Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Функционально-ролевой подход к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Нестабильная политическая, экономическая обстановка в стране усложнила социальную ситуацию общества. В современных социально-экономических условиях общество оказалось в ситуации, характеризующейся резким падением жизненного уровня, распадом системы ценностей, заменой одних норм другими, увеличением числа асоциальных проявлений, деградацией традиционных институтов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы подготовки будущих специалистов социальной работы
    • 1. 1. Специфика профессиональной деятельности специалистов социальной работы
    • 1. 2. Сущность функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы
    • 1. 3. Структура профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию
    • 2. 1. Технология реализации функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы
    • 2. 2. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Функционально-ролевой подход к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Нестабильная политическая, экономическая обстановка в стране усложнила социальную ситуацию общества. В современных социально-экономических условиях общество оказалось в ситуации, характеризующейся резким падением жизненного уровня, распадом системы ценностей, заменой одних норм другими, увеличением числа асоциальных проявлений, деградацией традиционных институтов, отвечающих за полноценное существование общества. Вместе с тем при всех вариантах развития государства и общества должна сохраняться его социально-гуманистическая составляющая, отвергающая социальное неравенство, различного рода дискриминации, подавление чести и достоинства человека. В таких условиях возникает необходимость в новых структурах, способных восполнять или компенсировать функции, утраченные социумом в результате перестройки. Одной из них является социальная работа как институт социальной поддержки различных групп населения, коррекции тех или иных видов социальных процессов и отношений. Деятельность этого института ответственна, неоднозначна и сложна, поскольку основным ее содержанием выступают трудные жизненные ситуации, нарушающие нормальную жизнедеятельность человека и служащие причиной обращения в учреждения социальной защиты. Данные обстоятельства не могут не вызвать эмоционального отклика и сочувствия со стороны тех, кто обязан помочь. В связи с этим возрастают требования к деятельности специалистов социальной работы, которые профессионально решают проблемы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Деятельность специалиста социальной работы направлена на формирование ситуации развития личности клиента как субъекта, поддержание его жизнедеятельности, индивидуальной и социальной субъектности, мобилизацию самозащитных усилий с учетом конкретных условий среды обитания. Данную деятельность характеризует яркая выраженность ее этического аспекта, поскольку ее мотивационную основу составляет принятие профессиональных ценностей, базирующихся на гуманистической этике взаимодействиямногообразие видов деятельности, необходимость проявления гибкости при переключении с одного вида деятельности на другой, адекватности в поведении при взаимодействии с клиентомналичие общих элементов для всех видов деятельности, которые в совокупности составляют суть социального консультирования.

Социальное консультирование предполагает оказание вербального и невербального воздействия" на эмоции, суждениясамосознание человека (Д.А. Белухин). Идея о социальном консультировании— как ведущем виде деятельности требует поиска основ его реализациив профессиональной деятельности специалиста. .

Рядомученых признаетсязначимость социального? консультирования в практике социальной работы (С.И. Григорьев, Т. А. Флоренская, Е. Р1 Ярская-Омирнова). Вместе с тем возникает потребность уточнения сущности социального консультированиякак ведущего вида деятельности, реализуемой во взаимодействии с клиентами, оказавшимися^?трудношжизненной ситуации:

Однако как показывает анализа опыта деятельности специалистов социальной работы, они не в полной мере готовык социальному консультированию, впроцессе которого выполняется* ряд профессиональных функций и соответствующих имшрофессиональных ролей (Н. С. Данакин).

Выявляется необходимость, особой организации, учебного процесса в высшей школе по подготовке будущих специалистов" социальной работы на основе функционально-ролевого подхода.

Раскрытие сущности функционально-ролевого подхода к подготовке специалистов социальной работы позволяет опираться на его основные положения (Т.Парсонс): технологии социальной работы выполняют определенные функции, технологии социальной работы как мультифункциональный феномен, роли специалиста социальной работы учитывают особенности клиента.

Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что рассматривались общетеоретические и методологические основы подготовки специалистов социальной работы в работах философов (Л.И. Кононова, Г. П. Медведева, В. Н. Ярской и др.) — психологов (И. А. Зимняя, В. Ю. Меновщиков, Б. Ю. Шапиро и др.) — социологов (С.И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, А. И. Панов, Н. П. Щукина, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.) — педагогов (В.Н. Басов, М. Д. Горячев, JI.B. Куриленко, В. А. Фокин др.). Изучались механизмы профессионального развития и становления личности специалиста социальной работы (М.В. Фирсов, Е. И. Холостова, Н. Б. Шмелева и.

ДР-).

Проблемы, связанные с подготовкой специалистов социальной работы, изучаютсяв рамках нескольких направлений: формирование личности-специалиста (С.И. Григорьев, Е.Ю.' Максимова, Р. В. Овчарова, Т. И. Руднева, Н. Я. Рыбина идр.) — отбор" форм" и. методов социально-педагогического образования (Б.З. Вульфов, Ю. Н. Галагузова, А. Г. Ковалева, Т. Г. Минчук, В. А. Сластенин и др.) — подготовка специалистовсоциальной работы в* различных социальных учреждениях (Е.В. Демкина, В. А1. Фокин, Т. А. Фокина, Т. И. Шульга и др.) — психолого-педагогические аспекты формирования готовности (личностные качества, знания, умения, навыки) отражены в исследованиях K.M. Дурай-Новаковой, М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, К. К. Платонова и др. Структура готовности специалиста социальной работы. к профессиональной деятельности рассматривается Л. В: Вандышевой, В. М. Галагузовой, Ю. В. Карповой, Л. И. Родиной, Т. И. Рудневой, В. Б. Тасеевым, Н. Б. Шмелевой и др.

Вместе с теманализ теоретических и эмпирических исследований, собственного практического, опыта в области социального консультирования позволяет утверждать, что в процессе подготовки специалистов социальной работы сложились противоречия между:

— потребностью общества в специалистах социальной работы в системе социальной защиты населения, имеющих установку на оказание помощи людям в трудной жизненной ситуации, и недостаточной подготовленностью специалистов к выполнению профессиональных задач;

— разработанностью в профессиональной педагогике теоретических основ подготовки специалистов социальной работы и недостаточным владением навыками социального консультирования как ведущего вида деятельности специалиста социальной работы;

— необходимостью формирования профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию и не разработанностью технологии реализации функционально-ролевого подхода к их подготовке.

