Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научно-педагогические основы подготовки педагогов дополнительного образования в колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Готовность выпускников педагогического колледжа к осуществлению дополнительного образования является основным показателем эффективно- ~ сти образовательного процесса. Программа ее диагностики включает выявление сформированное&tradeценностно-ориентационного, духовно-нравственного, когнитивно-содержательного, личностно-поведенческого, операционально-управленческого и проекгировочно-деятелыюстного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
    • 1. 1. Культурно-исторические и научно-педагогические предпосылки подготовки педагогов дополнительного образования
    • 1. 2. Тенденции развития дополнительного образования на современном этапе
    • 1. 3. Разработка профессиограммы педагога дополнительного образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
    • 2. 1. Личностно-профессиональная готовность педагога к дополнительному образованию как цель его подготовки в колледже
    • 2. 2. Содержание и технологии подготовки педагогов дополнительного образования
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Научно-педагогические основы подготовки педагогов дополнительного образования в колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях перехода России к новому этапу социально-экономического, политического и культурного развития важнейшее значение приобретает образование, поскольку от происходящих в нем процессов в значительной мере зависит степень духовного развития общества, состояние его культуры, науки, производства, нравственное, физическое и психическое здоровье нации.

В рамках современного периода развития российского общества возрастает внимание к персоналистическим тенденциям в культуре в целом и в образовании в частности, повышаются требования к личным качествам человека, развитию его самостоятельности и личной ответственности, мобильности, предприимчивости. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов может быть признано дополнительное образование (ДО), основное предназначение которого — «удовлетворять постоянно меняющиеся индивидуальные, социокультурные образовательные потребности».

Дополнительное образование в современных условиях становится одним из механизмов, способствующих адаптации личности к. новым требованиям социальной ситуации. Оно не просто предоставляет возможность обновления знаний, но и позволяет формировать потребность в постоянном совершенствовании самой личности, которая лучше адаптируется к изменениям социальной сферы, что позволяет ей развиваться, удовлетворяя свои духовные потребности.

Самостоятельный статус системы дополнительного образования требует решения важнейшей проблемы, а именно — подготовки педагога дополнительного образования, обладающего новым педагогическим мышлением, определенным уровнем педагогической культуры, умением отразить специфику и сущность дополнительного образования в собственной педагогической деятельности. В настоящее время уже сложился опыт подготовки педагогов дополнительного образования в колледжах городов: Ярославль, Кемерово, Челябинск и др., однако этот опыт еще не имеет четко выраженной технологии и опирается в основном на расширение предметного блока учебного плана по сравнению с другими специальностями. Поэтому лроблема подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования требует специального научно-педагогического и культурно-исторического исследования.

В своей работе мы опирались на общетеоретические и культурно-исторические подходы к исследованию проблем образования, его ролевых и функциональных характеристик, значению в общественной жизни. Они представлены в работах таких западных ученых как И. Зильберман, Ф. Кумбс, А. Тоффлеротечественных ученых Е. С. Баразговой, Л. А. Беляевой, Е. В. Бондаревской,.

A. П. Валицкой, В. А. Дмитриенко, Г. Е. Зборовского, С. В. Кульневича, В. С. Лед-нева, А. П. Орлова, А. В. Петровского, А. И. Пискунова, О. Н. Смолина и др.

Существенное значение для нашей работы имели методологические исследования проблемы профессионального образования, которые осуществляли В. С. Безрукова, А. С. Белкин, Б. М. Бим-Бад, Л. Г. Борщева, Б. 3. Вуль-фов, Б. С. Гершунский, Л. Ф. Калиникова, В. А. Нечаев, В. Н. Турченко,.

B. Ф. Сидоренко и др.

Обоснование культурологического подхода к изучению педагогических явлений стало возможным благодаря научному знанию, заложенному в работах философов и культурологов: С. П. Гессена, И. Ф. Гербарта, Л. Е. Кер-тмана, К. Клакхона, А. Кретбера, а также в этико-педагогических концепциях И. Канта, П. Наторпа. Наибольший вклад в разработку проблемы духовности внесла философия Г. Гегеля. В концепции человека как эпицентра культуры, она представлена в работах российских философов (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, П. Ф. Флоренский, А. С. Хомяков), русских космистов (В. И. Вернадский, Н. Рерих и Е. Рерих, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский). Современные подходы к обретению человеком духовности и ее роли в реформировании образования и воспитания выражены в работах Е. В. Бондаревской, Т. И. Власовой, Т. Ф. Яркиной и др.

Для нашего исследования особый интерес имеют работы представителей «новой» (гуманистической) русской педагогики конца XIX — начала XX веков В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, И. И. Горбунова-Посадова, П. Ф. Кап-терева, П. Ф. Лесгафта, Л. Н. Толстого.

Личностно-ориентированный подход к подготовке специалиста рассмотрен в работах О. С. Газмана, Е. В. Бондаревской, В. В. Краевского, С. В. Кульневича, В. Л. Лазарева, К. Роджерса, В. В. Серикова, И. С. Якиманской.

Основой разработки технологии профессиональной подготовки студентов на основе педагогического проектирования стали исследования В. С. Без-руковой, П. И. Белан, В. А. Болотова, Г. С. Заир-Бека, В. С. Кузнецова, Н. Ю. Маркиной, Н. В. Матяш, В. Е. Радионова.

Проблемы внешкольного образования рассматривались в работах С. И. Гес-сена, П. Ф. Каптерева, Н. К. Крупской, Н. В. Крупениной, П. Ф. Лесгафта,.

A. В. Луначарского, Е. Н. Медынского, С. Р. Серополко, В. Н. Чарнолусского.

Современные подходы к развитию системы дополнительного образования раскрыты в трудах В. В. Абрауховой, Н. Л." Антоновой, А. К. Бруднова,.

B. А. Горского, Е. П. Евладовой, А. Я. Журкиной, Т. В. Ильиной, М. Б. Коваль, А. Ф. Малышевского, Р. М. Ситько, А. В. Скачкова, Н. А. Черновой, А. И. Щетинской.

Понятие индивидуального образовательного маршрута ребенка в системе дополнительного образования, его сущность и содержание определены учеными петербургской педагогической школы (Е. В. Буланова, Е, С. Заир-Бек, Е. И. Казакова, О. В. Лебедев, А. П. Тряпицина).

Изучением проблемы готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности занимались Б. Г. Ананьев, М. Н. Берулава, Г. А. Бо-карева, А. А. Греков, Т. П. Днепрова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Н. В. Коноплина, В. С. Лазарев, Н. П. Плетенева, Е. И. Рогов, В. А. Сластенин.

Проблемы профессиографического исследования личности педагога рассмотрены в трудах Л. Н. Андрюхиной, Ю. С. Алферова, С. Г. Вершловского, Э. Ф. Зеера, И. П. Иванова, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, Б. Ф. Ломова, А. К. Марковой, А. И. Пискунова, В. А. Сластенина, Э. С. Соколовой, Л. Ф. Спириной, Е. П. Тонконогой, В. П. Чудиновой, А. И. Щербакова.

