Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Внутрифирменное планирование финансовой деятельности компании

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует ряд проблем в процессе внутрифирменного планирования, которые возникли в последнее время. Связано это с тем, что организация должна самостоятельно ориентироваться в условиях рынка, а у руководства иногда отсутствуют чёткие цели и понимание задач компании. Компания часто испытывает трудности в достоверной информации при определении потребности в текущих мощностях, ресурсах и т. д… Читать ещё >

Внутрифирменное планирование финансовой деятельности компании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»

КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине:

Финансовый менеджмент На тему:

«Внутрифирменное планирование финансовой деятельности компании»

Выполнила: студентка гр. ДЭФ-112б Абгарян В.Х.

Научный руководитель:

к.э.н., доцент кафедры Колмаков В.В.

МОСКВА, 2014 г.

Оглавление Введение Глава 1. Теоретический анализ основ внутрифирменного финансового планирования в компании

1.1 Финансовое планирование как важнейшая часть внутрифирменного планирования

1.2. Основные принципы финансового планирования

1.3 Процесс финансового планирования в компании Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия и системы внутрифирменного финансового планирования ОАО «Автоваз»

2.1 Характеристика предприятия, виды деятельности

2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Автоваз»

Глава 3. Направления совершенствования системы внутрифирменного финансового планирования в компании

3.1 Мероприятия по совершенствованию системы внутрифирменного финансового планирования в компании Заключение Список источников и литературы

Основные стороны финансово-хозяйственной деятельности компании охватывают внутрифирменное финансовое планирование. Также внутрифирменное планирование гарантирует нужный предварительный контроль за образованием и внедрение трудовых, денежных и материальных ресурсов, и формирует обстоятельства укрепления финансового состоянии компании.

В настоящее время система финансового планирования далека от идеала. Именно поэтому, сегодня это остаётся актуальной проблемой разработки взаимосвязанных форм, концепций и методов в рамках методологического подхода к финансовому планированию.

Финансовое планирование — это важнейшая часть внутрифирменного планирования. Потребность в нём с течением развития рынка возрастает. Верно организованное финансовое планирование помогает компании расти, составлять концепции новых услуг и товаров, завоёвывать новые позиции на рынке и выбирать рациональные способы их реализации.

Определение финансовой стратегии компании — это длительный процесс, который требует основательного подхода и определённой классификации.

Значение финансового планирования определено тем, что придаёт уже выработанным стратегическим целям форму конкретных финансовых показателей, устанавливает допустимые границы затрат, которые необходимы для исполнения планов, также даёт нужную информацию для корректировки и разработки стратегических целей предприятия и определяет стандарты для формирования финансовой информации.

Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических задач внутрифирменного финансового планирования на основе обобщения и изучения специальной литературы, анализа хозяйственной практики ОАО «Автоваз», и разработка практических предложений и назначений в данной области.

Задачи:

Изучить теоретические основы внутрифирменного финансового планировании в компании;

Провести анализ финансового состояния компании ОАО «Автоваз» и оценку системы внутрифирменного планирования в данной компании;

Разработать практические рекомендации по совершенствованию системы внутрифирменного планирования в исследуемой компании.

Объектом исследования моей курсовой работы является ОАО «Автоваз». Предметом является — система внутрифирменного финансового планирования в данной компании.

В первой главе содержатся методологические основы финансового планирования, дан понятийный аппарат, который применяется в дальнейшем исследовании. Также дано обоснование необходимости совершенствования системы внутрифирменного финансового планирования, определено место и роль финансовой стратегии в общей стратегии развития компании, методов разработки финансовой политики, задач и целей.

Вторая глава посвящена проведению анализа финансового состояния исследуемой компании и оценка существующей системы внутрифирменного финансового планирования в компании.

И в третьей главе содержатся практические разработки по совершенствованию систему внутрифирменного финансового планирования в компании и улучшению экономических показателей исследуемой компании.

В оценке состояния финансового планирования в российских компаниях сегодня заключается практическая значимость курсовой работы. Определение перспектив развития, которые повышают эффективность деятельности компаний.

Глава 1. Теоретический анализ основ внутрифирменного финансового планирования в компании

1.1 Финансовое планирование как важнейшая часть внутрифирменного планирования

Внутрифирменное планирование — важнейшая часть менеджмента. Планирование предполагает необходимость предвидения целей компании, результатов её деятельности, ресурсов, которые необходимы для достижения этих целей, и кроме того — это способность предвидеть любые неожиданности.

Внутрифирменное планирование — это наиболее общий подход к интеграции всех частей экономических предприятий, выработка единой корпоративной стратегии и механизм её реализации.

