Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические рычаги повышения эффективности сельскохозяйственного производства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое место в повышении эффективности производства сельскохозяйственной продукции в диссертации отводится совершенствованию организационной структуры управления в сельскохозяйственных предприятиях. Нами впервые была введена в существующую организационную структуру дехканского (фермерского) хозяйства «Намуна» Турсунза-девского района служба маркетинга. Необходимо отметить, что реорганизация… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • 1. 1. Теоретические основы повышения эффективности сельскохозяйственного производства
    • 1. 2. Система показателей эффективности производства сельского хозяйства
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • 2. 1. Производственно-технологические факторы повышения эффективности сельскохозяйственного производства
    • 2. 2. Договор в системе рычагов повышения эффективности производства
    • 2. 3. Развитие многообразий форм хозяйствования
  • ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГ КАК ВАЖНЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РЫЧАГ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
    • 3. 1. Особенности использования маркетинга в сельском хозяйстве
    • 3. 2. Экономическая эффективность внедрения службы маркетинга

Организационно-экономические рычаги повышения эффективности сельскохозяйственного производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сельское хозяйство был и остается одним из основных секторов экономики Таджикистана, на долю которого приходится 26−27% валового внутреннего продукта и 67,7% занятого населения. Однако ухудшение экономического состояния сельскохозяйственного производства, существенное снижение покупательной способности основной массы населения и отсутствие возможности обновления техники и внедрения новых технологий не позволяют обеспечение достаточного роста производства сельскохозяйственной продукции.

Происходящие радикальные преобразования аграрного сектора страны и переход к рыночным отношениям на селе требуют создание соответствующих эффективных организационно-экономических механизмов, отражающих дух и суть реформ.

Недостаточность первоначального капитала, отсутствие доступа к льготным кредитным ресурсам, низкий уровень обеспеченности техникой, горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями и другими товарно-материальными ценностями, слабая материально-техническая база, то есть низкий уровень организации производства не позволяет сельскохозяйственным предприятиям вести высокорентабельное товарное хозяйство.

Исходя из вышеизложенного, применение организационно-экономических рычагов в сельскохозяйственном производстве являются одним из важнейших условий достижения высокого экономического эффекта и социального благополучия в современном мировом сельском хозяйстве.

Поэтому дальнейшее развитие аграрного сектора Республики Таджикистан непосредственно зависит от того, насколько быстро, последовательно и полно удастся применить организационно-экономические рычаги для функционирования системаобразующих отраслей. Изучению организационно-экономических рычагов и вывода сельскохозяйственных предприятий на более высокий уровень развития посвящена настоящая диссертация, что определяет актуальность избранной темы исследования.

Состояние изученности проблемы. Различным аспектам проблемы повышения эффективности сельскохозяйственного производства посвящено немало исследований ученых экономистов, особенно в последнее десятилетие. К ним относятся: И. Н. Буздалов, К. Теме, А. В. Гордеев, В. Д. Гончаров, Л. Н. Кассиров, В. А. Клюкач, Ф. К. Каюмов, Л. Э. Кунельский, Н. В. Курцев,.

B.В.Милосердов, Г. Б. Огнивцев, Л. Оверчук, К. П. Оболенский, И. И. Сальников,.

C.И.Сдобнов, Д.Шпаар. Некоторые результаты исследования проблемы влияния организационно-экономических факторов на эффектив-ность сельскохозяйственного производства в условиях Таджикистана отражены в научных трудах И. А. Асророва, Р. К. Рахимова, А. Э. Эргашева, Х. У. Умарова, Т. Б. Ганиева, Х. Г. Гафурова, А. А. Мадаминова, А. А. Миркамолова, И.Ш.Шуку-рова, А. Н. Назирова и других. Однако в них вопросы влияния производственно-технологических факторов и рационального сочетания организационно-экономических рычагов на эффективность сельскохозяйственного производства исследованы недостаточно и не в полной мере отражают специфики и требований рыночной экономики.

