Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложность обозначенных задач предопределила выбор методов исследования, способных обеспечить научно-практическую эффективность и достоверность экспериментальной работы. Нами были использованы: наблюдения за организацией педагогической деятельности воспитателей в дошкольном образовательном учреждениианкетированиеизучение нормативных и инструктивно-методических документов по организации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование педагогических условий 13 повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении
    • 1. 1. Проблема методической работы в педагогических, 13 психологических и социологических исследованиях. Предмет и функции методической работы
    • 1. 2. Содержание, формы, объекты методической работы
    • 1. 3. Особенности методической работы в инновационном 65 дошкольном образовательном учреждении
    • 1. 4. Модель реализации педагогических условий повышения 111 эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности педагогических условий методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении
    • 2. 1. Оценивание методической работы в дошкольном 129 образовательном учреждении
    • 2. 2. Организация и содержание экспериментальной работы
    • 2. 3. Оценка и анализ результатов процесса повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России требуют реформирования системы образования. Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества.

Процесс обновления дошкольного образования требует не только реконструкции содержания, обучения и воспитания, но и совершенствования методической работы в дошкольных образовательных учреждениях, вставших на путь внедрения инноваций.

Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования, на формирование личности ребенка-дошкольника, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить о том, что такая личность формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия роста профессионального мастерства педагогов.

Таким образом, организация действенной и эффективной структуры методической работы в инновационном образовательном учреждении является весьма актуальной.

В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания дошкольного образования предполагает внедрение современных образовательных программ и технологий. А это, в свою очередь, ставит перед дошкольным образовательным учреждением проблему необходимости непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов.

И разрешить данную проблему возможно, лишь создав в образовательном учреждении специальные педагогические условия отбора форм и содержания методической работы.

В современных условиях в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования.

Это противоречия между:

— возросшими требованиями к методической работе в условиях обновления образовательной практики и реальным её состоянием в практике ДОУ;

— необходимостью расширения арсенала форм методической работы и не многообразием последних в реальной практике образовательных учреждений;

— необходимостью осуществления методической работы на диагностической основе и не всегда адекватным подходом к отбору содержания и форм её реализации.

Для нашего исследования существенно значимо противоречие между необходимостью развития дошкольного образовательного учреждения в современных условиях и не разработанностью системы педагогических условий осуществления методической работы, направленной на развитие профессиональной компетентности педагогов.

Проблема осуществления методической работы в образовательном учреждении не нова, о чем свидетельствуют многочисленные исследования ученых-педагогов.

Так, методологические и теоретические аспекты управления и организации методической работы в школе обозначены в исследованиях Ю. К. Бабанского, Л. В. Поздняк, М. М. Поташника, П. В. Худоминского, Т. И. Шамовой и др. Направления непрерывного повышения квалификации представлены в работах С. Г. Вершловского, Л. И. Луценко, Е. Е. Мамаевой,.

С.Г. Молчанова, Г. С. Сухобской, А. П. Шапошниковой, Т. Ю. Южаковой и др. Вопросы теории педагогических и управленческих инноваций отражены в работах Н. В. Горбуновой, И. О. Котляровой, B.C. Кудрявцева и др. Проблема использования разнообразных форм методической работы освящена в работах Е. С. Березняк, М. А. Бочкаревой, Л. П. Кулаковой, С. Г. Молчанова, Н. П. Мишурова, Л. И. Одинцовой, Г. А. Прохоровой, B.C. Платонова, А. П. Ситник и др. Проблема формирования умений управленческой деятельности исследована в работах С. А. Батышева, В. П. Беспалько, H.H. Булынского, М. М. Поташника, B.C. Татьянченко, И. К. Шалаева и др. Результаты исследований, направленных на изучение сущности и структуры профессиональной компетентности учителя и процессов её формирования, представлены в работах Г. В. Ахметжановой, H.A. Бактаевой, Э. А. Гришина, С. Б. Елканова, А. К. Марковой, J1.M. Митиной, С. Г. Молчанова и др. Аспекты управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении нашли свое отражение в трудах А. Г. Асмолова, К. Ю. Белой, А. И. Бондаренко, А. Г. Ковалева, Л. П. Куцаковой, Т. С. Комаровой, Л. В. Одинцовой, Л. В. Поздняк, А. Г. Страунинг, Р. Б. Стеркиной, P.A. Сергеевой и др. Проблема внутришкольной методической работы в современных условиях отражена в работах В. И. Зверевой, Н. В. Немовой, М. М. Поташника, А. П. Ситник и др. Региональные особенности в организации повышения профессиональной компетентности педагогов рассматриваются в работах С. Г. Молчанова, С. А. Репина, Г. Н. Серикова и др. Теоретико-методологические основы профессионального становления учителя в системе непрерывного образования отражены в работах К.А. Альбухановой-Славской, Е. П. Белозерцева, С. Г. Вершловского, A.B. Кирьяковой, И. А. Колесниковой, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткиной, В. Г. Рындак, В. А. Сластенина, В. Э. Тамарина и других.

Вместе с тем до настоящего времени специальных исследований, посвященных проблеме повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении для совершенствования профессиональной компетентности педагогов не проводилось. Не выявлены условия, обеспечивающие эффективность методической работы в инновационном ДОУ. Рассматривались лишь отдельные аспекты проблемы.

Таким образом, имеет место противоречие между недостаточной разработанностью проблемы и практической необходимостью в определении педагогических условий повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении.

Поиск разрешения противоречия как в теоретическом, так и в практическом аспекте ведет к необходимости выявления и обоснования педагогических условий повышения эффективности методической работы в инновационном ДОУ.

Актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия для инновационного дошкольного образовательного учреждения, а также уже имеющиеся научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили тему исследования :" Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении. Объект исследования: методическая работа в инновационном дошкольном образовательном учреждении. Предмет исследования: педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении. Гипотеза исследования: методическая работа в инновационном дошкольном образовательном учреждении будет осуществляться наиболее эффективно, если:

— разработана и реализована модель инновационной методической работы, которая основана на выделении следующих условий если:

• соотношение форм методической работы определяется с учетом доминирования эвристико-продуктивных и продуктивных форм;

• в рамках методической работы обеспечивается доминирование функций предъявления инновационных педагогических фактов и явлений и организуется их оценивание;

• нормативно закреплены формы методической работы, ориентированные на освоение и разработку педагогических инноваций и на повышение профессиональной компетентности педагогов.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы организации методической работы в педагогических, психологических, социологических исследованиях и нормативных документах.

2. Уточнить содержание понятия «инновационная методическая работа».

3. Выявить и обосновать педагогические условия осуществления методической работы, эффективно влияющие на повышение профессиональной компетентности педагогов.

4. Разработать теоретическую модель инновационной методической работы и экспериментально проверить эффективность данной модели.

5. Разработать методические рекомендации ДОУ по построению инновационной методической работы и повышению её качества.

Методологической основой нашего исследования являются общие принципы управления в обществе и социальных системахсистемный подход к управлениюпрограммно-целевой принцип управлениятеория управления педагогическим коллективомтеория управления качеством образованиятеория повышения квалификации педагогических кадровидея непрерывного профессионального образования.

Исследование опирается на методологические и теоретические аспекты управления Ю. К. Бабанского, М. М. Поташника, Т. И Шамовой, П. В. Худоминского, JI.B. Поздняк, исследования по проблеме непрерывного повышения квалификации С. Г. Вершловского, Л. И. Луценко, Е. Е. Мамаевой, Г. С. Сухобской, А. П. Шапошниковой, Т. Ю. Южаковой, на теорию педагогических и управленческих инноваций Н. В. Горбуновой, И. О. Котляровой, B.C. Кудрявцевана подходы к использованию разнообразных форм методической работы Е. С. Березняк, М. А. Бочкаревой, Л. П. Куцаковой, С. Г. Молчанована аспекты региональных особенностей в организации повышения профессиональной компетентности С. Г. Молчанова, Г. Н. Серикова, С. А. Репина.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы: анализ литературы по исследуемой проблеме, изучение педагогического опыта, опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование педагогов, экспертное оценивание, эксперимент, методы математической статистики, оценивание продуктов деятельности педагогов (методические продукты инновационной педагогической деятельности: программы, конспекты, планы, проекты).

Организация, база и этапы исследования: опытно-экспериментальная работа по выбранной теме проводилась с 1999 по 2003 год на базе дошкольных образовательных учреждений г. Челябинска (Калининский район). В экспериментальной работе приняли участие педагогические работники ДОУ: воспитатели, специалисты, заместители заведующих и заведующие. Базовыми являлись ДОУ №• 435, 440, 444, 57, 466, 454, 366.

На первом этапе (1999;2000г.) определялись критерии оценивания системы методической работы в ДОУ, определялись и уточнялись показатели оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов, выявлялись педагогические условия повышения эффективности инновационной педагогической деятельности и методической работы в ДОУ.

Разрабатывалась и апробировалась Программа инновационной деятельности и Программа повышения квалификации педагогических кадров.

На втором этапе (2000;2001г.) уточнялись предмет, гипотеза, задачи исследования, разрабатывались теоретические основы, систематизировался эмпирический и теоретический материал, определялись структура и содержание инновационной методической работы.

На третьем этапе (2001;2003г.) проводилась опытно-экспериментальная работа по выявлению основных педагогических условий, обеспечивающих результативность инновационной педагогической деятельности и методической работы ДОУ, корректировалась гипотеза, проводилось теоретическое осмысление экспериментальных данных, их психолого-педагогический анализ и интерпретация, разрабатывались методические рекомендации ДОУ по повышению эффективности методической работы.

Научная новизна проведенного педагогического исследования заключается в следующем:

— уточнено определение понятия «инновационная методическая работа»;

— выявлены, экспериментально проверены и обоснованы педагогические условия методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающие её эффективность;

— разработана экспериментальная модель инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении;

— уточнены критерии оценки эффективности методической работы;

— выявленыособенности инновационной методической работы;

— уточнены показатели инновационного дошкольного образовательного учреждения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованные, экспериментально проверенные условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении дополняют представления науки о возможностях системы методической работыпозволяют по-новому спроектировать реализацию методической работы в инновационных дошкольных образовательных учреждениях в целях повышения качества дошкольного образования и уровня профессиональной компетентности педагогов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и научно обоснованные рекомендации по повышению результативности инновационной педагогической деятельности и методической работы способствуют успешной организации инновационной (внедренческой) педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях в условиях модернизации российского образования.

В ходе педагогического исследования систематизирован инструментарий для оценивания результативности методической работы и профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Материалы данной работы используются Институтом дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогических работников г. Челябинска при курсовой переподготовке руководителей дошкольных образовательных учреждений.

