Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания: На материале выставочных проектов в музеях Германии и России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выставочные проекты в музеях Германии и России во второй половине XX — начале XXI века стали оптимальной средой для общения школьников с экспонатом, друг с другом, с педагогами благодаря сочетанию условно-пассивных и динамичных форм знакомства с искусством. Выставочный проект как культурное событие способствует «диалогичности» в восприятиии подлинника, помогает сконцентрировать внимание ребенка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические исследования значения музейной культуры учащихся в эстетическом воспитании в музеях Германии и России
    • 1. Философские, педагогические, психологические и историко-культурные аспекты музейной культуры. стр
    • 2. Структурно-функциональный анализ выставочных проектов как условия развития музейной культуры учащихся. стр
  • Глава 2. Образовательные выставочные проекты в Государственной Третьяковской галерее как условие эстетического воспитания учащихся
    • 1. Методика исследования развития музейной культуры учащихся в процессе реализации выставочных проектов образовательного характера. стр
  • §-2.Результаты экспериментальной проверки педагогической эффективности выставочных проектов «Русская зима. Праздники и забавы» и «XX век в мастерской художника. Диалоги». стр

Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания: На материале выставочных проектов в музеях Германии и России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие музейной культуры предполагает систематичность в организации посещения экспозиции. Однако на практике музей не может охватить всех учащихся системой цикловых занятий. Разрешить эту проблему позволяют выставочные проекты образовательного характера, которые, как концентрированное музейное пространство, позволяют выстроить систему работы в рамках эстетического воспитания учащихся.

Современное общество характеризуется формированием новой парадигмы глобальных отношений, связанной с диалогом культур и цивилизаций, поэтому все более актуальной становится проблема изучения зарубежного опыта и создание условий для взаимообогащающего сотрудничества.

Взаимодействие немецкой и российской педагогики имеет не только прочные исторические корни, но и перспективы дальнейшего развития, так как очевиден обоюдный интерес друг к другу. В настоящее время образовательный процесс как в Германии, так и в России находит свое выражение в индивидуализации и дифференциации образования. Это предполагает гибкость и динамичность учебных программ, возможность их варьирования в соответствии с требованиями и изменяющимися условиями социально-экономической среды, а также конкретными интересами учащихся.

Взаимный интерес России и Германии обусловлен давними историческими связями. Явственной тенденцией конца XX века стало активное сближение двух стран, особенно в образовательной и культурной сферах (масштабные проекты «Москва-Берлин 1900;1950» (1996), «Москва-Берлин 1950;2000» (2003), фестивали искусства Россия-Германия (2002;2004) и др.). Особая роль в этом процессе принадлежит художественному музею как институту общения и взаимодействия различных культур, который способен не только «погружать» зрителя в культуру прошлого, но и связывать ее с ценностями текущего времени. Именно это качество и придает ему особую значимость в образовательном процессе.

Одной из задач как школы, так и музея является воспитание творческой личности всеми имеющимися у них средствами. Немецкие и российские специалисты в области музейной педагогики осознают, что для успешной реализации этого процесса необходимо развивать эстетические представления школьного учителя и его учеников, эффективно организовывать процесс освоения ими музейных ценностей, формировать интерес к музею до уровня потребности в систематическом включении в музейную коммуникацию.

Стратегия развития современного общества во многом определяется уровнем владения информацией. Это относится как к техническим, так и к гуманитарным наукам. Расширение диапазона образовательных услуг художественной педагогики требует от учителя профессиональной мобильности, освоения современных форм эстетического воспитания.

Педагогу, чтобы успешно развивать творческие способности своих учеников, необходимо быть в курсе современной художественной жизни. На сегодняшний момент выставки в художественных музеях содержат очень большой образовательный потенциал как по заявленным темам, так и по способу презентации. Систематическое посещение выставок не только расширяет информационное поле учителя и его учеников, но и развивает их музейную культуру, формирует творческое мышление, позволяет увидеть разнообразие экспозиций, возможности межмузейных и междисциплинарных связей, почувствовать общую тенденцию развития мировой культуры.

Особое значение среди выставок, посещаемых школьным учителем со своими учениками, имеют образовательные выставочные проекты, подготовленные музейными педагогами с учетом интересов учащихся и психологии восприятия искусства. Потребность в таких специализированных проектах возрастает, так как именно они позволяют преодолеть ряд ограничений и недостатков других форм работы с детьми на постоянных экспозициях, рассчитанных на массового зрителя, создают специальные условия для целенаправленного эстетического развития ребенка и профессионального роста педагога.

В диссертации впервые поставлена проблема развития музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания на материале выставочных проектов в музеях Германии и России. Особое внимание в работе уделено анализу деятельности немецких и российский специалистов по формированию образовательных концепций выставочных проектов и проверки их практических результатов.

Долгое время проблема развития музейной культуры учащихся связывалась, главным образом, с овладением языком изобразительного искусства, прежде всего с умением постичь его образный строй. Однако для того, чтобы музейная информация воспринималась не элементарно, а достаточно глубоко, необходимо учить пониманию специфики языка музея, образного строя экспозиции, умению оценивать музейные предметы в широком контексте, с общественно-исторических позиций, с точки зрения таких специфических музейных понятий, как мемориальность, редкость, типичность, собственно эстетическая ценность и т. д.

Актуальность данного направления диссертационного исследования обусловлена несколькими факторами.

— Теория и практика выставочных проектов для детей как сфера реализации образовательной функции музея рассматривалась отечественными специалистами только эпизодически. Накопленый значительный практический опыт в области выставочных проектов образовательного характера (начиная с 1960;х годов) как в Германии, так и в России до сих пор не был систематизирован и проанализирован как условие развития музейной культуры учащихся.

— Выставочные проекты для детей в художественных музеях России и Германии не анализировались с точки зрения их исторического развития, их педагогической значимости в системе «школа-музей» и их инновационного значения в сфере эстетического воспитания учащихся.

