н. В., Шкловский В. М., Визель Т. Г.О возможности восстановления речевой функции в процессе трудовой деятельности // Сб. тр. МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1982 С. 48 — 53.
  64. Н. В. Визель Т. Г. Берлин Ю. В. Методы групповой логотерапии //1 Междунар. конгр. по реабилитации больных с афазией: тез. докл. Краков, 1984.
  65. Н. В. Дифференцированный подход к нарушениям моторики при органических нарушениях ЦПС./ Сб. Проблемы патологии речи. Тезисы Всесоюзного симпозиума. М., 1989.- С.43−44 .
  66. Н. В., Визель Т. Г., Борисенко Т. Б. Методологические принципы логопедических занятий и нейропсихологического обследования больных с афазией. Inconte-porary problem in the rehabilitation off persons with aphasia. Краков, 1990.- С. 93−96.
  67. Н. В. Стимуляция речи у больных с афазией в процессе невербальной (гностико-праксической) деятельности // Тез. докл. I Междунар. конф. памяти А. Р. Лурии. М., 1997. — С. 52
  68. Н. В. Восстановление речи у больных с афазией в процессе невербальной (гностико-праксической) деятельности // XXIII съезд психиатров России: сб. тр. М., 2000. — С. 341 — 342.
  69. Н. В. Тематические лексико-грамматические упражнения для больных с афазией. М.: Издательство АСТ-Астрель, 2006. — 207 с.
  70. Н.В. Роль предметно-практической деятельности в нейрореабилитации больных с афазией // Дефектология. 2007. — № 3. — С. 55 -64.
  71. Н. В. Социально-психологическое направление реабилитации в неврологической клинике // Материалы III Междунар. конф. «Современные аспекты реабилитации в медицине». Ереван, 2007. — С. 268.
  72. Н. В.О методологии коррекции речи у детей и её восстановлении у взрослых // Сб. материалов Междунар. науч. конф. «Современные аспекты реабилитации в медицине», — Ереван, 2008. С. 99 -100.
  73. Н. В. Методы преодоления трудностей называния у больных с афазией // Актуальные вопросы логопатологии: материалы конф. логопедов системы здравоохранения РФ (10 11.04. 2009 г. / СПб. ПИИ уха, горла, носа и речи. — СПб., 2009. — С. 68 — 70.
  74. Н. В. Роль эрготерапии в комплексной реабилитации больных с очаговыми поражениями мозга// Современные аспекты реабилитации в медицине: материалы IV Междунар. конф. (22 24 сент. 2009 г., г. Ереван). — Ереван: Агверан, 2009. — С. 361.
  75. Н. В. Опыт использования эрготерапии в восстановительном обучении больных с очаговыми поражениями мозга // Сб. тр. Междунар. науч. конф., посвященной 15-летию Академии медико-технических наук РФ. -М., 2008. -С. 146- 147.
  76. Кошелева Н.. Преодоление трудностей называния у больных с афазией в процессе невербальной предметно-практической деятельности // Дефектология. 2010. — № 1. -С. 87−91.
  77. М. Афазиология. М., 1974. — С. 27 — 51.
  78. А. Расстройства речи //Афазия и восстановительное обучение. Тексты / под ред. Ж. М. Голозман. М.: Изд-во МГУ, 1983. — С. 9 — 14.
  79. М. С. Афазии, агнозии, апарксии //Афазия и восстановительное обучение. Тексты / под ред. Ж. М. Голозман. М.: Изд-во МГУ, 1983.-С. 104- 112.
  80. Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.
  81. P.E. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи. В кн.: Симпозиум по вопросам заикания у детей. М., 1963, с.3−8.
  82. А. Н. О социальной природе психики человека // Вопросы философии. 1961. — № 1.
  83. А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. -М: Наука, 1965. 245 с.
  84. А. Н. Проблемы развития психики. 2-е изд., доп.- М: Мысль, 1965. — 572 с.
  85. А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М: Просвещение, 1969.
  86. А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  87. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  88. Ф. Семиология афазии // Афазия и восстановительное обучение. (Тексты). М.: Изд-во МГУ, 1983. — С. 120 — 130.
  89. В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М., 1978. — С. 224.
  90. А. Р. Травматическая афазия. М.: Изд-во АМН РСФСР, 1947. -367 с.
  91. А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. М., 1948.-238 с.
  92. А. Р. Очерки по психофизиологии письма. М., 1950. — 83 с.
  93. А. Р. Роль слова в формировании временных связей в нормальном и аномальном развитии / Ин-т дефектологии. М.: Изд-во АПН РСФСР. -1955.
