Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институциональная организация производства образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует учитывать необходимость координации развития фирм, рынка труда и институциональной организации производства и накопления человеческого капитала. Система образования должна ориентироваться в своей деятельности на работодателей (фирмы). Для этого необходимы сигналы рынка труда, как механизма распределения человеческого капитала. Возникает сложность, связанная с тем, российский рынок труда… Читать ещё >

Содержание

  • Теоретические основы исследования производства образовательных услуг С
  • Производство образовательных услуг: экономическое содержание и основные субъекты С
  • Образовательная услуга как квазиобщественное благо С. 32 Институциональные факторы, определяющие страно-вую модель производства образовательных услуг С
  • Страновые модели производства образовательных услуг С
  • Либеральная модель производства образовательных услуг (на примере США) С

Институциональная организация производства образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.2. 1.3.

ГЛАВА. II. 2.1. 2.2. 2.3.

ГЛАВА III.

3.1.

3.2.

3.3.

Актуальность исследования. Важнейшей закономерностью, определяющей современное развитие мировой экономики, является возрастание роли человеческого фактора. Человек, обладающий запасом знаний, умений и навыков общего и профессионального характера становится ведущим фактором развития и стабильности экономики. Акценты развития смещаются от производства физического капитала к производству и накоплению человеческого капитала. Вследствие этого представляется необходимым рассмотреть проблему развития производства образовательных услуг. Для России она яв-^ ляется актуальной вследствие необходимости решения сразу двух задач: построения социально-ориентированной рыночной экономики и перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике. Решение первой задачи требует изменения социально-экономических основ системы производства образовательных услуг, а решение второй задачи предполагает изменение места самой этой системы в общественном производстве.

В процессе формирования в России основных субъектов смешанной экономики (домохозяйств, фирм и государства) происходит пересмотр действовавшего в рамках советской системы социального контракта, что влечет за ф собой перераспределение издержек и выгод инвестиций в человеческий капитал. Возникает проблема создания новой институциональной организации производства и накопления человеческого капитала. В данной связи актуальным представляется рассмотрение институциональных факторов, определяющих распределение инвестиционных затрат между экономическими субъектами и содержания заключаемого между ними социального контракта по поводу производства человеческого капитала. Подобный анализ современной институциональной организации производства образовательных услуг формирует методологическую основу для создания нового организационно-экономического механизма образования.

Степень разработанности проблемы. Изучение экономической литературы по теории человеческого капитала показывает, что эта теория является комплексной, объединившей в себе концептуальные положения классической политической экономии (А. Смит), неоклассического направления экономической теории (А. Маршалл), некоторые достижения институционализма, а также современные исследования по различным аспектам образования (социология образования, экономика семьи, экономика образования и т. п.).

Идея человеческого капитала оформилась в целостную концепцию в конце 1960;х гг., когда качественные характеристики работника стали ведущим фактором развития рыночных экономик. Основателями концепции человеческого капитала стали Т. Шульц и Г. Беккер. Т. Шульц предложил рассматривать образование не только как форму потребления, но и как производственное капиталовложение. Г. Беккер применил к исследованиям неэкономических явлений неоклассический подход. Ими были проанализированы инвестиционные затраты домохозяйств на образование и отдача от них. Г. Беккер рассматривал распределение выгод и издержек при производстве и потреблении общего и специального профессионального образования для работника и фирмы.

Следует отметить, что в дореформенный период в силу объективных обстоятельств публикации отечественных исследователей по концепции человеческого капитала носили в основном критический характер. Тем не менее, эти работы содержали анализ понятия «человеческий капитал» и предопределили возможность развития в российской науке исследований производства образовательных услуг (В. Гойло, А. Дайновского, Р. Капелюшникова, М. Критского, В. Марцинкевича). В последние годы появился целый ряд исследований по анализируемой проблеме. К ним относятся работы А. Добрынина, С. Дятлова, С. Курганского, И. Соболевой, Е. Цыреновой, В. Чекмарева, В. Щетинина и др.

Важный вклад в обоснование экономической функции образовательной системы внесли работы известного советского экономиста С. Струмилина, который еще в 1920;х гг. обосновал необходимость отнесения затрат на образовательные услуги к капитальным. Проблемами становления, развития экономики сферы образования в советской, а позднее российской системе занимались такие ученые, как В. Жамин, Е. Жильцов, Г. Егиазарян, А. Дайновский, Н. Иванов, Б. Рябушкин, JI. Сосновская, JI. Тульчинский, Н. Хроменков.

При анализе институциональных моделей производства человеческого капитала нами были использованы работы зарубежных (М. Альбера, М. Аоки, Дж. Грейсона и К. О’Делла, Ч. Макмиллана, JI. Туроу, У. Оучи) и отечественных исследователей (Ю. Балашова, Н. Волгина, М. Курбатовой, Т. Матрусо-вой, А. Муравьевой, Р. Самойловой и др.). При рассмотрении проблем организации производства образовательных услуг в зарубежных странах были использованы исследования Г. Бергфорна, О. Ворожейкиной, А. Галагана, М. Кольчугиной, С. Маркарьянц, В. Супяна и др.

Проблемам формирования новой российской модели финансирования производства образовательных услуг в контексте модернизации российского образования посвящены работы Г. Балыхина, Т. Клячко, Я. Кузьминова, А. Лаврова.

Вместе с тем многие вопросы, связанные с изучением комплексных проблем производства образовательных услуг остаются вне поля исследователей. Недостаточно разработана проблема формирования и распределения инвестиционных затрат домохозяйств, фирм и государства на производство образовательных услуг в условиях становления рыночной экономики в России, не проанализированы институциональные условия формирования ее национальной системы.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает производство образовательных услуг, рассматриваемое как процесс взаимодействия инвесторов и производителей человеческого капитала. Предметом исследования является институциональная организация производства образовательных услуг.

Цель исследования — выявление основных параметров и направлений развития трансформирующейся институциональной организации производства образовательных услуг в России. Для реализации поставленной цели в работе ставились следующие задачи исследования:

— охарактеризовать производство образовательных услуг как систему организации инвестиций в человеческий капитал;

— определить характер распределения инвестиционных расходов между основными хозяйствующими субъектами (домохозяйствами, фирмами, государством) на производство образовательных услуг;

— выявить институциональные условия формирования системы производства образовательных услуг;

— провести сравнительный анализ наиболее типичных страновых моделей институциональной организации производства образовательных услуг;

— дать характеристику институциональной организации производства образовательных услуг в условиях советской экономической системы;

— проанализировать институциональный выбор государства, домохо-зяйств, фирм, образовательных учреждений в условиях рыночной трансформации отечественной экономики;

— выявить тенденции трансформации институциональной организации производства образовательных услуг в условиях переходной экономики России.

