Формирование и развитие операционного управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий
Учитывая данные прогнозного характера, полученные путем анализа динамики изменения временных рядов реализации ассортимента выпускаемой продукции ОАО «Нефтемаслозавод», а также используя оптимизационную модель, имеющую ряд ограничений (по спросу, сырью, возможностям производства) была скорректирована производственная программа предприятия на 2005 год. Так в 2005 году необходимо произвести 5038… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования операционного управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия
- 1. 1. Место и роль операционного маркетинга в системе рыночной деятельности предприятий
- 1. 2. Сущность концепции промышленного маркетинга в современных условиях
- 1. 3. Особенности формирования маркетинговой деятельности на российских промышленных предприятиях
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Методический инструментарий формирования операционного управления маркетинговой деятельностью
- 2. 1. Оценка функциональной конкурентоспособности промышленной продукции как важнейшего элемента маркетинговой деятельности
- 2. 2. Методика формирования ценовой политики предприятия на основе функционально-стоимостного анализа ассортимента продукции
- 2. 3. Методика формирования производственной программы промышленного предприятия на основе маркетингового подхода
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Формирование и развитие операционного управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий Оренбургской области
- 3. 1. Формирование операционного управления маркетинговой деятельностью на предприятиях Оренбургской области
- 3. 2. Маркетинговый подход к формированию производственной программы ОАО «Нефтемаслозавод»
- 3. 3. Анализ развития инструментария операционного управления маркетинговой деятельностью на промышленных предприятиях
- 3. 4. Перспективы развития операционного управления маркетинговой деятельностью как основа стратегического маркетингового планирования
- Выводы по третьей главе
Формирование и развитие операционного управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Рыночные преобразования затронули все без исключения области экономического хозяйства России. Испытывая воздействие рыночных законов, хозяйствующие субъекты вынуждены вырабатывать механизмы адекватного управления своей деятельностью. На сегодняшний день таким механизмом рыночного управления является внедрение на предприятии системы маркетинга. Этот процесс сопровождается большими трудностями, обусловленными российской спецификой становления рыночной экономики.
Сегодня действуют факторы, ограничивающие возможности развития маркетинга в России и определяющие его качественные отличия от классических моделей. Неблагоприятные для российских фирм факторы во многом связаны с недоразвитостью и нецивилизованностью рыночных отношений в России, переходным состоянием экономики, вялотекущим и половинчатым характером российских реформ, несовершенством законодательства. Кроме того, в отличие от многих западных предпринимателей российские менеджеры поставлены в условия, когда сиюминутные интересы преобладают над долгосрочными. Главной особенностью поведения предприятий переходного периода становится «ориентация на выживание».
Исходя из этого, на сегодняшний день главной и актуальной задачей является выработка механизма формирования и развития операционного управления маркетинговой деятельностью, способствующей эффективному управлению предприятием в условиях переходной экономики.
Степень изученности проблемы.
В настоящее время накоплен определенный опыт в разработке теоретико-методических основ формирования операционного управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий.
Так, вопросам становления и развития операционного и стратегического маркетинга посвящен ряд работ зарубежных и отечественных авторов. Среди научных трудов следует выделить работы зарубежных классиков Ассэля Г., Брэддика У., Брэдли Дж., Дибба С., Диксона П., Котлера Ф., Кревенса Д., Ламбена Ж., Макдоналда М., Симкина JT. и других исследователей. Среди отечественных ученых-экономистов особенно хотелось отметить работы Азоева Г. JI., Голубкова Е. П., Завгородней А. А., Конева И. П., Лаптева А. А., Моисеева Н. К., Ноздрева Р. Б., Попова Е. В., Поршнева А. Г., Светуньковой С. Г., Силантьева Л. П., Татаркина А. И., Фатхудинова Р. А., Ямпольской Д. О., и других ученых.
В работах указанных экономистов детально обсуждены различные вопросы, касающиеся разграничения сфер действия стратегического и операционного маркетинга.
Промышленный маркетинг хорошо представлен в работах Болта Г., Буккереля Ф., Дайана А., Ламбена Ж., Перуччи Л. В своих работах указанные авторы подробно дают определение промышленному маркетингу, а также указывают основные отличия в реализации принципов маркетинга потребительских товаров и товаров промышленного назначения.
В современных условиях зарубежная экономическая литература может оказаться полезной в качестве отправной точки для размышлений и разработки мероприятий по решению проблем, связанных с формированием операционного управления маркетинговой деятельности на промышленных предприятиях. Однако экономические условия в России существенно отличаются от стран с развитой рыночной экономикой и поэтому маркетинг в России в переходный период явление специфическое, требующее всестороннего изучения с учетом уже накопленного опыта.
