Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Каменные коновязи как памятники китайского народного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пользовались популярностью и изображения различных животных, прежде всего львов, обезьян, лошадей, быков. Образы львов были распространены в изобразительном искусстве предшествующих эпох: данный мотив появляется еще при династиях Хань и Тан и имеет широкий ареал распространения. Обычно в каменных изображениях льва мы видим богато украшенную декоративными деталями фигуру сидящего животного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. История исследования и общая характеристика каменных коновязей в районе севернее течения реки Вэй и в южном районе Цзинь
    • 1. 1. История открытия и обзор литературы по китайским каменным коновязям
    • 1. 2. Общая характеристика каменных коновязей
    • 1. 3. Проблема появления каменных коновязей
    • 1. 4. Возникновение традиции художественной обработки камня и эволюция каменных изображений льва
  • Глава II. Каменные коновязи из музеев провинций Шаньси и Шэньси
    • 2. 1. Классификация коновязей по сюжетным композициям и функциям
    • 2. 2. Проблема датировки времени создания каменных коновязей
    • 2. 3. Изображения животных на каменных коновязях
    • 2. 4. Изображения человека и животных
    • 2. 5. Изображения одиночных человеческих фигур и различных предметов
  • Глава III. Технологические и декоративные приемы, использовавшиеся при создании каменных коновязей
    • 3. 1. Материал и техника, используемые для изготовления каменных коновязей
    • 3. 2. Декор каменных коновязей
    • 3. 3. Классификация орнаментов на коновязях

Каменные коновязи как памятники китайского народного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

В период правления в Китае династий Мин Щ (1368−1644) и Цин Ш (1644−1911), начиная с XV века, на территории северного района бассейна реки Вэй в провинции Шэньси и южного района Цзинь (ШШ) в провинции Шаньси (Ш Ш ^) в среднем и нижнем течении реки Хуанхэ зародилась яркая и своеобразная художественная традиция. Именно в период правления этих двух династий, возникает новое культурное явление, просуществовавшее в течение нескольких столетий, развивающееся и в настоящее время.

Малоизученными примерами развития искусства данного периода являются уникальные памятники — резные каменные столбы, служившие коновязями (& Ц |Ё). Этот художественный феномен имеет строго ограниченный ареал распространения: земли северного района течения реки Вэй (провинция Шэньси) и южный район Цзинь (провинция Шаньси).

В начале означенного периода, то есть во второй половине XIV — XV вв.

1,1 происходят существенные изменения в этническом составе и культурном развитии народностей, населяющих провинции Шаньси и Шэньси. Существенные социальные и культурные сдвиги связаны со значительными миграциями населения и попутным формированием новой локальной культуры, что проявилось, в частности, в возникновении новых типов памятников.

В Китае в это время происходит консолидация маньчжурских племен, под эгидой которых в 1644 году произошло объединение страны и приход к власти новой маньчжурской династии Цин. Цинский период в истории Китая, охватывающий несколько столетий, характеризуется высоким уровнем развития культуры, о чем свидетельствует обширное художественное наследие эпохи, рассеянное по многим музеям и коллекциям Китая, Европы и США.

Однако памятники, о которых пойдет речь в данной работе до недавнего времени оставались неизученными, и только в последние десятилетия они стали достоянием собраний нескольких крупных музеев Китая. То, что данные произведения не разбросаны по музеям мира, позволяет составить полное представление о данной форме искусства не выезжая за пределы Китая. До настоящего времени искусство создания каменных коновязей было малоизвестно за пределами КНР потому, что памятники этой группы сравнительно недавно влились в фонды художественно-исторических учреждений и подробного их исследования не проводилось.

Северный район течения реки Вэй в провинции Шэньси и южный район Цзинь в провинции Шаньси, находящиеся в среднем и нижнем течении реки Хуанхэ, издревле являлись очагами китайской культуры. Достаточно вспомнить городище Баньпо {^гШ) в районе города Сиань (Ш -£с), или городище Гуаньцунь (^Ф), которые свидетельствуют о том, что еще шесть тысяч лет назад, в эпоху неолита, здесь имела место деятельность древнего человека.

В течение тысячелетий развитие культуры в рассматриваемом нами районе проявлялось, в частности, в расцвете искусств и ремесел. Искусство изготовления украшенных скульптурой каменных коновязей возникает и укореняется в русле народного искусства, хронологически охватывая период, начиная с эпохи поздней Мин.

Не следует забывать, что коновязи выступают не только как памятники народного искусства, но и являются уникальным историческим источником. В этом плане особо следует отметить символические сцены и образы, отражающие религиозные представления китайского народа. Скульптурные навершия каменных коновязей, выполненные в виде фигур животных или людей, реже изображающие плоды или цветы, а также сложные сюжетные композиции иллюстрируют народный быт, ритуалы и верования, помогая глубже понять их смысл и символику. Отдельные фигуры, венчающие коновязи, весьма интересны, но именно скульптурные группы позволяют нам проследить генезис и эволюцию стиля, выявить определенные закономерности в развитии искусства эпохи правления династий Мин и Цин.

Символика и скрытые смыслы, воплощенные в различных образах, представленных на коновязях, обычно исследуются в частных аспектах, тогда как их необходимо изучать в совокупности. В связи с этим в диссертации используется обширный изобразительный материал, на фоне которого особое внимание уделяется скульптурным навершиям коновязей в виде наездника на льве.

Народное искусство Китая, рассматриваемое в комплексе с декоративно-прикладным искусством, лишь недавно стало предметом научного интереса. Чаще всего оно анализируется при изучении конкретных памятников или привлекается в качестве примеров к основным положениям исследований по отдельным вопросам, касающимся традиций народного искусства. Несомненно, исследования такого плана имеют большое значение, так как кроме введения изобразительного материала в научный оборот в этих публикациях рассматриваются вопросы, касающиеся стилей и хронологии, интерпретируются разнообразные образы и сюжеты. В последнее время появляются публикации, посвященные китайским каменным коновязям как художественному явлению, либо их региональным особенностямсамим памятникам или изучению иконографии сюжетов и образов данной эпохи (Хэй Пин, Фу Сяомин. Сун Цзиньхэ. Чао Лихуа).

Это свидетельствует о всплеске интереса исследователей к художественным проблемам китайских резных коновязей, но при этом можно утверждать, что на данный момент не существует специальной монографии, посвященной искусству изготовления каменных коновязей. Не стали предметом рассмотрения и некоторые сюжеты и сцены, позволяющие дополнить представления об искусстве этого периода. Изобразительный материал данной эпохи также не рассматривался как единое целое.

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости комплексного изучения источников, техники исполнения и художественного решения, применяемых при создании каменных коновязей Китая для выявления особенностей изобразительной традиции эпохи. Для нас первостепенную роль играет задача дальнейшей разработки методов и приемов изучения данного типа памятников.

Объект исследования — искусство создания художественных каменных коновязей в китайском народном искусстве.

Предмет исследования — особенности художественного решения коновязей периодов Мин и Цин, в их неотъемлемой связи с мировоззрением населения региона.

