Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование спроса населения на товары и услуги в условиях различных механизмов функционирования экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наметившиеся тенденции, привели к динамичному развитию рынка розничной торговли и сферы услуг. Оборот в данных сферах составил в 2002 г. — 126,1%, в 2003 г. — 115,1%, 2004 г. — 123,9% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. Повышение емкости рынка потребительских товаров и услуг, побуждает производителей, работающих в данной сфере, к поиску новых, соответствующих современному… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Потребности как основа формирования спроса населения на
  • Ф товары и услуги
    • 1. 1. Спрос — внешняя форма потребностей населения
    • 1. 2. Виды спроса и их классификация
    • 1. 3. Потребление домохозяйств — источник данных о спросе населения на товары и услуги
  • 2. Особенности формирования структуры потребления в современных экономических условиях
    • 2. 1. Методика и техника организации выборочных обследований при изучении спроса населения на товары и услуги
    • 2. 2. Оценка структуры расходов населения на конечное потребление
    • 2. 3. Особенности потребительского поведения домохозяйств ф различных социально-экономических групп на примере г. Москвы и Московской области)
  • 3. Разработка механизма прогнозирования уровня и структуры потребления домашних хозяйств в различных условиях развития экономики
    • 3. 1. Экономическая ситуация в России как основной фактор прогнозного фона
    • 3. 2. Научный инструментарий прогнозирования спроса населения на товары и услуги
    • 3. 3. Механизм разработки прогноза уровня и структуры потребления (спроса) домашних хозяйств в различных экономических условиях

Формирование спроса населения на товары и услуги в условиях различных механизмов функционирования экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследования, посвященные вопросам формирования спроса населения на товары и услуги, приобретают особую актуальность в условиях начального этапа экономического роста национальной экономики, который характеризуется укреплением положения России в мировом экономическом пространстве, увеличением реальных денежных доходов населения, повышением конкурентоспособности отечественной промышленности. Рост ВВП по отношению к предыдущему году в 2002 г. составил 118,3%, в 2003 г. -112%, в 2004 г. — 126,2%. Реальные располагаемые денежные доходы населения также увеличиваются, их рост составил в 2002 г. — 108,5%, в 2003 г. — 109,9%, в 2004 г. — 114,5%.

Наметившиеся тенденции, привели к динамичному развитию рынка розничной торговли и сферы услуг. Оборот в данных сферах составил в 2002 г. — 126,1%, в 2003 г. — 115,1%, 2004 г. — 123,9% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. Повышение емкости рынка потребительских товаров и услуг, побуждает производителей, работающих в данной сфере, к поиску новых, соответствующих современному социально-экономическому уровню, форм и методов управления производством и реализацией товаров, процессом оказания услуг. Для эффективного функционирования, производителям необходимо быстро реагировать на изменение условий рынка, обеспечивать наличие в продаже необходимого ассортимента товаров и услуг, полностью соответствующего запросам потребителей.

Комплексное изучение спроса на научной основе, должно создать предпосылки для решения ряда вышеуказанных задач. Владение исчерпывающей информацией о потребительских предпочтениях населения, позволит отечественному производителю своевременно приспосабливаться к требованиям покупателей, а соответственно и наиболее полно удовлетворять их потребности.

Чем шире масштабы производства товаров и оказания услуг, тем настоятельнее потребность знать картину настоящего и особенно будущего развития покупательского спроса.

Одним из достаточно апробированных способов оценки перспективного спроса, является прогнозирование. Несмотря на то, что в научных исследованиях, элементы прогнозирования используется достаточно широко, в области комплексного изучения спроса, их применение требует углубленных изысканий и разработок. Это в первую очередь, обусловлено сложностью и спецификой объекта прогнозирования, требующего переосмысления методологических и организационных подходов к формированию целостной системы предпрогнозных исследований и непосредственно прогнозов.

Преобразования произошедшие в социально-экономической обстановке потребовали адаптации существующего прогнозного инструментария к современным условиям. В этой связи выбор темы исследования является своевременным и актуальным.

Степень разработанности проблемы. Вопросы теории и практики исследования спроса населения на товары и услуги рассмотрены в работах таких отечественных ученых как Акимова Е. Н., Александров Ю. Л., Белоусов В. М., Буторина И. А., Герчикова И. Н., Гоголь Б. И., Елисеева И. И., Елькин В. А., Жизнин С. З., Ижорский А. С., Коржневский И. И., Корлюгов Ю. Ю., Куделин Е. Г., Лаврова Т. И., Левин А. И., Логунов В. Н., Леонов А. Л., Маслов П. П., Махмутов А. Х., Наровлянский Н. Г., Ноздрева Р. Б., Петрученя И. В., Пигалева Н. А., Платонова Н. А., Романов А. Н., Салин В. Н., Столмов Л. Ф., Сульповар Л. Б., Терещенко Н. Н., Третьяк О. А., Федосеев В. В., Цыничко Л. И., Чернявский У. Г., Шульгина Л. В., Эриашвили Н. Д., Яркин А. П. и др., а также зарубежных специалистов, таких как Берман Б., Гантер Б., Литл Джон Ф., Фернхам А., Эванс Дж. Р. и др.

Несмотря на столь представительный список авторов, в их работах не акцентировалось внимание на комплексном изучении, анализе и прогнозировании спроса, в большинстве случаев проводимые работы не содержат детализированного анализа, либо исследование спроса осуществлялось лишь по конкретным направлениям (отдельные товары и услуги).

Цель и основные задачи исследования. Целью работы является разработка комплексного механизма изучения, анализа и прогнозирования спроса с учетом изменяющихся экономических условий.

