Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические предпосылки повышения эффективности машиностроительного производства: На примере судостроения и судоремонта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное состояние судостроительных и судоремонтных предприятий предопределяет особые меры по повышению эффективности их работы. Кроме того, что промышленность находится в кризисном состоянии, после ускоренно проведенной приватизации они, как правило, функционируют как самостоятельные организации. Усиливается автаркия вследствие обостряющейся конкуренции попытками самостоятельно выжить… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ
    • 1. 1. Формирование показателей эффективности производства в период становления науки управления
    • 1. 2. Переход от показателей производительности к показателям эффективности капитальных вложений в период 1960—1980 гг.
    • 1. 3. Современные методы обоснования эффективности мероприятий и управленческих решений
    • 1. 4. Выводы по части
  • 2. РАЗРАБОТКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
    • 2. 1. Понятие эффективности производственной системы и роль критерия в управленческом решении
    • 2. 2. Целевая эффективность как нормативная категория производства
    • 2. 3. Измерение и стимулирование внутренней эффективности производства
    • 2. 4. Выводы по части
  • 3. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • 3. 1. Процесс потребления продукции машиностроения
    • 3. 2. Роль ремонта машин как элемента системы машиностроительного производства
    • 3. 3. Вопросы амортизации в процессе потребления продукции машиностроения
    • 3. 4. Выводы по части
  • 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО И СУДОРЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • 4. 1. Методы определения оптимального воспроизводства сложных средств труда
    • 4. 2. Методические положения планирования оптимального участия судостроения и судоремонта в воспроизводстве флота
    • 4. 3. Определение оптимальной структуры производства с учетом региональных условий размещения предприятий
    • 4. 4. Выводы по части
  • 5. ОРГАНИЗАЦИЯ СУ ДОСТРОИТЕ ЛЬНО — СУДОРЕМОНТНОГО КОМПЛЕКСА — СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
    • 5. 1. Современное состояние и существующие концепции организации судостроения и судоремонта на Дальнем Востоке
    • 5. 2. Экономические основы формирования судостроительно-судоремонтного комплекса
    • 5. 3. Выводы по части

Теоретические предпосылки повышения эффективности машиностроительного производства: На примере судостроения и судоремонта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Проблема эффективности производства всегда была в центре внимания экономистов и практических хозяйственников.

В настоящее время опубликовано множество исследований, посвященных теории и практике определения эффективности различных сфер деятельности. Спектр исследований широк: от народнохозяйственного уровня до отдельного предприятия или отдельного хозяйственного мероприятия, от качественной постановки проблемы до разработки конкретных показателей эффективности, от доказательств одного «единственно верного» показателя до обоснований комплекса показателей и т. д. Различаются работы так же по глубине исследования, начиная с методологии определения сущности понятия эффективности до разработки конкретных показателей производства. Разрабатываются как абсолютные, так и относительные показатели. Предлагаемых вариантов показателей практически такое же количество, сколько самих исследователей этой проблемы. Такое положение дел уже само по себе требует своего научного объяснения.

В данной работе сделана попытка применить метод научного познания «возвышения от абстрактного к конкретному». От изучения массы публикаций по данной теме, анализа, теоретического осмысления до вопросов определения эффективности производства на примере эффективности воспроизводства конечного результата судостроительного и судоремонтного производства.

Такой аспект рассмотрения проблемы объясняется тем, что именно в системе «производство — потребление» кроется ее решение — реального роста эффективности производства. Представляется, что когда берется проблема в целом, когда рассматривается это постоянно возникающее и разрешающееся противоречие на примере производства средств труда или средств производства и потребителей продукции фондосоздающих отраслей могут раскрыться новые аспекты старой проблемы, так как она охватывает всю цепь отношений воспроизводства.

Эффективность производства стала реальным объектом исследования только в процессе зарождения новой науки управления (менеджмента). Ф. Тейлор, Ф. и JI. Гилбреты, Г. Гантт, А. Файоль, Г. Эмерсон, JI. Урвик, М. Ве-бер, Г. Форд впервые системно раскрыли необходимость и возможность определения эффективности производства. Основное внимание ими уделялось производительности труда. Ненадолго отстав, отечественные экономисты в 20-х годах решали подобные задачи в специфических условиях чрезмерного напряжения и централизации экономики. Работы JI.H. Литошенко, М. М. Протодьяконова, Я. Розенфельда, С. Лифшица, И. Дашковского, С.А. Кукель-Краевского и других положили начало дискуссий по данной проблеме в отечественной экономике. Последующие годы за рубежом исследования в этой области научных знаний шли более или менее равномерно.

В России (СССР) после периода длительного застоя в науке всплеск интереса произошел в 60-е годы. Появились яркие работы В. В. Новожилова, А. И. Ноткина, Т. С. Хачатурова, В. Н. Богачева, Д. С. Львова, М. Н. Лойтера, Л. М. Гатовского, М. З. Бора и многих других, которые положили начало длительной дискуссии по вопросам эффективности капитальных вложений. С различной интенсивностью она продолжается до настоящего времени.

Экономическим проблемам эффективности машиностроительного производства и воспроизводства основных фондов посвятили свои исследования многие ученые: А. А. Аракелян, Д. А. Баранов, В. Ю. Будавей, П. Г. Бунич, К. М. Великанов, В. А. Воротилов, А. А. Додонов, В. Г. Захаров, Е. И. Иванов, Л. М. Кантор, Я. Б. Кваша, А. С. Консон, В. П. Красовский, Г. А. Краюхин, Ю. И. Любимцев, В. В. Новожилов, Г. П. Овчинников, П. М. Павлов, Д.М. Палтеро-вич, С. Г. Струмилин, Л. А. Хорунжий, Л. М. Чистов и др. Ими установлены многие объективные закономерности определения эффективности машиностроения и воспроизводства основных фондов.

Однако, до последнего времени недостаточно разработаны теоретические проблемы взаимодействия фондосоздающих производств и потребителей их продукции, а также методологические вопросы участия ремонтного производства в процессе воспроизводства основных производственных фондов, В отечественной литературе имеется ряд публикаций, освещающих отдельные аспекты эффективности ремонтов, однако в целом вопросы планирования и организации ремонтного производства как источника воспроизводства основных фондов методологически не разработаны. Многие вопросы остаются дискуссионными, по ним высказываются противоречивые и подчас взаимоисключающие мнения. Вследствие этого процессы обновления основных фондов, ликвидация устаревших средств труда, их возмещение на новой технической основе — составляющие элементы воспроизводства основных фондов — в настоящее время практически неуправляемы.

Недостаточная изученность теоретических проблем производства и потребления средств труда, роли ремонта в процессе их воспроизводства обусловливает большинство недостатков современного состояния планирования и организации ремонтного производства, которые наблюдаются на практике: распыленность ремонтной базы, чрезмерные затраты по ремонту основных производственных фондов.

Цель настоящего исследования состоит в теоретическом обосновании системы экономических мер, стимулирующих постоянное повышение эффективности производства, их проявления в машиностроении и выработке рекомендаций для управления эффективностью.

Для достижения сформулированной цели в работе ставились и решались следующие задачи:

— исследовать адекватность существующих методов определения эффективности экономики потребностям производственного менеджмента;

— разработать показатели эффективности производства в максимальной степени соответствующие научной дисциплине теории организаций;

— обосновать предложения по определению конечного результата машиностроительного производства в условиях производственной системы «судостроение — судоремонт»;

— разработать методические положения формирования оптимальной структуры производственных программ судостроительного и судоремонтного производствапредложить концепцию организации судостроительно-судоремонтного машиностроительного комплекса, позволяющего реализовать ускоренный рост эффективности производства.

Объектом исследования являются экономические процессы, протекающие в машиностроительном производстве — судостроении и судоремонте и потреблении их продукции.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— показаны реальные противоречия между доминирующей в настоящее время практикой принятия решений на основе оценки эффективности капитальных вложений (инвестиций) и приложениями общей теории эффективности к процессу принятия решений в машиностроительном производстве, что привело к отставанию отечественного машиностроения в области технологии и качества выпускаемых машин;

— показано, что эффективность следует рассматривать с учетом различных уровней иерархии принятия решений как целевуюл внешнюю, относительно данной производственной системы, и внутреннюю.^ характеризующую сбережение ресурсов данной системы при безусловном достижении цели;

— предложен критерий эффективности машиностроительного производства, учитывающий особенность формирования конечного результата его деятельности вследствие длительности потребления продукции и минимизацию полных издержек производства и эксплуатации изделий;

— разработаны методические положения формирования оптимальной структуры судостроительного и судоремонтного производства и как следствие этого оптимизации общих сроков службы судов;

— доказано, что машиностроительное и машиноремонтное производства образуют единую экономическую систему, которая должна руководствоваться единым критерием эффективности.

