Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структура и содержание диагностической деятельности учителя физики при использовании информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическое осуществление этапов диагностической деятельности учителя сопряжено с необходимостью сбора и обработки значительных по объему информационных массивов. Решение этой задачи невозможно без применения статистических методов. Методы математической статистики нашли широкое применение в психологии, медицинских и биологических исследованиях. Этому посвящены работы Дж. Гласса, Е. В. Гублера… Читать ещё >

Содержание

  • 13. 00. 02. — теория и методика обучения и воспитания (физика, уровень общего образования)
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Стариченко Б. Е
  • Екатеринбург
  • ВВЕДЕНИЕ
    • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
    • 1. 1. Педагогическая диагностика как условие достижения целей обучения
    • 1. 2. Диагностическая деятельность — основа управления процессом обучения на уровне учителя
    • 1. 3. Анализ оценочной деятельности учителя физики общеобразовательной школы
  • Выводы по Главе 1
    • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
    • 2. 1. Комплекс диагностических параметров процесса обучения
    • 2. 2. Методы сбора первичной информации о текущих результатах обучения учащихся
    • 2. 3. Анализ данных и принятие диагностического заключениящ, Выводы по Главе 2
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ
    • 3. 1. Организация опытно-поисковой работы
    • 3. 2. Результаты опытно-поисковой работы и их обсуждение
  • Выводы по Главе 3
  • Структура и содержание диагностической деятельности учителя физики при использовании информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность проблемы и темы исследования.

    Как указывается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., главная задача образовательной политики в нашей стране заключается «. в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Решение такой задачи требует совершенствования всех аспектов образовательной деятельности — содержательного, методического, управленческого. Относительно последнего аспекта следует отметить, что в настоящее время имеется немало работ, посвященных теоретическим и практико-ориентировачным исследованиям по проблемам управления образовательными учреждениями, дидактическими, педагогическими системами и системой образования в целом (В.И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, М. М. Поташник, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, А. Б. Фомина, Т. И. Шамова и др.). Тем не менее, проблема управления учебной деятельностью учащегося требует дальнейших исследований и, прежде всего, с позиции учителя, так как именно он оказывает педагогическое воздействие на учащихся, отслеживает ход образовательного процесса и несет ответственность за его результаты.

    Процедурами, предшествующими непосредственному воздействию на управляемую педагогическую систему являются: сбор первичной информации о ходе процесса обучения (мониторинг), ее обработка, оценка педагогической ситуации, принятие диагностического заключения и, наконец, выработка адекватных корректирующим мер. Таким образом, диагностическая деятельность оказывается необходимой составной частью и условием организации управления на любом уровне, включая уровень учителя. Кроме того, осуществление диагностики в ходе процесса обучения становится неотъемлемым элементом деятельности современного учителя при решении вопросов профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, в частности, при создании информационной базы, обеспечивающей выбор учащимися профилей обучения.

    Практическое осуществление этапов диагностической деятельности учителя сопряжено с необходимостью сбора и обработки значительных по объему информационных массивов. Решение этой задачи невозможно без применения статистических методов. Методы математической статистики нашли широкое применение в психологии, медицинских и биологических исследованиях. Этому посвящены работы Дж. Гласса, Е. В. Гублера, В. П. Захарова, Э. В. Ивантера, А. В. Колосова, Н. А. Плохинского, Е.В. СидоI ренко, Дж. Стенли, Г. В. Суходольского и др. Анализ данных, полученных в ходе педагогических исследований, рассматривается в работах Б. С. Гершунского, А. А. Макарова, Е. Е. Мининой, Б. У. Родионова, А.О. Та-тура, Ю. Н. Тюрина. При этом практически не анализируется возможность, использования статистических методов в работе учителя общеобразовательной школы. Кроме того, рассматривая возможность применения информационных технологий для обработки данных, полученных в ходе педагогических исследований, авторы предлагают либо только теоретическое обоснование методов без их практического воплощения, либо предлагаемые ими реализации методов неудобны и недоступны для применения учителем в школьной практике.

