Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие регионального рынка жилой недвижимости на основе реализации инвестиционного потенциала некоммерческих организаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценивая перспективы развития некоммерческих жилищных объединений в региональной экономике, автор отмечает, что благоприятная экономическая конъюнктура в последние годы обеспечила повышенный интерес к данному институту и, как результат, на кредитном рынке отмечается всплеск создания кредитных кооперативов. Однако детальная оценка их деятельности позволила автору выявить крайне усеченный набор… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методические основы исследования регионального рынка жилой недвижимости
    • 1. 1. Характеристика социально-экономических отношений на рынке жилья
    • 1. 2. Анализ тенденций развития рынка недвижимости в Республике Татарстан
    • 1. 3. Источники увеличения инвестиционного потенциала рынка недвижимости
  • 2. Формирование и реализация инвестиционного потенциала некоммерческих организаций на региональном рынке недвижимости
    • 2. 1. Роль некоммерческих организаций в развитии регионального рынка жилой недвижимости
    • 2. 2. Особенности инвестиционной деятельности некоммерческих организаций в Республике Татарстан
    • 2. 3. Перспективы развития некоммерческих жилищных объединений в региональной экономике
  • 3. Региональное регулирование инвестиционным потенциалом некоммерческих организаций как фактор развития рынка жилой недвижимости
    • 3. 1. Формирование механизма функционирования некоммерческих организаций на рынке жилой недвижимости
    • 3. 2. Направления развития рынка жилья в рамках реализации жилищной политики государства
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Развитие регионального рынка жилой недвижимости на основе реализации инвестиционного потенциала некоммерческих организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Удовлетворение потребностей населения в благоустроенном жилье выступает необходимым условием результативности реализации социальной и экономической составляющих системы мер государственного регулирования, поскольку развитие рынка жилой недвижимости способствует повышению уровня и качества жизни населения, решению демографической проблемы при одновременном стимулировании инвестиционных расходов и занятости в реальном и финансовом секторах экономики.

Данный сегмент российского рынка до кризиса 2009 г. демонстрировал высокие темпы роста, что было обусловлено значительным объемом неудовлетворенного спроса, высокими инфляционными ожиданиями, которые вызывали повышение цен и обеспечивали инвесторам доходность, превосходившую доходность других финансовых вложений в 2−3 раза. В условиях экономического кризиса в 2009 г. активизировались дефляционные ожидания инвесторов, сократились число (в 2,7 раза) и объемы (в 4,3 раза) выданных ипотечных кредитов, при этом по ним значительно возросла средневзвешенная процентная ставка с 12,8% в 2008 г. до 14,7% в 2009 г. В настоящее время средние показатели ввода жилья по стране существенно ниже докризисных значений. Согласно официальным данным, за январь-май 2011 г. в Российской Федерации было введено 15,3 млн. кв.м. жилья (177,3 тыс. новых квартир), что составило 93% от показателей аналогичного периода 2010 г. и 24% от годового плана ввода1. Это подтверждает наличие временного лага между повышательной фазой экономического цикла и трендом развития рынка жилой недвижимости, их взаимосвязь и взаимовлияние, что, в свою очередь, выступает необходимым фактором совершенствования механизма функционирования данного сегмента рыночного пространства.

По данным Федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс: www.gks.ru. Доступ открытый. Проверено на 1.10.2011.

Концептуальные основы современной жилищной политики были сформированы в период структурной трансформации российской экономики, когда создание эффективного рынка жилой недвижимости было признано одной из актуальных задач, что нашло отражение в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ. В ведение региональных властей был передан значительный объем функций государства в жилищной сфере, среди которых — финансирование региональных целевых программ, разработка региональных нормативно-правовых актов, планирование основных направлений застройки территорий, создание условий для жилищного строительства, порядок распределения жилья и др. Однако, как показала практика, реализуемые меры регионального регулирования не способны в полной мере решить существующую проблему, что, в значительной степени, обусловлено ограниченностью потенциала институциональных и неинституциональных инвесторов рынка. В этой связи ключевой проблемой, от решения которой зависит состояние и перспективы рынка жилой недвижимости на всех фазах экономического цикла, выступает формирование эффективной системы источников финансирования инвестиционных проектов.

Критический анализ деятельности инвесторов на рынке недвижимости и особенностей реализации региональных жилищных программ свидетельствует о наличии высокого инвестиционного потенциала некоммерческих организаций, которые ведут активный поиск путей обеспечения населения жильем в изменяющихся экономических условиях. К настоящему времени в Республике Татарстан (РТ) накоплен богатый опыт функционирования некоммерческих организаций, обеспечивающих аккумулирование сбережений населения, их трансформацию в жилищные инвестиции, что в значительной степени способствовало сохранению устойчивости данного сегмента рынка и поступательной динамике развития мезоэкономических показателей в условиях ухудшения мировой экономической конъюнктуры. Так, некоммерческая организация.

Государственный жилищный фонд при Президенте РТ" (ГЖФ) обеспечила аккумулирование внебюджетных средств и привлечение в качестве заказчика к инвестиционной деятельности значительной части предприятий строительного комплекса региона в рамках реализации программы ликвидации ветхого жилья. Накопленный фондом опыт и успешные итоги ликвидации ветхого жилья подготовили базу для дальнейшего развития жилищного строительства и реализации республиканского проекта социальной ипотеки. Таким образом, эффективность методического инструментария решения проблемы активизации инвестиционной активности некоммерческих организаций в значительной мере определяет масштаб и темпы роста жилищного строительства в регионе, мотивацию потребительского поведения на рынке жилья. Недостаточная разработанность теоретических и методических основ деятельности некоммерческих организаций на рынке жилой недвижимости, а также их роли в реализации эффективной жилищной политики государства на региональном уровне предопределили выбор темы диссертационного исследования, его значимость в теоретическом и практическом аспектах.

