Социокультурная функция костюма XIX века в пьесах А.Н. Островского
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в педагогической практике высших учебных заведений. Полученные результаты могут быть учтены при чтении курсов лекций по истории русской культуры, по истории русской драматургии середины XIX века, по истории русского драматического театра. Также материалы могут быть учтены при подготовке… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА II. ЕРВАЯ 10 Костюм как социальный и общекультурный знак персонажа в пьесах
- А.Н. Островского 1840−1850 гг
- 1. 1. Костюм как отражение культурных ценностей персонажа в ранних пьесах А.Н. Островского
- 1. 2. Семиотика моды провинциального купечества в пьесах
- Московитянинского периода
- 1. 3. Особенности костюма непросвещенного человека в пьесах 1850-х
- ГЛАВА ВТОРАЯ. Костюм, социум, культура в пьесах А. Н. Островского 1860-х гг
- 2. 1. Трилогия о Бальзаминове. Символика деталей костюма
- 2. 2. Костюм как отражение социокультурного пространства героя (1860−1865 гг.)
- 2. 3. Характер персонажа и костюм (1866−1870 гг.)
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ. 97 Пореформенная Россия и костюм персонажа в пьесах А.Н. Островского
- 1870−1880-х гг
- 3. 1. Социально-экономические преобразования и костюм (1870−1880 97 гг.)
- 3. 2. Деталь как отражение внутреннего мира персонажа в пьесах А. Н
- Островского 1880-х гг
Социокультурная функция костюма XIX века в пьесах А.Н. Островского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
А.Н. Островский — один из наиболее значимых драматургов второй половины XIX в. С возрастанием значения России и русской культуры в мире повышается интерес к личности и творчеству А. Н. Островского, уникального художника — исследователя русской жизни. Его пьесы постоянно находятся в репертуаре практически всех российских театров, как профессиональных, так и любительских, а также регулярно ставятся и за рубежом. Первые переводы его произведений на иностранные языки были сделаны ещё при жизни драматурга. Создаются новые телепостановки, оперные произведения и балеты.
Его творчество на протяжении более полутора веков подвергалось рассмотрению и исследованию многими деятелями науки, искусства и культуры. Регулярно проводятся различные конференции, семинары и форумы, посвящённые только творчеству Островского (А.Н. Островский в движении времени, Щелыковские чтения и др.). Новые постановки транслируются по телевидению и на радио, обсуждаются в прессе. Полемике по поводу личности и таланта драматурга посвящаются телепередачи и ток-шоу (Культурная революция «А. Н. Островский — самый современный драматург»).
Постоянно ведётся работа по изучению малоизвестных сторон творческого наследия драматурга. До недавнего времени не были изучены его оперные либретто1, жанровое своеобразие картин и сцен в творчестве автора, не была исследована проблема взаимодействия творчества Островского с кинематографией и т. д., что существенно обедняет наше представление о вкладе драматурга в общественную культуру. См Рахманькова Е, А Жанр оперного либретто в творчестве, А Н Островского Автореферат дне канд фипоп наук — Иваново 2009.
Чайкина Г В Жанр картин п сцен в творчестве, А Н Островского Автореферат дне канд филоп наукИваново 2010.
До настоящего времени практически не исследован вопрос о значимости костюма как важнейшего средства характеристики персонажа в пьесах А. Н. Островского. При этом исследователи отмечают повышенное внимание писателя к деталям быта, особенностям уклада, отражённым в ремарках и речах героев. А. И. Журавлёва указывает: «Островский приходит к пониманию быта как бытия, как непреложной формы существования человека, вообще людей, в конце концов — общества. Этим определено место быта в жизни, изображаемой им в своих произведениях. Этим определены и характерные для пьес Островского сюжетные мотивы: борьба за кусок хлеба, за свой угол, мечты о доме, приискание невест, хлопоты о женихах, свахи, даже мечты чуть ли не о новой косыночке"3.
Работая над пьесами, Островский использовал свой богатый запас наблюдений над культурой, образом жизни, бытом купцов, приказчиков и мещан. Быт в произведениях А. Н. Островского не только отражает социокультурные коллизии и национальный жизненный уклад, но и является источником конфликта. Внимание Островского к костюму действующих лиц, по точному замечанию Л. М. Лотман, было обусловлено тем, что драматург «прекрасно понимал, что манера одеваться, стиль одежды человека является для окружающих первой его характеристикой"4.
