Развитие алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде
Воздействие региональных органов власти на коэффициент сбалансированности интересов групп участников алкогольного рынка позволит направить в одно русло усилия различных групп субъектов, разрушая базовые противоречия, существующие между ними. Наличие сбалансированности будет являться одним из важнейших конкурентных преимуществ алкогольного производственного комплекса в условиях жесточайшей… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико — методологические основы развития алкогольного производственного комплекса
- 1. 1. Роль и место алкогольного производственного комплекса в отраслевой структуре экономики региона
- 1. 2. Влияние рыночного механизма хозяйствования на развитие алкогольного производственного комплекса
- 1. 3. Ключевые направления развития алкогольного производственного комплекса в современных условиях хозяйствования
- Глава 2. Особенности развития алкогольного производственного комплекса
- 2. 1. Современный уровень развития алкогольного производственного комплекса
- 2. 2. Факторы и условия эффективного функционирования алкогольного производственного комплекса
- 2. 3. Организационно — экономические предпосылки устойчивого развития алкогольного производственного комплекса
- Глава 3. Развитие алкогольного производственного комплекса в условиях конкуренции
- 3. 1. Концептуальный подход к эффективному развитию алкогольного производственного комплекса
- 3. 2. Организационно — экономическая модель гармонизации интересов экономических субъектов в развитии алкогольного производственного комплекса
- 3. 3. Комплекс теоретических и методических рекомендаций по стратегии развития алкогольного производственного комплекса
Развитие алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Кризисные явления в национальной и глобальной экономике показали, что необходимы новые подходы к развитию производственных комплексов, составляющих ядро российской экономики.
В хозяйственном комплексе страны особое место занимает алкогольный производственный комплекс. Специфика этого производственного комплекса обусловливается тем, что он, с одной стороны, производит продукцию не являющуюся социально необходимой, но в тоже время традиционно потребляемой в нашей стране. С другой стороны, его продукция несет в себе потенциал важного фактора формирования национального, регионального и местных бюджетов.
Производство продукции алкогольного производственного комплекса позволяет планировать определенные налоговые поступления в бюджет, и, тем самым, обеспечивать не только свое развитие, но и других производственных комплексов, а также влиять на экономику в целом.
На сегодняшний день ситуация на рынке алкоголя нестабильна, развито нелегальное производство алкогольной продукции. В связи с изменениями в государственной политике регулирования алкоголя многие предприятия покинули этот рынок, однако улучшения качества продукции, либо снижения уровня контрафакта не произошло.
Все это указывает на необходимость регулировать алкогольный производственный комплекс, учитывать особенности рынка алкоголя, а также гармонизировать интересы различных субъектов на рынке алкоголя.
Область исследования соответствует требованиям паспорта специальностей ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — промышленность): 15.2. Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий- 15.13. Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов.
Степень разработанности проблемы. Осознание необходимости регулирования рынка алкоголя России, и, как следствие региональных рынков алкоголя обуславливает возрастающее внимание к проблеме развития территориального алкогольного производственного комплекса.
Теоретические разработки о территориальных производственных комплексах зародились в работах ученых Колосовского Н. Н., Баранского Н. Н., Саушкина Ю. Г. и были развиты их последователями Агафоновым Н. Т., Бандманом М. К., Чистобаевым А. И., Александровым И. Г., Казанским Н. Н., Бурматовой О. П., Туркебаевым Э. А., Двоскиным Б. Я., Гуковым В. П. и другими.
Теория кластеров, имеющих общие черты с территориальными производственными комплексами, получила свое развитие в работах американского ученого Портера М. Ведущие российские ученые Кукольникова Е. А., Шаховская Л. С., Бородина Е. А., Ферова И. С., Ларина Н. И., Мосейко В. О., Фесенко В. В., Романова О. А., Лаврикова Ю. Г. развивают эту теорию применительно к рыночным условиям хозяйствования.
Стратегическое управление предприятиями исследовано в трудах таких зарубежных ученых как Портер М., Боумэн К., Дафт Р. Л., Диксон П. Р., Дэй Д., Котлер Ф., Мэскон М., Ансофф И., Акофф Р., Друкер П., и получило свое развитие в трудах российских ученых Львова Д. С., Гранберга А. Г., Егоршина А. П., Пыткина А. Н., Колобова А. А., Омельченко И. Н.
Развитие корпоративного управления в России, стратегическое управление развитием предприятий с учетом региональных особенностей раскрыто в работах таких ученых как Глущенко В. В., Гнатко В. С., Пефтеев В. И., Коренченко Р. А., Крейгман Ф. С., Кунявский М. Е., Терещенко В. М., Фатхутдинов Р. А.
