Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обучение старшеклассников чтению и обсуждению прочитанного с целью развития ценностных ориентаций: на материале английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической и методологической основой исследования является психологическая теория личности — Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Б. А. Ядоватеория ценностных отношений — В. А. Василенко, В. П. Тугаринова, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомысловаработы по процессу становления ценностных ориентаций — В. В. Водзинской, Е. А. Подольского, В. Д. Ермоленко, по проблеме обучения чтению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль обучения чтению и обсуждению прочитанного в формировании ценностных ориентаций
    • 1. Воспитательный потенциал учебного предмета «Иностранный язык»
    • 2. Подходы к определению понятий «ценности» и «ценностные ориентации»
    • 3. Основные характеристики обучения чтению во взаимосвязи с говорением на старшем этапе полной средней школы с целью развития ценностных ориентаций
    • 4. Развитие ценностных ориентаций старшеклассников в процессе обучения чтению и обсуждению прочитанного
    • 5. Модель обучения чтению и обсуждению прочитанного с целью развития ценностных ориентаций
  • Глава 2. Способы повышения эффективности процесса обучения чтению и обсуждению прочитанного с целью развития ценностных ориентаций
    • 1. Требования к текстам для чтения на иностранном языке (с позиций развития ценностных ориентаций)
    • 2. Реализация воспитательного потенциала ИЯ (его ценностно-ориентационного аспекта) в современных УМК для старшей ступени обучения
    • 3. Проектная деятельность, инициированная текстом для чтения, как способ развития и проявления на практике ценностных ориентаций
    • 4. Организация и проведение опытного обучения

Обучение старшеклассников чтению и обсуждению прочитанного с целью развития ценностных ориентаций: на материале английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В формировании системы ценностей, объединяющих граждан любого государства, членов любой общественной группы и являющихся цементирующим ядром их бытия и жизнедеятельности, а также ценностных ориентации подрастающего поколения, образованию и воспитанию принадлежит важная и постоянная роль.

Значимость проблем образования и воспитания, также как и проблемы ценностей и ценностных ориентаций, всегда заметно увеличивается в переломные, критические периоды развития общества. Тем более актуальной становится в наших условиях проблема сложного взаимодействия между образованием как процессом, так и результатом учебно-воспитательной деятельности, с одной стороны, и процессом формирования и развития ценностных ориентаций — с другой.

В современную эпоху повышается значимость личностного фактора в общественной жизни. Человеческие же качества, концентрированно выраженные в ценностных ориентациях личности, в значительной степени формируются под влиянием образования, зависят от его характера и направленности.

Вследствие существенно возрастающего влияния образования на все сферы общественной жизни становится еще более острой проблема содержания, характера и направленности ценностных ориентаций личности, формирование и развитие которых в позитивном направлении невозможно без организованной соответствующим образом системы образования и воспитания.

Новая парадигма образования носит личностно-ориентированный гуманистический характер и направлена на развитие творческих способностей личности и способностей к самостоятельному непрерывному образованию. Личностно-ориентированная парадигма образования и сопряженные с ней подходы личностно-деятельностный и особенно компетентностный, который зафиксирован в «Концепции модернизации Российского образования до 2010 г.», приводят к некоторому переосмыслению целей и содержания обучения.

В целях компетентностный подход проявляется в том, что вводится понятие компетенций (то, что в нашем предмете произошло давно, и является новым для других учебных предметов) и понятие надпредметных ключевых компетенций, которыми должен овладеть ученик в процессе образования. К последним многие исследователи относят ценностно-смысловую (А.В.Хуторской, И. А. Зимняя и др.). А. В. Хуторской определяет ценностно-смысловую компетенцию как способность, связанную с ценностными ориентирами ученика, его умением видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом (108, с.136). И. А. Зимняя под «компетенцией ценностно-смысловой ориентации в Мире», которая является составляющей блока компетенций, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения, понимает ценности бытия, жизниценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) наукипроизводстваистории цивилизации, собственной странырелигии (35, с.23). Таким образом, ценностные ориентации входят в ключевые компетенции, которыми должен овладеть школьник.