Костюмом герой заявляет о себе, костюм является специфическим культурным, социальным, эстетическим кодом. Персонажи, находящиеся внутри одного культурного пространства, своей одеждой демонстрируют либо единение с общими культурно-эстетическими тенденциями, либо свою обособленность.
Драматургия Островского, отражающая разные «этажи» культуры (народный, чиновничий, дворянский), представляет для исследователей уникальный материал, в котором воспроизведены все наиболее важные детали и предметы, входящие в обиход и «джентльменский набор».
Журавлёва А. И. Островский — комедиограф. — М. 1981. — С.23.
4 Лотман Л. М. Драматургия Островского в свете проблем современной культуры (вопросы и раздумья) // Русская литература. — 1987,-№ 4.-С. 131 современников драматурга. Сам Островский писал: «Бытовой репертуар, если художествен, т. е. если правдив, великое дело для новой, восприимчивой публики: он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке, что он должен в себе беречь и воспитывать и что есть в нём дикого и грубого, с чем он должен бороться» (X, 138) э.
Островский очень хорошо разбирался в одежде и тканях, даже имел неплохие навыки кройки и шитья, что известно из воспоминаний о нём. Также он всегда стремился, по возможности, участвовать при подготовке спектаклей по его пьесам. Он сам распределял роли и давал чёткие указания по поводу внешнего вида того или иного героя. Да и сам играл в своих пьесах в постановках любительского театра.
Работа над энциклопедией «А.Н. Островский"6, в которой принимал участие большой коллектив ученых, выявила необходимость рассмотрения всего калейдоскопа образов, созданных автором, и изучения значимости деталей костюма в создании полноценного образа каждого отдельно взятого героя. Создание костюмов к театральным постановкам является делом профессиональных художников. В работе над пьесами Островского принимали участие такие великие художники и декораторы, как В. М. Васнецов, Э. Г. Стенберг, И. Билибин, М. Врубель и др.
Степень научной разработанности проблемы.
О творчестве драматурга накопилась большая исследовательская литература, но не существует ни одного полноценного исследования о функциях и значении детали и костюма в произведениях А. Н. Островского. Во всех исследованиях лишь вскользь упоминается функционирование и значение деталей и костюма в пьесах драматурга, хотя упоминания костюма встречаются в монологах и авторских ремарках. Сохранились и дополняющие записки автора для конкретных постановок, часто довольно тщательно прописывающие детали облика персонажей.
0 Островский, А Н Поли собр соч В 12 т Т X М. 1978 С 138 Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и станицы.
6 А Н Островский Энциклопедия / гл ред и сост И, А Овчинина — Кострома-Шуя. 2012 5.
Островский, по верному замечанию И. А. Гончарова, «писал эту жизнь с натуры — и у него вышел бесконечный ряд живых картин или одна п бесконечная картина». Костюмы часто играют значительную роль в развитии сюжета и интриги, становятся источником конфликта (голубой плащ Бальзаминова, шляпка в «Доходном месте», цветок флёрдоранжа в «Последней жертве», подвенечное платье в «Без вины виноватые» и др.). Драматург зачастую создаёт объёмное, ощутимое представление о человеке, его внутреннем мире через детали одежды и костюм.
Отдельно касались в своих работах значения костюма в творчестве автора Ю. М. Лотман, А. И. Ревякин, И. А. Овчинина, Н. С. Тугарина, P.M. Кирсанова, Р. В. Захаржевская, М. В. Короткова, A.A. Васильев.
Целью данного исследования является выявление социокультурной и художественной значимости костюма в пьесах А. Н. Островского.
Объект исследования — драматургия А. Н. Островского. Выбор объекта исследования продиктован стремлением выявить специфику семантики и функционирования костюма как культурно-художественного предмета в развитии творческого дарования писателя и проследить характер его эволюции от первых драматургических опытов до полноценного создания авторского почерка и создания в России «театра А.Н. Островского».
Предметом исследования являются социокультурные и художественные функции костюма XIX века и его деталей в драматургии А. Н. Островского.
Реализация поставленной цели обуславливает выполнение ряда задач:
— выявить основные костюмные образы, значимые эмпирические качества и мотивы, присущие костюму, определить их структуру, семантику и социокультурные функции;
— раскрыть роль костюма как специального культурного знака на образном, сюжетно-композиционном, идейно-содержательном уровнях;
7 Гончаров И, А Собр соч В 8 т T 8 — М 1955 -С 181 б.
