Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Физическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях в условиях модернизации российского образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для первого этапа в развитии физического воспитания дошкольников как учебной дисциплины характерно и то, что с 50-х годов в педвузах вновь стали «соединять» данную дисциплину с другими учебными дисциплинами. Однако, специфичность научно-методической мысли, и не только в центральных вузах, определялась российской философией, отличие которой от западной философии — в понимании человека, смысла его… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Физическое воспптаиие дошкольников как 16 педагогическая проблема
    • 1. 1. Историография исследуемой проблемы
    • 1. 2. Анализ опыта физического воспитания дошкольников за 29 рубежом
    • 1. 3. Физическое воспитание дошкольников в современных условиях
  • Выводы по I главе
  • Глава 2. Концептуалыю-педагогнческнс основы физического 68 воспитания
    • 2. 1. Организационно-педагогические основы физического 68 воспитания детей
    • 2. 2. Особенности форм, методов и содержания физического 83 воспитания детей
    • 2. 3. Современная модель физического воспитания детей в ДОУ
  • Выводы по II главе 1
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Физическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях в условиях модернизации российского образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность н постановка проблемы исследования. В условиях радикальных политических и социально-экономических изменений в государстве и обществе последнего десятилетия существенные изменения произошли и в системе российского дошкольного образования. Среди них можно выделить как позитивные, так и негативные процессы.

К позитивным изменениям следует отнести процессы демократизации дошкольного образования. Система переходит от унификации к вариативности, от авторитарной педагогики к личностно-ориентированной, от единообразия к разнообразию и выбору. Дошкольное образование становится гибким, появляются новые интересные программы. Постепенно осваивается международный опыт стран с устойчивыми демократическими традициями. Изменяется и профессиональное сознание педагогов, которые все больше принимают и присваивают гуманистические ценности, принятые современной мировой практикой. Все эти тенденции находят свое позитивное отражение и в законодательной базе — действующее сегодня законодательство коренным образом отличается от законодательства недавнего прошлого как своей цивилизованностью, так и гуманистическим характером.

Негативные процессы связаны, в первую очередь, с экономическими трудностями, которые переживает сегодня российское государство и общество. Социальная незащищенность населения и экономические проблемы образования дошкольное образование раньше других сфер.

Российская система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, являлась уникальной как по своей массовости, так и по многоаспектноети спектра услуг. В российском детском саду ребенку обеспечиваются не только, воспитание и обучение, но и присмотр в течение целого дня (от 8 до 12 часов), а также питание и медицинское обслуживание, что, естественно, требует и значительных затрат.

Для обеспечения традиционно полного спектра услуг, требующих наличия в дошкольном учреждении пищеблока, прачечной и обсуживающего их технического персонала, а также медицинских и педагогических работников, необходимы соответствующие ассигнования. Прогрессирующий рост цен на энергоносители, транспорт, питание, оборудование при незащищенности соответствующих затратных статей также приводит к вынужденному закрытию и муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Именно поэтому в новых социально-экономических условиях с каждым годом в стране продолжает увеличиваться общее количество закрывающихся детских садов. Р. сли в начале 90-х годов охват детей дошкольным образованием в России составлял 72% (а детей предшкольного возраста — до 95%). то в настоящее время он снизился до 50%.

Все эти обстоятельства существенно снизили доступность дошкольного образования для разных групп населения, создавая серьезные трудности обеспечения непрерывности (преемственности) образования в дошкольном — начальном звене.

Обозначенные обстоятельства уже оказывают отрицательное влияние на систему начального образования, разрушая ее преемственность. Так, в ряде дошкольных образовательных учреждений возникает негативная тенденция дублирования целей, задач, форм и методов начальной школы. Содержание дошкольного образования выстраивается в «школьной логике» -логике будущих учебных предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению, усложненной для дошкольников математике и др. Создается неправомерная диспропорция в ведущих содержательных линиях образования, состоящая в преобладании познавательного развития над художественно-эстетическим, физическим и социально-личностным. Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются занятиями, которые становятся преобладающей формой обучения и воспитания. При этом игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, а значит, и интересы самого ребенка.

Данные медицины также свидетельствуют о том, что подобное раннее обучение приводит к переутомлению и перегрузкам маленьких детей, отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Ситуация усугубляется неоправданной практикой приема детей в начальную школу на основе особых требований к учебным знаниям, предъявляемым к ребенку при поступлении в первый класс. В этих случаях образовательное учреждение, «прикрываясь» интересами ребенка, фактически выбирает удобных ему детей.

Помимо негативных явлений в области экономических трудностей, есть трудности и в обновлении содержания. Эту проблему породило появление новых педагогических технологий. Все еще необходимо совершенствование системы регуляции качества дошкольного образования, которая необходима для зашиты ребенка от непрофессиональных некомпетентных воздействий, содержащихся в некоторых программам и методиках.

Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности, гармоничность развития организма детей дошкольного возраста невозможна без физической культуры. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая личность ребенка новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

История теории и практики физической культуры в дошкольных учреждениях иллюстрирует напряженный труд по научно-обоснованному отбору содержания работы с детьми дошкольного возраста, принципов, методов, условий его продуктивной реализации.

Поиск оптимальных подходов к образованию дошкольников в области физической культуры базируется па исследованиях педагогов, врачей, психологов и других специалистов.

На современном папе активно происходит обновление содержания дошкольного образования. Изменение образования дошкольников в области физической культуры вызвано несколькими причинами:

Введение

должности руководителя физического воспитания, что привело к появлению в дошкольном учреждении профессиональных специалистов физической культуры и, следовательно, изменению системы планирования и организации процесса занятий физическими упражнениями, а также контроля за физическим состоя и ием дош кол ьн 11 ков.

Принятие положения о дошкольном образовательном учреждении, предоставившего возможность работникам системы образования самим выбирать программу воспитания и обучения дошкольников, применять разнообразные формы и методы учебно-воспитательной работы.

