Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические аспекты формирования и функционирования организаций потребительской кооперации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснована необходимость создания и определены основные параметры функционирования территориальных хозяйственно-производственных структур в форме пищекомбинатов, представляющих собой интегрированные формирования, основными направлениями деятельности которых является закупка сельскохозяйственного сырья и продовольствия в данном районеобеспечение населения районареализация за пределы района… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методические основы развития потребительской кооперации
    • 1. 1. Сущность и содержание системы потребительской кооперации
    • 1. 2. Методы и подходы к оценке эффективности организаций потребительской кооперации
    • 1. 3. Зарубежный опыт развития кооперативных организаций
  • Глава 2. Состояние, динамика и проблемы развития многоотраслевой деятельности потребительской кооперации
    • 2. 1. Анализ среды функционирования организаций потребительской кооперации России
    • 2. 2. Взаимодействие заготовительной, производственной, торговой деятельности и общественного питания в потребительской кооперации
    • 2. 3. Оценка эффективного развития многоотраслевого комплекса потребительской кооперации
  • Глава 3. Концептуальные основы повышения эффективности потребительской кооперации
    • 3. 1. Экономическое обоснование формирования территориальных хозяйственно-производственных структур
    • 3. 2. Стратегия управления эффективностью организационно-экономических форм хозяйствования в потребительской кооперации
    • 3. 3. Развитие специализации, межрайонного и межобластного кооперирования

Организационно-экономические аспекты формирования и функционирования организаций потребительской кооперации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Резкий переход от плановой к рыночной экономике привел к тому, что большинство организаций, в том числе в потребительской кооперации, оказались не вполне адекватными к новым условиям хозяйствования. В значительной степени снизились объемы заготовок сельскохозяйственного сырья и продовольствия, производства продуктов питания на кооперативных предприятиях.

Федеральные программы, направленные на стабилизацию и развитие российской экономики не оказывают должного внимания на улучшение деятельности организаций потребительской кооперации. Вместе с тем, потребительская кооперация продолжает играть важную роль в развитии сельского хозяйства, которая выражается, главным образом, в обеспечении гарантированной закупки и сбыта производимого сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а также в обеспечении сельскохозяйственных производителей продовольственными и промышленными товарами и оказании различных услуг по доступным ценам.

Поэтому в настоящее время возрастает потребность в обосновании факторов реанимирования устойчивого развития потребительской кооперации в конкурентной среде, направленных на устранение противоречий и диспропорций в ее функциях.

Адаптация системы потребительской кооперации к новым условиям выражается в корректировке многих организационно-экономических аспектов ее функционирования, приближенным к интересам производителей сельскохозяйственного сырья и потребителей.

Объективная потребность в устойчивом развитии потребительской кооперации вызывает необходимость в их углубленной проработке, что также обусловило актуальность данного диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. Проблемы кооперации широко исследованы в зарубежной и отечественной научной экономической литературе. Классиками экономической науки (А. Герценым, А. Сен-Симоном, Ш. Фурье, Н. Чернышевским и др.) раскрыта социально-экономическая сущность кооперации и факторы, влияющие на ее развитие.

Основателями теории потребительской кооперации являются А. Чаянов и М. Туган-Барановский. Большой вклад в современное понимание проблем развития потребительской кооперации внесли видные зарубежные ученые: Е. Барбер, Г. Бирман, JI. Гапенски, Г. Гант, К. Хитчинг и др. Российскими учеными также был сделан значительный вклад в изучение вопросов, связанных с прикладными аспектами функционирования потребительской кооперации. Эти вопросы отражены в работах И. Абдукаримова, И. Бланка, И. Вахитова, А. Макаренко, А. Фридмана и др.

Проблемы развития организаций потребительской кооперации, их адаптация к рыночным условиям, роль кооперации и интеграции в потребительской кооперации нашли отражение в работах А. Демченко, Е. Серовой, М. Сероштан, И. Хицкова, Е. Яковлевой и др.

Вопросы совершенствования системы управления потребительской кооперации рассматривались в трудах Г. Ефремовой, А. Лебедева, JI. Усатовой, А. Ткача, А. Шарковой, JI. Федоровой и др.

Однако, несмотря на наличие большого числа глубоких и обстоятельных работ отечественных и зарубежных экономистов по проблемам развития потребительской кооперации, остаются недостаточно изученными вопросы формирования и функционирования потребительской кооперации в условиях рыночной экономики.

Остро стоят проблемы создания научно-обоснованной системы по обеспечению населения продовольствием и стратегического управления этой системой.

Все это явилось основанием для формулировки авторского подхода к проблемам развития потребительской кооперации в рамках данного исследования.

Цель и задачи исследований. Основная цель исследований состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по повышению эффективности функционирования организаций потребительской кооперации.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи: -обобщить научно-теоретические основы потребительской кооперации в условиях рыночных отношений;

— разработать методические подходы к оценке эффективности функционирования организаций потребительской кооперации;

— дать экономическую оценку состояния и установить влияние факторов внешней и внутренней среды на развитие многоотраслевого комплекса потребительской кооперации;

— выявить тенденции развития и проанализировать взаимодействие отраслей в системе потребительской кооперации;

— разработать предложения по созданию территориальных хозяйственно-производственных структур на базе организаций потребительской кооперации;

— сформулировать основные положения стратегии управления организациями потребительской кооперации с целью максимизации эффективности ее деятельности;

— обосновать необходимость развития территориальной специализации и предложить механизм взаимодействия организаций потребительской кооперации в межрайонной и межобластной кооперации.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих в процессе функционирования организаций потребительской кооперации.