Теоретической и методологической основой работы стали достижения различных направлений экономической теории: неоклассический подход, примененный Г. Беккером при разработке концепции человеческого капиталаинструментарий неоинституционализма (институциональный выбор) и нового институционализма (теория соглашений, концепция «институциональных ловушек», анализ социального капитала и институциональных внешних эффектов). В работе использованы сравнительно-исторический метод, метод моделирования (построения словесно-описательной модели), методы системного и структурно-функционального анализа.

Информационной основой работы стали данные статистики и социологических исследований по образованию, законодательные акты, результаты современных изысканий ведущих зарубежных и отечественных ученых по проблеме человеческого капитала, сферы образования, а также монографические, диссертационные исследования, материалы научных конференций и другие источники по вопросам, имеющим непосредственное отношение к теме диссертации. При работе над проблемой страновых моделей системы производства образовательных услуг использовались работы по истории, истории педагогики, страноведческий материал.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Было определено, что образовательные услуги являются капитальным благом, ведущим к накоплению не только человеческого, но и социального капитала общества и сопровождающиеся положительными институциональными внешними эффектами. Производство образовательных услуг проанализировано как система организаций инвестиций в человеческий и социальный капитал со стороны всех заинтересованных субъектов: домохозяйств, фирм, государства.

2. Выявлено, что распределение инвестиционных расходов на производство образовательных услуг является результатом институционального выбора основных хозяйствующих субъектов (домохозяйств, фирм, государства) в конкретной социально-экономической системе. Он состоит в решении проблемы как производить образовательные услуги: как частные блага (за счет потребителя), как общественные (за счет увеличения государственных расходов и уровня налогообложения) или квазиобщественные блага (при финансовом участии всех субъектов). Рассмотрена роль разных уровней образования (дошкольное, общее среднее образование, начальное и высшее профессиональное образование) в производстве и накоплении человеческого и социального капитала. Определена специфика инвестирования в образовательные услуги на каждом из уровней системы образования. Обосновано, что распределение инвестиционных расходов на производство образовательных услуг обусловлено конкретно-историческими условиями развития общества (пионерная модернизация, догоняющая модернизация), типом рынка труда (внешний, внутренний), типом фирмы.

3. Дано определение моделей производства образовательных услуг как институционально-специфического взаимодействия субъектов (домохозяйств, фирм, государства), определяемого заключенным в обществе социальным контрактом по поводу распределения инвестиционных расходов между хозяйствующими субъектами на производство услуг образования. Проанализированы четыре модели (либеральная, социально-корпоративная, корпоративно-патерналистская, государственно-патерналистская), отражающие наиболее типичные современные проблемы институциональной организации производства образовательных услуг. Дана характеристика места и роли образовательных учреждений в различных страновых моделях системы производства образовательных услуг: как рыночного субъекта (либеральная модель), как агента государства (социально-корпоративная и государственно-патерналистская модель).

4. Выявлена основа советской модели производства образовательных услугсоциальный контракт государственно-патерналистского типа. Показана роль системы образования при догоняющей модернизации советской экономики. Формирование новой российской модели производства образовательных услуг рассмотрено как процесс институционального выбора субъектов инвестирования (домохозяйств, фирм, государства) и образовательных учреждений. Определено, что по конкретно-историческим и институциональным условиям формирования российской экономики предпочтительнее бы было формирование социального контракта социально-корпоративного типа. 5. Дана характеристика институциональных проблем трансформации российской системы производства образовательных услуг, выявлены возникающие при этом «институциональные ловушки» (поведенческие стратегии, ориентация на выживание домохозяйств, образовательных учреждений, а также проедание человеческого капитала фирмами).

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по экономическим проблемам формирования современной системы производства образовательных услуг. Сформулированные в работе представления о ее российской модели были положены в основу разработки новых подходов к финансированию образования, осуществляемой в соответствии с Федеральной программой развития образования (ФПРО) Министерства образования РФ. Данная работа может быть использована в процессе преподавания курсов «Экономика», «Экономика образования», «Занятость населения, регулирование занятости», «Переходная экономика России» .

Апробация работы. Теоретические результаты исследования докладывались и обсуждены на: Межрегиональной научно-практической конференции «Рынок труда региона в условиях структурной перестройки экономики» (Кемерово, 1999) — Межрегиональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Проблемы переходной экономики» (Красноярск, 1999, 2000, 2001) — Всероссийских научных чтениях «Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России» (Кемерово, 1999, 2002) — Форуме молодых ученых и студентов «Социально-экономические приоритеты российского общества» (Екатеринбург, 2000, 2001) — Всероссийской научной конференции «Кузбасские философские чтения» (Кемерово, 2000, 2002) — Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам МГУ «JIo-моносов-2000: Молодежь и наука на рубеже XXI века» (Москва, 2000) — Всероссийской научной конференции «Образование на рубеже тысячелетий» .

Тверь, 2000) — Международной научно-практической конференции «Социальная политика и местное развитие» (Кемерово, 2000) — Всероссийской научно-практической конференции «Наука и образование» (Белово, 2001, 2002) — Областной научной конференции «Молодые ученые Кузбассу. Взгляд в XXI век» (Кемерово, 2001) — Научно-методической конференции «Теория и практика становления институтов рынка в постсоветской России» (Новосибирск, 2001) — Международной научно-практической конференции «Местное развитие: теория и практика» (Кемерово, 2002) — Конференции НФПК «Оптимизация структур и систем управления вузами и университетскими комплексами непрерывного образования в современных условиях, их финансовое обеспечение» (Кемерово, 2003). Основные результаты исследования представлены в 19 печатных работах, объемом 3,7 п.л.

Структура диссертации. Цель исследования, его основные задачи и логика предопределили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения. Диссертационная работа выполнена на 183 страницах, содержит 1 таблицу, 7 рисунков, список используемой литературы из 302 наименований, 6 приложений.

Заключение

.