Достижение поставленной цели предполагается решение следующих задач: определить специфику спроса, как основного элемента механизма реализации современной концепции маркетинга и определить его взаимосвязь с потребностями населенияизучить существующие классификации потребностей населения и выявить внутренние и внешние факторы, определяющие приоритет потребностей для личностисоставить обобщенную классификацию спроса, которая позволит проводить анализ сложившихся тенденций изменения объема и структуры спроса в зависимости от влияния различных факторовизучить домашние хозяйство, как основной субъект системы экономических взаимоотношений, основанных на потреблении товаров и услуграссмотреть методические подходы к исследованию спроса населения на товары и услугиразработать алгоритм исследования спроса на товары и услуги, с возможностью разработки прогноза развития потребительского спросавыявить особенности формирования структуры расходов населения на конечное потреблениепроанализировать потребительское поведение домохозяйств в различных социально-экономических группахпредложить иерархию факторов, определяющих уровень и структуру потребления домашних хозяйств, на макроуровнеисследовать современные методы прогнозирования спроса населения на товары и услугиразработать систему прогнозирования уровня и структуры потребления домашних хозяйств в различных условиях развития экономики.

Объектом исследования выступают различные доходные группы населения.

Предметом исследования является экономическое поведение домохозяйств, связанное с потреблением товаров и услуг и распределением доходов.

Теоретическая основа исследования. В основу диссертационного исследования положены научно-практические разработки отечественных ученых по вопросам организации исследования спроса на товары и услуги, теоретические и практические труды отечественных и зарубежных авторов в области изучения потребительского поведения населения (домохозяйств).

В качестве инструментов исследования методы экономико-статистического, логического и маркетингового анализа, сравнения и группировок, экстраполяции, экспертных оценок, использованы принципы системности и развития.

Информационную базу исследования составили данные государственной статистики РФ, материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, администраций районов Московской области, отчеты и социологические исследования различных научных организаций, информационных агентств и консалтинговых групп, результаты собственных исследований автора.

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке научно-методических рекомендаций по исследованию и прогнозированию уровня и структуры спроса населения на товары и услуги в условиях различных механизмов функционирования экономики.

На защиту выносятся следующие элементы научной новизны: уточнена специфика понятий «спрос» и «потребность», как основных элементов механизма реализации современной концепции маркетинга и структурирован функциональный состав потребления населения через призму таких понятий, как конкретная потребность субъекта, платежные средства субъекта, структура производства предметов потребления, соотношение цены и качества товаров и услугобобщены методические подходы к исследованию спроса населения на товары и услуги и разработан обновленный алгоритм проведения исследований данной направленностиклассифицированы инструменты прогнозирования спроса населения на товары и услуги, с учетом факторов, объединенных в группы на базе семи общих ключевых признаков и влияющих на процесс формирования спроса, в различной степенипредложен механизм совершенствования составления прогноза уровня и структуры потребления (спроса) домохозяйствразработана трехступенчатая модель прогнозирования уровня и структуры потребления (спроса) населения, представляющая собой синтез описательной модели, модели дифференцированного баланса доходов и расходов домохозяйств, а также метода экстраполяции по времени элементов матрицы дифференцированного баланса.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные алгоритмы исследования и прогнозирования спроса (потребления) населения на товары и услуги могут быть широко использованы на всех уровнях национальной экономики, с целью анализа сложившихся тенденций изменения спроса, в зависимости от влияния различных факторов, для обоснования производственных программ деятельности предприятий, для формирования политики ценообразования на товары и услуги для различных социально-экономических категорий домохозяйств.

Полученные результаты могут использоваться также в макроэкономических исследованиях и аналитических работах, посвященных вопросам распределения бюджетов домашних хозяйств и выявлению уровня жизни населения РФ, при разработке федеральных и региональных программ социально-экономического развития, а также в учебном процессе по курсам «Прогнозирование национальной экономики» и «Прогнозирование и планирование в сфере сервиса».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были рассмотрены, обсуждены и получили положительную оценку на научно-практических и методических конференциях Московского государственного университета сервиса (г. Москва) в 2001 -2005гг.

Некоторые практические разработки автора был использованы при выполнении научно-исследовательских работ по заказу Министерства экономического развития и торговли РФ в период 2001 — 2005 гг.: «Стратегия развития платных услуг населению», «Информационное и методическое обеспечение анализа и прогноза рынка платных услуг (в том числе бытовых) населению на период 2004;2006гг.», «Разработка прогноза развития рынка платных услуг населению до 2010 года», «Анализ, мониторинг и прогноз развития потребительского рынка России, в том числе источников его ресурсного покрытия (импорт и отечественное производство), и оборота розничной торговли до 2008 года».

В течение длительного исторического периода потребительское.

поведение домохозяйств в нашей стране было достаточно очевидным и.

легко предсказуемым. Имевшая место ситуация товарного дефицита не.

позволяла населению в полной мере реализовать свои потребности в.

товарах и услугах, поэтому значительная часть доходов домохозяйств.

превраш-алась в вынужденные сбережения. Ситуация резко изменилась в начале 1990;х годов, когда в России.

начался период экономических реформ. В последние десятилетия.

произошли суш-ественные изменения в структуре личных потребностей. Относительно сократились первичные потребности, в то время как.

потребности более высокого порядка расширились. В веш-ественной.

структуре спроса важная роль стала отводится потребительским товарам.

длительного пользования, к которым относятся предметы домашней.

обстановки, мебель, бытовые электроприборы и радиоэлектроника,.

автомобили, книги, драгоценности, спортивный инвентарь. Крупнейшее.

место по объему спроса теперь занимают автомобили, бытовая техника и.

радиоэлектроника, в частности, персональные компьютеры, которые в.

последние годы стали массовым потребительским товаром. Также следует.

отметить, что важнейшим «товаром», поглощающим значительную часть.

спроса населения (домохозяйств), выступает жилье. Как следствие.

расширения парка товаров длительного пользования у населения, стала.

создаваться современная сфера услуг, с принципиально новыми.

характеристиками. В итоге шокового реформирования экономика России совершила.

качественно новый виток в своем развитии. Современный этап.

характеризуется тем, что производство перестает быть массовым,.

крупносерийным, а все больше ориентируется на индивидуализированные запросы платежеспособных потребителей, рынки все более.

дифференцируются, существенно повышается роль информации о товарах.

