Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации
Несомненно, все указанные проблемы тесно связаны друг с другом. Проблема определения размера уставного капитала и формирования списка учредителей является непосредственным следствием смены направления деятельности негосударственных пенсионных фондов. На момент создания НПФ вклады учредителей являлись безвозвратными и бесплатными, поэтому лишь небольшая часть НПФ старалась где-то зафиксировать… Читать ещё >
Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Финансы»
Тема: «Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации»
- Введение
- 1. Общая характеристика негосударственных пенсионных фондов
- 1.1 Понятие негосударственного пенсионного фонда
- 1.2 Деятельность фондов по негосударственному пенсионному обеспечению
- 2. Проблемы и перспективные направления деятельности НПФ в России
- 2.1 Негосударственные пенсионные фонды и проблемы их акционирования
- 2.2 Перспективы развития инвестиционной деятельности НПФ
- Заключение
- Список литературы
В Российской Федерации реализуется Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р. Одним из направлений Стратегии является совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов в целях повышения их финансовой устойчивости и повышения эффективности накопительной составляющей пенсионной системы. В рамках этого направления был принят Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон N 410-ФЗ), предусматривающий, в частности, создание негосударственных пенсионных фондов (далее — НПФ) в форме акционерных обществ. Созданные ранее в соответствии с прежней редакцией Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон о НПФ) НПФ в особой организационно-правовой форме некоммерческой организации социального обеспечения надлежит в срок до 1 января 2016 г. реорганизовать в акционерные НПФ или ликвидировать.
В связи с произошедшими изменениями интересным с научной точки зрения и практически актуальным представляется рассмотрение вопроса о деятельности НПФ.
Цель данной работы — рассмотреть сущность и особенности негосударственных пенсионных фондов в РФ.
негосударственный пенсионный фонд акционирование
1. Общая характеристика негосударственных пенсионных фондов
1.1 Понятие негосударственного пенсионного фонда
Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон о НПФ) негосударственный пенсионный фонд представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения. По мысли законодателя, по своему статусу данная организация близка к обычному фонду.
В ст. 118 ГК РФ фонд определяется как не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Аналогичное определение фонда как некоммерческой организации содержится в ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях).
Фонд относится к числу юридических лиц, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (п. 3 ст.48 ГК РФ).
ГК РФ и Закон о некоммерческих организациях предусматривают, что фонд использует имущество для целей, определенных его уставом. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Однако негосударственные пенсионные фонды представляют собой особую организационно-правовую форму, не имеющую ничего общего с той, которая описана в ГК РФ и Законе о некоммерческих организациях относительно фондов. Рафикова Р. Р. Структура организационно-правовой формы негосударственного пенсионного фонда: законодательное закрепление и практика применения // Социальное и пенсионное право. 2014. N 1.С. 12
О. Гутников полагает, что негосударственный пенсионный фонд, в отличие от обычного фонда, не имеет права заниматься никакой иной деятельностью, кроме деятельности, перечисленной в п. 1 ст.2 Закона о НПФ Гутников О. В. Правовое положение фондов как юридических лиц // Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М. А. Рожкова. М.: Статут, 2010.С. 197 — 217.. Иными словами, именуясь в законе «фондом», негосударственные пенсионные фонды таковыми на самом деле не являются, а по своей организационно-правовой форме относятся к некоммерческим организациям.
Как следует из легального определения негосударственного пенсионного фонда, такой фонд может осуществлять только те виды деятельности, которые обозначены в ст. 2 Закона о НПФ:
деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
Первый из перечисленных видов деятельности поименован в Законе как «негосударственное пенсионное обеспечение». Однако такие понятия, как «обеспечение» и «страхование» и, соответственно, «негосударственное пенсионное обеспечение» и «негосударственное пенсионное страхование», следует разграничивать в связи с тем, что «обеспечение» — более содержательное понятие, чем «страхование», поскольку страхование неизбежно связано с осуществлением взносов, в то время как обеспечение имеет место и без соответствующих отчислений, т. е. всегда безвозмездно. Поэтому полагаю, что в данном случае негосударственный пенсионный фонд осуществляет деятельность по страхованию подобно деятельности по обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.
