Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Законах Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.)? высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996 г.), Постановлении Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы», Указе Президента Чувашской Республики от 21.03.2008 г. № 25 «О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ТЬЮТОРА
    • 1. 1. Тьюторское сопровождение обучающегося как результат смены парадигмы образования
    • 1. 2. Содержание деятельности и функции педагога профессионального обучения, реализующего функции тьютора
    • 1. 3. Структура, критерии и уровни готовности будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора
    • 1. 4. Организационно-педагогические условия подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ТЬЮТОРА
    • 2. 1. Содержание и методика проведения констатирующего этапа экспериментальной работы
    • 2. 2. Организация и ход формирующего этапа опытно-экспериментального исследования
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время изменились требования к профессиональной квалификации педагога профессионального обучения.

В Законах Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.)? высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996 г.), Постановлении Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы», Указе Президента Чувашской Республики от 21.03.2008 г. № 25 «О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года» подчеркивается, что современной системе профессионального образования нужен педагог, обладающий не только высокой профессиональной компетентностью и педагогическим мышлением, но и способный творчески решать сложнейшие инновационные педагогические задачи, связанные с организацией самостоятельной образовательной деятельности обучающихся на основе новых образовательных технологий.

Если в течение долгого времени педагог выступал перед студентами в роли основного источника знаний, то теперь он становится специалистом, профессионально сопровождающим активную образовательную деятельность личности, формируя у нее потребность в постоянном совершенствовании ключевых компетенций, прививая навыки самообразования:-, готовя к решению проблем, с которыми личность еще не встречалась. Однако в настоящее время подготовке педагогов профессионального обучения к социально-педагогической поддержке и защите учащихся уделяется недостаточно внимания.

Позиции поддержки обучающегося в учебном процессе наиболее соответствует тьюторство. Слово «tutor» означает «домашний учитель, репетитор, наставник» (школ.), или «руководитель группы студентов» (англ. ун-т), «младший преподаватель вуза» (амер.), «опекун» (юридич.).

Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 н должность тьютора введена в перечень должностей педагогических работников образования, благодаря чему стало возможным официально реализовать практику тьюторства в государственных образовательных учреждениях.

Проблема подготовки педагогов к сопровождению учебной деятельности учащихся была уже освещена в трудах классиков педагогики П. П. Блонского, П. Ф. Бунакова, В. И. Водовозова, П. Ф. Каптерева, Н. И. Пирогова, Д. Д. Семенова, К. Д. Ушинского, И. Я. Яковлева.

Формированию профессионально важных качеств будущего учителя посвящены исследования Е. В. Бондаревской, Г. Н. Григорьева, Л. И. Гурье, С. А. Дружилова, М. М. Зиновкиной, JT.C. Зинкиной, В. Г. Каташева, М. В. Кларина, И. А. Колесниковой, Н. В. Кузьминой, Б. Ф. Ломова, В. Г. Максимова, А. К. Марковой, Е. В. Мухачевой, И. В. Павлова, Т. Н. Петровой, М. Г. Харитонова, Е. Г. Хрисановощ Н.Е. Щурковой и др.

Сущность тьюторской деятельности, функции" педагога, осуществляющего тьюторское сопровождение обучающихся, рассматривались в работах Н. В. Борисовой, В. В. Давыдова, C.B. Дудчик, Т. В. Громовой, Т. М. Ковалевой, Г. Д. Кошелевой, Н. В. Рыбалкиной, А. Н. Тубельского, П. Н. Осипова, А. Н. Пшеничнова, B.C. Пьянина, Г. Б. Скок, Т. Ю. Сурниной, Г. П. Щедровицкого, С. А. Щенникова, Д. Б. Эльконина и др.

Широкий круг вопросов научного обоснования теории и практики социально-педагогической поддержки и защиты обучающихся в современном образовательном пространстве освещаются в трудах зарубежных психологов и педагогов Э. Берна, Р. Бернса, У. Глассера, Р. Манна, Д. Мертен-са, Т. Орджи, 3. Фрейда, Д. Френсиса, М. Холстеда, К. Юнга и др.

Вместе с тем в педагогической теории проблема подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора остается недостаточно разработаннойтребует уточнения определение сущности и содержания деятельности педагога профессионального обучения, реализующего функции тьюторане разработаны организационно-педагогические условия подготовки будущих специалистов в исследуемом аспекте в период обучения в педагогическом вузе.

Анализ теоретических и практических достижений педагогической науки и практики профессионального-образования позволил выявить противоречие между стоящей перед педагогическими вузами задачей подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора и неразработанностью организационно-педагогических условий ее решения.

Данное противоречие определило проблему нашего исследования: каковы организационно-педагогические условия, подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора?

Необходимость разрешения указанного противоречия, актуальность и недостаточная теоретическая разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора».

Цель исследования: научно обосновать организационно-педагогические условия подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора.

Объектом исследования является, система профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения в педагогическом вузе.

Предмет исследования: процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора.

В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора будет эффективным, если будут соблюдаться следующие организационно-педагогические условия:

— построение учебного процесса в соответствии с моделью, основанной на личностно ориентированном подходе к обучению;

— осуществление методического сопровождения деятельности преподавателей педагогического вуза на основе материально-технического, учебно-методического и другого ресурсного обеспечения;

— обучение будущих педагогов профессионального обучения на основе тьюторских технологий: проектной технологии, технологии работы с «портфолио»,. технологии консультирования, тренинговой технологии, технологии профессиональных проб, активизирующей технологии;

— проведение мониторинга процесса и результатов подготовки буду- «щих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Обосновать сущность тьюторства как педагогического явления.

2. Дать содержательно-функциональную характеристику деятельности педагога профессионального обучения, реализующего функции тьютора.

3. Определить критерии и уровни готовности будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность выявленных организационно-педагогических условий подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора.

Методологической основой исследования явились: логико-эволюционный подход (И. Лакатос, Т. Кун, К. Поппер, П. Фейрабенд и др.), рассматривающий педагогические процессы и явления в развитии и становлениисистемный подход (В.П. Беспалько, М. А. Данилов, Т. И. Ильина, Ф. Ф. Королев, Ю. П. Сокольников и др.), позволяющий исследовать профессиональную подготовку специалиста1 как целостную системулич-ностно-деятельностный подход (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), определяющий в качестве главной движущей силы профессионального развития личности ее потребность в самоактуализации личностно-профессионального потенциала.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют: концепции профессионально-педагогического образования (К.А. Абульханова-Славская, П. Ф. Кубрушко, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, A.M. Новиков, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко, Ю. В. Фролов и др.);

— теория и технология компетентностного (В.И. Байденко, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Дж. Равен, Ю. Г. Татур, A.B. Хуторской и др.), контекстного-(A.A. Вербицкий), личностно ориентированного (В.А. Кан-Калик, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), деятельностного (Л.С. Выготский, А. Н: Леонтьев и др.) подходов к профессиональной подготовке специалистов;

— труды в области организации обучения в высшей профессиональной школе (С.И. Архангельский, С. Я. Батышев, В. П. Беспалько, Б.С. Гер-шунский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый и др.);

— исследования в области организации профессиональной подготовки учителя (O.A. Абдуллина, Ю. К. Бабанский, Е. П. Белозерцев, A.A. Вербицкий, Е.С. Заир-Бек, В. А. Сластенин и др.);

— научные труды по исследованию исторических и современных подходов к развитию тьюторства (Н.В. Борисова, В. В. Давыдов, C.B. Дудчик,.