  94. А. Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — Т. 1.
  95. А. Р.Основы нейропсихологии. -М.: Изд-во МГУ, 1973. 373 с.
  96. А. Р. О двух классах афазических нарушений речи // Проблемы афазии и восстановительного обучения / под ред. Л. С. Цветковой. М.: Изд-во МГУ, 1975.-С. 5 — 16.
  97. А. Р. Высшие корковые функции человека.- М.: Изд-во МГУ, 1969. 504 с.
  98. А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов (экспериментально-психологические исследования). М.: Наука, 1974. -178 с.
  99. E.H. Основы предметно-практического обучения глухих школьников. М.: Педагогика, 1985. — 176 с.
  100. Я. А. Об особенностях анализа зрительных сигналов при поражении левой и правой затылочных долей и функциональная асимметрия и адаптация человека // Тр. Московского НИИ психиатрии. М., 1976. — С. 203.
  101. А.И. Слепоглухонемые дети. М., 1974.- 327 с.
  102. В. Н. Проблема личности в психологии и медицине // Актуальные вопросы медицинской психологии. Л., 1974. — с. 5 — 25.
  103. Нейропсихология (тексты) / под ред. Е. Д. Хомской. М: Изд-во МГУ, 1984.
  104. Н. Н., Деглин В. Л. Симеотика пространства и функциональная асимметрия мозга. Структура диалога как принцип работы симеотического механизма // Тр. по знаковым системам / Ученые записки ТГУ. Тарту, 1984. — Т. XVII. — С. 84 — 98.
  105. В. В. Восстановление речи после инсульта. JI.: Медицина, 1972.- 152 с.
  106. В. К. Об уровнях речевого расстройства при афазии и алалии// Мат.конф. по дефектологии Ленинградского пединститута.(ХУШ Герценовские чтения) Л., 1970.
  107. М. С. Дети олигофрены: Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения. — М., 1959. — 486 с.
  108. У. Р., Роберте Л. Речь и мозговые механизмы / пер. с англ. Е. И. Найденовой и И. М. Тонконогова — под ред. чл.-кор. АПН В. Н. Мясищева.- Л.: Медицина, 1964. 264 с.
  109. К. Языки мозга: парадоксы и принципы нейропсихологии / пер. с англ. Н. Н Даниловой и Е. Д. Хомской- под ред. и с предисл. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1975. — 464 с.
  110. Нейропсихология и индивидуальное развитие // Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1996. — № 2.
  111. С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.
  112. Е. К. О локализации функций в коре человека // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1955. — Т. 55, №. 12.
  113. Э. Г. Доминантность полушарий. Нейропсихологические исследования / под ред. А. Р. Лурии. М.: Изд-во МГУ, 1978. — Вып. 107. -95 с.
  114. Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе.- М.: Изд-во МГУ, 1985.- 190 с.
  115. Т. В. Отражение динамики произвольного внимания в показателях волны ЭЭГ в норме и у больных с локальными поражениями мозга // Нейрофизиологические механизмы внимания. М.: Изд-во МГУ, 1979.-С. 301.
  116. И. А. Обучение слепоглухонемых детей // Известия АПН РСФСР. 1962. — Вып. 121. — С. 15 — 31.
  117. С., Дейч Г. Правый мозг, левый мозг: Асимметрия мозга / пер. с англ. А. Н. Чепковой и И. В. Викторовой. М.: Мир, 1983. — 256 с.
  118. Л. Г., Шохор-Троцкая М. К. Особенности динамики речи у больных с разными вариантами моторной афазии при инсульте // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1981. —Т. 81.-С. 13−15.
  119. И. М. Инсульт и афазия. Л., 1968.
  120. Н. Н. Нарушение взаимодействия полушарий при очаговых поражениях мозга как проблема нейропсихологии // Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии. -Л. -181.-С. 713.
  121. Ю. А. Избранные работы по логопедии. М.: ACT. — 2007.135. Фрумкина.
  122. Е.Д. Мозг и активация. М: Изд-во МГУ, 1972. -382с.
  123. Е. Д. Нейропсихология. М: Изд-во МГУ, 1987. -288с.
  124. Л.С. Процесс называния предмета и его нарушение // Вопросы психологии. 1972. — № 4.
  125. Л. С. Мозг и интеллект. М.: Просвещение", 1995.- 304 с. 140. .Цветкова Jl. С. и др. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией. М., 1980. — 82 с.
