Экономико–статистический анализ производства и реализации молока в ООО АФ «Золотой колос» Сергачского района Нижегородской области
Оборотные средства представляют собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности. Оборотный капитал — это средства, участвующие в процессе производства и реализации продукции. В обеспечении непрерывности и ритмичности процесса производства и обращения заключается основное назначение оборотного капитала… Читать ещё >
Экономико–статистический анализ производства и реализации молока в ООО АФ «Золотой колос» Сергачского района Нижегородской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Нижегородский государственный инженерно-экономический институт
(ГБОУ ВПО НГИЭИ) Экономический факультет Кафедра: Экономика и статистика КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: Статистика Тема: Экономико-статистический анализ производства и реализации молока в ООО АФ «Золотой колос» Сергачского района Нижегородской области Руководитель: к.э.н., доцент О. В. Шамина Выполнила студентка
2 курса, группы 12 — ЭОС Е. С. Ларина г. Княгинино
2013 г.
Содержание Введение
1. Экономико-статистический анализ производства и реализации молока в ООО АФ «Золотой колос» Сергачского района Нижегородской области"
1.1 Организационно — экономическая характеристика ООО АФ «Золотой Колос»
1.2 Динамика поголовья, удоя на 1 корову, валового надоя молока
1.3 Показатели эффективности производства и реализации молока
2. Статистический анализ факторов, обусловливающих эффективность производства и реализации молока
2.1 Факторы, обуславливающие эффективность производства и реализации молока
2.2 Группировки и корреляция в изучении факторов роста производства молока Выводы и предложения Список литературных источников Приложения
Введение
Животноводство — это отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства сельскохозяйственной продукции.
Отрасль животноводства представляет собой одну из основных отраслей сельскохозяйственного производства. Животноводство в отличие от растениеводства характеризуется комплексностью процесса производства, более равномерным возмещением затрат полученной продукцией, несколько сокращенным периодом ее производства.
Молочное скотоводство в животноводстве страны занимает ведущее место. Общий доход этой отрасли превышает 60% валового дохода, получаемого от животноводства. Скотоводство дает более 98% общего производства молока и 40% мяса, основное количество кожевенного сырья для обувной промышленности.
Продукция, получаемая от выращивания крупного рогатого скота, занимает важное место в сельском хозяйстве России. К ней относятся молоко, молочный жир и белок, мясо, кожевенное сырье.
Значение скотоводства обусловлено многообразием его продукции, в первую очередь молочной и мясной. Кроме того, от крупного рогатого скота получают побочную продукцию: кожевенное сырье для переработки, навоз — ценное органическое удобрение для земледелия.
В настоящее время в России разводят 37 пород молочного скота, из них наибольшее распространение имеют такие группы пород: черно — пестрая (около 55% общего поголовья), палево — пестрые (21%), красные (10%), бурые шведского корня (4−5%).для совершенствования отечественных пород в последнее десятилетие широко привлекают мировые генетические ресурсы голтинской породы США и Канады, европейского черно пестрого скота Германии, Дании, Нидерландов, бурого и шведского скота США, Австрии симментальского скота Германии, Швейцарии и красно — пестрой породы скота Германии.
Приведенные данные дают основание сделать вывод, что использование технологий производства молока в разных странах значительно отличается, а если сравнивать Россию и США, то их можно назвать прямо противоположными по всем способам содержания, кормления, доения коров.
Своевременная уборка зерновых культур и умелое приготовление комбинированных кормов обеспечивает значительное снижение стоимости кормовой единицы, а также резко снижает потери при хранении и облегчает процесс механизации и автоматизации раздачи кормов.
Природно-климатические и экономические условия Нижегородской области дают возможность развивать молочное скотоводство практически повсеместно, но предпочтение отдается пригородным районам. К сожалению, данные последних лет неутешительны: производство молока и молочных продуктов в хозяйствах различных форм собственности падает, а в подавляющем большинстве предприятий области молочное скотоводство убыточно.
Развитие производства требует систематического наблюдения за изменением результатов деятельности. Анализ этих данных позволяет рациональным образом распределить ресурсы и вносить коррективы в организацию производства — это с одной стороны. С другой стороны, именно, организация производства является исходным моментом в формировании показателей, характеризующих результаты производства.
Собранный в процессе статистического наблюдения материал нуждается в определенной обработке, сведении разрозненных данных воедино. Научно обоснованная обработка материалов наблюдения, включающая в себя кроме обязательного контроля собранных данных систематизацию, группировку материалов, составление таблиц, получение итогов в производных показателях называется в статистике сводкой.
Цель курсовой работы: провести экономико — статистический анализ производства и реализации молока в ООО АФ «Золотой колос» Сергачского района Нижегородской области.
Задачами курсовой работы являются:
1. Провести организационно — экономическую характеристику ООО АФ «Золотой колос»;
2. Изучить динамику, состав и структуру основных средств;
3. Выявить показатели эффективности производства и реализации молока;
4. Провести группировку и корреляцию в изучении факторов роста производства молока.
Объектом исследования является ООО АФ «Золотой колос» Сергачского района Нижегородской области.
Предметом курсовой работы выступает экономико-статистический анализ производства и реализации молока.
При написании данной курсовой работы нами использовались следующие методы исследования:
— Графический метод;
— Метод сравнительного анализа;
— Метод группировки;
— Корреляционно — регрессионный анализ;
— Индексный метод и др.
При написании работы были использованы такие источники информации как, годовые отчёты ООО АФ «Золотой колос» за 2010,2011 и 2012 гг., включающие основные показатели, отчет о численности и заработной плате работников, сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства, отчет о наличии животных, бухгалтерский баланс, приложения к нему, отчёт о прибылях и убытках, а также научно — учебная литература, журналы и электронные ресурсы.
1. Экономико-статистический анализ производства и реализации молока в ООО АФ «Золотой колос»
1.1 Организационно-экономическая характеристика ООО АФ «Золотой колос»
Хозяйства Нижегородской области занимаются производством сахарной свеклы более тридцати пяти лет и накопили значительный опыт по ее возделыванию. Уже в первые годы работы сахарного комбината валовый сбор сахарной свеклы составлял 214 тыс. тонн. Производством сахарной свеклы занималось более 37 районов Нижегородской области. В 70-е годы посевы сахарной свеклы достигали 21,1 тыс. га, что позволяло заготавливать более 300 тыс. тонн сладких корней.
В 2004 г. было образовано общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Золотой колос».
Основным и единственным учредителем агрофирмы является «Нижегородский сахарный комбинат». Дополнительной продукцией ООО Агрофирма «Золотой Колос» являются зерновые культуры, что является необходимым с точки зрения севооборота направленного на сохранение плодородия земель.
Благодаря созданию агрофирмы, на базе обанкротившихся хозяйств Сергачского и трех других районов области, посевы сахарной свеклы удалось увеличить до 10−12 тыс. га., зерновых культур 6 тыс. га, а площадь земель в севообороте до 21 500 га.
Территория агрофирмы расположена в юго — восточной части Нижегородской области в лесостепной зоне в правобережье реки Волги, в основном на землях Сергачского района.
Административный центр района — город Сергач связан с областным центром и столицей РФ автомобильной и железной дорогами. Расстояние до г. Нижний Новгород по железной дороге 240 км, по шоссе — 150 км.
Территория (рельеф) сильно пересеченная, изрезанная оврагами и балками. Преобладают почвы серые, светлосерые, темносерые лесные, дерново — луговые, торфяно — болотистые, на значительной площади подвержены водной эрозии. Землепользование предприятия находится в нечерноземной зоне. Климат умеренно континентальный, влажный, с умеренно суровой и снежной зимой и теплым летом. Среднегодовое количество осадков в пределах 450- 500 мм. Часто бывают весеннее — летние засухи, суховеи. Средняя температура января от -12 до -12,2 градусов по Цельсию, июля от +18 до +19,2 градусов по Цельсию.
Агрофирма применяет европейскую технологию выращивания сахарной свеклы, которая основана на применение передовых методик, а также широкой механизации и химизации на всем технологическом цикле производства. Эта технология полностью исключает ручной труд и человеческий фактор на всех этапах производства.
В конечном итоге, использование передовой технологии, благодаря более рентабельным показателям в работе, но и принципиальный новый метод по уходу за почвой, использование семян, удобрений и пр. приводит к существенному увеличению урожайности посевных площадей и валового сбора продукции.
Организационная структура управления в ООО АФ «Золотой Колос» осуществляется по отраслевому принципу. При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Данная структура вполне удовлетворяет степени специализации и концентрации производства, что значительно повышает результаты деятельности организации.
Экономическая характеристика Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий основными средствами производства и эффективность их использования являются важными факторами, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности, объем производства продукции, ее себестоимость, финансовое состояние предприятия.
