Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информационная система поддержки деятельности аспиранта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время среди множества важнейших проблем социально-экономического развития страны одной из наиболее острых представляется проблема развития науки и образования. Не подлежит сомнению, что поддержание науки на высоком уровне является необходимым условием для будущего благополучия страны в целом. Однако эффективная работа только имеющихся на данный момент научных кадров не может… Читать ещё >

Содержание

  • Принятые сокращения
  • Глава 1. Анализ проблемы исследований
    • 1. 1. Актуальность создания информационной системы поддержки деятельности аспиранта
    • 1. 2. Анализ существующих подходов к созданию систем поддержки принятия решений
    • 1. 3. Цель и задачи исследования
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Концепция информационной системы поддержки деятельности аспиранта
    • 2. 1. Системные принципы управления процессом обучения в аспирантуре
    • 2. 2. Системная модель процесса обучения в аспирантуре с участием информационной системы поддержки деятельности аспиранта
    • 2. 3. Общая структура информационной системы поддержки деятельности аспиранта
    • 2. 4. Функциональная модель контроля и планирования работы аспиранта над диссертацией

    2.5 Функциональная модель психодиагностики с целью учета психологических факторов в процессе обучения в аспирантуре 5 8 2.6. Функциональная модель поддержки принятия решения в проблемных ситуациях, возникающих в процессе обучения в аспирантуре

    2.7 Функциональная модель прогнозирования результатов обучения в аспирантуре 87 2.8. Информационная модель системы поддержки деятельности аспиранта

    Выводы главе

    Глава 3. Разработка алгоритмов функционирования информационной системы поддержки деятельности аспиранта

    3.1 Обобщенный алгоритм функционирования информационной системы поддержки деятельности аспиранта в целом

    3.2 Алгоритм контроля и планирования работы аспиранта над диссертацией

    3.3 Алгоритмы осуществления психодиагностики

    3.4. Алгоритм поддержки принятия решения при возникновении проблемной ситуации

    3.5.Алгоритм прогнозирования результатов обучения в аспирантуре 129

    Выводы по главе

    Глава 4. Разработка информационной системы поддержки деятельности аспиранта и экспертная оценка ее возможностей

    4.1 .Разработка программного обеспечения информационной системы поддержки деятельности аспиранта

    4.2.Использование современных информационных технологий при разработке информационной системы поддержки деятельности аспиранта

    4.3.Метод оценки возможностей информационной системы поддержки деятельности аспиранта 150 4.4.Экспертные оценки возможностей разработанной информационной системы поддержки деятельности аспиранта

    4.5.Перспективы развития и модернизации информационной системы поддержки деятельности аспиранта

    Выводы по главе

Информационная система поддержки деятельности аспиранта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

В настоящее время среди множества важнейших проблем социально-экономического развития страны одной из наиболее острых представляется проблема развития науки и образования. Не подлежит сомнению, что поддержание науки на высоком уровне является необходимым условием для будущего благополучия страны в целом. Однако эффективная работа только имеющихся на данный момент научных кадров не может обеспечить выход науки из критического положения, в котором она находится в данный момент. Кроме того, необходимо обеспечить не только настоящее, но и будущее науки. А будущее науки — в молодом поколении ученых, которое придет на смену нынешнему.

Как известно, для того, чтобы в будущем иметь перспективное поколение молодых ученых, необходимо это поколение подготовить соответствующим образом. То есть процесс подготовки научных кадров через аспирантуру, обеспечивающий постоянный приток в эту область нового научного потенциала и, соответственно, новых, прогрессивных идей и гипотез, оказывает на состояние науки в целом огромное влияние. Следовательно, для достижения позитивного сдвига в положении науки, следует обратить внимание в первую очередь именно на существующую систему аспирантуры. В связи с этим встает вопрос о пути повышения эффективности сложившейся системы обучения в аспирантуре.

В последнее время наметилась тенденция информатизации всех областей деятельности человека и общества в целом. Однако системы подготовки научных кадров через аспирантуру это практически не коснулось. Безусловно, одной лишь информационной поддержки обучения для реального повышения его эффективности недостаточно. Необходимо ввести современные информационные технологии в этот процесс, прежде всего, с целью частичного управления им.

