Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научный потенциал украинской географии: Формирование, размещение, школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За годы советской власти в Украине сложилась достаточно развитая сеть географических научных учреждений и организаций и учебных заведений. Один университет здесь приходится на 6,4 млн. человек, что больше, чем в целом на постсоветском пространстве (5,0 млн.), на один географический факультет вуза приходится 3 млн. чел. (при 2,2 на пост советском пространстве). При новом экономическом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование географических научных школ в дореволюционный период
  • Глава II. Развитие географической науки в Украине в советское и постсоветское время
    • 2. 1. Исследование проблемы
    • 2. 2. Развитие географической науки в Украине в советский и постсоветский период
  • Глава III. Центры географической науки Украины
    • 3. 1. Социально-географические проблемы
    • 3. 2. Обеспеченность учебных и научных организаций специалистами высшей квалификации
  • Глава IV. Научные школы: развитие, иерархия, перспективы
    • 4. 1. Научные школы, их формирование и структура
    • 4. 2. Научные школы и научные направления
      • 4. 2. 1. Общегеографический цикл. '
      • 4. 2. 2. Частные географические науки
        • 4. 2. 2. 1. Геоморфология
        • 4. 2. 2. 2. Гидрология
        • 4. 2. 2. 3. Климатология
        • 4. 2. 2. 4. Океанология
        • 4. 2. 2. 5. Биогеография
      • 4. 2. 3. Общественная география
        • 4. 2. 3. 1. Экономическая география
        • 4. 2. 3. 2. География населения. «
        • 4. 2. 3. 3. Социальная география
      • 4. 2. 4. Социальный портрет украинского географа новой квалификации и тенденции его современного развития
  • Выводы и предложения. 135 Главные
  • выводы. 135 Рекомендации. 13 8 Применение результатов
  • Литература
  • Приложения

Научный потенциал украинской географии: Формирование, размещение, школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие географической науки вызывает несомненный интерес. Ведь только на протяжении XX в.в. сформировалась современная система географических наук, включая блоки физической и общественной географии. В ее формировании участвовали ученые различных стран и в первую очередь Германии (А.Гумбольдт, К. Риттер, Ф. Ратцель, А. Геттнер), Австрии (В. и АЛенки, А. Зупан), Франции (В.Мартонн, В. де ла Бланш), России (П.П.Семенов-Тян-Шанский, В. В. Докучаев, Д.Н.Анучин), а в текущем столетии Л. С. Берг, Н. Н. Баранский, С. В. Калесник, К. К. Марков (Россия), А. Беш (Швейцария), А. Леш (Германия), Х. Бунге, Г. Хартшторн, Ч. Гаррис (США), А. Гылыбов (Болгария), Х. Чаттерджи (Индия) и др. География на Украине развивалась в составе единой российской географии, но в отдельных ее регионах (Галиция, Буковина) она ведет начало от европейской географии (А.Зупан, А. Реман, Е. Ромер и др.) В настоящее время в Украине имеется достаточно обширная сеть географических научных и учебных организаций и учреждений, большой отряд высококвалифицированных ученых составляет несколько тысяч докторов и кандидатов наук. На фоне советской географии географы Украины представляли довольно сильный и высококвалифицированный контингент ученых, однако ярких и выдающихся ученых все-таки было недостаточно. Из широко известных географов, работавших на Украине, можно назвать A.B. Клоссовского, Г. И. Танфильева, П. А. Тутковского, С. Л. Рудницкого, П.И. Бро-унова, А. Н. Краснова, но большинство из них были воспитанниками российских научных школ и возвращались впоследствии на работу в Россию (П.И. Броунов, А. Н. Краснов и др.). В формировании современных научных учреждений, организаций и школ приняли участие многие много воспитанники научных школ Москвы, Петербурга, Воронежа. В то же время окончили вузы Украины или проходили здесь аспирантскую подготовку известные ученые России (Г.Г.Григор, A.A. Вирский, В.А. Танаевский), Грузии (Г.Н. Гехтман), Армении (Г.А. Кочарян) и др. государств. Да и ныне, в числе ведущих ученых ряда научных центров России имеются воспитанники вузов Украины (Н.С. МироненкоМосква, К. Н. Мисевич — Иркутск). К настоящему времени известен ряд работ украинских ученых, посвященных развитию географии в Украине (М.М. Пала-марчук, Н. Д. Пистун, Я. И. Жупанский, О.И. Шаблий), издано несколько тематических сборников по данному вопросу.