Более того, как отмечает И. Л. Бим, личностно-ориентированный подход влияет на весь образовательный процесс, и в частности на содержание обучения, расширяя его компонентный состав. К ранее выделенным материальному, идеальному и процессуально-деятельностному аспектам содержания обучения, добавляется мотивационный и ценностно-ориентационный аспект, то есть чувства и эмоции, вызываемые взаимодействием выделенных компонентов содержания и создающие благоприятную обучающую и воспитывающую среду (7, с. 12). К тому же, как указывает К. С. Махмурян, учет эмоционально-ценностного компонента при отборе содержания учебного материала выделяется как одно из направлений модернизации содержания языкового образования (57, с.5).

Однако практика показывает, что система образования оказалась неподготовленной к таким радикальным изменениям в общественных отношениях как становление рыночных отношений, крах коммунистической идеологии и т. п. При этом есть основание утверждать, что из всех функций государственной образовательной системы наибольшее отставание, растерянность и апатия проявляются в сфере воспитательной деятельности.

Попытки формирования новой концепции воспитания, меры, принимаемые Министерством образования и науки РФ и органами управления образованием на местах в этом направлении, оказались недостаточными и неэффективными. Что же препятствует формированию единой стратегии воспитания? Одна из трудностей — это стратификация общества, его неоднородность. Вторая — отсутствие общих ценностей.

Наиболее уязвимыми в сложившейся ситуации оказались старшеклассники, ведь именно старший школьный возраст — это период определения своей собственной позиции во всех сферах жизни (труд, дальнейшее образование, любовь, семья, дети и т. д.), выработки мировоззрения, становления человека как гражданина, в этот период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование его духовных качеств.

Важнейшим механизмом трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смысла жизни, форма и содержание которого детерминированы спецификой «национально-культурного мира», образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией, является гуманитарное образование (и, добавим мы, воспитание) (33 с.5). Для того чтобы воспитать школьников в духе свободы, личного достоинства, как указано в «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999;2000 гг.» требуется «усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих обучающимся освоить ценности общества и культуру страны, в которой они живут, способы самоопределения в них». (59, с.7). Как отмечает Е. А. Быстрова, современный период развития методики преподавания языков характеризует обостренный интерес к обучению языку «не только как средству общения, познания мира, но и средству приобщения к национальной культуре» (18, с.65). Культурный компонент в преподавании как родного, так и иностранного языка становится «одним из важных средств развития духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания, в конечном счете — языковой личности» (там же). Однако следует отметить недостаточное использование воспитательных возможностей такого «многофакторного» (И.А.Зимняя), «многоцелевого» (И.Л.Бим), «поликультурного» (В.В.Сафонова) предмета как иностранный язык. Как показывают современные методические исследования, данный учебный предмет обладает весьма эффективными средствами для достижения поставленной цели.