Т.М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина, А. Н. Тубельский, Г. П. Щедровицкий, С. А. Щенников, Б. Д. Эльконин и др.).

Нормативно-правовую базу исследования составили:

1. Федеральные законы Российской Федерации «Об образ°вании>> (от 10 июля 1992 г. № 3266−1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 «© Федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы».

3. Национальная доктрина образования в Российской федерации, Концепция модернизации образования* на период до 2020 года.

4. Федеральный государственныйобразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 51 000 Профессиональное обучение (по отраслям) — утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабре 2009 г. № 781 (квалификация (степень) «бакалавр»), апреля 2010 г. № 377 (квалификация (степень) «магистр»);

5. Проект «Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года» (Указ Президента Чувашской Республики" от 21 марта 2008 г. № 25).

6. Единый квалификационный справочник должностей р-Уководи" тел ей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные ха-рактеРи~ стики должностей работниковобразования» (Приказ Министерства 3ДРа~ воохранения и социального развития Российской Федерации от 2 <5 августа 2010 г. № 761н).

Для решения поставленных задач и проверки верности х~&иотезъ1 применялись следующие методы исследования:

— теоретические (изучение педагогической, психологической:? специальной литературы и нормативной документации по теме иссле?.Д1ования' анализ, синтез, сравнение, классификация полученной информации, обобщение, моделирование предмета исследования);

— эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, тестирование, педагогический эксперимент);

— математические (статистическая обработка, данных для количественного анализа результатов исследования).

База исследованияЭкспериментальная работа проводилась на базе художественно-графического факультета ФЕБОУ ВПО «Чувашскийгосударственный педагогический*, университет им. И.Я. Яковлева». В? опытно-экспериментальной работе приняли участие 309 студентов специальности 50 501.65 «Профессиональное обучение (дизайн)» и 97 преподавателей образовательных учреждений с различным педагогическим стажем.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2006 по 2011 годы.

Первый этап (2006 — 2008 гг.) — констатирующий. В этот период был изучен и обобщен педагогический* опыт современной системы высшего профессионального образованиявыявлены и сформулированы противоречия, цель, и задачи исследованияуточнены сущность и содержание деятельности педагога профессионального: обучения, реализующего функции тьютора, охарактеризованы его роли и функции— определены критерии и показатели, выделены уровни их: сформированности у выпускников вузовизучены содержание, формы, методы и средства профессиональной подготовки студентов педвузов к реализации функций" тьютора-, проведен констатирующий эксперимент в целях изучения базовых умений и навыков, предшествующих формированию! уровня готовности будущих педагогов профессионального обучения к, реализации, функций тьюторавыявлены организационно-педагогические условия подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора.

Второй этап (2008 — 2010 гг.) — формирующий. На данном этапе была разработана программа экспериментальной работыпроведен формирующий эксперимент по проверке эффективности выявленных организационно-педагогических условий (введение в учебный процесс модели системы подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьюторапедагогическое сопровождение образовательной деятельности студентов, на основе тьюторских технологий) — ход и результаты опытно-экспериментальной работы освещены в. публикацияхосуществлен мониторинг процесса и результатов подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора.

На третьем, обобщающем, этапе (2010 — 2011 гг.) проводились анализсистематизация и синтез результатов экспериментальной работы по подготовке будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора, их оформление в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— раскрыты сущность и содержание деятельности, педагога' профессионального обучения как тьютора, его роли {консультант, наставник, организатор) и функции {диагностическая, аналитическая, мотивационная, проектировочная, реализационная, методическая, коммуникативная и рефлексивная), что расширяет представление о сущности тьюторства (C.B. Дудчик, Т.М. КовалеваС.А. Щенников и др.);

— определены критерии (мотивационный, когнитивный, операционный), их показатели, по степени соответствия которым охарактеризованы уровни {низкий, средний, высокий) готовности будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора;

— выявлены и научно обоснованы организационно-педагогические условия подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. В работе раскрыты сущность и содержание деятельности педагога профессионального обучения как тьюторауточнены его роли и функцииопределены критерии и показатели, охарактеризованы уровни готовности педагога к реализации функций тьюторавыявлены и научно обоснованы организационно-педагогические условия подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации 1 функций тьютора.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что применение содержащихся в нем теоретических положений и выводов способствует переходу педагогических вузов на подготовку педагогов профессионального обучения, реализующих функции тьютора. Прошедшие опытно-экспериментальную проверку модель, организационно-педагогические условия, созданный методическийинструментарий могут быть использованы при разработке и модернизации образовательных программ подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора в системе педагогического образования.'.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечиваются выбором методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачаманализом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практикекомплексным характером методики исследованиярепрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данныхрезультативным опытом работы автора в качестве преподавателя специальных дисциплин в вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на базе художественно-графического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева». Основные положения исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научных конференциях преподавателей Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, межвузовских, республиканских, всероссийских, международных конференциях (Чебоксары, 2007; Пенза, 2007; Чебоксары, 2008; Магнитогорск, 2009; Чебоксары, 2009; Канаш, 2010; Чебоксары, 2010; София, 2010; Москва, 2010; Таганрог, 2010; Чебоксары, 2011;, Новосибирск, 2011), в форме мастер-классов, публичных выступлений (Чебоксары, 2008, 2009; Канаш, 2010).

Материалы по теме диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора: учебно-методических пособиях, методических рекомендациях, статьях (всего 23 научные работы общим объемом 19,06 п.л.).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Педагог профессионального обучения, реализующий функции тьютора, определяется нами как специалист, осуществляющий работу по созданию условий для развития обучающихся посредством организации персонального сопровождения в образовательном пространстве учебного заведения, консультации обучающихся в процессе самообразования, осуществления наставничества в процессе формирования личности и мотивации на саморазвитие.

При этом он выполняет следующие роли:

— организатора учебной деятельности и среды, в которой обучающийся имеет возможность самостоятельно определять свои образовательные цели и средства, выстраивать индивидуальную траекторию обучения;

— консультантаг (помогает обучающемуся определять и достигать своих жизненных и связанных с ними образовательных целейспособствует разработке индивидуальной образовательной программыобеспечивает самоопределение обучающегося по отношению процессу обучения и его отдельным элементампомогает определиться с использованием результатов обучения в дальнейшем профессиональном развитии;

— наставника (сопровождает обучающегося по его индивидуальной траектории развития, организуя условия для рефлексии точек самоопределения: успехов и неудач в получении желаемых результатов, способов и средств их достижения).

Основными функциями педагога профессионального обучения как тьютора являются: диагностическая, аналитическая, мотивационная, проектировочная, реализационная, методическая, коммуникативная, рефлексивная.

