Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление процессом обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция обеспечения экономической безопасности России исходит, на наш взгляд, из того, что в сложившихся крайне трудных хозяйственных и социально-экономических условиях существенно уменьшить воздействие всех факторов риска одновременно и методами только оперативного управления невозможно. В этой связи необходимо использовать преимущества мониторинга, который позволяет ранжировать факторы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Процесс обеспечения экономической безопасности — объект управления
    • 1. 1. Экономическая безопасность: сущность, структура, исторические особенности. И
    • 1. 2. Факторы, влияющие на обеспечение экономической безопасности региона
    • 1. 3. Мониторинг экономической безопасности региона
  • ГЛАВА 2. Формирование механизма обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации
    • 2. 1. Стратегические направления обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации
    • 2. 2. Организация и структура управления процессом обеспечения экономической безопасности субъекта
  • Российской Федерации
    • 2. 2. 1. Программно-целевое обеспечение экономической безопасности субъекта Российской Федерации
    • 2. 2. 2. Финансово-кредитное обеспечение экономической безопасности субъекта Российской Федерации
    • 2. 2. 3. Организационно-структурное обеспечение экономической безопасности региона
  • Российской Федерации

Управление процессом обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью создания системы управления процессом обеспечения экономической безопасности субъектов Российской Федерации, способной не только остановить и стабилизировать экономическую дезинтеграцию, но и гарантировать устойчивое социально-экономическое развитие государства.

Вступая в третье тысячелетие, обновляющаяся Россия проходит динамичный и противоречивый этап формирования новой государственности. Перед всем обществом стоит актуальная задача найти адекватные российскому менталитету принципы и ориентиры государственного строительства современной России.

Экономическая безопасность как важнейшая составляющая системы управления социально-экономическим развитием страны является (в отличие от прошлых лет) предметом заботы не только государственных (федеральных и региональных) структур власти, но и широких слоев населения, а также малого и среднего бизнеса.

Процесс социально-экономических преобразований в стране не просто переместил акценты в научных исследованиях. Стала пробуксовывать сама практика государственного управления безопасностью, реагируя в основном на частные случаи нарушения экономической безопасности, и не предлагая взамен никаких радикальных мер. Это, в частности, отмечалось на состоявшейся в декабре 1998 г. Всероссийской научно-практической конференции «Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии». Результаты ее работы отразили состояние всеобщего беспокойства по поводу как сложившейся ситуации, так и отсутствия концептуальных государственных решений по ее исправлению.

Стремительный развал государственной системы управления, суверенизация субъектов Федерации, смена социальных приоритетов и экономических интересов не просто ослабили страну, но и вывели ее из разряда великих держав, превратив ее преимущества в недостатки. Геополитическое положение Российской Федерации, размеры ее территории, потенциал интеллектуальных и природно-сырьевых ресурсов, менталитет россиян требуют адекватной экономической поддержки исторически сложившегося политического, экономического, международного и военного статуса великой державы.

Диссертационное исследование показало, что процесс суверенизации региональной власти исторически приобрел иное качество на пути политической, социальной, экономической и структурно-технологической трансформации экономики России в постиндустриальное общество. В этом случае регулирующая роль государства приобретает стратегическое значение для развития субъектов Федерации и страны в целом.

Состояние научной разработанности проблемы. До последнего времени в научных исследованиях экономическая безопасность рассматривалась как прерогатива государственных органов управления. Она обеспечивалась и направлялось в основном центральной властью. Это было обусловлено существованием практически единой государственной собственности на средства производства, утвердившей определенную систему защиты интересов общества, коллективов и личности. Такие исследователи экономической безопасности, как Л. Абалкин, Р. Белоусов, С. Глазьев, Н. Шмелев, С. Кларк, В. Сенчагов рассматривали проблему с точки зрения государственной прерогативы экономической безопасности.

В настоящее время многие проблемы безопасности, в том числе экономической, рассматриваются в контексте управления процессом социально-экономической стабилизации, устойчивого развития и антикризисной политики. В этом направлении сложилась целая школа менеджмента. Среди ее авторов можно назвать А. Н. Алисова, Ю. П. Алексеева, P.A. Белоусова, A.JI.

