Теория и методология стратегического управления региональными социально-экономическими системами
Исследование специфических факторов и особенностей республики (буферного положения, богатейшего набора минерального сырья, байкальского фактора, конкурентных преимуществ региона) позволили автору обосновать приоритетные направления стратегического управления: развитие отраслей, базирующихся на добыче и переработке природных ресурсовориентация на внешний спрос как источник устойчивого… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
- 1. Л. Сущность и понятия региональных социально-экономических систем как объекта стратегического управления
- 1. 2. Теоретические основы регулирования развития региональных социально-экономических систем
- 1. 3. Тенденции социально-экономического развития регионов России и выбор стратегии
- 1. 4. Особенности и проблемы развития региональных социально-экономических систем депрессивных территорий
- 1. Л. Сущность и понятия региональных социально-экономических систем как объекта стратегического управления
- 2. 1. Концептуальные основы стратегического управления региональными системами
- 2. 2. Содержание и принципы регионального стратегического планирования
- 2. 3. Методы стратегического анализа развития региональных социально-экономических систем
- 2. 4. Методы целеполагания и выбора стратегии развития региональных социально-экономических систем
- 3. 1. Исследование конкурентных преимуществ региона
- 3. 2. Исследование качества жизни населения региона
- 3. 3. Исследование экологических проблем региона
- 4. 1. Методические подходы к региональному стратегическому управлению
- 4. 2. Формирование дерева целей регионального управления
- 4. 3. Методика выбора стратегических зон хозяйствования и оценка эффективности выбранной стратегии
- 5. 1. Методические основы разработки системы индикативного планирования в регионе
- 5. 2. Система индикативного планирования социально-экономического развития Республики Бурятия
- 5. 3. Механизм разработки системы индикативного управления в Республике Бурятия
- 6. 1. Современный уровень социально-экономического развития республики
- 6. 2. Факторы и ограничения социально-экономического развития
- 6. 3. Формирование стратегии устойчивого развития
- 6. 4. Стратегические приоритеты и направления социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2010 года
Теория и методология стратегического управления региональными социально-экономическими системами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Научное обоснование стратегии социально-экономического развития России в территориальном аспекте предполагает отражение исключительного разнообразия природных, геополитических, социально-экономических, национально-культурных и других условий страны и обеспечение единства в региональном многообразии при усиливающемся воздействии процессов глобализации. Стратегия территориального развития должна стать системообразующей конструкцией общей стратегии социально-экономического развития страны.
Своеобразие современных региональных проблем России определяется переплетением ряда сложных переходных процессов: нарастающие социально-экономические различия между регионами, появление многих проблемных регионов, сложные отношения между «центром» и регионами, дезинтеграция экономического пространства. Осуществление стратегии территориального развития страны требует не только активизации региональной политики, но и совершенствования правовых, институциональных, экономических механизмов федеративных отношений.
Важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития являются поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка.
Правильный выбор стратегии позволяет регионам сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала экономического развития и тем самым обеспечивать их эффективное развитие в рыночных условиях. В ходе разработки стратегии выявляются место, роль и функции региона в новых условиях хозяйствования, определяются стратегические приоритеты развития, обосновываются экономические, финансовые и организационные механизмы реализации стратегии в новой институциональной среде.
Изменения в экономике России за последние годы требуют принимать обоснованные стратегические решения, стратегическое управление становится насущной необходимостью. Число регионов, знакомых с его идеями и применяющими их на практике, значительно возросло. Несмотря на популярность данной проблематики и достаточно большое количество публикаций как зарубежных, так и отечественных авторов, многие важные вопросы до сих пор остаются малоисследованными и дискуссионными. Центральное место среди них занимает проблема создания целостных научных основ стратегического управления и планирования комплексным социально-экономическим развитием регионов.
В связи с этим возрастает актуальность и необходимость переосмысления теоретических предпосылок формирования стратегического управления и регулирования экономики на региональном уровне, а также разработки форм, методов и инструментов стратегического управления. Следует учитывать, что стратегическое управление в регионах проводится в рамках нового управленческого подхода, в котором государство, регионы и территории не соподчиненные системы власти, а системы с распределенными центрами управления, ориентирующимися на собственные интересы и цели. Принципиальная новизна данного подхода делает его трудным для внедрения в практику управления, особенно в регионах с сильными традициями директивно-иерархического управления. Технологии стратегического управления в регионе относятся к новому поколению социально-гуманитарных технологий управления социальными, экономическими и культурными изменениями.
В условиях, когда концепция стратегического развития страны и эффективного механизма развития экономики регионов окончательно не определены, проведение исследований по проблемам регионального стратегического управления возможно на основе комплексного анализа социально-экономических и экологических факторов развития региона, закономерностей формирования его структуры, стратегического анализа потенциала и социально-экономической ситуации.
Изменение экономических отношений в обществе и возрастающая роль экологических факторов в региональном развитии предопределяют необходимость теоретического обоснования новых подходов к разработке региональных стратегий, учитывающих возникающие противоречия между обострившимися экологическими проблемами и необходимостью в экономическом благосостоянии региона. Данная диссертационная работа сориентирована на регионы, в стратегии развития которых, особую роль играют экологические факторы. Республика Бурятия является примером региона с приоритетной экологической составляющей, где признание озера Байкал участком мирового наследия накладывает на ее социально-экономическое развитие груз экологических проблем, связанных с так называемым «Байкальским фактором».
С теоретико-методологических позиций актуальность исследуемой проблемы стратегического управления и планирования на региональном уровне состоит в том, что подобное исследование расширяет горизонты научных представлений о стратегическом управлении хозяйством республики, края, области в условиях рыночной экономики, развивает одну из ветвей экономической науки.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационного исследования состоит в развитии теории и методологии стратегического управления региональными социально-экономическими системами и в разработке методических механизмов и инструментов стратегического планирования в особых эколого-экономических условиях.
Для достижения поставленной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи:
— исследованы теоретические основы формирования и функционирования региональной социально-экономической системы как объекта стратегического управления с особыми эколого-экономическими условиями;
— дано теоретическое обоснование регулирования регионального развития и определены его принципы, формы и методы в соответствии с целями и задачами стратегии территориального развития и региональной политики;
— проанализированы тенденции развития регионов России и обоснована необходимость разработки стратегии регионального развития, исходя из дифференциации региональных социально-экономических систем и особенностей развития депрессивных регионов;
— сформулированы сущность, принципы и особенности регионального стратегического управления;
— определены этапы регионального стратегического планирования на основе методов стратегического анализа, целеполагания и выбора стратегических альтернатив;
— обоснованы основные целевые ориентиры регионального стратегического управления по критериям конкурентоспособности, качества жизни и особой экологической среды;
— разработана методика выбора стратегических зон хозяйствования и альтернативных вариантов региональной стратегии;
— выявлены экологические ограничения социально-экономического развития Республики Бурятия и обоснована необходимость стратегического управления с учетом требований особо охраняемых территорий;
— определены стратегические приоритеты и основные направления социально-экономического развития республики в целях реализации стратегии устойчивого развития;
— разработан механизм формирования системы индикативного планирования в Республике Бурятия для реализации целей стратегического управления.
Объектом настоящего исследования является региональная социальноэкономическая система, функционирующая в особых эколого-экономических условиях.
Предметом исследования являются методологические основы стратегического управления в их взаимосвязи с комплексным развитием региона.
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования являются научные работы отечественных и зарубежных ученых по стратегическому управлению и планированию, региональной экономике, системному анализу, проблемам устойчивого развития, а также положения, зафиксированные в законодательных и других нормативных актах Российской Федерации и ее субъектов. В диссертации использованы методы системного анализа, программно-целевого управления, статистических сопоставлений и др.