В настоящее время большинство российских исследователей более склонны к написанию теоретических работ, посвященных вопросам формирования операционного управления маркетинговой деятельностью, чем к проведению эмпирических исследований деятельности промышленных предприятий.
Таким образом, актуальность, теоретическая и методологическая значимость проблемы формирования операционного управления маркетинговой деятельностью обусловили выбор темы диссертационного исследования, установили его цели и задачи.
Целью исследования является развитие теоретико-методических основ формирования и развития операционного управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий.
Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
— систематизировать теоретические основы формирования операционного управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия;
— обосновать методологию оценки функциональной конкурентоспособности промышленной продукции;
— разработать методику формирования ценовой политики на основе функционально-стоимостного анализа;
— предложить методику формирования производственной программы на основе маркетингового подхода;
— разработать модель операционного управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность промышленных предприятий в современных рыночных условиях.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования и развития операционного управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий.
Теоретическую базу исследования составляют научные положения и выводы отечественных и зарубежных ученых в области формирования и развития операционного управления маркетинговой деятельностью на промышленных предприятиях, законодательные акты, монографии, прикладные работы по данной тематике, материалы научных конференций и семинаров, статистические данные, тематические публикации в периодической печати.
Эмпирической базой исследования являются данные, полученные при обследовании предприятий ОАО «Нефтемаслозавод» и ОАО «Оренбургский завод резиновых технических изделий», а также результаты маркетинговых исследований 30 промышленных предприятий города Оренбурга по оценке рыночного потенциала.
Методология исследования базируется на диалектическом познании, целостности и взаимообусловленности экономических явлений, широком использовании общенаучных и конкретных методов исследования.
Методы исследования, используемые в научной работе: теоретический анализ и синтез, системный анализ, методы моделирования, наблюдение, прогностические методы (анализ временных рядов, экспертный метод, регрессионный анализ), функционально-стоимостной анализ. Основные задачи решались с помощью ЭВМ, используя пакет прикладных программ Word, Excel.
Основными способами обработки эмпирических данных послужили методы математической статистики, качественной сравнительной оценки, качественного анализа результатов исследования.
Научная новизна диссертационной работы заключается в решении актуальной научной проблемы, состоящей в разработке адаптированных методик формирования операционного управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий.
В диссертационном исследовании:
1. Разработан теоретико-методологический подход к оценке функциональной конкурентоспособности промышленной продукции, отличающийся от известных подходов в оценке конкурентоспособности перенесением предмета анализа на функциональные характеристики промышленной продукции (п. 3.9 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ).
2. Предложена методика формирования ценовой политики промышленного предприятия для рецептурной продукции, развивающая подходы по использованию метода функционально-стоимостного анализа на продукцию, обладающую переменным, задаваемым составом (п. ЗЛО Паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ). ;
3. Обоснована методика формирования производственной программы промышленного предприятия на основе современного операционного маркетингового инструментария, отличающаяся комплексным характером анализа и наличием обратной корректирующей связи от рыночных сигналов (п. 3.2 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ).
4. Разработана авторская модель операционного управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия на основе анализа и применения инструментов рыночного потенциала предприятия, характеризуемая уточнением коэффициентов весомости, а также определением места данного инструмента в стратегическом планировании маркетинговой деятельности (п. 3.2 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ).
Основные положения диссертации, выносимые на защиту: теоретико-методологический подход к оценке функциональной конкурентоспособности промышленной продукции;
— методика формирования ценовой политики промышленного предприятия для рецептурной продукции на основе функционально-стоимостного анализа;
— методика формирования производственной программы промышленного предприятия на основе современного операционного маркетингового инструментариямодель операционного управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия на основе анализа и применения инструментов рыночного потенциала предприятия,.
Практическая значимость исследования состоит в том, что исследование доведено до уровня практического применения при формировании операционного управления маркетинговой деятельностью на промышленных предприятиях города Оренбурга: ОАО «Нефтемаслозавод», ОАО «Оренбургский завод резиновых технических изделий», что подтверждено соответствующими документами.
Предложенные рекомендации по формированию ценовой политики на основе функционально-стоимостного анализа ассортимента выпускаемой продукции будут способствовать снижению себестоимости, повышению конкурентоспособности и качества продукции.
Рекомендации по оценке функциональной конкурентоспособности позволят выявить продукцию, в большей мере удовлетворяющую потребителя по функциональным характеристикам.
Формирование производственной программы промышленного предприятия на основе маркетингового подхода позволит вовремя корректировать объемы производства на основании данных конъюнктурного характера.
Результаты исследования могут найти практическое применение при формировании операционного управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий.
Основные положения диссертационного исследования могут служить материалом для дальнейшего совершенствования процесса формирования операционного управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий.
Материалы диссертации могут использоваться при разработке учебных пособий, а также в учебном процессе при изучении дисциплин: «Маркетинг», «Промышленный маркетинг», «Стратегический маркетинг».