На защиту выносятся следующие положения:

• методическая работа в инновационном ДОУ осуществляется эффективно, если разработана и реализована модель инновационной методической работы;

• обеспечение в рамках методической работы функций предъявления инновационных фактов и явлений и организация их оценивания позволяет оказывать эффективное влияние на профессиональную компетентность педагогов;

• проектирование продуктивных форм методической работы обеспечивает активность участия педагогов в инновационной методической работе;

• административное (нормативное) закрепление форм методической работы, ориентированных на освоение и разработку педагогических инновации и повышение профессиональной компетентности педагогов, позволяет осуществлять эффективное управление методической работой.

Итогом педагогического исследования являются следующие выводы:

— обеспечение в рамках методической работы функций предъявления инновационных педагогических фактов и явлений и организация их оценивания позволяют оказывать эффективное влияние на профессиональную компетентность педагогов;

— проектирование продуктивных форм методической работы обеспечивает активность участия педагогов в инновационной методической работе;

— административное (нормативное) закрепление форм методической работы, ориентированных на освоение и разработку педагогических инноваций и повышение профессиональной компетентности педагогов, позволяет осуществлять эффективное управление методической работой.

Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованиямногосторонним качественным и количественным анализом фактического материала, экспериментальной проверкой основных положений, репрезентативностью выборки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлена в опытноэкспериментальной работе авторавыступлениях в Институте соискательства при кафедре педагогики и философии образования ИДПОПР (1999;2003гг.). Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях различного масштаба: Всероссийских конференциях по темам: «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» г. Челябинск, 2002 г.- межрегиональных: «Обновление методической и научнометодической работы. Организация и содержание повышения квалификации педагогических работников в областной образовательной системе» 2000 г., «Психолого-педагогические исследования в системе образования» 2001 г., «Интеграция методической (научнометодической) работы и системы повышения квалификации кадров» г. Челябинск, 2001 г.- «Психолого-педагогические исследования в системе образования» гг. Челябинск-Москва 2003 г.- в межвузовских сборниках научных трудов г. Челябинск 20 012 003гг-, в сборнике научных статей «Вклад молодых ученых и специалистов в развитие науки и культуры г. Челябинска. Состояние. Проблемы. Перспективы» г. Челябинск 2000 г.- на областных педагогических чтениях «Дошкольное образование: настоящее и будущее» г. Челябинск, 1999 г.

Выводы по 2 главе.

В результате выполненного экспериментального исследования проблемы эффективности педагогических условий методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении были решены следующие задачи:

1. Изучено состояние методической работы в дошкольных образовательных учреждениях Калининского района г. Челябинска.

2. Выделены критерии оценивания методической работы.

3. Экспериментально апробированы педагогические условия повышения результативности методической работы. Проведен анализ и интерпретация полученных данных.

4. Разработана модель анализа состояния методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

5. Определены условия эффективного управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении.

6. Разработана модель системы повышения квалификации педагогических работников путем специально организованных форм их методической работы.

Сложность обозначенных задач предопределила выбор методов исследования, способных обеспечить научно-практическую эффективность и достоверность экспериментальной работы. Нами были использованы: наблюдения за организацией педагогической деятельности воспитателей в дошкольном образовательном учреждениианкетированиеизучение нормативных и инструктивно-методических документов по организации методической работытестирование воспитателейанализ карт личностного роста педагогованализ педагогической деятельности воспитателейсравнительный анализ диагностики образованности детей за несколько летметод экспертной оценкиметоды математической статистики при сопоставлении результатов.

Результаты констатирующего этапа эксперимента доказывают, что система методической работы в дошкольных образовательных учреждениях нуждается в обновлении.

В рамках методической работы недостаточно полно обеспечивается доминирование функций предъявления инновационных фактов и явлений и их оценивание.

Соотношение форм методической работы редко определяется с учетом доминирования продуктивных форм.

Нормативно не закреплены формы методической работы, ориентированные на освоение педагогами дошкольных образовательных учреждений инновационных педагогических фактов и явлений, на повышение повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.

Ход ведения педагогического эксперимента складывается из реализации констатирующего, обучающего и контрольного этапов исследования.

Результаты обучающего этапа экспериментальной работы выявили некоторые недостатки содержательного и процессуального плана в методике проведения эксперимента, которые были учтены при проведении контрольного этапа.

Исследование подтвердило мысль о том, что различные сочетания педагогических условий влияют на эффективность методической работы, но статистически значимый эффект достигается лишь при реализации всей совокупности педагогических условий.

Таким образом, проведенная экспериментальная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу, согласно которой эффективность инновационной методической работы возрастает, если:

— соотношение форм методической работы определяется с учетом доминирования продуктивных ее форм;

— в рамках методической работы обеспечивается доминирование функций предъявления инновационных педагогических фактов и явлений и их оценивание;

— административно (нормативно) закреплены формы методической работы, ориентированные на освоение инновационных программ, на повышение профессиональной компетентности педагогов;

— в образовательном учреждении создан благоприятный микроклимат, позволяющий раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Заключение

.

Выделение проблемы создания эффективных условий методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении, а качестве предмета специального исследования обусловлено ее актуальностью в современных условиях функционирования образовательной системы.

Процесс обновления дошкольного образования требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения и воспитания дошкольников, но и методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Исследования по проблеме педагогических условий повышения эффективности методической работы в дошкольном образовательном учреждении обусловлена необходимрстью разрешения существующего противоречия между необходимостью развития системы образования в дошкольном учреждении в современных условиях и неразработанностью системы педагогических условий осуществления методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов.

Анализ теоретических разработок по проблеме нашего исследования определил основу для методического и теоретического исследования.