Переход российской экономики в рыночные условия хозяйствования и новую постиндустриальную фазу развития выдвинули задачу производства и накопления человеческого капитала, адекватного новым требованиям. Производство образовательных услуг стало важнейшим экономическим и социальным фактором дальнейшего развития российского общества и успешности переходных процессов. Проведенный анализ трансформационных процессов выявил изменения существовавшего ранее государственно-патерналистского социального контракта в системе образования и актуализировал проблему заключения нового социального контракта как основы и механизмов взаимодействия государства, домохозяйств, фирм, образовательных учреждений в процессе производства и накопления человеческого капитала. Происходящая на практике стихийная коммерциализация системы образования и проведение либеральных экспериментов, с одной стороны, способствуют внедрению рыночных механизмов координации: свободы экономического выбора, финансовой ответственности, ориентации на механизмы спроса рынка образовательных услуг. Но, с другой стороны, стихийность процесса присформировавшихся полноценных рыночных субъектах и соответствующих институциональных условий приводит к проблемам недопроизводства человеческого капитала, появлению «институциональных ловушек», нарушению принципа доступности образования для всех социальных слоев населения.

Задачи модернизации системы образования поставили перед экономической наукой ряд проблем, теоретические подходы к решению которых рассмотрены в данном диссертационном исследовании.

Необходимо определить общую модель распределения инвестиционных расходов между домохозяйствами, фирмами, государством на разных уровнях образования. Принятие решений о параметрах производства должно перейти к самим хозяйствующим субъектам. Домохозяйства, по-нашему мнению, должны оплачивать получение тех специальностей, которые дают быструю отдачу в виде трудоустройства и получения высокой заработной платы. Учитывая роль человеческого капитала в стратегии модернизационного развития, социальный (общественный) характер образовательных услуг, государство должно институционально обеспечить равенство в получении услуг образования для всех категорий граждан, например, через систему образовательных кредитов, займов. Государство должно стимулировать инвестиции в образовательные услуги остальных субъектов через льготное налогообложение и создание условий развития кредитных институтов. Так как общественные институты являются выразителями интересов различных социальных групп населения, их участие в финансировании образования помогало бы согласовывать эти интересы и контролировать на уровне общества объем и качество услуг образования. Например, получение социально значимых профессий, не обладающих рыночной привлекательностью для домохозяйств, могли бы частично финансироваться общественными фондами. Несформированность гражданского общества, недостаточное развитие общественных организаций препятствует применению субъектами механизмов гражданской координации в производстве услуг образования. Это не способствует обеспечению равенства в доступе к образованию различных слоев населения, не позволяет учитывать их образовательные интересы и обостряет в условиях трансформации решение различных социальных вопросов. Российские фирмы как рыночный субъект еще не сложились. При наличии рисков (например, оппортунистического поведения со стороны работника) фирмы предпочитают использовать ранее сформированный человеческий капитал. Подобная практика ставит под угрозу долгосрочный аспект функционирования российской экономики.

Необходимо определить новые функции государства, его роль в финансировании образования, формы участия в производстве человеческого капитала. В концепции социальных преобразований (в том числе системы образования) в правительственных документах провозглашен переход от патерналистской модели государства к субсидиарной модели, при которой оно обеспечивает социальные гарантии (в том числе и в образовании) в той мере, в которой индивид и общество не может это делать самостоятельно. Государство должно взять на себя роль определения направлений развития страны, определения качественных параметров производства и накопления человеческого капитала, отвечающего требованиям реального общественного производства и социального развития общества. Государство должно проводить политику сохранения единого образовательного пространства и доступности образования для всех социальных слоев населения. Основным звеном нового организационно-экономического механизма образования становится пересмотр механизмов финансового участия государства в образовании на основе внедрения Государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). С одной стороныэто попытка создания квазирынка в государственном финансировании, а также, попытка применения механизмов индивидуальной ответственности (рыночное соглашение) при получении высшего профессионального образования. С другой стороны, обсуждение внедрения в практику ГИФО выявило недостаточную проработанность механизмов их действия. Существует, например, опасность усиления неравенства при получении образования, диспропорций в подготовке по специальностям, усиление финансовых проблем образовательных учреждений: низкая сумма, гарантированная ГИФО и не проработанность механизмов поддержки инвестиций домохозяйств. При этом государство должно стимулировать развитие системы образования по децентрализованной системе. Это приведет к перераспределению инвестиционных расходов производства и накопления человеческого капитала между различными уровнями власти: федеральной, региональной, местного самоуправления, что позволит полнее учитывать потребности в человеческих ресурсах для местного развития, формирования гражданского сообщества и должно привести к более эффективному использованию финансовых ресурсов в образовании.

Следует учитывать необходимость координации развития фирм, рынка труда и институциональной организации производства и накопления человеческого капитала. Система образования должна ориентироваться в своей деятельности на работодателей (фирмы). Для этого необходимы сигналы рынка труда, как механизма распределения человеческого капитала. Возникает сложность, связанная с тем, российский рынок труда находится в процессе формирования и не может полностью адекватно (на основе рыночной координации) формировать механизмы спроса и предложения рабочей силы. При этом государство через законодательство, привлечение механизмов местного самоуправления, профсоюзов, союзов предпринимателей должно формировать параметры социального заказа в производстве и накоплении человеческого капитала. Органы местного самоуправления должны стимулировать участие бизнеса в производстве образовательных услуг. Необходимо реализо-вывать установление взаимовыгодных контактов между фирмами и учреждения профессионального образования: финансовая поддержка научно-исследовательских и конструкторских проектов, участие в подготовке специалистов для конкретного производства. К сожалению, эта проблема практически не упоминается в современных дискуссиях по модернизации системы образования.

Необходимо определить новый статус образовательных учреждений. Образовательные учреждения должны, с одной стороны, брать на себя роль самостоятельных рыночных субъектов, ориентирующихся на сигналы формирующегося рынка образовательных услуг. С другой стороны, образовательные учреждения должны оставаться агентами государства, которое выступает как выразитель общественных интересов в системе образования. Государство должно регулировать правовую базу деятельности образовательных учреждений, контролировать качество образования через государственные стандарты и образовательные программы, обеспечивать производство образовательных услуг, необходимых для решения долговременных проблем социально-экономического развития.