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на ряде научных конференций, в числе которых: шестая межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы торгово-экономической деятельности и образования в рыночных условиях» (Оренбург 2005), международная конференция «Россия как трансформирующееся общество: экономика, культура, управление (региональный аспект)» (Оренбург 2004), международная конференция «Проблемы межрегионального сотрудничества в условиях формирования единого экономического пространства: стратегия и механизм реализации» (Актобэ — Оренбург 2003).
Отдельные результаты диссертационной работы были доложены в виде научных докладов и отчетов о научно-исследовательской работе.
Структура и объем диссертационной работы. Логика и цель исследования определили структуру диссертации. Диссертация объемом 186 машинописных страниц состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Библиографический список включает в себя 153 наименования, 7 приложений даны на 22 страницах, в которых приведены материалы, иллюстрирующие и дополняющие основное содержание диссертационного исследования. В работе представлено 24 таблицы, 19 рисунков.
Выводы по третьей главе.
1. Применение ФСА для рецептурной продукции ОАО «Нефтемаслозавод» и ОАО «Оренбургский завод резиновых технических изделий» позволило определить функции, в которых сосредоточены излишние затраты, и, тем самым, выявить резервы снижения себестоимости для данной продукции. Так, резерв снижения себестоимости смазки «Литол 24» составил 7% от себестоимости, смазки «Алюмол» — 23%, резинового шланга, изготовленного на основе резиновой смеси марки 905 — 24%, на основе резиновой смеси марки 923 — 23%.
2. Определение функциональной конкурентоспособности позволило выявить вид продукции, которая по своим функциональным характеристикам наиболее близка к идеальной потребительской модели (ИПМ). Среди пластичных смазок наиболее близка к ИПМ смазка «Алюмол», среди резиновых шлангов — шланг, изготовленный из резиновой смеси марки 905.
3. Учитывая данные прогнозного характера, полученные путем анализа динамики изменения временных рядов реализации ассортимента выпускаемой продукции ОАО «Нефтемаслозавод», а также используя оптимизационную модель, имеющую ряд ограничений (по спросу, сырью, возможностям производства) была скорректирована производственная программа предприятия на 2005 год. Так в 2005 году необходимо произвести 5038 тонн пластичных смазок 2520 тонн консервационных смазочных материалов, 25 425 тонн смазочно-охлаждающих жидкостей, 84 460 тонн индустриальных масел, 13 694 тонны моторных масел, 270 тонн прочей продукции. Успешная реализация этой продукции принесет целевую прибыль предприятию, которая составит 19 659 т. руб.
4. Рыночный потенциал предприятия может быть представлен в виде инструментального рыночного потенциала или потенциала операционного управления маркетинговой деятельностью (ПОУМД), включающий в себя аналитический, производственный и коммуникативные потенциалы. Для предприятий Оренбургской области аналитический потенциал составляет 46%, производственный — 52%, коммуникативный — 56%.
5. Применение потенциала операционного управления маркетинговой деятельностью в стратегическом маркетинговом планировании на основе оценки функциональной конкурентоспособности ПОУМД фирмы легко встраивается в существующую на предприятии схему маркетингового планирования, что позволит объективно оценить маркетинговую деятельность предприятия по сравнению с конкурентом, выделить сильные и слабые стороны в маркетинговой деятельности и, на основании этого, разработать эффективную маркетинговую стратегию развития, подчиненную общей стратегии развития предприятия.
Заключение
.
В результате проведенных теоретических и экспериментальных исследований с целью развития теоретико-методических основ формирования операционного управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий, были получены следующие теоретические и практические результаты:
1. На основе анализа опубликованной научной литературы определена роль операционного маркетинга в системе рыночной деятельности промышленных предприятий. Было выявлено, что в условиях переходного периода к рыночной экономике управлять предприятием на основе прежних принципов не представляется возможным. Необходима переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов, т. е. переориентация на стратегическое и операционное управление. На основе выявленных к настоящему времени методологических основ маркетинга, а также исходя из требующих дополнительного изучения проблем в области прикладной экономики, сформулированы цель и задачи исследования.
2. В результате сравнительного анализа промышленного и потребительского маркетинга определены: структура промышленного и потребительского рынка, принципы организации маркетинговой деятельности промышленных предприятий, критерии рынка продукции производственно-технического назначения. На основе классификации маркетинга от вида покупателя проанализировано поведение предприятий в процессе закупок в промышленной среде. Отмечены достоинства и недостатки прямой реализации товаров.
3. Обзор литературных источников позволил выявить основные особенности формирования маркетинговой деятельности на российских промышленных предприятиях. Рассмотрена маркетинговая деятельность промышленных предприятий России и Оренбургской области. Этот анализ позволил определить основные приемы и методы рыночной работы данных предприятий. Было выявлено, что в условиях отечественной экономики используются пока отдельные приемы и методы промышленного маркетинга. С развитием же рынка создаются условия для целенаправленного и комплексного использования инструментов маркетинговой деятельности.
