Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основные аспекты формирования исполнительского мастерства начинающего певца

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При поверхностном взгляде эта закономерность скрыта. Конечно, молодость начинающего певца, его «нерастраченный» голос, привлекательная внешность, такие атрибуты как яркое дорогое платье, искусный грим производят впечатление на слушателей в течение какого-то времени. Однако если мы говорим о профессиональном пении, то, несомненно, скрывать духовную и душевную ограниченность и неготовость одаренных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема природы и специфики пения в истории музыкальной науки
  • Глава II. Выявление творческого потенциала певца
  • Глава III. Познание голоса как инструмента
  • Глава IV. Развитие голоса как качества личности

Основные аспекты формирования исполнительского мастерства начинающего певца (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пение — один из древнейших и наиболее популярных видов музыкального исполнительства — представляет собой широчайшую сферу проявления человеческой природы. Как известно, вплоть до начала XVII века вокальная музыка доминировала над инструментальной, а музыкальные инструменты выполняли скромную роль сопровождения голоса. Да и в современной культуре она превосходит и по объему все иные жанровые сферы музыки.

Народное, любительское, «микрофонное», академическое и многие другие виды пения сопровождают человека всю его жизнь — независимо от его пола, возраста, национальности, образования, материального достатка, наличия музыкальных способностей и т. п.

Когда мы говорим об укорененности музыки в природе человека, прежде всего это относится к пению. Музыкальное начало явно выражено уже в самой ранней форме звукового поведения человека — «младенческих вокализациях"1, в которых синкретически соединены природно-биологические, вербальные и музыкальные факторы.

Голос является одним из главных признаков индивидуальности. Яркая «портретность» голоса обусловлена его способностью вобрать в себя личный жизненный опыт человека, социальное воспитание, «сенсорные эталоны» культуры, но, прежде всего, она «определяется системой инстинктивных предзнаний» (Е.Назайкинский). Изучение природы голоса, восходящее к Аристотелю и отраженное в современных исследованиях2, обосновывает представление о нем, как уникальном природном музыкальном инструменте.

1 Термин Т. Калужниковой (Калужникова Т. Вокализации младенцев: у истоков музыкального интонирования// Музыкальная академия. 2004,№ 2. С.158−165).

2 Юссон Р. Певческий голос. М., 1974, Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М., 1988.

Профессиональное пение, требующее специальной подготовки голоса, в настоящее время переживает всплеск интереса. Возросло число желающих получить профессиональное образование, что подтверждается достаточно высоким конкурсом на вокальные отделения и факультеты. Характерно (и с точки зрения делового прагматизма не объяснимо), что желающие обучаться по специальности «академическое пение» молодые (а иногда и совсем взрослые) люди бросают самые престижные вузы, отказываются порой от благоприятных социальных перспектив ранее избранной профессии.

Сегодня требования к академическому образованию вокалиста необыкновенно возросли. Он должен знать классический репертуар, освоить сложные по музыкальному языку современные вокальные произведения, владеть различными стилями и техниками, иметь артистические способности. Наконец, он должен обладать широкой гуманитарной культурой, быть духовно раввитой личностью.

Преподавание сольного пения у нас в стране традиционно предполагает три последовательных этапа: музыкальное училище (многие из которых в последние годы переименованы в колледжи) — вуз (при которых, как правило, существуют подготовительные отделения) -творческо-исполнительская аспирантура.

Проблема развития и обучения певца, совершенствования его исполнительского мастерства пользуется в музыкознании и педагогике большим вниманием. В отечественной науке накоплен объемный материал по изучению строения и механизмов функционирования голосового аппарата, описаны вокально-педагогические методы и школы прошлых эпох (труды Л. Б. Дмитриева, В. А. Багадурова, М. Л. Львова, И.К.Назаренко). Активно обсуждаются вопросы поступенности и преемственности в воспитании певца, психологические и социальные проблемы развития его личности, формирования его художественного вкуса (И.П.Прянишников, В. М. Луканин, Ю. А. Барсов, В. Н. Левко,.

A.С.Яковлева, А.М.Седов) — глубоко изучены такие принципиальные проблемы, как дыхание, резонаторы, артикуляция, другие аспекты звукообразования (исследования Л. Б. Дмитриева, Р. Юссона,.