— соотнести смысловое наполнение костюма как социокультурного и художественного предмета с мировоззрением писателя;
— проследить взаимосвязь художественного творчества и жизненных наблюдений, бытового отношения Островского к одежде своего окружения в драматургической передаче культурной картины мира.
Методологическая основа исследования. В данном исследовании используется комплекс методов и подходов различных областей знания: культурологии, социологии, психологии, краеведения, литературоведения. Междисциплинарный характер поставленной проблемы предполагает комплексный подход, сочетающий культурологический историко-литературный, религиозно-философский, мифопоэтический, искусствоведческий, психологический и семиотический аспекты анализа текстов.
Теоретическую основу исследования составили в первую очередь работы о развитии и эволюции творческого гения Островского, ставшие классическими: А. И. Ревякина, В. Я. Лакшина, Л. М. Лотман, А. И. Журавлёвой, Ю. В. Лебедева, И. А. Овчининой, Л. В. Чернец, а также труды М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, посвященные проблемам эстетики словесного творчества и типологии культуры.
Существенный эмпирический материал дают исследования, где костюм представлен как предмет дизайна, как эстетический и социальный феномен, как объект народного творчества, как феномен исторического развития: P.M. Кирсановой, М. В. Коротковой, К. Градовой, Р. В. Захаржевской, Ф. Ф. Комиссаржевского, A.A. Васильева, Н. Будур.
Также активно использован материал изданий, по времени приближенных к рассматриваемому периоду, отдельные статьи и работы молодых учёных.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые рассмотрена структура костюма как культурнознаковой системы и основные смыслообразующие мотивы, связанные с ним, соотношение в них архаической и христианской семантики, как они определились в произведениях Островскогопрослежена функциональная связь костюма как художественного предмета со всеми основными художественными уровнями драматических текстов Островского: образным, хронотопическим, сюжетно-композиционным, идейно-содержательным.
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации представления о природе и функциях костюма в драматургии Островского.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в педагогической практике высших учебных заведений. Полученные результаты могут быть учтены при чтении курсов лекций по истории русской культуры, по истории русской драматургии середины XIX века, по истории русского драматического театра. Также материалы могут быть учтены при подготовке специалистов по театральным и историческим костюмам, а также могут послужить основой для написания комментариев для действительно полного собрания сочинений А. Н. Островского.
Положения, выносимые на защиту:
1. костюмные образы и мотивы являются средством отображения культурного пространства, а также средством пластической характеристики предметных и непредметных образов в художественном мире А. Н. Островского;
2. костюм в пьесах становится пластической формулой человека, играя двойную роль — экзистенциальную и онтологическую: костюм является продолжением человека и отражением его сущности;
3. костюм в пьесах Островского отражает уровень культуры персонажа и его социальный статус.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования были отражены в публикациях: III международной научно-практической конференции «III Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных» (Шуя 2010 г.) — XV нижегородской сессии молодых учёных «Гуманитарные науки» (Н. Новгород 2010 г.) — I научной объединённой сессии молодых учёных, аспирантов, студентов «Трибуна учёного: актуальные проблемы современного образования» (Шадринск 2011 г.) — III международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы русской литературы» (Кострома 2011 г.) — IV межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы гуманитарного образования: школа-вуз» (Шуя 2011 г.) — IV международной научно-практической конференции «IV Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных» (Шуя 2011 г.) — II научной объединённой сессии молодых учёных, аспирантов, студентов «Трибуна учёного: актуальные проблемы современного образования» (Шадринск 2012 г.). V международной научно-практической конференции «V Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных» (Шуя 2012 г.).
Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры культурологии и литературы Шуйского государственного педагогического университета.
Заключение
.
В своём творчестве Островский отразил все наиболее важные моменты жизни своих современников. Но при этом он не создает парадные или лубочные портреты, вычищенные и отретушированные. Он воссоздаёт обычную повседневную жизнь людей, реалии. Драматург отражал жизнь различных слоёв населения, каждый раз выявляя наиболее яркие черты жизни купцов, чиновников, мещан. Изображаемые Островским детали в пьесах были настолько точны и реалистичны, что зачастую подвергались жесточайшей критике, запретам, и строгой правке.
По точному наблюдению И. А. Гончарова, драматург «исписал всю московскую жизнь, не города Москвы, а жизнь московского, то есть.