4. В ходе формирования методического инструментария операционного управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий была предложена методика оценки функциональной конкурентоспособности промышленной продукции, заключающаяся в рассмотрении объекта анализа как системы выполняемой им функций, экспертной оценке весомости функций и их степени выполнения, что позволяет оценить конкурентоспособность данной продукции по сравнению с продукцией конкурента.
5. Подробное рассмотрение функционально-стоимостного анализа (ФСА) как высокоэффективного метода повышения конкурентоспособности на основе оценки функций объекта и затрат на реализацию данных функций, позволил разработать методику формирования ценовой политики предприятия на основе ФСА, применительно к рецептурной продукции, заключающейся в последовательном выполнении следующих фаз: ограничение объекта как системыфункциональный анализстоимостной анализпостроение функционально-стоимостной диаграммыопределение функциональной конкурентоспособности.
6. В ходе совершенствования процесса операционного управления маркетинговой деятельностью было установлено, что в кризисной ситуации, в которой оказалось большинство российских предприятий, первостепенными являются вопросы налаживания системы внутрипроизводственного планирования на основе выявления потребностей рынка и прогнозирования объемов продаж. Для решения этой проблемы, разработана методика формирования производственной программы промышленного предприятия, основанная на решении оптимизационной задачи в которой в качестве ограничений учитываются как внутренние возможности предприятия, так и изменяющиеся внешние условия.
7. Применение на практике предложенного методического инструментария операционного управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий показало их работоспособность и высокую эффективность. Так, применение методики формирования производственной программы на ОАО «Нефтемаслозавод» позволило сформировать оптимальный ассортимент продукции на ближайший прогнозный период времени. Совместное применение методики совершенствования ценовой политики предприятия на основе ФСА и методики определения функциональной конкурентоспособности для рецептурной продукции предприятий ОАО «Нефтемаслозавод» и ОАО «Оренбургский завод резиновых технических изделий» позволило выявить резервы снижения себестоимости продукции, сохраняя свои функциональные параметры, а также определить вид продукции, которая по своим функциональным характеристикам в наибольшей степени предпочтительна для потребителя.
8. Полевое эмпирическое исследование применения инструментов операционного управления маркетинговой деятельностью, позволило определить методический (инструментальный) потенциал промышленных предприятий Оренбургской области. Так, было выявлено, что потенциал применения инструментов операционного управления маркетинговой деятельности используется примерно наполовину: наименее востребованы инструменты формирования общественного мнения и сегментации, наиболее востребованы инструменты стимулирования сбыта и персональных продаж.
9. Применение инструментального рыночного потенциала или потенциала операционного управления маркетинговой деятельности, включающего в себя аналитический, производственный и коммуникативный потенциалы может преследовать следующие цели: диагностика текущего состояния, оценка эффективности работы отдела маркетинга, стратегическое маркетинговой планирование (на основе определения функциональной конкурентоспособности операционного управления маркетинговой деятельности фирмы).
Список литературы
- Айкс Б. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода / Б. Айкс, Р. Ритерман // Вопросы экономики. 1994. № 8. С. 31.
- Александров Д. Менеджмент существовал всегда (интервью с Ж. Ламбеном) // Top-manager, # 35, 2004, http: //www.top-manager.ru/archive/2004/35/526.
- Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. СПб.: Экономика, 1989.
- АО НГГ «Славнефть» динамика развития // Наука и промышленность России. 2001. № 3.
- Аристов О. В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов / О. В. Аристов М.: ИНФРА-М, 2003. — 240 с.
- Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия /Г. Ассэль М.:ИФРА — М, 2001.-804 с.
- Асаул А. Маркетинговые аспекты деятельности строительной организации / А. Асаул //Маркетинг. 2002. № 1(62). С. 65−75.
- Аукционек С. Теория переходной экономики и ее место в ряду экономических наук / С. Аукционек // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 10. С. 13−20.
- Аунапу Ф. Ф. Научные методы принятия решений /Ф. Ф. Аунапу М.: Экономика. 1974.
- Ю.Афанасьев М. П. Маркетинг, стратегия и практика фирмы /М. П. Афанасьев -М.: Изд. «Финстатинформ», 1995. 115 с.
- Багиев Г. Л. Промышленный маркетинг: учебное пособие / Г. Л. Багиев,., Назим Сайед-Мохамед, О. У. Юлдашев СПб.: Изд-во. СПбУЭФ, 1994.38 с.
- Багиев Г. Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич X. Анн М.: Экономика, 1999. — 703 с.