В проведенном исследовании получены следующие результаты:

1. Анализ исследований, теоретических положений и методических рекомендаций ряда ученых (Ю.К. Бабанского, С. Г. Молчанова, Л. В. Поздняк, М. М. Поташника, Г. Н. Серикова, П. В. Худоминского, Т.И. Шамовой) выявил многоаспектность подходов к организации методической работы, к использованию разнообразных форм методической работы в целях повышения профессиональной компетентности педагоговподтвердил актуальность исследуемой проблемы и необходимость ее дальнейшей разработки в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения.

2. Анализ теоретических и диссертационных работ, связанных с подходами к оцениванию эффективности методической работы и показателей профессиональной компетентности воспитателей дошкольного учреждения позволил уточнить критерии оценивания методической работы и профессиональной компетентности, необходимые для нашего исследования.

3. На основании рекомендаций исследователей разработана модель инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

4. Выявлены и теоретически обоснованы условия эффективного управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении.

Проблема исследования заключалась в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении.

Мы считаем, что поставленная цель в целом достигнута. При этом в ходе исследования нами были решены следующие задачи:

1. Изучено состояние проблемы создания педагогических условий методической работы в педагогических, психологических, социологических исследованиях и нормативных документах.

2. Уточнено содержание понятие «инновационная методическая работа» в дошкольном образовательном учреждении.

3. Выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении.

4. Разработана модель инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Эффективность инновационной методической работы возрастает при реализации педагогических условий:

— отбор содержания методической работы обеспечивает предъявление инновационных педагогических фактов и явлений и их оценивание;

— соотношение форм методической работы определяется с учетом доминирования эвристико-продуктивных и продуктивных форм;

— нормирование форм методической работы, сориентированных на освоение, разработку и внедрение инновационных образовательных технологий и программ.

Таким образом, результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1) Анализ состояния проблемы в педагогической, психологической, управленческой и философской литературе свидетельствует об актуальности проблемы повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении в современных условиях развития системы образования;

2) Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме критериев оценки педагогического труда позволил выделить для нашего исследования следующие критерии:

— повышение качества образования в образовательном учреждении;

— стимулирующая роль методической работы;

— улучшение психологического микроклимата в коллективе, формирование мотивации инновационного педагогического труда, рост творческого потенциала педагогов;

3) Уточнено понятие «инновационная методическая работа» в дошкольном образовательном учреждении, которое мы определили как систему управленческих мер, ориентированную на разработку и освоение новых (инновационных) способов профессионально-педагогической деятельности.

4) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении обозначил особенности инновационной методической работы, показатели инновационного дошкольного образовательного учреждения, условия эффективности управления инновационной методической работой.

4) Выявленные, теоретически обоснованные и экспериментально проверенные педагогические условия способствуют эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении.

В результате исследования нам удалось показать, что использование модели инновационной методической работы в ДОУ позволяет осуществлять методическую работу наиболее эффективно в соответствующих условиях развития образовательной системы.

Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем развёртывания инновационной методической работы в ДОУ. В частности нам не удалось выявить оптимальное соотношение методической работы и системы повышения квалификации педагогических работников, не всесторонне раскрыт вопрос управления инновационной методической работой в ДОУ с позиций системно-синергетического подхода, освящены лишь отдельные аспекты этого управления.

