Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические условия устойчивого развития предпринимательских структур в хозяйственном комплексе региона: На примере Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Трансформация экономической и политической систем в России создали качественно новые условия для межрегиональной кооперации и развития предпринимательства. Острота современной социально-экономической ситуации в России и значительные деформации всего экономического пространства определяются сложными переходными процессами в стране: формированием нового геополитического… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы устойчивого развития хозяйственных комплексов в условиях предпринимательской среды
    • 1. 1. Формирование и регулирование регионально-хозяйственных единиц на основе трансформации народнохозяйственного комплекса страны
      • 1. 2. 0. сновные социально-экономические категории региональных хозяйственных комплексов и их типология
    • 1. 3. Сущность и содержание экономической устойчивости хозяйствующих субъектов при развитии предпринимательства
  • 2. Бюджетный федерализм как механизм формирования благоприятной предпринимательской сферы
    • 2. 1. Экономическое содержание и особенности бюджетного федерализма
    • 2. 2. Оценка и развитие бюджетного федерализма в России
    • 2. 3. Формирование государственной поддержки предпринимательства в субъектах Российской Федерации
  • 3. Пути и методы устойчивого развития предпринимательства в хозяйственном комплексе Кабардино-Балкарской Республики
    • 3. 1. Обоснование стратегических приоритетов развития экономики региона
    • 3. 2. Формирование социально-финансовой группы как фактор интеграции субъектов предпринимательства

Экономические условия устойчивого развития предпринимательских структур в хозяйственном комплексе региона: На примере Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Трансформация экономической и политической систем в России создали качественно новые условия для межрегиональной кооперации и развития предпринимательства. Острота современной социально-экономической ситуации в России и значительные деформации всего экономического пространства определяются сложными переходными процессами в стране: формированием нового геополитического и экономического пространствапереходом к рыночным отношениям многочисленных хозяйствующих субъектов, включая и региональные структурылиберализацией внешнеэкономических связейзатяжным системным кризисом, охватывающим практически все сферы народного хозяйстваизменением государственного устройства, в том числе и характера отношений центра и регионов. Важное место в решении назревших проблем принадлежит предпринимательству.

В связи со структурными преобразованиями в народном хозяйстве страны, рыночной трансформацией ее экономического пространства в изменившейся системе общественного разделения труда, производственно-хозяйственных связей и экономических отношений, особое значение приобретает вопрос определения места и роли регионов в этом процессе, что обусловило выбор направлений исследования.

Актуальность исследуемых проблем определяется необходимостью создания относительно целостного регионального хозяйственного комплекса и существенным повышением эффективности его функционирования. Важными элементами решения этой задачи являются: раскрытие путей формирования рациональных отраслевой, функциональной и территориальной структур регионального хозяйственного комплекса, обеспечения его пропорционального и устойчивого развитияанализ системы региональных факторов повышения эффективности регионального воспроизводственного процесса.

Сложность данной проблемы обусловлена тем, что важно учесть двойственный статус региона в национальной экономике. С одной стороны — это составная единица макроэкономической структуры народного хозяйства, являющейся социально-экономической подсистемой последнего, а с другойотносительно самостоятельный хозяйственный комплекс, осуществляющий собственный воспроизводственный процесс.

Необходимость тщательного научного анализа проблем включения экономики региона в единое экономическое пространство, создания организационно-экономического механизма устойчивого развития регионального хозяйственного комплекса определила постановку целей и задач диссертационной работы.

Проблема исследования состоит в изучении региональной экономической политики государства, механизмов выравнивания социально-экономического развития регионов и необходимости повышения эффективности экономически отсталых региональных хозяйственных систем и формирования благоприятной предпринимательской среды.

Степень научной разработки проблемы. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что указанная проблема и сопряженные с ней вопросы интенсивно разрабатываются в экономической теории и практике. В данном контексте можно выделить следующие направления исследований:

1. Методологическое проблемы реформирования (трансформации) общественных отношений с целью обеспечения динамичного и устойчивого роста промышленного производства и развития предпринимательства. Это направление исследовано в работах Абалкина Л., Бильчака В., Валентея С., Глазьева С., Гранберга А., Колесникова Ю., Лексина В., Львова Д., Некрасова Н. и других ученых.