Настоящее образование, как справедливо заметил А. И. Герцен, невозможно без чтения (22, с.25). Особого внимания заслуживает тот факт, что в последние годы во всем мире значительно снизился интерес к книге. «Кризис чтения», начавшийся в странах Западной Европы, США в 1980 годы, докатился до России в 1990;е и уже повлек за собой функциональную неграмотность, или утрату навыков и умений чтения значительной части населения. По данным социологических исследований 2000 года, только 1/3 населения страны время от времени что-то читает, 80% даже не записаны в библиотеках. В России, некогда самой читающей стране в мире, чтение перестает быть безусловной национальной ценностью. Часто современный человек, активно осваивая аудиовизуальную культуру, рассматривает книгу как нечто ненужное, а это таит в себе серьезную опасность для духовного, нравственного интеллектуального потенциала страны, будущего отечественной науки, культуры России в целом, поскольку чтение — не развлечение, а интимный процесс воспитания собственной души, требующий от человека большой работы ума и сердца, сопереживания, осмысления, поиска ответов на поставленные автором вопросы. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую образованную и социально ценную личность. Читающий человек — мыслящий человек. Поэтому на современном этапе очень важно найти резервы повышения воспитательного потенциала учебного предмета «Иностранный язык» и в частности таких его аспектов как чтение иноязычных текстов и обсуждение прочитанного. Актуальность исследования данных аспектов возрастает в связи с вариативностью образования на старшем этапе, так как личностно-ориентированный подход допускает разные уровни обученности: общеобразовательный и профильный. Следовательно, необходим такой подбор текстового материала, который позволяет развивать ценностные ориентации старшеклассников как на общеобразовательном, так и на профильном уровне. Таким образом, в школах, где созданы благоприятные условия для вариативного обучения старшеклассников, за счет введения профильно-ориентированных курсов, в преподавании которых используются соответственно отобранные материалы для чтения, возможности для развития ценностных ориентации несомненно шире.

Это определило актуальность темы исследования: «Обучение старшеклассников чтению и обсуждения прочитанного с целью развития ценностных ориентацию).

Теоретической и методологической основой исследования является психологическая теория личности — Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Б. А. Ядоватеория ценностных отношений — В. А. Василенко, В. П. Тугаринова, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомысловаработы по процессу становления ценностных ориентаций — В. В. Водзинской, Е. А. Подольского, В. Д. Ермоленко, по проблеме обучения чтению в области теории и методики обучения иностранным языкам (ИЯ) — С. С. Артемьевой, З. Ф. Горбачевой, Н. Д. Зарубиной, С. В. Калининой, Л. И. Комаровой, Т. А. Ладыженской, Б. А. Лапидуса, Ж. И. Мануэльян, Л. И. Новожиловой, Г. В. Роговой, С. К. Фоломкиной и др.- по проблеме формирования нравственных ценностей средствами литературы — Г. И. Беленького, Б. А. Ланина, Е. И. Хачикян, Н. Я. Мещеряковой и др.

Объект исследования: процесс обучения старшеклассников чтению текстов на иностранном языке и обсуждению прочитанного.

Предмет исследования: развитие ценностных ориентаций старшеклассников в процессе обучения чтению текстов на иностранном языке и обсуждению прочитанного.

Цель — выявление наиболее эффективных путей обучения чтению текстов на иностранном языке и обсуждению прочитанного с целью развития ценностных ориентаций.

Задачи исследования:

1.Раскрыть сущностные характеристики процесса развития ценностных ориентаций и проанализировать состояние проблемы в научной литературе.

2.0пределить специфику развития ценностных ориентаций старшеклассников в процессе обучения чтению на иностранном языке и обсуждения прочитанного.

3.Разработать модель процесса обучения чтению и обсуждению прочитанного на иностранном языке в целях развития ценностных ориентаций и обосновать важность их проявления на практике.

4. Определить возможность проектной деятельности на основе текста для чтения для развития и проявления ценностных ориентаций.

5. Разработать необходимый учебно-методический материал для обеспечения развития ценностных ориентаций старшеклассников в процессе обучения чтению и обсуждению прочитанного.

Гипотеза исследования: Есть основание полагать, что процесс обучения старшеклассников чтению текстов на иностранном языке и обсуждению прочитанного с целью развития ценностных ориентаций будет осуществляться более успешно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

— если процесс обучения чтению текстов на иностранном языке будет основываться на принципах личностно-ориентированного обучения;

— если развитие ценностных ориентаций будет происходить на основе разработанной с помощью учебно-коммуникативных задач системы педагогических воздействий на сознание старшеклассников, на развитие их познавательной и чувственно-эмоциональной сферы;