B.П.Морозова, Ю. А. Барсова и др.).

В научный обиход прочно вошла традиция исследования опыта выдающихся певцов и педагогов. Велико количество работ, посвященных феномену гениальности Ф. И. Шаляпина, творчеству выдающихся мастеров пения Е. К. Катульской, И. Ершова, К. Н. Дорлиак, А. Л. Доливо, Е. Г. Ольховского, Е. В. Образцовой, Е. Нестеренко и многих других.

В то же время, до сих пор мало изучена роль музыкального училища, как первого, исходного этапа, в процессе которого большая часть начинающих певцов открывает для себя свой голос и осваивает основы музыкального искусства. Именно на этом этапе перед педагогами лежит ответственность за успешное обучение и развитие певца в вузе и аспирантуре.

Исследований, специально посвященных определению конкретных задач, стоящих перед преподавателем сольного пения на этом начальном этапе, не существует. Если и возникает в различных работах разговор о начальном обучении певца — то вне связи с училищем, о котором мы, как правило, находим в подобных трудах отдельные сведения, фрагментарное изложение проблем. Здесь в основном существует обоснование актуальности вопроса, но не его решение.

Данную ситуацию можно объяснить тем, что авторы трудов непосредственно связаны, как правило, с работой в вузе, а из училища они получают «готовый продукт», который вновь отправляется на начальный этап обучения.

За пределами внимания оказывается целостный охват процесса подготовки певца — в единстве технических, художественных, этических, психологических и социальных задач. Определение условий, которые позволят учащемуся совершенствовать свое исполнительское мастерство в вузе и которые обеспечат ему в дальнейшем долгую творческую жизнь.

Таким образом, до сих пор существует парадоксальная ситуация: на фоне изобилия вокально-педагогических дидактических трудов до сих пор на вокальных отделениях музучилищ преобладает эмпирическое начало в обучении (на основе собственного певческого опыта педагога). Конечно, практический опыт педагогов чрезвычайно ценен, поскольку «каждый из них несет в своем методе крупицы истины» (Л.Б.Дмитриев). Проблема заключается в непроясненности концепции данного этапа. Вероятно поэтому из года в год часто повторяется одна и та же ситуация: музыкальные вузы предпочитают принимать певцов, не имеющих опыта обучения в училище, и направляют их на подготовительные отделения.

Довольно часто в педагогических кругах возникает вопрос: «Для чего нужны музыкальные училища, если при консерваториях существуют I подготовительные отделения, которые могут выполнить роль начального этапа?».

Автор данного исследования глубоко убежден, что училище является важным началом единовременного процесса воспитания голоса как природного музыкального инструмента и как качества личности. Отведенная ему роль не заменима никакими иными структурами. Назначение четырехлетнего начального этапа — не в форсированном становлении голосового аппарата, не в стремлении подготовить «законченного» оперного певца или филармонического артиста, не в скорейшей демонстрации педагогом результатов своей работы, а в бережном отношении к тайнам голоса (как наиболее чуткого музыкального инструмента), в побуждении певца к дальнейшему обучению.

Народная артистка России, опытнейший педагог, профессор РАМ имени Гнесиных В. Н. Левко так определяет задачу педагога-вокалиста училища и значение «школьности» обучения в целом: «Прежде всего, необходимо разбудить желание и любовь к обучению, то есть научить учиться. Внушить, что никакие потенциальные возможности молодости не заменят школы, то есть технического оснащения голосового аппарата. Вот почему в жизни певцов, имеющих выдающиеся голоса, часто случается ранняя потеря голоса и преждевременный уход со сцены по причине недоученности"1.

Материалом исследования стали основные аспекты обучения вокалиста в музыкальном училище: профессиональный отбор, проводимый на приемных испытаниях, занятия с педагогом в классе по специальности, освоение упражнений, вокализов, изучение вокальных произведений разных жанров, концерты, конкурсы, самостоятельная работа, общепрофессиональная и гуманитарная подготовка. Широкий спектр охвата материала не случаен, он обусловлен стремлением воссоздать наиболее полное представление о значимости музыкального училища в общей картине профессионального образования певца.