Стремление найти пути разрешения данных противоречий определило проблему исследования. В теоретическом плане — это проблема обоснования необходимости применения функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке. В практическом плане — это проблема разработки технологии реализации функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих специалистов социальной работы в процессе обучения в вузе.

Предмет исследования: функционально-ролевой подход как условие подготовки будущих специалистов социальной работы.

Цель исследования: теоретически разработать и апробировать практико-ориентированную концепцию подготовки будущих специалистов социальной работы на основе функционально-ролевого подхода.

Гипотеза исследования. Подготовка будущих специалистов социальной работы к выполнению профессиональной деятельности в системе социальной защиты населения направлена на оказание помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, что предполагает выполнение многообразных видов деятельности, пронизанных элементами консультирования, в силу чего социальное консультирование является ведущим видом деятельности. Сложность ее выполнения заключается в необходимости осуществления профессиональных функций и соответствующих им профессиональных ролей. Вместе с тем, в системе профессиональнойподготовки данный вид деятельности в качестве образовательной задачи не предусматривается, что ограничивает возможности выпускников вуза в принятии профессионально-значимых решений. Мы исходим из того, что формирование профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию, становится возможным, если: конкретизировано научное представление о профессиональной деятельности специалиста социальной работыобоснована необходимостьфункционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы;

— выявлена структура профессиональной готовности к социальному консультированию будущих специалистов социальной работы;

— разработана и апробирована технология реализации функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих, специалистов социальной работыразработаны показатели результативности формирования профессиональной готовности* будущих специалистов к социальному консультированию.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научное представление о профессиональной деятельности специалиста социальной работы;

2. Обосновать необходимость и раскрыть сущность функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы;

3. Выявить структуру профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию;

4. Разработать и апробировать технологию реализации функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы;

5. Определить показатели результативности формирования профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальный заказ на подготовку специалистов социальной* работы обусловлен глобальными социокультурными-изменениями в обществе, также кризисными проявлениями в жизненных ситуациях человека. Однако существует ряд противоречий между реальностями образовательного процесса и возрастающими требованиями к личности специалиста социальной работы, призванного разрешать трудные жизненные ситуации в ходе реализации^видов, (педагогический, правозащитный, коррекционный, мобилизационный, посреднический, управленческий, проектный). Поливидовость как особенность профессиональной деятельности, находит свое отражение в социальном консультировании. Для процесса социального консультирования как ведущего вида деятельности характерно наличие профессиональных функций, которые реализуются через соответствующие им профессиональные роли. Разрешению противоречий между существующей практикой профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы и запросом на специалистов, способных к социальному консультировании, будет способствовать функционально-ролевой подход к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы.

2. Положение о необходимости профессиональной подготовки студентов к деятельности в системе социальной защиты населения не может просто базироваться на идее формирования профессиональной готовности будущего специалиста социальной работы. Требуется принципиально новый подход к подготовке в единстве с формированием у них профессиональной готовности к социальному консультированию. Его обоснование должно осуществляться на основе понимания социального консультирования как ведущего вида деятельности и осознания того, что только единство в реализации профессиональных функций и ролейч создает базис для успешной' профессиональной деятельности в условиях социокультурных изменений в обществе. Таким подходом является функционально-ролевой подход, под которым понимаем как базовую позицию* исследователя при организации учебного процесса, в котором формируется готовность студентов к реализации • ведущего вида деятельности — социального консультирования с учетом профессиональных функций специалиста социальной работы и ролей, в значительной степени влияющих на изменения трудных жизненных ситуаций, клиента.

3. Результатом профессиональной подготовки специалистов" социальной работы становится профессиональная готовность будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию, способствующая успешному решению профессиональных задач в условиях современного социального состояния общества. Структура профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию определяется на основе соотнесения ее компонентов со структурой личности и деятельности специалиста социальной работы: когнитивный компонент соотносится с когнитивным компонентом структуры личности и деятельностиаксиологический — с нравственно-этическим компонентомповеденческий и рефлексивный компоненты с поведенческим и рефлексивным компонентами структуры личности и деятельности специалиста социальной работы.

4. Под технологией реализации функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы, базирующейся на принципах функциональности, ролевантности, ценностного отношения к профессиональной деятельности, рефлексивности и стимулирующей развитие компонентов профессиональной готовности к социальному консультированию, следует понимать педагогическую систему, включающую цель, содержание, формы, методы, алгоритмы деятельности субъектов процесса.

5. Профессиональная подготовка будущих специалистов социальной работы, суть которой выражается сформированностью профессиональной готовности к социальному консультированию, будет эффективной, когда средства обучения ориентированы на развитие компонентов готовности. Доминирующие показатели компонентов, представляющие механизм стимулирования их роста, могут приниматься за показатели результативности формирования профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию.

Научная новизна исследования: конкретизировано научное представление о профессиональной деятельности специалистов социальной работы (особенностью деятельности является ее поливидовость, специфика выражается социальным консультированием как ведущим видом деятельностисоциальное консультирование представляет собой процесс взаимодействия между специалистом и клиентом, цель которого — оказание помощи клиенту в принятии решений, активизации ресурсов клиента и укреплении способности к функциональному существованию в обществе);

— обоснована необходимость и раскрыта сущность функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы, (необходимость реализации функционально-ролевого подхода определяется значимостью формирования у будущих специалистов социальной работы профессиональной готовности к социальному консультированиюсодержание функционально-ролевого подхода заключается в интеграции профессиональных функций и ролей специалиста социальной работы, в значительной степени влияющих на изменения трудных жизненных ситуаций клиента) — выявлена структура профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию в соответствии со структурой личности и деятельности специалиста социальной работы. Когнитивный компонент выражается знаниями, необходимыми для осуществления социального консультированияаксиологический компонент свидетельствует о присвоении системы гуманистический ценностей, позволяющих оказать помощь людям, попавших в трудную жизненную ситуациюповеденческий компонент включает умения адекватного поведения и проявления гибкости в процессе социального консультирования-' рефлексивный компонент характеризуется способностями оценивать и контролировать личностные возможности в ходе социальному консультирования;