Введение

в образовательную работу дошкольного учреждения валеологни как науки о здоровье здоровых людей и раздела «Формирование представлений о здоровом образе жизни».

Повышение хронической заболеваемости детей дошкольного возраста, создание оздоровительных садов и введение в программу дошкольного учреждения занятий по лечебной физической культуре.

Модификация новых оздоровительных технологий, используемых в физической культуре школьников и взрослых, для работы с дошкольниками.

Увеличение научных исследований в области физической культуры дошкольников, рассматривающих различные варианты повышения эффективности физического совершенствования детей в до ш кол ьном у ч режде н и и.

Открытие в высших учебных заведениях специализации «Руководитель физического воспитания дошкольного учреждения».

Большинство дошкольных учреждений сегодня пытаются отойти от традиционной системы воспитания, ищут новые формы образовательного процесса и изменяют его содержание. Только за последние годы появилось значительное количество программ, определяющих новое представление о развитии ребенка, в том числе и физическом.

Основными задачами детского сада по физической культуре дошкольников являются: охрана и укрепление здоровья детей, формирование жизненно необходимых двигательных умений ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств, накопление элементарных знаний о физической культуре: создание условий для реализации потребности детей в двигательной активностивоспитание потребности в здоровом образе жизниобеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение этих задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физической культуры. На решение этих важнейших проблем направлена разработанная в ходе исследования модель физического воспитания дошкольников.

Тема исследования — «Физическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях в условиях модернизации российского образования».

Цель исследования — на основе историко-теоретического анализа российского и зарубежного опыта развития физического воспитания выявить и обосновать основные педагогические проблемы и закономерности развития физического воспитания детей, разработать модель физического воспитания дошкольников, отвечающую условиям модернизации российского образования.

Объект исследования — целостный воспитательный процесс в системе дошкольного образования.

Предмет исследования — историко-педагогические условия развития физического воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений.

Гипотеза исследования заключается в следующем: теоретическая и организационная разработка проблем и принятие в ДОУ разработанной модели физического воспитания дошкольников будет способствовать повышению эффективности физкультурно-оздоровительного направления дошкольного воспитания детей, если будут:

— проанализированы и с позиций историко-педагогического подхода охарактеризованы и раскрыты основные проблемы физического воспитания дошкольников в России и за рубежом;

— проектирование физического воспитания дошкольников будет опираться на теоретико-методологические основы нашего исследования;

— в практику работы ДОУ будет внедрена модель физического воспитания дошкольников, разработанная в ходе настоящего исследования;

— будут учтены и применяться на практике принципы и механизмы функционирования разработанной модели физического воспитания дошкольников.

В соответствии с поставленной целыо и гипотезой были определены задачи исследования:

1) Охарактеризовать, используя метод историко-теоретического анализа, развитие физического воспитания дошкольников во второй половине XX века в России и за рубежом, выявить основные проблемы и определить основные тенденции развития физического воспитания дошкольников.

2) Установить общие концептуальные закономерности содержания физического воспитания дошкольников на примере ряда зарубежных стран.

3) Разработать и проанализировать модель физического воспитания дошкольников в ДОУ.

4) Охарактеризовать и раскрыть организационно-педагогические условия функционирования разработанной модели физического воспитания дошкольников в условиях модернизации российского образования.

Методологическую основу исследования составили концептуальные положения истории, социологии, педагогики и психологии. В изучении и анализе педагогических явлений относительно системы физического воспитания применялись исторический, историко-теоретический, социально-психологический и синергетический подходы.

Теоретическая база исследовании построена на определениях сущности личности, социальной обусловленности ее формирования, деятельности! й природе процессов воспитания и развития. В ходе нашего исследования мы опирались на теоретические работы в области:

— сущности п природе человека как субъекта деятельности и отношений (Л.И. Божович, 11.Ф. Гербарт, А. Дистервег, Я. А. Коменский, СЛ. Рубинштейн, К. Д. Ушппскии и др.);

— развития личности, деятельности и общения (J1.C. Выготский, В. В. Давыдов, В. А. Кара ко век и и, И. С. Кон, A.II. Леонтьев, A.B. Петровский и др.);

— культурно-исторического и деятельностного подхода к развитию ребенка (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др-).

Важное значение для достижения задач нашего исследования имели также:

— теории периодизации развития образования (В.В. Анисимов, П. Барт, М. В. Богуславский, К. И. Васильев, Р. Б. Вендеровская, Г. Веймер, О. Г. Грохольская, М. И. Дсмков, С. Ф. Егоров, П. Ф. Каптерев, Е. А. Князев, Б. Б. Комаровский, Г. В. Корнетов, Н. В. Назаров, В. Г. Пряников, З. И. Равкин, М. М. Рубинштейн, И. В. Суколенов, В. Г1. Чуднов. К. Шмидт и др.);

— концепции гуманитаризации и гуманизации образования (Е.В. Бондаревская, А. П. Валицкая, Б. З. Вульфов, О. С. Газман, И. П. Иванов, В. А. Караковский. В. Ф. Кривошеев. Н. Д. Никандров, В. В. Сериков, Э. И. Сокольникова и др.);

— работы выдающихся педагогов, писателей, врачей прошлого по вопросам семейного воспитания и взаимодействия педагогов с родителями (Я.А. Каменский, Я. Корчак. П. Ф. Лесгафт. A.C. Макаренко, Г. Песталоцци, Д. И. Писарев, Ж.-Ж. Руссо. В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.);

— труды педагогов, внесших существенный вклад в разработку проблемы поиска форм сотрудничества детского сада с семьей (Е.П. Арнаутова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, В. К. Котырло, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова, Л. Ф. Островская и др.).