Рассматривая тенденции трансформации российской экономики, мы пришли к выводу, что ресурс квалифицированного труда оказался невостребованным самой экономикой. Человеческий капитал не рассматривался государством как фактор экономического прорыва, как основа успешности переходного процесса. Поэтому образовательные услуги стали терять свойства общественного блага. Сложившиеся экономические, организационные и институциональные условия создают условия для институционального выбора социального контракта американского типа, что означает дальнейшую коммерциализацию образования (особенно профессионального) и повышение издержек общества в условиях переходных процессов России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Реформирование системы образования //Общество и экономика. 2000. № 8 С. 67−81.
  2. С., Чупров В., Зубок Ю. Молодежь в трансформирующемся обществе //Перспективы. 1996. № 3. С. 111−122.
  3. Ю. Роль человеческого капитала в привлечении иностранных инвестиций //Трансформация: экономический бюллетень о странах с переходной экономикой. 2000. № 3−4. С. 11−12.
  4. . Вклад в будущее: приоритет образования: Пер. с фран. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 168 с.
  5. М. Капитализм против капитализма: Пер. с франц. СПб.: Экономическая школа, 1998. 296 с.
  6. B.C. Новая модель финансирования образования и коммерциализация высшего образования. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999. 18 с.
  7. М. Фирма в японской экономике: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1995.431 с.
  8. Ю. Образовательная антиутопия //Отечественные записки. 2002. № 1.С. 39−58.
  9. Г. В., Виноградов Н. М. Трансформация экономического механизма высшей школы в современных условиях. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1996. 25 с.
  10. Ю. Внепроизводственная система профессионального обучения рабочих в ведущих зарубежных странах //Труд за рубежом. 1995. № 3. С. 56−64.
  11. Ю. Обучение предпринимательству и формирование предпринимательской культуры в странах с развитой рыночной экономикой //Труд за рубежом. 1998. № 4. С. 81−102.
  12. Ю. Подготовка специалистов в рыночной экономике: интеграция потенциалов сфер образования и производства //Труд за рубежом. 1996. № 2. С. 61−75.
  13. Ю. Так формируется рынок квалифицированной рабочей силы. //Труд за рубежом. 1993. № 4. С. 38−44.
  14. Ю.К., Рыжков В. А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. М.: Высшая школа, 1987. 176 с.
  15. Г. Привлечение внебюджетных средств образовательными учреждениями (факторы и методы планирования) //РЭЖ. 2003. № 2. С. 74−83.
  16. Г. Система образования в РФ: финансовое, организационное и нормативно-правовое обеспечение //Экономика образования. 2002. № 2. С. 5−15.
  17. Г. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003. 428 с.
  18. Т.А. Проблемы российских выпускников высшей школы на рынке труда //Рынок труда, занятость и социально-трудовые отношения в переходной экономики России. М.: Издательство МГУ, 1994. С. 81−90.
  19. Н. Роль государства в рыночной экономике //Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие: Пер с англ. М.: ИКЦ ДИС, 1996. С. 56−84.
  20. Г. Человеческий капитал (главы из книги) //США: эпи. 1993. № И. С. 109−119.
  21. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. М.: Academia, 1999. 956 с.
  22. Г. Высшее образование в Германии: структура и система финансирования //Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. 1995. № 6. С. 47−55.
  23. Г. К. США: роль корпораций и государства в подготовке кадров. М.: Наука, 1987. 113 с.
  24. Г. В. Инвестирование в человеческий капитал в условиях трансформирующейся экономики России //Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика 1998. Выпуск 2. С. 17−20.
  25. И.И. Квалификация рабочих и производительность труда. Минск: Наука и техника, 1982. 87 с.
  26. О. Высшее образование в России: вертикальная мобильность и социальная защита //Отечественные записки. 2002. № 1. С. 106−112.
  27. Е.Б. Политика, дети и рынок //Социологические исследования. 1993. № 2. С. 26−33.
  28. B.C. Некоторые методологические вопросы исследования рынка труда//Общество и экономика. 1997. № 7−8. С. 66−72.
  29. B.C. Особенности воспроизводства рабочей силы в условиях формирования рыночных отношений. М.: Луч, 1993. 153 с.
  30. Н., Соснов А. Когда отходит поезд на Болонью? //Платное образование. 2003. № 2. С. 14−18.
  31. М. Институты рынка труда и экономические реформы в Центральной и Восточной Европе //Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. М.: Инфра-М, 1995. С. 405−438.
  32. И. Квалификация рабочей силы ведущий компонент производительных сил //МЭ и МО. 1999. № 10. С. 66−73.
  33. И.В. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада. М.: ЭПИцентр- Харьков: Фолио, 1998. 190 с.
  34. Ю.Г. Формирование человеческого капитала: социально-экономический аспект. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1999. 336 с.
  35. Д. Сочинения: Пер. с англ. М.: Таурус Альфа, 1997. 560с.
  36. С., Нестеров JI. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры //Вопросы экономики. 1999. № 2. С. 90−102.
  37. Ван дер Bee Г. История мировой экономики. 1945−1990 гг.: Пер. с фран. М.: Наука, 1994. 413 с.
  38. JI.C. История Востока: в 2-х тт. Т.2. М.: Высшая школа, 1994. 495 с.
  39. Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека /УМЭ и МО. 1997. № 9. С. 74−86.
  40. Н.С. Финансирование социальных программ в странах Запада. М.: Наука, 1993. 144 с.
  41. Г. Новое общество. О возможностях общественного сектора: Пер. со швед. М.: AD Marginem, 1999. 303 с.
  42. Э.Д. Социально-профессиональное развитие человека в производстве передовых стран //МЭ и МО. 1997. № 9. С. 87−97.
  43. В. Государственный вуз в рыночной экономике //Высшее образование в России. 1997. № 4. С. 6−13.
  44. Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: Экономика, 1998. 255 с.
  45. О. Система образования в ФРГ. М.: НИИВШ, 1991.132 с.
  46. Г. На рифах общественного мнения //Платное образование. 2003. № 1.С. 22−23.
  47. Всеобщая декларация прав человека //Международное публичное право. Сборник документов. T.l. М.: Издательство БЕК, 1996. 570 с.
  48. .Л. Последипломное образование в развитых странах //Педагогика. 1993. № 3. С. 86−92.
  49. А. Система образования в Японии. М.: НИИВШ, 1989. 60 с.
  50. А.И. Университеты в региональных экономических и управленческих структурах США, стран Западной Европы и Японии. М.: НИИВО, 1994. 128 с.
  51. А.И., Полянская Г. И. Система образования в США. М.: НИ-ИВШ, 1988. 52 с.