Вместе с тем многие важные проблемы, возникающие в процессе функционирования алкогольного производственного комплекса, и связанные, в основном, с недостаточной эффективностью его функционирования, которая обусловлена несовершенством государственного регулирования, до сих пор остаются нерешенными. Кроме того, научно обоснованных рекомендаций, направленных на повышение эффективности механизма функционирования алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде явно недостаточно.
Целью диссертационного исследования является обоснование теоретических положений и разработка методических рекомендаций по эффективному развитию алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде.
Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно: определить тенденции современного развития алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде;
— выявить группы субъектов регионального рынка алкогольной продукции и их интересы в развитии производства алкогольной продукции;
— обосновать систему показателей сбалансированности интересов групп субъектов регионального рынка алкогольной продукции;
— разработать концептуальный подход к эффективному развитию алкогольного производственного комплекса на основе учета сбалансированности интересов групп субъектов регионального алкогольного рынка;
— предложить основные направления и методические рекомендации по повышению эффективности развития алкогольного производственного комплекса.
Объектом исследования является алкогольный производственный комплекс Пермского края.
Предмет исследования — организационно — экономические отношения, возникающие в процессе развития алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде.
Теоретической и методологической основой исследования являются основные научные труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам развития территориальных производственных комплексов в рыночной экономике.
Основные методы исследования. В работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза, системный подход, методы финансового, экономического и сравнительного анализа, стратегического управления, регрессионного анализа, экспертных оценок.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные документы федерального, регионального и отраслевого уровней, данные органов статистики, исследования рынка алкогольной продукции, данные бухгалтерской отчетности производителей алкоголя Пермского края: ООО «Арсенал — полисистем», ОАО «Пермалко», ОАО «Уралалко», материалы периодической печати.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в обосновании теоретических положений и разработке методических рекомендаций по эффективному развитию алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде.
В процессе исследования получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:
— уточнена трактовка понятия алкогольного производственного комплекса как составной части экономики региона, состоящей из совокупности независимых экономических агентов, производящих специфический продукт — алкогольную продукцию, и реализующих свои интересы;
— выделены основные группы субъектов алкогольного рынка (производители, потребители, государство), их влияние на развитие алкогольного производственного комплекса и основные тенденции его развития;
— предложена методика оценки сбалансированности интересов на региональном рынке алкоголя;
— разработан концептуальный подход к эффективному развитию алкогольного производственного комплекса на основе учета сбалансированности интересов групп субъектов регионального алкогольного рынка;
— обоснованы мероприятия по повышению эффективности развития алкогольного производственного комплекса в конкурентной среде.
Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации практические рекомендации позволяют эффективно управлять развитием алкогольного производственного комплекса.
Теоретические, методические и практические результаты диссертационной работы могут представлять интерес для преподавателей ВУЗов и использоваться в учебном процессе, при проведении лекций и семинарских занятий по курсам «Экономика предприятий», «Общий менеджмент».
Апробация работы. Основные положения, результаты и рекомендации диссертационной работы, докладывались на конференциях в Пермском государственном университете (г. Пермь, 2007—2008 гг.).
Теоретические и методологические результаты исследования отражены в научных разработках Пермского филиала института экономики УрО РАН, в том числе по научному направлению «Региональная промышленная политика и экономическая безопасность регионов» в рамках научно — исследовательской работы «Разработка теории и методологии структурной модернизации промышленности региона» — 2007 г. — Постановление Перзидиума РАН от 28.02.2003 № 61.
Теоретические и методологические результаты исследования используются в специальных программах повышения квалификации работников алкогольных предприятий в НОУ ДПО «Пермский академический учебный центр»,.
Публикации. Результаты диссертационной работы нашли отражение в 9 научных публикациях, общим объемом 5,7 п.л. (личный вклад автора 5,7 п.л.), в том числе 1 статья в журнале, рекомендуемом ВАК для опубликования результатов диссертационной работы.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и одиннадцати приложений. Содержит 173 страницы основного текста, включает 24 рисунка, 21 таблицу, список литературы из 164 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Алкоголь является специфическим продуктом в силу его неоднозначного влияния на благосостояние населения. Особенности продукта влияют на развитие производства алкоголя. Спрос на алкоголь устойчив, и, в силу того, что реально от потребления алкоголя население не будет отказываться, государство жестко регулирует его производство и потребление.
Алкогольный производственный комплекс представляет собой составную часть экономики региона, состоящей из совокупности легальных независимых экономических агентов, производящих специфический продукт — алкогольную продукцию, и реализующих свои интересы.
Алкогольный производственный комплекс состоит из предприятий — производителей, объединенных по признаку принадлежности к одному виду экономической деятельности. Таким образом, возможно утверждать, что, алкогольный производственный комплекс имеет внутреннюю структуру, и состоит из производителей алкоголя, расположенных на единой территории.