Поэтому объективная необходимость теоретической и практической разработки, возможности уровня влияния производственно-технологических факторов и организационно-экономических рычагов на повышение эффективности производства в сельскохозяйственных предприятиях обусловили выбор темы и направленность нашего диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является разработка и обоснование научно-практических предложений по совершенствованию организационно-экономических рычагов повышения эффективности сельскохозяйственного производства в Республике Таджикистан с учетом требований рыночной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе определено решение следующих задач:

— определение содержаний производственно-технологических факторов и организационно-экономических рычагов;

— выявление степени воздействия производственно-технологических факторов и организационно-экономических рычагов на увеличение производства сельскохозяйственной продукции;

— изучить уровень развития многообразных форм хозяйствования;

— определение места и роли договорных отношений в межотраслевых производственно-экономических связях между сельским хозяйством и другими отраслями АПК;

— раскрытие особенности использования маркетинга как важного организационного рычага повышения эффективности сельского хозяйства;

— обоснование организационно-экономического механизма функционирования рынка сельскохозяйственной продукции;

— определение экономической эффективности внедрения службы маркетинга;

— разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию организационных структур управления в сельском хозяйстве.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются проблемы организационно-экономических рычагов повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Объектом исследования являлись сельскохозяйственные предприятия Республики Таджикистан. Особое место в исследовании отведено изучению опыта внедрения службы маркетинга в организационную структуру управления в АО «Намуна» Турсунзадевского района.

Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой послужили труды классиков экономической теории, а также труды ученых экономистов аграрников, программные документы Правительства Республики Таджикистан по актуальным проблемам развития агропромышленного комплекса.

Диссертация в методологическом отношении опирается на исторический опыт развития и реформирования сельскохозяйственного производства республики.

В зависимости от решаемых задач, применялись соответствующие специфике изучаемых вопросов, методы исследования: абстрактно-логический, статистико-экономический, монографический, балансовый, расчетно-конструктивный.

Информационная база. При выполнении диссертационного исследования использованы официальные данные Государственного комитета статистики, отчеты сельскохозяйственных предприятий, а также материалы, полученные лично автором непосредственно в хозяйствах в процессе изучения разрабатываемых в диссертации вопросов.

Научная новизна исследования. Научная новизна выносимых на защиту состоит в следующем:

— развит понятийный аппарат изучаемой темы: даны собственные формулировки диссертанта таких понятий как «эффект», «эффективность», «факторы», «резервы», «рычаги» и т. д.

— впервые эффективность производства увязана не только с отдачей ресурсов, но и с осуществлением поставленных производственных и социальных целей;

— обоснована система организационно-экономических факторов и доказана их решающая роль как в рациональном использовании ресурсов, так и в увеличении производства сельскохозяйственной продукции;

— на основе систематизации и комплексного анализа дана развернутая оценка уровня эффективности сельскохозяйственного производства в Республике Таджикистан;

— представлена авторская позиция по фьючерсным контрактам, формированию и развитию многообразий форм собственности, дана их оценка и основные направления дальнейшего развития;

— разработаны методологические и методические основы внедрения службы маркетинга в АО «Намуна» Турсунзадевского района.

Практическая значимость проведенных исследований заключается в том, что разработанные автором рекомендации по совершенствованию и умелому использованию организационно-экономических рычагов повышения эффективности сельскохозяйственного производства и организационной структуры управления сельскохозяйственными предприятиями могут быть широко использованы в целях повышения отдачи ресурсов и продуктивности аграрного производства Таджикистана.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследований, полученные в процессе подготовки диссертационной работы, в 2000;2004 гг. были доложены и одобрены на международных, республиканских, региональных и вузовских научно-практических конференциях: «Маркетинг — перспективы развития к 100-летию начала чтения курса маркетинга в университетах США», Научно-практическая конференция молодых ученых, посвященный 10-летию независимости Республики Таджикистан и 70-летию образования ТАУ, «Пути развития АПК Таджикистана: проблемы и суждения».

