Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование механизма стратегического управления наукоградом как элементом национальной инновационной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены основные барьеры на пути эффективного развития российских наукоградов (сокращение государственной финансовой поддержкисложность адаптации к рыночной экономике при условии сохранения характера специализации и высокой доли научных исследованийвысокий уровень безработицы и др.) и разработаны рекомендации по выработке стратегического видения развития этих муниципальных образований на основе… Читать ещё >

Содержание

  • Введение з
  • Глава 1. Международный анализ проблем формирования и и развития систем управления технополисами и технопарками
    • 1. 1. Анализ опыта развитых стран (США, и Японии, Германии и др.)
    • 1. 2. Анализ опыта новых индустриальных и 37 развивающихся стран (Южной Кореи, Китая, Индии и др.) по созданию условий для. эффективного функционирования технополисов и технопарков
    • 1. 3. Анализ эволюции наукоградов в СССР и России
  • Глава 2. Методические основы стратегического управления наукоградами как элемента национальной инновационной системы (НИС)
    • 2. 1. Основные элементы и условия формирования 66 национальной инновационной системы (НИС), ориентированной на повышение конкурентоспособности
  • России
    • 2. 2. Теория устойчивого развития как основа 79 стратегического управления наукоградами
    • 2. 3. Основы функционирования механизма 92 стратегического управления наукоградами
  • Глава 3. Развитие стратегического управления наукоградами в Российской Федерации
    • 3. 1. Роль развития стратегического, управления наукоградами в повышении эффективности государственной политики в области формирования НИС
    • 3. 2. Анализ российской практики формирования и функционирования наукоградов
    • 3. 3. Направления повышения эффективности стратегического управления российскими наукоградами
  • Заключение

Формирование механизма стратегического управления наукоградом как элементом национальной инновационной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из ключевых приоритетов национальной инновационной политики в настоящее время является развитие потенциально конкурентоспособных производств, работающих в отраслях экономики несырьевой направленности. Стратегия государства направлена на наращивание производственного потенциала в перспективных наукоемких и высокотехнологичных направлениях постиндустриального развития, что должно способствовать получению в будущем принципиальных конкурентных преимуществ. Для реализации инновационной политики важно объективно и правильно оценивать и выбирать те составляющие национальной экономики, которые уже имеют научно-техническую базу, соответствующую мировому уровню, и которые смогли бы стать «локомотивом» создания конкурентоспособных производств с учетом тенденций развития мировых рынков и инициатив частного сектора.

Наукограды в России могут стать эффективной формой развития современной инновационной инфраструктуры, ее неотъемлемым элементом, позволяющим более полно и всесторонне реализовывать инновационную составляющую экономической стратегии России на современном этапе. Становление основного ядра отечественных наукоградов приходится на послевоенные десятилетия. Особенность этих городов заключалась в том, что они возникали не в ходе естественной эволюции, а директивно с целью реализации общегосударственной экономической и оборонной политики. Кризисные явления, поразившие отечественную научно-техническую сферу в 90-е годы, затронули наукограды с особой силой. Те преимущества, которые способствовали их становлению и развитию, обернулись острыми социально-экономическими бедами. Резкое сокращение государственного финансирования привело к значительному свертыванию научно-технической деятельности и, как следствие, оттоку высокопрофессиональных кадров, деградации социальной сферы. Возникла реальная угроза утраты накопленного научно-производственного и кадрового потенциала (численность занятых в профильных производствах сократилась более чем в два раза, нередко до 90% из оставшихся сотрудников находились в вынужденных отпусках без сохранения зарплаты от 2 до 4 месяцев). Без радикального изменения подхода к стратегическому управлению развитием наукоградов существует угроза утраты ими роли центров развития передовой науки, разрушения уникального научно-технического потенциала, угроза превращения этих городов в нежизнеспособные территориальные образования.

Эффективное управление, особенно стратегическое, может позволить не только сберечь существующий потенциал наукоградов, но и создать предпосылки для превращения их в города науки нового поколения, призванные стать «точками экономического роста» страны на базе инновационных технологий мирового уровня, что определяет актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В российской и зарубежной экономической литературе существует значительное число публикаций, посвященных различным аспектам управления наукоградами и другими элементами инновационной инфраструктуры.

Для теоретического осмысления и углубления исследований по проблемам стратегического управления наукоградами значительный интерес имеют работы отечественных ученых, исследования ведущих российских специалистов: Л. И. Абалкина, В. М. Аньшина, В. И. Быстренко, А. Л. Гапоненко, Г. А. Краюхина, Б. Н. Кузыка, Н. Ю. Ивановой, В. А. Лапина, Д. С. Львова, В. Я. Любовного, Т. Г. Морозовой, С. А. Никитенко, М. А. Николаева, В. Е. Рохчина, П. В. Савченко, А. И. Татаркина, И. Д. Тургель, Р. А. Фатхутдинова,.

В.Н.Христенко, П. Г. Цицина, А. Н. Широкова, С. Н. Юркова, А. П. Яркина, Ю. В. Яковца, и др.

Вместе с тем, до сих пор остается множество недостаточно разработанных вопросов, связанных с развитием системы управления территориями, ориентированными на наукоемкое и высокотехнологичное производство. Несмотря на то, что эту проблематику активно разрабатывали в течение последних десятилетий такие западные исследователи, как Абе X., Андерсон А., Бельсон Ф., Вильяме Р., Гибсон Д., Дальтон И., Дорфман Н., Дэнсон М., Кавашима Т., Кэмерон Дж., Моритани М., Перрен Ж.-С., Петере П., Санман X., Смайлор Р., Тацуно Ш., Уотерс Дж., Халькьер X., Штандт Е. и другие, до сих пор отсутствуют комплексные исследования проблем стратегического управления развитием элементов инновационной инфраструктуры. В экономической литературе и на практике допускается недооценка экономической роли государства в решении многочисленных вопросов, связанных с инфраструктурным и институциональным обеспечением стратегического управления, ориентированного на повышение конкурентоспособности управляемых объектов.