Цель исследования — охарактеризовать своеобразие изобразительной традиции в народной скульптуре эпохи династий Мин и Цин на основе разбора стилистических особенностей и сюжетов, представленных на различных видах памятников народного искусства, в первую очередь, коновязяхпроанализировать предпосылки ее возникновения, этапы и особенности развития и эволюцию стиля исполнения.

Заявленная цель исследования конкретизируется в следующих научных задачах:

1) выделить основные принципы хронологической атрибутики памятников, созданных в периоды Мин и Цин.

2) охарактеризовать изобразительную традицию времени правления династий Мин и Цин и выявить ее особенности.

3) провести стилистический анализ композиций скульптурных памятников эпохи династий Мин и Цин с целью создания классификации и хронологических групп в рамках изучаемого периода.

4) предложить интерпретацию основных образов и сюжетов изображений на образцах коновязей, основанную на изучаемом материале.

Хронологические рамки исследования.

Хронологически период возникновения искусства создания резных каменных коновязей выявляют на основе косвенных свидетельств, таких как произведения китайской живописи и литературы. Выявить точно время появления рассматриваемой формы народного искусства представляется крайне затруднительным, что обусловило расхождение мнений ученых по данному вопросу.

Некоторые исследователи связывают появление каменных коновязей с имевшими распространение ранее деревянными коновязями, и считают, что каменные коновязи стали создаваться в период правления династии Сун 960−1279), (Ван Лицзы). Другие считают, что каменные коновязи возникли позднее, примерно в эпоху правления династии Юань (тй 1271−1368), (Янь Синьчжи). Временем заката данного ремесла принято считать начало XX века: к этому времени относятся, по мнению ряда исследователей, последние образцы коновязей. Завершающая фаза развития этого самобытного вида народного творчества совпадает. с распадом китайского феодально-хозяйственного общества в конце правления династии Цин (начало XX в.).

Автору настоящей работы наиболее обоснованной представляется точка зрения китайского исследователя Янь Синьчжи, который определяет время расцвета искусства вырезания каменных коновязей с XV до начала XX вв.

Территориальные рамки исследования.

В работе рассматриваются памятники, происходящие преимущественно с земель северных районов течения реки Вэй и южного района Цзинь. Название «северный район бассейна реки Вэй и южный район Цзинь» прочно закрепилось и часто употребляется в трудах по истории китайского искусства.

Географически же выделяются регионы провинций Шаньси и Шэньси, характеризующиеся определенной общностью природных условий. Данная область включает районы, прилегающие к городам Фупин (II Дали (^СИг), Хэян (/и РН), Чэнчэн (ШШ), Ханьчэн (ШШ) и Пучэн (Шйс), находящиеся к северу от реки Вэй в провинции Шэньси, и местности вокруг городов Юнцзи (тШ), Юньчэн (ШШ), Ваньжун (Л^), Вэньси и Синьцзян (ШЩ находящихся в южном районе Цзинь в провинции Шаньси (Хэ Пин, Фу Сяомин). Река Хуанхэ протекает между северным районом бассейна реки Вэй и южным районом Цзинь, выступая «естественной границей» между ними. Перечисленные территории в историко-культурном отношении представляют собой единый регион со сходными памятниками и культурными комплексами. Из сказанного выше следует, что выделение района к северу от бассейна реки Вэй и южного района Цзинь в качестве особого историко-культурного региона оправдано с точки зрения единства физико-географической и историко-культурной среды. Исследовательская работа основывается на материалах, собранных на данной территории.

Методология и методика исследования.

Методологической основой работы является совокупность общеисторических и археологических методов исследования, выбор которых обусловлен характером изучаемых произведений. При анализе и интерпретации изобразительных материалов применяются сравнительно-типологический метод, самым непосредственным образом связанный с поисками аналогий. Это позволяет использовать для истолкования изображений на образцах коновязей широкий круг памятников культуры Китая XV — начала XX века.

Выявлению закономерностей внутренней организации сюжетных композиций способствует структурно-семиотический метод.

Изучая искусство Китая, мы будем опираться на цивилизационный подход и рассматривать шедевры культуры Срединной империи как важную часть мировой культуры. Мы также предпримем попытку сравнить этапы в развития некоторых видов искусства с развитием аналогичных направлений в других странах Востока (История искусства китая, программа курса, казанский государственный университет). Сравнительно-генетический подход позволил определить культурные связи и взаимодействия, которые повлияли на формирование в эпоху династий Мин и Цин своеобразной изобразительной традиции в искусстве Китая.

Кроме того, нами используются такие формальные методы, как описание, классификация и датировка памятников. Графические прорисовки с гравированных изображений на коновязях были получены. в научно-исследовательских лабораториях при музеях провинций Шэньси и Шаньси.

Используемая терминология.

При публикации и описании памятников археологами и учеными нередко применяются искусствоведческие термины. Однако их использование не: всегда корректно: часто различные понятия подменяют друг друга, что ¡-не' только вносит неясность, но и затрудняет понимание аргументации и мыслей/ излагаемых авторами. Следует отметить, что в некоторых работахархеологического характера предпринимались довольно удачные попытки устранить терминологические несоответствия (Шер Я. А. Пяткин Б. Н., Мартынов А. И.). Тем не менее нам представляется целесообразным, обозначить основные термины, используемые при анализе изобразительного материала в данной работе.

Под образом понимаются конкретные изображения, неоднократно повторяемые и объединенные определенными стилистическими, художественными и иконографическими характеристиками.

Сюжет — это содержание изображения, сцены или группы сцен, объединенных общей темой.

Композиция — при употреблении этого термина подразумевается наличие определенных закономерностей в распределении фигур, их визуально фиксируемое расположение в изобразительном пространстве, а также взаимосвязь изображенных сцен в оформлении одного памятника или одной изобразительной плоскости.

Сюжетная композиция — зрительная взаимосвязь отдельных фигур или сцен, объединенных единой темой, общим содержанием.

Изобразительная традиция — устоявшаяся система использования изобразительно-выразительных средств, характеризуемая едиными стилистическими и иконографическими особенностями.

Источники.

Для освещения поставленной проблемы использован широкий круг разнообразных памятников изобразительного искусства, находившихся на территориях северного района течения реки Вэй и южного района Цзинь.

По используемому материалу и технике исполнения разбираемые памятники можно разделить на несколько групп.

Первая группа памятников наиболее обширна и включает в себя иероглифы — вырезанные, прочерченные или выбитые изображения в пещерах, на стелах, изваяниях, и т. д. Это чрезвычайно ценный, информативный и крайне важный источник информации по истории и культуре эпохи династий Мин и Цин, изученный, на наш взгляд, недостаточно полно. Часть разбираемого материала была открыта в результате недавних археологических и этнографических экспедиций. Автор участвовал в работе этнографической экспедиции по сбору и изучению памятников народного искусства в южном районе Цзинь под руководством професора Чэнь Юньгана.

В диссертации привлекаются для анализа памятники из музеев города Чэнчэн, Сианьского института изобразительных искусств и Гуаньчжунского этнографического музея провинции Шэньси, а также музея города Юнцзи и музея храма Бяньцюе В собрании этих музеев находится большинство образцов каменных коновязей. Кроме того, некоторые памятники народной скульптуры изучались также по фотографиям и опубликованным графическим иллюстрациям.