— если для этого будут использоваться тексты, отвечающие определенным требованиямесли будут созданы коммуникативные ситуации, требующие от старшеклассников проявления ценностных ориентаций в конкретных поступках, в практической деятельности;

— если письмо будет использоваться в процессе обучения чтению и обсуждению прочитанного как средство облегчающее подготовку учащихся к обсуждению прочитанного.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем определена специфика развития ценностных ориентаций старшеклассников в процессе обучения чтению текстов на иностранном языке и обсуждению прочитанноговыявлены психолого-педагогические условия, влияющие на эффективность данного процесса, найдены резервы ее повышения, в том числе за счет подключения специальных заданий, нацеливающих на обсуждение, дискуссиюопределена роль письма в этом процессе, разработаны требований к текстам для чтения, которые своим содержанием и формой стимулировали бы развитие ценностных ориентаций, обоснована важности создания таких коммуникативных ситуаций на основе прочитанного текста, которые бы побуждали учащихся к проявлению ценностных ориентаций.

Практическая значимость исследования определяется разработкой конкретных практических путей, направленных на повышение эффективности нравственно-эстетического воспитания старшеклассников средствами иностранного языка путем развития их ценностных ориентаций в процессе чтения текстов и обсуждения прочитанногов отборе текстов для чтения, обладающих соответствующим воспитательным потенциалом. Кроме того, разработана серия заданий для послетекстового этапа, побуждающих к оценочной деятельности, в том числе предполагающая использование проектной деятельности, стимулирующая развитие ценностных ориентаций и создан фрагмент книги для чтения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс развития ценностных ориентаций старшеклассников при обучении чтению и обсуждению прочитанного на иностранном языке — это серия взаимосвязанных и систематически применяемых действий на основе текста, нацеленных на развитие и активизацию эмоционально-чувственной сферы школьников.

2. Объективные закономерности учебно-воспитательного процесса на старшей ступени обучения и нацеленность его на развитие ценностных ориентаций делают необходимым обеспечить взаимосвязь обучения чтению и обсуждению прочитанного, что предполагает усиление внимания к послетекстовому этапу, включение в него специализированных заданий, предполагающих активизацию эмоциональной сферы школьников, что должно быть отражено в учебнике как главном средстве обучения.

3. Реализация ценностно-ориентационной направленности процесса обучения старшеклассников чтению и обсуждению прочитанного обусловлена личностно-ориентированной парадигмой образования с учетом соответствующих ей принципов современного обучения иностранному языку и при условии отбора текстового материала на основе выделенных критериев, а именно соответствие целям и предметному содержанию, заложенным в стандарте и примерных программахсоответствие интересам учащихся и их возрастным особенностямвоспитательная ценность текстоваутентичность текстовжанровое разнообразие текстовкоммуникативно-смысловая целостность текстаналичие ясно выраженного коммуникативного намерения автора, и адекватность языковых средств, обеспечивающих реализацию этого намерениясоциокультурная направленность текстов, и наличие в них информации, апеллирующей к чувствам, эмоциям и заданий, побуждающих к оценочной деятельностиналичие в тексте проблемы, стимулирующей школьников занять определенную нравственную позицию или наличие заданий, провоцирующих оценочную реакцию школьника.

4. Процесс обучения говорению на основе текста будет осуществляться гораздо эффективнее, если использовать письмо как средство для самоподготовки школьников к обсуждению прочитанного (например, для фиксации необходимых фактов, характеристики персонажей и т. п.).

ВЫВОДЫ по главе II.

1. В данной главе для эффективной реализации разработанной модели обучения чтению посредством главного средства обучения — учебника, были сформулированы требования к текстам для чтения, требования к серии упражнений к ним. Главным признается то, что тексты должны затрагивать эмоциональную сферу школьников, быть проблемными. Если проблематика текста не эксплицирована, то необходимо снабдить текст соответствующими заданиями, то есть проблематизировать его. Также необходимо соответствие заданий к тексту задачам каждого этапа работы над текстом. Только тогда будет обеспечено не только совершенствование навыков и умений чтения и обсуждения прочитанного, но и развитие внутреннего мира старшеклассников, их ценностных ориентаций.