Значительный вклад в изучение проблем региональной экономики, государственного регулирования, управления, прогнозирования и планирования внесли труды российских ученых А. Г. Аганбегяна, Э. Б. Алаева, Ю. Н. Гладкого, А. Г. Гранберга, А. И. Добрынина, В. В. Кистанова, Н.Н. Колосов-ского, В. Н. Лексина, Н. Н. Минакира, Н. Н. Некрасова, В. Ф. Павленко, А. И. Попова, М. В. Степанова, А. И. Татаркина, В. Я. Феодоритова, М.Д. Шарыги-на, А. Н. Швецова, Р. И. Шнипера, А. И. Чистобаева и др. Из зарубежных исследований, посвященных проблемам стратегического управления и региональной экономики известны труды У. Айзарда, И. Ансоффа, Г. Минцберга, Т. Коно, М. Портера, X. Ричардсона, А. Стрикленда, А. Томпсона, Э. Чандле-ра, К. Эндрюса. Исследованию особенностей развития Байкальского региона и Республики Бурятия посвящены работы В. Е. Викулова, М. М. Егорова, Л. В. Потапова, Г. Ш. Раднаева, В. И. Самаруха, К. Ш. Шагжиева и др.
Проблемам стратегического управления и планирования, конкурентоспособности и качества жизни населения в регионах страны посвящены исследования Г. Я. Беляковой, О. С. Виханского, А. Л. Гапоненко, М. А. Гусакова, Г. В. Гутмана, А. П. Егоршина, Б. С. Жихаревича, Г. А. Краюхина, О. П. Литовка, Д. С. Львова, А. П. Панкрухина, А. Н. Петрова, В. Е. Рохчина, А. А. Румянцева, Д. В. Соколова, Р. А. Фатхутдинова и др.
Информационной базой исследования послужили справочные и методические материалы Министерства экономического развития, торговли и внешних связей Республики Бурятия, статистические материалы Госкомстата России и Республики Бурятия, других министерств и ведомств, отдельные программы и концепции развития российской экономики.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теории и методологии регионального стратегического управления на основе комплексного исследования региона как социально-эколого-экономической системы, факторов и закономерностей формирования ее структуры, стратегического анализа потенциала и социально-экономической ситуации, а также разработке методов и механизмов регионального стратегического планирования с учетом особых экологических условий региона.
В рамках диссертационной работы, получены следующие наиболее важные результаты, определяющие научную новизну исследования:
— уточнен и дополнен понятийный аппарат стратегического управления региональными социально-экономическими системами в особых эколо-го-экономических условиях;
— обобщены концепции регулирования регионального развития, позволяющие обосновать целесообразность использования адаптационной модели региональной политики и направления реализации стратегии территориального развития;
— выявлены тенденции развития региональных социально-экономических систем в современных условиях, обоснованы причины и факторы особого регионального стратегического управления для депрессивных территорий;
— развиты теоретические и методологические положения регионального стратегического управления, принципы и особенности, позволяющие разработать методы и инструменты стратегического управления для конкретного региона;
— предложены методы разработки стратегического плана развития региона на основе стратегического анализа, целеполагания и выбора альтернативных вариантов региональной стратегии с учетом особых эколого-экономических условий;
— разработана методика выбора стратегических зон хозяйствования и региональной стратегии, основанная на применении теории графов и вектор-но-матричных методов анализа стратегического управления;
— определены целевые ориентиры стратегического управления регионом и разработаны предложения по критериям обеспечения конкурентоспособности, качества жизни, сохранения и поддержания экосистемы оз. Байкал;
— выявлены стратегические приоритеты и направления социально-экономического развития Республики Бурятия с учетом экологических ограничений, обоснована необходимость создания модельной территории устойчивого развития с особым эколого-экономическим механизмом природопользования;
— разработан механизм системы индикативного планирования в Республике Бурятия для реализации целей стратегического управления.
Практическая значимость работы подтверждается тем, что основные результаты диссертационного исследования были использованы в реальной практике стратегического планирования в Республике Бурятия при разработке «Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на период 2005;2007 гг.», «Программы социально-экономического развития города Улан-Удэ на период 2002;2004 гг.», «Концепции формирования системы индикативного управления в Республике Бурятия». Научные положения диссертации, рекомендации, методика и механизм реализации стратегического управления и планирования регионом могут быть использованы в практическом опыте регионального стратегического управления, разработки стратегического и индикативного плана. Материалы исследования используются в учебном процессе при подготовке специалистов в лекционных курсах «Стратегический менеджмент», «Региональная экономика», «Регионалистика» и повышения квалификации региональных управленческих кадров в «Центре корпоративного обучения» при Администрации г. Улан-Удэ.
Апробация основных результатов исследования. Результаты работы докладывались на научных и научно-практических конференциях: на 7-й международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21-столетии» — Санкт-Петербург, май 2005 г., на международных научно-практических конференциях: «Социально-экономические аспекты реформ в России: проблемы, пути решения» — г. Улан-Удэ, июнь 2004 г., «Интеграционные процессы постсоветской экономики и стран АТР на рубеже XX—XXI вв.еков: состояние, проблемы, перспективы» — г. Улан-Удэ, июль 2002 г., «Экономические реформы в России: проблемы, перспективы развития» — г. Улан-Удэ, 2000 г, «Бурятия. Байкал. Улан-Удэ» — г. Улан-Удэ, 2000 г, «Эффективность реформируемых экономик. Россия и регионы» -г. Новгород, декабрь 1999 г. и др.
Публикации. Основные положения диссертационной работы опубликованы в 2 монографиях, 4 брошюрах, а также учебных пособиях, научных статьях в центральных специализированных изданиях, журналах и научно-тематических сборниках, тезисах докладов и выступлений на конференциях и семинарах общим объемом 53,7 п.л.
Объем и структура работы. Последовательность изложения материалов диссертационной работы вытекает из сути решаемой проблемы, ее исходного состояния и логики взаимосвязи, свойственных исследуемым процессам. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составляет 337 страниц основного текста, включая 19 таблиц и 42 рисунка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Выполненное исследование с теоретико-методологических позиций развивает и дополняет существующие научные представления о стратегическом управлении и планировании региональными социально-экономическими системами и предлагает методические механизмы и инструменты стратегического планирования в особых эколого-экономических условиях. Научная работа по данной проблематике позволяет сформулировать следующие обобщающие положения и выводы.
1. В ходе исследования обобщены теоретико-методологические положения исследования региональных социально-экономических систем, обоснованы новые подходы к решению и регулированию региональных проблем. Регион исследуется нами с позиций системного подхода — как целостная система со своей структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Дано определение понятиям регион, региональная социально-экономическая система раскрыто их содержание и эволюция. С учетом экологических особенностей исследуемого региона и задач диссертации автором введено и обосновано понятие региональная соци-ально-эколого-экономическая система (РСЭЭС). В этой связи анализ особенностей функционирования региональной социально-эколого-экономической системы Республики Бурятия позволил сделать вывод о том, что главным вектором развития республики на обозримую перспективу должна стать стратегия перехода к экономически, социально и экологически устойчивому развитию посредством создания модельной территории устойчивого развития. При этом определены факторы и проблемы регионального развития, решение которых должно отражаться в специфических для каждого региона задачах стратегии социально-экономического развития.
2. Стратегическое управление — важнейший инструмент решения проблем эффективности хозяйствования в регионах. Для стратегического управления регионом как социально-экономической системой, по мнению автора, необходимо рассматривать три ее составляющие: социальную, экологическую и экономическую, определяющей из которых является последняя. Она складывается из результатов деятельности комплекса региональных экономических систем отдельных предприятий, осуществляющих производственную и хозяйственную деятельность, а также механизма управления региональными ресурсами в соответствии с заданными целями. Только средствами стратегического управления, предлагающего последовательность действий по использованию ресурсов конкретного региона, направленных на достижение поставленных целей, наиболее предпочтительных для каждого региона, можно обеспечить стабилизацию и устойчивое развитие экономики региона.
Объектом стратегического управления в работе представлен регионсложная и открытая социально-экономическая система, подсистемы которой связаны общей целью — создание благоприятных экономических, социальных, экологических условий повышения качества жизни населения, с одной стороны, укрепление и развитие экономики страны — с другой, на основе комплексного развития регионального хозяйства, функционирующего во взаимосвязи со всей экономикой РФ. Стратегию социально-экономического развития региона можно рассматривать одновременно как способ достижения намеченных в стратегии целей и как форму территориального управления и хозяйственной деятельности, обеспечения эффективного развития регионов в рыночных условиях.
