Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ценностно-функциональное содержание этнической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы выделяем этнокультурную идентичность как, исторически обусловленное свойство этнической культуры. Она может проявляться, с одной стороны, как архаическая, наиболее органичная форма существования человека, которая раскрывается посредством обязательных для этноса признаков, осознается и переживается индивидом как данность и проявляется посредством общих для этнической группы языка и культуры… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 24.00.01 — теория и история культуры Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
  • Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор В.П. Кожевников
  • Саранск
  • Глава I. Теоретико — методологические основы исследования этнической культуры
    • 1. Сущность и функциональные особенности «этнической культуры»
    • 2. Функционально-концептуальные основы этнокультурогенеза в развитии этнической культуры.,
    • 3. Этнокультурная идентичность как историческая необходимость существования этнической культуры
  • Глава II. Базовые ценности этнической культуры
    • 1. Ценностные единицы и традиционные основы этнической культуры
    • 2. Формы бытия этнической культуры

Ценностно-функциональное содержание этнической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В своей работе мы попытались провести теоретический анализ ценностного содержания этнической культуры, раскрывая структурно—ценностные компоненты славянской, французской, японской, скандинавской и др. этнических культур. Наряду с существованием множественных точек зрения о природе этноса, представленных в научных трудах A.B. Дахина, В. П. Кожевникова, В. А. Тишкова, Дж. де Восса и др., мы придерживаемся традиционных основ формирования ценностного содержания этнической культуры.

Сохранение, возрождение и развитие традиционных этнокультурных ценностей является актуальной задачей и составной частью проблемы выживания этноса. Этнокультурное своеобразие сопоставимо с условиями жесточайшей проверки этнокультурных ценностей на их существование. Этнокультурные ценности необходимы людям для удовлетворения их потребностей и интересов. Одной из существенных потребностей человека является собственная принадлежность к чему-либо, будь то социальная группа, конфессия. Среди этих форм идентичности на наш взгляд, культурная идентичность определяется главенствующей и всеобъемлющейона в значительной мере определяет человеческую ментальность, психологию и жизненный уклад в целом. При оценке этнокультурных ценностей, необходимо учитывать роль каждого культурного явления в жизни этноса и то, для удовлетворения какой потребности оно было создано. Знание для чего и когда эта ценность создавалась, выступает необходимым условием преемственности ценностных компонентов этнической культуры.

Современное состояние этнической культуры диктует ярко выраженные предпочтения в области культуры, ибо этнические различия в сегодняшнем обществе наиболее полно и продуктивно выражаются в сфере культурного бытия: это и язык, и традиции, и нормы, и обычаи, и т. д. В связи с актуализацией этнических ценностей в культуре современной жизни заметной становится тенденция рекультурация — возобновление традиций, как тех, которые уже на грани забывания, так и тех, которые нынешнему поколению людей известны только по литературе или в качестве музейных экспонатов. Рекультурация требует изучения многовекового народного опыта, являющегося национальным достоянием. В приобщении к этническому культурному наследию заметно возрастает роль профессиональной культуры игуманитарных наук — театров, музыкальных коллективов, деятелей литературы, музеев, научных работников. Как писал известный этнограф С. А. Арутюнов: «Чем больше потеряна культура, тем больше потребностью реванше"[10]. Следовательно, в обществе пришло осознание, что очень актуально помогать современному человеку, прежде всего молодому поколению, приобщаться к культурному наследию своего прошлого и к культуре других народов. Одновременноналичие процесса реинтерприта-ции этнокультурных ценностей, то есть поиск в сложившихся этнокультурных формах бытия новых смыслов, ассоциаций, эмоциональных впечатлений и их функциональных возможностей. Приводит к необходимости применения ценностно — функционального подхода к изучению этнической культуры. Данное направление, имеет своей целью сохранение и развитие этнокультурной самобытности, способствующей преодолению кризиса идентичности, порожденного глобализацией в сфере культуры, а также востребованности и гармоничного' существования традиционной ценностной цепочки этнокультурной элементов.

Влияние глобализации на этнокультурные ценности очень велико: с одной стороны, происходит детериоризация некоторых установок, правил, принципов, норм, моделей поведенияс другой стороны, формируются универсальные ценности, которые, даже будучи блокированы в статичной среде, находят вспомогательные, косвенные формы для своего развития. Их дальнейшая реализация на более высоком таксономическом уровне становится проблемой глобального масштаба. Таким образом, глобализация способствует выкристаллизовыванию универсальных категорий, формирующих принципы, уклад нового миропорядка.

В связи с тем, что глобализационный процесс имеет двойственную природу разнонаправленных тенденций интеграции и дифференциации. Этим объясняется двунаправленность цивилизационных процессов—развитие тенденций унификации и сохранения этнокультурного своеобразия. Включенность стран в систему сложных взаимоотношений, рост взаимозависимости народов и культур в мире сосуществует с их культурной и социальной суверенностью. В будущем, на наш взгляд, должны быть сформированы новые синтетические формы этнокультурной идентификации или же процесс подавления ценностных предпочтений одного типа культуры другими, посредством развития информационных сетей, экономической интернационализации и других каналов распространения форм и образов жизни, приведет к унификации и ослаблению этнокультурного разнообразия.

Мы разделяем позицию Ж. Пужоля, который в своей работе «Глобализация и самобытность» высказывает следующую мысль о том, что во избежание давления унификации и стандартизации этнокультурных традиций и сведения этнокультурных ценностей к общим ценностям, возможно, путем сохранения самобытных этнокультурных основ. Причем самобытность, как универсальное свойство культуры, предполагает не консервацию традиций, упрощение и примитивизацию культурных форм, но постоянное усложнение, укрепление ядра культуры, вокруг которого наращиваются инновации. Роль самобытности как одного из движущих принципов истории, в жизненном ядре культуры, культурном ядре науки, стержне ее культуры, динамическом принципе развития культуры. Таким образом, заявленная проблема имеет крайне актуальное значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема исследования ценностно — функционального содержания этнической культуры сложна и неоднозначна. Данный феномен имеет сложную структуру традиционно — новационного характера. Концептуальное ядро диссертации выстраивалось на материалах исследований отечественных и зарубежных мыслителей.

В отечественной науке проблема ценностей в культуре анализировалась в философских работах В. В. Василенковой, Г. П. Выжлецова, О. Г. Дробницкого, М. С. Кагана, С. М. Соловьева, JI.H. Столовича, В. П. Тугаринова, А. К. Харчева и др. Изучением традиционных, базисных ценностных компонентов этнической культуры занимаются Г. А. Аванесова, В. Г. Бабакова, Т. Г. Бортикова, Ю. В. Бромлей, Э. В. Быкова, Н. Г. Михайлова, А. М. Сагалаев, Э. В. Соколова, С.П. ТарановаФ. Бродель, М. Монтень, С. Х. Наср и др. Они развивают мысль о целостности и взаимообусловленности многовековых традиционных культурных элементов и их доминирующей роли в современных культурных явлениях.

