Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для подтверждения гипотезы нашего исследования и апробации выдвинутой интегрированной системы обучения был проведен эксперимент, который состоял из трех этапов. На начальном (констатирующем) этапе изучалась степень сформированности изобразительной грамотности студентов факультета начальных классов, проводилась работа по выявлению причин ее низкого уровня. Сбор фактического материала проводился… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования профессиональной подготовки в процессе обучения изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов
    • 1. 1. Изобразительная грамота как интегративный компонент профессиональной подготовки студентов
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной подготовленности студентов на занятиях изобразительным искусством
    • 1. 3. Модель профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству
  • ГЛАВА 2. Процесс интегрированного обучения изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов
    • 2. 1. Характеристика уровня развития изобразительной грамотности студентов к началу обучения (констатирующий этап эксперимента)
    • 2. 2. Методическая система обучения студентов изобразительной грамоте (развивающий этап эксперимента)
    • 2. 3. Диагностика развития изобразительной грамотности студентов ф в процессе их учебно-творческой деятельности (заключительный этап эксперимента)

Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ф Последнее десятилетие в системе высшей школы происходят существенные изменения, связанные с введением многоуровневого образования и направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих учителей. Изменения в системе высшего образования отражают тенденции развития школьного обучения, направленные на оптимизацию и гуманизацию процесса развития и воспитания детей. В связи с этим больше внимания уделяется гуманитарным знаниям учащихся, предметам художественно-эстетического цикла.

Эти тенденции отражены в Законе «Об образовании», в квалификацион-^ ных требованиях к учителю начальных классов, в других нормативноконцептуальных документах. В соответствии с современной концепцией обучения в начальной школе главной задачей учителя начальных классов является формирование целостной картины мира, и в этой связи урокам изобразительного искусства отводится важная роль, следовательно, учитель должен владеть изобразительной грамотой на высоком уровне. Основной проблемой, решаемой в процессе профессиональной подготовки студентов факультета начальных классов, является формирование их изобразительной грамотности, под которой понимается наличие необходимого минимума знаний и умений для реалистиче-• ского изображения, а также для качественного обучения детей основам изобразительного искусства.

Как правило, уровень преподавания изобразительного искусства учителями начальных классов недостаточно высок из-за того, что сами учителя не имеют адекватной профессиональной подготовки и не обладают ярко выраженными художественными способностями. В то же время, опыт работы на факультете начальных классов позволяет утверждать, что такие учителя могут вести уроки изобразительного искусства на высоком профессиональном уровне при условии наличия у них сформированной изобразительной грамотности и развитых качеств творческой личности. Специфика изобразительной деятельности студентов факультета начальных классов заключается в том, что она жестко привязана к программе по изобразительному искусству. Внутри курса «технология изобра-^ зительного искусства и ДГТИ» не выделяются отдельные дисциплины, характерные для обучения на художественных факультетах (рисунок, живопись, композиция и др.). Такое объединение дисциплин в едином предмете обусловливает интегративность изобразительной грамоты как компонента профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, и требует адекватного подхода к процессу формирования теоретических и практических знаний изобразительной грамоты у студентов. Результатом обучения должно стать совершенствование методической подготовки студентов данного факультета.

Специфика обучения студентов факультета начальных классов побуждает преподавателей искать новые, более эффективные способы формирования изобразительной грамотности как интегративного компонента их профессиональной подготовки. Изобразительная грамота является целостной системой знаний и умений реалистического изображения. Владение необходимым уровнем изобразительной грамоты является качеством личности будущего учителя, способностью выполнять художественные работы на основе знаний и умений реалистического изображения, а также способностью передавать собственные знания детям, его изобразительной грамотностью.

Проблему изобразительной грамоты художники-педагоги начали серьезно.

• изучать с XVIII века (И.Д. Прейслер, А. П. Лосенко, А. И. Иванов, А. П. Сапожников, В. К. Шебуев, А. Г. Венецианов, С. К. Зарянко, Г. А. Гиппиус). В конце XIX — начале XX веков художники-педагоги разрабатывали активные методы обучения изобразительному искусству, которые основывались на осознанном восприятии и на творческом осмыслении натуры (А. Ашбе, Д. Н. Кардовский, Ш. Хол-лоши, П.П. Чистяков). Позже проблему активизации процесса обучения изобразительному искусству исследовали Г. В. Беда, H.H. Волков, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. И. Киреенко, В. В. Корешков, B.C. Кузин, В. К. Лебедко, Л. Г. Медведев, П. Я. Павлинов, H.H. Ростовцев, Т. Ф. Олейник, Г. Б. Смирнов, A.B. Триселев, A.A. Унковский, И. Б. Шешко, Е. В. Шорохов, B.C. Щербаков,.

Б.П. Юсов. В частности, рассмотрены вопросы теории живописи (Г.В. Беда,.

A.П. Яшухин), методики обучения академическому рисунку (H.H. Ростовцев),.

А формирования представлений о натуре (B.C. Щербаков), теории композиции.

Е.В. Шорохов).

В разное время были защищены диссертации, в которых авторы обосновывали собственные методические системы активизации процесса обучения изобразительному искусству (Б.С. Белов, Т. Ф. Олейник, A.B. Триселев, И.Б. Шешко). Непосредственно проблемой активизации обучения основам изобразительного искусства студентов факультета начальных классов занимались.

B.П. Мамугина, O.E. Колоколова, Н. Ф. Смирнова, В. И. Козлов. Изобразительная грамотность формируется в процессе художественной деятельности студентов.

В методической литературе представлены разработки обучения изобразительной грамоте, которые могут использоваться и в процессе обучения на факультете начальных классов. Но проблема изобразительной грамоты как совокупности знаний теории и практики изобразительного искусства, а также способов передачи этих знаний еще не достаточно исследована. Актуальной является и проблема интегративного подхода к обучению изобразительной грамоте будущих учителей начальных классов.

Под интеграцией понимается соединение относительно самостоятельных частей в единое целое. Интегративный подход к обучению предполагает объединение в едином процессе учебную, художественную, педагогическую, творческую деятельности. Вопросы интегрирования процесса обучения исследовались С. И. Архангельским, В. Г. Афанасьевым, М. Н. Берулавой, М. Богуславским, Л. И. Еременко, И. Д. Зверевым, Л. А. Ивахновой, Л. П. Ильенко, Ю.М. Ко-лягиным, B.C. Ледневым, В. Н. Садовским, B.C. Тюхтиным, З. П. Шабалиной, И. Г1. Яковлевым. В результате интеграции методическая система приобретает целостность, что, в конечном счете, формирует системность знаний и умений студентов. Изобразительная грамота включает в себя несколько разнородных элементов, которые формируют начальные знания и элементарные умения реалистического изображения лишь в совокупности. К этим элементам относятся знания основных законов живописи, рисунка, композиции, пластической анатомии, цветоведения, перспективы. Но одних лишь знаний теории и практики изобразительного искусства недостаточно для обучения детей рисованию. Грамотный учитель должен владеть знаниями и умениями передачи собственного опыта детям. В связи с этим изобразительная грамота должна включать в себя знания методики преподавания рисования в начальной школе.