Развитие педагогического колледжа как инновационного учреждения системы среднего педагогического образования представлено в трудах В. В. Арнаутовой, В. В. Байденко, О. В. Гайнановой, Е. Г. Джуринской, Л. А. Епифанцевой, А. В. Жуковой, Г. В. Звездуновой, И. Е. Ивановой, Т. Ю. Ломакиной, П. В. Решетникова.

Профессиональная подготовка социального педагога к реализации функций педагога дополнительного образования в рамках специализации в разных регионах России началась задолго до появления Временных требований. Это подтверждают и наши исследования. Основные направления деятельности различных профессиональных образовательных учреждений по подготовке педагогов дополнительного образования состояли в следующем: подготовка специалиста, готового к выполнению профессиональной деятельности в двух сферах: организация свободного времени детей и подростковсоздание и руководство детскими общественными объединениями (Челябинский педагогический колледж) — подготовка специалиста, способного изменить социальную ситуацию в регионе по защите прав детей средствами дополнительного образования (Свердловский областной педагогический колледж) — подготовка специалиста, способного к осуществлению экологического воспитания школьников, формированию у них готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие и создаются возможности для его восстановления (Кемеровский педагогический колледж) — подготовка специалистов, способных удовлетворять потребности населения региона в дополнительных образовательных услугах в области художественного творчества (Екатеринбургский профессионально-педагогический колледж) — подготовка профессионала-организатора свободного времени подрастающего поколения (Челябинский институт культуры).

Разнообразие специализаций и разноуровневость подготовки (ВУЗ, колледж) обусловлены следующими противоречиями: востребованностью педагогов дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и отсутствием специалистов в области дополнительного образования, имеющих специальное педагогическое образованиеготовностью педагогических колледжей к подготовке специалистов в области дополнительного образования и неразработанностью технологий подготовки данных специалистовсовременными требованиями, предъявляемыми к специалисту педагогического труда и отсутствием модели специалиста, описывающей профессиональную компетентность педагога дополнительного образованияпотребностью общества в высоком уровне готовности выпускников педагогических колледжей к решению задач дополнительного образования и • не разработанностью требований к составляющим их образованности будущего педагога дополнительного образования.

Необходимость разрешения перечисленных противоречий составляет проблему подготовки специалистов дополнительного образования в условиях педагогического колледжа. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность Определили тему исследования: «Научно-педагогические основы подготовки педагогов дополнительного образования в колледже».

Цель исследования —разработка научно-педагогических основ деятельности педагогического колледжа по подготовке педагогов дополнительного образования.

Объект исследования — деятельность педагогического коллектива колледжа по подготовке педагогов дополнительного образования.

Предмет исследования — процесс профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования.

Гипотеза. Подготовка педагогов дополнительного образования в условиях педагогического колледжа является способом социальной защиты выпускников и средством удовлетворения активной потребности развития детей. Ориентация на дополнительное образование будет способствовать изменению позиции студентов в процессе обучения, формированию у них мотивации к воспитательной работе во внеучебной деятельности, развитию способностей детей.

Эффективность процесса подготовки педагогов дополнительного образования будет зависеть от следующих условий:

— принятие студентами цели. подготовки к участию в дополнительном образовании как условия собственного развития, личностного роста, повышения профессионализма и способа вхождения в рынок образовательных услуг;

— самостоятельный и свободный выбор студентами профиля профессиональной подготовки в области дополнительного образования;

— осуществление подготовки не в традиционных формах получения знаний и умений о многом, а как процесса творческой самореализации, саморазвития, самоопределения будущего педагога в системе дополнительного образования.

Главным фактором профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования выступает возможность создания в педагогическом колледже условий для личностно-ориентированного развития студентов на основе их включения в разработку и реализацию образовательных проектов как активных субъектов образовательного процесса, способных к разработке содержания индивидуального образовательного маршрута.

Исходя из поставленной цели и рабочей гипотезы, были определены задачи исследования.

1. Выявить научно-практические предпосылки подготовки педагогов дополнительного образования.

2. Разработать вариативную модель педагога дополнительного образования и соответствующую ей профессиограмму.

3. Разработать и апробировать содержание и технологии подготовки педагога дополнительного образования в условиях педагогического колледжа.

4. Осуществить педагогический мониторинг педагогической деятельности выпускников педагогического колледжа, получивших квалификацию «педагог дополнительного образования».

Методологической основой исследования явились: культурно-исторический подход к профессиональному педагогическому образованиюаксиологический, деятельностный и личностный подходы к определению сущности личности человека в культурепсихологическая теория деятельностиконцепция формирования готовности личности к профессиональной деятельностиконцепция воспитания педагога как человека культурыидеи гуманистической педагогикисистемный, средовой подходы к исследованию педагогических явлений.

Теоретической основой исследования выступает теория педагогической культуры и личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке, разработанная на кафедре педагогики РГПУ под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Е. В. Бондаревскойсовременные концепции развития личности в образовательном процессетеории педагогического проектирования в образованиитеории гуманизации в образовании. В содержание подготовки педагога дополнительного образования были включены предметно-информационные, деятельностно-коммуни-кативные, ценностно-ориентационные составляющие образованности выпускников педагогического колледжа.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач была использована совокупность общенаучных методов: системный анализ (исторический, структурно-функциональный) — метод моделирования и педагогического проектированияпрофессиографический методпраксиомет-рический метод (анализ продуктов деятельности студентов) — анализ педагогического опытадиагностические методы (анкетирование, тестирование) — экспертные методы. Данные методы обеспечили проведение педагогического эксперимента, анализ и обсуждение его результатов.

При разработке содержания диссертационной работы мы придерживались следующей концепции исследования: изменение роли педагогических училищ в системе непрерывного профессионального образования, придания им статуса педагогического колледжа должно сопровождаться содержательно-целевыми и структурными изменениями, направленными на создание благоприятных условий для развития личности студентов и повышения качества их профессиональной подготовки.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Свердловский областной педагогический колледж (СОПК). Исследованием было охвачено 62 студента педагогического колледжа, 16 преподавателей колледжа, 129.-. педагогов дополнительного образования (ДО), 93 руководителя учреждений дополнительного образования (УДО) из 42 территорий Свердловской области.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап, теоретико-поисковый (1996 — 1998), включал в себя изучение философской, психолого-педагогической литературы, научных трудов по вопросам становления и развития системы дополнительного образования в федеральном и региональном образовательном пространстве, анализ федеральных и региональных нормативно-правовых документов в области дополнительного и профессионально-педагогического образования. Выявлялись и формулировались противоречия, проблема, уточнялись цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.