2. Изучению взаимодействия регионов с федеральным центром, развитию межбюджетных отношений как инструмента региональной политики государства и стимулирования предпринимательства посвящены труды Бабича А., Богачевой 0., Игудина А., Подпориной И., Поляка Г., Христенко В., Яндиева М., Яхъяева М и др.

3. Проблемы развития территориально-отраслевой структуры национальной экономики и реформирования региональных хозяйственных комплексов, трансформации системы размещения и развития производительных сил регионов разработаны в трудах Алексеева Ю., Гохберга М., Гусевой К., Дмитриевой О., Добрынина А., Исянбаева М., Кистанова В., Морозовой Т. и др.

В последнее время значительно возросло внимание к третьему направлению. На передний план стали выходить проблемы статуса региона в структуре народного хозяйства страны и согласования его функций в обеспечении развития предпринимательства на макроэкономическом уровне. В полной мере не исследованы также вопросы формирования механизма устойчивого развития хозяйственных комплексов в условиях регионов депрессивного типа, разработки маркетинговых стратегий развития региональных рынков и связей межрегионального обмена. В этой связи требуется дополнительное исследование, начиная от сущности базовых категорий и заканчивая разработкой путей и методов устойчивого развития региональных хозяйственных комплексов.

Объектом исследования выступает сфера предпринимательства регионального хозяйственного комплекса, осуществляющая собственный воспроизводственный процесс в системе народного хозяйства Российской Федерации.

Предметом исследования являются экономические отношения в региональном хозяйственном комплексе, формирующиеся с учетом механизмов бюджетного федерализма в народном хозяйстве России.

Цель исследования состоит в системном изучении развития предпринимательства в хозяйственном комплексе, определении его места в народном хозяйстве страны и обосновании рекомендаций для его устойчивого развития.

Достижение поставленной цели определило решение следующих основных задач:

— проведение ретроспективного анализа проблем трансформации единого народнохозяйственного комплекса.

России в переходный период, раскрытие содержания категорий регионального хозяйственного комплекса и его экономической устойчивости при развитии предпринимательствасистематизация подходов к классификации предпринимательства, оценка диспропорций социально-экономического развития регионов и механизма выравнивания уровней их развития в современной экономикевыбор методов анализа территориальных факторов и ресурсов, обеспечивающих конкурентные преимущества предпринимательских структур регионов в условиях рыночных отношенийразработка оптимальной схемы социально-экономического развития сферы предпринимательства хозяйственного комплекса региона депрессивного типа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по вопросам становления предпринимательства и проблемам социально-экономического развития регионов.

В исследовании диссертант опирался на принципы системного подхода. При обработке данных и их анализе использовался широкий спектр экономико-статистических методов: моделирования, сравнительного анализа, группировок, относительных и средних величин, непараметрические методы многомерного анализа, методы оценки различия структур.

В качестве информационной и эмпирической базы исследования использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, регламентирующие развитие предпринимательстваофициальные данные Госкомстата России и Комитета по статистике Кабардино-Балкарской Республикиматериалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученыхстатьи, опубликованные в научной и периодической печати.

Научная новизна исследования заключается в обобщении, дополнении и развитии теоретических положений по проблемам устойчивого развития предпринимательства в регионах депрессивного типа в современных условиях.

Основные научные результаты, полученные лично автором в ходе исследования и выносимые на защиту, заключаются в следующем: раскрыта социально-экономическая сущность процесса трансформации общественных отношений и основных категорий, описывающих содержание регионального хозяйственного комплекса и его экономической устойчивости при развитии предпринимательствапредложен метод анализа неравномерности развития регионов на основе их типологических характеристик, на основе которого дается оценка состояния и развития предпринимательских структурустановлены основные направления использования бюджетного федерализма как фактора формирования благоприятной предпринимательской среды, представлен ретроспективный анализ его развития в условиях Россииразработаны предложения по устойчивому развитию хозяйственного комплекса Кабардино-Балкарской Республики, включающие создание социальнофинансовой группы как инструмента интеграции предпринимательских субъектов на муниципальном уровнепредложена схема совмещения функций социально-финансовой группы с задачами регионального маркетинга с целью объединения усилий для развития интеграционных процессов, формирования благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в республике.