Важное значение имеет структура основных средств. Она выражает процентное отношение стоимости отдельных видов или групп основных фондов к общей их стоимости. Структура основных фондов зависит, прежде всего, от специализации предприятия, его удаленности от мест реализации продукции, природно — климатических условий, характера и объема выпускаемой продукции, уровня механизации производственных процессов.
Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий основными средствами производства и эффективность их использования — важные факторы, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности, следовательно, и объём производства продукции, её себестоимость, финансовое состояние предприятия. В связи с этим состав и структура основных средств предприятия имеют большое значение.
Средства производства являются материальной основой сельскохозяйственного производства и важнейшим объектом изучения статистики. Они представляют, с одной стороны, совокупность материальных объектов различного рода и назначения, а с другой стороны, по их экономической роли — часть активов предприятий и хозяйств. По характеру оборота их стоимости в процессе воспроизводства средства производства делятся на основные и оборотные и формируют фонды соответствующих категорий.
К основным фондам относятся основные средства производства, представленные средствами труда, неоднократно участвующими в процессе производства и сохраняющими при этом свою натуральную форму. Свою стоимость они переносят на продукт по частям по мере их износа. Основные фонды бывают производственные, предназначенные для производства продуктов и материальных услуг, и непроизводственные — для оказания нематериальных услуг.
Состав и структуру основных фондов в ООО АФ «Золотой Колос» рассмотрим в таблице 1.
Таблица 1 — Состав и структура основных фондов ООО АФ «Золотой Колос»
Показатель | Отклонение, тыс.руб. | Темп роста,% | |||||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||||
Здания и сооружения Машины и оборудование Транспортные средства Производственный и хоз. инвентарь Продуктивный скот Земельные участки и объекты природопользования Итого | 112 923,5 1273,5 | 0,3 31,3 66,8 0,1 0,4 1,1 | 130 778,5 241 227,5 | 0,3 34,5 63,7 0,1 0,4 1,1 | 675,5 352 486,5 | 0,3 29,6 68,7 0,1 0,2 1,1 | ; — 7908,5 ; — 598 ; — 5778,5 | 92,9 | |
На основании данных таблицы можно сделать следующий вывод: стоимость основных фондов за исследуемый период уменьшилась на 5778,5 тыс. руб. Наибольший удельный вес в структуре основных фондов занимают транспортные средства — 68,7% или 243 469 тыс. руб. Наименьший удельный вес составляет производственный и хозяйственный инвентарь — 0,1% или 254 тыс. руб.
Рассмотрим показатели состояния и движения основных фондов в ООО АФ «Золотой Колос» (табл. 2)
Таблица 2 — Показатели состояния и движения основных фондов в ООО АФ «Золотой Колос»
Коэффициенты | Темп роста, % | ||||
Динамика основных фондов Поступление основных фондов Выбытие основных фондов Износ основных фондов — на начало года — на конец года Годность основных фондов — на начало года — на конец года | 109,9 9,2 0,2 53,7 58,5 46,3 41,5 | 100,7 0,7 0,03 58,5 41,5 | 86,6 1,1 14,3 84,1 15,9 | 78,8 11,9 124,8 143,8 71,3 38,3 | |
Данная таблица показывает, что в 2012 году по сравнению с 2010 годом стоимость основных фондов на конец периода по сравнению с началом уменьшилась в 21,2 раза. Коэффициент поступления показывает, что доля всех поступивших основных фондов в общем объеме на конец периода в отчетном году по сравнению с базисным годом увеличилась в 0,11 раза. Коэффициент износа на начало года увеличился на 24,8%, на конец года — на 43,8%. Доля неизношенной части основных фондов на начало года за анализируемый период уменьшилась на 28,7%, на конец года — на 61,7%.
К показателям использования основных фондов относятся: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность.
Фондоотдача показывает сумму денежной выручки, которая приходится на среднегодовую стоимость основных фондов.
Фондоемкость характеризует стоимость основных производственных фондов, приходящихся на 1 руб. произведенной продукции.
Фондовооруженность показывает стоимость основных средств, приходящихся на 1 работника.
Рассмотрим ниже данные показатели по предприятию ООО АФ «Золотой Колос» (табл. 3).
Таблица 3 — Показатели использования основных фондов ООО АФ «Золотой Колос»
Показатели | Темп роста, % | ||||
Фондоотдача, руб. Фондоемкость, руб. Фондовооруженность, руб. | 0,6 1,6 2434,2 | 0,8 1,2 | 1,2 0,8 2257,9 | 92,8 | |
Из таблицы видно, что за анализируемый период в ЗАО «Заря» фондоотдача сократилась на 100% и в 2012 году составила 1,2 руб., это означает, что предприятие получило 1,2 руб. на 1 руб. среднегодовой стоимости основных средств. Фондоемкость уменьшилась на 50% или на 0,8 руб. и в отчетном году составила 0,8 руб., это означает, что на 1 руб. произведенной продукции приходится 0,8 руб. стоимости основных фондов.
Фондовооруженность уменьшилась в 0,07 раза и составила в отчетном году 2257,9 руб., это означает, что на 1 работника приходится 2257,9 руб.
Оборотные средства представляют собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности. Оборотный капитал — это средства, участвующие в процессе производства и реализации продукции. В обеспечении непрерывности и ритмичности процесса производства и обращения заключается основное назначение оборотного капитала предприятия. К оборотным фондам принадлежат предметы труда и вспомогательные материалы, полностью потребляемые в данном процессе производства и целиком переносящие свою стоимость на созданный продукт. В состав оборотных фондов наряду с товарно-материальными ценностями (запасы сырья, продукции и т. п.) входят также денежные средства, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения.
Рациональное формирование и эффективное использование оборотных средств является важным для хозяйства.
Ниже рассмотрим состав и структуру оборотных фондов в ООО АФ «Золотой Колос» (табл.4).
Таблица 4 — Состав и структура оборотных фондов в ООО АФ «Золотой Колос»
Показатель | Абсолютное отклонение, тыс. руб. | Темп роста, % | |||||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||||
Запасы, в том числе: — сырье, материалы — животные на выращивании и откорме — затраты в незавершенном производстве — готовая продукция и товары | 402 059,5 16 006,5 2252,5 645,5 | 61,7 3,91 0,6 94,9 0,2 | 551 334,5 43 159,5 4119,5 497 576,5 | 60,1 7,8 0,7 90,2 0,9 | 700 940,5 62 050,5 2755,5 9396,5 | 55,5 8,9 0,4 89,4 1,3 | 174,3 38,8 122,3 164,1 1459,7 | ||
— Расходы будущих периодов — Финансовые вложения НДС Дебиторская задолженность Денежные средства Прочие оборотные активы Итого | 8833,5 57,5 ; 652 059,5 | 0,3 1,4 ; 36,5 0,5 ; | 186 333,5 49,5 362 481,5 52,5 ; | 0,2 33,8 ; 32,9 ; ; | ; 53,5 531 703,5 1 263 455,5 | ; 25,5 ; 42,1 ; 2,4 | ; 169 946,5 — 4 293 823,5 — 3169 | ; 2023,9 223,5 1,9 ; 193,8 | |
Данная таблица показывает, что за анализируемый период в хозяйстве произошло увеличение среднегодовой стоимости оборотных средств на 611 396 тыс. руб. и в отчетном году составили 1 263 455,5 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения стоимости запасов на 298 881 тыс. руб., дебиторской задолженности на 293 823,5 тыс. руб.
В 2012 году в структуре оборотных активов наибольший удельный вес составили запасы 55,5%, а наименьший — прочие оборотные активы 2,4%.
В структуре запасов наибольший удельный вес составили затраты в незавершенном производстве 89,4%. Наименьший удельный вес составили животные на выращивании и откорме 0,4%.
Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой таких показателей, как коэффициент оборачиваемости оборотных средств, длительность 1 оборота, коэффициент закрепления и сумма средств, высвобожденная из оборота за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Важнейшим критерием интенсивности использования оборотных средств является скорость их оборачиваемости. Оборачиваемость оборотных средств представляет собой последовательное прохождение оборотными средствами всех стадий кругооборота.
Рассмотрим эту систему показателей в ООО АФ «Золотой Колос» ниже (табл.5)
Таблица 5 — Показатели оборачиваемости оборотных фондов
Показатель | 2010 год | 2012 год | |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. Средняя годовая стоимость оборотных фондов, тыс. руб. Коэффициент оборачиваемости Длительность 1 оборота, дней Коэффициент закрепления оборотных средств | 652 059,5 0,4 2,85 | 14 422 195,5 0,3 3,33 | |
Дополнительная сумма= (3,33 — 2,85) *439 981=197991,45 тыс. руб.
