Формирование социального опыта младших школьников в процессе обучения: На примере учебного предмета «Иностранный язык»
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления основных концепций социализации младших школьников и нормативных документов, связанных с модернизацией системы начальною образованияэмпирические: сопоставительный анализ учебных программ по предметам «ИЯ» и «ОБЖ» в начальной школеизучение… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Психолого-педагогические основы процесса социализации детей младшего школьного возраста в условиях обучения
- 1. 1. Понятие социализации в школьном образовательном процессе
- 1. 2. Факторы социализации, их классификация и их роль в формировании социального оны га младших школьников
- 1. 3. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста и особенности процесса социализации младшего школьника
- Выводы по первой главе
- Глава II. Интеграция содержания учебных дисциплин «Иностранный язык» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в начальной школе как условие формирования социального опыта младших школьников
- 2. 1. Учебный предмет «Иностранный язык» в цикле дисциплин начальной школы и его роль в формировании социального опыта младших школьников
- 2. 2. Интегративные процессы в обучении иностранному языку на разных этапах обучения и их особенности
- 2. 3. Интеграция учебных предметов «Иностранный язык» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в целях формирования социального опыта младших школьников
- Выводы по второй главе
- Глава III. Организация дидактического пространства как микросоциума в процессе обучения иностранному (испанскому) языку младших школьников
- 1. Содержание обучения испанскому я зыку на основе интеграции с учебным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 3. 2. Организация дидактической среды как микросоциума на уроках испаснского языка в целях активизации и формирования социального опыта младших школьников
- 1. Содержание обучения испанскому я зыку на основе интеграции с учебным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности»
Формирование социального опыта младших школьников в процессе обучения: На примере учебного предмета «Иностранный язык» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современная социокультурная ситуация в России характеризуется качественными переменами. сменой приоритетов и ценностей в общественном сознании. ')ги перемены затрагивают все сферы общества и. в значительной степени, сферу образования, что внесло изменения в содержание образования в целом и в содержание конкретных учебных предметов. На современном лапе развития общества набирают силу процессы гуманизации и гуманитаризации образования, все более прочные позиции завоевывает личностно ориентированная направленность образовательных процессов.
Социально-экономическая и политическая нестабильность в обществе, период развития которого определяется как переходный, далеко не всегда положительно отражаются на развитии сферы культуры и образования, что затрудняет работу механизмов процесса социализации подрастающего поколения. Очевидно, что прежние подходы к воспитанию, ел о содержанию, методам и средствам осуществления не могут быть адекватны требованиям демократического общества, которое строится в России. Однако новые ценностные ориентации, ведущие к социализации личности, находятся еще в стадии становления.
Обучение представляет лишь одну часть формирования личности, которым занимается школа как образовательное учреждение. Одним из негативных последствий прошлого является неготовность молодежи и подростков к социальной адаптации в современных жизненных условиях и недостаточная сформированноеть такого качества личности, как социальная активность. Данный факт вносит существенные изменения в характер воспитания подрастающего поколения. Проблема воспитания может быть решена в полной мере лишь с учетом психологических особенностей личности школьника, роли социальной среды воспитания, фактора социальных отношений того общества, в котором живет школьник.
Изменения. связанные с направленностью содержания дховно-нравственных ориентацией, и проблема социализации личности касаются в полной мере и детей младшего школьного возраста. В силу лого остро возник вопрос о целенаправленном характере социально-ориентированного обучения, о повышении эффективности социализации младшего школьника в контексте учебной деятельности и о возможности управления ним процессом.
Без духовною обновления процессов воспитания трудно предположить возможность духовного обновления российского общества в целом и каждого из его членов, граждан рождающегося демократического государства.
Научный интерес к проблеме социализации и ее осмыслению возрос еще в конце 70-х годов XX века, что вы звало к жизни ряд исследований, в которых вопросы социализации стали рассматриваться более глубоко, с разных позиций и в преломлении к разным возрастным этапам жизни человека. Значительный вклад в исследование проблемы социализации как-педагогического явления внесли такие ученые, как: J1.C. Выготский. H.A. Гальперин. С. Л. Рубинштейн. Д. Б. Ольконин, В В. Давыдов, A.B. Мудрик, Д. И. Фельдштейн, Н. Ф Голованова. И. С. Кон. Л. И. Новикова. В. Г. Бочарова. A.M. Леонтьев. A.A. Леонтьев. III.А. Амонашвили, Д. С. Лихачев. H.H. Селиванова. В. А. Сластенин. А. И. Арнольдов. Г. Н. Шиянов.
В большинстве исследований, так или иначе связанных с педагогическими и психологическими проблемами детского возраста, отмечается, что в возрасте 6−10 лет раскрываются потенциальные силы растущего человека, формируется ядро личности. В этот период проявляются и утверждаются до 70е?-óличностных качеств ребенка. Информация, усваиваемая ребенком в этом возрасте, остается на всю жизнь.
Младший школьный возраст — один из важнейших периодов в жизни ребенка, ибо во время его пребывания в начальной школе активизируется имеющимся социальный опыт и формиру С1 ся новый. Именно перед начальной школой стоит задача помочь учащимся в формировании ценностных ориентации и повеления, обусловленных требованиями конкретного общества, в котором живет ребенок, и цивилизации в целом, адаптировав к современным условиям их позитивные социальные и культурные традиции. Данные положения соответствуют государственной политике в области воспитания, основанной на принципах гуманизма и высокой гражданственности, нашедшие отражение в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об образовании», а также международных актах о правах ребенка.
Годы обучения ребенка в начальной школе характеризуются осознанием им своего места в системе общественных отношений, появлением у ребенка начал творческого восприятия действительности. В возрасте 6−10 лет происходит формирование произвольности психических процессов, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает развитие потребности ребенка в получении признания других людей и потребности в освоении новой социально значимой деятельности. Таким образом, именно в этом возрасте закладываются основы социальной культуры, ребенок начинает формироваться как член общества, в котором он живет.