2 32 великороссийского государства" '. Островский во всём многообразии представляет перед зрителем колоритный мир его современников, яркие и выразительные социально-психологические типы, воссоздавая на сцене обыденные бытовые ситуации, цельные, гармоничные, логически завершённые. Действие развивается неторопливо, за счёт отсутствия острой интриги и обилия бытовых описательных сцен, раскрывающих специфику жизни героев, их обычаи, культурный уровень.
Как отмечает Н. Г. Михновец, «бытовая драма Островского внесла в театральное искусство новые представления о связи сцены и жизни, героя и.
233 обстановки, героя и его костюма". Быт, столь привлекающий автора, предстаёт в пьесах Островского «во внешнем формальном сочетании пластически-живописного характера: в гармонии красок, линий, в симметрии.
234 и и прочих незамысловатых, чисто эстетических сочетаниях". Но также культурные, социальные, символические и др. значения предметов в творчестве Островского «не являются полностью конвенциональными, они обусловлены их реальными или приписываемыми им свойствами и.
23″ Гончаров И. А. Собр. соч. В 8 т. Т 8. — С. 173 — 174.
233 Михновец Н. Г. А. Н. Островский и Алсксандринский театр // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. 3 / Отв. ред. сост. И. А. Овчинина. — Шуя, 2010. — С. 217. 23^ Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М. 1986. — С. 94.
132 признаками, которые так или иначе оцениваются или семиотизируются"235 как читателями, так и зрителями.
Островский создал на сцене ряд образов, где именно костюм часто сразу отражал сущность героя (свахи, бедные невесты, охотники за приданым, богатые купцы).
Костюм и его отдельная деталь в пьесах Островского становится пластической культурносоциальной формулой человека. Костюм является продолжением человека и отражением его сущности.
Отдельная деталь или её сторонняя характеристика зачастую в творчестве драматурга играют значительную роль в развитии интриги, могут быть задействованы в важном фабульном повороте, обострить конфликт (зелёный фрак Недопеки на, сини плащ Бальзаминова, шляпка в «Доходном Месте» и др.).
Любая деталь костюма, как и любая другая деталь, указанная автором, помогает увидеть целостно произведение драматурга, глубже понять его проблематику. Любая деталь создаёт зрительное впечатление, активно участвуя в лепке образа. Происходит апелляция к сложившимся культурно-бытовым традициям, активно включая читателя и зрителя в процесс сотворчества. При этом деталь даёт возможность почувствовать авторскую позицию и его отношение к сложным жизненным вопросам.
Всячески способствуя улучшению театра, переходу его на новый уровень, прилагая для этого все свои усилия, богатейший опыт и знания в области сценического искусства, Островский создавал пьесы, привлекающие ярко выраженным в них национальным колоритом, разнообразием типов, ноавственной проблематикой и глубоким психологизмом.
IX •/ /.
2Ъ Толстая С. М. Категория признака в символическом языке культуры / вместо предисловия // Признаковое пространство культуры. — М., 2002. — С. 7.
Список литературы
- Островский А, Н. Полное собрание сочинений: В 12-ти томах /
- Под общ. ред. Г. И. Владыкина и др. М., 1973 — 1980. 2 А Н Островский А. Н. Энциклопедия / гл ред. и сост. И, А
- Овчинина. Кострома-Шуя., 2012. — 660 е.: ил.
- Акико Фукай Истооия молы с XVIII по XX век. Коллекция Института1. ', костюма Киото. М., 2003. 735 е.: ил.
- Александров Л. П. Прошлое Нескучного сада. Историческая справка. — М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1923. — 58 с.
- Альми И.Л. Об особенностях поэтики комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын» // Щелыковские чтения 2002. С. 62 — 74.
- Андреева Л.П. Энциклопедия моды. СПб., 1997. — 416с.: ил.
- Ашукин Н. С. и др. Словарь к пьесам А. Н. Островского / Н. С. Ашукин, С. И. Ожегов, В. А. Филлипов. М., 1993.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. М. 1986.-445 с.
- Балека ЯН. Синий цвет жизни и смерти. Метафизика цвета. — М.: Искусство — XXI век, 2008. — 408 е.: ил.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд» 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1981. -239 е.: ил.
- Беловинский Л. В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII начало XX в. — М., 2007. — 784 е., ил.
- Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики / Т. О. Бердник. Учебное пособие Ростов н/Д: Феникс, 2005. -352с.: ил.