- Багиев Г. Л. Основы маркетинговой деятельности на предприятии /Г. Л. Багиев Л.: Ленингр. обл. правление ВНТОЭД990
- Багриновский К. А. Экономико-математические методы и модели (микроэкономика)/ К. А. Багриновский, В. М. Матюшок М: РУДМ. 1999 г.-183 с.
- Баженов В. На европейский уровень нефтепереработки / В. Баженов //Нефть России. 2002. № 1. с. 76−77.
- Баззел Р. Д. и др. Информация и риск в маркетинге / Р. Д. Баззел М.: Финстатинформ. 1993 г.
- Банди Б. Методы оптимизации /Б. Банди. М.: Радио и связь, 1988.
- Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций / Л. Е. Басовский М.: ИНФРА-М. 2000.-219 с.
- Басовский Л. Е. Управление качеством: Учебник / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. М.: ИНФРА-М, 2001. — 212 с.
- Баутов А. Н. Формирование и расчет оптимального ассортимента при случайном спросе / А. Н. Баутов// Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 3. С. 18.
- Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз/И. К. Беляевский. -М.: Финансы и статистика. 2001 г.
- Берсенев В. Л. Экономика регионов: перспективы развития и инноваций / В. Л. Берсенев. Екатеринбург: УрГУ. 1999.
- Брэддик У. Менеджмент в организации / У. Брэддик. М.: ИНФРА-М, 1997. — 64 с.
- Бушуева Л. И. Методы прогнозирования объемов продаж / Л. И. Бушуева// Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 1. С. 15.
- Ванифатова М. М. Системы маркетинговой информации: современные мировые тенденции развития и особенности российского рынка / М. М. Ванифатова //Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 1. С. 56.
- Викентьев И. JI. Приемы рекламы и PR / И. JI. Викентьев. СПб.: Бизнес-пресса. 1998.
- Влчек Р. Функционально-стоимостной анализ в управлении: Сокр. пер. с чеш / Р. Влчек -М.: Экономика. 1986. 176 с.
- Герасименко В. В. Дифференциация цен: опыт мирового бизнеса / В. В. Герасименко //Маркетинг. 1995. № 3. С. 50−59.
- Герчикова И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова М.: ЮНИТИ 1995 — 146 с.
- Герчикова И. Н. Методика проведения маркетинговых исследований / И. Н. Герчикова //Маркетинг. 1995. № 3. С. 31−42.
- Голибардов Е. И. Техника ФСА / Е. И. Голибардов, А. В. Кудрявцев, М. И. Синенко. К.: Техника, 1989. — 239 с.
- Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика 2-е издание, перераб. и дополненное / Е. П. Голубков. — М.: Изд. «Финпресс», 2000. — 464 с.
- Голубков Е. П. О некоторых понятиях и терминологии маркетинга/ Е. П. Голубков// Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 5. С. 3−21.
- Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник / Е. П. Голубков. М.: Издательство «Финпресс», 1999. — 656 с.
- Голубков Е. П. Планирование маркетинга / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 5 (31).
- Голубков Е. П. Проектирование элементов комплекса маркетинга / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6 (26). С. 98 115.
- Голубков Е. П. Проектирование элементов комплекса маркетинга. / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 2 (28).
- Голубков Е. П. Современные тенденции развития маркетинга / Е. П. Голубков // «Маркетинг в России и за рубежом». 2004. № 1 (39).
- Голубкова Е. Н. Маркетинговые коммуникации / Е. Н. Голубкова. М.: Финпресс, 2000.
- Горбунова Н. А. Теория оценки конкурентоспособности экономических агентов. Монография / Н. А. Горбунова, Е. В. Попов. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005.
- Горелова А. Маркетинговые исследования: многоаспектный взгляд/ А. Горелова//Маркетинг. 2000. № 6 (55). С. 19−23.
- Горовои А. А., Российский директор в рыночной экономике: Практический маркетинг для руководителей промышленных предприятий / А. А. Горовои, В. В. Сорокин. М.: Экономика, 1996. — 192 с.
- Гранкина Н. А. Оценка деятельности посредника при экспорте продукции предприятия/ Н. А. Гранкина, Е. В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 6 (38). С. 7−16.
- Дамари Р. Теория и практика маркетинга / Р. Дамари // Экономические новости России и содружества. 1999. № 22. С. 5.
- Дибб С. Практическое руководство по сегментированию рынка / С. Дибб, Л. Симкин. СПб.: Питер, 2001, — 111 с.
- Диксон П. Управление маркетингом / П. Диксон. М.: ЗАО «Издательство Бином», 1998. — 560 с.
- Дихтль Е. Практический маркетинг. Учебное пособие / Е. Дихтль, X. Хершген- пер. с нем.- под ред. И. С. Минько. М.: Высшая школа, ИНФРА-М, 1996.-255 с.
- Долинская М. Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев. М.: Издательство стандартов, 1991 — 128 с.