Решение данной задачи и создание информационной системы поддержки деятельности аспиранта в данный момент чрезвычайно актуально. Ведь реализовав, наряду с информационной поддержкой работы над диссертацией, поддержку принятия решения в сложных ситуациях, характерных для аспирантуры, а также функцию контроля деятельности каждого аспиранта в отдельности и добившись таким образом большей продуктивности исследований каждого, можно получить более высокую результативность обучения в аспирантуре в целом. И это немаловажно. Ведь при настоящих темпах всемирного научно-технического прогресса потребность общества в новых научных исследованиях и разработках неуклонно возрастает.

Сложность решения этой проблемы, обусловливается в первую очередь слабой структуризацией процесса научного творчества, а именно этот процесс является основным при работе молодых ученых над диссертацией. Соответственно, и методы управления им трудно формализуемы, и, более того, некоторые составляющие этого процесса практически не поддаются даже частичной автоматизации. Таким образом, разработка информационной системы поддержки деятельности аспиранта является актуальной проблемой также в области информационных технологий.

Цель работы и задачи исследования.

Целью работы является разработка информационной системы поддержки деятельности аспиранта (ИСА), реализующей функции контроля и планирования работы аспиранта над диссертацией, информационную поддержку его научной деятельности, а также поддержку принятия решения в случае возникновения проблемных ситуаций (ПС).

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать концепцию информационной системы поддержки деятельности аспиранта.

2. Разработать структуру информационной системы и функциональные модели основных подсистем, реализующих процессы поддержки деятельности аспиранта, в основу которых положены системные законы и принципы.

3. Разработать алгоритмы:

— контроля и планирования работы аспиранта над диссертацией,.

— осуществления психодиагностики с целью учета в процессе обучения индивидуальных психологических характеристик,.

— поддержки принятия решения в случае возникновения проблемных ситуаций,.

— прогнозирования результатов обучения в аспирантуре.

4. Разработать программное обеспечение (ПО) информационной системы поддержки деятельности аспиранта.

5. Провести исследование возможностей информационной системы поддержки деятельности аспиранта и дать им экспертную оценку.

Методы исследования.

При решении поставленных в диссертационной работе задач использованы методы системного анализа, теории искусственного интеллекта, формирования структур информационно-управляющих систем, проектирования экспертных систем, а также метод экспертных оценок.

Научная новизна результатов.

1. Научная новизна концепции информационной системы поддержки деятельности аспиранта заключается, во-первых, в декомпозиции процесса деятельности аспиранта на множество самостоятельных этапов с последующей их системной интеграцией, во-вторых, в системном объединении организационно-управляющих, функциональных, информационных и психофизиологических процессов как составляющих элементов процесса обучения.

2. Научная новизна сетевой структуры, реализующей данную концепцию, заключается в системной интеграции следующих функциональных блоков: ЭС контроля и планирования работы над диссертацией, ЭС поддержки принятия решения в проблемной ситуации, модуля реализации индивидуального подхода, а также модуля прогнозирования результатов обучения, обеспечивающих при совместном функционировании эффективную поддержку процесса обучения. Данные функциональные модели адекватно отражают основные функции, связанные с деятельностью аспиранта, в том числе и функции, поддерживающие эту деятельность.

3. Научная новизна разработанных алгоритмов заключается в следующем:

— Алгоритм контроля и планирования работы над диссертацией позволяет не только производить оценку деятельности аспиранта, но и оперативно корректировать план его работы на основе анализа текущих отклонений реальных оценок выполненного объема работы от плановых.

— Алгоритмы осуществления психодиагностики позволяют производить диагностику устойчивых личностных характеристик и текущего психофизиологического состояния аспиранта в процессе обучения с целью учета их влияния на эффективность его деятельности.

— Алгоритм поддержки принятия решения при возникновении проблемной ситуации позволяет формировать решение, основанное не только на системном анализе сложившейся ситуации, но и на анализе эмоционального восприятия аспирантом этой ситуации.