Иначе говоря, негосударственные пенсионные фонды заключают договоры негосударственного пенсионного обеспечения и тем самым как бы осуществляют деятельность по пенсионному обеспечению. Хотя на самом деле имеет место возникновение специфических страховых обязательств из договора страхования, в основе которых лежит страховая деятельность.
1.2 Деятельность фондов по негосударственному пенсионному обеспечению
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
Пенсионные накопления передаются в доверительное управление по договору, который заключается на один год между НПФ и управляющей компанией. Неотъемлемой частью такого договора является инвестиционная декларация, которая определяет требования к целям инвестирования, составу и структуре инвестиционного портфеля управляющей компании. Пенсионные накопления могут быть размещены в государственные ценные бумаги, акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, депозиты в рублях в кредитных организациях, иностранную валюту на счетах в кредитных организациях. Источником выплаты негосударственных пенсий являются пенсионные резервы, которые включают резерв покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв. Пенсионные резервы формируются за счет пенсионных взносов и доходов от размещения пенсионных резервов. Кроме выплат пенсий, пенсионные резервы служат также источником выплаты выкупных и наследуемых сумм. Размещение пенсионных резервов может производиться НПФ как самостоятельно, так и через управляющую компанию. Пенсионные резервы размещаются в ценные бумаги, банковские депозиты, объекты недвижимости и иные объекты инвестирования. Цель размещения пенсионных резервов и пенсионных накоплений — получение дохода. Этот доход направляется на пополнение средств пенсионных резервов и накоплений, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности, и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда. Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет совокупного вклада учредителей (вклада учредителя); целевых взносов вкладчиков; части дохода фонда от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений; части сумм пенсионных взносов, если право фонда на направление соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором; дохода фонда от использования, в т. ч. размещения, имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда; благотворительных взносов и других законных поступлений.
Таким образом, социальное обеспечение достигается путем осуществления фондом экономической деятельности способами, приведенными ранее.
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) деятельность по негосударственному пенсионному страхованию включена в подкласс 66.02 «Негосударственное пенсионное обеспечение», относящийся к классу 66 «Страхование» раздела «Финансовая деятельность». Согласно приложению, А «Описание группировок» к ОКВЭД подгруппа 66.02.1 — «деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению» включает в себя деятельность в области финансового посредничества страховых касс, компаний, обществ и т. п., связанную с получением и перераспределением страховых взносов, обеспечивающих дополнительное пенсионное обеспечение. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Деятельность признается экономической, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
Поскольку деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению относится к объектам классификации ОКВЭД, то осуществляемая фондом деятельность является экономической: ей присущи такие признаки, как самостоятельность, риск и систематичность получения прибыли. В целом экономическую деятельность определяют как воспроизводственную деятельность, объединяющую такие стадии, как производство, распределение, обмен, потребление. При этом предпринимательская деятельность — это разновидность экономической хозяйственной деятельности, обладающей таким родовым признаком, как направленность на получение прибыли.
Предпринимательский характер деятельности негосударственного пенсионного фонда очевиден. Поэтому логичным было бы законодательно предусмотреть, как в зарубежных правопорядках, обязанность преобразования существующих негосударственных пенсионных фондов в какую-либо из имеющихся форм коммерческих организаций. В связи с этим можно согласиться с разработчиками Концепции развития законодательства о юридических лицах (п. 1.3 § 1 подраздела 8) в том, что отдельные виды юридических лиц ошибочно отнесены к некоммерческим организациям. Негосударственные пенсионные фонды в действительности являются коммерческими организациями, деятельность которых направлена на извлечение прибыли, и хозяйственными обществами.