Основные результаты:

— подход к определению эффективности, основанный на оценке иерархии данной производственной системы: целевой эффективности, как степени достижения поставленной перед экономической системой цели, и внутренней (относительной) эффективности, как экономии собственных затрат при сравнении возможных вариантов достижения цели;

— представление конечного результата машиностроительного производства как постоянно воспроизводимой совокупной потребительной ценности продукции — основных фондов отраслей — потребителей;

— методические положения планирования оптимального участия судостроения и судоремонта в воспроизводстве флота и формулы на основе которых предлагается формировать их производственные программы;

— концепция формирования судостроительно-судоремонтного комплекса на Дальнем Востоке, как основного организационного условия повышения эффективности производства.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что разработанные теоретические положения, сформулированные в виде конкретных предложений и рабочих формул, позволяют:

— повысить эффективность деятельности отрасли в целом;

— улучшить решение управленческих задач на отдельных предприятиях;

— обосновывать эффективность отдельных мероприятий при конструировании новых изделий и выборе технологии их изготовления.

Отдельные положения могут быть использованы в других фондосоз-дающих отраслях экономики, а также могут быть использованы проектными и хозяйственными организациями с целью улучшения планирования производства и совершенствования своей организационной структуры.

Основные положения диссертации автором были доложены и обсуждены на конференциях различного уровня в 1978 — 1999 гг.: Первой Всесоюзной конференции «Экономические проблемы освоения ресурсов океана» -Владивосток, 1975 г.- Всесоюзной конференции «Экономика океана» (методологические проблемы комплексного хозяйства освоения океана и прибрежных районов) — Владивосток, 1978 г.- Научно-практической конференции «Комплексное экономическое и социальное развитие Магаданской области в ближайшей и долгосрочной перспективе», Магадан, 1980 г.- Научной конференции «Проблемы дальнейшего комплексного развития производительных сил Приморского края» — Владивосток, 1981 г.- Научной конференции «Проблемы дальнейшего комплексного развития производительных сил Камчатской области» — Петропавловск-Камчатский, 1981 г.- Научно-практической конференции «Экономические и социальные проблемы дальнейшего развития производительных сил Сахалинской области» — Южно-Сахалинск, 1982 г.- Научно-практической конференции «Комплексное развитие производительных сил Магаданской области до 2000;го года». Магадан, 1984. Всесоюзной научно-практической конференции «Развитие и размещение производительных сил и транспортное обеспечение Дальневосточного экономического района». Хабаровск, 1984. Всесоюзной научной конференции «Интенсификация и эффективность социалистического производства: закономерности и управление». Москва, 1984. Всесоюзной конференции «Экономика освоения океана». Владивосток, 1985. Всесоюзном совещании «Исследование и рациональное использование биоресурсов Дальневосточных и северных морей СССР и перспективы создания технических средств освоения неиспользуемых биоресурсов открытого океана». Владивосток,.

1985. Всесоюзной научно-производственной конференции «Современные проблемы повышения производительности труда в промышленности». Донецк, 1985. Всесоюзной научной конференции «Проблемы повышения эффективности советского рыболовства в Атлантике и Юго-Восточной части Тихого океана». Калининград, 1986. Всесоюзной конференции «Системы исследования и автоматизация в метрологическом обеспечении ИИС и управление качеством. Львов, 1986. Всесоюзной научно-практической конференции «Кардинальный рост эффективности живого труда — главный фактор ускорения социально-экономического развития». Свердловск, 1986. VI Дальневосточной школы-семинара. Владивосток, 1987. XXX юбилейной научно-технической конференции, посвященной 70-летию Дальневосточного политехнического института, Владивосток, 1988. Научно-технической конференции ДВГТУ. Владивосток, 1991. XXXIII Юбилейной научно-технической конференции. Владивосток, 1993. Краевой научно-практической конференции «Социально-экономическая нестабильность и пути ее преодоления». Владивосток, 1993. XXXIV Юбилейной научно-технической конференции. Владивосток, 1994. Первом международном банковском конгрессе стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе — доверие и гарантия банков». Владивосток, 1995. XXXV научно-практической конференции ДВГТУ. Процессы гуманитаризации и гуманизации. Владивосток, 1995. Третьей международной научной конференции «Экономическое развитие и международное сотрудничество на Дальнем Востоке России». Хабаровск, 1996. Международной конференции «Проблемы менеджмента на пороге XXI века». Барнаул, 1996. Межвузовской научно-практической конференции «Проблемы управления экономикой в современный период». Хабаровск, 1996. XXXVII Научно-технической конференции «Экономика и менеджмент». Гуманитарные науки. Владивосток, 1997. Региональной научно-практической конференции «Проблемы управления в условиях реформирования экономики». Хабаровск, 1998. Meждународной конференции «Актуальные вопросы менеджмента в России и США. Преподавание и исследования». Владивосток, 1999. Международной научно-практической конференции «Организационные и экономические проблемы становления конкурентоспособного производства». Воронеж, 1999.

В диссертации были использованы методики экономических исследований и ряд теоретических положений, разработанных в Институте экономики РАН, ЦЭМИ АН СССР (РАН).

В процессе работы привлекались материалы Владивостокского отделения Института экономических исследований ДВНЦ РАН, фондовые источники Дальневосточных предприятий рыбной промышленности, морского флота и др.

Количество опубликованных научных работ по теме диссертации 80 общим объемом 42 п.л. в том числе две монографии (10 и 7,2 п.л.).

Основные положения диссертации использованы при написании учебного пособия «Организация предпринимательской деятельности» (10 п.л.) и используются при проведении занятий по дисциплинам «Экономика отрасли», «Организация предпринимательской деятельности», «Основы менеджмента» и др.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 284 страницах машинописного текста, состоит из введения, пяти частей, объединяющих 14 параграфов, заключения, перечня использованной литературы из 274 наименований.

5.3. Выводы по части 5.

Подводя итоги пятой части работы, отметим следующее.

1. Судостроение и судоремонтное производство должны функционировать как единый комплекс, так как имеют единую конечную цель деятельности — воспроизводство основных средств морского флота и ряд общих черт как в технологии, так и в организации производства.

2. Создание производственного комплекса должно предусматривать централизацию тех функций управления, которые неэффективны или менее эффективны при осуществлении на каждом отдельном предприятии. К ним относятся: определение основных направлений и перспектив развития производстваобеспечение выпуска продукции, исходя из потребностей судовладельцев данного бассейна, проведение единой технической политики и внедрение новейших научно-технических достиженийобеспечение координации работы производственных единиц на основе их специализации и кооперирования.

3. Главная особенность предлагаемого в работе судостроительно-судоремонтного комплекса состоит в том, что несколько судостроительных и судоремонтных предприятий образуют группу «головных предприятий». В этом комплексе под основными производственными связями следует понимать, прежде всего, поток готовых изделий — судов, которые через определенный промежуток времени периодически восстанавливают свою потребительную ценность. Особенность этих производственных связей в том, что они более они растянуты во времени, тем эффективнее комплекс. Своеобразие судов как предметов труда состоит в том, что они, попав на судоремонтное предприятие, совершают обратное движение из сферы потребления в сферу производства, тогда как обычно на машиностроительные предприятия полуфабрикаты поступают по пути завершения производства изделий, приближаясь к сфере их потребления.

4. Роль этих горизонтальных производственных связей состоит и в том, чтобы повышать эффективность функционирования комплекса на основе установления устойчивых информационных связей между судостроением и судоремонтом. Это касается вопросов определения эффективности ремонтов, повышения ремонтопригодности судов, сбора и накопления информации о темпах износа судов и механизмов, управления производством и др. На основе этих информационных связей должны так же решаться вопросы установления оптимальных пропорций развития судостроения и судоремонта. Производственная структура судостроительно-судоремонтного комплекса определяется, прежде всего, соотношением производственных мощностей (объемов производства) двух технологически специализированных групп предприятий судостроения и судоремонта, уровнем разделения труда между ними, технологическими процессами, осуществляемыми на предприятиях, входящих в этот комплекс. Она определяется так же количеством и назначением воспроизводимых в регионе судов. Эту форму организации можно определить как интеграцию — т. е. процесс объединения и согласования усилий предприятий с разной технологической специализацией, но производящих одинаковую продукцию.

