Антикризисное управление предприятиями в условиях экономических реформ
В зависимости результатов применения предложенных методов должно выбираться оптимальное управленческое решение. Для наиболее несостоятельных предприятий это может быть добровольная ликвидация предприятия, продажа его как фирмы, единого имущественного комплекса или по частям. Для менее несостоятельных предприятий возможна их приватизация или санация путем привлечения стороннего инвестора, продажи… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ 11−45 АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
- 1. 1. Предпосылки возникновения необходимости антикризисного управления неплатежеспособными предприятиями
- 1. 2. Основные положения законодательства об антикризисном управлении и банкротстве предприятий
- 1. 3. Антикризисное управление предприятиями как важнейший инструмент регулирования экономических отношений
- 1. 4. Зарубежный опыт антикризисного управления предприятиями
- 1. 5. Роль и место методического обеспечения в общей системе принятия управленческих решений о несостоятельности предприятий
- 1. 6. Выводы
- 2. ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЦЕДУР АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ^ 46−76 2.1. Необходимость использования экспертных оценок процедуры банкротства предприятий
- 2. 2. Социально-квалификационный портрет экспертов -субъектов экспертно-аналитической модели
- 2. 3. Анализ механизма взаимодействия участников процедур антикризисного управления неплатежеспособными предприятиями
- 2. 4. Моделирование столкновения интересов участников процедур антикризисного управления неплатежеспособными предприятиями
- 2. 5. Выводы
- 3. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
- 3. 1. Основные задачи информационно-аналитического подхода к процессу управления неплатежеспособными предприятиями
- 3. 2. Выбор критериев несостоятельности предприятий
- 3. 2. 1. Новая система коэффициентов несостоятельности
- 3. 2. 2. Вычисление коэффициентов несостоятельности предприятий Нижегородской области с учетом региональной и отраслевой специфики
- 3. 2. 3. Главные факторы несостоятельности
- 3. 2. 4. Классификация предприятий по степени несостоятельности на основе кластерного анализа
- 3. 3. Анализ динамики неплатежеспособности и определение момента восстановления (утраты) предприятием платежеспособности
- 3. 4. Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной поддержке
- 3. 4. 1. Прогноз основных параметров бизнес- плана. 3.5. Выводы
Антикризисное управление предприятиями в условиях экономических реформ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реформирование социально-экономической системы России протекает в сложных политических и экономических условиях перехода всех сфер жизнедеятельности общества на новые условия хозяйствования и нуждается в четких, эффективных и адекватных механизмах правового и экономического регулирования этого процесса. Вполне очевидно, что целью реформ является улучшение благосостояния общества, создание новых более благоприятных условий для продуктивной работы предприятий и организаций, поддержка наиболее активных и способных коллективов и отдельных личностей в реализации их потенциала. Особое внимание должно отводиться проблемам поддержки и развития предприятий промышленной сферы, эффективность работы которых в конечном итоге во многом определяет уровень развития национальной экономики.
Следует признать, что в настоящее время состояние, тенденции и темпы преобразований, происходящих в структуре отечественной экономики, в особенности ее ведущих, базовых отраслей, носят очень сложный и противоречивый характер. В условиях разрыва межхозяйственных связей, динамичной трансформации собственности, быстроменяющейся инфраструктуры рынков, снижения объемов государственных заказов, необходимости развития конверсионных инновационных технологий многие промышленные предприятия оказались в кризисном состоянии. Такое положение дел в той или иной степени полноты и масштабности имело и имеет место во многих странах. Мировое сообщество накопило значительный опыт вывода предприятий из кризиса, который наглядно показал, что мощными рычагами государственного регулирования экономики являются процедуры реструктуризации и санации неплатежеспособных предприятий и принятие адекватных мер по определению их дальнейшей судьбы.
Основа этого регулирования должна быть заложена в непротиворечивой законодательной и нормативной базе о несостоятельности (банкротстве) предприятий, адекватно определяющей механизмы и методологию реализации различных управленческих процедур.
Введенный в действие с 1 марта 1993 года Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» до сих пор не нашел эффективного практического применения [I]. 1.