Второй этап, проектировочный (1998 — 2000), включал в себя выбор и обоснование технологии подготовки педагога дополнительного образования в условиях педагогического колледжа, разработку профессиограммы специалиста в области дополнительного образования по специальности 0317 -«Педагогика дополнительного образования», требований к составляющим образованности выпускника по данной специальности.

Третий этап, экспериментальный (1999 — 2001), был посвящен апробации технологии подготовки специалистов в области дополнительного образования в условиях педагогического колледжа, выявлению соответствия качества подготовки (готовности) выпускников требованиям стандарта в части составляющих уровней образованности, позволяющих профессионально компетентно реализовать основные положения федеральной и региональной политики в области дополнительного образования детей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем.

Разработана и экспериментально апробирована технология подготовки специалистов в области дополнительного образования детей в условиях педагогического колледжа, основанная на идеях включения студентов в педагогическое проектирование и разработку индивидуального образовательного маршрута.

Разработаны научно-педагогические основы подготовки специалистов в условиях педагогического колледжа, включающие: •< выявление сущности дополнительного образования и адекватных ей требований к педагогу дополнительного образованияобоснование и системно-структурное исследование готовности выпускника педагогического колледжа к выполнению функций педагога дополнительного образования и творческой самореализации в данной профессииобоснование принципов содержания и методов подготовки педагогов дополнительного образования в условиях педагогического колледжаразработку системы педагогического мониторинга образовательного процесса и его результатов в контексте профессионально-личностной готовности выпускников к самореализации в избранной профессии.

Выявлены тенденции развития дополнительного образования в современной социокультурной ситуации и с их учетом разработаны требования к составляющим образованности выпускника педагогического колледжа по специальности 0317 «Педагогика дополнительного образования».

Осуществлено научно-педагогическое обоснование профессиограммы педагога дополнительного образования с учетом требований государствен-. ного образовательного стандарта (национально-регионального компонента), квалификационных требований к специалисту и современных педагогических реалий, связанных с условиями его работы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации технологии подготовки педагога дополнительного образования в условиях педагогического колледжа, создании профессиограммы педагога дополнительного образования и модели выпускника по этой специальности, в которых отражены критерии качества подготовки специалиста в области дополнительного образования на основе реализации содержания профессиональной образовательной программы и выполнения студентами индивидуального образовательного маршрута.

За время диссертационного исследования по специальности 0317 «Педагогика дополнительного образования» разработаны программы учебных дисциплин и всех видов педагогических практик, методические пособия и рекомендации для студентов, дидактические материалы для практических, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.

Достоверность полученных результатов обусловлена комплексным использованием адекватных методов исследования, сочетанием теоретического анализа с обобщением эмпирических данных, подтверждается количественным и качественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования нашли свое отражение в ГОС (HPK) СПО по специальности 0314 «Социальная педагогика», 0317 «Педагогика дополнительного образования», в концепции и программе подготовки студентов по данным специальностям, разработанных и описанных автором в четырех учебно-методических пособиях, статьях, тезисах и докладах. Материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на Российской научно-практической конференции «Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка» (Челябинск, 1996) — Всероссийской научно-практической конференции «Детское движение: история, теория, методика организации» (Чебоксары, 1997) — научно-практической конференции «Учебно-методическое обеспечение педагогических дисциплин» (Екатеринбург, 1997) — межрегиональном научно-практическом семинаре «Социально-клубная работа: программное и нормативное обеспечение» (Екатеринбург, 1997) — Всероссийской научно-практической конференции-семинаре «Организаторы детских объединений: проблемы выдвижения, подготовки, организации деятельности и взаимодействия» (Нижний Новгород, 1997) — областной научной конференции «Учебно-методическое обеспечение преподавания педагогических дисциплин» (Екатеринбург, 1997) — областной научно-практической конференции «Становление и развитие педагогического колледжа» (Екатеринбург, 1998) — теоретическом семинаре, посвященном 75-летию со дня рождения И. П. Иванова, «Актуальные проблемы и перспективы развития социальной педагогики» (Екатеринбург, 1998) — научно-практической конференции «Становление педагогического колледжа: проблемы и перспективы развития» (Екатеринбург, 1998) — научно-практической конференции «Профессиональный потенциал преподавателя педагогического колледжа: проблемы реализации» (Екатеринбург, 1999) — научно-практической конференции «Социокультурные функции образования: проблемы реализации» (Екатеринбург, 2000) — межрегиональной научно-практической конференции «Дополнительное образование — путь к себе» (Екатеринбург, 2000) — научно-практической конференции «Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе, социальной педагогике и физическому воспитанию» (Екатеринбург, 2001) — научно-практической конференции «Проблемы подготовки студентов педагогического колледжа: обеспечение и развитие социальной компетентности» (Екатеринбург, 2001) — на совещаниях учебно-методических советов по специальностям 0314 «Социальная педагогика» и 0317 «Педагогика дополнительного образования» при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской областиметодическом совете Объединения «Дворец Молодежи" — заседаниях кафедр Свердловского областного педагогического колледжа.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Подготовка педагогов дополнительного образования является актуальным направлением деятельности педагогических колледжей, обеспечивающим их соответствие культурно-историческим условиям и тенденциям развития системы непрерывного педагогического образования.

2. Разработка научно-педагогических основ деятельности педагогического колледжа по подготовке педагогов дополнительного образования включает разработку инвариантной модели и профессиограммы специалиста, диагностику личностно-профессиональной готовности будущих педагогов к дополнительному образованию, обоснование содержания и адекватных технологий их профессионально-педагогической подготовки, создание в колледже культуросообразной образовательной среды, являющейся аналогом (проекцией) целей и содержания будущей профессиональной деятельности специалиста в системе дополнительного образования детей и подростков.

3. Структура профессиограммы обоснована спецификой деятельности педагога дополнительного образования, инновационным подходом к содержанию педагогической профессии и состоит из трех блоков: паспорт профессии, общие и специфические требования, модель специалиста. Разработанные профессиограмма и модель выпускника педагогического колледжа способствуют организации и корректировке процесса подготовки педагогов дополнительного образования в педагогическом колледже, служат основанием для определения его содержания и проектирования развития системы дополнительного образования в колледже.

4. Готовность выпускников педагогического колледжа к осуществлению дополнительного образования является основным показателем эффективно- ~ сти образовательного процесса. Программа ее диагностики включает выявление сформированное&tradeценностно-ориентационного, духовно-нравственного, когнитивно-содержательного, личностно-поведенческого, операционально-управленческого и проекгировочно-деятелыюстного компонентов, каждый из которых имеет в своем содержании предметно-информационную, де-ятельностно-коммуникативную и ценностно-ориентационную составляющие. Формированию готовности способствует разработка «Индивидуального образовательного маршрута», сущность которого состоит в совместной работе преподавателя и студента, обеспечивающей творческое освоение образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями, творческими способностями студентов и спецификой дополнительного образования. Одним из условий эффективности подготовки специалистов является программно-методическое обеспечение образовательного процесса. За время диссертационного исследования по специальности 0317 «Педагогика дополнительного образования» разработаны: программы учебных дисциплин и всех видов педагогических практик, методические пособия и рекомендации для студентов, дидактические материалы для практических, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.

