Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дифференцированное обучение математике в техническом вузе с учетом уровня развития компонентов математических способностей студента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B. В. Кертанова), отвечающих выбранным в качестве оснований дифференциации особенностей, гораздо меньше внимания уделяется дифференцированному обучению с помощью организационных форм деления на типологические группы. Структурный подход к развитию математических способностей представлен в методических исследованиях недостаточно полно. Исследователи, даже если и приводят в работе структуру… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА КОМПОНЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТА ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ — ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
    • 1. 1. Математические способности и их компоненты в психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 2. Адаптация структуры математических способностей, предложенной В. А. Крутецким, применительно к студенту технического вуза
    • 1. 3. Психолого-педагогические основы формирования типологических групп студентов, образованных с учетом различий компонентов математических способностей
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С УЧЕТОМ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ И ТИПА СТРУКТУРЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
    • 2. 1. Диагностика и развитие компонентов математических способностей студента технического вуза на основе построения и использования циклов задач по математике
    • 2. 2. Методика диагностики уровня развития компонентов и типа структуры математических способностей студента технического вуза
    • 2. 3. Методика развития математических способностей у студентов разных типологических групп
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 3. 1. Экспериментальная проверка гипотезы об инвариантности структуры математических способностей студента, проявляемой им на разном математическом материале
    • 3. 2. Методика и результаты проведения педагогического эксперимента
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

Дифференцированное обучение математике в техническом вузе с учетом уровня развития компонентов математических способностей студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущностью инженерной деятельности является интеллектуальное обеспечение процессов создания и обслуживания технических систем в соответствии с потребностями общества. Общепризнанно, что в условиях нарастания темпов технического прогресса, когда знания и технологии устаревают достаточно быстро, на первый план выходит не столько проблема вооружения выпускника технического вуза знаниями и методами, сколько развития его мыслительных способностей, необходимых для освоения и разработки новых инженерных технологий. Как в период обучения во втузе, так и в самостоятельной работе специалиста-инженера, основным аппаратом технического творчества является математика. В работах М. М. Зимовкиной, В. В. Кондратьева, С. А. Татьяненко обосновано, что готовность к инженерному творчеству включает в себя развитое математическое мышление как одну из необходимых составляющих [72- 87- 173]. Анализ второго поколения Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2001;2010 гг. [48] показывает, что к развитию мышления будущего инженера предъявляются серьезные требования: оно должно быть логичным, критичным, гибким, креативным. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [88], а также в Доктрине высшего инженерного образования России развитию креативного мышления инженера уделяется большое внимание [144]. Это закономерно, поскольку математическое мышление и математические способности необходимы инженеру для описания и исследования проектируемых им технических систем. Тем не менее, исследования инженерного образования России показывают, что математическая подготовка и уровень развития математических способностей выпускника технического вуза являются недостаточными для инженерной деятельности.

Проблема повышения качества математического образования и развития мышления традиционно решается в рамках индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. Под индивидуальным подходом в обучении (вслед за Г. Д. Глейзером) будем понимать систему управления учебно-познавательной деятельностью, организованную с учетом 3 индивидуально-психологических особенностей каждого студента. При учете в обучении групп преобладающих особенностей указанную систему управления будем называть дифференцированным подходом к обучению, который может быть реализован посредством изменения целей обучения, его содержания, форм и методов. Термин «дифференцированное обучение» рассматривается в двух значениях: как форма организации учебного процесса, при которой учитель (преподаватель) работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (уровневая дифференциация) — в этом смысле термин употреблен в нашей работелибо как часть дидактической системы, обеспечивающей специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся (профильная дифференциация).

Проблема индивидуализации и дифференциации обучения математике тесно связана с исследованием тех индивидуально-психологических отличий, проявляющихся в процессе обучения предмету, которые подлежат учету, формированию и развитию. Общие психологические основы различий в индивидуальных свойствах мышления рассматривались в работах Б. Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской, Дж. Брунера, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, В. Н. Дружинина, Е. Н. Кабановой-Меллер,.

Ю. Н. Кулюткина, 3. И. Калмыковой, А. Г. Ковалева, А. Ф. Лазурского, Н. С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Ю. А. Самарина, Б. М. Теплова, М. А. Холодной, Н. И. Чуприковой, В. Д. Шадрикова. Проблеме различий в индивидуальных особенностях при обучении в вузе посвящены работы Б. Г. Ананьева, Э. А. Голубевой, Т. В. Кудрявцева, В. Д. Небылицына, П. И. Пидкасистого, К. К. Платонова, Ю. А. Самарина, И. С. Якиманской. Основное внимание исследователей было сосредоточено на различиях в таких свойствах, как тип нервной системы, темперамент, особенности внимания, памяти, мышления, уровень обученности, обучаемость, интеллект, способности.

Дифференцированный подход в обучении достаточно полно разработан для школьного образования. В современных исследованиях, посвященных дифференцированному обучению математике, главным образом, в школе и, в меньшей степени в вузе, реализован учет следующих особенностей: мотивации 4.

Е. Г. Козлова, А. В. Макаркин), познавательного интереса (Р. Р. Бикмурзина), межполушарной асимметрии (В. А. Далингер), геометрических умений (В. А. Гусев), творческих способностей к математике (Т. Н. Брянцева, С. М. Макарова), темперамента (Н. Ю. Деревякина), уровня знаний (Р. А. Утеева), учебных возможностей (А. А. Бударный), психологических особенностей решения задач (Р. А. Атаханов), общеучебных приемов деятельности (О. Н. Бердюгина, О. Б. Епишева), особенностей математического мышления студентов гуманитарного профиля (И. К. Берникова, Т. А. Ширшова). В методических и психолого-педагогических исследованиях В. А. Гусева (дифференциация обучения геометрии в средней школе), Р. А. Утеевой (методика дифференцированного обучения математике школьников), С. В. Демисеновой, Н. Г. Дендеберя, И. В. Дробышевой (методика подготовки будущего учителя’к дифференцированному обучению школьников), Г. Д. Глейзера, В. В. Монахова, И. М. Осмоловской, И. Э. Унт (общие основы индивидуализации и дифференциации обучения в школе) показано, что реализация данного подхода в различных его аспектах является действенным средством повышения качества обучения.

Применительно к техническому вузу проблема математической подготовки будущего инженера ранее рассматривалась в следующих аспектах: математический «аппарат» инженера (Д. Пойа, В. П. Сигорский) — модернизация содержания курса математики во втузе (Н. Р. Жарова, Л. Д. Кудрявцев,.