— разработана технология реализации функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы на основе принципов' функциональности, ролевантности, ценностного отношения к профессиональной деятельности, рефлексивности. Целью профессиональной подготовки является формирование профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированиюсодержание представляет собой совокупность общепрофессиональных, специальных дисциплин, обеспечивающих овладение знаниями в области социального консультированияформы организации подготовки — лекции-дискусии, семинары — презентации, практикумыи методы обучения — анализ проблемных ситуаций, ролевые, деловые игры, тренинги, позволяют раскрывать профессиональные функции и профессиональные роли, что в целом обеспечивает развитие показателей в структуре компонентовопределены показатели результативности формирования профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию, представляющие механизм стимулирования роста значения компонентов профессиональной готовности (когнитивный компонент — знания в области социального консультированияаксиологический компонент — система гуманистических ценностей, включающая базовые и профессиональные ценностиповеденческий компонент — адекватное поведение, гибкость в процессе консультированиярефлексивный компоненткритичное осмысление и оценка результатов социального консультирования).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования обогатят научные представления о профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работыконкретизация понятия «профессиональная готовность будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию» составит основу для более глубоких теоретических представлений о средствах профессионализации студентов. Результаты" диссертационного исследования могут служить основой для дальнейших разработок технологии формирования профессиональной готовности к социальному консультированию.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работыв определении средств формирования профессиональной готовности к социальному консультированиюв разработке и апробации технологии реализации функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы. Результаты экспериментальной работы представлены курсом по выбору «Социальное консультирование», апробированы и внедрены в практику подготовки будущих специалистов социальной работы Самарского государственного университета, а также могут быть включены в содержание профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы.

Методологической основой исследования являются философские, педагогические, психологические теории и концепции развития личностисовременные теории профессионального образования.

Источниками исследования являются фундаментальные положения: о сущности и целостного педагогического процесса и, его обусловленности социальными и психологическими факторами (Ю.П. Азаров, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, B.C. Ильин, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев,.

B. А. Сластенин и др.) — о единстве личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, A.A. Бодал ев, Л. С. Выготский, A.A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, В.Н. МясищевA.B. Петровский,.

C.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.) — о профессиональном становлении' личности (A.A. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Л. В. Куриленко;

A.К. Маркова, Л. М. Митина, Т. И. Руднева и др.) — общие положения" методологии и методики, научного* исследования (В.П: Бездухов,.

B.И'. Загвязинский, В. В-Краевский, B. Mi ПивоевВ.М. Полонский, М. Н". Скаткин, В. А. Ядов и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют: — теориидеятельности (Л.С. Выготский, M.G. Каган, А. Н. Леонтьев,.

C.Л: Рубинштейн и др.) — теории личности'(А. Адлер, Б. Р. Ананьев, М. С. Каган, A.B. Петровский, К. К. Платонов, К. С. Холл и др.) — теории мотивации личности к групповому взаимодействию (Е.П. Ильин, В. Н. Куницина, К. Левин, А. Маслоу, Т. А. Матис и др.) — теории групповых методов обучения (Ю.Н. Емельянов, А. Н. Лутошкин, В. В". А. Рубцов, Г. Мид и др.) — теория игр (Т. А. Апинян, Э. Берн, С. Миллер, Д. Б. Эльконин и др.) — гуманистический подход (К. Роджерс, М. Боуэн, Г. Олпорт, Г. С. Абрамова и др.): психодинамический подход.

3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фром, Э. Эриксон и др.) — экзистенциальный подход (Р. Мэй, Ж. Сартр, И. Ялом и др.);

База исследования: опыт профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы в Самарском государственном университете (СамГУ).

Выборочная совокупность составила 173 человека (78 студентов специальности «Социальная работа», 95 специалистов социальной работы).

Этапы исследования:

Первый этап (2004;2006 гг.). Изучение и анализ философской, социологической, психологической, педагогической, методической литературы, посвященной различным аспектам профессиональной деятельности и профессиональной подготовки будущих специалистов, социальной работы. Проведение пилотажногоисследования с целью доказательства необходимости формирования профессиональной'. готовности к социальному консультированию будущих специалистов социальной работы, что позволило обосновать исходные позиции, проблему, выделить объект, предмет, цель-исследования, сформулировать его гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явилось определение методологии' и методов исследования, разработками обоснование его программы.

Второй этап (2006;2008 гг.) В ходе экспериментальной работы, анализа и осмысления опыта подготовки будущих специалистов' социальной работы уточнялась гипотеза исследования, определялась, суть и структура ключевых понятийконкретизировались педагогические условия и выявлялись средства формирования профессиональнойготовности студентов — будущих специалистов социальной работы. Результатом этого этапа явилась разработка технологии реализации функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы.

Третий этап (2008;2010 гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для проверки эффективности функционально-ролевого подхода к подготовке будущих специалистов социальной работы. Эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментов, подвергнуто теоретическому анализу. Проведено оформление результатов исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предметуанализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследованияэмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, оценка компетентных судей, констатирующий и формирующий эксперименты) — праксиметрические методы (контент-анализ учебных программ и концепций вузовской подготовки) — методы математической статистики (математико-статистический метод — Т-критерий Вилкоксона и корреляционный анализ).

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологией исследования, ее соответствием поставленной проблемеего осуществлением на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметувозможностью повторения экспериментарепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, учебно-методических пособиях, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских, межрегиональных и региональных конференциях (Самара — 2004;210 гг.- Ижевск — 2006 г.- Екатеринбург — 2006 г.- Магнитогорск — 2007 г.- Кострома — 2008 г.). Экспериментальные материалы обсуждались на заседаниях кафедры теории и технологии социальной работы Самарского государственного университета и методологических семинарах кафедры теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета. Результаты исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в Самарском государственном университете.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя две главы, заключение, список литературы, приложение.

Выводы.