и услугах. В изменяющихся условиях особое значение приобретает.

реализация концепция маркетинга. Основной блок механизма реализации.

данной концепции базируется на знаниях о потребностях населения и их.

удовлетворении. Поэтому в данной диссертационной работе уточняется специфика.

понятий «спрос» и потребность", как основных элементов механизма.

реализации современной концепции маркетинга и структурируется.

функциональный состав потребления населения через призму таких.

понятий, как конкретная потребность субъекта, платежные средства.

субъекта, структура производства предметов потребления, соотношение.

цены и качества товаров и услуг. Спрос является одним из основных элементов рынка. Историческими.

предпосылками возникновения спроса как экономической категории.

являются разделение труда и появление обмена. Детальное изучение спроса.

в экономической науке наблюдалось со второй половины XIX века, после.

создания ряда теорий поведения субъектов (потребителей). Данные теории.

строились на утверждении, что анализ экономических процессов, следует.

начинать с изучения потребностей людей, с поиска критерия благ. В экономической теории и практики встречается множество.

различных подходов к классификации потребностей. В качестве.

классификационных, в диссертационной работе выделяются, следующие.

черты:

1. место потребностей в процессе общественного.

воспроизводства;

2. восхождение потребностей от абстрактного восприятия к.

конкретному;

3. роль потребностей для человека как личности;

4. диалектическое единство;

5. перспективность потребностей;

6. необходимость потребностей;

7. приоритетность и предпочтительность потребностей. Определенный набор потребностей у индивида складывается под.

влиянием ряда факторов (биологический, физиологический,.

психологический, исторический, социальный, культурный, национальный),.

которые в свою очередь подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние факторы, определяют приоритет каждой группы потребностей.

на данном этапе развития индивида. Внешние факторы определяют.

приоритет каждой группы потребностей на данном этапе развития.

общества в целом и групп индивидуумов объединенных по определенным.

признакам (например, уровень дохода, социально-экономическое.

положение, национальность и т. п.). Для общества в целом и для индивида в частности, свойственно.

постоянное развитие, соответственно на каждом последующем этапе.

развития необходимо учитывать элементы предыдущего уровня.

потребления. На каждом историческом этапе различные потребности играют.

разную роль для общества и индивида, а также различен качественный.

набор потребностей. Потребность может стать основой спроса только при условии, что она.

может быть удовлетворена через механизм товарно-денежных отношений,.

т.е. спрос представляет собой потребность, обеспеченную денежными.

средствами и представленную на рынке. Как экономическую категорию спрос можно охарактеризовать как.

реальное отражение потребности, в которой сформировавшиеся желания.

населения представлены в той степени, в которой позволяют условия.

развития и функционирования экономики. Спрос свойственен только той экономической системе, в которой.

сохраняются товарное производство и свойственные ему денежные формы.

распределения и обмена. Важной характеристикой спроса является его.

стоимостная определенность. Отсюда вытекает качественное различие.

между спросом и потребностями. Для категории «потребность».

стоимостная характеристика необязательна, тогда как спрос вне этой.

определенности не существует. Стоимостная характеристика спроса.

представляет собой платежеспособность. Платежеспособный спрос — это объем денежные средства населения,.

представленные для приобретения товаров и услуг через сеть реализации. Платежеспособность, по нашему мнению, это только одна сторона,.

характеризующая спрос. Потребитель готов платить за товар (услугу).

только в том случае, если товар (услуга) обладает определенными.

качественными и количественными признаками. Следовательно, спрос не.

может быть рассмотрен только с одной позиции — платежеспособности.

населения. Только в совокупности платежеспособность и качественная.

определенность, а также наличие товарного предложения (массы товаров и.

услуг, предназначенных для реализации и предлагаемых покупателям на.

рынке по определенной цене) характеризуют спрос как категорию рынка. В диссертационной работе автором предлагается следующее.

определение спроса: спрос — это форма проявления потребности в товарах.

(услугах), степень удовлетворения которой, определяется сочетанием таких.

признаков как платежеспособность, качественная определенность и.

предложение. С нашей точки зрения обобщенная и дополненная классификация.

видов спроса, позволит более детально исследовать спрос на конкретные.

товары и услуги, формировать базу данных и проводить анализ.

сложившихся тенденций изменения спроса, разрабатывать более обоснованные производственные программы деятельности предприятий,.

формировать политику ценообразования. В диссертационной работе подробно рассматривался.

индивидуальный спрос. Характеристикой индивидуального спроса является.

личное потребление. Личное потребление — это многоаспектная категория,.

которая концентрирует в себе взаимоотношения многих экономических.

субъектов как по поводу формирования ресурсов потребления, так и их.

использования. По мнению автора, личное потребление — это система экономических.

отношений между всеми экономическими субъектами по поводу таких.

товаров и услуг, которые соответствуют культурному уровню потребителя и.

его доходам, с целью избирательного развития индивида в рамках.

ограниченных материальных возможностей и экономических задач.

обш-ества. В качестве основного субъекта системы экономических.

взаимоотношений основанных на потреблении товаров и услуг, в.

диссертационной работе рассматривается домохозяйство. В рыночных условиях хозяйствования создается модель.

потребительского поведения домохозяйств. Данная модель состоит из.

следующих пунктов. 1. Домохозяйство стремится к максимизации удовлетворения.

своих потребностей с учетом наиболее эффективного (по критерию «Цена — Качество») использования имеющегося денежного дохода в рамках.

доминирующих рыночных правил. При сокращающемся значении фактора.

«бюджетных ограничений», модель потребительского поведения.

домохозяйств все более и более определяется вкусом, социальным статусом.

и даже предпочтениями психологического свойства, что усложняет процесс.

взаимодействия между покупателями и продавцами.2. В силу усиления значимости чисто психологических мотивов.

возрастает значимость фактора неопределенности в потребительском.

поведении домохозяйств. От продавца в современной ситуации требуется.

