Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воздействие региональных органов власти на коэффициент сбалансированности интересов групп участников алкогольного рынка позволит направить в одно русло усилия различных групп субъектов, разрушая базовые противоречия, существующие между ними. Наличие сбалансированности будет являться одним из важнейших конкурентных преимуществ алкогольного производственного комплекса в условиях жесточайшей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико — методологические основы развития алкогольного производственного комплекса
    • 1. 1. Роль и место алкогольного производственного комплекса в отраслевой структуре экономики региона
    • 1. 2. Влияние рыночного механизма хозяйствования на развитие алкогольного производственного комплекса
    • 1. 3. Ключевые направления развития алкогольного производственного комплекса в современных условиях хозяйствования
  • Глава 2. Особенности развития алкогольного производственного комплекса
    • 2. 1. Современный уровень развития алкогольного производственного комплекса
    • 2. 2. Факторы и условия эффективного функционирования алкогольного производственного комплекса
    • 2. 3. Организационно — экономические предпосылки устойчивого развития алкогольного производственного комплекса
  • Глава 3. Развитие алкогольного производственного комплекса в условиях конкуренции
    • 3. 1. Концептуальный подход к эффективному развитию алкогольного производственного комплекса
    • 3. 2. Организационно — экономическая модель гармонизации интересов экономических субъектов в развитии алкогольного производственного комплекса
    • 3. 3. Комплекс теоретических и методических рекомендаций по стратегии развития алкогольного производственного комплекса

Развитие алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Кризисные явления в национальной и глобальной экономике показали, что необходимы новые подходы к развитию производственных комплексов, составляющих ядро российской экономики.

В хозяйственном комплексе страны особое место занимает алкогольный производственный комплекс. Специфика этого производственного комплекса обусловливается тем, что он, с одной стороны, производит продукцию не являющуюся социально необходимой, но в тоже время традиционно потребляемой в нашей стране. С другой стороны, его продукция несет в себе потенциал важного фактора формирования национального, регионального и местных бюджетов.

Производство продукции алкогольного производственного комплекса позволяет планировать определенные налоговые поступления в бюджет, и, тем самым, обеспечивать не только свое развитие, но и других производственных комплексов, а также влиять на экономику в целом.

На сегодняшний день ситуация на рынке алкоголя нестабильна, развито нелегальное производство алкогольной продукции. В связи с изменениями в государственной политике регулирования алкоголя многие предприятия покинули этот рынок, однако улучшения качества продукции, либо снижения уровня контрафакта не произошло.

Все это указывает на необходимость регулировать алкогольный производственный комплекс, учитывать особенности рынка алкоголя, а также гармонизировать интересы различных субъектов на рынке алкоголя.

Область исследования соответствует требованиям паспорта специальностей ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — промышленность): 15.2. Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий- 15.13. Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов.

Степень разработанности проблемы. Осознание необходимости регулирования рынка алкоголя России, и, как следствие региональных рынков алкоголя обуславливает возрастающее внимание к проблеме развития территориального алкогольного производственного комплекса.

Теоретические разработки о территориальных производственных комплексах зародились в работах ученых Колосовского Н. Н., Баранского Н. Н., Саушкина Ю. Г. и были развиты их последователями Агафоновым Н. Т., Бандманом М. К., Чистобаевым А. И., Александровым И. Г., Казанским Н. Н., Бурматовой О. П., Туркебаевым Э. А., Двоскиным Б. Я., Гуковым В. П. и другими.

Теория кластеров, имеющих общие черты с территориальными производственными комплексами, получила свое развитие в работах американского ученого Портера М. Ведущие российские ученые Кукольникова Е. А., Шаховская Л. С., Бородина Е. А., Ферова И. С., Ларина Н. И., Мосейко В. О., Фесенко В. В., Романова О. А., Лаврикова Ю. Г. развивают эту теорию применительно к рыночным условиям хозяйствования.

Стратегическое управление предприятиями исследовано в трудах таких зарубежных ученых как Портер М., Боумэн К., Дафт Р. Л., Диксон П. Р., Дэй Д., Котлер Ф., Мэскон М., Ансофф И., Акофф Р., Друкер П., и получило свое развитие в трудах российских ученых Львова Д. С., Гранберга А. Г., Егоршина А. П., Пыткина А. Н., Колобова А. А., Омельченко И. Н.

Развитие корпоративного управления в России, стратегическое управление развитием предприятий с учетом региональных особенностей раскрыто в работах таких ученых как Глущенко В. В., Гнатко В. С., Пефтеев В. И., Коренченко Р. А., Крейгман Ф. С., Кунявский М. Е., Терещенко В. М., Фатхутдинов Р. А.