3. В диссертации теоретически обоснована необходимость регулирования регионального развития на основе использования адаптационной модели, которая заключается в том, что задачей государственного регулирования является ускорение естественно протекающих процессов без смены их направления, т. е. стимулирование экономического роста эффективно лишь тогда, когда оно соответствует общим тенденциям развития и размещения предприятий.
Рассмотрены принципы и методы регулирования регионального развития, выявлены проблемы и недостатки. При этом речь идет о дифференцированном, а не универсальном подходе к регулированию регионального развития. Особое значение придается федеральным целевым программам как методу регулирования регионального развития и способу приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем, выявлены имеющиеся недостатки в методическом и правовом плане.
В условиях сложившихся негативных тенденций обоснована необходимость новой политики и стратегии регулирования территориального развития. Стратегия территориального развития должна определять приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов и национального экономического пространства, а региональная политика — увязывать конкретные меры по реализации стратегии со всеми другими направлениями социально-экономической политики и ресурсными возможностями федеративного государства.
В этой связи в работе предложены этапы и конкретные задачи по реализации стратегии территориального развития с учетом возрастающего влияния глобальных процессов мировой экономики. Особое внимание уделено внутренним проблемам стратегии территориального развития, в частности приоритетным задачам Сибирского федерального округа.
Обобщены критерии классификации и признаки депрессивных регионов, поскольку это позволяет концентрировать средства и повышает управляемость процессов вывода региона из неблагополучного состояния, предложены конкретные меры целенаправленной государственной поддержки с учетом специфики региона. Проведенный в диссертации анализ особенностей функционирования депрессивных регионов, в частности Республики Бурятия, позволил сделать вывод о необходимости изменения ориентиров региональной экономической политики и базовых основ регионального стратегического управления, в связи с растущей межрегиональной дифференциацией социально-экономического развития, а также разработки для депрессивных регионов особой социально-экономической стратегии, ориентированной на развитие собственного потенциала при соответствующей поддержке государства.
4. В процессе обоснования и разработки концептуальных основ стратегического управления и планирования на региональном уровне автором раскрыты основные понятия и положения отечественной и зарубежной теории и методологии стратегического управления. В диссертации определены направления преобразования регионального стратегического управления и повышения его адаптивности с учетом современных тенденций и моделей стратегического управления.
В диссертации определена специфика объекта и предмета стратегического управления в экономических системах различного уровня, предопределяющая особенности реализации стратегического управления.
Сущность и содержание регионального стратегического управления в диссертации раскрыто на основе общих положений методологии стратегического управления, разработанных современной теорией и практикой. С учетом особенностей и современных тенденций развития региональных социально-экономических систем в работе сформулированы основополагающие принципы стратегического управления.
Под региональным стратегическим управлением понимается — деятельность, направленная на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включающая диагностический анализ состояния региона, проведение необходимых изменений в хозяйственном комплексе и системе законодательного обеспечения, стратегическое планирование и реализация выбранной стратегии. С позиций комплексного подхода определены виды региональных стратегий: политическая, социально-экономическая, демографическая, научно-техническая и образовательная, экологическая, конкурентная. С учетом специфики исследуемого региона особое внимание уделено экологической стратегии.
По мнению автора, сложность решения задач регионального стратегического управления заключается не только в определении методов, позволяющих оценить объективный уровень развития региональной социально-эколого-экономической системы, выявлении существующих диспропорций, тенденций и проблем развития, но и в реализации на практике сущности стратегического управления — осуществление гибкого регулирования и своевременных изменений в региональном хозяйстве по всей системе связей и отношений, отвечающее динамике, факторам внешней среды для решения целей и задач стратегии развития конкретного региона с учетом его особенностей.
5. Региональное стратегическое планирование позволяет: получить представление о состоянии экономики и социальных проблемах на конкретный момент времениспроецировать на будущее тенденции социально-экономического развитиянаметить стратегические цели и увязать их с объемом и структурой всех видов ресурсовувязать в единое целое федеральные и региональные программыобеспечить механизм достижения стратегических целей и задач.
В диссертации предложена структура стратегического плана, состоящая из трех крупных блоков, соответствующих разделов и элементов. Принципиальная схема разработки стратегического плана региона непосредственно вытекает из его концептуальной модели, предложенной в диссертации.
Естественно, структура стратегического плана региона должна конкретизироваться с учетом его специфики, однако суть остается — в ходе стратегического планирования анализируется текущее состояние региона, определяется перспективный облик и формируется стратегия перехода из текущего состояния в желаемое. Стратегический план определяет систему действий по достижению желаемого состояния региона.
Методы стратегического анализа, целеполагания и формирования экономических стратегий развития региона входят в качестве важной и необходимой части в инструментарий методического обеспечения исследовательских работ по разработке стратегических планов развития региона.
Предложенные типовые и индивидуальные методические подходы к стратегическому управлению, методы выбора стратегических зон хозяйствования и формирования дерева целей позволяют заново рассмотреть и уточнить методические основы стратегического анализа региона. Данные методики позволяют учитывать дифференцированное влияние факторов внешней и внутренней среды, представить весь набор стратегических задач в форме, пригодной для использования аппарата теории графов и выделить на основе системного подхода структурные элементы региона в виде подсистем, а его цели — в форме дерева целей с несколькими уровнями (цели, подцели, задачи).
6. В качестве главных целевых ориентиров стратегического управления в условиях региональной социальной эколого-экономической системы в диссертации исследованы конкурентные преимущества, качество жизни населения и экологические условия.
На основе изучения теории конкуренции и конкурентных преимуществ в работе выявлены особенности конкурентоспособности региональной социально-экономической системы. Именно стратегическое управление обеспечивает долгосрочную конкурентоспособность региона.
На основе отмеченных предпосылок отечественных и зарубежных исследователей конкурентоспособности региона, в диссертации исследованы конкурентные позиции регионов Сибири, что позволило выяснить уровень их зрелости с точки зрения требований перехода к рыночной экономике. Выявлены конкурентные преимущества и ряд ограничений, блокирующих их реализацию в Республике Бурятия, а также определены стратегические направления по повышению конкурентоспособности.
Улучшение качества жизни населения является определяющим фактором конкурентоспособности страны. В работе исследована многоплановость понятия «качество жизни», аккумулирующего основные условия существования и развития человека, комплекс индикаторов, показателей и факторов качества жизни населения региона. Особое внимание в работе уделено разработке эффективных и надежных методов оценки качества жизни региона.
Анализ и оценка качества жизни необходимы при разработке стратегических планов развития регионов и формирования целевых комплексных программ. Эти методы позволят федеральным и региональным органам власти научно обосновать политику повышения качества жизни населения.
Полученные в работе результаты анализа качества жизни населения в регионах Сибирского федерального округа позволяют выявить кризисные точки в социальном развитии, дают возможность анализировать ситуацию и своевременно предпринимать необходимые меры. Основная стратегия развития региона заключается в особом внимании к повышению качества жизни.
Негативные тенденции экологического развития оказывают влияние на общую динамику социально-экономического состояния российских регионов. Проведенный анализ экологической ситуации в Республике Бурятия показал, что, несмотря на ряд природоохранных мер, экономический механизм природопользования не обеспечивает экологических требований территории Байкальского региона и требует новых эколого-экономических подходов. В связи с этим в диссертации рассмотрены научные рекомендации, позволяющие комплексно оценить экологические факторы и связать экологические требования природной среды с интересами развития экономики. С целью обеспечения экологической безопасности территории в диссертации предложено применение формальных методов, основанных на использовании ассимиляционного потенциала и интегральных показателей.
7. Очевидно, что каждый регион имеет свою специфику и «набор» региональных проблем, следовательно, направления, инструменты и механизмы стратегического управления развития должны быть разными. Правильный выбор стратегии позволяет регионам сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала экономического развития и тем самым обеспечивать их эффективное развитие в рыночных условиях. В ходе разработки стратегии выявляются место, роль и функции региона в новых условиях хозяйствования, определяются стратегические приоритеты развития, обосновываются экономические, финансовые и организационные механизмы реализации стратегии в новой институциональной среде.