Недостаточная степень научной разработанности проблем стратегического управления инновационной деятельностью в России, несомненная практическая значимость данной проблематики обусловили выбор темы настоящего исследования и определили его цель.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является формирование механизма разработки и осуществления стратегии управления наукоградами в условиях становления национальной инновационной системы как приоритетного направления экономической политики государства и решения проблем повышения конкурентоспособности на основе развития и реализации инновационного потенциала Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в задачи исследования входят:

— проведение анализа международного опыта интеграции науки и производства;

— исследование основных тенденций и особенностей формирования российской национальной инновационной системы, ее нормативной базы и основных институциональных элементов в условиях ужесточения конкуренции на наукоемких рынках;

— изучение эволюции подходов к управлению наукоградами в СССР и России, осуществляющей рыночные преобразования, с целью выявления динамики роли наукоградов в инновационной политике России;

— адаптация мировых достижений в области стратегического управления территориальными образованиями с градообразующим научно-производственным комплексом для разработки предложений по развитию российской инновационной системыразработка рекомендаций по формированию механизма стратегического управления российскими наукоградами.

Объектом исследования являются наукограды как ключевой элемент национальной инновационной системы в России.

Предметом исследования являются механизмы стратегического управления развитием современных российских наукоградов.

Методологические и методические основы исследования.

Методологической и теоретической основами исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных специалистов в области стратегического и инновационного менеджмента, материалах научных конференций, симпозиумов и т. д.

Информационную базу диссертации составили официальные документы, отчеты, а также программы социально-экономического развития наукоградов. Были использованы положения действующей нормативно-правовой базы в области развития инновационной деятельности РФ, обширный периодический материал. Исследование осуществлялось на основе методов международного сравнительного анализа и синтеза, системного подхода, обобщения и др.

Научная новизна исследования. В результате проведенного комплексного исследования проблем стратегического управления наукоградами получены следующие результаты, характеризующие его новизну и научно-практическую значимость:

1. Уточнены понятия «технополис» и «наукоград» и раскрыты их особенности как объектов управления. Обоснована ключевая роль теории устойчивого развития в повышении качества стратегического управления наукоградом как современной формой территориальной интеграции науки, образования и высокотехнологичного производства, приводящей к формированию единой научно-производственной, учебной, жилой и социально-культурной среды, обеспечивающей непрерывный инновационный цикл.

2. На основе анализа международного опыта развития инновационной инфраструктуры обобщены основные параметры моделей управления технополисами и технопарками в различных странах (США, Японии, Китае, Индии и др.). Выявлены и систематизированы базовые характеристики, определяющие особенности стратегического подхода к управлению технополисами в рамках данных моделей: активное использование программноцелевых методов государственного регулирования развитием технополисов в японской моделисинергетическое сотрудничество и эффективное развитие сетевых взаимодействий крупного бизнеса, инновационного предпринимательства, образовательных и научных организаций в случае американской моделистремление эффективно сочетать децентрализованные взаимодействия субъектов инновационной деятельности в технополисе с методами государственной поддержки их деятельности в случае европейской смешанной модели.

3. Обосновано положение о том, что стратегическое управление развитием наукоградов является важной составляющей процесса формирования современной национальной инновационной системы России. На основе всестороннего анализа существующей нормативно-правовой базы управления наукоградами выделены основные этапы формирования государственной политики сохранения и развития наукоградов Российской Федерации.

4. Выявлены основные барьеры на пути эффективного развития российских наукоградов (сокращение государственной финансовой поддержкисложность адаптации к рыночной экономике при условии сохранения характера специализации и высокой доли научных исследованийвысокий уровень безработицы и др.) и разработаны рекомендации по выработке стратегического видения развития этих муниципальных образований на основе сценарного подхода, что предполагает решение ряда стратегических проблем, в частности, достижение соглашения между заинтересованными сторонами о том, какие звенья инновационных процессов целесообразно осуществлять в рамках научно-производственного комплекса наукограда, каким образом могут быть интегрированы недостающие звенья.

5. С применением системного подхода разработана структура системы управления наукоградом как элементом национальной инновационной системы, ориентированной на повышение конкурентоспособности управляемых объектов, состоящая из внешнего окружения (включая инструменты инновационной экономики, рынки поставщиков и потребителей товаров и услуг наукограда, другие факторы внешней среды) и внутренней структуры управления наукоградом (включая целевую и обеспечивающую подсистемы, принципы, функции, методы и другие механизмы управления).

6. Разработана структура механизма стратегического управления наукоградом, раскрывающая взаимосвязи между подсистемами обеспечения управления (правового, научно-методического, ресурсного, информационного и организационного), основными субъектами стратегического управления (службами мониторинга и диагностики, стратегического маркетинга и планирования и др.), конкретными технологиями управления и другими подсистемами, и приводящая к достижению стратегических целей наукограда.

Практическая ценность диссертации. Основные обобщения, выводы и конкретные рекомендации диссертационного исследования могут быть полезны при разработке стратегий социально-экономического развития наукоградовмогут быть также использованы в учебном процессе при чтении курсов по инновационному менеджменту, стратегическому и муниципальному менеджменту, управлению инновационными системами для студентов, аспирантов, а также на курсах повышения квалификации руководителей структур, занимающихся инновационным менеджментом.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре теории и технологий управления факультета государственного управления МГУим.М. В. Ломоносова, на научно-практических конференциях и семинарах. По результатам исследований опубликовано 3 научных работы, общим объемом 1,5 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое соискателем исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Для решения проблемы создания институциональных основ конкурентоспособной национальной экономики необходимы стратегически обоснованные и последовательно проводимые меры, ориентированные на формирование целостной инновационной системы России.