Данная таблица показывает, что в отчетном году по сравнению с базисным годом в ООО АФ «Золотой Колос» выручка от реализации продукции увеличилась в 1,9 раза. Средняя годовая стоимость оборотных средств увеличилась в 22,1 раза. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств сократился на 0,1% и в отчетном году составил 0,3, это означает, что хозяйство получило 0,3 руб. выручки на 1 руб. среднегодовой стоимости оборотных средств. Длительность 1 оборота увеличилась в 1,17 раза или на 172 дня и в отчетном году составила 1200 дней. Коэффициент закрепления увеличился на 0,48 и в отчетном году составил 3,33.
Из-за снижения скорости оборачиваемости оборотных средств необходима дополнительная сумма средств в сумме 197 991,45 тыс. руб.
Далее мы рассмотрим динамику показателей обеспеченности ООО АФ «Золотой Колос» оборотными средствами (табл.6)
Таблица 6 — Динамика показателей обеспеченности ООО АФ «Золотой Колос» оборотными фондами
Показатель | Темп роста, % | ||||
Среднегодовая стоимость оборотных средств, приходящихся на 100 га c/х угодий, тыс. руб. Среднегодовая стоимость оборотных средств, приходящихся на 1 работника, тыс. руб. Среднегодовая стоимость оборотных средств на 100 руб. среднегодовой стоимости основных средств, руб. | 3271,1 4405,8 | 5334,3 6708,8 290,5 | 7549,5 9185,9 406,8 | 230,7 208,4 224,7 | |
Из таблицы видно, что за анализируемый период в ООО АФ «Золотой Колос» среднегодовая стоимость оборотных средств, приходящихся на 100 га сельскохозяйственных угодий, увеличилась на 4278,4 тыс. руб. или на 130,7%. Среднегодовая стоимость оборотных средств, приходящихся на 1 работника, увеличилась на 4780,1 тыс. руб. Среднегодовая стоимость оборотных средств на 100 руб. среднегодовой стоимости основных средств сократилась на 225,8 тыс. руб. или на 124,7%
1.2 Динамика поголовья, удоя на 1 корову, валового надоя Структура стада — это процентное соотношение половых групп скота данного вида животных на определенную дату. Структура стада характеризует производственное направление развития отрасли.
Долю отрасли молочного скотоводства ООО АФ «Золотой Колос» рассчитаем в таблице 7.
Таблица 7 — Доля отрасли молочного скотоводства в результатах работы ООО АФ «Золотой Колос»
Удельный вес молочного скотоводства, % | В среднем за 3 года | Темп роста, % | ||||
в затратах труда; в выручке от реализации продукции в отрасли; в выручке от реализации продукции хозяйства; в прибыли или убытке хозяйства. | 42,6 57,7 46,0 87,8 | 44,6 73,9 52,4 60,0 | 43,3 55,7 50,9 — 3,9 | 43,5 64,4 49,8 ; | 101,6 96,5 110,6 ; | |
Анализ данных в таблице сводятся к выводам: удельный вес молочного скотоводства в затратах труда в 20 112 году составил 43,3%, что больше уровня 2010 года на 0,7%. В среднем за 3 года затраты труда составили 43,5%.
Доля отрасли молочного скотоводства в выручке от реализации продукции в отрасли в отчётном году составила 55,7%, что меньше показателя базисного года на 2,0%. В среднем за 3 года удельный вес выручки от реализации молока в общей выручке от реализации продукции животноводства составил 64,4%.
В 2012 году доля выручки от реализации молока в общей выручке хозяйства составила 50,9%, что больше уровня 2010 года на 4,9%. В среднем за 3 года данный показатель составил 49,8%.
Удельный вес молочного скотоводства в прибыли или убытке хозяйства уменьшился на 83,9% и в 2012 году составил -3,9%. В среднем за 3 года данный показатель равен 50,6%.
Показатели валовой продукции хозяйственного использования животных — это в первую очередь натуральные показатели фактического её выхода или сбора.
Объем производства продукции животноводства зависит от поголовья и продуктивности животных, обеспеченности скота кормами и помещениями, рационов кормления, породности животных, условий их содержания. Поголовье и продуктивность животных оказывают непосредственное влияние на объем производства и находятся с ним в функциональной зависимости. Все остальные факторы оказывают косвенное влияние.
Данные об объемах валового производства продукции молочного скотоводства в ООО АФ «Золотой Колос» представлены в таблице 8.
Таблица 8 — Динамика поголовья, удоя и валового надоя ООО АФ «Золотой Колос»
Показатели | В среднем за 3 года | Темп роста, % | ||||
Поголовье, гол. | 58,3 | 39,4 | ||||
Удой 1 головы, ц. | 40,4 | 39,6 | 43,1 | 41,0 | 106,7 | |
Валовой надой, ц. | 58,5 | |||||
За анализируемый период поголовье уменьшилось и составило 28 голов. Удой на 1 голову увеличился на 2,7%, в 2012 году составил 43,1 ц. В связи с уменьшением поголовья сократился валовой надой молока, в отчётном году этот показатель составил 1208 ц, что на 1152 ц меньше, чем в среднем за 3 года.
На основе данных таблицы рассчитаем индексы поголовья, удоя 1 головы и валового надоя.
Индекс поголовья показывает что поголовье в ООО АФ «Золотой Колос» в отчетном году по сравнению с базисным уменьшилось в 0,4 раза.
Индекс удоя 1 головы показывает что удой 1 головы за рассматриваемый период увеличилось в 1,07 раз.
Индекс валового надоя показывает что валовой удой изучаемого хозяйства в 2012 году по сравнению с 2010 годом уменьшился в 0,42 раза.
Для оценки сравнительного уровня и динамики производства продукции животноводства в статистике применяется относительный показатель — выход валовой продукции животноводства на единицу земельной площади (обычно на 1 и 100 га). Расчёт их обусловлен тем, что базой развития животноводства является растениеводство и производство кормов. В зависимости от характера кормовой базы расчёт показателей дифференцируется. Выход молока и всей валовой продукции животноводства (взятой в стоимостном выражении) рассчитывается в расчёте на 100 га сельскохозяйственных угодий.
Таблица 9 — Динамика производства молока в ООО АФ «Золотой Колос»
Показатели | В среднем за 3 года | Темп роста, % | ||||
Произведено молока: — на 100га с/х. угодий — на 1 чел/час — на 1 работника | 159,2 19,36 | 167,1 18,34 | 201,3 7,67 | 175,9 15,12 | 42,2 106,9 126,4 — 39,6 | |
Валовой надой молока в 2012 году составил 1208 ц, что на 52% меньше по сравнению с 2010 годом. Производство молока на 100 га с.-х. угодий и на 1 чел.-ч. имеет тенденцию к повышению, в отчётном году показатели составили 4314 ц и 201,3 ц соответственно. В тоже время производство молока на 1 работника уменьшилось и составило 7,67 ц.
Рассмотрим динамику удоя на 1 корову в ООО АФ «Золотой Колос»" за 10 лет (Приложение 1).
Рассмотрим сравнительные данные по удою на 1 корову в различных хозяйствах.
Таблица 10 — Сравнительные данные по удою в различных хозяйствах за 2012 год
Наименование организации | Удой на 1 корову, ц | В % к изучаемому предприятию | |
1. ООО АФ «Золотой Колос» 2. ЗАО «Заря» 3. СПК «Большеандреевский» 4. СПК «Егорьевское» 5. ЗАО «Покровская слобода» 6. ООО «Ананье» 7. ОАО «Берендеевское» В среднем на 1 хозяйство Нижегородской области | 43,1 42,0 35,2 27,38 43,7 32,6 27,21 29,73 | 97,45 81,67 64,22 101,39 74,64 63,13т 68,98 | |
Сравним изучаемое нами хозяйство по удою на 1 корову с другими хозяйствами Нижегородской области. Таким образом, среди данных хозяйств лидирующее положение по удою на 1 корову занимает ЗАО «Покровская слобода» Княгининский район, где удой составляет 43,7 ц. Наименьший показатель в ОАО «Берендеевское" — 27,21 ц, что на 15,89 ц. чем в исследуемом нами хозяйстве. Удой на 1 корову в среднем на 1 хозяйство Нижегородской области составляет 29,73 ц.
1.3 Показатели эффективности производства и реализации молока Эффективность производства — это сложная экономическая категория, в которой отражаются действия экономических законов и проявляется важнейшая сторона деятельности предприятия — его результативность.
Экономически эффективным принято считать такой способ производства, при котором предприятие не может увеличить выпуск продукции без увеличения расходов на ресурсы и одновременно не может обеспечить тот же объем выпуска, используя меньшее количество ресурсов одного типа и не увеличивая при этом затраты на другие ресурсы. Эффективность производства складывается из эффективности всех действующих предприятий. Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками.
Производительность труда в молочном скотоводстве определяется уровнем молочной продуктивности и затратами труда в расчете на одну корову. Производительность труда в результате увеличения его затрат на содержание и уход за животными будет возрастать, если в расчете на 1 чел/час будет производиться больше молока.