В стратегии развития Республики Бурятия особую роль играют экологические факторы. Обострившиеся экологические проблемы и необходимость в экономическом благосостоянии региона вступают в противоречие из-за так называемого «байкальского фактора». Вероятно, только формирование специального экономического механизма, реализующего соблюдение ограничений в развитии хозяйства этой территории при одновременных «компенсаторных» мерах, может решить проблему формирования основы саморазвития республики.
8. На основе проведенного анализа выявлены проблемы и ограничения социально-экономического развития Республики Бурятия, порождаемые в первую очередь необходимостью сохранения уникальной экосистемы озера Байкал. Эти проблемы за последнее десятилетие обострились, поскольку в условиях экономического кризиса резко сократилось финансирование природоохранных мероприятий на всех уровнях управления хозяйственной деятельностью.
В этих условиях крайне необходимо решение вопроса о придании Байкальскому региону статуса «Модельной территории устойчивого развития» (МТУР) с особым механизмом эколого-экономического функционирования хозяйственного комплекса республики на Байкальской природоохранной территории.
Создание МТУР отражает современную особенность стратегии устойчивого развития отечественной экономики и является эффективным лишь при активной региональной и структурной политике, организации центров ускоренного роста путем сотрудничества с иностранным капиталом. Учитывая, что МТУР способствует быстрой и активной интеграции в систему мирохозяйственных связей, а также развитию коммуникационной, деловой инфраструктуры, ее создание может стать мощным центром регионального развития, позволяющим решать социальные, экологические и экономические задачи. В работе сформулированы основания создания МТУР на водосборной площади озера Байкал.
Исследование специфических факторов и особенностей республики (буферного положения, богатейшего набора минерального сырья, байкальского фактора, конкурентных преимуществ региона) позволили автору обосновать приоритетные направления стратегического управления: развитие отраслей, базирующихся на добыче и переработке природных ресурсовориентация на внешний спрос как источник устойчивого экономического развития преимущественно с Монголией и северо-восточным Китаемразвитие инфраструктуры жизнедеятельности, создание условий для сохранения и развития человеческого потенциала, повышение эффективности предоставления населению социальных услугсохранение и использование важнейшего природного ресурса и экологического фактора мирового значения — оз. Байкалрасширение импортозамещающих производств и др. Разработаны предложения по повышению конкурентоспособности Республики Бурятия в предстоящей перспективе.
Стратегическая цель социально-экономического развития Республики Бурятия заключается в создании условий для использования существующих долговременных позитивных факторов для обеспечения конкурентоспособности экономики республики, устойчивого роста уровня и качества жизни населения республики с учетом требований экологизации хозяйственной деятельности, обусловленных необходимостью сохранения экосистемы озера Байкал. Достижение этой цели предполагает построение модели динамично развивающейся экономики на основе эффективного использования производственного, природно-ресурсного, научного потенциала, конкурентных преимуществ республики, обеспечения социальных стандартов, финансовой стабильности и необходимых институциональных условий.
В диссертации определен комплекс мероприятий, направленный на реализацию стратегической цели социально-экономического развития республики, обеспечивающий конкурентоспособность, рост качества жизни населения при одновременном обеспечении экологических требований.
9. Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. В диссертации рассмотрены общие понятия и методика индикативного планирования, предложен алгоритм разработки индикативного плана региона, разработан механизм системы индикативного планирования и управления в Республике Бурятия.
Полный цикл системы индикативного управления Республики Бурятия включает подготовку и реализацию следующих этапов: установление целей, прогнозированиепланированиеуправление реализациейнормативно-правовое и методическое обеспечениеинформационное обеспечение. Заключительной стадией системы индикативного управления является мониторинг, т. е. оценка и контроль за состоянием социально-экономического развития республики, отраслей экономики и социальной сферы, территории республики и хозяйствующих субъектов.
Введение
системы индикативного управления в Республике Бурятия обеспечивает согласованные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, направленные на формирование устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения республики.
Список литературы
- О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» Текст.: Фе-дер. закон от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ.
- О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации Текст.: Федер. закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.// Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. -№ 30.
- О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации Текст.: Федер. закон. 1999.
- О соглашениях о разделе продукции Текст.: Федер. закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ.
- Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений Текст.: Федер. закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3.
- Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Текст.: Федер. закон. 1999.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Текст.: Федер. закон. 1995.
- Об охране озера Байкал Текст.: Федер. закон. 1999.
- Основные положения региональной политики Российской Федерации Текст. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. — № 23.
- Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне байкальской природной территории Текст.: Постановление Правительства Рос. Федерации от 30 августа 2001 г. № 643.
- Агалов, В.К. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах Текст. / В. К. Агалов, Г. В. Хомкалов, Е. Д. Цыренова. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. 128 с.
- Аганбегян, А.Г. Реформы надо продолжить Текст. / А.Г. Аганбе-гян // ЭКО. 2004. — № 8. — С. 2−20.
- Адамеску, А. Нужна новая форма территориального управления Текст. / А. Адамеску, В. Кистанов // Обозреватель-Observer. 1999. -№ 9.
- Адашкин, А.П. Формирование стратегии социально-экономического развития крупного региона России Текст. / А. П. Адашкин. М.: Макс Пресс, 2002.
- Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика Текст. / Г. Л. Азоев. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
- Акофф, Р. Планирование будущего корпорации Текст. / Р. Акофф. -М.: Прогресс, 1985.
- Амосов, А. Об условиях развития народного хозяйства в 20 052 007 г. Текст. / А. Амосов // Экономист. 2004. — № 6. — С. 45−52.
- Анализ тенденций развития регионов России: типология регионов, выводы и предложения Текст. М.: Служба Тасис Генерального Директората 1А, Европейская комиссия, 1996.
- Андреев, С.Ю. Совершенствование организационно-экономических механизмов управления региональной экономикой Текст. / С. Ю. Андреев. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998.
- Андреева, JI. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития Текст. / JI. Андреева, Е Миргородская // Экономист. 2004. — № 1. — С. 20−34.
- Андрианов, В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал Текст. / В. Д. Андрианов. М., 1999.
- Анилища, Е.Г. Качество жизни населения крупнейшего города Текст. В 2 ч. Ч. 1 / Е. Г. Анилища, A.M. Елохов, В. А. Сухих. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2000.
- Анилища, Е.Г. Качество жизни населения крупнейшего города Текст. В 2 ч. Ч. 2 / Е. Г. Анилища, A.M. Елохов, В. А. Сухих. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2000.
- Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия Текст. / И. Ансофф. -СПб.: Питер, 1999.
- Ансофф, И. Стратегическое управление Текст. / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989.
- Аронов, A.M. Ключевые факторы успеха стратегического планирования Текст. / A.M. Аронов, А. В. Громов. СПб.: Лениздат, 2000.
- Бандман, М. Сибирь и ее проблемные регионы: подходы к разработке программ их развития Текст. / М. Бандман, В. Малов // Экономист. -1997.-№ 4.
- Безруков, В. Социально-экономическое развитие РФ в 2003 году и прогноз на 2004 год Текст. / В. Безруков, Б. Сафонов, Б. Мельников // Экономист. 2004. — № 1. — С.3−20.
- Белякова, Г. Я. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития Текст.: монография / Г. Я. Белякова. — Красноярск: СибГТУ, 2001.
- Бильчак, B.C. Региональная экономика Текст. / B.C. Бильчак, В. Ф. Захаров. — Калининград: Янтар. сказ, 1998.
- Бирман, Г. Экономический анализ инвестиционных проектов Текст. / Г. Бирман, С. Шмидт. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
- Бобылев, С. Россия на пути антиустойчивого развития Текст. / С. Бобылев // Вопросы экономики. 2004. — № 2. — С.43−55.
- Богданов, С.С. Стратегия социально-экономического развития районных центров России Текст. / С. С. Богданов, А. Н. Петров, В. И. Сигов. -М.: Пресс-сервис, 1997.