B. В. Кондратьев) — обучение решению прикладных задач, математическому моделированию (И. И. Блехман, В. И Карпова, И. Л Куликова) — формирование профессиональной компетентности инженера при обучении математике во втузе (Е. Ю. Белянина, Т. В. Кудрявцев, Б. Ф. Ломов, С. А. Татьяненко) — уровневая дифференциация студентов технического вуза с помощью компьютерных технологий при обучении математике (Т. Ю. Горюнова). Ряд исследователей (М. И. Дьяченко, В. В. Кондратьев, И. Л. Куликова) указывают на необходимость усиления дифференцированного подхода во втузе. Методисты В. В. Кондратьев [87], И. Л. Куликова [106] отмечают, что математическая подготовка приблизительно 20% выпускников технических вузов является недостаточной для инженерной деятельности. По данным.

C. А. Татьяненко [173], 60% выпускников технического вуза (по разным 5 причинам) не готовы к будущей профессиональной деятельности, из них 26% имеют недостаточную математическую подготовку. Результаты Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования во втузах России студентов-второкурсников подтверждают недостаточный уровень освоения ими Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по математике.

Развитие математического мышления определяется взаимодействием двух групп факторов: состоянием математических знаний и умений, а также наличием математических способностей. Математические способности многие ученые рассматривают как индивидуально-психологические особенности мышления, обеспечивающие быстрое, легкое и успешное овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками, а также опытом творческой деятельности в области математики (подходы В. А. Крутецкого, Б. М. Теплова). Изучением математических способностей и мышления школьников занимались математики и методисты Б. В. Гнеденко,.

A. Н. Колмогоров, Н. В. Метельский, Д. Пойа, А. А. Столяр, А. Я. Хинчин, С. И. Шварцбурд и другие. Математики Ж. Адамар и А. Пуанкаре пытались обнаружить механизмы научно-математическоготворчества и состав способностей ученого-математика. Д. Пойа и А. Пуанкаре рассматривали математические способности студентов с точки зрения методики. С психологической точки зрения математические способности и мышление в различных аспектах исследовали Р. А. Атаханов (психологические особенности решения математических задач), И. Верделин (соотношение общих и математических способностей школьников), И. М. Дубровина (математические способности младших школьников), В. А. Крутецкий (феномен математической одаренности, структура учебно-математических способностей школьника и их корреляция с другими предметными способностями, диагностика компонентов математических способностей школьника), А. Ф. Лазурский (психологические функции арифметического мышления), Н. А. Менчинская (состав арифметических способностей младших школьников), А. Г. Ковалев,.

B. Н. Мясищев (лонгитюдная характеристика развития математических способностей), Ж. Пиаже (особенности понятийного и операционного мышления дошкольника и младшего школьника), Н. А. Подгорецкая (степень 6 полноценности логических операций взрослых людей), Э. Торндайк (состав алгебраических способностей), С. И. Шапиро (математические способности старшеклассников). Несмотря на большое количество исследований математических способностей, следует отметить, что они затрагивают либо учебно-математические способности школьника, либо научно-математические способности ученого-математика. Ученые приводят около 30 различных компонентов, среди которых можно выделить особенности мышления, особенности личности, ее направленности, а также другие индивидуально-психологические особенности.

Согласно данным психологов (Б. Г. Ананьева, В. Н. Дружинина,.

A. Г. Ковалева Е. Ф. Рыбалко), период юности, совпадающий с первыми двумя годами обучения в вузе, является сензитивным периодом для развития математических способностей. Анализ достижений известных ученых-математиков позволяет сделать вывод о том, что один из пиков проявления творческих способностей в математике приходится на период до 20 лет. Подтверждением данному факту может служить анализ биографий великих математиков Н. Абеля, Э. Галуа, К. Ф. Гаусса, Ж. Л. Лагранжа, Г. В. Лейбница, И. Ньютона, Б. Паскаля, Л. Эйлера, совершивших первые математические открытия в этом возрасте. Тем не менее, несмотря на несомненный интерес психологов к проблеме мышления и способностей в школе, психолого-педагогические исследования учеными студенческого возраста касаются изучения логического мышления, пространственного мышления, изменений в вербальном и невербальном интеллекте, либо математического мышления вообще.

Основным средством реализации дифференцированного подхода при обучении высшей математике в большинстве работ, является предложение системы разноуровневых задач (Н. А. Семина, Ю. А. Семеняченко,.

B. В. Кертанова), отвечающих выбранным в качестве оснований дифференциации особенностей, гораздо меньше внимания уделяется дифференцированному обучению с помощью организационных форм деления на типологические группы. Структурный подход к развитию математических способностей представлен в методических исследованиях недостаточно полно. Исследователи, даже если и приводят в работе структуру математических 7 способностей, в дальнейшем предпочитают их рассматривать в целом, а деление обучающихся происходит традиционно на три уровневые группы (высоких, средних, низких) математических способностей (Н. Г. Дендеберя, И. В. Дробышева, В. П. Ефремов, В. В. Кертанова). Однако, при таком делении не учитывается структура математических способностей, поэтому возникает необходимость поиска других критериев дифференциации по способностямпредставляется, что она будет эффективнее традиционной. В условиях комплектования неоднородных студенческих групп (в силу различий в математических способностях, в уровне обученности) вопрос осуществления дифференцированного подхода является центральным для преподавателя, заинтересованного в результативном развитии мышления каждого студента.

В качестве препятствий для реализации дифференцированного обучения с учетом компонентов математических способностей во втузе можно выделить ряд проблем: недостаточно исследована проблема структуры математических способностей студента втузадиагностические средства не адаптированы для систематической диагностики и учета в обучении компонентов математических способностей студентов.

Результаты опросов преподавателей технических вузов подтверждают, что при обучении высшей математике, в основном, происходит дифференциация студентов по уровню обученности, понятие же способности к изучению дисциплины используется преподавателями интуитивно и трактуется неоднозначно. Кроме вышесказанного, данные, полученные нами при анкетировании преподавателей втузов, указывают на существование ряда трудностей в организации учебного процесса: преподавателю сложно из-за большой учебной нагрузки осуществлять дифференцированное обучение, поскольку требуется время на подготовку методических материалов, а также на проверку результатов их примененияпреподаватель втуза имеет недостаточные для организации дифференцированного обучения представления о структуре математических способностейуровень базовой математической подготовки некоторых студентов является недостаточным для освоения высшей математики.

Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью подготовки высококвалифицированных инженеров с 8 развитым креативным мышлением, включающем математические способности как одну из необходимых составляющих, и недостаточной разработанностью методики дифференцированного обучения математике, ориентированной на учет и развитие компонентов математических способностей студента в процессе обучения математике во втузе.

Объект исследования: процесс обучения математике в техническом вузе.

Предмет исследования: дифференцированное обучение математике в техническом вузе с учетом уровня развития компонентов структуры математических способностей студента.

