Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Святость как феномен русской культуры: Семантическое и лингвокультурологическое описание

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Логический анализ материалов различных словарей выявил сложную семантическую структуру лексемы святой. До XVIII века ЛСВ данного слова соотносились только с религиозной сферой. Структура древнерусского и старорусского слова включала следующие семантические компоненты: источник святости (Бог) — проводники святости (Богородица, ангелы, апостолы, предтечи, пророки) — воплощение святости (церковь… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Человек и религия как объекты лингвистического описания ю
    • 1. Человек в языке О
    • 2. Лексика религиозной и церковной сферы. Проблемы 23 ее описания
    • 3. Святость: аспекты изучения
  • Выводы
  • Глава II. Лексико-семантическая характеристика слова святой бо в синхронном и диахроническом аспектах
    • 1. Слово святой в лексикографических источниках
    • 2. О семантике слов святой и праведный
    • 3. Семантика слова святой в диахроническом аспекте
  • Выводы
  • Глава 111. Функциональные особенности слова святой 97 и атрибуты святости в агиографических текстах
    • 1. Агиографические тексты как источник изучения святости
    • 2. Методы и приемы изучения агиографических текстов юб
    • 3. Феномен «святость» в агиографических текстах а) поверхностно-синтаксический фрейм б) поверхностно-семантический фрейм в) тематический фрейм г) повествовательный фрейм
  • Выводы

Святость как феномен русской культуры: Семантическое и лингвокультурологическое описание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждая эпоха и каждая культура имеет свой мир смыслов и идеалов. Однако независимо от времени и национальной принадлежности человек никогда не терял внимания к ценностям древнего искусстване утратился интерес и наших соотечественников к средневековой живописи, архитектуре, книжности. Древнерусское искусство возвращает нас к тому, что «получило название „общих истин“, которые не подлежат абсолютизации, но природу и условия возникновения которых выяснить очень важно» [Вагнер 1987: 8]. Святость — одна из таких «истин" — «изучение русской святости в ее истории и ее религиозной феноменологии является сейчас одной из насущных задач нашего христианского и национального возрождения. В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути» [Федотов 1990: 27].

Почти тысячелетняя история христианства, предшествовавшая крещению Руси, создала достаточно сложное представление о святости, выразившееся как в богословских построениях, так и в освященных традицией культовых формах — обрядах, обычаях, иконографии. Почитание святых стало неотъемлемой частью православной духовности и определяется, прежде всего, преданием: мы научаемся жить со святыми и общаться с ними так, как жили и общались наши отцы и деды. Почитание святых в Древней Руси обладало определенными особенностями, представлять которые важно, поскольку они формировали отечественную духовную традицию, особенно ценную для нас. В нынешнее время преемственность поколений была нарушена длительной эпохой гонений, «естественное» знание перестало быть общедоступным, и" потому возникла необходимость его «искусственного» восполнения [Живов 1994: 5 — 6]. Отметим, что «эпоху гонений» мы связываем не только с.

XX веком, но и с историческими событиями XVII века — века «Смутного времениНиконовской церковной реформы, окончательно и полностью подчинившей Церковь государству, и вызванного ею движения «раскола" — многочисленных посадских, крестьянских и даже монашеских восстанийгородских бунтов .» [Левшун 2001: 308]. В этот период изменились и условия канонизации- «при Святейшем Синоде канонизации были редкив XVIII веке чаще деканонизировали святых. В течение двух последних столетий, до царствования Николая II, канонизировали всего четырех святых, и эти четыре все епископы: Дмитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Митрофаний Воронежский и Тихон Задонский» [Федотов 1990: 257].

Святость как феномен русской культуры имеет свою историю, существует также и история изучения данного феномена. В настоящем диссертационном сочинении святость рассматривается в соответствии с современной классификацией знаний.

Отечественными мыслителями создано значительное количество работ, в которых изучается или исследуется православное представление о святости и духовном подвиге святых — богословских (игумен Августин, Е. П. Аквилонов, С. Булгаков, арх. Гергий, Макарий (П.И. Веретенников), А. В. Мень, Д. В. Новиков, П. А. Флоренский, Г. П. Федотов и др.), исторических (Н.С. Гординенко, А. Кадлубовский, В. О. Ключевский, А. А. Куратов, Г. П. Федотов и др.), философских и культурологических (В.В. Бибихин, Н. Е. Выжленцова, Н. Ю. Гвоздецкая, А.П. Забия-ко, Е. В. Зимакова, С. М. Климова, И. К. Кучмаева, М. П. Омельницкий, С. А. Смирнов и др.), литературоведческих (Ф.И. Буслаев, В. А. Грихин, А. С. Демин, JI.A. Дмитриев, В. А. Котельников, В. В. Кусков, JI.B. Левшун, С. В. Минеева, А. А. Ольшевский и др.).

Лингвисты к изучению святости обращаются достаточно поздно, в конце XX века. Лексика, соотносимая с понятием «святость», рассматривается в составе религионимов (С.В. Булавина, Р. И. Горюшина, И. А. Королева, Ю. В. Лапатухина, Н. Б. Мечковская, Ю. В. Митина, Ю. Н. Михайлова, Л. Г. Панова, А. К. Перевозникова, М. Е. Петухова и др.) — святость описывается как национально-культурный концепт (В.В. Ко лесов, И. Н. Пономаренко, Т. П. Рогожникова, Ю. С. Степанов и др.) или как слово, называющее некое явление реальной / ирреальной действительности (Т.И. Вендина, И. А. Королева, Ю. В. Митина, Ю. Н. Михайлова, Н. Г. Михайловская и др.).

Диссертация выполнена в рамках проблемы моделирования «внутреннего человека», так как, безусловно, представления о святости и святых в целом являются частью общерусских представлений о человеке.

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, лингвистическими задачами — необходимостью осмысления ключевого для русской истории и культуры феномена «святость» с точки зрения современных научных тенденций, во-вторых, общекультурными задачами и требованиями восполнения православных знаний о духовности и культивирования духовных ценностей русского народа, важнейших для нравственного воспитания современного российского общества.

Предмет исследования — семантическое пространство, объединяемое понятием «святость».

Цель исследования — представить интегративное описание семантического пространства 'святость'.

В данном случае под интегративностью понимается лингвистическое осмысление святости, проводимое на уровне слова и текста, с учетом достижений философии, истории, литературоведения, культурологии, богословия и опирающееся на методы системоцентрического и антропоцентрического принципов описания языка. Сведения смежных научных дисциплин привлекаются как факты лингвокультурологического описания феномена «святость», а также при интерпретации собственно лингвистических сведений. Интегративный путь изучения детерминирован спецификой феномена «святость».

В связи с этим в диссертации ставятся следующие задачи:

1. Обосновать теоретическую базу и методы исследования семантического пространства 'святость'.

2. Изучить проблемы и вопросы исторического, философского, литературоведческого и лингвистического осмысления святости.