1. Анализ опыта формирования профессиональной готовности к социальному консультированию будущих специалистов социальной работы показал, что существуют различные педагогические средства (средства развития познавательных процессов, выработки профессиональных умений и навыков), но их выбор обусловлен спецификой профессиональной деятельности, к которой готовят в вузе. Поскольку ведущим видом деятельности специалиста социальной работы является социальное консультирование, отличающееся полифункциональностью и полиролевантностью, то профессиональная подготовка на основе фукционально-ролевого подхода позволяет обеспечить формирование готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию.

При разработке средств формирования готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию акцент делался на принципы функциональности, ролевантности, ценностного отношения к профессиональной деятельности и рефлексивности, что позволило представить алгоритм формирования профессиональной готовности, состоящую из трех этапов: «Пропедевтика», «Углубление», «Ассимиляция», которые взаимодополняют друг друга и объединяются общей целью — формирование профессиональной готовности к социальному консультированию, задачами (создание условий студентам для овладения знаниями о поддержке, людей, испытывающих трудности разрешения той или иной кризисной ситуацииоб общечеловеческих, профессиональных ценностяхо навыках и умениях, необходимых для разрешения проблемных ситуацийо социальных проблемах, с которыми сталкивается консультант при работе с клиентом и др.), необходимых в профессиональной деятельности специалиста социальной работы.

2. Отобраны методы обучения, обеспечивающие формирование аксиологического и поведенческого компонентов на основе принципов функциональности и ролевантности, (деловые и ролевые игры, тренинги отражали профессиональную функцию и соответствовали профессиональной роли). Формы организации обучения (лекция, семинар, круглый стол, учебная конференция) направлялись на формирование когнитивного и рефлексивного компонентов с опорой на принципы ценностного отношения к профессиональной деятельности и рефлексивности.

3. Для подтверждения эффективности разработанной нами технологии реализации функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы было проведено сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов. Так, на основе полученных знаний студенты осознали суть социального консультирования, цель социального консультирования (когнитивный компонент в структуре профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию). Появилась уверенность в себе, возросла ответственность, (аксиологический компонент) — произошел сдвиг от ригидности к мобильности в профессиональном поведении будущего специалиста социальной работы, сформировались способности к принятию других, к адаптивности (поведенческий компонент), к адекватной самооценке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современные социально-экономические преобразования, происходящие в России, обострили проблему социальной защиты населения, актуализировав вопросы совершенствования подготовки специалистов социальной работы, способных адекватно решать профессиональные задачи.

В процессе исследования была выявлена особенность профессиональной деятельности специалиста социальной работы, которая заключается в поливидовости, что позволило выделить социальное консультирование как ведущий вид деятельности, представляющий процесс взаимодействия между специалистом и клиентом, цель которого — оказание помощи клиенту в принятии решений, активизации ресурсов клиента и укреплении способности к функциональному существованию в обществе.

Анализ научной литературы по проблеме социального консультирования позволил установить, что в процессе социального консультирования специалист с целью успешного взаимодействия с клиентом реализует множество профессиональных функций, востребующих проигрывание соответствующих им профессиональных ролей. Вместе с тем контент-анализ учебных программ показал, что подготовке к социальному консультированию будущих специалистов социальной работы уделяется недостаточно внимания, что подтвердило необходимость совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих специалистов.

Сравнение точек зрения ученых относительно результативности профессиональной подготовки, а также пилотажный опрос специалистов социальной работы позволили выделить недостатки в профессиональной подготовке (отсутствие четкого представления о социальном консультировании как о ведущем виде деятельностизатруднения в осознании своих профессиональных действийразмытость представлений о техниках консультированиянеумение контактировать с клиентаминедостаток психологических знаний) и подтвердить необходимость формирования профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию.

Анализ научных подходов к решению данной проблемы позволил убедиться, что исследования последних лет были посвящены в основном мотивационной, теоретической, практической, креативной готовности, обусловленной только опорой на квалификационные характеристики специалиста, что, на наш взгляд, обедняет существо данного феномена. Пришли к необходимости разработки сути понятия «профессиональная готовность специалиста социальной работы к социальному консультированию», которая рассматривается нами как интегративное свойство личности, системообразующее когнитивный, аксиологический, поведенческий, рефлексивный компоненты, показатели которых свидетельствуют о сформированных возможностях реализации ведущего вида деятельности.

Установили, что структура профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию содержит когнитивный, аксиологический, поведенческий и рефлексивный компоненты, что обусловило необходимость формирования данных компонентов в профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы.

Определили, что стратегия подготовки будущих специалистов социальной работы должна заключаться в разработке и апробации технологии реализации функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы.

Под технологией реализации функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы, базирующейся на принципах функциональности, релевантности, ценностного отношения к профессиональной деятельности, рефлексивности, и стимулирующей развитие компонентов профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию, следует понимать педагогическую систему, включающую цель, содержание, формы, методы, алгоритмы деятельности субъектов процесса.

Формирующий эксперимент, проходивший на базе Самарского государственного университета, длился в течение четырех лет, его результаты подтвердили гипотетическое предположение: совершенствование профессиональной подготовки находится в прямой зависимости от сформированное&tradeкомпонентов в структуре профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию. Сравнение полученных в ходе констатирующего и формирующего экспериментов данных свидетельствовало о положительной динамике выделенных показателей: студенты демонстрировали глубину и прочность знаний по проблеме социального консультированияинтеллектуально-творческую активность (свидетельство теоретической подготовленности к социальному консультированию), обозначилась тенденция повышения значимости позиции уверенности в себе, активной деятельностной жизнипрофессиональная заинтересованность в оказании действенной помощи клиентувысокий уровень эмоционального комфорта (свидетельство устойчивости системы ценностей, усвоение конкретных форм поведения в процессе взаимодействия с клиентом) — способность к самоконтролю и самоанализу.

Таким образом, на основе анализа данных, полученных в ходе констатирующего и формирующего эксперимента, и их теоретического осмысления пришли к следующим выводам:

1. Современная социально-политическая, социально-экономическая ситуация в обществе существенно сказывается на положении наиболее уязвимой части населения. Противоречие между жесткими требованиями общества, предъявляемыми к государственным институтам социальной защиты населения, и сложившейся практикой в данной сфере деятельности может быть разрешено в ходе осознания особенности социальной работы как профессиональной деятельности, заключающейся в ее поливидовости, что требует выделения ведущего вида деятельности — социального консультирования. Это приводит к необходимости обратиться к функционально-ролевому подходу в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы, эффективность которого находится в прямой зависимости от сформированности профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию.