  52. В. Политика российского менеджмента в сфере занятости /МЭ и МО. 1994. № 6. С. 5−20.
  53. В. Интеллектуальный капитал //МЭ и МО. 1998. № 11. С. 68−77.
  54. М.В. Управление трудом (теория и практика капиталистического хозяйствования). М.: Наука, 1990. 136 с.
  55. JI. Российское образование в зеркале демографии //Вопросы экономики. 2003. № 7. С.4−25.
  56. А. Золотая долина //Эксперт. 2001. № 46. С. 24−30.
  57. Грейсон Дж.К.мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. 319 с.
  58. В.В. План и рынок в воспроизводстве рабочей силы: опыт развитых индустриальных стран. М.: Издательство ВЗПИ, 1992. 159 с.
  59. В.П. Модели социально-экономического развития стран Западной Европы //Общество и экономика. 2000. № 2. С. 92−98.
  60. И.И., Платонова Е. Д. Формирование рынка труда работников финансовой сферы //Общество и экономика. 1997. № 9−10. С. 95−101.
  61. А.Б. Экономика высшего образования: планирование, кадры, эффективность. М.: Экономика, 1976. 156 с.
  62. А. Россия в мировой системе высоких технологий: формирование информационного общества//США: эпи. 1996. № 9. С. 17−30.
  63. Данрэ Ж. Организация исследований по экономике образования
  64. Магистр. 1996. № 4. С. 42−49.
  65. Э. Исследование различий в темпах экономического роста: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1971. 645 с.
  66. Г. Выбор школы: проблемы и варианты решения //Перспективы. 1997. № 4. С. 9−22.
  67. А.Н. Развитие образования в современном мире. Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1999. 200 с.
  68. И. Хозяйственная система России: проблемы институционального генезиса //Общественные науки и современность. 1998. № 4. С. 518.
  69. Н.М. Образовательные услуги высокодоходная отрасль экономики //Вестник Российской Академии Наук. Т.73. 2003. № 2. С. 104−109.
  70. А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. 309 с.
  71. Доклад о развитии человеческого потенциала в странах Европы и СНГ. М.: Издательство Права человека, 1999. 128 с.
  72. Доклад о состоянии занятости в мире в 1998—1999 гг. Выпуск 3. М.: Издательство Бюро МОТ, 1999. 231 с.
  73. Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика: Пер. с англ. СПб.: Литера плюс, 1997. 448 с.
  74. П. Посткапиталистическое общество //Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология /под ред. Иноземцева В. Л. М.: Academia, 1999. С. 67−100.
  75. А. Мы определенно нуждаемся в элите //Эксперт. 2003. № 34. С. 82−86.
  76. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода.
  77. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1995. 160 с.
  78. А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород: НИМБ, 1999. 624 с.
  79. А.В. Человек и организация труда в условиях современного капитализма: Философско-социологический анализ. М.: Издательство МГУ, 1988. 136 с.
  80. В.А. Экономика образования: вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1969. 335 с.
  81. В.А., Егиазарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. М.: Экономика, 1968. 231 с.
  82. Е.Н., Королев Ю. А. Анализ затрат на подготовку специалистов с высшим образованием //Актуальные проблемы экономики народного образования: Сборник трудов. М.: Наука, 1978. С. 19−30.
  83. Е.Н., Ляляев В. Г. Планирование развития высшего образования. М.: Издательство МГУ, 1977. 184 с.
  84. Ю.М. Кадровый потенциал российской экономики и проблемы развития человеческих ресурсов //Общество и экономика. 1997. № 7−8. С. 73−93.
  85. Закон Российской Федерации «Об Образовании». 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000. 52 с.
  86. Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям перехода к рыночной экономике в России /под ред. В. Кабалиной, С.Кларка. М.: РОССПЭН, 1999. 311 с.
  87. Т. И. Необходимость перестройки диктуется, конечно, не только экономикой //Наука и жизнь. 1987. № 11. С. 35−37.
  88. Т. И. Человеческий фактор развития экономики и социальная справедливость //Коммунист. 1986. № 13. С. 61−73.
  89. Ю.А., Лавров A.M. Как привлечь дополнительные средства в высшую школу? //Высшее образование сегодня. 2002. № 5. С. 16−20.
  90. Е.Р. Управление трудовыми ресурсами //США: эпи. 1997. № 7. С. 111−121.
  91. Зинн Х.-В. Германия нуждается в реформах //МЭ и МО. 2000. № 1. С. 96−102.
  92. В., Анютин Н. Дефолт менеджмента //Эксперт-Сибирь. 2003. № 6. С. 8−13.
  93. Н.П. Сколько нужно специалистов //МЭ и МО. 1971. № 3. С. 106−115.
  94. И. Образованность + высокая квалификация //Платное образование. 2003. № 5. С. 32−33.
  95. В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и экономические тенденции в современном мире. М.: Academia-HayKa, 1998. 640 с.
  96. А.Н. Кадры управления в корпорациях США. М.: Наука, 1988. 140 с.
  97. История Японии: в 2-х тт. Т.2. М.: Институт Востоковедения РАН, 1998. 703 с.
  98. Итоги социально-экономического развития Кемеровской области за 2000 год. Кемерово, 2001.
  99. Э.Ю. Приоритеты политики США в области образования //США-Канада: экономика, политика, культура. 2002. № 5. С. 90−103.
  100. С. Информационная эпоха: экономика, общество и культура:
  101. Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  102. О., Ринне Р. Высшая школа, государство, рынок: три западные модели //Перспективы. 1992. № 78−79. С. 215−224.
  103. Э. Безработица в переходный период в польской экономике //Вопросы экономики. 1991. № 9. С. 55−67.
  104. В.Н. Нужен научный анализ практики бизнес образования //РЭЖ. 1998. № 1.С. 82−87.
  105. Н.Д. Принципы функционирования японской системы образования и ее экономические особенности //Магистр. 1996. № 4. С. 5059.
  106. В.А. Образование в трансформируемом обществе. Минск: Право и экономика, 1996. 152 с.
  107. И.М., Тимофеев JT.M. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М.: РГТУ, 2000. 595 с.
  108. Т.Д. Модернизация российского образования: проблемы и решения //Отечественные записки. 2002. № 2. С. 48−55.
  109. T.JI. Сколько стоит учеба в вузе? //Платное образование. 2003. № 2. С.31−36.
  110. Н. Российский «образовательный бум» не за горами //Человек и труд. 2000. № 8. С. 60−63.
  111. П. Принципы этической экономии: Пер. с нем. СПб: Экономическая школа, 1999. 152 с.
  112. М.Б. Образование и бизнес //МЭ и МО. 1990. № 7. С. 3040.
  113. М. ФРГ: образование и экономика. М.: Наука, 1973. 200 с.
  114. В.Е. Некоторые вопросы экономической эффективности подготовки кадров специалистов //Вопросы экономики. 1968. № 3. С. 5462.
  115. В.Е. Экономическая эффективность образования //Вопросы экономики. 1977. № 9. С. 55−65.
  116. РФ. М.: Издательство «Ось-89», 2001. 48 с.
  117. С. Рынки власти: Административные рынки СССР и России. М.: ОГИ, 2000. 240 с.