Поскольку изобразительная и педагогическая деятельности являются творческими по своей сути, то нецелесообразно ограничиваться формированием у студентов только элементарных знаний и умений реалистического изображения. На основе знаний и умений, полученных в процессе обучения, формируются навыки реалистического изображения. В процессе дальнейшего обучения должна происходить передача творческого опыта преподавателя, что повлияет на самостоятельную художественно-педагогическую деятельность студентов.

Деятельностью, в процессе которой происходит активный обмен творческим опытом, современные ученые считают развивающее обучение. Такой подход к проблеме обучения стал активно изучаться в 60-е годы XX века.

В.В.Давыдов, JI.B. Занков, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, A.M. Матюшкин,.

В. Оконь, М.Н. Скаткин). О целесообразности организации развивающего обучения в вузе пишут ряд авторов: В. И. Андреев, В. И. Загвязинский, В.М. Верга-сов, Р. И. Виноградов, H.A. Аитов, Г. Н. Александров, М. Г. Гарунов, P.P. Мав-лютов, P.A. Низамов, Н. Д. Никандров, П. И. Пидкасистый, В. Г. Фоменко, А. Ф. Эсаулов. Авторы сходятся во мнении, что разрешение проблемной ситуации ведет к лучшему усвоению знаний и развитию способностей использования полученных знаний в практической деятельности. Таким образом, считаем целесообразным процесс формирования изобразительной грамотности студентов факультета начальных классов строить с опорой на методы развивающего обучения: проблемного, программированного обучения, метод опорных схем и др. Различные теории развивающего обучения применяли в своей практике, в том числе в вузах, В. И. Андреев, В. М. Вергасов, М. Г. Гарунов, В. И. Загвязинский,.

Т.А. Ильина, В. М. Каган, В. Т. Кудрявцев, Ю. Н. Кулюткин, В. Я. Ламм, Н.Д. Ни-кандров, П. И. Пидкасистый, М. В. Потоцкий. Е. Л. Прасолова.

Все виды развивающего обучения характеризуются наличием продуктивно-творческой деятельности, для которой характерны наличие поиска и решение проблемной ситуации. Творчество — как культурологический аспект — является одной из целей образования. Любое обучение представляет собой передачу опыта как личного, так и общественного. Творчество, являясь деятельностью, также имеет личностный и общественный опыт. Изобразительная грамота включает в себя только первые этапы овладения художественно-педагогическим творчеством. Дальнейшая деятельность студентов будет по своей сути креативной, и значит в процесс формирования их изобразительной грамотности необходимо включать элементы творчества.

Актуальность проблемы интегрированного подхода к формированию изобразительной грамотности студентов факультета начальных классов заключается в том, что до настоящего времени процесс обучения разделялся на практические занятия по изобразительному искусству и занятия методикой его преподавания в начальной школе. В то же время проблема оптимизации процесса обучения, сокращение часов, отводимых на курс, побуждают нас искать более эффективные способы обучения, что позволяет обратиться к интегративному подходу в обучении изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов.

Предметом исследования является разработка интегративного подхода к обучению изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов.

Целью нашего исследования является разработка методической системы интегративного обучения изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов.

Гипотеза исследования: профессиональная подготовка студентов факультета начальных классов будет соответствовать современным требованиям, если:

— у студентов будет сформирован базовый интегративный компонент профессиональной подготовки — изобразительная грамотность;

— в процессе обучения будет активизирована творческая деятельность студентов;

— процесс формирования изобразительной грамотности строится на основе методов проблемного обучения, методов, активизирующих творческий потенциал личности, и метода опорных конспектов.

Цель, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:

1) выявить особенности изобразительной деятельности студентов факультета начальных классов с позиций интегративного подхода к проблеме изобрази* тельной грамоты;

2) определить психолого-педагогические и методические принципы активизации процесса обучения изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов;

3) разработать модель профессиональной подготовки учителя начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству;

4) исследовать характеристику уровня развития изобразительной грамотности студентов;

5) разработать и обосновать содержание и методику обучения изобразительной • грамоте студентов факультета начальных классов;

6) апробировать разработанные методы в реальном процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Методологической основой исследования являются материалистическая теория отражения, учение о диалектическом характере развития личности, о роли деятельности в формировании личности, о поэтапном формировании умственных действий (II.Я. Гальперин), психологическая теория об ассоциативности мышления (Ю.А. Самарин) и теория интеграции обучения, философская концепция целостного подхода воспитания и развития творческой активности на основе всеобщности связей и явлений окружающей действительности, исследования в области творческой деятельности и теоретические исследования методики развития изобразительной грамоты.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ научной литературы по проблеме исследованияанализ и обобщение опыта по активизации изобразительной деятельности детей и взрослыхпедагогическое наблюдение за деятельностью студентов в учебном процессеизучение специфики художественной деятельности студентов, анализ художественных работанкетирование и тестирование студентовэкспериментальные методы, основанные на принципах проблемного обученияматематические методы обработки результатов исследования.

Источниками исследования являлись труды по психологии, теории изобразительного искусства, исследования по проблемам интегративного обучения, по обучению изобразительной грамоте детей и студентов, материалы научно-методических конференций преподавателей вузов страны, материалы, обобщающие опыт работы художественно-графических факультетов и факультетов начальных классов педагогических вузов, вузовская документацияличный опыт работы на факультете начальных классов Омского государственного педагогического университета.

Исследование проводилось первоначально на 2 и 3 курсах, а с переходом на многоуровневое обучение, — на 4 и 5 курсах факультета начальных классов Омского государственного педагогического университета.

Этапы исследования:

— На первом этапе (1993 — 1995 гг.) собирался фактический материал, анализировались учебные планы, программы, процесс художественной и профессиональной подготовки студентов. Изучалась теоретическая литература по изучаемому вопросу, различные методики обучения изобразительной грамоте детей и взрослых.

— На втором этапе (1995 — 1996 гг.) разрабатывалась и апробировалась собственная методика интегративного обучения изобразительной грамоте студентов. Проводился констатирующий этап эксперимента.

— На третьем этапе (1996 — 2001 гг.) проводился развивающий этап эксперимента, теоретически обобщался материал, полученный в ходе эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— Изобразительная грамота рассмотрена как интегративный компонент профессиональной подготовки студентов факультета начальных классов и включает в себя знания и умения реалистического изображения и методику обучения рисованию младших школьников. Совокупность этих элементов б^&т способствовать проведению уроков изобразительного искусства будущими учителями начальных классов на высоком профессиональном уровне.

— Выявлены в структуре изобразительной грамоты компоненты, являющиеся основой для интегративного подхода к обучению, предполагающего развитие всех этих компонентов в их взаимосвязи.

— Изобразительная грамота представлена как элемент культуры, что обусловливает интеграцию творческой и учебной деятельности на основе методов проблемного обучения.