  126. Л. С. и др. Методика оценки речи при афазии. М., 1981.-67 с.
  127. Л. С. Афазия и восстановительное обучение. М.: Из-во Московского психолого-социального института, 2001.
  128. Л. С. Нейропсихология и афазия: новый подход. М. Воронеж, 2001.
  129. Г. В. Предметно- практическая деятельность, конструирование, ручной труд // Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. -М., 1983.-С 40 -43.
  130. H.A. Исправление речи у заикающихся дошкольников. М., 1966.- 96 с.
  131. В. М., Визель Т. ., Боровенко Т. Г. К возможности использования неречевых (символических) уровней коммуникации при афазии//Дефектология. 1982, № 2.
  132. В. М. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией //Журнал невропатологии и реабилитации им. С. С. Корсакова. 1982.- Т.82.- № 2. — С. 248−253.
  133. В. М., Визель Т. Г и др. Организация специализированной службы по оказанию помощи больным с патологией речи органического и функционального генеза (комплексная система лечения и реабилитации): методич. указания. М., 1997. — 20 с.
  134. В. М., Визель Т. Г. Кошелева Н. В. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии: методич. рекомендации. М., 2000. — Ч. 2.
  135. В. М., Визель Т. Г. Восстановление речи у больных с афазией. М., 1997 — 108 с.
  136. В. М., Визель Т. Г. Проблемы патологии речи органического и функционального генеза // Сб. науч. тр. МНИИ психиатрии МЗ РСФР «Патология речи органического и функционального генеза (клинико-психологический аспект)». М., 1985. — С. 2 — 12.
  137. Эйсбл-Эйбсфельдт И. Биологические основы эстетики // Красота и мозг. М: Мир, 1995.-С. 29−74.
  138. A randomized, duble-blind trial of bromocriptine efficacy in nonfluent aphasia after stroke / F. Ashtary, M. Janghorbani, A. Chitsaz et al. // Neurology. -2006-Vol. 66.-P. 914−916.
  139. A randomized, placebo-controlled study of donepezil in poststroke aphasia / M. L. Berthier, C. Green, C. Higueras et al. // Neurology. 2006. — Vol. 67. — P. 1687- 1689.
  140. Aphasia caused by isolated lesion of the semi-ovale centre: contribution of the measurement of cerebral blood flow / Y. Lanoe et al. // Rev. Neurol. (Paris). -1994.-Vol. 150, № 6−7.-P. 430−434.
  141. Aphasia of deep localization / J. A. Saggese, E.O. Toboada, J. E.
  142. Duhart et al. // Neurologia. 1989. — Vol. 4, № 7. — 233 — 237.
  143. Brierley J.B. Neurophysiology of amnestic states / J. E. Eds. C. W. M. Whitty and O.L. Zangwill // Amnesia. L., 1977. — P. 199 — 223
  144. Clark M. M. Reading and mind. New York. Harcourt, Bruce, Jacjnovich, 1968.- 144 p.
  145. Chomsky N. Aspects of the teory of syntax. Cambridge, Mass. M1J.T., 1965.
  146. Gazzaniga M.S. Cerebral dominance viewed as a decision system // Hemisphere function in the human brain. L.: Felk, 1974. — P. 367 — 382.
  147. Gazzaniga M. S. The Bisected Brain. New York: Appleton, 1970.
  148. Harris A. J. Lateral dominance directional confusion and reading disability //
  149. Psychology. 1957. — Vol. 12. — P. 266 — 279.
  150. Ingram T. T. S., Reid J. F. Developmental aphasia observed in a deportment of child psychiatiy//Arch. Disease Childhood. 1956. — Vol. 31. — P. 161 — 172.
  151. Kimura D. Cerebral dominance and the perception of verbal stimuli // Psychology. 1961. — V. 15, № 3.
  152. Kimura D. Left-right differences in the perception of melodies // Exp. Psychology. 1964.-V. 189.
  153. Kimura D. Dual functional asymmetry of the brain in visual perception // Neuropsychology. 1966. -Vol. 4. — P. 278 — 285.
  154. Kinsbourne M. The ontogeny of cerebral dominance. New York: Acad. Sci., 1975. -v. 263.
  155. Kinsbourne M., Hichcock M. Does cerebral dominance develop? 11 Language development and neurological theory. New York, 1977.
  156. Kinsbourne M. The development of Cerebral Dominance // Handbook of clinical neurophysiology / Ed.S.Filskov., T.Boll., N.V.Wiley, 1981. P. 399 -417.