В исследовании уделено специальное внимание вопросу о природе и специфике пения, его истолкованию в истории — начиная с мифологических текстов до современных научных трудов. Это внимание объясняется тем, что в музыкальное училище молодой человек поступает, имея, как правило, «нетронутый» (не испорченный никакими случайными методиками) природный материал и страстное желание петь. В этих условиях чрезвычайно важно понимание педагогом исходной позиции, связанной не столько с осведомленностью в различных дидактических методах и техниках развития голоса, но — с пониманием природы Левко В. Н. Размышления о вокальном образовании / Моя судьба в Большом театре. Владимир, 2000. С. 93. s искусства пения, естественности как главного критерия его обнаружения, раскрытия и совершенствования.

Цель данного исследования — рассмотреть основные аспекты формирования исполнительского мастерства певца в музыкальном училище, как начальном этапе обучения, обосновать необходимость единства художественных и технических задач этого процесса.

Для плодотворного обсуждения этой проблемы перед автором были поставлены следующие задачи:

• Выявление специфики искусства пения в его сравнении с инструментальным музыкальным исполнительством.

• Определение критериев обнаружения певческого голоса, творческого потенциала вокалиста.

• Анализ голоса как природного музыкального инструмента в единстве физиологических, психологических, технологических и эстетических параметров.

• Изучение путей и методов формирования профессионального голоса и совершенствования исполнительского мастерства вокалиста.

• Определение специфических задач, стоящих перед педагогом в музучилище, обоснование необходимости диалога и ученика в творческом формировании начинающего певца.

Поставленные задачи определили структуру диссертации. В четырех главах работы последовательно излагаются вопросы: природы и специфики пения в истории музыкальной науки, познания голоса как природного музыкального инструмента, неотделимости его развития от процессов становления личности в целом.

Не претендуя на исчерпывающее освещение вопросов, автор отмечает важные и принципиальные, с его точки зрения, аспекты предмета исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сольное пение сегодня стало одной из самых престижных профессий, а состоявшийся, утвердивший себя в профессии певец — едва ли не культовой фигурой современной культуры: его профессиональная и частная жизнь является предметом пристрастного внимания прессы, телевидения, радио. Успеха добиваются единицы, большинство же существуют в жестких условиях профессиональной конкуренции, социальной незащищенности, материальной беспомощности. И тем не менее, конкурс на вокальные отделения училищ и факультеты вузов высок, желающих петь появляется с каждым годом все больше.

В этой ситуации возрастает роль содержания и структуры подготовки певца, повышается ответственность преподавателя, который берет на себя задачи выявления природного тембра голоса талантливого молодого человека, развития его природного потенциала и обеспечения ему долгой творческой жизни.

Завершая данное исследование, отметим, что основные положения диссертации являются отражением многолетней деятельности автора в классе по специальности «сольное пение» в музыкальном училище.

Вокальная педагогика является одной из сложнейших сфер музыкальной науки, поскольку непосредственно связана с постижением тайн человеческого голоса как уникального природного музыкального инструмента. Она, несмотря на многочисленные исследования, изобилует «белыми пятнами», потому что непосредственно прикасается к живому творческому исполнительскому процессу, не сводимому к дидактическим принципам.

Подводя итоги изучения основных аспектов воспитания певца на начальном этапе, отметим наиболее принципиальные моменты.

Прежде всего, обоснование необходимости музыкального училища, как начальной школы исполнительского мастерства вокалиста неотделимо от понимания природы и специфики искусства пения. Это обусловило обращение к древним пластам истории музыки, к толкованию певческого искусства в учении античных и средневековых мыслителей — ранее не исследованному в вокальной науке.

Характерно, что вопросы о происхождении певческого звука, о причинах особой силы воздействия пения, о единстве и неотделенности голоса и личностиобъяснение голоса как движения воздуха, дыхания как главного условия пения, анализ устройства голосового аппарата — были впервые поставлены и получили свое первое обоснование в трудах Платона и Аристотеля. Все последующие изыскания в истории вокальной науки выстраивались на данном фундаменте.

Избрав исходной установкой выявление специфики искусства пения, определение природы певческого дарования, автор анализирует такие принципиальные, ранее не исследованные в отечественном музыкознании, моменты, как:

• Профессиональный отбор и прогнозирование перспектив развития певца на приемных испытаниях в музыкальное училище.

• Роль звуковой музыкальной среды, формирующей певческий образ в сознании вокалиста.