Основные положения диссертации опубликованы в десяти научных работах, три из которых написаны в соавторстве.

Структура работы. Диссертация изложена на 139 страницах компьютерного текста и состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, иллюстрирована 21 таблицами, 15 схемами. Список использованной литературы включает 103 наименований. Приложения на 9 листах.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Исследование широкого круга вопросов, связанных с проблемой повышения эффективности сельскохозяйственного производства позволили сделать следующие выводы и предложения:

1. Научная категория экономической эффективности производства в одинаковой степени сохраняет свое значение в каждых конкретных социально-экономических и производственных условиях. В соответствии с этим для сельскохозяйственной отрасли Таджикистана, обеспечение высокой эффективности производства является одной из важнейших социально-экономических и стратегических задач. Необходимость высокоэффективного производства повышается освоением рыночных отношений, при которых выживает только тот субъект хозяйствования, который достаточно конкурентоспособный в экономическом соревновании с другими подобными субъектами.

2. Уровень экономической эффективности любого, в том числе сельскохозяйственного производства является основной исходной предпосылкой поиска путей и возможностей его более эффективного развития. При этом необходимо учитывать, что формирование уровня эффективности происходит под одновременным воздействием большого количества факторов, охватывающих собой организацию производства, степень совершенства по технологии, качество продукции, реально складывающиеся экономические отношения и другие слагаемые единого производственного цикла. Степень их отработанности в наиболее общем виде предполагает эффективность производства в его различных звеньях и конечного показателя. Исходя из этого в диссертации обосновывается вывод о том, что любое отставание, неотработанность хотя бы одного из этих факторов отрицательно сказывается на эффективность производства.

3. Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства одного желания недостаточно. Необходимо использовать все факторы, рычаги и резервы.

Факторами повышения эффективности сельскохозяйственного производства называются активно действующие силы, вызывающие положительные или отрицательные изменения в росте и развитии производства, обуславливающее экономное или расточительное использование ресурсов. При изучении факторов используются определенные показатели, которые показывают степень воздействия влияющих сил и причины этих изменений. При анализе выясняется влияние на эффективность производства внешних и внутренних факторов, раздельно изучается положительное и отрицательное их воздействие.

Не использованные возможности повышения эффективности производства — увеличения выпуска и реализации продукции, снижения производственных затрат, роста прибыли и улучшения других показателей являются резервами.

Рычагами выступают механизмы, с помощью которых используются все факторы и резервы для повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Другими словами под рычагами мы понимаем комплекс форм, средств и механизмов действия, возможных путей деятельности, организация и управление этой деятельностью с целью направить весь их потенциал для повышения эффективности производства.

4. В диссертации обосновывается вывод о том, что повышение экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции возможно только на основе комплексного одновременного выведения на более высокий качественный уровень всех без исключения слагаемых (производственно-технологические факторы — систем обработки почвы, семеноводства, удобрений, ухода за растениями, полива, организации труда и другие факторы) единой производственной цепочки. Но общая направленность развития производства должна быть такой, чтобы все показатели одновременно развивались по восходящей, начиная от организации и технологии выращивания сельскохозяйственных культур — через повышения ее урожайности, производительности труда и снижения себестоимости продукции — до общей высокой эффективности. Так, например, благодаря рациональному использованию производственно-технологических факторов, в 2002 году в республике урожайность овощей, хлопчатника, картофеля и зерновых повысилась по сравнению с 1998 годом соотвественно на 19,8−50,6%. Это привело к увеличению объема продукции сельского хозяйства на 43,6%.

5. За последние годы площадь земель, подверженных ирригационной эрозии, составляет 260 тыс. га или 40% орошаемой зоны. Учитывая, что стоимость мелиоративных мероприятий по рассолению земель в 5−10 раз ниже затрат на освоение новых площадей, следовательно, они должны быть осуществлены в первую очередь. Улучшение мелиоративного состояния участков равнозначно дополнительному вводу 25−30 тыс. га новых земель, где можно произвести 62,5−75,0 тыс. тонн хлопка-сырца.

