Жанрово-стилистический аспект изучения газетных текстов на уроках русского языка как иностранного
При рассмотрении функционально-аспектных занятий по языку прессы как одной из необходимых частей многоплановой работы преподавания русского языка для филологов-иностранцев на продвинутом этапе, мы стремились показать, что преподаватель русского языка как неродного должен уметь при подаче учебного материала ориентироваться на определенные жанровые особенности текстов в плане организации… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. МЕСТО ГАЗЕТНОГО ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
- 1. 1. Газета в культуроведческой парадигме преподавания русского языка как иностранного (РКИ)
- 1. 2. Современное состояние системы российской прессы и газетно-публицистического стиля
- 1. 2. 1. Типология газетных изданий современной прессы
- 1. 2. 2. Газетно-публицистический стиль как разноуровневая и многофункциональная система
- 1. 2. 2. 1. Стилеобразующие черты газетно-публицистической речи
- 1. 2. 2. 2. Стилистические изменения в языке современной газеты
- 1. 2. 2. 3. Жанровое разнообразие газетных текстов
- 1. 3. Обзор учебников и учебных пособий по языку газеты для иностранных учащихся
- 1. 4. Выводы
- 2. 1. Концептуальные основы методики работы с жанрами газетных текстов в иностранной аудитории
- 2. 1. 1. Отбор газетных текстов на продвинутом этапе изучения русского языка как иностранного
- 2. 1. 2. Дифференцированный отбор жанров и методика работы с ними в иностранной аудитории продвинутого этапа
- 2. 2. Организация и проведение экспериментального обучения
- 2. 2. 1. Констатирующий эксперимент
- 2. 2. 2. Методика проведения обучающего эксперимента
- 2. 2. 2. 1. Общие методические принципы проведения обучающего эксперимента
- 2. 2. 2. 2. Методика презентации газетных жанров
- 2. 2. 2. 3. Комплекс упражнений обучающего эксперимента
- 2. 2. 2. 4. Творческая деловая игра как стимулятор усвоения получаемых знаний
- 2. 2. 3. Экспериментальная проверка эффективности предложенной методической модели
- 2. 3. Выводы
Жанрово-стилистический аспект изучения газетных текстов на уроках русского языка как иностранного (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диссертационное исследование посвящено поиску оптимальных путей обучения иностранных студентов языку прессы на основе жанрово-стилистической дифференциации газетных текстов.
За последнее десятилетие произошли существенные изменения в языке российской прессы, которые нашли отражения в исследованиях многих российских и зарубежных лингвистов. Однако эти изменения мало представлены в учебных пособиях по стилистике русского языка и в современной методике обучения русскому языку как иностранному (РКИ).
Актуальность исследования обусловлена тем, что использование современных газетных текстов разных жанров при обучении русскому языку иностранных студентов способствует созданию дифференцированных учебно-коммуникативных ситуаций, более полно отражающих состояние современного русского языка и особенности его функционирования в современной России.
Новая коммуникативная ориентация методики РКИ — «обучение межкультурному общению», характеризуемая как «культуроведческая» (Митрофанова, 2000:29), придала не только новые импульсы изучению культуры и проблемы языковой личности, но и позволила в новом ключе рассматривать газетные тексты как источник социокультурной информации, имплицирующей по возможности общенациональную культуру с ее морально-этическими, эстетическими ценностями и многовековыми традициями, что способствует созданию прочной мотивационной базы обучения иностранных студентов на основе языка прессы, а также определяет коммуникативно-прагматическую направленность образовательного процесса.
В настоящее время понимание данного аспекта газетной информации для иностранных студентов затруднено дестандартизацией, полифункциональностью и многожанровостью языка газеты, которые выражаются в широком использовании стилистических вариантов, в разнообразии тем и жанров газетных публикаций, а также в неоднородном стиле газетно-публицистической речи.
Поиск методических приемов и способов презентаций данного учебного материала, отраженный в научно-методических и лингвистических исследованиях последнего времени, позволяет говорить о развитии стилистически ориентированного коммуникативно-прагматического подхода в методике РКИ и о некоторых достижениях в плане жанрово-стилистической интерпретации газетных текстов. Однако ощущается дефицит в методических разработках, отражающих ориентацию на определенные жанрово-стилистические особенности текстов.
Целью диссертационного исследования является разработка научно обоснованной методики работы, оптимизирующей использование разножанровых текстов в иностранной аудитории для развития коммуникативных умений учащихся.
Объект исследования — процесс обучения умениям стилистической дифференциации газетных текстов разных жанров иностранных учащихся на продвинутом этапе.
Предмет исследования — модель обучения жанрово-стилистическому анализу газетных текстов. Модель ориентирована на студентов-филологов продвинутого этапа обучения. В различных экспериментах, проведенных на базе теоретически разработанного материала данного исследования, приняли участие польские студенты продвинутого этапа обучения (42 человека).