Вторая группа памятников, рассматриваемая автором данного исследования, представляет собой памятники резьбы по дереву — такие как резные наличники и обрамления дверей, ширмы и прочее, — а также керамические сосуды с лепными украшениями и другие образцы керамики.

Следует отметить, что именно с территорий северного района бассейна реки Вэй и южного района Цзинь происходит большая часть сохранившихся до наших дней резных каменных архитектурных деталей. Их ценность для данного исследования заключается в том, что на многих из них сохранились изображения — это, как правило, одиночные человеческие фигуры. Изучение их проблематично в силу того обстоятельства, что данные изображения сильно фрагментированы. Этот тип памятников изучался исключительно по зарисовкам, полученным из различных публикаций (Ян Бода. Цзинь Вэйно. Фу Синянь).

Памятники третьей группы представляют собой скульптурные изображения льва — образа, наиболее часто встречающегося во всех видах китайского искусства. Образ льва в китайской скульптуре, как и в культуре в целом, был наделен особым, сакральным смыслом, связанным с религиозными воззрениями и народными верованиями. На территории провинций Шэньси и Шаньси сохранились многочисленные памятники скульптуры с изображением льва (таковы каменные львы для привязывания маленьких детейстатуи, символизирующие достаток семьи и др.). Для описания произведений этой группы автор работы пользовался ранее опубликованными зарисовками с этих памятников (Сюй Хуачэн, Янь Гучэн. Го Чинфэн).

В подтверждение широкого распространения определенных сюжетов и образов в искусстве северного района бассейна реки Вэй и южного района Цзинь нами разбираются сходные изображения, встречающиеся в памятниках искусства регионов, сопредельных с вышеуказанной территорией: это средний район Цзинь и район Гуаньчжун (^ Ф). Речь идет о скульптурах и изображениях, встречающихся в росписях гробниц в городе Сяньян (^Ш) провинции Шэньси, о произведениях из буддийских храмов-пещер провинции Шаньси, а также о статуях воинов и лошадей из раскопок «терракотовой армии» императора Цинь Шихуанди. Графические изображение и фотографии данных памятников взяты из многочисленных публикаций (Чжу Гожун. Линь Тунянь. Ли Цзэхоу. Фу Синянь).

Наряду с изобразительным материалом также анализируются фольклорные источники, а именно эпические сказания народов провинции Шаньси и Шэньси. Попутно проводится сравнительное сопоставление отдельных сцен с отрывками эпических текстов. Нами используются в работе и письменные источники эпохи — трактаты и сочинения авторов периода правления династий Мин и Цин, сведения по этнографии и различные г г религиозные буддийские тексты и изображения.

Научная новизна исследования.

1. Нами был проведен сравнительный анализ сюжетов и образов, встречающихся в композициях на коновязях не только эпохи династий Мин и Цин, но и более позднего времени, что дало возможность проследить развитие народных верований и фольклора, существовавшего в эти исторические периоды на территории провинций Шэньси и Шаньси;

2. В научный оборот были введены многочисленные памятники скульптуры, составляющие весьма значительный комплекс произведений народного искусства времен династий Мин и Цин. В частности, это каменные кормушки, каменные ступени для посадки на коня (обнаруженные в результате деятельности этнографических экспедиций, в которых участвовал и автор работы). Этим не только дополнена источниковедческая база, но и расширено представление о местных особенностях изобразительной традиции эпохи династии Мин и Цин;

3. При работе с неизученными ранее памятниками, происходящими из указанных ареалов, была использована цифровая и компьютерная техника. Это способствует более точной хронологии и семантической интерпретации изучаемой скульптуры и гравированных изображений;

4. Нами охарактеризована изобразительная традиция эпох, предшествующих изучаемым в данной работе периодам (династия Тан Ж 618−907 г., династия Сун 917−1279 г. и др.), и выделены региональные вариации стилей;

5. Была предложена новая интерпретация отдельных сюжетов и образов, которым ранее уделялось мало внимания в научной литературе. Речь идет, в частности, об образе ребенка, сидящего верхом на быке, и о сюжете «заяц, отбивающийся от орла».

Практическая значимость работы.

Материалы диссертации представляют определенный интерес для изучения народного искусства Китая эпохи династий Мин и Цин. Они могут быть использованы при подготовке обобщающих работ, программ и учебных курсов по археологии и истории искусства, а также в исследованиях, посвященных отдельным аспектам художественной культуры Китая XVIIначала XX веков. Методика работы с иероглифами, апробированная на каменных коновязях, может быть применена при копировании тончайших гравированных изображений, выполненных из различных материалов.

Апробация результатов исследования.

Результаты данного исследования были представлены на следующих конференциях и выставках: Межвузовской научной конференции.

Санкт-Петербург, 2008 г.), на двух всекитайских конференциях -«Художественные трибуны западного Китая» (город Сиань, Китай, 2006 г.) и «Путь современной русской живописи» (город Шанхай, Китай, 2007 г.), а также на «Первой Русско-Китайской художественной выставке» (Санкт-Петербург, 2007 г.) и в рамках двух всекитайских выставок -«Всекитайская художественная выставка» (город Пекин, Китай, 2004 г.).

Были опубликованы две статьи в «Вестнике СПбГПУ им. Герцена» (Санкт-Петербург, 2008) — в журналах «Скульптура» (Пекин, Китай, 2004), «Вестнике Сианьского института изобразительного искусства» (Сиань, Китай, 2008 г.), в «Культурно-художественной газете» (Сиань, Китай, 2003 г.), в издании «Китайские ученые за границей» (Пекин, Китай, 2008 г.) и в «Художественное образование: содержание и методы обучения: сб. науч. тр. «(Санкт-Петербург, 2008).

Структура исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения (140 страниц основного текста), библиографического списка литературы, включающего 75 наименований на русском и ИЗ наименований на китайском и английском языках, и списка из 116 иллюстраций. Диссертация дополнена приложением в виде иллюстративного материала. Общий объем диссертации (основного текста и приложений) — 246 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изобразительное искусство — бесценное наследие прошлого, свидетельствующее о культуре, мировосприятии и верованиях людей минувших эпох. Не всегда тот или иной памятник можно уверенно связать с конкретной местной культурой. Заимствования изобразительной традиции зачастую стирают границы между культурами соседствующих этносов, поэтому, рассматривая образцы китайских коновязей, в частности, происходящие из северного района бассейна реки Вэй и южного района Цзинь периода династий Мин и Цин, мы должны учитывать взаимодействие локальной народной культуры с искусством сопредельных территорий.

Автором была проведена большая исследовательская работа, связанная с изучением памятников каменной, терракотовой и деревянной скульптуры, происходящих из провинций Шэньси и Шаньси, а также таких типов памятников народной скульптуры, как каменные фигуры львов для охраны здоровья ребенка, скульптуры львов, которые должны были оберегать дом от несчастий, и т. д. Все это позволило получить более полное представление об особенностях искусства Китая XVII — начала XX века, о развитии стилей и художественных направлений этого времени. Каменные коновязи, монументальное и декоративно-прикладное искусство, торевтика характеризуют в этот период изобразительное искусство избранного нами региона. Наименее изученными среди них являются памятники народной каменной скульптуры, которым в данной работе и отведено центральное место. Проведенный анализ образцов каменных коновязей позволил более полно охарактеризовать развитие изобразительной традиции эпохи династий Мин и Цин, выявить ее местные стилистические и иконографические особенности, уточнить вопросы хронологии и, наконец, прийти к следующим основным выводам:

1. Анализ различных изобразительных источников позволяет выделить основные критерии атрибуции памятников изобразительного искусства эпохи династий Мин и Цин: выявить стиль их исполнения, популярные сюжеты и образы. При этом образы, представленные на данных памятниках, несут символическое значение, уходящее корнями в народную культуру.