- Друкер П. Ф. Эффективный управляющий / П. Ф. Друкер. М.: Бук Чем бэр Интернэшнл, 1994.
- Евдокимов Ф. И. Азбука маркетинга и компьютер / Ф. И. Евдокимов, В. М. Гавва. Донецк: Дон ГТУ, 1995 — 160 с.
- Егоров А. Ю. Комплексный анализ коммерческо-сбытовой деятельности в условиях становления рынка / А. Ю. Егоров- дис. д-ра. экон. наук. М.: 1994−306 с.
- Елисеева. И. И. Теория статистики с основами теории вероятностей: Учеб. пособие для вузов / И. И. Елисеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
- Завгородняя А. В. Маркетинговое планирование / А. В. Завгородняя, Д. О. Ямпольская. СПб.: Питер. 2002. — 211 с.
- Замятин Б. И. О сущности стратегического маркетинга / Б. И. Замятин, И. В. Семенов //Российский экономический журнал. 1997. № 3. С. 52−54.
- Ивахник Д. Е. Оптимизация производственной программы в условиях рыночных отношений / Д. Е. Ивахник, В. 3. Григорьева // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1. С. 9.
- Калугина С. А. Определение конкурентоспособности продовольственных товаров / С. А. Калугина // Маркетинг в России и за Рубежом. 1997. № 910. С. 57−62.
- Карнаухов С. Повышение качества маркетинговых исследований на товарных рынках / С. Карнаухов, О. Милютина // Маркетинг. 2003. № 2 (69). С. 27.
- Карпухин В. П. С точки зрения здравого смысла / В. П. Карпухин //ЭКО. 1999. № 2. С. 91.
- Картер Г. Эффективная реклама / Г. Картер. М.: Прогресс. 1991.
- Ковалев А. И. Промышленный маркетинг. Ч 1−2 / А. И. Ковалев. М.: ООО Фирма «Благовест-В». 2002 г.
- Ковалев А. И. Классификация товаров производственно-технического назначения / А. И. Ковалев // Маркетинг. 2003. № 3. С. 110.
- Ковалев А. И. Структура рынка товаров производственно-технического назначения / А. И. Ковалев // Маркетинг. 2003. № 4. С. 110.
- Ковалев А. И. Природа, сущность и особенности промышленного маркетинга / А. И. Ковалев // Маркетинг. 2003. № 1. С. 109−122.
- Колосова О. А. Методы прогнозирования товарооборота аптечного учреждения с учетом принципов фармацевтического маркетинга / О. А.
- Колосова, А. М. Битерякова, О. А. Васнецова // Экономика здравоохранения. 1997. № 7/19.
- Конев С. Конкуренция двигатель модернизации / С. Конев //Промышленник России. 2004. № 1. С. 66−69.
- Корнев А. В. «Оренбургский радиатор»: новые технологии будущее завода / А. В. Корнев // Промышленник России. 2004. № 1. С. 60−63.
- Короткий Г. 10. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление (для технически сложных изделий) / Г. Ю. Короткий // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 2. С. 17 25.
- Короткий Г. Ю. Проблема качества в маркетинге на современном этапе / Г. Ю. Короткий // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 4. С. 31−34.
- Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент / Ф. Котлер. Спб: Питер. Ком. 1999. — 896 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. М.: Прогресс. 1990.
- Кошечкин С. А. Алгоритм прогнозирования объема продаж в MS EXCEL / С. А. Кошечкин // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5.
- Кревенс Д. В. Стратегический маркетинг / Д. В. Кревенс. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 752 с.
- Кретов И. И. Маркетинг на предприятии / И. И. Кретов. М.: АО «Финстатинформ», 1994. — 181 с.
- Кротков А. М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А. М. Кротков, Ю. А. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6. С. 59.
- Крылов В. Г. Успех по-уральски: политика нового века / В. Г. Крылов //Промышленник России. 2004. № 1. С. 42−45.
- Кувшинова Е. К вопросу о системе маркетинга на энергетическом предприятии / Е. Кувшинова // Маркетинг № 6. С. 70−76.
- Кузьмин A.M. История возникновения и развития функционально-стоимостного анализа / А. М. Кузьмин, А. А. Барышников // Машиностроитель. 2001. № 1. С. 41−46.
- Кузьмин A.M. Функциональный анализ как инструмент подъема и развития российской экономики / А. М. Кузьмин, А. А. Барышников // Машиностроитель. 2001. № 11. С. 48−50.
- Кузьмин A.M. Формы применения функционально-стоимостного анализа / А. М. Кузьмин, А. А. Барышников // Машиностроитель. 2001. № 6. С. 37−40.
- Кузьмина Е. А. Функционально-стоимостной анализ. Концепции и перспективы / Е. А. Кузьмина, А. М. Кузьмин // Методы менеджмента качества. 2002. № 8. С. 8−14.