предложение товаров и услуг с высоким «разбросом» ассортиментно ;

качественных признаков, с тем, чтобы наверняка удовлетворить запросы.

потребителя. 3. Широкое развитие системы «внутрисемейного планирования»,.

когда четко соотносятся и измеряются все виды потребительских затрат,.

балансируются краткои долгосрочные проблемы потребления, его более.

престижные составляющие. По своим функциям спрос является носителем связи между.

потребностью и потреблением. Процесс формирования спроса, а соответственно и процесс.

потребления состоит из множества экономических категорий, связанных.

между собой. Основными можно назвать следующие:

— конкретная потребность субъекта, (индивида,.

домохозяйства);

— платежные средства субъекта (платежеспособность.

потребителей);

— товарное предложение (структура производства.

предметов потребления — товары, услуги);

— цены на товары и услуги;

— качество товаров и услуг. Для того чтобы выявить уровень и структуру потребления (спроса).

населения, которые сложились, в текущей экономической ситуации, было.

необходимо провести исследование спроса населения. Для этого в.

диссертационной работе были обобщены методические подходы к.

исследованиям данного типа и разработан обновленный алгоритм.

проведения исследования данной направленности. в диссертационной работе были изучены схемы и модели.

исследования спроса, и на их основе автором разработан алгоритм.

исследования спроса населения на товары и услуги. По предложенному алгоритму было проведено исследование спроса.

(потребления), в результате которого получены следующие данные. При группировке домохозяйств в зависимости от численного состава.

можно заметить, что наибольшая доля расходов, более 50%, приходится на.

питание и отмечается в домохозяйствах состоящих из 1 человека на уровне.

57,3% и 53,3% в домохозяйствах состоящих из 5 и более человек. Паибольшая доля расходов на потребление услуг (17,1% от общего.

объема расходов на конечное потребление) наблюдается в домохозяйствах.

состоящих из 4 человек, а на покупку непродовольственных товаров.

больше всего тратят домохозяйства, состоящие из 4 человек. Как и при группировке домохозяйств по численному составу.

наибольшую статью расходов составляет стоимость питания. В.

домохозяйствах имеющих 1 ребенка данная статья составляет 43,3% от.

общего объема расходов на конечное потребление, в многодетных.

домохозяйствах (4 и более детей) данная статья составляет уже 60,8%. Такая статья расходов как покупка непродовольственных товаров.

практически одинакова в семьях имеющих от 1 до 3 детей и составляет 33,2.

— 33,4% от общего объема расходов на конечное потребление. Исключением является группа семей, имеющих 4 и более детей. Расходы на.

приобретение непродовольственных товаров в ней сокращаются.

практически вдвое, по сравнению с другими группами семей и составляет.

всего лишь 12,5% от общего объема расходов. Основные различия в структуре потребления по децельным группам.

населения, наблюдаются по таким статьям расходов как «стоимость питания» и «покупка непродовольственных товаров». в домохозяйствах, которые относятся к первой группе, с.

наименьшими располагаемыми ресурсами, на питание приходится около.

61% всех расходов. А в десятой группе, с наибольшими располагаемыми.

ресурсами, доля расходов на питание составляет 35% от обш-его объема.

расходов на конечное потребление. Обратная тенденция наблюдается по статье расходов «приобретение непродовольственных товаров»:

Первая 10 — процентная группа населения — 16,6% от общего объема.

расходов на конечное потребление;

Десятая 10 — процентная группа населения — 42,0% от общего объема.

расходов на конечное потребление. При соотнесении данных, по выше указанным статьям расходов,.

необходимо заметить, что доля расходов на приобретение.

непродовольственных товаров преобладает над долей расходов на питание.

только в домохозяйствах, которые относятся к 10 децельной группе.

населения. Доля расходов на оплату услуг в структуре потребления.

домохозяйств различных децельных групп, не характеризуется резкими.

изменениями и составляет от 19,3% до 24,2% от общего объема расходов на.

конечное потребление. Также незначительные изменения наблюдаются по таким статьям.

расходов:

— Покупка алкогольных напитков — от 1,2% до 2,8%;

— Стоимость предоставляемых работодателем льгот в.

натуральном выражении — от 0,2% до 0,7%. При увеличении объема располагаемых ресурсов, структура.

потребления претерпевает значительное изменение только по двум статьям:

— Стоимость питания — тенденции к уменьшению- • Покупка непродовольственных товаров — тенденции к.

увеличению. Особенностями сложившейся структуры расходов домохозяйств за.

период с 1980 года, является следующее. Расходы на покупку продуктов для домашнего питания до 1991 года.

не превышали 40% от обш-ей суммы расходов. После 1991 года, в период.

коренных экономических и политических преобразований в нашей стране,.

доля расходов данного вида выросла более чем на 10%. В середине.

девяностых годов прошлого века доля расходов на питание стабильно.

сокращалась. После экономического кризиса 1997 г. доля расходов на питание.

преобладала в структуре расходов населения и составляла более 50%. Новый этап сокращения доли расходов на домашнее питание начался.

в 2000 году и продолжается по настоящее время (с 47,6% в 2000 году до.

40,9% в 2004). Доля расходов на питание вне дома в период с 1980 г. не превышала.

7%. Наибольший удельный вес в структуре расходов населения у данной.

статьи отмечался в 1980 году (6,4%) после чего последовало значительное.

сокращение до 1,7% в 1999 г. Незначительное увеличение веса данной.

статьи расходов в структуре, было отмечено в 2000 г. (0,1%). В 2004 г. доля.

расходов на питание вне дома возросла до 4%, что является наибольшим.

значением в постперестроечный и посткризисный период. Удельный вес расходов на покупку алкогольных напитков по.

сравнению с 80-ми гг. прошлого века сократился более чем вдвое (с 5,4% в.

1980 году до 2% в 2004). В период наблюдений доля расходов на покупку.

непродовольственных товаров составляла менее 50%. Максимальное.

значение было отмечено в 1990 г. (45,8%). В период с 1995 г. удельный вес расходов на покупку непродовольственных товаров в среднем составлял.