• Миметизм, как механизм восполнения певческой потребности, и проблема имитации («изображения») пения.

• Познание своего инструмента на основе постижения естественных природных процессов звукоизвлечения.

• Обоснование главной задачи педагога на начальном этапе обучения — подготовки вокалиста к дальнейшему обучению, готовности преподавателя работать на будущее, но не «отрабатывать» потенциал певца.

В диссертации подробно исследован процесс начального обучения певца: освобождение голоса, постановка дыхания, пение упражнений и вокализов, освоение репертуараопределены принципиальные моменты общепрофессиональной и теоретической подготовки, а также значение публичных экзаменов и концертных выступлений (и связанных с ними проблем волнения, самооценки и т. п.). Изучая основные аспекты формирования исполнительского мастерства начинающего певца, автор обращает внимание на важнейший закон певческого роста: совершенствование голоса как инструмента требует доведения личностных качеств до уровня природной одаренности и — встречное движение — личностный высокий уровень обязательно приводит к развитию настоящего голоса при страстном желании петь.

При поверхностном взгляде эта закономерность скрыта. Конечно, молодость начинающего певца, его «нерастраченный» голос, привлекательная внешность, такие атрибуты как яркое дорогое платье, искусный грим производят впечатление на слушателей в течение какого-то времени. Однако если мы говорим о профессиональном пении, то, несомненно, скрывать духовную и душевную ограниченность и неготовость одаренных природой юношей и девушек к постоянному творческому росту, «самодвижению», стремлению совершенствовать свое мастерство — можно лишь недолгое время. Гармоничность физиологических и духовных процессов — вот, что является условием долгой творческой жизни певца.

В заключение подчеркнем, что автор данной диссертации не ставил своей задачей изложить только свой собственный метод подготовки певца. Однако нельзя утверждать и обратное: что целью работы стал полный отказ от каких-либо существующих методов.

Постоянно обращаясь к богатейшему опыту старых итальянских мастеров пения, к трудам выдающихся теоретиков прошлых веков и современных вокальных педагогов, мы и стремились показать, что плодотворность воспитания певца возможна только при постоянном диалоге собственных исполнительских и педагогических открытий с опытом истории.

Нам довелось жить в эпоху «великих перемен». Многое меняется в вокальном образовании. Возможно, и музыкальные училища, многие из которых уже переименованы в колледжи или преобразованы в педагогические университеты и даже консерватории, скоро уйдут в прошлое. Однако всегда останется необходимость такой структуры, которая давала бы начинающим певцам возможность получить систематическое, «школьное» в самом лучшем смысле, образование. Образование, которое даст им фундамент профессии и обеспечит им возможность развивать свой талант и совершенствовать исполнительское мастерство на более высоких ступенях — в консерватории и аспирантуре.