Объект исследования: организации потребительской кооперации, сочетающие в своей хозяйственной деятельности заготовку сельскохозяйственного сырья, производство пищевых продуктов, общественное питание и торговлю. Более углубленные исследования проведены на материалах выборки из кооперативных организаций Курской, Липецкой, Тамбовской областей.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды классиков экономической теории, работы ведущих ученых по проблемам теории и практики организации и управления деятельностью субъектов экономики. Кроме того, в ходе проведения исследований были использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, решения Правительства страны.

Методологической основой исследования послужили положения экономической теории, стратегического, системного и процессного подходов. В зависимости от решаемых задач в качестве инструментария исследования применялись общенаучные методы исследования (индукции и дедукции, анализа и синтеза, научной абстракции), экономико-статистические методы (сравнения, группировки, корреляционно-регрессионного анализа, прогнозирования), а также PEST-анализ, SWOT-анализ, моделирование, социологические опросы, экспертные оценки и др.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с п. 15.45 «Система производственных и потребительских кооперативов в агропромышленном комплексе, развитие межхозяйственной кооперации» паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (15. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами АПК и сельским хозяйством).

Информационной основой исследования послужили данные Росстата, Центросоюза РФ, сводные годовые отчеты и данные бухгалтерского учета Курской, Липецкой, Тамбовской областей.

Научная новизна исследования состоит в следующем: -уточнена сущность потребительского кооператива как социально-ориентированного субъекта рыночного экономического процесса, вследствие с чем дифференцируются его функции;

— установлена зависимость эффективности взаимодействия субъектов в рамках социально-экономической системы потребительской кооперации от степени доверия партнеров. Показателем доверия является величина трансакционных издержек — затрат взаимодействия и понимания партнеров;

— дополнена методика определения экономической эффективности организаций потребительской кооперации балльной оценкой с учетом степени достижения стратегических целей;

— выделены три группы факторов внешней среды, оказывающие влияние на развитие системы потребительской кооперации в современном АПК: факторы партнерства, которые охватывают потребителей и поставщиковфакторы конкурентов, позволяющие учитывать создавшуюся конкурентную среду в своей деятельности и факторы макросреды, включающие в себя политические, экономические, социальные, технологические и другие элементы, влияющие на деятельность потребительских кооперативов;

— выявлены и обоснованы тенденции, характеризующие современное состояние и развитие потребительской кооперации России как составной части многоотраслевой организационно-экономической системы хозяйствования: наличие объективных предпосылок устойчивого развития кооперативного движения, сохранения его самостоятельности и повышения роли в общественном развитиинизкий уровень эффективности на фоне спада производстватерриториальная дифференциация уровня развития потребительской кооперации в регионахпреимущественное развитие потребительской кооперации в сельской местности на фоне диспропорций между уровнем развития города и села, жизни городского и сельского населения;

— обоснована необходимость создания и определены основные параметры функционирования территориальных хозяйственно-производственных структур в форме пищекомбинатов, представляющих собой интегрированные формирования, основными направлениями деятельности которых является закупка сельскохозяйственного сырья и продовольствия в данном районеобеспечение населения районареализация за пределы района избыточного продовольствия и полуфабрикатов, организация производства продуктов питания и поставка местному населению, организация производства продовольствия из полуфабрикатов, полученных из-за пределов района;

— разработаны предложения по совершенствованию стратегического управления потребительскими кооперативами на основе SWOT-анализа и формирования управляющих подсистем, предложено бенчмаркинговое взаимодействие организаций потребительской кооперации;

— обоснована необходимость развития территориальной специализации в потребительской кооперации, обеспечивающей диверсификацию производства и оптимизацию доставки продукции.

Практическая значимость работы. Внедрение разработанных рекомендаций и предложений по совершенствованию управления позволит повысить эффективность деятельности организаций потребительской кооперации. Основные положения исследования могут быть использованы в учебном процессе кооперативных вузов.

Разработанные научно-методические рекомендации позволяют создать более совершенный организационно-экономический механизм, с целью повышения конкурентоспособности структур потребительской кооперации России, занятых заготовками, производством, торговлей и общественным питанием.

Результаты исследования нашли применение при развитии организаций и предприятий Брянского, Тверского и Курского потребсоюзов, а также в педагогической и научно-исследовательской работе Мичуринского филиала Российского университета кооперации, Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.

Основные положения исследовательской работы могут быть внедрены в практику в виде методических рекомендаций в системе районных, областных (краевых, республиканских) потребсоюзов, а также в учебном процессе кооперативных вузов.