Однако довольно часто дополнительные затраты труда приводят к недостаточному росту продуктивности, что снижает общую производительность труда. Иногда дополнительное вовлечение трудовых ресурсов объясняется нежеланием улучшить условия содержания животных, а является следствием низкого уровня механизации основных технологических процессов.
Сокращение затрат труда и средств на производство единицы продукции — важнейшая задача в молочном скотоводстве. В настоящее время высокие затраты на производство молока не компенсируются выручкой от его продажи. Чем больше хозяйство производит молока, тем больше терпит убытков.
Таблица 11 — Динамика затрат труда в отрасли молочного скотоводства с 2004 г. по 2012 г. в ООО АФ «Золотой Колос»
Показатели | Годы (за 10 лет) | |||||||||
Затраты труда всего, тыс. чел/час | ||||||||||
Затраты труда на 1ц молока, чел/час | 5,34 | 6,84 | 7,66 | 6,41 | 6,56 | 6,29 | 6,28 | 5,98 | 4,97 | |
Затраты труда на корову, чел/час | 225,2 | 267,8 | 283,3 | 283,3 | 253,5 | 257,1 | 253,5 | 236,8 | 214,3 | |
В динамике затрат труда с 2004 г. по 2012 г. затраты труда в отрасли молочного скотоводства повышаются и снижаются: самый низкий показатель был отмечен в 2012 г., когда он составил 6 тыс. чел/час, а самый высокий показатель — с 2008 по 2011 года, который составил 18 тыс. чел/час. Затраты труда на 1 ц молока и на 1 корову тоже колеблются разным образом, в 2012 году они самые низкие и составляют 4,97 и 214,3 чел/час соответственно.
Для изучения общей тенденции затрат труда на 1 ц молока в ООО АФ «Золотой Колос» рассмотрим динамику этих затрат за последние 10 лет, которые представлены в таблице. Рассмотрим базисные и цепные абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста, а также абсолютное значение 1% прироста (Приложение 2).
В условиях рыночной экономики успешно работают те хозяйствующие субъекты, которые организуют производство конкурентоспособной продукции с меньшими материально-денежными затратами на ее единицу. Поэтому считается важным достижение оптимального уровня индивидуальных затрат для создания конкретной стоимости. Основой стоимости, воплощающей все выраженные в денежном измерении затраты на производство продукции, является ее полная себестоимость. Последняя определяет величину затрат, связанную с производством продукции в конкретной организации. При неизменной цене, по которой реализует продукцию конкурентный производитель, его прибыль будет тем выше, чем ниже затраты на производство продукции.
Проанализируем динамику денежно-материальных затрат (ДМЗ) на производство молока в ООО АФ «Золотой Колос» (таблица 12).
Таблица 12 — Динамика денежно — материальных затрат (ДМЗ) на производство молока
Показатели | Темп роста, % | ||||
Произведено молока, ц Денежно — материальные затраты на производство молока, тыс. руб. Денежно — материальные затраты на 1 ц, руб. Денежно — материальные затраты на 1 гол. Себестоимость 1ц. молока, руб. | 1149,7 46 394,4 | 1557,7 61 631,6 1402,1 | 1275,7 55 035,7 1148,2 | 46,8 110,9 118,6 110,9 | |
Предприятие имеет негативную тенденцию развития, так как ДМЗ увеличиваются почти по всем категориям: на 1 ц — 10,9%, на 1 голову — 18,6%, составив 1275,7 и 55 035,7 руб. соответственно. С увеличением затрат возросла и себестоимость 1 ц молока с 1035 руб. до 1148.2 руб., т. е. на 10,9%.
Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента. Кроме того, себестоимость составляет часть стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия (фирмы), поэтому себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат.
При изучении динамики среднего уровня себестоимости используется система индексов постоянного, переменного состава и структурных сдвигов. На основании этой таблицы мы рассчитаем эти индексы. Индекс себестоимости переменного состава показывает изменение себестоимость в отчетном году по сравнению с базисным годом. Индекс себестоимости постоянного состава характеризует изменение среднего уровня себестоимости за счет изменения уровня затрат на единицу продукции. Индекс себестоимости структурных сдвигов характеризует изменение среднего уровня себестоимости за счет изменения доли каждого вида продукции в общем объеме выпуска.
Сравнительные данные по уровню себестоимости производства 1 ц молока нескольких хозяйств представлены в таблице 13.
Таблица 13 — Сравнительные данные по себестоимости производства 1 ц. молока за 2012 г.
Наименование предприятия | Себестоимость 1 ц молока, руб. | В % к своему хозяйству | |
1. ООО АФ «Золотой Колос» 2. ЗАО «Заря» 3. СПК «Егорьевское» 4. СПК «Большеандреевское» 5. ЗАО «Покровская слобода» | 1148,2 699,99 937,24 749,95 583,49 | 60,96 81,63 65,15 50,82 | |
В среднем на 1 предприятие Нижегородской области | 823,77 | 71,74 | |
Как показывают данные таблицы, уровень себестоимости изучаемого хозяйства больше себестоимости 1 ц молока большинства хозяйств района, а в сравнении на 1 предприятие области наш показатель превышает на 28,26%.
Издержки производства — затраты на покупку экономических ресурсов, потребленных в процессе выпуска тех или иных благ. Необходимо рассмотреть состав и структуру денежно-материальных затрат на производство 1 ц молока и прироста живой массы крупного рогатого скота. Состав и структура денежно-материальных затрат на производство 1 ц молока представлена в таблице 14.
Таблица 14 — Состав и структура затрат на производство молока в ООО АФ «Золотой Колос»
Статьи затрат | Откло; нение, тыс. руб. | Темп роста,% | |||||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||||
Затраты всего, т. р. Затраты по оплате труда Материальные затраты в т. ч. Корма Электроэнергия Нефтепродукты Содержание ОС Прочие затраты | 36,2 51,0 83,21 11,0 5,8 9,5 3,3 | 22,8 61,4 80,6 12,3 7,1 9,1 6,7 | 11,9 39,5 53,4 19,0 27,6 13,5 5,1 | — 1753 — 545 — 1072 — 1074 — 104 — 32 | 46,8 54,2 36,2 23,2 100,5 173,2 66,7 70,9 | ||||
Затраты на производство молока за исследуемый период уменьшились на 1753 тыс. руб или 46,8%. Уменьшение данного показателя произошло из-за уменьшения затрат почти по всем статьям: оплата труда, материальные затраты, корма, содержание основных средств, прочие затраты на 545 тыс. руб. или 54,2%, 1072 тыс. руб. или 36,2%, 1074 тыс. руб. или 23,2%, 104 тыс. руб. или 66, %, 32 тыс. руб. или 70,9% соответственно.
Прибыль — это основная форма чистого дохода, источник расширенного воспроизводства, отражающая все стороны хозяйственной деятельности предприятия. Уровень производственно-экономической эффективности определяется путем создания возможностей расширенного воспроизводства. Показатели финансовых результатов составляют основу экономической деятельности предприятия, являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств. Это обосновывается тем, что в условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия. Ее рост создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера. Она является важнейшим источником формирования доходов бюджета.
Для изучения процессов реализации продукции статистика получает особую систему показателей, характеризующую объемы, структуру и динамику реализации продукции. Рассмотрим результаты реализации молока в ООО АФ «Золотой Колос» (Таблица 15)
Таблица 15 — Результаты реализации молока в ООО АФ «Золотой Колос»
Показатели | Темп роста, % | ||||
Валовое производство молока, ц Реализовано молока, ц Товарность, % Полная себестоимость, тыс. руб. Себестоимость 1ц, руб. Цена реализации 1ц, руб. Выручено от реализации, тыс. руб. Полная прибыль (убыток) от реализации продукции Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. Рентабельность (+), убыточность (-) производства, % Рентабельность, убыточность продаж.% | 5,6 7062,1 5844,7 — 196 — 1,3 — 17,2 — 20,8 | 4,3 15 304,7 5984,4 — 1193 — 9,4 — 60,9 — 155,7 | 6,5 15 974,4 5243,6 — 837 — 10,7 — 67,2 — 204,6 | 42,2 48,4 116,1 109,6 223,9 89,7 43,5 427,0 823,1 390,7 983,7 | |
В 2012 г реализовано 78 ц молока, что на 83 ц меньше, чем в 2010 г. В 2012 году организация получила убыток в размере 10,7 тыс. руб. Цена реализации 1 ц молока сократилась на 0,6 руб. Выручка за исследуемый период уменьшилась на 532 тыс. руб., себестоимость же увеличилась на 8,8 руб. и составила в отчётном году 15,9 руб.
Применим также индексный метод анализа данных
?П = (p1 — z1)*q1 — (p0 — z0)*q0 — прирост прибыли, тыс. руб.