5. Технологическую основу процесса подготовки специалистов в области дополнительного образования составляет метод проектов, реализуемый как система педагогических условий, методов и средств подготовки специалистов, возникающая на основе интеграции теоретического и практического обучения, а также учебно-исследовательской деятельности и самостоятельной работы студентов в процессе решения проектных задач. Будучи включенным в коллективный учебно-исследовательский или самостоятельный проект, студент реализует свой творческий потенциал, развивается как личность и профессионал.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 247 названий и приложений.

Выводы по второй главе.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили нам сделать следующие выводы.

1. Готовность студентов к профессиональной педагогической деятельности в сфере дополнительного образования — неоднозначное социально-психологическое явление, имеющее достаточно сложную структуру и содержание, состоящее из нескольких взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: ценностно-ориентационныйдуховно-нравственный: когнитивно-содержательный: проектировочно-деятельностный: личностно-поведенческий: операционно-управленческий.

2. Разработанная нами профессиограмма педагога ДО и модель выпускника ПК по специальности 0317 «Педагогика дополнительного образования», помогли соотнести компоненты «готовности"с требованиями ГОС (HPK) по данной специальности и скорректировать учебный план, содержание профессиональной образовательной программы, что повысило качество подготовки специалистов по данной специальности.

3. Разработанные нами проекты, реализация их содержания обеспечили погружение студентов в специфику среды дополнительного образования, помогли отойти от традиционного предметно-центристского обучения студентов в образовательных учреждениях (вуз, колледж). В режиме проектировочной деятельности через интеграцию частных знаний и умений в операциональные комплексы данные проекты обеспечили освоение студентами специфики будущей специальности и позволили оптимизировать процесс профессиональной подготовки.

4. Проведенные мониторинговые исследования и сравнительный анализ показателей «готовности» контрольной и экспериментальных групп показали, что механизм реализации Проектов помогает структурировать содержание образования по двум принципам: предметному и деятельностному. Это способствует освоению студентами деятельностно-ориентированного содержания образования, мотивирует их к собственной инновационной деятельности в образовательных учреждениях и объясняет более высокую устойчивость сформированных у студентов экспериментальных групп компонентов готовности к профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, чем у студентов, обучавшихся в контрольной группе.

5. Учебно-исследовательское сотрудничество преподавателя и студента способствовало «выращиванию» специалиста в совместной, последовательной разработке проектов будущей профессиональной деятельности, которые становились для выпускника его интеллектуальной собственностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют говорить о следующем.

Современное дополнительное образование является преемником внешкольного образования, автономной и в тоже время взаимосвязанной и взаимообусловленной областью непрерывного многоуровневого образования подрастающего поколения и направленного на удовлетворение социальных, культурных и духовных потребностей детей, подростков и их родителей.

В педагогической науке сегодня сосуществуют различные подходы к пониманию сущности образования системный, социокультурный, деятельнос-тный, личностно-ориентированный, и другие, что позволяет использовать ключевые характеристики общего образования для определения не только подходов к сущности дополнительного образования детей и подростков, тенденций его развития на современном этапе, но и к подготовке специалистов в области дополнительного образования.

В федеральных и региональных законах «Об образовании» впервые зафиксирован правовой статус дополнительного образования, определены его цели и задачи. Дополнительное образование превращается в сферу удовлетворения социокультурных, образовательных потребностей личности, ее саморазвития и самосовершенствования.

За последние годы в различных регионах страны разработаны и успешно реализуются концепции дополнительного образования детей и подростков, что обусловило не только появление новых типов и видов учреждений дополнительного образования, но и значительное повышение его качества. Однако некоторым авторам концепций пока не удается избежать традиционного подхода к сущности ДО как второстепенного, вспомогательного по своему характеру.

Разнообразие современных типов и видов, учреждений дополнительного образования показывает, что тенденции развития дополнительного образования в стране и в регионе связаны прежде всего с его родовой сущностью, которая заключается в свободной деятельности детей и подростков, обусловленной свободным выбором направлений и форм ДО, что отражено в таких нормативных документах, как проект Закона «О дополнительном образовании РФ», проект Концепции дополнительного образования детей, «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования» и другие.

К тенденциям развития системы ДО мы относим также специфику структуры и содержания образовательного процесса, реализацию личностно-ори-ентированной модели обучения, воспитания и развития ребенка, что помогает найти, поддержать, развить в человеке человека, способного к формированию достойного образа жизни. Это выражено прежде всего в разработке и внедрении «Индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников», которые определяются не только адресатом, но и педагогическими целями, соотносимыми с конкретными условиями. В системе ДО этими условиями являются тенденции «человеческого фактора», выраженные в проекте «Базисного учебного плана», Концепции дополнительного образования детей и способствующие становлению ребенка как «человека культуры».

Появление системы дополнительного образования как подструктуры общего образования предопределило необходимость пополнения ее специально подготовленными кадрами, что находит отражение в программных документах реформирования системы образования РФ.

Решение данной проблемы потребовало специального исследования.

Культурно-историческими предпосылками подготовки в профессиональных учебных заведениях России педагогов дополнительного образования являются идеи русских философов Х1Х-ХХ веков о духовно-нравственной сути Человека, приоритете нравственности, культуры в воспитании и образовании подрастающего поколения, тенденции вхождения российского образования в мировую культуру, мировое образовательное пространство, поворот образования, в том числе и дополнительного, к гуманистическим традициям.

Научно-педагогическими предпосылками подготовки в педагогическом колледже специалистов в области ДО, имеющих педагогическое образование, основываются на становлении гражданских качеств личности будущих педагогов, владении педагогической культурой, ориентацией на творческие виды профессиональной деятельности.

Создание в колледже кулыуросообразной образовательно-воспитательной среды, «растящей и питающей личность» (П. Ф. Флоренский), является тем условием, которое необходимо для осуществления профессиональной подготовки специалистов, адекватной требованиям современного общества.

Для адекватного определения сущности профессиональной деятельности педагогов ДО проведен предваряющий эксперимент по моделированию профессиограммы педагога ДО и модели выпускника педагогического колледжа, который состоял из трех этапов.