Апробация результатов исследования. Основные положения, содержащиеся в диссертации, были доведены до участников совещания работников потребительской кооперации в г. Мичуринске в 2003 г., на семинаре-совещании работников кооперативной промышленности в г. Мичуринске в 2005 г., на международной научной конференции, посвященной 175-летию потребительской кооперации России в г. Москве в 2006 г., использованы при формировании Программы социально-экономического развития потребительской кооперации России до 2010 года. Научные разработки были внедрены на ООО «ПЭТ-бутылка» Брянского потребсоюза (справка от 27.03.2007 г.), на ООО «Хлебокомбинат» Климове кого райпо Брянского облпотребсоюза (справка от 02.03.2007 г.), на ПО «Коопзаготпромторг» Курского облпотребсоюза (справка ПР.69 от 06.07.2007 г.), в Мичуринском филиале Российского университета кооперации (Акт внедрения № 7 от 19.06.2007 г.), в Чебоксарском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации (справка № 3 от 13.04.2008 г.). По теме диссертационного исследования соискателем опубликовано 6 научных работ общим объёмом 4,5 п. л.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх.

Выводы и предложения.

Проведенные исследования позволяют сделать ряд выводов и предложений, имеющих своей целью повысить эффективность формирования и функционирования организаций потребительской кооперации на селе:

1. Теоретико-методологический анализ потребительской кооперации позволяет выделить экономические и социальные основы, которые обеспечивают коммерческие, социальные и другие квазигосударственные функции, минимизируя для пайщиков негативные издержки «чистого» рынка. Кооперация выступает в виде единой системы, характеризуемой с двух позиций: хозяйствующего субъекта и социальной организации. Субъектами потребительской кооперации являются пайщики, которые являются поставщиками или потребителями его услуг. По сравнению с другими организациями потребительские кооперативы обладают рядом преимуществ, позволяющими им развиваться в тех сегментах экономики и выполнять эффективно те функции, которые не под силу ни коммерческим, ни общественным организациям. В настоящее время есть предпосылки для устойчивого развития кооперативного движения на новом уровне и в тоже время сохранения его самостоятельности.

2. Эффективность взаимодействия субъектов в рамках потребительской кооперации зависит от степени доверия партнеров. Показателем доверия является величина трансакционных издержек. Эффективность функционирования некоммерческих организаций, таких как потребительские кооперативы, должна определяться системой экономических показателей с использованием балльных оценок степени достижения стратегических целей с учетом их коэффициентов важности (значимости).

3. Потребительская кооперация, как открытая система, в условиях усиления конкуренции вы ну ладен, а учитывать все факторы как ближней, так и дальней внешней среды. Проведенные SWOT-анализ и PEST-анализ позволяют проанализировать существенные факторы внешней среды, определить направления возможного развития потребительской кооперации, раскрыть сильные и слабые стороны, а также сделать вывод о том, что организации потребительской кооперации имеют достаточные предпосылки для активизации инновационной деятельности, усиления конкуренции, повышения уровня жизни населения.

Исторический опыт развития показывает, что кооперация, как форма экономических отношений, на каждом этапе развития России играла определенную роль. Причем формирование ее многоотраслевой деятельности во многом определялось формами, методами и направлениями государственной политики на соответствующем этапе социально-экономического развития страны.

4. Проведенное исследование современного состояния кооперации показало, что за анализируемый период значительно снизились объемы производства, торговли и общественного питания. Перерабатывающие предприятия не учитывают потребности розничной торговли и общественного питания в ассортименте и объемах готового пищевого продукта. Закупку сельскохозяйственного сырья осуществляют в основном самостоятельно, не учитывая деятельности заготовительных организаций в своем регионе. Розничная торговля реализует более 70% пищевых продуктов, закупленных у сторонних организаций, хотя заготовительные и перерабатывающие предприятия могли бы полностью обеспечить запросы торговых предприятий и точек общественного питания.

5. Важным направлением развития потребительской кооперации является создание территориальных хозяйственно-производственных структур в форме пищекомбинатов. Это позволит более эффективно использовать производственные мощности, внедрять в производство новые технологии, оптимизировать кадровый потенциал, аккумулировать финансовые ресурсы. Перспективные параметры деятельности пищекомбинатов предполагают получение дополнительной продукции на сумму 5614 млн руб.

6. Стратегия управления потребительским кооперативом должна рассматриваться как динамичный, непрерывный процесс, включающий 4 блока: постановка целей и задачаналитическийформирование стратегиидостижение результатов стратегии.

Следует развивать бенчмаркинговое взаимодействие организаций потребительской кооперации, которое выражается в необходимости организации центров по сбору информации, отражающей возможности пайщиков, сельскохозяйственных производителей по продаже потребительской кооперации различного сырья и продовольствия, а также собственные потребности в продуктах питания (ассортименте, качестве, объеме) в течение всего года.

7. Для расширения размеров деятельности и уровня эффективности потребительской кооперации необходимо развитие территориальной специализации. В богатых сырьевых зонах предложена переработка плодов и ягод в полуфабрикаты и их доставка по оптимальным направлениям в районы с бедными сырьевыми возможностями, организация на месте производства готовых продуктов питания. Это дает значительный экономический эффект в сравнение с традиционным способом выработки готового продукта.