Существует ряд проблем в процессе внутрифирменного планирования, которые возникли в последнее время. Связано это с тем, что организация должна самостоятельно ориентироваться в условиях рынка, а у руководства иногда отсутствуют чёткие цели и понимание задач компании. Компания часто испытывает трудности в достоверной информации при определении потребности в текущих мощностях, ресурсах и т. д. Также, можно сказать и об отсутствии эффективных юридических норм, которые регулируют поведение хозяйствующих субъектов, высокая степень неопределённости на российском рынке.

Недостатки существующей системы внутрифирменного планирования связаны с тем, что службы планирования не учитывают объективные пределы планирования, составление большого количества документов, которые не пригодны для финансового анализа.

Это разрешает говорить о том, что при имеющейся системе внутрифирменного планирования нельзя подлинно выполнить анализ устойчивости к постоянно изменяющимся условиям деятельности.

Отсутствие внутрифирменного планирования приводит к колебаниям, неверным манёврам, несвоевременным изменениям ориентации. А обширное использование планирования, в свою очередь, делает возможной подготовку к применению будущих благоприятных условий, проясняет возникающие трудности, содействует более рациональному распределению ресурсов, а ещё увеличивает вероятность в обеспечении компании важной информацией и улучшает контроль и координацию действий в компании.

Планирование даёт возможность альтернативы развития компании в будущем.

Сущность и задачи финансового планирования определяются различными исследователями и разработчиками неоднозначно. Это и своеобразная форма деятельности субъекта по достижению пропорционального и сбалансированного развития хозяйства, и процесс по формированию и использованию финансовых ресурсов и т. д.

Финансовое планирование — понятие, которое охватывает планирование объёма реализации и прибыли, составление финансового плана, расчёт плановой структуры баланса и определение уровня платёжеспособности организации на планируемый период.

Финансовое планирование позволяет решить следующие задачи:

Определение объёма предполагаемых поступлений денежных ресурсов, исходя из намечаемого объёма производства;

определение возможностей реализации продукции с учётом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;

обоснование планируемых расходов на соответствующий период, начиная с расчёта объёма издержек производства, обязательных платежей в бюджет, отчислений во внебюджетные фонды, определение направления и размеров расходов за счёт прибыли;

установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды и т. д.;

обоснование на краткосрочные периоды равновесия в поступлении денежных средств и их расходования для обеспечения платёжеспособности предприятия, его устойчивого финансового положения, являющегося важнейшим фактором выживания и непрерывной деятельности.

Финансовая деятельность организации является объектом финансового планирования, которая предполагает формирование многочисленных фондов денежных средств, их использование и распределение для обеспечения непрерывности производства, его расширения, выполнения финансовых обязательств.

Необходимость финансового планирования обусловлена тем, что непрерывное функционирование компании невозможно без наличия определённых размеров финансовых ресурсов, которые расходуются на покупку сырья, материалов, уплату налогов и т. д.

При разработке финансового плана нужен этап определения методов, при помощи коих данный план может быть реализовано. Выбор метода находится в зависимости от задач и целей, которые стоят перед компанией. И в зависимости от этого финансовое планирование будет призвано решить такие проблемы как: обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами производственно-хозяйственной деятельности; увеличение прибыли за счёт снижения себестоимости, повышения рентабельности производства; определение финансовых взаимоотношений с бюджетами, банками, другими участниками данного бизнеса; обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов компании в конкретных условиях; контроль за финансовым состоянием и платёжеспособностью предприятия.

Данные задачи можно решить за счёт разработки и составления трёх финансовых планов. Такие как: прогнозирование финансовой деятельности, которое охватывает вопросы финансовой политики, как целой компании, так и по отдельным аспектам её деятельности. Данный этап является наиболее сложным из-за необходимости формирования долгосрочных целей и выбора эффективных путей достижения. Определение периода формирования является важным условием формирования финансовой стратегии.

Разработка текущего финансового плана — это важный этап финансового планирования. Данный план составляется по времени до 1 года. Этот этап приобретает особую роль для компании, т.к. разрешает анализировать отдельные аспекты финансовой деятельности. Именно этот этап определяет на ожидающий период все источники финансирования деятельности компании, формирует систему её доходов и расходов, предопределяет структуру активов и пассивов на конец планируемого периода, обеспечивает ликвидность и платёжеспособность действующего хозяйствующего субъекта.

Последним и заключительным этапом формирования системы финансового планирования является формирование оперативного финансового плана компании. Цель составления оперативного финансового плана это разработка системы бюджетов. Это способствует решению двух основных задач, т.к.: определение структуры и объёмов расходов и обеспечение их финансовыми ресурсами.