3. Опираясь на толковые словари, рассмотреть объем и содержание семантики слов со значением 'святость' на различных исторических этапах.

4. Моделировать семантическое пространство 'святость', установив его ядро и периферию.

5. Выявить речевые формулы, характерные для святописаний.

6. Апробировать оригинальные методики и приемы описания феномена «святость».

Материал исследования составляют лексические и текстуальные единицы агиографических текстов XI — XVII веков, объединяемые значением 'святость'.

Источниками фактического материала послужили словари различных типов — толковые, исторические, этимологические и др., житийные тексты XI — XVII веков, а также Евангелие (см. «Лексикографические источники», «Древнерусские и старорусские источники», «Четвероевангелие»).

Исследование опирается на общенаучные и частнонаучные методы: наблюдение, анализ, сравнение, логический анализ словарных дефиниций, компонентный и функциональный анализ значений лексических единиц, концептуальный анализ, приемы и методики фреймовой и ситуативной семантики, синхронно-диахроническое комментирование агиографических текстов.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1) феномен «святость» получает лингвистическое осмысление с учетом достижений смежных дисциплин знания — философии, истории, литературоведения, культурологии, богословия;

2) описание материала осуществляется с использованием оригинальных методик и приемов;

3) к исследованию привлекаются агиографические тексты XVIXVII веков и Четвероевангелие, в том числе не изученные лингвистами древнерусские памятники — «Повесть о житии царя Федора Ивановича», «Повесть о житии Варлаама Керетского», «Житие игумена Никона», «Житие отца Исайи», «Житие Елеазара Анзерского», «Житие Епи-фания»;

4) впервые данный феномен рассматривается с точки зрения модели православного мироустройства.

Теоретическое значение. Диссертация вносит определенный вклад в изучение «внутреннего человека», в интегративное описание феноменов русской культуры, а также в разработку лингвистических методов и приемов исследования слов с абстрактным значением.

Практическая ценность. Материалы работы могут быть применены в лексикографической практике — при составлении семантических и идеографических словарей, словарей религионимов, концептов и под. Конкретные наблюдения над значением и функционированием единиц семантического пространства 'святость' и приемы его описания будут полезны для авторов спецкурсов по проблемам лексической семантики и когнитивной лингвистики. Думается, что отдельные сведения и комментарии, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в практике преподавания религиоведения.

Положения, выносимые на защиту:

1. В русской культуре знания о святости формируются под влиянием двух традиций — языческой и христианскойони обусловлены знаниями о святом как о свойстве и о святом как о личности.

2. Святость как феномен русской культуры имеет длительную историю, соотносимую с индоевропейским, древнеславянским, древнерусским и великорусским периодами.

3. Структура семантического пространства 'святость' может быть представлена двумя моделями: одна детерминирована знанием о православном мироустройстве, другая — знанием о духовном восхождении человека к горнему миру.

4. Семантическое пространство 'святость' включает взаимодействующие семантические парадигмы со значением 'Бог', 'святые Божии', 'вера', 'религия', 'церковь' и под.

5. Святописание ориентировано на устойчивые речевые формулы («топосы культуры»), с помощью которых характеризуются святые, их духовная жизнь.

6. История формирования понятия «святость», его актуализация в агиографических текстах, осмысление в богословии и философии, лексикографическое описание позволяют квалифицировать святость как важнейший феномен русской культуры и как семантическое пространство русского языка.

Основные положения диссертации апробированы в выступлениях на международных и межвузовских конференциях — «Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира» (Северодвинск 2004), «Этногерменевтика и антропология: языки и культуры в когнитивном аспекте» (Кемерово 2004), «Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации», посвященной 160-летию со дня рождения Бодуэна де Куртенэ (Северодвинск 2005) — на «Кирилло.

Мефодиевских чтениях" (Северодвинск 2005) и ежегодных Ломоносовских чтениях филологического факультета СФ ПГУ (2002 — 2004) — на заседаниях кафедры русского языка СФ ПГУ (2002, 2004), на совместном заседании кафедр русского языка и языкознания СФ ПГУ (2005), на семинаре аспирантов кафедры русского языка СФ ПГУ (2005), а также нашли отражение в семи публикациях.

Структура работы. Диссертация включает Введение, три главы («Человек и религия как объекты лингвистического описания" — «Лекси-ко-семантическая характеристика слова святой в синхронном и диахроническом аспектах" — «Функциональные особенности слова святой и атрибуты святости в агиографических текстах»), Заключение, Список литературы, Источники (Лексикографические источники, Древнерусские и старорусские источники, Четвероевангелие).

Выводы.

К описанию феномена «святость» привлечены 14 агиографических текстов XI — XVII веков, которые представлены мартириями и житиями-биос, а также преподобническими и княжескими святописаниями.

При анализе житийных произведений мы опирались на методы и приемы ситуативной и фреймовой семантики. Исследование проводилось «шагами», в соответствии с которыми были получены ответы на 4 вопроса — «О чем мы говорим?», «Что мы об этом знаем?», «Что мы об этом говорим?» и «Как мы об этом говорим?» — и выстроены 4 фрейма -«поверхностно-синтаксический», «поверхностно-семантический», «тематический» и «повествовательный».

На уровне первых двух фреймов было выявлено когнитивное ядро феномена «святость», представленное в агиографических текстах двумя семантическими моделями: «субъект (имя существительное) + предикат (имя прилагательное)» и «субъект (имя существительное) + предикат (глагол)». В первой модели слово святой занимает позицию семантического предиката, характеризующего Всевышнего, Богородицу, ангельские чины, святых Божиих, церковные обряды и таинства, книги церковного содержания, религиозные праздники и под. Во второй модели святой замещает позицию субъекта, называя святых Божиих. Предикат данной модели выражен глаголами тематических групп со значением 'ритуального действия', 'перцептивного восприятия', 'речи' и др.

На уровне третьего фрейма были установлены отношения между различными сценами, объединяемыми темой 'святой' и определены общие и специфические сценарные связи, характерные для преподобниче-ских и княжеских житий XI — XVII веков, а именно: «святой благочестивые родители», «святой «-> духовный подвиг», «святой горний мир», «святой <-* мир», «святой <-> испытания» и под.

Четвертый фрейм позволил представить сценарий духовного пути святого (иерархия «Человек — Бог») и определить «топосы культуры», свойственные «сакральному типу языка».

Результаты анализа агиографических текстов существенно расширили и обогатили те знания о святости (когнитивный фон), которые были получены в процессе изучения лексикографических источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Семантическое пространство 'святость' соотносится с понятиями «Бог», «вера», «религия», «церковь» и под. В лингвистических исследованиях данные понятия трактуются по-разному: «конфессиональная лексика», «религиозная лексика», «сакрально-богослужебная лексика», «цер-ковно-религиозная лексика», «религионимы». В настоящем сочинении святость и ее атрибуты получили особое терминологическое обозначение — «лексика православной веры», так как выявленные нами когнитивный фон и лексико-семантическое содержание феномена «святость» отражают православное культурно-религиозное представление о мироустройстве и духовной жизни.