Степень изученности проблемы. Концептуальные основы исследования рынка и методов его регулирования заложены в трудах Дж. Гэлбрейта, Дж.М.Кейнса, Р. Коуза, К. Маркса, П. Самуэльсона, А. Смита, М. Фридмена и др. В качестве основы теоретического осмысления характера экономических отношений в квазирыночном секторе, частью которого выступает рынок жилой недвижимости, рассматривается неоклассическая теория благосостояния, положения которой представлены в трудах А. Бергсона, Н. Калдора, А. Маршалла, В. Парето, А. Пигу, Т. Скитовски, Дж. Хикса, Г. Хотеллинга и др.

Методологические подходы к изучению региональных проблем, а также их актуальность в аспекте совершенствования межрегиональных и внутрирегиональных отношений нашли отражение в трудах таких ученых как М. К. Баскова, С. А. Васильев, Б. Я. Гершкович, А. М. Еремин,.

A.Г.Здравомыслов, Ю. С. Ко лесников, В. Н. Лексин, В. И. Лившиц, Т. Г. Любимова, В. В. Мау, Б. З. Мильнер, М. А. Портянко, В. В. Радаев, С. С. Слепаков, А. С. Ситников, В. Н. Степанов, А. Н. Швецов, Р. А. Шнипер и др. Проблемы регионального развития представлены в работах зарубежных (У.Айзард, Ж.-Р.Будвиль, Э. Гувер, С. Денисон, Х. Зиберт, Г. Камерон, Х. Ричардсон и др.) и отечественных (А.Д.Арзамасцев, Н. Г. Багаутдинова, Л. П. Гончаренко, А. Г. Гранберг, Г. В. Гутман, Д. А. Кононов, А. А. Куклин, Ю. Н. Лапыгин, Б. З. Мильнер, А. И. Прилепский, А. В. Тарасов, С. А. Хурсевич, С. М. Швец и др.) ученых. Теоретической основой исследований в области региональной экономики послужили труды российских экономистов: П. М. Алампиева, Л. В. Канторовича, С. В. Киселева, Н. Н. Колосовского,.

B.В.Леонтьева, А. С. Новоселова, А. Е. Пробста, С. Г. Струмилина, А. И. Татаркина и др.

В ходе исследования использованы работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам формирования и функционирования рынка жилья и государственной жилищной политики, -О.Э.Бессонова, Т. Кингсли, Р. Страйка, В. Ю. Субботина, В. И. Ресина, Ю. А. Яковлева и др. Содержание и направления преобразований на рынке жилой недвижимости раскрываются в работах Е. Б. Жакиянова, С. Г. Крапчана,.

C.Б.Сиваева, В. С. Тапилиной и др. Проблемы адаптации населения к рынку в рамках реализации реформы жилищно-коммунальной сферы освещаются в работах П. В. Антипова, Н. Н. Минакова, Е. Н. Сметанина и др. Ряд авторов (В.А.Кудрявцев, Е. В. Кудрявцева, Н. Б. Косарева, М. Равиц, С. Н. Максимов, М. П. Логинов, С. Н. Печатникова, А. Н. Ларионова и др.) посвятили свои работы изучению различных схем ипотечного кредитования и систем рефинансирования долгосрочных кредитов, как неотъемлемых элементов инфраструктуры рынка недвижимости, проблемам их организации и практического применения. Вопросы функционирования территориально-локализованных рынков жилья явились предметом ряда исследований, результаты которых представлены в трудах И. Ф. Гареева, И. А. Гусаровой, Т. В. Ушаковой и др.

В создание концептуальных основ управления жилищным строительством значительный вклад внесли В. Б. Гутин, М. К. Данилушкин, Е. М. Дарьин, Г. М. Загидуллина, И. А. Рахман, А. С. Роботов, А. И. Романова, В. М. Серов, Г. И. Шимлов, Т. А. Шиндина и др. Вопросам теории и методологии управления жилищным строительством посвящены работы зарубежных ученых, среди которых — Р. Арнот, Х. Браун, У. Бригеман, Р. Грисон, У. Грисби, Г. Инграм, Д. Каин, Т. Кинг, Е. Милис, Р. Мут, Е. Олсен, У. Фарб, Д. Файлан и др. Значительное количество исследований посвящено разнообразным аспектам ипотечного кредитования. Среди них труды В. М. Агапкина, Г. Н. Белоглазовой, Д. З. Вагаповой, Н. И. Валенцевой,.

B.Д.Веремейкина, И. В. Жигунова, И. В. Илларионовой, В. С. Козейкина, Н. Б. Косаревой, Ю. С. Крупнова, В. А. Кудрявцева, Е. В. Кудрявцевой, О. И. Лаврушина, А. Н. Ларионовой, И. Д. Мамоновой, В. В. Меркулова,.

C.Н.Печатниковой, В. В. Смирнова, А. Н. Ужегова, С. В. Федоровой, М. А. Федотовой, Г. А. Цылиной, Н. А. Щербаковой и др.