— Разработана и экспериментально проверена методика формирования профессиональной подготовки, включающая систему усложняющейся учебно-творческой деятельности студента. В целостной системе выделены три вида учебно-творческой деятельности: воспроизводящий, коллективно-познавательный и самостоятельный. Определены цели, задачи, функции каждого вида и на их основе разработаны методы обучения.

— Определены пути и педагогические условия активизации процесса обучения изобразительной грамоте как интегративному компоненту профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Теоретическая значимость исследования определяется:

— теоретическим обоснованием понятия «изобразительная грамота» как интегративного компонента профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов;

— теоретической разработкой принципов интегративного подхода к обучению изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая методика активизации учебно-творческой деятельности студентов фа-^ культета начальных классов способствует более глубокому усвоению изобразительной грамоты, а также улучшению качества их профессиональной подготовки. Результаты педагогического исследования могут быть использованы в учебном процессе подготовки учителя в педагогических училищах и внедрены в процесс профессиональной подготовки студентов факультета начальных классов.

Достоверность результатов выполненного исследования обеспечивается методологической и научной обоснованностью исходных положений, длительным сроком исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования.

Апробация и внедрение работы. Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования были осуществлены в ходе экспериментальной работы и представлены на городских конференциях (в г. Омске в 1996, 1999,2000,2001 гг.), на научно-методических семинарах и лекционных занятиях кафедры художественной культуры Омского областного института повышения квалификации работников образования. Результаты исследования внедрены в процесс обучения на факультете начальных классов Омского государственного педагогического университета и в систему повышения квалификации учите.

• лей музыки, литературы и мировой художественной культуры на кафедре художественной культуры Омского областного института повышения квалификации работников образования.

На защиту выносятся:

— содержание и методика интегративного подхода к профессиональной подготовке учителя начальных классов;

— научно обоснованные педагогические условия процесса обучения, развивающие изобразительную грамотность студентов;

— овладение изобразительной грамотой наиболее активно происходит в процессе обучения, логическим продолжением которого является творчество.

— научно обоснованная и экспериментально проверенная система учебно-творческой деятельности студентов по методике преподавания изобразительного искусства, обеспечивающая формирование изобразительной грамотности студентов и их профессиональной подготовки.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

• В связи с возросшими требованиями, предъявляемыми сегодня к выпускникам педагогических вузов, одной из важных задач становится их высокая профессиональная подготовленность. Она подразумевает высокий уровень психолого-педагогических и специальных знаний, общей культуры, творческих качеств личности. Это относится и к будущим учителям начальных классов. С психологической точки зрения оправдано, что обучение по всем предметам, включая изобразительное искусство, ведет один учитель. В связи с этим возникает потребность в улучшении общей подготовки будущих учителей. Поскольку на факультет начальных классов не ведется отбор по художественным способностям, уровень владения студентами изобразительной грамотой достаточно низкий. Это сказывается как на художественных работах студентов, так и на работах методического характера.

В методической литературе исследовались различные пути совершенствования педагогической подготовки студентов к проведению уроков изобразительного искусства в школе. Основной упор в этих работах делается на увеличение уровня изобразительной грамотности студентов.

Поставив перед собой цель разработки методической системы интегра-тивного обучения изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов, мы выдвинули ряд задач. Во-первых, необходимо было определить особенности изобразительной грамоты как интегративного компонента профессиональной подготовки.

Анализ этой проблемы позволил сделать вывод о структуре изобразительной грамоты, которая понимается как совокупность теории изобразительного искусства и технических навыков реалистического изображения. В то же время изобразительная грамота является частью общечеловеческой культуры. Культура предполагает передачу знании, накопленных многими поколениями, в противном случае знания забываются и перестают быть ее частью. В связи с этим целесообразно в структуру изобразительной грамоты включить методический компонент, раскрывающий механизмы обучения изобразительной деятельности. ^ Поскольку педагогические вузы готовят именно учителя, то необходимость третьего компонента изобразительной грамоты выглядит очевидным. Особенно актуально это при подготовке будущего учителя начальных классов, уровень изобразительных умений которого обычно бывает довольно низким. Методический компонент изобразительной грамоты также может помочь студентам лучше усвоить законы реалистического изображения, ибо законы психологии указывают на тот факт, что при проговаривании, объяснении чего-либо происходит более глубокое понимание и запоминание этой информации. На основании этого можно предположить, что включение в структуру изобразитель®ной грамоты методического компонента поможет студентам активнее усваивать правила реалистического изображения, а не только сформировать знания методики преподавания рисования в начальной школе.

Введение

в структуру изобразительной грамоты методического компонента обязывает видоизменить стиль преподавания изобразительного искусства на факультете начальных классов. Интегративная структура курса требует интегра-тивного подхода к профессиональной подготовке. Поэтому оправдано введение в систему обучения студентов методов, обучающих преподаванию изобразительного искусства в начальной школе. Таким образом, учебная деятельность • студентов должна включать в себя учебно-художественную и учебнопедагогическую деятельности в их взаимосвязи, объединенных общей целью и задачами.

Поскольку и изобразительная, и педагогическая деятельности являются творческими по своей сути, то целесообразно включить в систему обучения элементы творчества. Таким образом, интегрированный подход предполагает объединение учебной и творческой деятельности, что должно способствовать формированию системы знаний на более высоком, креативном уровне. Методический компонент изобразительной грамоты должен раскрывать студентам основы творческой деятельности. Уровень изобразительной грамотности студентов зависит от их понимания принципов творческой деятельности. Чем выше творческий потенциал личности, тем качественнее работы и изобразительного и методического характера.

Введение

в процесс обучения элементов творчества формирует новый стиль деятельности студентов — учебно-творческий.

Кроме увеличения качества работ студентов, включение в систему обучения изобразительной грамоте элементов творчества дает возможность повысить эффективность учебного процесса. Творческая деятельность сама по себе привлекательна для человека за счет ее новизны, неповторимости. Включение в систему обучения элементов творчества помогает студентам избавиться от некоторых стереотипов, комплексов, мешающих грамотному изображению.

Творческая деятельность предполагает постановку перед студентами проблем разного уровня сложности. Такие проблемы должны касаться всех сфер учебной деятельности студентов. Постановка проблем позволяет сделать процесс восприятия натуры, процесс разработки тематической композиции осмысленными и целесообразными. Опрос студентов показал, что навыками творческой и поисковой деятельности они не владеют. Поэтому мы построили процесс обучения как цепочку усложняющихся заданий проблемного типа. Мы пришли к выводу, что с этих позиций интегрированный учебный процесс логичнее делить на три составные части по уровню самостоятельности студентов при решении проблемных ситуаций: воспроизводящий, коллективно-познавательный и самостоятельный виды учебно-творческой деятельности. Для каждого вида учебно-творческой деятельности характерны определенные методы, активизирующие творческую деятельность студентов. Воспроизводящий вид учебно-творческой деятельности характеризуется малой самостоятельностью студентов, но необходим на этапе формирования навыков творческой деятельности. Коллективно-познавательный вид помогает студентам усвоить основные принципы творческой деятельности. Самостоятельный вид учебно-творческой деятельности формирует у студентов понятия о системе творческой деятельности, закрепляет полученные в ходе обучения знания и умения.