Расходы на оплату услуг является третьей по величине статьей.

расходов в структуре общих расходов населения, после расходов на.

покупку продуктов питания для домашнего использования и покупкой.

непродовольственных товаров. Ее удельный вес в доперестроечный период.

составлял 14 — 13%, в 1996 году возрос до 16%, что скорей всего связано с.

увеличением стоимости услуг настоятельного характера (ЖКУ,.

транспортные услуги). В период после 1997 года доля услуг снижалась в.

течение трех лет (1997г. — 14,9%, 1998 г. — 13,9%, 1999 г. — 13%). Начиная с.

2000 г. по данной группе расходов отмечается стабильное увеличение.

удельного веса в общей структуре расходов населения (с 13,8% в 2000 г. до.

20,5% в 2004 г.). Для составления перспективного прогноза, по итогам анализа.

текущего и ретроспективного спроса (потребления) населения в.

диссертационной работе были классифицированы инструменты.

прогнозирования спроса населения на товары и услуги, с учетом факторов,.

объединенных в группы на базе семи общих ключевых признаков и.

влияющих на процесс формирования спроса, в различной степени. Учитывая то что, прогнозирование спроса представляет пристальное.

изучение будущего состояния изучаемого объекта, с целью дальнейшего.

воздействия на объект в нужном направлении, то особой ценностью.

обладает прогноз высокой точности. Для составления такого прогноза, необходимо учитывать факторы,.

которые были выявлены на этапе анализа текущего спроса населения на.

товары и услуги. Данные факторы влияют на связи между составляющими.

процесса формирования спроса. Спрос (потребление) формируется под влиянием не одного, а.

нескольких факторов одновременно (системы факторов). Значит, для подетального рассмотрения процесса формирования спроса, необходимо.

учитывать интегрированный характер воздействия системы факторов. В зависимости от специфичности различных товаров и услуг, влияние.

одних и тех же факторов может быть неодинаково. Поэтому в каждой.

конкретной ситуации, необходимо выявлять свою систему факторов,.

воздействующих на процесс формирования спроса. Опираясь на теоретические представления, экспертные заключения и.

мнения потребителей в диссертационной работе была сформирована.

иерархическая система факторов. Некоторые из этих факторов не поддаются количественной и.

качественной оценке, из-за дефицита исходных данных, поэтому в.

диссертационной работе была предпринята попытка при помощи метода.

нечетких множеств определить количественную степень влияния.

некоторых факторов на формирование спроса на основании.

лингвистических переменных. Для составления прогноза высокой точности, также необходимо.

пользоваться соответствующим заданным условиям инструментарием.

прогнозирования. В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника.

информации о будущем:

— оценка перспектив развития, будущего состояния.

прогнозируемого явления на основе опыта, чаще всего при.

помощи аналогии с достаточно хорошо известными сходными.

явлениями и процессами;

— условное продолжение в будущее (экстраполяция) тенденций,.

закономерности развития, которых в прошлом и настоящем.

достаточно хорошо известны;

— модель будущего состояния того или иного явления, процесса,.

построенная сообразно ожидаемым или желательным изменениям ряда условий, перспективы развития, которых.

достаточно хорошо известны. В соответствии с этим существуют три дополняющих друг друга.

способа разработки прогнозов:

— анкетирование (интервьюирование, опрос) — опрос населения,.

экспертов с целью упорядочить, объективизировать.

субъективные оценки прогнозного характера. Особенно.

большое значение имеют экспертные оценки. Опросы.

населения в практике прогнозирования применяются пока что.

сравнительно редко, чаще всего они используются как методы.

предпрогнозной ориентации в маркетинговых и.

социологических исследованиях для сбора прогнозной.

информации;

— экстраполирование и интерполирование (выявление.

промежуточного значения между двумя известными моментами.

процесса) — построение динамических рядов развития.

показателей прогнозируемого явления на протяжении периодов.

основания прогноза в прошлом и упреждения прогноза в.

будущем (ретроспекции и проспекции прогнозных разработок);

— моделирование — построение поисковых и нормативных.

моделей с учетом вероятного или желательного изменения.

прогнозируемого явления на период упреждения прогноза по.

имеющимся прямым или косвенным данным о масштабах и.

направлении изменений. Наиболее эффективная прогнозная.

модель — система уравнений. Однако имеют значение все.

возможные виды моделей в широком смысле этого термина:

сценарии, имитации, графы, матрицы, подборки показателей,.

графические изображения и т. д. В диссертационной работе обобщены классификации методов прогнозирования и приведены рекомендации по применению различных.

методов для конкретных вопросов оценки перспективного спроса населения.

на товары и услуги. Выбор метода прогнозирования зависит от множества факторов, в.

том числе и от имеющихся в наличии исходных данных. Специфика.

методов отражается на последовательности и содержании работ по.

составлению прогноза. В диссертационной работе, согласно обозначенной теме, особый.

интерес представляли модели потребления и спроса населения. Для.

составления прогноза на основе обозначенных методов в диссертации был.

предложен механизм совершенствования составления прогноза уровня и.

структуры потребления (спроса) домохозяйств, который состоит из.

нескольких этапов. Предпрогнозная ориентация представляет собой формирование.

описания объекта в прошлом и настоящем (анализ объекта, оценка его.

параметров, их значимости и взаимных связей) — определение и оценку.

источников информации, порядок и организацию работы с источниками,.

сбор и анализ информации. Непосредственно разработка прогноза уровня и структуры спроса.

(потребления) проходит в шесть последовательных этапов. Первый этап «Выбор метода (модели) прогнозирования». На этом.

этапе происходит выбор из множества инструментов прогнозирования.

оптимального. На выбор, оказывают влияние, несколько групп факторов. Второй этап «Адаптация информационной базы к требованиям модели» необходим для составления точного и надежного прогноза. Модель.

спроса может только тогда быть полезной, когда статистический материал,.

на основе которого она была получена, правильно отражает экономический.