?П = (5,2 — 15,9)*78 — (5,8 — 7,1)*161 = -834,6 +209,3= -625,3
т. е. прибыль в 2012 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 625,3 тыс. руб. По данным таблицы можно сделать вывод о том, что производство молока в ООО АФ «Золотой Колос» уменьшилась на 42,2%. Реализация молока в 2012 году составила 78 ц, этот показатель за данный период уменьшился на 48,4%. Полная себестоимость в 2012 году составила 1246 тыс. руб. В исследуемом периоде наблюдается ежегодное уменьшение прибыли от реализации молока. По сравнению с 2005 годом прибыль от реализации продукции увеличилась в 1,25 раза и составила на конец года 800 тыс. руб. В связи с этим рентабельность от реализации продукции увеличилась до 33,9%.
Приведём сравнительные данные по эффективности производства молока в ООО АФ «Золотой Колос» в 2012 г. (табл. 16)
Таблица 16 — Сравнительные данные по эффективности производства молока в 2012 г.
Показатели | Изучаемое хозяйство | В среднем | ||
на 1 хозяйство в районе | на 1 хозяйство в области | |||
Удой на 1 корову, кг Затраты труда на 1 ц молока, чел.-час Затраты труда на 1 гол. круп. рог. ск. Себестоимость 1 ц, руб. Прибыль на 1 ц, руб. Прибыль на 1 гол, руб. | 43,1 4,97 214,3 15,9 8,85 385,14 | 38,29 5,11 324,08 593,44 209,31 8013,55 | 37,53 5,01 188,17 730,71 159,67 2307,3 | |
Удой на 1 корову в изучаемом хозяйстве на 4,81 кг больше, чем в среднем на 1 хозяйство в районе и на 5,57 кг. больше чем в среднем на 1 хозяйство в области.
Затраты труда на 1 ц молока в изучаемом хозяйстве на 0,14 чел.-час меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в районе и на 0,04 чел.-час меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в области.
Затраты труда на 1 голову в изучаемом хозяйстве на 109,78 чел.-час меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в районе и на 26,13 чел.-час больше, чем в среднем на 1 хозяйство в области.
Себестоимость 1 ц в изучаемом хозяйстве на 577,54 руб. меньше чем в среднем на 1 хозяйство в районе и на 714,81 руб. меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в области.
Прибыль на 1 ц в изучаемом хозяйстве на 200,46 руб. меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в районе и на 150,82 руб. меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в области.
Прибыль на 1 голову в изучаемом хозяйстве на 7623,41 руб. меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в районе и на 1922,16 руб. меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в области.
2. Статистический анализ факторов, обусловливающих эффективность производства и реализации молока
2.1 Факторы, обусловливающие эффективность производства и реализации молока Нынешнее экономическое положение сельского хозяйства требует от товаропроизводителей ориентации на повышение производительности труда и конкурентоспособности продукции своих предприятий. Низкая эффективность объясняется не крупными размерами производства, а системой хозяйствования, отсутствием переработки, производительной инфраструктуры, других сфер агросервиса. Если руководящее звено сельхозпредприятия обладает опытом, компетентностью, предприимчивостью, знает основы рыночной экономики и маркетинга, то там будет принята такая структура производства, которая обеспечит хорошие результаты.
Экономический анализ показывает, что низкая эффективность производства молока обусловлена в первую очередь не только макроэкономической обстановкой, а также факторами, зависящими непосредственно от самих сельхозпроизводителей. Основным же показателем экономической эффективности работы сельхоз. организаций в отрасли молочного скотоводства выступает сумма прибыли от реализации произведенного молока. Последняя зависит от результатов продажи молока и затрат, связанных с его производством и реализацией. На показатель прибыли существенное влияние оказывает цена реализации, а также объем товарной продукции. В свою очередь, цена реализации молока и молочной продукции формируется под воздействием спроса и предложения и во многом зависит от каналов реализации.
Важным фактором, влияющим на конечные результаты работы в отрасли молочного скотоводства, является качество животных. Для комплектования стада нужны животные с высоким генетическим потенциалом. Для этого необходимы животные, которые отличались бы высокой молочной продуктивностью, пригодностью к машинному доению, высокой акклиматизационной способностью, легкостью отелов и хорошей жизнеспособностью новорождённых телят (к примеру, животные черно-пестрой породы). Следует отметить, что именно племенная работа играет важную роль в повышении экономической эффективности производства продукции в данной отрасли. Этот фактор связан с большими затратами на выбраковку, покупку животных-улучшателей, с применением различных методов спаривания и скрещивания скота, ведением записей родословных и т. п. Созданное в результате такой работы высокопродуктивное стадо за более короткий срок окупает дополнительные затраты.
Важное значение для увеличения объемов производства молока и снижения его себестоимости имеет не только ликвидация перегулов коров и телок, но и их яловости. У яловой коровы резко снижается продуктивность (до 35%).
Большую роль в повышении эффективности работы молочной отрасли играют сроки выращивания и качество молодняка. Сокращение сроков выращивания первотелок с 35 до 26−28 месяцев уменьшает стоимость одной коровы на 15−20%, а продуктивность рано отелившихся животных на 15−20% выше, чем обычно. Повышение продуктивности молочного стада возможно лишь на базе научно-технического прогресса, внедрения интенсивных технологий и рациональных форм организации производства. Прогрессивные технологии должны способствовать росту продуктивности животных, повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции, создавать благоприятные условия труда для работников. К ним относят, например, конвейерный и сменно-поточный способы содержания и обслуживания коров. При сменно-поточном способе содержания животных более эффективно используются специализированные помещения: значительно сокращаются площади в расчете на одно скотоместо, резко повышается эффективность использования оборудования, особенно кормораздаточных транспортеров.
Кроме основных факторов, на производственные и экономические показатели работы организаций, занимающихся производством и реализацией молока (продуктивность животных, рентабельность производства и т. д.) оказывают влияние также и косвенные факторы: уровень производственных затрат, уровень оплаты труда работников и т. д.
А.В. Михалёв и Л. И. Крячкова считают, что с повышением производственных затрат в животноводстве при рациональном их использовании и хорошей организации управления можно добиться высокой продуктивности скота и низкой себестоимости продукции. Все это может привести к росту валового дохода в расчете на одного работника и окупаемости затрат в целом по конкретному предприятию.
Также к факторам повышения эффективности работы организаций, занимающихся производством и реализацией молока можно отнести интенсификацию производственного процесса, обеспечивающую ускоренное развитие отрасли.
Повышение эффективности АПК предполагает совершенствование экономического механизма рыночного отношений. Это определяет необходимость сочетания саморегулирования рынка на основе спроса и предложения с использованием регулирующих экономических рычагов.
Таким образом, проблема роста эффективности аграрной экономики требует использования факторов, связанных как с развитием производительных сил, так и совершенствованием экономических отношений.
Факторы, оказывающие влияние на эффективность сельского хозяйства многочисленны и разнообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов сельскохозяйственных предприятий, другие связаны с технологией и организацией производства, использованием производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.
Важным фактором, оказывающим влияние на увеличение выручки от реализации, является повышение качества продукции. От качества, поставленной на рынок продукции, зависит ее количество, так как нестандартная и некачественная продукция реализуется по более низким ценам или вообще исключается из общего поданного товара. В том числе, большое значение уделяется качеству молока.
Факторы, оказывающие влияние на размер прибыли, находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и изменение одного из них ведет к соответствующим изменениям других. Так, общий размер реализованной продукции оказывает влияние на сумму прибыли и денежную выручку. В то же время величина денежной выручки зависит от количества валовой продукции и уровня товарности.
Важнейшим фактором, влияющим на организацию и экономическую эффективность обновления стада, является интенсивность использования коров, зависящая от длительности воспроизводственного цикла и срока эксплуатации животных.
Использование индустриальных технологий, соответствующих крупному машинному производству, комплексная механизация и рациональная организация трудовых процессов позволяют создать на молочных фермах и комплексах поточные технологические линии: доения коров и первичной обработки молока, кормления животных, уборки навоза, погрузочно-разгрузочных и других вспомогательных операций.
При решении вопроса об организации машинного доения коров учитывают способ содержания животных и размер ферм. В зависимости от этого процесс может быть организован с применением разных доильных установок. На крупных молочных фермах и комплексах при беспривязном содержании применяется групповое закрепление животных за работниками, в связи, с чем единственно возможным является доение коров в доильных залах на стационарных групповых установках. Применение той или иной установки зависит от размера фермы и комплекса, а также выравненности стада по уровню продуктивности и скорости молокоотдачи.
Основными путями повышения экономической эффективности производства молока являются рост валовой продукции, снижение затрат на ее производство и совершенствование каналов реализации. На конечные результаты производства влияет существенным образом размер материально-денежных затрат на производство и реализацию продукции. В структуре затрат на производство молока важное значение имеют корма и амортизация основных фондов.