2. Этапы работы с текстом при обучении чтению и обсуждению прочитанного с целью развития ценностных ориентаций были подробно описаны, сформулированы задачи каждого этапа и определены действия учащихся.

Кроме того, было показано, что решающим фактором для определения наличия у учащихся ценностных ориентаций после прочтения текста и обсуждения прочитанного является проектная деятельность, которая позволяет определить их наличие или отсутствие, и готовность учащихся действовать сообразно этим ценностным ориентациям, способствует превращению их в убеждения.

3. В ходе опытного обучения была подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Действительно, если в процессе обучения чтению используются соответственно отобранные тексты и посредством серии упражнений обеспечивается поэтапная работа над этими текстами, если на текстовом этапе используется письмо как средство для подготовки устного высказывания, а на послетекстовом этапе вводится проектная деятельность, то это позволяет не только развивать навыки и умения работы с текстом, улучшать качество высказываний по проблематике текста, но и способствует развитию ценностных ориентаций старшеклассников.

Заключение

.

В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи, подтверждена продуктивность сформулированной в начале работы гипотезы.

Основываясь на данных методики, психологии, философии и педагогики выявлено, что ценностные ориентации личности выступают как важный фактор, обуславливающий мотивацию ее действий и поступков. Определено, что решающими факторами, которые влияют на развитие ценностных ориентаций в процессе обучения чтению текстов, являются: отбор соответствующих текстов, постановка к тексту коммуникативной задачи, создающей требуемую психологическую установку, способы работы над исходным текстом, обеспечивающие пошаговое продвижение к намеченной цели — получение определенного речевого продукта (вторичного текста), а также приращений в духовной сфере (в плане развития ценностных ориентаций).

В ходе исследования выявлена возможность использования письма при обучении чтению и обсуждению прочитанного в качестве средства фиксации информации в целях подготовки и опоры для построения дальнейшего высказывания и постулируется необходимость выхода учащихся в деятельность, предполагающей опору на ценностные ориентации школьников, дающей возможность их проявить на практике (с помощью проектной деятельности).

Применяя метод моделирования, сделана попытка разработать модель обучения чтению и устному высказыванию на его основе, которая бы отражала конкретные способы формирования ценностных ориентаций путем использования в процессе обучения чтению нацеленных на это специализированных заданий. Предлагаемая модель может быть объективирована в учебнике как основном средстве обучения через текст для чтения и серии заданий к нему. Для этого были сформулированы требования к текстам и заданиям, с точки зрения исследуемой проблемы. Учет данных требований при конструировании учебника позволит повысить эффективность обучения чтению и обсуждению прочитанного с целью развития ценностных ориентаций, что и было доказано в процессе опытного обучения.

Рамки исследования позволили затронуть лишь часть проблем, связанных с развитием ценностных ориентаций средствами предмета «иностранный язык», в частности с помощью таких видов речевой деятельности как чтение и говорение. Перспективность исследования видится в том, что на основе сформулированных в диссертации теоретических положений и рекомендаций разработать модели обучения также письму, причем не только на основе прочитанного, но и прослушанного текста (то есть с опорой на аудирование).