Важнейшей задачей современного этапа рыночного реформирования России является формирование новой инновационной стратегии, направленной на создание целостной инновационной системы России, институциональных основ конкурентоспособной экономики.

2. Одним из ключевых элементов этой стратегии является эффективное управление наукоградами, многие из которых были созданы еще в советское время.

Рассмотрение теоретических и практических подходов к понятию «наукоград» дало возможность уточнить и раскрыть его содержание как важнейшего элемента инновационной системы, характеризующегося национальными традициями, политическими и культурными особенностями.

3. Анализ эволюции экономических механизмов управления наукоградами в нашей стране показал переход от экзогенного типа управления ими как казенными городами к преимущественно эндогенному типу управления как муниципальными образованиями с ведущей ролью и деятельностью научно-исследовательского комплекса.

4. Обосновывается положение, что превращение территорий с высоким научно-техническим потенциалом в территории интенсивного инновационного развития, развитие наукоемкого бизнеса, рост выпуска конкурентоспособной продукции позволят значительно повысить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, развивать на этой основе коммунальное хозяйство, социальную и экологическую сферы так, чтобы обеспечить достойные условия жизни населения.

5. Радикальные изменения факторов внешней и внутренней среды российских наукоградов в условиях социально-экономических реформ, привели к необходимости пересмотра стратегического подхода к управлению современными наукоградами и роли государства в отношении их дальнейшего развития. Автором подчеркивается, что период активного участия государства в поддержке развития города должен продолжаться до тех пор, пока не включатся на полную мощность механизмы саморазвития и город не перейдет на новый режим устойчивого развития.

В этой связи, важным этапом развития российской государственности должна стать разработка новых направлений стратегии развития наукоградов, учитывающих и обеспечивающих устойчивость развития данных территориальных образований, базирующихся на сбалансированном взаимодействии всех своих составляющих.

6. Важнейшей методологической основой разработки подобной стратегии в данном исследовании выдвигается теория устойчивого развития, предполагающая совмещение экономического, социального и экологического развития. Другими словами, действия, которые могут привести к улучшениям лишь одного элемента из триады (экономического, социального или экологического развития) в ущерб остальным в рамках этой теории не представляются элементами политики устойчивого развития, в отличие от действий, которые приведут к улучшению хотя бы в одном из элементов системы, не нарушая целостности остальных.

На основе всестороннего анализа мирового опыта по созданию центров инновационной активности, автором обобщены основные страновые модели управления технополисами различного типа. Выявлены и систематизированы основные характеристики, определяющие рациональные подходы к стратегии управления технополисами с учетом их применения в российских условиях.

7. Увеличение коммерческих результатов деятельности предприятий, расположенных на территории наукоградов, однако, не может произойти без целенаправленной финансовой помощи наукоградам как со стороны Федерального Правительства, так и со стороны органов местного самоуправления.

Этот вывод предполагает осуществление комплексной поддержки инновационной и производственной деятельности, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции в наукоградах на основе выбора приоритетных технологий.

8. В работе обоснованы два основных взаимосвязанных направления государственной политики в данной сфере:

— превращение таких территорий в территории интенсивного инновационного развития;

— обеспечение достойного уровня жизни населения, его максимальной занятости высококвалифицированным трудом, диверсификация как видов деятельности, так и специальностей образования, которое можно получить в наукограде.

Для реализации первого направления необходимо создание соответствующих организационных и экономических механизмов перехода данных территорий к инновационному развитию, а также выбор механизмов привлечения и эффективного использования бюджетных федеральных, региональных и муниципальных средств, средств внебюджетных источников в процессе формирования и реализации программ развития наукоемких производств.

В качестве государственной политики выделены сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов научно-производственного комплекса территории при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также создать эффективную систему поддержки малого и среднего научно-технического бизнеса и инновационного предпринимательства, в том числе инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей проведение качественных исследований рынка и системную ориентацию субъектов научно-производственных комплексов на конкретных потребителей.

Для реализации второго направления необходимо развитие образовательной сферы территорий по целому ряду новых специальностей, в том числе по специальностям непосредственно необходимым сегодня в научно-производственном комплексе, формирование системы подготовки высококвалифицированных кадров и специалистов по инновационному менеджменту для научно-производственного комплексаопределение механизмов поддержки молодежи, в том числе строительства жилья для молодых семей и высококвалифицированных специалистовформирование эффективной и высоко конкурентной среды в сфере жизнеобеспечения и торговли, что позволит обеспечить превышение уровня доходов населения над уровнем прожиточного минимума.

Реализация указанных задач государственной политики, на наш взгляд, требует более четкого разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также определения сферы их совместного ведения.

9. Анализ различных сценариев развития наукоградов дал возможность автору предложить вариант, связанный с переходом наукоградов на режим устойчивого развития с сохранением качественной определенности города за счет внутренней реструктуризации его социальной инфраструктуры и производственной сферы.

Развитие по этому сценарию в наибольшей степени отвечает современным критериям функционирования технико-внедренческих зон, предполагает решение значительной части необходимых для функционирования наукограда задач внутренними ресурсами города, включая подготовку кадров и может быть положен в основу создания эффективной модели стратегического управления этими территориальными образованиями.