5. Судостроительно-судоремонтный комплекс может и должен иметь разветвленные вертикальные связи между предприятиями — поставщиками, комплектующие судостроение и поставляющие запасные части, узлы для судоремонта. Судостроительные и судоремонтные предприятия, выпуская однородную продукцию, обладают рядом общих технологических черт. Ремонт судов — это в какой-то мере повторение почти всех работ на судостроительном предприятии. Часто судоремонтные работы более разнообразны, чем те, которые связаны только с постройкой судов. Прежде, чем устранить какой-нибудь дефект, необходимо проведение ряда демонтажных работ, а затем произвести замену изношенных элементов судна новыми или отремонтированными. Судоремонтное производство подчас становится сложнее, чем судостроение, вследствие уникальности, мелкосерийности и универсальности выполняемых работ. Это предопределяет универсальность оборудования, квалификационный состав рабочих, универсальное техническое наблюдение.

6. Соотношение предметно — специализированных подкомплексов определяет структуру судостроительно-судоремонтного комплекса в целом. Основная задача организации такой структуры состоит в том, чтобы обеспечить реальную возможность оптимизации воспроизводства флота на основе устойчивых интеграционных связей между судоремонтом и судостроением, на основе единых маркетинговых исследований объема производства, оптимизации пропорций их развития. В настоящее время такие связи практически отсутствуют.

7. Основная задача организации «вертикальной» структуры судострои-тельно — судоремонтного комплекса состоит в том, чтобы обеспечить наибольшую непрерывность отдельных технологических процессов, плотность и равномерность всех материальных потоков от начальной стадии обработки металла (и других материалов) до момента выпуска в эксплуатацию судов. Средством достижения ее является обеспечение оптимальной концентрации производства, установления оптимальной специализации и производственных связей с предприятиями, образующими этот комплекс. При развитой предметной, подетальной и технологической специализации, сборочные цехи, спусковые устройства, судоподъемные сооружения головных предприятий комплекса могут использоваться более интенсивно, что дает возможность в судостроении значительно увеличить выпуск судов, а в судоремонте — отремонтировать с меньшими затратами. Чем выше уровень специализации предприятий, тем более эффективны они в своей совокупности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование теоретических вопросов определения эффективности машиностроительного производства с точки зрения использования достижений современного менеджмента позволяет сделать ряд выводов методического и практического характера. Они так же дают возможность решить некоторые ключевые вопросы управления процессом воспроизводства основных производственных фондов и организации фондосоздающих производств.

Проблема эффективности и определения критерия эффективности реально возникли со времен становления новой науки — менеджмента. Развитие теории и практики их применения происходило вместе с развитием производительных сил. В зависимости от того, в каких условиях происходило изучение новых процессов, наблюдалось разнообразие подходов к определению понятия эффективности и масштабы его применения.

Современные подходы к определению эффективности состоят в том, что рекомендуется использовать показатели, пришедшие из банковского дела. Это такие показатели как «чистая текущая стоимость» (Net Present Value), «внутренняя норма рентабельности» (Internal Rate of Return), основанные на дисконтировании затрат и результатов (прибыли) различных периодов времени. В отечественной практике эти методы были приняты без достаточного критического анализа и становятся практически обязательными для использования при обосновании инвестиционных решений и других хозяйственных мероприятий.

Не смотря на это, следует отметить ряд свойственных им методологических недостатков, не отмеченных пока в отечественной литературе. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что расчеты по ним ведутся только на стадии принятия решений об инвестициях и не контролируются на стадии их реализации. Кроме того, могут быть случаи, когда один и тот же имеет два разных показателя IRR. А в случае высокоэффективного варианта, когда окупаемость мероприятия менее года, внутренняя норма рентабельности просто не существует. Нет ясности и в том, как поступать, когда из двух сравниваемых вариантов один лучше по показателю NPV, а другой — по IRR. Поэтому можно утверждать, что современные методы определения эффективности инвестиций внутренне противоречивы и по существу являются условными и оторванными от процесса принятия управленческих решений. Поэтому расчеты эффективности осуществляются формально, без учета реальных возможностей производства, от которого планируется получение прибыли.

Понятие эффективности и критерия эффективности нужно рассматривать только в неразрывной связи с управленческим циклом, охватывающим производство и потребление изделий. Особенно это важно при анализе длительно потребляющихся продуктов. В зависимости от того, в каком временном аспекте рассматривается управленческое решение могу формироваться и соответствующие показатели и критерии эффективности. Прежде всего, они могут рассматриваться как характеристика экономических процессов, связанных с календарными периодами, так и в рамках времени изготовления конкретного изделия. В первом случае это можно рассматривать как годовое воспроизводство конечного результата производства, во втором — время изготовления одного изделия.

Под эффективностью следует понимать степень достижения экономической системой поставленной цели, которая, как правило, выступает как объективная реальность, так как явно или неявно задается из системы более высокого уровня, чем данная, управляемая система. Ее можно также назвать целевой эффективностью. Внутренняя эффективность определяется внутри данной производственной системы и показывает степень (экономию) расходования ресурсов системы при достижении поставленной цели.

В качестве объекта, в рамках которого можно рассматривать экономию ресурсов, предлагается совокупный технологический процесс, под которым понимается весь комплекс работ по созданию данного продукта, включая работы по добыче сырья, транспортировку, переработку, т. е. и за пределами данной производственной системы. Сравнение различных вариантов совокупного техпроцесса должно осуществляться по показателю индивидуальной стоимости продукта. Под ней понимается полные издержки производства данного продукта на данном предприятии (производстве), включая, как накладные расходы, все виды налогообложения, приходящиеся на изделие. Минимизация индивидуальной стоимости изделия или его потребительского эффекта может рассматриваться как главный критериальный показатель эффективности данного техпроцесса.

Особенность продукции машиностроения — а это, как правило, средства труда, характеризующиеся длительностью ее потребления и которые требуют дополнительных затрат при их эксплуатации. Это с одной стороны требует особо подходить к процессу потребления продукта, с другой — к процессу учета затрат. Конечным результатом деятельности машиностроительного (судостроительного) производства является воспроизводство основных производственных фондов морского флота, которые представляют собой единство потребительной ценности, характеризующей целевую функцию их использования в качестве средства труда и стоимости, характеризующей овеществленный в них труд. Процесс воспроизводства основных производственных фондов сопровождается движением, как стоимости, так и потребительной ценности средств труда. Причем в основе лежит движение потребительной ценности, а стоимость совершает кругооборот лишь вследствие и по мере движения потребительной ценности средства труда. Потребительная ценность средства труда может быть охарактеризована объемом продукции, которую можно получить с его помощью за предстоящий срок службы. Физический износ основных фондов в натурально-вещественной форме характеризуется утратой ими потребительной ценности.

В производстве основные производственные фонды функционируют в качестве промежуточных продуктов, поступающих в производственное потребление. Здесь они образуют совокупную потребительную ценность, которая определяется всей массой потребляемых в данном периоде средств труда. При годовом воспроизводстве совокупную потребительную ценность основных производственных фондов можно представить как сумму среднегодовой мощности средств труда, функционирующих в течение данного года или объемом продукции, полученной с помощью данных средств труда за тот же период времени. Совокупная потребительная ценность средств труда характеризует объем потребления в данном году продукции фондосоздаю-щих отраслей, в том числе, созданной в прошлые периоды.

Научно-технический прогресс — главный фактор повышения эффективности воспроизводства основных фондов. Он порождает их моральный износ. Этот термин правомерно использовать лишь для оценки потери стоимости основного капитала. В связи с этим нами предлагается пользоваться следующими терминами: «физический износ» — потеря средством труда потребительной ценности, «снашивание» — утрата его стоимости вследствие физического износа, «экономическое старение» — процесс относительного уменьшения эффективности потребления старого средства труда в производстве, «обесценение» — утрата стоимости вследствие экономического старения. Экономическое старение и физический износ — два разнокачественных, независимых друг от друга процесса. Средство труда выбывает из эксплуатации либо вследствие полной утраты своей потребительной ценности, либо вследствие своего экономического устаревания, т. е. тогда, когда с точки зрения критериального показателя более эффективно взамен его создать и ввести в строй новое средство труда аналогичного производственного назначения.