Однако, целостной картины формирования географической науки еще не создано. Поэтому выбор данной темы в качестве диссертационной работы мы считаем актуальным и оправданным.

Целью настоящего исследования является формирование и география современной географической науки Украины в преломлении через персональные научные школы.

В связи с поставленной целью в задачи исследования входило следующее: изучение особенностей формирования современной сети научных центров республики, распределения специалистов высшей квалификации по территории, формирования научных школ, демографические проблемы научного потенциала, функционирования научных школ.

Исходя из этого в диссертационном исследовании поставлены следующие основные задачи:

— определить и аргументированно оценить основные этапы формирования географической науки и ее институтов на территории Украины;

— проанализировать размещение научного потенциала по регионам и городам Украины, научным и образовательным географическим организациям;

— выделить «персональные» научные школы типа «учитель — ученики» и «лидер — последователи»;

— показать процесс становления общенациональных и региональных научных школ;

— показать взаимосвязи и взаимозависимость украинских научных школ с общероссийскими научными школами;

— показать перспективы развития республиканского научного потенциала.

Предметом настоящего исследования является география географических научных учреждений и организаций и научного потенциала географической науки.

Объектом данного исследования является научный географический потенциал Украины и его персоналии: академики, члены-корреспонденты HAH Украины и других официальных академий, доктора географических и других наук, занимающихся проблемами географической науки, профессора не имеющие степени доктора наук, кандидаты географических наук, работающие в вузах и НИИ республики, коллективы отдельных научных организаций и учреждений, научных школ и направлений, лица, награжденные наградами Русского Географического общества.

Методологической основой написания данной работы послужили труды классиков географии Д. Н. Анучина, H.H. Баранского, JI.C. Берга по истории географии, а также труды современных географов А. Т. Дибровы, В. А. Есакова, Я. И. Жупанского, И. М. Забелина, A.B. Краснопольского, М. М. Паламарчука и др.

Источники материала. Всю существующую по исследуемой проблеме литературу можно подразделить на следующие группы: обобщающие труды по истории отечественной географической науки, в т. ч. географии Украиныэнциклопедические и справочные изданиятруды посвященные жизни и деятельности выдающихся ученыхпериодические издания. Кроме того источниками послужили посещения научных учебных учреждений Украины, анкетирование ученых, переписка с учеными, их родными и близкими. а. Обобщающие труды. В этот круг вошли работы многих русских ученых-историков науки и специалистов — географов JI.C. Абрамова, В. А. Анучина, H.H. Баранского, JI.C. Берга, Ю. Д. Дмитревского, В. А. Есакова, А. Г. Исаченко, Ф. Н. Милькова, B.C. Преображенского, Ю. Г. Саушкина, А. И. Чистобаева, М.Д.