Вместе с тем многие важные проблемы, возникающие в процессе функционирования алкогольного производственного комплекса, и связанные, в основном, с недостаточной эффективностью его функционирования, которая обусловлена несовершенством государственного регулирования, до сих пор остаются нерешенными. Кроме того, научно обоснованных рекомендаций, направленных на повышение эффективности механизма функционирования алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде явно недостаточно.

Целью диссертационного исследования является обоснование теоретических положений и разработка методических рекомендаций по эффективному развитию алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде.

Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно: определить тенденции современного развития алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде;

— выявить группы субъектов регионального рынка алкогольной продукции и их интересы в развитии производства алкогольной продукции;

— обосновать систему показателей сбалансированности интересов групп субъектов регионального рынка алкогольной продукции;

— разработать концептуальный подход к эффективному развитию алкогольного производственного комплекса на основе учета сбалансированности интересов групп субъектов регионального алкогольного рынка;

— предложить основные направления и методические рекомендации по повышению эффективности развития алкогольного производственного комплекса.

Объектом исследования является алкогольный производственный комплекс Пермского края.

Предмет исследования — организационно — экономические отношения, возникающие в процессе развития алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде.

Теоретической и методологической основой исследования являются основные научные труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам развития территориальных производственных комплексов в рыночной экономике.

Основные методы исследования. В работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза, системный подход, методы финансового, экономического и сравнительного анализа, стратегического управления, регрессионного анализа, экспертных оценок.

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные документы федерального, регионального и отраслевого уровней, данные органов статистики, исследования рынка алкогольной продукции, данные бухгалтерской отчетности производителей алкоголя Пермского края: ООО «Арсенал — полисистем», ОАО «Пермалко», ОАО «Уралалко», материалы периодической печати.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в обосновании теоретических положений и разработке методических рекомендаций по эффективному развитию алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде.

В процессе исследования получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:

— уточнена трактовка понятия алкогольного производственного комплекса как составной части экономики региона, состоящей из совокупности независимых экономических агентов, производящих специфический продукт — алкогольную продукцию, и реализующих свои интересы;

— выделены основные группы субъектов алкогольного рынка (производители, потребители, государство), их влияние на развитие алкогольного производственного комплекса и основные тенденции его развития;

— предложена методика оценки сбалансированности интересов на региональном рынке алкоголя;

— разработан концептуальный подход к эффективному развитию алкогольного производственного комплекса на основе учета сбалансированности интересов групп субъектов регионального алкогольного рынка;

— обоснованы мероприятия по повышению эффективности развития алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации практические рекомендации позволяют эффективно управлять развитием алкогольного производственного комплекса.

Теоретические, методические и практические результаты диссертационной работы могут представлять интерес для преподавателей ВУЗов и использоваться в учебном процессе, при проведении лекций и семинарских занятий по курсам «Экономика предприятий», «Общий менеджмент».

Апробация работы. Основные положения, результаты и рекомендации диссертационной работы, докладывались на конференциях в Пермском государственном университете (г. Пермь, 2007—2008 гг.).

Теоретические и методологические результаты исследования отражены в научных разработках Пермского филиала института экономики УрО РАН, в том числе по научному направлению «Региональная промышленная политика и экономическая безопасность регионов» в рамках научно — исследовательской работы «Разработка теории и методологии структурной модернизации промышленности региона» — 2007 г. — Постановление Перзидиума РАН от 28.02.2003 № 61.

Теоретические и методологические результаты исследования используются в специальных программах повышения квалификации работников алкогольных предприятий в НОУ ДПО «Пермский академический учебный центр»,.

Публикации. Результаты диссертационной работы нашли отражение в 9 научных публикациях, общим объемом 5,7 п.л. (личный вклад автора 5,7 п.л.), в том числе 1 статья в журнале, рекомендуемом ВАК для опубликования результатов диссертационной работы.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и одиннадцати приложений. Содержит 173 страницы основного текста, включает 24 рисунка, 21 таблицу, список литературы из 164 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Алкоголь является специфическим продуктом в силу его неоднозначного влияния на благосостояние населения. Особенности продукта влияют на развитие производства алкоголя. Спрос на алкоголь устойчив, и, в силу того, что реально от потребления алкоголя население не будет отказываться, государство жестко регулирует его производство и потребление.

Алкогольный производственный комплекс представляет собой составную часть экономики региона, состоящей из совокупности легальных независимых экономических агентов, производящих специфический продукт — алкогольную продукцию, и реализующих свои интересы.

Алкогольный производственный комплекс состоит из предприятий — производителей, объединенных по признаку принадлежности к одному виду экономической деятельности. Таким образом, возможно утверждать, что, алкогольный производственный комплекс имеет внутреннюю структуру, и состоит из производителей алкоголя, расположенных на единой территории.