Источниковедческой базой исследования послужили научные труды видных специалистов в области истории и педагогики, в том числе, в системе физического воспитания в вузах, относящиеся к различным эпохам и историческим периодам. В ходе работы использован комплекс методов исследования, адекватных целям и сущности решаемых теоретических и практических проблем: анализ исторической, социологической, педагогической, психологической, медицинской литературыизучение нормативных, методических и учебно-программных документоврейтингопытно-экспериментальные работыстатистические методы исследования ДОУнаблюдение (прямое и косвенное) — анкетирование, интервьюирование, медицинская и гигиеническая экспертиза.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) Систематизированы и определены основные этапы развития физического воспитания дошкольников в России во второй половине XX века (2 этапа), выявлены основные проблемы и определены основные тенденции развития физического воспитания дошкольников в нашей стране и в ряде зарубежных стран.

2) Впервые установлено сходство содержания физического воспитания дошкольников в ряде зарубежных стран в области структуры программ, состоящей из четырех основных общих для этих стран разделов.

3) Разработана и проанализирована функциональная модель физического воспитания дошкольников в ДОУ в условиях модернизации российского образования.

4) Определены условия функционирования модели физического воспитания дошкольников в виде основных организационных и педагогических принципов и механизмов ее реализации.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— в результате научного анализа выявлены основные формы отражения повой образовательной парадигмы в физическом воспитании: выработаны теоретические, организационные и научно-методические основы решения проблем физического воспитания дошкольников, что позволяет конкретизировать направления дальнейших научных исследований, посвященных вопросам развития физического воспитания;

— в ходе исследования установлено и проанализировано сходство содержания физического воспитания дошкольников в ряде зарубежных стран в области структуры, что может быть использовано в дальнейших исследованиях в области физического воспитания дошкольников;

— определены концептуальные основы реализации разработанной функциональной модели физического воспитания дошкольников, что позволит в будущем повысить теоретический уровень разработок в данной сфере;

— выявленные основные механизмы рационального функционирования модели физического воспитания дошкольников позволяют связать подходы к оценкам результативности физического воспитания детей в ДОУ с реализацией конкретных задач системы дошкольного образования;

— выделенная совокупность организационно-педагогических условий решения основных проблем физического воспитания может стать базой для разработки теоретических основ п практических методик успешного решения главных задач системы физического воспитания.

В целом, полученные в ходе исследования результаты заметно дополняют имеющиеся в педагогической науке представления о физическом воспитании детей дошкольного возраста и могут рассматриваться как основа для дальнейших теоретических и практико-ориентироваиных исследований в данной научно-педагогической области.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены: выбором опирающихся на данные исторической, медицинской, социологической и психолого-педагогической литературы исходных методологических позиций, адекватных поставленным задачамприменением диалектического историографического подхода к изучению предмета исследования на методологическом, теоретическом и практическом уровняхсоответствием избранных методов исследования предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью полученных экспериментальных материаловсистемным анализом передового педагогического опыта, накопленного в практике дошкольного образованияразнообразием литературных источников, привлечённых для исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения и выводы могут быть использованы при модернизации системы физического воспитания детей дошкольного возраста с целью формирования здорового поколения россиян. Разработанная функциональная модель физического воспитания дошкольников является как практическим руководством для преподавателей физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, так и инструментарием для успешной организации работы ДОУ в области физического воспитания.

На защиту выносятся следующие положеппя и результаты исследования.

— Теоретические основы развития физического воспитания дошкольников в России во второй половине XX века, включающие два основных этапа (1951 год — 1991 год- 1991 год — начало XXI века), их особенности, результаты, ведущие тенденции и значение для определения основных направлений развития физического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях.

— Общая структура программ ряда зарубежных стран (Европа, Япония, США) по физическому воспитанию в дошкольный период развития детей, состоящая из четырех основных разделов: психомоторное развитиеобучение двигательным умениям и навыкамфизическая подготовленностьплавание и игры на воде.

— Разработанная модель развития физического воспитания дошкольников в ДОУ, включающая в себя: а) концептуальные основы, базирующиеся на совокупности выделенных нами в ходе исследования принципов: научности, доступности, систематичности, последовательности, сознательности, активности дошкольников, гуманизации, индивидуализации, непрерывности, гармонизации и принципе общественно-государственного управленияб) механизмы реализации выделенных принципов действия модели: организационный, экономический, кадровый и социальныйв) организационно-педагогические условия реализации разработанной функциональной модели в виде четырёх основополагающих этапов её внедрения в практику физического воспитания дошкольного воспитательного учреждения. Первый этап — подготовительныйвторой этап — основнойтретий этап — коррекционныйчетвёртый этапрефлекторно-аналитический.

Исследования выполнялись в несколько этапов:

Первый этап (1998;2001 гг.) — поисково-теоретический — включал анализ педагогической литературы, диссертационных исследований, высших учебных заведений в различных субъектах Российской Федерации и за рубежом. Проведенный анализ послужил основой для определения исходных позиций исследования, разработки понятийного аппарата, построения гипотезы, определения задач, методологии и методов исследования, обоснования теоретических основ физического воспитания дошкольников.

Второй этап (2001;2003 гг.) — опытно-экспериментальный — включал разработку теоретических основ исследуемой проблемы, поиск взаимообусловленности проводимой государством образовательной политики и задач физического воспитания дошкольников, выявление педагогических возможностей развития системы физического воспитания в современных условиях. На данном этапе определены соотношения кадрового, экономического, социального и организационного аспектов физического воспитания дошкольников в контексте развития образования в Российской Федерации: выявлены характеристики приложения принципа гуманизации к рассматриваемым вопросамопределены граничные условия соответствия диалектического историографического подхода поставленным целям и задачам исследования. На этой основе разработана модель физического воспитания дошкольников в ДОУ.