На образовательное учреждение школьного типа, в том числе начальную школу, возлагаются задачи воспитания социально-нравственных начал личности, которые впоследствии будут удерживать ее на всех этапах жизнедеятельности в пределах социально-культурных традиций того общества, в котором он живет.
Функция начальной школы, как формы подлинного начального образования, становления и развития личности ребенка, не может быть успешно осуществлена без квалифицированного и эффективного обучения детей иностранному языку. Именно этот предмет в силу своей специфики и междисциплинарного характера содержания обучения помогает реализации положений о назначении начальной школы. зафиксированных в международных документах ЮПНСКО. «11ачальную школу следует спланировать и организовать как социальную среду со своим характером и ценностями, в которой различные ситуации, включая игры, помогут детям осознать свои права, свободно самоутверждаться, а также расширить и углубить на основе непосредственного опыта свое понимание принадлежности ко все большим и большим ценност ям — семье, школе, затем местной общине, национальному и мировому сообществу». [257.94].
Несмотря на большой спектр вопросов, связанных с развитием, воспитанием и обучением детей младшего школьного возраста (становление познавательных процессов, формирование умений и навыков учебной деятельности, воспитание личностных качеств и др.). представленных в научных исследованиях и в педагогической литературе, вопросам социализации и формирования социального опыта и основ социальной культуры младшего школьника уделялось недостаточное внимание.
Все вышеизложенное обеспечивает актуальность данного исследования.
Формирование социального опыта и основ социальной культуры младших школьников, создание условий, способствующих восприятию ими целостной картины мира, в рамках личносгно-ориентированого обучения вполне возможно осуществить в условиях начальной школы. Наиболее полно, целенаправленно лог процесс может осуществиться не только средствами одного предмета, в данном случае предмета «Иностранный язык», содержание которого обладает большим социокультурным и социализирующим потенциалом, но и посредством интеграции предмета «Иностранный язык» («ИЯ») с другими учебными дисциплинами, в данном случае предметом «Основы безопасности жизнедеятельности» («ОБЖ»). что придаст процессу обучения социально-ориентированную направленность.
Ранее процессы интеграции в языковом образовании были рассмотрены и апробированы главным образом в целях усиления мотивации изучения иностранного языка и повышения результативности процесса обучения. Вопросы же формирования социального опыта младших школьников в процессе обучения иностранному языку не являлись предметом исследования В данном исследовании интеграция содержании учебных предметов «Иностранный язык» и «ОБЖ» рассматривается именно с этих позиций как фактор, способствующий формированию социального опыта младших школьников, основ их социальной культуры и процессу социализации.
Анализ научных трудов в области начального образования, развития, воспитания, социализации детей позволил выявить противоречие между необходимостью формирования социального опыта младших школьников в процессе обучения и недостаточной разработанностью дидактических характеристик социально-ориентированного обучения, обеспечивающего формирование социального опыта учащихся начальной школы.
Указанное противоречие и его проявления позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в недостаточной научной разработанности дидактических характеристик социально ориентированного процесса обучения, направленного на формирование социального опыта младшего школьника.
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Формирование социального опыта младших школьников в процессе обучения (на примере учебного предмета „Иностранный язык“)».
Объект исследования является процесс обучения младших школьников, а его предметом — исследования: формирование социального опыта младших школьников в процессе обучения иностранному языку.
Цель данного исследования состоит в обосновании возможностей формирования социальною опыта младших школьников в процессе обучения иностранному языку и определении условий, обеспечивающих его эффективность.
Гипотеза исследования заключается в юм. что формирование социального опыта можно осуществить в процессе социально ориентированного обучения детей в начальной школе, если:
• отбор содержания б>дег определяться целями формирования социального опыта младших школьников;
• интеграция учебных дисциплин будет направлена на реализацию социализирующего потенциала обу чения;
• дидактическая среда будет организована как социальная микросреда, для которой характерныличностно-ориентированная направленность обученияучел возрастных особенностей младших школьниковсубъектно-субъектные отношения в системе «учитель-ученик" — развитие речемыслительной активности и поисково-познавательной деятельности учащихся на основе построения процесса обучения как взаимодействие .
Цель настоящего исследования, объект, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования;
1. Теоретически обосновать роль начальной школы в формировании социальною опыта младшего школьника;
2. Исследовать процесс социализации младшего школьника как процесс актуализации и развития социального опыта;
3. Исследовать возможность интеграции содержания учебных предметов «Иностранный язык» («ИЯ») и «Основы безопасности жизнедеятельности» («ОБЖ») в целях усиления социализирующего потенциала учебной дисциплины «ИЯ» и создания условий для формирования социального опыта младших школьников в процессе учебной деятельности;
4. Определить педагогические условия организации дидактической среды в процессе обучения иностранному языку как микросоциум, позволяющий актуализировать имеющийся социальный опыт. способствовать накоплению нового социального опыта, и. в целом, управлять процессом социализации младшего школьника в ходе социалыю-оиентированного обучения.
Теорико-методологическую основу исследования составили концептуальные современные положения о гуманитарной направленности новой образовательной парадигмы и современных трактовок целей образования в Российской Федерациипсихолого-дидактическая модель начального образования, созданная под руководством Л.А. Леонтьевапсихолого-педагогические, психологические и социальные концепции отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающие многогранную природу процессов социализации, воспитания, развития, в том числе и речевого развития. Особое значение для исследования имели грудь': Ж. Пиаже. Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина. С. Л. Рубинштейна. Б. Г. Ананьева. В. В. Давыдова. Д. Б. Эльконина. A.M. Леонтьева. A.A. Леонтьева. Л. В Занкова. Л. И. Божович. A.B. Запорожца. И. С. Кона. JI M. Якобсона. Л. П. Буевой. Н. Ф. Рыбалко. А. К. Марковой. Г. И. Негневицкой. Л И. Новиковой. Н. П. Селивановой. А. И. Матюхиной. А. И. Липкиной, A.M. Матюшкина. М. И. Махмудова. H.A. Горловой. И. А. Зимней, В. В. Сафоновой. A.B. Мудрика. Н. Ф. Головановой. И. Д. Демаковой, Д. И. Фельдштейна. Б. Д. Парыгина и др.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления основных концепций социализации младших школьников и нормативных документов, связанных с модернизацией системы начальною образованияэмпирические: сопоставительный анализ учебных программ по предметам «ИЯ» и «ОБЖ» в начальной школеизучение и обобщение педагогического опыта в области формирования социального опыта младших школьниковнаблюдение за процессом актуализации и формирования социального опыта младшего школьника в курсе обучения иностранному языку на основе интегрирования содержания с учебным предметом «ОЬЖ» — интервью с испанскими учителями в качестве информантов с целью выявления аутентичных ситуаций общения для использования в опытном обучении: экспериментальные: анкетирование учащихсяпроведение опытного обучения с целью формирования социального опыта учащихся.