1.2 Основные принципы финансового планирования

финансовый планирование внутрифирменный компания

Принципы финансового планирования основываются на общих принципах теории планирования в сложных системах.

Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что невозможно планировать работу одной структурной единицы без взаимосвязи с другой. Различные изменения в планах одних структурных единиц должны отражаться в планах других подразделений. Отсюда следует, что одновременность и взаимосвязь — это основные черты координации планирования в компании:

— принцип участия значит, что любой специалист организации становится участником плановой деятельности автономно от должности и производимой функции;

— принцип непрерывности значит, что процесс планирования обязан реализовываться постоянно в рамках установленного цикла;

— принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования в целом способности изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасности» (ресурсы, производственных мощностей и т. д.);

— принцип точности предопределяет, что планы организации обязаны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности организации.

В развитие данных общих положений рационально выделить именно принципы непосредственно финансового планирования в компании:

— принцип платёжеспособности означает, что планирование денежных средств обеспечивать платёжеспособность компании в любое время года;

— принцип рентабельности капиталовложений заключается в том, что для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешёвые способы финансирования;

— использование и получение средств происходят в определенные установленные сроки, капитальные вложения с длительными сроками окупаемости разумно финансировать за счёт долгосрочных заёмных средств — это есть принцип финансового соотношения сроков;

— принцип сбалансированности рисков заключается в том, что более рисковые долгосрочные инвестиции рациональнее финансировать за счёт собственных средств;

— принцип предельной рентабельности заключается в целесообразности выбора таких капиталовложений, которые обеспечивают предельную рентабельность;

— для компании важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов — это принцип приспособления к потребностям рынка.

1.3 Процесс финансового планирования в компании

Для успешной организации финансового планирования в компании необходимо наличие четырёх обязательных компонентов, связанные между собой и составляют инфраструктуру процесса финансового планирования компании.

Во-первых, коммерческая организация обязана располагать соответствующим методологическим основанием разработки, контроля и анализа выполнения комплекса финансовых планов (стратегического, бизнес-плана, перспективного, текущего, оперативного), а работники финансово-экономических служб обязаны быть достаточно квалифицированными, чтоб уметь использовать эту методологию на практике.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, анализировать и контролировать их исполнение, необходима внутренняя информация о деятельности компании, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, и внешняя информация. Основой информационного компонента процесса финансового планирования является: учётная информация — информация бухгалтерского учёта; экономическая информация; информация фондового рынка; политическая информация; сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация.

В-третьих, процесс финансового планирования всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и системы управления, которые составляют организационный компонент процесса. Понятие организационный компонент включает в себя: совокупность структурных подразделений, ответственные за исполнение финансового бюджета; количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, анализ и контроль финансовых планов компании.

В-четвёртых, в процессе контроля и финансового планирования происходит регистрации и обработка больших массивов информации.

Основные этапы финансового планирования в компании:

Первый этап заключается в анализе финансовых показателей деятельности компании за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов — бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках, отчёта о движении денежных средств. Основное внимание уделяется показателям, таким как: объём реализации, размер полученной прибыли, затраты. Проведенный анализ даёт оценить финансовые результаты деятельности компании проблемы, стоящие перед ней.

Второй этап заключается в разработке финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности компании. На данном этапе составляются основные прогнозные документы, относящиеся к перспективным финансовым планам и включающие в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается в компании.

Третий этап основан на уточнение и конкретике основных показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

Четвёртый этап основан на состыковке показателей финансовых планов с коммерческими, инвестиционными, производственными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми компаний.

Пятый этап — осуществление оперативного финансового планирования путём разработки оперативных финансовых планов.

Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, финансовой и коммерческой деятельности компании, которое влияет на конечные финансовые результаты её деятельности в целом.

Анализ и контроль за выполнением финансовых планов является завершающим процессом финансового планирования. Этот этап состоит в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности компании, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

Финансовое планирование в компании включает в себя три основные подсистемы: текущее финансовое планирование; перспективное финансовое планирование; оперативное финансовое планирование.

Результатом текущего финансового планирования является разработка трёх основных документов: плана движения денежных средств; плана отчёта о прибылях и убытках; плана бухгалтерского баланса.

Перспективное планирование содержит разработку финансовой стратегии компании и прогнозирование её финансовой деятельности.

Система текущего планирования финансовой деятельности компании базируется на разработанной финансовой стратегии и финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности. Этот вид планирования основывается на разработке конкретных видов текущих финансовых планов, дающие возможность компании определить на предстоящий период все источники финансирования её развития, обеспечить её постоянную платёжеспособность, сформировать структуру её затрат и доходов, определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Главная цель построения данных документов является оценка финансового положения компании на конец планируемого периода.