В процессе своей деятельности производители алкоголя вступают в конкурентную борьбу, образуя тем самым связи между элементами структуры, а также могут вступать в прочие отношения различного рода, усложняя структуру алкогольного производственного комплекса.
Еще одной чертой, уточняющей трактовку определения алкогольного производственного комплекса, является следование каждого элемента его структуры своим целям, его независимость и обособленность. В случае присутствия какого-либо контроля одного экономического агента — производителя над другим, их целесообразно рассматривать как единый элемент алкогольного производственного комплекса.
Также важным является акцент на определении алкоголя как специфического продукта, воплощающего такое противоречивее, как разнородность влияния на уровень жизни населения территории: как снижая его, в силу негативных сторон потребления алкоголя, так и улучшая его, в силу высокого потенциала бюджетоформирования данного продукта.
Алкогольный производственный комплекс действует в условиях нестабильной внешней среды, которую можно условно подразделить на внешнюю среду регионального уровня и внешнюю среду национального уровня. Каждый из уровней внешней среды может быть представлен как экономическими агентами, непосредственно влияющими на функционирование алкогольного производственного комплекса, так и экономическими агентами, оказывающими косвенное влияние на его развитие.
Для определения и систематизации факторов внешней среды оказывающих влияние на функционирование и развитие алкогольного производственного комплекса, целесообразно использовать системный подход, позволяющий рассматривать территориальный рынок алкогольной продукции как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов, агрегированных в группы на основе однородности преследуемых целей.
Используя данный подход, на локальном рынке алкогольной продукции можно выделить три основных группы взаимодействующих экономических субъектов, отличающихся друг от друга преследуемыми интересами: производители, потребители, региональные органы управления.
Каждой из групп субъектов алкогольного рынка присуще свое поведение. Поведение потребителей определяется психологией и доходами, и в силу этого остается достаточно стабильным в динамике. Поведение региональных органов управления определяется стратегией развития региона, конкретными целями, поставленными перед ними вышестоящими органами. Поведение производителей определяется стремлением к максимизации потенциала прибыльности. Поведение производителей алкогольной продукции являются ответным, то есть подстраивающимися под поведение других участников рынка.
Каждая из групп экономических субъектов рынка алкогольной продукции преследует свои частные интересы. При выполнении этих интересов между каждой из групп экономических субъектов складываются базовые противоречия: между государством и потребителем по поводу ограничения предложениямежду государством и производителем — по поводу ставки распределения прибыли рынкамежду производителем и потребителем — по поводу цены.
Обеспечение стабильного развития алкогольного производственного комплекса должно быть основано на стремлении к обеспечению сбалансированного удовлетворения интересов различных групп субъектов, присутствующих на рынке алкоголя.
Наряду с базовыми противоречиями, которые возникают у групп участников рынка алкоголя, присутствуют и общие интересы. Политика регулирования алкогольного рынка, направленная на усиление базового противоречия, дестабилизирует рынок алкоголя. Политика, направленная на поддержание общих интересов, приводит к взаимовыгодному сотрудничеству и сбалансированности интересов участников рынка алкоголя.
Взаимным интересом, преследуемым производителями и органами региональной власти, является увеличение объемов реализации алкогольной продукции местных производителей. Это обеспечивает рост прибылей предприятий, наполнение местных бюджетов и обеспечение занятости населения. Побочно это снижает отравления и смертность, и также и повышает качество продукта. Как следствие это становится фактором реализации интересов населения региона.
Участники рынка алкогольной продукции будут эффективно взаимодействовать только в случае удовлетворения частных интересов. Частные интересы какой-либо группы субъектов могут быть представлены рядом ключевых показателей, оценивающих степень достижения каждой группой субъектов своей цели. Чтобы иметь возможность сопоставить удовлетворенность различных групп субъектов, показатели частной удовлетворенности должны быть относительными.
На основании среднеарифметического значения частных показателей каждой группы субъектов, становится возможным найти результирующий показатель удовлетворенности. Перечень частных показателей удовлетворенности и расчет комплексного показателя сбалансированности интересов участников алкогольного рынка представлен в таблице 2.
Комплексный показатель сбалансированности отражает то, насколько удовлетворены интересы всех групп участников регионального рынка алкоголя, развитие рынка алкоголя.
Стратегия развития алкогольного производственного комплекса может быть построена на основании показателя сбалансированности с учетом степени влияния составляющих факторов на общий показатель.
Проведенный анализ подтвердил наличие тесной взаимосвязи между всеми результирующими показателями и показателями — факторами. В результате проведенного анализа было получено уравнение линии регрессии, отражающее влияние показателей удовлетворенности групп субъектов алкогольного рынка на показатель сбалансированности.