10. Анализ мирового опыта интеграции науки и производства, практики формирования и развития наукоградов и собственные исследования соискателя позволили разработать структуру системы управления наукоградом и механизм стратегического управления наукоградами как важнейшего этапа этого процесса.

Система управления наукоградом должна включать в себя следующие подсистемы: а) инструменты инновационной экономики (анализ механизмов действия экономических законов и законов организации, соблюдение требований научных подходов и принципов, применение современных методов и технологий) — б) рынки потребителей товаров наукоградовв) внешняя средаг) рынки поставщиковд) механизм управления наукоградоме) целевая подсистема системы управления наукоградомж) обеспечивающая подсистемаз) управляемая подсистемаи) управляющая подсистема.

Установлено, что целями деятельности наукограда должны быть: повышение конкурентоспособности товаров, услуг, новшеств и наукограда в целом на основе активизации его инновационной деятельностиповышение эффективности и финансовой устойчивости функционирования наукоградасоблюдение законодательства по охране окружающей средыэффективное организационно-техническое развитие наукоградапропорционально-конкурентоспособное воспроизводство всех составляющих наукоградаобеспечение его комплексной безопасностиповышение качества жизни населения наукограда.

Во времени управление, как известно, подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное. Главным этапом, на котором должна быть сформулирована стратегия комплексного развыития наукограда на долгосрочный период (10−20 лет), является стратегический.

Соискателем установлено, что компонентами (первого уровня) механизма стратегического управления наукоградом являются управляющая, управляемая, целевая и обеспечивающая подсистемы.

Обеспечивающая подсистема, находящаяся слева (навходе наукограда), включает такие компоненты, как правовое, научно-методическое, ресурсное, информационное и организационное обеспечение.

Состав компонентов целевой подсистемы был раскрыт выше. В свою очередь конкурентоспособность наукограда определяется конкурентоспособностью товаров и услуг, оказываемых подразделениями наукограда внешним и внутренним потребителям.

В качестве управляемой подсистемы механизма стратегическог управления наукоградом выступает стратегия его комплексного развития (объект управления).

Между управляющей и управляемой подсистемами механизма стратегического управления наукограда находятся следующие компоненты: инструменты инновационной экономики (законы, подходы, принципы) — нормативы стратегической конкурентоспособности различных объектовметоды управления инновациями, персоналом и др. объектамиконкретные технологии управления решением задач и целей стратегии комплексного развития наукограда.

11. Как перспективный способ развития и поддержания в наукоградах инновационного потенциала в работе предлагается создание на их территориях особых экономических зон (ОЭЗ). Такой вариант для поднятия инновационной активности своих экономик использовали такие развивающиеся страны как Южная Корея, Китай, Индия.

Общим для экономик этих стран стала активизация инновационной деятельности, на основе рационального сочетания интересов государственного сектора с предпринимательским, что позволило эффективно использовать формы инновационно-внедренческих центров и активизировать инновационную деятельность, нарастить объемы производства наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Основным назначением всех рассмотренных в исследовании страновых моделей технополисов является стимулирование высокотехнологичных производств и продвижение продукции на рынок, в том числе и внешний, привлечение в страну зарубежных инвестиций и передовых технологий, а также создание благоприятных условий для коммерциализации научно-технических достижений.

Функционирование технополиса, как показал анализ, связан с созданием благоприятных предпосылок и условий для роста и успешного функционирование наукоемких предприятий и малых фирм путем не только внедрения новых технологий, но и предоставления определенных финансовых кредитов, льгот и т. д.

Государственное содействие развитию технополисов должно реализоваться в системе мер, включающих различные финансовые льготы и стимулы, среди которых наибольшее распространение получили такие как: льготная налоговая система, помощь в создании необходимой инфраструктуры, компенсация убытков, система ускоренной амортизации, льготное кредитование малых и средних фирм, предоставление крупных кредитов малым исследовательским и венчурным фирмами д.р.

12. Основываясь на опыте США, Японии, Германии, южной Кореи, Китая, Индии и др. стран развития технополисов и технопарков, можно сделать следующие принципиально важные выводы:

— ключевым субъектом создания технополисов и технопарков было государство, без которого этот процесс не получал подлинной эффективной поддержки;

— процесс создания технополисов и технопарков безусловно потребовал радикального пересмотра проблемы финансирования развития новейших технологий;

— стало очевидным, что только методы банковского финансирования технологической перестройки экономики не могут удовлетворить возрастающей потребности в финансовых ресурсах;

— потребовались принципиально другие схемы финансирования новейших технологических разработок: лизинг, фрэнчайзинг, венчурное финансирование;

13. Исследование также показало, что создание технико-внедренческой зоны должно входить в определенную программу комплексного инновационного и социально-экономического развития города или региона, так как организация технополисов требует большой подготовительный работы, предполагающей согласованные действия государственных управленческих структур всех уровней, начиная с правительственного и кончая региональным и городским, а также всех заинтересованных организаций: научно-исследовательских, предпринимательских, финансовых и т. д. Целью этих программ должно быть повышение качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности города.

Проделанный анализ показал, что наукограды России при поддержке государства по созданию соответствующих условий способны взять на себя функции по внедрению инновационных разработок.

Проблема восстановления и развития наукоградов как центров инновационной активности в ходе рыночных реформ приобретает возрастающую значимость, а подходы к ее решению особый смысл для социально-экономического развития в условиях переходного периода. В данном контексте разработка новой концепции стратегии управления наукоградами расценивается как необходимое условие современного развития отечественной экономики в условиях глобализации мирового хозяйства.