Третий этап (2003;2004 гг.) — обобщающий — состоял в систематизации и интерпретации полученных материалов, обобщении теоретических и практических результатов исследования, написании текста диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в выступлениях диссертанта на заседаниях Ученого совета Института общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Опубликованы и нашли поддержку со стороны практических работников вузов научно-теоретические и научно-публицистические результаты исследования. Материалы исследования внедрены в практику. По теме исследования опубликовано 5 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 191 источник. Общий объём диссертации 154 страницы.

Основные выводы по работе:

1) На основе историко-педагогических фактов охарактеризовано развитие физического воспитания дошкольников во второй половине XX века в России и за рубежом, выявлены основные проблемы и определены основные тенденции развития физического воспитания дошкольников.

2) Установлена общая структура программ ряда зарубежных стран по физическому воспитанию в дошкольный период развития детей, состоящая из четырех основных разделов: психомоторное развитиеобучение двигательным умениям и навыкамфизическая подготовленностьплавание и игры на воде.

3) Разработана и проанализирована функциональная модель физического воспитания дошкольников в ДОУ.

4) Охарактеризованы и раскрыты концептуальные основы разработанной модели, базирующиеся на совокупности выделенных в ходе исследования принципов (научности, доступности, систематичности, последовательности, сознательности, активности учащихся, гуманизации, индивидуализации, непрерывности, гармонизации и принципе общественно-государственного управления) — механизмов реализации выделенных принципов действия модели (организационный, экономический, кадровый и социальный) и организационно-педагогических условий реализации разработанной функциональной модели в виде четырёх основополагающих этапов её внедрения в практику физического воспитания дошкольного воспитательного учреждения.

Заключение

.

В контексте становления личности-педагога историко-педагогический опыт в данной области способствует осознанию педагогом личностной и социальной значимости своей профессии, овладению конкретным мировоззрением, дидактикой (теорией образования и обучения — комплексом принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления и самоуправления образовательным процессом). В контексте же отечественной истории совершенствования научно-методических основ физического воспитания дошкольников второй половины XX века можно выделить два основных этапа: 1951 год- 1990;е гг.- 1991 год-наши дни.

1950;е и 1960;е годы, по нашему мнению, были плодотворными в развитии физического воспитания дошкольников как учебной дисциплины. На этом этапе стало функционировать большинство отечественных физкультурно-образовательных учреждений и физическому воспитанию дошкольников как учебной дисциплине уделялось значительно большее внимание, чем на современном, втором, этапе (с 1991 года). Кроме того, студенты и выпускники физкультурных специальностей учебных заведений не сомневались в том, что будут работать по специальности. Мировое сообщество в те годы восхищалось нравственными поступками наших соотечественников, их достижениями в спорте. Известно, что во времена СССР достижения советских спортсменов были неоспоримы.

Для первого этапа в развитии физического воспитания дошкольников как учебной дисциплины характерно и то, что с 50-х годов в педвузах вновь стали «соединять» данную дисциплину с другими учебными дисциплинами. Однако, специфичность научно-методической мысли, и не только в центральных вузах, определялась российской философией, отличие которой от западной философии — в понимании человека, смысла его жизнинеразрывном взаимодействии с историей, литературой и политикой — с жизнью. Вместе с тем в научно-методических работах тех лет акцент делался на коммунистическом воспитании, «кризисных ситуациях», борьбе со старым, капиталистическом миром, революционном преобразовании мира, и иное видение исторических процессов не допускалось, а произведения авторов (историков и философов), которые критически оценивали учение К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, были под запретом.

Второй этап, продолжающийся и в наши дни, ознаменован рядом характерных для всех сторон жизни страны в последнее десятилетие особенностей. Начало 1990;х годов характеризовалось общим спадом в экономике, гиперинфляцией и негативизмом. Это отразилось на состоянии системы дошкольных учреждений: детские сады из-за недостатка государственного финансирования были вынуждены повышать плату, низкая платёжеспособность основной массы населения вынуждала родителей оставлять детей дома, и о системном физическом воспитании дошкольников в те годы говорить не приходится.

В наши дни возрождающаяся система дошкольного образования ставит следующие приоритеты: гуманизация дошкольного образованияприоритет здоровья и эмоционального благополучия ребенкаразвитие личности ребёнка в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, обеспечение его права на игруприобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного мира предусматривает наличие различных подходов к проблемам физического воспитания в стенах дошкольного образовательного учреждения. Так, 1990;е годы показали необходимость внедрения в практику работы ДОУ некоторых психологических подходов, в том числе, в деле физического воспитания детей.

За рубежом проведено множество исследований, результаты которых свидетельствуют о незаменимом вкладе целенаправленного физического воспитания в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Виды физической активности, используемые на занятиях по физическому воспитанию в дошкольный период, во многих странах совпадают. Поэтому в наиболее общем виде структура программ по физическому воспитанию ряда зарубежных стран в дошкольный период развития детей складывается из четырех основных разделов: психомоторное развитиеобучение двигательным умениям и навыкамфизическая подготовленностьплавание и игры на воде.

Очевидно, что физическое воспитание является существенным аспектом дошкольного воспитания в целом. Важно так организовать физическое воспитание детей дошкольного возраста, чтобы в его процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к физической активности и здоровому образу жизни.

В то же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов. Мы разделяем точку зрения отечественных педагогов и специалистов в области дошкольного воспитания, что работа по единой, жестко регламентиро ванной «Программе воспитания и обучения в детском саду» неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и обучения, ограничивает возможности педагогического творчества, ориентирована на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорируя индивидуальные особенности развития.

В связи с этим становится актуальным совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста.

Мы утверждаем, что физическое воспитание — педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний. Целью физического воспитания является воспитание физически совершенных людей, подготовленных к творческому труду и защите Родины. В процессе физического воспитания решаются следующие задачи: оздоровительные (укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности) — образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний) — воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию).