  118. Я. Дефицит: Пер. с венг. М.: Наука, 1990. 607 с.
  119. Э. Проблемы 90-х //Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. 19 521 999. М.: Academia, 2000. С. 59−72.
  120. JI.A. Становление рынка образовательных услуг в России и зарубежный опыт //Высшее образование сегодня. 2002. № 5. С. 12
  121. Т.И. Платные услуги в СССР. М.: Экономика, 1990. 160 с.
  122. В. Занятость: дефицит или избыток? //Коммунист. 1987. № 2. С. 78−89.
  123. JI.A., Зущина Т. М., Султанова P.M. Рынок труда и теории занятости. Учебное пособие. Часть II. М.: Информационно-издательский центр Академии труда и социальных отношений, 1997. 200 с.
  124. М.Э. Эволюция трудовых отношений в условиях рыночной экономики (на примере развитых стран Запада). М.: T111I, 1992. 60 с.
  125. JI.A. Теория и практика социального рыночного хозяйства ФРГ: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб., 2000. 26 с.
  126. В. Ориентиры грядущего? Постиндустриальное общество и парадоксы истории //Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 165−175.
  127. В. Филантроп //Эксперт. 2003. № 16. С. 25−36.
  128. В., Селиванова В. Про урода и людей //Эксперт. 1999. № 18. С. 40−43.
  129. Я. Образование и реформа //Отечественные записки. 2002. № 2. С. 7−28.
  130. Я. Реформа образования: Причины и цели //Отечественные записки. 2002. № 1. С. 91−105.
  131. Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М.: Экономика, 2000. 247 с.
  132. Н. Через сотрудничество //Платное образование. 2003. № 1. С. 28−30.
  133. М.В., Левин С. Н. Россия как страна «догоняющего развития» //ЭКО. 2000. № 7. С. 82−89.
  134. М.В. Рынок труда: теоретические проблемы, тенденции становления российской модели. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. 200 с.
  135. М. Социальный капитал как фактор рыночной трансформации российской экономики //Проблемы переходной экономики: Сборник научных трудов. Новосибирск: Новосибирский госуниверситет, 2001. С. 17−24.
  136. С.А. Введение в теорию человеческого капитала: Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999. 60 с.
  137. С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. Иркутск: Издательство ГИЭА, 1999. 288 с.
  138. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь: Пер. с нем. М.: Дело, 1993. 224 с.
  139. И.А. Семейная жизнь японцев. М.: Наука, 1985. 288 с.
  140. Г., Рамбергер Р. Образование, труд и занятость в развитых странах //Перспективы. 1990. Выпуск 2. С. 67−89.
  141. С. Российский вуз впервые возглавил ректор-миллиардер //Известия. 18 июня 2003.
  142. Р. Ограниченность американской Pax Oeconomica: Германия и Япония после второй мировой войны //Politekonom. 1998. № 3. С. 116 137.
  143. И. Высшее образование в развитых странах //Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 132−144.
  144. К., Брю С. Экономикс: Пер. с англ. Т. 1. М.: Республика, 1992. 399 с.
  145. Ч. Японская промышленная система: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. 400 с.
  146. Н.С. Тенденция развития образовательного потенциала семьи //Мониторинг социально-экономического потенциала семей. 2002. № 2.
  147. З.А. Школа и школьная политика в США. М.: Знание, 1969. 62 с.
  148. Е.Л. Хозяйственный механизм и использование трудовых ресурсов //ЭКО. 1985. № 12. С. 21−37.
  149. С.Б. Япония: государственная политика в области образования //Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 80−83.
  150. В.И. Образование в США: экономическое значение и эффективность. М.: Наука, 1967. 200 с.
  151. В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука, 1991. — 240 с.
  152. В.И. Структура и источники развития сферы образования в США //Экономика образования. 2001. № 1. С. 24−33.
  153. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. М.: Аспект Пресс, 1995.286 с.
  154. А. Принципы экономической науки: Пер. с англ. Т. И. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 310 с.
  155. Т.Н. Особенности рынка труда и его информационного обеспечения в Японии //Труд за рубежом. 1993. № 3. С. 99−109.
  156. Ф. Производство и распределение знаний в США: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1966. 462 с.
  157. А.Н. Американцы: социальный портрет. Новые явления в классовой структуре США. М.: Мысль, 1987. 253 с.
  158. К. Экономика организаций: Пер с фран. М.: Инфра-М, 1996. 160с.
  159. Менеджмент и рынок: германская модель. Учебное пособие /под ред. У. Рофа, С.Долгова. М.: Издательство БЕК, 1995. 480 с.
  160. И. Внутрифирменное обучение кадров специалистов //Экономист. 1993. № 2. С. 82−87.
  161. Мировая экономика: тенденции 90-х годов. М.: Наука, 1999. 304 с.
  162. В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. 176 с.
  163. Д. К образованию причастны все //Платное образование. 2003. № 5. С.50−52.
  164. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М.: Агентство Информат, 1994. 115 с.
  165. В.И. Цены и эффективность вложений в подготовку рабочей силы. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1992. 116 с.
  166. А. Избыточная занятость на промышленных предприятиях России: Pro et contra //Вопросы экономики. 1998. № 1. С. 59−72.
  167. А.А. Профессиональное образование и обучение в странах Западной Европы: сфера деятельности социальных партнеров //Труд за рубежом. 2000. № 4. С. 117−133.
  168. Мюллер-Армак А. Предложения по осуществлению социальной рыночной экономики //Politekonom. 1996. № 1. С. 53−65.
  169. На пороге XXI века. Доклад о мировом развитии 1999/2000 года. М.: Весь мир, Всемирный банк, 2000. 288 с.
  170. На пути к обществу, основанному на знаниях: какую роль в его создании играет высшее образование? //Высшее образование сегодня. 2003. № 4. С. 28−32.
  171. Научно-технический прогресс и проблемы занятости в капиталистических странах. Сборник обзоров. М.: ИНИОН АН СССР, 1987. 131 с.
  172. И.А. Эффективность систем управления персоналом. СПб.: Издательство СПбГИЭА, 1998. 119 с.
  173. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991. 184 с.
  174. Г. К. Экономические и социальные аспекты воспроизводства квалифицированной рабочей силы в семье //Труд за рубежом.1998. № l.C. 3−20.
  175. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики: Пер. с англ. М.: Фонд экономической книги Начала, 1997. 180 с.
  176. Д. Институциональные изменения: рамки анализа //Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 6−17.
  177. Образование в Российской Федерации. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1995. 278 с.
  178. Образовательные страхование и вексель в системе профессионального образования. Кемерово: ИНТ, 2003. 171 с.