Решена транспортная задача по рационализации доставки концентрированного сока и плодовоягодного полуфабриката из зон переработки сырья в зоны потребления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. Офиц. текст по состоянию на 1 окт. 1997 г. М.: ИНФРА-М: НОРМА, 1997, — 94 с.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья: текст по состоянию на 26 сентября 2005 года. М.: Омега- Л, 2005. — 441 с. — (Библиотека российского законодательства)
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст по состоянию на 15 сентября 2005 года. М.: Омега- Л, 2005. — 640 с. -(Библиотека российского законодательства)
  4. Трудовой Кодекс Российской Федерации: официальный текст по состоянию на 15 сентября 2005 года. М.: ЮРАЙТ, 2005. — 220 с. — (Правовая библиотека)
  5. Концепция развития информационно консультационной службы АПК
  6. России на период до 2010 года Текст. М., 2003. — 26 с.
  7. Закон Союза Советских Социалистических Республик «О кооперации в СССР»: Принят на девятой сес. Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 26 мая1988 г.-М.: Юрид. лит., 1988, — 79 с.
  8. О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации: Федер. закон от 19 июня 1992 г. № 3085−1 (в ред. Федер. закона от 11,07.97-ФЗ) // Бюдж. и некоммер. орг.-1997.-№ 8.-С.91−108.
  9. Земельный кодекс РФ. М.: ТД Элит. 2003, — 84 с.
  10. О сельскохозяйственной кооперации: Федер. закон от 8 дек. 1995 г. № 193-Ф3 // Собр. законодательства РФ.- 1995, — № 50 (11 дек).- Ст. 4870.
  11. Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 г. № 519 «Стандарты оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности» Электронный ресурс.// Справочно-информационная система «Гарант».
  12. Программа стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998−2002 годы / Материалы 119-го общего собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации.- М.: Центросоюз, 1998, — 139 с.
  13. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации: (по материалам Росстата)// Вопросы статистики. 2005. — № 1. — С. 84−95.
  14. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2005: Стат. Сб. /Ростат. М., 2006. — 966 с.
  15. Россия в цифрах. 2004: Крат. Стат. Сб./ Федеральная служба государственной статистики. М., 2004. — 431 с.
  16. Россия в цифрах. 2005: Крат. Стат. Сб./ Федеральная служба государственной статистики. М., 2006. — 431 с.
  17. Анализ валового сбора сельскохозяйственного сырья по РСФСР. -М.: Роспотребсоюз, 1985. 12 с.
  18. Анализ валового сбора сельскохозяйственного сырья по РСФСР. -М.: Роспотребсоюз, 1986. 8 с.
  19. Анализ валового сбора сельскохозяйственного сырья по РСФСР. -М.: Роспотребсоюз, 1987. 9 с.
  20. Анализ валового сбора сельскохозяйственного сырья по РСФСР, — М.: Роспотребсоюз, 1988. 10 с.
  21. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1990. -М.: Центросоюз, 1991. 236 с.
  22. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1992 году. М.: Центросоюз, 1993. — 259 с.
  23. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1997 году. М.: Центросоюз, 1997. — 215с.
  24. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1998 году. -М.: Центросоюз, 1999. 191 с.
  25. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 2000 году. М.: Центросоюз, 2001. — 236 с.
  26. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 2002 году. М.: Центросоюз, 2003. — 259 с.
  27. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 2004 году. М.: Центросоюз, 2005. — 131 с.
  28. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 2005 году. М.: Центросоюз, 2006. — 166 с.
  29. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за 2003−2007 годы год. М.: Центросоюз, 2008.-186 с.
  30. Статистика/ под ред. Ионина В. Г. М.: ИНФРА — М, 2000.310 с.
  31. Статистический отчет Мичуринского района Тамбовской области за 2005 г.
  32. Статистический отчет Нижегородского облпотребсоюза за2005 г.
  33. Статистический отчет Саратовского облпотребсоюза за 2005 г. в) книги, брошюры, статьи
  34. , JI.H. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1987.-191с.
  35. , А.Г. Генеральный курс экономической политики. М.: Политиздат, 1986.-25с.
  36. , А.Г. Советская экономика взгляд в будущее. — М.: Экономика, 1988, — 256с.
  37. , Г. Л., Челенков, А.П. Конкурентные преимущества фирмы. -М.: Новости, 2002, — 36с.
  38. , А.В. Производство продовольствия как стратегия глобализации российской экономики //Постиндустриальный мир и Россия / Отв. Ред. В. Г. Хорос, В. А. Красильщиков. М., 2001. — С. 492−505
  39. , А., Вермель, Д. Продовольственное самообеспечение страны: состояние и перспективы //АПК: экономика, управление. № 11. -1997.-С. 18−25