На первом этапе (1996 — 1997) методом теоретического анализа мы изучили основные документы, определяющие стратегию развития системы ДО детей в РФ, а также перспективы развития среднего профессионального и педагогического образования. На втором этапе (1997 — 1998) был изучен труд педагога ДО, его сущность, виды труда и трудовые операции, занятость педагога ДО на рабочем месте, характер его работы с детским коллективом, его социальная роль и позиция в детском образовательном объединении. На третьем этапе (1998 — 1999) осуществлена практико-исследо-вательская деятельность для получения информации о. состоянии кадров и их профессиональной компетентности в системе ДО региона Свердловской области. По результатам исследования разработана профессиограмма, педагога дополнительного образования, отражающая, качественно-описа-. тельную модель специалиста которая позволила оптимизировать процесс подготовки педагогов ДО в условиях педагогического колледжа. Разработана модель выпускника педагогического колледжа по специальности 0317 «Педагогика дополнительного образования», отражающая требования к профессионально-значимым знаниям (предметно-информационная составляющая образованности), умениям (деятельностно-коммуникативная составляющая образованности) и видам профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Многообразие сфер и направлений деятельности педагога дополнительного образования обусловливает не только специфику содержания профессиональной образовательной программы и технологий подготовки специалистов по специальности 0317 «Педагогика дополнительного образования», но и своеобразие готовности студентов, выпускников педагогического колледжа к осуществлению профессиональной педагогической деятельности в системе УДО, способных наиболее эффективно решать задачи ДО детей и подростков.

Готовность студентов к профессиональной педагогической деятельности в сфере дополнительного образования — неоднозначное социально-психологическое явление, имеющее достаточно сложную структуру и содержание. Под готовностью будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности педагога ДО понимается интегральное качество личности, характеризуемое наличием и определенным уровнем сформирован-ности ценностно-ориентированного, когнитивно-содержательного, духовно-нравственного, проектировочно-деятельностного, личностно-поведенческо-го, операционально-управленческого компонентов в их единстве и взаимосвязи, направленных на достижение целей и задач дополнительного образования детей и подростков, реализуемых комплексно в одном из видов деятельности на профессиональном уровне.

Содержание разработанных компонентов готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности педагога ДО соотнесено с требованиями к составляющим образованности выпускников педагогического колледжа, которые зафиксированы в ГОС (HPK) по соответствующей специальности. Выделенные и описанные компоненты готовности студентов педагогического колледжа, позволили скорректировать содержание профессиональной образовательной программы по специальности 0317 «Педагогика дополнительного образования» и привести ее содержание в соответствие с ГОС (HPK).

Выделены этапы формирования у студентов педагогического колледжа готовности к профессиональной деятельности педагога ДО. Первый этап — ориентационный, характерный для абитуриентов, выбирающих область педагогической деятельности, в которой, они могут наиболее полно реализовать себя. Второй этап — когнитивный, на котором у студентов формируются профессионально — значимые личностные качества, происходит овладение ими профессиональными знаниями (предметно-информационная составляющие образованности), умениями (деятельностно-коммуникативная составляющая образованности) и видами деятельности педагога дополнительного образования. Третий этап — прогностический, характеризующийся готовности студентов к самореализации в профессиональной деятельности педагога ДО, выстраиванием индивидуальной траектории личностного и профессионального роста на основе самообразования.

Подготовка специалистов в области ДО в педагогическом образовании осуществлялась на основе разработки и апробации технологии образовательных проектов. Под проектами понимается отдельный, целостный и в то же время взаимосвязанный содержательно-функциональный компонент в структуре профессиональной образовательной программы. В результате опытно-экспериментальной работы разработано 5 образовательных проектов: «Методология», «Программа», «Искусство», «Содружество», Отечество". В структуру каждого проекта входят: цель, задачи, содержание, технология реализации, формы отчетности.

Обозначенные проекты обуславливают развитие содержания (педагогически адаптированного социального опыта) подготовки новых педагогических кадров и создают дополнительные основания по формированию и развитию профессиональной компетентности.

Технология реализации проектов представляет собой систему педагогических условий, методов, средств подготовки специалистов в сфере ДО в педагогическом колледже на основе интеграции теоретического обучения, практической подготовки, учебно-исследовательской деятельности, самостоятельной работы студентов В качестве необходимых и достаточных условий обоснованы следующие: разработка и реализация каждым студентом индивидуально-образовательного маршрута в рамках освоения содержания проектовпогружение студентов в культурно-образовательную профессиональную средуовладение студентами прикладными навыками и умениямиразработка каждым студентом образовательной программы в области ДО детей и подростков или программы деятельности детского коллективасамореализация студентов в разных сферах дополнительного образованияпроектирование студентами своей будущей профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Образовательные проекты являются совокупностью организационных условий, формирующих образовательный процесс не столько подготовки будущих педагогов ДО, сколько формирования и развития их профессиональной компетентности.

Освоение студентами содержания образовательных проектов обусловило возможность подготовки будущихспециалистов в области дополнительного образования в режиме проектировочной деятельности, обеспечивающей более высокие показатели сформированности как отдельных компонентов готовности так и готовность к осуществлению профессиональной педагогической деятельности в сфере ДО в целом.

В экспериментальных группах, в которых подготовка специалистов осуществлялась на основе технологии реализации образовательных проектов, индивидуального образовательного маршрута, показатели уровня сформированности всех компонентов готовности к профессиональной деятельности педагога дополнительного образования оказались выше, чем в контрольной группе.

Проведение мониторинговых исследований показало, что устойчивость сформированных у студентов экспериментальных групп компонентов готовности к профессиональной деятельности педагога дополнительного образования более выражено, чем у студентов контрольной группы. Это дает основание предполагать, что выпускники экспериментальных групп являются более успешными в своей профессиональной деятельности по сравнению с выпускниками контрольной группы.