— Алгоритм прогнозирования позволяет учитывать при формировании прогноза не только выполненный объем работы, но и действующие на данный момент внешние и внутренние факторы, а также имеющуюся информацию о степени активности аспиранта на предыдущих этапах обучения.

Практическая ценность результатов.

Практическую ценность представляют:

1. Программное обеспечение, реализующее предложенные алгоритмы поддержки деятельности аспиранта в процессе обучения.

2. Результаты анализа эффективности предложенной системы и возможностей ее использования при подготовке научных кадров.

Основания для выполнения работы.

Диссертационная работа выполнена в период 1999;2002 гг. в межвузовской научно-исследовательской лаборатории «Управление в технических системах» кафедры технической кибернетики УГАТУ в рамках исследований по теме «Информационная система поддержки деятельности аспиранта» .

На защиту выносятся:

1. Концепция создания информационной системы поддержки деятельности аспиранта.

2. Структурная схема информационной системы поддержки деятельности аспиранта и функциональные модели подсистем:

— контроля и планирования работы аспиранта над диссертацией,.

— психодиагностики аспиранта,.

— поддержки принятия решения в случае возникновения проблемных ситуаций,.

— прогнозирования результатов обучения в аспирантуре.

3. Алгоритмы:

— контроля и планирования работы аспиранта над диссертацией, основанный на анализе отклонений реально выполненного объема работы от планового.

— диагностики устойчивых личностных характеристик аспиранта и научного руководителя и определения параметров текущего ПФС аспиранта.

— поддержки принятия решения в случае возникновения ПС, позволяющий учитывать эмоциональное восприятие, связанное с ее разрешением.

— прогнозирования результатов обучения в аспирантуре с использованием данных об успеваемости, а также об имеющихся на данный момент внешних и внутренних воздействиях и их весовых коэффициентов.

4. Программное обеспечение информационной системы поддержки деятельности аспиранта.

5. Результаты экспертных оценок возможностей разработанной информационной системы поддержки деятельности аспиранта.

Апробация работы и публикации.

Основные научные результаты и результаты, полученные в диссертационной работе, докладывались на следующих научно-технических конференциях:

— Международная научно-техническая конференция «Computer Science and Information Technologies (CSIT'2000)», Уфа, 2000.

— Международная научная конференция «Моделирование, вычисления, проектирование в условиях неопределенности- 2000», — Уфа, 2000.

— Межрегиональный научно-педагогический симпозиум «Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи на современном этапе» — Красноярск, 2000.

— Международная научная конференция «Современные технологии обучения» — С-Петербург, 2000.

— Республиканская научно-методическая конференция «Образовательные технологии и проблемы совершенствования педагогического мастерства» — Уфа, 2001.

— Международная молодежная научно-техническая конференция «Интеллектуальные системы управления и обработки информации» — Уфа, 2001.

— Международная научная конференция «Современные технологии обучения» — С-Петербург, 2002.

Результаты диссертационной работы непосредственно отражены в 12 публикациях, в том числе в виде четырех научных статей в двух всероссийских и одном международном научном изданиях и свидетельства о регистрации программы для ЭВМ.

Автор выражает глубокую благодарность доценту Герасимовой И. Б. и аспиранту Курбанову P.M. за высококвалифицированные консультации в области психологии и социологии, а также в области практической реализации информационных систем.

Структура работы.

Диссертационная работа изложена на 220 страницах и включает в себя введение, четыре главы основного материала, заключение, библиографический список и приложения. Библиографический список включает 106 наименований.

Выводы по главе 4.

1. Показано, что среда разработки приложений JBuilder удовлетворяет необходимым требованиям при создании ПО ИСА и реализации разработанных алгоритмов ее функционирования. Разработано программное обеспечение информационной системы поддержки деятельности аспиранта, реализующее функции автоматизированного контроля и планирования работы аспиранта над диссертациейдиагностики проблемной ситуации и поддержки принятия решения относительно методов ее преодоленияпрогнозирования результатов обучения в аспирантуреа также индивидуального подхода к каждому пользователю и информационной поддержки аспиранта на протяжении всего срока обучения в соответствии с заложенными алгоритмами и предъявляемыми требованиями к результатам процесса функционирования системы.