Основные этнокультурные характеристики, черты и элементы этнической культуры раскрываются в трудах С. А. Арутюнова, П. С. Гуревича, В. П. Кожевникова, A.B. Костиной, А. И. Кравченко, С. Э. Маркаряна, Л. И. Никонова, A.A. Потебни, B.C. Святогоровой, В. А. Тишкова, Г. П. ФедотоваЭ. Канетти, C.B. Лурье, Л. С. Сенгора, А. Я. Флиера, М. Хайдеггера и др. Характеристика духовных ценностных ' элементов культуры дается в философских трудах И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, Г. Лебона. Мифологические истоки этнической культуры прослеживаются в работах С. АверинцеваЯ. Ассмана, А. Бергсона, Дж.Э. Хобсбаума, К. Хюбнера, М. Элиаде, Э. Гелнера. Функции этнической культуры и отдельных ее компонентов (традиций, обычаев, обрядов и т. д.) описывают Ю. М. Лотман, В. Ф. Малиновский, Т. Г. Тавадов, Н. П. Чебоксарова;

Ю.В. Бромлей, Г. Э. фон Грюнебаум, К. Клакхон, К. Леви-Стросс, Я. Накасоне, М. Шелер и др.

К теме этно — и культурогенеза обращались Л. Н. Гумилев, Л. Д. Гудков,.

B.П. Кожевников, Т. Г. Стёфаненко, С. М. Широкогоров, В. А. Шнирельман;

C.B. Лурье, М. Мид, Г. Л. Парсонс, Р. Сеннет, А. Тойнби, и др. Ими были определены фазы развития культуры общества на этнической основе. Этнокультурная специфика общества является важным основанием его идентичности, и ее исторически-адаптационным механизмом, рассматривается в трудах С. А. Арутюнова, В. П. Кожевникова, A.A. СоколовойЖ. де Восса, Э. Гуссерля, Г. Л. Парсонса, Дж. Мида, Л. Романуччи-Росси, Р. Сеннета, А. Я. Флиера, С. Хантингтона, К. Хюбнера.

Роль ценностно-функционального наследия очень велика в создании, воспроизводстве и сохранении форм бытия этнической культуры. Данные формы составляют ее каркас, на который могут наслаиваться заимствования и нововведения. Эти проблемы восприятия этнической культуры нашли отражение в работах Н. И. Бояркина, Ю. М. Лотмана, A.C. Лузгин, E.H. Трубецкого, Г. П. Федотова, Ф. Барта, Г. Э. фон Грюнебаума, М. Шелера и др.

Таким образом, все перечисленные выше параметры дают возможность определить содержание ценностно-функциональных основ этнической культуры.

Объектом диссертационного исследования является этническая культура.

Предмет исследования — выявление ценностно-функционального компонента этнической культуры, обусловливающего уникальность и дополняемость форм ее выражения.

Гипотеза исследования — этническая культура как «архаико-типичный» культурно-философский феномен, содержание которого составляют ценностные компоненты, проявляется в своеобразных формах бытия этнической культуры и определяет ее своеобразие и функционирование.

Цель исследования заключается в раскрытии ценностно-функционального содержания этнической культуры, а также в выявлении своеобразия данного феномена в процессе генезиса.

Реализации поставленной цели способствует решение комплекса взаимо-пересекающихся исследовательских задач: определить структурные компоненты этнической культуры, обуславливающие ее полифункциональный характервыделить концептуальные особенности и описать основные фазы этнокультурогенезараскрыть специфическое содержание этнокультурной идентичности как исторически необходимой стержнеобразующей, регулятивной доминанты этнической культурывыявить этнические константы и роль традиций в системе этнокультурных ценностейопределить сущностные этнокультурные основания форм бытия этнической культуры.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили произведения классиков мировой и отечественной философской мысли, а также труды современных ученых, занимающихся изучением этнокультурных ценностей. Это позволило осуществить исследование избранной темы с учетом достижений имеющихся в различных областях философского знания. Методологическая база работы имеет комплексный характер и представляет собой совокупность аналитических приемов, различных философско-культурологических подходов, конструирующих предмет культурологического изучения:

— аналитический подход позволил рассмотретьфилософские и научные определения этнической культуры;

— ценностный подход дает возможность сформулировать приоритетные жизненные позиции людей как носителей различных культур;

— особенностью структурно—функционального подхода является рассмотрение этнической культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей;

— адаптивно—деятельностный подход реализует понимание этнической культуры как исторически выработанных способов деятельности, благодаря которым обеспечивалась и обеспечивается ее функционально значимое свойство, такое как адаптация различных народов к новым реалиям жизни.

Все это способствовало расширению спектра концептов в интерпретации изучаемого материала, предоставило автору исследования возможность более глубоко осмыслить и раскрыть данную проблему.

Научная новизна работы. Научная новизна исследования состоит в следующем: уточнено содержание понятия «этническая культура», определена ее двойственная природа, ориентированная на архаическое прошлое и в то же время на прогрессивное будущее, раскрыта ее особая роль в формировании «культуры жизнеобеспечения» народасделаны попытки комплексного видения генезиса функциональных основ этнической культурыопределено синхроническое и диахроническое содержание этнокультурной идентичности, актуализирующее тенденцию сохранения этнической самобытности и формирующее новые формы и образы жизни, посредством возрождения этнических ценностейвыявлено, что «этнические константы» выступают парадигмальной формой традиционного сознания и формируются посредством трансфера ценностей этнической культурывыделены сущностные формы бытия этнической культуры, проявляющие ее ценностные доминанты.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Феномен этнокультурогенеза анализируется в теориях эволюционизма, диффузионизма и функционализма, где бытие народа раскрывается как диалог с другими народами, в котором народ получает возможность обрести свое Я. Первую фазу генезиса этнической культуры можно определить как стандартизированную, традиционно—нормированую форму коллективной жизнедеятельности. Данное обстоятельство приводит к формированию уникальных ценностных этнокультурных комплексоввторую фазу составляет фрагментарно усвоенный накопленный особый исторический опыт или ценностные ориентации, отличающие культуру данного сообществана третьей фазе происходит подтверждение теоретических установок ценностных ориентаций-в форме образов жизни и картин мира, характерных для определенной этнической культурычетвертой фазой является формирование устойчивых общераспространенных, традиционно передаваемых ценностных компонентов, заимствующихся по принципу исторически оправдавшейся эффективностисознательное воспроизводство этнофорами ценностных ориентаций, исторического опыта, черт образов жизни и картин мира па основе этнокультурной идентичности — составляет содержательный аспект пятой фазы этнокультурогенеза. Далее этническая культура может прямо интерпретироваться, а также реинтерпритироваться, то есть обнаруживать в сложившихся культурных формах новые смыслы, ассоциации, эмоциональные впечатления. Данный процесс расширенного воспроизводства может быть назван шестой фазой генезиса этнической культуры. Следовательно, проходя все фазы этнокультурогенез проявляет и возобновляет свою этническую основу, свой архаический стержень, обретая новые культурные формы соответственно тенденциям современного мира.

2. Историческая необходимость формирования этнической культуры, обеспечивает своеобразную «парадигму родства», присущую человечеству на разных этапах его развития. Посредством этнокультурного наследия того или иного этносоциального образования этнокультурная идентичность выступает как специфический способ адаптации к природному и социальному окружению и определяет границы пространства. Специфика этнокультурной идентичности заключается в ее архаичности, историчности и центростремительности. В результате разрозненные ценностные элементы этнической культуры, собираются в целостный конгломерат, для которого характерен «баланс» заимствованных и традиционных элементов.