  179. А.А., Иудин А. А. Оценка социальных рисков и последствий реализации проекта «Стратегия России образование» //Народонаселение. 2001. № 2. С.29−44.
  180. А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 416 с.
  181. О.Н. Профессиональное обучение и подготовка кадров в странах Западной Европы //Труд за рубежом. 2001. № 2. С. 59−73.
  182. Основные направления и итоги деятельности Министерства общего и профессионального образования РФ в 1997 году и первоочередные задачи на 1998 год //Учительская газета. 1998. № 8. С. 11−14.
  183. Основные направления социально-экономической политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу //Федеральные и региональные программы России: Информационный сборник. Выпуск 23. М.: ВИНИТИ, 2001. С.4−66.
  184. У. Методы организации производства: японский и американский подходы: Пер. с англ. М.: Экономика, 1984. 184 с.
  185. В.А. Движение рабочей силы в условиях развитого социализма: Вопросы теории и методологии. М.: Издательство МГУ, 1976.223 с.
  186. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995. 240 с.
  187. В.И. Современная миграция населения Западной Сибири. Новосибирск, 1965.
  188. Переосмысливая грядущее. Крупнейшие американские экономисты и социологи о перспективах и противоречиях современного развития //МЭи МО. 1998. № 11. С. 5−26.
  189. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. М.: Экономика, Дело, 1992. 510 с.
  190. В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы //Экономика и математические методы. 1999. № 2. С. 3−20.
  191. Е.Н. Услуги образования и рынок //РЭЖ. 1992. № 6. С. 43−49.
  192. Приоритетные направления развития воспроизводственных сил США. М.: Издательство МГИМО, 1991. 149 с.
  193. Производительность труда важнейший фактор повышения эффективности производства. М.: Наука, 1982. 360 с.
  194. Промышленная политика: выбор пути развития на ближайшие два года //Вопросы экономики. 1996. № 11. С. 4−32.
  195. Е. Нужны профессионалы? Подготовим! //Человек и труд. 2000. № 5. С. 63−66.
  196. Н.Ф. Кадровый менеджмент: зарубежный и отечественный опыт. Учебное пособие. М.: Издательство Российской экономической академии, 1996. 82 с.
  197. Пять способов улучшить финансирование университетов (рекомендации Конференции ректоров европейских университетов) //Alma Mater. 2000. № 3. С.3−11.
  198. Т.О. Занятость молодых специалистов: проблемы и пути решения //Рынок труда, занятость и социально-трудовые отношения в переходной экономики России. М.: Издательство МГУ, 1994. С. 68−82.
  199. Ратинофф J1. Всеобщая нестабильность и образование: культура глобализации //Перспективы. 1996. № 2. С. 7−38.
  200. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.: Издательство Российского открытого университета, 1995.272 с.
  201. Д. Начала политической экономии (отдельные главы). //Антология экономической классики: в 2-х т. T.l. М.: ЭКОНОВ, 1993. С. 397−473.
  202. Роль государства и частного сектора в финансировании высшего образования //Экономика образования. 2001. № 4. С. 92−98.
  203. Г. М. Управление человеческими ресурсами. Текст лекций. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999. 122 с.
  204. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2003. 690 с.
  205. Российское образование к 2001 году. Аналитический обзор. М, 2001. 57с.
  206. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Издательский Центр Госкомстата России, 1997. 414 с.
  207. Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. М., 2001.
  208. Е.Н. Методологические основы взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. СПб.: ИСЭП, 1997. 26 с.
  209. Садовничий В. Проблемы образования и науки в России и стратегия на
  210. XXI век //Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 7579.
  211. P.M. Финансирование профессиональной подготовки на предприятиях Германии и США //Труд за рубежом. 1995. № 3. С. 6472.
  212. П., Нордхаус В. Экономика: Пер. с англ. СПб.: Бином, 1997. 800 с.
  213. Э.Р., Сотникова С. И. Проблемы управления профессиональной ориентацией молодежи на профессии высшей квалификации.
  214. Л.: Издательство ЛФЭИ, 1991. 163 с.
  215. Г. В. Образование во Франции: экономические и социальные программы //Экономика образования. 2002. № 3. С. 25−35.
  216. Системы высшего образования стран Запада. Справочник: в 2-х частях. 4.2. М.: Издательство УДН, 1991. 164 с.
  217. Е.И. К вопросу о координации экономического выбора //Первые Кузбасские философские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. С. 89−91.
  218. Е. К проблеме трудоустройства в современной российской экономике //Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России: Материалы II Всероссийских научных чтений. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С. 212−214.
  219. Е. Роль бизнеса в формировании человеческого капитала //Социальная политика и местное развитие: Тезисы международной научно-практической конференции. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. С. 120−124.
  220. Е.И. Становление системы образования Японии в условиях «догоняющего развития» //Образование на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научной конференции. Выпуск 1. Тверь: ТГТУ, ЧуДо, 2000. С. 3−5.
  221. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. 336 с.
  222. Е., Щесняк Е. Источники финансирования воспроизводства основных фондов высших учебных заведений: опыт развитых стран //Российский экономический журнал. 2003. № 2. С. 84−90.
  223. С., Исаев Н. Социальная политика: новый курс //Вопросы экономики 1999. № 2. С. 65−73.
  224. А. Исследование о природе и причинах богатства народа //Антология экономической классики: в 2-х тт. Т. 1. М.: МП ЭКОНОВ, 1993. С. 79−396.
  225. А. Теория нравственных чувств. СПб., 1895.
  226. Современный капитализм: проблемы рабочей силы. М.: Наука, 1985. 285 с.
  227. М. Услуга //Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. Т. 27. М.: Советская энциклопедия, 1977. С. 117−118.
  228. JI.H. Рыночная оценка затрат и результатов в высшем образовании //Вуз и рынок: в 3 кн. Кн. 1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. М., 1992. С. 300−314.
  229. Состояние образования в мире //Экономика образования. 2001. № 3. С. 95−107.
  230. Состояние, развитие и проблемы негосударственных образовательных учреждений России //Высшее образование в России. 1994. № 1. С. 142 148.
  231. Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 1999. 736 с.
  232. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства. М.: Наука, 1999. 272 с.
  233. Г., Лылова О. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодежи //Вопросы экономики. 1998. № 1. С. 92−98.