Цель исследования: в ходе теоретико-методологического и экспериментального исследования разработать и апробировать методику дифференцированного обучения математике в техническом вузе, направленную на развитие компонентов структуры математических способностей студента.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие математических ¦ способностей студента технического вуза результативно, если при организации дифференцированного обучения математике учитываются уровни развития компонентов и тип структуры математических способностей студента посредством предложения специализированных циклов задач, направленных на развитие компонентов структуры и изменение типа структуры математических способностей.

Задачи исследования:

1. Адаптировать представления о структуре математических способностей применительно к студенту технического вуза на основе анализа психолого-педагогических подходов к структуре математических способностей, существующих структур математических способностей, а также современных требований к подготовке инженера.

2. Предложить типологию групп с учетом структуры математических способностей студента, применимую для организации дифференцированного обучения математике во втузе.

3. Модифицировать и адаптировать методику исследования математических способностей В. А. Крутецкого для диагностики уровня развития компонентов и типа структуры математических способностей студента втуза.

4. Разработать методику дифференцированного обучения математике с учетом уровня развития компонентов и типа структуры математических способностей студента на основе построения и использования циклов задач, предназначенных для диагностики и развития компонентов математических способностей: разработать критерии отбора задач в циклы, предложить формулировки требований задач каждого цикла, определить критерии и стратегии использования циклов задач в процессе обучения математике в техническом вузе.

5. В рамках педагогического эксперимента проверить эффективность предложенной методики дифференцированного обучения математике для развития компонентов математических способностей студента.

Методологической основой работы являются.

Дифференцированный подход к процессу обучения (Г. Д. Глейзер, И. М. Осмоловская, И. Э. Унт).

Структурный подход к изучению математических способностей (И. Верделин, В. А. Крутецкий, А. Ф. Лазурский, Н. А. Менчинская, Э. Торндайк, Ч. Спирмен, И. С. Якиманская).

Деятельностный подход к процессу обучения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Теоретической основой работы являются следующие группы исследований:

Психолого-педагогические исследования способностей (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Менчинская, Б. М. Теплов), в том числе математических способностей (В. А. Крутецкий, С. И. Шапиро), а также технических способностей (А. Г. Головенко, Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская), исследования процесса творчества в математике (Ж. Адамар, Д. Пойа).

Теория развивающего обучения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская).

Теория учебных задач в обучении (Г. А. Балл, Ю. А. Колягин, И. Я. Лернер, Д. Пойа, Л. М. Фридман).

Исследования математической подготовки будущего инженера в техническом вузе (В. В. Кондратьев, Л. Д. Кудрявцев, В. П. Сигорский).

Концепция профессиональной компетентности инженера (Т. В. Кудрявцев, Б. Ф. Ломов).

В процессе работы над диссертацией использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также интернет-ресурсов по теме исследованиявыборочный анализ задачного материала учебников, учебных и методических пособий, применяемых во втузеанкетирование, опрос преподавателей втузовконстатирующий, поисковый и формирующий экспериментымониторинг учебного процессаадаптация и модификация методик исследования математических способностей для систематической диагностики в техническом вузеэкспериментальная проверка гипотезы исследованиястатистическая обработка результатов педагогического эксперимента (ранговая корреляция Спирмена, корреляция Пирсона, критерий Колмогорова-Смирнова, критерий.

Ж2).

Научная новизна работы заключается в следующем: впервые разработана методика дифференцированного обучения математике студентов втуза с учетом уровня развития компонентов структуры математических способностей, адаптированной для будущего инженерареализация методики основана на построении и использовании циклов задач, отвечающих уточненной структуре и авторской типологии структуры математических способностей студентов втузапредложенные циклы задач позволяют осуществлять систематическую диагностику и направленное развитие компонентов структуры математических способностей в рамках учебного процесса.

В этом состоит отличие от работ В. П. Ефремова (2004 г.),.

Ю. А. Семеняченко (2006 г.), В. В. Кертановой (2007 г.), в которых деление на типологические группы связывается с уровнем сложности решаемых задач алгоритмических, частично-поисковых и творческих), а развитие математических способностей обеспечивается использованием.

11 профессионально ориентированных (В. В. Кертанова), творческих (В. П. Ефремов) и творчески ориентированных задач (Ю. А. Семеняченко), направленных на комплекс математических способностейв то время как в нашем исследовании такое деление связывается с уровнем успешности решения диагностических циклов задач, а развитие обеспечивается включением в учебный процесс развивающих циклов задач, направленных на определенные компоненты структуры математических способностей. Предложены критерии построения циклов задач и связанные с ними способы отбора задач в циклы (анализ формулировки задачи и методический анализ решения задачи), определены стратегии использования этих циклов в процессе дифференцированного обучения математике.

Теоретическая значимость состоит в том, что:

Адаптированная структура математических способностей применительно к студенту технического вуза (структура В. А. Крутецкого, содержащая общие компоненты математических способностей, дополнена специальными компонентами, необходимыми будущему инженеру) уточняет представление о математических способностях современного инженера.

Предложенные критерии построения и использования циклов задач в учебном процессе обогащают методику обучения через задачи.

Указанные в исследовании возможности использования психологических знаний о структуре математических способностей применительно к дифференцированному обучению математике являются одним из направлений совершенствования методики преподавания математики.

Практическая значимость заключается в следующем:

Разработанная методика организации дифференцированного обучения математике в техническом вузе на основе типологии групп, образованных с учетом различий в уровне развития блоков компонентов математических способностей, может быть использована в практической работе преподавателей технических вузов. Предложенное построение циклов задач, направленных на диагностику и развитие компонентов полной структуры (13 компонентов) математических способностей, может использоваться при создании учебников нового поколения, разработке учебно-методических пособий для технических вузов, ориентированных на развитие математического мышления.

Положения, выносимые на защиту:

1. Предложенная структура математических способностей студента технического вуза и созданная на ее основе типология структуры математических способностей позволяют организовать дифференцированное обучение математике, при котором учитываются и направленно развиваются компоненты математических способностей, необходимые современному инженеру. Структура математических способностей, предложенная В. А. Крутецким, дополняется специальными компонентами, необходимыми инженеру. Типология создается с помощью выделения стержневого качества в каждом блоке и с учетом взаимосвязей между блоками компонентов указанной структуры (Ь — блок логичности, О — блок гибкости, Р — блок пространственного мышления, К— блок креативности).