14. Проведенный соискателем анализ объемов финансирования из федерального бюджета инновационных, производственных и социальных программ подъема и развития наукоградов, расположенных в городах Обнинске Калужской области, Королеве и Дубне Московской области, показал, что этих средств недостаточно даже на простое воспроизводство жизнедеятельности этих наукоградов, не говоря уже об их инновационном прорыве.

Российская власть имеет в запасе около 270 млрд долл. США (в Золотовалютном резерве Центробанка окло 210 млрд долл. США и в Стабилизационном фонде около 60 млрд долл. США), превышающих почти в три раза годовой федеральный бюджет. Считаем целесообразным не менее половины принадлежащих российскому народу запасов средств направить на инновационный прорыв России и повышение качества жизни россиян (на приобретение зарубежных конкурентоспособных патентов, лицензий, технологий, оборудования, повышения квалификации персонала, воспроизводство различных сфер российской экономики).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Логика экономического роста. М.: Институт экономики РАН. 2002.
  2. А.Н., Кулькин A.M. Программы регионального развития в контексте государственной научно-технической политики: опыт США. РАНИНИОН. М&bdquo- 1999.
  3. В.Ф. Демократическая практика российского земства //Политические исследования. 1995. № 3. с. 145−150.
  4. О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М.: Финансы и статистика. 2003.
  5. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985
  6. Ю.Г., Алтухова Н. В., Галанов В. А. и др. Под ред. Алтуховой Н. В. Управление экономическими аспектами предпринимательства. Саратов: Саратовский гос. техн. университет, 2003
  7. В.Г. Основы эффективной экономики. Махачкала, 1996.
  8. Г. Местное самоуправление (главные задачи в сфере экономики)//Вопросы экономики. 1999. — № 3. — С. 23- 42. Э. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.
  9. Ю.Арнаутов В. В., Данильчук В. И., Саранов A.M., Сергеев Н. К. Модернизация управления учебно-научно-инновационным комплексом. Волгоград: Перемена. 2002.
  10. И.Атоян В. Р., Жиц Г. И. Инновационный комплекс региона: проблемы становления и развития. Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т. 2003.
  11. И.И. Роль государственного регулирования экономики. М.: ВГНА МНС России, «Налоговый вестник», 2002.
  12. В.А., Урсул А. Д. Стратегия перехода города к устойчивому развитию. М., 1999, стр. 5.
  13. К. К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. М.: Дело, 2000.
  14. Без инноваций не обойтись. Редакционная статья // Эксперт. 2002. № 19. С. 14.
  15. В., Остапкович Г. Оценка инновационной деятельности промышленных предприятий // Экономист. 2001. № 6-
  16. Г. Овладение политикой планирования: пер. с англ. /под ред. М. Калантаровой/. М.: Москва, 1994.
  17. С.В. Структурно-инновационная концепция устойчивого развития экономики региона. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2003.
  18. Е.М. Инвестиционная политика в регионе. М., 1994.
  19. В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Новосибирск-М., 1997.
  20. Н.И. Государственные экономические стратегии //РЭЖ, 1998, № 3, с. 34−67.
  21. Л.А. «Основы городского хозяйства». Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.
  22. Взаимосвязь государственной политики устойчивого развития и налогооблажения. Пол редакцией Игнатовой Т. В., Ростов-на-Дону: изд-во СКАГС, 2003
  23. Ю. Социальная переориентация экономических преобразований: макро- и мезоуровень //РЭЖ, 2002. -№ 10, с. 3−13.
  24. О.С. Стратегическое управление: учебник. М.: Экономиста 2003.
  25. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития., ред. академика С. А. Сатаряна, М.: Наука, 2003
  26. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. «Основы управления муниципальным хозяйством». М.: Дело, 1997.
  27. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. М.: Финансы и статистика. 2002.
  28. О.В. Управление в системе эффективного продвижения товаров. М.: Изд-во «Машиностроение 1», 2003
  29. А.И. Региональная экономика и управление М.: Юнити, 2002.
  30. А.Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник.-М.: Омега-Л, 2004
  31. С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г., Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы центрального регулирования.-М.: Наука, 1992.
  32. М.В. Производственно-социальные комплексы регионов и управление ими.-Москва-Новгород, 1997.
  33. Н.И. Государственное управление как система. Гос. Университет управления., М., 2001
  34. Городская система управления: эффективность, кадровое обеспечение, пути оптимизации//Социос, 1995, №
  35. Государственный контроль за экономикой., М., Юрист, 2000 ЭКО. 2002. № 3.37.3амотаев А. А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства. //Российская юстиция. 1996. № 6. с. 103 -110.
  36. Н.Ю. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. № 7. С. 61.
  37. Н.Ю. Социально-экономические функции малого бизнеса в российской экономике., М., Высшая школа. 2003
  38. А.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: особенности формирования //Право и экономика. 1998, № 6, с. 4−7.
  39. Инновации в российской экономике // Вопросы экономики. 2001. № 7. С. 18−115- В поисках новых парадигм. Критическая технология 7/
  40. Эксперт. 2002. № 1−2. С.44−46- Глобальные антикризисные технолог^ II Эксперт. 2002. № 21. С.52−56.
  41. Инновация: теория, механизм, государственное регулирований — Учебное пособие/ Под ред. Ю. В. Яковца.-М.: РАГС, 2000.
  42. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под. Ред П. НЬ Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели.- СПб.: Наука, 2000.