процесс. Информация в прогнозировании — это исторические знания,.

представленные в формализованном виде и подлежащие интерпретации. Информация позволяет уменьшить неопределенность суждений о каком либо событии. Так как горизонт информации всегда ограничен, для задач.

прогнозирования требуется создание определенного массива информации. Для выбора прогнозного решения рекомендуется выявлять уровень.

(категорию) надежности ожидания информации. На этапе «Проспекция (процесс разработки прогноза)», происходит.

обширная разработка прогноза при помощи выбранных инструментов:

— Расчет прогнозируемых параметров;

— Построение рабочих расчетных таблиц и графиков;

— Синтез отдельных составляющих прогноза. На четвертом этапе «Оценка прогноза (верификация)» происходит.

проверка точности разработанного прогноза одним из возможных методов:

— путем его повторной разработки другим методом;

— путем его сопоставления с прогнозами, полученными другими.

разработчиками;

— проверки адекватности прогнозной модели на периоде.

прогнозной ретроспекции;

— путем аналитического или логического выведения прогноза из.

ранее полученных прогнозов;

— путем использования дополнительного опроса экспертов и т. д. При удовлетворительном результате верификации возможен переход.

на следующий этап разработки прогноза, а при неудовлетворительной.

оценке необходимо вернуться на начальный этап разработки прогноза. Пятый этап представляет собой оформления справки, доклада или.

иного материала по итогам прогноза. Шестой этап реализуется в том случае если, возникает прогнозный.

вариант, прогнозная альтернатива или необходимость проверки.

прогнозного эксперимента. В условиях интенсивных научно-технических преобразований. возможности которых в области производства и совершенствования.

материальных благ и услуг практически беспредельны, для того чтобы.

глубоко и всесторонне проанализировать закономерности спроса и.

осуществить научно обоснованный прогноз, необходимо использовать.

инструмент, который базируется на глубоком количественном и.

качественном материале. Именно таким инструментом, автор и считает разработанную.

трехступенчатую модель анализа и прогнозирования потребительских.

расходов (потребления) населения, представляющую собой синтез.

описательной модели, модели дифференцированного баланса доходов и.

расходов домохозяйств, а также метода экстраполяции по времени.

элементов матрицы дифференцированного баланса. На каждой ступени предложенной модели, предполагается.

использовать различные инструменты прогнозирования. Описательная модель потребительского поведения населения,.

позволяет строить прогнозы, в зависимости от типообразующих.

детерминантных признаков, определяющих режимы потребления. Изменение социально-демографических факторов (типообразующих.

признаков) потребления меняет структуру потребителей, а следовательно, и.

структуру потребления, т. е. режим потребления. Существенное изме^нение.

социально-демографических характеристик домохозяйства означает его.

переход к другому тип потребителей и одновременно изменение режима его.

потребления (структуры потребления). Следовательно, если известны.

сдвиги в составе потребителей, становиться возможным, определить и.

сдвиги в структуре потребления. На второй ступени построения многоступенчатую модели.

прогнозирования уровня и структуры спроса населения на товары и услуги,.

применяется модель дифференцированного баланса доходов и потребления.

домохозяйств. Дифференцированный баланс доходов и потребления домохозяйств, строится по итогам выборочного обследования бюджетов.

домашних хозяйств за период 2001 — 2004 гг. На заключительной ступени прогнозирования уровня и структуры.

спроса населения на товары и услуги, устанавливаются изменения.

абсолютной величины и структуры потребления с помощью экстраполяции.

по времени каждого элемента матрицы дифференцированного баланса.

доходов и потребления домохозяйств за обозначенный период. Поэлементная экстраполяция, позволяет определить уровень и структуру.

потребления каждой экономической группы семей, зная которую несложно.

определить объем потребления всей совокупности домохозяйств.