3. Ценностными единицами этнической культуры выступают: традиционные народные суеверия и приметы, дошедшие до нашего времени фольклоробряды, ритуалы с измененным традиционным оформлениемсовокупность жизненных установок, ориентиров, идеалов, смыслов, культурных традиций, имеющие экзистенциональную природу. Ценностные элементы этнической культуры изменчивы и имеют свойство довольно быстро замещаться. Принятие или отвержение в этнической культуре иных ценностных компонентов подчиняется определенным законам. Критерием здесь может выступать соответствие «духу народа». Понимая традицию как ценность, можно говорить-о ней как о содержательной форме преемственности этнической культуры. Традиции выступают в качестве основополагающего ценностно-функционального элемента этнической культуры, как условие ее сохранения и вариативности. Они служат направляющим и корректирующим поведение и быт нормативом.

4. Этническая культура — исторически динамичный процесс взаимодействия и взаимовлияния этнокультурных элементов. Она обнаруживает себя во множественных формах, таких как метифакты (религия, фольклор) — артефакты жилье, архитектура, живопись-искусство, пища, средства сообщения, передвижения, одежда) — социофакты (структура семьи, система образования). Все они имеют символическое значение. Формы бытия этнического сообщества являются непосредственными индикаторами своеобразия этнической культуры народа, отражающие его глубинные ценности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблемы места и роли этнокультуры в обновляющемся обществе, а также для оптимизации этнокультурной политики в современной России.

Знания о ценностных дефинициях этнокультуры, этапах её развития и функционирования могут быть использованы при выработке культурно-исторических концепций в образовательной, воспитательной и нравственной сфере.

Апробация работы.

• Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии и социальной работы, гуманитарного факультета Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета и рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в авторских публикациях и докладах на научно-практических конференциях различного уровня (Москва, 2002, Муром, 2005; Новосибирск, Екатеринбург, 2010 и др.).

Объём и структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащие пять параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 252 источников. Общий объем диссертации 159 страниц машинописного текста.

Заключение

.

Подводя итоги проведенного-исследования, мы отмечаем, что для решения исследовательских задач мы, прежде всего, на основе ценностно-функционального анализа выявили основные аспекты осмысления этнической культуры как культурно — философского феномена, раскрыли определяющие ценностные компоненты и функциональный характер этнической культуры. При этом мы шли по пути выявления не противоречий и не разности этнических культур, а ресурсов взаимодополнительности. В итоге мы получили следующие результаты.

Изучение генезиса этнической культуры было отражено в эволюционистском направлении. Врамках которогоразвитие этнической культуры происходит на, основе ценностного богатства элементов этнической культуры и инте-гративного единства социальных, этических, эстетических и бытовых норм с постоянной внутренней динамикой. В начале XX века сложилась концепция диффузионизма, провозгласившая идею приоритета характера географической среды в формировании специфических типов этнической культуры. С 20-х годов XX века закладываются теоретические основы функционализма, основным положением которой являются-представления, что каждая этническая культура — это система функциональных элементов, каждый из которых служит потребностям ее носителей. Именно все существующие в данной области исследования концепции составляют фундаментальное основание последующих фило-софско-культурологических гуманитарных исследований, в проблемном пространстве которых был синтезирован ценностно-функциональный концепт этнической культуры. В соответствии с целями нашего исследования мы интерпретируем его следующим образом: этническая культура — сложный культурно-философский феномен, в котором традиционные ценности содержат мысли, знания, понимание жизни в единстве с народным опытом, настроем, целевыми устремлениями. Отличительной чертой этнической культуры как механизма, осуществляющего процесс • накопления и воспроизводства общечеловеческих ценностей, является то, что она опирается на общественное мнение, массовые привычки, общепринятый вкус и проявляется в важнейших ценностях, таких как долг и честь, старшинство и молодость, благородство и справедливость, добро и зло, добродетель и порок, красота и безобразие, комическое и трагическое, должное и неприемлемое, гуманность и достоинство, почет и уважение, милосердие и сострадание, дружба и миролюбие и т. д. На протяжении многих веков народы накапливали и передавали последующим поколениям необходимые нравственные, трудовые, художественные, политические и другие ценности. Таким образом, этническая культура многообразна как по сущности и содержанию, так и по формам проявления. Такие различные элементы этнической культуры, как традиции, обычаи, религия, язык и пр. выполняют функцию носителей общезначимых ценностей. Природа этой потребности детерминирована потребностями общества быть достойным звания «человек», то есть быть честным и благородным по отношению к окружающим, верным дружбе и данному слову, сострадательным к слабым, больным и престарелым, милосердным и великодушным. Для настоящего человека нет более значимой проблемы, чем усвоение и соблюдение требований неписаных кодексов чести, совести и благородства. Нарушение народного кодекса, нравственное падение, потеря человеческого облика традиционно осуждаются в этнической культуре как зло, порок недостойный человека, позорящий род, этнос в целом.

В контексте такого понимания феномена этнической культуры, мы разработали концепт этнокультурной идентичности, рассмотрев его сущность, функции и структуру в совокупности элементов-.выделили основные исторические формы этнической культуры. По нашему мнению, этническая культура — это сложная архаико-динамическая система, включающая в себя комплекс этнических и культурных ценностных элементов, жизненный потенциал и взаимная обусловленность которых определяет уникальный и объединяющий характер ее функционирования и развития.

Этническая культура обусловлена традиционной и психологической потребностью-связи человека с его «корнями», потенциальным обособлением «с себе подобными», к обретению тождества с окружающим миром, которое достигается в замещенных формах (языковой, религиозной и др. общности) посредством интеграции в культурно-символическое пространство локальных образований.

Этническая культура имеет основные свои, характеристики, заключающиеся в традиционности, которая в свою очередь является одновременно и ее главным элементом — «сердцевиной», синкретичность и культурных! релятивизм. Этническая культура выполняет ряд функций, обусловленных ее структурными компонентами. Так, основная роль этнической культуры сводится к защитно — сберегающей и адаптационной функции, где базовыми элементами служат традиции, вера, обычаи.

Соответственно выполняемым функциям определяется место этнической культуры в культурном и этническом пространстве,' в основном этническая, культура с ценностным содержанием выступает каркасом, побуждающей силой, духовной опорой в мировом пространстве взаимодействия и взаимоотношений.

Мы выделяем этнокультурную идентичность как, исторически обусловленное свойство этнической культуры. Она может проявляться, с одной стороны, как архаическая, наиболее органичная форма существования человека, которая раскрывается посредством обязательных для этноса признаков, осознается и переживается индивидом как данность и проявляется посредством общих для этнической группы языка и культуры (в самом широком ее понимании), отличных от языка и культуры других народов, а, с другой стороны — в форме ситуативных манифестаций групповой общности. Вариативность форм выражения этнокультурной идентичности стимулировала развитие противоположных научных подходов к интерпретации данного феномена (онтологический и кон-структивистско-инструменталистский). Мы рассматривали данные подходы не как взаимоисключающие, ажак обладающие значительным ресурсом взаимодополнительности. Исходя в целом из онтологической парадигмы, мы считаем, что ситуативные манифестации этничности, являющиеся одним из аргументов сторонников конструктивизма-инструментализма, следует интерпретировать как стимулируемые историческими и социокультурными обстоятельствами актуализацию и рационализацию ментальной общности людей, формирующейся в процессе этногенеза в рамках локальных обществ как механизм адаптации человека к внешнему миру. Таким образом, мы пришли к выводу, что сущность этнокультурной идентичности обусловлена базовыми свойствами культуры и раскрывается в совокупности адаптивной, интегративной и дифференцирующей функций.