Практическая значимость и апробация диссертации. Полученные в ходе исследования результаты имеют значение для дальнейшей теоретической разработки актуальных проблем формирования и развития региональных хозяйственных комплексов на основах предпринимательства.

Основные теоретические положения работы, ее прикладные результаты и выводы обсуждались на научно-практических конференциях Кабардино-Балкарского Государственного Университета, использованы в учебном процессе Кабардино-Балкарского Государственного Университета.

Методические положения по оценке типологии регионов использовались Министерством экономики КБР при разработке Программы экономического и социального развития Кабардино-Балкарской Республики на 2002;2006 гг. Ряд конкретных рекомендаций о совершенствованию бюджетно-налоговой системы использован Министерством финансов при составлении бюджета в республике на 2004 г.

Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано четыре печатных работы общим объемом 4,25 п.л.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Ее содержание изложено на 159 страницах, включая 23 таблицы и 12 рисунков. В списке литературы представлено 131 наименование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Трансформация экономической и политической систем в России создали качественно новые условия для функционирования предпринимательства межрегиональной кооперации и регионального развития. Острота современной социально-экономической ситуации в России и значительные деформации всего экономического пространства определяются сложными переходными процессами в стране: формированием нового геополитического и экономического пространствапереходом к рыночным отношениям многочисленных хозяйствующих субъектов, включая и региональные структурылиберализацией внешнеэкономических связейзатяжным системным кризисом, охватывающим практически все сферы народного хозяйстваизменением государственного устройства, в том числе и характера отношений центра и регионов.

В России этот переход усложняется существенными различиями регионов, как исходных, обусловленных неравномерностью размещения материальных элементов национального богатства (природных ресурсов, основных производственных фондов, квалифицированной рабочей силы), так и постприватизационных, определяемых спецификой многоукладной экономики.

2. Становление регионально-хозяйственных комплексов протекает под действием разнообразных факторов, включающих природно-географические, национально-конфессиональные, исторические, демографические и другие.

Установлено, что региональный хозяйственный комплекс (РХК) является частью, подсистемой национального (народнохозяйственного) комплекса страны и представляет собой целенаправленно складывающееся динамичное и устойчивое региональное или локальное сочетание предприятий и отраслей региона, объединенных общей инфраструктурой и разветвленными внутренними связями.

Формирование и развитие РХК, основанное на развитии предпринимательства, приводит к совершенствованию территориально-отраслевой организации народного хозяйства страны и выражается в обеспечении устойчивого социально-экономического развития регионов в системе территориального разделения труда ф.

3. Межрегиональные диспропорции в России носят многогранный характер, включающий социальные, этнические, культурные и иные компоненты, а также значительные перепады уровня жизни и экономического развития от одной части страны к другой. Эти различия необходимо оценивать и анализировать с помощью показателей, характеризующих уровни социально-экономического развития регионов, где базой сравнения является среднероссийский уровень. Совокупность таких показателей в сравнении с базовыми позволяет оценить, в каком состоянии находится экономика тех или иных субъектов РФ, а также в какой мере обеспечивается достойный уровень жизни населения. В диссертации определено, что к числу основных таких показателей — индикаторов социально-экономической ситуации в регионе — относятся: валовой региональный продукт, объем инвестиций в основной капитал, финансовая обеспеченность региона, денежные доходы на душу населения, соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума, уровень регистрируемой безработицы и др.

4. Эффективное развитие предпринимательства является фактором устойчивого развития региональных хозяйственных комплексов в условиях многоукладной экономики. Категория «устойчивость» должна учитываться в исследованиях, связанных с изучением и функционированием сложных динамичных систем, в частности, регионов.

Устойчивое развитие хозяйственного комплекса региона представляет собой режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику характеристик уровня и качества жизни населения, обеспеченную сбалансированным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов региона. В работе определены основные условия обеспечения устойчивости в новых экономических условиях.

5. Аномальные (резко отличающиеся от средних) территориальные различия в уровне и качестве жизни — основания для выравнивания условий социально-экономического развития регионов. В России политика выравнивания проводится применительно к отдельным территориям, а на общегосударственном уровне — посредством системы бюджетного федерализма и развития межбюджетных отношений с целью формирования благоприятной сферы предпринимательства.