2. Проблемы и перспективные направления деятельности НПФ в России
2.1 Негосударственные пенсионные фонды и проблемы их акционирования
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» Банк России получил возможность регулировать деятельность некредитных финансовых организаций, к числу которых относятся и негосударственные пенсионные фонды, и получил статус мегарегулятора на финансовом рынке. Указанное событие послужило отправной точкой и запустило процесс глобальных изменений на российском финансовом рынке. Данный процесс затронул в особой степени негосударственные пенсионные фонды и послужил основанием для вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О негосударственных пенсионных фондах“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и некоторых других нормативных актов Банка России.
В соответствии с измененным Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственные пенсионные фонды должны стать коммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в форме акционерного общества. Но данные требования порождают ряд проблем для негосударственных пенсионных фондов и всей пенсионной системы в целом.
Все проблемы, возникающие при акционировании негосударственных пенсионных фондов, можно условно разделить на две большие группы:
концептуальные проблемы;
технические проблемы.
Концептуальной проблемой является присвоение негосударственным пенсионным фондам статуса коммерческой организации. В тот период, когда негосударственные пенсионные фонды были некоммерческими организациями, осуществлялась социальная функция негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Все НПФ осуществляли свою уставную деятельность лишь с одной целью — более эффективно использовать накапливаемые пенсионные средства граждан и тем самым обеспечить доходность большую, чем может позволить государственный пенсионный фонд. Но социальная функция «ставится под вопрос», когда НПФ переходят в статус коммерческих организаций, целью которых является получение прибыли и удовлетворение в первую очередь потребностей акционеров, а не ожиданий и требований застрахованных лиц, как это было раньше. Данный факт порождает конфликт интересов, и в настоящее время непонятно, каким образом его можно адекватно разрешить.
Возникновение указанной концептуальной проблемы усложняет дальнейшее регулирование данного вида организаций. Это ярче всего проявляется в выборе дальнейшего направления регулирования. Некоммерческие НПФ весь свой доход, который они получали от инвестирования средств граждан, сразу же направляли на увеличение вкладов. В данной ситуации у регулятора было всего лишь три цели:
жестко регламентировать порядок инвестирования средств граждан, что решалось путем создания закрытого перечня объектов инвестирования;
организовать контроль за надлежащим отражением и распределением полученных доходов;
стимулировать негосударственные пенсионные фонды обеспечивать доходность большую, чем у государственного пенсионного фонда.
В случае с акционерными коммерческими негосударственными пенсионными фондами ситуация намного сложнее. Кроме вышеуказанных целей, регулятор должен решить проблему конфликта интересов, которая является источником большого количества побочных эффектов.
Во-первых, собственники будут иметь намерение получать доход от организации, что непременно скажется на доходах, которые будут распределяться между вкладчиками. Доходность непременно снизится, и не факт, что она будет превышать доходность, обеспечиваемую государственным пенсионным фондом.
Во-вторых, в погоне за удовлетворением интересов двух заинтересованных групп велика вероятность того, что НПФ будут совершать высокорисковые операции со средствами вкладчиков, что может привести к потере всех вкладов граждан.
В-третьих, из-за того, что, скорее всего, будут сохраняться жесткие ограничения на использование средств вкладчиков и, соответственно, на использование доходов, полученных от инвестирования средств вкладчиков, может снизиться заинтересованность негосударственных пенсионных фондов в осуществлении данного вида деятельности. Данная тенденция может привести к тому, что акционерные пенсионные фонды откажутся от деятельности по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению и будут преобразованы в управляющие компании или инвестиционные фонды, которые будут заниматься инвестированием свободных средств граждан в целях получения личной выгоды и обеспечения некоторой доходности для вкладчиков.
Помимо концептуальных проблем, процесс преобразования негосударственных пенсионных фондов в коммерческие организации порождает и ряд технических проблем, которые опять же ставят под вопрос необходимость предполагаемой реформы.
Большое количество ученых, изучающих данный процесс, и практиков, которые непосредственно занимаются акционированием НПФ, признают, что наиболее очевидными и сложными проблемами для негосударственных фондов будут следующие:
определение размера уставного капитала, формирование списка учредителей, порядок определения долей в уставном капитале акционерного НПФ;
формирование органов управления фондом;
увеличение налоговой нагрузки;
отсутствие актуальной нормативно-правовой базы, регулирующей надлежащим образом деятельность акционерных негосударственных пенсионных фондов;
большая трудоемкость проводимых реформ.