2. Практика социального консультирования показывает, что его эффективность будет достигнута при условии выполнения профессиональных функций и проигрывания профессиональных ролей, обуславливающих решение социальных задач, направленных на выход клиентов из трудных жизненных ситуаций и находящих свое отражение в полиролевантности как характеристики социального консультирования. Формирование профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию будет эффективным, если технология реализации функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке обеспечивает формирование профессионально-значимых свойств личности, входящих в структуру профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию.

3. При разработке технологии реализации функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы необходимо опираться на принципы функциональности, ролевантности, ценностного отношения к профессиональной деятельности, рефлексивности, поскольку контекст социального консультирования предполагает взаимопроникновение, взаимообогащение всех основных этапов социального консультирования в деятельности специалиста социальной работы, совпадение индивидуальной и общественной системы ценностей, наличие умений и навыков самоконтроля, самооценки для дальнейшего профессионального личностного роста.

4. За показатели результативности формирования профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы к социальному консультированию следует принимать: совокупность специальных знанийспособность регулировать профессиональную деятельность на основе принятия гуманистических ценностей, включающих базовые и профессиональные ценностигибкость в процессе социального консультированияумение контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и ситуациях общенияактуальную самооценку, включающую в себя оценку настоящих возможностей, ретроспективную оценку для выявления роста определенных профессиональных знаний, умений и навыков, потенциальную оценку — оценку будущих достижений на основе анализа данных, полученных при сравнении опыта прошлого и настоящего, рефлексивную оценку — самооценку, означающую оценку со стороны других. Высокий уровень развития компонентов может быть критерием качества профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы.