В диссертации именем изучаемого семантического пространства является святость, существительное со значением признака, объединяющее различные языковые единицы. В научных и научно-популярных работах слова святость и святой чаще всего рассматриваются как семантически тождественные, поскольку представление о святости всегда соотносилось с определенным носителем данной характеристики: святителем, преподобным (монашествующим), Христа ради юродивым, святым мирянином. В настоящей работе в качестве идентифицирующей единицы также избирается слово святой, функционирующее как имя прилагательное и как имя существительное.

Логический анализ материалов различных словарей выявил сложную семантическую структуру лексемы святой. До XVIII века ЛСВ данного слова соотносились только с религиозной сферой. Структура древнерусского и старорусского слова включала следующие семантические компоненты: источник святости (Бог) — проводники святости (Богородица, ангелы, апостолы, предтечи, пророки) — воплощение святости (церковь, жертвенник, трапеза, праздник, хлеб и пр.) — свидетельства святости (Евангелие, книги, молитва) — путь, ведущий к святости (крещение, путь и под.) — святые Божии {святой муж, старец, человек и под.). Приведенная структура представляет собой иерархию «Бог — человек», или иерархию «небесная (торжествующая) Церковь — земная (воинствующая) Церковь», единственной и абсолютной вершиной которой, ядерным смыслом является Бог.

После XVIII века структура слова святой претерпевает существенные изменения: ЛСВ лексемы святой отражают религиозные знания о мироустройстве и об эстетически освоенной действительностив данной системе «идеалом воплощения святости» становится человек.

Обращение к этимологии и истории слова святой выявило, что православному пониманию святости и формированию семантики лексемы святой предшествовала длительная история, которую можно представить четырьмя этапами: (1) индоевропейский- (2) древнеславянский- (3) древнерусский- (4) великорусский. Диахронический аспект изучения слова святой позволил проследить, как формировались и изменялись знания носителей русского языка о святости на протяжении веков.

Когнитивный аспект изучения агиографических текстов выявил ядро семантического пространства, которое представлено двумя семантическими моделями: «субъект (имя существительное) + предикат (имя прилагательное)» и «субъект (имя существительное) + предикат (глагол)». В первой модели святой-прилагательное определяет существительные, относящиеся к различным лексико-семантическим группам: «Всевышний» (святый духъ, святая троица, трисвят06 имя, спасъ, заступ-никъ, благочблов-ьколюббць и др.), «Богородица» (богородица, мати божиа, владычица, д-feba и др.), «Чины бесплотных» (агг6л, святые силы, жители), «Святые Божии» (апостолъ, пророкъ, страстотьрпьць, мученикъ, въгодник, князь, отець, стлрець и др.), «Священнослужители» (владыко, бпископъ, началникъ), «Церковные обряды и таинства, ритуальные действия» (крыц6ни6,.

ПРИЧАЩеНИе, СЛуЖЬБА, ЛИТуРГИА, МОЛИТВА, ПОСТЪ и др.) и под. Во второй модели свя/яом-существительное характеризует субъекта (БЛАЖеННЫЙ, ПРЕПОДОБНЫЙ, СВЯТОЙ) и его деяния, которые выражаются глаголами ритуального действия (СВЯТЫЙ ЗНАМ6НА 6г0 КР6С-ТОМЪ, СВЯТЫЙ уТВеРЖДАШе БРАТИЮ и т. д.), речи (КЪ Архиерею ОТВ-ЫЦА, Рвче К НИМ), перцептивного восприятия (ВИДИТ МНОЖЬСТВО ПТИЦЬ, УСЛЫША СИА) и под.

Периферия данного семантического пространства представлена следующими сценарными связями: «святой <-> благочестивые родители», «святой <-> наставники», «святой <-> духовный подвиг», «святой умерщвление плоти», «святой <-> места обитания», «святой <-«• горний мир» и под.

Сценарий духовного пути святого предопределен двумя канонами: каноном преподобнического жития-биос и каноном княжеского жития. Первый канон представлен следующим сценарием: I. Рождение в благочестивой семье. II. Имянаречение. III. Освящение святым крещением. IV. Детство (отмеченность Богом, любовь к Богу, церковное прилежание, гнушание детскими играми и др.). V. Юность («социальное самоуничижение», побег в Святую Землю, смирение, послушание и др.). VI. Иноческое подвижничество (труд, бдение, воздержание, постничество и др.).

VII. Получение священного сана (игуменство, наставничество, испытания, молитвенность, «худость риз», усмирение плоти и др.).

VIII. Преставление. IX. Посмертные чудеса. Второму канону соответствует иной сценарий: I. Рождение в благочестивой семье. II. Духовный подвиг. III. Ратный подвиг. IV. Преставление. V. Посмертные чудеса.

Компоненты сценария — конкретные сцены — описываются с помощью «топосов культуры», например: «святое крещение» — варфоломея въ святомъ Крещении НАРеКЪ того- «любовь к богу» — от сам*х пеленъ бога позна, и бога возлюби- «отмеченность богом» — благодать божия съ нимъ, и духъ святый измлада въселися въ.

НЪ- «молитвенность» — НАЧАТЪ МОЛИТВУ ТВОРИТИ ВбЧеРНКМО СЪ ОЛЬЗАМИ ГОРЬКЫЛШ И ЧАСТЫИМЬ въздыхлниемь.

Интегральное описание семантического пространства 'святость' позволяет характеризовать его как совокупность взаимодействующих семантических парадигм со значением 'Бог', 'святые Божии', 'вера', 'религия', 'церковь'. Ядро данного семантического пространства — Бог и человек, отмеченный Святым Духом.

Думается, что обращение к методам когнитивной лингвистики при изучении агиографических текстов позволило достичь высокой степени полноты в выявлении и описании языковых единиц семантического пространства 'святость'.