Исследование проводилось в гри этапа.
Первый этан исследования (1996;1997 гг.) — изучение и анализ психолого-педагогической, социологической литературы, литературы по мотивации обучения и педагогике общенияизучение опыта работы учителей начальной школы и сбор материала для опытного обученияпроведение анкетирования и устных опросов среди младших школьников, учителей начальной школы и учителей иностранною языка.
Второй этап исследования (1997;1999 гг.) — Определение условий организации дидактической среды как микросоциума, обеспечивающих формирование социального опыта младшего школьникаопределение содержания обучения «ИЯ» на основе интеграции с учебным предметом «ОЬЖ" — включение элементов интегрированного содержания в учебно-методические комплекты для учащихся 1.2,3 классов школ с углубленным изучением иностранного языка.
Третий этап исследования: (1999;2001 гг.) — Проведение опытного обучения и обобщение результатов.
Научная новизна исследования состоит в том, что: обоснована возможность формирования социального опыта младших школьников в процессе обученияобразовательная среда в процессе обучения выстраивается как социальная микросредаразработана стратегия обучения иностранному языку на основе интеграции (с содержанием учебной дисциплины «ОБЖ») — интеграция учебных дисциплин будет направлена на реализацию социализирующего потенциала обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том. что:
• обоснована значимость процесса социализации младшего школьника:
• определены условия управления процессом социализации в ходе учебной деятельности;
Практическая значимость состоит в раскрытии социализирующего потенциала учебного предмета «ИЯ» (испанский язык) при его интегрированном содержании с учебных" предметом «ОБЖ»: в создании дидактической среды как микросоциума, способствующего воспитанию и развитию детей, обладающего потенциальными возможностями для формирования социального опыта младших школьниковв разработке методических рекомендаций для учителей начальной школы по использованию интегрированного содержания учебных предметов «ИЯ» и «ОБЖ» и разработанного дидактического материала в целях формирования социального опыта младших школьников.
Основные положения, выносимые на защиту:
— Начальная школа способна осуществлять в ходе образовательно-развивающего процесса формирование социального опыта младших школьников;
— Социальный опыт младшего школьника как совокупность ощущений, навыков, способов общения, мышления и деятельности, стереотипов поведенияинтериоризации ценностных ориентации и социальных установок, полученных, в основном, в ходе социально-ориентированного обучения и частично в ходе стихийной социализации является основой процесса социализации и напрямую связан с формированием социальной культуры;
— Социализирующий потенциал учебного предмета «ИЯ» может быть усилен за счет интеграции его содержания с учебной дисциплиной.
ОЬЖ". что рассматривается как одно из условийэффективности формирования социального опыта младшего школьника;
— Целесообразна организация образовательной среды в процессе обучения учебному предмету «ИЯ» на основе интегрирования содержания с учебным предметом «ОБЖ» как микросоциума. позволяющая актуализировать имеющийся социальный опыт, способствовать накоплению новою социального опыта, и в целом управлять процессом социализации младшего школьника в ходе социально ориентированного обучения.
Апробация и внедренне происходили в рамках опытного обучения в школах №№ 1252, 1037. 110 г. Москвы. Основной базой являлась школа № 1252 им. М. Сервантеса с углубленным изучением испанского языка. Основные положения исследования и результаты опытного обучения обсуждались на заседаниях кафедры иностранных языков и культуроведения и аспирантских чтениях Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПК и ПРО), на Педагогических чтениях Северного округа «Школа: перспективы развития образовательной среды» г. Москвы 1999;2000 гг. на Международной конференции «Гражданское образование, поликультурность и толерантность» (декабрь 2000 г.). Материалы исследования легли в основу учебно-методических комплектов по обучению испанскому языку в 1, 2 и 3 классах школ с углубленным изучением испанского языка, созданных в соавторстве с A.A. Воиновой (изд-во «1 Просвещение»).
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Выводы по третьей г лаве.
1. Образование, реализуемое через обучение конкретным предметным областям, в том числе иностранном) языку, процесс социальный. В педагогическом аспекте обучение и воспитание идут одновременно, слитно, в неразрывном единстве. Воспитательный процесс оказывается активен с грех позиций: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда, однако воспитание в процессе обучения должно быть организовано таким образом, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался сам (Л.С. Выготский).
2. Отобранный тематический и ситуативный диапазон обучения на базе интегрированного содержания «Иностранного языка» и «Основ безопасности жизнедеятельности» потребовали и специального отбора средств выражения — языкового и речевого материала, позволяющего осуществлять речевое взаимодействие и формировать социальный опыт младших школьников.
3. Дело учителя — организовать дидактическую среду с учетом интересов воспитания ребенка, сделать ее благоприятной для выработки у ученика норм поведения, приобретения им положительного социального и нравственного опыта, т. е. придать этой дидактической среде социальную направленность. Создаваемая учителем в процессе обучения дидактическая среда должна быть приспособлена для проявления индивидуальности учащегося и должна быть социально ориентированной.
4. Технология, использованная в ходе опытного обучения в целях организации образовательного пространства, позволила создать на уроке испанского языка дидактическую. микросреду, которая могла быть определена как социальная микросреда и позволила формировать социальный опыт младшего школьника.