2. Разработанная методика дифференцированного обучения математике на основе построения и использования в процессе обучения циклов задач позволяет эффективно осуществлять диагностику, а также результативное развитие компонентов и изменение типа структуры математических способностей студента технического вуза в условиях организации дифференцированного обучения с учетом предложенных структуры (13 компонентов) и типологии (7 групп). Для этого диагностические и развивающие циклы задач строятся и используются с учетом критериев: 1) прямое или косвенное указание в постановке задачи на развитие какого компонента математических способностей она направлена- 2) необходимость проявления данного компонента математических способностей при выбранном способе решения задачи- 3) соответствие способа решения задачи содержанию Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по математике- 4) учет возможностей учебной программы данной специальности- 5) учет уровня развития компонентов и соответствующего типа структуры математических способностей каждого студента.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные работы в области психологии, педагогики и методики преподавания математикииспользованием методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованиярезультатами педагогического эксперимента, обработанными методами математической статистики, подтвердившими достоверность гипотезы исследования.

Экспериментальная проверка теоретических положений диссертации проводилась в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии в рамках лекционных и практических занятий, проведения дополнительных занятий в 2004;2005 гг. В эксперименте участвовали две группы 1 курса факультета «Промышленное и гражданское строительство» (внебюджетный факультет, ускоренная форма обучения): 12 ПГС (контрольная) в составе 25 человек и 11 ПГС (экспериментальная) в составе 22 человек.

Этапы исследования.

На первом этапе (2001;2003 гг.) проходил констатирующий эксперимент, включающий сбор информации, определение направления исследования, обоснование актуальности исследования, проведение анкетирования преподавателей втузов, анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.

На втором этапе (2003;2004 гг.) происходило создание и апробирование элементов методики в рамках поискового эксперимента.

На третьем этапе (2004;2008 гг.) проведен формирующий эксперимент и осуществлена статистическая обработка его результатов, изложены результаты и выводы диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились:

• посредством докладов на заседаниях кафедры методики преподавания математики ОмГУ в 2002;2008 гг.;

• посредством участия в работе секций международных и межвузовских научно-методических конференций, в том числе: «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (Пенза, 2004 -2005 гг.) — «Проблемы модернизации высшего образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Кемерово, 2005 г.) — «Методика преподавания естественнонаучных дисциплин в вузах» (Омск, 2006 г.).

Результаты диссертационного исследования изложены в 7 публикациях в сборниках научно-методических конференций, а также в 2 публикациях в журналах, входящих в перечень ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (197 источников), 5 приложений, 13 рисунков, 36 таблиц.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

Анализ результатов эмпирического исследования подтвердил предположение, что структура математических способностей студента, проявляемая им на материале элементарной и высшей математики, является одинаковой.

Результаты формирующего эксперимента показали, что при предложенном нами дифференцированном обучении создаются условия для развития основных компонентов математических способностей, что обеспечивает положительную динамику результативности обучения студентов разных типологических групп. Традиционное обучение создает неравные условия для развития математических способностей студентов различных типологических групп, обеспечивая положительную динамику в лучшем случае для способных студентов, развитие которых идет, в основном в рамках той же самой типологической группы. Дифференцированное обучение позволяет осуществить развитие математических способностей, кроме того, и через «расширение» структуры, то есть посредством перехода из одной типологической группы в другую. Экспериментально подтверждается, что включение в процесс обучения высшей математике циклов задач способствует направленному развитию компонентов математических способностей, а идея корректировки типа структуры математических способностей каждого студента с целью повышения успешности его обучения оказалась результативной. Статистическая обработка результатов эксперимента подтверждает выдвинутую в диссертационном исследовании гипотезу. Таким образом, предложенная в работе методика является эффективным средством управления процессом развития математических способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В рамках диссертационного исследования решены задачи, подтверждена гипотеза исследования, получены следующие результаты и выводы.

1. В работе проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы, предметом которых было исследование математических способностей и возможностей их развития в обучении. Установлено, что в литературе отсутствует единый подход к структуре математических способностей, а также не разработана методика диагностики и учета отдельных компонентов математических способностей при дифференцированном обучении математике во втузе.

2. На основе анализа современных требований к подготовке инженера, предложена адаптированная (применительно к студенту технического вуза) структура математических способностей, содержащая 13 компонентов. В ней содержатся общие компоненты математических способностей, отвечающие особенностям математической деятельности (компоненты структуры математических способностей, предложенные В. А. Крутецким) и специальные компоненты математических способностей, отвечающие особенностям инженерной деятельности (пространственное мышление, вычислительные способности, инженерно-математическая интуиция, креативность математического мышления). Рассматриваемая структура математических способностей позволяет реализовать различные варианты дифференцированного обучения с учетом компонентов математических способностей и их блоков.

3. Результатом содержательного анализа взаимосвязей между компонентами структуры стало выделение четырех основных блоков компонентов (логичности — Ь, гибкости — пространственного мышления — Р, креативности — К). Исходя из разницы в уровне развития блоков способностей и их взаимосвязи, обосновано формирование семи типологических групп студентов (Р, Ь, ЬР, ЬО, ЬОР, ЮК, ЬОРК). I I.

Предложена организация дифференцированного обучения на основе данной типологии структуры математических способностей.

4. Модифицирована и адаптирована методика исследования математических способностей В. А. Крутецкого для диагностики уровня развития выбранных компонентов математических способностей и соответствующего типа структуры математических способностей студента втуза на основе использования циклов задач по высшей математике. Выбраны критерии для определения уровня развития компонентов математических способностей, а также определения типа структуры математических способностей студента. В качестве инструмента описания уровня развития математических способностей выбран индивидуальный и типический профиль математических способностей.

5. Разработана методика дифференцированного обучения математике с учетом уровня развития компонентов и типа структуры математических способностей студента, направленная на развитие компонентов математических способностей с помощью циклов задач, построенных аналогично диагностическим. Выделено тринадцать циклов задач, направленных на развитие компонентов рассматриваемой нами структуры математических способностей, предложены критерии для включения задачи в цикл и связанные с ними процедуры анализа формулировки задачи и методического анализа решения задачи, приведены примеры формулировок требований задач каждого цикла, а также определена применимость задач в зависимости от характера материала. Нами описано применение данных циклов для изменения типа" структуры математических способностей. Основной стратегией предложенной методики является развитие недостаточно развитых компонентов структуры математических способностей и их блоков.

6. Анализ результатов формирующего эксперимента, обработанного с ! помощью статистических критериев, позволил заключить, что предложенная в исследовании методика дифференцированного обучения математике с учетом уровня развития компонентов и типа структуры математических способностей студента эффективнее традиционной методики.