Хотя последующими подзаконными актами был устранен ряд содержащихся в Законе существенных недостатков, действующая законодательная база еще недостаточно проработана, прежде всего, по процедурным вопросам реализации механизмов банкротства и санации предприятий.
Другим немаловажным фактором, тормозящим правоприменимость законодательства о банкротстве, является слабый учет традиционного российского менталитета. Закон обретает настоящую силу лишь тогда, когда он не вступает в противоречие с установками и ценностями основной массы хозяйственных агентов, чьи отношения он призван регламентировать. Основная трудность заключаются в том, что сегодня параллельно идут два сложных и внутренне взаимосвязанных процесса: наработка нормативно-правовой базы, ее апробирование на местах и адаптация общественного сознания к новым формам экономического регулирования. Закон не будет действовать, если объекты его воздействия не поверят в него, не увидят в нем реального механизма решения экономических проблем.
И наконец, необходима разработка научно обоснованных подходов, обеспечивающих формализацию ключевых этапов процедур управления неплатежеспособными предприятиями с применением адекватного математического аппарата и современных информационных технологий. При этом следует сделать упор на создание компьютерных автоматизированных систем, позволяющих оперативно анализировать экономическую информа.
1 Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», Российская газета -30 декабря 1992 г.-№ 279. цию в целях квалифицированного принятия эффективных управленческих решений.
Нужно сказать, тема антикризисного управления занимает немало места в современной литературе. Фундаментальным исследованиям проблем банкротства посвящены труды Безуглова А. [16], Беляева С., Кошкина В. [15,17−19, 29], Витрянского В. [22−24], Гришаева С., Аленичевой Т. [27]. Наряду с этим, появился целый ряд работ, опубликованных в центральных и региональных изданиях, направленных на освещение конкретных проблем санации и банкротства, их правовых, экономических и социальных аспектов [6−12, 25, 26, 30−42, 44−47].
Последние международные и российские конференции по теме банкротства посвящены не только разработке социально-экономических и правовых проблем, но и процедурным вопросам, а также вопросам оперативного управления процессом реорганизации предприятий с использованием автоматизированных информационных систем поддержки принятия решения и данных налоговых и статистических органов.
И все-же, несмотря на то, что в настоящее время проблеме антикризисного управления уделяется большое внимание, многие вопросы, прежде всего формально-количественной и социальной оценки различных аспектов и процедур банкротства и санации, на региональном и федеральном уровнях проработаны еще не в достаточной мере. Заполнить сложившийся информационно-правовой вакуум и призвана настоящая работа.
Целями диссертации являются анализ реального состояния практики и теории управления неплатежеспособными предприятиями, разработка методов обоснованной оценки их финансово-экономического состояния, позволяющих объективно определить причины несостоятельности, имеющиеся резервы и пути выхода предприятий из кризиса.
В соответствии с этими целями в диссертации поставлены следующие основные задачи:
• анализ банкротства как экономико-правового механизма управления неплатежеспособными предприятиями;
• комплексное исследование ключевых аспектов банкротства путем моделирования позиций и интересов различных субъектов социально-экономических отношений с целью выявления и систематизации:
— причин и последствий применения процедур банкротства,.
— возможных инициаторов процесса банкротства,.
— приоритетных случаев представления государственной поддержки несостоятельным предприятиям,.
— необходимых социальных гарантий трудовым коллективам предприятий-банкротов ;
• разработка методов и критериев оценки несостоятельности предприятий и тенденций их развития как основы выбора различных форм управления ими;
• разработка принципов и методов создания и использования автоматизированных систем управления неплатежеспособными предприятиями.
• апробирование предложенной методологии на примере анализа финансово-экономического состояния предприятий Нижегородской области.
Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:
• разработана обоснованная модель отношений различных социальных групп, вовлеченных на практике в процессы реорганизации и банкротства;
• установлены и проанализированы важнейшие социальные аспекты проблемы антикризисного управления предприятиями, составляющие информационную основу для социально-ориентированного развития законодательства о банкротстве;
• предложен системный подход к экономическому анализу финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных предприятий;
• разработана принципиально новая система критериев несостоятельности, на основе которой получены обоснованные пороги несостоятельности предприятий Нижегородской области с учетом отраслевой принадлежности и проведена классификация предприятий;
• предложен корректный метод прогнозирования даты восстановления (утраты) платежеспособности;
• разработана методология оценки эффективности бизнес-планов предприятий.