На основании рассмотрения изобразительной грамоты как интегративного компонента профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов были определены принципы активизации обучения студентов рисованию. Одним из таких принципов стало обращение к идеям развивающего обучения и, в частности, к проблемным методам. Проблемное обучение наилучшим образом подходит для организации учебно-творческой деятельности студентов, поскольку опирается на постановку и решение проблемных ситуаций. Творческая деятельность в своей основе также содержит некую проблему, которая решается в процессе этой деятельности.

Также эффективность процесса обучения зависит от трех составляющих, трех блоков условий: деятельности преподавателя, деятельности студентов и их совместной деятельности. Деятельность преподавателя заключается в разработке специальной системы методов, активизирующих процесс усвоения студентами знаний по теории и практике изобразительного искусства, с одной стороны, и методике его преподавания — с другой. Деятельность студента сводится к сознательному развитию собственной изобразительной грамотности. Совместная деятельность преподавателя и студента носит творческий характер, поэтому ее целесообразно называть учебно-творческой деятельностью. Творческая деятельность предполагает решение проблем и умение их ставить. На основании этого мы предположили важность такой организации учебно-творческой деятельности, при которой она представляла бы собой процесс решения проблемных ситуаций. Современные методики развивающего обучения в своей основе имеют принцип проблемности. Поэтому мы использовали накопленный методистами и педагогами опыт организации развивающего обучения. Но поскольку развивающее обучение основывается на принципе проблемности, то мы (вслед за М.И. Махмутовым) называем его проблемным. Решение проблемных и более широких творческих ситуаций должно происходить при организации любых видов занятий. Наш опыт подтвердил, что постановка проблемы при рисовании с натуры какого-либо предмета ведет к пониманию его строения, его связей с другими предметамисоответственно, изменения его цвета, тона. Проблемные ситуации приучают студента выводить причинно-следственные связи из всех явлений окружающей действительности. Если при этом деятельность студента не ограничивается только этим, а еще представляет собой процесс творчества, то обучение происходит более активно. В процессе такой деятельности у студента сначала возникает понимание сути предмета или явления, а затем понимание того, как наилучшим образом использовать полученные знания в изобразительной или методической работе.

Проблемное обучение в своей основе имеет различные педагогические и психологические теории. Одна из них — теория П. Я. Гальперина — о поэтапном формировании умственных действий, которая раскрывает сущность и закономерности активного и быстрого усвоения знаний. Другой является теория, согласно которой мыслительная деятельность обучающегося, тип его знаний, а также природа познавательного интереса, мотивов учения зависит от типа обучения. Сущность проблемности базируется на ее понимании как закономерности познания. Уяснение этой закономерности является отправной точкой в определении ее роли в обучении.

Введение

в дидактику понятия «принцип про-блемности» открыло новые возможности теоретического обоснования путей активизации всей учебно-творческой деятельности учащихся. Благодаря теории проблемного обучения были систематизированы известные способы активизации и установлено, что эта активизация должна базироваться на постановке проблемных и творческих ситуаций и решении проблем. Без самостоятельной поисковой деятельности учащихся, без формирования творческого мышления на основе принципа проблемности невозможна подлинная активизация учебно-творческого процесса и развития художественных способностей студентов.

На основе анализа принципов активизации учебной деятельности студентов нами была выдвинута задача — разработать модель профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. Данная модель включала в себя требования, которые предъявляются к учителю, ведущему уроки изобразительного искусства. Н основе требований были разработаны критерии оценки учебно-творческой деятельности студентов. Критерии были разработаны для каждой составляющей изобразительной грамоты.

Ф Модель профессиональной подготовки студентов представляет собой совокупность методов обучения и творческой деятельности, интегрированных в учебно-творческом процессе. Целью интеграции в каждом конкретном случае является отдельное качество личности будущего учителя.

Для подтверждения гипотезы нашего исследования и апробации выдвинутой интегрированной системы обучения был проведен эксперимент, который состоял из трех этапов. На начальном (констатирующем) этапе изучалась степень сформированности изобразительной грамотности студентов факультета начальных классов, проводилась работа по выявлению причин ее низкого уровня. Сбор фактического материала проводился на основе тестирования, анкетирования, изучения изобразительных работ. Проводился анализ трудностей, которые испытывают студенты в процессе выполнения художественных и методических работ. На основе опроса студентов выявлялся наиболее эффективный стиль обучения. На втором этапе исследования вычленялись пути, условия, средства и формы наиболее эффективной организации процесса обучения изобразительной грамоте. Анализировались учебные планы и программы. Проводились занятия по методике преподавания изобразительного искусства. На третьем этапе создавались методические рекомендации по выполнению творче.

• ских работ, проводилась экспериментальная проверка разработанных нами методов и определялась степень эффективности их применения для развития общей творческой деятельности студентов и их изобразительной грамотности.

В ходе формирующего эксперимента гипотеза, выдвинутая нами, была полностью подтверждена. Было доказано, что если изобразительную грамоту рассматривать как базовый интегративный компонент профессиональной подготовки студентов факультета начальных классов и формировать входящие в нее элементы с этой позиции, то уровень художественных и методических работ студентов значительно повысится. Кроме того, если в процессе обучения активизировать творческую деятельность студентов через использование методов развивающего обучения, это будет способствовать улучшению качества профессиональной подготовки студентов к художественно-педагогической деятельности.

Несмотря на положительный результат исследования, мы считаем эту тему далеко не исчерпанной и видим реальные возможности для ее дальнейшего изучения и применения в вузовской практике. Например, в ходе эксперимента нами была выявлена проблема недостаточного формирования мотивационной активности со стороны студентов. Многие студенты рассматривали профессиональную подготовленность к проведению уроков изобразительного искусства как полезный, но вовсе не обязательный элемент их дальнейшей педагогической деятельности.