    Специфика диагностической деятельности учителя физики обусловлена разнообразием задач, которые ставятся перед учащимися при обучении физике в школе — овладение глубокими теоретическими знаниями, формирование умений по решению качественных и количественных задач, формирование умений планировать и проводить физические эксперименты, а также обрабатывать их результаты. Это приводит к необходимости использования учителем различных форм и видов контроля (индивидуальная устная проверка, физические диктанты, контрольные, самостоятельные работы, сочинения и рефераты на физические темы, зачеты, экзамены). Также требует отслеживания сформированность экспериментальных умений учащегося. Таким образом, учитель физики вынужден иметь дело с весьма значительными по объему массивами разноплановых данных о текущих результатах обучения учащихся, которые требуют обработки и анализа, что невозможно без использования статистических методов и современных информационных технологий.

    Обобщение результатов анализа методологической, научно-методической, психолого-педагогической литературы и педагогической практики общеобразовательных учреждений позволило выявить следующие противоречия:

    • между значимостью научно организованной диагностической деятельности учителя как условия адекватного управления учебным процессом и недостаточной теоретической разработкой ее методологии, структуры и содержания;

    • между большим разнообразием методов статистики и диагностики, используемых в психологических, биологических и медицинских исследованиях, и отсутствием критериев, в соответствии с которыми могут быть отобраны те методы, которые целесообразно адаптировать для применения в педагогической практике;

    • между потенциальными возможностями реализации методов диагностики средствами компьютерных информационных технологий и отсутствием в практике общеобразовательной школы подобных программных продуктов.

    Перечисленные противоречия указывают на актуальность диссертационного исследования и определяют проблему: каким образом должна осуществляться диагностическая деятельность учителя физики общеобразовательной школы, обеспечивающая повышение качества обучения.

    Объект исследования: процесс обучения физике в средней общеобразовательной школе.

    Предмет исследования: диагностическая деятельность учителя в процессе обучения физике.

    Цель исследования: теоретически обосновать структуру и содержание диагностической деятельности учителя физики общеобразовательной школы и разработать методику ее осуществления на основе использования информационных технологий.

    Гипотеза исследования: диагностическая деятельность учителя физики общеобразовательной школы приведет к повышению качества обучения, если:

    • выделить комплекс диагностических параметров, характеризующих процесс и результат обучения, а также определить способы их измерения;

    • осуществить в соответствии «с принципом минимальной достаточности отбор технологий мониторинга текущих результатов обучения учащихся, а также создать алгоритмы обработки первичной информации, ее анализа и принятия диагностического заключения;

    • посредством современных информационных технологий реализовать диагностические методы в формах, удобных для практического применения учителем, а также разработать методику их применения в практике учителя физики.

    Задачи исследования:

    1. На основе анализа методологической, научно-методической и психолого-педагогической литературы определить структуру и содержание диагностической деятельности учителя, исследовать ее состояние в практике современной общеобразовательной школы.

    2. Выявить структуру комплекса диагностических параметров, характеризующих как процесс обучения, так и его результат, обосновать их выбор, установить особенности диагностической деятельности учителя физики.

    3. Разработать теоретически обоснованные технологии сбора первичной информации о ходе процесса обучения физике, а также диагностические методы, базирующиеся на статистической обработке данных о текущих результатах обучения учащихся.

    4. Реализовать диагностические методы средствами компьютерных информационных технологий в соответствии с требованиями удобства и доступности для пользователя, а также разработать на их основе методику осуществления диагностической деятельности учителя физики.

    5. Осуществить опытно-поисковую работу по выявлению педагогических и организационных условий применения разработанной методики в практике школьного учителя физики.

    Теоретико-методологическую основу исследования составили:

    • системный подход в педагогических исследованиях (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский);

    • общенаучные аспекты управления педагогическими системами (А.Н. Майоров, М.М. Поташник);

    • теория и методы педагогической диагностики (Л.И. Долинер, Е.С. Заир-Бек, К. Ингекамп);

    • оценочная деятельность учителя в процессе обучения физике (И.И. Баженова, Ю. И. Дик, П. В. Зуев, О. В. Оноприенко, В.Г. Разумовский);

    • положения об организации педагогического и управленческого мониторинга (А.С. Белкин, Д. Ш. Матрос, А.А. Орлов);

    • теоретические основы педагогического прогнозирования (Б.С. Гершунский, Б. У. Родионов, А.О. Татур);

    • теория и методы математической статистики в педагогических и психологических исследованиях (Дж. Гласс, Е. В Сидоренко, Б.Е. Стариченко);

    • методы анализа данных с применением компьютерных информационных технологий (А.А. Макаров, Н. В. Макарова, Ю.Н. Тюрин).

    Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, нормативной и специальной литературы по проблеме исследованиятеоретическое моделированиеметоды математической статистикиэмпирические: мониторинг результатов обучениянаблюдениепрогнозированиеанкетирование учащихся, их родителей и учителейсравнение и анализ данных, полученных в результате опытно-поисковой работыметоды статистической обработки экспериментальных результатов.

    Научная новизна исследования заключается в следующем:

    В отличие от диссертационных исследований И. И. Баженовой, С.А. I.

    Карасева, В. В. Швагер, в которых рассматривается самодиагностика учащихся, диагностическая функция проверки и оценки знаний учащихся, диагностическая деятельность учителя начальной школы в личностно-развивающем образовании, в результатах настоящего исследования теоретически обоснована структура и содержание диагностической деятельности учителя физики общеобразовательной школы и разработана методика ее осуществления на основе использования информационных технологий.

    Теоретическая значимость исследования:

    1. Определено понятие «диагностическая деятельность учителя», под которой понимается последовательность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по систематическому сбору первичной информации, характеризующей процесс обучения, по ее обработке, оценке учебной ситуации, принятию диагностического заключения, а также по выбору корректирующих воздействий для оптимального достижения учащимся поставленных целей обучения.

    2. Выявлена структура диагностической деятельности учителя физики, которая включает мониторинг результатов обучения учащихся, обработку первичной информации, ее анализ, принятие диагностического заключения, выбор оптимальных корректирующих мер.

    3. Предложены критерии отбора методов диагностической деятельности учителя, (комплексность, минимальная достаточность, универсальность, технологичность, доступность, удобство в применении, конкретность).

    4. Выделен комплекс диагностических параметров, характеризующих процесс обучения (интегральная доля выполнения текущих заданий, стабильность учебной деятельности, средние показатели усвоения элементов знаний, средняя интегральная доля выполнения текущих заданий, прогнозируемый итог обучения) и его результат (итоговый индивидуальный показатель обученности, соответствие результата целям обучения).

    5. Выявлены условия результативного применения разработанных диагностических методов в работе учителя физики: использование всей совокупности взаимосвязанных методовкомплексное отражение результатов обучениярегулярное информирование учащихся и их родителей о текущих результатах обучения.

    Практическая значимость исследования:

    1) разработаны и программно реализованы средствами информационных технологий методы сбора первичной информации о ходе процесса обучения физике — модифицированный метод поэлементного анализа, метод накапливаемой текущей отметки, а также методы статистической обработки данных о результатах обучения;

    2) реализованы интерактивные компьютерные экранные формы, позволяющие учителю в диалоговом режиме вводить данные о текущих результатах обучения учащихся, а также производящие автоматическую обработку данных и их наглядное представление в виде, удобном для дальнейшего анализа;

    3) разработана методика осуществления диагностической деятельности учителя физики, доказана целесообразность ее использования в учебном процессе общеобразовательных школ.

    Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-поисковой работы в лицее № 130, школах № 96 и № 204 г. Екатеринбурга, школе № 56 г. Новоуральска, школах № 15 и 27 г. Сургута, в Уральском государственном педагогическом университете.