Проведенное исследование показало основные пути подготовки педагогов дополнительного образования в педагогическом колледже и открыло новые перспективы изучения данной проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Инновационные подходы в деятельности учреждений дополнительного образования как средство его развития. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997.
  2. О. С., Владиславлев А. П. Система непрерывного образования: реальность и перспективы. Ташкент, 1983.
  3. Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, ТюмГУ, 1997.
  4. Ю. С. К вопросу о профессии советского учителя // Советская педагогика. 1971. № 2.
  5. Ш. А. В школу с шести лет / Педагогический поиск. М., Педагогика, 1987.
  6. . Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1980.
  7. АндрюхинаЛ. М., Остова И. В., ТарасюкО. В. Профессиограмма на педагогические профессии. Екатеринбург, 1997.
  8. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начало XX в. М., Педагогика, 1990.
  9. Н. Л. Дополнительное образование как социологическая проблема. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к. п. н. Екатеринбург, 1998.
  10. Аристотель. Этика // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1.4. 1. М., Мысль, 1969.
  11. А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: опыт становления и стратегические ориентиры развития современной образовательной системы в России // Вариативные педагогические системы. М., 1995.
  12. БабанскийЮ. К. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1989.
  13. В. И. Гибкие образовательные структуры в системе среднего профессионального образования // Проблемы средней специальной школы. Обзор. Инф. (НИИВО вып. 1). М., 1995.
  14. В. И. Диверсификация среднего профессионального образования: сущность, условия, пути реализации. М., 1993.
  15. А. С. Основы возрастной педагогики. М., Академия, 2000.
  16. Е. П. Педагогическое образование: реалии и перспективы. // Педагогика." 1992. № 1−2.
  17. Л. А. Социокультурные основания педагогической деятельности: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. д. ф. н. Екатеринбург, 1994.
  18. Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Учебное пособие к спецкурсу Екатеринбург, 1993.
  19. Н. А. О значении человека. М., 1930.
  20. Н. А. Судьба России. М., Советский писатель, 1990.
  21. Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., Правда, 1989.
  22. БерулаваИ. Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995.
  23. В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, Изд-во Воронеж, ун-та, 1977.
  24. В. П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. № 5.
  25. Бим-Бад Б. М, Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1.
  26. Г. А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов // Советская педагогика. 1987. № 2.
  27. В., Малышевский А. Разбивая лед слов: О культурологических основаниях базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Учительская газета. 1994. № 6.
  28. В. А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования // Педагогика. 2001. № 4.
  29. Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов-на-Дону, Изд-во РГПУ, 1993.
  30. Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4.
  31. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4.
  32. Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону, 1997.
  33. Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного об• разования. Ростов-на-Дону, 2000.
  34. Е. В. Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Мировой опыт организации и реализации воспитания детей и учащихся». М., 2000.
  35. Бор Н. Единство знаний // Дополнительное образование. 1999. № 3−4.
  36. А. К. О состоянии и перспективах развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Внешкольное воспитание. 1994. № 1.
  37. БрудновА. К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей // Воспитание школьника. 1994. № 5.
  38. БрудновА. К. Развитие дополнительного образования в условиях образовательной школы // Воспитание школьника. 1995. № 2.
  39. А. К. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей // Внешкольник. 1996. № 1.
  40. А. К. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования // Воспитание школьника. 1996. № 4.
  41. А. К. Самое вариативное образование // Народное образование. 1996. № 6.
  42. Е. В. Индивидуальный образовательный маршрут в системе дополнительного образования // Внешкольник. 2000. № 1.
  43. В. А. Задачи начальной школы и учителя // Труды второго всероссийского съезда им. К. Д. Ушинского. СПб, 1914.
  44. Ю. С., Дмитриев Ю. А., Ходтабаев А. Р., Дуйсенталь Н. А. Относительная модель учителя труда — выпускника педвуза. Научно-практические рекомендации к работе. М., 1990.
  45. Э. Л. Социализм и воспитание масс. М., 1983.
  46. В. П. Основы новой педагогики // Избр. пед. соч. М., Педагогика, 1987.
  47. К. Н. Идеальная школа будущего // Свободное воспитание. 19 081 909. № 8.
  48. К. Н. Этика и педагогика творческой личности. Т. 2. М., 1911.
  49. К. Н. Свободное воспитание. Сборник избранных трудов. М., 1993.
  50. . 3., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М., 1983.
  51. Л. С. Лекции по психологии // Собр. соч. в 6 т. М., Педагогика, 1982. Т. 2.
  52. О. С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). Методические рекомендации. М., 1992.
  53. С. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  54. О. В. Организация педагогических условий развития педагогического колледжа в региональной системе образования. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. п. н. Екатеринбург, 2001.
  55. П. Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий // Вест. Моск. ун-та. 1979. № 4.
  56. И. Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания // Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1940.
  57. И. Ф. Первые лекции по педагогике // Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1940.
  58. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., Школа-Пресс, 1995.
  59. Гершу некий Б. Г. Философия образования для XXI века (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998.
  60. Годичное совещание работников учреждений среднего педагогического образования Свердловской области. Педагогическая мастерская Свердловского областного педагогического колледжа. Екатеринбург, СОПК, 1999.
  61. Ф. Н. Книга об учителе. М., Просвещение, 1965.
  62. В. Н., Лопаткин В. М., Одинцов П. К. Многоуровневая подготовка в педагогическом университете // Педагогика. 1994. № 1.
  63. Горбунов-Посадов И. И. Несколько вступительных слов к журналу «Свободное воспитание» // Хрестоматия по истории педагогики. Т. 4. М., 1936.
  64. В. А., Журкина А. Я., ЛяшкоЛ. Ю., Усанов В. В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. М., 1999. № 3−4.
  65. В. А., Малышевский А. Ф. Обсуждаем проект базисного плана // Внешкольник. М., 1997. № 3.
  66. В. А., Журкина А. Я. Педагогические основы развития дополни. тельного образования детей // Дополнительное образование. 1999. Март.
  67. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. № 821).
  68. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении // Педагогика. 1995. № 1.
  69. А. А., Левчук Л. В. Концепция многоуровневой системы высшего педагогического образования. Ростов-на-Дону, 1994.
  70. А. А., Рогов Е. И. Рейтинг как показатель профессионального развития педагога (перестройка педагогического образования). Учебное пособие. Ростов-на-Дону, РГПИ, 1991.
  71. О. А. Возможности проективных методов в маркетинговых исследованиях // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 4.
  72. Л. Г. Руководитель детского общественного объединения: социальная роль, позиция, функции, модель профессиограммы. Екатеринбург, 1998.
  73. В. А., Лурия Н. А. Образование как социальный институт. Красноярск, 1985.
  74. В. А., Лурия Н. А. Образование как воспитательный институт. Красноярск, 1985.
  75. Т. П. Нравственно-волевая подготовка студентов педагогического вуза. Автореф. дис. на соиск. уч. степени к. п. н. Екатеринбург, 1996.
  76. Т. П. Нравственная готовность педагога к формированию творческой личности школьника // Сб. науч. тр. Свердловск, СГПИ, 1991.
  77. Дополнительное образование сегодня (Документы и материалы). Ярославль, 1995.