5. Создание дидактической микросреды в процессе обучения ! испанскому языку в начальной школе на базе интегрированного.
1 содержания с учебным предметом «Основы безопасности I жизнедеятельности» при личностно-ориептированной.
I направленности обучения соотносилось с принципами дидактической культуросообразности и природосообразности.
6. Апробация созданной технологии, ориентированной на формирование социального опыта младших школьников.
I осуществлялась посредством следующей стратегии обучения.
1 — поисково-игровых заданийг.
— познавательно-поисковых заданий к льтуроведческой и социоку лыурной направленности, реализуемых в контексте социальноречевого взаимодействия;
— сюжетно-ролевых, социально-ролевых ситуаций общения.
7. В используемой технологии особая роль принадлежала использованию сюжетно-ролевой ситуации общения, которые:
— побуждали ребенка к вербальному и невербальному реагированию;
— прививали ребенку соответствующие социальные нормы и формы поведения в различных сферах жизнедеятельности;
— способствовали формированию у детей морально-нравственных представлений о культурном и социальном аспектах поведения в родном и испаноязычном социумах;
— учили справляться с негативными ситуациями и корректировать свое поведение, самостоятельно принимать решения.
Таким образом, в условиях социально ориентированного обучения иностранном} языку на интегративной основе младший школьник имел возможность быть субъектом учебной деятельности, направленной на | формирование его социального опыта, лежащего в основе процесса социализации.
Заключение
.
Роль школы, в том числе начальной школы, в реализации задач, связанных с процессом социализации личности на этапе модернизации российского образования и демократического становления общества очень велика. Процессы обучения и воспитания реализуются одновременно, в неразрывном единстве.
Путь социального «вхождения» ребенка в общества как процесс социализации может быть управляемым в ходе формирования его социального опыта во время обучения в начальной школе.
Вопросы социализации не могут быть решены вне образовательных процессов, осуществляемых конкретной предметной областью. Младший школьный возраст — один из важнейших этапов в жизни ребенка и каждая из учебных дисциплин, обладая социализирующим потенциалом, в состоянии внести свой вклад в социализацию ребенка, формиру я его социальный опыт и закладывая основы социальной культуры. Формирование социального опыта младших школьников может быть результатом процессов воспитания и социально-ориентированного обучения, осуществляемых конкретным учебным предметом, особенно предметами гуманитарного цикла.
Обучение иностранному языку в начальной школе расширяет видение ребенком картины мира, сформированной на базе родною языка и его социокультурного контекстаготовит ребенка к жизни в поликультурном мире, воспитывает коммуникативно-ориентированную личность с учетом социокультурных реалий и формирует ценностные ориентиры и отношение детей к иным культурам.
Учебный предмет «Иностранный язык» облатает высоким социализирующим потенциалом. Интеграция предметного содержания учебных дисциплин «Иностранный язык» и «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяет усилить социализирующий потенциал содержания предмета «ИЯ». способствует ранней самоидентификации личности ребенка, придает обучению социально-ориентированную направленность и является одним из педагогических условий, позволяющих актуализировать имеющийся социальный опыт ребенка и формировать у него новый социальный опыт.
Отобранное содержание обучения в виде тем. ситуаций общения, соответствующих средств выражения (языкового материала) и используемая технология легли в основу моделирования дидактической среды как социальной микросреды (микросоциума). Созданная в контексте личностно-ориентированного обучения испанскому языку на основе интегрированного содержания дидактическая микросреда явилась той микросредой, которая позволила младшему школьнику не только усваивать социальные нормы поведения, актуализировать свой, хотя и небольшой социальный опыт, но и формировать новый опыт и основы социальной культуры и таким образом стать активным и сознательным членом общества, в котором он живет.
Отобранное содержание п разработанная стратегия придали обучению социально-ориентированный характер, что позволило формировать у детей морально-нравственные представления о культурном и социальном аспектах поведения, умение преодолевать негативные ситуации, корректируя свое поведение, готовить ребенка к самостоятельному принятию решений в нестандартных жизненных ситуациях, формировать у него свойства субъекта деятельности, общения, самосознания и образ «Я», что заложило основы к саморазвитию и самостоятельному проявлению социальной активности.
Ход исследования и опытное обучение показали, что интеграция содержания учебных дисциплин «Иностранный язык» и «Основы безопасности жизнедеятельности» действительно усиливает социализирующий потенциал учебного предмета «Иностранный язык» и является одним из условий, позволяющих активизировать имеющийся социальный опыт ребенка и способствующих формированию нового опыта.
Формирование социального опыта младших школьников в ходе обучения в начальной школе закладывает основы для их дальнейших социализации и индивидуализации, закладывает основу их социальной культуры.
Проблемы социализации в условиях школьного обучения может быть предметом педагогического исследования на средней и старшей ступенях школьного образования с учетом специфики предметов, условий обучения и возраста учащихся.
Перспективным может быть исследование. раскрывающее социализирующий потенциал учебного предмета «Иностранный язык» на среднем и старшем этапах обучения на основе интеграции с учебными дисциплинами, входящими в цикл «Гражданское образование».
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М. 1980. стр. 335.
- Абульханова-Славская К.А. К проблеме социальной обусловленности психического. // Вопросы философии. 1970. № 6, стр. 75−78.
- Авдуевская Е.П.. Баклушинский С. А. Особенности социализации подростков в условиях быстрых социальных изменений. М. 1995. 1 15 стр.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку (Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии) изд-во МГУ, 1981, стр. 239 242.
- Амонашвили 1I1.A. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. 297 стр.
- Амонашвили ИГА. Здравствуйте, дети! М., 1983, 97 стр.
- Амонашвили ИГА. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993, 120 стр.
- Ананьев Б.Е. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избранные психологические труды, т. 2. М. 1980, 245 стр.
- Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань. 1988. 173 стр.
- Андреева А.Г. Социальная психология. М. издательство МГУ, 1980, 416 стр.