Автор выражает искреннюю надежду на то, что идеи, изложенные в диссертации, станут стимулом для дальнейшего осмысления проблемы профессионального совершенствования певца.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Николай Гяуров. М., 1984.
  2. Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991.
  3. М.С. О произношении в пении // Вопросы вокального образования. М.-СПб., 2004.
  4. В.П. Становление человечества. М., 1984.
  5. Античная музыкальная эстетика. Вст. очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева. М., 1960.
  6. Античная музыкальная эстетика. Вст. очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева.М., 1960.
  7. Е.Н. В классе К.Н. Дорлиак. Обобщение вокально-педагогического процесса. М., 1969.
  8. Д. Развитие певца и его голоса. М., 1952.
  9. В.А. Очерки по истории вокальной методологии. В 3 частях. М., 1929−37.
  10. Ю.Барсов Ю. А. Вокально-методические принципы М. И. Глинки. Канд. дисс. М., 1969.
  11. П.Барсов Ю. А. Вокальные фрагменты. Нижний Новгород. 2002.
  12. Ю.А., Медведев Г. Ю. О роли бессознательного в вокально-методических установках // Вопросы вокального образования. М., 1991.
  13. Л.Г. Н.И. Забела-Врубель глазами современников. Л., 1982.
  14. Н.К. Сборник упражнений и вокализов. Для постановки голоса. Л., 1978.
  15. Р. За кулисами «Метрополитен Опера». М., 2001.
  16. М. Музыка. Язык. Речь. Мышление. М., 1991.
  17. Е.М. Всеобщая история музыки. Т.1 (до конца 16 столетия). СПб. 1922.
  18. Ю., Фомин В. Старинная музыка. Л., 1974.
  19. А.И. К вопросу о чистоте интонирования при пении // Вопросы вокального образования. Нижний Новгород, 1999.
  20. Р. Искусство и революция / Избранные работы. М. 1978.
  21. Д. Я пел с Тоскани. Л., 1989.
  22. Варламов А. Полная школа пения. М., 1953.
  23. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  24. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. 4.1. М., 1972.4.2 и 3 М., 1978.
  25. Е.В. Мария Биешу. Кишинев. 1984.
  26. И.Н. Значение репертуара в воспитании певца // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 3. М., 1967.
  27. Вопросы физиологии пения и вокальной методики. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып.25. М., 1975.
  28. Н. Дар не дается бесплатно. М., 1983.
  29. М. И. Записки. М.-Л., 1980.
  30. Т. Мир итальянской оперы. М., 1989.
  31. А. Иван Ершов. Жизнь и сценическая деятельность. Л., 1986.
  32. П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. М., 1956.
  33. И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре. М., 1961.
  34. Л. Б. В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр.М., 1974.
  35. Л. Б. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики. Вып.7. Л., 1984.
  36. Л. Б. Основы вокальной методики. М., 1968.
  37. Л. Б. Пение // Музыкальная энциклопедия. В 6-ти томах. Т.4. М., 1978.
  38. Л. Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве. М., 2001.
  39. Л. Певец и песня. М., 1948.
  40. П. Мои первые сорок лет. М., 1989.
  41. Донец-Тессейр М. Э. Опыт воспитания сопрано // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 3. М., 1967.
  42. В.А. Дефекты вокальной методики и роль произношения в пении. JL, 1935.43.3данович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики. М., «Музыка», 1965.
  43. Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988.
  44. История вокального искусства. Примерная программа дисциплины. Авторы-составители Ярославцева JI.K., Агин М. С. М., 2004.
  45. Т. Вокализация младенцев: у истоков музыкального интонирования // Музыкальная академия. 2004, № 2.
  46. Э.И. Жизнь в музыкальном театре. JL, 1969.
  47. М., Микк А. Александр Ардер. М., 1976.
  48. И.С. Музыка радость и боль моя. М., 1992.
  49. И.П., Чарели Э. М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985.
  50. Г. Л. Практические советы начинающему певцу. М.-Л., 1965.
  51. Ф. Искусство пения по классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам. М. СПб., 1913.
  52. М.И. Исследование взаимосвязи дикции, артикуляции и фонации в пении. Автореф.дисс. на соис. уч. ст. кандидата искусствоведения. М., 1990.
  53. Лаури-Вольпи Д. Вокальные параллели. Л., 1972.
  54. И.А. Ольга Николаевна Благовидова педагог. М., 1984.
  55. И. Направление звука в «маску» у певцов. Л., 1926.
  56. В. Моя судьба в Большом театре. М., 2000.
  57. С.Я. Из биографических записок. Статьи. Беседы. Письма. М., 1987.
  58. А. Тита Руффо. М., 1983.
  59. В.М. Обучение и воспитание молодого певца. Сост. и ред. Е. Нестеренко. Л., 1977.