Несомненно, все указанные проблемы тесно связаны друг с другом. Проблема определения размера уставного капитала и формирования списка учредителей является непосредственным следствием смены направления деятельности негосударственных пенсионных фондов. На момент создания НПФ вклады учредителей являлись безвозвратными и бесплатными, поэтому лишь небольшая часть НПФ старалась где-то зафиксировать источники, из которых были получены средства для осуществления уставной деятельности, остальные же просто начинали их использовать и впоследствии забывали, откуда эти средства взялись. Но в настоящее время все НПФ должны достоверно оценить вклад каждого учредителя и отразить его в своей бухгалтерской отчетности. Данная проблема может быть решена негосударственными пенсионными фондами, которые были созданы при крупных предприятиях, но в остальных НПФ возникает большая вероятность неправильной оценки вложенных средств и появления большого количества мошеннических действий. Среди основных негативных последствий данного процесса можно отметить появление учредителей, которые захотят получать доходы от деятельности НПФ, в то время как на самом деле они не будут являться учредителями. Помимо этого неправильная оценка уставного капитала НПФ может послужить основанием для неправильной оценки финансовой устойчивости негосударственного пенсионного фонда, неправильного прогнозирования его деятельности и возникновения риска разорения НПФ.
В настоящее время в связи со стремительными темпами реформирования пенсионной системы фонды испытывают сильную нехватку нормативной базы, которая бы досконально регулировала процесс акционирования, в то время как Банк России вынужден в кратчайшие сроки выпускать новые указания и положения, которые ввиду коротких сроков разработки зачастую бывают противоречивы и не всегда понятны для пользователя.
И наконец, весь процесс реформирования очень болезненно отражается на всей пенсионной системе. Негосударственные пенсионные фонды, деятельность которых недостаточно хорошо развита на территории РФ, в меньшей степени вынуждены заниматься развитием своей деятельности и тратить большое количество времени, трудовых и материальных ресурсов на проведение реформ и изменений. Данный факт отрицательно влияет как на материальное состояние негосударственных пенсионных фондов, так и на моральное состояние, что выливается в снижение заинтересованности и мотивированности фондов в осуществлении данного вида коммерческой деятельности.
Несмотря на все отрицательные моменты, негосударственные пенсионные фонды удачно работают в зарубежных странах, где доля НПФ очень велика, что свидетельствует об их высокой эффективности. Главы российских фондов также оптимистично смотрят на процесс акционирования негосударственных фондов, аргументируя это тем, что реорганизация фондов в коммерческие акционерные общества позволит повысить прозрачность деятельности НПФ, заинтересовать население вкладывать свои пенсионные отчисления в негосударственные пенсионные фонды, привлечь сторонних инвесторов, в том числе и зарубежных, которые в свою очередь обеспечат повышение доходности данных предприятий и более стремительные темпы развития НПФ. К сожалению, в настоящее время наблюдается большое количество проблем, которые еще предстоит решить с помощью решительных действий государственных регулирующих органов и самих негосударственных пенсионных фондов.
2.2 Перспективы развития инвестиционной деятельности НПФ
Зарубежный опыт участия НПФ в государственно-частном партнерстве показывает перспективу данного способа развития инвестиционной деятельности НПФ. Беренда Юлия. Пенсионные деньги как источник финансирования долгосрочных инвестиционных проектов в экономике // Рынок ценных бумаг. 2012. N 5. Государство в данных отношениях перестает выступать в качестве основного поставщика социально значимых услуг (инфраструктурные проекты социального назначения) и становится потребителем и регулятором. Частный сектор здесь становится источником финансирования и управляющим инфраструктурой, при этом ожидая получить высокий доход на вложенные средства. Поскольку инфраструктурные инвестиционные проекты по своей природе являются долгосрочными и в основном несут оптимальное соотношение риска и доходности, все больше привлекают внимание пенсионных фондов многих стран, которые увеличивают вес таких инвестиций в своих портфелях. На наш взгляд, отношение инфраструктура — пенсионные вложения может принести пользу как участникам пенсионной системы, так и экономическому развитию страны.