- Г Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1997. 346 стр. 12. Анциферова Л И. К психологии личности как развивающейся системы / Психология формирования и развития личности. М., 1981, 268 сгр.
- Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики. М. 1999, 131 стр.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М. 1990. 248 стр.
- Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности. // Вопросы психологии, № 2, 1982, стр. 1015.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа, учебник. М. издательство МГУ. 1990. 367 стр.
- Ачкасова Н.Н. Методика построения пропедевтического курса по английскому языку для детей 5 лет на музыкальной основе (на материале детской оперы), дисс. к.и.н., М., 1997. 263 сгр.
- Батышев С.Я. Советская школа на современном этапе, М., Педагогика, 1977. 127 стр.
- Беличева С.А. Школа микрорайон. Предмет психолого-педагогического исследования // Педагогика, 1991. № 2. стр. 49−54.
- Беляева А.II. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах, М., Высшая школа, 1991, 155 стр.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитания, М. 1986, 150 стр.
- Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. М., Педагогика, 1988, 138 стр.
- Бим И. Л. Обучение иностранному языку: поиск новых решений. // Иностранные языки в школе, 1990, № 1, стр. 15−19.
- Бим И. Л. Творчество учителя и методическая наука. // Иностранные языки в школе, 1988. № 4, стр. 12−16.
- Бим И.Л., Биболетова М. З. Возможности формы и содержания курсов обучения иностранному языку в начальной школе. // Иностранные языки в школе, 1991, № 2. стр. 17−21.
- Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации. // Педагогика. 1996. № 1. сгр. 3−9.
- Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком. // Педагогика, 1996, № 5. стр. 5−12.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М. 1983. 197 стр.
- Бодалев A.A. Психология о личности. М., 1 988. 203 стр.
- Бодалев A.A. Караковский В. А. Новикова Л.И. Психологические проблемы воспитания. И Социальная педагогика, 1991. № 5, стр. 12.3 1. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школы. Проблемы и подходы. // Вопросы психологии, 1997. № 1, стр. 9−13.
- Божович Л.П., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979. 120 стр.
- Божович Л И. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения. М., Воронеж, 2000, 143 стр.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Под ред. Фельдштейн Д. И., М., 1995, 245 стр.
- Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, 1 12 стр.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1978. № 4. стр. 3−7/1979.№ 2, стр. 5−9, № 4, стр. 4−9.
- Боховлина В.В. Взаимосвязанное обучение русскому языку в начальной школе, дисс. к.п.н., М., 1998. 187 стр.
- Брайан, Саймон Общество и образование. Перевод с английского. М., 1989, 163 стр.
- Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М. 1998, 184 стр.
- Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности. М. Тула. 1993, т. 1. 170 стр.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М. СИ-Аргус. 1994. стр. 208
- Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М., 1994. 185 стр.
- Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника, дисс. док. пед. наук. М., 1991. 268 стр.
- Брунер Дж. Психология познания, М. Прогресс. 1977. 320 стр.
- Бухарова Ю.А. Учебный предмет иностранный язык и социальный заказ государства. Аспирантские чтения. Сборник трудов аспирантов и соискателей АПК и ПРО (4−6 апреля 2000 г.), часть 3 (тезисы), М., 2000, стр. 57−59.
- Васильев И.А., Поплужский В.Я, Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., 1980, 107 стр.
- Венгер A.JI. Психологические особенности 6- летних детей / Обучение детей с 6-летнего возраста. М., 1985, 114 стр.
- Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. Лисиной М. И. М. 1982, 154 стр.
- Возрастная педагогика. Программа МЭГУ, М., 1994, 47 стр.
- Возрастная и педагогическая психология. Томск, 1993, 168 стр.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В, 180 стр.
- Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте, М., изд. 3, Просвещение, 1991. 91 стр.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956, 519 стр.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., Л., 1934, 327 стр.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология, М., 1991. 345 стр.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 1, М., 1995, 208 стр.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 4. Детская психология под ред. Эльконина Д. Б. М. 1984, 250 стр.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М. 1998, 175 стр.
- Г. Герри Пейдж, Дж. Б. Томас, Аман Р. Маршалл. Цитата по работе Мудрика A.B. «Социальная педагогика», М., Академия, 1999. 145 стр.
- Голованова Н.Ф. Социализация младших школьников. С-Пб., Образование. 1996. 183 стр.
- Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. С-Пб., 1997, 190 стр.
- Голованова Н.Ф. Социализация школьника как явление педагогическое. // Педагогика, 1998, № 5. стр. 42−45.
- Голованова М.Ф. Педагогические основы социализации младших школьников, С-Пб., Образование. 1996, 76 стр.
- Гомелева О.В. Межпредметные связи и формирование коммуникативных умений. // Иностранные языки в школе. 1987, № 6, стр. 15−19.
- Горлова Е.Б. Базовая гуманитарная культура как фактор социализации младших школьников, авт. дисс.к.п.н., Симферополь, 2000, 18 стр.
- Григорьев В.М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы. // Педагогика, 1997, № 1, стр. 23−27.
- Гражданское образование в современной школе. Материалы научной конференции 3 1 октября 1997 г. Челябинск, 1998, изд-во ЧГУ, 132 стр.
- Гуров В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, изд-во СКИУ, 1993. 181 стр.
- Гурьянова М. ГГ Воспитательная направленность социальной работы. // Педагогика, 1997, № 6, стр. 49−53.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении, М., 1972, 276 стр.
- Давыдов В.В. О развитии обучения. М., 1995, 217 стр.
- Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения. М. 1986, 25 1 стр.
- Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гу манизации пространства детства. Авт. д.п.н. М. 2000. 1 8 стр
- Драгунова Т.В. Общение с товарищами как особая сфера жизни подростков / Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М. 1967, 137 стр.
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975, 140 стр.
- Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996, 153 стр.
- Дюркгейм Э. Социолог ия образования. М., 1996, 168 стр.
- Дьюге Джон. Школа и общество. М., 1925, 110 стр.
- Ермоленко-Сайко В. Д. Психологические особенности развития ценностных ориентации детей // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3, стр. 31−3 7.