  40. , А. Прогноз ситуации в агропромышленном комплексе до 2003 г. //Экономист. 1998, — № 12, — С. 14−20
  41. Анализ и прогнозирование экономики региона / отв. Ред. В. П. Чичканов, П. А. Минакир. М.: Наука, 1984, — 269 с.
  42. Аргументы и факты № 12 (614). Тамбов. 2007. — 6 с.
  43. , Р. Совершенствование структуры управления регионального АПК Текст. // АПК: Экономика управления. 2003. — № 2. -С. 12−19
  44. , Э. Консалтинговый бизнес. С.-Петербург.: «Печатный двор» им. A.M. Горького, 2007 — 272 с.
  45. , А. Реализация национального проекта «Развитие АПК» /А. Бережной //АПК: экономика, управление, — 2006, — № 12.-С.14−18
  46. , Г. В. Основные направления агропродовольственной политики //Экономика с.-х. и перераб. предприятий. -2001.-№ 1.-С.7−9
  47. Биктимирова, 3. Качество жизни: продовольственная безопасность/ 3. Биктимирова //Экономист. 2004. — С.78−84
  48. , А.Н. Качество пищи и культура питания Текст. // Пищевая промышленность. 2006. — № 7. — С. 68−69.
  49. , К.М. Продовольственная программа СССР: содержание и пути реализации. -М.: Политиздат, 1983. 191 с.
  50. , А. Пищевая и перерабатывающая промышленность: интеграция и мировой рынок // Экономист. 2002. — № 5. -С.84−91: табл.
  51. , В. Современные тенденции в экономике: взаимозависимости маркетингово-инфраструктурных трансформаций // Практический маркетинг, — 2006.- № 11.- С. 8−13.
  52. , Е.Н. Продовольственная безопасность России: (Проблемы и перспективы) / Е. Н. Борисенко. М.: Экономика, 1997. -349 с.
  53. , В.В. Математические модели маркетинга. Новосибирск.: ВО «Наука», 1992. -159 с.
  54. , И. Крупные и мелкие хозяйства агробизнеса: преимущества и устойчивость развития /И. Буздалов //АПК: экономика, управление 2006. -№ 11.1. С. 2−8
  55. Булгакова, JIA Оптимизация соотношения факторов производства и оценка эффективности их использования //Финансы и кредит. -2003. № 19. — С. 27−31
  56. , Д. И. Основные направления развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве /Д. И. Валигурский //Фундаментальные и прикладные исследования. 2006, — № 2.- С.47−49
  57. , Г. Н. Особенности оценки эффективности функционирования системы потребительской кооперации. Мурманск-Ижевск: Издательство Кольского НЦ РАН. -2004.
  58. , С.Т. Территориальное управление в новых хозяйственных . -условиях. -М.: Экономика, 1990. 191 с.
  59. , С.М. Основы комплексного прогнозирования. М.: Наука, 1977.-288с.
  60. , A.M. Швеция: социально-экономическая модель. -М.: Мысль, 1991.-188 с.
  61. , В.Г. Математические методы планирования и управления в пищевой промышленности. М.: Пищевая промышленность, 1977. — 318 с.
  62. , С.Ю. Тенденции и проблемы экономического развития России // Современная конкуренция 2007.- № 2, — С. 14−41.
  63. , И. В. Национальный проект: новые технологии, новое мышление: нацпроект «Развитие АПК»: опыт Курской области. /И.В. Горбачев //Национальные проекты. 2006. — № 4. — С. 23−25.
  64. , А.В. Приоритеты аграрной политики и перспективы развития крупных сельскохозяйственных предприятий России // Экон. с/х предпр.- 2001.- № 4, — С. 8−12
  65. , А.В. Развитие психологии управления как актуальная задача в рамках кооперативного движения /Фундаментальные и прикладные исследования. 2003. -№ 1.
  66. , С. Темпы роста и воздействие на них государства // Экономист 2004. — № 6. — С. 20−21.
  67. ГОСТ 5717–81. Банки стеклянные для консервов. М: Издательство стандартов, 1991. -10 с.
  68. , Дж.К. мл., О’Дел, К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  69. , И.Т., Игнатюк, И.Н., Соловьёв, И. А. Рыночные отношения в АПК: Маркетинг и методы управления. М.: Издательство МСХА, 1995.-280 с.
  70. , Г. В., Дигилина, О.Б., Чукин, Н.И., Ситько, В.П., Калмыков, В. В. Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ. М.: ИТК «Дашков и К0», 2003.
  71. Деловой вестник Российской кооперации Текст.: научный журнал. -М., № 10.-2001.
  72. Деловой вестник Российской кооперации Текст.: научный журнал. М., № 4.-2004.
  73. Деловой вестник Российской кооперации Текст.: научный журнал. -М., № 9.-2004.
  74. Деловой вестник Российской кооперации Текст.: научный журнал. -М., № 11.-2004.
  75. , Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике. Экономические проблемы и поведение. М., 1995. — 287 с.
  76. , О., Москвичев, П. Тенденции региональной экономики // Экономист.- 2006, — № 6.- С. 66−83.
  77. , А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления /А. Емельянов //Экономист. 2006. -N8. — С. 87−93.
  78. , И.Н., Мазуров, В.Д., Астафьев, Н. Н. Несобственные задачи линейного и выпуклого программирования. М.: Наука, 1983, — 336 с.