В процессе своей деятельности производители алкоголя вступают в конкурентную борьбу, образуя тем самым связи между элементами структуры, а также могут вступать в прочие отношения различного рода, усложняя структуру алкогольного производственного комплекса.

Еще одной чертой, уточняющей трактовку определения алкогольного производственного комплекса, является следование каждого элемента его структуры своим целям, его независимость и обособленность. В случае присутствия какого-либо контроля одного экономического агента — производителя над другим, их целесообразно рассматривать как единый элемент алкогольного производственного комплекса.

Также важным является акцент на определении алкоголя как специфического продукта, воплощающего такое противоречивее, как разнородность влияния на уровень жизни населения территории: как снижая его, в силу негативных сторон потребления алкоголя, так и улучшая его, в силу высокого потенциала бюджетоформирования данного продукта.

Алкогольный производственный комплекс действует в условиях нестабильной внешней среды, которую можно условно подразделить на внешнюю среду регионального уровня и внешнюю среду национального уровня. Каждый из уровней внешней среды может быть представлен как экономическими агентами, непосредственно влияющими на функционирование алкогольного производственного комплекса, так и экономическими агентами, оказывающими косвенное влияние на его развитие.

Для определения и систематизации факторов внешней среды оказывающих влияние на функционирование и развитие алкогольного производственного комплекса, целесообразно использовать системный подход, позволяющий рассматривать территориальный рынок алкогольной продукции как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов, агрегированных в группы на основе однородности преследуемых целей.

Используя данный подход, на локальном рынке алкогольной продукции можно выделить три основных группы взаимодействующих экономических субъектов, отличающихся друг от друга преследуемыми интересами: производители, потребители, региональные органы управления.

Каждой из групп субъектов алкогольного рынка присуще свое поведение. Поведение потребителей определяется психологией и доходами, и в силу этого остается достаточно стабильным в динамике. Поведение региональных органов управления определяется стратегией развития региона, конкретными целями, поставленными перед ними вышестоящими органами. Поведение производителей определяется стремлением к максимизации потенциала прибыльности. Поведение производителей алкогольной продукции являются ответным, то есть подстраивающимися под поведение других участников рынка.

Каждая из групп экономических субъектов рынка алкогольной продукции преследует свои частные интересы. При выполнении этих интересов между каждой из групп экономических субъектов складываются базовые противоречия: между государством и потребителем по поводу ограничения предложениямежду государством и производителем — по поводу ставки распределения прибыли рынкамежду производителем и потребителем — по поводу цены.

Обеспечение стабильного развития алкогольного производственного комплекса должно быть основано на стремлении к обеспечению сбалансированного удовлетворения интересов различных групп субъектов, присутствующих на рынке алкоголя.

Наряду с базовыми противоречиями, которые возникают у групп участников рынка алкоголя, присутствуют и общие интересы. Политика регулирования алкогольного рынка, направленная на усиление базового противоречия, дестабилизирует рынок алкоголя. Политика, направленная на поддержание общих интересов, приводит к взаимовыгодному сотрудничеству и сбалансированности интересов участников рынка алкоголя.

Взаимным интересом, преследуемым производителями и органами региональной власти, является увеличение объемов реализации алкогольной продукции местных производителей. Это обеспечивает рост прибылей предприятий, наполнение местных бюджетов и обеспечение занятости населения. Побочно это снижает отравления и смертность, и также и повышает качество продукта. Как следствие это становится фактором реализации интересов населения региона.

Участники рынка алкогольной продукции будут эффективно взаимодействовать только в случае удовлетворения частных интересов. Частные интересы какой-либо группы субъектов могут быть представлены рядом ключевых показателей, оценивающих степень достижения каждой группой субъектов своей цели. Чтобы иметь возможность сопоставить удовлетворенность различных групп субъектов, показатели частной удовлетворенности должны быть относительными.

На основании среднеарифметического значения частных показателей каждой группы субъектов, становится возможным найти результирующий показатель удовлетворенности. Перечень частных показателей удовлетворенности и расчет комплексного показателя сбалансированности интересов участников алкогольного рынка представлен в таблице 2.

Комплексный показатель сбалансированности отражает то, насколько удовлетворены интересы всех групп участников регионального рынка алкоголя, развитие рынка алкоголя.

Стратегия развития алкогольного производственного комплекса может быть построена на основании показателя сбалансированности с учетом степени влияния составляющих факторов на общий показатель.

Проведенный анализ подтвердил наличие тесной взаимосвязи между всеми результирующими показателями и показателями — факторами. В результате проведенного анализа было получено уравнение линии регрессии, отражающее влияние показателей удовлетворенности групп субъектов алкогольного рынка на показатель сбалансированности.