Увеличение объемов производства, улучшение качества продукции и сокращение затрат может быть достигнуто также за счет развития дорожно-транспортного хозяйства, создания и внедрения в производство новых форм и методов затаривания продукции, экономного расходования всех средств производства.
Особая роль в системе повышения экономической эффективности производства молока отводится выбору каналов реализации продукции. В условиях рынка расширились возможности предприятий по продаже сельскохозяйственной продукции по наиболее эффективным направлениям, что способствует получению дополнительного размера дохода от хозяйственной деятельности.
В отдельных регионах увеличение производства молока и организация его переработки достигаются за счет строительства и оснащения мини-ферм современным технологическим оборудованием.
Повышение экономической эффективности воспроизводственного процесса в молочном скотоводстве на базе интенсификации и капитализации основных средств биогенного происхождения. Она заключается в следующем:
— уточнены квалификационные требования для отнесения к основным или оборотным средствам групп животных, используемых при производстве молока ремонтного и племенного молодняка;
— подготовлена методика определения балансовой стоимости коров, себестоимости молока, прироста живой массы животных и численности новорожденного молодняка при учете всех затрат, процесса инфляции и технологических нормативов;
— разработан обобщающий индикатор экономической эффективности инвестиций, в воспроизводство основного стада коров исходя из специфики передачи наследственной информации и выявления факторов, определяющих его значение.
Одним из важнейших условий повышения производительности труда на молочных фермах и комплексах при любом способе содержания коров является сокращение кратности доения. При строгом соблюдении технологии содержания и полноценном кормлении внедрение двукратного доения не приводит к заметному снижению продуктивности коров по сравнению с трехкратным, особенно если перевод с трехкратного доения на двукратное происходит не позднее 2-й лактации. В то же время двукратное доение требует меньше времени на выполнение работ по обслуживанию животных, в связи с чем прямые затраты труда на 1ц. молока снижаются на 25−28%. Двукратное доение особенно перспективно на фермах и комплексах, расположенных в пригородных районах, недостаточно обеспеченных рабочей силой.
Важным процессом является приготовление и раздача кормов. На крупных скотоводческих фермах и комплексах вместо многокомпонентных рационов, характерных для мелких ферм, широко применяют приготовленные из разных кормов однородные по физическим и механическим свойствам кормосмеси, сбалансированные по содержанию питательных веществ. Сокращение числа компонентов дневного рациона путем использования кормосмесей позволяет снизить затраты труда, эксплуатационные расходы и приведенные затраты на раздачу кормов при более экономном их расходовании.
Важное значение для улучшения качества молока в процессе производства имеют его первичная обработка и хранение. Так же большую роль в получении высококачественной молочной продукции имеет обеспечение молочных отделений ферм и комплексов холодильным оборудованием, современными метрологическими средствами, необходимой нормативно-технической документацией.
Для успешного внедрения приемки молока на фермах и комплексах на сельскохозяйственных предприятиях необходимо построить и оборудовать пункты по сдаче-приемке продукции, подъездные дороги с твердым покрытием, улучшить обеспечение ферм и комплексов холодильным оборудованием и весовым хозяйством, оборудовать лаборатории по определению качественных показателей молока.
Экономическая эффективность производства молока обусловлена комплексным использованием факторов, резервов и условий ее повышения.
Если факторы определяют основные направления повышения эффективности производства, то резервы, будучи привязаны к определенному времени, выражаются количественными признаками.
Уровень экономической эффективности сельскохозяйственного производства молока определяется естественными и экономическими факторами.
В сложившихся условиях необходимо увеличить размер дотаций на производство продукции животноводства; защитить отечественного производителя через систему таможенных тарифов на импортную продукцию; создать и реализовать целостную программу производства системы машин для кормопроизводства и механизации животноводческих помещений, через государственную систему селекционно-племенных хозяйств организовать воспроизводство племенного молодняка.
Эффективность зависит от многих обстоятельств и условий, как внешних, так и внутренних по отношению к сельскохозяйственному предприятию. Поскольку экономическая эффективность оценивается по прибыли и ее отношению к полной себестоимости реализации продукции и совокупным фондам, то рассмотрим факторы, влияющие на прибыль. Прибыль определяется как разница между выручкой и затратами на производство и реализацию продукции, поэтому для производителя важно, прежде всего, повлиять на размеры затрат. Он может снижать затраты на неизменный объем производства и реализации, увеличивать объем продукции при тех же затратах или обеспечивать увеличение объема производства и сбыта опережающими темпами в сравнении с ростом затрат.
Затраты на производство продукции зависят от соблюдения нормативов затрат и норм расхода труда, материально-технических ресурсов, денежных средств, соблюдения технологических средств к возделыванию сельскохозяйственных культур и содержанию скота. При этом на удельные затраты в виде себестоимости единицы продукции влияет продуктивность.
Затраты на транспортировку и непосредственный сбыт товарной продукции. На этот вид затрат влияет степень развитости рыночной инфраструктуры, дорожной сети, тарифы и услуги.
К числу основных факторов, формирующих прибыль, относится цена реализации. Это изменчивая конъюнктурная категория, которая находится под воздействием спроса и предложения, каналов реализации.
Качество продукции как фактор цены, в свою очередь, определяется качеством исходного сырья, а в сельском хозяйстве — породы и качества скота, соблюдением экологических требований к технологии производства продукции, качеством и своевременностью выполняемых работ в животноводстве. При прочих равных условиях на прибыль влияет объем реализации продукции. Он будет зависеть от объема производства продукции и уровня ее товарности.
Исходя из перечисленных факторов, влияющих на экономическую эффективность, в том числе на получение прибыли, повышение экономической эффективности достигается следующими основными путями:
— повышение эффективности использования скота за счет продуктивности;
— рост производительности живого труда;
— рост отдачи других ресурсов и затрат;
Основной причиной снижения производства молока остается сокращение поголовья скота.
2.2 Группировки и корреляция в изучении факторов роста производства молока В результате первой стадии статистического исследования — стадии статистического исследования — исследователь получает сведения о каждой единице анализируемой совокупности. Эти сведения характеризуют ее с различных сторон, поскольку обладают многочисленными признаками и свойствами, изменяющимися во времени и пространстве. Возникает необходимость в систематизации и обобщении результатов статистического наблюдения для получения сводной характеристики всего объекта при помощи обобщающих показателей. Это дает возможность выявить характерные особенности, специфические черты статистической совокупности в целом и отдельных ее составляющих, обнаружить закономерности изучаемых явлений и процессов. Такую систематизацию называют сводкой первичного статистического материала.
Статистическая сводка является очередным, вторым, этапом статистического исследования социально-экономических явлений и процессов. Статистическая сводка — это обработка первичных данных в целях получения обобщенных характеристик изучаемого явления или процесса по ряду существенных для него признаков для выявления типичных черт и закономерностей, присущих явлению или процессу в целом. Статистическая сводка проводится на основе всестороннего теоретического анализа сущности и содержания изучаемых явлений и процессов.
Статистическая закономерность проявляется в обобщенных данных. Методами обобщения являются группировка и расчет сводных показателей по совокупности в целом и по выделенным группам.
Группировка — это разделение общей совокупности единиц объекта наблюдения по одному или несколько существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой в качественном и количественном отношении и позволяющие выявить социально-экономические типы явлений, изучить структуру совокупности или проанализировать взаимосвязи и взаимозависимости между признаками. Группировка обеспечивает систематизацию данных, их обобщение, отражает состав совокупности, создает основы для расчета системы показателей.
Построение статистических группировок предполагает решение ряда основных задач. Прежде всего, следует выбрать группировочный признак, затем определить число групп, на которые нужно разбить изучаемую совокупность, и зафиксировать границы интервалов группировки. Группировочный признак — это основание, по которому проводится разбивка единиц совокупности на отдельные группы. В основание группировки могут быть положены как количественные, так и атрибутивные (качественные) признаки. Количественные признаки обычно имеют числовое выражение. Атрибутивные признаки не предполагают цифрового выражения. Они дают качественную характеристику единицы совокупности.
На завершающей стадии необходимо для каждой группировки найти конкретные показатели или их систему, которые должны характеризовать выделенные группы.
Для построения аналитической группировки необходимо составить программу статистического наблюдения, программу сводки и предоставить данные со средними значениями расчетно-аналитической группировки в аналитической группировке.
Признаки, по которым проводится группировка, называют группировочными признаками. Правильный выбор существенного группировочного признака дает возможность сделать научно обоснованные выводы по результатам статистического исследования.
Группировочный признак, по которому будет проводиться группировка — удой молока на 1 корову. Данные по 35 предприятиям представлены в программе статистического наблюдения (приложении 3).