2. Критериями готовности будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора выступают: мотивационный-критерий (внутренняя готовность, устойчивая потребность в реализации функций тьютора, в достижении профессионального совершенства* и конкурентоспособности) — когнитивный критерий (наличие систематизированных знаний по. реализации функций тьютора) — операционный критерий (умелое* использование оптимальных педагогических технологий в реализации функций тьютора).

Уровни готовности {низкий, средний, высокий) отражают сущностные изменения в процессе подготовки будущих педагогов к реализации функций тьютора.

3. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора обеспечивается реализацией следующих организационно-педагогических условий: построением учебного процесса в соответствии с моделью, основанной на личностно ориентированном подходесопровождением тьюторской деятельности преподавателей педагогического вуза в аспекте материально-технического, учебно-методического и другого ресурсного обеспеченияобучение будущих педагогов профессионального обучения на основе тьюторских технологий: проектной технологии, технологии работы с «портфолио», ТеХНО-ТХОГИИ консультирования, тренинговой технологии, технологии профессис^"^аЛЬ" ных проб, активизирующей технологиипроведением мониторингалро-цесса и результатов подготовки будущих педагогов профессионалок"**0143 обучения к реализации функций тьютора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух гла-3, за~ ключения, библиографического списка и приложений. Библиогр^>^Фия включает 226 наименований, из них 8 на иностранном языке, 11 инт источников.

7. Результаты исследования позволили заключить, что основным средством совершенствования процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора в образовательном учреждении является разработанная нами и внедренная в учебный процесс программа спецкурса «Тьюторские технологии в учебновоспитательном процессе», основная задача которой — вооружение будущих педагогов профессионального обучения теоретическими знаниями и практическими умениями для профессионального роста и конкурентоспособности.

8. Эффективность процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора зависит от комплекса необходимых и достаточных организационно-педагогических условий, выявленных в ходе исследования, а именно:

— построение учебного процесса в соответствии с моделью, основанной на личностно ориентированном подходе к обучению;

— осуществление методического сопровождения деятельности преподавателей педагогического вуза на основе материально-технического, учебно-методического и другого ресурсного обеспечения;

— обучение будущих педагогов профессионального обучения на основе тьюторских технологий: проектной технологии, технологии работы с «портфолио», технологии консультированиятренинговой технологии, технологии профессиональных проб, активизирующей технологии;

— проведение мониторинга процесса и результатов подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации, функций тьютора.

Данное исследование позволило заключить, что создание соответствующих организационно-педагогических условий в рамках предлагаемой нами модели системы подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора значительно улучшает качество профессиональной подготовки будущих специалистов.

Результаты проведенного исследования предопределяют ряд методических рекомендаций, направленных на совершенствование процесса подготовки студентов к реализации функций тьютора. В частности, кафедрам психолого-педагогического направления педагогических вузов необходимо:

— разработать примерную учебную программу по подготовке будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора;

I — рассматривать процесс подготовки будущих специалистов к реалиI зации функций тьютора как важное направление их профессиональноприкладной подготовки;

— внедрить в учебный процесс спецкурс «Тьюторские технологии в учебно-воспитательном процессе»;

— в помощь студентам при освоении задач профессионально-прикладной тьюторской подготовки применять в качестве дополнительного материала следующие учебно-методические пособия: «Основы эргономики», «Навигатор по дисциплине», «Дизайн видов рекламы (наружная реклама)».

Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов проблемы, связанной с подготовкой будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора. Дальнейшей разработки требуют вопросы трансформации образовательных технологий в плане обновления и поиска новых, способных привести к принципиальному сдвигу в современной образовательной среде педагогического вуза, обеспечения индивидуализации обучения, высокого уровня информационного, учебно-научного, методического сопровождения образовательного процесса.