Дальнейшее использование полученных в ходе исследования результатов определяется тем фактом, что наша работа содержит ряд рекомендаций, которые в переработанном виде могут с успехом применяться для обучения методике преподавания изобразительного искусства студентов педагогических училищ, а также художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, — 1990. — 139 с.
  2. O.A. О формировании педагогических умений // Советская педагогика. -1972.- № 11.
  3. Г. В. Теория и практика дидактико-методической подготовки будущих учителей к педагогическому творчеству. Дисс. .канд.пед.наук. -Челябинск. 1996.
  4. Ю.П. Педагогическое искусство и его проблемы /Книга для учителя. М.: Просвящение, 1985, — 448 с.
  5. А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания. Дисс.. канд. пед. наук. -JI. 1972.
  6. Активные методы в подготовке учителя //Методические рекомендации для студентов и преподавателей пединститутов/ сост. Л. И. Закотнов. Омск: ОмГПИ, 1985.-23 с.
  7. Активные формы и методы обучения студентов педагогике и психологии /Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПИ, 1989. — 13 с.
  8. Активные формы обучения основа интенсификации учебного процесса в вузах / Сб. статей. -Л: ЛФЭИ, 1980. -123 с.
  9. М.Н. Диалектика форм мышления. М. :МГУ, 1959. 282 с.
  10. Г. С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991. -223 с.
  11. Г. С. Проверь свою фантазию // Вокруг света. 1970. — № 1.
  12. Альтшуллер Г С. Творчесво как точная наука: теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио, 1979. -175 с.
  13. Н.М. Искусственный разум, — Киев: Народная думка, 1969.-155с.
  14. Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Народная думка, 1965. -304 с.
  15. .Г. К психофизиологии студенческого возраста.//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. J1.: изд. ЛГУ, 1974. -С.3−15.
  16. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых,— М.: Знание, 1972.-32 с.
  17. .Г. Человек как предмет познания. -Л.: изд. ЛГУ, 1968.-339 с.
  18. .Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия, М.: Просвещение, 1968. — 334 с.
  19. А. Психологическое тестирование: В 2-х книгах, кн.1. М.: Педагогика, 1982. -318 с.
  20. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / основы педагогики творчества. Казань: изд. Каз. ун-та, 1988. — 238 с.
  21. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
  22. О.С. Творчески мыслящий преподаватель: проблемы и пути становления // Вестник высшей школы. 1987. — № 7.
  23. А. В. Информация: восприятие и понимание. Киев: Наукова думка, 1988. — 182 с.
  24. A.B. Психология изобретательского творчества. Киев: Вища школа, 1978. — 175 с.
  25. Анциферова Л И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования //Психологический журнал. 1980. — № 2 .
  26. Г. Г. Проблемные ситуации в лекционной практике //Слово лектора. 1976. — № 1.
  27. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  28. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. -200с.
  29. С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М.: Знание, 1976 — 40 с.
  30. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  31. Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. -64 с.
  32. Г. В. Живопись / Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109. М: Просвещение, 1986. — 192 с.
  33. A.B. Методологическая направленность художественного образования и эстетического воспитания // Творчество юных / Доклады научно-методического совещания по изобразительному творчеству детей. -М.: Знание,. 1973. -С.24−28.
  34. .И. Действие: психологические механизмы визуального мышления. М.: Просвещение, 1984.
  35. В.П. О критериях качества подготовки специалиста /Вестник высшей школы. 1988. — № 1.
  36. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: изд. Вор. ун-та, 1977.-304 с.
  37. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  38. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  39. Богоявленская Д Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1976. — № 4 .
  40. Богоявленская Д Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. -96 с.
  41. Д.Н. Развитие самостоятельности мышления школьников как основа активных методов обучения // Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах / под ред. Д. Н. Богоявленского. М.: АПН РСФСР, 1962.-280 с.
  42. М. Интеграция: дань моде или реальная потребность. // Учительская газета. 1998. — № 3.
  43. Jl.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. /Вопросы психологии. 1979. — № 2.
  44. З.М. Формирование умения определять цель и задачи учебного занятия у будущих учителей с помощью алгоритмов и эвристик : Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1992. — 192 с.
  45. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  46. С.М. Урок творчество учителя. — М.: Знание, 1974. — 64 с.
  47. Боно Э. де Рождение новой идеи / О нешаблонном мышлении. М.: Прогресс, 1976. — 143 с.
  48. В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1988.
  49. Н.М. Система подготовки будущих учителей начальных классов к педагогическому творчеству: Дисс. .канд.пед.наук. Грозный, 1993.
  50. Дж.С. Психология познания / За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  51. A.B. Воображение и познание // Вопросы философии. -1967. -№ И.
  52. А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. -96 с.
  53. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.- 302 с.
  54. В.К. Методы науки и методы обучения / Среднее специальное образование. 1991. — № 3 .
  55. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига: Автос, 1985. — 318 с.
  56. Буш Г. Я. Методические основы научного управления изобретательством.- Рига: Лиесма, 1974. 167 с.
  57. Буш Г. Я. Методы технического творчества. Рига: Лиесма, 1972. — 94 с.
  58. Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей. Рига: Лиесма. 1976. — 127 с.
  59. К.Я., Тарасенко Ф. Н. Эффективный метод решения проблемы / Вестник высшей школы. 1987. — № 7 .
  60. Н.К. Практика мышление — знание / К проблеме творческого мышления. — М.: Наука, 1978. — 112 с.
  61. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  62. В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища школа, 1985. — 174 с.
  63. В.М. Проблемное обучение в высшей школе. Киев: Вища школа, 1977.-94 с.
  64. М. Продуктивное мышление / пер. с англ./ под общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
  65. С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. М.: Знание, 1983. — 32 с.
  66. С.Г. Учитель о себе и профессии. — Л.: Знание, 1988. 31 с.
  67. Р.И., Фадеева И. П. Диалоговое обучение и развитие мышления / Вестник высшей школы. 1988. — № 12 .
  68. Г. Н. Истоки и горизонты прогресса /Социологические проблемы развития наука и техники. М.: Политиздат, 1976. — 335 с.
  69. Г. Н. Культура мышления / Общество и молодежь. М.: Молодая гвардия, 1973. -С. 143 — 159.
  70. H.H. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969.
  71. H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: изд. АПН РСФСР, 1950.-507 с.
  72. H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977.
  73. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. 3-е издание. — М.: Просвещение. 1991. -93 с.
  74. Л.С. Педагогическая психология / под ред. В В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  75. Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.2. М.: Педагогика, 1982 — 84. — 504 с.
  76. Л.Г. Дидактика: учебное пособие для студентов ун-та. Саратов: изд. СГУ, 1979.-94 с.
  77. П.П., Спиркин А. Г., Ярошевский М. Г. Творчество // БСЭ. Т. 25. М.: Советская энциклопедия, 1976. — С.330−332.
  78. А.Л. Личность и творчество: психологические этюды. Новосибирск: Новосиб. кн. из-во., 1989. — 126 с.
  79. П.Я. Введение в психологию. М.: изд МГУ, 1976. — 150 с.
  80. П.Я. К теории программированного обучения. М.: Знание.1976. 150 с.
  81. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: изд. МГУ, 1985.-45 с.
  82. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «функционирование умственных действий и понятий». М.: изд. АПН СССР, 1961. — 351 с.