По проведенному анализу можно сделать вывод, что для увеличения коэффициента сбалансированности, отражающего интересы всех групп участников рынка алкоголя необходимо первоочередное воздействие с целью увеличения удовлетворенности интересов потребителей и государства, а затем уже только интересов бизнеса. При увеличении удовлетворенности интересов потребителей и предпринимателей можно допускать поступиться интересами органов региональной власти в силу положительного влияния прочих факторов на удовлетворенность этой группы субъектов рынка алкоголя. Достижение таких интересов возможно только при увеличении объемов производства продукции.

Наибольшее влияние на коэффициент сбалансированности оказывает удовлетворенность интересов органов государственной власти и потребителей. В связи с этим, для развития алкогольного производственного комплекса, необходимо стимулировать удовлетворение интересов данных групп субъектов рынка.

В силу того, что наибольшее влияние на показатель удовлетворенности органов региональной власти имеет доля легального производства и доля заработной платы работников алкогольного производящего комплекса, для увеличения данного показателя могут быть предложены следующие меры:

— ужесточение ответственности за подпольное производство алкоголя, в целях снижения нелегального оборота;

— ужесточение государственного контроля за оборотом алкогольной продукции путем доведения системы ЕГАИС до мест розничной продажи;

— выравнивание налогового давления производителей субститутов (парфюмерная, химическая и фармацевтическая промышленность) с производителями алкоголя;

— поддержка увеличения объемов сбыта алкогольного производственного комплекса.

Так как на удовлетворенность потребителей в наибольшей степени влияет снижение доли расходов на алкоголь в личном потребительском бюджете, то следует предпринять следующий ряд мер, нацеленный на увеличение данного показателя:

— пропаганда здорового образа жизни;

— развитие спортивной и развлекательной инфраструктуры;

— усиление контроля над производством алкогольной продукции в целях повышения качества продукта.

Также в целях повышения общего показателя сбалансированности может быть принят следующий ряд мер по увеличению показателя удовлетворенности производителей, который в наибольшей степени определяется темпом роста сальдированного финансового результата:

— предоставление отсрочки по уплате акцизов для инвестирования средств в расширение каналов сбыта, увеличение качества продукции;

— организация центра повышения квалификации для инженеров — технологов алкогольных предприятий;

— стимулирование использования результатов НИОКР в деятельности алкогольного производственного комплекса путем предоставления льгот по акцизам.