I ¦

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К. М. Психологическая диагностика : учебник для вузов / К. М. Акимова, К. М. Гуревич. — СПб.: Питер, 2005. — 652 с.
  2. , В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — 2-е изд. Казань: Центр инновац. технологий, 2000. — 124 с.
  3. , А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) / А. Г. Асмолов, Г. А. Ягодин // Вопросы психологии. 1992. — № 6. — С. 12.
  4. , А. Г. Психология личности : учебник / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  5. , А. Г. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева.: монография / А. Г. Асмолов, Ю. Д. Бабаева, Н. Б. Березанская и др.- под ред. А. Е. Войскунского [и др.] М.: Смысл, 1999. — 230 с.
  6. , Ю. К. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах : справочное пособие / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. Киев: Радянская школа, 1984. — 288 с.
  7. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  8. , В. И. Болонский процесс : курс лекций / В. И. Бай-денко. М.: Логос, 2004. — 208 с.
  9. , В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод, пособие / В. И. Байденко. М.: Логос, 2006. — 54 с.
  10. , В. П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога : монография / В. П. Бедерханова. Краснодар, Просвещение-Юг, 2001. — 220 с.
  11. , X. А. Терминология в системе дополнительного профессионального образования : словарь / Беков X. А., Широбоков С. В., Кирьянов И. И. и др. М.: ИПК госслужбы, 2001. — 107 с.
  12. С. В. Диалог — основа профессии педагога : учеб.-метод. пособие / С. В. Белова. М.: АПКиПРО, 2002. — 148 с.
  13. , Н. Ю. Исторический опыт тьюторства в Британской высшей школе / Н. Ю. Белякова // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8.-С. 64−68.
  14. , JI. В. «Развиватель» для развивающихся / Л. В. Бендо-ва // Управление персоналом. — 2006. № 18. — С. 51−55.
  15. , Г. М. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты / Г. М. Беспалова // Директор школы. 2007. — № 7. — С. 51−58.
  16. , В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. — М.: Моск. психолого-соц. ин-т — МОДЭК, 2002. 352 с.
  17. , А. А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. А. Бодалев и др. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. — 585 с.
  18. Большой толковый психологический словарь. / А. Ребер. — М.: ACT: ВЕЧЕ, 2001. Т. 2: (П-Я). — 560 с.
  19. Большой толковый психологический словарь. / А. Ребер. М.: ACT: ВЕЧЕ, 2003. — Т. 1: (А-О). — 592 с.
  20. , Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. -Ростов н/Д: Учитель, 1999. 560 с.
  21. , Е. Н. Технологии и методы обучения студентов в зарубежном педагогическом вузе / Е. Н. Бондаренко // Высшее образование в России. 2009. — № 6. — С. 132−138.
  22. , Н. М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко — под ред. В. А. Сла-стенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. — 288 с.
  23. , Н. М. Педагогика : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Бабайков — под ред. Н. М. Борытко. М.: Академия, 2007. — 496 с.
  24. , Е. И. Современное состояние и тенденции развития профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров в системе непрерывного образования Франции : автореф. дис.. канд. пед. наук /Е. И. Бражник. СПб., 1991.-16 с.
  25. Вариации студенческого опыта обучения в «Оксфордском тьюто-риале» // Дистанционное и виртуальное обучение. 2006. — № 6. — С. 61−69.
  26. , Е. Н. Тьюторство как механизм непрерывного профессионального образования педагога / Е. Н. Васильева // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2006. № 6. — С. 32−37.
  27. , А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А. А. Вербицкий. М.: ИЦ, 1999. — 142 с.
  28. , А. А. Развитие мотивации студентов в контекстном' обучении / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. -М.: ИЦ, 2000. — 182 с.
  29. , Л. В. Подготовка специалистов муниципальной методической службы к тьюторскому сопровождению развития профессионализма педагогических кадров / Л. В. Верзунова, Е. В. Посохина // Интеграция образования. — 2008. — № 3. — С. 61−64.
  30. , Ю. П. Актуальные проблемы личностно ориентированного образования / Ю. П. Ветров // Гуманизация образования. 2002. -№ 1.- С. 33−37.
  31. , Н. И. Взгляд на систему образования Великобритании / Н. И. Вилл, А. В. Леонтович, А. С. Саввичев // Исследовательская работа школьников. 2008. — № 2. — С. 145−150.
  32. , Е. А. Теоретические основы профессиональной подготовки педагогов-тьюторов / Е. А. Волошина // Перемены. 2009. -№ 3.-С. 61−75.
  33. , JI. С. Психология развития как феномен культуры / JI. С. Выготский М.: Институт Практической Психологии, 1996. — 510 с.
  34. , Т. В. Профессиональное самоопределение учащихся в образовательных учреждениях США / Т. В. Гаврикова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. — № 4. — С. 51−56.
  35. Гаврилова, Е. JL Модель педагогического взаимодействия в системе открытого дистанционного профессионального образования, взрослых: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Л. Гаврилова. М., 2003. — 24'с.
  36. , О. С. Воспитание и педагогическая поддержка, детей /• О. С. Газман // Народное образование. 1998. — № 6. — С. 108−112.
  37. , Б. С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа) / Б. С. Гершунский. — М.: Моск. Психол.-соц. ин-т, 1997. — 120 с.
  38. , Б. С Философия образования для XXI века: (в по- .Sисках практико-ориентиров. образоват. концепций) / Б. С. Гершунский. -М.: ИнтерДиалект+, 1997. 697 с.
  39. , М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43−52.
  40. Глоссарий Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.credcol.ru/glossary.htm. Загл. с экрана. — (Дата обращения: 05.07.2009).
  41. , А. Г. Педагогическая практика по воспитательной работе : учеб.-метод. пособие / А. Г. Голев. — 2-е изд., испр. и доп. Пятигорск: ПГЛУ, 2002. — 28 с.
  42. , Г. Б. Портфолио в системе педагогической диагностики / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова // Школьные технологии. — 2005. — № 1. — С.181−195.
  43. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / М-во образования и науки РФ. — М.: Высшая школа, 2007. 34 с.
  44. , Э. Столетия тьюторства / Э. Гордон- пер. с англ. под науч. ред. С. Ф. Сироткина, Д. Ю. Гребенкина. — Ижевск: ERGO, 2011. 351 с.
  45. , Э. Революция в тьюторстве / Э. Гордон, Р. Морган, Ч. Омелли, Дж. Понтиселл. Ижевск: ERGO, 2011. — 275 с.
  46. , Н. Ю. Разработка тьюторской модели подготовки студентов педагогических вузов в условиях перехода на кредитно-модульную систему : введение специализации «Тьюторство» / Н. Ю. Грачева // Преподаватель XXI век. 2008. — № 2. — С. 3−10.
  47. , О. С. Теория обучения : учеб. для высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, Т. Ю. Гребенюк. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 384 с.
  48. , М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-415 с.
  49. , Л. И. Моделирование системы педагогических компетенций научно-педагогических кадров высшей профессиональной школы / Л. И. Гурье. Казань: РИЦ «Школа», 2009. — 168 с.
  50. , Ю. Л. Тьютор в открытом обучении : учеб.-метод. пособие / Ю. Л. Деражне. М.: Изд-во Департ. федерал, гос. службы занятости населения Моск. обл., 1998. — 58 с.
  51. , Л. М. Тьютор и формирование заказа на инновационную школу Электронный ресурс. / Л. М. Долгова // Интерактивный тью-торский семинар. — Томск, 2003. — Режим доступа: http://cet.webzone.ru/tutor. Загл. с экрана. — (Дата обращения: 15.09.2008).
  52. , И. В. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.: Академия, 2001. — 368 с.
  53. , С. В. Тьюторское сопровождение: история, технология, опыт / С. В. Дудчик // Школьные технологии. 2007. — № 1. — С. 82−88.
  54. Дурай-Новакова, К. А. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис.. д-ра пед. наук / К. А. Дурай-Новакова. М., 1993. — 356 с.
  55. , М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. М.: Харвест, 2006. — 414 с.
  56. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов-и других служащих: справочное пособие. — М.: Ось-89.-2008.-432 с.