Материалом для методического эксперимента послужили тексты публикаций, взятые из газеты «Аргументы и Факты» (1997 — 2000 гг.). В ходе эксперимента использовались публикации следующих жанров: информационная заметка, репортаж, аналитическая статья, очерк, фельетон.
Гипотеза исследования — обучение студентов пониманию языка газетных текстов будет эффективнее, если оно будет опираться на стилистическую дифференциацию языка газетных текстов в зависимости от жанра публикации.
Для проверки данной гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Обосновать целесообразность жанрово ориентированного подхода при изучении газетных текстов в методике преподавания РКИ;
2. Определить лингвометодические основы отбора газетных текстов и способы их презентации в иностранной аудитории;
3. Создать методическую модель работы с современными газетными текстами для продвинутого этапа обучения студентов-филологов;
4. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной в ходе диссертационного исследования методической модели обучения иностранных учащихся.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы:
1) анализ лингвистической, психологической и методической литературы;
2) моделирование учебной ситуации;
3) методический эксперимент;
4) статистический метод, позволяющий обрабатывать экспериментальные данные.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые центром педагогического исследования становится жанрово-стилистическая дифференциация газетных текстов. В диссертации создана жанрово-стилистическая типология современных газетных текстов в учебных целях и разработана специальная методика обучения русскому языку как иностранному на материале газетных текстов различных жанров.
Положения, выносимые на защиту:
1. Использование жанрово-стилистического аспекта изучения газетных текстов на уроках русского языка для иностранных студентов-филологов позволяет отразить такую тенденцию современного образовательного процесса, как максимальное приближение учебной ситуации к реальной жизни и культуре страны изучаемого языка.
2. Обучение умениям жанрово-стилистического анализа газетных текстов на продвинутом этапе обучения должно осуществляться с помощью:
— дифференцированного отбора газетных текстов разных жанров;
— методики поэтапной работы с разными жанрами;
— системы лексико-стилистических упражнений на материале современных газетных текстов.
Теоретическая значимость исследования состоит в создании теоретического обоснования эффективности методической модели обучения русскому языку как иностранному на примере разножанровых газетных текстов, позволяющих использовать принцип концентрического расширения грамматического и лексического материала на разных этапах усвоения газетно-публицистического стиля.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертации могут найти применение в спецкурсах по языку прессы и практической стилистике, а также при создании учебников и учебных пособий для иностранных студентов продвинутого этапа (аспирантов, стажеров-филологов, преподавателей-русистов).
Апробация результатов исследования была осуществлена в ходе экспериментального обучения, которое проводилось на филологическом факультете Высшей Педагогической Школы г. Жешува (Польша). Теоретические положения по теме данного исследования и результаты проводимого эксперимента излагались в ряде научных докладов на аспирантских семинарах кафедры межкультурной коммуникации РГПУ имени А. И. Герцена, на международных научно-практических конференциях «Языковое и литературное образование» (СПб., 1997) и «Тенденции развития языкового и литературного образования в школе и в вузе» (СПб., 1998), По теме диссертации опубликованы 3 работы.
Цели и задачи исследования определили содержание и структуру диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
2.3. Выводы.
Обработка результатов выполнения заданий констатирующего эксперимента показывает, что несмотря на близость польского и русского языков польские студенты продвинутого этапа обучения не имеют достаточных сведений:
— о стилистическом значении слов. Наблюдается невысокий уровень владения навыками определения коннотации слова и образования разговорных существительных по модели;
— о жанровой дифференциации современных газетных текстов;
— об использовании лексики разной стилистической окрашенности в соответствующем жанре.
Предложенный в данной главе комплекс упражнений и методика проведения экспериментального обучения предусматривает создание навыков адекватного понимания стилистической информации современных газетных текстов различной жанровой организации на основе:
1. использования методической модели работы с современным газетным текстом при анализе его жанрово-стилистических особенностей;
2. расширения запаса лексики (в том числе и потенциального словаря учащихся) за счет чтения оригинальных газетных текстов с учетом стилистических особенностей употребления слова в различных жанрах;
3. использования разнообразных типов заданий, направленных на более глубокое усвоение языкового материала, связанного со стилистическим использованием лексических и грамматических единиц, и на его коммуникативную тренировку и закрепление.
В качестве экспертизы учебного материала, включающего газетные тексты различных жанров и задания к ним, используется материал образовательных стандартов по РКИ.
Эксперимент подтвердил эффективность поэтапной методики работы с газетными текстами, соответствующими стилистике жанра и типологическим признакам издания.
Анализ результатов экспериментального обучения польских студентов показывает возросший уровень их рецепции современных газетных текстов на основе понимания жанрово-стилистической специфики, удовлетворение коммуникативной потребности в правильном понимании стилистической информации и использовании уместного речевого варианта в определенной ситуации общения достигло 88% (первоначальный уровень составил около 50%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Наше исследование подтвердило, что обучение иностранных студентов-филологов языку прессы на основе жанрово-стилистической градации газетных текстов является актуальной и важной проблемой методики преподавания русского языка как иностранного.