Функциональный анализ исследуемого феномена мы дополнили его структурным анализом, который-показал, что содержание этнической"культуры раскрывается в системе синхронических и диахронических структурных компонентов. Этническая культура является в свою очередь источником народного языка, сюжетов, образов для искусства. Говоря* о развитии этнических культур, необходимо осознавать, что возрождение традиций, языка, искусства этнических общностей является необходимым процессом, обеспечивающим и российской и мировой культуре уникальность, многообразие, целостность и сложность. Однако на практике часто возрождение традиционных ценностей и культурных форм сопровождается архаизацией этнической культуры, подчеркиванием и выделением специфически-локального, противопоставляемого универсальному, намеренной консервацией элементов этнической культуры и этнического сознания, идеализацией ее наиболее консервативных элементов и форм. Поэтому представляется возможным говорить о том, что возрождение самих принципов, на которых основана этническая культура (закрытость, самодостаточность, консерватизм) и этническое самосознание, может привести к изоляции этноса, их невозможности равноправно участвовать в культурном диалоге. При этом неповторимое своеобразие каждой из этнических культур становится необходимым условием создания «мозаичной сложности» как ситуации взаимодействия и диалога. Язык, культура, знание об истоках и обычаях есть у каждого человека. И этот комплекс существенно варьируется от общества к обществу. Основополагающим каркасом такого комплекса является этнос с определенным сочетанием элементов этнической культуры. В процессе этнои куль-турогенеза элементыи ценности этнической культуры преобразуются и изменяют свою значимость, составляя уникально-обобщающий характер этнической культуры и определяющий. связь времен. Данная структура включает следующие элементы: язык и этническое самосознание, этнокультурную идентификациюбытовую культуру (одежду, приготовление пищи, вид и обстановку жилища) — обычаи и традиции- (праздники, обряды, типичные модели поведения, трудовую, досуговую и иную деятельность) — этническое родство и самоназвание (этноним, например, русские). Так как этносы возникли в глубокой древности, существуют сегодня и, очевидно, сохранятся в обозримом будущем, придавая своеобразие этнокультурным общностям людей. Мы можем сделать вывод о том, что перечисленные единицы определяют ценностные убеждения, упорядочивающие, и регулируют мир людей, относительно общепризнанных целей на основе причинной обусловленности. На главенствующее место, на наш взгляд, выходит мифологическая основа этничности, проявляющаяся' в культурных формах и образах. В процессе анализа концепций, имеющих отношение к проблеме нашего исследования, обнаружились закономерности, позволившие сделать ряд обобщений. Так, этническая культура — исторически динамичный процесс взаимодействия и взаимовлияния этнокультурных элементов, один из механизмов универсального для планетарной цивилизации феномена этнои культурогене-за. При этом аккультурация в рамках метасистемы: планетарной цивилизации видится в качестве макросистемы (культуры доминантного этноса и культуры, имеющей в качестве исходных элементов формогенеза элементы материнской культуры этноса) сохраняет, и воспроизводит те факторы, которые фиксируются авторами фундаментальных исследований в области этнои кульурогенеза: налицо фиксируемая отправная точка этнокультурной динамики: О. ШпенглерА. ТойнбиЛ. Гумилев. На уровне микросистемы — динамики этнической культуры этноса — в исторически обозримый период просматриваются специфические процессы, которые не принимаются во внимание при анализе этнои культурогенеза на сверхвысоком уровне абстракции. Этническая культура обнаруживает себя в множественных формах таких как метифакты (религия, фольклор) — артефакты (жилье, архитектура, живопись-искусство, пища, средства сообщения, передвижения, одежда) — социофакты (структура семьи, система образования). Все они имеют символическое значение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Ассамблея народов России на пути собирания многонационального Отечества / Р. Г. Абдулатипов //Ассамблея народов России. -1999. -№ 1.-С.9.
  2. Абрамян JLA. Национальный вопрос и новое мышление / J1.A. Абрамян. Ереван: Изд- во Ерев. ун- та, 1989. — 294 с.
  3. Г. А. Морфология культуры. Структура и динамика: учебное пособие для вузов / Г. А. Аванесова. М.: Наука, 2005. — 286 с.
  4. A.B. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения / A.B. Авксентьев. Ставрополь: СГПИ, 1993. -222 с.
  5. .В. Историко-этнографические области / Б. В. Адрианов // Советская этнография. 1975. — № 3. — С. 15—25.
  6. .В. Хозяйственно-культурные типы и проблемы их картографирования / Б. В. Адрианов // Советская этнография. 1972. — № 2. — С. 3— 16.
  7. В.П. Становление человечества / В. П. Алексеев. М.: Политиздат, 1984. -462 с.
  8. С.А. Место этнических традиций в цивилизационном процессе: автореф. дис.. канд. филол. паук / С. А. Алексеева. -М.: Моск. гос. унт культуры, 1996. 20 с.
  9. М.В. Древнерусская иконопись / М. В. Алпатов. М.: Изобразительное искусство, 1978. — 305 с.
  10. С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. М.: Наука, 1989. — 243 с.
  11. С.А. Обычай, ритуал, традиция / С. А. Арутюнов // Сов. этнография. 1981. — № 2. — С. 98.
  12. С.А. Этничность объективная реальность / С. А. Арутюнов // Этнографическое обозрение. — 1995. — № 5. — С. 7—10.
  13. С.А. Этнологический словарь. Выпуск 1. Этнос. Нация. Общество / С. А. Арутюнов. М.: Виттан, 1996. — 201 с.
  14. Ю.В. ' Этносоциология: учебное пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 270 с.
  15. В.Г. Национальное сознание и национальная культура / В. Г. Бабаков. М.: Ифран, 1996. — 70 с.
  16. С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского / С. И. Бажов. М.: ИФРАН, 1997.-215 с.
  17. А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян /А.К. Байбурин. Л.: Наука: Ленинградское отделение, 1983. — 191 с.
  18. .П. Споры о судьбах России: Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа» / Б. П. Балуев. Тверь: Булат, 2001. — 416 с.
  19. . Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности / Б. Барбер // Американская социология. М.: Прогресс, 1972. — С. 235—247.
  20. М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма / М. А. Барг. М.: Мысль, 1987.-348 с.