По проведенному анализу можно сделать вывод, что для увеличения коэффициента сбалансированности, отражающего интересы всех групп участников рынка алкоголя необходимо первоочередное воздействие с целью увеличения удовлетворенности интересов потребителей и государства, а затем уже только интересов бизнеса. При увеличении удовлетворенности интересов потребителей и предпринимателей можно допускать поступиться интересами органов региональной власти в силу положительного влияния прочих факторов на удовлетворенность этой группы субъектов рынка алкоголя. Достижение таких интересов возможно только при увеличении объемов производства продукции.
Наибольшее влияние на коэффициент сбалансированности оказывает удовлетворенность интересов органов государственной власти и потребителей. В связи с этим, для развития алкогольного производственного комплекса, необходимо стимулировать удовлетворение интересов данных групп субъектов рынка.
В силу того, что наибольшее влияние на показатель удовлетворенности органов региональной власти имеет доля легального производства и доля заработной платы работников алкогольного производящего комплекса, для увеличения данного показателя могут быть предложены следующие меры:
— ужесточение ответственности за подпольное производство алкоголя, в целях снижения нелегального оборота;
— ужесточение государственного контроля за оборотом алкогольной продукции путем доведения системы ЕГАИС до мест розничной продажи;
— выравнивание налогового давления производителей субститутов (парфюмерная, химическая и фармацевтическая промышленность) с производителями алкоголя;
— поддержка увеличения объемов сбыта алкогольного производственного комплекса.
Так как на удовлетворенность потребителей в наибольшей степени влияет снижение доли расходов на алкоголь в личном потребительском бюджете, то следует предпринять следующий ряд мер, нацеленный на увеличение данного показателя:
— пропаганда здорового образа жизни;
— развитие спортивной и развлекательной инфраструктуры;
— усиление контроля над производством алкогольной продукции в целях повышения качества продукта.
Также в целях повышения общего показателя сбалансированности может быть принят следующий ряд мер по увеличению показателя удовлетворенности производителей, который в наибольшей степени определяется темпом роста сальдированного финансового результата:
— предоставление отсрочки по уплате акцизов для инвестирования средств в расширение каналов сбыта, увеличение качества продукции;
— организация центра повышения квалификации для инженеров — технологов алкогольных предприятий;
— стимулирование использования результатов НИОКР в деятельности алкогольного производственного комплекса путем предоставления льгот по акцизам.
Воздействие региональных органов власти на коэффициент сбалансированности интересов групп участников алкогольного рынка позволит направить в одно русло усилия различных групп субъектов, разрушая базовые противоречия, существующие между ними. Наличие сбалансированности будет являться одним из важнейших конкурентных преимуществ алкогольного производственного комплекса в условиях жесточайшей межрегиональной и международной конкуренции на рынке алкоголя.
Список литературы
- Baker M. Marketing strategy and management. Basingstoke, London: Macmillan, 1985, 399 p.
- Chakravorti B. The new rules for bringing innovations to market // Harvard business review, Boston, 2004, vol. 82, № 3, p. 59 67
- Eisenhardt K. M., Sull D. M. Strategy as simple rules // Harvard business review, Boston, 2001, vol. 79, № 1, p. 107 116
- Gedansky M. Strategic planning in high tech industry: A market driving focus // Managerial planning, Oxford (Ohio), 1985, vol. 33, № 6, p. 32−34
- Hindle T., Lawrence M. Field guide to strategy: A glossary of essential tools and concepts for today manager. Boston, Harvard business school press, 1994, 225 p.
- Horovitz J. New perspectives on strategic management // Journal of business strategy, Boston, 1984, vol. 4, № 3, p. 19−33
- Porter M. E. What is strategy? // Harvard business review, Boston, 1996, vol. 74, № 6, p. 61−78
- Shay J. P., Rotharmel F. T. Dynamic competitive strategy: Towards a multi — perspective conceptual framework // Long range planning, Oxford etc., 1999, vol. 32, № 6, p. 559 572
- Sufrin С. C., Odiorne G. S. The new strategic planning boom: Hope for the future or a bureaucratic exercise? // Managerial planning, Oxford (Ohio), 1985, vol. 33, № 4, p. 4−13
- Wilson I. Strategic planning for the millennium: Resolving the dilemma // Long range planning, Oxford etc., 1998, vol. 31, № 4, p. 507 513
- Федеральный закон № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // Консультант + справочно- информационная система1. Печатные издания
- Агафонов Н. Т. Территориально — производственное комплексообразование в условиях развитого социализма. Ленинград, Наука, 1983, с. 51 62