Учитывая важность поиска новых методических приемов, иных способов презентации и усвоения культуроведческих знаний на современном этапе развития коммуникативного иноязычного образования мы стремились показать целесообразность жанрово ориентированного подхода при изучении газетных текстов.
В нашей работе мы также исходили их того, что в современной коммуникативной методике следует использовать стилистически ориентированный коммуникативно-прагматический и культурологический подходы в преподавании РКИ.
При рассмотрении функционально-аспектных занятий по языку прессы как одной из необходимых частей многоплановой работы преподавания русского языка для филологов-иностранцев на продвинутом этапе, мы стремились показать, что преподаватель русского языка как неродного должен уметь при подаче учебного материала ориентироваться на определенные жанровые особенности текстов в плане организации высказывания и их стилистического наполнения. Данный аспект позволяет решить задачи оптимизации формирования коммуникативных умений восприятия газетных текстов в соответствии с функционально-стилистическими и социокультурными особенностями языка газеты.
Социолингвистический подход при анализе современного состояния системы российской прессы позволил нам выявить особенность языкового материала газетных текстов с социолингвистически значимых позиций, а именно влияние на стилистическую систему языка прессы социальной дифференциации языка, отражающей социальную дифференциацию общества, а также отражение в газетных текстах языковых особенностей издателя и ориентации на определенную аудиторию.
Обращение к теоретическим исследованиям и практическим разработкам в области функциональной организации газетно-публицистического стиля и анализ исследовательской литературы по теории речевых жанров и методики их изучения выявили неразрывную связь стиля с жанром, которая подробно раскрывается на проблеме изучения жанров публицистического стиля на продвинутом этапе обучения русского языка как иностранного.
Проведенный в нашем исследовании анализ учебников и учебных пособий по языку прессы выявил наличие лакун. В частности, отсутствие целостной методической модели работы с жанрами газетных текстов, недостаточная разработанность полноценной системы упражнений, направленной на формирование языковых и речевых навыков употребления стилистически окрашенных единиц в различных газетных жанрах.
В ходе теоретического обоснования была доказана продуктивность изучения языка газеты на основе дифференциального подхода к газетным текстам в плане учета их жанровой специфики.
В процессе экспериментальной проверки гипотезы данного исследования (См.
Введение
:6) было установлено, что для обеспечения успешного понимания жанрово-стилистической организации газетных текстов важно учитывать лингвистические и методические факторы.
Лингвистической основой представленного в диссертационном исследовании комплекса упражнений является жанрово-стилистическая дифференциация описания функционирования языковых единиц в современных газетных текстах.
Методической основой являются общедидактические и методические принципы, положенные в основу комплекса упражнений.
Данные констатирующего эксперимента, проведенного в польской аудитории продвинутого этапа обучения, выявили, что несмотря на близкородственность языков наблюдается невысокий уровень понимания стилистического значения слов, а также недостаточность сведений о жанровой дифференциации современных газетных текстов и использовании лексики разной стилистической окрашенности в соответствующем жанре.
Результаты обучающего эксперимента доказали эффективность разработанного комплекса упражнений.
В результате проведенного исследования:
1. обоснована целесообразность использования газетного текста за занятиях по РКИ для студентов-филологов продвинутого этапа;
2. выявлены трудности понимания содержания, которые возникают у польских студентов-филологов при чтении современного газетного текста. Установлено, что данные трудности связаны с вариативным языковым употреблением, что позволило включить в комплекс упражнений разнообразные типы заданий, направленные на более глубокое усвоение языкового материала, связанного со стилистическим использованием лексических и грамматических единиц в различных жанрах газетных текстов;
3. разработана поэтапная методика работы с жанрами с целью обучения студентов-филологов пониманию стилистической информации в современном газетном тексте;
4. эффективность предложенного комплекса упражнений проверена экспериментальным путем, что подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы.
Результаты проведенного нами экспериментального исследования дают возможность предложить ряд рекомендаций по оптимизации процесса обучения иностранных студентов-филологов рецепции газетных текстов:
1. Включить в программу курса «Язык прессы» тему «Жанры современной газеты», осуществив для этого отбор текстов различной композиционной и стилистической организации.
2. Использовать на занятиях по РКИ поэтапную методику работы с жанрами, включающую на начальном этапе знакомство с лексическим материалом газетных текстов и их жанрово-стилистическим своеобразием, на завершающем — обучение сопоставлению и обобщению информации прочитанных текстов разных жанров.
3. Научить студентов не только понимать, но и продуцировать монологи различной жанровой принадлежности на основе предложенной в диссертации методики.
Наша методическая модель является одним из возможных вариантов решения проблемы обучения иностранных студентов-филологов пониманию современного газетного текста.
Перспективу дальнейшего развития темы диссертации мы видим:
— в создании методических рекомендаций по обучению жанрам газетной публицистики для преподавателей русского языка как неродного, где были бы отражены стилистические особенности всех изучаемых в вузовском курсе жанров;
— в создании учебного пособия — хрестоматии разных жанров газетных текстов с прилагающейся к ним системой упражнений по обучению устной/письменной монологической речи;
— в разработке методики работы с жанрами газетной публицистики для начального этапа обучения с выделением соответствующего учебным целям лексико-стилистического минимума.