Многочисленные детали в изображениях на коновязях позволяют получить представление о внешнем облике и одежде людей прошлого, о стилях декорирования определенного исторического периода. Способствуя определению времени создания изображений, детали также дают возможность узнать о типах одежды и причесок, об использовании некоторых видов музыкальных инструментов и т. д.

Анализ техники создания каменных коновязей в данный исторический период опровергает весьма распространенное мнение об исключительном преобладании в это время техник резьбы и гравировки. Каменные коновязи демонстрируют наряду с резными изображениями выбитые и шлифованные. В связи с широким распространением в искусстве династий Мин и Цин техники гравировки представляется перспективным изготовление прорисовок изображений по цифровым фотографиям при сильном увеличении. Анализ каменных изображений львов в провинциях Шэньси и Шаньси позволил говорить о больших возможностях применения данного метода, поскольку он позволяет выявить многие важные элементы изображений, невидимые невооруженным глазом.

2. В народном искусстве региона северной части бассейна реки Вэй и южного района Цзинь в эпоху династии Мин и Цин сформировалась своеобразная традиция. Особенности прикладного искусства, в том числе резьбы по камню, стиль изображений обусловлены общей культурной обстановкой и мировоззрениями данного периода.

3. Анализ стилистических элементов позволяет выделить и охарактеризовать несколько вариантов изобразительной традиции эпохи династии Мин и Цин в районе севернее бассейна реки Вэй и южном районе Цзинь.

Один из вариантов изобразительной традиции представлен динамичными изображениями, выполненными в классической для Минского и Цинского времени манере и вдохновленными, вероятно, памятниками культуры эпох Хань и Тан. Второй вариант демонстрируется каменными скульптурами львов провинций Шэньси и Шаньси. В формирование этого стиля резьбы «внесло вклад» как пришлое население, являвшееся носителем и нородной культуры, так и местные народности, что предопределило сочетание в разобранных нами изображениях различных стилистических элементов. Самостоятельную группу, отражающую один из этапов формирования нового стиля в условиях сосуществования различных культурных традиций, составляют высеченные в камне изображения львов на территории Шаньси и Шэньси. Еще один вариант образуют каменные фигуры львов, демонстрирующие влияние народного искусства, особенно ярко проявившееся в изображении некоторых статичных фигур.

4. Каменные коновязи отразили основные традиции периода, связанные как с повседневной жизнью, так и с ритуальными действиями. Проанализированные образы и сюжеты изобразительного народного искусства избранного региона в данные эпохи демонстрируют следующее: в памятниках преобладают изображения человека, в том числе и верхом, и отдельных фигур животных. Во всех случаях это является не просто выражением художественной фантазии, но и несет символическую нагрузку. Так, образ человека верхом на льве или слоне является неповторимым мотивом, созданным мастерами южного района Цзинь и северного района бассейна реки Вэй на основе собственного жизненного опыта. Это является отражением своеобразных представлений и народных обычаев, возникших в отдельной местности. Эти изображения возвеличивают человек, утверждая его способность управлять животными и даже силами природы, вершить свою судьбуони выражают новые для Китая свободолюбивые идеи.

Заметное место отводилось в резьбе на коновязях изображениям плодов и цветов, символизирующих богатый урожай. Оформление наверший коновязей в виде плодов получает в этот период широкое распространение. В этом выразилась надежда китайских сельских жителей на благополучие и безбедную жизнь.

Пользовались популярностью и изображения различных животных, прежде всего львов, обезьян, лошадей, быков. Образы львов были распространены в изобразительном искусстве предшествующих эпох: данный мотив появляется еще при династиях Хань и Тан и имеет широкий ареал распространения. Обычно в каменных изображениях льва мы видим богато украшенную декоративными деталями фигуру сидящего животного, грозного, но вместе с тем благородного и милостивого. Такой образ зафиксирован как в письменных, так и в изобразительных источниках. Сохраняется он и в искусстве времен династий Мин и Цин — именно к этому периоду относят наиболее поздние в хронологическом отношении сцены со львом, известные по образцам каменных коновязей. В эпоху Мин и Цин данные сюжеты обогатились новым смыслом и композиционными решениями.

Широкое распространение получили и композиции с изображением обезьяны верхом на лошади (ЦА1МШ), что означает скорые успехи в карьере и получение чинов. Появляются примеры одиночного изображения обезьяны, в частности, орнамент «обезьяна, поедающая персик» символизировал долголетие.

Таким образом, анализ сюжетов и композиций, представленных на различных типах китайских каменных коновязей, позволяет полнее охарактеризовать искусство эпохи династий Мин и Цин, основные его темы и образы, обусловленные мировоззрением местного населения. Окончание эпохи правления династии Цин связано с изменением политической и экономической ситуации в регионе и формированием новой культуры. Каменные коновязи выходят из употребления, и их перестают создавать.