  83. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Хрестоматия по психологии. М .: Просвещение, 1977.-С. 417−425.
  84. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии : Информ.-метод, материалы к курсу «Общая психология». М.: Просвещение, 1986. — 272 с.
  85. М.Г. Исследования по проблемам активизации самостоятельной работы студентов в вузах страны . М.: НИИ ВШ, 1976. — 52 с.
  86. М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978. — 35 с.
  87. .С. Философия образования. М.: Моск. психолого-социальный инс-т. изд-во «Флинта», 1998. -432 с.
  88. Ю.Б., Петухов В В. Предисловие //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера и В В. Пе-тухова. М.: изд. МГУ, 1981. — 400 с.
  89. А. И. Методологические проблемы формирования творческого мышления у студенческой молодежи, Дисс.. канд. философ, наук. Львов. -1982.
  90. Головинский Е, Лазарев Д. Опыт ведения интегрированного курса естественных наук в школах Болгарии // Перспективы. 1986. — № 4.
  91. С.С. О природе эстетического творчества. М.: изд. МГУ, 1977.-248 с.
  92. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей / Проблемы способностей / Под ред. В Н. Мясищева. М.: изд. АПН РСФСР, 1962. — С. 244−254.
  93. Гордеева Н А. Педагогическое стимулирование саморазвития творческого воображения студентов будущих учителей: Дисс.. канд. пед. наук. — Казань.- 1996.
  94. Р. Основы психологического эксперимента: учебное пособие / пер. с англ. И. А. Измайлова, В. В. Петухова. М.: изд. МГУ, 1982. — 463 с.
  95. Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970.
  96. Л .Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. 1991. — № 6.
  97. Л.Л. О соотношении формальных и эвристических компонентов в решении задач // Вопросы психологии. 1968. — № 8.
  98. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  99. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыттеоритического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  100. Давыдова Г А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. -175 с.
  101. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.- 299 с.
  102. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы //под ред. В. В. Давыдова, Д А. Леонтьева. М.: АПН СССР, 1990. — 180 с.
  103. У. Психология /под ред. Л. А. Петровской. -М: Педагогика, 1991. 368 с.
  104. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности / под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1974. — С. 145 — 170.
  105. И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. — 191 с.
  106. А.Е. Квалификационные требования к учителю начальных классов // «Магистр» независимый педагогический журнал.-М.-1992. № 10.
  107. А.Е., Львов М. Р. Концепция подготовки учителя начальных классов // Начальная школа. 1990. — № 7.
  108. Н.Ф. Активность личности и принцип значимости //Проблемы личности: материалы симпозиума.- М.: 1969.-С.450- 458.
  109. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск: Смол. гос. пед. ин-т., 1974. — 153 с.
  110. К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления/ под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тера и В В. Петухова. М.: изд. МГУ, 1981.
  111. К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления, М.: Прогресс, 1965. — С.86 — 234.
  112. К., Кречевский О. Процесс решения задач / Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С. 235 — 242.
  113. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / Учебное пособие для студ. пед. ин-в. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  114. Ермаш Г Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. — 277 с.
  115. Ермолаева Томилина Л .Б. Проблема развития творческих способностей детей: По материалам зарубежных исследований // Вопросы психологии. — 1975. -№ 5.
  116. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках М.: Учпедгиз, 1961.-239 с.
  117. В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на начальном этапе обучения композиции: Дисс.. канд. пед. наук. -М. 1968 .
  118. Ефименко В Н. Дидактические основы проблемного построения учебных дисциплин в вузе: Дисс. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону. -1990.
  119. Д.Н. Интуиция и формирование обобщенного способа решения задач // Вопросы психологии. 1979. — № 2.
  120. В.И. Методология и методика дидактических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  121. В.И. Педагогическое предвидение. -М.: Знание, 1987. -77 с.
  122. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  123. В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  124. В.И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. -Тюмень: ТГУ, 1978.-91 с.
  125. Л.В. Дидактика и жизнь. Л.: Просвещение, 1968. — 175 с.
  126. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -418 с.
  127. В.П. Перцептивные и мнемические элементы творческой деятельности // Вопросы психологии. 1968. — № 2.
  128. Л .А. Культурологический подход к конструированию содержания художественно-педагогического образования. Алматы: изд. АГУ им. Абая, 1995.-64 с.
  129. Л.А. Методические основы конструирования содержания учебного предмета. Алматы: изд. АГУ им. Абая, 1998. — 90 с.
  130. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
  131. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание,. 1968.
  132. Изобразительное искусство в начальных классах / Б. П. Юсов, М. Н. Семенова, Г. С. Лепский и др.- Под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. Минск: Народная асвета, 1986. — 167 с.
  133. Л.П. Опыт интегрированного обучения и воспитания в начальных классах // Начальная школа. 1988. — № 9.
  134. Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание // Вестник Высшей школы 1976. — № 2.
  135. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М.: Знание, 1985. -80с.
  136. В.Р., Новиков A.A. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. -М.: Наука, 1978. 191 с.
  137. Исследование проблем психологии творчества / АН СССР, ин-т психологии / отв.ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. — 336 с.
  138. Н.Б., Айзенберг М. И. Формирование профессиональных умений в процессе решения методических задач //Начальная школа. 1986. — № 10.
  139. История зарубежной психологии: 30-е -60-е гг. ХХв.: Тексты / под ред. П. Я. Гальперина и А. Н. Ждан. М.: изд. МГУ, 1986. — 344с.
  140. В.М., Ламм В. Я. Комплексный подход к обучению с применением конспектов-схем. Иркутск: изд. ИЛИ, 1980. — 116 с.
  141. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  142. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: изд. МГУ, 1983. — 168 с.
  143. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -М.: НИИ ВШ, 1977.-64 с.
  144. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
  145. A.C., Хайкин Е. П. Творческая интуиция в науке. М.: Знание, 1971.-48 с.
  146. .M. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая гвардия, 1987.- 192 с.
  147. Киреенко В И. Психология способностей к изобразительной деятельности.- М.: изд. АПН РСФСР, 1959. 304 с.
  148. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Б.и., 1992.- 172 с.
  149. Ю.М. Рисунок и живопись: Практическое пособие. М.: Высшая школа, 1992. -270 с.
  150. В.И. Теория и практика подготовки в вузе учителей начальных классов по дополнительной специальности «изобразительное искусство»: Авто-реф. дисс. .доктора пед. наук. М. — 2001.
  151. А.Ю. Педагогические аспекты творческого развития личности: Дисс.. канд. пед. наук. М. — 1995.
  152. O.E. Формирование художественной наблюдательности студентов в системе развития образного мышления на занятиях изобразительным искусством (на примере факультета начальных классов): Дисс. канд. пед. наук. М. — 1989.
  153. Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа. 1989. — № 3.
  154. Ю.М., Алексеенко O.J1. Интеграция школьного обучения // На• чальная школа. 1990. — № 9.
  155. Концепция общего среднего образования // Учительская газета. 1988. 23 августа.