- Кузьмин A.M. Функциональный анализ: выявление, определение и классификация функций / А. М. Кузьмин, А. А. Барышников, Е. А. Кузьмина // Машиностроитель. 2001. № 9. С. 33−39.
- Кунявский М. Е. Управление маркетингом промышленного предприятия / М. Е. Кунявский, И. М. Кублин, К. О. Распоров. М.: Международные отношения. 2004. — 376 с.
- Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива /Ж.-Ж. Ламбен. СПб.: Наука. 1996. — 589 с.
- Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен. СПб.: Питер. 2004. — 800 с.
- Лаптев А. А. Стратегический и оперативный маркетинг / А. А. Лаптев, И. П. Конев, Л. П. Силантьев. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. 1999. — 172 с.
- Лаптев А. Особенности становления потребительского рынка и маркетинга в российской экономике / А. Лаптев // Финансовый бизнес. 1997. № 9. С. 66−71.
- Липсиц И. В. Коммерческое ценообразование / И. В. Липсиц. М.: БЕК, 1997.-368 с.
- Лукин А. Профессиональные услуги по развитию маркетинговой деятельности на предприятиях / А. Лукин // Маркетинг. 2002. № 3 (64). С. 72−77.
- Макаревич JI. Корпоративному управлению, стратегическому планированию, маркетингу системный подход / Л. Макаревич //Общество и экономика. 2001. № 7−8. С. 25−51.
- Макдональд М. Почему Ваш маркетинговый план не работает? / М. Макдональд. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 192 с.
- Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконелл, С. Л. Брю- В 2 т.- пер. с англ. Т. 2. Таллинн, 1993.
- Маренков Н. Л. Управление обеспечением качества и конкурентоспособности продукции / Н. Л. Маренков, В. П. Мельников, В. П. Смоленцев, А. Г. Схиртладзе М.: Феникс, 2004. 512 с.
- Маркетинг промышленных товаров / под ред. В. И. Седова. — М.: «Прогресс», 1978. 248 с.
- Маркетинг: Толковый терминологический словарь-справочник. М.: СП «Медсервис Интернешнл», 1991. — 224 с.
- Маркова В. Методические вопросы планирования производства на основе маркетинга / В. Маркова // Маркетинг №. С. 43.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. с. 203−204.U
- Михайлов А. Проектирование маркетинговой информационной системы / А. Михайлова // Маркетинг. 2000. № 2 (51). С. 27.
- Мотышина М. С. Методы и модели маркетинговых исследований: Учеб. пособие / М. С. Мотышина. СПб: СПбуЭФ, 1996. с. 72
- Муромцев С. Маркетинг менеджмент промышленного предприятия / С. Муромцев // Маркетинг. 2004. № 3. С. 37−43.
- Никифоров А. Д. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов / А. Д. Никифоров. М.: Дрофа, 2004. — 720 с.
- Окрепилов В. В. Управление качеством: учебник для ВУЗов / В. В. Окрепилов. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб: ОАО «Издательство «Наука», 2000. — 912 с.
- Омельченко И. Н. Экономико-математические методы формирования производственной программы / И. Н. Омельченко, А. Д. Канчавели, А. В. Леонидов // Наука и промышленность России. 2001. № 9. С. 67.
- Осипов М. Нефть основа экономии Оренбуржья / М. Осипов, В. Грабовский // Промышленник России. 2004. № 1. С. 48−53.
- Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент / под ред. проф. В. М. Власовой -М.: Финансы и статистика, 1994. 496 с.
- Павлова Н. Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара / Н. Н. Павлова // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. №> 1 (39). С. 82 88.
- Пархоменко Р. С. Основы маркетинга нефтепродуктов / Р. С. Пархоменко, В. М. Колесников. М.: «НЕДРА» 1992. — 13 с.
- Петров А. Е. Состояние нефтегазовой отрасли России / А. Е. Петров // Промышленность России. 2002. № 12 (44).
- Попов Е. В. К определению содержания функции маркетинга / Е. В. Попов // Менеджмент № 8. С. 143−148.
- Попов Е. В. Рыночный потенциал предприятия / Е. В. Попов. М.: Экономика, 2002. — 559 с.
- Попов Е. В. Классификация методов ценообразования / Е. В. Попов, О. Н. Крючкова // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 4 (30). С. 3253.
- Попов Е. В. Искусство маркетинга / Е. В. Попов, Л. Н. Попова. -Екатеринбург: Терминал Плюс, 1997.
- Попов Е. В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии / Е. В. Попов // Маркетинг. № С. 105−112.
- Попов Е. В. Разработка нового товара / Е. В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 3. С. 11−19.
- Попов Е. В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие / Е. В. Попов. М.: Финансы и статистика, 1999. — 320 с.