6. Одним из рычагов повышения эффективности сельскохозяйственного производства является совершенствование форм хозяйствования. Доказано, что в условиях рыночных отношений должны функционировать различные формы хозяйствования, чтобы создавать конкуренцию как при производстве, так и на рынке. Исследования показывают, что у частного сектора каждая единица земельных ресурсов приносит больше выгоды, чем в колхозах и госхозах. В настоящее время в республике значительная часть продукции сельского хозяйства производится в частном секторе. Частный сектор в кризисной ситуации оказался более устойчивым, эффективность производства в нем намного выше общественного. Располагая чуть более 36% земель богарной и орошаемой пашни, частным сектором в 2001 году произведено 56,4% зерна, картофеля-89,4, овощей и бахчевых — 62,9, мяса-83,5, молока- 85,8, яиц-65,8% от общего объема, полученного в республике.

7. Особое место в повышении эффективности производства сельскохозяйственной продукции в диссертации отводится совершенствованию организационной структуры управления в сельскохозяйственных предприятиях. Нами впервые была введена в существующую организационную структуру дехканского (фермерского) хозяйства «Намуна» Турсунза-девского района служба маркетинга. Необходимо отметить, что реорганизация структуры данного хозяйства проводилась при участии стратегического инвестора — компании «Аникон Консалтинг ЛТД» (США), которая осуществляет финансовое обеспечение хлопкосеющих хозяйств Турсунза-девского и Шахринавского районов. Для совершенствования организационной структуры дехканского (фермерского) хозяйства «Намуна» и перевода его в акционерное общество открытого типа проделана следующая работа:

— рассмотрена и перестроена кадровая политика;

— изменена организационно-производственная структура;

— внедрена в организационную структуру управления служба маркетинга;

— поставлен под строжайший контроль администрации производственная деятельность всех подразделений;

— создан финансово-расчетный центр.

8. Результаты совершенствования организационной структуры управления акционерного общества «Намуна» оказались положительными. Через год после внедрения службы маркетинга производственные и коммерческие результаты исследуемого объекта были высокими. Так, например, в АО «Намуна» в 2003 году прибыль от реализации продукции составила 608 783 сомони, что на 442 637 сомони или в 2,7 раза больше по сравнению с 2002 годом. Уровень рентабельности производства за год повысился на 9,8% или в 1,5 раза. Следовательно, специалисты, работающие в отделе маркетинговой службы сумели квалифицированно провести маркетинговые исследования спроса населения на сельскохозяйственную продукцию и эффективного ее сбыта.

Таким образом, фактические производственные и коммерческие результаты исследованного хозяйства убедительно доказали эффективность маркетинговой службы в условиях становления рыночной экономики.