Необходимость оперативного планирования заключается в контроле за поступлением фактической выручки на расчётный счёт и расходованием наличных финансовых ресурсов компании. Система оперативного планирования финансовой деятельности состоит в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности компании.

Оперативное финансовое планирование содержит исполнение и составление платёжного календаря, кассового плана и расчёт потребности в краткосрочном кредите.

Процесс составления платёжного календаря обусловлен решением следующих задач, т.к.: ежедневный учёт изменений в информационной базе; организация информационной базы о движении денежных потоков и оттоков; организация учёта временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов компании; анализ неплатежей и формирование конкретных мероприятий по их преодолению; расчёт временно свободных денежных средств компании; расчёт потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заёмных средств; анализ финансового рынка с позиции наиболее надёжного и выгодного размещения временно свободных денежных средств компании.

Каждой из данных подсистем присущи определённые формы разрабатываемых финансовых планов и чёткие границы периода, на который данные планы разрабатываются (см. табл. 1.3).

Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определённой последовательности. На начальном этапе планирования происходит прогнозирование основных направлений финансовой деятельности компании, которое осуществляется в процессе перспективного планирования. На данном этапе определяются параметры и задачи текущего финансового планирования. На стадии текущего финансового планирования происходит организация основ для разработки оперативных финансовых планов.

Таблица 1.3

Подсистема финансового планирования.

Подсистемы финансового планирования

Формы разрабатываемых планов

Период планирования

Перспективное (стратегическое) планирование

Прогноз отчета о прибылях и убытках, Прогноз движения денежных средств, Прогноз бухгалтерского баланса

3−5 лет

Текущее планирование

План доходов и расходов по операционной деятельности, план расходов внереализационной деятельности, план доходов и расходов по инвестиционной деятельности, план поступления и расходования денежных средств, балансовый план

1 год

Оперативное

планирование

Платежный календарь, кассовый план, БДДС (бюджет движения денежных средств)

декада, месяц,

квартал

Источник:

Обеспечить целенаправленность финансовой деятельности компании и повысить её эффективность позволяет использование рассмотренных методов и систем финансового планирования.

Т.о., внутрифирменное планирование является важнейшей частью менеджмента. Это предполагает необходимость предвидения целей компании, результатов её деятельности, ресурсов, которые необходимы для достижения целей. Кроме того — это способность предвидеть любые неожиданности. На основе планирования деятельность компании осуществляется организация запланированных работ, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия и системы внутрифирменного финансового планирования ОАО «Автоваз»

2.1 Характеристика предприятия, виды деятельности

ОАО «Автоваз» — российское автомобилестроительное предприятие, крупнейшие производитель легковых автомобилей в России и Восточное Европе. Контроль над компанией принадлежит альянсу Renault-Nissan. В состав автокомпонентных производств вошли механосборочное (в т.ч. подразделения по сборке двигателей, шасси и коробок передач), металлургическое, прессовое, энергетическое производство и производство пластмассовых изделий.

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

* производство автомобилей, запасных частей, продукции станкостроения, инструмента, в т. ч. режущего, товаров народного потребления и оказание услуг населению;

* проектная, научно-исследовательская, проведение технических, технико-экономических и иных экспертиз и консультаций;

* строительные, монтажные, пусконаладочные и отделочные работы;

* производство продукции производственно-технического назначения;

* торговая, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая;

* транспортирование грузов на всех видах транспорта;

* изготовление штампов и печатей;

* организация работы платных автостоянок, гаражей, станций технического обслуживания, бензои газозаправочных станций.

2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Автоваз»

От правильности и целесообразности вложения финансовых ресурсов в активы в большей степени зависит финансовая устойчивость. Активы динамичны по своей природе. В процессе функционирования компании величина и их структура непрерывно изменяются. С помощью горизонтального и вертикального анализа можно получить общее представление об изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений.

Горизонтальный анализ балансовых счетов основывается на данных бухгалтерского баланса (см. табл. 2.2.1).

Таблица 2.2.1

Горизонтальный анализ балансовых отчетов ОАО «Автоваз» (млн. руб).