- Беррис К. Школа кройки мужского платья штатского форменного и детского, а также дамского верхнего платья. Рига., 1898. — 158 е.: ил.
- Будур Н. История костюма. М., 2002. — 480 е.: ил.
- Бурышкин П. А. Москва купеческая: Мемуары / Вст. ст. комментарий Г. Н. Ульяновой, М. К. Шацилло. — М., 1991. -352 е., ил.
- Буймистру Т.А. Колористика: цвет ключь к красоте и гармонии. — М, 2010. -236с.: ил.
- Бруштейн А. Я. Страницы прошлого. М., 1956 396 с.
- Васильев А. А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. Mini / Александр Васильев. М., 2009. — 544 е.: ил.
- Высоцкая Ю. В. «Не сошлись характерами!»: эволюция замысла // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. Шуя, 2006. — С. 138−144.
- Галаджева Г. Эпохав великого англичанина // Ателье № 9// 2005. глав, ред. А. Хилькевич. М., С., 54−57
- Георгиева Т.С. Культура повседневности: В 3 кн. Кн. 2. Частная жизнь и нравы от средневековья до наших дней. М., 2006 — 479 с.
- Глебушкин С. Традиционный русский костюм Х1Х-ХХвеков. М., -775 е.: ил.
- Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 8 т. Т 8. М., 1955.
- Градова К. Театральный костюм. Мужской костюм. М., 1987. — 192 е.: ил.
- Гусаров А.Ю. Памятники в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Во славу ратных дел. — М, 2012.
- Давыденко Л.А. Костюм в художественном мире Н.В. Гоголя (повествовательные циклы, письма). Автореферат дис. канд. филол. наук. -Саратов, 2008.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989.
- Дановская Р. В. Неврев Н. В. М., 1950. — 50 с.
- Державин К. Н. Александр Николаевич Островский. 1823 1886. — М.- Л., 1950.- 116 с.
- Державин К. Н. А. Н. Островский // Русские драматурги XVIII XIX вв. Монографические очерки- В 3 т. Т 3 / Под ред Б И. Бурсова — М.: Л., 1962.-229 с.
- Достоевский Ф. М. Письма. Т. 1. М., 1928. -396 с.
- Дружинин А. В. Письма Иногороднего подписчика в редакцию «Современника» о русской журналистике // Современник. 1851. — т. XXV. -№ 1. -янв. — С. 95−99.
- Драгунский В.В. Психология цвета. Цветовой личностный тест. М., 2006
- Дубровский П.С. Экономические проблемы в произведениях А.Н. Островского // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. Шуя, 2006. — С. 248−255.
- Едошина И. А. Последняя пьеса А. Н. Островского «Не от мира сего» (К проблеме природы конфликта) // Щелыковские чтения 2001 Новые исследования и материалы: Сборник статей. Кострома, 2007. — С. 18−26.
- Ермакова К.В. Костюм повседневной жизни москвичей второй половины XIX века. Автореферат дис. канд. ист. наук. М., 2008. — 30 с.
- Ермолаева Н. Л. Пьеса «Не от мира сего» в контексте творчества А. Н. Островского // Щелыковские чтения 2006. В мире А. Н. Островского: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. Кострома, 2007. — С. 5556.
- Журавлёва А. И. Островский — комедиограф. — М., 1981.
- Забылин. М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды. М., 2003. -608 е., ил.
- Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. 3-е изд., доп. М., 2005, — 288.: ил.
- Капустин Н. В О первичных речевых жанрах в драматургии А. Н. Островского («Женитьба Бальзаминова») // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. -Шуя, 2006. С. 83−92.
- Каршинова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Сепия «Наполная культупа как пелостное мигювоззпение», Белые альвы.
- Г I" ^ → I" -. 1 — , — - -, 2005.-64.: ил.
- Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре 18-первой половины 20 вв. (большая российская энциклопедия). Под ред. Т. Г. Морозовой, В. Д. Синюкова. М., 1995. — 383.: ил.
- Кирсанова P.M. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Издание 2-е.-М., 2006.-176., ил.
- Кирсанова P.M. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М., 1997. 168 е., ил.
- Коган JI. Р. Летопись жизни и творчества А. И. Островского. М., 1953. -408 с.
- Козлова Т.В. Костюм как знаковая система. М., 1980.
- Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. М., 2006. — 240 с.
- Короткова М. В. Культура повседневности: История костюма. М., 2002. — 304 е., ил.