Потребление сложных средств труда, таких как морские суда, состоящих из конструктивных элементов с разными сроками службы, — это всегда прерывный процесс. Под реальным сроком их службы следует понимать именно межремонтный период. В результате потери годности только части элементов сложное средство труда в целом становится неспособным выполнять свои функции. Оно прекращает свое существование как средство труда, утрачивает свою потребительную ценность. При ремонте на основе оставшихся годных элементов и за счет дополнительно затраченного труда восстанавливается потребительная ценность средства труда, которая определяется сроком службы очередного наименее надежного элемента. Этот процесс прерывного потребления у сложных средств труда неоднократно повторяется. Общая их потребительная ценность, следовательно, определяется как сумма частных потребительных ценностей, которые полностью потребляются от постройки (ремонта) к ремонту. Общий их срок службы складывается как сумма межремонтных периодов.

Если рассматривать годовое воспроизводство основных фондов, морского флота, то его так же можно представить как совокупность процессов постройки и ввода в эксплуатации новых судов, их потребления, выбытия в первый ремонт, ремонта и ввода в эксплуатацию, выбытия во второй ремонт и т. д. В результате единства и повторяемости этих процессов из года в год постоянно воспроизводится флот определенной величины.

Ремонт является источником воспроизводства основных фондов. На время ремонта суда прекращают свое функционирование в качестве основных фондов и становятся предметами труда, которые с экономической точки зрения ничем не отличаются от обычных для судоремонтного предприятия предметов труда: металла, дерева и др. Они функционируют в качестве особых «полуфабрикатов», обладающих высокой степенью годности к созданию на их основе новой потребительной ценности судов.

Своеобразие этих предметов труда состоит в том, что они, попав на судоремонтное предприятие, совершили обратное движение из сферы потребления в сферу производства, тогда как обычно полуфабрикаты поступают на предприятия по пути завершения производства, приближаясь к сфере их потребления.

Находящиеся на балансе у судовладельцев суда на время ремонта могут лишь формально считаться элементами их основных производственных фондов. Фактически эти суда являются предметами труда и, следовательно, их остаточная стоимость должна функционировать в качестве оборотных фондов судоремонтного производства. А затраты на ремонт должны увеличивать остаточную стоимость судов.

Судоремонт и судостроение — основные и равноправные элементы системы воспроизводства основных производственных фондов морского флота. Судоремонт в ней осуществляет функции простого воспроизводства не всегда в полном объеме, вследствие неэффективности ремонта части выбывших из эксплуатации судов. Головной источник воспроизводства флота — судостроение, в свою очередь, является источником преимущественно расширенного воспроизводства. Но часть его продукции образует фонд возмещения в объеме, определяемом количеством судов, воспроизводство которых в ремонте становится экономически нецелесообразным. По существу дела, установление оптимальной пропорции развития судостроения и судоремонта, при сохранении прочих условий, означает оптимизацию воспроизводства основных производственных фондов в целом. При этом решении проблемы оптимизации срока службы единичного средства труда, является следствием решения проблемы оптимизации воспроизводства основных производственных фондов в целом.

Исходя из теоретических положений участия ремонтного производства в системе воспроизводства основных производственных фондов следует, что общий срок службы средств труда может и должен варьироваться в зависимости от региональных условий их эксплуатации и ремонта. Повышенные затраты на ремонт, например, в северных условиях обусловленные повышенными темпами износа и собственно удорожанием производства ремонтных работ ускоряют наступление неэффективного ремонта. Региональные различия условий воспроизводства основных фондов в ремонте, а также увеличенные затраты в ремонтную базу в северных условиях обуславливают эффективность более интенсивных темпов обновления основных производственных фондов при более коротких сроках службы каждого отдельного средства труда. Это предопределяет необходимость разработки дифференцированных форм амортизации не только на капитальный ремонт, но и норм на реновацию. Общие нормы амортизации должны соответствовать условиям оптимального воспроизводства основных фондов в данных региональных условиях.

Планирование производственных программ судостроения и судоремонта должно осуществляться совместно, с учетом эффективности их вклада в единый конечный результат — в реально функционирующий в регионе флот. Производственная программа судоремонтного производства должна определяться размерами эффективного простого воспроизводства флота на основе существующих судов. Программа судостроительного производства должна определяться масштабами возмещения и темпами накопления основных производственных фондов морского флота. То есть объем судоремонтного и судостроительного производства должен определяться в соответствии с эффективностью их участия в воспроизводстве основных фондов морского флота.

Если рассматривать возрастную структуру флота, то можно отметить, что наибольшие затраты судовладельцы несут по воспроизводству крайних (первой и последней) возрастных групп судов. Первая группа характеризуется повышенными удельными затратами, связанными с вводом новых судов. Вторая и последующие группы судов требуют значительно меньших затрат по воспроизводству. Эффективность воспроизводства флота в судоремонте определяется использованием годных элементов судна, использованием части материала изношенных деталей, меньшими объемами механической обработки восстанавливаемых деталей по сравнению с изготовлением новых и т. п. Эффективный ремонт сохраняет большую часть овеществленного труда, заключенного в судне, и требует относительно судостроения небольших дополнительных затрат по восстановлению его потребительной ценности. С увеличением возраста судов эффективность воспроизводства флота в ремонте снижается. Это выражается в увеличении затрат на ремонт, сокращении межремонтного периода, причем увеличивается, как правило и затраты по эксплуатации судна.

Задача формирования судоремонтной программы состоит в отборе из числа выбывших судов (или их возрастных групп), эффективность ремонта которых, по крайней мере, не ниже, чем строительство новых судов (в первой возрастной группе). При этом на величину суммарной мощности судов, ремонт которых не эффективен, должна быть увеличена судостроительная программа пополнения флота.

Производство запасных частей, узлов и агрегатов является одной из важнейших функций изготовителей машиностроительной продукции. Это, по сути, то же фондосоздающее производство. Следует признать даже полезным некоторые перепроизводство запасных частей в номенклатуре, соответствующей потенциально ремонтируемым средствам труда, т.к. это позволит в конечном итоге увеличить потребительский эффект от средств труда за счет сокращения времени их ремонта. Повышенные затраты, понесенные при относительном перепроизводстве запасных частей с лихвой перекроются эффектом, полученным в потреблении средств труда. Это, пожалуй, наиболее эффективный вид перепроизводства.

Зарубежные судостроительный верфи сами организуют снабжение запасными частями изготовленных ими судовых механизмов. Оборудование, поступившее по кооперации, обеспечивается запасными частями его изготовителями. Причем судоверфи еще при строительстве судов договариваются с поставщиками оборудования о порядке снабжения запасными частями и сообщают судовладельцу о том, где их можно получить. На судоверфях, которые кроме строительства занимаются и ремонтом судов, имеются склады запасных частей. Кроме того, во многих портах мира организуются аналогичные склады запчастей. Объем выпуска запасных частей основан на статистических данных. Для изделий, по которым нет опыта эксплуатации, выпускается годовой комплект запасных частей до 10% от цены этих изделий. Цены на запасные части в 1,5 — 2 раза выше цен деталей, поступающих на сборку машин. Особенно серьезные требования предъявляются к снабжению запасными частями главных двигателей и агрегатов судов.

Сложившееся в современном маркетинге представление о том, что производители техники должны сопровождать свои изделия в течение всего срока службы у потребителя основывается на том очевидном факте, что производители лучше знают конструкцию технологию ремонта своих изделий и, следовательно, получают дополнительный выигрыш при ремонте относительно конкурентов, осуществляющих ремонтные работы вне «материнского» машиностроения. Ремонтное производство в развитых странах давно привязано к изготовителю продукции.

Повышение эффективности воспроизводства основных производственных фондов в ремонте может быть осуществлено за счет увеличения концентрации производства как путем приближения ремонтных работ к районам эксплуатации средств труда, так и доставки ремонтируемых средств труда к месту ремонта, концентрации изготовления запасных частей. В зависимости от транспортабельности средств труда, от возможности и эффективности организации ремонтного производства в местах их эксплуатации в каждом из районов складывается особый характер воспроизводства. Наибольшему влиянию региональных условий воспроизводства подвержены наименее транспортабельные средства труда, поскольку для них момент наступления неэффективного ремонта, который производится в северных условиях, наступает раньше по сравнению с нормальными условиями.