Искусство создания каменных коновязей является своеобразной региональной формой искусства, существовавшей в южном районе Цзинь и в северном районе бассейна реки Вэй (западный район Китая) с конца правления династии Мин до заката династии Цин (примерно с XVI до начала XX века). Кроме функции привязывания животных, каменные коновязи имели и другое предназначение: они служили для устрашения злых сил, украшения придомовой территории и символического пожелания хозяевам дома всех благ. Скульптуры на навершиях коновязей, созданные с применением разнообразных приемов, технически объединяют в себе метод высекания, рельефа и резьбы. Они дают нам обширный и очень ценный материал для изучения народного искусства Китая в период правления династий Мин и Цин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. На русском языке
  2. Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, Наука. 1989. 272 с. 55 т.э.
  3. АркинД. Е. Образы скульптуры. М. JL: Изд. Искусство, 1961. 186 с.
  4. С. В. Древние культуры Северо-Восточного Китая: Неолит Южной Маньчжурии. Новосибирск, СО РАН. 2007.165 с.
  5. Е. А. Архитектура Китая. Очерки. М., Госстройиздат. 1959. 367 с.
  6. И. Г. Верования и обычаи китайцев / Сост. К. М. Тертицкий. М., Муравей-Гайд. 1999. 302 с.
  7. О. Н. Надельная система в Китае и Японии в III—VIII вв.: Учебное пособие. Благовещенск, 2001. 116 с.
  8. JI. Е. Под знаком «ветра и потока». Образ жизни художника в Китае III—VI вв. М., Наука. 1982. 221 с.
  9. А. Китайские мифы. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.128 с.
  10. А. А. Императорский Китай в начале XV века (внутренняя политика). М., Наука. 1976. 323 с.
  11. А. А. Удельная система в позднесредневековом Китае: Период Мин, 1368—1644. М., Наука. 1986. 261 с.
  12. А. А. Современные историки КНР о проблемах феодализма в Китае. М., ИВ РАН. 1998. 137 с.
  13. Л. Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX—XX вв.еков. Лян Цичао: теория обновления народа. М., В Л. 2001. 285 с.
  14. М. И. Экологическая культура Китая: традиции философского осмысления и поиск современных решений. Дисс. к. филос. н. Улан-Удэ, 2003.
  15. ВерченкоА. Л. Китайские народные праздники. М., Леном. 2002. 95 с.
  16. Н. А., Николаева Н. С. Искусство стран Дальнего Востока. М., Искусство. 1979. 372 с.
  17. Т. И. Китайский народный театр на китайской народной картине (театральные няньхуа как источник изучения традиционной культуры Китая). СПб, АКД. 2000.
  18. . Б. Китайские благопожелательные орнаменты. М., Гермитаж-Пресс. 2006.
  19. Габриэле Фар-бекер. Искусство восточной Азии. Tandem Verlag, Gmbh, 2006. 740 с.
  20. О. H., Денике Б. 77. Краткая история искусства Китая. М.-Л., Искусство. 1948. 211 с.
  21. В. Ц. Этнические процессы и этническая политика в государстве Северное Вэй (IV—VI вв. н. э.). Автореф.дисс.. к.и.н. М., МГУ. 1991.
  22. О. А. Орел и змея в сиволике туркмен // У истоков цивилизации. М: ТО «Старый Сад», 2004. — С. 271−296.
  23. К. И. Символический орнамент на керамике Древнего Китая: (образы и символы рисованного календаря). М., ИВ РАН. 2007. 127 с.
  24. В. Лошадь в традиционной практике тувинцев кочевников Кызыл: Тув ИКОПР СО РАН, 2003. 184с.
  25. . Г. Китай XVII—XIII вв.. Проблемы историографии и источниковедения. Учебное пособие. Л., ЛГУ. 1988. 177 с.
  26. И. М., Неронова В. Д., Свеницкая И. С. История древнего мира, том 1. Ранняя древность. (Сборник) Издательство: М., Наука, 1983. -430 с.
  27. Е. Скульптура. Серия: История искусства для детей. М.: Росмэн, 2002.127 с.
  28. М. Е. Мировоззренческий комплекс в культуре китайского простонародного буддизма (по материалам письменных памятников IV—VI вв.). Докт. дисс. СПб, 1993.
  29. В. В. Мифы древнего Китая. М., Астрель-АСТ. 2003. 495 с.
  30. Завадская-Байчжи Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., Искусство. 1975. 439 с.
  31. Д. Ю. Китайские монеты династии Мин (1368—1644 гг.): справочное пособие. М., 2006. 45 с.
  32. Д. Ю. Китайские монеты династии Цин (1644—1911 гг.): справочное пособие. М., 2004. 36 с.
  33. А. А. Народ ва: история, традиционная культура и ее модификации в современном Китае. Дисс. к.и.н. М., 2007.
  34. С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX начала XX в. (сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости). Т.22. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1954.
  35. История искусства китая, программа курса, казанский государственный университет востоковедения кафедра истории и культуры востока, Казань 2009
  36. В. Н. Кречетова М. Н. Культура и искусство средневекового Китая. Путеводитель по выставке. Л&bdquo- 1939. 40 с.
  37. О. Тайны Вселенной Дао. М.: Наука, 2006. 384 с.
  38. А. И. Философия китайского неоконфуцианства (Серия «История восточной философии»). М., 2002. 608 с.
  39. С. А., Кулагин А. А., Кривошеева Н. А. Очерки истории китайской архитектуры: Учебное пособие. Новосибирск, Наука. 2007. 139 с.
  40. М. Е. История искусства Китая. Москва- Санкт-Петербург- Краснодар. Серия: Мировая художественная культура, 2004. 960 с.
  41. В. А. Эстетическая мысль Древнего Китая. (VI в. до н. э. — II в. н. э.). Автореф. канд. дисс. М., ИФ. 1963.
  42. М. В. Формы социальной организации древних китайцев. М., Наука. 1967. 201 с.
  43. М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., Наука. 1979. 327 с.
  44. А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 173 с.
  45. А. Е. Дао и дэ: философия раннего даосизма (Хуанди, Лаоцзы, Чжуанцзы). Докт. дисс. М., 1991.
  46. И. А. Сокровища музея императорского дворца (Гугун). М., 2006. 240 с.
  47. А. Г. Танские хроники о государствах центральной Азии: Тексты и исследования. Новосибирск, Наука. 1989.431 с.
  48. А. А. Ушу: традиции духовного и физического воспитания Китая. М., Молодая гвардия. 1990. 76 с.
  49. Л. С. Гигантская каменная «скульптура» западного Алтая. // Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии. Барнаул: Изд-во Алт, 2007, С. 43 46.
  50. А. С. Конфуцианство. Этапы развития. Серия: Мир Востока, СПб: Востоковедение, 2006. -352 с.
  51. Г. В. К истории освоения Цинской империей периферии Северо-Восточного Китая (1583—1689 гг.). Автореф.дисс.. к.и.н. М., ИНА. 1968.
  52. М. А. Китайские ювелирные украшения периода Цин (XVII начала XX веков). История, семантика, эстетика. М., Спутник. 1999. 262 с.