  21. А.Л., Вятчанина Т. Н. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образца в русской архитектуре ХУ1-ХУП веков / А. Л. Баталов, Т. НВятчанина// Архитектурное наследство. -1988.-№ 36.-С. 23—42.
  22. М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. Калуга: Тип. ГУП Облиздат, 2002. — 799 с.
  23. В.Г. Взгляд на русскую культуру 1846 г. / В. Г. Белинский // Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1998. С. 104.
  24. Е.А. Арабы, ислам и арабский Халифат в раннее средневековье / Е. А. Беляев. М.: Наука, 1965. — 280 с.
  25. А. Два источника морали и религии / А Бергсон. М.: Канон, 1994.-382 с.
  26. Бердяев 1 Т. А. Избранные труды / H.A. Бердяев. М.: РОССПЭН, 2010. — 647 с.
  27. H.A. Судьба России / H.A. Бердяев. М.: Сов. писатель, 1990. -346 с.
  28. H.A. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х томах / H.A. Бердяев. М.: Искусство, 1999.
  29. Бестужев-Рюмин К. Н. Теория культурно-исторических типов / К.Н. Бестужев-Рюмин // Данилевский Н. Я. Россия и Европа, СПб., 1889. -562 с.
  30. . Монгольская историография XIII—XVII вв.. / Ж. Бира. — М.: Наука, ГРВЛ, 1978. 320 с.
  31. П.М. Исследования формальных организаций / П. М. Блау // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972. — С. 93— 105.
  32. М. Апология истории или ремесло историка / М. Блок. — М.: Наука, 1986.-256 с.
  33. И.А. К вопросу о происхождении луковичной формы церковных глав / И. А. Бондаренко // Народное зодчество. Петрозаводск. 1998. -С. 105−113.
  34. А. Греческая цивилизация / А. Боннар. М.: Искусство, 1995. — 670 с.
  35. Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1983.-375 с.
  36. Ю.В. Этнознаковые функции культуры / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1991.-223 с.
  37. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1987. — 333 с.
  38. Ю.В. Человечество — это народы / Ю. В. Бромлей. М.: Мысль, 1990.-391 с.
  39. Л.И. Энциклопедия обрядов и обычаев / Л. И. Брудная. -СПб.: Респекс, 1997. 560 с.
  40. Н.И. Очерки по истории архитектуры: в 2 томах / Н. И. Врунов. -М, — Л.: Academia, 1935. Т. 2. — 624 с.
  41. М. Два образа веры / М. Бубе. М.: Республика, 1995. — 462 с.
  42. В.М. Краткий этнологический словарь / В. М. Викторин. -М.: фонд «Социальный мониторинг», 1994. 103 с.
  43. Ю.Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 664 с.
  44. В. Проблемы психологии народов / В. Вундт. M.: URSS, 2010.- 132 с.
  45. С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества / С. Н. Гавров. М.: МГУКИ, 2002. — 146 с. ''
  46. С.Н. Национальная культура и культурное взаимодействие (теоретические аспекты): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / С. Н. Гавров. М.: Б.и., 200 119 с.
  47. Г. Национальные образы мира. Общие вопросы. Русский. Болгарский. Киргизский. Грузинский. Армянский / Г. Гачев. М.: Сов. писатель, 1988.-442 с.
  48. Г. Философия духа / Г. Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. М., 1977. — Т. 3. — С. 406−408.
  49. Э. Нации’и национализм / Э. Геллнёр. М.: Прогресс, 1991. -319с.
  50. А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени: эссе / А. Генис. М.: Независимая газета, 1997. — 251 с.
  51. И.Г. Мысли, относящиеся к философической истории человечества, по разумению и начертанию Гердера / И. Г. Гердер. СПб.: тип. Н. Греча, 1829.-302 с.
  52. П.И. Национальный характер: .мифы и реальность / П. И. Гнатенко. Киев: Вища шк., 1984. — 152 с.
  53. А.Б. Древняя Русь и Польша в политических взаимоотношениях IX — первой трети XIII вв. / А. Б. Головко. Киев: Наукова думка, 1988.- 136 с.
  54. Я.Э. Логика мифа / Голосовкер Я. Э. М.: Наука, 1987.217 с.
  55. Т.П. Японская художественная традиция / Т. П. Григорьева. М.: Наука, 1979. — 366 с.
  56. Г. Э. Становление и особенности исламской цивилизации / Г. Э. Грюнебаум, Б. С. Ерасов // Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 1999. — 555^с.
  57. Л.Н. Этногенез и биосфера человека. / Л. Н. Гумилев. Л.: ЛГУ, 1989.-491 с.
  58. Л.Н. Древняя Русь и Великая степь / Л. Н. Гумилев. М.: Мысль, 1992.-781 с.
  59. Л.Н. Чтобы свеча не погасла: диалог / Л. Н. Гумилев. Л.: Сов. писатель: Ленингр. отд-ние, 1990. — 123 с.
  60. А.Я. Представления о времени в средневековой Европе. История и психология / А. Я. Гуревич. М.: Наука, 1971. — 683 с.
  61. А .Я. Проблема ментальноетей в современной историографии. Всеобщая история: дискуссии, новые подходы / А. Я. Гуревич. М.: Наука, 1989.-Вып. 1.-315 с.
  62. Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Книга, 1991.-573 с.
  63. A.B. Соотношение этнической и национальной идентичности. Россия, Южная Корея, Канада / A.B. Дахин // Философские науки. 2003. — № 9. — С.5−23.
  64. Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов / Г. С. Денисова. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1996. — 223 с.
  65. Г. С. Этносоциология: учебное пособие для студентов ун-тов и пед. вузов / Г. С. Денисова. Ростов-н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. — 280 с.
  66. Р.Дж. География и географы / Р.Дж. Джонстон. М.: Прогресс, 1987.-367 с.
  67. Л.Г. Теоретические основы регулирования межнациональных отношений средствами культурно-досуговой деятельности (на примере российских немцев): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. паук / Л. Г. Домрачева. М.: Б.и., 1995., — 23 с.
  68. Ф.М. / Ф.М. Достоевский // Собр. соч.: в 30 т. М., 1958.-Т. 10.-С. 420.
  69. Г. В. Культурология / Г. В. Драч. Ростов н/Д: Феникс. 1998.390 с.
  70. Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость / Под редакцией Л. М. Дробижевой // Россия реформирующаяся. -М.: Academia, 2002. 386 с.
  71. Л.М. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России / Л. М. Дробижева. М.: Изд-во Института социологии РАН. 1998.-388с.
  72. М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки русской культуры XII- XX вв. / М. М. Дунаев. М.: Филология, 1997. — 224 с.
  73. .С. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / Б. С. Ерасов. М.: Аспект пресс, 1998. — 555 с.
  74. Н.И. Молодежное фольклорное движение / Н. И. Жуланова //'Фольклор и молодежь. М., 2000. — С. 3−29.
  75. В.Г. История древней центральной и южной Америки: учебник / В. Г. Зубарев. Тула: ГПУ им. Л. Н. Толстого, 2002. — 185 с.
  76. В.П. Культура и развитие человека. Очерк философско методологических проблем / В. П. Иванов. — Киев: Наук, думка, 1989. — 319 с.
  77. С.Н. История культурологии: идеи и судьбы / С. Н. Иконникова. СПб.: СПбГАК, 1996. — 262 с.