— Поставленные проблемы определили междисциплинарный характер Л диссертационного исследования. Полифункциональный подход к рассмотрению обозначенной темы предполагал осмысление ее с философской, психолого-педагогической, историко-культурной и социально-коммуникативной точек зрения.

Объект исследования: выставочный проект для детей в художественных музеях Германии и России в ХХ-начале XXI века как условие эстетического воспитания учащихся.

Предмет исследования: развитие музейной культуры учащихся в процессе реализации выставочных проектов в музеях Германии и России.

Цель исследования: определение оптимальных путей развития музейной культуры учащихся на основе анализа опыта проведения выставочных проектов в германских и российских художественных музеях.

В ходе исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать философские, психолого-педагогические, культурно-исторические аспекты музейной культуры.

2. Рассмотреть образовательные выставочные проекты в музеях Германии и России как лабораторию поиска наиболее результативных методов эстетического воспитания детей.

3. Проанализировать выставочные модели образовательного характера рубежа XX — XXI века как оптимальное условие формирования музейной культуры учащихся.

Гипотеза исследования: развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания будет успешным при следующих условиях, если: основополагающим фактором в деятельности педагога будет образовательный выставочный проект, концепция и содержание которого соответствуют культурной традиции музеяхудожественная экспозиция будет сочетать в себе многоаспектность (через демонстрацию междисциплинарных связей) и создавать условия для творческого восприятия экспонатапри проведении проекта будут учитываться интересы современных школьников и возрастные, психологические особенности восприятия искусства детьмитворческие контакты, возникающие между музейным педагогом, учителем и школьниками в процессе реализации образовательного проекта, позволят индивидуализировать процесс общения с каждой группой учащихся.

Методологической основой исследования явились: исследования отечественной и немецкой педагогической школы, в которых культура творческой личности рассматривается в качестве цели эстетического воспитанияработы по истории культуры, текстологии (Д.С.Лихачев, Ю. М. Лотман, М.М.Бахтин), позволяющие раскрыть в произведении искусства его художественный потенциал и место в культуре конкретного исторического периодатруды отечественных и зарубежных исследователей по теории и практике музейного образования (В.В.Алексеева, Н. Д. Бартрам, А. Лихтварк, С. Робинсон, Б. А. Столяров, Х. Фирегг) — основополагающие идеи психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, А.А.Мелик-Пашаев) о значении эстетического отношения к окружающему миру в развитии личностиконцепции представителей психологии личности (А.Маслоу, К. Роджерс) о необходимости творческой самореализации личностиположения теории музейной коммуникации (Д.Камерон, М.Б.Гнедовский).

Методы исследования: — изучение и анализ исторической, философской, психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов в связи с избранной проблемойобобщение музейно-образовательного опыта в российских и немецких музеяханализ собственной музейно-педагогической деятельностисоздание авторских выставочных проектов, направленных на развитие художественного восприятия и музейной культуры школьниковнаблюдение в естественных условиях работы, интервьюирование педагогов и их учениковсравнительный анализ выставочных проектов с участием отечественных и зарубежных педагоговэкспериментальная проверка методики по организации и проведению образовательных выставочных проектов с последующим анализом и выработкой рекомендаций для педагогов. Эксперимент проводился в Государственной Третьяковской галерее на протяжении 10 лет лично соискателем с 1995 по 2005 год.

Научная новизна исследования. Впервые сформулировано определение музейной культуры как качества личности, находящее выражение в осмысленном отношении к явлениям художественной жизни.

Изучены в сравнительном контексте художественных музеев Германии и России образовательные выставочные проекты как условие развития музейной культуры учащихся и определены их качественные характеристики, такие как: школа визуального восприятия и его вербального выражения, которая развивает эстетические способности как ребенка, так и педагога прежде всего через подлинник, в котором сконцентрировано общечеловеческое и личностное содержаниепространство, аккумулирующее эстетический опыт и представляющее л возможность для самоидентификации индивидафильтр качества в отношении человека к жизни и окружающей среде в ее предметном плане, что приобретает дополнительную актуальность в условиях возрастающего влияния средств коммуникации и массовой культуры.

В научный оборот введена современная немецкоязычная литература по вопросам методики и практики выставочных проектов образовательного характера (более 50 источников). Теоретическая значимость.

— Сформулировано понятие «музейная культура» в узком смысле, как определение уровня подготовленности посетителя к восприятию музейной информации, и в широком, как отношение к объектам музейного значения, не обязательно находящимся в музее, а к предметному миру в целом. В этом случае в данное понятие входит осознание предмета в его многообразных связях с прошлым и настоящим, восприятие его как памятника культуры, бережное отношение к документальным свидетельствам.

— Выявлены этапы процесса эстетического восприятия произведения искусства современными школьниками: от субъективного анализа и оценки с точки зрения того, насколько изображение реалистично и тщательно прорисовано, через стремление классифицировать произведение, относя его к определенной художественной школе, периоду, к формированию способности давать оценку одновременно с объективной и субъективной позиции.

— Научно обоснованы и конкретезированы показатели музейной культуры учащихся: сформированность способности извлекать информацию из первоисточника и связанного с ним эмоционального переживания, целенаправленность посещения экспозиции, частота посещения музея, обращение к различным источникам информации о выставке на предварительном этапе или во время осмотра, вовлечение в круг музейных интересов, восприятие выставочного пространства как места творчества.

— Раскрыта педагогическая сущность образовательных выставочных проектов как условия для развития ребенка в творческом процессе.

Практическая значимость исследования.

На международном уровне апробирована модель взаимодействия музейных педагогов России и Германии по реализации образовательного выставочного проекта широкого содержательного характера (русское и западноевропейское искусство ХУ1-ХХ1 века).

Показана продуктивность привлечения ведущих художников-педагогов к процессу реализации образовательных проектов в музеях Германии и России.

Результаты исследования могут быть использованы в курсе лекций по «теории и методики преподавания изобразительного искусства» в системе повышения квалификации педагогов.