Шарыгина и др. и ученых Украины: Я. И. Жупанского, Ф. Д. Заставного, М. М. Паламарчука, Н. Д. Пистуна, О. И. Шаблияб. Энциклопедические и специальные справочники. Исходными материалами при этом послужили статьи Географической Энциклопедии Украины^. 1−3), Украинской Советской Энциклопедии (т. 1−12), отчеты и архивные материалы Русского Географического Общества, работа A.B. Краснопольского «Отечественные географы» (т. 1−3), в работе над которой диссертант принимала непосредственное участие (46 т. 3, с.417−443) — другие справочные материалы. в. Труды, посвященные жизни и деятельности ученых, работавших на Украине и создавшие здесь научные школы (В.И. Вернадский, А. Н. Краснов, П. А. Тутковский, М. М. Паламарчук, Г. И. Танфильев, и др). г. Периодические издания. Просмотрены все юбилейные статьи и некрологи в географических («Известия РГО», «Известия РАН, серия география», «География и природные ресурсы», «Вестники МГУ и СПбГУ (серия географическая и геолого-географическая) и специальных («Гидрология и метеорология», «Геоморфология», «Водные ресурсы» и др.), журналах. д. Анкетирования, переписка и личное общение. На протяжении 1982;97 гг, автор помогала в анкетировании ученых СССР, а затем России и СНГ A.B. Краснопольскому, а на протяжении 1991;97 провела анкетирование кандидатов географических наук Украины.

В эти же годы, и с 1990 года в период соискательства в Адыгейском университете автор совершила неоднократные поездки в различные научные организации и учреждения Украины (Институт географии HAH, Киевский, Львовский, Волынский, Черновицкий, Прикарпатский университеты, ряд педагогических университетов и институтов). Были проведены беседы и консультации с рядом ведущих ученых Украины — A.M. Мариничем, Н. Д. Пистуном, О. И. Шаблием, Ф. Д. Заставным, С. И. Копчаком, Я. И. Жупанским, Я. С. Кравчуком, Я. А. Мольчаком и др.

Встречался и консультировался автор с представителями украинской диаспоры в России (Иркутск, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Майкоп и др.).

Научная новизна исследования. Диссертационная работа посвящена анализу развития географической науки Украины, формирования современной сети научных и учебных географических организаций, персональных научных школ. К наиболее существенным результатам, определяющим научную новизну, относятся следующие:

— разработаны принципиальные положения анализа формирования современного научного потенциала и научных школ Украины;

— рассмотрены персональные школы и школы-лидеры во всех научных направлениях;

— создан банк персоналий ученых-географов Украины высокой и высшей научной квалификации;

— созданы предпосылки для информационно-поисковой и информационно-предметной систем персоналий;

— произведен анализ всех рассматриваемых данных биографий, созданы социальные портреты ученых-географов отдельных направлений и республики в целом;

— представлен прогноз развития научного потенциала и условия их реализации;

Практическое значение работы. Результаты проведенных исследований имеют прежде всего познавательный и информационный интерес. Их можно использовать прежде всего для решения задач государственного и регионального прогнозирования развития географии Украины, формирования национальной политики в развитии науки, научных и образовательных учреждений и научных школ республики.

Материалы диссертации являются также библиографическим пособием для научных работников, аспирантов и студентов как в России, так и Украины и могут быть использованы в научной работе по изучению научных школ и творчества отдельных ученых.

Внедрение результатов исследования. Материалы диссертации использованы автором при чтении курса географии в Адыгейской республиканской гимназии, в работе научного общества «Тропами Адыгеи» и при разработке курсов в Институте повышения квалификации при Адыгейском Государственном Университете.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научных конференциях в Харькове (1988), Майкопе (1990), Тамбове (1990), Переяславле-Хмельницком (1990), Краснодаре (1993), на кафедре географии Адыгейского государственного института (1990,1997) и в Институте социально-экономических проблем РАН (1998).

Структура и объем. В диссертации имеются «Введение», и «Выводы и предложения», Ч главы, 18 параграфов, 174 страницы, 13 таблиц и 4 рисунка в «Приложении». Без рисунков, библиографии, оглавления и таблиц — 139 стр.

Объем диссертации 7,2 авторских листа.

Библиография насчитывает 100 названий, включая многотомные и периодические.

Публикации. По теме диссертации опубликовано~научных работ, общим объемом 10,^печатных листов.

Главный тезис зашиты составляет:

— анализ истории формирования современной сети научных и учебных организаций и их научного потенциала.

— анализ формирования ведущих персональных научных школ в главных научных направлениях.