Гапоненко, Ю. С. Дульщикова, В. В. Лазарева, A.A. Одинцова, A.M. Омарова, Ю. С. Сизова, В. Ф. Уколова и др.

Одними из первых проблему экономической безопасности начали исследовать М. Афанасьев, С. Павленко, В. May на базе рабочего Центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации.

В специальной литературе, однако, практически отсутствуют работы, посвященные исследованию процесса обеспечения экономической безопасности со стороны таких ее участников, как регион (субъект Федерации), муниципальные образования, крупный и мелкий собственник, население. Все это обусловило актуальность выбранной темы.

Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ управления процессом обеспечения экономической безопасности региона и формирования его механизма в действующих условиях хозяйствования.

Эта общая цель достигается решением следующих конкретных задач:

• выявлением исторических особенностей управления процессом обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации ;

• уточнением особенностей региональной и муниципальной мониторинговой деятельности для более эффективного контроля за соблюдением экономической безопасности;

• анализом условий процесса обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации, исследованием действующих противоречий и факторов их преодоления;

• разработкой системы финансово-экономических инструментов управления процессом обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации;

• разработкой структуры механизма хозяйствования субъекта Российской Федерации в целях рационализации данного процесса.

Объектом исследования является процесс управления обеспечением экономической безопасности субъекта Российской Федерации.

Предметом исследования выступают управленческие и связанные с ними социально-экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации.

Теоретической и методологической базой исследования являются диалектический метод, системный подход, труды отечественных и зарубежных ученых, классиков теории общественного развития и науки управления.

Методология применения системного анализа позволила всесторонне и комплексно исследовать проблемы управления процессом обеспечения экономической безопасности регионов с точки зрения не только устойчивого развития, но и поиска путей, факторов выхода из экономического кризиса, участия в этом процессе всех структур власти, субъектов производственной и финансовой деятельности, социальных групп региона.

Исследование опиралось на действующее российское и международное законодательство, а также на нормативно-правовые документы и акты, официальные статистические данные, федеральные и региональные целевые программы, концепции, методические материалы государственных органов управления, публикации в периодической печати, указы Президента Российской Федерации, документы и материалы Правительства РФ и администраций субъектов Федерации, информационные материалы различных коммерческих структур.

В него включены материалы Всероссийской научно-практической конференции «Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии» (1998 г.), а также Всероссийского совещания по вопросам развития федеративных отношений, состоявшегося 26 января 1999 года.

Новые научные результаты, полученные лично автором, состоят в следующем — решена актуальная задача управления процессом обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации, имеющая важное народнохозяйственное значение. В частности:

1. Разработаны концептуальные основы управления процессом обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации. Они включают: а) выявление потребностей в экономической безопасности, обусловленных развитием рыночных отношений, разработку цели и постановку задач управления процессом обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации, их населения, субъектов собственностиб) решение проблем экономической безопасности объединенными усилиями государства (на уровне Федерации и регионов), муниципальных образований, предпринимателей и населения.

2. Обоснован критерий управления процессом обеспечения экономической безопасности. Им является уровень удовлетворения потребностей в экономической безопасности.

3. Доказано, что для соблюдения экономической безопасности регионов в условиях формирования рыночных отношений необходимо осуществлять систематический контроль за использованием государственной собственности. В частности, предложено ввести в практику систему регулирования, включающую использование государственного контрольного пакета акций предприятий. Совместная собственность позволит государственным структурам эффективнее контролировать научно-техническую, финансовую и социальную политику предприятий в рыночных условиях хозяйствования.