Список литературы
- Алексеев А.Л. Стилистическая информация языкового знака // Филологические науки, 1982, № 1. С. 50−55
- Амбросенкова В.К. О некоторых структурных особенностях периодики для женщин (Современное состояние, тенденции развития) // Типология печати: проблемы теории и практики. СПб., 1999. — С.81−89
- Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988
- Ахманова О.С. О стилистической дифференциации слов // Сб. статей по языкознанию. М., 1958. — С. 24−39
- Баженова С.И. Стиль, жанр, текст. Таллинн, 1990
- Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961
- Барманкулов М.К. Жанры печати, радиовещания и телевидения. Алма-Ата, 1974
- Барышникова Е.Н., Кириленко Н. П., Мартыненко Е. В. Специфика содержания модульного текста II уровня по специальности «Журналистика» // Преподаватель. Информационно-аналитическое издание совета по педагогическому образованию. М., 1998, № 4. — С. 4244
- Ю.Бахтин М. М. Проблемы речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1979. — С. 237−28 011 .Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: проблемы обучения и изучения. -М., 1988
- Богуславский В.М. О некоторых особенностях языка газеты // Русский язык за рубежом. М., 1968, № 4. — С. 80−83
- Бойцов И.А., Нестерова Т. Е., Юрков Е. Е. Контроль аудитивных умений в рамках сертификационного тестирования // Преподаватель. Информационно-аналитическое издание совета по педагогическому образованию. М., 1998, № 4. — С. 19−20
- Брандес М.П. Стилистика немецкого языка. М., 1990
- Будагов П.А. История слов в истории общества. М., 1971
- Будагов П.А. Что такое общественная природа языка? // Вопросы языкознания. М., 1975, № 3. — С. 10−13
- Вакуров В.Н. О некоторых недочетах языка газет // Вестник МГУ, серия 11, Журналистика. М, 1966, № 2. — С. 21−27
- Вакуров В.Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. Стилистика газетных жанров. -М., 1978
- Вакуров В.Н. Словотворчество журналиста (на материале современной печати) // Русский язык за рубежом. М., 1991, № 4. — С. 30−35
- Васильева А.Н. Работа над языком газеты (методический и страноведческий аспекты) // Русский язык за рубежом. М., 1975, № 4. — С. 35−42
- Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов, 1997. — С. 98−115
- Верещагин Е. М. Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Методическое руководство. 4-е изд. М., 1990
- Ветроградская Э.А. Эмоции и проблемы мотивированного обучения // Психология: вопросы обучения иностранцев русскому языку/под ред. Леонтьева А. А. М., 1972. — С. 101 -117
- Вещикова И.А. Публицистический стиль как единица в системе функционирования разновидностей языка // Вестник МГУ, серия 9, Филология. М., 1991, № 2. — С.21−30
- Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания. М., 1953, № 5. — С.3−29
- Винокур Г. О. Язык газеты // Винокур Г. О. Культура языка. М., 1929
- Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980
- Винокур Т.Г. Стилистическое развитие современной разговорной речи // Развитие функциональных стилей современного русского языка. М., 1968. -С.55−71
- Винокур Т.Г. О содержании некоторых стилистических понятий // Стилистические исследования. На материале современного русского языка. М., 1972, с. 62−88
- Вишняков А.Г., Шатилов С. Ф. Предварительные условия эксперимента в методических целях // Русский язык за рубежом. М., 1982, № 2. — С.53−58
- Войтелева Н.Л. Возможности учета социально-психологических особенностей взрослых учащихся в содержании обучения РКИ: Автореф. дисс.. канд. педогог. наук. М., 1991
- Вопросы теории и практики массовых средств пропаганды. М., 1970
- Гайда Ст. Проблема жанра // Функциональная стилистика теории стилей и их языковая организация. Пермь, 1986. — С. 20−31
- Гайда Ст. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи. Сборник научных статей. Саратов, 1999. — С. 103−111
- Гальперин И.Р. Проблемы лингвостилистики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. IX. М., 1980. — С. 20−27
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981
- Глебова Н.Н. Учет национально-психологических особенностей учащихся в методике преподавания РКИ: Автореф. дисс. канд. педогог. наук. М., 1990
- Глухов Б.А. Личностный аспект интерпретации специального текста // Русский язык за рубежом. М., 1993, № 3. — С. 72−77
- Государственный сертификационный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. М., 1997
- Государственные стандарты по русскому языку как иностранному. Второй и третий сертификационный уровни. М., 1997−1998
- Гудков Д.Б. Алгоритм восприятия текста и межкультурная коммуникация //Язык, сознание, коммуникация. М., 1997. Вып.1. — С. 115−121
- Гурвич П. Б. Григорян С.Т. Усиление мотивации учебной деятельности, направленной на овладение лексикой иностранного языка // Иностранные языки в школе, 1976, № 3. С. 15−21
- Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. Владимир, 1980