  79. , В.Ф. Знать мало надо уметь. Доклады, выступления, статьи, интервью. 1998 — 2002 гг. — М.: Наука и кооперативное образование, 2003.
  80. , В.Ф. Социальные и нравственные основы потребительской кооперации. М., 2003. — С. 110−120.
  81. , И.В. Кооперация в условиях глобализации //Фундаментальные и прикладные исследования, 2003. № 1.
  82. Иновационный менеджмент: многоуровневые концепции, стратегии и механизмы иновационного развития /Под ред. В. М. Аньшина. — М.: Изд-во Дело, 2006.
  83. , М. Математические методы оптимизации и экономическая теория.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1975. — 606 с.
  84. Исследование операций, 1 том (Методологические основы и математические модели): Пер. с англ. -М.: Мир 1981. 712 с.
  85. , Г. В. И экономика, и забота о людях //Деловой вестник «Российской кооперации», 2003. № 1.
  86. Конкурентоспособный продукт. Как его произвести. //Хлебопродукт. -2005, — № 8.-С.4142
  87. , О.В., Кузнецов, И.Н. Научные основы управления производством. М.: Экономика, 1980. — 286 с.
  88. , И.И. Стратегия продовольственных рынков регионов России и ВТО / И. И. Костусенко //АПК: экономика, управление. 2004. — № 2. -С. 45−52.
  89. Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК Текст.: Учебное пособие / под общ. ред. В. М. Володина, А. Н. Рассказова. М.: ФГПУ Росинформагротех. — 2003. — 216с.
  90. , Б.Т. Оценка качества стратегического менеджмента / Б. Т. Кузнецова Текст. // Экономический анализ: теория и практика. 2003. — № 7, — С. 14−18.
  91. , Т.В., Ломач, М.М. Агропромышленный комбинат «Кубань». -М.: Агропромиздат, 1986. 86 с.
  92. , М.Н. Знакомьтесь: продукты Organic StandArt в России Текст. / М. Н. Курзина // Пищевая промышленность. 2006. — № 7. — С. 14.
  93. Курс МВА по стратегическому менеджменту Текст. /Пер. с англ., Под ред. JI. Фаэй, Р. Рэнделл. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 608 с.
  94. , Р.Ф. Правовые аспекты распределения прибыли в сельскохозяйственном кооперативе / Р. Ф. Кутлиярова // Право и политика. -2007. -№ 3, — С. 95−102
  95. , В.И. Интенсификация обновления производственного аппарата. М.: Мысль, 1986. — 260 с.
  96. , Т.П., Заикина, В.И. Опыт безотходной переработки // ЦБТЭИ, Центросоюз. -1984. № 3. -16 с.
  97. , В. Развитие продовольственных рынков и современные аграрные проблемы // Экономист. 2002. — № 7. — С.88−94.
  98. , А. Курс кооперации. Очерк истории и теории кооперации.-Харьков: Пролетарий, 1929, — 478 с.
  99. , А.В. Введение в экономико-математическое моделирование. -М.: Наука, 1984.-392 с.
  100. , А.П. Теория и история кооперативного движения: Учеб. пособие.-М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999, — 328 с.
  101. , А. Общество развивается по спирали //Мировая экономика и международные отношения. 2004. — № 5.
  102. , Д., Белокоровин, Э. Сравнительный анализ мировых премий по качеству // Стандарты и качество. 2005. — № 5. — С. 88−94.
  103. , А.Ф. Организация инновационной деятельности в потребительской кооперации региона: Монография Энгельс.: РИИ ЦПКИ, 2003.-168 с.
  104. , И.Г. Ресурсы экономического: инвестиции и инвестиционный климат / И. Г. Минервин // Экон. и соц. проблемы России.2004,-№ 2.-С. 9−54.
  105. , Л .И. Анализ эффективности технического перевооружения промышленных предприятий. -М.: Финансы и статистика, 1990.-87 с.
  106. Нормы потерь стеклянной тары при транспортировке, хранении и в производстве: Утв. Госагропромом СССР 21.01.87. М., 1987. — 14 с.
  107. Отчет об участии делегации Центросоюза РФ в работе 14-го конгресса Национального кооперативного союза Индии (НКСИ).- М.: Центросоюз, Тотомианц, В. Ф. Сельскохозяйственная кооперация М.: Б.и., 1918.-72 с.
  108. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию системы сбалансированных показателей Текст. / Н. Ольве, Ж. Рой, М. Ветер. Киев: Изд. Дом «Вильяме», 2003.300 с.
  109. Перспективный план и мероприятия по развитию кооперативной промышленности Сибири и Дальнего Востока: Сб. науч. тр. Института Советской кооперативной торговли. Новосибирск, 1984. — 228 с.
  110. ИЗ. Попов, Г. Х. Корень проблем: о концепции экономической перестройки. М.: Политиздат, 1989. — 93 с.
  111. , Г. Х. Эффективное управление. М.: Экономика, 1985, — 336 с.
  112. , И.Г. Математические методы в планировании отраслей и предприятий. -М.: Экономика, 1981. -336 с.
  113. Правила перевозки грузов. М.: Транспорт, 1983. — 472 с.
  114. Практикум по экономике пищевой промышленности / под ред. Кружкова, Г. В. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. — 216 с.