  57. , И. Е. Тьюторство как особая форма сопровождения будущих учителей в процессе педагогической практики / И. Е. Емельянова // Среднее профессиональное образование. — 2008. № 9. — С. 44−46.
  58. , В. И. Методология и методика социально-психологических исследований / В. И. Загвязинский. — Тюмень: ТГТУ, 1995.-97 с.
  59. , В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. -М.: Академия, 2001. 192 с.
  60. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений /
  61. B. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2003. — 208 с.
  62. , И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. — М.: Академия, 2003. 153 с.
  63. , Э. Ф. Инновации в профессиональном образовании : на-уч.-метод. пособие / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. 214 с.
  64. , Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. — М.: Академия, 2007. — 240 с.
  65. , И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-256 с.
  66. , И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. -Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
  67. , А. П. Тьютор: менеджер — маркетолог — продавец: расширенный взгляд / А. П. Зинченко // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. — Вып. 4. —1. C. 122−126.
  68. , В. П: Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  69. , С. И. Основы андрагогики : учеб. пособие для вузов / С. И. Змеев. М.: Флинта: Наука, 1999. — 152 с.
  70. , И. М. Образовательная революция / И. М. Ильинский. М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии, 2002. — 592 с.
  71. , А. Индивидуализированное обучение в Великобритании и России / А. Зоткин, Н. Муха // Народное образование. 2008. — № 5. — С. 186−192- то же // Школьные технологии- - 2008. — № 2. — С. 42−47.
  72. Карабутова^ Е. А. Технологии индивидуализированного обучения / Е. А. Карабутова // Специалист. 2007. — № 2. — С. 16−17.
  73. , А. В: Научное познание и системные закономерности / А. В. Кацура// Системные исследования. М., 1986. — С. 56−6774. • Кларин, М. В! Инновации в обучении: метафоры и модели / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997.-223 с.
  74. , Т. М. К обсуждению принципиальной- модели тьюторского сопровождения / Т. М. Ковалева // Научно-методический журнал-заместителя директора школы по воспитательной работе. — 2008- — № 5. — С. 19—24.
  75. , Г. М. Метафора открытости / Т. М. Ковалева // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2008. -№ 5. С. 23−28.
  76. Ковалева, Т- М- 0 деятельности тьютора? в современном- образовательном учреждении / Т. М. Ковалева// Перемены. 2009. — № 3. — С. 13−20.
  77. , Т. М. Материалы семинара «Компетентности тьютора» / Моск. пед. гос. ун-т, Межрегиональная тьюторская ассоциация- Т. М. Ковалева, О. Е. Баксанский, 20 Ют. — 120 с.
  78. , Г. М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. М.: Владос, 2004. — 352 с.
  79. , И. А. Коммуникативная деятельность педагога : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова — под ред. Сластенина В. А. — М.: Академия, 2007. 336 с.
  80. , Л. С. Портфолио студентов в условиях педагогической практики / Л. С. Колодкина // Школьные технологии. — 2008. № 3. -С. 129−133.
  81. , Е. Б. Тьютор как новая педагогическая профессия / Е. Б. Колосова. М.: Чистые пруды, 2008. — 32 с.
  82. , К. Ю. О перспективах развития дистанционного профессионально-педагогического образования / К. Ю. Комаров // Профессиональное образование. 2007. — № 1. — С. 28−29.
  83. , Е. С. Проектировочная деятельность тьютора в системе открытого дистанционного профессионального образования : авто-реф. дис.. канд. пед. наук / Е. С. Комраков. М., 2004. — 24 с.
  84. , Е. С. Тьютор в роли проектировщика / Е. С. Комраков // Техники деятельности тьютора: учеб.-метод. пособие / науч. ред. С. А. Щенников и др:. — Жуковский, 2002. — (Основы деятельности тьютора — кн. 5). С. 52−73.
  85. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. // Учительская газета. 2008. — 17 июня (№ 25). — С. 2.
  86. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы Электронный ресурс.// — Режим доступа: http://www.referent.rU/l/173 627. Загл. с экрана. — (Дата обращения: 12.02.2008).
  87. , Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов / Костина Н. А. // Сибирский учитель. — 2006. — № 1. — С. 47−48.
  88. , В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краев-ский. М.: Академия, 2005. — 256 с.
  89. , В. А. Психология : учеб. для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
  90. , В. А. Проблема формирования и развития способностей / В. А. Крутецкий // Вопросы психологии. — 1972. —№ 2. — С. 3—13.
  91. , А. А. Психология : учебник / А. А. Крылов и др. — под ред. А. А. Крылова. М.: Захаров, 2001. — 584 с.
  92. , Н. Б. Тьютор новый тип педагога в условиях индивидуализации образования / Крылова Н: Б. // Управление современной школой. Завуч. — 2009. — № 5. — С. 61−70.
  93. , Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов : монография / Н. В. Кузьмина. — М.: Изд-во ис-след. центра проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 144 с.
  94. , Н. В. Методы акмеологического исследования качества подготовки’педагогов: метод, пособие / Н. В. Кузьмина. — М.: Изд-во исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 68 с.
  95. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. — М.: Прогресс 2002.-963 с.
  96. , А. H. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. М.: Смысл, 2005. — 431 с.
  97. , И. Я. Дидактическая модель учебного процесса / И. Я. Лернер. Учительская газета. — 1996. — 5 сент. — (№ 24). — С 3−4
  98. , И. Я. Процесс обучения и закономерности / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  99. , Б. Т. Этнопсихотерапевтические аспекты воспитания / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 40−44.
  100. , А. С. Избр. пед. произв.: в 2 т. / А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1998. Т. 2. — 366 с.
  101. , В. В. Институт тьюторства как образовательная стратегия / В. В. Максимов // Россия в контексте современных образовательных моделей: прогр. и тез. междунар. конф. — Жуковский, 2000. — С. 54- 57.
  102. , В. Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя / В. Г. Максимов. — Чебоксары: ЧТУ, 1996. — 288 с.
  103. Материалы XIV Томского инновационного форума INNO VUS: «Университетская наука: выход в мировые исследовательские сети». — Томск, 2011.- 125 с.
  104. Материалы XV юбилейной Всероссийской тьюторской конференции «Тьюторство и практики работы с новым». Томск, 2011. — 180 с.
  105. , Т. В. Моделирование учебных ситуаций в личност-но ориентированной образовательной среде / Т. В. Машарова. — Екатеринбург: Изд-во ВГГУ, 2002. 96 с.
  106. , С. Электронное обучение: обнадеживающие международные перспективы / С. Мередит, М. Беркл // Дистанционное и виртуальное обучение. 2007. — № 8. — С. 102−105.
  107. Методики для анализа собственной педагогической деятельности: учеб.—метод, пособие для преподавателей / Е. А. Лебедева, Н. И. Лыги-на, Г. Б. Скок, Е. Ю. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. — 42 с.
  108. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. М.: Нар. обр., 2002. — 208 с.
  109. , Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя : учеб. пособие для высш.< пед. учеб. заведений / Л. М. Митина. М.: Академия, 2004. — 320 с.
  110. , А. И. Введение в педагогическую профессию / А. И. Мищенко. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1991. — 146 с.
  111. , Н. А. Опыт использования технологий подготовки педагогических кадров в России и за рубежом / Морева Н. А. // Вестник Университета Российской Академии Образования. — 2009. — № 1. — С. 127−130.
  112. , Р. С. Психология : учеб. для студентов выс. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. -512 с.
  113. , Т. Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио / Т. Г. Новикова // Педагогическая диагностика. 2006. № 2. — С. 59−72.
  114. Определение понятия качества в образовании / Джанет Колби и др. // Доклады ЮНИСЕФ. Нью Йорк, 2000. — 250 с.
  115. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализированный учебный курс / С. А. Щенников, А. Г. Тесли-нов, А. Г. Чернявская и др. 2-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2006. — 591 с.