- Акофф Р. Л. Акофф о менеджменте. Спб, «Питер», 2002
- Андронов В. В. Корпоративный менеджмент. М., «Экономика», 2003
- Анисова Н. А. Стратегия развития предприятия. Основы методологии, опыт, практические расчеты. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 2004, с. 45 66
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Спб, «Питер», 1999, с. 51−60
- Бандман М. К. Территориально — производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. Новосибирск, Наука, 1980, с. 74 — 88
- Баранский Н. Н. Становление советской экономической географии. Избранные труды. М., Мысль, 1980, с. 173 190
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. Перевод с английского под ред. JI. Г. Зайцева, М. И. Соколова, М., «Банки и биржи», «Юнити», 1997
- Бурматова О. П. Оптимизация пространственной структуры ТПК. Экологический аспект. Новосибирск, Наука, 1983, с. 35 45
- Винокуров В. А. Управление развитием рыночных возможностей предприятия. М., Благовест-В, 2007, с. 163 165
- Глущенко В. В. Менеджмент. Системные Основы. Железнодорожный, Московская область, НПЦ «Крылья», 1998
- Гнатко В. С., Пефтеев В. И. Корпоративное управление в изменяющемся мире. Ярославль, «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», 1998
- Горбунов В. К. Математическая модель потребительского спроса. «Экономика», М., 2004
- Дафт P. J1. Менеджмент. Спб, «Питер», 2002
- Диксон П. Р. Управление маркетингом. Перевод с английского под общей редакцией Шленова Ю. В., «Бином», М., 1998
- Друкер П. Ф. Эффективное управление. М, Гранд, 2003, с. 253 270
- Дэй Д. Стратегический маркетинг. «Эксмо-пресс», М., 2002
- Елохов A.M. Стратегическое управление развитием муниципального образования. Пермь, издательство ГОУ ВПО Пермский государственный университет, 2007, с. 62 70
- Зимин Б. Н. Размещение производства в рыночной среде. М., Альфа М, 2003, с. 130- 139
- Ивченко Б. П., Мартыщенко JI. А., Табухов М. Е. Управление в экономических и социальных системах. Спб, «Нордмед-издат», 2001
- Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М., «Прогресс», 1966, с. 327−348
- Казанский Н. Н. ТПК — прогрессивная форма организации производства. М., Знание, 1982, с. 29−42
- Князев С. Н. Управление: искусство, наука, практика. Минск, «Армита — Марктеинг, Менеджмент», 2002
- Колосовский H. H. Теория экономического районирования. M., Мысль, 1958, с. 34−89
- Коренченко Р. А. Совершенствование экономических методов управления на предприятиях. Рыночная модель хозяйства в России, «издательство ПГУ, ПСИ, ПССГК», Пермь, 2003
- Королева Е. Н. Стратегическое управление развитием муниципальных социально экономических систем в условиях глобализации: теоретико — методологические аспекты. М., Всероссийская государственная налоговая академия, 2006, с. 167 — 204
- Кортни X., Керкленд Д., Вигери П. Управление в условиях неопределенности. М., Альпина бизнес букс, 2006, с. 9 — 19
- Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. «Питер», Спб., 2001
- Крейгман Ф. С. Эффективное управление предприятием на основе демократизации собственности. «Финансы и статистика», М., 2004
- Кунявский M. Е., Кублин И. М., Распоров К. О. Управление маркетингом промышленного предприятия, «Международные отношения», М., 2004
- Курганов В. М. Современный менеджмент: теория и практика управления. «Книжный мир», М., 2004
- Курс МВА по стратегическому менеджменту / под ред. Фаэй JL, Рэнделл Р. М., Альпина бизнес букс, 2004, с. 25 63
- Маергойз И. М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск, Наука, 1986, с. 180−185
- Максютов А. А. Экономика предприятия. «Альфа — пресс», М., 2005
- Медведев В. А. Воспроизводство и приоритеты развития. М., «Экономика», 2004
- Междисциплинарный словарь по менеджменту. Под ред. Мясоедов С. П. «Дело», М., 2005
- Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. Спб., «Питер», 2000, с. 16 -24
- Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. «Дело», М., 2000
- Островская Э. А. Риск инвестиционных проектов. «Экономика», М., 2004
- Пермский край в цифрах 2007: Краткий статистический сборник / Росстат, Пермь, 2007,310 с.
- Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М, Альпина бизнес букс, 2005, с. 37 — 71
- Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. / М. Э. Портер — М, Издательский дом «Вильяме», 2006, с. 232 — 275
- Прохоров А. П. Русская модель управления. М., ЗАО «Журнал Эксперт», 2002
- Пыткин А. Н. Механизм регионального стратегирования. Екатеринбург, Институт экономики УРО РАН, 2007, с. 159 161
- Розанова Н. М. Фирма в экономической системе. «ТЕИС», М., 1998
- Российский статистический ежегодник 2002. Под ред. Соколин В. П., Гос. комитет РФ по статистике, М., 2002
- Россия 2006. Статистический справочник. Под ред. Соколин В. Л., Федеральная служба гос. статистики, М., 2006
- Россия в цифрах 2008: Краткий статистический сборник / Росстат, М., 2008, 510 с.