  43. Инновацинный менеджмент: Учебник/ С. Д. Ильенкова, J1.M.A Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.-М.: ЮНИТИ, 1997.
  44. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под.ред. Л. Н. Оголевой.-М.: ИНФРА-М, 2001.
  45. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под. Ред. В. М Аньшина, А. А. Дагаева.М.: Дело, 2003.
  46. Инновационный путь развития для новой России/ Отв. Ред. В. П. Горегляд.-М.: Наука, 2005.
  47. Инновационное развитие территорий в России и ЕС: опыт, проблемы, перспективы //Под общей ред. В. В. Иванова, В. И. Матрико, К. И. Плетнева. М.: Скарус. — 2001.
  48. Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России: материалы 111 Всероссийских научных чтений, 17−18 декабря 2003 г., Кемерово. Кемерово: Кузбассвузиздат. 20 003. Историчнские аспекты.
  49. Д.А. Технополисы и технопарки в мировом хозяйстве и особенности их развития в России. Дисс. на соискание уч. степени к.э.н. М. 2000.
  50. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: учебник. М.: Финансы и статистика. 2002.
  51. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность.-М.: Экономика. -1997
  52. В.В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации. М.: Эдиториал, 2000.
  53. Е.М. Муниципальное право. М.: НОРМА, 2001.
  54. В. Стратегия стабилизации и экономического роста (региональный аспект) //Экономист, 1999. № 7.
  55. В.А., Никитенко С. М. Инновационное предпринимательство: проблемы, теория, практика. Кемерово. 2003.'
  56. Контуры инновационного развития мировой экономики. М.: Наука. 2000.
  57. В.В. Земство как форма управления обществом и государством //Проблемы теории и практики управления. 2000, № 1.
  58. Е.М. Научно-производственная интеграция: политико-экономическое исследование. Дисс. на соискание уч. степени д.э.н. С.-Пб. 1999.
  59. М.А. Проблемы ответственности в местном самоуправлении. //Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М, 1998.
  60. В.Н. Модели в управленческом консультировании //Менеджмент в России и за рубежом, 2002, № 3, с. 54−66.
  61. .Н., Яковец Ю. В. Россия-2050: Стратегия инновационного прорыва.-М.Экономика, 2005
  62. В.А. «Управление развитием наукоградов в новых политических и экономических условиях». М.: Московский государственный институт международных отношений, 1996.
  63. В.А. Стратегия развития наукоградов. // Муниципальная власть (Москва).- 09.12.2002, — 005.- С.84−93
  64. В.А., Харитонов А. С. «К поиску технологий управления устойчивым развитием России». Городское управление, 2000, N 3, с. 28−35, N 4, с. 24−30.
  65. Н.И. Смена парадигмы в региональной политике //Регион: экономика, социология. 2000. № 6, с. 3−22.
  66. В., Швецов, А «Незаметная реформа»: передача социальных объектов предприятий в муниципальную собственность //РЭЖ, 1998.— №№ 1−2.
  67. В., Швецов А., Фрейкман Л. Региональные коллизии функционирования социальных объектов//РЭЖ. 1996, № 8.
  68. В.Н. Местное общественное самоуправление: идеи, практика, проблемы. //Проблемы формирования гибких организационных систем управления. М., 1990, с. 46−69
  69. В.Н. Принципы экономического регулирования территориального развития. В сб. Формирование и развитие экономической системы территориального управления. М., 1990.
  70. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования. М.: УРСС, 2002.
  71. В.Н., Швецов А. Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие. //РЭЖ 2002. -№ 3.~ С. 8−30
  72. Д.С. Какая экономика нужна России? //РЭЖ, 2002, № 11−12, с. 3−15.
  73. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.
  74. Н.Л. Инвестиции. Серия «Учебники МГУ». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
  75. Материалы конференции «Инновационный бизнес в России» // Проект журнала «Эксперт» и Корпорации ЗМ (май 2002 г.) — Верхи не могут, низы не хотят// Эксперт. 2002. № 21. С.73−74.
  76. Д. Стратегическое сырье.//Эксперт. 2000. № 16.
  77. М.Н. Управление развитием городов: потребности и реальность. //В кн.: Социальные проблемы планирования социалистического города // «Человек и общество». Вып. XV.
  78. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. М.: Дело, 2000.
  79. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. //Материалы научно-практической конференции: Реформы местного самоуправления, 25 января 1994 года. М., 1994.
  80. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебное пособие. Под ред. Грязновой А. Г., Юданова А. Ю. М.: Кнорус, 2004, стр.532−534
  81. Муниципальная экономика крупного города. Концепция, механизм управления. /A.M. Черницкий и др. Миасс: Геотур, 1996.
  82. Муниципальный менеджмент. /Под ред. Т.Г. Морозовой/ М.: ЮНИТИ. 1997.
  83. Муниципальный менеджмент: Учебное пособие для ВУЗов. Асанова В. А., Иванов В. Н., Мельников С. Б. М.: Муниципальный мир, 2001.
  84. Наука и безопасность России. М., 2000. С.74−75.
  85. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия. Рук. авт. коллектива: В. Макаров, А.Варшавский. М-: Наука. 2004, стр. 401, 410, 438
  86. Наука России в цифрах. Статистический сборник ЦИСН. 2001. С. 102−103.
  87. М.А. Формирование региональной экономической политики. С-Пб.: издательство С-Пб. ГПУ, 2003, стр. 7.
  88. Новые проблемы российских городов. Муниципализация социальных объектов: правовые и финансовые решения — М.: Эдиториал УРСС, 1997 (переиздания 1999 и 2000 гг).
  89. Органы местного самоуправления в зарубежных странах: сравнительное исследование. М., 1994.
  90. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу II Поиск. 2002. № 16.
  91. Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 1999 года N6489. ММ.
  92. Г. П., Лахметкина Н. И., Макарова М. В. и др. Инвестиции: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2004, стр.27−30