Воздействие региональных органов власти на коэффициент сбалансированности интересов групп участников алкогольного рынка позволит направить в одно русло усилия различных групп субъектов, разрушая базовые противоречия, существующие между ними. Наличие сбалансированности будет являться одним из важнейших конкурентных преимуществ алкогольного производственного комплекса в условиях жесточайшей межрегиональной и международной конкуренции на рынке алкоголя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Baker M. Marketing strategy and management. Basingstoke, London: Macmillan, 1985, 399 p.
  2. Chakravorti B. The new rules for bringing innovations to market // Harvard business review, Boston, 2004, vol. 82, № 3, p. 59 67
  3. Eisenhardt K. M., Sull D. M. Strategy as simple rules // Harvard business review, Boston, 2001, vol. 79, № 1, p. 107 116
  4. Gedansky M. Strategic planning in high tech industry: A market driving focus // Managerial planning, Oxford (Ohio), 1985, vol. 33, № 6, p. 32−34
  5. Hindle T., Lawrence M. Field guide to strategy: A glossary of essential tools and concepts for today manager. Boston, Harvard business school press, 1994, 225 p.
  6. Horovitz J. New perspectives on strategic management // Journal of business strategy, Boston, 1984, vol. 4, № 3, p. 19−33
  7. Porter M. E. What is strategy? // Harvard business review, Boston, 1996, vol. 74, № 6, p. 61−78
  8. Shay J. P., Rotharmel F. T. Dynamic competitive strategy: Towards a multi — perspective conceptual framework // Long range planning, Oxford etc., 1999, vol. 32, № 6, p. 559 572
  9. Sufrin С. C., Odiorne G. S. The new strategic planning boom: Hope for the future or a bureaucratic exercise? // Managerial planning, Oxford (Ohio), 1985, vol. 33, № 4, p. 4−13
  10. Wilson I. Strategic planning for the millennium: Resolving the dilemma // Long range planning, Oxford etc., 1998, vol. 31, № 4, p. 507 513
  11. Федеральный закон № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // Консультант + справочно- информационная система1. Печатные издания
  12. Н. Т. Территориально — производственное комплексообразование в условиях развитого социализма. Ленинград, Наука, 1983, с. 51 62
  13. Р. Л. Акофф о менеджменте. Спб, «Питер», 2002
  14. В. В. Корпоративный менеджмент. М., «Экономика», 2003
  15. Н. А. Стратегия развития предприятия. Основы методологии, опыт, практические расчеты. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 2004, с. 45 66
  16. И. Новая корпоративная стратегия. Спб, «Питер», 1999, с. 51−60
  17. М. К. Территориально — производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. Новосибирск, Наука, 1980, с. 74 — 88
  18. Н. Н. Становление советской экономической географии. Избранные труды. М., Мысль, 1980, с. 173 190
  19. К. Основы стратегического менеджмента. Перевод с английского под ред. JI. Г. Зайцева, М. И. Соколова, М., «Банки и биржи», «Юнити», 1997
  20. О. П. Оптимизация пространственной структуры ТПК. Экологический аспект. Новосибирск, Наука, 1983, с. 35 45
  21. В. А. Управление развитием рыночных возможностей предприятия. М., Благовест-В, 2007, с. 163 165
  22. В. В. Менеджмент. Системные Основы. Железнодорожный, Московская область, НПЦ «Крылья», 1998
  23. В. С., Пефтеев В. И. Корпоративное управление в изменяющемся мире. Ярославль, «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», 1998
  24. В. К. Математическая модель потребительского спроса. «Экономика», М., 2004
  25. Дафт P. J1. Менеджмент. Спб, «Питер», 2002
  26. П. Р. Управление маркетингом. Перевод с английского под общей редакцией Шленова Ю. В., «Бином», М., 1998
  27. П. Ф. Эффективное управление. М, Гранд, 2003, с. 253 270
  28. Дэй Д. Стратегический маркетинг. «Эксмо-пресс», М., 2002
  29. A.M. Стратегическое управление развитием муниципального образования. Пермь, издательство ГОУ ВПО Пермский государственный университет, 2007, с. 62 70
  30. . Н. Размещение производства в рыночной среде. М., Альфа М, 2003, с. 130- 139
  31. . П., Мартыщенко JI. А., Табухов М. Е. Управление в экономических и социальных системах. Спб, «Нордмед-издат», 2001
  32. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М., «Прогресс», 1966, с. 327−348
  33. Н. Н. ТПК — прогрессивная форма организации производства. М., Знание, 1982, с. 29−42
  34. С. Н. Управление: искусство, наука, практика. Минск, «Армита — Марктеинг, Менеджмент», 2002
  35. H. H. Теория экономического районирования. M., Мысль, 1958, с. 34−89
  36. Р. А. Совершенствование экономических методов управления на предприятиях. Рыночная модель хозяйства в России, «издательство ПГУ, ПСИ, ПССГК», Пермь, 2003
  37. Е. Н. Стратегическое управление развитием муниципальных социально экономических систем в условиях глобализации: теоретико — методологические аспекты. М., Всероссийская государственная налоговая академия, 2006, с. 167 — 204