2. Проведен анализ современных информационных технологий, нашедших свое применение при разработке ИСА. Показана целесообразность использования технологии компонентного проектирования систем, обеспечивающей гибкость в выборе средств разработки компонент системы, функциональную полноту и возможность оперативно вносить изменения в существующую информационную системутехнологии поддержки многопоточности с целью обеспечения возможности одновременного взаимодействия ИСА с несколькими пользователямитехнологий защиты от несанкционированного доступа к пользовательским ресурсам на уровне JVM (Java Virtual Machine-виртуальная машина Java) и на уровне используемого языка Java с целью защиты пользователя от потенциальной опасности.

3. Показана целесообразность использования метода экспертных оценок при оценке возможностей разработанной информационной системы. Проведено исследование возможностей информационной системы поддержки деятельности аспиранта путем анкетирования ведущих специалистов Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета в области подготовки научных кадров, имеющих большой опыт работы с аспирантами и докторантами. Результаты проведенного исследования свидетельствую о полезности ее использования как для аспиранта, так и для научного руководителя.

4. Выявлены основные направления развития и модернизации разработанной информационной системы поддержки аспиранта. Такими направлениями представляются расширение области научной специализации ИСА, ее дальнейшая индивидуализация, а также, создание единой иерархической городской, республиканской и т. д. системы поддержки процесса ПНК на базе разработанной информационной системы поддержки деятельности аспиранта путем интеграции систем более низкого уровня для обеспечения централизованного контроля и управления подготовкой научных кадров в регионе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе решены задачи разработки концепции создания информационной системы поддержки деятельности аспиранта, ее структуры, функциональных схем реализуемых системой процессов, а также алгоритмов и программного обеспечения.

В работе были рассмотрены вопросы создания ИСА, связанные с разработкой функциональных моделей поддержки деятельности аспиранта в процессе обученияалгоритмов:

— контроля и планирования работы аспиранта над диссертацией;

— осуществления психодиагностики с использованием тестов на устойчивые личностные характеристики и на текущее психофизиологическое состояние;

— диагностики проблемной ситуации и поддержки принятия решения по ее преодолению;

— прогнозирования результатов обучения в аспирантуре, позволяющего определить время, необходимое для полного завершения работыа также особенности разработки программного обеспечения автоматизированной системы поддержки аспиранта.

В работе получены следующие основные результаты:

1. На основе системных законов и принципов разработана концепция информационной системы поддержки деятельности аспиранта, основанная на декомпозиции процесса деятельности аспиранта на множество самостоятельных этапов с последующей их системной интеграцией, а также на системном объединении организационно-управляющих, функциональных, информационных и психофизиологических процессов как составляющих элементов процесса обучения в аспирантуре.

2. На основе предложенной общенаучной концепции разработана структурная схема ИСА, являющаяся результатом системной интеграции следующих функциональных блоков: ЭС контроля и планирования работы над диссертацией, ЭС поддержки принятия решения при возникновении ПС, модуля реализации индивидуального подхода и модуля прогнозирования результатов обученияа также функциональные модели основных процессов поддержки деятельности аспиранта, адекватно отражающие основные функции, связанные с деятельностью аспиранта, в том числе функции, поддерживающие эту деятельность.

3. Разработан алгоритм контроля и планирования работы аспиранта над диссертацией, позволяющий не только производить оценку деятельности аспиранта, но и оперативно корректировать план его работы на основе анализа текущих отклонений реальных оценок выполненного объема работы от плановых.

Разработаны алгоритмы психодиагностики аспиранта, позволяющие производить диагностику устойчивых личностных характеристик и текущего психофизиологического состояния аспиранта в процессе обучения с целью учета их влияния на эффективность его деятельности.