Наименование показателя

на 31 декабря 2013

на 31 декабря 2012

Абсолютное отклонение

%

АКТИВ

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

12,5

Результаты исследований и разработок

65,51

Нематериальные поисковые активы

;

;

;

;

Материальные поисковые активы

;

;

;

;

Основные средства

9,09

Доходные вложения в материальные ценности

;

;

;

;

Финансовые вложения

25,34

Отложенные налоговые активы

34,34

Прочие внеоборотные активы

— 1448

— 8,83

Итого по разделу I

9,55

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

24,25

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

20,63

Дебиторская задолженность

— 3325

— 17,28

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

— 1310

— 95

Денежные средства и денежные эквиваленты

— 3773

— 55,76

Прочие оборотные активы

;

— 1

Итого по разделу II

— 3296

— 6,77

БАЛАНС

4,04

Горизонтальный анализ ОАО «АВТОВАЗ» показывает, что абсолютная сумма активов за 2013 год увеличилась на 5821 млн руб. или на 4,04%.

Отсюда можно сделать вывод, что организация ОАО «АВТОВАЗ» повысила свои активы.

Рассмотрев структуру активов можно увидеть, что увеличение произошло за счет внеоборотных активов. При этом оборотные активы снизились на 6,77% или на 3296 млн руб.

Снижение оборотных активов произошло за счет увеличения запасов на 4849 млн руб., увеличения НДС по приобретенным ценностям на 264 млн руб., уменьшения дебиторской задолженности на 3325 млн руб. или на 17,28%, уменьшение финансовых вложений на 1310 млн руб., уменьшение денежных средств и денежных эквивалентов на 3773 млн руб. или на 55,76%, уменьшение прочих оборотных активов на 1 млн руб.

Увеличение внеоборотных активов произошло за счет увеличения основных средств на 9,09% или на 5943 млн руб., увеличения финансовых вложений на 2124 млн руб. или на 25,34%, увеличения результатов исследований и разработок на 1413 млн руб. или на 65,51%, увеличения отложенных налоговых активов на 1084 млн руб. или на 34,34%, увеличения нематериальных активов на 1 млн руб. (12,5%) и уменьшения прочих внеоборотных активов на 1448 млн руб. (8,83%).

Из этого можно сделать вывод, что финансовое состояние предприятия ОАО «АВТОВАЗ» стабильно.

Далее проведем оценку источников образования средств организации.

Для этого используют данные горизонтального анализа пассивов баланса.

Таблица 2.2.2

Горизонтальный анализ балансовых отчетов ОАО «Автоваз» (млн. руб).

Наименование показателя

на 31 декабря 2013

на 31 декабря 2012

Абсолютное отклонение

%

ПАССИВ

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

Акции дополнительного выпуска

;

;

;

;

Собственные акции, выкупленные у акционеров

;

;

;

;

Переоценка внеоборотных активов

— 765

— 2,64

Добавочный капитал (без переоценки)

— 1

— 0,01

Резервный капитал

23,33

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

(29 726)

(23 485)

(6241)

(26,57)

Итого по разделу III

— 6899

— 0,21

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

1,9

Отложенные налоговые обязательства

;

;

;

;

Оценочные обязательства

— 54

— 6,32

Прочие обязательства

0,1

Итого по разделу IV

2,91

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

393,36

Кредиторская задолженность

— 6257

— 21,63

Доходы будущих периодов

673,08

Оценочные обязательства

0,42

Прочие обязательства

;

;

;

;

Итого по разделу V

29,76

БАЛАНС

4,04

Пассивы организации ОАО «АВТОВАЗ» увеличились на 5821 млн руб. (4,04%). Увеличение произошло за счет увеличения краткосрочных обязательств на 10 503 млн руб. (29,76%), увеличения долгосрочных обязательств на 2217 млн руб. (2,91%), уменьшения капиталов и резервов на 6899 млн руб. (0,21%).

Увеличение краткосрочных обязательств произошло за счет увеличения доходов будущих периодов на 175 млн руб. (673,08%), увеличения заемных средств на 15 577 млн руб. (393,36%), увеличения оценочных обязательств на 1008 млн руб. (0,42%) и уменьшения кредиторской задолженности на 6257 млн руб. (21,63%).

На увеличение долгосрочных обязательств повлияло увеличение заемных средств на 1221 млн руб. (1,9%), увеличение прочих обязательств на 1050 млн руб. (0,1%) и уменьшения оценочных обязательств на 54 млн руб. (6,32%).

На уменьшение капиталов и резервов повлияло уменьшение переоценки внеоборотных активов на 765 млн руб. (2,64%), уменьшение добавочного капитала (без переоценки) на 1 млн руб. (0,01%) и увеличения резервного капитала на 108 млн руб. (23,33%).

На основании результатов горизонтального анализа, можно сказать, что финансово-хозяйственная деятельность организации ОАО «АВТОВАЗ» способствовала увеличению краткосрочных обязательств.

Вертикальный анализ позволяет оценить структуру средств компании и их источников. При таком анализе все показатели каждого года представляются в относительных единицах как доли показателя, принятого за 1 (100%) (см. табл. 2.2.3).