  38. X., Керкленд Д., Вигери П. Управление в условиях неопределенности. М., Альпина бизнес букс, 2006, с. 9 — 19
  39. Ф. Маркетинг. Менеджмент. «Питер», Спб., 2001
  40. Ф. С. Эффективное управление предприятием на основе демократизации собственности. «Финансы и статистика», М., 2004
  41. M. Е., Кублин И. М., Распоров К. О. Управление маркетингом промышленного предприятия, «Международные отношения», М., 2004
  42. В. М. Современный менеджмент: теория и практика управления. «Книжный мир», М., 2004
  43. Курс МВА по стратегическому менеджменту / под ред. Фаэй JL, Рэнделл Р. М., Альпина бизнес букс, 2004, с. 25 63
  44. И. М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск, Наука, 1986, с. 180−185
  45. А. А. Экономика предприятия. «Альфа — пресс», М., 2005
  46. В. А. Воспроизводство и приоритеты развития. М., «Экономика», 2004
  47. Междисциплинарный словарь по менеджменту. Под ред. Мясоедов С. П. «Дело», М., 2005
  48. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. Спб., «Питер», 2000, с. 16 -24
  49. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. «Дело», М., 2000
  50. Э. А. Риск инвестиционных проектов. «Экономика», М., 2004
  51. Пермский край в цифрах 2007: Краткий статистический сборник / Росстат, Пермь, 2007,310 с.
  52. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М, Альпина бизнес букс, 2005, с. 37 — 71
  53. М. Конкуренция: Пер. с англ. / М. Э. Портер — М, Издательский дом «Вильяме», 2006, с. 232 — 275
  54. А. П. Русская модель управления. М., ЗАО «Журнал Эксперт», 2002
  55. А. Н. Механизм регионального стратегирования. Екатеринбург, Институт экономики УРО РАН, 2007, с. 159 161
  56. Н. М. Фирма в экономической системе. «ТЕИС», М., 1998
  57. Российский статистический ежегодник 2002. Под ред. Соколин В. П., Гос. комитет РФ по статистике, М., 2002
  58. Россия 2006. Статистический справочник. Под ред. Соколин В. Л., Федеральная служба гос. статистики, М., 2006
  59. Россия в цифрах 2008: Краткий статистический сборник / Росстат, М., 2008, 510 с.
  60. М. Ю., Шешукова Т. Г. Формирование и развитие рынка алкогольной продукции в условиях укрепления государственной монополии. Пермь, издательство Пермского университета, 2000, с. 14 54
  61. Т., Керкс К. Аналитическое планирование. Организация систем. Перевод с английского Р. Г. Вагнадзе, под ред. И. А. Ушакова, М., «Радио и связь», 1991
  62. С. Э. Менеджмент. Словарь-справочник. «Анкил», М., 2005
  63. Ю. Г. Новое экономическое районирование. М., Знание, 1963, с. 10−38
  64. Система моделей территориальной организации районного производственного комплекса / под. ред. Саушкина Ю. Г., М., Издательство московского университета, 1979, с. 12−14
  65. Стратегическое управление / под ред. Львова Д. С., Гранберга А. Г., Егоршина А. П. М., Экономика, 2005, с. 128 — 137
  66. Стратегическое управление организационно — экономической устойчивостью фирмы / под ред. Колобова А. А., Омельченко И. Н., М., Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2001, с. 8−41
  67. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. Под ред. Гранберга А. Г., М., «Экономика», 2002
  68. А. Е. Уровень жизни населения России: 1992 2002, М., ИТ/ГЦ «Статистика России», 2003
  69. В. М. Маркетинг: новые технологии в России. «Питер», Спб, 2004
  70. Территориально производственные комплексы: опыт и проблемы формирования / под ред. Бандмана М. К., Чистобаева А. И., Ленинград, Наука, 1990, с. 27−31
  71. Э. А., Двоскин Б. Я. Экономические проблемы развития территориально производственных комплексов. Алма-Ата, Наука, 1982, с. 172 — 197
  72. Р. А. Конкурентоспособность: Россия и мир 1992 -2015, М., «Экономика», 2005
  73. Р. М. Энциклопедия современного управления. Том первый, М., «ВИПКэнерго», 1992
  74. И. Н. Блинов А. О., Кестер А. Я. Управление региональным хозяйством. М., Кнорус, 2005, с. 308 3311. Периодические издания
  75. Н. Для маленькой такой компании // Управление компанией, № 8, 2006
  76. В. А. Развитие регионального производителя крепкоалкогольной продукции в условиях современного экономического кризиса // Маркетинг и маркетинговые исследования, № 1, 2009, с. 51−61
  77. М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики, № 4, 2005, с. 75 86
  78. К. Ни капли без штрихкода // Эксперт, № 13, 2006
  79. Е., Алпатова Н. Почта с градусом // Эксперт, № 50, 2006
  80. А. Стратегическое планирование социально- экономического развития регионов и городов // Государственная служба, № 6 (56), 2008, с. 90−96
  81. В. Л. Методы построения межрегиональных и внутрирегиональных рядов эффективности отраслей // Методические проблемы соцально -экономического развития регионов СССР, М., Наука, 1979, с. 79 94
  82. Я. Бизнес под градусом // Управление компанией, № 11, 2005
  83. А., Привалов А. Водочная эпидемия // Эксперт, № 42, 2006
  84. Л. Н. Теоретические аспекты анализа кластерной организации региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика, № 24 (81), 2008, с. 50−56