9. В диссертации делается вывод о том, что в сельском хозяйстве республике необходимо провести реорганизации структуры управления, чтобы она могла отвечать требованиям рыночной экономики. В этих целях в аграрном секторе республике целесообразно применять функциональную и товарную организационные структуры управления. Главное преимущество этих структур в их простоте. Эти организационные структуры можно рекомендовать не только предприятиям, производящим малый ассортимент продукции, но и крупным коллективным хозяйствам, которым предстоит внедрять маркетинговую службу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .А. Землеустройство сезонных пастбищ Таджикистана. -Душанбе, 2001.-104 с.
  2. Е. Сравнительный анализ эффективности региональной экономики. Ташкент: Мехнат, -1987. -229с.
  3. Абдуллаев 3. Ташкили истехсолоти кишоварзи. -Душанбе, 1996. -286 с.
  4. Г. П. Рынок, маркетинг и формирование рыночных отношений в АПК/ Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1992. № 7
  5. Ш. Система маркетинга и развитие его основных элементов в управлении промышленностью. -Ташкент, 1996. —24с.
  6. Академия рынка: маркетинг / Пер. с франц. Дайан А., Беккерель Ф., Ланкар Р. И др. М: Экономика, 1993. -467с.
  7. Ш. Производственная типология предприятии как основа для изучения территориальной дифференциации сельского хозяйства в условиях рыночной экономики.// Проблемы устойчивого развития АПК Таджикистана. Душанбе, 2003.
  8. Н.П. Специализация и концентрация производства в колхозах и совхозах. М.: Колос, 1966. -284с.
  9. Н.Г. Экономическая эффективность производства и хозяйственный риск в агросфере. Уфа, 1986. -126с.
  10. Ю.Асроров И. А. Зарубежные модели рыночной экономики // Научн. теор. конф., посвященная проблемам макро и микроэкономики Республики Таджикистан Душанбе, 1996.
  11. П.Асроров И. А. Рынок и создание необходимых условий для его формирования и нормального функционирования // Эффективность сельскохозяйственного производства в условиях рыночных отношений, -Душанбе, 1994.
  12. И. А., Эргашев А. Э. Аграрная реформа и развитие в Таджикистане // Кишоварз, -1997. № 1.
  13. Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. Ленинград, 1990. -282с.
  14. Ш. Ш. Проект целевой комплексной программы «Стратегия развития инженерно-технической системы АПК Таджикистана». — Душанбе: Корпорация «Мадад», 2000. 66с.
  15. Ш. Ш. Совершенствование экономических взаимоотношений в сфере технического агросервиса. Душанбе: ТАСФЭГО, 2000. — 59с.
  16. Ш. Ш. Технический агросервис: состояние и перспективы. — Душанбе: ТАСФЭГО, 1999. 75с.
  17. Ш. Ш. Экономические основы организации технического агросервиса. Душанбе: Маориф, 2000. — 194с.
  18. Е.Г. Основы маркетинга. К.: Сирин, 1999. — 118с.
  19. Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Рекомендации по организации маркетинга в системе распределения сельскохозяйственной продукции — Москва, 1999.- 116с.
  20. Г., Дернинг У. Введение в общую экономику и организацию производства. Красноярск: КТУ, 1995. — 509 с.
  21. Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. — М.: Дело, 1995.-192с.
  22. Е., Хершен X. Практический маркетинг М.: Инфра, 1996. — 223с.
  23. Доклад Рахматов Т. Р. Кооперативному движению новый импульс// Сельхозкооперативы — перспективы развития. — Душанбе, 2003 .-67с.
  24. H.A. и др. Система развития и регулирования рынка производственно-технических услуг в АПК. М.: ВНИЭСХ, 1997. — 22с.
  25. H.A., Жукова О. И. Организационно-экономические проблемы создания и функционирования МТС (опыт и перспективы). М.: ВНИЭСХ, 1999.-47 с.
  26. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. М.: Международные отношения, 1991. -416с.
  27. Каталог Районированных и перспективных сортов зерновых культур, возделываемых в условиях Республики Таджикистан. Душанбе, 1998. -36с.
  28. В.В., Леонтьев C.B. Организация службы маркетинга на предприятии. — Донецк: Малое предприятие Кредо, 1992. -315с.