— прогнозирование развития научного потенциала и уровня их реализации.

Большая помощь, главным образом, методическая, при написании данной работы была оказана автору научным руководителем — проф. О. П. Литовкой и доктором географических наук А. В. Краснопольским, кандидатом географических наук ЯМ. Бондаренко. Всем им автор выражает свою искреннюю глубокую признательность.

Выводы и предложения Главные выводы.

1. За годы советской власти в Украине сложилась достаточно развитая сеть географических научных учреждений и организаций и учебных заведений. Один университет здесь приходится на 6,4 млн. человек, что больше, чем в целом на постсоветском пространстве (5,0 млн.), на один географический факультет вуза приходится 3 млн. чел. (при 2,2 на пост советском пространстве). При новом экономическом районировании Украины на 9 районов в них не совсем определились научные центры. Так, в Карпатском районе имеются два довольно сильных и конкурирующих между собой университета: Львовский и Черновицкий. Эти университеты на протяжении последних двадцати лет готовят уже специалистов высокого класса, большой отряд бывших выпускников которых стали докторами и кандидатами наук. По приложению 4 преимущество за Львовским университетом. Его ученики взяли хороший плацдарм в Киеве (Н.Д.Пистун, P.A. Иванух, Р. АЛзынина) и Одессе (А. Г. Топчиев). Однако, львовские выпускники — доктора наук сконцентрировались только в Украине, в то время, как выпускники Черновицкого университета работают во многих научных центрах России (Г. И. Амурский, Б. Н. Прокопчук, К. Н. Мисевич, А. В. Краснополь-ский). Да и по количеству работающих докторов наук он превзошел Львовский университет. В некоторых районах университетов вообще нет (Подольский, Центральный) и отдельные их части тяготеют к университетам других районов (в Подолье, Тернопольская область более ориентирована на Львов, Хмельницкая — на Черновцы и частично на Львов и Киев, Винницкая — на Киев, Центральный район более ориентирован на Киев). В целом нагрузка на вуз по населению и площади на один раз по регионам следующая:

Территориальная и населенческая нагрузка на один географический факультет вуза п/п Район Площадь (тыс. км) Рейтинг Население (тыс. чел.) Рей тинг Вузы.

1. Донбасс 53,2 2 8000 1 Луганский университет.

2. Северо-Восток 84,0 1 6200 2 Харьковский университет.

3. Центральный 45,5 3 2700 4 Черкасский пединститут.

4. Северо-Запа 40.3 4 2300 7−8 Волынский университет.

5. Причерноморский 37.8 5 2600 6 Одесский и Симферополь ский университеты, Хер сонский пединститут.

6. Подольский 30.5 6 2300 7−8 Винницкий и Тернополь-ский пединституты.

7. Столичный 30.3 7 2650 5 Киевский университет, Киевский педуниверси-тет, Нежинский пединститут.

8. Карпатский 28.3 8 3200 3 Львовский и Черновицкий университеты.

9. Приднепровский 19,7 9 2000 9 Днепропетровский университет, Криворожский и Мелитопольский пединститут.

Украина 35,5 3000.

Если учесть, что в Украине работают Одесский гидрометеорологический институт и Украинский институт инженеров водного хозяйства, где ведется подготовка специалистов по гидрологии, климатологии, океанологии и водному хозяйству, населенческая нагрузка снижается до 2,7 млн. чел., а территориальная до 32 тыс. км2.

2. В Украине работает недавно созданный Институт географии НАН, являющийся головной научной организацией в государстве. Кроме того, в стране работают крупные научные организации с географическими отделами и ячейками. Специалисты-географы высшей квалификации работают так же в Украинском научно-исследовательском гидрометеологическом институте, Украинском научно-исследовательском институте водных проблем, СОПСе Украины HAH, Морском гидрофизическом институте HAH, Институте биологии южных морей HAH, Азово-Черноморском НИИ рыбного хозяйства и океанографии, где работают доктора географических наук. Были они и в Укргидрометцентре, Институте стратегических исследований HAH, Институте гидробиологии HAH и других.