- Дэвидсон Д. Митрофанова О. Д. Функционирование русского языка: методический аспект: VIIМАПРЯЛ. М., 1990
- Долинин К.А. Стилистика французского языка. М., 1987
- Долинин К.А. К проблеме речевых жанров // Материалы XXVI межвузовской научно-методической конференции. Вып. 4. Общее языкознание. СПб., 1997. — С. 15−18
- Долинин К.А. Проблема речевых жанров через сорок пять лет после статьи Бахтина // Русистика: лингвистическая парадигма конца XX века. -СПб., 1998.-С. 75−88
- Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия // Жанры речи. Сборник научных статей. Саратов, 1999. -С. 7−12
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие. М., 1997
- Жанры советской газеты. М., 1972
- Жанры речи. Сборник научных статей. Саратов, 1999
- Зимняя И.А. Вербально-коммуникативная функция в восприятии и порождении текста: сб. научных трудов. М., 1985. — С. 3−9
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М., 1989
- Иванчикова Е.А. О дифференциации жанровых форм речи // Структура лингвостилистики и ее основные категории. Пермь, 1983. — С. 41−58
- Иванчикова Е.А. Жанровые формы речи газетной публицистики (Опыт типологии текстов) // Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М., 1987. — С. 78−90
- Игошин С.И. Современный читатель и его письмо // Проблемы жанров в журналистике. Л., 1968. — С. 82−84
- Изаренков Д.И. Обучение публицистическому стилю. М., 1987
- Изаренков Д.И. Аппарат упражнений в системной описании // Русский язык за рубежом. М., 1994, № 1. — С.77−85
- Какорина Е.В. Стилистические изменения в языке газеты // Новейшие направления лингвистики (тезисы Всесоюзной школы-конференции). М., 1989.-С. 75−76
- Капитонова Т. И. Щукин А.Н. Современные методы обучения русскому языку как иностранцев. М., 1987
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987
- Китросская И.И. Некоторые вопросы методики обучения второму иностранному языку: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 1970
- Кожевникова Н. Обучать русскому языку на образцовых текстах // Русский язык в национальной школе. М., 1967, № 6. — С.21−27
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983
- Кожина М.Н. Некоторые тенденции развития функциональной стилистики // Филология на рубеже XX XXI вв. Тезисы Международной научной конференции. — Пермь, 1996. — С.70−76
- Кожина М.Н. Речеведческий аспект теории языка // Stylistyka YII. 1998
- Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) // Жанры речи. Сборник научных статей. Саратов, 1999. — С.52−60
- Коммуникативно-прагматическое и функциональное описание языка в целях его преподавания в иностранной аудитории. М., 1993
- Корнилов Е.А. Типология периодической печати: основные понятия и категории // Типология периодических изданий / Отв. ред. Е. А. Корнилов. -Ростов-на-Дону, 1984. С. 5−17
- Королева P.M. Обогащение речи иностранных студентов-стажеров общественно-политической лексикой на занятиях по русскому языку: Автореф. дисс.. канд. педогог. наук. М., 1984
- Костомаров В.Г. Язык газеты // Русская речь, 1967, № 5
- Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1970
- Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М., 1994
- Костомаров В. Г. Митрофанова О.Д. Русский язык в иностранной среде (Функционирование. Изучение. Преподавание). М., 1991
- Кочнева Е. М. Луцкая Н.М. Морковкин В. В. Системная организация и систематизация лексики при обучении русскому языку филологов // Теория и практика обучения русскому языку иностранных студентов-филологов: сб. статей. М., 1984. — С.47−63
- Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989
- Крысин Л.П. О перспективах социолингвистических исследований в русистике // Русистика. М., 1992, № 2. — С. 96−106
- Кожина М.Н. Некоторые тенденции развития функциональной стилистики // Филология на рубеже XX XXI вв. Тезисы Международной научной конференции. — Пермь, 1996. — С.70−76
- Кожина М.Н. Речеведческий аспект теории языка // Stylistyka YII. 1998
- Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) // Жанры речи. Сборник научных статей. Саратов, 1999. — С.52−60
- Коммуникативно-прагматическое и функциональное описание языка в целях его преподавания в иностранной аудитории. М., 1993
- Корнилов Е.А. Типология периодической печати: основные понятия и категории // Типология периодических изданий / Отв. ред. Е. А. Корнилов. -Ростов-на-Дону, 1984. С. 5−17
- Королева P.M. Обогащение речи иностранных студентов-стажеров общественно-политической лексикой на занятиях по русскому языку: Автореф. дисс.. канд. педогог. наук. М., 1984
- Костомаров В.Г. Язык газеты // Русская речь, 1967, № 5
- Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1970
- Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М., 1994
- Костомаров В. Г. Митрофанова О.Д. Русский язык в иностранной среде (Функционирование. Изучение. Преподавание). М., 1991