Разработан алгоритм поддержки принятия решения при ПС, возникающих в процессе обучения в аспирантуре, позволяющий формировать решение, основанное не только на системном анализе сложившейся ситуации, но и на анализе эмоционального восприятия аспирантом этой ситуации.

Разработан алгоритм прогнозирования результатов обучения в аспирантуре, позволяющий учитывать при формировании прогноза не только выполненный объем работы, но и действующие на данный момент внешние внутренние факторы, каждому из которых соответствует определенный коэффициент, характеризующий его значимостьа также имеющуюся информацию о степени активности аспиранта на предыдущих этапах обучения.

4. На основе предложенной структурной схемы информационной системы поддержки деятельности аспиранта разработано программное обеспечение ИСА, в котором реализованы предложенные алгоритмы автоматизированной поддержки деятельности аспиранта в процессе обучения. Программное обеспечение ИСА официально зарегистрировано в государственном реестре программ для ЭВМ Российским агентством по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ).

5. Проведена экспертная оценка возможностей информационной системы поддержки деятельности аспиранта.

Результатом анализа экспертных оценок возможностей ИСА является вывод о том, что разработанная система-советчик осуществляет на высоком уровне следующие функции:

— поддержку организационной деятельности аспиранта;

— поддержку научно-исследовательской деятельности аспиранта на системном уровне;

— оценку полученных при работе над диссертацией результатов;

— предоставление рекомендаций относительно планирования деятельности, целесообразного в сложившихся условиях;

— оценку психофизиологического состояния аспиранта, а также поддержание его на позитивном уровне на протяжении всего периода обучения;