Данная тематика требует дальнейших исследований (не все аспекты проблемы были рассмотрены в рамках нашей работы). Перспективными направлениями дальнейших психолого-педагогических и методических исследований являются: создание альтернативных методик по выявлению математически одаренных студентов, разработка пакета диагностических циклов задач, совершенствование методик диагностики и развития некоторых компонентов математических способностей, а также исследования практической ценности вариативных типологий структуры математических способностей, которые можно использовать при обучении математике, разработка учебников нового типа, ориентированных на развитие математических способностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , У. Н. Развитие математического мышления студентов при изучении начал анализа Текст.: учеб. пособие по спецкурсу для студентов педвузов / У. Н. Абдиев- Ташк. гос. пед. ин-т им. Низами. -Ташкент: ТашГПИ, 1987. 123 с.
  2. , Г. С. Возрастная психология Текст.: учеб. для студентов вузов / Г. С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая кн., 1999. — 621 с.
  3. , Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики Текст. / Ж. Адамар- пер. с фр. М. А. Шаталова, О. П. Шаталовой- под ред. И. Б. Погребысского. М.: Московский центр непрерывного мат. образования, 2001. — 128 с.
  4. , М. К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей Текст.: дис.. докт. психол. наук: 19.00.01 / Акимова Маргарита Константиновна. М., 1999. — 397 с.
  5. , JI. В. Методы инженерного творчества Текст. / JI. В Александров. М.: НПО Поиск, 1993. — 392 с.
  6. , Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач Текст. / Г. С. Альтшуллер. Новосибирск: Наука: Сиб. Отделение, 1991.-225 с.
  7. , Б. Г. Избр. псих, труды Текст. В 2 т. Т. 2 / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
  8. , Б. Г. О развитии детей в процессе обучения Текст. / Б. Г. Ананьев // Советская педагогика. 1957. — № 7. — С. 12−24.
  9. , А. Р. Методика формирования элементов профессиональной культуры специалиста в условиях школ физико-математического профиля Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Андрющенко Алла Рудольфовна. Тамбов, 2003. — 20 с.
  10. , Р. Ф.Сборник задач по линейной алгебре Текст.: учеб. пособие для инж.- техн. вузов / Р. Ф. Апатенок, А. М. Маркина, Н. В. Попова, В. Б. Хейнман — под ред. В. Т. Воднева. Минск: Вышейш. шк., 1980.-192 с.
  11. , А. К. Методические основы методики формирования математических умений школьников Текст.: дисс. докт. пед. наук /
  12. A. К. Артемов. Пенза, 1987. — 314 с.
  13. , В. А. Исследование компонентов творческой деятельности студентов технического вуза Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.03 / Артемьева Вероника Алиевна. СПб., 2001. — 187 с.
  14. , Р. А. Психология развития математического мышления у школьников Текст.: дис.. докт. психол. наук / Р. А. Атаханов. -Душанбе, 1995.-365 с.
  15. , А. А. Дифференцированное обучение математике курсантов военных вузов МВД России с использованием компьютеров Текст.: дис.канд. педагогических наук: 13.00.02 / Баданов Александр Анатольевич. Новосибирск, 2004. — 192 с.
  16. , Н. Ц. Влияние мотивации на формирование общих умственных способностей : дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Бадмаева Наталья Цыденовна. Новосибирск, 1997. — 161 с.
  17. , Г. А. В мире задач Текст. / Г. А. Балл. -Киев:0-во «Знание» УССР, 1986.-44 с.
  18. , Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А Балл. М.: Педагогика, 1990. — 183 с.
  19. , В. Д. Психология технического творчества Текст. /
  20. B. Д. Бахарев. Л.: ЛДНТП, 1991. — 34 с.
  21. , О. А. Динамика логических и творческих компонентов мышления школьников-подростков Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Беляева Ольга Александровна. М., 1998. — 23 с.
  22. , О. А. Динамика логических и творческих компонентов мышления школьников-подростков Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Беляева Ольга Александровна. М., 1998. — 196 с.
  23. , Е. Ю. Технологический подход к развитию математической компетентности студентов экономических специальностей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Белянина Елена Юрьевна. -Омск, 2007. 22 с.
  24. , О. Н. Развитие геометрических умений студентов педвуза на основе приемов учебной деятельности в процессе обучения геометрии / Бердюгина Оксана Николаевна: автореф. дис.. канд. пед. наук / 13.00.02. Омск: ОмГПУ, 2008. — 19 с.
  25. , И. К. Математика для студентов гуманитарных специальностей: соответствие ГОС ВПО и профессиональнаянаправленность содержания математического образования Текст. / И. К. Берникова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. — № 5. -С. 43−45.
  26. , И. К. Математика: Опорные конспекты лекций и практические занятия (для студентов-психологов заочной формы обучения) Текст. В 3 ч. Ч. 1. / И. К. Берникова. Омск: Изд-во. ОмГУ, 2002. 98 с.
  27. , И. К. Математика: Опорные конспекты лекций и задания к практическим занятиям (для студентов-психологов заочной формы обучения) Текст. В 3 ч. Ч. 2. / И. К. Берникова. Омск: Изд-во ОмГУ, 2003.-62 с.
  28. , И. К. Математика: Опорные конспекты лекций и задания к практическим занятиям (для студентов-психологов заочной формы обучения) Текст. В 3 ч. Ч. 3. / И. К. Берникова. Омск: Изд-во ОмГУ, 2003. — 54 с.
  29. , Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика Текст.: учеб. пособие / Г. А. Берулава. М.: Пед. о-во России, 2001. — 235 с.
  30. , И. И. Механика и прикладная математика: Логика и особенности приложений математики Текст. / И. И. Блехман, А. Д. Мышкис, Я. Г. Пановко. М.: Наука. Главная редакция физ.-мат. лит-ры, 1983.-328 с.
  31. , А. К. Прикладная психология Текст.: учебник для вузов / А. К. Болотова, И. В. Макарова. М.: Аспект Пресс, 2001. — 383 с.
  32. , А. М. Дифференцированное обучение и оценивание знаний учащихся по математике (общеобразовательный уровень подготовки) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Борисова Алла Михайловна. Новосибирск, 2002. — 20 с.
  33. , А. Д. Организация и методика педагогических исследований Текст. / А. Д. Ботвинников. — М.: Наука, 1981- 43 с.
  34. , Дж. Психология познания Текст. / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977.-412 с.
  35. , А. В. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 96 с
  36. , JI. Ф. Психодиагностика Текст.: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук- СПб.: Питер, 2008. 384 с.
  37. , Е. В. Педагогическая диагностика логического мышления учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Веселовская Елена Вячеславовна. Вологда, 2002. — 172 с.
  38. , И. А.Задачи и упражнения по математическому анализу Текст. В 2 кн. Кн. 1: Дифференциальное и интегральное исчисление функций одной переменной / И. А. Виноградова, С. Н. Олехник, В. А. Садовничий. М.: Высш. шк., 2000. — 725 с.