  157. Landis T., Assal G., Perret F. Opposite cerebral hemispheric superiority for visual associative processing of emotional facial expressions and objective // Nature.- 1979.- Vol. 278. P. 739 — 740.
  158. Lhermitte F. Semiologie de lAaphasie // Rev. Prat. 1965. — Vol. 15. — P. 2255 — 2292.
  159. Liepmann FI. Das Rranchaitbild der Fpraxie.- Berlin, 1900.
  160. Liepmann H. Motorische Aphasie and Apraxie // Mschr. Psychiat. 1913. -P. 34.
  161. Milner B. Clues to the cerebral organization of memory // Russer R. and Rougeul P (eds). Cerebral correlates of consign experience. Elsevier, 1978.
  162. Monacow C. Localisation der Hirnfunctionen. Wiesbaden, 1910.
  163. Monacow C. Die Localisation im Grosshirn und der Abbau der Functionen durch cjrticale Herde / Wesbaden: Bergman, 1914.
  164. Naeser M. A., Palombo C. L. Neuromaging and language recovery in stroke. //Clin. Neurophysiology, 1994.-P. 11−13.
  165. Orton S. T. Writing and Speech problems in children. New York: Norton, 1937.-215 p.
  166. Osgood C. E The nature and measurement of meaning // Psychological Bullitin, 1959. Vol. 49. — P. 197 — 237.
  167. Ozeren A., Sarica Y., Efe R. Thalamic aphasia syndrome //Acta-Neurol/-Belg. 1994. — N
  168. Pick A. Die agramatische Sprachstorungen / Dtrlin. Springer, 1913.
  169. Pick A. Aphasie // Bethe s @Handbuch d’Norm und Pathol. Psychol. 1931. — Bd. XV.
  170. Ramies A.V., Hecaen H. Les Defecitsan // Les. Rev.Neurol. 1977. -Vol. 133, № 10.-P. 571 -574.
  171. Sakurai Y., Sacai K., Sakuta M., Iwata M. Naming difficulties in alexia which agraphia for kanji after a left posterior interior temporal lesion. // Neurol-Neurosurg.- Psychiatry. 1998.- № 5. — P.57.
  172. Sarno J. Emotional aspekts of aphasia. // Askired aphasia/ N. Y., 1981. -489 p.
  173. Shuell H., Jenkins J. Reduction of vocabulary in aphasia // Brain. 1961. -Vol. 84, № 11 — P. 243 — 262.
  174. Schuell H., Jenkins J., Jimenes-Pabon E. Aphasia in adult.- New-York: Hoeber, 1965.
  175. Subkortikal aphasia. A longitudinal PET studiy / X. De Boissezon, J. F. Demonet, M. Puel et al. // Strok e/ - 2005. — Vol. 36. — P. 1467 — 1473.
  176. Taylor M.S., Silverman M., Sands E.S. Speech Therapy and Language Recovery in Severe Aphasia // Speech Disord.- 1970.- № 13.
  177. Weiller C., Willmes K., Reiche W., Thron A., Jsensee C., Buele U., Ringelstein E.B. The case aphasia or neglect after striatocapsular infraction // Brain. 1993, — № 12.-P. 116.
  178. Wepman J. M. Recovery from aphasia. New York, 1951.
  179. Wertz R.T., Lapoint L., Rosenbeck G. Apraxia of Speech in Adults. New York: Inc. Grune and Stratton, 1984.
  180. Zangwill O. L. Assymetry of cerebral hemisphere function // Scientific aspects of neurology / Ed. H. Garland. EdinburghALivingstone, 1961. P. 51−62.
  181. Zangwill O.L. The current status of cerebral dominance // Res. Nervus and Mental Diesease. 1961. — Vol. 42.- P. 103 — 118.
  182. Zangwill O. L. Cerebral dominance analyst relation to psychological function // Edindurgh: Oliver and Boyd, 1960. P. 31.
  183. Zangwill O. L. Asymmetry of cerebral hemisphere function // Scientific aspects of neurology / Ed. H. Garland. EdinburghALivingstone, 1961. P. 51−62.
  184. Vizel T. G. Hierarchy, disorders and Rehabilitation of human higher psychical functions // I World Congress in Neurological Rehabilitation, Newcastle-upon-Tyne, UK, 24−28 June, 1996.
  185. T. G. (BH3ejn> T.T.) Hierarchy, disorders and Rehabilitation of human higher psychical functions // I World Congress in Neurological Rehabilitation.-Newcastle-upon-Tyne (UK), 1996.
Заполнить форму текущей работой