Перспективы настоящего исследования связываются нами с изучением русской художественной литературы и современного русского литературного языка, где наблюдается трансформация и переосмысление значений языковых единиц данного семантического пространства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. Концепты «душа» и «вера» в повести М.М. Пришвина «Светлое озеро» // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: Материалы международного симпозиума. — Волгоград: Перемена, 2003.-С. 225−227.
  2. Августин игумен (Анисимов). Александр Невский и святость //Материалы историко-философских чтений, посвященных 775-летию со дня рождения Александра Невского. Иваново, 1995. — С. 5 — 10.
  3. В.В. Традиция как преемственность и служение // Человек. -2000. -№ 2. -С. 38 -51.
  4. Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. -М.-Л.: Академия наук СССР, 1947. 185 с.
  5. Е.П. О Спасителе и спасении. -М.: Москва, 1997. 160 с.
  6. Е.А. Семантические особенности лексики, связанной с обозначением объектов культурной символики (на примере символа Бог в русской и французской лингвокультурах): Автореферат. кандидата фи-лол. наук. Саратов, 2001. — 21 с.
  7. Н.Ф. Спорные проблемы семантики. Монография. Волгоград: Перемена, 1999. — 273 с.
  8. В.М. Об антропоцентричном и системоцентричном подходах к языку // Вопросы языкознания. 1993. — № 3. — С. 15 — 26.
  9. С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. проф. В. П. Нерознака. -М.: Издательство «Academia», 1997. С. 267 — 269.
  10. А.Т. Концепт дитя в русской языковой картине мира: Диссертация. кандидата филолог, наук. Архангельск, 2002. — 151 с.
  11. Е.Э. Кто живет в вертепе, или опыт построения семантической истории слова // Вопросы языкознания. 1998. — № 3. — С. 94 — 106.
  12. Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1989. — 184 с.
  13. JJ.A. Лексико-семантическое развитие слов с этимологическим корнем доб- (из истории корнеслова русского языка): Автореферат. кандидата филол. наук. Л., 1974. — 22 с.
  14. Ф.А. О полевой структуре концептосферы «человек» // Теория поля в современном языкознании: Межвузовский научный сборник. Уфа: РИО Баш ГУ, 2002. — С. 35 — 42.
  15. В.В. Возрастные парадигмы в русском художественном мышлении первой трети XIX века // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Издательство «Индрик», 1999. — С. 387 — 394.
  16. Э. Словарь индоевропейских социальных терминов / Пер. Ю. С. Степанова. М.: Прогресс-Универсал, 19 995. — С. 345 — 356.
  17. Н.А. Истина православия // Человек. 2003. — № 4. — С. 128 — 135.
  18. Г. И. Иконичность добра и зла // Вопросы языкознания. -1999-№ 4. -С. 99−113.
  19. Библейский словарь / Составитель Эрик Нюстрем. СПб.: Издательство «Логос» Лаге, 1995. — 517 с.
  20. Библейская энциклопедия / Составитель архимандрит Никифор. Репринтное издание. М.: Терра, 1990. — 902 с.
  21. Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 2000. — 123 с.
  22. Е.Г. Значение слова и описание ситуации // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. — 1996. — № 3. — С. 37 — 50.
  23. Е.Н. Проблемы становления и развития словарного состава русского языка к. XVI нач. XVII вв.: Автореферат. доктора филол. наук — Смоленск, 1978. — 44 с.
  24. Т.В. Наименования лиц в русском языке XVIII века: Автореферат. кандидата филол. наук. Воронеж, 1990. — 24 с.
  25. С.В. Русские устойчивые словосочетания, содержащие цер-ковно-религиозную лексику: Автореферат. кандидата филол. наук. Воронеж, 2003. — 24 с.
  26. С.Н. Православие. М.: Москва, 2001. — 480 с.
  27. С. Философия имени. КаИр, 1997. — 330 с.
  28. С.А. Прилагательные нефизической характеристики человека в современном русском языке (в сопоставлении с ингушским): Автореферат. кандидата филол. наук М., 2004. — 24 с.
  29. Т.В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Языки русской культуры, 1997. — 576 с.
  30. О.Н. Языковая концептуализация любви: лингвокультурный аспект: Автореферат. кандидата филол. наук. Краснодар, 2003. — 20 с.
  31. Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.-288 с.
  32. А.Д. Крутой // Русская речь. 1993. — № 6. — С. 44 — 47.
  33. JT.M. Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика. Выпуск 1. Уфа: «Восточный университет», 2000. — 200 с.
  34. JI.M. Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика. Выпуск 2. Уфа: Издательство Башкирского университета, 2000. — 146 с.
  35. А. Понимание культур через посредство ключевых слов. -М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
  36. А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. -416 с.
  37. Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. М.: Индрик, 2002. — 336 с.
  38. JI.H. К вопросу о содержании понятия «концепт» // Мир человека и мир языка: Коллективная монография / Отв. ред. М. В. Пименова. -Кемерово: Комплекс «Графика», 2003. Вып. 2. — С. 24 — 32.
  39. Е.М. Христианская книжность Древней Руси. М.: Наука, 1996.-208 с.
  40. В.П. Концепт «образцового человека» // Человек. 2004. -№ 4.-С. 49−63.
  41. В.В. О задачах стилистики. Стиль «Жития протопопа Аввакума» // Виноградов В. В. Избранные работы. О языке художественной прозы М.: Наука, 1980. — 432 с.
  42. В.В. Слово и значение как предмет историко-лексикологического исследования // Вопросы языкознания. 1995. — № 1. — С. 5 — 34.
  43. В.В. Заметки о лексике «Жития Саввы Освященного» II Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., Наука, 1977.-С. 35−38.
  44. С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. — 236 с.
  45. Н.Е. Святость как первооснова древнерусской духовности //Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Серия: Гуманитарные науки. Новгород, 2001.-№ 18.-С. 61 — 64.
  46. Гак В. Г. Актантная структура грехов и добродетелей // Логический анализ языка: Языки этики. / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 90 — 97.
  47. Гак В Г. Человек в языке // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Издательство «Индрик», 1999. — С. 73 — 80.
  48. М.Г. Особенности русской святости в культурологии Г.П. Федотова // Философия в России XIX нач. XX вв.: Преемственность идей и поиски самобытности. Сборник статей / Отв. ред. А. Д. Сухов, С. И. Бажов. -М., 1991.-С. 79−91.
  49. А.А. Языковая картина мира: лингвокультурологические и тендерные особенности (на материале художественных произведений русскоязычных и англоязычных авторов): Автореферат. кандидата филол. наук. Краснодар, 2004. — 23 с.
  50. Н.Ю. Ученость, монашество, святость // Материалы историко-философских чтений, посвященных 775-летию со дня рождения Александра Невского. Иваново, 1995. — С. 68 — 71.
  51. А.И. Человек в языковой картине мира. Нальчик: Кабардино-Балканский университет, 2002. — 177 с.
  52. Георгий (архим.) Обожение как смысл человеческой жизни. М., 2000. -32 с.