Таблица 2.2.3

Вертикальный анализ балансовых отчетов ОАО «Автоваз» (млн. руб).

Наименование показателя

на 31 декабря 2013

на 31 декабря 2012

Изменение удельного веса в %

Стоимость млн. руб.

% от итога

Стоимость млн. руб.

% от итога

АКТИВ

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

0,01

0,01

Результаты исследований и разработок

2,38

1,5

0,88

Нематериальные поисковые активы

;

;

;

;

;

Материальные поисковые активы

;

;

;

;

;

Основные средства

47,55

45,35

2,2

Доходные вложения в материальные ценности

;

;

;

;

;

Финансовые вложения

7,01

5,82

1,19

Отложенные налоговые активы

2,83

2,19

0,64

Прочие внеоборотные активы

9,97

11,38

— 1,41

Итого по разделу I

69,75

66,24

3,51

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

16,57

13,88

2,69

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

1,03

0,89

0,14

Дебиторская задолженность

10,61

13,35

— 2,74

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

0,05

0,96

— 0,91

Денежные средства и денежные эквиваленты

4,7

— 2,7

Прочие оборотные активы

;

;

0,001

— 0,001

Итого по разделу II

30,25

33,76

— 3,51

БАЛАНС

В структуре активов баланса ОАО «АВТОВАЗ» большая часть принадлежит внеоборотным активам. На 31 декабря 2012 года величина внеоборотных активов составила 66,24% от их общей величины (100%). А на 31 декабря 2013 года величина внеоборотных активов составила 69,75% от их общей величины (100%). Видно, что величина увеличивается.

В структуре внеоборотных активов ОАО «АВТОВАЗ» преобладают основные средства. На 31 декабря 2012 года величина основных средств 45,35% от их общей величины (100%). А на 31 декабря 2013 года величина основных средств составила 47,55% от их общей величины (100%). Заметен рост основных средств.

Таким образом, внеоборотные активы организации ОАО «АВТОВАЗ» можно охарактеризовать большой частью основных средств и самой незначительной частью нематериальных активов.

Доля оборотных активов ОАО «АВТОВАЗ» по состоянию на 31 декабря 2012 года составляла 33.76%, а по состоянию на 31 декабря 2013 года составляла 30,25%. Видно, что доля оборотных активов уменьшается.

Теперь рассмотрим пассив организации ОАО «АВТОВАЗ» (см. табл. 2.2.3).

Таблица 2.2.3

Вертикальный анализ балансовых отчетов ОАО «Автоваз» (млн. руб).

Наименование показателя

на 31 декабря 2013

на 31 декабря 2012

Изменение удельного веса в %

Стоимость млн. руб.

% от итога

Стоимость млн. руб.

% от итога

ПАССИВ

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

7,62

7,93

— 0,31

Акции дополнительного выпуска

;

;

;

;

;

Собственные акции, выкупленные у акционеров

;

;

;

;

;

Переоценка внеоборотных активов

18,83

20,12

— 1,29

Добавочный капитал (включая переоценки)

10,21

10,62

— 0,41

Резервный капитал

0,38

0,32

0,06

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

(29 726)

(19,83)

(23 485)

(16,3)

(3,53)

Итого по разделу III

17,21

22,7

— 5,49

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

43,77

44,69

— 0,92

Отложенные налоговые обязательства

;

;

;

;

;

Оценочные обязательства

0,53

0,59

— 0,06

Прочие обязательства

7,95

7,54

0,41

Итого по разделу IV

52,25

52,82

— 0,57

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

13,03

2,75

10,28

Кредиторская задолженность

15,12

20,07

— 4,95

Доходы будущих периодов

0,13

0,02

0,11

Оценочные обязательства

2,26

1,65

0,61

Прочие обязательства

;

;

;

;

;

Итого по разделу V

30,54

24,49

6,05

БАЛАНС

В структуре пассивов баланса ОАО «АВТОВАЗ» большая часть принадлежит краткосрочным обязательствам. На 31 декабря 2012 года величина краткосрочных обязательств составила 24,49%. А на 31 декабря 2013 года величина краткосрочных обязательств составила 30,54% .

Удельный вес долгосрочных обязательств уменьшился на 0,57%. А удельный вес капиталов и резервов уменьшился 5,49%.

На основании результатов вертикального и горизонтального анализа, можно сказать, что финансово-хозяйственная деятельность организации ОАО «АВТОВАЗ» способствовала увеличению краткосрочных обязательств.

Далее проанализируем финансовую независимость организации ОАО «АВТОВАЗ».