  39. , Н. А. Формирование компонентов педагогического мышления студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Воронова Нина Александровна. М., 2003. — 181 с.
  40. , Л. С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский // Избр. психол. исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  41. , X. Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике в средней школе Текст.: дис.. докт. пед. наук: 13.00.02 / Танеев Хамит Жалилевич. Екатеринбург, 1997. — 327 с.
  42. , Б. В. Математика и математическое образование в современном мире Текст. / Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
  43. , Б. В. Математическое образование в вузах Текст. / Б. В. Гнеденко. -М.: Высш. шк., 1981. 174 с.
  44. , А. Г. Обучение решению творческих задач в профессиональной подготовке инженера Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Г. Головенко. М., 1994. — 192 с.
  45. , Т. Ю. Уровневая дифференциация в обучении математике студентов технических вузов с использованием компьютерныхтехнологий Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Горюнова Татьяна Юрьевна. — Н. Новгород, 2006. — 17 с.
  46. , С. В. Дифференцированность когнитивных структур и ее связь с умственным развитием и свойствами нервной! системы у старших подростков Текст.: дис.. канд. психол. наук / С. В. Гриценко. М., 1997.- 156 с.
  47. , Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике Текст. /Я. И. Груденов-М.: Педагогика, 1987. 159 с.
  48. , В. А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе Текст.: дис.. докт. пед. наук. М., 1990. -364 с.
  49. , В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  50. , В. А. Теоретические основы когнитивно-визуального подхода к обучению Текст. / В. А. Далингер. Омск: изд-во ОмГПУ, 2006. -143 с.
  51. , В. А. Методика формирования пространственных представлений у учащихся при обучении геометрии Текст.: учеб. пособ. / В. А. Далингер.- Омск: ОмПИ, 1992. 95 с.
  52. , П. Е. Высшая математика в упражнениях и задачах Текст.: учеб. пособие для студентов втузов. В 2 ч. Ч. 1 / П. Е. Данко, А. Г. Попов, Т. Я. Кожевникова. М.: Высш. шк., 1986. — 304 с.
  53. , П. Е. Высшая математика в упражнениях и задачах Текст.: учеб. пособие для студентов втузов. В 2 ч. Ч. 2. / П. Е. Данко, А. Г. Попов, Т. Я. Кожевникова.- М.: Высш. шк., 1986. 415 с.
  54. , Н. Г.Формирование готовности к развитию математических способностей школьников у студентов педагогических вузов: дисс.. канд. пед. наук :13.00.01 / Н. Г. Дендеберя. Армавир, 1998. — 184 с.
  55. , Н. Ю. Методическая система дифференциации обучения математике с учетом особенностей темперамента школьников подросткового возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Деревякина Нина Юрьевна. Волгоград, 2005. — 31 с.
  56. , И. В. Методическая подготовка будущего учителя математики к дифференцированному обучению учащихся средней школы Текст.: дис.. докт. пед. наук: 13.00.02 / Дробышева Ирина Васильевна.-М., 2001.-431 с.
  57. В. Н. Психология общих способностей Текст. h В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2008. — 368 с.
  58. , М. И. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ им В. И. Ленина, 1981. — 383 с.
  59. , О. Б. Технология обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся Текст.: учеб. пособ. / О. Б. Епишева. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1998. -158 с.
  60. , Е. С. Компоненты вербального и невербального мышления в структуре формирующегося технического интеллекта Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.03 / Ермак Елена Станиславовна. СПб, 1998. — 107 с.
  61. , В. П. Использование задач для прогнозирования эффективности развития математических способностей учащихся в республике Саха (Якутия) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ефремов Валентин Павлович. -М, 2003. 171 с.
  62. , Н. Р Совершенствование обучения математике студентов инженерно-строительных вузов в условиях информатизации образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Жарова Нина Романовна. -Новосибирск, 2002. 167 с.
  63. , А. Ж. Индивидуализация и дифференциация в педагогической теории и практике Текст. / А. Ж. Жафяров, Е. С. Никитина, М. Е. Федотова. Новосибирск. 2004 — 34 с.
  64. Задачи и упражнения по математическому анализу для втузов Текст.: [Учеб. пособие / Г. С. Бараненков и др.]- под. ред. Б. П. Демидовича. — М.: Интеграл-пресс, 1997. 416 с.
  65. , О. Л. Конструирование интегративного учебно-информационного комплекса как средства обучения математике и информатике студентов гуманитарных специальностей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Л. Засядко. Краснодар, 2006. — 23 с.
  66. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 1999. — 384 с.
  67. , М. М. Теоретические основы целенаправленного формирования творческого технического мышления и инженерных умений студентов Текст. / М. М. Зимовкина. — М.: Завод-ВТУЗ при ЗИЛе, 1988.-83 с.
  68. , К. Педагогическая диагностика Текст.: [пер. с нем.] / К. Ингенкамп. — М.: Педагогика, 1991. 240 с.
  69. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся Текст. / Е. Н. Кабанова-Меллер. -М.: Просвещение, 1968. 288 с.
  70. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. /3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  71. , Ю. В. Психодиагностика познавательного развития учащихся Текст. / Ю. В. Карпов, Н. Ф. Талызина. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1989.-40 с.
  72. , В. И. Прикладная направленность преподавания математики в военно-инженерном вузе как средство формирования системности научных взглядов курсантов Текст.: дис.. канд. пед. наук: 20.01.06 / Карпова Валентина Ивановна. Пермь, 1999. — 155 с.
  73. , В. В. Развитие математических способностей студентов в аспекте их будущей профессиональной деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Кертанова Валерия Викторовна. Саратов, 2007.- 191 с.
  74. , В. И. Совершенствование подготовки будущих учителей к развитию математических способностей младших школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Кириллова Валентина Ивановна. -Ставрополь, 1998. 165 с .
  75. , А. А.Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Текст. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1986.-224 с.
  76. , Д. В. Сборник задач по аналитической геометрии: Учеб. пособие для втузов Текст. / Д. В. Клетеник- под ред. Н. В. Ефимова. М.: Наука, 1986.-224 с.
  77. , А. Г. Психологические особенности человека Текст. В 2 т. Т.2. Способности / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1960.-304 с.
  78. , Г. В. Взаимосвязи когнитивных, личностных и нейродинамических характеристик креативности Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Ковалева Галина Викторовна. — Пермь, 2002. — 169 с.
  79. , А. Н. Письмо В. А. Крутецкому Текст. / А. Н. Колмагоров // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С. 103−106.
  80. , Ю. М. Учись решать задачи Текст.: пособие для учащ. 7−9 кл. гимназии / Ю. М. Колягин, Ю. В. Балашов. М.: ТОО «Валент», 1995. -154 с.