— прогнозирование результатов обучения в аспирантуре на основе результатов научной деятельности на предыдущих этапах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Модель продуктивной деятельности аспиранта // Интеллектуальные системы управления и обработки информации: Материалы междунар. молодежи, науч.-техн. конф. Уфа, 2001. С. 42−43.
  2. В.Г. Общество: системность, познание и управление.- М.: Политиздат, 1981.-432 с.
  3. В.Г., Аверин В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  4. А.А., Бурков В. Н., Джапаров Б. А., Кондратьев В. В. Согласованное управление активными производственными и организационными системами. М.: Наука, 1998. — 269 с.
  5. Базы знаний интеллектуальных систем / Т. А. Гаврилова, В. Ф. Хорошевский СПб: Питер, 2000. — 384 е.: ил.
  6. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973.79 с.
  7. И.К., Березовский А. С. Кадры современной высшей школы М. Высшее образование в России, 9,1998. — С.45 — 50.
  8. В.В., Круглов В. В., Харитонов Е. В. Основы построения нейронных сетей.- Смоленск: Изд-во Военного ун-та войсковой ПВО ВС РФ, 1999.-251 с.
  9. В.Б., Никитов Д. С. Структуризация функциональных характеристик программных средств в задачах поддержки принятия решений.- М.: Институт системного анализа РАН, 1999. 310 с.
  10. Ю.Бурков В. Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами/ Отв. ред. В.В.Кульба- Рос. АН, Ин-т пробл. управления. М.: Наука, 1994. — 269 с.
  11. П.Васильев В. И., Ильясов Б. Г. Интеллектуальные системы управления с использованием генетических алгоритмов: Учебное пособие. Уфа: УГАТУ, 1999.-105 с.
  12. В.Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика. М.: Машиностроение, 1990.-448 с.
  13. В.А. Интеграция знаний при исследовании сложных систем// Известия Академии наук. Теория и системы управления, № 5, 1998. С. 132 — 139.
  14. В. А. Управление открытыми системами на основе интеграции знаний // Автометрия, 1998. — № 3. — С.38 — 49.
  15. Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление. М.: Гардарика, 2001. — 160 с.
  16. Т.А., Червинская К. Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь, 1992. — 200 с.
  17. П.Герасимова И. Б., Алексеева А. Н. Автоматизированнаяинформационно-советующая система аспиранта // Моделирование, вычисления, проектирование в условиях неопределенности 2000: Тезисы докладов междунар. науч. конф. Уфа, 2000. — С. 373 — 374.
  18. И.Б., Алексеева А. Н. Интеллектуальный советчик на базе экспертных систем // Образовательные технологии и проблемы совершенствования педагогического мастерства: Тезисы докладов республикан. науч.-методич. конф. Уфа, БАГСУ, 2000. С .83 — 85.
  19. И.Б., Алексеева А. Н. Информатизация процесса подготовки научных кадров // Компьютерные науки и информационныетехнологии: Материалы междунар. науч. конф. Т. З. Янгантау, 2000. С. 20 -25.
  20. И.Б., Алексеева А. Н. Концепция построения экспертной системы поддержки аспиранта // Вопросы управления и проектирования в информационных и кибернетических системах: Межвузовский научный сборник. Уфа, 2002. С. 100 — 105.
  21. И.Б., Алексеева А. Н. Модель психодиагностики аспиранта // Интеллектуальные системы управления и обработки информации: Материалы междунар. молодежи, науч.-техн. конф. Уфа, 2001.-С. 48−49.
  22. И.Б., Алексеева А. Н. Принятие решения в процессе обучения // Интеллектуальные системы управления и обработки информации: Материалы междунар. молодежи, науч.-техн. конф. Уфа, 2001.-С. 122- 123.
  23. И.Б., Алексеева А. Н. Социально-психологические проблемы обучения аспиранта как личности // Современные технологии обучения: Тезисы докладов междунар. науч. конф. С-Петербург, 2000. С. 43−44.
  24. И.Б. Социальные и системные аспекты управления подготовкой научных кадров: Диссертация к-та техн. наук: 05.13.10, Уфа, 1999.-248 с.
  25. Ю.М. Системно-информационный анализ процессов управления. Новосибирск: Наука, 1988. — 324 с.
  26. В.М. Методология научного творчества. М.: РУДН, 2000. -122 с.
  27. Г. В. Учет свойств человека в моделях технологий, М., Наука / Интерпериодика, 2000. 327 с.
  28. С.Р. Программирование на Microsoft Visual Java++/ Пер. с англ.- М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd», 1997.-376 е.: ил.