  53. Н.В. Размышления о божественной литургии. М.: Современник, 1990.- 124 с.
  54. Н.С. Православные святые: кто они? Л.: Наука, 1979. -270 с.
  55. Р.И. Именования иерархов христианской церкви // Русская речь. 2003 (а). — № 1. — С. 82 — 86.
  56. Р.И. Имя ему Бог. Об именованиях верховного божества // Русская речь. 2003 (б). — № 3 — С. 68 — 70.
  57. Р.И. Лексика христианства в русском языке (системные отношения прямых конфессиональных и производных светских значений слов): Автореферат. кандидата филол. наук. Волгоград, 2002. — 20 с.
  58. В.А. Древнерусские княжеские жития // Русская речь. 1980. -№ 2.-С. 106−110.
  59. В. А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV XV вв. -М.: Издательство московского университета, 1974. — 234 с.
  60. М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X XVII веков. — М.: Изд-во Московского университета, 1990. — 278 с.
  61. М.Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. -СПб.: РГИ, 2001.-960 с.
  62. S3. Громов Н. С. Структура и типология русской средневековой философии.-М., 1997.-256 с.
  63. В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. -397 с.
  64. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. -318с.
  65. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. -М.: Прогресс, 1989. 312 с.
  66. О.Демин А. С. «Житие Александра Невского» и летописание XII в. // Мир житий. Сборник материалов конференции. М.: Кругъ: Имидж-Лаб, 2002. -С. 83−90.
  67. A.M. Дмитрий Ростовский // Русская речь. 2002. — № 1. -С. 63 — 70.
  68. Добротолюбие / Сост. и предисл. Л. С. Кукушкина. М.: Москва, 2001.- 528 с.
  69. С.А. Святоотеческая мысль о впадении во грех и борьбе с ним // Человек. 2004. — № 1. — С. 86 — 94.
  70. О.П. Концепты совесть и зависть в их языковом выражении // Русский язык сегодня. Вып. 1. Сб. статей. / Отв. ред. Л. П. Крысин. М.: Азбуковник, 2002. — С. 375 — 385.
  71. В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. -М.: Гнозис, 1994.- 112 с.
  72. А.П. Категория святости (философско-религиоведческий анализ): Автореферат. доктора филос. наук. М., 1998 (а). — 44с.
  73. А.П. Категория святости. Сравнительное исследование лин-гворелигиозных традиций. М., 1998 (б). — 205 с.
  74. АД. Дмитрий Донской в житии и в жизни // Мир житий. Сборник материалов конференции. М.: Кругъ: Имидж-Лаб, 2002. -С. 117−126.
  75. Е.В. Особенности русского старчества и его влияние на отечественную культуру XIX века // Агиологическое древо русской культуры. Сборник докладов и сообщений участников конференции. -М., 2000.-С. 28−33.
  76. Е.А. Лицом румяна рожа толста // Русская речь. 1993. -№ 5. — С. 76−81.
  77. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 104 — 114.
  78. Ю.Иванов П. Неповиновение Духу Святому // Наука и религия. 1992. -№ 6−7.-С. 20−21.
  79. И2.Иванова М. В. Лексика «Жития Стефана Пермского», написанного Епифанием Премудрым: Автореферат. кандидата филол. наук. М., 1987.- 19 с.
  80. Избранные проповеди святых отцов церкви и современных проповедников в 2-х ч. / Сост. Платон Дударев. М., 1999. — Ч. 1. — 717 с.
  81. Ильин И О православии и католичестве // Москва. 1993. — № 3. -С. 3−8.
  82. А.А. «Душа» и «сердце» в когнитивном аспекте // Тезисы второй международной школы семинара по когнитивной лингвистике. -Тамбов, 2000 (а). — С. 77 — 79.
  83. А.А. Роль языка в познании и формировании внутреннего мира человека // Проблемы гуманитарного образования в условиях технического ВУЗа. Северодвинск, 1995. — С. 41 — 43.
  84. А.А. О языковой и научной картинах мира // Семантика и прагматика слова и текста: Монография / Отв. ред. А. А. Камалова, А. Г. Лошаков. -Архангельск: Поморский государственный университет, 2004. С. 7 — 27.
  85. А.А. Семантические типы предикатов состояния в системном и функциональном аспектах. Архангельск: Издательство Поморского университета имени М. В. Ломоносова, 1998. — 325 с.
  86. Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976. -355 с.
  87. И.Н. Обзор понятия «концепт» в современной лингвистике и принципы выделения этических концептов // Язык. Миф. Этнокультура / Отв. ред. JI.A. Шарикова. Кемерово: ИПК «Графика», 2003. -С. 145- 152.
  88. Е.Е. Лингвокультурологические основания русского концепта любовь (аспектный анализ): Диссертация. кандидата филолог, наук. Екатеринбург, 1997. — 230 с.
  89. М.С. Знание в древнерусской книжности (эпистемологический анализ: текст и контекст): Автореферат. доктора филол. наук. М., 2000 (а).-45 с.
  90. М.С. Эпический герой и феномен «двоеверия» в культуре Древней Руси // Человек. 2000 (б). — № 3. — С. 73 — 86.
  91. С.Н. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры. СПб.: Алетейя, 2004. — 329 с.
  92. В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник.-М., 1871.-512 с.
  93. Т.Ю. О содержательных контекстах понятия «концепт»: от В. Гумбольдта и А. А. Потебни к А. Вежбицкой и Ю. С. Степанову // Язык. Человек. Картина мира. Омск, 2000. — С. 16−18.
  94. В.В. Древняя Русь: наследие в слове. В 5 кн. Кн. 3. Бытие и быт. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2004 (а). — 400 с.
  95. В.В. Древняя Русь: наследие в слове. В 5 кн. Кн. 2. Добро и зло. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. — 304 с.
  96. В.В. Древняя Русь: наследие в слове. В 5 кн. Кн. 1. Мир человека. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. — 326 с.
  97. В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Издательство ЛГУ, 1986.-312 с.
  98. В.В. Философия русского слова. СПб.: ЮНА, 2002. — 448 с.
  99. В.В. Язык и ментальность. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2004 (б). — 240 с.
  100. . Русские святые // Сельская молодежь. 1993. — № 9. -С. 10−12.
  101. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1976. -717 с.
  102. О.Н. 'Перемещение в пространстве' как признак концепта душа II Язык. Миф. Этнокультура / Отв. ред. Л. А. Шарикова. Кемерово: ИПК «Графика», 2003 (б). — С. 152 — 156.
  103. О.Н. Функциональная структура концепта сердце в древнерусском языке // Мир человека и мир языка: Коллективная монография /Отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2003 (г). — Вып. 2. — С. 275 — 287.
  104. И.В. Плач как феномен русской культуры: Автореферат. кандидата филол. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2003. — 24 с.
  105. E.JI. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI сер. XV в.). — М, 2000. — 199 с.
  106. И.А. Православная сакрально-богуслужебная лексика в современном русском языке и в художественном тексте: Автореферат. кандидата филол. наук. Волгоград, 2003. — 28 с.
  107. О.В. Образ-концепт «внешний человек» в русской языковой картине мира: Автореферат. кандидата филол. наук. Барнаул, 2002. — 23 с.
  108. О.В. Семиосфера внешнего человека в русской языковой картине мира // Мир человека и мир языка: Коллективная монография /Отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2003. -Вып. 2.-С. 229−236.