Перспективы дальнейших исследований по проблеме могут быть связаны с изучением оптимального соотношения методической работы и системы повышения квалификации педагогических работников, эффективности управления инновационной методической работой в ДОУ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Мониторинг качества профессиональной подготовки 11 Высшее образование в России, № 3,-1998.-0.21.
  2. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.-М.: Амонашвили, 1996.-494с.
  3. Н.П. Психологический климат в коллективе. -М.: Просвещение, 1989.-224с.
  4. П.К. Избранные труды: философские аспекты теории функциональной системы. М.: Мысль, 1978.-43 8с.
  5. A.A. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации.- Москва: Экономика, 1988.-252с.
  6. В.Г. Научное управление обществом. Москва: Политиздат, 1980.-368с.
  7. В.Г. Общество, системность познания и управления. — Москва: Политиздат, 1981.-432с.
  8. В.Г. Системность и общество. — Москва: Политиздат, 1980.-368с.
  9. Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду 11 Методические советы к программе «Детство».- СПб., 2002.-304с.
  10. Ю.К. Методическая работа в школе: организация и управление.-М.: Просвещение, 1986.-626с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе.- Москва: Просвещение, 1982.-231с.
  12. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований,— М.: Просвещение, 1984.- 136с.
  13. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения-Москва: Политиздат, 1984.- 36с.
  14. Л.А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии.- Москва: Педагогическое общество России, 2000.-256с.
  15. К.Ю. Педагогический совет в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, — 1996, — № 12.-С.20−30.
  16. К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год.- Москва: ACT, 1998.-176с.
  17. К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующих детским садом. М.: Просвещение, 1996. — 393с. С.99−103.
  18. A.C., Жаворонков В. Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса.- вып.1.- Екатеринбург: УГЛУ, 1997.- 98с.
  19. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики.-Воронеж, 1997.-303с.
  20. Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии// Понятийный аппарат педагогики и образования/ Отв. ред. Е. В. Ткаченко, вып.1. Екатеринбург, 1995.-С.36−45.
  21. Е.С. Руководство современной школой. — М.: Знание, 1983. С.123−130.
  22. В.П. Слагаемые педагогической психологии. — М.: Педагогика, 1986. 231 с.
  23. В.П. Психологические парадоксы образования // Педагогика.- 2000.- 35с.- С. 13−20.
  24. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов.- М.: Высшая школа, 1989. 144с.
  25. И.В. Некоторые методологические проблемы исследования. Теория системного подхода- В кн. трудов ВНИИ системных исследований, 1980.- 123с.
  26. И.В., Садовский В. М. К проблеме взаимоотношения системного подхода и системного анализа. /Философские аспекты системного подхода/ М.: Наука, 1970. 127с.
  27. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270с.
  28. И.В. Становление и сущность системного подхода. — М.: Прогресс, 1973. 215с.
  29. Д.Б. Пути к творчеству. — М.: Знание, 1981.- 256с.
  30. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания.- Ростов-на-Дону, 1999.-558с.
  31. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика.-34.-1997.-345с.
  32. А.К., Поздняк Л. В. Заведующий дошкольным учреждением,— М.: просвещение, 1984.-223с.
  33. Большая Советская Энциклопедия /БСЭ/: 3-е изд.: ВЗОт.- М.: Сов. Энциклопедия, 1970- 1978. Т.12. 760с.
  34. Большая Советская Энциклопедия /БСЭ/: 3-е изд.: ВЗОт.- М.: Сов. Энциклопедия, 1970- 1978. Т.25. 600с.
  35. P.C. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса// Дошкольное воспитание.- 1994.- С. 33−35.
  36. A.B. О способах взаимоотношений ребёнка со взрослыми в зависимости от содержания общения со стороны взрослого // Проблемы психологии личности и социальной психологии.- М., 1997.-С.54−59.
  37. М.С. Инновация и новизна в педагогике //Советская педагогика. 1989. — № 12. — 189с.
  38. Ю.В. педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Просвещение, 1991. — 567с.
  39. А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора//Педагогика.- 1997.- 32с.- С.3−7.
  40. A.C., Бахтурина Л. А. Старший воспитатель детского сада. М.: Наука, 1990. — 90с.
  41. Вазина ВСЯ. и др. Управление новым типом учебного заведения: концепция, опыт. Челябинск, 1996. — 203с.
  42. Введениев научное исследование по педагогике. /Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239с.
  43. P.P. Взаимодействие воспитателя детского сада с дошкольниками: развитие обучаемости будущих учеников.-Благовещенск, 2000.-203с.
  44. Н. Вопросы управления // Проблемы теории и практики управления. 1991.№ 4.-С. 115−119.
  45. Вопросы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского, В. В. Чебышевой, Т. В. Кудрявцева, Э. С. Чугуновой. М.: высшая школа, 1968. — 432с.
  46. Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления.-Казань, 1990.- 141с.
  47. Г. Г. Совершенствование функций управления общеобразовательной школой в условиях ее реформирования. — М.: Просвещение, 1987. 345с.
  48. Э.Н., Трчанинова Ю. И. Введение в философию образования.- М., 2000.- 224с.
  49. Д.М. Организация и управление.- М.: Просвещение, 1972. 198с.
  50. .С. Прогностика управленческих решений в образовании. /Советская педагогика. 1988. № 1. — С.50−56.
  51. .С. Педагогическая прогностика. Киев, 1986. -239с.
  52. Н.К. Методология и методы исследования в педагогике. — М.: просвещение, 1966. — 167с.
  53. Н.В. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. -М.: Знание, 1995. С. 1037.
  54. H.H. Проектирование профессиограммы специалиста как средства управления его профессиональным развитием.-Екатеринбург: Изд-во Урал, гос проф. -Ун-та, 1995 46с.
  55. H.H. Индивидуально-педагогическое развитие и саморазвитие личности будущего учителя: Теория. Опыт. Исследование: монография.- Челябинск: Из-во ЧГПУ, 2000.-421с.
  56. H.H. Саморазвитие индивидуально-педагогического творчества будущего учителя // Вестник ЧГПУ.- сер. 10: Личностно ориентированное и развивающее обучение, — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.- С.76−81.
  57. Л.К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160с.