- Сабуров М. Ю., Шешукова Т. Г. Формирование и развитие рынка алкогольной продукции в условиях укрепления государственной монополии. Пермь, издательство Пермского университета, 2000, с. 14 54
- Санти Т., Керкс К. Аналитическое планирование. Организация систем. Перевод с английского Р. Г. Вагнадзе, под ред. И. А. Ушакова, М., «Радио и связь», 1991
- Саркисов С. Э. Менеджмент. Словарь-справочник. «Анкил», М., 2005
- Саушкин Ю. Г. Новое экономическое районирование. М., Знание, 1963, с. 10−38
- Система моделей территориальной организации районного производственного комплекса / под. ред. Саушкина Ю. Г., М., Издательство московского университета, 1979, с. 12−14
- Стратегическое управление / под ред. Львова Д. С., Гранберга А. Г., Егоршина А. П. М., Экономика, 2005, с. 128 — 137
- Стратегическое управление организационно — экономической устойчивостью фирмы / под ред. Колобова А. А., Омельченко И. Н., М., Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2001, с. 8−41
- Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. Под ред. Гранберга А. Г., М., «Экономика», 2002
- Суриков А. Е. Уровень жизни населения России: 1992 2002, М., ИТ/ГЦ «Статистика России», 2003
- Терещенко В. М. Маркетинг: новые технологии в России. «Питер», Спб, 2004
- Территориально производственные комплексы: опыт и проблемы формирования / под ред. Бандмана М. К., Чистобаева А. И., Ленинград, Наука, 1990, с. 27−31
- Туркебаев Э. А., Двоскин Б. Я. Экономические проблемы развития территориально производственных комплексов. Алма-Ата, Наука, 1982, с. 172 — 197
- Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: Россия и мир 1992 -2015, М., «Экономика», 2005
- Фламер Р. М. Энциклопедия современного управления. Том первый, М., «ВИПКэнерго», 1992
- Шапкин И. Н. Блинов А. О., Кестер А. Я. Управление региональным хозяйством. М., Кнорус, 2005, с. 308 3311. Периодические издания
- Алпатова Н. Для маленькой такой компании // Управление компанией, № 8, 2006
- Астафьев В. А. Развитие регионального производителя крепкоалкогольной продукции в условиях современного экономического кризиса // Маркетинг и маркетинговые исследования, № 1, 2009, с. 51−61
- Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики, № 4, 2005, с. 75 86
- Власов К. Ни капли без штрихкода // Эксперт, № 13, 2006
- Газизова Е., Алпатова Н. Почта с градусом // Эксперт, № 50, 2006
- Гапоненко А. Стратегическое планирование социально- экономического развития регионов и городов // Государственная служба, № 6 (56), 2008, с. 90−96
- Гербов В. Л. Методы построения межрегиональных и внутрирегиональных рядов эффективности отраслей // Методические проблемы соцально -экономического развития регионов СССР, М., Наука, 1979, с. 79 94
- Грибов Я. Бизнес под градусом // Управление компанией, № 11, 2005
- Громов А., Привалов А. Водочная эпидемия // Эксперт, № 42, 2006
- Дадаев Л. Н. Теоретические аспекты анализа кластерной организации региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика, № 24 (81), 2008, с. 50−56
- Дворцов В. И. Пространственное развитие территорий на основе кластерных технологий // Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2008, с 6169
- Дидык С. В. Анализ портфеля бизнесов (товаров) организации на алкогольном рынке // Инновационные пути реализации приоритетных национальных проектов в регионе, Пермь, НИИУМС, 2007, выпуск 6
- Дидык С. В. Необходимость мониторинга стратегической ситуации на товарных рынках как средство развития производителей региона (на примере алкогольного рынка Пермского края) Теория и практика корпоративного менеджмента, Пермь, ПТУ, 2006, выпуск 4
- Дидык С. В. Роль и место алкоголепроизводящего комплекса в отраслевой структуре экономики муниципального образования // Проблемы устойчивого социально экономического развития и управления муниципальных образований, Пермь, 2008
- Дидык С. В. Сбалансированность интересов групп экономических субъектов региона как основа предотвращения социальных рисков // Безопасность Евразии, Москва, № 3, 2008
- Дидык С. В. Специфика проблемы государственного регулирования каналов распределения продукции ликероводочной промышленности // Теория и практика корпоративного менеджмента, Пермь, ПТУ, 2006, выпуск 5