  78. Дополнительное образование детей в Российской Федерации (Сборник нормативных правовых документов). М., 1995.
  79. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. М., Гуманит. изд. центр «ВЛА-ДОС», 2000.
  80. А. К Развивающее образование. Основные принципы. Харьков, 1996.
  81. М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, Изд-во БГУ, 1976.
  82. М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Учеб. пособие. Минск, Изд-во БГУ, 1981.
  83. Е.Б., Николаева Л. А. Дополнительное образование: проблемы и перспективы развития // Педагогика, 1995. № 5.
  84. В. И. XXVII съезд и проблемы методологии педагогической науки. М., 1988.
  85. В. И. Методология и методика социально-педагогических исследований. Тюмень, 1995.
  86. В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. М., 2001.
  87. Задачи института внешкольного воспитания // На пути к новой школе. 1924. № 10−13.
  88. Заир-Бек Е. К, Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха (Акту. альные проблемы развития образовательного процесса). СПб, 1995.
  89. Закон РФ «Об образовании». М., МП «Новая школа», 1992.
  90. Закон Свердловской области «О защите прав ребенка» (от 23 октября 1995 г. № 28−03).
  91. Закон «О государственной молодежной политике в Свердловской области» (Постановление Правительства Свердловской области от 6 декабря 1995 г. № 321).
  92. Г. Е., Орлов Г. П. Досуг: действительность и иллюзия. Свердловск, 1970.
  93. Г. Е. Социология образования. Ч. 1., Социология допрофес-сионального образования. Екатеринбург, 1993.
  94. Г. Е. Социальное образование. В 2-х ч. Ч. 1. Социология до- и послепрофессионального образования. Екатеринбург, 1993.
  95. Н. В. Колледж как среда становления основ педагогической культуры будущего учителя. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к. п. н. Ростов-на-Дону, 1998.
  96. Э. Ф., Глуханюк Н. С. Проспектированная модель профессиограм-мы инженера-педагога. Свердловск, 1989.
  97. А. У. Институт внешкольного воспитания // Внешкольное воспитание. 1919. № 2−3.
  98. В. В. Русская педагогика в XX веке//Педагогика. 1997. № 2.
  99. И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.
  100. С. Т. Подготовка студентов педвуза к профессиональной работе с учащимися: Автореф. на соиск. уч. степ. к. п. н. Харьков, 1984. 21 с.
  101. Г. И. Педагогические технологии в средней профессиональной школе // Среднее профессиональное образование. 1998. № 1.
  102. И. П. и др. Краткая профессиограмма учителя начальных классов средней общеобразовательной школы. JL, 1976.
  103. Из опыта одной экспериментальной школы // Свободное воспитание за 1910−1911 и 1914−1915.
  104. Т. В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. Научно-методический аспект. В 2-х книгах. Ярославль, Изд-во ГУ ЦДЮ, 2000.
  105. Т. В. Программа как модель образовательного процесса (О проблемах и подходах к педагогическому программированию в дополнительном образовании). Внешкольник. 1999. № 1.
  106. А. 3. Внешкольное воспитание подрастающего поколения в развитом социалистическом обществе (педагогические проблемы внешкольного воспитания учащихся). Челябинск, 1983.
  107. Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на границе успеха. СПб, 1997.
  108. Л. Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М., 1992.
  109. И. Лекции по этике // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., Политиздат, 1990.
  110. В. Д. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
  111. П. Ф. Новая русская педагогика, ее главные идеи, направления и деятельность. СПб, 1914.
  112. П. Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М., Педагогика, 1987.
  113. Ю. Л. Инновация, интеллект, образование. М., 1998.
  114. Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
  115. Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996.
  116. М. Б. Концепция развития дополнительного образования в Свердловской области. Екатеринбург, 1995.
  117. М. Б. Педагогика внешкольного учреждения. М., 1995.
  118. Л. Н. Не хочу быть объектом // Молодой коммунист. 1989. № 9.
  119. Л. Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
  120. Г. М, Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., Академия, 2000.
  121. И. А. Как приблизить подготовку учителей к потребности школы // Педагогика. 1992. № 5−6.
  122. Н. И. Логический словарь. Справочник. М., 1975.
  123. Л. В. Воспитание нравственно-психологической готовности студентов к педагогической деятельности // Советская педагогика. 1984. № 5.
  124. Концепция развития Свердловского областного педагогического колледжа. Екатеринбург, 1996.
  125. Концепция дополнительного образования детей (для обсуждения) // Внешкольник. 1996. № 1.
  126. Концептуальные основания проекта программ развития колледжа на 1999 — 2000 годы. Екатеринбург, 1999.
  127. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. 1992. № 3−4.
  128. Краткая профессиограмма учителя истории и обществоведения средней общеобразовательной школы: Методическое пособие / Сост. А. Д. Боборы-кин, Ю. В. Кожухов, Е. В. Петрова, В. В. Богословский. Л., ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. 34 с.
  129. Н. К. Педагогические сочинения. Т. 1. М., 1974.
  130. В. К. Психология обучения и воспитания школьников. М., Просвещение, 1976.
  131. Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., Изд. ЛГУ, 1976.
  132. В. С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в вузе. Автореф. на соиск. уч. степ. к. п. н. М., 1996.
  133. С. В. Педагогика личности. Ч. 1. Стратегия и тактика личностного воспитания. Ростов-на-Дону, Изд-во РГПУ, 1995.
  134. О. В. Непрерывное образование и его структура // Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО, 1991, Т. 16, № 1.
  135. В. С., Коноплина И. В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогики образования // Педагогика. 1999. № 6.
  136. В. С., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика. 2000. № 3.
  137. О. Е. Образование как фактор развития личности // Тезисы Всероссийской научно-практической конференции внешкольников. СПб., 1998.
  138. Н. Д. Вопросы изучения деятельности учителя. М., Учпедгиз, 1965.
  139. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., Высшая школа, 1991.
  140. В. С. Содержание образования. Учебное пособие. М., Высшая школа, 1989.
  141. В. А. Системный подход в дополнительном образовании // Дополнительное образование. М., Март, 1994.
  142. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1997.
  143. . Т. Методологические основы педагогики. Самара, 1998. 200 с.
  144. Локальные акты учреждения дополнительного образования детей. Ростов-на-Дону, 1999.
  145. А. В. Революция и внешкольное образование // Внешкольное образование. 1919. № 2−3.
  146. Л. Ступени дополнительного образования // Внешкольник. 1996. № 1.151 .МарксК. Капитал. Т. 1 //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23
  147. Н. Ю. Проектирование процесса обучения // Среднее специальное образование. 1998. № 3.
  148. В. Л., Сластенин В. А. Новой школе нового учителя// Педагогическое образование. Вып. 1. М., 1990.
  149. Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования. В 3-х томах. Т. 3. М., Госиздат, 1925.
  150. Е. Н. Внешкольное образование, назначение, организация и техника. М., 1916.
  151. Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования. Т. 1. JL, 1925.
  152. Методические рекомендации и материалы к профессиограмме современного учителя. Л., 1987.
  153. Методические рекомендации по разработке профессиограммы мастера производственного межшкольного учебно-производственного комбината. Л., 1998.
  154. Л. И. Теория и практика формирования содержания педагогического образования. М.— Курск, 1996.
  155. Т. И. Профессиографическое исследование деятельности учителя: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. п. н. Л., 1979.
  156. П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. СПб., АО Герольд, 1911.
  157. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) // Вестник высшей школы. 1999. № 9.
  158. В. В. Избранные педагогические выступления и документы. М., 1994.
  159. Р. С. Психология. В 3-х книгах. Книга 2. Психология образования и просвещения. М., ВЛАДОС, 1992.
  160. В. А. Социология образования. М, 1992.
  161. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под ред. Е. С. Полат. М., Академия, 1999.