  29. Дюк В. А. Компьютерная пиходиагностика, СПб, Братство, 1994. -363 с.
  30. Р.У. Целостный мир человека как ученого. Изд. Башкирск. Ун-та. — Уфа, 1998. — 119 с.
  31. .Г., Исмагилова Л. А., Валеева Р. Г. Моделирование производственно-рыночных систем.- Уфа: Изд. УГАТУ, 1995. 321 е.: ил.
  32. Интеллектуальный подход к разработке системы психолого-педагогической поддержки обучаемого: Препринт монографии/ Н. И. Юсупова, Л. Р. Черняховская, И. Б. Герасимова, С. В. Шорохова. Уфа: УНЦ РАН, 2001.-56 с.
  33. Интеллектуальные системы управления с использованием нейронных сетей: Учебное пособие / Васильев В. И., Ильясов Б. Г., Валеев С. С. и др. Уфа: УГАТУ, 1997. 92 с.
  34. Интеллектуальное управление производственными системами. Кусимов С. Т., Ильясов Б. Г., Исмагилова Л. А., Валеева Р.Г.- М.: Машиностроение, 2001. 327 с.
  35. Информационные системы для руководителей/ Под. ред. Перегудова Ф.И.- М.: Финансы и статистика, 1989. 176 с.
  36. Искуственный интеллект: В 3 кн. Справочник. / Под ред. Э. В. Попова. М.: Радио и связь, 1990. — 429 с.
  37. Кан Л., Логан Л. Мой узел Web.- Microsoft Press, 1999. 232 с.
  38. Ю.М. Информатизация управления: социальные аспекты. /АН УССР, Ин-т социологии./ Киев: Наук. Думка, 1991. — 154с.
  39. Н.Н. Групповые экспертные оценки. М.: Знание, 1975. — 64с.
  40. Компьютерные технологии обработки информации./ Под. ред. Назарова А.П.- М.: Финансы и статистика, 1995. 248 с.
  41. С.Н. Настольная книга Web-мастера: эффективное применение HTML, CSS и JavaScript.-M.: Издательский торговый дом «КноРус», 2000. 304 с.:ил.
  42. А.А. Некоторые актуальные проблемы науки управления.- Изв. РАН, Теория и системы управления, 6, 1996. С. 8 — 16.
  43. Н.А., Миронов А. Г., Фролов Г. Д. Автоматизированные информационные системы. М.: Наука, 1982. -384 с.
  44. В.М. Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России. // Высшее образование в России, 4,1996. с. 22 — 30.
  45. В.В., Борисов В. В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика. М.: Горячая линия — Телеком, 2001. — 382с.: ил.
  46. С.А. Профессиональная мобильность в науке. М.: «Мысль», 1983.-256 с.
  47. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени, 3-е изд. М.: «Ось-89″, 2000. — 226 с.
  48. Лайтко Г. К вопросу о понимании науки как системы познавательных деятельностей (пер. с нем.) Системные исследования. Ежегодник 1988. -М.Наука, 1988, С. 203 — 210.
  49. А.В., Ченцов С. В., Крохов С. И., Фельдман Л. А. Обучающиеся системы обработки информации и принятия решений.- Новосибирск: Наука: РАН, 1996.-296 с.
  50. И.И. К вопросу развития науки в условиях НТП.- М.: „Мысль“, 1975.-321 с.
  51. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1991.-568 с.
  52. Н.Г., Берштейн Л. С., Борденюк А. В. Модели для экспертных систем в САПР.- М.: Энергоатомиздат, 1991. 136 с.
  53. А.Г. Теоретические основы автоматизированного управления.- М.: Высш. Школа, 1994. 489 с.
  54. Р.В. Социальное управление: кадры и кадровая политика. -М.: Изд-во МГУ, 1986. 141с.
  55. Методы объектно- ориентированного программирования. http://www.nysm.nysed.gov/ press/preskull.html.
  56. Э.М. Системный подход в изучении науки Системные исследования. Ежегодник 1973. — М.: Наука, 1973. — с. 187 — 202.
  57. В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999. -251с.
  58. Морган М. Java 2. Руководство разработчика.: Пер. с англ.: Уч.посл.-Издательский дом „Вильяме“, 2000. 720 е.: ил, — Парал. тит. англ.
  59. Р.Т., Герасимова И. Б. Имитационная модель продуктивной деятельности аспиранта. // „Вопросы управления в информационных и кибернетических системах.“ Межвуз. научн. сб. Уфа, УГАТУ, 1997.-с.158−163.
  60. Р.Т., Герасимова И. Б. Модель процесса решения научной проблемы. //"Логико-математические методы в технике, экономике и социологии (МК-62−98)» Тезисы докладовмеждунар. научн. конференции Пенза, ПГТУ, 1998. — с.41 — 42.
  61. Р.Т., Герасимова И. Б. Системная модель процесса решения научной проблемы. // «Проблемы авиации и космонавтики и роль ученых в их решении.» Тезисы докладов на науч. конференции.- Уфа, УГАТУ, 1997.-с.75−76.
  62. Р.Т., Герасимова И. Б. Система принятия решения для управления процессом подготовки научно-педагогических кадров. // Математические методы и компьютеры в экономике. Материалы междунар. науч. конф. Пенза, ПГТУ, 1996. — с.62 — 63.