  115. , Е.Ф. Предпринимательство и менеджмент первичного уровня в потребительской кооперации Текст. / Я. Е. Прокушев, Ю. А. Глаз. -Белгород: Бел. Кооп. образование., 2003. -418 с.
  116. , В.В., Елиореров, В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процесса. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.
  117. Роль кооперации в современном обществе. Монография. Под. Ред. Соловых, Н.Н. М.: ИКЦ «Маркетинг». — 2004.
  118. , С. Сравнительная экономика стран мира. Росс ПЭН.2004.
  119. , А.Н., Ушева, В.Б. Фруктовые и овощные соки. М.: Пищевая промышленность. София: Техника, 1976. — 275 с.
  120. Сборник технологических инструкций по производству консервов. М.: Пищевая промышленность, 1977. — Т.2. — 431 с.
  121. , М. В. Кооперация необходимый институт рыночной инфраструктуры Текст. / М. В. Сероштан // Фундаментальные и прикладные исследования. — 2003. — № 1. — С. 18−27.
  122. , JI. Факторы экономического роста / JI. Стрижкова // Экономист. 2004. — № 6. — С. 7−13.
  123. Теория системного менеджмента: учебник для вузов Текст. / общ. ред. П. В. Журавлев. М.: Экзамен, 2002. — 511 с.
  124. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учебное пособие/ Под ред. В. Н. Волковой и А. А. Емельянова. -М.: Финансы и статистика, 2006. 848 с.
  125. , А.В. Сельскохозяйственная кооперация. -М.: ИТК «Дашков и К0», 2005.
  126. Управление экономикой: Тенденции развития // Проблемы теории и практики управления 2006, — № 11- С. 8−13.
  127. , Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 544 с.
  128. , Л.П. Экономика кооператива: механизм функционирования, идеология, опыт и методы реформирования: монография. Чебоксары: Руссика, 2001. — 512 с.
  129. , Л.П., Колесникова, С.Г. Управление качеством жизни сельского населения (монография) Чебоксары. ЗАО РИЦ «Гранит», 2006. -274 с.
  130. Формирование Российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы / Под. Ред. Хубнева, К.А., часть 2. М.: Экономический факультет МГУ, 2003.
  131. , И.Ф. Организация и экономика развития агропромышленного производства Центрального Черноземья: Тенденции проблемы, пути решения Текст.- // И. Ф. Хицков. Воронеж: ТНУ НИИ ЭО АПК ЦЧР РФ, 2003. — 180 с.
  132. , Е.В. К вопросу о диверсификации деятельности сельских кредитных кооперативов / Е. В. Худякова, Д. Д. Дмитриев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 2. — С. 50−52.
  133. , А.В. Краткий курс кооперации. М.: Центральное товарищество. Кооперативное издательство, 1925. — 79 с.
  134. Экономико-правовые и финансовые основы развития потребительской кооперации (на примере Республики Коми). Под. общ ред. В. В. Фаузера. -М.: ИТК «Дашков и К0», 2005.
  135. Экономическая теория в современной России: глобальные тенденции и национальные традиции / Под ред. А. А. Пороховского. М., Экономический факультет МГУ, 2003.
  136. , Е.А. Кооперация и интеграция в АПК региона. Теория и практика- монография Текст. / ЕА. Яковлева. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. -307 с.
  137. , Е. Структурный маневр и экономический рост / Е. Ясин // Вопросы экономики: 2003. — № 8. — С. 4−30.
  138. Конкурентные преимущества организации
  139. Автор Виды конкурентных преимуществ
  140. JI. Фаэл, Р. Рэнделл разные технологии (набор технологий, не знакомые традиционным видам бизнеса) — - коллективное обучение- - способность распространять информацию через границы видов бизнеса и географическое пространство
  141. Ориентиры взаимодействия государства и потребительской кооперации за 1870−2006 гг.
  142. Период Направления развития потребительской кооперации Методы государственного регулирования
  143. Конец XIX века Зарождение и формирование основных принципов функционирования потребительской кооперации России Разрешение на создание кооперативов, контроль их деятельности
  144. Конец 1920-х середина 1940-х Основная задача потребительской кооперации развитие села и сельской инфраструктуры Национализация кооперативной собственности, долгосрочное кредитование, ограничение на развитие в городах
  145. Показатели развития промышленности в Российской Федерации за 1992−2005 гг. 13,14,15,16.
  146. Показатели Годы 2005 г. к 1992 г.1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
  147. ВВП всего, млрд. руб. 19 1429 2008 2343 2630 4823.2 7306 8944 10 818 13 201 16 779 21 598 в 3 р
  148. ВВП на душу населения, руб 128 9566 14 523 15 212 16 591 28 492 42 902 53 709 66 111 91 315 116 664 150 915 вЗ, 5р
  149. Дефлятор ВВП * 1 1,5 1,2 1,2 1,7 1,4 1,2 1Д 1,1 1Д *
  150. Объем промышленной продукции, млрд руб. 18,5 1108 1469 1626 1707 3150 4763 5881 6868 8498 11 209 12 927 в 2,7 рв т. ч в % к предыдущему году 100 91,8 90,7 97,2 100,8 103,6 114,4 108,4 106,5 105,1 104 104,4