4. Обоснованы приоритетные направления обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации:

• привлечение личных накоплений граждан, создание условий для активного участия населения в государственных программах социально-экономического развития регионов в целях развития института общественного контроля за использованием средств и повышения стабильности в обществе;

• в процессе реализации государственных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и преодоления кризиса необходимо широко привлекать отечественный и зарубежный бизнес, его прогрессивные финансовые, экономические, организационные и нормативно-правовые механизмы, хорошо зарекомендовавшие себя на практике;

• максимальная либерализация инвестиционного процесса за счет снятия на его пути налоговых, организационно-административных барьеров и проблем, связанных с состоянием инфраструктуры рынка;

• снятие налогового бремени с процесса реинвестирования капитала в экономику России;

• разработка и принятие системы законодательных актов, регулирующих деятельность отечественных и зарубежных инвесторов, особенно в части «Соглашения о разделе продукции»;

• одновременное укрепление государственного контроля над элементами инвестиционного процесса на всех уровнях управления: федеральном, региональном и муниципальном. Целесообразно взять под государственный контроль развитие и использование рыночной инфраструктуры на основе выделения соответствующих приоритетов.

5. Разработаны принципы региональной политики по обеспечению экономической безопасности (в части использования рыночной инфраструктуры):

• экономическое и налоговое стимулирование мелких инвесторовфизических лиц;

• использование инфраструктуры рынка ценных бумаг, ориентированной на работу с мелким инвестором;

• просвещение населения в вопросах обращения с ценными бумагами;

• правовая защита экономической безопасности населения на рынке ценных бумаг;

• административная ответственность за правонарушения в сфере экономической безопасности ценных бумаг населения;

6. Обоснована целесообразность создания организационных структур управления процессом обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации: на региональном уровне управления — информационно-аналитический (мониторинговый) центр по слежению за состоянием экономической безопасностина муниципальном уровне — структура, которая обеспечивала бы самоорганизацию и самоконтроль участников управления и была направлена на защиту социальных завоеваний и экономической безопасности.

Доказано, что решение указанной задачи должно осуществляться путем жесткого контроля за монополизацией производства и криминализацией торговли при широкой идеологизации защиты отечественной экономической безопасности и безопасности региональных структур управлениясистематической и всесторонней поддержки производителей отечественных товаровформирования нормативно-правовой базы обеспечения экономической безопасности.

7. Показано, что историческая перспектива социально-экономического развития России связана как с самостоятельным оживлением экономики регионов, так и с регулирующей ролью государственных структур управления. В связи с этим федеральные органы власти должны найти эффективные формы реализации интеграционной функции в решении проблем социально-экономического развития, и обеспечения экономической безопасности страны.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения диссертации доведены до конкретных практических рекомендаций. Сформулированы, в частности, принципы, методы, механизм и организационные формы государственного регулирования региональной экономики и обеспечения экономической безопасности по всей вертикали власти Российской Федерации.

Предлагаемая система управления социально-экономическим развитием региона (на примере московского региона) может служить базовой моделью для большинства субъектов Российской Федерации по активизации материально-финансовых резервов с учетом особенностей каждого из них.

Апробация работы. Основные идеи и положения диссертации представлены в докладах на семинарах, проблемных группах и научно-практических конференциях кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также в публикациях автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Государственное регулирование и управление всеми ресурсами с*раны в настоящее время совпадает с необходимостью защиты и приумножения национального богатства, соблюдения интересов населения страны. Для этого, на наш взгляд, необходимо осуществить комплекс мероприятий по обеспечению экономической безопасности России.

Как показал мировой и отечественный опыт экономических реформ, нельзя пытаться освоить все возможные направления вывода экономики из кризиса одновременно. Представляется, что приоритетными для нашей страны следует считать два направления: первое — сделать все возможное, чтобы вернуть доверие народа к центральным и региональным органам властивторое — привлечь к инвестированию самого массового собственника и инвестора — малый и средний бизнес, число которого постоянно возрастает.

2. Проблема экономической безопасности имеет несколько аспектов исследования. Во-первых, речь идет о ее теоретической концепции (доктрине). Здесь, на наш взгляд, важно увидеть проблему во всей совокупности ее воспроизводственных процессов. Во-вторых, сформировать модель экономической безопасности России и наполнить ее необходимыми пороговыми значениями (показателями) социального, политического, технологического, организационного, военного характера. В-третьих, создать эффективный механизм реального обеспечения и поддержания экономической безопасности России.

