Изменение учетной (дисконтной) ставки
Центральный банк вправе в любое время изменить учетную ставку, повысив или понизив ее. Манипулирование официальной учетной ставкой и есть тот рычаг, с помощью которого центральный банк регулирует спрос и предложение на рынке капиталов. Регулирование объема денежной массы с помощью учетной ставки во многих странах (в частности, и в России) является одним из основных (главных) инструментов… Читать ещё >
Изменение учетной (дисконтной) ставки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственный центральный банк выдает кредиты[1] коммерческим банкам под определенный, одинаковый для всех процент, который называют учетной (дисконтной) ставкой. Получение таких кредитов (ссуд) называют заимствованием в учетном (дисконтном) окне. Очевидно, что процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками своим клиентам, должны быть по крайней мере не ниже (а в действительности, как правило, выше, иначе это не принесет никакой прибыли коммерческим банкам), чем учетная ставка центрального банка.
Центральный банк вправе в любое время изменить учетную ставку, повысив или понизив ее. Манипулирование официальной учетной ставкой и есть тот рычаг, с помощью которого центральный банк регулирует спрос и предложение на рынке капиталов.
Если государство решит повысить учетную ставку для кредитов коммерческим банкам, те также будут вынуждены повысить свои процентные ставки. Это означает, что кредиты станут более дорогими, как следствие уменьшится объем кредитования, и в итоге денежная масса в обращении снизится. Таким образом гасится стремление фирм к новым инвестициям, свертывается деловая активность бизнеса. И наоборот, если государство снизит процент платы за кредиты, то коммерческие банки смогут сделать более дешевыми кредиты для предприятий (фирм) и населения, а значит, денежная масса в обращении вырастет. В результате увеличится объем покупок акций, производственного оборудования, развернется строительство новых производств и т. д.
Регулирование объема денежной массы с помощью учетной ставки во многих странах (в частности, и в России[2]) является одним из основных (главных) инструментов предложения денег.