3. Общее количество географов высшей квалификации самое большое на постсоветском пространстве, после России (88 чел.). Территориальная нагрузка на одного ученого при этом около 7 тыс. км2 (в пост советском пространстве 70 тыс. км2). При этом по экономическим районам в порядке возрастания она составит: в Столичном районе — 2,5 тыс. км2, Карпатском — 3,1 тыс. км2, Причерноморском — 4,7 тыс. км2, Северо-Западном — 13,4 тыс. км2, Приднепровском — 16,0 тыс. км2, Северо-Восточном 16,8 тыс. км2. В Донецком, Подольском и Центральном районах докторов географических наук нет. Нам думается, что перед нашими земляками стоит серьезная задача по укомплектованию докторами наук Луганского университета, в котором таких специалистов нет и доуком-плектации Волынского (нет физикогеографа), Днепропетровского (нет эконо-микогеографа), Симферопольского (нет экономикогеографа) университетов и всех педвузов (доктора есть только в двух — Киевском и Херсонском, да и то не в полном количестве).

4. Еще большую тревогу вызывает распределение географов по отделениям географическим наукам. Наиболее представимы экономикогеографы — 25 человек. Может для Столичного (13чел) и Карпатского (7 чел) этого и достаточно, но для СевероВостока и Северо — Запада (по одному экономикогеографу), да и Причерноморья (3 чел.) этого явно недостаточно. Так же более — менее обеспечены физикогеографами эти же районы: Столичный (9), Карпатский (6),.

Приднепровский (4). Но на Северо — Западе и в Приднепровье (по одному фи-зикогеографу) их явно недостаточно.

5. Климатологов (11) и гидрологов (15) в Украине меньше. Но подготовка по этим специальностям ведется только в Киевском университете (по 2 доктора гидролога и климатолога) и Одесском гидрометеологическом институте (по 4 доктора по гидрологии и климатологии) и они кадрами обеспечены. Но в других вузах гидрологов и климатологов практически нет.

Еще раз подчеркиваем отсутствие географов высшей квалификации в Подольском, Центральном и Донецком районах, Луганском университете, Винницком, Тернопольском, Черкасском, Нежинском, Криворожском и Мелитопольском пединститутах. А ведь совсем недавно в Мелитополе работали Н. Ф. Голиков (защитивший здесь докторскую диссертацию), H.A. Войлошникова (получившая здесь звание профессора), Н. Г. Игнатенко. Видимо, недостаточно внимания здесь уделяют качеству подготовки специалистов и не создают условия для качественного роста здесь научных кадров. В Луганске, Кривом Роге, Черкассах, Нежине, Виннице, Тернополе защит докторских диссертаций еще не было.

Сейчас в Украине начался рост числа профессоров без степени доктора наук, да и рост защит докторских диссертаций значительно возрос. Не в ущерб ли это качеству?

6. Необходимо омоложение докторских кадров. Из 88 докторов наук на 1.1.99 года будет 21 человек трудоспособного возраста (23,8%), а после 1.1.99 он уменьшится до 18 человек (20,4%). Итак 76% докторов Украины — пенсионеры. Из них 19 человек (21,6%) старше 70 лет, а с Нового года она возрастет на 5 человек и составит уже 27,3%. А один из самых молодых докторов географии Украины Ф. Н. Лисецкий (в 37) выехал в Россию. В это время только в 4 из 18 вузов Украины есть доктора наук моложе 50 лет, в 7 — моложе 60 лет.

Рекомендации.

Некорректно давать рекомендации органам ставшей независимой Украины. Скорее это скромные рассуждения и пожелания добрым друзьям от человека, закончившего географический факультет в Украине, проработавшего в республике около 10 лет и связанного со многими географами Украины тесными связями.