Для бюджетного устройства России, в состав которой входит большое число субнациональных образований, неодинаковых по площади территории, разной численности населения и уровня социально-экономического развития, характерна особая значимость перераспределительной, или выравнивающей функции федерального бюджета. Одновременно с решением этой задачи федеральный центр имеет возможность воздействовать на региональную экономическую политику и преследовать иные цели в рамках национальной экономической политики с помощью механизма распределения финансовой помощи региональным бюджетам.

6. Экономика Республики представляет собой региональный хозяйственный комплекс, включающий отрасли материального производства и непроизводственной сферы, взаимосвязанные и пропорционально развивающиеся на основе совместного использования природных и трудовых ресурсов, объектов вспомогательного хозяйства,. производственной и социальной инфраструктур общереспубликанского назначения, единой системы расселения и выполняющие определенные народнохозяйственные функции в межрайонном разделении труда.

Стратегической задачей развития экономики КБР является последовательный переход на основе предпринимательства от простого вида хозяйственного комплекса к сложному, основанному на тесном взаимодействии всех хозяйствующих субъектов региона, внедрение научно-технических разработок и повышение уровня инновационной деятельности. Это позволит республике выйти на качественно новый уровень устойчивого социально-экономического развития и в полной мере участвовать в общероссийском разделении труда.

7. На муниципальном уровне решению задачи привлечения и размещения инвестиций и развитию предпринимательских структур будет способствовать создание социально-финансовой группы — центра инвестиционных проектов и программ. Социально-финансовая группа представляет собой интегрированную корпоративную структуру в форме открытого акционерного общества, целью создания которой является аккумуляция финансовых ресурсов предприятий и населения и их вложение в приоритетные инвестиционные проекты в целях получения прибыли и/или достижения социального эффекта. В диссертации предложен механизм формирования и функционирования СФГ.

Реализация этих рекомендаций характеризуется следующими преимуществами:

— развиваются эффективные предпринимательские структуры на базе использования благоприятных условий, причем реализуется не только местные, но и региональные выгоды;

— появляется возможность создать в муниципальном образовании инфраструктуру — производственную, рыночную и социальную (транспорт, связь, ремонтная и складская база, банки, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера услуг и т. п.);

— налаживаются хозяйственные связи между предприятиями-участниками СФГ. Эти связи могут быть внутренними, и внешними и вести к интеграции и сотрудничеству всех хозяйствующих субъектов республикисоздание СФГ будет способствовать устойчивому развитию хозяйственного комплекса республики на муниципальном уровне.

8. Для реализации этих преимуществ предложена система регионального маркетинга, что позволит учитывать состояние, динамику предложения и спроса, конъюнктуру регионального рынка, характер развития межрегиональных связей, а также создавать условия для максимального приспособления процесса регионального воспроизводства к требованиям рынка.