Разработке теоретико-прикладных вопросов вовлечения некоммерческих организаций в государственную жилищную политику посвящены труды А. А. Кулькова, В. Л. Рожкова, Р. М. Сиразетдинова, А. Г. Хабибулиной, Г. М. Харисовой и др.

Анализ работ, посвященных вопросам функционирования некоммерческих организаций на рынке недвижимости, показывает, что теоретико-методические положения не в полной мере адаптированы к условиям развития российских регионов, отсутствуют действенные рекомендации применительно к отечественной практике в условиях активизации процессов глобализации и регионализации экономики, что предопределило выбор цели и задач диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации состоит в разработке и научном обосновании теоретико-методических подходов и практических рекомендаций, обеспечивающих развитие и эффективное функционирование регионального рынка жилой недвижимости в современной российской экономике на основе реализации инвестиционного потенциала некоммерческих организаций.

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:

1. Представить авторскую трактовку инвестиционного потенциала некоммерческих организаций регионального рынка жилой недвижимости.

2. Обосновать систему финансирования инвестиционной деятельности на региональном рынке недвижимости.

3. Проанализировать роль негосударственных накопительных систем некоммерческой направленности в качестве источника финансирования инвестиционной активности.

4. Представить модель управления инвестиционным потенциалом некоммерческих организаций на региональном рынке жилой недвижимости.

5. Сформулировать методический подход к организации инвестиционной деятельности некоммерческих организаций на региональном рынке жилой недвижимости.

Объектом исследования являются некоммерческие организации, функционирующие на региональном рынке жилой недвижимости.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в ходе реализации инвестиционного потенциала некоммерческих организаций на региональном рынке жилой недвижимости в условиях современной российской экономики.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе, посвященные принципам стратегического и регионального управления, а также практические результаты внедрения программ социально-экономического развития РФ и ее регионов. Исследование базируется на использовании методов и принципов системного управления, логического моделирования финансовых ресурсов и их элементов, а также статистических, программно-целевых методов. Постановка и доказательство рабочих гипотез выполнялись на основе методов классифицирования, кластерного анализа и синтеза, экстремальных группировок, структурно-функционального моделирования, балльно-индексных оценок, экономико-математического моделирования. При разработке основных вопросов экономического прогноза в системе стратегического управления осуществлен системный подход к исследуемой проблеме, что позволило обеспечить комплексность исследования и выявить основные пути рационализации и повышения эффективности управления на мезоуровне.

Информационной базой исследования послужили материалы федеральных и региональных статистических органов, Министерства регионального развития РФ, Ассоциации строителей России, Ассоциации ипотечных компаний, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан (РТ), Государственного жилищного фонда при Президенте РТ, ОАО «Ипотечное агентство РТ», международных и отечественных общественных организаций, монографии и статьи по всему комплексу проблем, данные бухгалтерской отчетности ряда российских производителей, публикации в периодической печати и сети Интернет, а также результаты проведенных автором маркетинговых исследований рынка жилья.

Нормативно-правовую базу представляют законодательные акты и подзаконные документы по вопросам регулирования территориально-производственными комплексами в Российской Федерации и ее регионах, федеральная целевая программа «Жилище» на 2011;2015 гг., Закон РТ от 21.10.1999 N 2443 (ред. от 10.01.2005, с изм. от 15.12.2009) «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» и др.

Содержание диссертационного исследования соответствует п.З. Региональная экономика: 3.17. Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции и механизмы управления. Методическое обоснование и разработка организационных схем и механизмов управления экономикой регионов, оценка их эффективности- 3.19. Разработка методологии анализа и методики оценки функционирования корпоративных структур, малого и среднего бизнеса, предприятий общественного сектора и некоммерческих организаций в регионах и муниципалитетах. Проблемы рационального использования региональных материальных и нематериальных активов — природных ресурсов, материально-технической базы, человеческого капитала и др. Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке и научном обосновании теоретико-методических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию системы регионального регулирующего воздействия на механизм формирования и реализации инвестиционного потенциала некоммерческих организаций на региональном рынке жилой недвижимости в целях обеспечения его устойчивого развития, что конкретизируется в следующих положениях:

1. Дана трактовка инвестиционного потенциала некоммерческих организаций регионального рынка жилой недвижимости как совокупности ресурсов, абсолютные и относительные права собственности на которые принадлежат субъектам хозяйствования локального рынка территориальной системы, не ориентированным на получение прибыли, что создает определяемые абсолютными (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсовсовокупный региональный доходсовокупная покупательная способность населенияэкономико-географическое положение региона и состояние его инфраструктурыобразовательный уровень населениясостояние институциональной среды и региональной инновационной системы) и относительными (более низкие альтернативные издержки по сравнению с другими регионами) преимуществами региональной экономики, а также содержанием мер регулирующего воздействия со стороны государства действительные и возможные основания для их включения в инвестиционный процесс при наличии благоприятного инвестиционного климата в целях производства чистых общественных (бюджетная жилая недвижимость), смешанных общественных (льготная жилая недвижимость) и частных благ (рыночная жилая недвижимость), обеспечивающих получение социального и (или) экономического эффекта.