Рассматривая организационные основы образования дошкольников в области физической культуры, необходимо учитывать, что физическое воспитание дошкольников складывается из двух основных составляющих: основного и дополнительного образования. При этом содержание дополнительных образовательных услуг в области физической культуры для детей определяется возможностями дошкольного учреждения и желанием родителей.

На современном этапе требования к физическому воспитанию дошкольников предусматривают решение следующих задач: Воспитание у детей потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни и включение их в активную физкультурно-спортивную деятельность.

Формирование у детей начальных теоретических знаний и практических умений в области физической культуры.

Обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов-педагогов для ДОУ, включающей физическую подготовленность, развитие профессионально значимых физических качеств и психомоторных способностей.

Полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, овладение умениями по самоконтролю в процессе занятий.

Однако, решение данных задач сдерживается многочисленными негативными факторами, основными из которых являются: неполное соответствие программ по физическому воспитанию дошкольников сути задач физического воспитанияне всегда достаточная материальная база ДОУ для решения задач физического воспитания детейнизкий уровень общего физического развития и высокая заболеваемость дошкольниковслишком большая учебная нагрузка, приходящаяся на одного преподавателя физического воспитания.

Для преодоления названных затруднений нами была разработана модель физического воспитания дошкольников, которая включает в себя концептуальные основы, которые базируются на совокупности выделенных нами в ходе исследования принципов: научности, доступности, систематичности, последовательности, сознательности, активности дошкольников, гуманизации, индивидуализации, непрерывности, гармонизации и принципе общественно-государственного управления.

Второй основной составляющей являются механизмы реализации предложенных принципов. Данная модель функционирует под действием следующих механизмов: организационного, экономического, кадрового и социального.

Организационный механизм предусматривает чётко скоординированную работу администрации ДОУ в области физического воспитания с разделением функционала по реализации направлений работы модели, проводимую в сотрудничестве с территориальными органами управления образованием. Возможно выделение из числа сотрудников ДОУ организатора, который будет осуществлять разделение работы по направлениям и отслеживать научно-методическую поддержку модели.

Экономический механизм реализации модели физического воспитания предусматривает всестороннее государственное финансирование всех уровней и стадий внедрения модели, возможно, с привлечением спонсорских средств для нормального обеспечения работы кадрового механизма.

Для решения возникающих проблем экономического характера предполагается использование средств из федерального или регионального бюджета в соответствии с действующим законодательством.

Научно-методический механизм функционирования предлагаемой модели включает в себя разработку и внедрение научно-методических материалов относительно модели физического воспитания дошкольников. В целях корректного соотнесения в содержании физической подготовки различных форм и методов педагогической деятельности необходимо пользоваться помощью методической службы данного субъекта Российской Федерации.

Смыслом работы научно-методического механизма должна являться всеобъемлющая методико-информационная поддержка модели физического воспитания детей в ДОУ.