- Кочнева Е. М. Луцкая Н.М. Морковкин В. В. Системная организация и систематизация лексики при обучении русскому языку филологов // Теория и практика обучения русскому языку иностранных студентов-филологов: сб. статей. М., 1984. — С.47−63
- Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989
- Крысин Л.П. О перспективах социолингвистических исследований в русистике // Русистика. М., 1992, № 2. — С. 96−106
- Лысакова И.П. Стиль рубрики, заголовка, жанра как фактор типовой модели газеты // Вестник ЛГУ. Л., 1982, № 14. — С. 77−83
- Лысакова И.П. Социолингвистическая интерпретация эволюции публицистического стиля (русская пресса 1917−1994) // Русский язык в переломное время: 1985−1995 гг. Выступления на VIII Международном конгрессе МАПРЯЛ. Munchen, 1996
- Ю8.Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Средства выразительного письма. Красноярск, 1987
- Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. -Свердловск, 1987
- Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. -Свердловск, 1990
- З.Матвеева Т. В. К лингвистической теории жанра // Collegium 1−2. Киев, 1995
- Методика обучения русскому языку как иностранному: курс лекций. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 2000
- Методика преподавания русского языка как иностранного / Под ред. В. Г. Костомарова и О. Д. Митрофановой. М., 1990
- Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов / Под ред. А. Н. Щукина. М., 1990
- Мисонжников Б.Я. Современное качественное издание (К проблеме типообразования) // Типология печати: проблемы теории и практики. -СПб., 1999.-С. 46−63
- Митрофанова О.В. В поисках новой парадигмы методики преподавания русского языка как иностранного // Русский язык в центре Европы. -Банска Бистрица, 2000. С. 29−35
- Норейко JLH. Современное лингводидактическое тестирование в свете коммуникативной теории // Преподаватель. Информационно-аналитическое издание совета по педагогическому образованию. М., 1998, № 4.-С. 8−10
- Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980
- Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Автореф. дисс.. д-ра филол. наук. -М., 1984
- Орлова Н.В. Жанры разговорной речи и их стилистическая обработка. К вопросу о соотношении стиля и жанра // Жанры речи. Саратов, 1997. — С. 88−95
- Панфилов А.К. Лекции по стилистике русского языка. М., 1972
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование как развитие индивидуальности в диалоге культур // Русский язык в центре Европы. -Банска Бистрица, 2000. С. 13−29
- Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. -М., 1984
- Половникова В.И. Лексический аспект в преподавании русского языка как иностранного на продвинутом этапе. М., 1988
- Попова Т.И., Юрков Е. Е. Уровень коммуникативной компетенции как объект тестирования // Преподаватель. Информационно-аналитическое издание совета по педагогическому образованию. М., 1998, № 4. — С. 1017
- Пороговый уровень. Русский язык. Т. Н. Профессиональное общение. T.III. Совет Европы пресс, 1996
- Поспелова Г. М. Социальные ориентации общества в зеркале прессы // Вестник МГУ, серия 10, Журналистика. М., 1991, № 5. — С. 46−57
- Пронин Е.И. Монтаж сообщений в газете // Вестник МГУ, сер 11, Журналистика. М., 1968, № 1. — С. 11−15
- Протченко И. Ф. Черемисина Н.В. Лексикология и стилистика в преподавании русского языка как иностранного (динамика, экспрессия, экономия). М., 1986
- Прохоров Е.П. Типологический анализ в журналистской науке // Типология периодических изданий / Отв. ред. Е. А. Корнилов. Ростов-на-Дону, 1984.-С. 125−137
- Пшеничный Б.Н. Способы ведения массовой пропаганды // Вопросы теории и практики массовых средств пропаганды. М., 1970. — С. 25−40
- Пэн Д. Б. Слово и тема в газете. Опыт анализа лексико-грамматических структур. Ростов-на-Дону, 1991
- Реснянская J1.JI. Общероссийские газетные издания // Вестник Московского Университета, сер. 10, Журналистика. М., 2000, № 4. — С. 314
- Ржанова С.А. Устаревшая лексика в современной газете // Вестник МГУ, серия 10, Журналистика. М., 1988, № 3. — С. 15−18
- Рогова К. А. Чтение как вид речевой деятельности в составе сертифицированного тестирования // Преподаватель. Информационно-аналитическое издание совета по педагогическому образованию. М., 1998, № 4.-С. 17−18
- Рожкова Г. И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка как иностранного. М., 1983
- Русский язык в центре Европы. Ассоциация русистов Словакии. Банска Бистрица, 2000
- Русский язык конца XX столетия (1985−1995) / Отв. ред. Е. А. Земская. -М., 1996
- Рябоконь А.В., Сапогов В. А. Ведущие тенденции в современной лингводидактике и некоторые актуальные проблемы подготовки педагогических кадров в области русского языка как иностранного // Русский язык в центре Европы. Банска Бистрица, 2000. — С. 75−84
- Сафарова М.Н. Лингводидактические основы преподавания лексики русского языка с точки зрения эмоционально-стилевой окраски на национальных отделениях педвузов: Автореф. дисс.. канд. педогог. наук.-М., 1987