Апробированный методический опыт развития музейной культуры учащихся в условиях выставочных проектов может быть использован в музеях разного типа, применяться на уроках по истории мировой художественной культуры.

Достоверность исследования обеспечена методологическим обоснованием исходных позиций и экспериментальной проверкой основных позиций диссертацииэкспертной оценкой, полученной в ходе реализации дидактических выставок в Государственной Третьяковской галерее.

Этапы исследования.

Исследование состояло из 3 этапов.

Первый этап (1995;1999) — теоретико-поисковый. Изучалось состояние исследуемой проблемы, анализировался исторический, практический отечественный и зарубежный опыт. Осуществлялось накопление собственных педагогических знаний в этом направлении.

Второй этап (1999;2004) — формирующий эксперимент. В ходе опытной работы проверялись положения гипотезы исследования, апробировалась методика образовательного выставочного проекта в художественном музее.

Третий этап (2002;2005) — аналитический. Проводилось обобщение результатов теоретических исследований и практической реализации выставочных проектов образовательного характера, изложение авторской концепции по вопросам воспитательного значения выставок, корректировались выводы, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Апробация исследования и внедрение его результатов.

Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на всероссийских конференциях, проводимых Государственной Третьяковской галерее (2001,2003), Институтом художественного образования РАО (2004), на семинарах в Музейно-педагогическом центре в г. Мюнхен (Германия) (2000,2002), в государственных музеях в г. Дрезден (Германия) (2004), на заседаниях лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО.

Концепция исследования реализована в Государственной Третьяковской галерее при проведении образовательных выставочных проектов «Русская зима. Праздники и забавы» (1999;2000), «XX век в мастерской художника. Диалоги» (2003;2004).

Осуществлено издание книги образовательного характера для педагогов и учащихся «XX век. В мастерской художника» (М.:Пакет-пресс.2003.-80с.).

Опытно-экспериментальнаябаза: выставочные залы.

Государственной Третьяковской галереи. Положения, выносимые на защиту.

1. Развитие музейной культуры учащихся в процессе реализации образовательных выставочных проектов раскрывает педагогический потенциал музея, который рассматривается в качестве исследовательской базы для изучения эстетического воспитания школьников в контексте культуры и для прогнозирования перспективных методов творческого развития детей.

2. Устойчивой международной тенденцией в современном развитии музейной педагогики является стремление к конструктивному сотрудничеству между музейными педагогами и школьными учителями в целях развития творческого мышления школьников и их музейной культуры. Наиболее продуктивной формой этих контактов являются выставочные образовательные проекты.

3. Выставочные проекты позволяют актуализировать педагогическую деятельность в музее по развитию музейной культуры учащихся, способствуют формированию эстетического вкуса школьников, критического отношения к явлениям массовой культуры. и.

Заключение

.

— Изучение философских, психологических, педагогических аспектов музейной культуры выявило, что важную роль в организации эмоционального переживания и познания музейного объекта учащимися играют адресная экспозиция и сопутствующая ей образовательная программа, учитывающие психологию возрастного восприятия искусства детьми.

— Выставочные проекты в музеях Германии и России во второй половине XX — начале XXI века стали оптимальной средой для общения школьников с экспонатом, друг с другом, с педагогами благодаря сочетанию условно-пассивных и динамичных форм знакомства с искусством. Выставочный проект как культурное событие способствует «диалогичности» в восприятии подлинника, помогает сконцентрировать внимание ребенка, преодолеть феномен «музейной усталости.

— Образовательный выставочный проект — лаборатория поиска наиболее результативных методов эстетического воспитания детей, а также развития профессиональной компетенции педагогов в пространстве музея. Выставки образовательного характера являются оптимальной средой для творческого контакта между музейным педагогом и школьным учителем. Существенным для развития практики выставочных проектов в Германии и России стало привлечение к их организации известных современных художников с педагогическим опытом работы. — Образовательные выставки для детей способствуют раскрытию музея как динамично развивающегося социального пространства. По наблюдению педагогов, «детская экспозиция» привлекает даже тех взрослых, для которых искусство ранее было чуждо и непонятно. Создание адресных детских экспозиций — это возможность показать заинтересованность музея в воспитании своих будущих посетителей.

Перспективным развитием темы диссертационного исследования является создание проектной группы для осуществления теоретической, творческой и координационной работы между музеями и организациями, занимающимися художественным воспитанием в Германии и России, в целях реализации систематических междисциплинарных, межмузейных передвижных выставочных программ для детей.

2. Выставочные проекты в музеях Германии и России во второй половине XX — начале XXI века стали оптимальной средой для общения школьников с экспонатом, друг с другом, с педагогами благодаря сочетанию условно-пассивных и динамичных форм знакомства с искусством. Выставочный проект как культурное событие способствует «диалогичности» в восприятиии подлинника, помогает сконцентрировать внимание ребенка, преодолеть феномен «музейной усталости». Сопоставление содержательной и формальной сторон выставочных проектов в немецких и отечественных музеях выявило, что при общем совпадении их философских, психолого-педагогических основ (А.Лихтварк, А.В.Бакушинский) и методов работы со зрителем (диалог, игра), существуют различия в выборе и презентации подлинников. У немецких специалистов накоплен значительный опыт в работе с современным художественным материалом, они смело экспериментируют в рамках дидактических проектов с актуальным искусством, активно привлекают к музейно-педагогической деятельности молодых художников. Для практики отечественных образовательных выставочных проектов более характерна опора на классические традиции презентации и переживания музейного объекта.