• Объектом исследований выступает система управления предприятиями в условиях их экономической нестабильности.
Предметом исследований являются отношения участников процессов реструктуризации предприятий, процедуры признания предприятий несостоятельными и информационно-аналитические методы управления ими.
Методологическую и информационную основу проводимых исследований составили труды отечественных и зарубежных ученых по теории управления социально-экономическими процессами и антикризисному управлению предприятиями, законодательные и нормативно-правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, Государственного комитета по управлению государственным имуществом РФ, Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) РФ, Администрации Нижегородской области и Законодательного Собрания Нижегородской области по проблемам собственности, разгосударствления, приватизации, неплатежеспособности и банкротства.
Для решения конкретных задач исследования применялись методы социологического и экономического анализа, математической статистики и теории вероятностей, вычислительной математики, а также системы управления базами данных. Необходимые расчеты выполнялись с применением ПЭВМ.
В процессе работы использовались справочники и материалы Нижегородского областного комитета государственной статистики, Нижегородского территориального агентства Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН).
Результаты исследований могут быть использованы при доработке законодательства о банкротстве, что обеспечит более полный учет социальных факторов банкротства, более достоверный анализ финансово-экономического состояния предприятий и научно обоснованный прогноз тенденций их развития.
Разработанная в диссертации методология может быть внедрена в практической деятельности федерального и региональных органов по делам о несостоятельности (банкротстве), а также других органов государственной власти и местного самоуправления в задачах регулирования экономики. Данная методология представляет собой неотъемлемую часть единой системы организации управления предприятиями в условиях их неплатежеспособности и обеспечивает основу для принятия оптимальных управленческих решений.
Теоретические и практические положения и выводы исследований могут быть использованы в учебном процессе при подготовке государственных служащих в региональных академиях государственной службы и других высших учебных заведениях.
3.5. Выводы.
В настоящей главе предложен новый подход к оценке несостоятельности предприятий, обеспечивающий корректный эффективный анализ финансово-экономического состояния предприятий и прогноз их развития.
В рамках данного подхода введена новая система из 12 коэффициентов несостоятельности, учитвающая по сравнению с традиционно используемой сстемой информацию о скорости оборачиваемости средств, задолженности в бюджет, рентабельности, напряженности выплат.
Предложен метод обоснованного сжатия информации, содержащейся в этих коэффициентах, без ее существенной потери в 4 фактора несостоятельности. Такое сжатие позволяет проводить практический анализ оптимального объема информации о состоянии предприятия по 4 параметрам, для которых возможен точный расчет пороговых значений. Метод реализован в виде автоматизированной подсистемы факторного анализа, допускающей также исследование реалистичности бизнес-планов предприятий.
Для грубого экспресс-анализа введен показатель несостоятельности U, представляющий собой обобщенную характеристику несостоятельности, расчет которого может быть настоен на анализ отдельных составляющих несостоятельности — задолженности в бюджет, кредиторам, социальных выплат, динамики оборачиваемости средств.
Предложен метод классификации предприятий по степени несостоятельности, то есть по значениям показателя U, реализованный в виде автоматизированной подсистемы кластерного анализа. Такая градация предприятий по финансово-экономическому состоянию формирует основу для применения конкретных форм антикризисного управления, в том числе оказания государственной поддержки.
В целях практической апробации предложенной методологии был проведен анализ бухгалтерских балансов 46 предприятий Нижегородской области. Вычислены средние значения 3 стандартных коэффициентов с учетом отраслевой принадлежности предприятий и показана нереальность законодательно установленных универсальных пороговых значений, не учитывающих отраслевую и региональную специфику. Применение предложенного подхода позволило разбить анализируемые предприятия на классы по степени несостоятельности.