- Жирнова Е.В. Обучение иностранному языку в возрасте от рождения до 3 лет как средство развития мышления, авт.дисс.к.п.н., М., 1999. 14 стр.
- ЖуроваЛ.Е., Чекан Е. А. Предмет «Родной язык». М., 1995, 98 стр.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младшего школьника родному языку. М Педагогика. 1979, 120 стр.
- Загорная Л.II. О разработке интегративного курса «Иностранный язык + художественное развитие», сборник «Педагогический поиск», сост. И. Н. Баженова. М., Педагогика, 1990. 96 стр.
- Загорский JI. Г1. О психологическом компоненте предмета «Иностранный язык» в школе // Иностранные языки в школе, 1990, № 6, стр. 9−16.
- Зайцев C.B. Не вместо, а вместе. Модель сбалансированных инициатив взрослого и ребенка П Директор школы. 1996, № 4, стр. 5−7.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М. 1968. 271 стр.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1996, 357 стр.
- Запорожец A.B. Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды, т. 1. М. Педагогика. 1986. 298 стр.
- Зимняя И.А. Воспитание проблема современного образования в России. М., 1998. 230 стр.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучению говорения на иностранном языке. М., Просвещение, 1985. 278 стр.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М., Просвещение, 1991. 221 сгр.
- Зимняя И.А. Речевая деятельность на иностранном языке как область обучения (хрестоматия, но возрастной и педагогической психологии). Изд-во МГУ, 1981, стр. 231 235.
- Зотеева И.Н. Характер межпредметных связей и их реализация в обучении иностранному языку в средней школе на материале французского языка, дисс.к.п.н., М., 1989. 180 сгр.
- Изукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного, М., Просвещение, 1990, 231 стр.
- Исупова О.Н. Формирование общественных представлений у детей 6-легнего возраста. // Начальная школа, 1991, № 9, стр. 1923.
- Изучение личности школьника учителем. Под ред. Васильевой 3.И. М., 1991, 161 стр.
- Кечки М. Позиция в социальной ситуации и психическое развитие ребенка. М., 1981. 137 стр.
- Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. М. Академия, 2001. 174 стр.
- Коломенский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей школьного возраста, М., Провещение, 1998, 190 стр.
- Коломенский Я.Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников. // Вопросы психологии, 1986, № 5, стр. 17−20.
- Кон И. С. Ребенок и общество, М., Наука, 1988, 269 стр.
- Кон И. С. Социологическая психология. Под ред. Фельдшгейна Д. П., Воронеж, 1999, 210 стр.
- Кон И. С. Социализация личности, М., 1967, 195 стр.
- Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи, М., 1998, 189 сгр.1 10. Кон И, С. Личность как субъект общественных отношений. М., 1971, 203 стр.
- Коротков В.М. Воспитывающее обучение. М., Просвещение, 1980, 197 стр.
- Корчак Н.И. Осуществление межпредметных связей немецкого языка в средней школе как один из путей интенсификации его преподавания, дисс.к.п.н., М., 1988, 176 стр. 1 13. Костюк Г. С. Избранные психологические труды. М., Педагогика. 1988, 3 1 7 стр.
- Краткий психологический словарь. В. Аброменсова, B.C. Аванесов, М.Г., Агеев, М., Политиздат, 1985, 431 стр.
- Кузовлев В.П. Индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности как средство создания коммуникативной мотивации, автореферат к.п.н. М., 1982, 16 стр.
- Куликова Л.В. Формирование представлений младших школьников об общечеловеческих гуманистических ценностях (на уроке немецкого языка), дисс. к.п.н., Красноярск. 1995. 198 стр.
- Курочкин Н. И. Максимов U.A. Руководитель воспитатель и педагог. М. Сов. Россия, 1982. 191 стр.
- Легенький Г. И. Цель и способы воспитания. М. 1990, 112 стр. 1 19. Леонтьев A.A. Мышление на иностранном языке как психологическая и методическая проблема.// Иностранные языки в школе. 1972, № 1. стр. 7−12.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики, М. Смысл. 1999. 287 стр.
- Леонтьев A.A. Проблемы развития психики. М. изд-во МГУ. 1984, 4-е изд. 5 74 стр.
- Леонтьев A.A. Психология общения, М., Мысль, 1999, 365 стр.
- Леонтьев A.A. Школа-2000. Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы, вып. 1, М. Баанс, С-инфо, 1998. 206 стр.
- Леонтьев A.A. Школа-200 1. Образовательная программа и пути ее реализации, вып. 3, М., Баланс. 1999, 287 стр.
- Леонтьев A.A. Эмоционально-волевые процессы в овладении иностранным текстом. // Иностранные языки в школе, 1975, № 6, стр. 5−9.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М., Просвещение. 1969. 21 1 стр.
- Лебедев В. П. Орлов В.Л. Психодидактические аспекты развивающего обучения. // Педагогика № 6, 1996, стр. 16−19.
- Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. // Педагогика № 2, 1996, стр. 8−12.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. 1997. 147 стр.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной педагогии, М., Педагогика, 1991. 295 стр. 13 1. Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. М. Просвещение, 1977. 183 стр.
- Маркова А.К. Закономерности возрастного развития. // Советская педагогика. № 9. 1988, сгр. 20−23.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте, М., Просвещение. 1983. 121 стр.
- Маслова Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия. Руководство и лидерство. Л., 1973. 133 стр.
- Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Л., 1991, 140 стр.
- Менчинская H.A. Проблемы обучения и умственного развития школьника. М. 1989, 117 стр.
- Менчинская H.A. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. М., 1996, 105 стр.
- Мильмак В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. // Вопросы психологии, 1987. № 5, стр. 29−32.
- Мильруд Р.П. Развивающее обучение средствами иностранных языков в школе. Дисс. д. п. н., М., 1992, 280 стр.
- Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи. // Иностранные языки в школе. № 2 1997, стр. 17−22.
- Мильруд P.II. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным языкам в России. // Иностранные языки в школе. 1997, № 6, стр. 15−19.