- Дидык С. В. Специфика проблемы государственного регулирования предприятий ликероводочной промышленности // Теория и практика корпоративного менеджмента, Пермь, ПТУ, 2006, выпуск 4
- Дубовик М. В. Проблемы муниципального стратегического управления промышленным комплексом городов России // Региональная экономика, № 2 (95), 2009, с. 7−16
- Екимов Е. Два ключевых показателя. Матрица рентабельности как средство управления ассортиментом // Управление компанией, № 2, 2004
- Индрисов А. Стратегия: с чего начинать и чем закончить // Управление компанией, № 5, 2004
- Карпов А. Стратегия: от разработки до реализации// Управление компанией, №№ 2−4, 2006
- Качалов И. Н. Как повысить эффективность продаж алкоголя // Индустрия напитков, № 2, 2005
- Китрар С. Тонкие настройки бизнеса // Управление компанией, № 10, 2006
- Колянина Л., Шулакова О. Улыбка цыганки вместо шабли // Эксперт, № 25, 2006
- Коротаев А., Халтурина Д. Русский водочный крест // Эксперт, № 17, 2006
- Кривомазов Н. К. Задачка на сообразительность // Русская водка, № 1−2, 2005
- Кривомазов Н. К. Оценка мер государственного регулирования отрасли // Русская водка, № 1−2, 2005
- Кузнецов М., Вагин С. С прицелом на будущее // Управление компанией, № 10, 2006
- Кукольникова Е. А. Методология идентификации и формирования региональных промышленных кластеров // Экономические науки, № 11 (48), 2008, с. 164−168
- Лапыгин Д. Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом, № 6, 2005, с 40−52
- Ларина Н. И. Региональные кластеры и территориальные -производственные комплексы как формы территориальной организации производства // Регион: экономика и социология, № 4, 2007, с. 126−138
- Магданов П. В. Факторы и источники эффективного стратегического планирования // Материалы международной научно — практической конференции «Стратегия развития регионов: теория и практика», Пермь, Высшая школа экономики, 1998, с. 51 56
- Марголин А., Семенов С. Кластеры и кластерная политика // Государственная служба, № 5 (55), 2008, с. 79−86
- Матвеева А. Без вина виноватые // Эксперт, № 5, 2006
- Мосейко В. О., Фесенко В. В. Выявление региональных кластеров -методологические подходы // Региональная экономика: теория и практика, № 7 (64), 2008, с. 58−64
- Ованесов А. Принципы выделения бизнес единиц // Управление компанией, № 1, 2007
- Пилипенко И. В. Кластерная политика в России // Общество и экономика, № 8, 2007, с. 28−64
- Пилипенко И. В. Принципиальные различия в концепциях промышленных кластеров и территориально — производственных комплексов // Вестник московского университета, № 5, 2004, с. 3 9
- Романова О. А., Лаврикова Ю. Г. Потенциал кластерного развития экономики региона // Проблемы прогнозирования, № 4 (109), 2008, с. 56 70
- Рыбкин А. Проблемы с продажами: ищем выход // Управление компанией, № 11,2006
- Рыжаков Е. Д., Царегородцев Е. И. Кластерные стратегии развития экономики региона // Региональная экономика: теория и практика, № 7 (64), 2008, с. 23−25
- Тамберг В., Бадьин А. Стратегия бренда // Управление компанией, № 1, 2006
- Ферова И. С. Предпосылки возникновения кластеров в экономике Красноярского края // Регион: экономика и социология, № 1, 2005, с. 56−60
- Харитонов Д. Водочники укрупняются // Эксперт, № 47, 2005
- Шамлина Г. Г., Гагарин А. И. Кластеры в экономике России // Региональная экономика: теория и практика, № 6 (63), 2008, с. 9−16
- Шаховская Л. С., Бородина Е. А. Региональные экономические кластеры как форма интеграционного взаимодействия малого и крупного бизнеса // Экономические науки, № 10 (47), 2008, с. 307 3101. Интернет-ресурсы
- Аккерман Е. Шумилина М. Дума поднимет цены на алкоголь // Интернет газета ЯВС-ОаПуhttp://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml72006/07/06/archive/221 548
- Бусько К. «Матрица» готовится к продаже // Интернет газета ЯВС-ОаПу http://www.rbcdailv.ru/print.shtml72006/10/20/market/246 248
- Выхухолева Е. Налоговики займутся спиртом // Интернет газета ЯВС-ОаПу http://www.rbcdailv.ru/archive/print.shtml72006/06/08/archive/219 868
- Государству необходимо вмешиваться в ситуацию на алкогольном рынке // Официальный сайт партии «Единая Россия» http://www¦edinros¦ru/news.html?id=l 16 421
- Депутаты «Единой России» за усиление регулирования алкогольного рынка // Официальный сайт партии «Единая Россия» http://www¦edinros.ru/news.html?id=l 8 329