3. Образовательный выставочный проект — лаборатория поиска наиболее результативных методов эстетического воспитания детей, а также развития профессиональной компетенции педагогов в пространстве ч музея. Выставки образовательного характера являются оптимальной средой для творческого контакта между музейным педагогом и школьным учителем. В сотрудничестве с музейным педагогом учитель приобретает знания в области художественной культуры, приобретает необходимые навыки для развития эстетических способностей своих учеников в условиях школы и музея. В свою очередь, музейный педагог в процессе реализации образовательного выставочного проекта при постоянном контакте со школьным учителем получает оперативную информацию о современном состоянии социального окружения, о запросах школьников, как самой многочисленной аудитории. На основе этой информации музей может грамотно выстраивать свою образовательную деятельность, индивидуализировать процесс общения с учащимися. Существенным для развития практики выставочных проектов в Германии и России стало привлечение к их организации известных современных художников с педагогическим опытом работы.

4.Педагогические преимущества выставочных проектов образовательного характера подтвердились практическим путем. Как показало исследование, один и тот же материал на выставке дети усваивали быстрее, чем на постоянной экспозиции. Эксперимент выявил изменение в отношении к посещению музея у детей. После занятий в рамках выставочного проекта у школьников наблюдалось постепенное исчезновение «эмоционального барьера», процесс посещения музея стал восприниматься как творческое занятие, материалы выставки использовались при подготовке к экзамену по МХК. Повышение уровня компетентности нашло свое выражение в желании детей поделиться своими знаниями с друзьями и родными, посмотреть с ними еще раз экспозицию.