- Болотов, С.П. Разработка стратегии предприятия Текст. / С. П. Болотов. Сыктывкар: Изд-во СПУ, 1999.
- Боумен, К. Основы стратегического менеджмента Текст. / К. Бо-умен. М.: Банки и биржи, 1997.
- Бувальцева, В.И. Теория и методология исследования устойчивого роста экономики региона Текст. / В. И. Бувальцева, B.C. Сурнин. Кемерово, 1998.
- Виссема, X. Стратегический менеджмент Текст. М.: Фин-пресс, 2000.
- Виханский, О.С. Стратегическое управление Текст. / О.С. Вихан-ский. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 2000.
- Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс Текст. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. 2-е изд. — М.: Гардарика, 1996.
- Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление Текст.: учеб. пособие для вузов / А. И. Гаврилов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
- Гапоненко, A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город Текст. / A. J1. Гапоненко. М.: Изд-во РАГС, 2001.
- Гапоненко, A. J1. Стратегическое управление Текст.: Учебник / A. J1. Гапоненко, А. П. Панкрухин. -М.: Омега-J1, 2004.
- Гапоненко, A. J1. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления Текст. / A. J1. Гапоненко, В. Г. Полянский. М.: РАГС, 1999.
- Гелбрейт, Дж. К. Экономические теории и цели общества Текст.: [пер. с англ.] / Дж. К. Гелбрейт. М.: Прогресс, 1979.
- Гладкий, Ю.Н. Основы региональной политики Текст. / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 1998.
- Гладкий, Ю.Н. Регионоведение Текст.: Учебник / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. -М.: Гардарики, 2000.
- Горбачев, А.И. Стратегия развития промышленности регионов Текст. / А. И. Горбачев. М.: Диалог Пресс, 2000.
- Гранберг, А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации Текст. / А. Гранберг // Вопросы экономики. 2002. -№ 9. — С. 15−27.
- Гранберг, А. Производство и использование валового регионального продукта: межрегиональные сопоставления Текст. / А. Гранберг, Ю. Зайцева // Российский экономический журнал. 2002. — № 10. — С.42−64.
- Гранберг, А. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья: первый шаг Текст. / А. Гранберг, В. Ишаев // Экономист. 1997. — № 9.
- Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики Текст. / А. Г. Гранберг. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Грейсон, Дж. Мл. Американский менеджмент на пороге 21 века Текст.: [пер. с англ.] / Дж. Мл. Грейсон, К. О’Дейл. М.: Экономика, 1991.
- Грицай, О.В. Центр и периферия в региональном развитии Текст. / О. В. Грицай, Г. В. Иоффе, А. И. Трейвиш. М.: Наука, 1991.
- Гусев, Ю.В. Стратегия развития предприятия Текст. / Ю. В. Гусев. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.
- Гутман, Г. В. Управление региональной экономикой Текст. / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С. В. Федин. -М.: Финансы и статистика, 2001.
- Дашевская, Г. М. Методы стратегического планирования: зарубежный опыт Текст. / Г. М. Дашевская, В. Г. Китникова. М., 1992.
- Двас, Г. В. Основы управления надежностью функционирования территориальных социально-экономических систем Текст. / Г. В. Двас. -СПб.: Петрополис, 1999.
- Добрынин, А.И. Региональные пропорции воспроизводства Текст. / А. И. Добрынин. Л., 1977.
- Дойль, П. Менеджмент. Стратегия и тактика Текст. / П. Дойль. -СПб.: Питер, 1999.
- Дорогов, Н.И. Совершенствование государственного управления хозяйством региона в условиях многообразия форм собственности Текст. / Н. И. Дорогов. Иваново: ИвГУ, 1998.
- Дульщиков, Ю.С. Региональная политика и управление Текст. / Ю. С. Дульщиков. -М.: РАГС, 1998.
- Дункан, Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников управления и управленческой практики Текст. / Дж. У. Дункан. М.: Дело, 1996.
- Егоршин, А.П. Качество жизни населения региона Текст.: монография / А. П. Егоршин, А. К. Зайцев. Н. Новгород: НИМБ, 2002.
- Изард, У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах Текст. / У. Изард. М.: Прогресс, 1966.
- Индикативное планирование: теория и пути совершенствования Текст. СПб.: Знание, 2000.
- Институт губернатора в России: традиции и современные реальности Текст. / под ред. Н. С. Слепцова. М.: РАГС, 1997.
- Итоги социально-экономического развития города Улан-Удэ за 1998−2002 гг. Текст.: информ.-статист. сб. Улан-Удэ, 2003. — 63 с.
- Карлофф, Б. Деловая стратегия Текст. / Б. Карлофф. М.: Экономика, 1991.
- Кинг, У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика Текст. / У. Кинг, Д. Клиланд. М.: Прогресс, 1982.
- Киселева, А.В. Теория федерализма Текст. / А. В. Киселева, А. В. Нестеренко. М.: Изд-во Московского университета, 2002.
- Кистанов, В.В. Федеральные округа России: важный шаг в укрепление государства Текст. / В. В. Кистанов. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2000.
- Кноринг, В.И. Теория, практика и искусство управления Текст. / В. И. Кноринг. М.: Норма-Инфра, 1999.
- Коваленко, Е.Г. Региональная экономика и управление Текст.: учеб. пособие / Е. Г. Коваленко. СПб.: Питер, 2005. — 288 с.
- Козаков, Е. О социально-экономическом подходе Текст. / Е. Козаков // Экономист. 2004. — № 5. — С. 61−65.
- Колосовский, Н.Н. Основы экономического районирования Текст. / Н. Н. Колосовский. М.: Госполитиздат, 1968.
- Коно, Т. Стратегия и структура японских предприятий Текст. / Т. Коно. М.: Прогресс, 1987.
- Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию Текст. // ЭКОС. 1995. — № 3. — С. 4−10.
- Конюхова, И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт. Итоги становления и перспективы развития Текст. / И. А. Конюхова. -М.: Формула права, 2004. т
- Коптюг, В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) Текст.: информационный обзор / В. А. Коптюг. Новосибирск, 1992.
- Копылов, Н.В. Региональная экономика России Текст. / Н. В. Копылов. М.: Финансы и статистика, 2002.
- Корнай, Я. Экономика дефицита Текст. / Я. Корнай. М.: Прогресс, 1990.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга Текст. / Ф. Котлер. М.: Прогресс, 1990.
- Краснова, Т.Г. Экономическая устойчивость региона: теоретические вопросы и практические исследования Текст. / Т. Г. Краснова. Красноярск: КГТУ, 1999.
- Кремлев, Н. Некоторые проблемы освоения СНС в регионе Текст. / Н. Кремлев // Вопросы статистики. 1999. — № 9.
- Кузнецов, Ю.В. Основы менеджмента Текст. / Ю. В. Кузнецов, В. И. Подлесных. СПб.: Юлбис, 1997.
- Кузнецова, О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов Текст. / О. Кузнецова // Вопросы экономики. 2002. — № 4. — С. 46−66.
- Кузнецова, О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования Текст. / О. В. Кузнецова. М.: УРСС, 2002.
- Купершток, В.Л. Методические основы выделения депрессивных и отсталых регионов Текст. / В. Л. Купершток, В. М. Соколов, С. Я. Суспицин и др. // Регион: экономика и социология. 1996. — № 2. — С. 3−33.
- Ларина, Н.И. Региональная политика в странах рыночной экономики Текст.: учеб. пособие / Н. И. Ларина, А. А. Кисельников. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1998.
- Лексин, В.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития Текст. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. М.: УРСС, 1997.
- Лившиц, А.Я. Региональная стратегия России Текст. / А. Я. Лившиц, А. В. Новиков, Л. В. Смирнягин. М.: Аналитический центр при Президенте РФ, 1994.
- Липко, А.Г. Производство и потребление в регионе Текст. / А. Г. Липко, К. М. Миско. М.: Наука, 1986.
- Литовка, О. Структурно-динамический подход к исследованию эколого-экономических систем Текст. / О. Литовка, Л. Дедов, К. Павлов, М. Федоров. // Общество и экономика. 2004. — № 1. — С. 33−48.