  156. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. Проект. М — 1990.
  157. П.В. Гипотеза и познание действительности. Киев: Госполитиздат УССР, 1962.- 182 с.
  158. П.В. Идея как форма мышления. Киев: изд. КГУ, 1963. — 108 с.
  159. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989.159 с.
  160. A.M., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: изд. МГУ, 1974.-214 с.
  161. A.M. Познание и деятельность / 2-е изд. М.: Политиздат, 1984. — 142 с.
  162. A.M. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, 1971. -255 с.
  163. JI.C. Воображение и его роль в познании. М.: изд. МГУ, 1979. — 145 с.
  164. Л.С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. М.: изд. МГУ, 1989.- 182 с.
  165. А.Н. Моделирование мышления. М.: Политиздат, 1968. — 224с.
  166. В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя / Дидактика средней школы. М.: Педагогика, 1982. — 280 с.
  167. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977.-264 с.
  168. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогичесое общество России, 2001. — 224 с.
  169. Кудрявцев В Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991.-79 с.
  170. В.Т. Творческая природа психики человека. //Вопросы психологии. 1990. -№ 3.
  171. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.- 144 с.
  172. B.C. «Быстрое» восприятие у школьников в процессе рисования с натуры. // Вопросы психологии. 1971. — № 2.
  173. B.C. Психология / Учебник. М.: Высшая школа, 1974. — 280 с.
  174. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. — 206 с.
  175. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. JI.: изд. ЛГУ, 1967.- 183 с.
  176. Н.В. Основы педагогики высшей школы. Л.: Знание, 1972. -132 с.
  177. Культура современного урока / под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 112 с.
  178. Кулюткин Ю Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985, — 128 с.
  179. Кулюткин Ю Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2.
  180. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
  181. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1977. — 111 с.
  182. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М.: Педагогика, 1977. — 152 с.
  183. М.Д. Бессознательные основы человеческого мышления. -Омск: изд. ОмГУ, 1996. 108 с.
  184. Ладыгина-Коте Н. Н. Предпосылки человеческого мышления: Подражательное конструирование обезьяной и детьми. М.: Наука, 1965. — 110 <185. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. — М.: Просвещение, 1966. — 523 с.
  185. Л.Н. Умение думать. Как ему учить? М.: Знание, 1975. — 64 с.
  186. Г. С. Методика исследования проблемного обучения в высшей школе // Научно-методические основы проблемного обучения в вузе / сб. научн. трудов. Ростов-на-Дону: изд. РГУ, 1988. — С. 163 — 171.
  187. Г. С. Проблемное обучение в университете как средство формирования педагогических умений студентов: Дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону. — 1982.
  188. В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. — 63с.
  189. M.M. К вопросу о теории методов обучения // Новые исследования в педагогических науках М.: Просвещение, 1970.- № 1.
  190. Н.С. Умственные способности и возраст. -М.: Педагогика, 1971. -279 с.
  191. Об умственной одаренности: Психологические характеристики некоторых типов школьников. М.: изд. АПН РСФСР, 1960. — 215 с.
  192. А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 47 с.
  193. Лернер И Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  194. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Под ред. С Р. Микулинского и М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. — С. 62 -71.
  195. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64с.
  196. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. -96 с.
  197. П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974.-550 с.
  198. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. -144 с.
  199. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  200. А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач.- М.: Просвещение, 1966. 291 с.
  201. М.К. Форма и содержание мышления. М.: Высшая школа, 1968.- 191 с.
  202. А. Условия творческого труда / Под ред. Я. А. Пономарева. -М.: Мир, 1970. 303 с.
  203. A.M. Актуальные проблемы проблемного обучения / предисл. в кн.: Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. — С. 5- 14.
  204. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  205. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  206. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. -267 с.
  207. Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. — 159 с.
  208. .С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. — 318 с.
  209. Методы педагогических исследований / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  210. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 288 с.
  211. Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: изд. КГУ, 1979. — 158 с.
  212. Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси: Мецниереба, 1972. 184 с.
  213. Научное творчество / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. -М.: Наука, 1969. -446 с.
  214. P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: изд. КГУ, 1975. — 302 с.
  215. Н.Д. Что такое хороший лектор. // Вестник Высшей школы. -1968. -№ 2.
  216. Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки учителя // Советская педагогика. -1982. № 4.
  217. О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М.: изд. МГУ, 1972. — 155 с.
  218. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  219. Общие проблемы педагогики высшей школы и частных методик / отв. ред. В. М. Гареев. Уфа: изд. УАИ, 1976. — 93 с.
  220. Огородников И Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителя в высшей школе // Советская педагогика. 1975. — № 2.
  221. А.П., Юдин Э. Г. Деятельность // БСЭ Т. 8. М.: Советская энциклопедия, 1972.-С. 180−181.
  222. В. Основы проблемного обучения.- М.: Просвещение, 1968. 208с.
  223. Основы вузовской педагогики / под ред. Н. В. Кузьминой и И. А. Урклина. -Л.: изд. ЛГУ, 1972.-311 с.
  224. Педагогика высшей школы / под ред. Ю. К. Бабанского. Ростов-на-Дону: изд. РГУ, 1972. — 121 с.
  225. Педагогика высшей школы / Учеб.-метод, пособие. / сост. К.Л. Биктаги-ров. Казань: изд. КГУ, 1985. — 192 с.
  226. Педагогика высшей школы / под ред. Н. Д. Никандрова. Л.: изд. ЛГПТ, 1974. — 116 с.
  227. A.B. История советской психологии. М.: Просвещение, 1967.-367 с.
  228. Петухов В В. О сравнительном описании качественно разных видов мышления / Вестник МГУ. Сер. № 14 «Психология». 1990. — № 3.
  229. К.С. Научно-техническое творчество / Социально-философские проблемы. Л.: изд. ЛГУ, 1979. — 143 с.
  230. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972.- 184 с.
  231. П.И., Домнина В В., Пократова Е. А. НИРС в подготовке инженеров-преподавателей // Вестник высшей школы. 1982. — № 9.
  232. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216с.
  233. Я.А. Психология творческого мышления. М.: изд. АПН РСФСР, 1960.-352 с.
  234. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -303 с.
  235. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  236. Ф 237. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект.
  237. Казань: изд. КГУ, 1989. 206 с.
  238. М.М. Как развивать педагогическое творчество? М.: Знание, 1987.-78 с.
  239. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт // Пособие для учителей. Киев: Радянска школа, 1988. — 189 с.
  240. М.В. Чтобы лекция учила поиску // Вестник высшей школы. -1975. -№ И.
  241. Прасолова Е Л. Использование опорных таблиц при изучении предметовпедагогического цикла // Активные формы и методы обучения студентов педагогике и психологии. Ярославль, 1989. — С. 47 — 54.
  242. Проблема активности личности // Под ред. Н. Ф. Добрынина. М.: изд. Мое. горн, ин-та, 1954. — 215 с.
  243. Проблема методологии и методики исследований // под ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  244. Проблемы мышления в современной науке / Под ред. П. В. Копнина и М. Б. Вильницкого. М.: Мысль, 1964. — 470 с.