  78. И.А. Основы христианской культуры. О сопротивлении зла силой / И. А. Ильин. М.: ACT, 2007. — 318 с.
  79. И.А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993. -430 с.
  80. Н.В. Культура и человек в этническом пространстве: этно-культурологический подход к исследованию социальных процессов / Н. В. Исакова. Новосибирск: Изд-во МОУ ГЦРО, 2001. — 343 с.
  81. М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Метрополис», 1996. -308 с.
  82. М.С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Метрополис», 1997. — 204 с.
  83. Э. Превращение. Проблема человека в западной философии / Э. Канетти. М.: Прогресс, 1988. — 544 с.
  84. Н.И. Общий ход всемирной истории: очерки главнейших исторических эпох / Н. И. Кареев. Тульская обл.: Источник жизни, 1993. — 383 с.
  85. A.C. Культурология: учебник / A.C. Кармин. СПб.: Питер, 2008. — 464 с.
  86. Л.П. Философия истории / Л. П. Карсавин. М.: ACT: ACT Москва, Хранитель, 2007. — 510 с.
  87. К. О русском национальном характере / К. Касьянова. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. — 267 с.
  88. K.M. Зеркало для человека: введение в антропологию / K.M. Клакхон. СПб.: Евразия, 1998. — 351 с.
  89. Г. С. Древний Рим — история и повседневность / Г. С. Кнабе. -М.: Искусство, 1986. 205 с.
  90. Г. С. Материалы к лекциям по общей .теории культуры и культуре античного Рима / Г. С. Кнабе. — М.: Индрик, 1993. 527 с.
  91. В.П. В поисках прародины славян / В. П. Кобычев. М.: Наука, 1973.- 168 с.
  92. JI.H. Социология культуры: учебное пособие / JI.H. Коган. -Екатеринбург: УрГУ, 1992. 117 с.
  93. Кожевников В.П. .Модель русской культуры: курс лекций / В. П. Кожевников. -М.: Гуманитарный институт, 1996. -238 с.
  94. В.П. Теория русской культуры: проблемные лекции / В. П. Кожевников. H.H.: б.и., 1995. — 196 с.
  95. В.П. Этногенез великороссов / В. П. Кожевников. М.: Гуманитарный институт, 1997. — 176 с.
  96. Е.М. Этнос и этничность / Е.М. Колпаков//Этнографическое обозрение. 1995. — № 5. — С. 15.
  97. А.И. Культурология: учебное пособие для-вузов. 3-е изд. / А. И. Кравченко. -М.: Академический проект, 2001. 494 с.
  98. В.И. Конструирование онтологий. Эфемериды. Ego во вре-ме? / В. И. Красиков. М.: Водолей Publishers, 2007. — 304 с.
  99. М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза / М. В. Крюков // Расы и народы. 1976. — Вып. 6. — С. 62.
  100. М.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени / М. В. Крюков. М.: Наука, ГРВЛ, 1987. — 312с.
  101. М.П. О типичном русском храме XVII в. / М. П. Кудрявцев // Архитектурное наследство. -1981. № 29. — С. 70−79.
  102. Т.Ф. Культура: теории и проблемы: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т. Ф. Кузнецова. М.: Наука, 2004.-435 с.
  103. Н.М. Введение в этническую и кросс- культурную психологию / Н. М. Лебедева. Раменское: Ключ, 1999. — 223 с.
  104. Г. Психология народов и масс / Г: Лебон. СПб.: Макет, 1995.-311 с.
  105. Леви Стросс К. Структурная антропология / К. Леви- Стросс. — М.: Наука, 1985.-535 с.
  106. С.Я. Культурология. XX век: энциклопедия в 2 томах / С. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998. — Т. 1. — 446 с.
  107. С.Я. Культурология. XX век. Антология / С. Я. Левит. М.: Юристъ, 1995.-703 с.
  108. А.П. Деятельность. Сознание. Личность / А. П. Леонтьев. -М.: Прогресс, 1983. 365 с--'
  109. Д.С. Русская культура в современном мире / Д. С. Лихачев // Новый мир. 1991. -№ 1. — С. 5.
  110. Д.С. Русская культура / Д. С. Лихачев. М.: Искусство, 2000. — 438 с.
  111. Дж. Происхождение цивилизаций / Дж. Лоббок. М: Наука, 1970.-210 с.
  112. А.Ф. Миф. Число. Сущность / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1994. -919 с.
  113. Ю.М. Беседы о русской культуре: -быт и традиции русского дворянства (XVII- начало XIX века) / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство, 1994. -415 с.
  114. Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур / Ю. М. Лотман // Избранные статьи. В 3-х томах. Таллинн: Александра, 1992. — Т.1. — С. 472
  115. C.B. Историческая этнология / C.B. Лурье. М.: Академический проект, 1997. — 446 с.
  116. C.B. Метаморфозы традиционного сознания (опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала) / C.B. Лурье. СПб.: Типография им. Котлякова, 1994.-286 с.
  117. Мак- Леннон Дж. Теория патриархата / Дж. Мак- Леннон. М.: Прогресс, 1971.-235 с.
  118. . Этнография и смежные дисциплины / Б. Малиновский. М.: Наука, 1999. — 247 с.
  119. Э.С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур / Э. С. Маркарян // Методологические проблемыiэтнических культур: материалы симпозиума. Ереван, 1978. — 297 с.
  120. Э.С. Теория культуры и современная наука (логико- методологический анализ) / Э. С. Малиновский. -М.: Мысль, 1983. 284 с.
  121. Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Маркарян // Сов. этнография. 1981. — № 2. — С. 81.
  122. Г. Б. Об этничности и этнических ценностях материальной, духовной и социопормативной культуры / Г. Б. Матвеев // Проблемы национального в развитии чувашского народа: сб. ст. Чебоксары: ЧГИГН, 1999. -С. 161−172.
  123. ., Прокудин Д. Лекции по истории западной цивилизации XX века / Б. Меерсон, Д. Прокудин // Знание — сила. 1994. — № 8. — С. 80— 88.
  124. А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. Лекции и беседы / А. Мень. H.H.: Фонд им. А. Меня: Нижегородская ярмарка, 1995.-671 с.
  125. М.А. Культура и быт адыгов / М. А. Меретуков // Этнографические исследования: сб. ст. Майкоп, 1991. — Вып. 8. — С. 276.
  126. П.Н. Очерки по истории русской.культуры: в 3- х томах / ГШ. Милюков. М.: Прогресс, 1995. — Т. 3. — 478 с.
  127. М.Б. Архитектурное наследство. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / М. Б. Михайлова // Российск. Акад. архитектуры и строит, наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства. М.: Стройиз-дат, 1995. — Вып. 38. — 400 с.
  128. Н.Г. Народная культура в современных условиях / Н. Г. Михайлова. М.: Рос. ин-т культурологии, 2000. — 219 с.
  129. Ю.И. Основные компоненты культуры этноса / Ю. И. Мкртумян // Методологические проблемы исследования этнических культур: Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1978. — С. 42−47.
  130. Г. Я. Многоглавые храмы Древней Руси / Г. Я. Мокеев // Архитектурное наследство. -1978. — № 26. С. 50−51.
  131. Г. А. Формирование ценностных ориентаций студентов средствами русской национальной культуры : диссертация. кандидата педагогических наук / Г. А. Молчанова. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. — 25 с.