Величина интервала для определения границ интервалов составит:
хmax — хmin 66,3 — 26,98
i = - = — = 13,11
n 3
Получим следующие границы 3-х групп:
1-ая группа = 26,98 +13,11 =40,09 от 26,98 до 40,09;
2-ая группа = 40,09 + 13,11 = 53,2 от 40,09 до 53,2;
3-я группа = 53,2 + 13,11 = 66,3 от 53,2 до 66,3;
На основе проведенной группировки (приложение 4) мы получили следующие показатели:
В первую группу вошло 11 хозяйств со средним удоем молока на 1 корову 31,56 ц.
Во вторую группу 15 хозяйств — средний удой молока на 1 корову 45,86 ц.
В третью группу вошло 9 хозяйств средний удой молока на 1 корову- 58,56 ц.
Рассмотрим связь между затратами труда на 1 ц молока и удоем на одну корову (таблица 17), связь между себестоимостью 1 ц молока и удоем на одну корову.
Таблица17- Влияние удоя на одну корову на трудоемкость производства и на себестоимость 1 ц молока
Группы хозяйств по удою | Число хозяйств | Средний удой на 1 корову, ц | Средние затраты труда на 1 ц, чел.-час. | Средняя себестоимость 1 ц молока, руб. | |
от 26,98 до 40,09 | 31,56 | 21,67 | 1284,93 | ||
от 40,09 до 53,2 | 45,86 | 28,84 | 973,45 | ||
от 53,2 до 66,3 | 58,56 | 37,06 | 972,38 | ||
В среднем по совокупности | х | 135,98 | 87,57 | 3230,76 | |
На основании данных таблицы можно сделать вывод, что при увеличении удоя на одну корову наблюдается увеличение затрат труда на 1 ц молока в изучаемой совокупности хозяйств.
Коэффициент детерминации R2= 0,0369 — это обозначает, что затраты труда на 1 ц молока на 3,7% зависят от удоя молока на одну корову, а остальные 96,3% вызваны факторами не вошедшими в модель.
Связь между показателями будет прямая и заметная, т.к. показатель тесноты связи R =0,245. Коэффициент детерминации R2= 0,0598 — это обозначает, что себестоимость 1ц молока на 5,98% зависит от удоя молока на одну корову, а остальные 94,02% вызваны другими неучтенными факторами.
Одной из множества задач, стоящих перед любой наукой, является задача точного описания и объяснения тех процессов и явлений, которые она изучает. Наиболее простым и востребованным для решения этой задачи является математико-статистический прием описания зависимости двух переменных у и х, известный как парный корреляционно — регрессионный анализ.
Парным корреляционно-регрессионным анализом называется математико-статистический метод, который позволяет описывать в виде уравнения регрессии у=f (х), зависимость вариации результативного признака уi от вариации факторного признака хi, а также количественно оценивать силу и тесноту изучаемой зависимости. Уравнение регрессии — это формула статистической связи между переменными, которая действительна лишь в среднем, а не для каждого наблюдения. Уравнение регрессии называют также математической моделью связи.
Поскольку корреляционно-регрессионный анализ изучает связи, проявляющиеся в среднем, то при его проведении следует соблюдать общие условия применения средних величин: качественная однородность совокупности и достаточно большое число единиц наблюдения.
Корреляционно-регрессионный анализ ведется в определенной последовательности и состоит из ряда этапов:
1. установление причинных зависимостей в изучаемом общественном явлении;
2. формирование корреляционной модели связи;
3. расчет и анализ показателей регрессии;
4. расчет и анализ показателей тесноты связи.
Установление причинных зависимостей в изучаемом явлении проводится на основе их качественного, содержательного анализа, теории данного явления и практического опыта.
Парная регрессия может дать хороший результат, если влиянием других факторов, воздействующих на объект, можно пренебречь. Если же этим влиянием пренебречь нельзя, то в этом случае следует попытаться выявить влияние других факторов, введя их в модель, т. е. построить модель множественной регрессии.
Основная цель множественной регрессии — построить модель с большим числом факторов, определив при этом влияние каждого из них в отдельности, а также совокупное их воздействие на моделируемый показатель.
Линейная модель множественной регрессии выглядит следующим образом:
у = a0 + в1x1 + в2x2,
сельскохозяйственный экономический статистический анализ где параметры при х, в1, в2 характеризуют среднее изменение результата с изменением соответствующего фактора на единицу при неизменном значении других факторов, закрепленных на среднем уровне. Классический подход к оцениванию параметров линейной модели множественной регрессии основан на методе наименьших квадратов.
Для построения модели были выбраны следующие факторы:
У — себестоимость 1 ц молока, руб.,
Х1 — удой на 1 корову, ц, Х2 — затраты труда на 1 ц молока, чел.-ч.
В ходе работы мы получили уравнение у = 706,77 + 6,02х1 + 2,85х2.
Коэффициент регрессии в1 = 6,02х1 показывает, что при увеличении удоя на 1 корову на 1 ц себестоимость 1 ц молока увеличивается в среднем на 6,02 руб. (при условии постоянства затрат труда на 1 ц молока). Коэффициент в2 = 2,85 свидетельствует о повышении себестоимости 1 ц молока на 2,85 руб. при увеличении затрат труда на 1 ц молока на 1 ц (при постоянстве удоя).
Таким образом, увеличение удоя на 1 корову на 1% при фиксированном значении затрат труда на 1 ц себестоимость 1 ц молока увеличивается на 0,379%, а при увеличении затрат труда на 1 ц молока на 1% при постоянстве удоя на 1 корову себестоимость повышается на 0,063.
Коэффициенты парной корреляции между х1, х2 и у составят (Приложение 6):
ryx1 = 0,25; ryx2 = 0,22; rx1x2 = 0,33.
По значениям коэффициентов можно сделать вывод, что между себестоимостью и удоем коров связь прямая и заметная, между себестоимостью и затратами труда также прямая и заметная, между удоем коров и затратами труда связь прямая и умеренная связь.
При помощикоэффициентов дадим оценку различия в степени варьирования вошедших в уравнение факторов.
1 = 0,204; 2 =0,152;
Удой на 1 корову оказывают большее влияние на себестоимость 1 ц молока, чем затраты труда на 1 ц молока, т. к. ему соответствует наибольшая абсолютная величина коэффициента.
Коэффициент множественной корреляции:
R = 0,271.
Значение коэффициента говорит о том, что связь между всеми признаками заметная.
Коэффициент множественной детерминации R2 = 7,34% показывает, что только 7,34% вариации себестоимости 1 ц молока определяется влиянием факторов, включенных в модель.
Оценим надежность уравнения регрессии с помощью критерия F-Фишера, фактическое значение которого определятся по формуле:
Fфакт. =1,58, Fтабл = 3,43
Так как Fфакт Fтабл, значение коэффициента R следует признать не достоверным, т. е статистическая значимость всего уравнения и показателя тесноты связи не подтверждается.
Выводы и предложения При исследовании современного состояния отрасли животноводства ООО АФ «Золотой Колос» Сергачского района было выявлено, что это предприятие, специализирующееся на производстве молока, объем которого за последние три года уменьшился на 42,2% и составил в 2012 году 1208 ц.
На снижение валового производства молока повлияло снижение поголовья крупного рогатого скота в хозяйстве, за анализируемый период уменьшение составило 43 головы.
Себестоимость молока 15,9 руб. за 1 ц, что выше цены его реализации, которая составила 5,2 рубль за 1 ц.
От реализации молока ООО АФ «Золотой Колос» получает убыток в размере 10,7 руб. за 1 ц.
Для повышения эффективности работы ООО АФ «Золотой Колос» в отрасли молочного скотоводства необходима ее широкая интенсификация, которая бы способствовала развитию анализируемой отрасли.
В ближайшем будущем рассматриваемому хозяйству желательно повысить продуктивность коров молочного стада, а следовательно увеличить объем производства молока в целом. Это возможно лишь при внедрении интенсивных технологий производства и рациональных форм организации труда, а также при создании благоприятных условий для работы персонала.
Молочное стадо необходимо комплектовать животными с высоким генетическим потенциалом. В частности, в состав молочного стада должны входить животные с высокой продуктивностью, с высокой степенью акклиматизации, пригодные к машинному доению и т. д.
Важнейшим направлением увеличения валового производства молока является рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, своевременное проведение зооветеринарных мероприятий. Только в этом случае продуктивность животных может возрасти в среднем до 20- 25%.
Достижение успехов в производстве невозможно без должного обучения персонала, технологии производства и рационального использования рабочего времени.
Повышение экономической эффективности молочного производства немыслимо без дальнейшего роста уровня комплексной механизации всех технологических процессов. Необходимо полностью механизировать раздачу кормов и уборку навоза на фермах, доение коров и подачу воды. При комплексной механизации трудоемких процессов затрат труда на единицу животноводческой продукции могут быть сокращены на 35−40%.
Важное значение в повышении экономической эффективности продукции животноводства отводится совершенствованию форм организации и материального стимулирования труда.