- Предварительные итоги финансово-хозяйственной деятельности АО НТК «Славнефть» //Промышленник России. 2001. № 1.
- Райхлин Э. Основы экономической теории / Э. Райхлин. М.: Наука, 1995.
- Ракитин А. А. Деятельность НТК «Славнефть» на российском рынке и ее международные связи / А. А. Ракитин, Н. В. Сычев // Промышленность России. 2000. № 12.
- Романов А. Н. Маркетинг / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.
- Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика: Толковый терминологический словарь / сост. В. А. Калашников- под общей редакцией Л. П. Дашковой -2-е изд., испр. и доп. М.: Информ. — внедренческий центр «Маркетинг», 1994.-219 с.
- Светунькова С. Г. Методы маркетинговых исследований / С. Г. Светунькова. СПб.: Издательство ДНК, 2003. — 352 с.
- Семенов И. Маркетинговый парадокс и стратегическая ориентация организации / И. Семенов // Маркетинг. 2004. № 1. С. 110−124.
- Семенов И. Система и процесс стратегического маркетинга в организации / И. Семенов // Маркетинг. 2004. № 3.
- Словарь делового человека / под ред. О. В. Амуржаева М.: Экономика, 1992. — 236 с.
- Смирнов А. Золотое звено / А. Смирнов //Нефть России. 2002. № 1. С. 84.
- Соловьев Б. А. Маркетинг / Б. А. Соловьев. М.: Изд-во рос. экон. акад., 1993.
- Сторожев Ю. В поисках новых рынков / Ю. Сторожев //Нефть России. 2002. № 1.С. 81−83.
- Табачун Е. П. Регулирование экономических отношений в акционерных обществах по производству и переработке мяса. Автореферат диссертации.
- Танкова О. В. Пути становления в России цивилизованного рынка нефтепродуктов / О. В. Танкова, В. Э. Маруханян, Л. В. Митрофанова //Нефтяное хозяйство. 2001. № 1.
- Теория маркетинга / под ред. М. Бейкера. СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
- Тимофеев А. В. Некоторые особенности повышения конкурентоспособности крупных промышленных компаний / А. В. Тимофеев // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 5. С. 33.
- Тихомирова Л. В. Юридическая энциклопедия/ Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров- под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: 1999. — 526 с.
- Уральский регион: последствия экономического реформирования. Екатеринбург: УрО РАН, 1996.
- Фасхиев X. Оценка конкурентоспособности новой техники / X. Фасхиев // Маркетинг. 1998. № 6. С.25−35.
- Фатхудинов Р. А. Стратегический маркетинг / Р. А. Фатхудинов. -СПб.: Питер, 2002.-112 с.
- Хруцкий В. Е.Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнева, Е. В. Автухова- под ред.В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991. -256с.
- Шарифов В. Эволюция сбыта / В. Шарифов // Нефть России. 2001. № 4 С. 8−11.
- Шарифов В. Центральная фигура нефтяного рынка потребитель / В. Шарифов // Нефть России. 2002. № 1. С. 78−80.
- Щиборщ К. Вертикальная интеграция промышленных компаний: основные преимущества и недостатки / К. Щиборщ // Маркетинг. 2001. № 6(61). С. 91−96.
- Эванс Дж. Р. Маркетинг / Дж. Р. Эванс, Б. Берман. М.: Экономика, 1993.-335 с.
- Юлдашев О. У. Промышленный маркетинг: теория и практика. URL: http:/Avww. Marketing.spb.ru/read/rn 13.
- Яновский А. Формирование ценовой политики предприятия / А. Яновский // Маркетинг. 2002. № 3 (64). С. 117−121.
- Яновский А. Маркетинг в производственно-сбытовой деятельности -залог коммерческого успеха / А. Яновский // Маркетинг №
- Abell D. Е. and Hammond J. S. Defining the Business: the Starting Point of Strategic Planning. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1980.
- Armand Dayan. Le marketing industrial. 3 edition corrigee: 1991 Paris, Presses Universitaires de France.
- Harvey Shapiro, Equipment Leasing: Financing Tool for the 80s, Forbes (March 24, 1986) p. A1 A24.
- Kotler Philip. Marketing Management. Analysis, Planning, Implementation, and Kontrol. 7th edition. Prentice Hall, 1991.
- Lambin, J.-J. (1993), Strategic Marketing: A European Perspective, London: McGraw-Hill.
- Lambin, J.-J. (1997), Strategic Marketing Management, London: McGraw-Hill.
- Michael D. Hutt and Thomas W. Spen. Industrial Marketing Management (Hinsdale, 111.: Drey den Press, 1981) p. 32−33.
- Rowland Т., Moriarty Sr. and Robert E. Spekman. «An Empirical Inrestigation of the information Sources Used During the Industrial Buying Process», Journal of Marketing Research 21 (May 1984), 137 147.164