  60. М. Русские певцы. М., 1965.
  61. М.Л. Из истории вокального искусства. М., 1967.
  62. Л. Игра наизусть. Пер с англ. Ф.Соколова. Л., 1967.
  63. Мария Петровна Максакова. Воспоминания. Статьи. Ред-сост. Е.Грошева. М., 1985.
  64. В. История богослужебного пения. М., 1994.
  65. А.Г. Самостоятельная работа студента при обучении сольному пению // Вопросы вокальной педагогики. Вып.5. М., 1976.
  66. В.И. Практика основной работы по постановке голоса. М.-Л. 1948.
  67. В. П. Искусство резонансного пения. М., 2002.
  68. В. П. Профотбор вокалистов: экспериментально-теоретические основы объективных критериев // Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 7. Ред.-сост. А.Яковлева. М., «Музыка». 1984.
  69. В. П. Тайны вокальной речи. М., 1967.
  70. Мотт-Заботина И.М. О работе над вокальным произведением // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1. М., 1962.
  71. А. Акустика и механика человеческого голосового органа. М., 1925.
  72. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. Составление текстов и общая вст. статья В. П. Шестакова. М., 1966.
  73. Е. Звуковой мир музыки. М., 1988.
  74. И.К. Искусство пения. М.-Л., 1948.
  75. .М. Познание искусством. М., 2000.
  76. Е.Е. В классе профессора Ленинградской консерватории В.М.Луканина//Вопросы вокальной педагогики. Вып.6. Л., 1982.
  77. Е.Е. Некоторые вопросы произношения в пении // Вопросы вокальной педагогики. Вып.7. Л., 1984.
  78. Е.Е. Размышления о профессии. М., 1985.
  79. Паваротти J1., Райт У. Мой мир. М., 1995.81 .Павловская-Боровик В. И. Об исполнительских задачах певца // Вопросы вокальной педагогики. Вып.6. Л., 1982.
  80. Е.П. О динамике звука певческого голоса. М., 1963.
  81. Платон. Государство / Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т.З.
  82. Платон. Законы / Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т.4.
  83. Подготовка профессионального певца. Вып 1. Нижний Новгород, 1997.
  84. Подготовка профессионального певца. Вып 2. Нижний Новгород, 1998.
  85. Г.А. А.В.Нежданова. М., 1970.
  86. Г. А. Мои встречи с Н.А.Обуховой. М., 1971.
  87. Преемственность основных этапов обучения музыканта-профессионала. Нижний Новгород, 2004.
  88. А. Отечественные певцы (1750−1917). М., 1991. 4.1- М., 2000. 4.2.
  89. И. Советы обучающимся пению. М., 1958.
  90. А. Полина Виардо-Гарсия. М., 1983.
  91. Т. Парабола моей жизни. М., 1964.
  92. Е., Иванова Л., Широкова В. и др. Анализ вокальных произведений. Л., 1988.
  93. А. Интеллигентность как основание культуры певца // Преемственность основных этапов обучения музыканта-профессионала. Нижний Новгород, 2004.
  94. А. Чайковский о вокальном искусстве // Подготовка профессионального певца. Нижний Новгород, 1997.
  95. A.M. Великий русский певец Л.В.Собинов //Вопросы вокального образования. М.-СПб., 2004
  96. И.И. Ф.Шаляпин, каким его знали книги. М., 2001.
  97. Г. З. Певческий дар. Галина Писаренко. М., 2001.
  98. О.С. К.С.Станиславский работает, беседует, отдыхает. М., 1988.
  99. О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Нижний Новгород, 1994.
  100. В. Выдающиеся итальянские певцы. М., 1961.
  101. В. Мастера вокального искусства XX века. Вып.1. М., 1974.
  102. Г. А. Зеркало сцены. В 2-х томах. Т. 1. М., 1984.
  103. М. Работаю актером. М., 1989.
  104. Фишер-Дискау Д. Отзвуки былого. М., 1991.
  105. С., Бейер Дж.Б. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. Пер. Е. Е. Шведе. J1., 1935.
  106. К. Великие примадонны. М., 1998.
  107. Ф.И. Повести о жизни. Пермь, 1978.
  108. Р. Елена Образцова: записки в пути. Диалоги. М., 1987.
  109. Энрико Карузо на сцене и в жизни. JL, 1975.
  110. Этот гений Федор Шаляпин: Воспоминания. Статьи. М., 1995.
  111. Р. Певческий голос. М., 1974.
  112. .Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. Т.1. М., 1972.
  113. А. С. Вокальная школа Московской консерватории. М., 1999.
  114. А. С. Выдающиеся профессора вокального факультета Московской консерватории начала XX века. Автореф.дисс. на соис. уч. ст. кандидата искусствоведения. М., 1975.
  115. А.С. Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия. М., 1999.
  116. А.С. Умберто Мазетти и его педагогические взгляды // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. М., 1976.
  117. Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. Пер. с древнегреческого и комментарии В.Черниговского. М., 1997.
  118. Л.К. Особенности дыхания у певцов. Автореф.дисс. на соис. уч. ст. кандидата искусствоведения. М., 1975.
Заполнить форму текущей работой