Разработан метод нелинейного прогноза даты утраты (восстановления) предприятием платежеспособности, не зависящий от времени отчетного периода Т. На практических примерах показано, что в отличие от традиционного линейного метода, предложенный метод обеспечивает высокую достоверность и реалистичность прогноза, что позволяет делать обоснованные оценки динамики финансово-экономического состояния предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В диссертации подробно проанализированы причины возникновения экономического кризиса российских предприятий в период становления многоукладной экономики. В условиях разрушения единого экономического пространства, жесткой налоговой и конкурентной среды, неэффективного менеджмента многие отечественные предприятия оказались в сложном финансовом положении. Традиционные для цивилизованных стран методы экономической стабилизации предусматривают внедрение различных мер государственного регулирования экономики, одной из которых является антикризисное управление неплатежеспособными предприятиями. Анализ зарубежного законодательства о банкротстве наглядно демонстрирует глубокую проработанность всех этапов процедур реструктуризации и ликвидации предприятий, полноценный учет социальных факторов и последствий применения этих мер.
Российское законодательство о банкротстве, хотя и аккумулировало в себе многие позитивные аспекты тематического зарубежного права, вместе с тем требует существенной доработки. Прежде всего, в радикальной коррекции нуждаются процедуры антикризисного управления, экономико-правовые механизмы согласования интересов различных социальных групп, вовлеченных в процедуры антикризисного управления, методология оценки финансово-экономического состояния предприятий.
Одним из направлений исследований, проделанных в работе, является изучение социальных последствий реализации мер антикризисного управления, позиций и интересов различных участников реорганизационных и ликвидационных процедур: представителей органов государственного управления и высшего менеджерского состава предприятий, трудовых коллективов, кредиторов. s.
Прежде всего, следует отметить, что в результате анализа данных социологических опросов подтвердилась необходимость радикальной коррекции государственной политики в области налогообложения, инвестиционной и предпринимательской деятельности, микроэкономического регулирования в целом, и совершенствования законодательства о банкротстве, его адаптации к реальной социально-экономической ситуации в частности.
Изучение важнейших особенностей социально-экономической политики при реализации процедур реорганизации и ликвидации неплатежеспособных предприятий позволило установить приоритетные направления развития законодательства и хозяйственной практики антикризисного управления.
Прежде всего, необходимо юридически разрешить вопросы предоставления государственных гарантий трудовым коллективам предприятий-банкротов, в особенности, в части ликвидации задолженности по зарплате и трудоустройства их работников.
Другой проблемой, требующей четкой правовой регламентации при объявлении предприятий несостоятельными, является установление компетенции различных субъектов этого процесса по инициации банкротства. Анализ общественного восприятия банкротства как формы антикризисного управления показал, что на первый план выходит юридическое разграничение полномочий администрации предприятия, профильных органов государственной власти (местного самоуправления) и кредиторов.
Учитывая стабильный дефицит бюджета и хроническую нехватку средств для государственной санации неплатежеспособных предприятий, целесообразно при оказании поддержки предприятиям, оказавшимся в сложном финансовом положении, в первую очередь учитывать такие критерии, как значимость предприятия для национальной (региональной) экономики, производство социально-значимой продукции и наличие высокотехнологичного оборудования.
В ходе социологических исследований также подтверждено несовершенство существующих методов оценки финансово-экономического состояния предприятий на различных этапах управления. Поэтому особую актуальность имеет разработка системного подхода к анализу неплатежеспособности предприятий и тенденций их развития, включающего обоснованную систему критериев, максимально учитывающих финансовые характеристики предприятия.
В целом, можно заключить, что более глубокая адаптация действующих механизмов управления к сложившимся социально-экономическим отношениям и реалиям способна повысить их практическую применимость в системе формирующейся рыночной экономики.
Особое место в диссертации занимает разработка эффективной методологии анализа состояния экономически неустойчивых предприятий как информационной основы антикризисного управления ими.
Составной частью этой методологии является введение новой системы коэффициентов несостоятельности, по сравнению с традиционной более полно отражающей реальное финансово-экономическое состояние предприятий.