  109. А.Д. О языковом концепте 'долг' // Логический анализ языка: Языки этики. / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 119 — 124.
  110. Ю.М., Синяговский С. А. Монастыри и пустыни Кенозерья в XIV начале XX века // Святые и святыни северорусских земель / Сост. и науч. ред. Н. И. Решетников. — Каргополь, 2002. — С. 118 — 125.
  111. Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигматического анализа) // Язык и наука конца XX века. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1995. -С. 7−34.
  112. Т.Н. Автор и читатель житий (к кому обращались в своих произведениях Епифаний Премудрый и Пахомий Лагофет) // Русская речь. -2000.-№ 5.-С. 93−97.
  113. В.В. Эстетика идеальной жизни: Избранные труды. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2000. — 319 с.
  114. И.К. Русская святость и русская культура // Агиологическое древо русской культуры. Сборник докладов и сообщений участников конференции. М, 2000. — С. 9 — 18.
  115. Ю.В. Индивидуальные и групповые маркеры православного дискурса (экспериментальное исследование): Автореферат. кандидата филол. наук. Ульяновск, 2000. — 20 с.
  116. .А. Из славяно-балтийских лексикологических сопоставлений {стыд срам) // Ларин Б. А. История русского языка и общее языкознание. — М.: Просвещение, 1977. — С. 63 — 72.
  117. Ш. Левшун Л. В. История восточнославянского книжного слова XI XVII веков. — Минск: Экономпресс, 2001. — 352 с.
  118. Лексическая основа русского языка: Комплексный учебный словарь / Под ред. В. В. Морковкина. М.: Русский язык, 1984. — 1168 с. ПЪ. Лепахин В. В. Значение и предназначение иконы. — М.: Паломник, 2003.-511 с.
  119. Е.В. Когнитивная семантика: эволюционно-прогностический аспект. Монография. М.- Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2002. — 234 с.
  120. В.А. Концепт истины и слово истина в русском языке (Опыт концептуального анализа рационального и иррационального в языке) // Вопросы языкознания. 1993. — № 4. — С. 63 — 86.
  121. Г. Н. К истории антонимических прилагательных в русском языке (слова толстый и тонкий) // Исследования по исторической лексикологии древнерусского языка. М.: Наука, 1964. — С. 80 — 93.
  122. Ф. Библейская энциклопедия Брокгауза. СПб., 2003. — 984 с.
  123. Макарий (Веретенников П.И.) Русская святость в истории, иконе и словесности: Очерки русской агиографии. М., 2001. — 122 с.
  124. Н.А. Пахомиева Спасо-Преображенская Кенская мужская пустынь // Святые и святыни северорусских земель / Сост. и науч. ред. Н. И. Решетников. Каргополь, 2002. — С. 156 — 161.
  125. М.М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1989.-200 с.
  126. М.М. Феномен табу в традициях и в языке индоевропейцев. Сущность формы — развитие. — М.: Изд-во «Азбуковник», 2000. — 268 с.
  127. В.А. Лексика нравственно-оценочного ряда в древнерусских памятниках XI века // Логический анализ языка: Языки этики / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 363 — 372.
  128. А.В. Прилагательные со значением моральной оценки лица (на древнерусском хронологическом срезе): Автореферат. кандидата фи-лол. наук. Киев, 1992. — 17 с.
  129. А.В. Библиологический словарь в 3-х т. М., 2002. — Т. III. -1124 с. 9.Менъ А. В. Возвращение к истокам // Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990. — С. 7 — 26.
  130. Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Агентство «ФАИР», 1998. — 352 с.
  131. С.В. Истоки и традиции русского агиографического жанра // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. — 2000. — № 1. -С. 20−31.
  132. М. Фреймы для представления знаний. -М.: Энергия, 1979. -151 с.
  133. Ю.В. Отражение русской ментальности в концептах художественного текста (на материале цикла рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»): Автореферат. кандидата филол. наук. Калининград, 2003. — 24 с.
  134. Ю.В. Лексика с религиозной семантикой и ее стилистические функции в житийных памятниках XV века: Диссертация. кандидата филолог, наук. М, 2000 (а). — 158 с.
  135. Ю.В. Форма похвалы в «Слове о житьи и о преставлении ве-ликаго князя Дмитрия Ивановича царя рускаго» // Русский язык: история, диалекты, современность. М., 2000 (б). — С. 12 — 19.
  136. Ю.Н. Религиозная православная лексика и ее судьба (по данным толковых словарей русского языка): Автореферат. кандидата филол. наук. Екатеринбург, 2004. — 20 с.
  137. Н.Г. К вопросу о номинации в древнерусском тексте // Вопросы языкознания 1981. № 1. — С. 112 — 120.
  138. П. «Кожаные ризы» // Человек. 2000 (а). — № 5. — С. 99 — 111.
  139. П. «Кожаные ризы» // Человек. 2000 (б). — № 6. — С. 76 — 95.
  140. П. Образ Божий // Человек. 2000 (в). — № 4. — С. 71 — 86.
  141. А.Л. К вопросу о достоверности легенды о Борисе и Глебе //Мир житий. Сборник материалов конференции. М.: Крутъ: Имидж-Лаб, 2002.-С. 47−53.
  142. Д.В. Учение о личности в христианском богословии IV- VIII веков // Человек. 2000 (б). — № 3. — С. 64 — 72.
  143. Д. В. Христианское учение о человеке // Человек. 2000 (в). -№ 5.-С. 112- 126.
  144. Д.В. Христианское учение о человеке // Человек. 2000 (г). -№ 6.-С. 97−108.
  145. ДВ. Христианское учение о человеке // Человек. 2001. — № 1.-С. 119−127.
  146. М.В. Н.А. Бердяев о православном персонализме // Человек. -2003.-№ 4.-С. 123- 127.
  147. М.П. Концепция святости на пересечении христианского создания и традиционной мифологии // Социальная антропология на пороге XXI века. Тезисы и материалы конференции. М., 1997. -С. 393 -395.
  148. А.А. Текстообразование древнерусских жанровых форм (чудо, плач, молитва): Автореферат. доктора филол. наук. СПб., 2001. — 44 с.
  149. Е.В. Нужен ли лингвистике эпитет «когнитивная»? (о новых идеях и подходах в семантике) // Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы. 2003. — № 11. — С. 38 — 43.
  150. Е. Дохристианские представления славян о святости //Межвузовский центр сопоставительных историко-антропологических исследований. Сборник студенческих научных работ. Вып. 1. — М., 2000. — С. 47 — 59.
  151. С.В. Семантический портрет Иисуса Христа в переводе Библии NEW INTERNATIONAL VERSION: Автореферат. кандидата филол. наук. Волгоград, 2003. — 20 с.
  152. К.А. Высказывание и ситуация: об онтологическом аспекте философии языка // Вопросы языкознания. 1998. — № 5. — С. 24 — 52.
  153. А.К. Концепт душа в русской языковой картине мира: Диссертация. кандидата филолог, наук. М., 2002. — 156 с.
  154. М.Е. Функциональные особенности церковной лексики с предметным значением в русском языке: Автореферат. кандидата филол. наук. Казань, 2003. — 24 с.
  155. М.В. Концепт НАДЕЖДА в русской языковой картине мира // Человек и его язык (75-летию проф. В.П. Недялкова) / Отв. ред. чл.-корр. САН ВШ Е. А. Пименов, М. В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2003 (а). — Вып. 4. — С. 47 — 66.