  162. Образование в поисках человеческих смыслов / Под. ред. Е. В. Бонда-ревской. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1995.
  163. Г. П. Свободное время: условия развития человека и мера общественного богатства. Свердловск, 1989.
  164. Отчет о внеклассных занятиях и развлечениях учащихся в гимназиях и реальных училищах Московского учебного округа за 1913 — 1914 гг. окружного инспектора С. И. Игнатьева. М., 1915.
  165. Педагогический поиск. М., Педагогика, 1987.
  166. Педагогический словарь (в 2-х томах). Т. 1., Т. 2. М., 1960.
  167. . В. О новых подходах и понятии «воспитание» // Воспитание школьника. 1994. № 5.
  168. П. И. Педагогика. Учебное пособие. М., 1995.
  169. А. И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педагогика. 1995. № 4.
  170. Платон. Законы // 653. c-d. Перев. А. Егунова.
  171. К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., Высшая школа, 1984.
  172. ПлетеневаН. Л. Формирование готовности будущего учителя к внеурочной воспитательной работе с учащимися. Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995.
  173. ПодымоваЛ. С. Дидактическая подготовка учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. п. н. М., 1983. 16 с.
  174. Практика создания модели специалиста в различных вузах. М., Знание, 1998.
  175. Программа развития среднего профессионального образования в России на 2000 — 2005 годы // Среднее профессиональное образование. Сборник нормативных документов. М., 2000.
  176. Программа деятельности Главного управления народного образования на 1992 год и последующий период по реализации положений концепции развития общего (общегражданского) и профессионального (начального и среднего) образования области. Екатеринбург, 1991.
  177. Программа развития среднего педагогического образования // Среднее профессиональное образование. Сборник нормативных документов. М., 2000.
  178. Программа квалификационных испытаний для специалистов системы дополнительного образования. Екатеринбург, 2001.
  179. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 — 2001 годы // Внешкольник. 1999. № 5.
  180. Программа развития Свердловского областного педагогического колледжа на 2000 — 2004 годы (проект). Екатеринбург, 2000.
  181. Программа деятельности Свердловского областного педагогического колледжа в 2001 — 2002 учебном году. Екатеринбург, 2001.
  182. Психологический словарь. М., Педагогика, 1983.
  183. В. Е. Теоретические основы педагогического проектирования. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени д. п. н. СПб., 1996.
  184. В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. Учебное пособие. СПб., 1996.
  185. Развитие системы образования Российской Федерации. М., 1992.
  186. В. Г. Государственный стандарт образования супердержавы мира в 2000 году // Педагогика. 1994. № 3.
  187. М. А., Щербина А. М. Краткая профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы. Л., 1971.
  188. К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. № 2.
  189. Н. С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Социально-философские проблемы образования. М., 1992.
  190. В. В. Религия. Философия. Культура. М., 1992.
  191. С. Л. Основы общей психологии. Т. 1. М., Педагогика, 1989.
  192. Свердловский областной педагогический колледж: история и современ- -ность. Справочное пособие. Екатеринбург, СОПК, 2001.
  193. Свердловская область: региональное образовательное пространство. Информационно-аналитический отчет по материалам социологических исследований. Екатеринбург, 1994.
  194. Свердловская область: региональное образовательное пространство. Информационно-аналитический отчет по материалам социологических исследований. Екатеринбург, 1999.
  195. Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учеюных хаведениях. М., 2001.
  196. Л. Г. Создание новых технологий обучения как общественная, психологическая, педагогическая и методическая проблема // Среднее профессиональное образование. 1998. № 2.
  197. В. В. Формирование у учащихся готовности к труду. М., 1988.
  198. С. Р. Внешкольное образование. Курс лекций в русском педагогическом университете им. Яна Амоса Коменского в Праге.
  199. Серополко С, Р. Основные вопросы внешкольного образования. М., 1913.
  200. В. Ф. Образование: образ культуры // Социально-психологические проблемы образования. М., 1992.
  201. А. В. Дополнительное образование в системе образовательно-воспитательной работы школы // Инновационная школа. 1995. № 2.
  202. А. В. Дополнительное образование как социальнопедагоги-ческая проблема. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. п. н. Ростов-на-Дону. 1995.
  203. В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. Межвуз. сб. науч. тр. М., Изд-во МГПИ, 1982.
  204. В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. № 10.
  205. О. Н. Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией // Педагогика. 1999. № 7.
  206. А. Л. Становление и развитие среднего специального педагогического образования в России. Диссертация на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1992.
  207. Собрание законодательства Свердловской области. Официальное издание. 2000. № 9.
  208. Э. С., Павлов В. П. Профессия пионерский вожатый: профес-сиограмма и ее применение в работе с кадрами. М., 1990.
  209. Сорочин екая Е. Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени д. п. н. М., 1996.
  210. С. И. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов в пединститутах (при обучении дисциплинам естественно-математического цикла). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. п. н. Одесса, 1989. 23 с.
  211. Типовое положение об образовательном учреждении профессионального образования // Вестник образования. 1995. № 10.
  212. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. № 116).
  213. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (От внешкольной работы — к дополнительному образованию. М., Гуманитарный центр, 2000.
  214. Е. П., Кричевский В. Ю. Об одном из подходов к составлению профессиограммы педагогических кадров. М., Советская педагогика, 1987.
  215. Д. Н. Основные положения теории установки. Тбилиси, Мецни-еребе, 1961.
  216. Условный перечень дополнительных образовательных услуг, форм и содержания дополнительно выделяемых документов об образовании в кате-горизированных учебных заведениях. Екатеринбург. 1993.
  217. К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950. Т. 9.
  218. ФедоровН. Ф. Сочинения. М., 1982.
  219. А. Б. Учреждения дополнительного образования детей: Инновационная социально-педагогическая модель. Учебно-методическое пособие. Часть 1,2., М., 1996.
  220. В. С. Основные цели и задачи космического образования школьников // Внешкольник. 2000. № 3.
  221. Т. А. Интегрированная программа как фактор развития учреждения дополнительного образования // Внешкольник. 2000. № 1.
  222. Д. Е., Швелев И. А. Инновационные подходы к содержанию профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2000. № 5.
  223. В. П. Современная профессиограмма специалиста детской библиотеки как основа совершенствования подготовки кадров по работе с детьми. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. п. н. М., 1991.
  224. М. Г. Интеграция науки. М., 1981.
  225. И. В. О некоторых современных тенденциях и проблемах развития сферы межшкольного дополнительного образования детей // Внешкольник. 1996. № 3.
  226. Э. К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. № 2.
  227. А. Ф. Основные педагогические технологии — основы повышения качества подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. 1998. № 2.
  228. А. И., Рыков Н. А. Научно-педагогические основы подготовки учителей биологии. Вып. 1. Профессионально-педагогическая направленность в системе преподавания специальных дисциплин на естествознания. Л., 1973.
  229. А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л., Просвещение, 1967.
  230. Н. Е. Образ жизни, достойный человека, и его формирование у школьника. Смоленск, 1995.
  231. ЭльконинД. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  232. Т. Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи // Педагогика. 1996. № 2.
  233. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., Сентябрь, 1996.
Заполнить форму текущей работой