В рамках предложенного общего информационо-аналитического подхода также разработаны процедуры оптимального сжатия информации о состоянии предприятий, содержащейся в вышеуказанной системе коэффициентов. Эти процедуры обеспечивают формирование удобной для обработки и анализа совокупности критериев (факторов) несостоятельности и определение обоснованных пороговых значений данных критериев. Другим практически важным их приложением является возможность оценки по совокупности факторов реалистичности бизнес-планов предприятий.
Полученная система факторов позволяет с помощью метода кластерного анализа провести классификацию предприятий по степени несостоятельности с учетом отраслевых и региональных особенностей, что является основой для выбора рациональной формы антикризисного управления, в том числе оказания государственной поддержки.
Предложенный в работе системный подход апробирован на реальных статистических данных по ряду предприятий Нижегородской области, для которых получены количественные оценки критериев несостоятельности и их пороги, а также проведено ранжирование по степени несостоятельности.
В целях совершенствования механизмов антикризисного управления в диссертации разработан новый метод прогноза экономического развития предприятий. В отличие от традиционного подхода к определению даты утраты (восстановления) предприятием платежеспособности, предложенный нелинейный метод прогноза значений основного критерия Кэ-коэффициента восстановления платежеспособности более универсален и точен.
Вышеописанные процедуры анализа финансово-экономического состояния предприятий реализованы в виде универсальных и проблемно-ориентированных автоматизированных систем, позволяющих в диалоговом режиме в реальном времени оценивать важнейшие экономические характеристики предприятий.
Область практического применения полученных в диссертации результатов достаточно широка. Прежде всего, они могут быть использованы при доработке законодательства о банкротстве, что обеспечит:
• более полный учет социальных факторов банкротстваЧ.
• более достоверный анализ финансово-экономического состояния предприятий;
• научно обоснованный прогноз их динамики.
Теоретические и практические положения и выводы исследований могут быть также использованы в учебном процессе при подготовке государственных служащих в региональных академиях государственной службы и других высших учебных заведениях.
Не менее важное применение полученных результатов связано с возможностью (и целесообразностью) их внедрения в практической деятельности федерального и региональных органов по делам о несостоятельности (банкротстве), а также других органов государственной власти и местного самоуправления.
Это определяется тем, что предложенную в работе методологию оценки финансово-экономического состояния предприятия, включающую вычисление коэффициентов несостоятельности, главных факторов, разбиение анализируемых предприятий на классы по степени несостоятельности с учетом региональной и отраслевой специфики, прогноз утраты (восстановления) платежеспособности и оценку реалистичности бизнес-плана, необходимо рассматривать как неотъемлемую составляющую комплексной системы антикризисного управления неплатежеспособными предприятиями. (Эту систему можно представить в виде нижеприведенной функциональной блок-схемы).
В зависимости результатов применения предложенных методов должно выбираться оптимальное управленческое решение. Для наиболее несостоятельных предприятий это может быть добровольная ликвидация предприятия, продажа его как фирмы, единого имущественного комплекса или по частям. Для менее несостоятельных предприятий возможна их приватизация или санация путем привлечения стороннего инвестора, продажи части акций, создания территориально-производственной зоны. Наконец, для предприятий, состояние которых дает надежду на стабилизацию более мягким путем, возможны иные меры, например, предоставление льготного кредита, займа или госзаказа, создание льготного налогового или таможенного режима.
Экономический экспресс-анализ структуры баланса предприятия.
Комплексный анализ и прогноз финансовоэкономического состояния пр^РШШШ.
Оценка материально-технического потенциала предприятия.
Оценка эффективности менеджмента и маркетинга.
Оценка состояния товарных рынков и рынка труда.
Оценка эффективности организации производства.
Характеристика учетной политики предприятия.
Оценка инвестиционной ситуации в регионе и отрасли.
Прогноз инфляции и дисконтной ставки.
Прогноз восстановления (утраты) платежеспособности.
Прогноз производства и реализации продукции.
Прогноз ценовой полигики и рентабельности производства.
Прогноз сроков окупаемости инвестиционно-производственных проектов.
Список литературы
- Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)предприятий» // Российская газета. -1992. — № 279.