Реализация системы регионального маркетинга создает условия для организации управленческих отношений, которая формирует хозяйственно-правовое поле сохранения самостоятельности хозяйствующих субъектов региона и реализацию эффективного воздействия со стороны государства. Это обеспечит согласование локальных экономических целей отдельных предприятий и фирм с региональными целями и интересами, что ведет к развитию интеграционных процессов в республике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Ось-89,2003. — 48 с.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Ч. I, И, III). -СПб.: Издательский дом «Герда», 2003. 576 с.
  3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2003.- 187с.
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. 4.1.-М.: Ось-89, 2003.-128 с.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.
  6. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г." 126-ФЗ.
  7. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Сг. 1.
  8. Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. // Российская газета. 16 мая. 2000.
  9. Постановление. Правительства Российской Федерации «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 19 992 001 годах» от 30 июля 1998 г. № 862.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» от 15 августа 2001 г. № 584.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации «Социально-экономическое развитие юга России на период до 2006 года» от 8 августа 2001 г. № 40.
  12. Закон Кабардино-Балкарской Республики «Об инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике» от 8 ноября 1999 г. № 10-РЗ.
  13. Закон Кабардино-Балкарской Республики «О государственной поддержке малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике» от 7 декабря 1996 г. № 16-Рз.
  14. Закон Кабардино-Балкарской Республики «Об управлении государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики» от 17 декабря 1999 г. № 30-РЗ.
  15. Закон Кабардино-Балкарской Республики «О плате за пользование недрами» от 17 мая 1996 г. № 6-РЗ.
  16. Указ Президента Кабардино-Балкарской Республики «О приватизации объектов государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики» от 4 июля 1999 г.№ 192.
  17. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики «О программе экономического и социального развития Кабардино-Балкарской Республики на 2003−2006 годы» от 20 октября 2002 г. № 412.
  18. Л.И. Логика экономического роста. М.: Институт экономики РАН, 2002.
  19. Л.И. Назревшие перемены // Вопросы экономики. -1998.-№ 6.
  20. Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.
  21. Ю.П. Регион. Управление. Качество. М.: Луч, 2000.
  22. Ю.П. и др. Социальная политика. Учебник. М.: Экзамен, 2000.23 .Алексеев Ю. П. и др. Теория управления. Учебник. М: РАГС, 2003.
  23. С.Д. Организационно-экономический механизм управления крупным народнохозяйственным комплексом: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Санкт-Петербургский инженерно-экономический институт им. П. Тольятти. СПб., 1992.
  24. Анализ тенденций развития регионов России: Типология регионов, выводы и предложения / Программа Европейского союза «ТАСИС». М. 1996.
  25. С.С. Реформирование межбюджетных отношений в регионе // Финансы. 2002. — № 3.
  26. А.М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Юнити-Дана, 2002.
  27. О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практикареформирования. М.: Экзамен, 2001.
  28. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика. -Калининград: Янтарный сказ, 1998.
  29. А.Г., Данчиков Е. А. Механизмы совершенствования бюджетной политики субнациональных властей // Финансы. -2003.-№ 2.
  30. О.В. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов // Вопросы экономики. 1996. — № 6.
  31. С.Д. Экономический механизм федеративных отношений. М.: ИЭ РАН, 1995.
  32. Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутии Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал. 2001. — № 2002.
  33. Ю.Б. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. 2001. — № 2.
  34. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002.
  35. А. Региональная экономика и управление. Учебное пособие. М., 2002.
  36. С.Ю. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики. 2000. -№ 11.
  37. Н.Ф., Двоскин Б. Я. Инфраструктурно-территориальный комплекс: (Теория, методы, практика). -Алма-Ата: Гылым, 1990.
  38. М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы экономического развития. М., 2002.
  39. А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов // Вопросы статистики. -1998. № 9.
  40. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для студентов ВУЗов / Государственный университет «Высшая школа экономики». М., 2000.
  41. А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве // Вопросы экономики. 2002. -№ 9.
  42. В.И. О федеральных целевых программах регионального развития // Финансы. 2002. — № 4.
  43. К. Ранжирование субъектов Российской Федерации по степени благоприятности инвестиционного климата // Вопросы экономики. 1996. -№ 6.
