Роль женщины в обществе XIX века
Сегодня, рассказывая о наиболее интересных, с нашей точки зрения, литературно-музыкальных салонах Москвы и Петербурга — а эти салоны возглавлялись женщинами — мы постараемся затронуть и судьбы этих замечательных женщин, которых мы можем по праву назвать «царицами муз в великосветских блистательных салонах Зинаиды Александровны Волконской, Александры Иосифовны Смирновой-Россет, Елизаветы… Читать ещё >
Роль женщины в обществе XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наряду с литературными обществами и кружками неотъемлемой частью русской культуры первой трети 19 века были салоны. От литературных обществ салон отличается подчеркнутой неофициальностью, от дружеского кружка — тем, что в нем совсем не обязательно собираются люди, связанные близостью взглядов, вкусов и пристрастий. Салон — явление светской жизни, своеобразная форма проведения досуга «сливками общества». Само его название происходит от французского «salon» — гостиная для приемов и вечеров в дворянском доме. Остроумная беседа, музицирование, чтение литературных новинок — обычное салонное времяпрепровождение.
Впрочем, преувеличивать значение салонов для развития русской литературы не стоит. В салонах можно было видеть немало литераторов. Но не потому, что хозяйки салонов как-то особенно высоко ценили литературное творчество. Просто лучшие писатели этой эпохи принадлежали к «хорошему обществу» и могли украсить любую беседу.
Надо отметить, что первая половина 19 века характеризуется возрастанием роли женщины в обществе, интенсивно идёт процесс эмансипации женщины.
Женщина стремится проявить себя в самых разнообразных сторонах общественной жизни, в том числе в литературе и разных видах искусства. Поэтому неудивительно, что самые блистательные литературно-музыкальные салоны возглавили именно женщины, где многие были не только хозяйками, но и проявляли себя как талантливые, умные, одарённые личности, чья незаурядность восхищала корифеев русской литературы.
Постоянными посетителями салонов Волконской, Смирновой, Хитрово, Карамзиной были и Жуковский, и Пушкин, и Вяземский, и Лермонтов, и Гоголь.
Сегодня, рассказывая о наиболее интересных, с нашей точки зрения, литературно-музыкальных салонах Москвы и Петербурга — а эти салоны возглавлялись женщинами — мы постараемся затронуть и судьбы этих замечательных женщин, которых мы можем по праву назвать «царицами муз в великосветских блистательных салонах Зинаиды Александровны Волконской, Александры Иосифовны Смирновой-Россет, Елизаветы Михайловны Хитрово, Екатерины Андреевны Карамзиной впервые на суд взыскательных слушателей выносили свои только то созданные творения А. С. Пушкин, Пётр Вяземский, М. Ю. Лермонтов, А. Мицкевич, Глинка и многие другие известные и только ещё делающие первые творческие шаги поэты, писатели, композиторы, чьими произведениями мы восхищаемся сегодня.
В первой половине 19 века и в Петербурге, и в Москве существовало несколько литературных салонов, где постоянно встречались друзья и единомышленники. Это был период оживления литературной и общественной жизни после Отечественной войны 1812 года, восстания декабристов, польского восстания и других событий.
В салоне могли быть выходцы из других классов, но они или услаждали своим искусством знатного хозяина и его гостей и с окончанием вечера их взаимоотношения прекращались, или занимали особое место, не сливаясь с другими посетителями салона, как это было, например, у князя В. Ф. Одоевского или у графа В. Сологуба.
В салоне собирались, в основном, для развлечения, для светской тренировки ума и чувств, для умственного спора.