2. Представлена система финансирования инвестиционной деятельности на региональном рынке недвижимости, которая включает традиционную триаду источников (средства домохозяйств, коммерческих организаций и государства) — методы государственного регулирования рынка жилой недвижимости и стимулирования расходов населения на приобретение жилья (косвенные (изменение ставок налогообложения, норм банковского процента, потребительских ожиданий, цен на недвижимость), прямые (управление стратегическим портфелем развития и целевыми программами развития жилищного фонда, изменение государственных расходов, реструктуризация, или изменение системы прав собственности, реаллокация, или создание новых контрактных форм, институциональное проектирование) — инструменты фондового рынкаинструменты информационного обеспеченияпри этом обоснован состав и взаимосвязь уровней декомпозиции управления рынком жилой недвижимости региона.

3. Доказано, что использование преимущественно ограниченных по объему бюджетных средств и средств домохозяйств в качестве источников финансирования инвестиционной активности предопределяет необходимость развития негосударственных накопительных систем некоммерческой направленности, институциональной формой которых выступают потребительские кооперативы, жилищно-строительные и жилищные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы граждан, трактуемые как формы реализации частно-государственного партнерства на региональном рынке жилой недвижимости.

4. Представлена модель управления инвестиционным потенциалом некоммерческих организаций на региональном рынке жилой недвижимости, которая основана на кооперировании девелоперской и инвестиционной деятельности, что предполагает организацию жилищно-строительного кооператива (ЖСК) как институциональной формы частно-государственного партнерства, призванного аккумулировать средства будущих участников долевого строительства на его раннем этапе, финансировать деятельность застройщика и подготовку исходно-разрешительной документации в рамках договора простого товарищества, обеспечить получение ипотечного кредита дольщиками для оплаты оставшейся части стоимости жилого помещения, контролировать качество строительных работ.

5. Сформулирован методический подход к организации инвестиционной деятельности некоммерческих организаций на региональном рынке жилой недвижимости, базирующийся на принципах частно-государственного партнерства, что позволяет стимулировать расходы домохозяйств на жилищное строительство, повысить эффективность использования бюджетных средств и установить социальные стандарты государственных услуг на рынке недвижимости.

Теоретическая и практическая значимость работы. В исследовании получили дальнейшее углубление и развитие существующие в современной экономической науке теоретические и методические основы решения проблемы эффективного функционирования отраслевых рынков в региональной экономической системе. Представленные в диссертации теоретические выводы, методические подходы и практические предложения направлены на совершенствование методов решения проблемы поступательного развития регионального рынка жилой недвижимости как условия повышения качества жизни населения. Сформулированные автором диссертации положения являются методической основой для выработки практических мер по активизации деятельности некоммерческих организаций на рынке жилой недвижимости, по реализации экономического и социального потенциала данного сегмента регионального хозяйства в субъектах Федерации.

Представленные в диссертации теоретические выводы, методические подходы и практические рекомендации направлены на совершенствование мероприятий региональной жилищной политики как условия повышения деловой активности в отрасли и повышения благосостояния населения.

Предложенные разработки и рекомендации автора могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, специализирующихся в области подготовки и переподготовки менеджеров высшего и среднего звеньев при чтении курсов «Региональная экономика», «Экономика недвижимости», отдельных спецкурсов по проблемам государственного регулирования экономики.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на научно-практических и научно-методических конференциях в 2008;2011 гг. Имеется 13 публикаций по теме диссертации общим объемом 17,6 п.л. (авт. — 6,25 пл.), в том числе 9 статей в журналах «Российское предпринимательство», «Региональная экономика: теория и практика», «Финансы и кредит», «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», которые входят в реестр журналов, рекомендованных ВАК России для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям. По теме исследования изданы 2 монографии: «Модернизация региональных жилищных программ: механизмы, институты, инновации» (Казань, 2008), «Источники финансирования инвестиций в жилищное строительство» (Казань, 2010).

Разработанные практические рекомендации внедрены и используются в деятельности Общественной организации «Объединение молодежного строительства РТ», а также в деятельности Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ при разработке региональной стратегии обеспечения жильем отдельных категорий граждан, а также в учебном процессе ФГОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», что подтверждено справками о внедрении.

Структура и объем работы были определены в соответствии с необходимостью решения поставленной цели и задач. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, содержащих 8 параграфов, заключения и списка использованной литературы и приложений.

недвижимости. Определено, что наиболее популярными инструментами для решения поставленной задачи, выступают ипотечное жилищное кредитование и целевые жилищные программы. Оценка инвестиционной деятельности финансовых институтов на рынке недвижимости позволила определить, что их активность, в первую очередь, определяется потребностью в увеличении доходности. Достигается это как предоставлением ипотечных кредитов (получение процентов), так и непосредственным участием в инвестировании строительства жилого дома, с целью дальнейшей перепродажи. Оба направления деятельности приводят к увеличению конечной стоимости жилья. Оценка инвестиционной активности государства через участие в софинансировании государственной поддержки населения в рамках жилищных программ позволила сделать следующие выводы. Во-первых, реализация жилищных программ осуществляется исключительно с привлечением бюджетных средств. Данный формат объясняется необходимостью повышения доступности приобретения жилья, когда за счет социальной выплаты (субсидии) осуществляется снижение конечной стоимости жилья для граждан. Во-вторых, вследствие участия бюджетных средств масштабы реализуемых жилищных программ незначительны. В заключение данного этапа анализа автор отмечает, что недоступность ипотечного кредитования и жилищных программ для широких слоев населения предопределяют необходимость разработки альтернативных форм обеспечения населения жильем, которые поспособствовали бы, с одной стороны, активизации привлечения средств населения для развития жилищного строительства и экономики региона, с другой стороны, улучшили бы социально-экономическое благосостояние граждан в приемлемые сроки (п. 2.1).