  156. М.В. О некоторых способах концептуализации внутреннего мира человека (на примере когнитивной модели 'сердце —> контейнер') // Язык. Миф. Этнокультура / Отв. ред. Л. А. Шарикова. Кемерово: ИПК «Графика», 2003 (б). — С. 160 — 164.
  157. М.В. Особенности репрезентации концепта чувство в русской языковой картине мира // Мир человека и мир языка: Коллективная монография / Отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2003 (в). — Вып. 2. — С. 58 — 120.
  158. М.В. О типовых структурных элементах концептов внутреннего мира (на примере концепта душа) II Язык. Этнос. Картина мира: Сборник научных трудов / Отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2003 (г). — Вып. 1. — С. 28 — 39.
  159. М.В. Эстетическая оценка в древнерусском тексте: Диссертация. доктора филолог, наук. СПб., 2000. — 418 с.
  160. Р.В. Русская спортивная терминология (на материале баскетбольной терминосистемы): Диссертация. кандидата филолог, наук. -Архангельск, 2003. 181 с.
  161. ЗД., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. -Воронеж: Изд-во «Истоки», 2001. 191 с.
  162. ЗД., Стернин И. А. Проблема моделирования концептов в лин-гвокогнитивных исследованиях // Мир человека и мир языка: Коллективная монография / Отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: Комплекс «Графика», 2003 (а). — Вып. 2. — С. 6 — 16.
  163. МЛ. К вопросу об эволюции грамматической нормы житийных жанров // Вестник Московского университета. -1993. № 2. — С. 27 — 32.
  164. И.А. Формирование языка Синодального перевода Нового Завета (на материале редакторской правки митрополита Филарета (Дроздова)): Автореферат. кандидата филол. наук. Томск, 2003. — 25 с.
  165. Т.П. «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого. Лингвостилистический анализ: Автореферат. кандидата филол. наук. Ленинград, 1988. — 218 с.
  166. Т.П. Язык житийных текстов к. XV сер. XVI вв. (на материале «Макариевского цикла»): Автореферат. доктора филол. наук. -СПб, 2003.-38 с.
  167. Е.В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М.: Молодая гвардия, 2002. — 329 с.
  168. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. В 6-ти т. / Под общей ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 2000. -Т.1.-800 с. РСС.
  169. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. В 6-ти т. / Под общей ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 2003. -Т.3.-630 с. РСС.
  170. В.Ш. Любовь как откровение личности божественной и человеческой // Человек. — 2003 (а). — № 5. — С. 111 — 122.
  171. В.Ш. Любовь как откровение личности божественной и человеческой // Человек. — 2003 (б). — № 6. — С. 100 — 110.
  172. В.Ш. Любовь как откровение личности божественной и человеческой // Человек. — 2004. — № 1. — С. 76 — 85.
  173. В.Ш. Проблема добра и зла в христианской этике // Человек. -2001 (а).-№ 5.-С.125- 135.
  174. В.Ш. Проблема добра и зла в христианской этике // Человек. 2001 (б). -№ 6. — С. 104 -111.
  175. Л. О. Синтез мифопоэтической и христианской образности в древнерусской культуре: Автореферат. кандидата филол. наук. СПб, 2004. — 22 с.
  176. Н.А. Соотношение образов частичного (частей) и целостного человека в языковой картине мира: на материале семантико-функционального макрополя «часть человека» в современном русском языке: Автореферат. кандидата филол. наук. Омск, 2000. — 21 с.
  177. Н.И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. — 328 с.
  178. Сказания о святых подвижниках Архангельской земли / Подготовила Сказания монахиня Евфимия (Пащенко). Архангельск: Правда Севера, 2002. — 320 с.
  179. С.А. Современная антропология. Аналитический обзор //Человек. 2003 (а). — № 4. — С. 86 — 94.
  180. С.А. Современная антропология. Аналитический обзор // Человек. 2003 (б). — № 5. — С. 84 — 96.
  181. С.А. Современная антропология. Аналитический обзор // Человек. 2004 (а). — № 2. — С. 67 — 78.
  182. С.А. Современная антропология. Аналитический обзор // Человек. 2004 (б). — № 3. — С. 79 — 88.
  183. С.А. Религионим святой (по данным лексикографических источников) // Weltin der Sprache / Hrsg. von M.V. Pimenova. Landau: Ver-lag Empirische Padagogic, 2005. — C. 494 — 505.
  184. Х.Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2001. — 990 с.
  185. А.Г. Лексика русского языка XTV XVII вв. для обозначения понятий этики: Автореферат. кандидата филол. наук. — Одесса, 1984. — 18 с.
  186. И.А. Когнитивная лингвистика и виды сознания // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: Материалы международного симпозиума. Волгоград: Перемена, 2003. — С. 37 — 39.
  187. И.А. Национальная специфика мышления и проблема лакунарности // Связи языковых единиц в системе и реализации. Тамбов, 1998.-С. 22−31.
  188. К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла // Человек. 2000 (а). — № 2. — С. 92 — 101.
  189. К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла // Человек. 2000 (б). — № 3. — С. 108 — 115.
  190. К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла//Человек. 2000 (в).-№ 4. — С. 42 — 48.
  191. К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла // Человек. 2000 (г). — № 5. — С. 88 — 98.
  192. К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла // Человек. 2000 (д). — № 6. — С.
  193. К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла // Человек. 2001 (е). — № 1. — С.94 — 106.
  194. К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла // Человек. 2001 (ж). — № 2. — С.83 — 101.
  195. Н.И. Из истории синонимических отношений слов с корнями бол- и скорб- (на материале вестей-курантов первой половины XVII в.) // История русского языка. Исследования и тексты. М.: Наука, 1982.-С. 56−69.
  196. И.А. Концептуализация души в поэтическом мире Г. Иванова // Конец XX века. Сборник статей научно-методического семинара «TEXTUS». Вып. 6. / Под ред. доктора филол. наук проф. К. Э. Штайн. — СПб. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — С. 385 — 388.
  197. З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. — 188 с.
  198. Е.А. Женские библейские имена в истории русской лексикографии: Автореферат. кандидата филол. наук. М., 2002. — 31 с.
  199. О.А. К проблеме языкового представления концепта Человек (на материале современного английского языка) // Sprache. Kultur. Mensch. Ethnie / Hrsg. von M.V. Pimenova. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2002.-C. 131−134.
  200. В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2-х т.- М.: «Гнозис» Школа «Языки русской культуры». — Т. 1. — 1995. — 875 с.
  201. В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2-х т.- М.: «Гнозис» Школа «Языки русской культуры», — Т. 2. — 1998. — 864 с.
  202. В.И. Концептосфера внутреннего мира человека в русском языке: Функционально-когнитивный словарь. Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1998.-232 с.