Современное состояние судостроительных и судоремонтных предприятий предопределяет особые меры по повышению эффективности их работы. Кроме того, что промышленность находится в кризисном состоянии, после ускоренно проведенной приватизации они, как правило, функционируют как самостоятельные организации. Усиливается автаркия вследствие обостряющейся конкуренции попытками самостоятельно выжить в условиях кризиса Между ними слабо развиты производственные и информационные связи вследствие гипертрофически развитой «коммерческой тайны». Судостроительная промышленность практически не несет ответственности за неоправданную многотипность выпускаемых судов и применяемых отдельных элементов и механизмов, и слабое обеспечение их ремонта поставками запасных частей и сменных деталей. Вновь поступающие суда подчас приходят к судовладельцам с большими недоделками, что приводят к большим простоям и затратам на ремонты в первые годы эксплуатации. Низка надежность отдельных типов судов и их отдельных конструктивных элементов, что порождает высокую аварийность, сокращение межремонтных сроков, увеличение объемов ремонта. Под названием малых ремонтов выполняются работы больших ремонтов (капитального характера). Ремонт усложняется вследствие того, что в технических паспортах и других документах новых судов не указываются нормативы предельно допустимых износов, а также скорости износов отдельных элементов, которые могут быть без особых затрат установлены на заводе изготовителе при проектировании и испытаниях судов и элементов.

Необходимым условием повышения экономической эффективности производства флота является организация судостроительно-судоремонтного комплекса. Целевая эффективность его — конечный результат — обеспечение морского флота заданной величины. Внутренняя эффективность обеспечивается за счет следующих основных факторов: оптимизации горизонтальной структуры (судостроительного и судоремонтного) производств, которая предопределяет оптимальность собственно воспроизводства флота, и оптимизации вертикальной структуры комплекса, которая обуславливает снижение затрат за счет совершенствования специализации заготовительных и обрабатывающих производств судостроительных и судоремонтных предприятий, установления оптимальных производственных связей между ними. В дальнейшем все это позволит улучшить использование наличного оборудования, увеличить прямоточность и параллельность технологических процессов в целом по предприятиям комплекса.

Организация заводов-поставщиков для судостроения и судоремонта обуславливает следующие преимущества: упрощение управления малых подразделений комплекса, открытия широких перспектив развития промышленности в малых и средних городах и поселках Дальнего Востока на основе высокой концентрации производства небольшой номенклатуры выпускаемой продукции. Это позволит на небольших предприятиях применять передовую технику и технологию.

Формирование судостроительно-судоремонтного комплекса позволит объединить ныне разрозненные усилия квалифицированных научных конструкторских, технологических кадров судостроения и судоремонта. Даст возможность организовать устойчивые информационные связи, которые позволят накапливать информацию об отказах судов и механизмов, учитывать ее в дальнейшем при проектировании новых, совершенствовать ремонтопригодность морских судов, более высокими темпами внедрять стандартные конструкции в суда, повышать надежность судов, более четко реагировать на недостатки судов, выявляемые в процессе эксплуатации.

Как показывает мировой опыт рыночной экономики, жизнь, в виде требований потребителей о снижении издержек воспроизводства флота, в конце концов, по объективным причинам заставит постепенно объединиться рассматриваемым предприятиям, сформировать судостроительно-судоремонтный комплекс. Можно, конечно, ждать когда «невидимая рука рынка» приведет предприятия к рациональным формам организации производства. Но можно идти и по другому пути. С помощью определенной координационной работы со стороны правительства. Вполне реально, чтобы такую организационную работу осуществлял департамент судостроения и судоремонта Министерства промышленности Российской Федерации. При этом не важно в какой организационно-правовой форме может существовать этот комплекс.