  151. Доля промышленности в ВВП, % 97,37 77,56 73,16 69,41 64,91 65,31 65,2 65,76 63,39 64,37 66,80 59,9 -37,5
  152. Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 267 267 376 408,8 407,1 670,4 1165,2 1504,5 1758,7 2186,2 2729,8 3534 в 3 р. в т. ч. в % к предыдущему году 100 89,9 81,9 95 88 105,3 117,4 110 102,6 112,5 110,9 110,7
  153. Технологическая структура инвестиции, % 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
  154. СМР 58 64 63 60 55 47 47 47 48 46 46,5 46,9 -ИЛоборудование, инструмент, инвентарь 21 22 24 27 28 34 34 33 36 34 37,7 38,8 17,8прочие 21 14 13 13 17 19 19 20 16 20 15,8 14,3 -6,7
  155. Коэффициент обновления ОФ, в % от общей стоимости 6,9 1,7 1,4 1,1 1,2 1,1 1,5 1,6 1,8 1,8 1,9 2 -4,9
  156. Коэффициент выбытия ОФ в % от общей стоимости 1,8 1,5 1,5 1,5 1,5 1,1 1,2 1,1 1Д 1.2 1 1 -0,8
  157. Степень износа ОФ, % 46,4 47,5 49,8 51,6 52,9 51,9 51,3 49,9 52,9 51,4 50,6 43,6 -2,8
  158. Средний возраст оборудования, лет 12,2 14,3 15,2 16,1 17 17,9 18,7 19,4 20,1 20,7 * *
  159. Число предприятий в промышленности, ед 162 289 310 324 339 352 372 384 402 421 450 512 в 3,2 р.
  160. Среднегодовая численность работников в промышленности, тыс. чел. 19 465 17 161 16 366 14 905 14 162 14 297 14 543 14 692 14 534 14 345 14 301 14 593 75
  161. Уд вес убыточных предприятий, % 15,3 34,2 50,6 50,1 53,2 40,8 39,8 37,9 43,5 43 38,1 40 24,7
  162. Коэффициент текущей ликвидности 130,1 114,3 96,2 89,2 85,2 96 103,8 107 110 113Д 109,2 *
  163. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 12,8 15,5 -4,8 -12,1 -22,3 -11,9 -4,5 -6,1 -5,8 -13,9 -14,4 *
  164. Коэффициент автономии 35,2 73,5 76,3 67,9 54,9 62,2 53,4 53,2 56,7 54,5 47,2 *данные не представлены ** 2005 г. 2000 г.• ': ¦. — Приложение 4
  165. Показатели развития пищевой промышленности Российской федерации за 1990−2005 гг. 13,14,15,16. ¦ ¦: ¦'. Годы «."•'¦.-¦ 2005 г.
  166. Показатели 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003. 2004 2005 к 1990 ' ' Г., %
  167. Ниело действующих организаций, ед. .5654 13 902 18 409 19 721 22 291 22 873 25 392 24 749 24 141 22 085 23 305 ** - ¦ .
  168. Удельный вес убыточных организаций, % ** .19,2 37,8 42,2. '44 ¦ 37,6 43,6 41,2 46,4. 45,9 43,4. 36,1 ¦
  169. Доля объема продукции предприятий пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства, % 12,1 15,3 10,7 12>4 15,5 14,7 14,9 15,3, — 15,8 15,6 — 12,5 11,4 -0,7
  170. Доля инвестиций в пищевую промышленность от общего объема инвестиций, % .** 2,73, .2,66 А11 • 4,05. 5,86 3,62 3,22 2,92. 2,93. 3,3 — 3,3 : — '
  171. Индекс производства, % к. предыдущему году. 100,4 91,8. 90,7 9.7,2 100,8. 103,6 114,4 108,4 106,5 ¦105,1 104 104,4
  172. Индекс производства, к 1990 г., % 100 52. 47 46 • 46 48 '. 55 60 63 67 70,5 73,6 '
  173. Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, чел. 1545 1506 1487 1454 1396 1439 1484 1492 1495 1488 1415 1422 92
  174. Среднемесячная зарплата, руб. 0,313 556,7 921,4 1089 1214,5. 1809.5 2392,7 3384,9 4280,2 5253,9 6574,2 7493,8 в 3 р:».
  175. Уровень рентабельности, %'. ** 16,3 5,5 8,4 12,8 • 13 10,1 11,5 10,6 8,5 8,1 8,7
  176. Снижение (-), повышение затрат на 1 руб. продукции, в % к предыдущему году ':¦: -. ':.-'¦. •- ¦ «- 0,98 0,22. 7,5 .4−4 1,3 2,5- • ' -2» 0,9. 2,9 0,8 **
  177. Производство цельномолочной продукции в пересчете на молоко,. млн. тонн 20,8 5,3 ¦ 5,2 • -5,6. ¦¦¦.5,6 6,2 6,7. 7,7 8,5 9 9,5 45,7
  178. Объем производства масла животного, тыс. тонн 833 421, 323 -. 292 276 • 262 267 .'. 271 279 285 276 277. 33,3-- .
  179. Объем производства консервов молочных, млн.'ус. б. 980 527- 544.: 569 «. .615 538 620 677 '722. 760 820 854 87,1
  180. Объем производства сыра, тыс. тонн 458 218 193 174. 185. 185 221: 255 ., 316 ¦ 349 — 348 371 811. Продолжение приложения 4
  181. Показатели Годы 2005 г. к 1990 г., %1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
  182. Стоимость ОФ, по полной учетной стоимости, млн. руб. 36,3 83 587 ** 160 307 157 724 182 295 227 265 275 537 317 699 388 054 434 768 **
  183. Степень износа ОФ, % 40,7 36.7 38,7 46,5 44,5 39.9 38,3 35,9 35,7 33.5 34,8 **
  184. Коэффициент обновления ОФ 7,4 2,6 1,6 1,5 2,1 3,1 2,7 3,1 2,9 4,2 3,3 **
  185. Коэффициент выбытия ОФ 2,3 2,6 1,9 1,7 2,1 1,4 1,7 1,6 1,9 2,1 1,2 **
  186. Индекс цен производителей пищевой промышленности, раз 100 2,6 121,8 111,6 152,9 162,6 118,6 115 105,8 114,8 100,9 104,9
  187. Средние потребительские цены на молоко, руб. за кг 0,022 2,8 3,19 3,63 5,82 8 9,7 11,37 11,96 13,48 15,52 17,35 7,652 005 г. к 2000 г. данные не представлены
Заполнить форму текущей работой