  58. Е.Т. Управленческие нововведения. — М.: Просвещение, 1985.-245с.
  59. Е.А. Оценивание как метод педагогического исследования: Автореферат дис. канд. Пед. Наук.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.- 140с.
  60. A.A., Чеботаренок Е. А. Формирование профессионального мастерства будущих учителей: Учебное пособие.-Минск: МГПИ, 1991.-213с.
  61. B.B. Системный подход к определению перспектив развития среднего профессиональн -педагогического образовательного учреждения. Автореф. Дис. канд. Пед. наук- Челябинск, 1997 С. 11.
  62. В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основы преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней //Вопросы психологии.- 1997.- С.3−19.
  63. Т.В. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй // Дошкольное воспитание.- 2000. 31.-С.41−48, 32.-С.44−49.
  64. Л.М. Контроль как инструмент управления. Минск, 1998.-87с.
  65. Л.М. Педагогическая диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения.— Минск, 1998. — 72с.
  66. Л.М. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание.- Минск, 1997. 93 с. С. 40
  67. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, H.A. Ноткина и др., ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович.- СПб., 1995.-245с.
  68. Дневник воспитателя детей дошкольного возраста / Под ред. Т. В. Лаврентьевой.- М., 2000.-144с.
  69. С.С. Каждому об управлении.- М.: Знание, 1978.- 176с.
  70. Д.С. Управление развитием образования: инициативы, экспериментальные площадки и эксперимент в образовании // Проблемы развития управленческого мышления и деятельности.- М.:Просвещение, 1992.-С.100−115.
  71. Т.Н. и др. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей шестого года жизни.- М., 1998.
  72. В.П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении.—М.: Новая школа, 1995.- 128с.
  73. О.М. и др. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». -М., 1996.- 126с.
  74. С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики.- М., 2001.-317с.
  75. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя.— М.: Просвещение, 1986 144с.
  76. М.В., Миланович Л. Г. Методы работы с детьми дошкольного возраста.-М., 1996.- 104с.
  77. М.В., Мещерякова С. Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии.- 1999.-31.- С.50−60.
  78. А.В. Молодой специалист: путь к творческой зрелости — М.: Молодая гвардия, 1987.- 208с.
  79. Закон РФ «Об образовании».- М.: МП «Новая школа», 1996.-56с.
  80. В.М., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой.- М.: Наука, 1992.- 219с.
  81. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы.- М.: Просвещение, 1992, — 320с.
  82. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие.
  83. Екатеринбург: Из-во Урал.гос.проф-пед.Ун-та, 1997.-43с.
  84. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. М.: Издат. Центр АПО, 2002.-43с.
  85. И.А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов.— М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999.- 384с.
  86. Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях.- М.: Изд. Аркти, 1999.-48 с. С. 8−23
  87. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып.1.- М.: Знание, 1972.- 72с.
  88. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып.2- М.: Знание, 1972 — 78с.
  89. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. З М.: Знание, 1973.- 78с.
  90. Д.Ф. Программно-целевой принцип в планировании: Монография.- Челябинск: Образование, 2000.- 192с.
  91. И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. -М.: Педагогика, 1980 158с.
  92. С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.- М., 2000.-414с.
  93. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчествоМ.: педагогика, 1990−321с.
  94. А.Е. Организация внутришкольного управления— М.: Педагогика, 1991.-207с.
  95. В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования.- М.: Педагогика, 1992.-431с.
  96. П. Управление в образовании. Проблемы и подходы. Практическое руководство. М.: Просвещение, 1995 346с.
  97. К. Вопросы управления М.: Экономика, 1981.- 241 с.
  98. А.И. Современное состояние психологии управления // Вопросы психологии.- 1977. № 4.- С. 72.
  99. А.И. Психология управления.- М.: Знание, 1979 60с.
  100. А.И. Психология управления / Учебник для слушателей Академии МВД СССР./ М.: Акад. МВД, 1979.- 521с.
  101. Е.А. О людях, их карьере и профессионализме // Управление персоналом. 1999, — № 5 — С.29−32.
  102. А.Г. Руководителю о работнике: Практический аспект изучения личности.- М.: Просвещение, 1990.- 356с.
  103. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.-М.: Знание, 1978.- 169с.
  104. Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. -Новосибирск, 1985.- 179с.
  105. Е.И. Организатор и организаторская деятельность.— М.: Знание, 1986.-С.87−88.
  106. Т.С. Основы управления дошкольным учреждением // Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания. М., 1981- С. 12−27.
  107. Т.С. Условия оптимизации работы в дошкольном учреждении.- М.: Просвещение, 1985 — 357с.
  108. Конаржевский Ю. К Внутришкольный менеджмент.- М.: Просвещение, 1993-С.67−70.
  109. Ю.К. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой М.: Знание, 1986-С.58−65.
  110. Ю.К. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе.-Челябинск, 1995.- 169с.
  111. Ю.К. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой. Диссертация доктора пед. Наук-Челябинск, 1980.-480с.
  112. М.И. Теоретические основы школоведения— М.: Знание, 1982.-239с.
  113. А.Е. Труд и талант учителя.- М.: Просвещение, 1989.-200с.
  114. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание.-1989.-5.-С. 10−24.
  115. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М.: АПКиПРО, 2002.-24с.
  116. .И. Педагогика как совокупность педагогических теорий.- М.: Просвещение, 1986.-208с.
  117. Ф.Ф. системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. Педагогика, — 1979, — № 9.- С. 103 115.
  118. П. А. Организация и содержание работы методического кабинета в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, — № 2, — 1983.- С. 14−18.
  119. И.О. Инновации в образовательных учреждениях.-Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 1998.-123с.