5. С целью дополнения существующих схем обеспечения граждан жильем автор рассматривает инвестиционный потенциал некоммерческих организаций — жилищных кооперативов. Автор указывает, что к настоящему времени в России сформирован значительный опыт реализации разнообразных накопительных схем приобретения жилья, основанных, преимущественно, на деятельности жилищных кооперативов. По результатам анализа разнообразия жилищных кооперативов, автор заключает, что одной из наиболее эффективных форм привлечения средств населения для финансирования жилищного строительства и приобретения жилья являются негосударственные накопительные системы некоммерческой направленности. Указывается, что главным экономическим достижением кооперативной схемы является то, что в хозяйственный оборот включаются средства, которые до этого были выведены из экономики. Изучение практики функционирования жилищных кооперативов в Республике Татарстан привело автора к следующим выводам. Жилищные кооперативы не получили широкого распространения в силу ряда объективных причин, основной из которых является почти полное отсутствие государственной политики по организационно-информационной поддержке кооперативного движения. Государственная жилищная политика, сформированная на федеральном уровне как набор вертикально интегрированных мероприятий, не предполагает использование жилищной кооперации в обеспечении жильем граждан Российской Федерации. Выстроенная федеральным правительством таким образом жилищная политика ориентирована, прежде всего, на поддержку развития ипотечного кредитования (п. 2.2).

6. Оценивая перспективы развития некоммерческих жилищных объединений в региональной экономике, автор отмечает, что благоприятная экономическая конъюнктура в последние годы обеспечила повышенный интерес к данному институту и, как результат, на кредитном рынке отмечается всплеск создания кредитных кооперативов. Однако детальная оценка их деятельности позволила автору выявить крайне усеченный набор выполняемых ими функций. В целом, общая картина функционирования кооперативного движения позволяет сделать автору выводы о том, что, несмотря на наличие нормативно-правовой базы, качество их деятельности крайне низкое. Происходит подмена функциональной направленности кооперативов, что в результате приводит к подрыву доверия граждан к данном институту. В результате, для создания и запуска качественного механизма кооперативного движения требуется глубокое осмысление происходящих на рынке жилой недвижимости процессов. Резюмируя анализ практики развития кооперативного движения, автор отмечает, прежде всего, необходимость проведения активной государственной политики организационно-информационного обеспечения данного движения. При этом одним из ключевых условий обеспечения максимальной социально-экономической эффективности является ориентация на новое жилищное строительство. Это позволит сохранить стоимость приобретаемого жилья на приемлемом уровне и обеспечит высокую деловую активность в инвестиционно-строительной сфере, позволит существенно снизить систематические риски жилищной сферы в периоды стагнации (а тем болеекризиса) экономики региона и, кроме классического ипотечного кредитования, населению будет предоставлен еще один инструмент решения жилищной проблемы (п. 2.3.).

7. В рамках разработки форм деятельности некоммерческих объединений граждан для увеличения предложения и повышения доступности жилья, автором к основным задачам региональной жилищной политики отнесено формирование условий для создания жилищностроительных кооперативов. ЖСК должен стать социальным (некоммерческим) поставщиком жилья для своих членов. Его ключевое отличие от традиционного застройщика — отсутствие коммерческой маржи в цене реализации потребителям, так как потребители и будут составлять заказчика строительства. При этом автор предлагает два пути функционирования ЖСК. Первый предусматривает функционирование ЖСК в качестве застройщика, второй предполагает выполнение кооперативом функций инвестора. Функционировать в качестве застройщика ЖСК сможет только в случае, когда функции заказчика строительства будут возложены на специализированную организацию (управляющую проектом). Вместе с этим, для разрешения ограничений закона о долевом участии и преодоления недостатков кооперативной схемы автор предлагает внедрить инновационную модель — комбинированную, сочетающую преимущества жилищно-строительных кооперативов и долевого участия. В целом, автор отмечает, что такой формы некоммерческого объединения граждан как ЖСК может осуществляться только в рамках частно-государственного партнерства (п. 3.1).

8. С целью формирования кооперативного движения в рамках региональной инвестиционной политики автор предлагает запуска кооперативного движения. Автор считает, что должен быть создан единый методический центр, определяющий правила и стандарты создания и функционирования жилищных кооперативов в муниципальных образованиях. Одним из эффективных инструментов внедрения механизма жилищной кооперации является разработка и реализация целевой программы. Для разделения интересе различных категорий граждан, автор предлагает создать два вида жилищных кооперативов — муниципальный (для очередников) и общественный (для всех желающих). Основные отличия предлагаемых вариантов состоят в том, что жилищные кооперативы будут иметь разных учредителей, ориентироваться на разные группы населения, характеризоваться наличием (отсутствием) системы премирования и разными условиями доступа к земельным участкам. Запуск кооперативного движения обеспечит комплексный кумулятивный эффект. Это будет решением социальных задач, увеличит загрузку строительной индустрии региона, позволит вовлечь в жилищную сферу значительные по объему средства среднедоходных слоев населения (п. 3.2.).