- Миролюбов A.A. Изучение иностранного языка в школе: новые перспективы. // Педагогика, 1998, № 1. стр. 45−48.
- Монахов В.М. Как создать школьный учебник нового поколения. //Педагогика. 1997, № 1. стр. 19−24.
- Моносзон Э.И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника. М. Знание. 1986. 130 стр.
- Моносзон Э.И. Возрастная педагогика: становление и развитие. //Советская педагогика, 1987. № 6. стр. 37−40.
- Мотивация учения. Под ред. Н. В. Матюхиной, Волгоград. 1976, 142 стр.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984, 158 стр.
- Мудрик A.B. Социализация в «смутное время». М., 1991. 183 стр. 15 1. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997, 162 стр.
- Мудрик A.B. Общение в процессе воспитания. Педагогическое общество России. М., 2001, 320 стр .
- Мудрик A.B. Социальная педагогика, М., Академия, 1999, 145 стр.
- Мудрик A.B. Что такое социализация? М., 1991, 165 стр.
- Мухина B.C. Детская психология. С-Пб., Просвещение, 1992, 207 стр.
- Нallidy M.A.K. Beitroge zur funktioalen Sprachbetrachtung, Hannover, 1975, 79 стр.
- Негневицкая Н И., Шахнарович A.M., Язык и дети, М., Наука. 1981, 111 стр.
- J 58. Немов P.C. Психология образования. М. Владос. 1994. кн. 2, 496 сгр.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М. 2000. изд-во Гелиос АРВ. 228 стр.
- Никитин А.Ф. «Поэтом можешь ты не быть.». //' Граждановедение, Приложение к Учительской газете. 1998. № 17, стр 5−7.
- Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества. // Педагогика, 1998, № 7, стр. 36−41.
- Новикова Л.И. Школа и среда. М. 1985. 78 сгр.
- Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое исследование. Под ред. Занкова. М., 1975, 179 стр.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996, стр. 273.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995, 230 стр.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М. 1991. 149 стр.
- Парыгин Б.Д. Основы социально психологической теории, М., Мысль, 1971, 351 стр., стр. 184.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению, М., Просвещение, 1991, 222 стр.
- Педагогика. Учебное пособие. Под ред. Бабакиной Ю. К. М., 1988. 2-е изд., 231 стр.
- Педагогическая психология. Под ред. Раева А. И. С-Пб., 1999, 268 сгр.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. 1969. 257 стр.
- Плешаков A.A. Мир вокруг нас. Учебник, тетрадь. М., Просвещение, 3 изд, 2001, 93 стр.
- Плешаков A.A. Окружающий мир, M., Просвещение. 2001, 11 2 стр.
- Программно-методические материалы. Иностранные языки, 1−4 классы начальной школы общеобразовательных учреждений, 11 1 классы общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 1994, 128 стр.
- Программно-методические материалы. Иностранные языки, начальная школа, для школ с углубленным изучением английского, французского, немецкого, испанского языков. М. Дрофа. 1998, 160 стр.
- Программно-методические материалы. Основы безопасности жизнедеятельности, 1−11 классы. Сост. Б. И. Мишин, М., Дрофа, 2001, 260 стр.
- Прохоров А.О. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности. // Вопросы психологии, 1998. № 4, стр. 30−35.
- Психология и педагогика мышления. Под ред. С. Н. Виноградова. М., 1997. 183 стр.
- Психология социального познания. М. 1997. 180 стр.
- Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. Под ред. Богоявленского Д. Н. Менчинской H.A. М. 1962, 158 стр.
- Раев А.И. Единство психолого-педагогического условий развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. С-Г16. 1992, 135 стр.
- Раев А.И. Педагогическая психология. С-Пб., 1997. 210 стр.
- Раев А.И. Психолого-педагогические условия умственного и нравственного развития младшего школьника. С-Пб. 1992. 190 стр.
- Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Сохина ФА M. 11росвещение. 1 984, 162 стр.
- Развитие младших школьников в процессе у своения знаний. Экспериментально-педагогическое исследование. Под ред. Зверевой M.B. М. 1983. 145 стр.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Под ред. Запорожца A.B., Неверович Я. З. М. 1986. 172 стр.
- Репкин В В. Русский язык 3 класс 1 часть. Харьков Томск. «Пеленг». 1994. 191 стр.
- Репкин В В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Вестник Харьковского Университета. № 178, 1978, стр. 15−21.
- Репкин В В. Что такое развивающее обучение / Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе Харьков/Томск, 1983, 238 стр.
- Репкина 11.В. Система развивающего обучения в школьной практике. // Вопросы психологии. № 3. 1997, стр. 19−25.
- Розанова Е.Д. Новый концептуальный подход к проблеме обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1989, № 4. стр. 3−7.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. Издательство МП АПН СССР. 1958, 146 стр.
- Рыбалко Н.Ф. Возрастная и дифференцированная психология, Л., изд-во ЛГУ, 1990, 225 стр.
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур, «Истоки», Воронеж, 1996. 238 стр.
- Сафонова ВВ. Культуроведение в системе современного языкового образования.// Иностранные языки в школе, 2001, № 3 стр. 17−24.
- Сафонова В В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. М. Еврошкола. 2001, 246 стр.
- Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986. 236 стр.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. Народное образование. 1998. 255 стр.
- Селевко Г. К. Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство. 1990, 240 стр.
- Симкин В.Н. Общение как основа преподавательского курса в обучении английскому языку в первом классе средней школы. Авт.дисс.к.п.н., М., 1993, 15 стр.
- Сироткин Л. Ю. Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань, 1999, 203 стр.
- Скаткин М.Н. О направлениях дидактических исследований. // Народное образование. № 3 1964, стр. 15−18.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М. 1980, 123 стр.
- Совершенствование обучения младших школьников. Под ред. Пышкало A.M. М., 1984, 147 стр.