- Лось, В.А. Устойчивое развитие Текст.: учеб. пособие / В. А. Лось, А. Д. Урсул. М.: изд-во «Агар», 2000.
- Лугачева, Л.И. Новый подход к региональной промышленной политике Текст. / Л. И. Лугачева // ЭКО. 2002. — № - С. 67−82.
- ЮЗ.Маевская, Л. И. Региональная инвестиционная политика Текст. / Л. И. Маевская // ЭКО. 1994. — № 6. — С. 72−81.
- Маергойз, И.М. Территориальная структура хозяйства Текст. / И. М. Маергойз. Новосибирск: Наука, 1986.
- Майбуров, И. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс Текст. / И. Майбуров // Общество и экономика. 2004. — № 4. — С. 34−41.
- Юб.Малов, В. Ю. Транспортная система азиатской России как условие сохранения стабильности экономического развития страны Текст. / В. Ю. Малов // Экономика и финансы. 2003. -№ 11. — С. 41−48.
- Ю7.Малов, В. Ю. Оценка последствий отказа от Федеральной поддержки экономики Сибири Текст. / В. Ю. Малов, Б. В. Мелентьев // ЭКО. -2002.-№ 4.-С. 89−98.
- Маркова, Н. Регионы России: итоги четырех лет экономических реформ Текст. / Н. Маркова // Экономист. 1996. — № 3. — С. 47−55.
- Ю9.Маршалова, А. С. Основы теории регионального воспроизводства Текст. / А. С. Маршалова, А. С. Новоселов. М.: Экономика, 1988.
- ПО.Матрусов, Н. Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России Текст. / Н. Д. Матрусов. -М.: Наука, 1995.
- Мелентьев, Б.В. Управление региональной экономикой Текст.: курс лекций / Б. В. Мелентьев. Новосибирск: НГАЭиУ, 2002.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента Текст. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело ЛТД, 1992.
- Место России в интеграции евроазиатского континента. Проект аналитического доклада Текст.: Материалы Байкальского экономического форума. Иркутск, 2004.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов Текст. М.: Экономика, 2000.
- Методические рекомендации по разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов Текст. // Регио-нология. 1997.
- Мильнер, Б.З. Реформы управления и управление реформами Текст. / Б. З. Мильнер. М., 1994.
- Минцберг, Г. Школы стратегий Текст. / Г. Минцберг, Б. Альст-рэнд, Д. Лэмпел. СПб.: Питер, 2000.
- Минцберг, Г. Стратегический процесс Текст. / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал. СПб.: Питер, 2001.
- Михеева, Н.Н. Региональная экономика и управление Текст.: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Михеева. Хабаровск, 2000.
- Некипелов, А. О стратегических установках и экономической политике федеральных властей Текст. / А. Некипелов // Российский экономический журнал. 2004. — № 5−6. — С. 32−40.
- Некрасов, Н.Н. Региональная экономика Текст. / Н. Н. Некрасов. -М.: Экономика, 1975.
- Немиров, A.JI. Управление функционированием и развитием региональных экономических систем Текст. / A.JI. Немиров, С. В. Боженко, Н. Н. Смирнова. Кострома, 2000.
- Новоселов, А.С. Региональные рынки Текст. / А. С. Новоселов. -М.: Инфра-М, 1999.
- Осипов, А.К. Экономика региона: механизм комплексного развития Текст. / А. К. Осипов. Екатеринбург: Изд-во УроРАН, Институт экономики, 1996.
- Основы стратегического планирования Текст.: учеб.-метод. пособие. СПб.: Знание, 1998.
- Перфильев, С.В. Анализ территориального неравенства и бюджетное регулирование территорий Текст. / С. В. Перфильев, В. И. Терехин. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2000.
- Петров, А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия Текст. / А. Н. Петров. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1994.
- Пилясов, А. Политические и экономические факторы развития российских регионов Текст. / А. Пилясов // Вопросы экономики. 2003. -№ 5.-С. 61−82.
- Попадюк, Н. Административно-территориальная реформа и территориально-хозяйственные уклады Текст. / Н. Попадюк // Вопросы экономики.-2004.-№ 5.-С. 1−8.
- Портер, М. Конкуренция Текст.: учеб. пособие / М. Портер. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
- Портер, М. Международная конкуренция Текст.: [пер. с англ.] / М. Портер. -М.: Международные отношения, 1993.
- Предпринимательский климат регионов России. География России для инвесторов и предпринимателей Текст. М.: Начала-Пресс, 1997.
- Проблемы регионального развития. Модели и эксперименты Текст. М.: ИГ РАН, 1997.
- Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005−2007 годы Текст.
- Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро Текст. Женева, 1993.
- Промышленность России Текст.: стат. сб. М.: 2000.
- Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики Текст. / под ред. Д. С. Львова. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.
- Раднаев, Г. Ш. Народнохозяйственный комплекс Бурятской АССР Текст. / Г. Ш. Раднаев. Новосибирск: Изд-во «Наука», СО, 1979.
- Радугин, А.А. Основы менеджмента Текст. / А. А. Радугин. М.: Центр, 1997.
- Развитие региона: методический подход Текст. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 1995.
- Разумовский, В.М. Эколого-экономическое районирование (теоретические аспекты) Текст. / В. М. Разумовский. Л.: Наука. Ленингр. Отд., 1989.
- Рафиков, С.А. Экологическая обстановка в регионе: методы оценки и управления Текст. / С. А. Рафиков. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992.
- Региональная экономика Текст. / под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова. Ростов-н-Д: Феникс, 2003.
- Региональная экономика Текст. / под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.
- Региональная экономика Текст.: Учебник / под ред. В.И. Видяпи-на, М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2002.
- Региональная экономика Текст.: учеб. пособие / под ред. М. В. Степанова. М.: Инфра-М, 2000.
- Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза Текст. М.: Экономика, 2000.
- Региональные кризисные ситуации и экономическая безопасность России Текст. -М.: СОПСиЭС. 1998.
- Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2002 Текст.: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002 Текст.: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002.
- Республика Бурятия 80 лет Текст.: стат. сб.: юбилейный выпуск / Комгосстат Республики Бурятия. 2003. — 305 с.
- Розанова, Т.Г. Экономика региона: теория и практика Текст. / Т. Г. Розанова. -М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004.
- Романова, А.А. Формирование и механизмы реализации государственной промышленной политики на региональном уровне Текст. / А. А. Романова. Орел: Изд-во ОРАГС, 2001.
- Российские регионы в новых экономических условиях Текст. -М.: ИГ РАН, 1996.
- Рябухин, С.Н. Целевые программы развития регионов Текст. / С. Н. Рябухин // ЭКО. 2003. — №. — С.
- Савченко, П. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России Текст.: материалы к лекциям и семинарам / П. Савченко, М. Федорова, Е. Шелкова // Российский экономический журнал, 2000.-№ 7.-С. 66−73.
- Саймон, Г. А. Менеджмент в организациях Текст. / Г. А. Саймон, Д. У. Смитбург, В. А. Томпсон. -М.: Экономика, 1995.
- Самофалова, Е.В. Государственное регулирование национальной экономики Текст.: учеб. пособие / Е. В. Самофалова, Э. Н. Кузьбожев, Ю. В. Вертакова. М.: КНОРУС, 2005. — 272 с.
- Сангадиев, З.Г. Программно-целевой подход к разработке стратегии развития города Текст.: монография / З. Г. Сангадиев, И.Г. Сангадиева- СибГАУ. Красноярск: Изд-во СибГАУ, 2004. — 200 с.
- Сангадиев, З.Г. Основы региональной экономики Текст.: учеб. пособие / З. Г. Сангадиев, О. П. Санжина, И. Г. Сангадиева. Улан-Удэ: Изд-во В СГТУ, 2000.-116 с.
- Сангадиева, И.Г. Основы формирования региональных экономических систем Текст. / И. Г. Сангадиева. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 2001.
- Сангадиева, И.Г. Особенности индикативного управления в регионе Текст. / И. Г. Сангадиева. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 2000.