- Наумов И. Государство спасет ЕГАИС // Интернет газета ЯВС-ОаПу http://www.rbcdailv.ru/print.shtml72006/ll/01/focus/248 092
- Официальный сайт группы компаний «Русский алкоголь» // http://www.russian-alcohol.ru/
- Официальный сайт группы компаний «Синергия» // http://www.svgroup.ru/
- Официальный сайт ОАО «Пермалко» // http://www.permalko.ru/
- Официальный сайт ОАО «Уралалко» // http://www.uralalko.ru/
- Официальный сайт Пермского отделения государственного комитета статистики // http://www.oblstat.permregion.ru/
- Правительство не борется с вакханалией на алкогольном рынке // Официальный сайт партии «Единая Россия"http ://www.edinros.ru/news.html?id=l 13 247
- Пермский региональный сервер // http://www.perm.ru/
- Ремизов О. Кого притянет АУРА // Интернет газета RBC-Daily http://www.rbcdailv.ru/archive/print.shtml72006/08/28/archive/224 390
- Рынок заполнен некачественной алкогольной продукцией // Официальный сайт партии «Единая Россия» http://www.edinros.ru/news.html7id-l 11 958
- Селина М., Прафененкова М. Спирт отдали в надежные руки // Интернет газета RBC-Dailyhttp://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml72006/08/15/archive/223 731
- Смертельный привкус «Синеглазки» // Официальный сайт партии «Единая Россия» http://www.edinros.ru/news.html?id=l 16 519
- Соловиченко М. Молдавское вино возвращается // Интернет газета RBC-Daily http://www.rbcdailv.ru/print.shtml72006/12/20/market/257 786
- Трутнев О., Фроловская Т. Сесть за работу без ЕГАИС // Интернет газета RBC-Daily http://www.rbcdailv.ru/print.shtml?2006/l 0/18/market/245 747
- Трутнев О. Nemiroff ищет площадку // Интернет газета RBC-Daily http://www.rbcdailv.ru/print.shtml72006/10/12/market/244 294
- Трутнев О. Алкоголь закончится в сентябре // Интернет газета RBC-Daily http://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml72006/07/21/archive/222 416
- Трутнев О. Алкогольные компании судятся с правительством // Интернет газета RBC-Dailyhttp://www.rbcdailv.rU/archive/print.shtml72006/0 l/30/archive/214 123
- Трутнев О. Алкогольный кризис подкосил «Кристалл» // Интернет газета ЯВС-БаНу http://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml72006/09/12/archive/225 418
- Трутнев О. В бюджете появилась алкогольная дыра // Интернет газета ИВС-БаНу http://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml72006/09/18/archive/225 799
- Трутнев О. Водку будут разливать по-крупному // Интернет газета ЯВС-БаПу http://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml72006/01/10/archive/213 329
- Трутнев О. Грызлов сыграл в госмонополию // Интернет газета 1ШС-БаПу http://www.rbcdailv.ru/print.shtml72006/ll/01/focus/248 099
- Трутнев О. Два миллиарда долларов за 8и) Нс1тауа // Интернет газета ЮЗС-БаПу http://www.rbcdailv.ru/print.shtml72006/12/12/market/254 771
- Трутнев О. Контрафактный алкоголь бессмертен // Интернет газета МЗС-БаПу http://www.rbcdailv.ru/archive/print.shtml72006/07/10/archive/221 728
- Трутнев О. «Кристалл» теряет позиции на рынке // Интернет газета 11ВС-БаПу http://www.rbcdailv¦ш/archive/print.shtml?2006/05/19/archive/218 782
- Трутнев О. Минфин и Дума поссорились из-за алкоголя // Интернет газета 11ВС-БаПу http://www.rbcdailv.rU/archive/print.shtml72006/02/09/archive/214 512
- Трутнев О. Онищенко добрался до водки // Интернет газета ЯВС-БаНу http://www.rbcdailv.ru/archive/print.shtml72006/06/14/archive/220 192
- Трутнев О. Оптовики заплатят «добровольно» // Интернет газета ШЗС-БаПу http://www.rbcdailv.ru/print.shtml72006/10/ll/market/243 855
- Трутнев О. Российский алкоголь опять защищают от украинцев // Интернет газета ЫВС-БаПуhttp://www.rbcdailv.ru/archive/print.shtml72006/03/14/archive/215 765
- Трутнев О. «Синергия» напоит Кузбасс // Интернет газета ШЗС-БаПу http://www.rbcdaily.rU/print.shtml72006/l 2/13/тагкеУ255 301
- ЯВС-БаПу http://www.rbcdaily.rU/archive/print.shtml72006/01/20/archive/213 802 162. Трутнев О. Украинский блицкриг не прошел // Интернет газета 11ВС-БаПу http://www.rbcdaily.ru/print.shtml72006/12/12/market/254 751
- Трутнев О. «Хортица» готова покупать в России // Интернет газета КВС-БаПу http://www.rbcdaily.ru/print.shtml72006/12/05/market/252 373
- Шумилина М. Джин-тоник теряет привлекательность // Интернет газета ИВС-ОаПу http://www.rbcdailv.ru/archive/print.shtml72006/07/27/archive/222 710