- Указ Президента РФ № 2264 «О мерах по реализации законодательствао несостоятельности (банкротстве) предприятий // Российская газета. 1993.-№ 239.
- Банкротство (Проблемы, нормативные акты, методические материалы икомментарии, разбор практики, ответы на вопросы). Москва, Началапресс, 1995.
- Нормативно-методические материалы о несостоятельности (банкротстве) предприятий (комментарий, документы) — М. — 143с. (Экономико-правовой бюллетень АКДМ / Первое офиц. прилож. к еженед. «Экономика и жизнь». -1994. — вып. 16/48).
- Социально-экономическое положение Нижегородской области. Нижегородский областной комитет государственной статистики, Нижний Новгород, октябрь, 1986.
- Антюганов СВ., Ивашиненко Н. Н. Приватизация и банкротство.Нижний Новгород, 1994.
- Антюганов СВ., Мелешкин А. К. Механизм приватизации:субъективный фактор. Экспертный социологический анализ. Изд-во ВВАГС, Нижний Новгород, 1996.
- Антюганов СВ., Зиновьев В. И., Стронгина Н. В. Малоепредпринимательство: заметки о развитии. // Вопросы статистики. 1995.-№ 9.-С.69−74.
- Антюганов СВ. Анализ и оценка недвижимости, приносящей доход.Методические рекомендации. Изд-во «Курс», Нижний Новгород, 1996, 160с.
- Антюганов СВ. Организационно-правовые вопросы деятельностиакционерных обществ. Методические рекомендации. Изд-во «Курс», Нижний Новгород, 1996, 160с.
- Ахмед Н., Рао К.Р. Ортогональные преобразования при обработкецифровых сигналов. Москва, Связь, 1980.
- Бабенко К.И. Основы численного анализа. Москва, Наука, 1986.
- Базаров Г. З, Беляев СТ. Теория и практика антикризисногоуправления. Учебник для ВУЗов. Москва, ЮНИТИ, 1966.
- Безуглов А. Призрак банкротства бродит по России // Деловой мир.
- Беляев Г., Кошкин В. И. Отношения банкротства и их государственноерегулирование // Рос.экон.журн. — 1994. — № 8. — С21−28.
- Беляев СГ. Эффект банкротства // Экономика и жизнь. — 1994. — № 29.С.1.
- Беляев СГ. Банкротство — это нормально: Беседа с ген.дир. Федер.упр.по делам о несостоятельности (банкротстве) / Записал В.Воронов. // Столица. — 1994. — № 41. — С21 -22.
- Бейкер Дж., Грейвс-Моррис П. Аппроксимации Паде. М., Мир, 1986,345с.
- Бикел П., Доксам К. Математическая статистика. Вып. 1 // Финансы истатистика. -1983.
- Витрянский В.В. Банкротство: ожидания и реальность //Экономика ижизнь.- 1994.-№ 49.
- Витрянский В.В. Несостоятельность (банкротство) предприятий //Законность. — 1993. — № 6,7.
- Витрянский В.В. Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий.Комментарий. М., Юрид. лит, 1994, 127с.
- Востриков П. О банкротстве предприятий-заемщиков и банков зарубежом // Хозяйство и право. -1995. — № 3. — 102−113.
- Глаголев А. Проблемы банкротства предприятий в России // Проблемытеории и практики управления. — 1995. -№ 1. -С.28−31.
- Гришаев СП., Аленичева Т. Д. Банкротство: Законодательство ипрактика применения в России и за рубежом. // Гл.ред. В. В. Аленичева. Финансовая академия при Правительстве РФ. — М., ЮРИС, 1993, 116с. (сер.: Законодательство России и зарубежных стран, кн.5).
- Иберла К. Факторный анализ. Москва, Статистика, 1980.
- Иванов Г. П., Беляев Г., Кошкин В. И., Семенихин А.И.Антикризисное управление: от банкротства — к финансовому оздоровлению. Под редакцией Иванова Г. П. — М.: Закон и право, 1995, 317с. п
- Карпов П. Банкротство: зло или благо? // Человек или труд. -1995. — № 5.-С.88−91.
- Ковалев В.В. О критериях определения неплатежеспособности