1. Видимо, есть целесообразность сформировать центры географической науки во всех 9 районах Украины вокруг ведущих в регионах университетов или педагогических вузов.

2. Нужно очень внимательно относиться к присвоению учёного звания профессора без учёной степени доктора географических наук и ограничить их нижний возраст 60 годами. Примеры достойного присвоения этого звания есть (например, М.Е.Ковтонюку). В то же время следует обратить внимание на подготовку докторов из учёных в возрасте 35−45 лет, предоставив им возможность пройти докторантуру или через должность старшего научного сотрудника.

3. Установить для вузов с низким удельным весом дипломированных специалистов должности научных сотрудников-исследователей на срок до 3 лет для подготовки кандидатских диссертаций.

Применение результатов.

1. Материалы исследования использовались автором при работе в профессионально-технических училищах в Украине (в г. Бар Винницкой области и г. Червонограде Львовской области) в 1981;98 годах.

2. Материалы диссертации использовались при преподавании курсов географии в Адыгейской республиканской гимназии (1989;98) и работе научного общества «Дорогами Адыгеи» там же. Учащиеся под нашим руководством становились победителями республиканских научных конференций и публиковались в печати.

3. Материалы диссертации использовались при чтении лекционных курсов и проведении практических занятий в Институте повышения квалификации при Адыгейском государственном университете.

4. Материалы раздела «Украина» в книге А. В. Краснопольского «Отечественные географы», соавтором которого была диссертант, используются при преподавании курсов «История географии» и «История географии в Украине» в вузах Украины, о чём мы имеем письменные уведомления.