- Короткова М. В. Традиции русского быта: Энциклопедия. М., 2008. -320 е.: ил.
- Купцова О.Н. Комедия «Лес»: опыт историко-театрального ккоментария/ Щельтковские чтения 2006. А. Н. Островский. Новые материалы и исследования: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. -Кострома, 2007.-С. 107.
- Купер М. Язык цвета. Как использовать преимущества своего цвета для успеха в личной жизни и бизнесе. М., 2001. — 144с.: ил.
- Лакшин В Я. Александр Николаевич Островский М, 2004. -767 с.
- Лебедев Ю. В. О национальном своеобразии драматургической системы А. Н. Островского // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. Шуя, 2006. — С. 4−14.
- Лебедев Ю. В. К проблеме генезиса новой русской драмы // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. 2 / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. Шуя, 2008. — С. 40−52.
- Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957. -520 с.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). — СПБ.: Искусство — СПБ, 1994.
- Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / Под ред. С. И. Вавилова. — М., Л.: Гос. изд-во техн.-теоретической лит-оы. — 1948. а
- Марченко Н. Приметы милой старины. М., 2001, С. 302.
- Мильдон В. И. Женитьба и семья в драмах А. Н. Островского как проявление национального архетипа // Щелыковские чтения 2003. А. Н. Островский в современном мире: Сборник статей / Науч. ред. сост И. А. Едошина. Кострома, 2004. — С. 79−88.
- Мильдон В.И. Проблема выбора в психологии персонажей А.Н. Островского // А. Н. Островский в движении времени. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Науч. ред., сост. И. А. Овчинина. -Шуя, 2006.-С. 101−106.
- Мочалов Л. В. Художник, картина, зритель. Беседы о живописи. Л., 1963. -144 с.
- Михновец Н. Г. А. Н. Островский и Александринский театр // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов. Вып. 3 / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. Шуя, 2010. — С. 209−218.
- Морозов Н. Г. Традиции древнерусских повестей XVII века в драме А. Н. Островского «Пучина» // Щелыковские чтения 2001 А Н. Островский.
- Новые материалы и исследования: Сборник статей / Науч. ред., сост. И. А. Едошина. Кострома, 2004. — С. 69−72.75. «Москвитянин», 1829, № 24.76. «Московский телеграф», 1830, № 8.
- Мочалов JT. В. Художник, картина, зритель. Беседы о живописи. JL, 1963. -144 с
- Нанн Дж. История костюма 1200−2000 / Дж. Нанн- пер. с англ. М.: 2003.-343, с.
- Никулина Т. Е. Прилагательное «синий» в языке русских волшебных сказок (по сборникам и записям XIX века). — В сб.: История слова в текстах и словарях. Ставрополь, 1988.
- Овчинина И. А. А. Н. Островский. Этапы творчества. М., 1999. -219 с.
- Овчинина И. А. Этапы творчества А. Н. Островского: Эстетика национального быта и характера: Дис. докт. филол. наук. М., 2000. -356 с.
- Овчинина И. А. Этапы творчества А. Н. Островского: Эстетика национального быта и хапактепа. АвтопеЛепат лис. докт. (Ьштол. наук -М,.
- Г J." «1» «L 1 ' - X ~ J ¦>2000. -44 с.
- Орлова Т.В. П.М. Боклевский. М.: Искусство, 1971. 110 е.: ил.
- Панаев И. И. Петербургская жизнь. Заметки Нового Поэта // Современник. 1860. — т. LXXXIII — № 10. — окт. — С. 400−403.
- Петрухно A.C. Александровская слобода / A.C. Петрухно, Н. И. Шириня и др. Рыбинск., 2011. -32 е.: ил.
- Перхавко В. Пухловатые щёки с лёгким румянцем // Родина. № 5. -2007.-С. 104−107.
- Поклонник Мельпомены Баскин В. С. Театр и музыка „Не от мира сего“ (Новая пьеса А. Н. Островского) // Россия. 1885. — № 6. — 8 февр. — С. 14−16.
- Пожагюва М.А. Ппелставь мне тпёголя. Мола и костюм в России в1Г ~~ 1 —гравюре. М., 2002. — 32 е.: ил.
- Покоовская 3. К. Осип Бове. — М. Ошойиздат. 1999. 352 с. 1. А ^ 1 /
- Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI века. М., 1983.