  81. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 10−41.
  82. , И. В. Педагогические условия повышения эффективности подготовки специалистов в профессиональном лицее: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. В. Косьмина. Новосибирск, 2002. — 198 с.
  83. , Е. А. Метод координат на плоскости Текст. / Е. А. Костина. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 110 с.
  84. , Е. А. Дифференцированное обучение высшей математике в техническом вузе с учетом уровня развития математических способностей студентов Текст. / Е. А. Костина // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2008. № 4. — С. 30−33.
  85. , Е. А. Построение дифференцированного обучения высшей математике в техническом вузе с учетом индивидуального профиляматематических способностей студента Текст. / Е. А. Костина // Омский научный вестник. 2007. — № 3 (60). — С.118 — 122.
  86. , В. М. Психофизиология человека Текст.: учебное пособие / В. М. Кроль. СПб.: Питер, 2003. — 302 с.
  87. , В. А. Психология математических способностей школьников Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  88. , В. А. Психология математических способностей школьников Текст. / В. А. Крутецкий- под ред. Н. И. Чуприковой. — М.: Институт практической психологии, 1998. — 416 с.
  89. , JI. Д. Современная математика и ее преподавание Текст. / JI. Д. Кудрявцев. -М.: Наука, 1985. 179 с.
  90. , Т. В. Психология технического мышления Текст. / Т. В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
  91. , Н. И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения математике в средних профтехучилищах Текст. / Н. И. Кузьмичева. М.: Высшая школа, 1980. — 64 с.
  92. , И. JI. Формирование системы качеств прикладных знаний при обучении студентов математике Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. JI. Куликова. Калининград, 1996. — 170 с.
  93. , Ю. Н. Психология обучения взрослых Текст. / Ю. Н. Кулюткин. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  94. , В. И. Логика Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Курбатов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 384 с.
  95. Т. П. Формирование приемов исследовательской деятельности будущих учителей математики в процессе обучения математическому анализу Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.02 / Куряченко Татьяна Петровна. Омск, 2006 — 23 с.
  96. , Т. Е. Изучение гибкости мышления как личностного ресурса психического здоровья школьников Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.04 / Левицкая Татьяна Евгеньевна. Томск, 2002. — 128 с.
  97. , Н. С. Возрастная одаренность школьников Текст.: Учеб. пособие для пед. вузов / Н. С. Лейтес. М.: Академия, 2000. — 320 с.
  98. , А. Н. Теоретические проблемы психического развития ребенка Текст. / А. Н. Леонтьев // Советская педагогика. — 1957. — № 6. — С. 93— 105.
  99. , Л. Б. Методика организации дифференцированного обучения решению физических задач на основе учета когнитивных стилей учащихся Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Лозовская Людмила Борисовна. Киров, 2006. — 18 с.
  100. , К. Н. Сборник задач по высшей математике Текст.: 1 курс / К. Н. Лунгу, Д. Т. Письменный, С. Н. Федин, Ю. А. Шевченко. М.: Айрис-пресс, 2004. — 576 с.
  101. , А. С. Процесс научного творчества Текст. / А. С. Майданов. — М.: Наука, 1983.-207 с.
  102. , С. М. Организационно-педагогическое обеспечение развития математических способностей школьников в процессе профильной дифференциации Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Макарова Саргылана Михайловна. Якутск, 2005- 18 с.
  103. , К. Базовая математическая подготовка студентов — инженеров Текст. / К. Мантойффель, У. Цебрик // Современная высшая школа.-М., 1988.-№ 4.-С. 137−144.
  104. , А. К. Формирование мотивации учения Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. -192 с.
  105. , Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка Текст.: избр. психолог, тр. / Н. А. Менчинская- под ред. Е. Д. Божович- Акад. пед. и соц. наук. М.: Институт практической психологии, 1998.-443 с.
  106. , H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника Текст.: избр. психолог, тр. / Н. А. Менчинская- ред.-сост. И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  107. , Л. В. Психологические закономерности развития индивидуальности студентов в вузе Текст.: дис.. докт. психол. наук / Л. В. Меньшикова. Новосибирск, 1998. — 370 с. 123.124,125.126,127,128,129 130 131 132 133 142 429 696
  108. , H. В. Пути совершенствования обучения математике: Проблемы современной методики математики Текст. / Н. В. Метельский. -Минск: Университетское, 1989 — 160 с.
  109. , Е. А. Психосемиотическая диагностика и прогностика трудностей овладения «языком» математики в школе Текст.: дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Морозова Евгения Александровна. М., 2003.- 179 с.
  110. , Р. С. Психология Текст.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1997.- 688 с.
  111. , Ж. Избр. псих, труды Текст. / Ж. Пиаже- пер. с фр. — М.: Просвещение, 1969. 659 с.
  112. , Ж. Речь и мышление ребенка Текст. / Ж. Пиаже- пер. с фр. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 527 с.
  113. , К. К. Проблемы способностей Текст. / К. К. Платонов. M .: Наука, 1972.-312 с. 137.138.139.140.141.142.143,144.145,146 147 148 149 150 144
  114. , Н. А. Изучение приемов логического мышления у взрослых Текст. / Н. А. Подгорецкая. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 149 с. Пойа, Д. Как решать задачу [Текст] / Д. Пойа. — М.: Учпедгиз, 1961. -205 с.
  115. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения Текст. / Д. Пойа- пер. с англ. И. А. Ванштейна- под ред. С. А. Яновской. М.: Наука, 1975.- 463 с.
  116. , Д. Математическое открытие Текст. / Д. Пойа- пер. с англ.
  117. Попов, А. И. Решение творческих профессиональных задач Текст.: учеб. пособие / А. И. Попов. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. техн. ун-та, 2004. — 80 с.
  118. , Ю. П. Доктрина инженерного образования России / Ю. П. Похолков // Ассоциация инженерного образования России' Электронный ресурс. / Web-мастер Е. И. Якушкина. Интернет-портал.
  119. М., 2003−2007. Режим доступа: http://aeer.cctpu.edu.ru/winn/doctrine/doctrinel.phtml, свободный. — Загл. с экрана.
  120. Проблемы индивидуализации и дифференциации обучения в вечерней школе Текст.: сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. образ, взрослых- под ред. Г. Д. Глейзера. Л .: НИИ ООВ, 1981. — 91 с.
  121. Психология Текст.: учеб. пособ. для пед. институтов / Под ред. А. Г. Ковалева. М.: Просвещение, 1966. — 450 с.
  122. , А. О науке Текст. / А. Пуанкаре- пер. с фр.- под ред. Л. С. Понтрягина. М.: Наука, 1990. — 736 с.
  123. С. Л. О мышлении и путях его исследования Текст. /
  124. C. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 147 с. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 1999. 720 с.