Для успешной реализации такого рода сотрудничества необходимо разработать новые финансовые инструменты (такие, например, как налоговые льготы), принять изменения в законодательство, позволяющие осуществлять такого рода инвестиции и регулирующие данную область, а финансовые рынки должны быть подготовлены для новых инструментов.
Вложения в долгосрочные инфраструктурные проекты обеспечат пенсионные фонды стабильным потоком доходов, при этом прямые инвестиции в инфраструктуру не несут в себе рисков, заложенных в инструментах, обращающихся на фондовых биржах, что снижает ценовую изменчивость инвестиционного портфеля.
Представляется возможным осуществление государственно-частного партнерства по инвестированию пенсионных средств в Российской Федерации в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (с изм. от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ). Именно в рамках концессионных соглашений возможно наиболее эффективное партнерство государства и НПФ в современных условиях.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концедент), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент — предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления определенного вида деятельности <18>. Как видно, при такой форме сотрудничества и государство, и НПФ получают взаимные выгоды. Одновременно с этим государство привлекает к инвестированию финансы НПФ, за целевым использованием которых государство будет следить. Своего рода контроль будет осуществляться на двух уровнях:
1) контрольными органами в рамках пенсионных отношений между НПФ и застрахованными;
2) органами, которые следят за исполнением концессионного соглашения. Покачалова А. С. Гражданско-правовые и иные смежные проблемы договорной деятельности негосударственных пенсионных фондов как субъектов обязательного пенсионного страхования и перспективы их решения // Социальное и пенсионное право. 2013. N 3.С. 55
Таким образом, можно констатировать, что действующее российское законодательство уже сейчас предоставляет возможность при внесении определенных нововведений и изменений приступить к реализации обозначенных в данной статье предложений.
Заключение
НПФ — организация некоммерческого типа, имеющая по федеральному законодательству право только на деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Главная задача НПФ — сохранение средств будущих пенсионеров, поэтому фонды не гонятся за максимальной доходностью на фондовом рынке. Они и не могут этого делать, ведь им, как и страховым компаниям, разрешено вкладывать деньги в консервативные, зато надежные инструменты. Это государственные облигации и банковские депозиты. Поэтому фонды зачастую передают свои средства в управление нескольким управляющим компаниям — чтобы снизить риск ошибки одного управляющего. Управляющие компании могут вкладывать средства пенсионеров в субфедеральные и корпоративные облигации, акции и недвижимость.
НПФ вправе осуществлять не являющуюся производственной или торговой деятельность (в т. ч. предпринимательскую) за счет собственных средств, не привлекая средства пенсионных резервов, пенсионных накоплений или подлежащие направлению на их пополнение средства, при условии гарантий защиты прав вкладчиков и застрахованных лиц, а также соответствия этой деятельности социальной направленности НПФ.
1. Гутников О. В. Правовое положение фондов как юридических лиц // Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М. А. Рожкова. — М.: Статут, 2010.
2. Коньков К. А. Правоспособность негосударственного пенсионного фонда // Социальное и пенсионное право. 2014. N 3. С. 6 — 13.
3. Парасоцкая Н. Н., Артамонова К. А. Негосударственные пенсионные фонды и проблемы их акционирования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 23. С. 34 — 37.
4. Покачалова А. С. Гражданско-правовые и иные смежные проблемы договорной деятельности негосударственных пенсионных фондов как субъектов обязательного пенсионного страхования и перспективы их решения // Социальное и пенсионное право. 2013. N 3. С. 53 — 56
5. Рафикова Р. Р. Структура организационно-правовой формы негосударственного пенсионного фонда: законодательное закрепление и практика применения // Социальное и пенсионное право. 2014. N 1. С. 12 — 18.