  116. Основы деятельности тьютора: учеб.-метод. пособие: в 9 кн. / под науч. ред. С. А. Щенникова и др. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.
  117. Пак, Л. Г. Личностно ориентированная парадигма вузовского образования / Л. Г. Пак // Образование и общество. 2009. — № 3 (56) — С. 13−17.
  118. , А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова — под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Академия, 2006. — 368 с.
  119. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е. С. Рапце-вич. Минск: Соврем. Слово, 2005. — 720 с.
  120. Педагогическая антропология: учеб. пособие / под. ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова. — Ставрополь: Сервис-школа, 2005. — 696 с.
  121. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. JI. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Пед. о-во России, 2001. — 256 с.
  122. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад — редкол.: M. М. Безруких и др. — М.: Большая Рос. эн-цикл., 2002. 528 с.
  123. , П. И. Некоторые аспекты построения моделипрофессии учителя с учетом многоуровневой подготовки / П. И. Пидкаси*стый // Педагогические ¦ системы в школе и вузе: технология и управление.- 1993.-№ 1.-С. 60−61.
  124. , П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П. И: Пидкасистый. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Пед. о-во России, 2005. — 44 с.
  125. , П. И. Педагогика : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / П. И. Пидкасистый и др. — под. ред: П. И. Пидкасисто-го. М.: Пед. о-во России, 1998. — 640 с.
  126. , П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. — М.: Пед. о-во России, 1999. 354 с.
  127. , Н. В. Тьюторская деятельность: теория’и практика: учеб.-метод. пособие для студентов-тьюторов и педагогов высш. шк. / Н. В. Пилипчевская. Красноярск: КГПУ, 2009. — 136 с.
  128. , С. И. Парадоксы высшего образования / С. И. Плаксий. М.: Нац. ин-т бизнеса, 2005. — 424 с.
  129. Поддержка процесса активного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. 2006. — № 9. — С. 65−68.
  130. , И. П. Педагогика : учеб. для вузов по пед. спец. -М.: Высш. образование, 2006. — 540 с.
  131. , А. А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения / А. А. Попов. Томск: Издательство ТГПУ, 1996. — 85 с.
  132. , Н. С. Профессиональное самоопределение: теория' и практика: учеб! пособие для высш. пед. учеб. заведений / Н. С. Пряжников.- М.: Академия, 2008. — 320 с.
  133. Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. 440 с.
  134. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова и др. -М.: Педагогика, 1983. 448 с.
  135. , В. С. Функции тьютора в контексте психолого-педагогического сопровождения студентов / В. С. Пьянин // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 3. С. 4−6.
  136. , Дж. Компетентность В’современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. / Дж. Равен. — М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
  137. , А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бор-довская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  138. , Б. M. Психологические основы делового общения: учеб. пособие для руководителей образовательных учреждений, учителей и практических психологов / Б. М. Ребус. — М.: Илекса, 2002. — 192 с.
  139. , Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие: в 2 кн. / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 383 с.
  140. , Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие: в 2 кн. / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 477 с.
  141. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2006. — 713 с.
  142. , M. М. Проблема учителя : учеб. пособие для высш. пед. учеб: заведений / M. М. Рубинштейн — под ред. Сластени-на В. А. М.: Академия, 2004. — 176 с.
  143. Русский толковый словарь / В. В. Лопатин, Л. Е Лопатина. -М.: Рус. яз, 2002. 882 с.
  144. , Н. В. Идея тьюторства идея поиска. Идентификация пространств полагания / Н. В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология: материалы 1 межрег. тьютор, конф. — Томск: Эврика развития, 1996.-С. 38−44, 68−72.
  145. , Б. А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: учеб. пособие / Б. А. Сазонов. М.: Изд-во МГУ ПБ, 2006. — 186 с.
  146. , Г. Н. Самосовершенствование личности : метод, пособие по преподаванию курса: руководство по орг. самовоспитания школьников / Г. Н. Селевко. М.: Нар. образование, 2000. — 128 с.
  147. , Ю. В. Образование: обращенность в будущее / Ю. В. Сенько // Alma Mater. Вест. высш. шк. 2006. — № 3. — С. 3−10.
  148. , В. В. Модернизация управления образовательным учреждением : метод, пособие / В. В. Сериков, Т. В. Черникова. М.: АПК и ПРО, 2004.-162 с.
  149. , Е. В. Методы математической обработки в психологии/ Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2006. — 350 с.
  150. , Г. Б. Как проанализировать собственную педагоп-г^зескую деятельность: учеб: пособие для" преподавателей^ / Г. Б. Скок — о тв. ред. Ю: А- Кудрявцев. -М':.: Педагог, о-во России, 20 001 — 102"с:.
  151. , Г. Б. Как спроектировать учебный процесс по ье-у~рсу : учеб. пособие для преподавателей / Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина., Новосибирск: Из д-во НЕТУ, 2001. — 72 с:
  152. , Г. Б. Методика оценки качества учебного прогресса и деятельности преподавателя : (по показателю «удовлетворенность» потребителя") / Г. Б. Скок, Е. А. Лебедева. М.: Изд-воисслед. центра 11 робл. качества подгот. специалистов, 2003. — 26 с.
  153. , В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В- А. Сластенин, В. П-' Каширин. —: Академия, 2006. 480 с.
  154. , В. А. Педагогика : учеб. пособие для студеытов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и др. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  155. , В. А. Педагогика : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и др. — под ред. В, А. Сластенина., — М. :1. Академия, 2003. 576 с.
  156. , В. А. Формирование личности учителя современной школы / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  157. Словарь русского языка / С. И. Ожегов и др. — под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: ACT, 2008. 1200 с.
  158. , JI. Ф. Характеристика уровней общепедагогических умений в процессе их формирования у студентов / Л. Ф. Спирин // Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста: межвуз. темат. сб. Ярославль, 1983. — С. 15−18.
  159. , Л. Ф. Формирование общедидактических умений учителя : дис.. канд. пед. наук/ Л. Ф. Спирин. -М., 1980. — 170 с.
  160. , Е. Н. Воспитательный процесс : изучение эффективности: метод, рекомендации / Е. Н. Степанов. М.: Сфера, 2003. — 128 с.
  161. , Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. — М.: Сфера, 2003. 160 с.
  162. , Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столя-ренко. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 542 с.
  163. , Т. Ю. Подготовка преподавателей к реализации тью-торских технологий в профессиональной деятельности : дис.. канд. пед. наук / Т. Ю. Сурнина. Новосибирск, 2008. — 170 с.
  164. , Т. Ю. Развитие тьюторских компетенций как способ совершенствования деятельности современного преподавателя / Т. Ю. Сурнина // Сиб. педагог, журнал 2008. — № 3. — С. 169−179.
  165. , Т. Ю. Управление психолого-педагогическим блоком компетенций современного преподавателя университета / Т. Ю. Сурнина, Г. Б. Скок, Е. А. Зотова // Университетское управление. Практика и анализ. 2006. № 2 (42). — С. 51−56.
  166. , В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3-х т. / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 384 с.
  167. , К. Д. Влияние удовлетворенности студентов программой бакалавриата на успешность обучения в высшей школе / К. Д. Сухр, Э. П. Дженсен, Э. Д. Харскамп // Социология образования. — 2008. — № 6. — С. 106−107.
  168. , Ю. Г. Система высшего образования в России. Методология анализа и проектирования: учеб. пособие / Ю. Г. Татур. — М:: Изд-во исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 44 с.
  169. , А. А. К вопросу о моделях тъюторского сопровождения в образовательном учреждении / А. А. Теров // Перемены. — 2009. — № 3. — С. 37−47.