- Сангадиева, И.Г. Региональные особенности устойчивого развития Текст. / И. Г. Сангадиева. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 2003.
- Сангадиева, И.Г. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона Текст. / И. Г. Сангадиева. М.: Изд-во МАИ, 2004.
- Сангадиева, И.Г. Экономический потенциал и перспективы развития региона Текст. / И. Г. Сангадиева. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 2002.
- Санжина, О.П. Проблемы управления регионом как социально-эколого-экономической системой Текст. / О. П. Санжина, С. А. Ершова. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000.
- Семенов, П. Актуальные проблемы регионального развития Текст. / П. Семенов // Экономист. 2004. — № 6. — С. 64−72.
- Сенчагов, В.К. Объединение субъектов федерации и национальные интересы России Текст. / В. К. Сенчагов, В. А. Дадалко, A.M. Брагин. // ЭКО. 2004. — № 7. — С. 14−27.
- Соколов, Д.В. Стратегия регионального развития: формирование и управление Текст. / Д. В. Соколов, М. С. Мотышина, Н. В. Минеева, А. Н. Морозов, Ю. Н. Эйсснер. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
- Соловьев, B.C. Стратегический менеджмент Текст.: Учебник / B.C. Соловьев. Ростов-н-Д: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
- Солодовникова, Е.Ф. Теоретические подходы к определению региональных приоритетов социально-экономического развития Текст. / Е. Ф. Солодовникова и др. Екатеринбург: ИЭУрОРАН, 2000.
- Социально-экономическое развитие г. Улан-Удэ в 1998—2003 гг. Текст. Улан-Удэ, 2004. — 118 с.
- Степанов, А.Г. Государственное регулирование экономики региона Текст. / А. Г. Степанов. М.: Финансы и статистика, 2004. — 240 с.
- Стратегия перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002−2010 годы Текст. Улан-Удэ, 2001.
- Стратегическое планирование и управление Текст.: учеб. пособие. В 2 ч. 4.1. / под ред. А. Н. Петрова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
- Стратегическое планирование и управление Текст.: учеб. пособие. В 2 ч. 4.2. / под ред. А. Н. Петрова. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
- Стратегическое планирование и управление: современное состояние Текст.: монография / под ред. А. Н. Петрова и Л. Г. Демидовой. СПб.:1. ИВЭСЭП, Знание, 2002.
- Стратегическое планирование Текст.: учеб. пособие / под ред. А. Н. Петрова. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.
- Стратегическое управление: регион, город, предприятие Текст. / под ред. Д. С Львова, А. Г. Гранберга, А.П. Егоршина- ООН РАН, НИМБ. -М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004.
- Стрижкова, Л. Качество жизни в российских регионах (динамика, межрегиональные сопоставления) Текст. / Л. Стрижкова, Т. Златоверховни-кова // Экономист. 2002. — № 10. — С. 67−76.
- Танганова, Т.А. Основы внешнеэкономической деятельности Текст.: учеб. пособие / Т. А. Танганова, И. Г. Сангадиева. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 2003.
- Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование Текст. В 3 кн. Кн. 1. Теоретические основы региональной политики. СПб.: Петрополис, 1994.
- Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование Текст. В 3 кн. Кн. 2. Региональная политика в междисциплинарных исследованиях. СПб.: Петрополис, 1994.
- Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование Текст. В 3 кн. Кн. 3. Актуальные проблемы регионального реформирования. СПб.: Петрополис, 1994.
- Территориальное стратегическое планирование: новые возможности социально-экономического развития Текст. Красноярск, 2003.
- Территориально-производственные комплексы: Опыт и проблемы формирования Текст. Л.: Наука, 1990.
- Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент Текст. / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. М.: Юнити, 1998.
- Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма Текст. / И. А. Умнова. М.: Дело, 2000.
- Уотермен, Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании Текст. / Р. Уотермен. -М.: Прогресс, 1988.
- Управление развитием региона и города Текст.: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. -М.: РАГС, 2000.
- Урсул, А.Д. Ноосферная стратегия перехода России к устойчивому развитию Текст. / А. Д. Урсул. -М., 1997.
- Урсул, А.Д. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы Текст. / А. Д. Урсул, В. А. Лось. М., 1994.
- Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса. Экономика, маркетинг, менеджмент Текст. / Р. А. Фатхутдинов. -М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
- Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент Текст.: 2-е изд., доп. / Р. А. Фатхутдинов. М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез, 1998.
- Федеральная программа социально-экономического развития Республики Бурятия на период 1996—2005 гг. Текст. Москва-Улан-Удэ, 1996.
- Федеральная целевая программа «Дальний Восток и Забайкалье» (1996−2005 гг.) Текст.-Москва, 1996.
- Федерализм (Теория, практика, история) Текст. М., 1997.
- Целевая программа перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002−2010 гг. Текст. Улан-Удэ, 2001.
- Черников, А.П. Теории и приоритеты регионального развития Текст. / А. П. Черников // ЭКО. 2004. — № 2. — С. 162−168.
- Черныш, Е.А. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка Текст. / Е. А. Черныш и др. М.: Приор, 1999.
- Шалмина, Г. Г. Основы стратегии развития регионов России. Вопросы методологии и методы Текст.: учеб. пособие / Г. Г. Шалмина и др. -Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
- Шамхалов, Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес) Текст. / Ф. И. Шамхалов. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.
- Шарыгин, М.Д. Региональная организация общества Текст. / М. Д. Шарыгин. Пермь: Изд-во Пермского университета, 1992.
- Широков, А.Н. Реформа местной власти в России Текст. / А. Н. Широков, С. Н. Юркова. СПб.: Вести, 1995.
- Шнипер, Р.А. Региональные предплановые исследования Текст. / Р. А. Шнипер. Новосибирск, 1978.
- Шнипер, Р.А. Экономическая реформа и территориальное планирование Текст. / Р. А. Шнипер. -М.: Экономика, 1968.
- Шнипер, Р.А. Экономические методы управления Текст. / Р. А. Шнипер. Новосибирск, 1991.
- Штульберг, Б.М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации Текст. / Б. М. Штульберг, В. Г. Введенский. М.: Гелиос АРВ, 2000.
- Шукеев, У. Приоритеты развития региональной экономики Текст. / У. Шукеев // Экономист. 2002. — № 10. — С. 60−66.
- Экономика Сибири: субъекты Федерации Текст.: учеб. пособие / отв. ред. В. В. Кулешов, Н. И. Ларина, Е. А. Бойко. Новосибирск: СибАГС, 1999.
- Экономическая диагностика и ускорение регионального развития Текст. Новосибирск, 1991.
- Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства Текст. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Экономические проблемы становления российского федерализма Текст. М.: Наука, 1999.
- Юданов, А.Ю. Конкуренция. Теория и практика Текст. / А. Ю. Юданов. -М.: ГНОМ ПРЕСС, 1998.
- Ясин, Е. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики Текст. / Е. Ясин, А. Яковлев // Вопросы экономики. 2004. — № 7. -С. 2−8.
- Andrews, K.R. The Concept of Corporate Strategy Text. / K.R. Andrews. Homewood, IL: Irwin, 1987.
- Ansoff, H.L. Corporate Strategy. Penguin Books Text. / H.L. Ansoff. -Middlesex, 1981.
- Chandler, A.D. Strategy and Structure: Charters in the History of the Industrial Enterprise Text. / A.D. Chandler. Cambridge, 1962.
- Dennison, S. The Location of Industry and the Depressed Areas Text. / S. Dennison. London, 1936.
- Mintzberg, H. The Rise and Fall of Strategic Planning Text. / H. Mintzberg. New York: Free Press, 1994.
- New Directions in Federal Economic Development Programs Text. // Explorations in Economic Research. 1977. — vol. 4 — № 3. — p. 345−469.
- Porter, M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors Text. / M.E. Porter. New York: Free Press, 1980.
- Richardson B. Business Planning. An Approach to Strategic Management Text. / B. Richardson, R. Richardson. London, 1992.