  44. А.А. Регион в едином экономическом пространстве России. -Ростов-на-Дону, 1998.
  45. Х.А. Дифференциация регионов России по инвестиционной привлекательности // Сборн. науч. трудов Московского государственного социального университета. -2002,-Вып. 11.
  46. ХА. Классификация источников формирования инвестиций предприятия // Сборн. науч. трудов Московского государственного социального университета. 2002. — Вып. 10.
  47. Х.А. Факторы инвестиционного климата в регионах // Ученые записки Московского государственного социального университета. -2002. -№ 3.
  48. О.Г. Региональная экономическая диагностика. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1993.
  49. А.И. Региональные пропорции воспроизводства. -Л., 1998.
  50. В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов // Регионология. -1994. № 2−3.
  51. В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. -Калининград: Янтарный сказ, 2001.
  52. С.А. Методы и рыночная технология экономического управления. -М.: Дело и сервис, 1999.
  53. В.В. Региональный народнохозяйственный комплекс и проблемы его социально-экономического моделирования // Повышение эффективности производственного потенциала промышленного производства. Самара, 1992.
  54. В. Муниципальное управление. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2002.
  55. А.П., Дзауров Х. А. Анализ неравномерности экономического развития регионов России // Автоматизация и современные технологии. 2002. -№ 11.
  56. А.П., Дзауров Х. А. Оценка инвестиционной привлекательности регионов России // Автоматизация и современные технологии. 2003. — № 1.
  57. В.Н., Яровой О. А. Российский федерализм: становление и развитие. -М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001.
  58. В. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М., 2001.
  59. А.Г. О принципах реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. 1998. — № 8.
  60. А.Н. Эффективность бюджетной политики в России в 19 941 997 годах // Вопросы экономики. 1998. — № 2.
  61. Кабардино-Балкария в цифрах 2002: Статистический сборник / Госкомстат Кабардино-Балкарской Республики. Нальчик, 2003.
  62. М.Н. Методологические основы формирования и функционирования хозяйственных комплексов республик / БНЦ УрО РАН. -Уфа, 1992.
  63. П., Синельников-Мурылев С., Трунин И. Система федеральной финансовой помощи субъектам РФ и фискальное поведение региональных властей в 1994—2000 годах // Вопросы экономики. 2002. — № 8.
  64. Кистанов В. В, Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2002.
  65. В. Интеграция перспектива экономики // Экономист. -1997. — № 1.
  66. В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист. 1996. -№ 11.
  67. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития субъектов РФ в 2001/2003 годах // Экономика и жизнь. 2002. — декабрь. -№ 51.
  68. Ф. Основы маркетинга. Перевод с английского Боброва В. Б. М.: Прогресс, 1990.
  69. А. Л. Федеральный бюджет: итоги и задачи // Финансы. — 2003. -№ 1.
  70. Л.П., Кураков В. Л. Толковый словарь экономических и юридических терминов. -М.: Вуз и школа, 2002.
  71. Курс переходной экономики / Под ред. Абалкина Л. И. М.: Финстатинформ, 1997.
  72. А., Литвак Дж., Сазерленд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. 2001. — № 4.
  73. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учебное пособие. -М.: Экономика, 1998.
  74. В.Н., Швецов А. Н. Бюджетный федерализм: диалектика централизации и децентрализации // Российский экономический журнал. -2002.-№ 7.
  75. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.
  76. В.Н., Швецов А. Н. Стереотипы и реалии российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. 2000. — № 1.
  77. В.В. Межотраслевая экономика: Пер. с англ. / Автор предисл. и науч. ред. А. Г. Гранберг. М.: Экономика, 1997.
  78. Д.С. К обновлению ориентиров экономической политики // Российский экономический журнал. 1996. — № 10.
  79. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.
  80. В. О применении метода эволюционной экономики // Вопросы экономики. -1997. № 3.
  81. Н.С. Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. 2002. — № 8.
  82. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций. -М.: Экономика, 1998.
  83. И. Государственные и муниципальные финансы. Учебник.-М., 2003.
  84. С. Пилотный проект для муниципального управления // Экономика и жизнь. 1997. — № 22.
  85. Н.Н. Анализ дифференциации социально-экономического положения российских регионов // Проблемы прогнозирования. 1999. — № 5.
  86. М.Ч. Сравнительный анализ уровня социально-экономического развития регионов: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Ростовский государственный университет Ростов на Дону, 1998.
  87. Н.М. Социально-экономическая дифференциация регионов России //ЭКОэкономика и организация промышленного производства. 1999. -№ 6.
  88. И. Государственные и муниципальные финансы. Учебник.-М., 2003.