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М., 1988
  2. Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1975−1983. т.4
  3. А.Ф. Нравственность и одухотворенное воспитание // Педагогика, № 8,2003
  4. В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Изд. МГУ, 1988. — 120с.
  5. А.О. О назначении человека. М., 1993. — 324с.
  6. Бим И. Л. Ключевые проблемы теории учебника: структура и содержание. В кн.: Содержание и структура учебника русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1981. — с.9−11
  7. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновление школы// Иностранные языки в школе № 2,2002, с. 12
  8. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. — 288с., с. 194
  9. Бим И.Л., Афанасьева О. В., Радченко О. А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе, 1999, № 6.-с. 13−17
  10. Ю.Бим И. Л. Гаврилова Т.А. Мосты 2 Учебник немецкого языка как 2го ИЯ на базе англ. для 9−10 кл. М.:Март, 2000, с.37−38
  11. Бим И. Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка// Иностранные языки в школе № 3 2002
  12. Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. М.:Новая школа, 1995. 128с.
  13. Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиций иерархии целей и задач// Иностранные языки в школе, 1985 № 5. с.30−37
  14. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е изд.
  15. М.:Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-352с., с 231).
  16. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1997, № 4. с. 11−171 б. Борухов Б. А. «Зеркальная» метафора в истории культуры./ Логический анализ языка. Культурные концепты. М. 1991 — 116с.
  17. А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998. -336с., с.132
  18. Е.А. Программа элективного курса «Русский язык и культура» для школ гуманитарного профиля//Мир русского слова. -2003 № 4 — с.65
  19. Э.Х. Использование художественного текста для развития монологической речи на английском языке. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1986. — 22с., с. 15
  20. И. Общество, культура, социология. М.: Прогресс, 1984. -287с.
  21. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под. ред Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — с.41
  22. Воспитание шк-в, № 8, 2001, с.25
  23. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. — 136с. с.86
  24. Т. Основы философии. ч.Н. О человеке. Соч. в 2-х томах Т.1. -М.:Мысль, 1989.-с.219−268
  25. Д.В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни. Дисс. канд.пед.наук. — М., 2000
  26. О.Л., Дворецкая О. Б. и др. «New Millennium English 10» Учебник английского языка для 10 класса общеобразовательных учреждений -Обнинск: Титул, 2003. 176с.
  27. O.JI., Дворецкая О. Б. и др «New Millennium English 11» Учебник английского языка для 11 класса общеобразовательных учреждений -Обнинск: Титул, 2003. 192с.
  28. В. Язык и философия культуры. М., 1985
  29. И. Культура мира и ненасилия в России. М.: Права человека, 1999-c.ll
  30. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984, -268с., с. 7131 .Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления М., 1909, с 10−11
  31. И.А., Староселец О. А. Диалог как образовательная категория. // Методист. 2002 — № 3 — с. 16−18
  32. ЗЗ.Запесоцкий А. С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности. // Педагогика. 2002 — № 2 — с. 534.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 221 с.
  33. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании М., 2004,39с.
  34. Зб.Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.-М.: Просвещение, 1985. 160с.
  35. И.А. Педагогическая психология. М.: Изд. Корп. «Логос», 1999,384с.38.3юбин Л. М. Психология воспитания. М.: 1996. — 96с.
  36. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996, с 21
  37. И.А. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. — с.31
  38. Каким быть учебнику: дидактические принципы построения/ Под ред. И. Я. Лернера, Н. М. Шахмаева. 4.1. — М.:изд.РАО, 1992. — 169с., с. 105
  39. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1973. — 223с., с 6
  40. Е.В., Проблемное обучение: подход, метод, тип, система на мат-ле ИЯ: М. МНПИ, 2000. 256с