  120. И.О. Теоретические основы личностно-ориентированного повышения квалификации.- Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 1998.-98с.
  121. И.О., Циринг P.A. Становление профессионально-педагогической квалификации: Научно-методические рекомендации для руководителей / Под ред. С. А. Репина.- Челябинск: Изд.во. ИИУМЦ «Образование», 1998.- 72с.
  122. И.О. Управление школьным коллективом.— М.: Просвещение, 1985 — 230с.
  123. Г. П., Кравцова Е. Е. Программа «Золотой ключик», — М., 1990.-217с.
  124. В.В. Воспитание или образование // Педагогика. -2001.-33.- С.3−10.
  125. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы-М.: Знание, 1997 — 187с.
  126. Краткий словарь по философии / Под. Ред. И. В. Блауберга.- М.: Наука, 1976.-236с.
  127. В.Ю. Управление школьным коллективом.- М.: Просвещение, 1985- 230с.
  128. B.C. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание, 1997, № 7.-С.66−72.
  129. В.А. Основы педагогической психологии.- М.: Просвещение, 1982- 255с.
  130. Н.В. Культурология образования // Новые ценности образования.- М.: Народное образование, 2000.- С. 173- 196.
  131. Н.В. Методы системного педагогического исследования.- JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.- 169с.
  132. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-М.: Знание, 1979.- 123с.
  133. Т.М. Управление школой: задачи и деловые игры.-Минск, 1988.-230с.
  134. Н.В. на пути к профессиональному совершенству.— М.: Просвещение, 1990−342с.
  135. Л.А. Методическая работа с педагогами // Дошкольное воспитание.- № 21.- 1992.—С.32.
  136. B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы.- М.: Просвещение, 1995 235с.
  137. B.C. Управление школой: теоретические основы и методы. М.: Просвещение, 1997.- 345с.
  138. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика.- 1995, № 5.- С.12−18.
  139. Н.И., Сазонов Б. В. Человеческий фактор в нововведениях // Психологический журнал,-1985, — № 4 С.17−32.
  140. В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. М.: Педагогический поиск, 2000 — 160с.
  141. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.- М.: Педагогика, 1992.-234с.
  142. M. Поиск и отбор персонала—проблемы и перспективы // Управление персоналом.- 1999, — № 8. С.35−41.
  143. A.A. Структура управления образовательным учреждением // Дошкольное воспитание, 1997,№ 9.- С.19−35.
  144. А.П. Психология профессионализма — М.: Просвещение, 1996.-321с.
  145. М.П. Условия творческого труда.— М.: Высшая школа, 1970.- 183с.
  146. С.Ф. Профессионалы в управлении— Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1990.-254с.
  147. И.П. Какой руководитель нам нужен?— М.: Просвещение, 1993.— 167с.
  148. Математический энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1988, — 847с.
  149. Л.В. Рекомендации по организации и проведению педагогических советов // Дошкольное воспитание, — 1993, — № 4.— С.39−40.
  150. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике.-М.: Высшая школа, 1987.- 200 с.
  151. Н.П., Ситник А. П. Основные направления в методической работе с педагогическими кадрами // Вопросы повышения квалификации педагогических кадров.- М.: Знание, 1975.- 231с.
  152. A.M., Капто А. Е. Нововведения во внутришкольном управлении.- М.: Новая школа, 1998.- 345с.
  153. С.Г. Подготовка преподавателя в рамках методической работы.- Челябинск. Юж-урал. Кн. изд-во, 1984. 145с.
  154. С.Г. Проблемы непрерывного педагогического образования // Наука в ускорении социально-экономического развития. Челябинск: Челяб. Гос. Ун-т, 1988.- 237с.
  155. С.Г. Теория и практика непрерывного педагогического образования // Формы и методы обучения в системе непрерывного педагогического образования / Челяб. ин-т повышения квалификации работников образования.- Челябинск, 1992.- 251с.
  156. С.Г. Профессиональная компетентность педагога // Актуальные проблемы управления качеством образования / Сб. науч. Статей. Вып. 6. Челябинск: Изд-во 41IIУ, 2001. — 136с.
  157. С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.- Челябинск: ЧГПУ, 1998.-255с
  158. А.Я. Инновации в образовании.- Челябинск: ГУ ГГГО адм. Челябинской области, Челяб Фил. ИПО МО РФ, 1995.-91с.
  159. А .Я. Педагогические основы управления отраслевой системой профессионального обучения рабочей молодежи.- Челябинск, 1985.- 95с.
  160. P.C. Психология: в 3-кн. кн. 3. — 3-е издание — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998 — 632с.
  161. Н.В. Управление методической работой в школе — М.: «Сентябрь», 1995- 175с.
  162. С.И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1978 — 846с. С. 547.
  163. А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики.- М., 2002.-270с.
  164. A.A. Управление учебно воспитательной работой в школе. -М.: Знание, 1991.-265с.
  165. Е.А. Изучение деятельности педагога детского дошкольного учреждения: методические рекомендации.— М.: Знание, 1985.-278с.
  166. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей / Под. Ред. П. И. Пидкасистого, М.: Российское педагогическое агентство, 1996 — 602с.
  167. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под. Ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1998. 479с.
  168. Педагогический поиск. /Под ред. И. Н. Баженовой, — М.: педагогика, 1987.— 123с.
  169. Педагогический словарь: В -х т. / Отв. Ред. И. А. Каиров.- М.: Изд-во АПН, I960 —Т.1- I960.- 774с.
  170. B.C. Теоретические основы управления. Школоведческий аспект-М.: Знание, 1990 123с.
  171. А.И. Педагогическое образование: концепции, содержание, структура // Педагогика.- 2001.- 33.- С.41−48.
  172. B.C. Деловые игры, разработка, организация, проведение.- М.: Высшая школа, 1991.- 211с.
  173. Подготовка принятия и исполнения комплексной целевой программы работы школы на год / Под. ред. Т. И. Шамовой, А. Н. Малитина, Н. В. Немовой, Н. А. Шарай.- М.: Просвещение, 1993- 432с. С. 13−16
  174. JI.B. К проблеме подготовки организаторов дошкольного воспитания.- М.: Высшая школа, 1982 С.56−73
  175. JI.B. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением // Дошкольное воспитание, 1993, № 1.- С.55−59.
  176. JI.B. Основы управления дошкольным образовательным учреждением М.: Высшая школа, 1994.— 234с.
  177. JI.B. Какой я вижу деятельность старшего воспитателя // Дошкольное воспитание, 1990, № 6.- С.5−8.