Выполненное нами исследование проблемы формирования профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы на основе функционально-ролевого подхода к профессиональной подготовке вносит определенный вклад в развитие профессионального образования, расширяет профессиональные возможности специалистов социальной работы в современном обществе. Вместе с тем, мы осознаем, что не все поставленные задачи решены в равной степени глубоко и основательно. За пределами нашего исследования остались такие аспекты, как организационные основы формирования профессиональной готовности специалистов социальной работы в системе повышения квалификации, подготовка преподавателей вуза к реализации технологии социального консультирования в профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: сб. статей / под ред. П. Я. Циткилова. Новочеркасск- Ростов н/Д.: Пегас, 2001. — 69с.
  2. Л.С. Программа развития центра социально-психологической помощи // Проектирование развития учреждений социального обслуживания. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1996. — С.41−52.
  3. Л.С. Справочное пособие по социальной работе/под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой. М.: Юристъ, 1997. — 168с.
  4. Л.С., Меновщиков, В.Ю. Семейная психотерапия в центре психологической помощи // М.: НИИ Семьи, 1998.
  5. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
  6. .Н. Становление личности и средовая адаптация // Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989. — С.67−101.
  7. В.Д. Социальная геронтология— М.: Приор, 1997. 79с.
  8. H.A. Социальный интеллект и социальная компетенция // Социальная работа. 1993. — Вып.5. — С.37−47.
  9. H.A. Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Специальная работа и проблемы подготовки кадров. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1992. -С.45−69.
  10. .Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности: хрестоматия / сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Универс групп, 1999. — Т.2. — С.7−94.
  11. .Г. Человек как предмет познания/ Избр. психологические труды: в 2 т. — М.: Просвещение, 1980. Т.1 — 232с.
  12. Н.М. Личностно-деятельностный подход к контекстному обучению социального педагога // Педагогика. 2003. — № 5. — С.55−60.
  13. Бабкин, Н. И Проблемы социальных технологий высшего образования // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2−4.- С.75−80.
  14. Г. А. Теория учебных задач. М.: Просвещение, 1990. — 240с.
  15. , A.B. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов // Советская педагогика. 1981. — № 1. — С.71−77.
  16. В.П. Гуманистическая направленность учителя Самара- СПб: Изд-во СамГПУ, 1997. 172с.
  17. А.Б. Основы социальной работы.- М.: Социально-технологический институт МГСУ, 2001. 228с.
  18. С.А. Сравнительный анализ системы подготовки специалистов социальной работы в Великобритании и в России // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. — № 3.- С.3−7.
  19. Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе // Теория и практика социальной работы: отечественный изарубежный опыт / отв. ред.: Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова. М.: Тула: АСОПиР, 1993.-С. 127−134.
  20. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Владос, 1997. 220с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  22. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов— М.: Высшая школа, 1989.- 144с.
  23. М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Аспект-пресс, 1995. С.221−240.
  24. М. Подготовка к исследованиям в области социальной работы // обучение социальной работе: Преемственность и инновации / под ред. Ш. Рамон, Р. Сари. М.: Аспект Пресс, 1996. — 157с.
  25. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. — № 3. — С.37−43.
  26. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С.29−36.
  27. В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 11 999. — 184с.
  28. В.Г. Профессиональное становление и развитие социальной работы в России. // Социальная работа как профессия: современный опыт и тенденции развития: материалы всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. — 254с.
  29. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: БуЯ — Аргус, 1994.-208с.
  30. Г. Ю. Социальная работа в России: Проблемы формирования профессиональной культуры: автореф. дис. канд.социол. наук / Г. Ю. Бурлака. М., 1997. — 20с.
  31. Г. В., Карабанова O.A., Лидере, А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. -М.: Изд-во МГУ, 1990.
  32. В поисках истины (материалы методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы) / отв. ред. В. Г. Попов, Т. Е. Демидова. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1995.- 135с.
  33. Введению в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. — 376с.
  34. Т.И. Профессиональная практическая подготовка специалиста социальной работы в медицинском вузе: автореф. дис. канд. .пед.наук / Т. И. Великолуг. М., 1998. — 20с.
  35. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа 1991. — 207с.
  36. К., Бамберри В. Танцы с семьей. // Независимая фирма «Класс», 1997.
  37. .З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: Академия, 1997. — 288с.
  38. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. -144с.
  39. С. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448с.
  40. С. Психологическое консультирование.СПб.: Питер, 2002.
  41. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 350 500 «социальная работа». Квалификация специалист социальной работы. — М., 2000. — 33с.
  42. , М.Д. Система профессиональной подготовки социальных педагогов // Проблемы гуманизации вузовского образования. Тольятти: Поволжский технологический институт сервиса, 1999. — С. 15−21.
  43. К.В. Педагогические условия развития социально-профессиональной готовности студентов: автореф.дис.канд.пед. наук / К. В. Греля. Калининград, 1998. — 22с.
  44. С.И. Социологический контекст теории и методов социальной работы в России. — М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1994. 150с.
  45. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415с.
  46. В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы // Педагогика. 1993. — № 4. — С.54−58.
  47. М. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Речь, 2001.-178с.
  48. М.А. Психология социальной работы. М., 2002.- 232с.
  49. М.П. Воспитательная направленность социальной работы // Педагогика. 1997. — № 6. — С.49−53.
  50. М.П. Введение в методику социальной работы // Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. Ч. У1:
  51. Методика и практика социальной работы. — М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1998. — С.4−14.
  52. Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы // Социальная работа в системе наук. Барнаул: Изд-во АГУ, 1995. — 167с.
  53. Л.Г. Основы теории социальной работы. М.: Владос, 1997.-187с.
  54. Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 1. — С.25−32.
  55. Н.С. Социальная работа: наука и профессия // Обучение социальной работе в России' М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ. 1997. — 298с.
  56. Н.Ф. Роль и место социальной работы в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Тюмень: ТГУ, 1995. — 87с.
  57. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов н/Д.: Феникс, 1996. -480с.
  58. М., Шадлоу С. Введение в контекст практической подготовки будущих социальных работников: обзор ключевых тем // Обучение практике социальной работы: Международный взгляд и перспективы. М.: Аспект Пресс, 1997.-223с.
  59. М.Е. Профессиональная направленность студентов. Магнитогорск, МГПИ, 1992. — 118с.
  60. М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1995. 173с.
  61. Ю.С. Проблемы социальной адаптации беженцев // Социальная работа. 1992. — Вып.№ 6. — С.139−144.
  62. В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1997. — № 2. — С.9−14.
  63. И.Г. Технология социальной работы // Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1998. — С. 15−36.
  64. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. — пед. ун-та, 1998. — 126с.
  65. И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. 1992. — Вып.2. — С.8−15.
  66. И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс // Социальная работа. 1992. — Вып.6. — С.85−91.
  67. И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 1. — С.79−82.
  68. С.Н. Профессиональная подготовка студентов университета к индивидуальной социальной работе: автореф.дис. .канд.пед.наук. Магнитогорск, 2003. — 20с.
  69. Исторический опыт социальной работы в России. М.: Академия, 1994.-255с.
  70. О.И. Основы реабилитации инвалидов. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. — 88с.
  71. Е.Г. Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий // Педагогические исследования в образовании. Самара: Универс-групп, 2004. — С. 189−209,
  72. Клиническая психология в социальной работе. М.: Академия, 2002.-205с.
  73. Т.А. Функции профессионально-личностной рефлексии в познавании и преобразовании педагогической детальности // Бюллетень Международной академии психологических наук. Саратов- Ярославль, 1999. -С. 67−83.