  85. В. И. Пространственное развитие территорий на основе кластерных технологий // Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2008, с 6169
  86. С. В. Анализ портфеля бизнесов (товаров) организации на алкогольном рынке // Инновационные пути реализации приоритетных национальных проектов в регионе, Пермь, НИИУМС, 2007, выпуск 6
  87. С. В. Необходимость мониторинга стратегической ситуации на товарных рынках как средство развития производителей региона (на примере алкогольного рынка Пермского края) Теория и практика корпоративного менеджмента, Пермь, ПТУ, 2006, выпуск 4
  88. С. В. Роль и место алкоголепроизводящего комплекса в отраслевой структуре экономики муниципального образования // Проблемы устойчивого социально экономического развития и управления муниципальных образований, Пермь, 2008
  89. С. В. Сбалансированность интересов групп экономических субъектов региона как основа предотвращения социальных рисков // Безопасность Евразии, Москва, № 3, 2008
  90. С. В. Специфика проблемы государственного регулирования каналов распределения продукции ликероводочной промышленности // Теория и практика корпоративного менеджмента, Пермь, ПТУ, 2006, выпуск 5
  91. С. В. Специфика проблемы государственного регулирования предприятий ликероводочной промышленности // Теория и практика корпоративного менеджмента, Пермь, ПТУ, 2006, выпуск 4
  92. М. В. Проблемы муниципального стратегического управления промышленным комплексом городов России // Региональная экономика, № 2 (95), 2009, с. 7−16
  93. Е. Два ключевых показателя. Матрица рентабельности как средство управления ассортиментом // Управление компанией, № 2, 2004
  94. А. Стратегия: с чего начинать и чем закончить // Управление компанией, № 5, 2004
  95. А. Стратегия: от разработки до реализации// Управление компанией, №№ 2−4, 2006
  96. И. Н. Как повысить эффективность продаж алкоголя // Индустрия напитков, № 2, 2005
  97. С. Тонкие настройки бизнеса // Управление компанией, № 10, 2006
  98. Л., Шулакова О. Улыбка цыганки вместо шабли // Эксперт, № 25, 2006
  99. А., Халтурина Д. Русский водочный крест // Эксперт, № 17, 2006
  100. Н. К. Задачка на сообразительность // Русская водка, № 1−2, 2005
  101. Н. К. Оценка мер государственного регулирования отрасли // Русская водка, № 1−2, 2005
  102. М., Вагин С. С прицелом на будущее // Управление компанией, № 10, 2006
  103. Е. А. Методология идентификации и формирования региональных промышленных кластеров // Экономические науки, № 11 (48), 2008, с. 164−168
  104. Д. Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом, № 6, 2005, с 40−52
  105. Н. И. Региональные кластеры и территориальные -производственные комплексы как формы территориальной организации производства // Регион: экономика и социология, № 4, 2007, с. 126−138
  106. П. В. Факторы и источники эффективного стратегического планирования // Материалы международной научно — практической конференции «Стратегия развития регионов: теория и практика», Пермь, Высшая школа экономики, 1998, с. 51 56
  107. А., Семенов С. Кластеры и кластерная политика // Государственная служба, № 5 (55), 2008, с. 79−86
  108. А. Без вина виноватые // Эксперт, № 5, 2006
  109. В. О., Фесенко В. В. Выявление региональных кластеров -методологические подходы // Региональная экономика: теория и практика, № 7 (64), 2008, с. 58−64
  110. А. Принципы выделения бизнес единиц // Управление компанией, № 1, 2007
  111. И. В. Кластерная политика в России // Общество и экономика, № 8, 2007, с. 28−64
  112. И. В. Принципиальные различия в концепциях промышленных кластеров и территориально — производственных комплексов // Вестник московского университета, № 5, 2004, с. 3 9
  113. О. А., Лаврикова Ю. Г. Потенциал кластерного развития экономики региона // Проблемы прогнозирования, № 4 (109), 2008, с. 56 70
  114. А. Проблемы с продажами: ищем выход // Управление компанией, № 11,2006
  115. Е. Д., Царегородцев Е. И. Кластерные стратегии развития экономики региона // Региональная экономика: теория и практика, № 7 (64), 2008, с. 23−25
  116. В., Бадьин А. Стратегия бренда // Управление компанией, № 1, 2006
  117. И. С. Предпосылки возникновения кластеров в экономике Красноярского края // Регион: экономика и социология, № 1, 2005, с. 56−60
  118. Д. Водочники укрупняются // Эксперт, № 47, 2005
  119. Г. Г., Гагарин А. И. Кластеры в экономике России // Региональная экономика: теория и практика, № 6 (63), 2008, с. 9−16
  120. Л. С., Бородина Е. А. Региональные экономические кластеры как форма интеграционного взаимодействия малого и крупного бизнеса // Экономические науки, № 10 (47), 2008, с. 307 3101. Интернет-ресурсы
  121. Е. Шумилина М. Дума поднимет цены на алкоголь // Интернет газета ЯВС-ОаПуhttp://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml72006/07/06/archive/221 548
  122. К. «Матрица» готовится к продаже // Интернет газета ЯВС-ОаПу http://www.rbcdailv.ru/print.shtml72006/10/20/market/246 248