5.0бразовательные выставки для детей способствуют раскрытию музея как динамично развивающегося социального пространства. По л наблюдению педагогов, «детская экспозиция» привлекает даже тех взрослых, для которых искусство ранее было чуждо и непонятно. Создание адресных детских экспозиций — это возможность показать заинтересованность музея в воспитании своих будущих посетителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Я. Художественное образование в России:Историко-культурный очерк: Учебное пособие для вузов искусств и культуры Министерство культуры РФ, Высшее Театральное училище им. Б. В. Щукина.-М.:Б.И., 1998.-239с.
  2. В.В. Изобразительное искусство и школа.-М.-Советский художник, 1968.-268с.
  3. В.В. Что такое искусство: О том, как изображают мир живописец, график и скульптор.-М. Советский художник, 1991.-236с.
  4. Н.П. Из дум о былом.-М.:Феникс, 1992, с.436−437.
  5. A.B. Исследования и статьи.-М.: Советский художник, 1981.-384с.
  6. И. Руководство к родиноведению, составленное по Фингеру.-СПб.:И. Г. Марынов. 1874,-153с.
  7. Е.А. Немецкая философия на рубеже веков. Концепции искусства и культуры/Министерство культуры РФ. Российский ин-т культурологии.-М., 2004.-136с.
  8. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Психология развития.-СПб.:Питер, 2001, с.227−272.
  9. В.П. Искусство и философия:Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи.-Калининград. :Янтарный сказ, 2000.-704с.
  10. Всесоюзная межмузейная конференция «Музей и дети». Тезисы докладов. Ташкент, 1982.-212с.
  11. Н.С. Музей и школа.-М.: Издание Государственного Российского исторического музея.1923.-40с.
  12. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: Союз, 1997.
  13. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка// Вест. Московского университета.Сер. 14.Психология. 1991 ,№ 4,с.5−19.
  14. Выготскйй J1.C. Психология искусства.-СПБ.: Азбука, 2000.-416с.
  15. Галич Т. И. Художественный музей и публика (Эстетико-социологический аспект):Дисс.канд.искусствоведения. JI., 1985.
  16. Германия. Факты.-Гамбург.: Societaets-Verlag.2003.-400c.
  17. JI. О творческом воспитании. (Моя жизнь с моими детьми). Пер. с нем-М.:Тип.Крестного календаря, 1911.-56 с.
  18. В. А. Как учить детей понимать изобразительное искусство.-М.: РИА «Мы и Мир», 1999.-106с.
  19. М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации// Музееведение. Проблемы коммуникации в музейной деятельности. Сб. науч. трудов НИИ культуры. М., 1989 с. 16−32.
  20. М.Б., Макарова Н. Г., Юхневич М. Ю. Материалы для обсуждения// Музееведение Музей и образование. Сб науч. трудов НИИ культуры. М:1989, с.10−18.
  21. И.М. Краеведение в современной немецкой школе.-Л.:Брокгауз-Ефрон, 1926.-79с.
  22. Г. Художник, ученый, педагог//Декоративное искусство СССР, 1973,№ 7,с.45−47.
  23. Дистервег А. Руководство для немецких учителей .Пер.с нем.-М.:К. И. Тихомиров, 1913.-321с.
  24. Дитгштайдт-Бартолош Р. Всегерманский союз музейных педагогов//Музейная педагогика в России и Германии. Гановер, 1998.с. 157−161.
  25. Н. Язык изобразительного искусства-первый диалог.// Музейная педагогика в России и Германии. Ганновер, 1998, с.85−89.
  26. Закс А. Б. Первая Всероссийская музейная конференция//Музейное дело в СССР.М., 1979.с. 136−143.
  27. A.B., Венгер Л. А., Зинченко В.П,.Рузская А. Г. Восприятие и действие.-М.:Просвещение, 1967.-270с.
  28. А.У. Детский музей. Педагогическая энциклопедия. Под редакцией А. Г. Калашникова, т.2,М., 1993.
  29. М 32. Зеленко А. У. Детские музеи в Северной Америке.-М.: «Работникпросвещения», 1925, с.95−97.
  30. Е.М. Научно-просветительная работа художественных музеев РСФСР в первые годы советской власти (1917−1923):Дисс.канд.исторических наук. М., 1971
  31. A.B. Музей и дети. Основные формы работы//Диалог:музей иобщество: Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Диалопмузей и общество на пороге XXI века», Якутск, 2001, с.35−37.
  32. История художественного образования в России-проблема культуры XX века.-М.'Издательский дом Российской академии образования, 2003.-412с.
  33. История художественного образования в России XX века (монография) в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Том I.- М.: Педагогика, 2002.-474с.
  34. М.С. Философия культуры/Академия гуманитарных наук.-СПб.: Петрополис, 1996.-414с.
  35. А.С., Бернацкий Г. Г. Философия.-СПб.:Издательство ДНК.2001.-536с.
  36. P.M. Русский костюм и быт XVIII—XIX вв.еков.-М.:СЛОВО, 1999.-224с.
  37. H.H. Клуб юных искусствоведов как модель системы эстетическогор. воспитания в условиях художественного музея. Автореф.дисс. .канд.педагогическихнаук. М., 1996.
  38. E.H. Из истории работы русских и советских музеев с детьми// Музей № 7,1987,с.234−239.
  39. Конухова Е. Н. Формирование представления о художественном образе у младших школьников в художественном музее: Автореф.дисс.канд.педагогических наук М., 19&-7.
  40. И.Н. Выставка «Маленькие тайны большого искусства»: опыт создания единого игрового пространства//Национальная галерея Республики Коми. Материалы исследования (1993−2003), Сыктывкар, 2003, с.93−100.
  41. E.H. Формирование у учащихся 7−9 классов представлений об архитектурном ансамбле как историко-культурном явлении: Автореф. дисс.канд.пед. наук. М., 1995.
  42. Н.Л. Работа с детьми в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1920—1930-е годы (на основе архивных материалов)// Эстетическое воспитание и экология культуры. Сб. научных трудов. М., 1988, с.276−294.
  43. Н.Л. Развитие художественного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях художественного музея: Автореф. дисс.канд. Пед.наук. М., 1987.
  44. А. Музей как образовательные и воспитательные учреждения/Юбразовательные и воспитательные задачи современного музея. Под редакцией Оршанского Л. Г., СПб., 1914, с. 3−9.
  45. Ю.М. Культура и взрыв.-М.: «Гнозис»: Издательская группа «Прогресс"Д 992.-272 с.