  41. Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения.. // Иностр.яз. в шк. 1985 — № 1
  42. Л.И. Обучение личностно-ориентированному общению на основе текста в старших классах средней школы//ИЯ в шк. № 2 — 1992, с. 18−23, с. 18
  43. В.В. Проектная методика как эффективная технология воспитания учащихся средствами иностранного языка. Дисс. канд.пед.наук. — М., 2001
  44. A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979.-216с.
  45. В.П., Лапа Н. М. и др. «English 10−11» Учебник для 10−11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000
  46. Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. -М.:Флинта:Наука, 1998. 136с.-
  47. А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе, 1976, № 1. с.97−102
  48. И.Я. Текст как средство умственного развития и его диагностика у учащихся. В кн.: Новые исследования в педагогических науках. № 2. М.: Педагогика, 1982. — с.42−46.
  49. Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990 № 4.с.6
  50. Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
  51. Лучшие страницы педагогической прессы, 2003, № 5, с.56−57
  52. Л.И. Теория и методика воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480с., с. 16
  53. К.С. Основные направления обновления содержания языкового образования // Содержание обучения иностранному языку в школе и вузе. М.: МИОО, 2003, — 85 с.
  54. Р.П. Проблема развития школьников средствами иностранного языка // Иностранные языки в школе, 1989, № 6. с.20−26
  55. А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам. // Иностр.яз. в шк. 2001 — № 5 — с. 11−14
  56. Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников.-М.: 1991.-190с.
  57. О.В. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981. -183с., с. 17−30
  58. А.В. О воспитании старшеклассников М.:Просвещение, 1981. -176с., с.13
  59. В .Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992. — 199с
  60. Новые гос. стандарты школьного образования по ИЯ. М. ЮОО «Изд-во Астрель" — ООО Изд-во ACT, 2004
  61. Педагогика мира: история, теория, практика. М., 1992
  62. Платон. Государство // Соч. в 3-х т. М., 1971. т. З
  63. . Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2000, № 2. с.3−10
  64. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов исистемы повыш. квалиф. пед. кадров М.: Издательский центр „Академия“, 2001. — 272с
  65. О.Г. Концепция профильно-ориентированного обучения английскому языку в высшей школе Тамбов, 2004 с.23 073."Программа развития воспитания в системе образования России на 1999−2000 гг.»
  66. Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс: учеб. пособие -М.:Флинта:Наука, 2004, с. 12−34
  67. Г. Науки о природе и науки о культуре. С-Пб., 1911
  68. Г. Философия жизни. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 240с.
  69. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. / РАО, Ин-т развития личности. М.: Ин-т развития личности, 1996
  70. К.В. Образование и ценностные ориентации молодежи. -Дисс. канд.пед.наук. М., 2001
  71. В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1998. — 384с., с 308
  72. Сазонова Т. К. Обучение диалогу-обсуждению учащихся старших классов в школе с углубленным изучением англ.яз. Автореф. дис. канд.пед.наук.-М., 1993.- 16с., с.7−8
  73. Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. — 460 е.,
  74. В.В. Методика обучения иностранным языкам. Языковая педагогика в схемах и таблицах.// Методические тетради. М.: Еврошкола, 2004, с.6
  75. В.В. Программа. Английский язык. Школа с углубленным изучением английского языка. 10−11 классы. М.:Просвещение, 2000. -145 е., с.26−28
  76. В.В., Соловова Е. Н. и др. «English 10−11» Учебник для X-XI Кл. шк. с углубл. изуч. англ.яз. В 2 ч. 4.1 М.: Просвещение, 1997. -319с.
  77. В.В., Соловова Е. Н. и др. «English 10−11» Учебник для X-XI Кл. шк. с углубл. изуч. англ.яз. В 2 ч. 4.2 М.: Просвещение, 1997. -325с.
  78. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск, 1998
  79. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование. М.: Издательский центр АПО, 2002
  80. Современный философский словарь/ под ред. В. Е. Кемерова М. -Бишкек — Екатеринбург, 1996, с.530