Взаимоотношения судостроительно-судоремонтного комплекса и потребителей судов должны строиться на основе предоставления им реально функционирующего флота в целом, а по каждому судну — на основе обеспечения гарантированного срока службы до следующего ремонта при соблюдении определенных условий эксплуатации. Смысл гарантии состоит в том, что она обеспечивает выполнение обязательств по надежности и качеству судов перед потребителями, а не в том, что в случае поломки судов устранение ее будет осуществлено бесплатно. Потребители заинтересованы в бесперебойной работе судов в заданный период, а не в бесплатном устранении неисправностей. Этим будет стимулироваться повышение надежности построенных и отремонтированных судов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Эффективность вложения капиталов в советском хозяйстве и методы исчисления // Пути индустриализации. № 18. 1928. С. 13−26.
  2. Г. Г. Потребительная стоимость и ее измерение. М.: Экономика, 1971. — 167 с.
  3. Р.З. Экономика обновления парка оборудования в машиностроении. М.: Машиностроение, 1987. — 185 с.
  4. Р.З. Экономическая эффективность восстановления оборудования и резервы ее повышения. М.: Машиностроение, 1980. — 186 с.
  5. Э.Б. Экономико-географическая терминология. М.: Мысль, 1977.- 199 с.
  6. Д.А., Сластенко Е. Н. Методические основы формирования объединений в промышленности. М.: Экономика, 1977. — 186 с.
  7. Американский капитализм и управленческие решения: теория и методы принятия решений. М.: Наука, 1977. — 288 с.
  8. Ю.Д. Научно-техническая подготовка производства. М.: Экономика, 1986. — 230 с.
  9. Анализ трудовых показателей: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, 1989. — 288 с.
  10. O.K. Для всех и для себя. О совершенствовании показателей планирования социалистического производства. -М: Экономика, 1965.-271 с.
  11. А.А., Воротилов В. А., Кантор Л. М., Павлов П. М. Воспроизводство основных фондов в СССР. М.: Мысль, 1970. — 485 с.
  12. С.А. Эффективность общественного производства: Три уровня анализа: народнохозяйственный, региональный, хозрасчетный. М.: Мысль, 1987. — 165 с.
  13. В.А. О методологии построения перспективных планов // Плановое хозяйство, 1926 № 7 с. 7−21
  14. Г. И., Адамов В. Е., Устинов А. Н. Статистика промышленности. М.: Статистика, 1970. — 431 с.
  15. Д.А. Теория амортизации и технический прогресс. М.: Экономика, 1965. — 175 с.
  16. JI.B. Технико-экономические расчеты при проектировании и производстве машин. М.: Машиностроение, 1973. — 384 с.
  17. М. Об эффективности капитального строительства в промышленности // Пути индустриализации. № 3. 1929. С. 12−26.
  18. А.В. Рынок в СССР: становление и регулирование. М.: Экономика. 1991. — 318 с.
  19. В.К. Проблемы соизмерения затрат и результатов на предприятии. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. — 288 с.
  20. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Пер. с нем. JL: Прибой, 1929.
  21. Бир С. Мозг фирмы. Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1986. 415 с.
  22. Бир С. Наука управления. Перевод с английского. М.: Энергия, 1993.- 112 с.
  23. В.Н. «Срок окупаемости»: Теория сравнения плановых вариантов. М.: Экономия, 1966. — 279 с.
  24. В.Н. Прибыль?!. (О рыночной экономике и эффективности капитала). М.: Финансы и статистика, 1993. — 287 с.
  25. Бор М. З. Эффективность общественного производства и проблемы оптимального планирования. М.: Мысль, 1972. — 336 с.
  26. M.JT. Экономическая оценка производительности труда во внутризаводском планировании. -JI. 1971.-32с.
  27. В.Ю. Проблемы амортизации в промышленности. М.: Финансы, 1970. — 191 с.
  28. П.Г. Основные фонды социалистической промышленности. -М.: Госпланиздат, 1960. 304 с.
  29. Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов. М.: Политиздат, 1991.-431 с.
  30. К.К. Общественная полезность продукции и затраты труда на ее воспроизводство. М.: Мысль, 1964. — 287 с.
  31. К.К. Удовлетворение потребностей общества и моделирование народного хозяйства. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1973. — 378 с.
  32. Введение в теорию и методологию системы оптимального функционирования социалистической экономики. М.: Наука, 1983, — 368 с.
  33. К.М. Определение сравнительной экономической эффективности инженерных решений. JL: Машиностроение, 1975. — 79 с.
  34. Н.А. Избранные произведения 1931 1947. — М: Политиздат, 1979. 606 с.
  35. A.M. Швеция: социально-экономическая модель. М.: Мысль, 1991.- 188 с.
  36. В.В. Экономическая сущность критерий и показатели эффективности производства. JL: ЦНИИ «РУМБ» 1981. — 112 с.
  37. В.А. Эффективность социалистического производства // История политической экономии социализма.-Л:Изд-воЛГУ, 1972.-С.242−263.
  38. В.А. Об экономической природе и взаимосвязи потребительной стоимости, стоимости и оценки основных производственных фондов // Воспроизводство основных фондов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. — С. 3−17.
  39. В.А. Эффективность производства в регионе (Методология планирования, нормирования, управления). Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1985. — 208 с.
  40. Р.В. Производительность труда: показатели планирования и методы измерения. М.: Экономика, 1985. — 118 с.
  41. A.JI. Моральный износ и обновление орудий труда. М.: Мысль, 1980. — 155 с.
  42. JI.M. Экономические проблемы научно-технического прогресса. М.: Наука, 1971.-381 с.
  43. Т.Е., Гуревич И. М. Организация и планирование производства на судоремонтных предприятиях. М.: Транспорт, 1974. — 312 с.
  44. И.Е. Границы применения кооперирования на судоремонтных предприятиях // Морской флот. 1965. № 6. С. 34−35.
  45. И.Е. Проектирование судоремонтных и судостроительных предприятий. М.: Транспорт, 1970. — 344 с.
  46. Ф. Изучение движений как способ повысить производительность труда при всякой работе. М.: Изд-во ЦИТ, 1924. — 32 с.
  47. A.M. К вопросу о производительности труда и заработной платы в промышленности. М. 1924.
  48. В.И. Особенности генеральной схемы развития судоремонта // Методические вопросы исследования экономики океана. Владивосток, 1978.
  49. А.В. Экономическая эффективность технических систем. -М.: Экономика, 1971. 270 с.
  50. Е.П. Использование системного анализа в принятии плановых решений. М.: Экономика, 1982. — 160 с.
  51. B.C. Совершенствование организации судоремонта в рыбной промышленности. М.: Пищевая промышленность, 1975. — 312 с.
  52. А.П. Организация и экономика судоремонта за рубежом. М.: Транспорт. 1966.
  53. А.П. Судоремонт за рубежом. М.: ММФ ЦБНТИ. Технико-экономическая информация. Сер. Судоремонт, 1971. — 111 с.
  54. ., Родионов С. Методика анализа эффективности капитальных вложений. JL, Ред. Изд. Бюро Ленинградской области управления легкой промышленности, 1933. — 79 с.
  55. Дж. К. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  56. М.Б. Красный директор и производительность труда // Предприятие. № 11. С. 3−6.
  57. А.А., Финкель Г. Н. Размерная модернизация и переоборудование судов. Л.: Судостроение, 1977. — 191 с.
  58. И. Экономика и техника // Хозяйство Украины. № 4−5. С. 5−21.
  59. И. Экономические заметки // Хозяйство Украины. № 8 -9, 1927. С. 43 -62.
  60. В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: «Экспертное бюро-М», 1997. — 144 с.
  61. Ю.М. Экономическая эффективность новой техники на севере. М.: Наука, 1969. — 240 с.
  62. А.А. Амортизация и ремонт основных средств в промышленности. М.: Госфиниздат, 1960. — 208 с.
  63. Л. Измерение и планирование эффективности общественного производства. Сокр. пер. с венгерского. М.: Экономика, 1984. — 176 с.
  64. Ф.П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. -М.: Book chamber International, 1992. 332 с.
  65. Е.Г. О региональной дифференциации норм амортизации основных фондов // Региональные особенности издержек промышленного производства. Новосибирск, 1966. С. 46−60.
  66. Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. (Утверждены постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072). 107 с.
  67. Е.Ю., Чепуренко А. В. Коментарий к Положению о составе затрат. М.: Главбух, 1999. — 132 с.
  68. А. За марксистскую методологию // Вопросы труда. № 1112. 1931. С. 26−31.
  69. А.Г., Дмитриева Н. Е., Коган Н. Д., Лапина Н. В. Экономика и организация судоремонта. 3-е изд., перераб. М.: Транспорт, 1978. 319 с.
  70. С.Н. Эффективность внешнеэкономического комплекса (методы обоснования и стимулирования). М.: Экономика, 1988. — 127 с.
  71. В.М. Как измеряется производительность труда в США. М.: Финансы и статистика, 1990. — 144 с.
  72. А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. -М.1995.- 160 с.
  73. Из истории проблемы эффективности капитальных вложений. // Экономическая наука и хозяйственная практика. Экономический ежегодник. 1965. С. 276−292.
  74. Инструкция о порядке выплаты вознаграждения за открытия, изобретения и рационализаторские предложения. Утверждена Госкомитетом
  75. СМ СССР по делам изобретений и открытий 15 января 1974.// Экономическая газета. № 10. 1974. С. 11.
  76. Исходные принципы комплексной оценки эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса // Экономика и математические методы. 1987. Т. XXIII. Вып. 5. С. 805−813.
  77. В.Д. Судостроительный опыт Японии. Л.: Судостроение, 1979.-272 с.
  78. А. Борьба за производительность труда. М.-Л. 1925. — 78 с.
  79. Н.С., Манцуров Г. И. Социалистические производственные объединения. М.: Экономика, 1972. — 207 с.
  80. А.К. К проблеме амортизации основных производственных фондов в СССР // Научные записки Московского Финансового института. М.: Госфиниздат, 1957.
  81. И., Хоув И. Количественные методы принятия решений в управлении и экономике. М.: Мир, 1966.
  82. Кац Г. Б., Ковалев А. П. Технико-экономический анализ и оптимизация конструкций машин. М.: Машиностроение, 1981. — 214 с.
  83. К.Н. Экономика изысканий железных дорог. М.: НКПС, Транспечать, 1923. -220 с.