Завершая исследование автор отмечает, что создание таких некоммерческих объединений как жилищные кооперативы позволит раскрыть экономическую эффективность от вовлечения граждан в процесс самостоятельного решения жилищного вопроса. В результате, создание организационно-правовых условий для деятельности жилищных кооперативов существенно снизит бремя государства по обеспечению жильем граждан, перед которыми имеются соответствующие обязательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные документы
  2. Жилищный Кодекс Российской Федерации Электронный ресурс.: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
  3. Методические рекомендации по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса Электронный ресурс.: Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации № 303 от 28.06.2010 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
  4. О государственной поддержке молодых семей в Республике Татарстан Электронный ресурс.: Закон Республики Татарстан от 21.10.1999 г. № 2443. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
  5. О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан Электронный ресурс.: Закон Республики Татарстан № 69-ЗРТ от 27.12.2004 года. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
  6. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей Электронный ресурс.: Федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. О жилищных накопительных кооперативах Электронный ресурс.: Федеральный закон № 215-ФЗ от 30.12.2004 года. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
  8. Правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий Электронный ресурс.: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  9. Книги, монографии, диссертации
  10. О.Э. Жильё: рынок и раздача. / Под ред. Т. И. Заславской -Новосибирск: Наука, 1993. 159 с.
  11. В.В., Чекалин B.C. Экономика жилищной сферы. М.: Инфра-М, 2001.-256 с.
  12. И.Ф. Оценка социально-экономической эффективности региональных жилищных программ (на примере Республики Татарстан). Рукопись диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук. Казань, 2005.
  13. И.А. Формирование и функционирование рынка жилья на уровне региона. Рукопись диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук. Казань, 2002.
  14. П.Егоров Е. В., Потапова М. В. Экономика жилищного хозяйства России. М.: Теис, 2002. — 171 с.
  15. М.В. Организация финансирования жилищного строительства за счёт внебюджетных источников. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. СПб., 1998.
  16. М.И. Ипотечное кредитование на рынке жилья: народ ©-хозяйственные и региональные аспекты / М. И. Каменецкий, Л. В. Донцова, С. М. Печатникова. Москва: Дело и Сервис, 2006. — 271с.
  17. И.Ю. Воспроизводство жилищного фонда в регионе в условиях современной российской экономики: дисс.. к.э.н. 08.00.05.: Акад. упр. «ТИСБИ» -Каз., 2010. 168с.
  18. Модернизация региональных жилищных программ: механизмы, институты, инновации. Моногр. / И. Ф. Гареев, Е. А. Добросердова, И. Р. Калимуллин, Р. И. Сарваров. Федеральное агентство по обр., Казан, гос. арх.-строит. ун-т. Казань: РЦМИПП, 2008. — 93 с.
  19. Молодой семье доступное жилье. Законодательная база и практические вопросы. Моногр./ И.Ф. Гареев- Федеральное агентство по обр., Казан, гос. арх.-строит. ун-т. — Казань: РЦМИПП, 2010. — 260 с.
  20. В.Г. Концепция сбалансированного управления жилищным фондом как социально-экономической подсистемой региона: автореферат дис. доктора экономических наук: 08.00.05. Владимир, гос. ун-т. -Вл., 2009. -37с.
  21. С.Г. Методология финансового инвестиционного анализа и проектного консалтинга региональных рынков недвижимости (монография). М.: Изд. ВГНА, 2009. — 192.
  22. В.Н. Эффективное управление жилым домом. М.: Вершина, 2007. — 224с.
  23. А.Г. Формирование инновационных методов инвестирования для сбалансированного развития и восстановления рынка жилья (на примере Республики Татарстан): диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.05. Казань, 2011. — 163с.
  24. ЗО.Черво A.B. Управление инвестиционными ресурсами социальной сферы региона (на примере реализации национального жилищного приоритета в Республике Татарстан). Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. Казань, 2009 г.
  25. Экономика жилищно-коммунального хозяйства: учебное пособие под ред. д.э.н., проф. Ю. Ф. Симионова. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2004. — 208с.
  26. Экспертиза и инспектирование инвестиционного процесса // Учебник для ВУЗов: в 2 ч. 4.1. /Под ред. Грабового П. Г., Солунского А. И. -М.: АСВ: ИПЦ «Гузель» 2006. -458 с.
  27. АИЖК рассматривает вариант предоставления жилищным кооперативам многодетных семей кредитов на строительство домов //
  28. Аналитический центр по ипотечному кредитованию и секьюритизации «РусИпотека». URL: http://www.rusipoteka.ru/lenta/market/aizhkrassmatrivaetvariant/ (датаобращения: 04.10.2011)
  29. , Э.В. Исследование базовых принципов жилищной политики субъекта Федерации на примере Республики Татарстан / Э. В. Бардасова // Региональная экономика: теория и практика. 2008 г., № 10. -С.95−100.
  30. О.В., Гареев И. Ф., Набиуллина K.P., Сарваров Р. И. Развитие регионального механизма государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий. // Региональная экономика: теория и практика. 2009 г., № 37. С.76−80.