  234. К.А. Главные руководители японских компаний: практика работы. М.: Финансы и статистика, 1999. 160 с.
  235. Сравнительный анализ развития образования в России. М.: ИЦПКПС, 1994. 117 с.
  236. Дж. Экономика государственного сектора: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1997. 720 с.
  237. Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики //Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 392−410.
  238. Стратегия занятости. М.: Экономика, 1990. 208 с.
  239. С.Г. К проблеме эффективности капитальных затрат //Плановое хозяйство. 1929. № 7. С. 59−74.
  240. С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982. 471 с.
  241. С.Г. Собрание сочинений: в 5-и тт. Т.5. М.: Наука, 1987. 467 с.
  242. И. Развитие кадрового потенциала залог прогресса производства //Человек и труд. 2000. № 6. С. 27−29.
  243. В. Профессиональное образование в США: тенденции развития //Человек и труд. 2000. № 1. С. 71−74.
  244. В. Профессиональное образование в США: тенденции развития //Человек и труд. 2000. № 2. С. 76−80.
  245. США: государство и социальная политика (к анализу консервативных тенденций 80-х гг.). М.: Наука, 1988. 192 с.
  246. Л. Множественность способов координации: равновесие и рациональность в сложном мире //Вопросы экономики. 1997. № 10. С. 69−84.
  247. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальные аспекты. М.: РАН, 1994. 228 с.
  248. Д. Приватизация в сфере высшего образования //Перспективы. 1992. № 4. С. 81−96.
  249. А. Адаптивная корпорация //Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология /под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 448−462.
  250. Труд и занятость в Российской Федерации. М., 1999.
  251. Трудовые ресурсы: эффективность использования. М.: Наука, 1988. 264 с.
  252. Л.И. Финансовые проблемы профессионального образования в СССР. М.: Финансы, 1968. 176 с.
  253. Л. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир: Пер. с англ. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. 430 с.
  254. О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контракция: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, CEV Press, 1996. 702 с.
  255. Управление человеческими ресурсами. Учебное пособие /под ред. Горелова Н., Тучкова А. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1997. 157 с.
  256. О. Внутренние и внешние рынки //Вопросы экономики. 1997. № Ю. С. 90−103.
  257. Федеральные и региональные программы России: Информационный сборник. Выпуск 23. М.: ВИНИТИ, 2001.
  258. В.М. Привлечение финансовых ресурсов в профессиональное образование в свете концепции модернизации российского образования //Новые финансовые механизмы в высшем образовании: Сборник докладов совещания-семинара. Кемерово: ИНТ, 2003. С. 5−12.
  259. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М.: Дело, 1993. 864 с.
  260. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: Пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 2003. 232 с.
  261. Ф. Доверие, социальные добродетели и созидание благосостояния //Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология /под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 123−162.
  262. С. Экономика образования: разочарования и потенциальныевозможности //Перспективы. 1996. № 4. С. 7−35.
  263. Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  264. Н.А. Социально-экономическое значение реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  265. Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М.: Наука, 1996. 206 с.
  266. В.В., Сиволобов С. А. Куда уходит молодежь //Социологические исследования. 1991. № 8. С. 66−70.
  267. Человек в «инновационной экономике» XX века. /отв. ред. Васильчук Ю. А. М.: РАН ИМЭМО, 1995. 286 с.
  268. В.В. Система экономических отношений в сфере образования. Кострома: Издательство КГПУ, 1998. 189 с.
  269. Н.В. Зарубежный опыт изучения рынка труда. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1991. 44 с.
  270. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве //Социологические исследования. 1998. № 3. С. 99−106.
  271. Ю.Д. Финансирование вузов: опыт некоторых зарубежных стран //Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. 1995. № 4. С. 33−43.
  272. Е.Е. Мировой опыт трудоустройства квалифицированных работников и его использование в странах Центральной и Восточной Европы //Труд за рубежом. 1996. № 3. С. 114−126.
  273. Шиц М. Образование в зеркале статистики //Платное образование.2003. № 2. С. 4−7.
  274. Н., Попов В. На переломе: перестройка экономики в СССР. М.: Издательство АПН, 1989. 400 с.
  275. Г. Размышления о профессионально-техническом образовании на рубеже XXI века //Перспективы. 1996. № 2. С. 205−214.
  276. Т. Ценность детей //THESIS. 1994. Выпуск 6. С. 37−49.
  277. В.П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг //МЭ и МО. 1997. № 11. С. 127−135.
  278. В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки //МЭ и МО. 2001. № 12. С. 42−49.
  279. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 306 с.
  280. Экономика сферы платных услуг /под ред. Жильцова Е. Н. Казань: БИ, 1996. 204 с.
  281. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ) /под ред. P.M. Нуреева. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. 804 с.
  282. Эмар-Дюверне Ф. Конвенции качества и множественность форм координации //Вопросы экономики. 1997. № 10. С. 104−116.
  283. Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика: Пер. с англ. М.: Издательство МГУ, 1996. 800 с.
  284. Япония в 2000 году. Реферативный сборник. М.: ИНИОН АН СССР, 1987. 231 с.
  285. ВВС English Dictionary. L.: Harper Collins Publishers, 1992. 1377 p.
  286. Basic Readings in U.S. Democracy. W.: US Information Agency, 1994. 43 Op.
  287. Becker G.S. Human Capital. A Theoretical and Empirical Analysis with
  288. Special Reference to Education. NY-L.: Columbia University Press, 1975. 268 p.
  289. Galbraith J.K. Economic Development in Perspective. Cambridge, 1962.
  290. Mincer J., Polachek S. Family Investments in Human Capital: Earning of Women //Journal of Political Economy. Vol. 82. № 2. Part II. 1974. P. 76 108.
  291. Schultz T. Capital Formation by Education //Journal of Political Economy. Vol. 68. 1960.
  292. Schultz T. Investment in Human Capital //The American Economic Review. 1961. № 1. P. 38−56.
  293. Weiss Y. Investment in Graduate Education //The American Economic Review. Vol. LXI. № 5. 1971. P. 833−852.301. http://www.fom.ni/survey/dominant/257/654/2137.htm302. http://www.spencer.org
Заполнить форму текущей работой