  29. Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг: теория и 86 ситуаций М.: Юнити-ДАМА, 1999- 519с.
  30. В. Лизинг техники в АПК. -М., РИАМА, 1998 156с.
  31. А.Н. Модели рыночной экономики// Деньги и кредит, 1993. № 1.
  32. A.A. Использование маркетинга в аграрном секторе// Эффективность сельскохозяйственного производства в условиях рыночных отношений.- Душанбе, 1996.
  33. В.Ф., Беленький В. Р., Григорьев С. Э. Основные направления социального развития села.-М.:ВНИИТЭ агропром, 1988.-144с.
  34. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. -М.: Республика, 1992. 399 с.
  35. К. Критика политической экономии Маркс К., Энгельс Ф. Соч. изд. 2-е, т. З, ч.1,2−1078с.
  36. К. Капитал, т.З, М., 1995.- 645с.
  37. К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.23. -191с.
  38. Ю.А. Город.Методология власти и управлениям 2-х томах.-Йошкар -Ола, 1997.- 656с.
  39. С.С. Социальная инфраструктура в воспроизводственном процессе. -М.:Экономика, 1984.-159с.
  40. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке.-М.:Финансы и статистика, 1991. 304с.
  41. Н.Е. Резервы человеческого фактора.-Петрозаводск:Карелия, 1999.- 125с.43.0верчук Логвин. Рост эффективности магистральный путь развития сельского хозяйства США// Международный сельскохозяйственный журнал, 2002, № 3.
  42. А.Э. Как преуспеть на рынке (Азбука маркетинга для руководителя)-Тверь:Центр исследований, разработок, консультирования и усовершенствования специалистов (ЦИРКУС), 1991−102с.
  43. P.M. Оценка эффективности промышленного производства: Методы и показатели.-М.: Экономика, 1994.-191 с.
  44. Н., Любимов В. Государственное регулирование агропродовольственного комплекса// АПК: экономика, управление, 1999, № 7.
  45. Э.Ш. Роль Таджикистана в экономическом и политическом развитии региона Центральной Азии// Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2000.№ 2.
  46. Ричард Л. Колз, Джозеф Н.Ул. Маркетинг сельскохозяйственной продукции.-М.: Колос, 2000−512с.
  47. Е., Бренсон, Дуглас, Норвел. Сельскохозяйственный маркетинг. -Iowa University Press, 1991 .-808с.
  48. П. Экономика. Т1. -М.:НПО «Алгон», ВНИСИ, 1992. -350с.
  49. В.И. «Маркетинг промышленных товаров» Изд. Прогресс, Москва 1998.-144с.
  50. Сельское хозяйство Республики Таджикистан: стат.сб.-Душанбе, 2001−314с.
  51. Словарь-справочник .Маркетинг Донецк: Кредо, 1992. -85с.
  52. С. Система государственного регулирования рынка зерна в США// Международный сельскохозяйственный журнал, 1992. № 3.-57с.
  53. .И. К вопросу о методике определения интерактивного показателя эффективности сельскохозяйственного производства// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2002. № 7.
  54. Среднесрочная программа вывода из кризиса АПК Республики Таджикистан и приоритетные направления стратегии развития его отраслей на период до 2005 года. Душанбе, 2000.-36с.
  55. Л. И. и др. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192с.
  56. Статистический ежегодник Республики Таджикистан 1998 г. (официальное издание) Госстатагенства при Правительстве Республики Таджикистан. 2001−301 с.
  57. Статистический ежегодник Республики Таджикистан — 2000 г. (официальное издание) Госстатагенства при Правительстве Республики Таджикистан, 1999−294с.
  58. Статистический ежегодник сельского хозяйства. -Душанбе, 2002. -333с.
  59. Статический ежегодник Республики Таджикистан. 2002 (официальное издание). — Душанбе, 2002.-361с.
  60. Статистический сборник «Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан». Душанбе, 2003.- 356с.
  61. Д. С. Рынок и социальное развитие Таджикистана. Душанбе, 1997.-311с.
  62. Д.С. Аграрная политика Таджикистана-Душанбе, 2001.-298с.
  63. ТАУ кафедра маркетинга и права «Отчет о научной исследовательской работе за 1994−98 годы» Душанбе, 1998. — 68с.
  64. Тезисы докладов. «Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных культур» Душанбе, 1999.-124с.