определенной социальной принадлежности и всего населения в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N МЮ-636/14−151 ОТ 27 ИЮЛЯ 1993 ГОДА «О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОТНЕСЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ К ТОВАРАМ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ»
  2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ ОТ 16 ИЮЛЯ 1996 Г. N 61 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИК РАСЧЕТА БАЛАНСА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ»
  3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНТРУДА РФ ОТ 15.08.2000 N 58 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 ИЮЛЯ 1995 ГОДА N 115-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ И ПРОГРАММАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  5. В.А. Прогнозирование в бизнесе, менеджменте и маркетинге. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2005
  6. Ю.Л., Терещенко Н. Н. Экономика товарного обращения: В 2 ч. Красноярск: КГУ, 1999
  7. В.И. Изучение рынка товаров за рубежом // Новое в науке, технике и производстве: Информация ППП Укр. НИИНТИ Киев, 1995
  8. В. и др. Маркетинговые исследования потребительского рынка: уникальный отечественный опыт. СПб.: Питер, 2004
  9. Л.Я., Левин А. И. Моделирование и прогнозирование спроса населения. М.: Статистика, 1978
  10. Басовский J1.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА М, 2002
  11. З.Г., Корягина Т. И., Малей Н. М. Методы планирования бытового обслуживания населения. М.: Издательство «Экономика», 1971
  12. В.М. О системе общественных потребностей и массе труда для их удовлетворения. Ростов-на-Дону, 1979
  13. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2002
  14. Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование в социологических исследованиях. М.: Мысль, 1978
  15. В.М., Левин А. И. Экономико-математические модели спроса и расчеты на их основе. М.: Издательство «Экономика», 1969
  16. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Издательский ДОМ «Дашков и К», 2001
  17. ., Фернхам А. Типы потребителе: введение в психографику / Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. СПб, Питер, 2001
  18. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. -М.: ЮНИТИ, 1995
  19. .И. Платежеспособный спрос и розничный товарооборот. -М.: Экономика, 1968
  20. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М.: Издательство «Финпресс», 1998
  21. В.К. Математическая модель потребительского спроса. М.: Экономика, 2004
  22. А.Г. Статистическое моделирование и прогнозирование. М.: Финансы и статистика, 1990
  23. Г. К. Спрос в системе социалистического хозяйства. Киев, 1975
  24. .Я., Лахман И. Л., Назаров Р. С., Френкель М. Г. Методы прогнозирования спроса. М.: Издательство «Экономика», 1972
  25. А., Букорель Ф. и др. Академия рынка: Маркетинг. М.: Экономика, 1993
  26. В.Н., Захватова А. В. Применение экономико-математических методов в изучении и прогнозировании спроса. М.: Министерство торговли СССР, 1975
  27. М.М., Крутиков Ф. А. Организация и методы изучения спроса населения и конъюнктуры торговли. М.: Издательство «Экономика», 1969
  28. М.Л., Ходорова З. С. Изучение спроса в общественном питании. М.: Издательство «Экономика», 1982
  29. В.И. Проблемы методологии прогнозирования потребления бытовых услуг. М.: Легкая индустрия, 1979
  30. Е.В. Управление поведением потребителей в сфере услуг розничной торговли и туризме. Нижний Новгород, 2003
  31. И.И. Социальная статистика. М.: Финансы и статистика, 2001
  32. Л.И., Башмачникова Е. В. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса. М.: Кнорус, 2004
  33. В.М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
  34. С.З. Азбука маркетинга. М.: Новости, 1999
  35. В.А. Проблемы спроса и предложения. Фрунзе: Кыргызстан, 1988
  36. С.Г. Распределение ролевых функций в семье в условиях переходной экономики. -М., 2002
  37. А.С. и др. Организация и методы исследования спроса и рынков сбыта в современных условиях. М.: Экономика, 1991
  38. Г. С., Френкель А. А. Анализ временных рядов и прогнозирование. М.: Статистика, 1973
  39. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996
  40. С.В. Азбука семьи: от, А до Я. М.: Просвещение, 1990
  41. И.И. Экономические потребности. М., 1980
  42. Е.Г. Закон возвышения потребностей. Горький, 1970
  43. А.П., Кушин М. А. Семейная экономика. Тула: ПКИ, 1991
  44. Т.И. Спрос как форма проявления потребностей. -Ленинград, 1987
  45. Т.И. Спрос как форма проявления потребности. Л.: ЛИСТ, 1987
  46. А.И. Платежеспособный спрос населения. М.: Наука, 1976
  47. А.И., Яркин А. П. Экономика потребления. М.: Наука, 1984
  48. .М., Петрович М. В. Экономическая Функция семьи. М.: Финансы и статистика, 1984
  49. Литл Джон Ф. Основы маркетинга: чего же хотят ваши потребители. М., 2002
  50. В.Н. Общественная динамика потребностей и потребления. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1999
  51. М.И., Ляпунцов Ю. П. Методы социального прогнозирования. М.: МГУ, ТЕИС, 1999
  52. Н.П. Введение в экономическую теорию: Учебное пособие / Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001
  53. П.П. Измерение потребительского спроса (теоретические очерки). -М.: Экономика, 1971
  54. А.Х. Личное потребление в условиях развитого социализма. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1980
  55. Е.А. Влияние неопределенности дохода на принятие решения о покупке или аренде жилья. М.: ГУ-ВШЭ, 2003
  56. А.В., Пикулькина А. В. Прогнозирование, планирование вусловиях рынка. М.: ЮНИТИ, 2003
  57. Н.Г. Общественная потребность и труд при социализме. Ярославль: Верх-Волж. изд., 1967
  58. Народное благосостояние. Методология и методика исследования. -М.: Наука, 1988
  59. Р.Б., Цыничко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. -М.: Финансы и статистика, 2000
  60. П.В., Пилин А. Е. Макроэкономическая модель потребления домохозяйств на основе концепции ограниченной рациональности. С.-Петербург, 2004
  61. А. Домашние хозяйства в переходной экономике: типы и особенности поведения на рынке. Кострома, 2000
  62. Л.Ю. Принципы поведенческой экономики и прогнозирования. М.: «Век книги», 2003
  63. .А. Экономика. М.: Инфра М, 1997
  64. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2004
  65. Ф.Ф., Подольский С. Н., Емец П. М., и др. Отраслевое и территориальное планирование бытового обслуживания населения. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1982
  66. С.Д., Бобров В. А. Управление семейной экономикой. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003
  67. А.Н., Корлюгов Ю. Ю. и др. Маркетинг. М.: ЮНИТИ, 1999
  68. Г. М. Противоречия потребительского рынка и цена. М.: Наука, 1991
  69. В.Н. Экономико-статистическое изучение потребления. М.: Финансы и статистика, 1990
  70. О.А. Оценка и прогнозирование спроса на товары (услуги). СПб.: Нестор, 2001
  71. Ю.П., Друкер С. Г. Анализ и прогнозирование структуры потребительских расходов. М., 1981
  72. Ю.П., Друкер С. Г. Анализ и прогнозирование структуры потребительских расходов. М.: Издательство «Наука», 1981