Коэффициент общей финансовой независимости (К1) принято рассчитывать по формуле:

где СК — собственный капитал или собственные источники формирования активов (капитал и резервы), ВБ — суммарная величина собственного капитала и обязательств организации.

К1 = 0,17 < 0,5. Отсюда можно сделать вывод, что организация ОАО «АВТОВАЗ» финансово зависима от заемных источников.

Для отражения уровня участия собственного капитала в формировании оборотных активов используется относительный показатель-коэффициент финансовой независимости в части оборотных активов (К2), рассчитываемый по следующей формуле:

.

Показатель финансовой независимости в части оборотных активов может быть дополнен характеристикой финансовой независимости в части запасов (К3), который рассчитывается по формуле:

где З — запасы организации.

Общепринятое нормативное значение для К3 отсутствует. Однако, по данным различных специалистов оно может быть следующим: от 0,25 до 0,6−0,8.

К3 = -3,17 < 0,25

Из представленных расчетов следует, что в течение всего изучаемого периода фактические значения коэффициентов финансовой независимости в части оборотных активов были ниже нормативных, а запасы не покрывались собственными источниками. Отсюда, можно сказать, что организация ОАО «АВТОВАЗ» была финансово зависима.

Коэффициент абсолютной ликвидности или платежеспособности (К4):

.

К4 = 0,07 < 1

Отсюда можно сделать вывод, что у организации ОАО «АВТОВАЗ» денежная платежеспособность удовлетворительна на дату составления бухгалтерского баланса.

Коэффициент срочной ликвидности:

К5 = 0,41 < 1, отражает прогнозируемую платежеспособность организации при условии своевременного погашения дебиторской задолженности.

Коэффициент текущей ликвидности:

Коэффициент текущей ликвидности показывает достаточность у организации оборотных активов, которые могут использоваться для погашения краткосрочных обязательств.

Далее мы проанализируем потенциальное банкротство организации ОАО «АВТОВАЗ».

Коэффициент текущей ликвидности:

где ДБИ — доходы будущих периодов, РПР — резервы предстоящих расходов. Ктл > 2.

Т.к. коэффициент текущей ликвидности < 2, структура баланса признается неудовлетворительной, а организация — неплатежеспособной.

2) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами:

Ксос = -0,53 < 0,1

Отсюда, можно сделать вывод, что организация ОАО «АВТОВАЗ» достаточно не обеспечена собственными оборотными средствами.

Коэффициент восстановления платежеспособности

Квп = 0,41 < 1,

Отсюда можно сказать, что у организации нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность.

После проведения финансового анализа, мы видим, что все коэффициенты меньше нормативных значений. Отсюда можно сделать вывод, что организация ОАО «АВТОВАЗ» находится в упадческом финансовом состоянии.

Глава 3. Направления совершенствования системы внутрифирменного финансового планирования в компании

3.1 Мероприятия по совершенствованию системы внутрифирменного финансового планирования в компании

На основе анализа организации системы внутрифирменного финансового планировании ОАО «Автоваз» была проанализирована финансовая независимость организации ОАО «Автоваз», а также потенциальное банкротство предприятия ОАО «Автоваз».

Компания продолжает использовать устаревший процесс и инструменты бюджетирования и прогнозирования, хотя и знают, что такая политика тормозит прогресс. Также необходимо улучшать и усиливать свои возможности в области бюджетирования и обновления прогнозов. Эта задача, которую финансовый отдел не может решить в одиночку, ему необходимы поддержка и участие все компании. Существует ещё одна причина и этот факт, что помимо вложений в программные средства бюджетирования, его усовершенствование включает осуществление глубоких изменений в существующих процессах и получение одобрения новой системы бюджетирования со стороны работников. Вместо того, чтобы устранить данную проблему, внеся существенные изменения в бюджет, лишь предпринимаются попытки упростить данный процесс и сосредоточиться на тех ключевых показателях эффективности, являющиеся наиболее важными и динамичными для их предприятия.

Т.о., можно выделить следующие пути совершенствования:

Создание в компании методологической базы планирования, оценка и реализации бюджета;

Отступление от организации бюджетирования на основе электронных таблиц и переход к полной автоматизации данного процесса;

Смена взглядов менеджмента компании на роль системы планирования в построении стабильно развивающегося бизнеса и осознание необходимости поиска новых подходов в оптимизации существующей системы планирования.

Фактором, способствующий заставить предприятие усовершенствовать своё прогнозирование и бюджетирование, может стать боязнь потерять рынок в пользу конкурентов, уже внедривших новые современные средства и создающих более точные прогнозы и бюджеты.

Повышение финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости компании — это главный смысл бюджетирования. Происходит это путём координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата.