    Материалы исследования обсуждались на научно-практической конференции «Управление качеством образования: сущность, направления, технологии» (Екатеринбург, 2000) — на Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация образования — 2000» (Хабаровск, 2000) — на Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация образования — 2001» (Екатеринбург, 2001) — на II межрегиональной научно-практической конференции «Управление качеством образования: критерии и показатели» (Екатеринбург, 2001) — на Всероссийской научно-практической конференции «Повышение эффективности подготовки учителей физики, информатики, технологии в условиях новой образовательной парадигмы» (Екатеринбург, 2001) — на VIII городских Педагогических чтениях «Модернизация образования: проблемы, направления, опыт Екатеринбурга» (Екатеринбург, 2002) — на Всероссийской научно-практической конференции «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в условиях модернизации российского образования» (Екатеринбург, 2003) — на I областной научно-практической конференции «Информационные технологии в системе образования Свердловской области» (Екатеринбург, 2003) — на международной научно-практической конференции «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях» (Екатеринбург, 2004).

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Необходимой составной частью профессиональной деятельности современного учителя физики и условием научной организации управления процессом обучения в общеобразовательной школе должна являться диагностическая деятельность, в рамках которой осуществляется систематический сбор первичной информации о процессе обучения, ее обработка, интерпретация, выбор метода коррекции хода обучения.

    2. В современных условиях диагностическая деятельность учителя физики должна осуществляться посредством комплекса диагностических методов, базирующихся на статистической обработке данных о текущих результатах обучения учащихся и реализованных на основе современных информационных технологий.

    3. Диагностическое заключение учителя физики требует комплексного отображения процесса обучения посредством диагностических параметров, характеризующих процесс обучения (интегральная доля выполнения текущих заданий, стабильность учебной деятельности, средние показатели усвоения элементов знаний, средняя интегральная доля выполнения текущих заданий, прогнозируемый результат обучения) и его результат (итоговый индивидуальный показатель обученности, соответствие результата целям обучения).

    4. Применение учителем физики разработанных на основе современных информационных технологий диагностических методов обеспечивает повышение качества обучения, что выражается в положительной динамике выделенных в нашем исследовании показателей, комплексно характеризующих процесс и результат обучения, как отдельных учащихся, так и класса в целом.

    Выводы по Главе 3:

    1. Разработанная система методов сбора первичной информации о текущих результатах обучения учащихся и их обработки обеспечивает педагога достаточной информацией для принятия диагностических заключений и адекватного управления ходом процесса обучения.

    2. Педагогические основания предложенных методов оказываются достаточно убедительными и приемлемыми как для учащихся, так и для их родителей, и учителей-практиков.