Кадровый механизм позволяет решать проблемы недостатка преподавательского состава в ДОУ за счёт перераспределения педагогических кадров с целью предотвращения утечки преподавателей физического воспитания. Рекомендуется для обеспечения чёткой и безотказной работы всех кадровых механизмов и с целью своевременного заполнения открывающихся вакансий проводить ежегодный мониторинг (на уровне территориальных органов управления образованием) с целью своевременного выявления потребности ДОУ в физкультурно-педагогических кадрах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абу ибн Сина. Тракт по гигиене. Ташкент, 1982. — 76 с.
  2. С.Н. Система оздоровления детей с JIOP-заболева-ниями в условиях дошкольного учреждения: Автореф. дис. канд. мед. наук. -СПб., 1995.-20 с.
  3. М.Н. Педагогические основы физического воспитания ослабленных детей в санаторном детском саду: Дис. д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995.-320 с.
  4. В.Г. Как воспитать здорового ребенка (Программа «Здоровье») // Дошкольное воспитание. 1993. — № 11. — С. 4−18, № 12. -С. 8−14.
  5. Н.М. Раздумья о здоровье. Кемерово, 1981, 198 с.
  6. В., Стеркина Р. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе // Дошкольное воспитание, 1991. № 4. -С. 33−37.
  7. A.A. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 18 с.
  8. И.А. Актуальные проблемы физиологии развития детей на современном этапе // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы Всесоюз. конф. «Физиология развития человека». М. — 1981. — С. 7.
  9. Л.В. Физическое воспитание в элементарной школе США: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 20 с.
  10. Ю.Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. М.: ТиПФК, 2000. — 275 с.
  11. П.Бальсевич В. К., Королева М. Н., Майорова Л. Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет // Теория и практика физической культуры, 1986, № 10, с. 21−25.
  12. В.К., Королева М. Н., Майорова Л. Т. Развитие быстроты и координации движений детей 4−6 лет. // Теория и практика физической культуры, 1986. № 10 — С. 21−25.
  13. В.Г. Имитационно-игровые упражнения как средство развития двигательной деятельности дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 18 с.
  14. Г. В., Зыков Б. Г., Стеблецов Е. А. Блоки тренерских заданий в программе физического воспитания дошкольников // Дети и здоровье: Матер, науч.-практ. конференции / Под ред. А. И. Кравчука, Ю. П. Симакова. Омск, 1993. — С. 37−39.
  15. В.А., Солодков С. С. Рациональное дозирование нагрузок при обучении технике движений детей-шестилеток // Теория и практика физической культуры, 1994. № 11. — С. 18−21.
  16. П.В. Формирование знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 24 с.
  17. Т.Л. Особенности функционального состояния здоровых и физически ослабленных детей в режиме дня детского сада // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста: Сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1976. — С. 97−123.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  19. E.H. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6 -7 лет // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб.науч. тр. / Под ред. Ю. Ф. Змановекого и Н. Т. Тереховой. М., 1980. — С. 15−26.
  20. Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: Аграф, 1997.- 128 с.
  21. В.К. Физкультура для ослабленных детей. 2-е изд., перераб., и доп. — М.: ФиС, 1989. — 109 с.
  22. JI.A., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1998. С. 36.
  23. А.Д., Орлов Б. А. Занятие плаванием и интеллект дошкольников // Современные образовательные направления в физической культуре: Сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 191−192.
  24. Э.С. Развитие двигательной функции у детей. Киев: Здоровья, 1983 -208 с.
  25. Возрастная физиология физических упражнений / Под ред. В. М. Волкова. Смоленск, 1978. — 76 с.
  26. Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией: Методические разработки к проведению коррекционных занятий. СПб.: Образование, 1992.-71 с.
  27. Т.В. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999.-22 с.
  28. E.K. Плавание как средство подготовки детей 6−7 лет к обучению в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 25 с.
  29. Л.Д. Коррекция речи ребенка с помощью физических упражнений. — Мн., 1996. 38 с.
  30. Н., Финадеева Л. Сделаем спорт наглядным // Обруч, 1998. -№ 4.-С. 39−41.
  31. Р.И., Лаврентьева Т. В. Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления // Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской.- М.: Педагогика, 1978. 248 с.
  32. М.Ю. Обоснование комплексной методики физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста: Автор, дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1999. — 27 с.137
  33. А.Е. Преодоление социально-психологической отчужденности воспитанников школы-интерната: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1993.-22 с.
  34. Е. Знакомтесь: «Выразительное движение» // Дошкольное воспитание. 1999. — № 10. — С. 10−15.
  35. О.М. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста с направленностью на развитие творчества: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1998. — 16 с.
  36. H.A. Оптимизация физических нагрузок с учетом функционального состояния при двигательной реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1999.-24 с.
  37. Ю.А. Применение тренажерных устройств в процессе реабилитационных занятий физическими упражнениями детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.-24 с.
  38. В.А. Методика физической подготовки детей 5 -6 лет на основе воспитания комплекса основных двигательных качеств: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1986. — 23 с.
  39. Т.А., Гусев В. Т. Гармоническая, этюдная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современные образовательные направления в физической культуре: Сб. науч. тр. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 194.
  40. С.И., Дегтярева Е. И. О физическом воспитании дошкольников в зарубежных странах // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 3. — С. 43−49.
  41. Ю.И., Тихвинский С. Б. Возрастная физиология мышечной деятельности // Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского и С. В. Хрущева. -М., 1991.-С. 55−72.138
  42. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Сост. Н. А. Ноткина. СПб.: Образование, 1993. — 36 с.
  43. С.Н. Социально-педагогическая реабилитация детей в муниципальном дошкольном центре восстановительного лечения и образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2000. 26 с.
  44. С. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики // Дошкольное воспитание, 1998. № 6. — С. 51−56.
  45. Детский сад в Японии. Опыт развития детей в группе: Пер. с японс. / Под общ. ред. В. Т. Нанивской. М.: Прогресс, 1987. — 240 с.
  46. И.Б. Физкультура в жизни ребенка. Минск, 1983. — 48 с.
  47. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994.-248 с.
  48. В., Фоменков С. Интенсивное закаливание // Дошкольное воспитание. 1993.-№ 2.-С. 10−12.
  49. С.П., Шапкова JI.B. Адаптивная физическая культура. СПб. — 240 с.
  50. H.A. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду: Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 1997. — 20 с.
  51. .Б. Педагогические основы оздоровительно-воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях санаторного туберкулезного детского сада: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1999. -23 с.
  52. К.А. Обоснование стандартной тестовой тренировочной программы для оценки оптимального уровня развития быстроты у детей 4 6 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1995. — 23 с.
  53. A.B. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.// Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1986. Т.1.