  31. Д. Жилище будущего: пути развития // Жилищное строительство. 2003. — № 6. — с. 17−18.
  32. И.Ф. Некоммерческие жилищные организации источник социальных инноваций // Российское предпринимательство. 2010. № 11, 1 выпуск, С. 148−153.
  33. И.Ф. О необходимости разработки концепции обеспечения жильем молодых семей в Республике Татарстан. // Российское предпринимательство. 2010 г., № 12, 1 выпуск. С. 166−170.
  34. И.Ф. Организация центров жилищного просвещения в Республике Татарстан // Российское предпринимательство. 2010. № 11, 2 выпуск. С. 159−164.
  35. И.Ф. Совершенствование механизма федеральной программы обеспечения жильем молодых семей // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. — № 14 -с.13−17.
  36. И.Ф. Эффективность бюджетных программ воспроизводства жилищного фонда в Республике Татарстан // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2009. — № 2. — с.46−50.
  37. Готовится закон о страховании участников жилищных кооперативов // Строительство. Недвижимость. Информационный строительный портал Restko.ru. URL: http://www.restko.ru/news/16 344 (дата обращения: 23.08.2011)
  38. Депутаты намерены ввести обязательное участие в OB С для застройщиков, привлекающих средства дольщиков // Рестко холдинг. URL: www.restko.ru/news/16 428 (дата обращения: 06.09.2011).
  39. Динамика изменения рыночной стоимости квартир в Самаре. // Самара-гид. URL: http://samara-gid.ru/Monitoring-cen/ (дата обращения: 08.10.2011).
  40. Доктрина жизнеобустройства среднего класса России // Институт общественного проектирования. URL: http://www.inop.ru/files/doktrina 270 508. doc (дата обращения: 16.02.2010)
  41. Зарубежные системы жилищного финансирования и субсидирования семей с невысокими доходами. Аналитические материалы Фонда «Институт экономики города» Электронный ресурс. / М., 2005. CD-ROM. — Загл. с этикетки диска.
  42. Е.В. Жилище для всех // Жилищное строительство. 2003, № 8, С.2−4.
  43. Какими накоплениями Вы обладаете? Общественная организация «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан». URL: http ://www. oms-rt.ru/index.php/component/poll/3 -kapital (дата обращения: 07.10.2010).
  44. C.H. Оптимизация государственных инвестиций новые решения и подходы // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. -2003. -№ 1−2.-с.23−24.
  45. И.Л. Инвестиционно-строительный процесс создания и реализации жилища // Жилищное строительство. 2003. — № 1. — с.2−4.
  46. К.В. Жилище в США: актуальные проблемы и национальная жилищная политика // Жилищное строительство. 2003. — № 1. — с.26−28.
  47. Е.А., Рахман И. И., Романова А. И., Каримов М. А., Юнусов И. И., Богатырева З. А., Кудашов А. Е. Управление инвестиционными ресурсами в системе национального жилищного приоритета // Известия вузов. Строительство. 2007. — № 5. — С.35−41.
  48. Е.А., Стороженко В. П., Богатырева З. А. Проблемы формирования республиканской программы строительства жилья // Ценообразование в строительстве. № 2, 2006. с.59−63.
  49. Индекс цен на жильё. // Индикаторы рынка недвижимости. URL: http://www.irn.ru/ (дата обращения: 08.10.2011)
  50. Ипотечное агентство Республики Татарстан // Ипотечное агентство Республики Татарстан. URL: http://www.ipotekart.ru/ (дата обращения: 03.11.2009)
  51. История организации // Общественная организация «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан» URL: http://www.oms-rt.ru/index.php/istoria (дата обращения: 15.09.2010).
  52. A.A. Городское жилище на современной этапе // Жилищное строительство. 2003. — № 2. — С.2−6.
  53. Малоэтажное строительство // Ипотечное агентство Республики Татарстан. http://www.ipotekart.ru/index.php?page=projects&id=86 (дата обращения 21.08.2009).
  54. Методические рекомендации по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса Электронный ресурс.: Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации № 303 от 28.06.2010 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
  55. Минрегион отстал от рынка // Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости». URL: http://www.im.rn/news/23 757.html (дата обращения: 03.11.2009).
  56. JI.P., Гареев И. Ф. Инновационные формы социально-трудового партнерства в решении жилищной проблемы. // Российское предпринимательство. 2010 г., № 3, 2 выпуск, С.70−74.
  57. Л.Р., Гареев И. Ф., Вирцев М. Ю., Сарваров Р. И. О необходимости изменений в толковании законодательства в жилищной сфере. // Региональная экономика: теория и практика. 2010 г., № 12. С.29−33.
  58. Отличия кредитных кооперативов от банков и финансовых структур. // Ульяновский кредитный потребительский кооператив граждан «Строй и живи». URL: http://ulcoop.real-estate.ru/prioritet.shtml (дата обращения 25.05.2009).
  59. Оценка доступности приобретения жилья и ипотечных жилищных кредитов (на примере Москвы). Фонд «Институт экономики города». М.: 2004.-213 с.
  60. Оценка масштабов и динамики изменения платежеспособного спроса на жильё и объёмов жилищного строительства в России (Краткое изложение основных результатов и выводов). Фонд «Институт экономики города». М.: 2004. — 48 с.
  61. Программа рассрочки на приобретение жилья // ООО «Жилищная инвестиционная компания». URL: http://www.zhik-chelny.ru/prodazha-kvartir/dostup/ (дата обращения: 14.05.2011).