  84. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Пер. с англ. М.: Издательство «Прогресс», 1978. — 494 с.
  85. С.Р. Соизмерение затрат и результатов в теории планового ценообразования. М.: Наука, 1987. — 190 с.
  86. С.Р. Учет потребительной стоимости продукции как фактора повышения эффективности общественного производства. М.: Наука, 1969. — 224 с.
  87. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. Пер. с англ. М.: Сов. Радио, 1974. — 280 с.
  88. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1998. — 144 с.
  89. Р.Н. Определение наивыгодных сроков службы машин. -М.: Экономиздат, 1968. 227 с.
  90. Р.Н. Экономическая оценка качества и оптимизации системы ремонта машин. М.: Машиностроение, 1980. — 239 с.
  91. П.М. Экономические проблемы эффективности машиностроения (вопросы теории и практики). Красноярск. Красноярское книжное издательство, 1980. — 176 с.
  92. А.С. Экономика ремонта машин. Д.: Машиностроение, 2-е изд. перераб. и дополн. 1970. — 216 с.
  93. А.С. Экономика ремонта машин. М.: Машгиз, 1960. — 235 с.
  94. А.С. Экономическая эффективность новой техники. М.: Госполитиздат, 1958. — 391 с.
  95. Э.Б. и др. Советская управленческая мысль 20-х годов. -М.: Экономика, 1990.
  96. А.И., Поляков Д. И. Повышение эффективности машиностроительного производства. М.: Машиностроение, 1979. — 328 с.
  97. Г. А. Экономическая эффективность изобретений и рационализаторских предложений JL: Лениздат, 1983. 120 с.
  98. Г. А. Эффективность научно-технического прогресса на машиностроительном предприятии. Д.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1976. — 71 с.
  99. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Издательство стандартов, 1992. — 140 с.
  100. Кукель Краевский С. А. Обобщенный метод выбора оптимальных параметров энергетических установок // Электричество. № 8. 1940. С. 30−37.
  101. Ю.В., Палтерович Д. М. Технический прогресс и оптимальное обновление производственного аппарата. М.: Мысль, 1975. — 212 с.
  102. Курс для высшего управленческого персонала. Сокр. пер. с англ. -М.: Экономика, 1991.-807 с.
  103. И.С., Тульчинский Г. М. Логика целевого управления. Новосибирск, 1988. 208 с.
  104. В.И. К характеристике экономического романтизма // Полн. собр. соч. Т.2. С. 119−262.
  105. Е. К вопросу о реконструкции в промышленности // Хозяйство Украины. № 11 12. 1929. С. 36−52.
  106. Е.Г. Рационализация и учет ее эффективности в кн. О методах учета производительности труда и эффективности рационализации. Харьков: Издание укргосплана, 1929. С. 24 -77.
  107. Л.Н. Проблемы эффективности капитальных вложений // Вестник финансов. № 2. 1928. С. 20−39.
  108. И.В., Коссов В. В. Инвестиционный проект. Методы подготовки и анализа. Учеб.-справ. пособие. М.: Изд-во БЕК, 1996. — 304 с.
  109. С. Об измерении эффективности производственного процесса//Господарство Украши. № 8−9. 1930. С. 41−49.
  110. С.П. Экономика судостроительной промышленности. Л.: Судостроение, 1973. — 334 с.
  111. М.Н. Эффективность капитальных вложений. М.: Экономика, 1973. — 56 с.
  112. Л.И. Краткий экономико-математический словарь. -М.: Наука 1979. 359 с.
  113. А.Л. Экономический анализ моделей планирования социалистического хозяйства. М.: Наука, 1973. 435 с.
  114. Д.С. Основы экономического проектирования машин. М.: Экономика, 1966. — 296 с.
  115. Д.С. Эффективное управление техническим развитием. М.: Экономика, 1990. — 255 с.
  116. Ю.И. Цикл воспроизводства и амортизации основных фондов. (Вопросы теории и методологии). М.: Экономика, 1973. — 175 с.
  117. И.М., Соколов В. Б., Абрамов А. А. Целевые комплексные программы. М.: Знание, 1980. — 136 с.
  118. В.В. Выбор наиболее эффективного варианта судна по суммарным затратам // Судостроение. № 11. 1985. С. 5−6.
  119. К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23.
  120. К. Капитал. Т. 2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.24.
  121. К. Капитал. Т. 3 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.25. Часть 1.
  122. К. Теория прибавочной стоимости (1У том «Капитала»). Часть 2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Часть 2.
  123. Математика и кибернетика в экономике. Словарь-справочник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Экономика, 1975. — 700 с.
  124. Материалы к изучению эффективности капитальных вложений в промышленности. М.: Государственное техническое изд-во, 1930. -53 с.
  125. В.Г. Оборот средств и эффективность производства. -М.: Финансы, 1974. 128 с.
  126. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
  127. Методика (основные положения) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. М. 1977. — 53 с.
  128. Методика определения экономической эффективности внедрения новой техники, механизации и автоматизации производственных процессов в промышленности. М.: АН СССР, 1962. — 47 с.
  129. Методика определения экономической эффективности капитальных вложений // Экономическая газета. 1981. № 2−3. С. 1−7, 1−4.
  130. Методика определения экономической эффективности новой техники в народном хозяйстве. Проект.// Вопросы экономики. 1984.№ 9.С. 141−152.
  131. Методика определения экономической эффективности размещения промышленности при планировании и проектировании нового строительства. М.: Экономика, 1966. — 45 с.
  132. Методика определения эффективности капитальных вложений. 4-е издание. М.: Наука, 1990. — 24 с.
  133. Методические рекомендации по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. М. 1988. — 16 с.
  134. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. -М. 1994. 77 с.
  135. Дж. С. Основы политической экономии (в 3-х томах). М.: Прогресс, 1980. Т. 1. — 495 с.
  136. Я. «Тоета»: методы эффективного управления: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989. — 288 с.
  137. Народное хозяйство СССР в 1965 г. Статистический ежегодник. -М.: Статистика, 1966. -910 с.
  138. Народное хозяйство СССР в 1985 г. Статистический ежегодник. -М.: Финансы и статистика, 1986. -655 с.
  139. Народное хозяйство СССР в 1990 г. Статистический ежегодник. -М.: Финансы и статистика, 1991.-751 с.
  140. Народнохозяйственная эффективность: показатели, методы оценки. М.: Экономика, 1984. — 248 с.
  141. Ю.И., Коровин Б. В. Актуальные вопросы углубления специализации в судоремонтной промышленности Дальнего Востока // Вопросы экономики Дальнего Востока. Владивосток, 1974. С. 12−24.
  142. Необычные модернизационные работы. Зарубежная информация // Судостроение. № 6. 1979.
  143. В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М.: Наука. 1972. — 434 с.
  144. Нормы амортизационных отчислений по основным фондам народного хозяйства СССР и Положение о порядке планирования, начисления и использования амортизационных начислений в народном хозяйстве. М.: Экономика, 1974. — 144 с.
  145. А.И. Вопросы эффективности и интенсификации общественного производства. М.: Наука, 1986. — 304 с.
  146. М. К вопросу о методологии исчисления производительности труда. // Трикотажная пробышленность.1933. № 4. С. 5 7.
  147. Обновление основного капитала в США. М.: Прогресс, 1977.-344 с.
  148. Г. П. Интенсификация воспроизводства основных фондов. JL: Лениздат, 1976. — 168 с.
  149. Определение экономической эффективности создания и использования новой техники, изобретений и рационализаторских предложений в судостроительной промышленности. Методика. М.: ЦНИИТС, 1979. — 63 с.
  150. В.А. Эффективность производства. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1997.- 172 с.
  151. В.А. Эффективность производства и капитальных вложений. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1998. — 112 с.
  152. Основы организации ремонта морских судов. М: Транспорт, 1968.-215 с.
  153. Д.М. Парк производственного оборудования. Проблемы воспроизводства, структуры и эффективности. М.: Наука. 1970. — 334 с.
  154. Д.М. Планирование потребности в оборудовании. М.: Экономика, 1972. — 223 с.
  155. Д.М. Планирование технического перевооружения производства. М.: Экономика, 1982. — 232 с.
  156. P.M. Методика экономической оценки износа и сроков службы машин. М.: Экономика, 1965. 167 с.
  157. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ. -М.: «Экономика», «Дело», 1992. 510 с.
  158. Т. Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986. — 423 с.
  159. Планкетт JL, Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1984. — 168 с.
  160. Я.Д., Львов Д. С. Экономическая эффективность новой техники. Львов: Издательство при Львовском гос. Университете, Вища школа, 1986. — 143 с.
  161. Полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Сборник документов. М.: Правда, 1988. — 368 с.
  162. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97. // Бухгалтерский учет. № 3, 1998. С. 3−11.
  163. Потребительная стоимость продуктов труда при социализме. Материалы научной сессии. М.: Экономика, 1978. — 248 с.
  164. Г. Д. Стандартизация в судостроении. Л.: Судостроение, 1965.- 180 с.
  165. М.М. Изыскания и проектирование железных дорог. М.: Трансжелдорожиздат, 1934. — 330 с.
  166. Р.Л., Плакунов М. К. Экономические догмы и управленческая реальность. М.: Экономика, 1991. — 207 с.
  167. Я. Проблема исчисления эффективности капитальных вложений в советской промышленности // Пути индустриализации. № 20. 1929. С. 9−26.
  168. А.И., Лукасевич И. Я. Оценка экономической деятельности предпринимательства: Опыт зарубежных корпораций. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с.
  169. Г. Ф. К вопросу об эффективности вложений в промышленность // Проблемы экономики. № 6. 1930. С. 20−35.
  170. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. Пер. с англ. Пер. и доп. М.: АОЗТ «Интерэксперт», 1995. — 343 с.
  171. В.Н. Планирование эффективности и интенсификации производства в машиностроении. Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1989. — 128 с.
  172. В.П. Как рассчитать цену на научно техническую продукцию. М.: Финансы и статистика, 1993. — 80 с.
  173. Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й. Х. Управление по результатам. Пер с финского. М.: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993. — 319 с.