  125. , С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории Текст. / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1960. — № 3. -С. 3−15.
  126. , Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология Текст. / Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
  127. , С. С. Микровозрастное развитие интеллекта и креативности одаренных старшеклассников Текст.: дис.. канд. псих, наук: 19.00.13 / Савенышева Светлана Станиславовна. — СПб., 2002. 229 с.
  128. , В. А. Задачи студенческих олимпиад по математике Текст. / В. А. Садовничий, А. С. Подколзин. М.: Наука, 1978. -208 с.
  129. , Ю. А. Очерки психологии ума: Особенности умственной деятельности школьников Текст.: / Ю. А. Самарин. М.: Изд-во АПН СССР, 1962.-504 с.
  130. Сборник задач по математике для втузов. В 4 ч. 4.1. Линейная алгебра и основы математического анализа Текст.: учеб. пособие для втузов. M .-.Наука, 1993.-480 с.
  131. , В. П. Математический аппарат инженера Текст. / В. П. Сигорский. Киев: Техника, 1977. — 768 с.
  132. , Г. Н. Развитие компетентности в проектной деятельности у студентов технических специальностей Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Синицина Галина Николаевна. Оренбург, 2003. — 187 с.
  133. , А. Л. Дифференцированное обучение младших школьников с учетом нейропсихологических особенностей Текст.: автореф. дис.. докт. психол. наук: 19.00.07 / Сиротюк Алла Леонидовна. М, 2003. -46 с.
  134. , К. А. Процесс мышления и актуализация знаний Текст. / К. А. Славская // Вопросы психологии. 1959. — № 3. — С. 28−44.
  135. , Б. В., Мишняков H. Т, Поркшеян В. М. Практикум по высшей математике Текст. /Б. В. Соболь. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2004. — 640 с.
  136. , Е. Л. Креативность в структуре личности (На примере развития креативности в подростковом возрасте) Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Солдатова Елена Леонидовна. СПб., 1996. -170 с.
  137. Способности и склонности: комплексные исследования Текст. / Под ред. Э. А. Голубевой- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 199 с.
  138. , Г. Н. Проектирование педагогической системы общетехнической подготовки в инженерном вузе Текст.: дис.. докт. пед наук: 13.00.08 / Стайнов Геннадий Николаевич. Казань, 2003. -380 с.
  139. , Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых Текст.: учебное пособие / Е. И. Степанова. Л.: ЛГПИ, 1981. — 84 с.
  140. А. А. Логика и интуиция в преподавании геометрии Текст. / А. А. Столяр. Минск: Изд-во министерства высшего, среднего и специального образования БСССР, 1963. — 126 с.
  141. , А. А. Педагогика математики Текст. / А. А. Столяр. Минск: Вышейш. шк., 1986. — 414 с.
  142. , Е. В. Прикладные задачи как средство формирования математического мышления учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Сухорукова Елена Владимировна. М., 1997. — 207 с.
  143. , Н. Ф. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта Текст.: учеб.- метод, пособие для фак. психол. гос. ун-тов / Н. Ф. Талызина, Ю. В. Карпов. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 63 с.
  144. , С. А. Формирование профессиональной компетентности будущего инженера в процессе обучения математике в техническом вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Татьяненко Светлана Александровна. Омск, 2003. — 22 с.
  145. , Б. М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  146. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. -М.: Педагогика, 1990. 191 с.
  147. Успенский, В Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность Текст. / В Б. Успенский, А. П. Чернявская. М.: Владос, 2004. — 176 с.
  148. , Р. А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе Текст.: дис.. докт. пед. наук: 13.00.02 / Утеева Роза Азербаевна.-М., 1998.-363 с.
  149. Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования Электронный ресурс. / Росаккредагентство. М., — Интернет-портал. — 2005−2008. Режим доступа: http://www.fepo.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  150. , П. Ф. Педагогические условия формирования творческого технического мышления на основе решения изобретательских задач (На примере ПТУ) Текст.: дис.. канд. пед. наук / П. Ф. Филиппов. М., 1996.- 147 с.
  151. Фридман- JI. М. Психолого-педагогические основы обучения математике1 в школе Текст. / JI. М. Фридман. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  152. , JI. Ф. Психология детей и подростков: Справочник для учит, и воспитателя Текст.' / JI. М. Фридман. М.: Изд-во Институт психотерапии, 2003. — 480 с.
  153. , Э. JI. Развитие математических способностей учащихся 8−9 классов с углубленным изучением математики : На материале теории-делимости целых чисел Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Хабина Элла Львовна. М., 2002. — 211 с.
  154. , О. А. Психологические условия развития креативности’подростков в учебно-воспитательном процессе Текст.: дис.канд.психол. наук: 19.00.13 / Халифаева Ольга Алексеевна. Астрахань, 2007. — 173 с.
  155. М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная СПб.: Питер, 2002. — 264 с.
  156. , М. А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений индивидуализации обучения Текст. / М. А. Холодная // Школьные технологии. 2000. — № 4. — С. 12−16.
  157. , О. Н. Задачи и упражнения по аналитической геометрии: для втузов Текст. / О. Н. Цубербиллер. СПб.: Изд-во Лань, 2003. -336 с.
  158. , М. В. Роль и место творческих задач при изучении элементов математического анализа Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. В Шабанова. М., 1994. — 232 с.
  159. , В. Д. Введение в психологию способностей человека Текст. / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2002. 159 с.
  160. , А. С. Онтология психологических механизмов рефлексии // Вестник Омского государственного педагогического университета Электронный ресурс. / А. С. Шаров- рубрика педагогика и психология.
  161. Электронный научный журнал. — Омск, 2006. Режим доступа: http://omsk.edu, свободный. — Загл. с экрана.
  162. , А. С. Психология образования и развития человека : Учеб. пособие для студентов пед. вузов / А. С. Шаров. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996.- 150 с.
  163. , Т. И. Дифференцированное обучение математическому анализу студентов младших курсов- педвуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Шахматова Таисья Ивановна. Тобольск, 2004. — 194 с.
  164. , Н. В. Высшая школа: технология обучения Текст. / Н. В. Шестак. М.: Вузовская книга, 2000. — 80 с.
  165. , Т. А. Математическое образование старшеклассников с гуманитарными склонностями как методическая проблема : На прим. ист.-филол. специализации Текст. / дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ширшова Татьяна Ахметовна. Омск, 1994. — 182 с.
  166. , И. С Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  167. , И. С. Развитие пространственного мышления школьников Текст. / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
Заполнить форму текущей работой