По материалам диссертации писались дипломные работы в Адыгейском государственном университете.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь — М.: Мысль, 1983.
  2. O.A. Становление географической науки в России в XVIII веке М.: Наука, 1989.
  3. В.А. Теоретические проблемы географии М.: изд. МГУ, 1964.
  4. В.А. Теоретические основы географии М.: Мысль, 1972.
  5. Н. И. Загузов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертации -М.: АОЗТ «Икар», 1995.
  6. Т.П. и др. Биологи: биографический справочник К, Наука, 1984.
  7. Р. К. Вернадский В.И. М.: Просвещение, 1990.
  8. H.H. Избранные труды. Научные принципы географии М.: Мысль, 1980.
  9. H.H. Избранные труды. Становление советской географии М.: Мысль, 1980.
  10. A.C. Вопросы методики и истории географии. Избранные труды М.: изд. АНП СССР, 1961.
  11. А. Путь в географию М.: Прогресс, 1990.
  12. Л.С. Всесоюзное Географическое общество за 100 лет. 1845−1945 -М.: География, 1946.
  13. Л.С. Летопись Географического общества за 1845−1945 годы // ИВГО, 1948, № 1, с. 25−90.
  14. Большая Советская Энциклопедия 2 изд. М.: БСЭ, 1949−1958, т. 1−51.
  15. Большая Советская Энциклопедия 3 изд. М.: БСЭ, 1969−1978, т. 1−30.
  16. А.Т. и др. К вопросу районирования территориальной системы решения: на примере Украинской ССР // В кн.: материалы XXIII МГК. вып. 6 -М.: 1976, с. 95−97.
  17. Вестник Московского университета. Серия 6. География М.: МГУ, 19 461 998.
  18. Географические проблемы конца XX века СпБ: РГО, 1998
  19. В.Г., Галицька Н. Ф. Географ1чш вщкритгя, досшдження и дос-лщники К: Радянська школа, 1988.
  20. Географическое общество Союза СССР:1917−1967 -М.: Мысль, 1968.
  21. Географ1чна енциклопед1я Украши// Отв. ред. A.M. Маринич т. 1−3. К: Укр. Енциклопед1я, 1989−94
  22. География в школе М.: МО СССР и РФ, 1934−1998.
  23. География на пороге третьего тысячелетия -СпБ: РГО, 1995.
  24. И.П. Актуальные проблемы географической науки. М.: Мысль, 1981.
  25. К.И. Основные проблемы физической географии (на украинском языке) К.: Радянська школа, 1962.
  26. К. География и географы: Физическая география. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.
  27. A.A. Развитие теоретических проблем советской географии (19 171 934) М.: Мысль, 1965.
  28. П., Мартин Дж. Все возможные миры: история географических идей / Пер. с англ. М: Прогресс, 1988.
  29. Р.Дж. География и географы / Пер. с англ. М: Прогресс, 1987.
  30. Ю.Д. Очерки социально-экономической географии JI: Наука. Лен. отд. 1990.
  31. В.А. Теоретические проблемы физической географии в России. XIX -начало XX вв. М.: Наука, 1987.
  32. B.C. Введение в географию Л.: изд. ЛТУ, 1989.
  33. ЖупанскийЯ. Географ1я Украши в HOBi часы Чершвщ: изд. ЧДУ, 1993.
  34. Я. Становления економ1ко-г^раф!чных дослщжень в Украш1 (XIX початок XX ст.) // Укр. геогр. журнал. 1994, № 1−2
  35. ЯЛ. 1стор1я географи в Украш1А Льв1в: изд. «Свп», 1997.
  36. И.М. Очерки истории географической мысли в СССР. 1917−1978 гг. М.: Географиз. 1959.
  37. И.М. Физическая география в современном естествознании: Вопросы истории и теории М.: Наука, 1978.38.1ван Петрович Пщогопчко К.: Наукова думка, 1976.
  38. Известия РАН (АН СССР). Серия геогр. М. ИГАН, 1959−98.
  39. Известия РГО (ВГО) СПб: РГО, 1917−1998.
  40. А.Г. Развитие географических идей М.: Географиз, 1971.
  41. А.Г. География сегодня М.: Просвещение., 1979.
  42. O.A. Актуальные вопросы истории и современного развития экономико-географической науки в СССР М.: МФГО СССР. 1985.
  43. В.М. Наука, общество, окружающая среда М.: Наука. 1997.
  44. Котляков В, М., Преображенский B.C. С чем подходим к рубежу XXI века?: О некоторых чертах менталитета отечественных географов // ИРАН, отд. геогр., 1992, № 3, с.4−11.
  45. A.B. Отечественные географы (1917−1922). Библиографический справочник/ Под. ред. Проф. С. Б. Лаврова. СПБ: РГО, 1993 — т.1, т.2, 1995, т.З.
  46. A.B. Научный потенциал отечественной географии: формирование, размещение, школы. Автореф.. дисс. докт. геогр. наук СПб. СПбГУ, 1997.
  47. A.B. Система наук и отрасль знаний// Вестник Адыгейского гос. ун-та Майкоп, 1998, № 1., с. 111 -113.