  63. Научные работы: Методика подготовки и оформления./ Сост. И.Н.Кузнецов- Мн.: Амалфея, 1998. 272 с.
  64. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта / Под. ред. Д. А. Поспелова. -М.: Наука, 1986.
  65. А.А., Проворова О. Н., Сенаторова Н. Р. О роли магистратуры и аспирантуры в подготовке научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. № 3. — 2001. — с. 35−46.
  66. A.M., Шнейдерман М. В. Организация экспертиз и анализ экспертной информации. М.:Наука, 1984. — 120 с.
  67. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. — 327 с.
  68. П.Н. Социальный фактор научно-технического прогресса.-Красноярск: Из-во Краснояр. Ун-та, 1988. 152с.
  69. Э.В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ -М.: Наука, 1997. 288 е.: ил.
  70. Э.В., Фоминых И. Б., Кисель Е. Б. и др. Статические и динамические экспертные системы: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1996. -217 с.
  71. И.В. Системный подход и общественные закономерности.- М.: СИНТЕГ, 2000. 528 с.
  72. А.И. Организации: системы и люди. М.: Политиздат, 1983.- 176с.
  73. Прикладные нечеткие системы/ Под. ред. Т. Тэрано, К. Асаи, М.Сугено. М: Мир, 1993.
  74. Программирование на Microsoft Visual Java++.- Microsoft Press, 1998.376 с. Проектирование информационно- управляющих систем реального времени, http://www.subscribe.ru/archive/science.inftechnology.
  75. Психологические тесты/ Под. ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. Т. 1. — 312 е.: ил.
  76. Психологические тесты для деловых людей. М.: «КСП», 1996, 400 е., ил. + цв. вкл.
  77. .А. Диссертация и ученая степень. М.: ИНФРА-М, 2000.-304 с.
  78. Э.П., Азгальдов Г. Г. Экспертные методы в оценке качества систем. М.: Экономика, 1974. — 151 с.
  79. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. -М.: Финансы и статистика, 1989. 206 е.: ил.
  80. Г. И. Методология научного исследования. М.: ЮНИТИ, 1999.-317 с.
  81. В.Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке. М.: ИНПРО РЕС, 1995.
  82. Н.С., Петровский А. В., Пошехонов Ю. В. Наука как социальный институт М.: Политиздат, 1982. — 326 с.
  83. Современные информационные технологии при проектировании интегрированных информационных систем, http://www, subscribe .ru/archive/ science.humanity.econometrika.
  84. К.Г., Пугачева Е. Ш. Открытость и самоорганизация в реформе высшей школы. // Вестник высшей школы, Alma mater, 5, 1998. -С.30−35.
  85. Социальные проблемы науки/ Под ред. Макарова В. Л. -Новосибирск: Наука, 1983.- 113с.
  86. Социальные и экономические проблемы повышения эффективности науки. / Под ред. Рябушкина Т. В. М.: Наука, 1985. — 220 с.
  87. Социологические проблемы науки. / Под ред. М. Келле. М.: Наука, 1974.-488 с.
  88. Социологические проблемы научной деятельности. /АН СССР. Ин-т истории, естествознания и техники: Отв. ред. В. Ж. Келле. -М.: Наука, 1978. 196 с.
  89. Статические и динамические экспертные системы: Учебное пособие/ Э. В. Попов, И. Б. Фоминых, Е. Б. Кисель, М. Д. Шапот.-М.: Финансы и статистика, 1996. 320 с.
  90. А.К. Вузовская наука вчера и сегодня.// Высшее образование в России, 2,1998. с. 67 — 68.181
  91. .Г., Пуусеп М. Э., Тавост P.P. Анализ и моделирование производственных систем. М.: Финансы и статистика, 1987. 264 с.
  92. Управление организацией: Учебник/ Под. ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 1999−669 с.
  93. В.М., Тихомиров В. П. Открытое образование -стратегия 21 века для России, М.: МЭСИ, 2000. 356 с.
  94. В.П. Социальная деятельность как система -Новосибирск. 1981 183 с.
  95. Д.И. Принятие решений в системах организационного управления: Использование расплывчатых категорий. М.: Энергоатомиздат, 1983. — 184 е.: ил.
  96. D.E.Goldberg. Genetic algorithms in search, optimization and machine learning. Adison Wesley, Reading, MA, 1989.
  97. RSI GmbH, http://www.rsi.gmbh.de.
  98. Microsoft Internet Information Server. Учебный курс.- Microsoft Press, 1998.-400 c.
  99. Szegheo O. Extended Enterprise- the Globeman 21 way //Proceedings of the Second International Workshop on Intelligent Manufacturing Systems. -Leuven, Belgium, 1999. P. 405 — 410.1. П.1
Заполнить форму текущей работой