  123. Е. Налоговики займутся спиртом // Интернет газета ЯВС-ОаПу http://www.rbcdailv.ru/archive/print.shtml72006/06/08/archive/219 868
  124. Государству необходимо вмешиваться в ситуацию на алкогольном рынке // Официальный сайт партии «Единая Россия» http://www¦edinros¦ru/news.html?id=l 16 421
  125. Депутаты «Единой России» за усиление регулирования алкогольного рынка // Официальный сайт партии «Единая Россия» http://www¦edinros.ru/news.html?id=l 8 329
  126. И. Государство спасет ЕГАИС // Интернет газета ЯВС-ОаПу http://www.rbcdailv.ru/print.shtml72006/ll/01/focus/248 092
  127. Официальный сайт группы компаний «Русский алкоголь» // http://www.russian-alcohol.ru/
  128. Официальный сайт группы компаний «Синергия» // http://www.svgroup.ru/
  129. Официальный сайт ОАО «Пермалко» // http://www.permalko.ru/
  130. Официальный сайт ОАО «Уралалко» // http://www.uralalko.ru/
  131. Официальный сайт Пермского отделения государственного комитета статистики // http://www.oblstat.permregion.ru/
  132. Правительство не борется с вакханалией на алкогольном рынке // Официальный сайт партии «Единая Россия"http ://www.edinros.ru/news.html?id=l 13 247
  133. Пермский региональный сервер // http://www.perm.ru/
  134. О. Кого притянет АУРА // Интернет газета RBC-Daily http://www.rbcdailv.ru/archive/print.shtml72006/08/28/archive/224 390
  135. Рынок заполнен некачественной алкогольной продукцией // Официальный сайт партии «Единая Россия» http://www.edinros.ru/news.html7id-l 11 958
  136. М., Прафененкова М. Спирт отдали в надежные руки // Интернет газета RBC-Dailyhttp://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml72006/08/15/archive/223 731
  137. Смертельный привкус «Синеглазки» // Официальный сайт партии «Единая Россия» http://www.edinros.ru/news.html?id=l 16 519
  138. М. Молдавское вино возвращается // Интернет газета RBC-Daily http://www.rbcdailv.ru/print.shtml72006/12/20/market/257 786
  139. О., Фроловская Т. Сесть за работу без ЕГАИС // Интернет газета RBC-Daily http://www.rbcdailv.ru/print.shtml?2006/l 0/18/market/245 747
  140. Трутнев О. Nemiroff ищет площадку // Интернет газета RBC-Daily http://www.rbcdailv.ru/print.shtml72006/10/12/market/244 294
  141. Трутнев О. Алкоголь закончится в сентябре // Интернет газета RBC-Daily http://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml72006/07/21/archive/222 416
  142. Трутнев О. Алкогольные компании судятся с правительством // Интернет газета RBC-Dailyhttp://www.rbcdailv.rU/archive/print.shtml72006/0 l/30/archive/214 123
  143. Трутнев О. Алкогольный кризис подкосил «Кристалл» // Интернет газета ЯВС-БаНу http://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml72006/09/12/archive/225 418
  144. Трутнев О. В бюджете появилась алкогольная дыра // Интернет газета ИВС-БаНу http://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml72006/09/18/archive/225 799
  145. Трутнев О. Водку будут разливать по-крупному // Интернет газета ЯВС-БаПу http://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml72006/01/10/archive/213 329
  146. О. Грызлов сыграл в госмонополию // Интернет газета 1ШС-БаПу http://www.rbcdailv.ru/print.shtml72006/ll/01/focus/248 099
  147. О. Два миллиарда долларов за 8и) Нс1тауа // Интернет газета ЮЗС-БаПу http://www.rbcdailv.ru/print.shtml72006/12/12/market/254 771
  148. Трутнев О. Контрафактный алкоголь бессмертен // Интернет газета МЗС-БаПу http://www.rbcdailv.ru/archive/print.shtml72006/07/10/archive/221 728
  149. О. «Кристалл» теряет позиции на рынке // Интернет газета 11ВС-БаПу http://www.rbcdailv¦ш/archive/print.shtml?2006/05/19/archive/218 782
  150. Трутнев О. Минфин и Дума поссорились из-за алкоголя // Интернет газета 11ВС-БаПу http://www.rbcdailv.rU/archive/print.shtml72006/02/09/archive/214 512
  151. Трутнев О. Онищенко добрался до водки // Интернет газета ЯВС-БаНу http://www.rbcdailv.ru/archive/print.shtml72006/06/14/archive/220 192
  152. О. Оптовики заплатят «добровольно» // Интернет газета ШЗС-БаПу http://www.rbcdailv.ru/print.shtml72006/10/ll/market/243 855
  153. Трутнев О. Российский алкоголь опять защищают от украинцев // Интернет газета ЫВС-БаПуhttp://www.rbcdailv.ru/archive/print.shtml72006/03/14/archive/215 765
  154. О. «Синергия» напоит Кузбасс // Интернет газета ШЗС-БаПу http://www.rbcdaily.rU/print.shtml72006/l 2/13/тагкеУ255 301
  155. ЯВС-БаПу http://www.rbcdaily.rU/archive/print.shtml72006/01/20/archive/213 802 162. Трутнев О. Украинский блицкриг не прошел // Интернет газета 11ВС-БаПу http://www.rbcdaily.ru/print.shtml72006/12/12/market/254 751
  156. О. «Хортица» готова покупать в России // Интернет газета КВС-БаПу http://www.rbcdaily.ru/print.shtml72006/12/05/market/252 373
  157. М. Джин-тоник теряет привлекательность // Интернет газета ИВС-ОаПу http://www.rbcdailv.ru/archive/print.shtml72006/07/27/archive/222 710
Заполнить форму текущей работой