  46. Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Детские музеи в России и зарубежом. Российский институт культурологии.-М., 2001.-126с.Ж
  47. К. Экспериментальный семинар по произведению Я.Кунеллиса в музее искусств г. Гамбурга//Музейная педагогика в России и Германии. Гановер, 1998, с. 103 109.
  48. Е.Б. Музейная педагогика Германии в прошлом и настоящем//Музейная педагогика за рубежом: работа музеев с детской аудиторией/(Российский институт культурологии).Серия электронных изданий MUSEUM PRO.Bbin.5.1997.c.49−69.
  49. Е.Б. Музейная педагогика и музейный маркетинг (из зарубежного опыта)//Музей и общество. проблемы взаимодействия.Сост.И. М. Косова.(АПРИКТ МК РФ).М., 2001.с.28−37.
  50. Е.Б. Становление музейной педагогики в Германии и России: Автореф. ^ дисс. канд. исторических наук.М., 1999.
  51. Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». (Тезисы докладов).-Спб., 1995.-207с.
  52. Международный совет музеев. Конференция комитета по воспитательной и просветительской работе музеев. Доклады. М.-Л., 1968.
  53. Я.П. Из опыта музейно-выставочной работы с детьми//Советский музей № 2,1932, с.38−57.
  54. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности.-М.:3нание, 1981.-96с.
  55. Мысливцева Г. Ю. Дидактическая выставка «Цветные мелки по имени пастель» //Музей и юный зритель. Сборник докладов на науч.практ.конференции.Челябинская областная картинная галерея, Челябинск, 2001, с.43−45.
  56. Г. Ю. Из опыта выставочной работы Омского музея изобразительны} искусств//Музей и зритель. Научно-практическая конференция художественных музеев РСФСР, Архангельск, 1990, с.67−72.
  57. Музей и общество. Проблемы взаимодействия: Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела Вып.3.-М.:АПРИКТ.2001.-203с.
  58. Музей и юный зритель. Сборник докладов научной практической конференции.-Челябинск:Челябинская областная картинная галерея.-102с.
  59. В.А. Художественные выставки и ознакомление широких народных масс с живописью.-Кострома: Советская типография, 1920.-320с.
  60. Некрасова-Каратеева О. Л. Педагогические условия художественного воспитания детей младшего возраста в изостудии при музее: Дисс.канд.пед.наукМ., 1987.
  61. .М. Мудрость красоты:О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя.-М. :Просвещение, 1987.-253с.
  62. .М. Познание искусством.Университет Рос. академии образования.-М.: Изд-во УР АО, 2000,-186с.
  63. Г. А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии.Российская академия наук. Институт философии.-М.: Высшая школа, 2001.-375с.
  64. М.В. Музей и их образовательное значение//В помощь семье и школе. Сост. Бахтин Н. Н., Дедюлина Е. С. и др.-М.:Мзд-во Антил и К. 1911, с.75−76.
  65. Образовательные и воспитательные задачи современных музеев.Сб.статей по вопросам художественного воспитания народных масс и детей под ред. Оршанского Л.СПб.:Школа и жизнь, 1914.-76с.
  66. А. Внешкольное образование в Германии//Русская мысль.1914.№ 1,с.50−55.
  67. А.Ф. Учить восприятию искусства. //Эстетическое воспитание: Опыт, проблемы, перспективы. Ежегодник Института художественного образования РАО.М., 2002.с.6−21.
  68. Т.А. Музеи дореволюционной России во внешкольном образовании (2пол.Х1Х-нач.ХХ века)//Музей и власть.Сб.науч.тр.НИИ культуры.Ч.2.М., 1991, с.27−44.
  69. Петрикова-Агафонова С.О. Зимушка-зима в картинах русских художников. Выставка для детей в Третьяковской галерее// Юный художник 2000, № 11, с. 10−14.
  70. Петрикова-Агафонова С. О. Мастерская художника XX века/ЛОный художник 2003,№ 1,с.24−26.
  71. Петрикова-Агафонова С. О. Музей детям// Русская Галерея № 1−2,2000,с.46.
  72. Петрикова-Агафонова С. О. Новый проект Третьяковской галереи// Юный художник № 7,2000,с.17.
  73. Предварительный съезд по устройству первого Всероссийского съезда деятелей музеев.-М. :Скоропечатня А. А. Левинсона, 1913.
  74. Ю.Н. Восприятие произведений живописи старшеклассниками в процессе художественного воспитания: Дисс.канд. пед. наук. М., 1981.
  75. Ю.Н. Педагогические исследования в художественных музеях//Музей и зритель. Научно-практическая конференция художественных музеев РСФСР. Архангельск, 1990, с. 3 -10.
  76. Д.А. Из истории организации сибирских музеев в XIX веке//История музейного дела в СССР. Вып. 1.М., 1957, с. 17−18.
  77. A.M. Предварительный музейный съезд-итоги развития музейного дела в России//Музей и власть. Сб.науч. тр. НИИ культуры. Ч.2.М.Д991, с.5−27.
  78. Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века». -М:.Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1998.-384 с.
  79. P.C. Детский музей (к истории вопроса)//Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика.М., 1989, с.63−76.
  80. P.C. Деятельность музеев РСФСР по воспитанию детей. 1917−1987: Автореф. дисс. канд. пед.наук.М., 1989.
  81. Н.Д. Экскурсия в художественном музее как средство формирования установки на восприятие искусства у младших школьников: Автореф. дисс.канд.пед. наук.М.1990.
  82. Революция-искусство-дети: Из истории эстетического воспитания в советской школе: Материалы и документы: Кн. для учителя в 2-ух частях: Составитель Н. П. Старосельцева М.:Просвещение, ч.1,1987.-240с.- ч.2,1988,-366с.
  83. Современная западная философия: Учебное пособие. Под общ.ред.Т. Г. Румянцевой.-Минск: Вышэйшая школа, 2000.- 493с.
  84. М.В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: Автореф .дисс. канд. пед. наук М., 2000.
  85. Соснина Н.Н.ДИангина И. И. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия.-СПб: .Искусство, 1999.-400с.
  86. Столяров Б. А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея: Автореф.дисс.докторапед.наук. Спб., 1999
  87. .А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи.Л.:Знание.1988.-32с.
  88. Н.Ф. Музей, его смысл и назначение//Сочинения, М., 1998, с.576−587.
  89. Фомина Н. Н. Изобразительное искусство и образование//Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. Сборник научных трудов/ Российская академия образования, М-во культуры РФ, М.:Москов.гос.консерватория, 1998, с.99−115.