  53. М. А. Цинский стиль в китайском художественном металле и эмалях периода трех великих правлений (1662−1795): традиция и новации, Диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения 11.10.2010
  54. Нимбрук ЛДаосизм за 90 минут. Серия: Просто о сложном. М.: ACT, 2006. 96 с.
  55. Н. В. Декоративная отделка скульптур и художественных изделий из металла. М.: Изобраз. Искусство, 1989. 208 с.
  56. Пан Т. А. Маньчжурские письменные памятники по истории и культуре империи Цин XVII—XVIII вв. СПб, ПВ. 2006. 228 с.
  57. Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. Пер. с кит., вступит, ст. и коммент. М., 1967.
  58. Л. Е. Древний Китай. Формирование культурной традиции. М., ВГИК. 2006. 191 с.
  59. Е. Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая: Проблемы идеологии. М., Наука. 1991. 218 с.
  60. Т. А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура XX в. (Серия «Культура народов Востока. Материалы и исследования»), М., Наука. 1987. 262 с.
  61. В. М. Краткий словарь символов. М.: Эксом, 2005. 272 с.
  62. К. Ф. Эстетический феномен китайской живописи // Возвращение будды. Памятники культуры из музеев Китая. СПб, 2007. С. 3−105.
  63. В. А. Земля в сердце Азии. Финляндия, 1995.137 с.
  64. В. Я. Китай: страницы прошлого. Серия: Популярная историческая библиотека. М.: Русич. 2003. 464 с.
  65. Г. Я. Источниковедение древней истории Китая. JL, Изд-во ЛГУ. 1987. 183 с.
  66. В. С. Современная материальная культура китайцев в Маньчжурии, ее истоки и развитие. Автореф. дисс.. д.и.н. Л., 1973.
  67. А. И. Количественный анализ элементов структуры древней версии «Бамбуковых анналов». // Материалы студенческой научнойконференции ИПВ. Вып. 3. М., 2005.
  68. Терентъев-Катанский А. П. Мифологические животные древнего Китая. СПб, ФормаТ. 2004. 224 с.
  69. Г. А. Культура китая от, А до Я. Серия: Мировая культура, М.: АСТ, Восток-Запад, 2008. 352 с.
  70. Е. А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. М.: Лань, 2006. 448 с.
  71. М. Ф. Структурный анализ китайских иероглифических знаков. Автореф. дисс.. к. филол. н. Л., ЛГУ. 1967.
  72. Т. И. Китайские боги и мифы. // Древние культуры. М.: Арт-Родник, — 2003. — 211 с.
  73. Т. А. Образование в духовной культуре Китая: Философско-антропологический аспект. Дисс. к. филос. н. Чита, 2005.
  74. Народные каменные коновязи в провинции Шэньси // Сборник о художественной традиции области Гуанчжун). Шэньси: Изд. Санцинь, 2003. -С. 38−45.
  75. ЦШЖ (Ш^айГ^Ш)). (Вэн Ляньси. Королевские гравюры династии
  76. Цин). Пекин: Классика, 2001. -290 с. 91. «ЙШ^ШЁШЙЕ^И», ((ХШ .(ГайШаньлинъ. Рисунки на породе в области Инынань Ланшань в провинции Внутренняя Монголия // Культурные ценности). Пекин, — 1980. № 6. — С. 73 — 82.
  77. ШЗШЦШ^Ш, (ЗСИ^т. (Гш Минъшэн. Источник и изображение каменой коновязи на севере от бассейна реки Вэй // Культурно-художественная газета). Шэньси, — 1999. № 10.93. ?и^Ьж ((ИФЖ Й)). (Гао Шицзун. Хуанди Сувзнь). Период династии Ци. -1689г. н.э. -78 с.
  78. ШФ <�ШЬ*Ш6№|нШР>>, «II)). (Го Чинфэн. Народные каменные львы в районе к северу провинции Шэньси // Скульптура. Пекин, -2004. № 10.-С. 46−47.
  79. ШЖ%,. (Да Чунгуан. Художественные сборники // Китайские древние художественные сборники). Пекин: Изд. Классика, 1957. — № 12. — 204 с.
  80. ШТЬШ ШШ-^ФВШ^» ШШ". (Дун Найцян. Скульптура и китайская философия // Скульптура). Пекин, — 2005. № 1. — С. 14−16.99. ((Ф. (Е Лан. Китайская эстетическая история). -Тайвань. 1996. -244 с.
  81. ЗДЗ^ «ф^Ш». (Ли Ши Чжэнъ. Бэнь Цао Ган Му). Период династии Мин. — 1578 г. н. э. — 183 с. 108.jtU «Ф. (Ли Юнъхэ. Анализ китайского классического архитектурного принципа проекта). Гонконг: Изд. Саньлянь, 1982.-260 с.
  82. Ежемесячник китайской культурной ценности). Пекин, 2002. — № 8. — С. 23−29.114. тш^т^ммшш)), .
  83. Ц/.ЫЁ i-i-t--Л-. (Мо Сяое. В
  84. Чжао Ли, Шан Ган. Китайская художественная короткая история династия Вудай до Сун-Юань). Пекин: Наука, 2004. — 881 с.
  85. ШФШ^ Ш^Ш „ФШШ^г^“. (СюйХуачэн, ЯнъГучэн. Китайское левское искусство). Пекин: Изд. Искусство, -1991.-240 с.
  86. ШШ&ШШ • (Сюн Мэнсян. Си Цзинь Чжи Ди И). Период династии Юань. 1346 г. н. э. — 136 с. 131.. (Тао Липанъ. Общая народная традициальная концепция). Пекин: Изд. Столица, 1987. — 239 с. 132. mw {^шшх^т-кттшшш.)), штшш. слшь
  87. Просвещение, 1987. — 216 с. 135. igt ШШй». (У Чэнэнъ. Путешествие на Запад). Период династии Мин, — 580 с.
  88. Ш1ЕШШ, Ш «ФШФ^КН^». (Фэй Чжэнцзин, Чжан Цянъган перев. Цзяньцяо китайская история. Шанхай: наука, 1992. -645с.
  89. Mi—^. (Хуан Жэньюй. При императоре Ваньли в 15-х династии Мин). Тайван: Чужнхуа Шуцзюй, — 1982. — 249 с.
  90. Jffc^ ffifWS^OTi". (Хуан Жэньюй. Современный китайский путь). Тайван: Чужнхуа Шуцзюй, — 1994. — 280 с. 148. шш ((шшшшшт-тшш)), i-хшшт. (хэ
  91. Ханънань. Нашли кладбище династии Тан в Сиань на восточном районе в кладбище Ван // Пособие культурной ценности). Пекин, — 1955. — № 9. -С. 72−85.
  92. ЩЩ, ((^Ф&ЦШ^Я)) .(ХэйПин, ФуСяомин. Китайское искусство каменных коновязей). Пекин: Изд. Искусство, — 2003. — 126 с.
  93. ЩЩ1. (Цао Цзюйжэнъ. Китайский научный мышленый сборник). Пекин: Наука, 1986, — 165 с. 151. ш^ъ «Ф. Щ ^ Ш И X? Ш ». (Цинъ Линюнъ. Народный художественно-политехнический источник). Пекин: Изд. Просвещение, 1960. -238 с.
  94. Щ.Щ <("ё"4*Ш) • (Цуй Пао. Гуцзинь Чжу). Период династии Цзинь. -238 с.157. ШЖ> ШШЁ. ХЮ • (Цянь Шаоу.
  95. Реверсия-новаторство. // Сборник Цянь шаоу). Пекин: Знание, 2000. С. 162 -168.158. ((Ф. (Чан Жэнъся. Китайское классическое искусство). Шанхай: Наука, 1954. — 183 с.
  96. ШШЖ^". (Чан Цин. Буддизм). Чэнду: Наука, — 1996. — 380 с. 160. «ШЬШвгаи--&ЦШ), СИ». (Чао Jluxya. Народнаярезьба по камню на севере от бассейна реки Вэй // Скульптура). Пекин, 1996. -№ 1.-С. 34−35.
  97. ШШ— ШЯ^ЗСЩ. (Чжан Даои. Китайскай благоприятная культура // Художественное сборник). Пекин: Искусство, 2002. -№ 10.-С. 4−12.162. ((Ф Ш й И ^)). (Чжан Даои. Китайское народное художество). Шаньдун: Изд. Просвещение, — 1998. — 420 с.
  98. Ш^Ш «Ф. (Чжан Инхан. Китайская традиционная культурная концепция). Шанхай: Изд. Памятник культуры, 2000. — 339 с. 164. &-.1&-Ш. (Чжан Кайчжи, Ши Нянъхай. Шэньсиская всеобщая история). Шэньси: Изд. Просвещение, 1988.-461 с.
  99. Ш. ШШ, Ш4Ь1Ш> .(ЧжанЦзядин.Кшетът коновязь // Северно-западное художество). Шэньси, 1993. — № 6. — С. 43−45.
  100. ШЙЖС Psj^hil^)). (Чжан Шифу. Народная психология). Шаньдун: Наука, -1996. -362 с.