  54. А.П., Баряева Л. Б. Процесс обучения детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии // Ребенок в современном мире: Тезисы междун. конф. СПб., 1993. — Т. II. — С. 15−16.
  55. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. М.: АРКТИ, 2000. — 88 с.
  56. В. Применение на физкультурных занятиях нестандартного оборудования. // Дошкольное воспитание. 1991. — № 4.
  57. В. А. Дозированный бег как средство развития общей выносливости у детей дошкольного возраста 3−7 лет // Дети и здоровье: Матер, науч.-практ. конференции / Под ред. А. И. Кравчука, Ю. П. Симакова. Омск, 1993. — С. 40 — 42.
  58. И.А. Педагогическая оценка результатов базового скрининг-тестирования физического состояния дошкольников: Дис. канд. пед. наук. — Майкоп, 1999. 143 с.
  59. В.А. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детских домах для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 20 с.
  60. Г. А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания: Дис. канд. пед. наук. -М., 1994. 181 с.
  61. Т.В. Проблема физического воспитания детей с речевой патологией // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий / Матер, всероссийской науч.-практ. конф. СПб., 2000. — С. 40.
  62. М.А. Педагогические условия социальной адаптации умственно отсталых школьников средствами физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1998. — 19 с.
  63. Л.В. Пути повышения эффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание. — 1986. -№ 11.
  64. Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике (пер. с болгарского). М.: ФиС, 1985, 93 с.
  65. М.Е. Образ жизни как фактор формирования личности воспитанников интернатных учреждений: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск, 1992.- 20 с.
  66. Г., Литвин Л. «Не навреди» или придет ли предметная система в детский сад // Дошкольное воспитание, 1996. № 1. — С. 3−10.
  67. О.Н. Эффективность физкультурных занятий игровой направленности в специализированном дошкольном образовательном учреждении: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 21 с.
  68. Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание № 3. 2000.
  69. И.М. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Физическая культура и спорт в современном образовании. -СПб., 1993. кн. 1.- С. 90−93.
  70. О. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки // Дошкольное воспитание. 1998. — № 12. — С. 49−56.
  71. A.A. Развитие двигательных качеств слабослышащих дошкольников в процессе физического воспитания в специальных детских садах: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1990. — 16 с.
  72. A.B., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. -М. 1983.
  73. Н.Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 24 с.
  74. А.И. О необходимости разработки региональных программ дошкольного физического воспитания не примере Иркутской области // Дети и здоровье: Матер, науч.-практ. конференции / Под ред. А. И. Кравчука, Ю. П. Симакова. Омск, 1993. — С. 8−12.
  75. А.И. Основы гармоничного базового физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры, 1994. -№ 11. С. 15−18.
  76. E.H. Влияние специальных систематический индивидуально-дозированных физических нагрузок на состояние зрительной функции слабовидящих детей // Адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам: Сб. науч. тр. Красноярск, 1982. — С. 87−94.
  77. H.A. Новые подходы к оздоровительной работе в коррекционном детском саду // Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга. СПб.: ЦПИ, 1998. — С. 36−38.
  78. Н.Э. Педагогические условия формирования основ категориального видения картины мира у старших дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1998. — 20 с.
  79. А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении //Теория и практика физической культуры, 1994, № 7, с. 8−11.
  80. О.Г. Особенности физического воспитания детей 5−7 лет с отклонениями в состоянии здоровья: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Краснодар, 1998. -30 с.
  81. А.Н. Психологические основы дошкольной игры. «Дошкольное воспитание», 1997, № 9-
  82. М.С. Дидактические условия формирования готовности к обучению в школе у детей-сирот в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тула, 1998. — 23 с.
  83. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Избранные педагогические сочинения / Сост. И. Н. Решетень. -М.: Педагогика, 1988. 327 с.
  84. Е.И. Общественное дошкольное воспитание в Великобритании на современном этапе: Дис. канд. пед. наук. -Киев, 1991, — 241 с.
  85. Д.М. Психолого-педагогические предпосылки по восполнению дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в игре // Дефектология, 1993. № 5. — С. 38−42.
  86. И.Г. Особенности естественного и стимулирующего развития физических качеств дошкольников // Региональные проблемы физической культуры и спорта. Омск, 1993. — С. 39−42.
  87. И.Г. Структура физических нагрузок при воспитании выносливости у детей 6-летнего возраста: Дис. канд. пед. наук. Омск, 1988.- 168 с.
  88. С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. -М., 1997. 36 с.
  89. Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенч., ранний и дошк. возраст. М.: Просвещение, 1991. -159 с.
  90. C.B., Черпаченко С. А., Парамонова Г. Н. Оздоровление детей в детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания: Метод, рекомендации. СПб.: Изд-во ГТТМА, 2000. — 44 с.
  91. Р. Дошкольное и детское воспитание в Европе // Обруч, 1998. -№ 3.- С. 4−6.
  92. A.A. Влияние занятий различной направленности на двигательно-координационные способности мальчиков 3−6 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 24 с.
  93. И.М. Взаимосвязь цели и результатов воспитания детей-сирот в школах-интернатах: Автореф.канд.дисс. М., 1991. — 21 с.
  94. М.М. Современный родитель на рынке образовательных услуг // Обруч, 1998. № 4. — С. 3−5.
  95. H.H. Организационно-методические аспекты физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5−7 летнего возраста: Дис. канд. пед. наук. — Самара, 1999. 164 с.
  96. A.A., Медведкова Н. И. Состояние окружающей среды и здоровье человека // Теория и практика образования в области физической культуры: Сб. науч.-метод. работ. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-С. 191 — 193.
  97. Нестерова 3. Воспитание интереса к физической культуре и спорту у детей 6−7 лет // Дошкольное воспитание, 1986. № 2. — С. 34−37.
  98. Нестерова 3. Заботиться о своем здоровье // Дошкольное воспитание, 1998.-№ 6.-С. 97−101.
  99. .А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры, 1994. -№ 7.-С. 5−7.
  100. В.Н. Новое в организации физического воспитания дошкольников // Теория и практика физической культуры, 1990. № 11.-С. 36−37.
  101. Л.Ф. Детская психология. М., 1995.
  102. Олимпийское образование дошкольников: Методическое пособие /Авт.-сост. С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, Н. В. Лебедева и др. /Под ред. С. О. Филипповой. СПб., 2001.- 143 с.
  103. Т.Н. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1986,304 с.
  104. Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры, 1990, № и, с. 13−15.
  105. Н.В. Развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям детей 4−6 лет в связи с особенностями двигательной ассиметрии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 19 с.
  106. Р.В., Седов K.M. Влияние упражнений развивающей направленности на физическое развитие и физическую подготовленностьдевочек 4−5 лет // Теория и практика физической культуры. — 1995. № 11. -С. 43−45.
  107. Л.А., Протасова Е. Ю. Детский сад в разных странах // Детский сад со всех сторон, 2000. — С. 24.
  108. Л. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошкольное воспитание. 1999. № 2.
  109. Г. А. Формирование самооценки двигательных действий дошкольников в процессе физического воспитания: Дис. канд. пед. наук. -Тула, 1999.- 171 с.