Успешность проекта внедрения системы бюджетирования закладывается уже на стадии выбора системы и поставщика решения. Именно поэтому ведущие предприятия осознали необходимость формализации процесса выбора решения для обеспечения его максимальной объективности и прозрачности.

Заключение

Т.о., внутрифирменное планирование — важнейшая часть менеджмента. Это предполагает необходимость предвидения целей организации, результатов его деятельности, ресурсов, необходимых для достижения этих целей, кроме этого — это возможность предвидеть различные неожиданности.

На основе планирования деятельности предприятия происходит организация запланированных работ, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Цель курсовой работы заключалась в анализе теоретических и практических проблем внутрифирменного финансового планирования, анализ хозяйственной практики и разработка практических предложений и рекомендаций в этой области достигнута.

Нами решены следующие задачи, в соответствии с поставленной целью.

Теоретические основы внутрифирменного финансового планирования в компании были изучены. Обоснована необходимость совершенствования системы внутрифирменного финансового планирования, определена роль и место финансовой стратегии в общей стратегии развития компании, методов разработки финансовой политики, задач и целей.

По результатам вертикального, горизонтального и коэффициентного анализа, можно сделать вывод: горизонтальный анализ ОАО «АВТОВАЗ» показывает, что абсолютная сумма активов за 2013 год увеличилась на 5821 млн руб. или на 4,04%. Отсюда можно сделать вывод, что организация ОАО «АВТОВАЗ» повысила свои активы.

Пассивы организации ОАО «АВТОВАЗ» увеличились на 5821 млн руб. (4,04%). Увеличение произошло за счет увеличения краткосрочных обязательств на 10 503 млн руб. (29,76%), увеличения долгосрочных обязательств на 2217 млн руб. (2,91%), уменьшения капиталов и резервов на 6899 млн руб. (0,21%).

В структуре активов баланса ОАО «АВТОВАЗ» большая часть принадлежит внеоборотным активам. На 31 декабря 2012 года величина внеоборотных активов составила 66,24% от их общей величины (100%). А на 31 декабря 2013 года величина внеоборотных активов составила 69,75% от их общей величины (100%). Видно, что величина увеличивается.

В структуре пассивов баланса ОАО «АВТОВАЗ» большая часть принадлежит краткосрочным обязательствам. На 31 декабря 2012 года величина краткосрочных обязательств составила 24,49%. А на 31 декабря 2013 года величина краткосрочных обязательств составила 30,54% .

После проведения финансового анализа, видно, что все коэффициенты меньше нормативных значений. Отсюда можно сделать вывод, что организация ОАО «АВТОВАЗ» находится в упадческом финансовом состоянии.

В качестве основного инструмента внутрифирменного планирования для рационального распределения ограниченных ресурсов, учёта затрат и осуществления контроля за выполнением плана используют систему бюджетирования.

Необходимо усиливать и улучшать свои возможности в области бюджетирования и обновления прогнозов.

Список источников и литературы

Басовский, Л. Е. Финансовый менеджмент / Л. Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 240 с.

Бюджетирование и контроль затрат на предприятии: практ. пособие / под ред. О. С. Красова. — М.: Омега-Л, 2007. — 169 с.

Добровольский, Е. Бюджетирование: шаг за шагом / Е. Добровольский. — СПб.: Питер, 2007. — 448 с.

Карпов, А. Е. Бюджетирование как инструмент управления / А. Е. Карпов. — М.: Результат и качество, 2007. 531 с.

Карпов, А. Е. Финансовая модель бюджетирования / А. Е. Карпов. — М.: Результат и качество, 2007. — 528 с.

Ковалёв, В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В. В. Ковалев. — М.: ТК Велби; Проспект, 2007. — 1024 с.

Немировский, И. А. Бюджетирование. От стратегии до бюджета: пошаговое руководство / И. А. Немировский, И. А. Старожукова; под общ. ред. И. А. Немировского — М.: И. Д. Вильямс, 2007. — 512 с.

Петухова, С.В. Бизнес-планирование / С. В. Петухова. — М.: Омега-Л, 2206. — 191 с.

Селезнёва, Н. Н. Финансовый анализ. Управление финансами / Н. Н. Селезнёва, А. Ф. Ионова. — М.: Проспект, 2007. — 639 с.

Труба, А. С. Эффективная организация системы бюджетирования на предприятиях / А. С. Труба // Управление персоналом. — 2010. — № 7. — С. 51−52.

Шадрина Г. В. Экономический анализ теория и практика, учебник для бакалавров. -М.: Юрайт, 2014 г.

Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М. СемёноваСПб.: Питер, 2007.-384с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой