Стратегическое позиционирование предприятий полиграфической промышленности на основе кластерного анализа
Актуальность исследования обусловлена как возросшим динамизмом факторов влияющих на внутреннюю и внешнюю среду промышленных предприятий, так и относительно низкой эффективностью существующих методов стратегического позиционирования. Выявление возможностей более точно определять ключевые факторы, влияющие на стратегические позиции предприятия в отрасли, позволит разрабатывать адекватные… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические и методологические основы стратегического позиционирования промышленных предприятий
- 1. 1. Стратегическое позиционирование как ключевой элемент стратегического планирования
- 1. 2. Исследование методов стратегического позиционирования
- 1. 3. Кластерный анализ как метод определения ключевых факторов, обуславливающих стратегические позиции предприятия
- Выводы
- Глава 2. Факторы, обусловливающие стратегические позиции предприятий полиграфической промышленности
- 2. 1. Специфика развития отрасли полиграфической промышленности
- 2. 2. Факторы внутренней среды, обусловливающие стратегические позиции предприятий полиграфической промышленности
- 2. 3. Факторы внешней среды, обусловливающие стратегические позиции предприятий полиграфической промышленности
- Выводы
- Глава 3. Разработка методики стратегического позиционирования предприятий полиграфической промышленности на основе кластерного анализа
- 3. 1. Методика стратегического позиционирования предприятий полиграфической промышленности на основе кластерного анализа
- 3. 2. Алгоритм использования кластерного анализа в методике стратегического позиционирования предприятий полиграфической промышленности
- 3. 3. Апробация методики стратегического позиционирования на основе кластерного анализа на предприятии ЗАО «Ситалл»
- Выводы
- Заключение 135 Библиографический
- список
- Приложения
Стратегическое позиционирование предприятий полиграфической промышленности на основе кластерного анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Основной задачей эффективного управления деятельностью промышленного предприятия является достижение поставленных целей в условиях ограничений, налагаемых непрерывным изменением экономической ситуации. Решение этой задачи во многом зависит от результативности системы стратегического планирования на предприятии. Перспективным направлением разработки адекватных управленческих решений является использование стратегического позиционирования. Повышение эффективности стратегического планирования на основе методологии позиционирования обеспечивает положительное изменение общих экономических показателей и усиление адаптивных качеств предприятия. Вместе с тем появление и развитие стратегического позиционирования вывело на первый план проблему применения существующих методик в современных российских условиях. Более того, в настоящее время понятие «стратегическое позиционирование» предприятия не имеет однозначного определения. Сложность, высокая степень неопределенности результатов стратегического планирования обуславливают необходимость дальнейшего теоретического обоснования и практического решения проблемы уменьшения погрешности в точности принимаемых стратегических решений.
Особенное значение тема исследования приобретает в условиях отрасли полиграфической промышленности, специфика которой связанна с интенсивной конкуренцией, высокой дифференциацией продукции, особенностями производственных процессов, что вызывает необходимость использования соответствующих методик стратегического позиционирования, основной характеристикой которых должна стать способность оперативного определения ключевых факторов, влияющих на стратегические позиции предприятия в отрасли.
Актуальность исследования обусловлена как возросшим динамизмом факторов влияющих на внутреннюю и внешнюю среду промышленных предприятий, так и относительно низкой эффективностью существующих методов стратегического позиционирования. Выявление возможностей более точно определять ключевые факторы, влияющие на стратегические позиции предприятия в отрасли, позволит разрабатывать адекватные стратегические решения, что обусловливает теоретическую и практическую значимость научного обоснования новых методов стратегического позиционирования предприятий полиграфической промышленности.
Степень разработанности проблемы. Теоретическим и методологическим аспектам стратегического позиционирования в течение последних 40 лет зарубежными учеными было посвящено немало специальных исследований и монографий. Заметный вклад в становление и развитие этого раздела науки внесли К. Хаттен, Д. Шендел, М. Портер, Ф. Абраме, И. Ансофф, Дж. Куинн, Э. Чандлер, Г. Хамел, К. Праалад, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон, А. Стрикленд. В отечественной экономической литературе вопросы стратегического позиционирования исторически рассматриваются главным образом не самостоятельно, а в связи с проблемами долгосрочного планирования и прогнозирования научно-технического и социально-экономического развития, также в рамках теории организации управления предприятиями. К отечественным исследователям, посвятившим свои работы стратегическому позиционированию, относятся B.C. Ефремов, А. Г. Азоев, И. Б. Гурков, А. Ю. Юданов, B.C. Катькало А. Г. Аганбегян, О. Б. Брагинский, Т. В. Зеленская, С. Ю. Глазьев, А. П. Градов, Д. С. Львов и многие другие ученые. Эти работы помогают выявить и сформулировать принципиальные положения процесса стратегического позиционирования.
Существенными для становления методологии стратегического позиционирования были в свое время прикладные разработки таких фирм-лидеров консалтингового бизнеса, как Boston Consulting Group, McKinsey, Arthur D. Little. Именно они способствовали тому, что практическая польза и необходимость стратегического позиционирования были осознаны деловыми кругами достаточно быстро. Однако по мере увеличения интереса к вопросам стратегического позиционирования все острее становилась проблема несоответствия методических подходов стратегического позиционирования и роста социально-экономической динамики. Данное обстоятельство и определило выбор темы научного исследования, ее целевую направленность и содержание работы.
Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и разработка методики стратегического позиционирования предприятий полиграфической промышленности на основе кластерного анализа. Цель, поставленная в диссертационной работе, обусловила необходимость решения следующих задач-.
— изучить теоретические основы стратегического позиционирования промышленных предприятий;
— выявить факторы, оказывающие влияние на стратегические позиции предприятий полиграфической промышленности в отрасли;
— исследовать методологические основы применения кластерного анализа для определения ключевых факторов, обуславливающих стратегические позиции предприятия;
— разработать метод определения стратегических позиций предприятия на основе кластерного анализаразработать методику стратегического позиционирования предприятий полиграфической промышленности в отрасли, на основе метода кластерного позиционирования;
— осуществить апробацию разработанной методики стратегического позиционирования предприятий полиграфической промышленности.
Объектом исследования являются предприятия полиграфической промышленности.
Предмет исследования — методы и инструменты стратегического позиционирования предприятий полиграфической промышленности.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области стратегического планирования и управления, посвященные вопросам стратегического позиционирования.
Методическую основу диссертационной работы составили положения системного и ситуационного анализа, метод обобщений, метод экспертных оценок, методы кластерного анализа.
В ходе проведенного автором диссертационного исследования получены следующие результаты, содержащие научную новизну:
1. Уточнено понятие «стратегическое позиционирование предприятия», как процесса определения положения предприятия в отрасли с учетом результирующего влияния факторов внутренней и внешней среды на разработку стратегических альтернатив по достижению целевой позиции, обеспечивающей экономические, технологические и конкурентные преимущества хозяйствующего субъекта.
2. Выявлены и систематизированы отраслевые факторы, характеризующие конкурентоспособность, степень взаимодействия с поставщиками и степень взаимодействия с потребителями, которые в совокупности определяют стратегические позиции предприятий полиграфической промышленности в отрасли.
3. Обоснована эффективность кластерного анализа в стратегическом позиционировании, позволяющего в отличие от существующих методов одновременно классифицировать количественные и качественные отраслевые факторы и с помощью метода К-средних точно выявлять среди них ключевые для стратегического позиционирования предприятий полиграфической промышленности в отрасли.
4. Предложен метод определения стратегической позиции предприятия основанный на кластерном анализе, который позволяет на основе установленных ключевых факторов, характеризующих конкурентоспособность и степень взаимодействия с поставщиками и потребителями, достоверно определить текущую стратегическую позицию предприятия в отрасли, являющейся информационной базой для разработки стратегических альтернатив.
5. Разработана методика стратегического позиционирования предприятий полиграфической промышленности в отрасли, основанная на кластерном анализе, позволяющая по-новому вырабатывать релевантные стратегические альтернативы и формализовать получение потоков информации для принятия решений в системе стратегического планирования предприятия.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предлагаемый метод определения ключевых факторов, влияющих на позиции предприятий полиграфической промышленности в отрасли, дает возможность определить его текущую и целевую позиции. Разработанная методика стратегического позиционирования на основе кластерного анализа позволяет перейти от интуитивного к научно обоснованному планированию стратегии поведения предприятия полиграфической промышленности. Сформулированные предложения дополнили технологию стратегического позиционирования как элемента стратегического планирования.
Результаты исследования, методические положения и практические рекомендации могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин «Стратегический менеджмент», «Стратегический маркетинг» для студентов экономических специальностей вузов.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации и результаты проведенных исследований докладывались и обсуждались на IV всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика коммерческой деятельности» (Красноярск, 2003) — межрегиональной научно-практической конференции «Региональные производители: их место на современном рынке товаров и услуг» (Красноярск, 2003) — II региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития потребительского рынка» (Красноярск,.
2004) — VI межвузовской научной конференции аспирантов «Актуальные проблемы современной науки и пути их решения» (Красноярск, 2004) — VI межрегиональной научно-практической конференции (Красноярск, 2005), на V международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями» (Пенза, 2006) — всероссийской научной конференции «Интеллектуальные ресурсы: оценка и вовлечение в хозяйственный оборот» (Красноярск, 2006). Предложенная методика стратегического позиционирования используется в практике ООО «Ситалл», что подтверждается справками о внедрении.
Публикации. По материалам исследований опубликовано 10 работ, общим объемом 3,6 п. л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 152 наименования источников. Содержание работы изложено на 148 листах машинописного текста, включая 16 рисунков, 24 таблицы.
Выводы:
— Предложен метод определения стратегической позиции предприятия основанный на кластерном анализе, который позволяет на основе установленных ключевых факторов, характеризующих конкурентоспособность и степень взаимодействия с поставщиками и потребителями, достоверно определить текущую стратегическую позицию предприятия в отрасли, являющейся информационной базой для разработки стратегических альтернатив.
Разработана методика стратегического позиционирования предприятий полиграфической промышленности в отрасли, основанная на кластерном анализе, позволяющая по-новому вырабатывать релевантные стратегические альтернативы и формализовать получение потоков информации для принятия решений в системе стратегического планирования предприятия.
— С помощью методики представляется возможным определить текущую и целевую позиции предприятия в отрасли, более того разработать стратегию адекватную отраслевым условиям, по достижению целевой позиции на основе ключевых факторов.
Методика включает в себя модель стратегического позиционирования, на основе влияния факторов внутренней и внешней среды. Таким образом, позиции предприятия определяются под влиянием его конкурентоспособности и степени взаимодействия с поставщиками и потребителями.
— В целях обеспечения систематизации получения необходимой информации, для применения разработанной методики на предприятии отрасли полиграфической промышленности, предложена примерная схема движения информационных потоков.
— Проведена апробация методики стратегического позиционирования на основе кластерного анализа на примере предприятия полиграфической промышленности.
Заключение
.
Исследования, проведенные в диссертации в рамках поставленных целей и задач, определили следующие выводы и результаты.
1. На основе рассмотрения стратегического позиционирования как элемента стратегического планирования, понятие стратегического позиционирования понимается как процесс процесса определения положения предприятия в отрасли с учетом результирующего влияния факторов внутренней и внешней среды на разработку стратегических альтернатив по достижению целевой позиции, обеспечивающей экономические, технологические и конкурентные преимущества хозяйствующего субъекта.
2. В соответствии со спецификой полиграфической промышленности, раскрытая зависимость стратегических позиций предприятий в отрасли от факторов характеризующих их конкурентоспособность, взаимодействие с поставщиками и потребителями.
3. Применение кластерного анализа для определения влияния факторов, обуславливающих стратегические позиции предприятия в отрасли, позволило выявить ключевые факторы на момент исследования.
4. Построенный алгоритм определения стратегических позиций предприятия в отрасли, на основе кластерного анализа, позволяет достичь сопоставимости значений факторов, обуславливающих стратегические позиции предприятия, что является основой для их определения.
5. Разработана методика стратегического позиционирования предприятий полиграфической промышленности на основе кластерного анализа, обеспечивающая повышение эффективности стратегического планирования на предприятиях полиграфической промышленности.
6. Стратегическое позиционирование ЗАО «Ситалл» на основе кластерного анализа позволило выявить ключевые факторы, обуславливающие стратегические позиции, определить текущую и целевую позиции предприятия в отрасли, разработать стратегию по достижению целевой позиции.
Список литературы
- Российская Федерация. Законы. О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации: Федеральный закон от 18 июня 1995 г. // Российская газета. 2000. — 25 июня.
- Российская Федерация. Законы. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Федеральный закон от 22 марта 1991 г. // Российская газета. -1991.-5 апреля.
- Российская Федерация. Правительство. О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов: Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. // Собр. законодательства РФ. 1996. — № 9. — Ст. 806.
- Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Красноярский край в цифрах в 2004 году: Стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике- Красноярский краевой комитет гос. статистики. Красноярск, 2005. — 119 с.
- Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Основные показатели торговли края в 2003 году: Стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике- Красноярский краевой комитет гос. статистики. Красноярск, 2004. — 58 с.
- Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Промышленность Красноярского края. 2003: Стат. Сборник / Гос. Комитет РФ по статистике- Красноярский краевой комитет гос. статистики. Красноярск, 2004.-36 с.
- Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Экономика Красноярского края в 2004 году: Стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике- Красноярский краевой комитет гос. статистики. Красноярск, 2005.-329 с.
- Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Экономика Красноярского края в 2003 году: Стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике- Красноярский краевой комитет гос. статистики. Красноярск, 2004. — 444 с.
- Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Производство по видам промышленной продукции в Красноярском крае: Стат. бюллетень / Гос. Комитет РФ по статистике- Красноярский краевой комитет гос. статистики. Красноярск, 2005. — 40 с.
- Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Красноярск в цифрах в 2004 году: Стат. справочник / Гос. Комитет РФ по статистике- Красноярский краевой комитет гос. статистики. Красноярск, 2005. — 26 с.
- Н.Авилов В. А. Математико-статистические методы технико-экономического анализа производства. М.: Экономика, 1967. -.264 с.
- Азоев Г. JI. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Г. Л. Азоев, Е. А. Михайлова. -М.: Финстатинформ, 1999. 124 с.
- Азоев Г. Jl., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография „НОВОСТИ“, 2000. — 253 с.
- Айвазян С. А., Бежаева 3. И., Староверов О. В. Классификация многомерных наблюдений. М.: Статистика, 1974. 240 с.
- Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. Пер. с англ. Г. Б. Рубальского. Под ред. и с предисл. д-ра техн. наук И. А. Ушакова.-М.- „Сов. радио“, 1972. 223 с.
- Александров Ю.Л. Исследование рынка потребительских товаров: методологические основы, практика, использование: монография / Ю. Л. Александров, Н.Н. Терещенко- Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2000 -320 с.
- Александров Ю.Л. Экономика предприятия торговли: Учебное пособие.41 / Ю. Л. Александров, Э. А. Батраева, И. В. Петрученя, А. М. Смирнова, Н.Н. Терещенко- Краснояр. Гос. ун-т. Красноярск, 2002. 258 с.
- Александров Ю.Л. Экономика предприятия торговли: Учебное пособие.42 / Ю. Л. Александров, Э. А. Батраева, И. В. Петрученя, А. М. Смирнова, Н.Н. Терещенко- Краснояр. Гос. ун-т. Красноярск, 2002. 171 с.
- Анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности торговых организаций: учеб. пособие / Н. А. Соловьева, Т.А. Цыркунова- Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т.-Красноярск, 2004. 96 с.
- Анализ финансового состояния коммерческих организаций: учеб. пособие /Н.А. Соловьева, Т.А. Цыркунова- Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т.-Красноярск, 2004. 104 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ.С. Жильцова. СПб.: Питер, 1999.
- Ансофф И. Стратегическое управление:Пер. с англ./ Науч. ред. И авт. вступит, ст. Л. И. Евенко.-М.:"Сов. радио», 1989.-512с.
- Апраушева Н.Н. Новыйподход к обнаружению кластеров/ Н. Н. Апраушева. М.: ВЦ РАН, 1993. — 63 с.
- Архипов В.М. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие/ С-Петрбург. гос. ун-т экономики и финансов. Кафедра экономики предприятий и производственного менеджмента. СПб.: Изд-во С-Петеург. гос. ун-та экономики и финансов, 1998.-161 с.
- Байе М. Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учеб. пособие для вузов: Пер. с англ. / Под ред. А. М. Никитина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 743 с.
- Байс М. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учебное пособие для вузов/ Пер с англ. под ред. A.M. Никитина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 743с.
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. -Учебник. -М.: Финансы и статистика, 1995.-283с.
- Бандурин А.В., Гуржиев В. А., Нургалиев Р. З. Финансовая стратегия корпорации. М: ИНФРРА-М, 1999.-189с.
- Басовский JI.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебн. Пособие. М.:ИНФРА-М, 1999.-260с.
- Беленов О.Н. Стратегический маркетинг / Воронеж: ВГУ, 1998.- 278с.
- Бережная Е.В., Бережной В. И. Математические методы и моделирование экономических систем: Учебное пособие.-М.: Финансы и статистика, 2001 -368с.
- Болч Б., Хуань К.Дж. Многомерные статистические методы для экономики. Пер. с англ. М: Статистика, 1979.-317с.
- Болыпой экономический словарь/Под ред. A.M. Азримяна.- 2-е изд. доп. И перераб.-М.: Институт новой экономики, 1999.
- Болыпой энциклопедический словарь. 2 изд., перераб. и доп. М: «Большая Российская энциклопедия" — СПб: „Норинт“, 2000.
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента/ Пер. с анл. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. -М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1997.-175с.
- Бравермап Э. М. Математические модели планирования и управления в экономических системах. М.: Наука, 1976. 368 с.
- Бреддик У. Менеджмент в организации М.:"ИНФРА-М», 1997−344с.
- Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА-М, 1999.391 с.
- В лабиринтах современного управления. Сборник статей/ Выпуск 1-М.: ОАО НПО изд-во «Экономика», 1999.-248с.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. -М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада ЛТД», 1997.-384с.
- Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.-160с.
- Виньков A. Heidelberg разрешите откланяться Электронный ресурс. / А. Вильков // Журнал «Эксперт» — http://www.ruprint.ru/cgi-bin/publich/viev.htm
- Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебн. пособие.-М.: «Изд. Дом Дашков и К», 2000.-307с.
- Внутрифирменное планирование в США /Под ред. Седова.- М.: Экономика, 1979.-385с.
- Воронов А. Кластерный анализ база управления конкурентоспособностью на макроуровне/ А. Воронов, А. Буряк // Маркетинг. — 2003. — № 1. — с. 11−20.
- Гасс С. Линейное программирование / Пер. с англ. Е. Г. Голынтейн и М. И. Сушкевича- Под ред. Д. Б. Юдина. М.: Физматгиз, 1961. 303 с.
- Герценштейн Н. Вопросы экономики полиграфического производства/ Н. Герценштейн/ЛТолиграфия. 2005. — № 2. — с. 24−28.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. -480с.
- Гилмор Р. Прикладная теория катастроф. В 2-х кн. Кн. 1/ Пер с англ. -М. Мир, 1984.-c.480.
- Глухов В. В., Медников М. М., Коробко С. В. Математические методы и модели для менеджмента.-СПб.: Лань, 2000. 480 с.
- Глухов В. В., Некрасова Т. П. Экономика и менеджмент высоких технологий: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. 132 с.
- Гончаров В.В. Опыт управления на примере фирм «Мацусита», «ИБМ», «Сименс». М.:МНИИПУ, 1998.- 176 с.
- Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала.-М. :МНИИПУ, 1997.-768с.
- Гришин А. Г., Медников М. Д. Принципы построения диверсифицированных стратегий маркетинга предприятия: Тез. докл. науч.-практ. семинара. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1996.
- Грузинов, В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учебное пособие для вузов. -М.: Финансы и статистика, 1997. 207с.
- Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. М.: ТЕИС, 2003.
- Деловое планирование: методы организация, современная практика: Учеб. Пособие/Под ред. В. М. Попова. -М.: Финансы и статистика, 1997. 368 с.
- Егоров А. Ренессанс рекламной полиграфии/ А. Егоров // Реклама в Красноярске. 2005. — № 5. — с. 10−11.
- Ерыгин Ю.В. Стратегическое управление инновационной деятельностью предприятия // Проблемы современной экономики, 2004, № 4. с. 84−86.
- Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. -М.: Издательство «Финиресс», 1998. 192 с.
- Ефремов B.C. Стратегия американских школ бизнеса на рубеже 21 века/В.С. Ефремов// Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 1. — с. 39−55.
- Жан-Жак Ламбен. Стратегический маркетинг: Ламбен Ж. Ж. Сиь. Наука, 1996.- 589 с.
- Загорский А. Л. Рынок этикеточной продукции и влияние интегрированных бизнес-групп / А. Л. Загорский // Пищевая промышленность. 2005. — № 7. — с. 8−11.
- Ицкович И. А. Анализ линейных экономико-математических моделей. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1976. 190 с.
- Капустин В.Ф. Общие кибернетические и системные теории в экономических исследованиях: критический анализ. СПб.: СПбГУ, 1999.
- Карасев А.И. Математические методы и модели в планировании: Учебное пособие. -М.: Экономика, 1987. 239с.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика.-М.: Прогресс, 1982. 399с.
- Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. О. С. Виханского.- М.: Прогресс, 1987.- 384с.
- Костерин А.Г. Практика сегментирования рынка/ А. Г. Костерин. СПб.: Питер, 2002. — 284 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер. М.: Ростинтэр, 1996.-704 с.
- Кузнецов Ю.Н. и др. Математическое программирование: Учеб. пособие. -М.: Высшая школа, 1995. 301с.
- Лайне П. Финляндия конектит пипл. ЦБП Финляндии на современном уровне Электронный ресурс. / П. Лайне // Международный журнал «Картон и гофрокартон» http://www.kig.com.ua/index.htm
- Лесин М. Полиграфическая промышленность: состояние и направления развития/М. Лесин//Полиграфия. 1999. — № 6. — с. 34−38.
- Люктинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебн. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-378с.
- Мак-Допальд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер. 2000. 320 с.
- Максимов В.И. Структурно-целевой анализ развития социально-экономических ситуаций: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени док. техн.наук. М., 2002. — 54 с.
- Малиновский Л.Г. Анализ статистических связей: модельно-конструктивный подход/ Л. Г. Малиновский. М.: Наука, 2002. — 687 с.
- Малыхин В.И. Финансовая математика: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-247с.
- Мандель И. Д- Кластерный анализ/ И. Д. Манд ель. М.: Финансы и статистика, 1988. — 176 с.
- Марголин Е. Структурные характеристики федерального сектора российской полиграфической промышленности /Е.Марголин //Полиграфия. 2005. — № 3. — с. 30−35.
- Маркова В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА, 1999.-288с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. — 41. — с. 413−414.91 .Математические методы в планировании отраслей и предприятий / Под ред. И. Г. Попова. -М.: Экономика, 1981. 336 с.
- Махмутова Г. С. Анализ и классификация методов сегментации рынка/ Г. С. Махмутова, И. И. Махмутов // Маркетинг в России и за рубежом. -2005.-№ 1.-с. 35−46
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Наука, 1993.-708с.
- Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 2000.
- Многомерный статистический анализ в экономике: Учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-598с.
- Моисеева Н., Кравченко Е., Аверьянов И. Проектирование функционально-структурной организации с использованием SADT-методологии//Маркетинг. 1998. — № 3. — с. 47−60.
- Петров А.Н. Планирование стратегии развития предприятия / С. Петербург, ун-т экономики и финансов. СПб.: Изд-во С.-Петербур. унта экономики и финансов, 1991.-115с.
- Пиотровский А.Л. Кластерный анализ как инструмент подготовки эффективных маркетинговых решений/ А. Л. Пиотровский, А. В. Денисов // Практический маркетинг. 2001. — № 5. — с. 2−6.
- Портер М. Э. Конкуренция: Учеб. пособие: Пер. с англ. М.: Вильяме, 2000.-495 с.
- Реальный объем произведенного ВВП РФ 2004 г. Электронный ресурс. // Федеральная служба Государственной статистики -http://www.gks.ru/bgd/free/b0119/IssWWW.exe/Stg/d000/i000030r.htm
- Селянина Е.Н. Планирование на предприятии в условиях рыночной экономики: Монография/Рос, заоч. ин-т текстил. и лег. пром-ти. -М: РЗИЛП, 1993.- 156с.
- Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учеб. пособие для экон. спец. вузов -М: Финансы и статистика, 1997. 304с.
- Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-271 с.
- Смирнова С. Рынок полиграфических услуг в России / С. Смирнова // Полиграфия. 2004. — № 2. — с. 45−46.
- Стратегическое планирование: Учебник / Под ред. Э. А. Уткина.-М.: Тандем, 1998. 439с.
- Теплова Т.В. Финансовые решения: Стратегия и тактика: Учебное пособие. -М: Магистр, 1998.-263с.
- Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. -М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1998.-576с.
- Тренев Н.Н. Стратегическое управление: Учебное пособие для вузов. -М.: ПРИОР, 2000.-286с.
- Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов. М.:Зерцало, 1998.-438с.
- Факторный дискриминантный и кластерный анализ/ Под ред. И. С. Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989. — 215 с.
- Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. Учебник для вузов.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-447с.
- Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. Учебно-практическое пособие- 2-е изд.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-352с. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. -М: ЗАО «Бизнес-школа «Интел синтез», 1997−304с.
- Фирсенко С.С. Формирование и развитие продовольственного рынка как гарантия продовольственной безопасности региона субъекта Российской Федерации. — Новосибирск: Наука, 2002. — 368 с.
- Хартигэн Дж. Распределения в кластер анализе // Классификация и кластер. — М.: Мир, 1980.
- Хованов Н.В. Математически модели риска и неопределенности. -СПб.- изд-во С-Петерб. ун-та, 1998.-201с.
- Чернова Г. В. Практика управления рисками на уровне предприятия. -СПб.: Питер, 2000.-176с.
- Четыркин Е.М. Финансовая математика: Учебное пособие для вузов. -М: Дело, 2000.-397с.
- Шапот М. Интеллектуальный анализ данных в системах поддержки решений // Открытые системы, 1998, № 1.
- Шелобаев СИ. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе, -2000.-307с.
- Юданов А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997.- № 6. — С.41−53.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.
- Яновский А. Об упаковке всерьез/ А. Яновский // Пищевая промышленность. 2005. — № 7. — с. 6−7.
- Amabile Т.М. How to kill creativity // Harvard business review. -1998. Sep-Oct. — P.76−87.
- Barney J.B. Gaining and sustaining competitive advantage. Addison-Wesley, 1996.
- De Geus A.P. Planning as learning // Harvard business review. 1988. — March-Apr. -P.70−74.
- Drucker P.F. The theory of business // Harvard business review. 1994. — Sept.-Oct. — P.95−104 (рус. перевод: Друкер П. Ф. Теория бизнеса // Вестник СПбГУ. Сер.8 «Менеджмент». — 2002. — Вып.4. — С.60−75).
- Eisenhardt К.М., Kahwaiy J.L., Bourgeois III L.J. How top management teams can have a good fight // Harvard business review. 1997. — Jul-Aug. — P.77−86.
- Foss NJ. Resources and strategy: a brief overview of themes and contributions // Foss N.J. (ed.) Resources, firms and strategies. Oxford, 1997. — P.3−18.
- Hartigan, J. A. Clustering algorithms. New York: Wiley. 1975.
- Hofer C.W. and Shendel D. Strategy Formulation: Analytical Concepts. St. Paul, MN: West Publishing Company, 1978.
- Hoskisson R.E., Hitt M., Wan W., Yin D. Theory and research in strategic management: swings of a pendulum // Journal of management. 1999. — Vol.25, № 3.-P.417−456.
- Lorange P.L. Implementation of strategic planning. Englewood Cliffs. -N.Y.: Prentice Hall, 1982.-537p.
- Mehra A., Floyd S. Product market heterogeneity, resource imitability and strategic group formation // Journal of management. 1998. — Vol.24, № 4. -P.511−531.
- Naylor, Т. H. The Corporate Strategy Matrix NewYork: Basic Books, 1986.
- Oster S. Modern competitive analysis. Oxford University Press, 1994.
- Porter, M.E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance, New York, Free Press, 1985.
- Porter, M. Competetive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors NewYork, Free Press, 1980.
- Porter, M. The Competitive Advantage of Nations. New York, The Free Press, 1990.
- Porter M.E. What’s strategy? // Harvard business review. 1996. — Nov-Dec. — P.61−78.
- Porter M.E. A «Significant extension» toward operational improvement and positioning (an interview) // Organizational Dynamics. 1999. — Vol.28, № 1, — P.24−33.
- Porter M.E. Strategy and the internet // Harvard business review. 2001. — Mar. -P.62−79.
- Steiner G.A., Miner J.B. Management policy and Strategy. N.Y.: Macmillen publ. Co, 1977. — 1014p.
- Steiner, G. Strategic Planning: What Every Manager Must Know New York: TheFree Press, 1979
- Ward, J. Н. Hierarchical grouping to optimize an objective function. Journal «of the American Statistical Association, 1963.- 236p.