  90. Фомина Н. Н. Подросток и популярная книга об искусстве//Художник № 2,1976,с.43−44.
  91. H.H. Теоретические предпосылки изучения художественного воспитания в контексте культуры//Эстетическое воспитание: Опыт, проблемы, перспективы. Ежегодник Института художественного образования РАО.М., 2002.с.203−232.
  92. Фомина Н. Н. Трудности методики//Художник № 2,1978,с.36−37.
  93. Хьелл Л., 3иглер Д. Основные положения, исследования и применение теории личности.-Санкт-Петербург: Питер, 1997.-570с.
  94. XX век в мастерской художника.М.:Паке-пресс, 2003.-80с.
  95. Т.В. Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики: Дисс. на соискание уч. степени канд.пед.наук.М.1995.
  96. Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923, с. 18−20. ^ 107. Шмит Ф. И. Музейное дело. Вопросы экспозиции.-JI.:Academia, 1929.-245с.
  97. А. Музейно-педагогическая служба Берлина. Структура и цели// Музейная педагогика в Россини и Германии. Гановер, 1998, с. 149−153.
  98. .П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников//Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников 4.1, М.1973, с.65−111
  99. .П. О направлениях художественного воспитания детей в зарубежных странах// Ролль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников 4.2, М., 1973, с.807−837.I
  100. П.М. Психология художественного творчества.-М.:Знание, 1971.-48с.
  101. П.М. Чувства, их развитие и восприятие.-М.:Знание, 1976.-64с.
  102. Berufsfeld Museumspaedagogik im Wandel. ICOM, CECA, MPZ Tagung. MPZ. Muenchen, 1998.-360s.
  103. Brueninghaus-Knubel C. Inszenierung als Verfuehrung//The Educational complex. Vermittlungsstrategien von Gegenwartskunst. Die Publikation zum Symposium im Kunstmuseum. Wolfsburg, 2002.s.76−82.
  104. Brueninghaus-Knubel C. Kindermuseum im W. Lehmbruck Museum //Standbein Spielbein.Museumspaedagogikaktuel.N68,April, 2004, s.35−40.
  105. Czech A. Zur Nutzung didaktischer Ausstellungen Beispiel «Terra Sigillata"//Museums-paedagogik fuer die Schule.MPZ. Muenchen, 1998, s.231−234.
  106. Denken, Reden, Machen! Joseph Bouys fuer Kinder. Duisburg, 2003.-80s.
  107. Deutsche Forschungsgemeinschaft: Die Notlage der Museen in der Bundesrepublik Deuischland. Appele zur Soforthilfe. Bonn-Bag Gogesberg, 1971.-44s.
  108. Dittmer L., Siegfried D. Spurensucher-ein Praxisbuch fuer historische Projetarbeit. Beltt, Weinheim, Basel, 1997.-64s.
  109. Duden.Das Grosse Fremdwoerterbuch.Dudenverlag. Mannheim-Leipzig-Wien-Zuerich, 1994.-702s.
  110. Empfehlung zum Bildungsauftrag der Museen. Beschluss der Kultusministerkonferenz vom 3. Juli 1969. //Bundesanzeiger 1969, N.140,s.2−8.
  111. Ertl P-M.Theaterpaedagogische methode.//Im Dialog. Museumspaedagogik fuer alle Besucher. 11. Bayerischer museumstag. 18.-20. Juli 2001, s.53−55.
  112. Finger F. Anweisung zum Unterricht in der Heimatkunde. 8.Auflage.Berlin: Weidmann, 1900.-176s.
  113. Fischer L. Meute im Museum W. Lehmbruck Museum. Duisburg, 1996.-40s.
  114. Grasskamp W. Museumsgruender und Museumsstuermer. Zur sozialgeschichte des Kunstmuseums. Muenchen, 1981 .-58s.
  115. Grote A. Museen als Bildungsstaetten//Museumspaedagogik.Museen als Bildungsstaetten. Klausewitz W hrsg, F.a.M., 1975, s.31−62.
  116. Grundsaetze zur Foerderung der Offentlichkeitsarbeit in den staatlichen Museen. Beschluss der Kultusministerkonferenz von 14.-15.Februar 1963//Bundesanzeiger 1963, N.148,s.4−10.
  117. Henschel H. Das Kunstpaedagogische Zentrum im Germanischen Nazionalmuseum nuerenberg.//W.Klausewitz.(Hg.)Museumspaedagogik.Museen als Bildungsstaetten.F.a.M., 1975, s. 103−124.
  118. Herzog Anton Ulrich Museum in Braunschweig. Eine didaktische Ausstellung gemalter Portraets, entstanden zwischen 1500 und 1800. Menschen-Bilder. Das Bildnis zwischen Spiegelbild und Rollenspiel. 1992.-30s.
  119. Herzog Anton Ulrich-Museum in Braunschweig. Herkules-ein Superman? Zu einer Bilderfolge mit Herkules-Taten von L. Cranach den Aelteren. 1988.-36s.
  120. Hoette H. Museumspaedagogik in Hamburg//Museumspaedagogischen Dinst hrsg. Hamburg, 1990.s.4−18.
  121. Hoffman P. Paedagogisch-systematischer Wegweiser duerch die Muenchener Museen. Muenchen, 1912.-48s.
  122. Jacob-Friesen K.H. Die Museumstechnische Auswertung vorgeschichtlicher Sammlungen nach dem paedagogischen Prinzip.//Museumskunde, Bd. l6, Hefte 2/3, Berlin-Leipzig, 1921, s.56−101.
  123. Kaldewe G. Museumspaedagogik und Reformpaedagogische Bewegung 1900−1930. Frankfurt am Main, 1990.-65s.
  124. Kerschensteiner G. Die Bildungsaufgaben des Deutschen Museums. Geschichte, Aufgabe, Ziele.Muenchen. 1925, s.39−50.
  125. Kerschensteiner G. Theorie der Bildung. Leipzig-Berlhr.B.G.Teubner, 1926.-515s.
  126. Kilger G. Mediengestuetztes Lernen in der Deutschen Arbeitsschutzausstellung//Handbuch der Museumspaedagogischen Ansaetze. Opladen, 1995, s.363−373.
  127. Kindler G., Liebelt U. Museumspaedagogik im Konzept der Museumsarbeit//im Dialog. Museumspaedagogik fuer alle Besucher. 11. Bayerischer Museumstag.Tagungdokumentation.Bayeruth, 2001, s. 15−30.
  128. Kindler G.Museumstheater.Theatrale Inszenierungen in der Ausstellungspraxis.Hg.i.a.das Bundesverband Museumspaedagogik. BieIefeld, 2001 .-24s.
  129. Kittelman U. Das Museum, die Sammlung, der Direktor und seine Liebschaften oder von Archiven, Kindern und Verschvoerungen// The Educational Complex. Vermittlungsstrategien von Gegenwartskunst. Kunstmuseum Wolsburg 25.10−27.10., 2002. s 68−72.
  130. Klausewitz W. Das Museum als Lehr- und Bildungsstaedte in der modernen IndustriegesellshaMDeutsche UNESCO-Komission/Museologie.Koeln, 1973 .s. 169−176.
  131. Klenk H. Museum und Schule. Mainz, 1928.-48s.
  132. Kolb P. Schulauschtellung: Aspekte und Anregungen.MPZ.Muenchen, 2001.-56s.
  133. Kunsthalle Bielefeld. Wie eine Bronzeplastik entstehet. Didaktische Ausstellung zur Technik des Bronzegusses, von 22.03. bis 13.05. Bielefeld, 1984.