- Электронный документ. // www.citystrategy.leontief.net
- Структура описания результатов стратегического анализа в составе стратегического плана
- Направления анализа Цели анализа Содержание работ1 2 3
- Технология создания системы стратегического планирования, разработки и реализации Стратегического планатехнология КРЭП
- Стадия/этап Линии (направления) деятельности
- Исполнительного комитета) для одобрения результатов анализа ческого анализа работы тематических комиссий Подготовка текста аналитического раздела Стратегического плана
- Оформление и экспозиция передвижной выставки1. Реализация
- Источники финансирования республиканских целевых программ в составе индикативного плана на 2003 год
- Отрасли Объемы и источники финансирования, млн. руб.
- Всего Республиканский бюджет1. Всего 627,1 534,1
- Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 8,9 8,9
- Промышленность, энергетика и строительство 105,6 105,6
- Сельское хозяйство и рыболовство 154,3 134,0
- Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 29,6 29,6
- Транспорт, связь, информатика 17,5 15,3
- Развитие рыночной инфраструктуры 0,3 0,3
- Жилищно-коммунальное хозяйство 17,9 17,9
- Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайной ситуаций 4,3 4,31. Образование 57,0 39,0
- Культура и искусство 11,0 11,01. Здравоохранение 89,4 78,2
- Физическая культура 1,7 1,7
- Социальная политика 123,0 84,01. Прочие 6,6 4,3
- Макроэкономические индикаторы плана социально-экономического развития Республики Бурятияза 2003 год
- Индикаторы 2001 г. 2003 г.1. Отчет Прогноз План
- Численность населения, тыс. чел. 1026,0 1013,9 1013,9
- Производство ВРП (в текущих рыночных ценах), млн. руб. 31 072,3 51 080,4 51 326,8
- Продукция промышленности, млн. руб. 16 046 23 641,2 24 923 В том числе по отраслям:
- Электроэнергетика, млн. руб. 4358,3 7249,1 6923,732. топливная промышленность, млн. руб. 833,4 859,4 835
- Цветная металлургия, млн. руб. 1807,2 2860,1 2864
- Машиностроение и металлообработка, млн. руб. 4553,3 6602 6662
- Промышленность строительных материалов, млн. руб. 309,3 453,6 459,7
- Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, млн. руб. 1054,3 1521,5 1511,7
- Легкая промышленность, млн. руб. 406,8 488,2 513,7
- Пищевая промышленность, млн. руб. 1324,7 2009,3 1971,7
- Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность, млн. руб. 157,9 150,0 145,3
- Продукция сельского хозяйства, млн. руб. 5384,3 6854,4 6854,4
- Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 5282 3797,8 3797,8
- Розничный товарооборот, млн. руб. 14 546,4 19 272,3 19 272,3
- Внешнеторговый оборот, млн. долл. 180,6 239,6 239,6
- Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 394,3 394,5 402,6
- Реальные денежные доходы населения, темп роста к предыдущему году, % 110 105 105,5
- Ввод жилья, тыс. кв. м. 181,9 184,7 184,9
- Прибыль (балансовая), млн. руб. 1705 2812 2812
- Структура производства продукции по основным отраслям промышленностив процентах к итогу)1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
- Промышленность 100 100 100 100 100 100 100 100 100 В том числе:
- Электроэнергетика 31,7 35,8 39,0 45,8 32,1 27,0 29,3 30,3 26,5
- Топливная промышленность 6,9 10,5 11,6 9,2 6,6 5,7 5,2 3,7 3,1
- Черная металлургия 0,8 0,9 1,1 1,3 0,7 0,6 0,5 0,5 0,7
- Цветная металлургия 6,4 5,9 4,9 6,8 12,7 14,8 11,7 12,6 11,6
- Химическая промышленность 0,0 од 0,0 0,2 0,2 0,2 0,1
- Машиностроение и металлообработка 22,2 19,2 16,7 12,0 14,8 22,3 29,5 31,6 39,0
- Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 9,4 7,6 7,0 7,0 11,2 9,9 7,3 6,8 6,0
- Промышленность строительных материалов 5,6 4,7 4,0 3,6 2,8 3,4 2,6 2,3 2,3
- Легкая промышленность 2,0 2,1 2,5 2,3 3,1 зд 2,6 2,2 1,7
- Рис. 2. Динамика производства сельскохозяйственной продукции на душу населенияг 30,0%
- Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в РБ
- Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в РФсоотношение показателя в РБ к РФ
- Рис. 3. Динамика инвестиций в основной капитал на душу населения
- Объем финансовых средств, поступивших из федерального бюджета в бюджет Республики Бурятия в 2001—2004 гг., млн. руб.2002 2003 2004
- Дотации 4814,2 5544,9 5196,0
- Субвенции 573,3 572,8 423,5
- Субсидии 587,2 629,4 350,4
- Бюджетный кредит / ссуда 215,0 80,0 10,0
- Средства, полученные по взаимным расчетам, в том числе компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти 119,3 166,1 0,01. Трансферты 0,0 0,0 0,0
- Прочие безвозмездные перечисления 0,0 0,0 0,0
- Всего 6309,0 6993,2 5979,9
- Задолженность перед федеральным бюджетом за ранее предоставленные кредиты (ссуды) и гарантии 802,5 514,0 437,920,0% 18,0% 16,0% 14,0% 12,0% 10,0% 8,0% 6,0% 4,0% 2,0% 0,0%20 022 003 годы20 041. D S XV
- Уровень общей безработицы в РБ ¦превышение показателя в РБ к РФ
- Уровень общей безработицы в РФ
- Рис. 4. Уровень общей безработицы в Бурятии и России
- Основные проблемы социально-экономического развития Республики Бурятия1. Количественные
- Наименование проблемы характеристики проблемы Краткое описаниеп/п РБ СФО В среднем по России1 2 3 4 5 6
- Объем внешнеторгового оборота на душу населения отстает от среднероссийских показателей, млн. долл. 0,38 1,32 Высокая зависимость экспорта от внешнеэкономической конъюнктуры
- Низкий уровень финансовой обеспеченности на душу населения, тыс. руб. на чел. 22,4 37,8 Высокий уровень дотационности бюджета республики (44%), недостаток финансовых ресурсов для выполнения региональных полномочий
- Низкий уровень занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике, % 5Д 8,5 11,1 Уровень развития предпринимательства отстает от среднероссийских показателей1. Продолжение табл. 31 2 3 4 5 6
- Низкая плотность автодорог (коэффициент Энгеля) 10,5 10,1 11,5 Неразвитость сети республиканских дорог сдерживает социально-экономическое развитие районов и городов республики, создает препятствия на пути развития межрегионального сотрудничества
- Высокий уровень общей безработицы, % 16,8 11 8,5 Высокий уровень безработицы связан с низким уровнем диверсификации отраслей экономики, недостаточным развитием малого предпринимательства
- Высокий уровень регистрируемой безработицы 2,5 2,04 Высокий уровень регистрируемой безработицы, обусловлен общим уровнем безработицы
- Низкий уровень денежных доходов населения в сравнении с прожиточным минимумом, (соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума) 1,6 2,4 Отставание от среднероссийских показателей благосостояния населения
- Низкий уровень книгообеспечености жителей Республики Бурятия (книг на одного жителя субъекта РФ) 6,3 7,8 6,7 Книгообеспеченость жителей Республики Бурятия (книг на одного жителя субъекта РФ)
- Высокий уровень тарифов на электроэнергию (коп./кВт-ч.) 91,67 37,20 67,00 Снижение конкурентоспособности предприятий республики
- Высокая стоимость угля поставляемая СУЭК потребителям республики 650−800 310 310 При себестоимости 1 тонны тугнуйского угля в пределах 150−200 руб. потребителям республики реализуется по 650−800 руб. за 1 тонну1. Продолжение табл. 31 2 3 4 5 6
- Отсутствие механизма компенсации повышенных экологических затрат в связи с Байкальским фактором Предприятия Республики Бурятия несут повышенные экологические затраты в связи с Байкальским фактором, что снижает их конкурентоспособность
- Индексы физического объема производства промышленной продукции, в процентах к предыдущему году2002 2003 2004 2005 2006 2007