  203. А.А. Кокшеньга: Историко-этнографические очерки. Вологда, 2003. — 192 с.
  204. А.Н. Когда было написано «Житие Феодосия Печерского»? // Русская речь. 2002. — № 1С. 57 — 62.
  205. Е.В. Архаичные представления в русской языковой картине мира: Автореферат. доктора филол. наук. М, 1997. — 47 с.
  206. Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике. М.: Языки славянской культуры, 2003. — 224 с.
  207. Е.В. Дух и душа: к реконструкции архаичных представлений о человеке // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке
  208. Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Издательство «Индрик», 1999.-С. 11−25.
  209. Е.В. Фундаментальные особенности человека и наивная «анатомия» // Вопросы языкознания. -1995.-№ 3.-C.3−16.
  210. Е.В. Языковая картина мира vs. обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. 1998. -№ 2.-С. 3−22.
  211. АЛ. Типы словесных знаков. М.: Наука, 1974. — 205 с.
  212. К.В. Русская религиозная философия. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. 208 с.
  213. Г. П. Русская религиозность. Часть I. Христианство Киевской Руси. X XIII вв. / Собрание сочинений в 12-ти т. — М.: Мартис, 2001. -Т. 10.-382 с.
  214. Г. П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990. -269 с.
  215. Н.Д. Языковой образ среднего человека в аспекте когнитивных категорий градуальности, дуальности, оценки, нормы (на лексическом и текстовом материале современного русского языка): Автореферат. кандидата филол. наук. Барнаул, 2003. — 22 с.
  216. Феофан Затворник (Святитель). О православии. Минск: Лучи Софии, 2003. — 272 с.
  217. Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. — М.: Прогресс, 1988. -С. 52−92.
  218. П. А. Христианство и культура / Вступ. ст. и примеч. А. С. Филоненко. М.: Москва, 2001. — 672 с.
  219. P.M., Звонкий А. К., Ларичев О. И., Касевич В. Б. Представление знаний как проблема // Вопросы языкознания. 1990. — № 6. — С. 85 — 101.
  220. P.M. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология? // Язык и наука конца XX века. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1995. — С. 74 — 117.
  221. Христианство. Энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. С. С. Аверинцев. М.: Большая Российская энциклопедия. — Т. 1. — 1993. — 863 с.
  222. З.Р. Концепт «сердце» в языковой картине мира (на материале кабардинского, русского и английского языков): Диссертация. кандидата филолог, наук. Нальчик, 2003. — 145 с.
  223. О.Н. Концептосфера и система языка // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста. Материалы международного симпозиума: Тезисы докладов: В 2-х ч. Волгоград: Перемена, 2003. — Ч. 2. — С. 46 — 47.
  224. О.А. Культурный аспект в историческом изучении лексики русского языка // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. — 1995. — № 5. — С. 136 — 146.
  225. О.А. Наблюдения над лексикой Стоглава (лексика, связанная с понятиями духовной и культурной жизни) // Русская историческая лексикология и лексикография. Л., 1983. — С. 17−25.
  226. Л. О. Абстрактное имя в семантическом и прагматическом аспектах: Автореферат. доктора филол. наук. М., 1997 (а). — 48 с.
  227. Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. М.: Изд-во МГУ, 1997 (б). — 320 с.
  228. С.В. От модели языка к модели человека // Семантика. Функционирование. Текст: Межвузовский сборник научных трудов. Киров, 2002.-С. 130- 138.
  229. Л.Н. Антропоцентричность текста как принцип организации его структуры: Автореферат. доктора филол. наук — СПб, 2003. 39 с.
  230. Н.В. История слова напрасный по русским письменным памятникам // Древнерусский язык. Лексикология и словообразование. М.: Наука, 1975.-С. 113−138.
  231. Н.В. Слово в древнем тексте // Русская речь. 1994. — № 4. -С. 77 — 80.
  232. ВЯ. Событие и текст. М.: Высшая школа, 1989. — 175 с.
  233. Д.Р. Язык Жития Авраамия Смоленского как памятника древнерусской агиографии: Автореферат. кандидата филол. наук. Казань, 1999.- 16 с.
  234. Ю.В. Лингвистические особенности севернорусских житий XVII в. (грамматика): Автореферат. кандидата филол. наук. М., 2004. — 24 с.
  235. АД. Русский язык и внеязыковая действительность. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 496 с.
  236. ЕТ. «Внутренний человек» и внешняя речь. М., 1998. — 218 с.
  237. Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова // Вопросы языкознания. 1998. — № 3. — С. 43 — 73.
  238. В. Культ святых-отшельников и монастырская культура (к постановке вопроса) // Славяноведение. 1997. — № 2. — С. 49 — 59.
  239. И. Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881.
  240. Л.Г. Процессы семообразования в структуре исторических корневых гнезд (Концепт <красота>) // Русское слово в тексте и словаре. -Вологда: Изд-во «Русь», 2003. С. 4 — 23.
  241. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. -СПб.: Норинт, 2003. 1536 с. БТС.
  242. Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: В 2-х т. М.: Изд-во «Русский язык», 2000. Ефремова.
  243. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.-944 с. СОШ.
  244. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) / Сост. священникъ магистръ Григорий Дьяченко. -М., 1993. Дьяченко.
  245. А.Г. Этимологический словарь русского языка. В 2-х т.- М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1959. Преображенский.
  246. Г. Н. Словарь православной церковной культуры. СПб: Наука, 2000. — 278 с. Скляревская.
  247. Словарь древнерусского языка XI XIV веков. В 10-ти т. / Гл. ред. Р. И. Аванесов. — Т. 1 — 6. — М.: Русский язык, 1998 — 2002. Словарь XI — XIV.
  248. Словарь русского языка. В 4-х т. М.: Русский язык, 1985 — 1988. MAC.
  249. И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. В 3-х т. -М.: Изд-во АН СССР, 1958. Срезневский.
  250. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Вече: мир книги, 2001. Ушаков.
  251. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения /Под ред. Г. Н. Скляревской. СПб.: Изд-во «Фолио — Пресс», 2002 — 700 с. Языковые изменения.
  252. М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. / Под ред. проф. Б. А. Ларина. СПб.: Изд-во «Азбука», Изд. Центр «Терра», 1996. Фасмер.
  253. Черных П. Я Историко-этимологический словарь русского языка. В 2-х т. М.: Русский язык, 2001. Черных.
  254. Н.М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. -М.: Прозерпина, 1994. Шанский, Боброва.
  255. Святое БлаговЕствование от Матфея // Новый завет. СПб., 1901.-С. 1−57. Мф.
  256. Святое БлаговЕствование от Марка // Новый завет. СПб., 1901. -С. 58−93. Мрк.
  257. Святое БлаговЕствование от Луки // Новый завет. СПб., 1901. -С. 94−153. Лк.
  258. Святое БлаговЕствование от Иоанна // Новый завет. СПб., 1901. -С. 154- 198. Ин.
Заполнить форму текущей работой