  62. И. А. Оценка социальных факторов жилищного строительства // Экономика строительства. 2001. — № 10. — с.30−34.
  63. И.А. Экономический механизм развития рынка недвижимости в сфере жилищного строительства // Экономика строительства. 2000. — № 11. — с.36−43.
  64. Роль некоммерческого сектора в экономическом развитии России. Аналитические материалы Фонда «Институт экономики города» Электронный ресурс. / М., 2005. CD-ROM. — Загл. с этикетки диска.
  65. А.И., Боровских О. Н., Монетова Е. М. Стимулирование внебюджетных инвестиций в региональный жилищно-коммунальный комплекс // Вестник ИНЖЭКОНа. 2010. — № 5. — С.81−85.
  66. А.И., Егоров В.М, Низамова А. Ш. Управление промышленным предприятием региона // Вестник ИНЖЭКОНа. 2009. -№ 2. — С.76−86.
  67. О.Романова А. И., Кудашов Е. А., Юнусов И. И. К вопросу регулирования рынка жилой недвижимости и решения социальных проблем общества //Вестник ИНЖЭКОНа. 2008. -№ 1. — С.58−63.
  68. А.И., Шандра К. А. Пути совершенствования государственного регулирования инвестиционно-строительного комплекса (на примере Республики Татарстан) // Жилищное строительство: новые задачи: Сборник научных трудов 2008. — Вып.З. — С. 261−271.
  69. А.И., Шмагин Ю. А., Кожевникова С. А. Моделирование экономической динамики развития инвестиционно-строительного комплекса (на примере РТ) // Вестник ИНЖЭКОНа. 2007. -№ 3. — С.153−159.
  70. Рыночная стоимость жилья в Уфе. // Информационный портал по недвижимости Уфы и Башкирии. URL: http://www.ufareal.ru/news/ showone/79 (дата обращения: 08.10.2011).
  71. Р.И. Источники финансирования жилищного строительства в Республике Татарстан. // Российское предпринимательство.2010 г., № 6, 2 выпуск. С. 164 — 169.
  72. Р.И. Перспективные направления привлечения средств населения в жилищное строительство. // Российское предпринимательство.2011 г., № 8, том 1. -С.178 182.
  73. Р.И. Организация жилищного строительства некоммерческими объединениями граждан. // Экономика, предпринимательство и право. 2011. — № 8. — с. 26−34. -http :// epp .enj ournal .net/article/3 68/
  74. P.M. Жилищная политика: новые направления // Российское предпринимательство. 2010 г., № 9. С. 70 — 74.
  75. P.M. Необходимость формирования инновационной стратегии развития экономики // Российское предпринимательство. 2010 г., № 10. -С.45 -48.
  76. P.M. Основные направления повышения уровня доступности жилья в рамках инновационной жилищной политики // Российское предпринимательство. 2011 г., № 9. С. 162 — 175.
  77. P.M. Проблемы спроса и предложения на рынке жилья в Татарстане // Российское предпринимательство. 2011 г., № 8. С. 183 -188.
  78. P.M. Стратегия развития жилищной сферы (на примере Республики Татарстан) // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 36 (219). С.63−69.
  79. P.M., Гареев И. Ф., Казаков В. И., Сарваров Р. И. Инновационные формы финансирования жилищного строительства. // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 10. С.62−65.
  80. Социальная ипотека: виды на будущее // Время и деньги. № 81 (3028) от 07.05.2009 года. URL: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-28 111 .htm (дата обращения 28.11.2009).
  81. В.В. Расширение рынка жилищного строительства // Жилищное строительство. 2000. — № 3. — С. 6−9.
  82. И.Э., Гареев И. Ф. Специфика деятельности жилищных кооперативов в Республике Татарстан // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 22. С.36−43.
  83. И.Э., Гареев И. Ф., Медведева Ю. А., Сарваров Р. И. Инвестирование жилищного строительства в рамках государственных жилищных программ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009 г., № 24. С.80−82.
  84. Формирование и развитие городской среды: Учебное пособие / М. Д. Миронова, И. А. Симонова, В. П. Павлов, А. Х. Евстафьева, И. И. Юнусов, A.JI. Рыков, Е. А. Добросердова, И. Ю. Матвеев, А. И. Романова. -Казань: КГАСУ, 2009. 256с.
  85. Г. М., Сиразетдинов P.M., Белобородова М. А. Инвестиционное развитие некоммерческих жилищных организаций мировой опыт и перспективы в России // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 30 (87). С. 15−22.
  86. .Б. Региональный инвестиционно-строительный комплекс: вопросы формирования рациональных параметров деятельности строительных предприятий. Пенза: ПГАСА, 2001. — 186с.
  87. М.Ш., Гареев И. Ф., Вирцев М. Ю., Сарваров Р. И. Источники финансирования деятельности участников ипотечного рынка Республики Татарстан // Финансы и кредит. 2009 г. № 40. С.80−84.
  88. М.Ш., Гареев И. Ф., Хуснуллина Г. М., Беденко И. В. Инновационный подход к формированию социального жилья в Республике Татарстан. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010 г., № 5.-С, 72−76.
  89. М.Ш., Иванова P.M., Гареев И. Ф., Сарваров Р. И. Особенности девелоперской деятельности участников ипотечного рынка Республики Татарстан. // Российское предпринимательство. 2009 г., № 10, СМ 69 173
  90. М.Ш., Кульков A.A., Гареев И. Ф., Сарваров Р. И. Практика применения договоров долевого участия в финансировании жилищного строительства. // Региональная экономика: теория и практика. 2009 г., № 35. С.52−56.
  91. ПО. Хуснуллин М. Ш., Сиразетдинов P.M., Зайнуллина Д. Р. Инновационное развитие региона на основе активизации рынка загородной недвижимости. // Региональная экономика: теория и практика. 2010 г., № 8 (43). С.32−40.
Заполнить форму текущей работой