- Сафонов А.А. Актуализация газетного текста (к проблеме газетных заголовков): Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1974
- Сафонова В.В. Культуроведение и социология в языковой педагогике. -Воронеж, 1992
- Симонова Н.М. Экспериментальное исследование мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: Автореф. дисс.. канд. педогог. наук. М., 1982
- Скляревская Г. Н. Еще раз о проблемах лексикографической стилистики // Вопросы языкознания. М., 1988, № 3. — С. 84−97
- Скляревская Г. Н. Лексикографическая стилистика: состояние и проблемы // Словарные категории. М., 1988. — С. 150−155
- Скребнев Ю.М. Очерки теории стилистики. Горький, 1975
- Седов К.Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности // Жанры речи. Сборник научных статей. Саратов, 1999. -С. 166−167
- Современная газетная публицистика. Проблемы стиля / Под ред. И. П. Лысаковой, К. А. Роговой Л., 1987
- Солганик Г. Я. О языке газеты. М., 1968
- Солганик Г. Я. Стиль репортажа. М., 1970
- Солганик Г. Я. Системный анализ газетной лексики и источник ее формирования: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 1976
- Солганик Г. Я. Лексика газеты (функциональный аспект). М., 1981
- Солганик Г. Я. Об особенностях языка газеты // Русский язык за рубежом. М., 1988, № 5. — С. 27−31
- Солганик Г. Я. О новых аспектах изучения языка СМИ // Вестник Московского Университета, сер. Ю, Журналистика. М, 2000, № 3. -С.31−38
- Сорокин Ю.С. К вопросу об основных понятиях стилистики // Вопросы языкознания, 1954, № 2. С. 16−20
- Социология журналистики. Очерки методологии и практики. / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 1998
- Социальное функционирование журналистики. СПб., 1994
- Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста / Отв. ред. А. Н. Кожин. М., 1987
- Стилистические изменения в языке газеты // Новейшие направления лингвистики: тезисы Всесоюзной школы-конференции. М., 1989
- Стриженко А.А. Роль языка в системе средств пропаганды. -Томск, 1980
- Струмила Л.П. Обучение иностранных студентов лингвострановедческому компоненту текста: Автореф. дисс.. канд. педогог. наук. Л., 1989
- Сурикова Т.И. Язык современной прессы // Вестник МГУ, серия 10, Журналистика. М., 1991, № 4. — С. 81−84
- Сычев А.С. Стилеобразующие факторы и стилеобразующие черты газетно-публицистической речи // Вестник Омского университета, 1999, № 3. С. 93−96
- Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. -Петрозаводск, 1995
- Текст в обучении РКИ / Под ред. И. П. Лысаковой. СПб., 1994
- Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания РКИ: тезисы конференции. М., 1996
- Тепляшина А.Н. Типологическое развитие и жанровые тенденции конфессиональной прессы // Типология печати: проблемы теории и практики. СПб., 1999. — С. 69−75
- Терентьева Л.В. Лексико-грамматическая и жанрово-стилистическая системность в оформлении газетных оценочных заглавий: Автореф. дисс.. филол. педогог. наук. Воронеж, 1990
- Терентьева Л.В. Эволюция оценочной лексики // Новое в лексики русского языка. Куйбышев, 1983. — С. 76−88
- Терехова B.C. Специальная лексика в языке газеты. Л., 198 217 8. Типовой тест по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень / Под ред. Л. П. Клобуковой, В. А. Степаненко. -М., 1997
- Типовой тест по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень / Под ред. Т. И. Поповой, К. А. Роговой, Е. Е. Юркова. СПб., 1998
- Трофимов М.В. Газета «Аргументы и факты»: опыт развития и выживания в кризисных условиях // Вестник Московского Университета, сер. 10, Журналистика. М., 1999, № 4. — С. 17−28
- Ш. Турчинская Э. И. Соотношение заголовка и текста в газетно-публицистическом стиле // Учение записки Московского пед. ин-та ин.яз. -М., 1984, вып.234. С. 112−119
- Устимова О.В. Социально-политические ориентации российских журналистов (по материалам экспертного опроса) // Вестник Московского Университета, сер.10, Журналистика, 2000, № 4. С. 22−29
- Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. Саратов, 1997. — С. 51−56
- Ферм JI. Заимствования и иноязычная лексика в языке газеты. Slovo, 1992, т.41
- Ферм Л. Особенности развития русской лексики в новейший период (на материале газет). Uppsala, Stockholm, 1994
- Ферм Л. Особенности языка газеты в новейший период. Scando-Slavica, т.39, 1993
- Формирование мотивации как одного из способов интенсификации обучения русского языка как иностранного. Калинин, 1986
- Хаблак Г. Г. Грамматические особенности газетно-публицистической речи // Вестник Московского Университета, сер.10, Журналистика, 1984, № 5. С. 29−37
- Хамшовски С.А. Особенности работы в отрицательно-оценочной лексикой газеты в иностранной аудитории: Автореф. дисс.. канд. педогог. наук. СПб., 1992