  73. .А. Изучение спроса на товары длительного пользования. М.: Издательство «Экономика», 1971
  74. Л.Ф. Изучение и прогнозирование покупательского спроса. М.: Экономика, 1972
  75. Д., Грибанова О. Развитие системы кредитования в России: анализ потребностей и предпочтений населения. М.: Независимый институт социальной политики, 2003
  76. А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. М.: Финансы и статистика, 2000
  77. Н.Е. История экономических учений. М.: Владос, 1999
  78. Н.П., Попов В. А. Методы социально-экономическогопрогнозирования. М.: Изд-во ВЗПИ- АО «Росвузнаука», 1992
  79. О.А. Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли и потребления. СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1992
  80. В.В., Эриашвили Н. Д. Экономико-математические методы и модели в маркетинге М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
  81. В.В. Экономико-математические методы и прикладные модели. М.: ЮНИТИ, 1999
  82. В.В. Экономико-математические методы и прикладные модели. М.: ЮНИТИ, 2002
  83. В.В., Эриашвили Н. Д. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. М.: ЮНИТИ, 2001
  84. О.Г. Методика и техника социологического исследования. С.-Петербург: Издательство Михайлова В. А., 2000
  85. Франк Роберт X. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА М, 2000
  86. В.Е. Современный маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1991
  87. У.Г. Потребности, спрос, товарооборот в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1971
  88. Г. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2000
  89. Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.: Финансы и статистика, 1997
  90. Ф.Э., Горшков М. К. Основы прикладной социологии. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 1996
  91. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: сокр. пер с анг. / Авт. предисловия и научный ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1990
  92. А.Н. Рынок, потребности и спрос на товары народного потребления. М.: ЗИСТ, 1989
  93. Е. Н. Потребность в труде и платежеспособный спрос. Дис.. канд. экон. наук. Москва, 2003
  94. Е.Н. Потребность в труде и платежеспособный спрос. Дис.. канд. экон. наук. М., 2003
  95. Д.Э. Сбережения населения в современной российской экономике (вопросы теории, методологии и анализа). Дис.. канд. экон. наук. Москва, 2003
  96. Е.И. Потребительский рынок и проблемы его становления. Дис.. канд. экон. наук. Уфа, 2002
  97. А.В. Социально демографические особенности потребительского поведения и формирования спроса (на примере США). Дис.. канд. экон. наук. -М., 1997
  98. И.А. Потребительское поведение домохозяйств в рыночной экономике. Дис.. канд. экон. наук. Иркутск, 2002
  99. Е.Г. Теория потребления: (концептуальные подходы к развитию национальной экономики). Дис.. док. экон. наук. С-Петербург, 2000
  100. Е.В. Управление поведением потребителей в сфре услуг розничной торговли и туризма. Дис.. канд. экон. наук. Нижний Новгород, 2003
  101. С.Е. Методическое обеспечение маркетинговых исследований (на примере товаров народного потребления). Дис.. кан. экон. наук. М., 1997
  102. В.А. Управление социально ориентированным развитием экономики на субфедеральном уровне. Автореферат дис.. д-ра экон. наук. Иркутстк, 2000
  103. А.В. Теория потребления как методологическая основа современного маркетинга. Дис.. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2002
  104. А.А. Потребительское поведение семей: дифференциация, динамика, классификация. Дис.. д-ра экон. наук. -М., 1997
  105. Ю.М. Современные механизмы активации потребительского спроса. Дис.. канд. экон. наук. Москва, 2003
  106. Ю.Ф. Маркетинговое исследование конкурентоспособности дополнительных жилищно-коммунальных услуг населению курортных зон Российского Причерноморья. Дис.. доктора экон. наук. Сочи, 2004
  107. И.В. Изучение спроса на рынке потребительских товаров. Дис.. канд. экон. наук. Красноярск: ГТУ, 2000
  108. Н.А. Семья и домохозяйство в системе экономических отношений общественного производства. Дис.. канд. экон. наук. Кострома, 2000
  109. М.А. Сценарное прогнозирование емкости внутреннего рынка региона. Дис.. канд. экон. наук. Москва, 2002
  110. Д.И. Прикладные аспекты прогнозирования сферы платных услуг (на примере бытового обслуживания населения). Автореферат дис.. кан. экон. наук. Иркутстк, 2000
  111. А.В. Развитие методов прогнозирования доходов и потребления населения (макроэкономический аспект): Автореферат дис.. доктора экон. наук. М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2001
  112. И.Н. Сбережения населения в процессе формирования и развития рыночной экономики. Дис.. канд. экон. наук. Кемерово, 2002
  113. Е.А. Анализ и прогнозирование дифференциации доходов населения России в условиях формирования рыночной экономики. Дис.. канд. экон. наук. Москва, 2000
  114. Н.Н. Экономические особенности организации досуга населения как элемента качества его жизни. Дис.. канд. экон. наук. Москва, 2001
  115. А.А., Кукушкин Д. К. Шкала эквивалентности как инструмент измерения уровня жизни. // Проблемы прогнозирования, 2000, № 4
  116. Н.М. Население России и социальная трансформация: Взгляд в XXI век. // Власть, 1997, № 12
  117. Ф. Условия жизни в России. // Социс, 2000, № 3
  118. В.Н. Проблемы статистического анализа структуры потребления продуктов питания. // Вопросы статистики, 2002, № 12
  119. А.В. Структура денежных доходов и расходов населения в современной России. // Проблемы прогнозирования, 2004, № 5
  120. А.В., Сухорукова О. А., Митяева О. А., Ульянова Е. А. Система функций спроса на товары и услуги в видовой и отраслевой структуре. // Проблемы прогнозирования, 2000, № 5
  121. А.Е. Обследования бюджетов домашних хозяйств в России. Проблемы и перспективы. // Вопросы статистики, 2003, № 9
  122. А.А. Специфика потребительских импульсов в смешанной экономике. // Вестник Казанского ГУ, 1999, № 2
  123. .Л., Нефедьева Е. И. Изучение уровня жизни населения через систему показателей структуры потребления (на примере г. Иркутска) // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 5
  124. К.Г. Финансы домохозяйств в системе национальных счетов. // Вопросы статистики, 2003, № 9
  125. С.А. Сбережения домашних хозяйств и проблемы их статистического изучения на микроуровне. // Вопросы статистики, 2003, № 1
  126. Г. А. Некоторые проблемы современной политики доходов населения России. // Проблемы прогнозирования, 2005, № 3
  127. Э.А. Становление и развитие рынка товаров и услуг. // Вопросы статистики, 2003, № 7
  128. Актуальные проблемы планирования и прогнозирования. Материалы международной научно-методической конференции. Орел: ОГУ, 2004
  129. Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып 1. — М.: Экономика, 1989
  130. Методология изучения рынка потребительских товаров: Аналитическая справка /ВВНИИИТЭи. М., 1992
  131. Потребности и спрос в развитом социалистическом обществе. М.: МИНХ, 1 979 153. www.forum.GFK.ru154. www.glossarij.ru155. www. i-u.ru
Заполнить форму текущей работой