  101. ЩШ. {ТЪ^Х^ШШЖ)). (Чэн Чжан. Анализ каменного лева династии Юанй). Пекин: Изд. Памятник культуры, 1998. — 214 с. 171. шш, m^xm. чжэн.
  102. Изходность Шэньсиского народного художества // Хужожественные собрании). Пекин, 2002. — № 10. — С. 40−45.
  103. ШШ> Ц{(Л+ЛW5M)). (Чэн Чжэн, ЛиХуэй. Каменный барельеф в гробницах 18-х императоров Танской династии). Шэньси: Изд. искусство, -1988.-181 с.
  104. I, {^ШЪШт.(ЧэнъЮнъган. Ценность районого культура. // Области Гуаньчжун сборник о художествнной традиции). Шэньси: Изд. Санцинь, 2003. — С. 34 — 38.
  105. ШШШШЙШвШЖ), „#-?“ .(В столица династии Цинь Сяньян анализ развалины. // Археология). Пекин: 1962. № 6. С. 64−71.177. ((ф. (Щи Чжунвэнъ. Китайская искусственная история). Хэйбэй: Изд. Просвещение, 1995. 644 с.
  106. ЗЁШ 1ШШШ1). (Ши Ю. Цицзю Пянь). Период династии западный Хань. 82 с. 179. йМФ ((ФШ'Й'^Ш^^И». (Юй Цзяньхуа. Китайские древние художественные сборник). Пекин: Изд. Просвещение, 2003. 189 с.
  107. Arthur Cotterell. Eyewitness book on ancient China. Singapore, 1994. 354 p.
  108. Bill Cooke. The art of the horse in Chinese history // Imperial China, Korea. -2000. P. 143−169.
  109. King P. In the Chinese Customs service. London. 1974. 185 p.
  110. Powell J. B. My twenty-five years in China. New York. 1965. 383 p.
  111. PanofokyE. Renaissance and Renaiscentes in western art. Stockholm. 1960.
  112. Robot F. Step into the world of ancient China. U K, 2005. 218 p.
  113. Ил. 1. План Северного района от бассейна реки Вэй в провинции Шэньси и Южного района Цзинь в провинции Шаньси.
  114. Ил. 2. Ворота музея Сианьского института изобразительных искусств.
  115. Ил. 3−4. Изображение человека, сидящего на спине льва- конец династии Мин, 16−17 век- окрестности уезда Дали- в музее Сианьского института изобразительных искусств- 1.(рис). 2.(фото).
  116. Ил. 5. Изображение сидящего льва с львенком- среднии династии Цин. 18 -19 век- уезд Пучэн- в музее Сианьского института изобразительных искусств- Известнияк. 1. (рис) — 2. (фото).
  117. Ил. 6. Изображение льва- конец династии Мин. 16−17 век- в музее Сианьского института изобразительных искусств. 1, 2 песчаник- 3, 4 -известняк.
  118. Ил. 7. Изображение обезьян- начало династии Цин, 17−18 век- окрестности г. Сиань- в музее Сианьского института изобразительных искусств- песчаник.
  119. Ил. 8−10. Изображение человека, сидящего на спине льва- династии Цин. 17−19 век- в музее Сианьского института изобразительных искусств- песчаник.
  120. Ил. 11 13. Изображение льва- династия Цин. 17−19 век- в музее Сианьского института изобразительных искусств.
  121. Ил. 14. Изображение человека, сидящего на спине льва- конец династии Мин, 16−17 век- окрестности уезда Чэнчэн- в музее Сианьского института изобразительных искусств- известняк.
  122. Ил. 15. Изображение сидящего человека, держащего в руках горлянку- окрестности уезда Дали- в музее Сианьского института изобразительных искусств- известняк.
  123. Ил. 16. Изображение льва- династия Цин. 18−19 век- окрестности уезда
  124. Пучэн- в музее Сианьского института изобразительных искусств- известняк.
  125. Ил. 17. Изображение сидящего человека- конец династии Мин, 16−17 век- уезд Пучэн- в музее Сианьского института изобразительных искусств- песчаник.
  126. Ил. 18. Изображение льва- в музее Сианьского института изобразительных искусств.1, 2. Песчаник- конец династии Мин. 16−17 век- окрестности уезда Пучэн.3, 4. Известняк- династия Цин. 18−19 век- г. Сиань.
  127. Ил. 19. Изображение льва- в музее Сианьского института изобразительных искусств.1, 2. Известняк- династии Цин, 18−19 век- 3, 4 известняк, окрестности уезда Пучэн- начало династии Цин. 17−18 век.
  128. Ил. 20. Изображение льва- в музее Сианьского института изобразительных искусств.1,3. Известняк- конец династии Цин. 19−20 век- 2, 4. песчаник.
  129. Ил. 21. Изображение льва- окрестности уезда Хайян в музее Сианьского института изобразительных искусств.1,2. песчаник 3,4. известняк.
  130. Ил. 22А. Изображения на коновязях из музея Сианьского института изобразительных искусств.
  131. Изображение зайца- известняк.
  132. Изображение цветов- известняк.
  133. Ил. 22 Б. Изображения на коновязях из музея Сианьского института изобразительных искусств-
  134. Изображение кники- известняк.
  135. Изображение цветов с птицы- известняк.
  136. Изображение граната- известняк.
  137. Ил. 23. Изображение льва из музея Сианьского института изобразительныхискусств.
  138. Песчаник- начало династии Цин. 17−18 век- окрестности уезда Дали.
  139. Известняк- династии Цин. 18−19 век- окрестности уезда Хайян.
  140. Ил. 24. Изображение человека, сидящего на спине льва- династия Цин. 1819 век- уезд Пучэн- в музее Сианьского института изобразительных искусств- известняк.
  141. Ил. 25А. Изображение человека, сидящего на спине слона- династия Цин, 18 19 век- уезд Фупин- в музее Сианьского института изобразительных искусств- известняк.
  142. Ил. 25Б. Изображение человека, сидящего на спине слона- династия Цин, 18 19 век- уезд Фупин- в музее Сианьского института изобразительных искусств- известняк.
  143. Ил. 26. Изображение льва- в музее Сианьского института изобразительных искусств.1,2. Песчаник- 3, 4. Известняк.
  144. Ил. 27. Изображение человека, сидящего на спине льва- начало династии Цин. 17−18 век- в музее Сианьского института изобразительных искусств- известняк.
  145. Ил. 28. Изображение льва- династии Цин. 18−19 век- окрестности уезда Пучэн- в музее Сианьского института изобразительных искусств- известняк.
  146. Ил. 29. Изображение льва, с надписью «династия Цин Дао Гуан 27 декабря 24 год» WaZI") (1844г. н. э.). окрестностиуезда Пучэн- в музее Сианьского института изобразительных искусств- известняк.
  147. Ил. 30. Изображение человека, сидящего на спине льва- в музее Сианьского института изобразительных искусств- известняк.
  148. Ил. 31. Изображение сидящей обезьяны с обезьянкой- конец династии Мин. 16−17 век- в музее Сианьского института изобразительных искусств- известняк.
  149. Ил. 32. Изображение человека, сидящего на спине льва- конец династии Мин. 16−17 век- в музее Сианьского института изобразительных искусств- песчаник.
  150. Ил. 33. Изображение человека, сидящего на спине льва- начало династии Цин. 17−18 век- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун" — известняк.1. рис- 2. фото.