- Черемсина Н. В. Протченко И.Ф. Лексикология и стилистика в преподавании РКИ: динамика, экспрессия, экономия. М., 1986
- Шатилов С.Ф. Некоторые основные проблемы методики обучения грамматическому аспекту устной иностранной речи в восьмилетней школе // Иностранные языки в школе. М., 1973. — С.27−37
- Шатилов С.Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся. Д., 1985
- Шатилов С. Ф. Годунов Б.П. Место и роль эксперимента в методике обучения иностранному языку // Русский язык как иностранный и методика его преподавания: Сб. Д., 1983
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. -М., 1986
- Шатилов С.Ф. Проблема единства аспектов в организации материала и его тренировка // Русский язык за рубежом. М., 1984. — С.59−63
- Швейцер А. Д. Никольский Л.В. Введение в социолингвистику. М., 1987
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957
- Шиманская И.Н. Использование некоторых модальных частиц в языке газеты // Из опыта преподавания русского языка нерусским. М., 1970, № 5.- С. 78−86
- Шкондин М.В. Трансформация типологической структуры российских СМИ: системные аспекты // Вестник Московского Университета, сер. 10, Журналистика. М., 2000, № 1. — С. 3−8
- Шматенко А.Ю. Газетный текст как источник национально-культурной информации: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 1989
- Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977
- Шмелева Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Berlin, 1990, № 2
- Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997. -С. 118−125
- Штульман Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования. Воронеж, 1976
- Штульман Э.А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам. Воронеж, 1971
- Щерба А.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974
- Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под ред. Д. Э Розенталя. М., 1980
- Якобсон П.М. Эмоциональный фактор в пропагандистском воздействии // Проблемы социальной психологии и пропаганды / Сост. В. Н. Колбановский, Ю. А. Шерковин. М., 1971. — С. 60−68
- Caroll B.J. Testing Communicative Perfomance. London: Pergamon Institute of English, 1980
- Coulthard M. An introduction to discourse analysis. Ch. 3. The ethnography of speaking, 1985
- Henning G.A. Guide to Language Testing. Cambridge, 1987
- Heaton G. Language Testing // Modern English Publications. L., 1982. -P. 51−66
- Hymes D., The ethnography of speaking. Reading in the sociology of language. The Hague, Paris, 1970
- Manukjan-Moser M. Построение дискурсного пространства речевых реплик на визуально наблюдательный объект // Русский язык в переломное время: 1985−1995 гг. Выступления на VIII Международном конгрессе МАПРЯЛ. Munchen, 1996
- Talbot M.M. Fictions at work. Language and social practice in fiction. Ch.2. Discourse, readers, genres. Longman, 1995
- Wilson S.L.R. Mass Media/Mass Culture. Mc. Graw Hill (USA), 1994. -P. 100−102
- Богомолов А.Н. Взаимопонимание. М., 1997
- Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи: Курс лекций по стилистике русского языка для филологов. М., 1982
- Васильева А.Н. Практическая стилистика русского языка для иностранных студентов-филологов старших курсов. М., 1989
- Газета на уроке русского языка. Методические рекомендации. Л., 1990
- Дерягина С. И. Мартыненко Е.В. Гадалина И. И. Кириленко Н.П. В газетах пишут.- М., 2000
- Информационные жанры газетной публицистики: хрестоматия. М., 1986
- Крылова О.А. Основы функциональной стилистики русского языка (для филологов-иностранцев). М., 1979
- Лысакова И.П. Пресса перестройки. СПб., 1993
- Лысакова И. П. Матвеева Т.Н. Орлова М. М. Русский язык в ситуациях (для начинающих). СПб., 1 995 229. Методические рекомендации по обучению студентов-иностранцев общественно-публицистическому стилю речи. М., 1984
- Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики. Учебное пособие. М., 1984
- Пядусова Г. И. За дружеской беседой. СПб., 1997
- Практическая стилистика русского языка: Функциональные стили / Под ред. В. А. Алексеева, К. А. Роговой. М., 1982
- Практическая стилистика русского языка (для студентов-иностранцев). Учебное пособие. СПб., 1993
- Родимкина А. Райли 3. Ландсман Н. Россия сегодня. Тексты и упражнения. СПб., 1998
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Практическая стилистика русского языка. М., 1976
- Функциональное описание русского языка и методика преподавания его как иностранного: учебно-методическое пособие. М., 1989
- Soini М., Strengell-Kamper А. Парус. Экстра. Хельсинки, 1998
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1986
- Глухов Б.А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М., 1 993 240.0жегов С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993
- Солганик Г. Я. Стилистический словарь публицистики. М., 1999
- Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Г. Н. Скляревской. СПб., 19 981. ИСТОЧНИКИ1.
- Аргументы и факты. М., 1997 — 2 000 176