  110. Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5−7 лет: Автореф. канд. дис. М., 1990, 23 с.
  111. Е.А., Воропаев A.M. Методика занятий тренирующей направленности с детьми дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры, 1989. № 5. — С. 30−33.
  112. О.И. Планирование физической нагрузки с учетом сезонных «зон риска» здоровью детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 147 с.
  113. Популярная медицинская энциклопедия. П/р Б. В. Петровского. М. 1981.
  114. Ю.С. Физическая культура дошкольников за рубежом: Дипл. работа. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 48 с.
  115. A.A., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. СПб.: Речь, 2001. — 166 с.
  116. Принцип развития в психологии./ Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978.
  117. Программа «Здраствуй, малыш!» /Авт. сост. С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, В. И. Москаленко, Н. В. Лебедева. //Классный вестник 5+. -2001. -№ 11. — с.48−61.
  118. Е.Ю. Финляндия: система дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание, 1995. № 11.- С. 95−97.
  119. Психология. Словарь / Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко. 2-е изд., испр. и доп. — М. 1990.
  120. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. Л. А. Венгера. M., 1986. С. 40.
  121. М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. О. В. Баженовой, Г. Г. Гаузе. М.: Прогресс, 1987. — 123 с.
  122. Г. А., Шнейдер О. С. Формирование здорового образа жизни детей 4−5 лет в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности //
  123. Современные образовательные направления в физической культуре: Сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 212 — 214.
  124. О.В., Банникова Т. А. Особенности содержания и методика проведения физкультурных занятий с дошкольниками 5−6 лет, имеющими задержку в развитии // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2001. № 2. — С. 54−58.
  125. JI.H. Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 24 с.
  126. М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 256 с.
  127. Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации: Учебное пособие к спецкурсу. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 36 с.
  128. .В. Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей: Учеб.-метод. пособие. Горький, 1976. — 84 с.
  129. JI.E. Организация двигательной активности детей на открытом воздухе как средство их гармоничного воспитания в дошкольном учреждении: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1996. -21 с.
  130. Ю.А., Финогенова Н. В. Особенности заболеваемости детей дошкольного возраста // Матер, науч.-метод. конф. Волгоград, 1994. — С. 27.
  131. Е.О., Собкин B.C., Асадулина О. Э. Специфика эмоционально личностной сферы дошкольника. // Вопросы психологии. 1999. № 6.
  132. Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 22 с.
  133. Т.А. Профилактическая физическая культура как базовая основа физкультурных занятий с ослабленными детьми // Здоровый дошкольник: Тезисы докл. науч.-практ. конф./ Сост. Колодий О. В. — СПб.: Новая Ладога, 1997.- С. 6−7.
  134. С.С., Бауэр В. А. Научное обоснование содержания программного материала по физическому воспитанию шестилеток к предстоящей учебной работе // Теория и практика физической культуры, 1993.-№№ 9−10.-С. 15−17.
  135. Л.Д. Влияние образовательных технологий на состояние здоровья школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Чебоксары, 1998. 16 с.
  136. Спортивные способности детей (Биологические основы): Учебное пособие / Под общ. ред. В. М. Волкова. Смоленск, 1981.-75 с.
  137. А.Н. Средства физической культуры в социальной адаптации школьников-олигофренов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. -27 с.
  138. Старт: Программа для инструктора по физическому воспитанию дошкольников. Дошкольное воспитание. — 1996. — №№ 1−11, 1997. — № 7.
  139. Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие. М.: «Академия», 2001. — 368 с.
  140. Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Вестник образования. 1996. — № 6. — С. 4570.
  141. В.Jl. Помогите малышу подготовиться к школьной жизни. Оздоравливающие и развивающие подвижные игры от 1,5 до 7 лет: Метод, пособие. -М.: Терра-Спорт, 2000. 111 с.
  142. Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребёнка). — М., 1978.
  143. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М. 1991.
  144. Г. В. Развитие движений у детей с нарушением слуха в специальном детском саду: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1980. — 16 с.
  145. В.И. Воспитание спортивной ментальности у детей и подростков в процессе олимпийского образования // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий / Матер, всероссийской науч.-практ. конф. -СПб., 2000.-С. 107−108.
  146. А. П. Роль игры в воспитании детей Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение» 1976.
  147. Физическая рекреация в дошкольных образовательных учреждениях. Методическое пособие. /Т.В. Волосникова, В. Д. Гончаров, В. И. Москаленко, С. О. Филиппова. СПб, 1997. — 1,5 п.л.
  148. С.О. Физическая культура в дошкольных учреждениях интернатного типа // Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: Сб. науч. и метод, ст. Спб., 1998.- С. 11−24.
  149. С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: Монография. СПб, 2002. — 21 пл.
  150. С.О., Овечкина Т. А. Физическая культура в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга. СПб, 2002. — 5,5 п.л.
  151. С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание 1999. № 4.
  152. .Е., Сайкина Е. Г. Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-ритмической гимнастике для дошкольных учреждений (Са-Фи-Дансе). СПб.: Изд-во «Нестор», 1998. — 22 с.
  153. H.A. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4−6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 19 с.
  154. Т.В. Теория и практика дошкольного воспитания в западноевропейских германоязычных странах: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1995. — 44 с.
  155. В.И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младшего класса (6−7 лет) // Теория и практика физической культуры, 1997. № 9. — С. 49.
  156. И.И., Пахомова О. В. К вопросу о воспитании у дошкольников потребности в здоровом образе жизни // Современные образовательные направления в физической культуре: Сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 218 — 219.
  157. Л.И. Современные дошкольные учреждения: воспитательные возможности и перспективы развития: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1999.- 18 с.
  158. Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. Краснодар, 1998. — 50 с.
  159. В.И. Биоритмы часы здоровья. — М.: Советский спорт, 1991.-63 с.
  160. С., Федоров А., Лапина Н. Круговая тренировка в физическом воспитании детей // Дошкольное воспитание, 1998. № 6. -С. 47−50.
  161. С.Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. СПб.: НИИФК, 1995, 17 с.
  162. Г. Р. Содержание и методика проведения логоритмических занятий в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология, 1995. № 4. — С. 77−81.
  163. Н.И., Загуменова М. В., Выдрич З. В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической работоспособности и сомато-вегетативных сдвигов у дошкольников с дефектами осанки // Теория и практика физической культуры. 1984. -№ 11.— С. 34−36.
  164. С.Е. Педагогические основы формирования у детей 5−6 лет элементарных представлений о человеческом организме: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саранск, 1998. — 22 с.
  165. А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольников: Пособ. для педагогов дошк. учрежд. М.: Владос, 1999. — 71 с.
  166. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод, пособие для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1974.
Заполнить форму текущей работой