  151. Ил. 34. Изображение льва- конец династии Цин. 19−20век- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун" — известняк.1. рис- 2. фото.
  152. Ил. 35. Изображение льва с львенком- конец династии Цин. 19−20 век- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун" — известняк.
  153. Ил. 36. Изображение льва- начало династии Цин. 17−18 век- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун».1. песчаник- 2. известняк.
  154. Ил. 37. Изображение обезьяны с персиком- начало династии Цин, 17−18 век- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун" — известняк.
  155. Ил. 38. Изображение человека, сидящего на спине льва- династия Цин. 18 -19 век- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун" — песчаник.
  156. Ил. 39. Изображение льва- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун».1, 4. известняк- 2, 3. песчаник.
  157. Ил. 40 41. Изображение обезьяны с персиком- начало династии Цин. 17−18 век- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун" — известняк.
  158. Ил. 42. Изображение льва- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун».
  159. Ил. 43. Изображение человека, сидящего на спине льва- конец династии Цин. 19−20век- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун" — песчаник.
  160. Ил. 44 45. Изображение человека, сидящего на спине льва- конец династии Цин. 19−20век- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун" — известняк.
  161. Ил. 46 47. Изображение человека, сидящего на спине льва- династия Цин- 18−19 век- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун" — известняк.
  162. Ил. 48. Изображение льва- династия Цин, 18 19 век- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун" — известняк.
  163. Ил. 49. Изображение человека, сидящего на спине льва- надпись «СяньФэн 9 лет» («Лй^-А^») (1859г.) династия Цин- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун" — песчаник.
  164. Ил. 50. Изображение человека, сидящего на спине льва- династия Цин. 18 -19 век- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун" — известняк.
  165. Ил. 51. Изображение льва- династия Цин. 18 19 век- в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун" — известняк.
  166. Ил. 52. Изображение персика.1. в Шэньсиском этнографическом музее «Гуаньчжун" — известняк.2. в Чэнчэнском музее- песчаник.
  167. Ил. 53. Изображение обезьяны с персиком- династия Цин, 18−19 век- в Чэнчэнском музее- известняк.1. рис- 2. фото.
  168. Ил. 54. Изображение человека, сидящего на спине льва- династия Цин, 18 -19 век- в Чэнчэнском музее- песчаник.1. рис- 2. фото.
  169. Ил. 55. Изображение льва- династия Цин, 18−19 век- в Чэнчэнском музее- известняк.
  170. Ил. 56. Изображение человека, сидящего на спине льва- начало династии Цин, 17−18 век- в Чэнчэнском музее- песчаник.
  171. Ил. 57. Изображение льва- династия Цин, 17−19 век- в Чэнчэнском музее-песчаник.
  172. Ил. 58. Изображение льва- надпись «династия Цин ЦяньЛон 38 лет» ^ЁН+Л^») (1773г.) — в Чэнчэнском музее- известняк.
  173. Ип. 59. Изображение человека, сидящего на спине льва- начало династии Цин, 17−18 век- в Чэнчэнском музее- песчаник.
  174. Ил. 60. Изображение сидящего человека- конец династии Цин, 19 век- в Чэнчэнском музее- известняк.
  175. Ил. 61. Изображение зайца и орла- начало династии Цин, 17−18 век- в Чэнчэнском музее- известняк.
  176. Ил. 62 Изображение группы обезьян, сидящих на спине лошади- конец династии Цин, 19 век- в Чэнчэнском музее- известняк.
  177. Ил. 63. Изображение человека, держащего в руках музыкальный инструмент и сидящего на спине льва- начало династии Цин, 17−18 век- в Чэнчэнском музее- песчаник.
  178. Ил. 64 66. Изображение человека, сидящего на спине льва- династия Цин, 17−19 век- в Чэнчэнском музее.
  179. Ил. 67. Изображение льва- династия Цин, 18 век- в Юньчэнском музее- известняк.1. рис- 2. фото.
  180. Ил. 68. Изображение тыквы- конец династии Цин, 19 век- в Юньчэнском музее- известняк.1. рис- 2. фото.
  181. Ил. 69 70. Изображение льва- династия Цин, 17−18 век- в Юньчэнском музее- Песчаник.
  182. Ил. 71. Изображение человека, сидящего на спине льва- династии Цин, 19 век- в Юньчэнском музее- чёрная яшма.
  183. Ил. 72. Изображение льва- с надписю «Цзяцзин 16 лет» («ШШ (1537г.) — династия Мин- в Юньчэнском музее- гранит.
  184. Ил. 73. Изображение человека, сидящего на спине льва- династия Цин, 18 век- в Юньчэнском музее- известняк.
  185. Ил. 74. Изображение льва- конец династии Цин, 19 век- в Юньчэнском музее- известняк.
  186. Ил. 75. Изображение льва- династии Мин, надпись «Цзяцзин 16 лет» («Ш) (1537г.) — в музее «Храм Бяньцюе" — гранит.
  187. Ил. 76 А 76 Б. Изображение мальчика, сидящего на спине быка- династия Цин, 19 век- в музее «Храм Бяньцюе" — мрамор.
  188. Ил. 77. Изображение девочки, держащей в руках цветок лотоса- конец династии Цин, 19 век- в музее «Храм Бяньцюе" — известняк.
  189. Ил. 78. Изображение обезьяны с персиком- династия Цин, 18 век- в музее «Храм Бяньцюе" — песчаник.
  190. Ил. 2 Ворота музея Сианьского института изобразительных искусств.1 2
  191. Ил.З. изображение человека, сидящего на спине льва- Конец династии Мин, 16−17 век- Окрестности уезда Дали- в музее Сианьского института изобразительных искусств- Песчаник.1. (рис). 2-(фото).
  192. Ил. 4 изображение человека, сидящий на спине льва- Конце династии Мин. 16−17 век — окрестности уезд Пучэн- в музее Сианьского института изобразительных искусств- Известняк.1. (рис). 2-(фото).
  193. Ил. 5. изображение сидящего льва с львенком- среднии династии Цин. 18 -уезд Пучэн- в музее Сианьского института изобразительных искусств- Известнияк. 1- (рис). 2-(фото).19 век-3 4
  194. Ил. 21 Изображение льва- окрестности уезда Хайян в музее Сианьского института изобразительных искусств.1,2-Песчаник 3, 4 известняк.2
  195. Ил. 22 А Изображения на коновязях из музея Сианьского института изобразительных искусств.
  196. Изображение зайца- известняк.
  197. Изображение цветов- известняк.3
  198. Ил. 22 Б Изображения на коновязях из музея Сианьского института изобразительных искусств.
  199. Изображение кники- известняк.
  200. Изображение цветов с птицы- известняк.
  201. Изображение граната- известняк.3 4
  202. Ил. 23 Изображение льва из музея Сианьекого института изобразительных искусств.1, 3 -дресвяник- начало династии Цин. 17−18 век- окрестности уезда Дали.2, 4 известняк- династии Цин. 18−19 век- окрестности уезда Хайян.
Заполнить форму текущей работой