3. Понятие «экономическая безопасность» как научная категория существует давно. В России она всегда была прерогативой государства (особенно в советский период, когда она тесно связывалась с политической и военной безопасностью). Коллективы и отдельная личность практически не могли повлиять на ее обеспечение, потому что рычаги воздействия на нее, в том числе экономическую безопасность, находились за пределами их возможностей. Теперь это стало прерогативой не только центральных структур власти и управления, но и собственников всех уровней.

4. Концепция обеспечения экономической безопасности России исходит, на наш взгляд, из того, что в сложившихся крайне трудных хозяйственных и социально-экономических условиях существенно уменьшить воздействие всех факторов риска одновременно и методами только оперативного управления невозможно. В этой связи необходимо использовать преимущества мониторинга, который позволяет ранжировать факторы экономической безопасности с точки зрения их потенциального воздействия на устойчивость национальной экономики и социально-политическую стабильность в обществе. Это предполагает оценку возможных и реальных потерь, отдельно по каждому из факторов обеспечения экономической безопасности, и исходя из этого выявление самых разрушительных факторов для проведения наиболее эффективной политики в деле экономической безопасности.

5. Важным моментом обеспечения экономической безопасности и управления социально-экономическим развитием региона является привлечение в регион дополнительных инвестиций и организация рынка ценных бумаг. Для этого предлагается:

• создать дополнительные экономические и налоговые преференции для мелких инвесторов (физических лиц);

• обеспечить развитие рыночной инфраструктуры рынка, направленной на работу с индивидуальными частными инвесторами;

• осуществить масштабную просветительскую программу по вопросам рынка ценных бумаг для населения;

• разработать комплексные межведомственные правоохранительные меры с целью повышения безопасности рынка ценных бумаг для инвесторов;

• совершенствовать процедуры регистрации акционерных обществ;

• экономически стимулировать эмитентов, проводящих вторичные эмиссии;

• развивать систему независимой оценки и специализированного аудита акционерных обществ с целью получения объективной информации о финансовом состоянии эмитентов;

• совершенствовать структуру статистической отчетности эмитентов, а также государственной системы мониторинга и финансового анализа эмитентов с целью повышения прозрачности их экономической деятельности;

• создать специализированную систему обучения государственных служащих, сфера деятельности которых затрагивает рынок ценных бумаг.

6. Очевидно, что организационные структуры управления регионами, отраслями, исполнительной и представительной властей слабо взаимоувязаны между собой. Еще меньше они ориентированы на обеспечение экономической безопасности. Это значительно ослабляет единство действий всех составляющих системы управления Российской Федерации. Требует больших усилий реформирование системы, обеспечивающей экономическую безопасность по всем уровням управления в стране и участие в этом процессе всех субъектов собственности и хозяйствования.

7. Город Москва — это регион, наиболее подготовленный к экономическим реформам. Без преувеличения можно отметить, что правительство Москвы делает все возможное, чтобы они успешно осуществлялись. Накопленный опыт позволяет использовать его в интересах социально-экономического развития других субъектов Федерации с учетом их региональных особенностей (тиражируя наиболее удачные решения и нормативно-правовые акты).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. «О государственной стратегии экономической безопасности РФ. (Основные положения)».
  2. Постановление Совета Федерации Федерального собрания от 8 августа 1996 г. «О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации».
  3. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.
  4. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».
  5. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Принят ГД и одобрен СФ.
  6. Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 5 июля 1995 г.
  7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принят государственной Думой 12 августа и подписан Президентом РФ 28 августа 1995 г.
  8. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Принят Государственной Думой 23 июня 1995 г.
  9. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год».
  10. Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой».
  11. О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996−1997 гг". Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995 г.
  12. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Одобрена постановлением Правительства РФ от 23 марта 1996 г.
  13. Порядок разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г.
  14. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Страсбург, Совет Европы. 1990.
  15. О совершенствовании механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г.
  16. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г.
  17. О структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 г.
  18. Всероссийское совещание по вопросам развития федеративных отношений. Москва, 26 января 1999 г.
  19. Проект Основных положений (Концепции) государственной политики развития местного самоуправления в Российской Федерации.
  20. Постановление правительства Москвы от 30 декабря 1997 г. «О Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 1998—2000 гг.».
Заполнить форму текущей работой