  81. В.Н. Социолистический образ жизни и активная жизненная позиция личности// Нравственная жизнь человека. М.: Мысль, 1982. с. 12−33
  82. Э. Образование путь к культуре мира и толерантности. // Народное образование. — 2002 — № 2 — с. 113
  83. Г. Я. Стилистика текста. М.:Флинта: Наука, 1997. — 256с.-
  84. Е.Н. Гид переводчик: Учеб. курс по англ. яз. для учащихся ст.кл. и студентов — М.: Просвещение, 2002. — 224с.
  85. Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Монография. М.:ГЛОССА-ПРЕСС, 2004.-336с., c. l 1
  86. Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку // Deutsch. № 5, 2004, с. 16−22)
  87. В.А. Воспитательный потенциал урока//ЛС № 2 2004
  88. Т.Г. Методика обучения пониманию художественного текста на основе модели взаимодействия позиций автора и читателя Автореф. дисс. канд.пед.наук. — Тамбов, 2002
  89. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб.пособие) М.: Gtiobo/S1ovo, 2000
  90. И.В. Межкультурный подход к интерпретации художественного текста в обучении иностранным языкам (немецкий язык, языковой вуз), Автореф. дисс. канд.пед.наук. — М., 2005
  91. В.Н. Содержание образование и его отображение в учебно-методических пособиях (на материале учебников немецкого языка). Ульяновск: УлГУ, 2003. 207с.
  92. Е.Н. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 512с.
  93. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.:ЛГУ, 1965 -124с
  94. Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 Т. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005, — Т.1 -568с.
  95. А.И. Некоторые принципы оптимизации учебного процесса // Актуальные проблемы педагогики высшей школы на пороге XXI века: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. В. Полянского, Т. З. Биктимирова, С. В. Булярского. Ульяновск: УлГУ, 1998.
  96. ФоломкинаС.К. К проблеме отбора текстов для чтения на иностранном языке. В кн. Актуальные вопросы обучения ИЯ в средней школе: Сб. научн. трудов / Под ред. А. Д. Климентенко и А. А. Миролюбова. М., Педагогика, 1973.-с. 149−189, с. 153
  97. Л.П. Понятие и типы ценностных ориентаций. -Автореф. дисс. канд.филос.наук. Л., 1976−21с.
  98. М. Время и Бытие. М., 1993, с.78
  99. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002 — с.135−157
  100. B.C. Доступность и трудность в обучении. М.:3нание, 1984.-80с.
  101. Г. М. Использование текстов с неразвернутой ситуацией для стимулирования группового общения на уроке французского языка// ИЯ в шк., 1992, № 2 с.50−55
  102. JI.A. Усиление коммуникативной направленности обучения чтению на немецком языке на начальном этапе средней школы. -Автореф. дис.канд.пед.наук. -М., 1987. 16с.
  103. С.Н., Родичев Н. Ф. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения// Дополнительное образование. 2004 — № 11 — с.8−9
  104. С.Н., Профильная школа/№ 5,2004, стр.
  105. Что значит знать язык и владеть им / Под ред. Н. М. Шанского. -Л.:Просвещение, 1989. 192с.
  106. В. Нравственным воспитанием должны заниматься все // Народное образование. 2000 — № 2 — с.78
  107. И.В. Ценностные ориентации как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников. Дисс. канд.пед.наук. — Магнитогорск, 1997, с.31
  108. А.В. Работа с текстом при обучении французскому языку // Иностранные языки в школе, 1993, № 2, с.32−36
  109. Г. Р. Информационные технологии и личность в образовании.// Методист. 2002 — № 3 — с. 12−15 120. Ядов В. А., 1970
  110. М.В. Научно обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка//ИЯ в шк., 2000,№ 1. с. 16−23, с.21
  111. Д.А. Формирование умений восприятия образности при чтении иноязычного художественного текста у студентов старших курсов языкового факультета (на м-ле нем.яз.) Екатеринбург, 2000, с.9
  112. Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности. Вопросы психологии. 1982 — № 6, с. З
  113. К., Malgaretti F. «Focus on English and American Literature» -M. Айрис-Пресс, 2003
  114. Harris М., Mower D., Sikorzynska A. «Opportunities Upper Intermediate» Pearson Education Limited 2002
  115. Kern R. «Literacy and Language Teaching» Pearson Education Limited 2000
  116. Prodromou L. «First Certificate Star» Macmillan Publishers Limited 1998
Заполнить форму текущей работой