  132. М. Опыты / М. Монтень. СПб.: Кристалл, Респекс, 1998. -704с.
  133. Л.А. Антология исследований культуры / Л. А. Мостова. -СПб.: Университетская книга, 1997. 722 с.
  134. A.B. Очерки истории русской культуры IX- XVII вв. / A.B. Муравьев. М.: Просвещение, 1984. — 336 с.
  135. A.C. Этнографическое изучение знаковых средств культуры / A.C. Мыльников. Л.: Наука: Ленинградское отделение, 1989. — 297 с.
  136. Я. После «холодной войны» / Я. Накасоне. М., 1993. — С.
  137. M.Д. Традиции, обычаи и их развитие. Культура и быт адыгов. / М. Д. Напсо, М. А. Меретуков, JI.T. Соловьева. //Этнографические исследования: сб. ст. Майкоп, 1991. — Вып. 8. — С. 159.
  138. Обучающие статьи. Теоретико-методологические основы культурологии, ч. 1. Автор: admin Дата: Авг 27th, 2010.
  139. Одиссей. Человек в истории. Исследование по социальной истории и истории культуры / АН СССР. Институт всеобщей истории. М.: Наука, 1989.
  140. Э.А. Культурная (социальная) антропология: учебное пособие для вузов / Э. А. Орлова. М.: Академический проект, 2004. — 480 с.
  141. В.П. Элементы цикличности в развитии народного деревянного зодчества / В. П. Офинский // Народное зодчество. — Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1992. 232 с.
  142. В.П. Загадки «домиков мертвых» / В. П. Офинский // Памятники культуры и мировоззрение. Петрозаводск, 1985. — С. 129−143.
  143. Н.П. Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур: диссертация. кандидата педагогических наук / Н. П. Очирова. Элиста, 2009. — 158 с.
  144. H.JT. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев / H.JI. Павлов. М.: Олма- пресс, 2001. — 359 с.
  145. A. M. -О русской истории и культуре / A.M. Панченко. -СПб.: Азбука, 2000. 462 с.
  146. Г. Человек в современном мире / Г. Парсонс. — М.: Прогресс, 1985.-428 с.
  147. A.A. Культура как система / A.A. Пелипенко, И.Г. Яко-венко. М.: Языки русской культуры, 1998. — 371 с.
  148. М.К. Язык, знак, культура / М. К. Петров. М.: Наука, 1991. -328 с.
  149. Повесть временных лет // Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV века / под ред. M. Н. Тихомирова. М., 1960. — С. 139−141.
  150. Г. С. Выход из транса / Г. С. Померанц. М.: Юрист, 1995.- 575 с.
  151. A.A. Эстетика и поэтика / A.A. Потебня. Киев: Мистец-тво, 1985.-302 с.
  152. Происхождение и этническая история русского народа // Труды института этнографии АН СССР.- М.: Наука, 1965. Т. 88.
  153. В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. JI.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.
  154. Расы и народы. -М., 1976. Вып. 6. -С. 42−63.
  155. Дж. Теория справедливости / пер. и науч. ред. Целищев В. В. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 535 с.
  156. В.П. Словарь культуры XX века / В.'П. Руднев. М.: Аграф, 1997.-381 с.
  157. .А. Из истории культуры Древней Руси: исследования и заметки / Б. А. Рыбаков. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 240 с.
  158. .А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1994.-606 с.
  159. A.M. Урало-алтайская мифология: символ и архетип / A.M. Сагалаев. Новосибирск: Наука, 1991, — 155 с.
  160. А.П. Этнология: учебный словарь- учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / А. П. Садохин.- М.: Гардарики, 2002. 206 с.
  161. А.П. Основы межкультурной коммуникации / А.П. Садо-хин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 352с.
  162. Г. Е. Путь богов (синто в истории Японии) / Г. Е. Светлов. -М.: Мысль, 1985.-240 с.
  163. Р. Падение публичного человека /.Р. Сеннет. М.: Логос, 2002.-423 с.
  164. В.Я. Китай: страницы прошлого / В. Я. Сидихменов. -М.: Наука, 1987.-446 с.• 172. Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры / В. В. Сильвестров. М.: Изд-во ВЗПИ, 1990. — 239с.
  165. К.Б. Художественная жизнь современного общества: в 4 т. / К. Б. Соколов. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. — Т. 1: Субкультуры и этносы в художественной жизни. — 235 с.
  166. Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников / Э. В. Соколов. М.: Фирма «Интерпракс», 1994. — 269 с.
  167. A.A. Исследование ментальности: генетико-методологический аспект.: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук /A.A. Соколова. М., 2002. — 20 с.
  168. Г. У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация / Л. М. Дробижева, A.C. Аклаев, В. В. Коротеева, Г. У. Солдатова // Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг. М.: Мысль, 1996.-381 с.
  169. Ю.Н. Культурология: учебник / Ю. Н. Солонин, М. С. Каган. М.: Высшее образование, 2007. — 566 с.
  170. Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефапенко. М.: Академический проект, 1999. — 320 с.
  171. Р.Л. Теория информации / Р. Л. Стратонович. М.: Советское радио, 1975. — 423 с.
  172. С.Д. Архитектура и диалог культур / С. Д. Сулименко, 2008. URL: http://www.raai.sfedu.ru (дата обращения 25.01.2010).
  173. С.Д. Архитектура в традиционной культуре горских народов Северного Кавказа: автореф. дис. доктора архитектуры / С. Д. Сулименко. -М., 2000. 52 с.
  174. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И. В. Суханов. М.: Политиздат, 1976. — 216 с.
  175. Г. Т. Этнология: современный словарь-справочник / Г. Т. Та-вадов. М.: Диалог культур, 2007. — 702 с.
  176. Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. М.: Наука, 1989.573 с.
  177. С.П. 120 философов / С.П. Таранов-. Симферополь, 1996.448 с.
  178. В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков. М.: Наука, 2003. — 544 с.
  179. JI. Дж. Постижение истории: сборник / JI. Дж. Тойнби. М.: Прогресс, 1991.-731 с.
  180. С.А. Мифы народов мир / С. А. Токарев // Энциклопедия: в 2- х т. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. — 475 с.
  181. E.H. Три очерка о русской иконе / E.H. Трубецкой. М.: Центр гуманит. информатики «ИнфоАрт», 1991. — 111 с.
  182. E.H. Умозрение в красках: вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи / E.H. Трубецкой. М.: Белый город, 2006.-419 с.
  183. С.И. Искусство Индии / С. И. Тюляев. М.: Искусство, 1988. -342 с.
  184. О.Г. К определению понятия «менталитет» / О. Г. Усенко // Русская история: проблемы менталитета. М.: Изд. ин-та Российской истории РАН, 1994.-С. 4.
  185. Р.П. Судьба и грехи России: в 2-х т. / Р. П. Федотов. СПб.: София, 1991.-Т. 2.-348 с.