  93. Попов Г. Д. http://www/dtress.ru/mp/2002/12/23/htm Эб. Постановление правительства Москвы № 609-ПП от 6 августа 2002 г. «О городской целевой Программе «Электронная Москва».
  94. Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М&bdquo- 1995. С. 92−101.
  95. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000. С. 103−105.
  96. И.В., Пащенко В. В., Степановская И. А. Технополисы: состояние перспективы. М. 1996.
  97. ЮО.Проблемы реформы местного самоуправления, 2003 //Фонд Либеральная миссия, 2003. http: www.liberal.ru/sitan.asp
  98. Проблемы реформы местного самоуправления. Экспертная оценка законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», М., 2003, стр. 9.
  99. Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов, городов и коммун России и стран Северной Европы. Тезисы докладов III Международной научно-практической конференции (27−29 мая 2003 г.). Петрозаводск, 2003.
  100. Проект закона Московской области «О комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2003 год //Источник: правовая база Консультант Плюс: Московская область
  101. Л. Пути укрепления финансовых основ местного самоуправления и совершенствование межбюджетный отношений//РЭЖ, 2002. -№ 7, -с. 14−23
  102. Ю5.Райзберг Б. А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. М., 1999
  103. Распоряжение губернатора Московской области от 26.04.2001 № 363- РГ «Об утверждении опорных зон информатизации на территории Московской области //Информационный вестник Правительства Московской области, август 2001. № 8, с.
  104. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. Рук. авт. коллектива и отв. редактор А. Г. Гранберг. М.: ЗАО «Издательство Экономика». 2000.
  105. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики /Под общей редакцией Б. М. Штульберга. М., 1997. ЮЭ. Рейни Хэл Д. Анализ и управление в государственных организациях. М.: ИНФРА-М, 2002.
  106. ИО.Самарско-Тольяттинская агломерация: современное состояние и пути устойчивого развития (Титов К.А., Любовный В. Я., Хасаев Г. Р. и др.). М.: Наука, 1996.
  107. Социально-экономическое положение регионов Российской Федерации 2001. М.: Госкомстат. 2002.
  108. Социально-экономические проблемы регионального и муниципального урпавления: материалы российской научно-практической конференции (27−28 ноября 2003 г.). Курган: изд-во Курганского государственного университета. 2003.
  109. Д.Л., Франц А. С., Стровский Л. Е. и др., под ред. Д. Л. Стровского. Корпоративная культура и корпоративные ценности современной фирмы: международный опыт и российская практика. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2003.
  110. Иб.Сурнин B.C., Фалалеева Ю. Л., Ковалёв В. В. Проблемы инновационного развития экономики региона (на примере Кемеровской области). Кемерово: Кузбассвузиздат.2003.
  111. С. Проблемы методического обеспечения конкретных направлений государственной региональной политики //РЭЖ, 2002. -№ 11−12-с. 71−77.
  112. Д. Экономические реформы в Аргентине // Тенденции мирового экономического развития. М., 1991- Редькин В. Экономические реформы в Бразилии в 90-е годы //Вопросы экономики. 2000. № 9. С. 106−136.
  113. Теория организаций. /Под ред. В. Г. Алиева./ М.: Луч, 1999.
  114. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. Рук. Авторского коллектива: Д. С. Львов, А. Г. Поршев. Гос. Университет управления, отделение экономики РАН. М.: ЗАО «Издательство Экономика». 2002.
  115. М.Н., Данилов Г. М., Гармаев А. Б., Урбазаев Б. М. Методологические основы корпоративного управления городом //Менеджмент, 2002, № 3, с.21−27.
  116. Участие государства в коммерческой деятельности.М., Юрист.2001
  117. Р.А., Инновационный менеджмент: Учебник, 5-е издание-СПб.: Питер, 2005
  118. Р.А., Стратегический менеджмент.-М. Дело-2002. 133. Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» (Принят ГД ФС РФ 18.12. 1998)//Собрание законодательства РФ, 1999, № 15, ст. 1750.
  119. Федеральный закон «Об информации, развитии информатизации и защите информации//Собрание законодательства РФ, 20.02.1995, № 8, ст. 609
  120. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации от 12 августа 1995, с изменениями и дополнениями от 26 ноября 1996, 17 марта 1997 и 4 августа 1999.
  121. Федеральный закон от 07.04.2002 № 1 ФЗ «Об электронной цифровой подписи (принят ГДФС РФ 13.12.2002) //"Российская газета», № 6, 12.01. 2002
  122. Финансы России. 1999. М.: Госкомстат России. 2000.
  123. В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело. 2002.
  124. П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. М.: Новый век. -2002, 364с.
  125. Н.В., Мерзлое А. В., Антипов А. Н. Устойчивое развитие сельской местности в России. Концепции и рекомендации. Москва-Иркутск, 2000.
  126. Ф.И., Нечипоренко B.C. Государственная поддержка предпринимательства в России. М. 1997.
  127. А. Н. Эволюция организационных форм регулирования территориально-хозяйственных отношений. //Территориальное развитие как объект исследования и регулирования. М., 1991
  128. А.Н., Юркова С. Н. Реформа местной власти в России. -СПб., 1995.
  129. Экономическая наука и управление в ХХ1 в., Ижевск: изд-во ИжГТУ, 2002.
  130. О.Н. Правовые гарантии местного самоуправления. // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М, 1998.
  131. Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М., 1996.
  132. А.П. Государственные научные центры России. Концепции. 1998 г., № 1
  133. А.П. Проблемы стимулирования НИОКР в России. Концепции. 1999 г., № 1
  134. Andrew Cuomo. The state of the Cities. U.S. Department of Housing and Urban Development. Yune, 1998.
  135. Armstrong H and Taylor J (1993) Regional economics and policy, Harvester Wheatsheaf, New York.