В нашем хозяйстве применяют привязное содержание коров с доением в молоко-провод. Это позволяет получать неплохие результаты надоя.
Необходимо механизировать раздачу кормов в хозяйстве, т.к. это позволяет ширина проходов, мобильными кормораздатчиками.
Организация труда должна быть бригадная или бригадно-звеньевая, установлен двухсменный режим работы. Бригады преимущественно должны быть специализированными — по производству молока, выращиванию племенного и молочного молодняка, заготовке и вывозке органических удобрений, уходу за пастбищами и другое.
Все это может привести к дальнейшему росту объема производства молока, повышению продуктивности скота и производительности труда, а, следовательно к увеличению рентабельности.
1. Годовые отчеты ООО АФ «Золотой Колос» за 2010 — 2012 г. г.
2. Афанасьев, В. Н. Статистика сельского хозяйства: учеб. пособие / В. Н. Афанасьев, А. И. Маркова. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 272 с.
3. Валявин, А. В. Повышение экономической эффективности производства молочной продукции: Учебное пособие. / А. В. Валявин, О. А. Валявина, А. Е. Шамин — Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2005. — 136 с.
4. Ермоленко, Н. В. Структурные изменения в производстве продукции животноводства / Н. В. Ермоленко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2009. — № 5. — С. 16.
5. Зайцев, Н. Л. Экономика промышленного предприятия / Н. Л. Зайцев. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 304 с.
6. Зимин, Н. С. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Н. С. Зимин. — М.: Колос С, 2007. — 384 с.
7. Зинченко, А. П. Тенденции и факторы молочной продуктивности коров / А. П. Зинченко, М. В. Кагирова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2010. — № 3. — С. 20.
8. Коваленко, Н. Я. Повышение эффективности производства и реализации молока и молочной продукции / Н. Я. Коваленко, М. Ц. Шамбаева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2009. — № 5. — С. 37.
9. Крячкова Л. И. «Эффективность производства молока"/ Л. И. Крячкова, А. В. Михалев; Москва: Нива России, 2008 -С.78.
10. Лукянова, М. Т. Полноценные корма — важная составляющая в развитии животноводства / М. Т. Лукянова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2010. — № 11. — С. 40.
11. Льялов, З. А. Перспективы развития молочного скотоводства / З. А. Льялов // Экономика сельского хозяйства. — 2009. — № 4. — С. 12.
12. Макарец, Л. И. Экономика производства сельскохозяйственной продукции: Учебное пособие / Л. И. Макарец, М. Н. Макарец. — СПб: изд-во «Лань», 2002. — 224 с.
13. Попов, И. А. Экономика сельского хозяйства / И. А. Попов. — М.: Дело и сервис, 2001. — 367 с.
14. Смертина, Е. Н. Резервы производства молока, его качества и эффективности / Е. Н. Смертина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2009. — № 11. — С. 45.
15. Селезнева, Л. М. Молочнопродуктовый подкомплекс: состояние, перспективы развития / Л. М. Селезнева // Экономика сельского хозяйства. — 2009. — № 8. — С. 15.
16. Хайрулин, А. Н. Важный резерв повышения эффективности производства молока / А. Н. Хайрулин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2010. — № 4. — С. 20−22.
17. Чичкин, А. С. Рынок молока и молочных продуктов / А. С. Чичкин // Экономика и жизнь. — 2008. — № 7. — С. 16.
18. Интернет-ресурсы для сельского хозяйства: www.agrorus.ru
Приложение 1
Динамика удоя на 1 корову за 10 лет в ООО АФ «Золотой Колос»
Годы | Удой на 1 корову, кг. | А, кг | Т, % | Т, % | Абсолютное значение 1% прироста, кг. | ||||
баз. | цеп. | баз. | цеп. | баз. | цеп. | ||||
33,5 | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
37,1 | 3,6 | 3,6 | 110,7 | 110,7 | 10,7 | 10,7 | 0,335 | ||
34,1 | 0,6 | — 3 | 101,8 | 91,9 | 1,8 | — 8,1 | 0,371 | ||
31,5 | — 2 | — 2,6 | 92,4 | — 6 | — 7,6 | 0,341 | |||
38,6 | 5,1 | 7,1 | 115,2 | 122,5 | 15,2 | 22,5 | 0,315 | ||
33,7 | 0,2 | — 4,9 | 100,6 | 87,3 | 0,6 | — 12,7 | 0,386 | ||
40,4 | 6,9 | 6,7 | 120,6 | 119,9 | 20,6 | 19,9 | 0,337 | ||
39,6 | 6,1 | — 0,8 | 118,2 | 18,2 | — 2 | 0,404 | |||
43,1 | 9,6 | 3,5 | 128,7 | 108,8 | 28,7 | 8,8 | 0,396 | ||
Приложение 2
Динамика затрат труда на 1 ц. молока, чел/час с 2004 по 2012 г. г.
Годы | Затраты труда, чел/час. | А, кг | Т, % | Т, % | Абсолютное значение 1% прироста | ||||
баз. | Цеп. | Баз. | Цеп. | Баз. | Цеп. | ||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||
133,3 | 133,3 | 33,3 | 33,3 | 0,12 | |||||
141,7 | 106,3 | 41,7 | 6,3 | 0,16 | |||||
141,7 | 41,7 | 0,17 | |||||||
105,9 | 5,9 | 0,17 | |||||||
0,18 | |||||||||
0,18 | |||||||||
0,18 | |||||||||
— 6 | — 12 | 33,3 | — 50 | — 66,7 | 0,18 | ||||
Приложение 3
№, наименование хозяйства | Удой молока от 1 коровы, ц (у) | |
1. ООО АФ «Золотой Колос» | 43,1 | |
2. ЗАО «Заря» | 42,0 | |
3. СПК «Большеандреевский» | 35,2 | |
4. СПК «Егорьевское» | 27,38 | |
5. ЗАО «Покровская слобода» | 43,7 | |
6. ООО «Ананье» | 32,6 | |
7. ОАО «Берендеевское» | 27,21 | |
8.ООО «Меловатское» | 52,12 | |
9.ООО «Лосево» | 26,98 | |
10.ООО «Покай» | 56,78 | |
11.СХА «Заря» | 28,76 | |
12.СХА «Ясырки» | 29,11 | |
13.СХА «Битюгское» | 31,09 | |
14.СХА «Воронцовская» | 59,45 | |
15.СХА «Путь Ленина» | 63,65 | |
16.СХА «Светлый путь» | 33,62 | |
17.СХА им. Ленина | 55,76 | |
18.СХА «Ведуга» | 54,06 | |
19.ООО «Нива» | 37,56 | |
20.ЗАО «Родина» | 37,67 | |
21.ЗАО «Николаевка» | 57,45 | |
22.ЗАО «Лосево» | 40,95 | |
23.ООО «Девицкий колос» | 42,99 | |
24.СХА «Заря» | 44,16 | |
25.ЗАО «Дружба» | 45,05 | |
26.ОАО «Новонадеждинское» | 45,14 | |
27.ООО «Ольшанское» | 46,45 | |
28.СХА «Левашовка» | 46,62 | |
29.ЗАО" Землянское" | 47,86 | |
30.СХА «Рассвет» | 50,45 | |
31.СХА им Ленина | 57,83 | |
32.СХА Племзавод «Дружба» | 66,30 | |
33. ООО «Заветы Ильича» | 45,18 | |
34. СХП «Бармино» | 52,18 | |
35. СПК «Волковский» | 55,77 | |
Приложение 6
Парные коэффициенты корреляции
Признаки x и y | ?xi | ?yi | ?xiyi | |||
Для y и x1 | 1563.18 | 42.25 | 38 419.9 | 1038.38 | 1 681 578.14 | |
Для y и x2 | 1001.44 | 27.07 | 38 419.9 | 1038.38 | 1 118 645.06 | |
Для x1 и x2 | 1001.44 | 27.07 | 1563.18 | 42.25 | 46 332.4 | |
Признаки x и y | ||||||
Для y и x1 | 210.63 | 182 855.11 | 14.51 | 427.62 | 0.25 | |
Для y и x2 | 517.58 | 182 855.11 | 22.75 | 427.62 | 0.22 | |
Для x1 и x2 | 517.58 | 210.63 | 22.75 | 14.51 | 0.33 | |
Матрица парных коэффициентов корреляции
; | y | x1 | x2 | |
y | 0.25 | 0.22 | ||
x1 | 0.25 | 0.33 | ||
x2 | 0.22 | 0.33 | ||
Для оценки в-коэффициентов применим МНК.
Для наших данных (берем из матрицы парных коэффициентов корреляции):
0.254 = в1 + 0.329в2
0.219 = 0.329в1 + в2
Данную систему линейных уравнений решаем методом Гаусса: в1 = 0.204; в2 = 0.152;