- Современный словарь иностранных слов, М., Русский язык, 1993, 472 стр.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М., 1985, 1 35 стр.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина, М. 1971, 360 стр.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям, Киев, 1973, 250 стр
- Сычев Ю.В. Микросреда и личность, М., Мысль, 1974, 192 стр. 2 18. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М., Педагогика, 1983, 187 стр.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М. 1984, 262 стр.
- Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника. // Педагогика, № 6, 1997. стр. 59−65.
- Трубанева H.H. Обучение английскому языку в рамках интегрированного курса «Английский язык и окружающий мир» (для первоклассников шести лет). М. 1994. 148 стр.
- Трубанева H.H. Интегративный курс «Окружающий мир и иностранный язык» для начальной школы. // Иностранные языки в школе. 1992, № 1, стр. 10−13.
- Туманов С В. Общественный идеал, диалектика развития. М., 1986, 240 стр.
- Усачев A.A. Березин А. П., Учебник для 1 класа начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 3-е изд. М., ACT, 1999, 87 стр.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М., Педагогика, 1947, 290 стр.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995, 195 стр. 22 9. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М., 1996. 215 стр.
- Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы взаимодействия взрослых и детей. // Мир психологии, № 1. 1996, стр. 30−38.23 1. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М., изд-во «Флинта» МПСИ, 1997, 158 стр.
- Филонов Г. Н. Социально педагогическая теория: сущность и тенденции развития. //Педагогика, № 6. 1997. стр. 3642.
- Философский энциклопедический словарь, М., Советская энциклопедия, 1983. 523 стр.
- Формирование личности: проблема комплексного подхода к процессу воспитания школьника. Под ред. Филонова Г. Н. М. 1983, 245 сгр.
- Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов. // Педагогика. № 2. 1995, стр. 29−34.
- Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов. //Педагогика. № 2, 1995. стр. 2 1−25.
- Фридман Л. М. Пушкина Т.А., Каплунович И .Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. 1988, 148 стр.
- Харисова Л.В. Межпредметные связи в процессе преподавания английского языка // Иностранные языки в школе. 1980. № 5. стр. 10−13.
- Харчев А.Г. Социология воспитания: о некоторых актуальных проблемах воспитания личности. М., Политиздат. 1990, 263 стр.
- Хасан М.М., Строганова Т. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола. // Вопросы психологии. № 3, 1997, стр. 37−42.
- Хузиахметов, А Н. Проблемы социализации школьников. Казань, изд-во «Мираж». 1994, 154 стр.
- Хузиахметов А.Н. Сущность и особенности процесса социализации школьников на разных этапах развития педагогики. Казань, изд-во «Форд Диалог». 1996, 149 стр.
- Хузиахметов А.Н. Воспитание серьезное дело. Казань, изд-во «Казань», 1993. 127 стр.
- Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника. Казань, изд-во «Мираж». 1997. 160 стр.
- Холостова H.H. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993, 158 стр.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. Ильясова И. И. и Ляудиса В. Я. изд-во МГУ. 1981, 304 стр.
- Хрипкова А.Г. Младший школьник. Ред. Мир детства. М., Педагогика. 1981. 287 стр.
- Царькова В.Б. Проблемы диалога культур с позиций автора учебника немецкого языка, в сб.: Россия и Германия: Диалог культур- конелевские чтения. Липецк, 1996. стр.49−54.
- Царькова В.Б. Речевые упражнения на немецком языке. М. Просвещение. 1980. 160 стр.
- Цветкова З.М. Актуальные проблемы усвоения иностранных языков. Лекции во Владимирском государственном педагогическом институте. Стенограммы, архив кафедры методики преподавания иностранного языка. Владимир. 1971, 205 стр.
- Цукерман И.И. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников. // Вопросы психологии, № 5,1998, стр. 15−18.
- Чепцова Л.Б. Воспитание коммуникативно-ориентированной личности младшего школьника средствами иностранного языка. Автор, дисс. к.л.н., М., 1997, 20 стр.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993, 200 стр.
- Шардаков М.Н. Мышление школьника. М., 1963, 157 стр.
- Шацких В.Н. Методика интегративного обучения иноязычной культуре детей дошкольного возраста, дисс. к.п.н., М., 1997. 221 стр.
- Шелель Э.Н. Интегрированные учебные программы и обучение иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. 1990. № 1, стр. 19−23.
- Шкатулла В.И. Положение у чителя и ребенка в современном мире. М. Прометей, 1992, 94 стр.
- Школа диалога культур. Под ред. Библера B.C. Кемерово. «Алеф». 1993, 220 стр.
- Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе ку льтуры мира, взаимопонимания, прав человека. // Педагогика. 1997. № 2. стр. 43−50.
- Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос Калуга, 1992. 146 стр.
- Штайнер Р. Искусство воспитания. М. 1995. 373 стр.
- Щепальский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969,. 227 стр
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971. 150 стр.
- Эльконин Д Б. Детская психология. М. 1960, 265 стр.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, М. 1989, 347 стр.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва-Воронеж, 1995, 351 стр.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., Знание. 1974. 285 стр.
- Эриксон Э. Детство и общество. С-Пб., 1996. 256 стр.
- Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., 1989, 215 стр.
- Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. М. 1985, 1 97 стр. 27 1. Якиманская И. С. Образное мышление и его место в обучении. // Советская педагогика. 1968. № 2, стр. 62−71.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979. 183 стр.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М. 1980, 196 стр.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., Сентябрь, 2000. 176 стр.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения детей и подростков под ред. Л И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972. 297 сгр.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника, М., 1966.
- Aprendizaje de lenguas у ciudadania europea. Consejo de Cooperacion Cultural, Salamanca. Espana. 1992, 161 p.
- Ciclo Inicial E.G.B. Tercer trimestre. Ediciones Anaya, Madrid, 1987, 157 p.
- Educacion y convivencia. Dossat, Madrid. 1992. 161 p.
- Lenguaje 4. E.G.B. Ciclo medio. Santillana, 1982, 148 p.
- Lenguaje 4. ciclo medio. Seg unda edicion, 1989, 162 p.