  136. Castells, Manuel (1996). The Rise of the Network Society, Oxford: Blackwell
  137. , J. (1990), Foundations of social theory, Cambrige, Mass., Harvard University Press.
  138. , S. (1997) Global-local perspectives. A review of concepts and theoretical proposals, in Taylor, M. and Conti S. (eds), Independent and Uneven Development, Aldershot, Ashgate.
  139. Conti, S. and Giaccaria, P. (2001) Local Development and Competitiveness, Dordrecht, Kluwer.
  140. Conti, Sergio Global space versus local space. A systemic perspective on local development
  141. Conti, Sergio Regional competitiveness in the era of globalization, University of Turin, Italy
  142. Cooke, P. and Morgan, K. (1993), The network paradigm: new departures in corporate and regional development', Environment and Planning D, Vol. 11
  143. Damsom M., Halkier H., Camern G., Govermance institutional changeand regional development. Ashgate, 2000.
  144. Davis, T. What is Sustainable Development? Keshena, Wise.: Menominee Nation Web Site.
  145. Dunning, J.H.(2000) Regions, Globalization and the Knowledge-based Economy, Oxford, Oxford University Press
  146. Freeman С. The National System of Innovation in Historical Perspective. Cambridge Journal of Hconomics, 1995. Vol. 19. № 1.
  147. Friedmann, John (1986). «The World City Hypothesis», Development and Change
  148. Gordon, David (1988). «The Global Economy: New Edifice or Crumbling Foundations?», New Left Review,
  149. Grunkemeyer, W. and Moss, M. Key Concepts in Sustainable Development, Regional Research Institute, West Virginia University, www.wvu.edu
  150. Grunkemeyer, W. and Moss, M. Key Concepts in Sustainable Development, Regional Research Institute, West Virginia Universitry, www.wvu.edu
  151. Hall, T. and Hubbard, P. (1996) The entrepreneurial city: new politics, new urban geographies, Progress in Human Geography, 20, 2.
  152. , M. (1998). Sustainable Community Indicators: Trainer’s Workshop. North Andover MA.: USEPA Office of Sustainable Ecosystems and Communities and the Lowell Center for Sustainable Production at the University of Massachusetts.
  153. , M. (1998). Sustainable Community Indicators: Trainer’s Workshop. North Andover MA.: USEPA Office of Sustainable Ecosystems and
  154. Communities and the Lowell Center for Sustainable Production at the University of Massachusetts.
  155. Jackson, T. and Roberts P., A review of indicators of sustainable development: Final Report (2000) Geddes Centre for Planning Research, School of Town and Regional Planning, University of Du idee
  156. Jonas, A.E. and Ward, K.G. World of Regionalisms? Towards a US-UK Urban and Regional Policy Framework Comparison, Journal of Urban Affaires, 24 (4) 2002
  157. Kreps D. Corporate Culture and Economic theory. New York: Cambridge University Press, 1990, p. 90−143/
  158. , K. & Power, J. (1996). A Planner’s Guide to Sustainable Development. Chicago, 111.: American Planning Association.
  159. , K. & Power, J. (1996). A Planner’s Guide to Sustainable Development. Chicago, 111.: American Planning Association. 165. ll)Storper, Michael (1997). The Regional World: Territorial Development in a Global Economy, London: The Guilford Press
  160. Lundvall, B.-A. (ed.) (1992), National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning, London, Pinter.
  161. Modernising Planning, a policy statement by the Minister for the Regions, Regeneration and Planning. Department of the Environment, Transport and the Regions, 1998
  162. Peterson, M. Harnessing the Power of Vision: Ten Steps to Creating a Strategic Vision and Action Plan for Your Community. Little Rock, University of Arkansas Cooperative Extension. Service.
  163. , M.E. (1990). The competitive advantage of nations. New York: Free Press.
  164. President’s Council on Sustainable Development (1994). A Vision for a Sustainable U.S. and Principles of Sustainable Development. Washington, D.C.: President’s Council on Sustainable Development.
  165. Radice, Hugo (2000). «Responses to Globalisation: A Critique of Progressive National ism', New Political Economy, 5(1)
  166. Review of the Regional Economic Strategy Sustainable Development Appraisal, Final Report, December 2002
  167. Richard H. Williams. European Union Spatial Polisy and Planning. Paul Chapman Publishing, 1996.
  168. Robinson, Albert John. Economics and new towns. A Comparative Study of the United States, the United Kingdom and Australia. Pralger Publishers, 1975.
  169. Ruigrok, Winfried and van Tulder, Rob (1995). The Logic of International Restructuring, London: Routledge
  170. Sassen, Saskia (1994). Cities in a World Economy, California: Pine Forge Press.
  171. Scholte, Jan Aart (2000). Globalization: A Critical Introduction, Basingstoke: Palgrave
  172. Shaping Our Future -Draft Regional Strategic Framework for Northern Ireland. Regional Planning Division, Belfast December 1998. 183. Shatter A. The Economic theory of Social Institutions. Cambridge: Cambridge University Press, 1981.
  173. , M. (1997) Territories, flows and hierarchies in global economy in Cox, K.R. (ed.), Spaces of globalization. Reasserting the power of the Local, New York, The Guilford Press
  174. Sugden R., Wilson J.R. Globalization, the New Economy and Regionalization, Institute for Industrial Development Policy, July, 2001.
  175. United Nations (1996) Indicators of sustainable development: framework and methodologies New York, United Nations
  176. Vundvall B.-A. (cd.). National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, Pinter Publishers, 1992-
  177. , J. «Chattanooga Chooses.» Utne Reader, March/April 1994.
Заполнить форму текущей работой