  48. A.B. История географии. Курс лекций. ч.1−2. Майкоп, изд. АГУ, 1998.
  49. A.B., Булгаков В. В., Булгакова Г. В., Гончарук Н. В., Роль картографирования городских агломераций в социально-экономическом планировании. //Материалы Всероссийской научной конференции по тематической картографии Харьков, 1988, с.38−41
  50. А.В., Краснопольская Н. В., География в естественнонаучной школе В.И. Вернадского// Сб. тезисов докл. конф. «А. И. Вернадский и современность. К 130-летию со дня рождения» -Краснодар, 1993, с. 38.
  51. Краткая географическая энциклопедия, т. 1−5 М: БСЭ, 1960−1966.
  52. Крип’якевич 1.П. 1стор1я Украшы Льв1в: изд. «Свгт», 1990
  53. С.Б. Структура географической науки: прошлые споры и современные позиции. //География в системе наук Л.: ГО СССР, 1987.
  54. С.Ю. Русские ботаники: биографо-библиографический словарь т.1−4-М.: МОИП, 1947−1952.
  55. .Н. Иван Иванович Пузанов М.:Наука, 1976.
  56. В.П. Научные основы школьной географии М.: Просвещение, 1982.
  57. В.П. Историческая география мира М.: Экопрос, 1997.
  58. Максаковский В. П. Географическая культура. М: Владос, 1998
  59. Максим Мартынович Паламарчук К.: Наукова думка, 1987.
  60. Г. Н. Методология и дидактика географии Якутск: Изд. ЯГУ, 1996.
  61. У.И., Ныммик С. Я. Современная география: Вопросы теории М.: Мысль, 1984.
  62. Метеорология и гидрология СПб.: Гидрометеоиздат, 1945−1998.
  63. Ф.Н. Вузовская физическая география. Периоды ее развития и характерные черты как фундаментальной науки Воронеж: изд. ВГУ, 1984.
  64. Г. И., Франчук В. П., Куличенко В. Г. Геологи, Географы: Биографический справочник К.: Наукова думка, 1985.
  65. Н.К. От Страбона до наших дней: Эволюция географических представлений и идей М.: Мысль, 1985.
  66. Очерки экономической географии Украины, Т.1−2-К., АН УССР, 1949−1952 (на украинском языке)
  67. Научные школы в географии//Отв. ред. JI.C. Абрамов и В. А. Есаков М.: МФГО, 1983.
  68. Отечественные физикогеографы и путешественники М.: Учпедгиз 1959.
  69. Отечественные экономикогеографы М- Учпедгиз, 1957.
  70. Очерки истории географической науки в СССР М.: Наука, 1976.
  71. B.C. Поиск в географии М.: Просвещение, 1986.
  72. B.C. О чем спорят географы М.: Знание, 1990.
  73. B.C., Александрова Д. Т. Материалы по истории отечественной географии XX века М.: ИГ РАН, 1994.
  74. Проблемные направления в географии / Отв. редактор А. А. Недешев Иркутск — Чита: СО РАН, 1993.
  75. Развитие географической науки в Украинской ССР Н.: Наукова думка, 1990.
  76. Репрессированная наука JL: Наука, 1991.
  77. .Б. Введение в социальную географию: курс лекций М.: ИГ РАН, 1993.
  78. Русское географическое общество: Новые идеи и науки Спб.: РГО, 1995.
  79. Русское географическое общество 150 лет М.: АО «Изд. группа «Прогресс» «Пангея», 1995.
  80. Ю.Г. Введение в экономическую географию М.: изд. МГУ, 1972.
  81. Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика -М: Мысль, 1973.
  82. Ю.Г. История и методология географической науки М.: изд. МГУ, 1976.
  83. Ю.Г. Географическая наука в прошлом настоящем и будущем М.: Просвещение, 1976.
  84. .Н. Введение в экономическую географию Л.: изд. МГУ, 1976.
  85. .Н. Теоретическая экономическая география Л.: Наука, Лен. од., 1981.
  86. В.Б. Введение в учение о геосистемах Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1978.
  87. Сучасю проблемы географи Украшско1 PCP К.: АН УРСР, ГТ УРСР, 1990.
  88. A.A. Краснопольский A.B. Развитие и размещение физико-географического научного потенциала Украины //Эколого-географические проблемы Северного Кавказа Владикавказ, изд. СОГУ, 1991, с. 46−47.
  89. Украинская Советская Энциклопедия К.: изд. УРЕ, т. 1 -12, 1977−1985.
  90. Д. Научные объяснения в географии/ Пер. с анг.- М.: Прогресс, 1974.93. Хорев Б. С. Проблемы городов: урбанизация и единая система расселения в СССР М.: Мысль, 1975.
  91. Экономическая и социальная география: проблемы и перспективы /Под. ред. О. П. Литовки Л.: ГО СССР, 1984.
  92. Энциклопедия украиноведения (на укр. языке)/ Гл. ред. д-р. В. Кубийович -Нью-Йорк, 1955−1984, т.1−10.
Заполнить форму текущей работой