  74. В.Н. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. — М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1994.-128с. 1
  75. A.B. Эволюция методологии в социальной работе // Материалы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции «Социальная работы: теория, опыт, перспективы». Ужгород, 1999. — С.294−297.
  76. Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Независимая фирма «Класс», 1994.-167с.
  77. Н.Ю. Социально-педагогические условия профессионального становления социального работника (на опыте Заполярья): автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1997. — 20с.
  78. Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы // Педагогика. 2003. — № 2. — С.22−28.
  79. Е.А. Психология профессионала. М-: • Институт' практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400с.
  80. Н.П. Профессиональная подготовка специалистов, социальной работы, в системе высшего профессионального образования. -Ставрополь: Изд-во СевКавРТУ, 2001. 188с.
  81. Клушина Н: П. концептуальная модель специалиста социальной работы // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития: Сб.науч.тр.: в 2ч. / под ред. E.H. Шиянова, О. И. Лепилкиной. 4.2. -М.: Илекса, 2002. — С.319−335.
  82. A.A. Социальная работа и проблемы духовности // Российскишжурнал социальной работы. 1996. — № 1. — С.22−26.
  83. Я.Л. Психология личности и взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Народная асвета, 1990. — 193с.
  84. , М.Н. Подготовка специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в этнокультурной среде: автореф.дис. .канд.пед.наук. Ставрополь, 1998. — 22с.
  85. Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999. -178с.
  86. В.В. Проблемы построения целостной теории содержания образования и процесса обучения // Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: Сб. науч.тр., Челябинск: ЧГТУ, 1990. — 136с.
  87. С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. -М., 1998.- 199с.
  88. Т. Л'. Подготовка социальных работников в Великобритании: автореф. дис.канд.пед.наук. — М., 1999. 20с.
  89. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Просвещение, 1990. — 140с.
  90. Ю.А. Правовые и нормативно-профессиональные основы социальной работы // Социальная работа. М., 1992. — Вып.2. — С.16−21.
  91. Г. Д. Формирование профессиональной деятельности и личности социального работника: авореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1996. 20с.
  92. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 120с.
  93. Л.В. Социальная работа как наука и профессия // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы. Самара: Изд-во СамГУ, 2004.-С.6−14.
  94. И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2. — С.110−119.
  95. Е.С. Формирование профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов средствами иностранного языка: автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2005.- 21с.
  96. М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2001. 288с.
  97. B.C. Новое в подготовке специалистов социальной работы // ЧГТУ. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. М.: Социально-технологический институт, 1999. — С.34−39.
  98. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994.- 205с.
  99. И.М. Развитие и профессиональное понимание социальной работы в Германии // Социальная работа накануне 2000 года: пути и цели профессионального становления. М.- Берлин: Институт социальной работы, 1998.-С.5−55.
  100. Ю.А. Интегративная модель подготовки социального работника // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2. — С. 102−104.
  101. Леннеер-Аксельсон Б. Психосоциальная помощь населению. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1998. — 232с.
  102. Н.Д. Психотерапия в социальной работе. — М.: Институт молодежи, 1996.- 143с.
  103. И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. 127с.
  104. Г. М. О специфике подготовки социального работника к профессиональной деятельности // Социальная работа. 1992. — № 6. — С. 104 107.
  105. А.К. Психологический критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6. — С.55−63.
  106. A.K. Психология профессионализма. М.: Владос, 1996. -308с.
  107. Г. П. Этика социальной работы. М.: Владос, 1999. -200с.
  108. В.П. История социальной работы в России. М.: Социально-технологический институт, 1998. — 220с.
  109. Менеджмент социальной работы / под ред. Е. И. Комарова, А. И. Войтенко. М.: Владос, 2001. — 300с.
  110. ИЗ. Мерлин B.C. Психология индивидуальности / под ред. Е. А. Климова. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-448с.
  111. В.Ю. Введение в психологическое консультирование. -М.: Смысл, 1998.-88с.
  112. П.В. Содержание и методы работы социального педагога // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 3.- С. 18−27
  113. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. -№ 4. — С.28−38.
  114. Ф.А. Введение в специальность «социальная работа». -Магнитогорск: МаГУ, 2001. 40с.
  115. Ф.А. Основы социальной педагогики.-М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 416с.
  116. К. Игровая терапия. СПб., 2005.-113с.
  117. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.- 165с.
  118. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая фирма «Класс», 1994.-288с.
  119. P.C. Основы психологического консультирования. М., 2006,-314с.
  120. , В.М. Технология формирования развивающего содержания профессиональной подготовки специалистов. — Самара: СамГТУ, 2000. 77с.
  121. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.- 200с.
  122. H.H. Основы профессионально-педагогической деятельности. М.: Мастерство, 2002. — 300с.
  123. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М.: Академия, 1999. 140с.
  124. И. Методы социальной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / отв.ред.: Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова. М.- Тула: АСОПиР, 1993. — С.135−146.
  125. Обучение практике социальной работы: Международный взгляд и перспективы / под ред. М. Доэла и С. Шардлоу- пер. с англ. под ред. Ю. Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1997. — 300с.
  126. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации./ под ред. Ш. Рамон- Пер. с англ. под ред. Б. Ю. Шапиро. М.: Аспект пресс, 1996. -156с.
  127. O.A. Социально-психологические аспекты профессионализма социального работника: автореф.дис.канд.психол. наук -М., 1999.-22с.
  128. Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001.-400с.
  129. K.M. К проблеме подготовки социального работника и формирования профессиональной компетентности // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2. С.92−95.
  130. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. № 2. — С.45−50.
  131. П.Д. Система подготовки социальных работников в России и роль в этом процессе ГАСБУ // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 1. — С.113−117.
  132. П.Д. Теория социальной работы в системе научных дисциплин // Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы: материалы научной конференции. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 2000. — С.11−20.
  133. A.M. Социальная работа в России: Состояние и перспективы // Социальная работа. 1992. Вып.6. — С.40−48.
  134. В.И. Психология менеджмента. М.: Институт практической психологии, 1996. — 200с.
  135. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -225с.
  136. И. Ремесленник, профессионал, творец // Народное образование. 1989. № 11. С.82−87.
  137. Принцип активизации в социальной работе/ под ред. Ф.Парслоу. -М: Аспект Пресс, 1997.
  138. Профессиональная педагогика / под общ.ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904с.
  139. Профессиональное мастерство работников социальных служб: Материалы II Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб / сост. и отв.ред. A.M. Панов, JI.B. Топчий, Э. А. Манукян. М.: Социальная работа, 1998. — 171с.
  140. Профессионально-этические нормы социальной работы / С. А. Беличева, А. Я. Варга, М. Н. Фирсов и др. М.: ВНИК «Государственнаясистема помощи семье и детству», «Социальное здоровье России», «ТЕИС», 1993.-32с.
  141. A.JI. Доморацкий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство. М., 2005. — 165с.
  142. Рид У.Дж. Проблемно-ориентированный подход // Энциклопедия социальной работы. В Зт. / Под ред. Л. Э. Кунельского и М. С. Мацковского. -М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. Т.-2. С. 329−334.
  143. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529с.
  144. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-264с.
  145. К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 257с.
  146. К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы. М., 2006. 219с.
  147. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./ гл.ред. В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993. — Т. 1. — 608с.
  148. Российский менталитет и учет его особенностей в социальной работе. Социальная работа / отв.ред. И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — В.5. — 155с.
  149. К. Групповая психотераприя. — М.: Прогресс, 1993.- 198с.