  186. В.Г. Социальные знания и социальные изменения / В. Г. Федотова. М.: ИФРАН, 2001. — 315 с.
  187. А.Я. Культурогенез / А. Я. Флиер. М.: РИК, 1995. — 128 с.
  188. А.Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. М.: Академический проект, 2000. — 458 с.
  189. А.Я. Массовая культура и ее социальные функции / А. Я Флиер // Общественные науки и современность. 2003. — № 6. — С. 23−31.
  190. А.Я. Этногенез. Культурология XX век: словарь / А. Я. Флиер. СПб., 2000. — 569 с.
  191. JT. Естественнонаучное учение о культуре / JI. Фробени-ус. М.: Прогресс, 1988. — 142 с.
  192. Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век / Э. Фукс. М.: Издательский центр «Терра», 1996. — 440 с.
  193. Хани Горо История японского народа / X. Горо. М.: Изд- во иностранной лит., 1957. — 214 с.
  194. С. Столкновение цивилизаций / С. Хатинктон. М.: ACT, 2003.-603 с.
  195. С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка (отрывки из книги) / С. Хатинктон // Pro et Contra. M.: Московский Центр Карнеги, 1997. — Т.2. — № 2. — 476 с.
  196. С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности / С. Хатинктон. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткни-га», 2004. — 635 с.
  197. Хара-Дован Э. Чингис-хан как полководец и его наследие / Э. Хара-Дован. Элиста, 1991.-222 с.
  198. К. Нация: от забвения к возрождению / К. Хюбнер. М.: Канон+, 2001. — 399 с.
  199. П. Я. Философические письма. Письмо первое / П. Я. Чаадаев. М.: Эксмо, 2006. 541 с.
  200. Н.З. Культура и ценности / Н. З. Чавчавадзе. В 6 томах. — Тбилиси.: Мецниереба, 1984. -Т. 6. 172 с.
  201. Г. Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX начале XX века: учеб. пособие / Г. Н. Чагин. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1993. — 225 с.
  202. H.H. Народы, расы, культуры : 2-е изд., испр. и доп / H.H. Чебоксаров. -М.: Наука, 1985.-271 с.
  203. Н.П. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых / Н. П. Чебоксаров // СЭ. 1967. — № 4. — С. 99.
  204. Ю.В. Народная культура и национальные традиции. 1998. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Chern/17.php (дата обращения 04.02.2010).
  205. Ю.В. Психология национальной нетерпимости / Ю. В. Чернявская. Мн.: ООО «Харвест», 1998. — 511 с.
  206. Я.В. Лекции по исторической этнологии / Я. В. Чеснов. М.: Гардарика, 1998.-397 с.
  207. Я.В. Чечня и Россия: общества и государства. URL: http:// www.sakharov.center, ru /chs (дата обращения 15.04.2010).
  208. C.B. Человек и этничность / C.B. Чешко // Этнографическое обозрение. 1994. — № 6. — С. 40.
  209. К.В. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры / К. В. Чистов. М.: Наука, 1987. — 556 с.
  210. Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий. М.: Прогресс, 1990.454 с.
  211. С.М. Этнос: исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений / С. М. Широгородов. Шанхай: «Сибпресс», 1923. — 36 с.
  212. В.А. Этногенез и идентичность: националистические мифологии в современной России / В. А. Шнирельман // ЭО. 2003. № 4. — С. З-14.
  213. О. Закат Европы / О. Шпенглер. М.: Мысль, 2000.591с.
  214. Р. Мои опыты в области истории ментальностей / Р. Шпрандель // История ментальностей. Историческая антропология. М.: Изд- во РГГУ, 1996. — 287 с.
  215. О.М., Борцов Ю. С., Драч Г. В. Социокультурный кризис / О. М. Штомпель, Ю. С. Борцов, Г. В. Драч // Человек и общество (Культурология): словарь-справочник. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 544 с.
  216. A.C., Шушарина О. П. Диалектика традиций и новаций (философский аспект) / A.C. Шушарин, О. П. Шушарина // Традиции и инновации в духовной жизни общества. — М., 1986. С. 52—62.
  217. М. Аспекты мифа / М. Элиде. М.: Инвест- ППП, 1995. —, 238 с.
  218. Этнографические исследования развития культуры. М.: 2004.
  219. Этнокультурная идентичность: структура и исторические формы // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2005. — № 2. — С. 13—20.
  220. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К. Г. Юнг. -М.: Ренессанс, 1991.-465 с.
  221. К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991.-527 с.
  222. A.JI. Западная Европа XI—XIII вв.еков: Эпоха. Быт. Костюм / A.JI. Ястребицкая. М.: Искусство, 1978. -175 с.
  223. Абдз1ралов1ч I. Адвечным шляхам /1. Абдз1ралов1ч. Мн., 1993.
  224. С.Ф., Дубянецю Э. С. «Цяжю шлях да адраджэння» / С. Ф. Дубянецю, Э. С. Дубянецю. Брест, 1997.
  225. Лыч Л., Навщю В. «Псторыя культуры БеларусЬ) /Л.В. Лыч. В. Навщю.-Мн, 1996.
  226. Armstrong J. Nations before nationalism / J. Armstrong. Chapel Hill, 1982.
  227. Barth F., Ethnic Groups and Boundaries: цит. по С. Лурье / Метаморфозы традиционного сознания. Р.27.
  228. Devereux G. Ethnopsychoanalysis / G. Devereux. Berkley, Los Angeles: University of California press, 1978.
  229. Dictionnaire des Sciencess Humaines. Sociologie, Psychologie social, Anthropologie. Paris: Nathan, 1990.
  230. Eisenstadt S.N. Tradition, Change, and Modernity / S. N. Eisenstadt. New York, Sydney. -Toronto: John Wiley, 1973, P. 253.
  231. Greenberg S. Race and State in Capitalist Development: Comparative Perspectives / S. Greenberg. New Haven, 1980. — P. 14':
  232. Geertz C. Hermeneutics and the Human Sciences / С. Geertz. Cambridge, 1981.-P. 206.
  233. Barth F. Ethnic Groups and Boundaries. L’identite. Seminaire interdisciplinaire dirige par Levi-Strauss :ed. Benois J / F. Barth. -M., 1977.
  234. Romanucci-Ross L., De Vos G., eds, Ethnic Identity. Creation, Conflict, and Accommodation. Third edition / L. Romanucci-Ross, De Vos G. L., 1995. — P. 350.
  235. Rossbach U. Documenting Publications Related to the Consept of National Identity / U. Rossbach. Boerner, 1986. — P. 187−192.
  236. Royce A.P. Ethnic Identity: Strategies of Diversity / A. P. Royce. Bloom-ington, 1982.
  237. Shaw P., Wong Y., Genetic Seeds of Warfare. Evolution, Nationalism and Patriotism / P. Shaw, Y. Wong. L., 1989.
  238. Shils E. Centre and Periphery. In: Polanyi M. (ed.), The Logic of Personal Knowledge: Essays / E. Shils. London: Ronthedge and Kegen Paul, 1961.
  239. Spiro M.E. Culture and Human Nature. Theoretical Papers / M.E. Spiro. -Chicago and L.: The Univ. of Chicago Pr. 1987. P.26.
  240. Van den Berghe P., The Ethnic Phenomenon / Van den Berghe P. Norwich, 1981.
  241. Winthrop R.H. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology. N.Y., Westport, Connecticut / R.H. Winthrop. L., 1991. — P. 101.
Заполнить форму текущей работой