  170. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Ушакова. M.: ТЕРРА, 1996. — Т. 1 — 824 с. ч
  171. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996. — Т. 4 — 752 с.
  172. Тьюторство как новая профессия в образовании: сб. метод, материалов / отв. ред. Н. В. Муха, А. Г. Рязанова- Томск: Дельтаплан, 2001. — 159 с.
  173. Тьюторская практика в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ: альманах / ред. Ковалева Т. М. и др. — Томск, 2009. 104 с.
  174. Тьюторская система. (Педагогическая стратегия) Электронный ресурс. / Высшая антропологическая школа. — Режим доступа: http//www.ant.md.index.html. Загл. с экрана. — (Дата обращения: 07.10.2007).
  175. Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании: сб. ст. М.: МИОО, 2008. — 160 с.
  176. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности. — Ижевск: Изд-во Удмурт, ун-та, 2008. 85 с.
  177. Тьюторство в университетском дискурсе. Ижевск: Изд-во Удмурт, ун-та, 2010. — 105 с.
  178. Тьюторы: преподаватель, консультант, менеджер, сертификация. Электронный ресурс. / Центр дистанционного образования Ур-ГЭУ// Режим доступа: http://cde.usue.ru/tutors/. Загл. с экрана. — (Дата обращения: 15.11.2008).
  179. Тьюторы Электронный ресурс. / Ин-т менеджмента LINK // Режим доступа: http://www.ou-link.ru/de/tutor.htm. Загл. с экрана. — (Дата обращения: 25.01.2009).
  180. , Т. Н. Профессиональное развитие руководителей и педагогов в ходе проектной деятельности / Т. Н. Удина, Т. Г. Никулина // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2008. — № 2. — С. 8−14.
  181. Управление качеством образования: сб. метод, материалов / сост. О. Е. Лебедев. М.: Росспэн, 2002. — 123 с.
  182. , X. Мотивация и деятельность : в 2 т. / пер. с нем. под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 408 с.
  183. , М. В. Тьюторская система обучения : опыт реализации в мировой практике / М. В. Ходосевич — науч. ред. А. Ж. Жафяров. -Новосибирск: НГПУ, 1997. 19 с.
  184. , А. А. Модели тьюторской деятельности и проблема стандартизации / А. А. Цурек, Н. В. Муха, М. М. Миркес // Перемены. -2009.-№ 3.-С. 48−60.
  185. , Е. А. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности школьников в профильной школе / Е. А. Челнокова // Исследовательская работа школьников. 2009. — № 3. — С. 42−46.
  186. , Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для вузов / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова- под ред. Т. И Шамовой. М.: Академия, 2007. — 383 с.
  187. , В. Д. Профессиональные способности : монография / В. Д. Шадриков. — М'.: Университетская книга, 2010.-320 с.
  188. , Е. Н. Развитие личности средствами психологической практики / Е. Н. Шиянов, С. В. Недбаева // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 6−21.
  189. , В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. -М.: Наука, 1966.-304 с.
  190. , П. Г. Педагогика свободы Электронный ресурс. / П. Г. Щедровицкий // Кентавр. 1993. — № 1. — С. 18−24. — Режим доступа: http://www.shkp.ru/lib/publications/. — Загл. с экрана — (Дата обращения: 03.12.2008).
  191. , С. А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования / С. А. Щенников, А. Г. Теслинов, А. Г. Чернявская. -М.: Дрофа, 2005. 608 с.
  192. , С. А Открытое дистанционное образование / С. А. Щенников. М.: Наука, 2002. — 527 с.
  193. , И. Н. Бросок вперёд, или Второе пришествие метода проектов / И. Н. Щербо // Директор школы. 2003. — № 7. — С. 3— 11 •
  194. , Г. И. Педагогические проблемы формирования: познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. -М.: Педагогика, 1988- — 208 с.
  195. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1986. — 142 с.
  196. , Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. о-во России, 2000. — 235 с.
  197. , И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе И. С. Якиманская // Директор школы. — 1996. — № 2. — С. 80−85.
  198. Information and communication technologies in distance education specialized training course / UNESCO Institute for Information Technologies in Education. 2002. — 120 p.
  199. Harmer, J. The Practice of English language teaching / J. Harmer. — Pearson ESL, 2007. 288 p.
  200. Moore, M. G. Distance Education: a Systems View of Online Learning Paperback / M. G. Moore, G. Kearsley. Wadsworth Publ., 2011. — 361 p.
  201. Planing and Managing a Support System: Dg 1. Modul 3 / hr W. F. Kugemann — FIM Psychologie Un-t Erlangen-Nurnberg. Nurnberg, 2000. — 42, 28. s.
  202. Schank, Roger C. Goal-based scenario for high school students / Roger C. Schank, Alex Kass // Communications of the ACM. 1996. — V. 39, Issue 4.-P. 28−29.
  203. The New Webster’s Encyclopedic Dictionary of the English Language New York, 1997. — 750 p.
  204. Wallace, Michael J. Training Foreign Language Teachers: a reflective approach / Michael J. Wallace. Cambridge: University press, 2000. — 180 p.
  205. Williams, P. E. Defining distance education roles and competencies for higher education institutions: a computer-mediated delphi study / P. E. Williams: dissertation Abstracts International-A, 61/04. AAT 9 969 029. — Texas A & M, 2000.-211 p.
  206. Хорошо ли Вы ориентируетесь в инновационных педагогических технологиях?
  207. Внедряете ли Вы какие-либо новые методы, формы и средства обучения?
  208. Можете ли Вы утверждать, что готовы к реализации функций тьютора?
  209. Получали ли Вы знания в вузе о тьюторской деятельности?5. ! «Проходили ли Вы курсы повышения квалификации по вопросу подготовки к реализации функций тьютора?
  210. Если Вы не обучались, то нужны ли Вам специально организованные курсы повышения квалификации?
  211. По-вашему мнению, нужно ли менять содержание учебных программ в педагогическом вузе для подготовки будущих специалистов к реализации функций тьютора?
  212. Считаете ли Вы, что необходимо изменить формы и методы взаимодействия со студентами?
  213. Считаете ли Вы, что тьюторская деятельность повышает качество образовательного процесса?
  214. Занимаетесь ли Вы самообразованием для повышения профессиональной конкурентоспособности?
  215. Знание приоритетных направлений развития системы профессионального образования в России
  216. Знание индивидуальных особенностей обучающихся, динамики их развития
  217. Знание потребностей обучающихся
  218. Умение выстраивать индивидуальную образовательную программу с учетом жизненных и образовательных целей5г Умение организации индивидуального темпа и траектории обучения
  219. Умение создать условия для активного! участия обучающегося в управлении своей собственной образовательной траекторией в процессе обучения1 7. Умение организации постоянной оценки достижений обучающихся в течение всего курса
  220. Умение организации самооценки, выбора продуктивных приемов деятельности
  221. Оказание содействия в самостоятельной постановке задач и поиску путей их решения
  222. Обеспечение обучающихся необходимыми ресурсами и средствами доступа к учебной информации
  223. Умение взаимодействовать с администрацией от лица обучающихся
  224. Уважаемый коллега! Просим внимательно ознакомиться с содержанием анкеты и дать ответы на поставленные вопросы в целях изучения Ваших мотивации, теоретических знаний и практических умений в реализации функций тьютора.
  225. Заранее благодарим за сотрудничество!№ п/ п Вопрос Ответы да нет иногда-
  226. Используете ли Вы в своей профессиональной деятельности инновационные педагогические технологии?
  227. Оказываете ли Вы педагогическое содействие обучающимся?
  228. Стараетесь ли Вы разнообразить учебный процесс для активизации интереса учащихся?
  229. Как Вы считаете, нужно ли -уде л ять больше внимания вооружению знаниями, умениями и навыками тьюторского сопровождения на занятиях психолого-педагогического направления в педвузе?
  230. Как Вы оцениваете свои знания о тьюторской деятельности? отл. хор. удо вл. неуд.
  231. Уважаемый студент! Просим Вас внимательно ознакомиться с содержанием анкеты и оценить типичные недостатки и трудности, возникающие при реализации функций тьютора.
  232. Шкала оценок: 3 — не испытываю затруднений- 2 — испытываю частичные затруднения- 1 испытываю затруднения.