  150. К. Групповая психотераприя. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993. — 237с.
  151. Т.И. Педагогика профессионализма. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. — 220с.
  152. H.A. Основные функции и роль педагога-наставника в подготовке студентов, будущих социальных работников (английский опыт) // Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. М.: Социально-технологический институт, 1999. С.31−34.
  153. H.A. К вопросу в профессиональном воспитании: путеводитель профессионального становления социального работника // Российский журнал социальной работы. 1996. № 1. — С.117−122.
  154. A.A. О развитии образовательной деятельности по социальной педагогике и социальной работе в регионах России // Социальная работа как профессия: современный опыт и тенденции развития. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. — С.22−27.
  155. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. — М.: академия, 2000. 240с.
  156. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом общении. СПб.: Речь, 2003. — 79с.
  157. Симен-Северская О. В. Формирование педагогической компетентности специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф.дис.канд.пед. наук. Ставрополь. 2002. — 20с.
  158. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. — 152с.
  159. В.А. Социальный работник: личность и профессия // Социальная работа. 1992. Вып.6. — С.48−57.
  160. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. проф. Е. И. Холостовой. М.: Юристъ, 1997. — 424с.
  161. Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению/ под ред. JI.C. Алексеевой. М.: НИИ Семьи, 1997.-272с.
  162. A.C. Специфика социальной работы с разными группами населения // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 2. — С.47−54.
  163. Социальная работа: теория и практика / отв. ред Е. И. Холостова, A.C. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007. — 427с.
  164. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования / под общ. ред. М. А. Галагузовой. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1990.
  165. Социальная педагогика / под ред. В. А. Никитина. М.: ВЛАДОС, 2000.-272с.
  166. Социальная работа / под общ.ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-576с.
  167. Социальная работа и проблемы подготовки кадров/ отв. ред. И. А. Зимняя. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1992.- 104с.
  168. Социальная работа и подготовка специалистов за рубежом/ сост. В. А. Фокин. — Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л. Н. Толстого, 2005. 211с.
  169. Социальная работа: личность и профессия: материалы международной научно-практической конференции, 28−29 мая 2002 год-Ульяновск: УлГУ, 2002. 215с.
  170. Социальная работа: опыт и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, 17−18 ноября 2000 год -М.: Социально-технологический институт МГУС, 2001. 298с.
  171. Социальная работа: теория и практика / отв. ред. Е. И. Холостова, A.C. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007. — 427с.
  172. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением/ под ред. М. А. Новиковой. -М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. 90с.
  173. Социальная служба города Магнитогорска: Рекламный проспект / ред. сост. Г. А. Доколина, Ф. А. Мустаева, В.г. Салопаева. Магнитогорск, 2000. — 27с.
  174. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности/ под ред. Г. М. Иващенко. М.: НИИ Семьи, 1997. -264с.
  175. JI. Методы воспитания в социальной работе // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / отв. ред.: Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова. M — Тула: АСОПиР, 1993. — С.147−157.
  176. Теории социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике: Кн. для социального работника и социального педагога/ сост. С. И. Григорьев, И. И. Григорьев и др. М., 1994. — 136с.
  177. Теория и методика социальной работы (Краткий курс)/ под ред.
  178. B.И. Жукова. -М.: Союз, 1994. 192с.
  179. Теория и методика социальной работы / под ред. И. Г. Зайнышева. -М.: МГСУ, 1994.-4.1.-202с.
  180. Теория и методология социальной работы / сост. С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. Е. Ельчанимов и др. М.: Наука, 1994. — 185с.
  181. Теория социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой. М.: Юрист, 2008. — 334с.
  182. П.П. Педагогическая компетентность специалиста социокультурной сферы // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 1.1. C.242−257.
  183. П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста социокультурной сферы// Педагогика. 2003. — № 1. — С.74−81.
  184. Ф.Дж. Психосоциальный подход // Энциклопедия социальной работы. В 3 т. / Под ред. Л. Э. Кунельского и М. С. Мацковского. -М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. Т.2. — С. 413−416.
  185. C.B. Введение в социальную работу. М.: Академический проект, 2006. — 496с.
  186. Технологии социальной работы / под общ. ред. Е. И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2008. — 400с.
  187. Технология социальной работы / под ред. И. Г. Зайнышева. М.: ВЛАДОС, 2009.-400с.
  188. Л.В. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов социальной работы // Работник социальной службы. — 1997. № 1. С. ЗГ-42.
  189. Л.В. Проблемы подготовки кадров в Российской Федерации //Социальная работа--1992. № 2. С.26−44.
  190. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе: — М.: Педагогика, 1989. 208с.
  191. Г. Н. Актуальные проблемы социальной" работы в России // Педагогика. 1993. — № 6. — С.29−34.
  192. Философия социальной работы / под ред. В. И. Митрохина. М.: МГСУ Союз, 1998. — 208с.
  193. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998.- 576с.
  194. М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 192с.
  195. М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. М.: Академия, 2002. — 192с.
  196. В.А. Основы сравнительного анализа подготовки студентов в России и США // Гражданское образование: российский и американский опыт подготовки студентов / сост. В. А. Фокин. Тула: Изд-во Тул. гос.пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2003. — С.5−10.
  197. К. Психологические группы. М.: Генезис, 1999.- 198с.
  198. Е.И. Сущность социальной работы в обществе // Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 2000. — С.4−10.
  199. Е.И. Генезис социальной работы в России. М.: ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1995! — 238с.
  200. Холостова Е. И: Социальная работа: развитие И' перспективы // Социальная, работа: опыт и перспективы. М.: Социально-технологический институт МГУС, 2001. — С.13−20.
  201. Е.И. Технологии социальной работы // Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. / Под ред. A.M. Панова и Е. М. Холостовой. — М.: Институт социальной работы, 2002. Т.2. — С.347−349.
  202. Человек в социальной и физической среде. Таллинн: ТПИ, 1990. -200с.
  203. А.Ю. Профессиональная подготовка социальных работников к консультированию: автореф. дис. канд. пед. Волгоград, 1997. -20с.
  204. Шанти Хиндука. О возможных путях развития системы подготовки социальных работников в России // Обучение социальной работе:
  205. Преемственность и инновации/ под ред. Ш. Рамон и Р.Сарри. М.: Аспект Пресс, 1996.- 157с.
  206. Шевченко JI. JL Практическая педагогическая этика. М.: Соборъ, 1997.-400с.
  207. Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.- 196с.
  208. JI. Консультации // Энциклопедия социальной работы. В Зт. / Под ред. Л. Э. Кунельского и М. С. Мацковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. — Т.2. — С.31−34.
  209. Х.Э. Психология жизненного пространства / Х. Э. Штейнбах, В. И. Еленский. СПб.: Речь, 2004. — 240с.
  210. Н.П. Консультирование как метод социальной работы // Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. / Под ред. A.M. Панова и Е. И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. — Т.1. — С.265−270.
  211. Э.Г. Юстицкий, В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990.-200с.
  212. Эльконин В. Д. Психология формирования личности и проблемы обучения. М.: Педагогика, 1990. — 146с.
  213. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т./ под ред. С. Я. Батышева. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. Т.1 568с.- Т.2. — 440с.- Т.З. — 488с.
  214. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. / пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — Т.З. — 286с.
  215. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: ИФ «Сентябрь», 1996. 96с.
  216. Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. М.: Академия, 1994. — 200с.
  217. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 400с.
  218. Brearly, J. Counselling and social work/ Buckingham: Open University Press, 1995.
  219. Contemporary Social Work. N.Y., 1980. — 198p.
  220. Hollis, F. Casework / F. Hollis. N.Y., 1982. — 112p.
  221. Johnson L.C. McClelland R.W., Austin C.L. Social Work practice: a generalist approach / L.C. Johnson, R.W. McClelland, C.L. Austin. Scarborough, Ontario, — 2000. — 432p.
Заполнить форму текущей работой