- Пыляев М. И. Старая Москва. — М., 1997. — С. 188−189.
- Рахманькова Е. А. Жанр оперного либретто в творчестве А. Н. Островского Автореферат дис. канд фиттол наук — Иваново, 2009
- Ревякин А. И. А. Н. Островский. Жизнь и творчество. М., 1949. -344 е.: ил.
- Рыбальченко Т. Семантика одежды в пэзии И.Бродского // „Чернеть на белом, покуда белое есть.“. Антиномии Иосафа Бродского: сб. ст. Томск., 2006., С.101- 105.
- Русский драматический театр: Энциклопедия / Под обш. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 е.: ил.
- Свендсен JI. Г. Философия моды / Пер. с норв. А. Шипунова. М., 2007.-256 с.
- Сербул М. И. А. И. Островский и водевиль // А. Н. Островский в движении времени' Материалы всероссийской научной конференции В 2 т Т. 2 / Науч. ред., сост. И. А. Овчинина. Шуя. 2003. — С. 22−25.
- Спобопский СепагЬим Ппотоипей Закон Божий — Селгиевя Лявла ,------^-------,----1-----7--Г------1---- -----А-------------I ---------» I 51 993.
- Слонов И.А. Из жизни торговой Москвы. Пол века назад. М., 1914. -247 е.: ил.
- Скавронский Н. Ушаков A.C. Очерки Москвы. М., 1862. -288 с.
- Современная энциклопедия аванта +. Мода и стиль/ Глав. ред. В. А. Володин. М., 2002. — 480 е.: ил.
- Соснина Н. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Н. Соснина, И. Шангина. СПб., 2006. — 400с.: ил.
- Степанов С Язык внешности М. 2007 -416 с: ил
- Терешенко А. В. История культуры русского народа. М., 2008. -736 е.: ил.
- Толстой Н. И Волосы. Славянские древности // Толстой Н. И. Усачев В.В. Т.1.М., 1995, с. 420−424
- Топорков A.JI. Голова // Славянская мифология: энциклопедический словарь М., 2002.
- Тугарина Н.С. Костюм и его цветовые детали в пьесах А.Н. Островского // Щелыковские чтения 2009. А. Н. Островский и русская драматургия: сборник статей / науч. ред., сост. И. А. Елошина. Кострома, 2011, С. 162−171.
- Фелоскж Ю.А. Москва в кольце Садовых / 2-е, перераб. изд. М., 1 991 496 с
- Френч X. История архитектуры/ X. Френч- пер. с англ. М. С. Ремизовой.- М., 2003. 144 е.: ил.
- Хоцянов К. С. Разбор последнего произведения А. Н. Островского «Не от мирз сего» Спб, 1912 — 40 с.
- Цветкова, Е. В. Тема Москвы в творчестве А. Н. Островского (Топонимический этюд) // А. Н Островский в движении времени. Материалыи исследования: Сборник научных трудов / Науч. ред., сост. И. А. Овчинина. -Шуя, 2006.-271−278 с.
- Чайкина Т. В. Жанр картин и сцен в творчестве А. Н. Островского. Диссертация канд. филол. наук. Иваново., 2010.-192 с.
- Чайкина Т. В. Жанр картин и сцен в творчестве А. Н. Островского. Автореферат дис. канд. филол. наук. Иваново., 2010. — 22 с.
- Чернец JI. В. Эпизоды, диалоги и монологи в пьесах А. Н. Островского // А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сборник научных трудов / Отв. ред., сост. И. А. Овчинина. Шуя, 2006. — С. 68−77.
- Что мне к лицу. Сборник советов для дам, как одеваться со вкусом. СПб., 1891с. 182 — 183.
- Шаляпин Ф. И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах. М., 1989. 384 с.
- Шарпантье Г., Френкель Е. Один век женской моды. 1794−1894. -Париж., 1896.
- Шепепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена. Л., 1991.
- Эдельсон Е. Тяжёлые дни // Библиотека для чтения 1864. — № 1. — С. 218.
- Эрнер Г. Жертвы моды? Как создают моду, почему ей следуют / пер. с фр. Н. Кисловой. СПб., 2010. — 272 с.
- Юрьев Ю.М. Записки в 2 т. Т. 1.-М., 1963, с. 360.
- Яковлева НА Анализ и интерпретация произведения искусства' Учебное пособие / Под ред. Н. А. Яковлевой. М., 2005. -551 е., ил.