    3. Можно считать доказанным, что последовательное применение предложенных методов обеспечивает повышение показателей качества процесса обучения, что выражается в положительной динамике выделенных в настоящем исследовании показателей, комплексно характеризующих процесс и результат обучения, как отдельных учащихся, так и класса з целом.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Н., Хилл С, Тернер Б.С. Социологический словарь/ Под ред. А.Ерофеева. М.: Книга, 1997. 420с.
    2. B.C. Основы научной организации педагогического контроля. М.: Педагогика, 1989. 167с.
    3. Актуальные проблемы управления/ Под ред. В. Г. Шорина. М. Знание, 1972.231с.
    4. В.З., Хунт Ю. Я., Шишаков М. Л. Основы информатики: Учеб. пособие. М.: Филинъ, 1998. 496с.
    5. Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. М.:МГУ, 1985.206с.
    6. И.П., Васильев Н. Н., Амбросов В.А, Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов. М.: МГУ, 1985. 206с.
    7. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.48с.
    8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192с.
    9. З.Белкин А. С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении учащихся: Дис. …д-ра пед. наук. М., 1979. 230с. > ' f-тельного процесса/Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. 137с.
    10. В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. 300с.
    11. В.П. Основы теории педагогических систем/ ВГУ. Воронеж, 1977. 304с.
    12. Н.А., Логинова Н. А. К проблеме соотношения некоторых содержательных и структурных характеристик интеллекта (по методике Векс-лера).// Современные психолого-психологические проблемы высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974. 267с.
    13. М.Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 256с.
    14. Бир СТ. Кибернетика и управление производством. М.: Физматгиз, 1963. 204с.
    15. Л.Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, 1983.416с.
    16. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 1456с.
    17. Большая советская энциклопедия. В 33 т. М.: Советская энциклопедия, 1977. Т.27. 623с.
    18. Ю., Мерзляк Л. Важный аспект управления// Народное образование. 1988. № 8. 10−14.
    19. Ф.П. Экстраполирование/ Математический энциклопедический словарь. М., 1988. 643с.
    20. Ю.В., Васильев С. Дидактические возможности тестового контроля. М.: Просвещение, 1974. 230с.). , ^
    21. Введение в научное исследование по педагогике/ Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. 239с.
    22. Н., Бодряков В. Мониторинг результативности учебного процесса// Педагогика. 1995. № 3. 11−15.
    23. Н. Кибернетика и общество. М.: ИЛ, 1958. 97с.
    24. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Знание, 1968. 89с. ЗО. Войтко В. И., Гильбух Ю. З. О некоторых основных понятиях в психодиагностике //Вопросы психологии. 1976. № 4. 18−21.
    25. Г. Г. Информационная культура управленческого труда. М.: Политиздат, 1971.204с.
    26. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Просвещение, 1965. 121с.
    27. В.А. Основы информационной грамоты. М.: Энергоатомиз- дат, 1996. 320с.
    28. .С., Пруха Я. М. Дидактическая прогностика. Киев: Выща школа, 1979.95с.
    29. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495с. Зб. Горский Ю. М. Системно-информационный анализ процессов управления. Новосибирск: Наука, 1988. 327с.
    30. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. 160с.
    31. Л., Рогович В. И., Солонин Е. Б. Идеология вычислительного эксперимента как основа концептуального проектирования АСНИ/ Деп. ВИНИТИ, № 5577, 1985. 34с. к. Г" нику/Ин-т развития регион, образ. Екатеринбург, 1994. 198с.
    32. Р.С., Овчинский Б. В. Элементы численного анализа и математической обработки результатов опыта. М.: Наука, 1970. 432с.
    33. Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой: Автореферат дис. док.пед.наук. М., 1996. 36с.
    34. О.А. Методические проблемы науки управления производством. М., 1970. 342с.
    35. .П., Марон И. А. Основы вычислительной математики. М.: Высшая школа, 1963. 659с.
    36. Ф. Основы кибернетики/ Пер. с англ.- Под ред. А. Г. Горелика. М.: Радио и связь, 1984.272с.
    37. Л.И., Ершова О. А. Педагогическая диагностика: методика разработки и использования компьютерных тестов школьной успегаемости: Учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. 138с.
    38. М., Фокс К. А. Методы анализа корреляций и регрессий. М.: Статистика, 1966. 559с.
    39. П.В. Повышение уровня физического образования в процессе обучения школьников: Монография/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. 130с.
    40. К. Педагогическая диагностика. М.:Педагогика, 1991. 80с.
    41. Информатика: Учебник/ Под ред. Н. В. Макаровой. М.:Финансы и статистика, 1999. 768с.
    42. Информатика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Д. А. Поспелова. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 248с.
    43. Информатика: базовый курс/ Под ред. В.Симонович. СПб.: Питер, к 2000. б40с. ЯК/"
    44. Информация и управление: философско-методологические аспекты/ Под ред Л. Г. Антипенко, В. И. Кремлянского. М.: Наука, 1985. 285с.
    45. Г. А. Методы педагогической диагностики: Учеб. пособие/ Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001.43с.
    46. Г. А. Теория и методика диагностики причин неуспеваемости школьников: Дис. …канд. пед. наук. — М., 1978. ^ 63. Кибернетика и проблемы обучения: Сборник переводов/ Под ред. А. И. Берга. М.: Прогресс, 1970. 392с.
    47. П. Кибернетика. М.: ИЛ, 1958. 103с. к. r^ 123с. бб. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1974. 264с.
    48. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. 128с.
    49. Ланда Л.Н.О кибернетическом подходе к теории обучения// Вопросы философии, 1962, № 9.
    50. Х.И. Педагогические проблемы исследования личности. М., 1980.89с.
    51. Личность школьника как объект педагогических исследований. М.: Педагогика, 1980.234с.
    52. А.Д. Измерения в психологии. М.: МГУ, 1993. 480с.
    53. А.А., Яблонский СВ. О теоретических проблемах кибернетики. М.: Мысль, 1964. 84с.
    54. В.Ф. Основы информатики. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 640с.
    55. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование — Культура, 1998.256с.
    56. А.А., Тюрин Ю. Н. Анализ данных на компьютере, М.: ИНФРА- М, 1995.384 с.
    57. Н.В., Трофимец Н. В. Статистика в Excel: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. 368с.
    58. А.Н. Для современной школы есть выбор// Информатика и образование. 1995.№ 1.С.67−69.
    59. Математические методы психолого-педагогических исследований: Методические рекомендации. СПб.: Образование, 1994. 28с. м60. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999. 96с.
    60. Методы системного педагогического исследования/ Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. 19с.
    61. Е.Е. Статистические методы в педагогических экспериментах: Методические рекомендации. Екатеринбург: Издательская фирма «Наука». 1995. 43с.
    62. А.К. Техника статистических вычислений. М.: Наука, 1971.576с.
    63. В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работы руководителя. М.: Молодая гвардия, 1975. 368с.
    64. В.Н. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях. М.: УДН, 1986. 84с.
    65. Модульно-рейтинговая технология обучения. Опыт применения в вузе и средней школе. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1993. 184с.
    66. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высшая школа, 1971. 396с
    67. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения// Сов. Педагогика. 1990. № 7. 12−15.
    68. Г. А. Образование как рабочее поле интеграции// Педагогика, 1997.№ 5.С.52−55.
    69. Мэтьюз Дж, Уокер Р. Математические методы в физике. М.: Наука, 1972. 392с.
    70. Л.А. Система управления школой// Образование в современной школе. 2000. № 5−6. З 7−41.
    71. Н.П. Непараметрические методы математической статистики и решение задач проверки гипотез. М.: ВНИИСИ, 1990. 73с.
    72. И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.:Педагогика, 1991. 224с.
    73. В.М. Педагогическая диагностика отклонений в нравственном развитии подростка: Автореф. дис… канд. пед. наук. М., 1979. 32с. 94.0конь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. 382с.
    74. О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1988. 132с. 96.0сновы педагогических технологий (краткий толковый словарь)/ Под ред. А. С. Белкина. Екатеринбург, 1995. 22с.
    75. М. Морфология рейтинга//Высшее образование. 1998, № 1. 90−94.
    76. Педагогическая диагностика, ее проблемы и методы/ Под ред. В. П. Казакова. М.: Педагогика, 1975.356с. ^ 99. Педагогическая диагностика в школе/ Под ред. А. И Кочетова. Минск: Беларусь, 1987.278с.
    77. Педагогические проблемы диагностики и прогнозирования в воспитании учащихся/ Под ред. А. А. Смолова. М.: Педагогика, 1981. 341с.
    78. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1991. 537с.
    79. В.Я. Поиски новой модели школьного образования в США// Педагогика. 1996. № 3. 102−106.
    80. Н.А. Дисперсионный анализ. Новосибирск: Сиб. Отд. АН СССР, 1960. 124с.
    81. Н.А. Биометрия. М.: МГУ, 1970. 368с.
    82. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь- справочник. М.: Новая школа, 1995. 256с.
    83. Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления. М.: Энергоатомиздат, 1981. 232с. f^ ' V f^ учителя/ В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик, И. И. Нурминский и др.- под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1996. 190с.
    84. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. М.: Просвещение, 1993.219с.
    85. Программы для общеобразовательных учреждений. География. М.: Просвещение, 1996. 187с. ПО. Программы для общеобразовательных учреждений. История. М.: Просвещение, 1992.128с.
    86. Программы для общеобразовательных учреждений. Математика. М.: Просвещение, 1996, 193с.
    87. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. М: Просвещение, 1996. 207с.
    88. В.Н. Психология и кибернетика. М.: Знание, 1971. 237с.