  178. JI.B., Лященко H.H. Управление дошкольным образованием.-М.: Просвещение, 1994−345с.
  179. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия М.: Высшая школа, 1985.- 167с.
  180. М.Л. Азбука школьного управления.— М.: Просвещение, 1991.-321с.
  181. М.Л., Ситник А. П. Содержание и формы организации методической работы // Курсовая переподготовка в институтах усовершенствования учителей М.: просвещение, 1974.- 291с.
  182. М.М. Методическая работа в школе: организация и управление.- М.: Просвещение, 1990 345с.
  183. М.М. В поисках оптимального варианта.— М.: Знание, 1987.- 297с.
  184. М.М., Лазарева B.C. Управление развитием школы-М.: Новая школа, 1995 — 464с.
  185. М.М. Управление качеством образования.- М.: Педагогическое общество России, 2000.— 448с.
  186. М.М. Профессиональное объединение педагогов. Методические рекомендации М.: Высшая школа, 1997 — 118с.
  187. Проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания. Сборник научных трудов. / Под ред. Т. С. Комаровой.- М.: просвещение, 1981.-С. 12−27.
  188. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ. / Под ред. Е. П. Тонконогой М.: Просвещение, 1987.-345с.
  189. Г. А. Конкурс профессионального мастерства // Дошкольное воспитание, 1990, № 7.- С.66−67.
  190. Радуга: программа воспитания и обучения детей от 3−6 лет в * детском саду.- М.: Просвещение, 1991.-126с.
  191. В.М. Азбука педагогического труда.- М.: Высшая школа, 1990−231с.
  192. Российская педагогическая энциклопедия.— М.: просвещение, 1993.-567с.
  193. H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика.- 2000.- 36.-С.35−40.
  194. P.C. О формировании основ педагогического мастерства воспитателей // Дошкольное воспитание, 1990, № 4- С.80−82.
  195. Г. Н. Образование: Аспекты системного отражения.-Курган, 1997.-234с.
  196. Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация: Монография.—Челябинск, 1998.-341с.
  197. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 430с.
  198. А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. М.: Высшая школа, 1989. — 322с.
  199. СкокГ.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей — М.: Педагогическое общество России, 2001.- 102с.
  200. В.А., Исаев И.ф., Мищенко A.M., Шиянов E.H. педагогика.- М.: Школа- Пресс, 1997.- 512с.
  201. В.А. Формирование социально активной личность учителя // Сов. педагогика. 1981, № 4.- С.77−84.
  202. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность.- М., Изд-во «магистр», 1997.-431с.
  203. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. JI.B. Трубайчук.- Москва: Издательский дом «Восток», 2001.- 81с.
  204. В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека.— М.: просвещение, 1992.- 159с.
  205. Современные образовательные программы для дошкольного учреждения / Под. ред. Т. И. Ерофеевой, — М., 1999.-347с.
  206. Р.Я. Совершенствование управления и повышение уровня организации труда в дошкольном учреждении. Методические рекомендации.-Рига, 1985.- 197с.
  207. Р.Б. Современные проблемы научно методического обеспечения дошкольного образования // Дошкольное воспитание, 1991, № 5.- С.40−45.
  208. В.А. О воспитании.— Москва.: Просвещение, 1975. -113с.
  209. Е.А. О нетрадиционных методах проведения педагогических советов // Дошкольное воспитание, 1995, № 1.— С.30−33.
  210. Д.В., Воровщиков С. Г. проблемно деловая игра-средство управления школой — Курган, 1990.- 93с.
  211. Теория и технология индивидуально-педагогического развития личности будущего учителя в процессе педагогической подготовки: Автореф.дис.докт.пед.наук.- Челябинск, 2002, — 46с.
  212. В.И. Психолого-педагогические основы диагностики и прогнозирования профессионально-педагогической подготовки учителя в педвузе.- Красноярск: КГПУ, 1996.- С.45−51.
  213. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе-М.: Просвещение, 1991 — 143с.
  214. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента.- М.: Высшая школа, 1997.- 288с.
  215. А.Н. Роль педагогического анализа в совершенствовании анализа воспитательно-образовательной работы в детском саду / Под ред. Т. С. Комаровой М.: Просвещение, 1985.- С.43−49.
  216. Филосовский энциклопедический словарь / Сост. Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. И. Ковалёв, В, Г, Панов.- М.: Советская энциклопедия, 1983.-840с.
  217. Г. А. Документация / краткое практическое руководство по написанию управленческих справок/.— М.: Школа— Пресс, 1999. 112с.
  218. П.Т. Школа молодого директора.— М.: Просвещение, 1988−224с.
  219. И.Ф. педагогика.- Минск, 1998.- 560с.
  220. П.В. Основы внутришкольного управления.— М.: Просвещение, 1987 С. 117−129.
  221. П.В. Вопросы теории и практики внутришкольного управления.- М.: Высшая школа, 1984, — 456с.
  222. Р.Х. Творческий рост педагога— М.: Знание, 1985−167с.
  223. Р.Х. Социально- психологические проблемы руководства педагогическим коллективом.- М.: Высшая школа, 1982 — 345с.
  224. И.П. Программно- целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы.— М.: знание, 1987.-278с.
  225. Т.И., Нефедова К. А. Совершенствование методов и форм внутришкольного управления // Сов. Педагогика, 1988, № 2.- С.37−43.
  226. Т.И. Менеджмент в управлении школой— М.: просвещение, 1992 С.239−401.
  227. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой.-М.: Просвещение, 1992 — 167с.
  228. Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики.-М.: Просвещение, 1991- 192с.
  229. Т.И. Организация и проведение проблемных семинаров // Дошкольное воспитание, 1992, № 5−6 С.28−30, 34−40.
  230. H.A. Внутришкольный контроль— М.: Высшая школа, 1977−321с.
  231. А.И. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов.— М.: Просвещение, 1990 288с.
  232. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М. М. Поташника. — М.: Знание, 1991.— 120с.
  233. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики — М.: Знание, 1991.-276с.
  234. Е.А. Эта «скучная» наука управление.- М.: Новая школа, 1992.-256с.
  235. В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы.- М.: Наука, 1987.- 248с.
  236. Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект: Монография —Челябинск: Изд — во ЧГТТУ, 1998.- 136с.
  237. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты.
  238. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 160с.
Заполнить форму текущей работой