  134. Kunsthalle Bremen. Bilder Entstehen. Eine Didaktische Ausstellung von der Skizze zum fertigen Bild. Ausstellung von 19.01 bis 02.03. Bremen, 1977.-32s.
  135. Kunsthaus Glarus. F. Vallotton und die Badende. Eine didaktische Ausstellung rund um das Thema Baden von 20.06 bis 6.09. Glarus, 1987.-38s.
  136. Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen Dusseldorf. Paul Klee. Eine Didaktische Ausstellung zum Verstaendnis seiner Kunst. Bilder. Fotos. Texte. Von 31.10.1975 bis 4.01.1976, Dusseldorf, 1975.-36s.
  137. Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen.Dusseldorf.10x Piasso. Eine Didaktische Ausstellung zum Verstaendnis der Kunst. Bilder. Fotos. Texte. von 4.11.1976 bis 9.01.1977, Dusseldorf, 1976.-32s.
  138. Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen.Dusseldorf.Kunst aus USA nach 1950. Eine Didaktische Ausstellung zum Verstaendnis der Kunst. Bilder. Fotos. Texte. 28.10.19 778.1.1978. Dusseldorf, 1977.-34s.
  139. Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen.Dusseldorf. lOx Max Ernst. Eine Didaktische Ausstellung zum Verstaendnis der Kunst. Bilder. Fotos. Texte. 3.11.1979−7.1.1980 Dusseldorf, 1979.-36s.
  140. Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen.Dusseldorf. Wassiliy Kandinsky. Eine Didaktische Ausstellung zum Verstaendnis der Kunst. Bilder. Fotos. Texte. 2.12.1980−3.2.1981, Dusseldorf, 1980.-40s.
  141. Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen.Dusseldorf. Die Stadt und die Strasse Eine Didaktische Ausstellung zum Verstaendnis der Kunst. Bilder. Fotos. Texte. 15.11.1984−30.12. Dusseldorf, 1984.-34s.
  142. Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen.Dusseldorf. Abstraktion macht sichtbar. Eine Didaktische Ausstellung zum Verstaendnis der Kunst. Bilder. Fotos. Texte. Eine Ausstellung der paedagogischen Abteilung 21.09.1990−17.02.1991, Dusseldorf, 1990.-42s.
  143. Kunz A. Das Museum als Volksbildungsstaette. Museumskonzepzionen in der Deutschen Volksbildungsbewegung in Deutschland von 1871 bis 1918. Marburg, 1980.-56s.
  144. Lehert M. Da hat sich die Reise gelohnt. Ein Projektseminar zum Thema Paedagogisches Handeln im Museum//Spielbein.Standbein. № 68,2004,s.64−66.
  145. Lichtwark A. Uebungen in der Betrachtung von Kunstwerken. Berlin, 1909.-143s.
  146. MPZ.Dokumentation.Muenchen, 1989.-74s.
  147. Petrikowa-Agafonowa S. Russischer Winter in der Tretyakowgallerie didaktische Ausstellung//MPZ.Dokumentation.Muenchen, 2005.s.8−15 (b nenaie).
  148. Robinson S. Bildungsreform als Revision des Curriculum und ein Strukturkonzept fiter Curriculumsentwicklung. Aktuelle Paedagogik. Eine Schriftenreiche zur empirischen Erziehungsforschung. Darmstadt, 1973 .-45s.
  149. Rump H. Museumspaedagogik zum Nutzen von Schule und Museum// Museumspaedagogik fuer die Schule. Muenchen, 1998.s. 12−29.
  150. Schadendorf W. Die Bildungsaufgaben des Schaumuseums.F.a.M., 1977.150.-s.
  151. Schauer P. Das Mainzer Modell//W.Klausewitz (Hg.)Museumspaedagogik.Museen als Bildungsstaetten.F.a.M., 1975, s. 167−173.
  152. Scholz F. Bildbetrachtung in der Alten Pinakothek Muenchen//Museumspaedagogik fuer die Schule. Muenchen, 1999, s.85−100.
  153. Scholz F. Erleben, Lernen, Begreifen mit dem MPZ. 25 Jahre Museums-Paedagogisches Zentrum Muenchen, 1998.-54s.
  154. Scholz F., Weber T. Tipz zum Teten in Museum. Muenchen, 1990.-39s.
  155. Scholz F., Wendnagel W. Bilder erleben. Regensburg, 1987, s.90−94
  156. Schulze G. Die Erlebnisgeselschaft.F.a.M. und New York, 1993.-40s.
  157. Schumann-Juny B., Fisseha G. Christliches Aethiopien Altag und Feste. Juniorkatalog.MPZ.2003 .-45s
  158. Schumann-Juny B., Fisseha G. Christliches Aethiopien Altag und Feste. Paedagogische Handreichung fuer Eltern, Erzieherinnen und Erzieher, Lehrkraefte. MRZ, Muenchen, 2003.-40s.
  159. Schwarz U., Teufel P. Museografie und Ausstellungsgestaltung. Ludwigsburg, 2001.-48s.
  160. Sedlacek I. Das Elangen aesthetischer Kompetenz oder: Kinder frieren Kinder//Standbein.Spielbein. Museumspaedagogik aktuell, N 66,2003,s.39−43.
  161. Sello T. Das Kind als Kuenstler. Kleine und grosse Meister in der Hamburger Kunsthalle. Doelling und Galitz Verlag, 2004.-58s.
  162. Soell-Taucher S. Die Kunst vor Augen-Geschichten im Ohr. Audioguide fuer Kinder im Museum Kunstpalast Duesseldorf// Standbein. Spielbein. Museumspaedagogik Aktuell № 66, 2003, s. 35−38.
  163. Sola T. From education to communication//ICOM News N40,¾, s.5−10.
  164. Spickernagel E. Das Museum: Lernort contra Musentempel. Giessen, 1979.-32s.
  165. Staedtisches Museum Simeonstift. Trier. Kunst der Comics. Eine didaktische Ausstellungvon von 3.06 bis 3.07.Trier, 1983.-34s.
  166. Steen J. Die Einzigartigkeit des Museums//Standbein.Spielbein.Museumspaedagogik aktuell, N51, September, 1998, s. 12−19.
  167. Stransky Z. Die Bildungs-und Erziehungsziele der Museumsausstellung als paedagogisch-museologisches Anliegen//Neue Museumskunde. 1982. Nr.l.s.45−51.
  168. Tagung der CECA-Arbeitsgruppe der Bundesrepublik Deutschland. Duesseldorf, 1978.-78s.
  169. The Educational complex. Die Publikation zum Sumposium im Kunstmuseum Wolfsburg, 2002.-104s.
  170. Vieregg H. Landes-, Regional- und Heimatmuseen in ihrer Beziehung zur Schule// Museumspaedagogik fuer die Schule. MPZ, Muenchen, 1999, s.30−47.
  171. Vieregg H. Vorgeschichte der Museumspaedagogik. Dargestellt an der Museumsentwicklung in der Staedten Berlin, Dresden, Muenchen und Hamburg bis zum beginn der Weimarer Republick. Muenster und Hamburg, 1991.-88s.
  172. Vieregg H. Museum und Schule. Perspektiven einer neuen Partnerschaft und lebensbegleitendes Lernen.MPZ. Muenchen, 2002.-64s.
  173. Weiler D. Museumspaedagogik am Beispiel der Malerei. Frankfurt a.M. 1983 .-54s.
  174. Wyrobnik 1.1903−2003:Hundertjahre Museen als Volksbildungsstaetten//Spielbein-StandbeinN66,2003,s. 18−21.192.www.erwachsenen-paedagogik.de193.www.physik.uni-muenchen.de/didaktik/u-materialien/leitiphysik/web-phl 0/materialseiten/03spannung
Заполнить форму текущей работой