    89. Пустыльник Е. И, Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1969. 185с.
    90. В. Управление педагогическим процессом в современной школе. -М.:МГПИ, 1986.89с.
    91. В.Г. Творческие задачи по физике. М.: Просвещение, 1996. 127с.
    92. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. 103с.
    93. .У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании/ МИФИ. М., 1995.48с.
    94. В.М. Объективная необходимость реформирования российского образования// Социально-политический журнал, 1997. № 3. 15−16.
    95. П., Крискович И. Рейтинг оценок //Директор школы. 2000. № 5. 27−29.
    96. Л.В. Основы психологии и социального взаимодействия/ Управл. Обр. Администрации г. Первоуральска, Первоуральск, 1997. 78с.
    97. Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. 3 50с.
    98. В.П. Педагогический менеджмент: Учеб. пособие. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-синтез, 1998. 352с.
    99. Н.В., Дунин-Барковский И.В. Краткий курс математической статистики для технических приложений/ Физ-мат.лит. М., 1956. 430с.
    100. Э.А. Основы теории организации. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. 375с.
    101. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. 405с.
    102. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Высшая школа, 1976. 23с.
    103. А.В. Новые информационные технологии в педагогической диагностике: Учебное пособие/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. 104с.
    104. .Е. Компьютерные технологии в образовании: Инструментальные системы педагогического назначения: Учебное пособие/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. 108с.
    105. .Е., Стариченко Н. А., Шуняева Н. В. Методы педагогической статистики в работе учителя // Управление качеством образования: сущность, направления, технологии: Материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000. 86−102с.
    106. .Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. 108 с.
    107. Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: Педагогика, 1998.305 с.
    108. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. 428с.
    109. Талызина Н. Ф, Теоретические проблемы программированного обучения. М.: МГУ, 1969. 86с.
    110. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. 96с.
    111. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1994. 55с.
    112. Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе// Совет- f*^' екая педагогика, 1989, № 3. 12−23.
    113. B.C. Организация информационного обслуживания внут- ришкольного управления. Курган, 1985. 127с.
    114. Л.Я., Панов В.П, Майоркин Г. Управление обучением с помощью ЭВМ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. 168с.
    115. Л.Я., Панов В. П., Майоркин Г. Автоматизированное управление обучением. М.: Высшая школа, 1991. 235с.
    116. Л.Т. Информационно-семантическая модель обучения. Л: ЛГУ, 1970. 177с.
    117. К.М. Структура педагогического цикла// http: sapt/tstu.ru/mpl/konnsalt/3 .html
    118. А.И. Системный подход и общая теория систем. М: Мысль, 1978. 272с. к^ 150. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448с.
    119. Управление школой: теоретические основы и методы/ Под ред. B.C. Лазарева. М.: Педагогика, 1997. 230с.
    120. А.Д. Информация. М.: Прогресс, 1971. 349с.
    121. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ось-89, 1997. 64с.
    122. Физика: Учеб. для Юкл. и кл. с углубл. изуч. физики /Под ред. А. А. Пинского. М.: Просвещение, 1997. 415 с.
    123. Физика: Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс: Учеб. для углубленного изучения физики /Г.Я.Мякищев, А.З.Синяков- Под ред. Г. Я. Мякишева. М.: Дрофа, 2002. 149с.
    124. Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: Автореф. дне. …д-ра пед. наук. СПб., 1994,
    125. Дж. Основы кибернетики предприятия. М.: Прогресс, 1974. 240с.
    126. А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544с.
    127. Л. Рейтинговая система оценивания учебной деятельности// Управление качеством образования: критерии и показатели: Тезисы и докл. II межрег. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001.228с.
    128. К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Прогресс, 1963.231с.
    129. М.И. Диагностика и логика в воспитательном процессе, Красноярск, 1981. 150с. к 162. Шишов Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое агенство, 1998. 354с.
    130. Энциклопедический социологический словарь/ Под ред. Г. В. Осипова, М.: РАН, Инст. соц-политич. исследований, 1995. 939с.
    131. Ф.М. Обучение //Педагогическая энциклопедия. В 10 т. М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1965. Т.З. — 457с.
    132. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения// http:/www/voppy/ru/ioumals_all/issues/l 9 951 952/952031 .htm.
    133. М.Н. Управление //Философская энциклопедия. В 15 т. Изд-во «Сов. энцилопедия». М., 1970. т.5. с. 282.
    134. Learning Science. The International Assessment of Educational Progress, ETS, lAEP/ Princeton, 1992. — «% 1
    Заполнить форму текущей работой