  65. A.A. Управление социально-экономическими процессами «на селе. Ташкент: Мехнат, 1985. — 186с.
  66. В.Д. и др. Проблемы управления социальным развитием. -Чебоксары: Чувашское кн. издательство, 1988. 156с.
  67. И.В. Инвестиционный климат в России:региональные риски.-М. :Издатцентр, 1997−312с.
  68. Е. Актуальные проблемы социального развития и пути их решения // Экономист, 1997. № 4.
  69. .Т. Социальная инфраструктура, сущность и пути развития. М.: Мысль, 1980. — 205с
  70. А., Шоль В. Эколого-экономическая эффективность производства зерна озимой пшеницы на Кубани// АПК: экономика, управление, 2002.№ 3
  71. И. Социально-экономические проблемы развития АПК России в условиях мировых интеграционных процессов// АПК: экономика, управление, 2002. № 9.
  72. И.Г. АПК: политика стабилизации и экономического роста// Экономист, 2000.№ 3.
  73. И.Г. Современное состояние и перспективы развития рыночных отношения в АПК России. В кн.: Рыночные отношения в АПК России: современные состояние и перспективы. — М.: МН.: «Армита — Маркетинг, Менеджмент», 1997. Т.2
  74. Ф.Котлер. Основы маркетинга-М.: Прогресс, 2001−944с.
  75. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика— М.:Дело, 2002−864с.
  76. М.М. Внешний долг Таджикистана:существующее положение и предложения для будующих действий.-Душанбе:Мизон, 2000−67с.
  77. Е.И. Социальная политика: Учебное пособие. М.: ИНФРА, 2001.-204с.
  78. .Н. Полнее раскрыть потенциал социальной сферы.// Экономический науки, 1994.№ 6−110с.
  79. .Н. Социалистическое воспроизводство. Воспроизводственный потенциал социальной инфраструктуры. М.: Экономика, 1989. — 112с.
  80. Л. Проблемы целесообразности кредитной эмиссии// Международный сельскохозяйственный журнал 2002.№ 3
  81. В.Е. Современный маркетинг М.: Финансы и статистика, 1999.-256с.
  82. В.Д. Опыт и проблемы аграрной реформы и пути социально — экономического развития сельского района. Уфа, ИПК Госсобрания РБ, 2000. 336с.
  83. А. Курс предпринимательства:практическое пособие.-М. Международные отношения, 1993−253с.
  84. Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций-М.: Дело, 1998−236с.
  85. С.С. и др. Социальные ресурсы и социальная политика.- М.: Наука, 1990.-272с.
  86. Н.М. и др. Коммерческая и некоммерческая деятельность социальной сферы. М.: Наука, 1995. — 156с.
  87. Ю.А., Люкшинов А.Н.- Агромаркетинг, М.: Колос, 1999. 358с
  88. Экономика переходного периода. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.-356с.
  89. Экономика предприятия: учебник для вузов. //Под ред. проф. В .Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -615с.
  90. Экономика: учебник. М.: Изд-во БЕК, 1999. 816 с.
  91. Элмуродов 3. Эффективность использования производственного потенциала в сельском хозяйстве//Эффективность с.-х-го производства в условиях рыночных отношений -Душанбе, 1994.
  92. Элмуродов 3., Абдалимов А., статистическое измерение устойчивого развития сельскохозяйственного производства. // Кишоварз. 2003. № 2.
  93. Эргашев Р. Х. Система регулирования рынка сельского хозяйства Таджикистана.-Душанбе:Ирфон, 1997.- 226с.
  94. Дж.М., Берман Б. Маркетинг М.:Экономика, 1993−330с.
  95. А.Э., Исмоилов С. Современные формы становления и развития многообразия форм собственности в аграрном секторе экономики (монография)-Душанбе, 2004.-188с.
  96. А. Л., Базаров Е. И, Шпилько А. В., Орсик Л. С. Дилерская сеть для инженерно-технической сферы ЛПК России // Тракторы и с.-х. машины, 1999. № 10.
  97. ЮО.Якутилов М. Р. Эрозия почв и мероприятия по борьбе с ней по зонам Таджикистана. Душанбе, 1974.-68с.
  98. Я.Ч. История экономических учений. Учебник.-М., 1997.-359с
  99. И., Ремшеи Н. Система технического обслуживания сельскохозяйственной техники. М.: Колос, 1984. 347 с. 103 .Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. М.: Аспект Пресс, 1996. — 319с.
Заполнить форму текущей работой