  233. Заранее благодарим за помощь!'№ п/п Знания, умения Балльная! шкала самооценки 1 2 3
  234. Знание приоритетных направлений развития современной системы профессионального образования
  235. Заранее благодарим за помощь!№ п/п Знания, умения Оценка
  236. Создать индивидуальный образовательный маршрут
  237. Предусмотреть возможные затруднения при изучении учебного курса
  238. Планировать использование новых педагогических технологий в образовательном процессе
  239. Стимулировать возникновение вопросов
  240. Развить творческое мышление, самостоятельность, инициативу при решении предлагаемых проблем
  241. Предоставить своевременную помощь
  242. Организовать самостоятельную внеаудиторную работу учащихся
  243. Применить активные методы обучения
  244. Использовать информационные технологии
  245. Объективно оценить деятельность учащихся
  246. Проявить заинтересованность в их успехах
  247. Провести рефлексивный анализ учебной деятельности
  248. Создать положительный эмоциональный фон при общении
  249. Находить информацию для профессионального роста
  250. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «ТЬЮТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ1. ПРОЦЕССЕ"1. Пояснительная записка
  251. Специализированный учебный курс «Тьюторские технологии в учебно-воспитательном процессе», детально раскрывает тонкости работы цедагога профессионального обучения в образовательной среде, организованной с использованием тьюторских технологий обучения.
  252. Предварительная подготовка студентов, желающих освоить данный учебный курс
  253. Студенты, приступающие к освоению данного курса, должны иметь:• базовый уровень теоретической и практической подготовки к педагогической деятельности-знания и умения в области информационных технологий.
  254. Знания и умения выпускников учебного курса
  255. Методические рекомендации по организации учебного процесса
  256. Курс разделен на семь блоков, в каждом из которых рассматриваются несколько логически связанных друг с другом вопросов. Изучение курса рекомендуется в предложенной последовательности блоков.
  257. Преподаватель проверяет, оценивает и комментирует контрольные работы, проводит тьюториалы и консультации. Наблюдение за деятельностью преподавателя, реализующего функции тьютора, поможет обучающимся осмыслить ее особенности.
  258. Содержание курса личностно ориентировано и отражает деятельно-стный подход к обучению- каждый предметный блок завершается специальным разделом для самоопределения обучающегося.
  259. Рекомендуемое программно-аппаратное обеспечение
  260. Компьютер для преподавателя, мультимедийный проектор, широкополосный доступ к Интернету.1. Содержание
  261. Блок 1. Состояние современного российского профессионального образования
  262. Приоритетные направления развития современной системы профессионального образования. Анализ состояния, проблемы, оценка перепектив. Качество образования. Коммерциализация высшего образования угроза интеллектуальному потенциалу России.
  263. Практическое занятие. Дискуссия о ситуации в современном профессиональном образовании. Реферат. Презентация.
  264. Блок 2. Исторические и теоретические основы тъюторства
  265. Определение тьюторства. Тьюторство в университетах средневековой Англии.
  266. Тьюторство как педагогическое движение в России.
  267. Практическое занятие. Эссе «Каким я представляю себе современного тьютора». Презентация.
  268. Блок 3. Тьюторская деятельность в системе профессионального образования
  269. Модель обучающегося в системе профессионального образования. Влияние личностных и профессиональных характеристик, присущих обучающимся, стиля обучения, особенностей восприятия учебной информации.
  270. Модели организации тьюторской деятельности. Основные проблемы тьюторской деятельности. Должностные обязанности индивидуального тьютора.
  271. Практическое занятие. Встречи с известными педагогами, учеными, художниками, дизайнерами, представителями образовательных учреждений- тематические экскурсии.
  272. Практическое занятие. Презентации, тренинги, деловые и имитационные игры, дискуссии и др.
  273. Роль тьюторской деятельности в модернизации системы высшего профессионального образования. Место тьютора в системах начального и среднего профессионального образования.
  274. Функции тьютора в работе с обучающимися в системе профессионального образования. Характеристика типовых задач тьютора. Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся.
  275. Место тьютора в профессионально-образовательном процессе. Характер отношений тьютора с компонентами образовательной системы. Анализ и управление основными взаимоотношениями.
  276. Практическое занятие. Тренинги, деловые и имитационные игры, дискуссии и др.
  277. Блок 4. Тьюторство как профессиональная деятельность
  278. Направления развития деятельности тьютора: расширение репертуара освоенных ролей, специализация (тьютор-игротехник, тьютор-консультант, тьютор-менеджер и др.), расширение уровней качества мастерства. Ступени карьерного роста.
  279. Практическое занятие. Презентации, тренинги, деловые и имитационные игры, дискуссии и др.
  280. Блок 5. Основные виды деятельности
  281. Профессиональные затруднения в различных видах деятельности тьютора (мотивационной, контрольно-диагностической, рефлексивной, коммуникативной, методической). Техника работы тьютора по преодолению затруднений обучающихся.
  282. Взаимодействие на этапе квазипрофессиональной деятельности. Цель введение обучающихся в практику профессиональной деятельности. Роль тьютора.
  283. Взаимодействие на этапе учебно-профессиональной деятельности. Цель профессиональное применение полученных знаний в решении практических задач.
  284. Изменение взаимодействия в ходе учебного процесса. Задачи письменной коммуникации. Правила письменных комментариев. Роль тьюторапри проверке заданий. Комментарии по тексту и обобщенные комментарии по всей работе. Цели комментариев.
  285. Особенности формирования и поддержки мотивации. Обеспечение психологического комфорта учебного процесса: поддержка и стимулирование познавательного интереса обучающихся. Информационная обеспеченность.
  286. Практическое занятие. Презентации, тренинги, деловые и: имитационные игры, дискуссии и др.
  287. Блок 6. Методы работы тьютора с обучающимися
  288. Выбор способов тьюторской деятельности: анализ индивидуальных особенностей обучающихся, степень развития их субъектности, характер общих и индивидуальных проблем, состояние процесса их самоопределения.
  289. Активизирующая методика (Н.С. Пряжников). Диагностические, игровые и когнитивные методики для развития качества субъекта и сформирования мотивационной, практической и информационной готовности к решению проблем профессионального самоопределения.
  290. Типы деловых игр. Этапы организационно-деятельностной деловой игры. Классификация организационно-деятельностных игр. Характеристики организационно-мыслительных, организационно-обучающих, проблемно-деловых и инновационных игр.
  291. Технологии Интернета для профобучения. Технологии коммуникации в письменной форме. Технологии для осуществления визуальных контактов. Технологии передачи файлов. Технологии WWW. Типичные учебные задачи тьютора с использованием информационных технологий.
  292. Проблема понимания и его роль в работе тьютора. Приемы диагностирования понимания. Методологическая схема сложной коммуникации. Психологическое соответствие тьютора его ролевому статусу.
  293. Практическое занятие. Тренинги, деловые игры, анкетирование, дискуссии и др.
  294. Блок 7. Перспективы развития тьюторской деятельности
  295. Планирование карьеры тьютора в системе открытого и дистанционного образования. Наставничество как особая форма деятельности тьютора и способ совершенствования. Создание целостных технологий тьюторской деятельности как одна из задач тьютора-наставника.
  296. Тьютор как технолог. Требования к тьютору-технологу. Особые сферы компетентности в области технологий деятельности.
  297. Практическое занятие. Презентации, тренинги, дискуссии и др.1.
Заполнить форму текущей работой