  245. Проблемы научного творчества в современной психологии // под ред. М.Г.• Ярошевского. М.: Наука, 1971. — 334 с.
  246. Проблемы развития творческих способностей учащихся, студентов, на занятиях по изобразительному искусству. Омск: изд. ОмГПУ, 1996. — 84 с.
  247. Проблемы теории познания / сб. статей под ред. С М. Шалютина. Челябинск: изд. ЧПИ, 1976. — 179 с.
  248. Программы педагогических институтов. Сборник № 22. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом. М.: Просвещение, 1981. -64 с.
  249. Психологические вопросы формирования личности будущего учителя. -М.: изд. МГГ1И, 1986. 175 с.
  250. Психология. Словарь // Под ред. В. В. Абраменкова и др. M.: Политиздат, 1990.-494 с.
  251. Ф 251. Психология процессов художественного творчества // под ред. Б. С. Мейлаха и H.A. Хренова. Л.: Наука, 1980. — 285 с.
  252. Психология рисунка и живописи // под ред. Е. И. Игнатьева. М.: изд. АПН РСФСР, 1954.-56 с.
  253. Психология студента как субъекта учебной деятельности. M.: Б.и., 1989. — 130 с.
  254. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1990. — 223 с.
  255. Психолого-педагогические проблемы обучения в высшей школе на современном этапе. М.: изд. Ун-та Др. Нар. 1979. — 117 с.
  256. Г. В. Познавательная активность человека: сущность, природные и
  257. Развитие школьников в процессе обучения // под ред. Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1967. — 175 с.
  258. Е.Я. Научный поиск и его этапы. Ростов-на-Дону: изд. РГУ, 1972.- 175 с.
  259. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. -№ 1.
  260. Рок И. Введение в зрительное восприятие / В 2-х томах. Т. 1. M., 1980.• 312 с.
  261. Л.О. Формирование у студентов творческого отношения к усвоению профессиональных знаний: Дисс.. канд. пед. наук. М. — 1993.
  262. Н.В. Формирование продуктивного мышления и констуктив умений у студентов педагогических вузов: Дисс.. канд. пед. наук. Саратов. -1997.
  263. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. — 239 с.
  264. H.H., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987.-174 с.
  265. А. Развитие гибкости и творческого характера мышления // Вопросы психологии. 1966. — № 4.
  266. Ф 266. Рубинштейн C. J1. О мышлении и путях его исследования. М.: изд. АН1. РСФСР, 1958.- 147 с.
  267. Рылова J1 Б. Изобразительное искусство в школе: Дидактика и методика. -Ижевск: изд. Удмурдского ун-та, 1992. 310 с.
  268. A.A. Мышление как система. Фрунзе: Кыргызстан, 1974. — 245 с.
  269. A.A. Человеческая психология и искусство. Фрунзе: Кыргызстан, 1980.-307 с.
  270. Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962.• 271. Самарин Ю. А. Психология студенческого возраста и становление специалиста // Вестник высшей школы. 1969. — № 8.
  271. A.M. О коренном улучшении подготовки учителей изобразительного искусства // Пути повышения эффективности преподавания художественно-творческих дисциплин. Карачаевск, 1972. — С. 51 — 65.
  272. И.М. Рефлексы головного мозга. -М.: изд. АН СССР, 1961.-100с.
  273. М.Н. Методология и методика педагогических исследований // В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  274. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятель* ность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 102 с.
  275. Скоробогатский В В. Свобода и необходимость как основное противоречие творчества// Автореферат дисс.канд. философ, наук. Свердловск, 1978.
  276. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  277. Солодухин И В. Педагогическая направленность подготовки студентов поживописи на художественно-графическом факультете: Дисс. .канд. пед. наук. -М. 1985.
  278. В.Ф. К исследованию средств творческого мышления в проблемных ситуациях различных типов // Вестник МГУ, сер. № 14, «Психология». 1991. — № 2.
  279. Страхов И В. Психология творчества. Саратов: изд. СГПИ, 1968. — 79 с.
  280. Н.Ф. Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования // Вестник МГУ, сер № 1 4, «Психология». 1992. — № 4.
  281. Теория и практика высшего педагогического образования. М.: изд. МГПИ, 1987. — 142 с.
  282. Теория и практика педагогического эксперимента / под ред. А.И. Писку-нова, Г. В. Воробьева. М. Педагогика, 1979. — 207 с.
  283. O.K. Психология мышления. М.: изд. МГУ, 1984. — 270 с.
  284. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: изд. МГУ. 1969.-304 с.
  285. O.K. Эвристики человека // Вопросы психологии. 1967. — № 2.
  286. Философский словарь. М.: Политиздат, 1991. — 559 с.
  287. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.-814 с.
  288. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий // Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: изд. МГУ, 1968. — 135 с.
  289. Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Казань: изд. КГПИ, 1989. — 143 с.
  290. Формирование у студентов способности к саморазвитию. Алма-Ата: изд. Каз. ГУ, 1989.-49 с.
  291. .Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. Киев: Здоровья, 1988. — 104 с.
  292. В.В. Некоторые вопросы теории и практики проблемного обучения. М.: Знание, 1978. — 40 с.
  293. В.В. Проблема и проблемная ситуация //Вестник высшей школы. 1976. -№ 8.
  294. Художественное творчество и психология / сб. ст. под ред. А. Я. Зись и М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1991. — 189с.
  295. Человек и общество: Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества / сб. ст. под ред. Б. Г. Ананьева. Л.: изд. ЛГУ, 1973. — 184 с.
  296. Челышев В С. Творчество и формирование «опережающего» мышления // Формирование научного мировоззрения студентов в вузе. М.: Б.и., 1989. — С. 62−73.
  297. Чередов И М. Изучение педагогической деятельности учителя. Омск.: изд. ОГПУ, — 89с.
  298. З.П. На пути обновления начальной школы. Нужны ли интегрированные курсы? // Начальная школа. 1989. — № 7.
  299. С.М. Абстрактное мышление и кибернетика. Челябинск: изд. ЧПИ, 1976.- 107с.
  300. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979 — 96с.
  301. В.Ф. Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ Донецка / предисл. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1979. — 136с.
  302. Шорохов Е В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1974. — 144 с.
  303. Е. В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. — 207с.
  304. Е.В., Козлов Н. Г. Композиция. -М.: Просвещение, 1978. 160 с.
  305. Шорохова Е В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания: материалы симпозиума. М. 1966. — С. 217 — 227.
  306. Штейнмец, А Э. Принцип или способ? // Вестник высшей школы. 1977. -№ 1.
  307. В.Е., Взятышев В .Ф., Романкова Л .И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. М.: Междунар. академия наук высш. школы, 1996.-65 с.
  308. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. -143 с.
  309. А.И. Вопросы методики психологического наблюдения и анализа урока. Л.: изд. ЛГПИ, 1962. — 76 с.
  310. B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество / Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969.
  311. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-555 с.
  312. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
  313. А.Ф. Диалектика технической мысли // Закономерности технического творчества. Красноярск: изд. КГУ, 1989. — 164 с.
  314. Н.М. Исследовательский метод в обучении как основа формирования умений педагогического творчества у будущих учителей // Методы и их дидактические функции. Челябинск: изд. ЧГТТИ, 1983. — С. 37—49.
  315. М.Г. На путях к общей теории творчества // Художественное и научное творчество. Л.: Наука, 1972. — С. 19 — 37.
  316. А.П. Живопись: Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ по специальности № 2003 «Преподавание черчения и изобразительного искусства». М.: Просвещение, 1985. — 288 с.
  317. Anderson R.E. Brainstorming How to get fifty ideas in fifteen minutes // The creative process. Advetising conference. — University of Michigan, 1957. — P. 68 — 76.
Заполнить форму текущей работой