  174. Н.С., Бабук И. М. Экономика замены машин и оборудования. М.: Машиностроение, 1974. — 207 с.
  175. А.И. Основы старения машин. М.: Машиностроение, 1971.-408 с.
  176. Системный анализ и структуры управления. -М: Знание, 1975.-304 с.
  177. Е.К. Экономика и машина.-М: Экономика, 1970.-391 с.
  178. Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги I III). — М.: Наука, 1992. — 572 с.
  179. М. К вопросу об учете эффективности капитальных вложений // Проблемы экономики. № 2. 1930. С. 10−24.
  180. И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. М.: Госкомиздат, 1952. — 95 с.
  181. М. Управление производством. М.: Прогресс, 1968. — 398 с.
  182. Статистика эффективности производства и производительности труда. М.: Наука, 1985. — 357 с.
  183. Н., Симеонова К. и др. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика. Пер. с болгарского. -М.: Прогресс, 1975.- 198 с.
  184. П.А. Информация в век электроники. М.: Экономика, 1987. — 240 с.
  185. С.Г. К проблеме эффективности капитальных затрат // Плановое хозяйство. № 7. 1929. С. 59−74.
  186. С.Г. Физический и «моральный» износ средств труда. Избранные произведения в пяти томах. М.: Наука, 1964. Т. 4. С. 269−282.
  187. Ю.В. Развитие объединений в промышленности. М.: Наука, 1977. — 229 с.
  188. США: Проблемы экономики и организации машиностроения. М.: Наука, 1985.-261 с.
  189. Н.П. Экономика рыбной промышленности. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. — 383 с.
  190. Г. А., Ломовацкий Г. И. Прогрессивные методы организации ремонта судов флота рыбной промышленности. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. — 184 с.
  191. Ф.У. Принципы научного менеджмента. Пер. с англ. М.: Контроллинг, 1991. — 104 с.
  192. Технико-экономическое обоснование дипломных проектов. Под. Ред. Беклешова. М.: Высшая школа, 1991. — 176 с.
  193. Типовая методика определения экономической эффективности гражданских судов. М.: ЦНИИ Румб, 1979. — 43 с.
  194. Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений. М: Экономика, 1981.
  195. Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений. М.: Экономика, 1969. — 15 с.
  196. Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений и новой техники в народном хозяйстве СССР. М.: Госпланиздат, 1960. — 22 с.
  197. Г. Г. Рациональные сроки службы автомобилей. М.: Авто-трансиздат, 1962. — 79 с.
  198. А.С. Теоретические основы и методы определения эффективности производства. М. 1974.
  199. И. Экономические показатели эффективности капитального строительства // Система и организация. № 5. 1925. С. 28−30.
  200. Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. 5-е издание. Петроград: Издание Юридического склада «Право», 1918.
  201. Г. А. О задачах и методах учета эффективности капитальных затрат в промышленности // Хозяйство Украины. № 2.1927. С. 128−136.
  202. JI.C., Новиков О. А. Амортизация основных фондов морского транспорта. М.: Транспорт, 1963. — 215 с.
  203. Ф.У. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. А. И. Зак. М.: Журнал «Контроллинг», 1991. — 104 с.
  204. Управление машиностроительным предприятием. М.: Машиностроение, 1979. — 325 с.
  205. Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. ред. и предисл. Я. А. Лейманна. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 320 с.
  206. Управленческие нововведения в США. (Под ред. Ю.Л. Ушакова). -М.: Наука, 1986. 246 с.
  207. Н.П., Львов Д. С., Петраков Н. Я., Шаталин С. С. Экономическая эффективность хозяйственных мероприятий // Экономика и математические методы. 1983 т. XIX вып. 6. С. 1069 1080.
  208. П.Р. Новые нормы амортизации. М.: Экономиздат, 1963.-239 с.
  209. П. К вопросу об учете эффективности работы промышленности // Хозяйство Украины. № 8 9. 1928. С. 47−62.
  210. Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989. — 206 с.
  211. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — 272 с.
  212. .Н. Некоторые вопросы капитальных ремонтов морских судов // Планирование и финансирование капитального ремонта. М.: Госфин-издат, 1958.
  213. Дж.Х. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990. — 272 с.
  214. М., Джонс Б., Дойл Л. Внутрифирменные коммуникации: американский опыт 80-х годов // Вопросы экономики. 1990. № 12. С. 109−127.
  215. Т.С. М.: Наука. 1977. — 100 с.
  216. Т.С. Развитие теории эффективности капитальных вложений. // Вопросы экономики. № 11. 1977. С. 69−80.
  217. Дж. Нелинейное и динамическое программирование. Пер. с англ. Ю. И. Волкова, А. Б. Горстко и др. М.: Мир, 1967. — 506 с.
  218. В. Как делать бизнес в Европе. М.: «За экономическую грамотность», 1991. — 253 с.
  219. Н. Роберт, Барнес Б.Сет. Планирование инвестиций. Пер. с англ. М: Дело Лтд. 1994. — 118 с.
  220. Р.Н. Основы финансового менеджмента. Пер. с англ. Под. ред. Липсица И. В. М.: Дело, 1993.- 128 с.
  221. Я. Планирование и контроль капиталовложений: Сокр. пер. со швед, и англ. М.: Экономика. 1987. — 191 с.
  222. В.Н. Руководителю о принятии решений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 272 с.
  223. В.А. Методологические основы исследования закона экономии времени при социализме. Воронеж. Издательство Воронежского ун-та, 1984. — 182 с.
  224. Д.И. Экономическая эффективность капитальных вложений и основных фондов железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1967. — 184 с.
  225. А.И. Экономика ремонта машин и оборудования. М.: Экономика, 1971. — 151 с.
  226. В.О. Эффективность производства и оптимальность планирования. М.: Экономика, 1973. — 191 с.
  227. Ю.И. Анализ и синтез систем в экономике. М. 1984.
  228. Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. -М.: «Дело», «BusinessPe4b», 1992. 320 с.
  229. Л.М., Майданчик Б. Н. Экономический анализ работы машиностроительных объединений. М.: Машиностроение, 1979.
  230. Г. Л. Внешнеэкономическое сотрудничество СССР в условиях перестройки: механизм, прогнозирование, эффективность. Под. ред. С. С. Шаталина. М.: Экономика, 1990. — 240 с.
  231. Н. О пределах реконструкции // Пути индустриализации. № 9. 1929. С. 17−27.
  232. Е.О. К вопросу о методах учета производительности труда -в кн. О методах учета производительности труда и эффективности рационализации. Харьков: Издание укргосплана, 1929. — 77 с.
  233. Р. Японские методы управления производством: (девять простых уроков): Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1988. — 251 с.
  234. Экономика и организация ремонта оборудования в США. М.: Прогресс, 1969.-326 с.
  235. Экономика и организация ремонта судов рыбопромыслового флота. М.: Пищевая промышленность, 1976. — 360 с.
  236. Экономика машиностроения: Учебник для студентов машиностроительных специальностей Вузов. JL: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1985. — 392 с.
  237. Экономика социалистической промышленности: Учебник для экономических специальностей вузов. М.: Высшая школа, 1980. — 495 с.
  238. Экономическая стратегия фирмы. Под ред. А. П. Градова. М.: Дело. — 250 с.
  239. Экономическое обоснование проектов машиностроительных заводов. М.: Машиностроение, 1973. — 527 с.
  240. Экономия времени и эффективность социалистического производства. М.: Экономика, 1986. — 239 с.
  241. Г. Двенадцать принципов производительности. Пер с англ. -М.: Экономика, 1989.
  242. Эффективность капитальных вложений: Сборник утвержденных методик. М.: Экономика, 1983. — 128 с.
  243. JI. Основной вопрос плановой методологии. Вестник финансов. № 10. 1928. С. 26−40.
  244. Analyzing financial statements 3-rd ed. / Michael D. Bloom. et al. American Bankers Association. 1988. — 361 p.
  245. Baily M.N. Macroeconomics, financial markets, and the international sector / Martin Neil Baily, Philip Friedman.- RICHARD IRVIN, INC, 1989.-798p.
  246. Byars L. L. Human resource management. 3-rd. Ed. RICHARD IRVIN, INC, 1991.-545 p.
  247. Chase, Richard B. Production and operations managment: a life cycle approach / Richard B. Chase, Nicolas Y. Aquilano 5-th ed. RICHARD IRVIN, INC, 1989.
  248. Chinloy P. Labour Productivity.- ABI Books, Cambrig, 1981.
  249. Dean J. Capital Budgeting. Columbia University Press. N.Y. 1951.
  250. Donovan R.J., Norwood J.L. Productivity and the economy: chartbook. U.S. GRO Wash. 1981.
  251. Foundations of Personel Human resours management. Forth edition. RICHARD IRVIN, INC, 1989.
  252. Grant E. Principles of Engineering Economy. Ronald Press C°. N.Y. 1950.
  253. Hyman N.Devid. Economics.- RICHARD IRVIN, INC,. 1989
  254. Jones Ch. P. Introduction to financial management. / Charles P. Jones. RICHARD IRVIN, INC, 1992.
  255. Kendrick Y. Impoving company productivity. Baltimore, The Johns Hopkins University Press. 1984.
  256. Larson K.D. Fundamental Accouting Principles / Kermit D. Larson -12-th ed.- RICHARD IRVIN, INC, 1990. 1278 p.
  257. McMahon Robert J. Bank marketing handbook. Boston, Bankers Publishing company. -1986. 339 p.
  258. Salvator Dominick. Microeconomics. Harper Collins Bublishers. 1991.
  259. Salzman S.A. Mathematics for business / Stanley A. Salzman, Charles D. Miller, Lous F. Hoelzle 4-th ed. Harper Collins Bublishers. 1987.
  260. Stefenson William Y. Production / operation management. / William Y. Stefenson 3-rd ed. 1990.
  261. Sumanth D.J. Productivity engineering and management McGrow Hill Book Company N.Y. 1986.
  262. Swift Ernest W. Corporate Finance and Comercial Banking. Georgia State University. Atlanta. Georgia. USA. 1994. 315 p,
  263. Terborgh G. Dinamic Equipment Policy. McGrow-НШ Book Co. N.Y. 1949.
  264. Turban Efraim. Fundamentals of management science / Efraim Turban, Jack R. Meredith 5-th ed.- RICHARD IRVIN, INC, 1991.
  265. Wast in Industry, McGraw Hill Book Company Inc. New York, 1921.
  266. Woodgate Ralph W. Managing the manufacturing process: pattern for exellence / Ralph Woodgate. New York., John Wiley & Sons, Inc., 1991. 240 p.
Заполнить форму текущей работой