  89. Народнохозяйственные комплексы и их эффективность / Науч. ред. В. А. Воротилов, С. М. Захаров. М.: Институт экономики АН СССР, 1972.
  90. Народнохозяйственный комплекс зрелого социализма: сущность, эффективность развития / В. Г. Лебедев, М. Н. Тимохин и др.- под ред. В. Г. Лебедева. -М.: Мысль, 1981.
  91. Народнохозяйственный комплекс и регион / А. И. Добрынин, М. В. Ермолин и др.- под ред. А. И. Добрынина. Л.: Лениздат., 1982.
  92. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. Изд. 2-е. М.: Экономика, 1978.
  93. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. -М.: МГУ, 1994. с. 37.
  94. В.Ф. Территориальное планирование в СССР. М.: Экономика, 1975.
  95. М.В. Географические основы управления регионом. Дис.. д-ра, географ, наук: 25.00.24 / Казанский государственный университет Казань, 2001.
  96. И.В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование // Финансы. 1999. — № 10.
  97. И. В. Механизмы выравнивания территориальных и местных бюджетов в условиях формирования системы бюджетного федерализма в России. // Материалы научной конференции «Проблемы комплексного регионального развития России». М., 1996. 15−16 мая.
  98. Проблемы комплексного регионального развития России: Книга 1,11 / Науч. ред. Гранберг А. Г., Штульберг Б. Н. М.: СОПСиЭС, 1996.
  99. Проблемы системной организации территориальных и хозяйственных отношений. -М.: УРСС, 1998.
  100. Л.И. Пути укрепления финансовых основ местного самоуправления и совершенствования межбюджетных отношений // Российский экономический журнал. 2002. -№ 7.
  101. Л.И. Совершенствование межбюджетных отношений гарантия укрепления местного самоуправления // Финансы. — 2000. — № 5.
  102. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов- Отд. экон. РАН- науч.-ред. совет изд-ва. «Экономика». -М.: Экономика, 1999.
  103. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Т. С. Морозовой. М.: ЮНИТИД002.
  104. Региональные кризисные ситуации и экономическая безопасность России / Под ред. А. Г. Гранберга, Б. М. Штульберга.- М.: СОПСиЭС, 1998.
  105. Регион: К новому качеству управления, Вып. 9. Под ред. Алексеева Ю. П. -М.: Луч, 2000.
  106. Регионы России в переходный период. -М.: Изд-во. Эксперного института РСПП, 1993.
  107. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов 20 002 001 годы // Эксперт. 2001. — № 41.
  108. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов 20 012 002 годы // Эксперт. 2002. — № 45.
  109. Российские регионы в 2001 году. Прогноз Министерства экономического развития и торговли РФ // Российская газета. 2000. — 19 сентября.
  110. Российский статистический ежегодник. 2002: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002.
  111. Россия в цифрах. 2003: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. М., 2003.
  112. Н.М. Теоретические основы бюджетного устройства Российской Федерации // Финансы. 2002. -№ 6.
  113. Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики. 2000. — № 1.
  114. Ю., Соколов А., Горст М. Стали ли федеральные целевые программы инструментом государственной промышленной политики // Российский экономический журнал. 2002. — № 8.
  115. Социально-экономическое положение Кабардино-Балкарской Республики. Январь-октябрь2002года /Госкомстат Кабардино-Балкарской Республики: статистический бюллетень № 12. Нальчик, 2003.
  116. Стабилизация регионального развития. Общий подход и опыт конкретных регионов: Сб. трудов Ин-та. системного анализа РАН. М.: УРСС, 1996.
  117. А.Х. Регион в системе национальной экономики: экономические модели и механизмы регулирования: Дис.. д-ра. эконом, наук: 08.00.05 / Ростовский государственный университет Ростов на Дону, 2000.
  118. К.Х. Реформирование межбюджетных отношений в Германии //1. Финансы.-2003.-№ 1.
  119. А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики. 1998. — № 3.
  120. Г. А. Неравномерность и поиск внутренних резервов развития регионов: методологический аспект // Регион: экономика и социология. 1995. -№ 4.
  121. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков / Московский центр института «Восток-Запад" — Рук. авт. кол. и науч. ред. A.M. Лавров-М.: Диалог-МГУ, 1999.
  122. А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения // Вопросы экономики. 1999. -№ 9.
  123. Н.К. Финансовая стабилизация регионов основа бюджетного федерализма// Финансы. — 2002. — № 9.
  124. В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. -М.: Дело, 2002.
  125. В.Б. Развитие бюджетного федерализма в России: итоги 1990-х, годов и задачи на перспективу // Вопросы экономики. 2002. — № 2.
  126. С.Н. Совершенствование стратегии реформирования межбюджетных отношений // Финансы. -2000. № 4.
  127. Эффективность развития народнохозяйственного комплекса региона в условиях экономической реформы. / Отв. ред. Н.Г. Пешев- Науч. центр им. С.М.Кирова- Институт экономических проблем Апатиты, 1992.
  128. М.И. Финансы региональных органов власти. М.: Деловой экспресс, 1999.
  129. М.И. Финансы регионов. М.: Финансы и статистика, 2002.
Заполнить форму текущей работой