Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование методов оценки инновационного развития экономической системы региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По уровню новизны различают три категории инноваций, в т. ч. базисные, улучшающие, интегрированные. По характеру инноваций различают технические, технологические, комплексные и экономические новшества. По стадии жизненного цикла выделяют инновации на стадии внедрения, роста, зрелости и спада товара. В соответствии со стадией процесса производства инновации можно классифицировать на стратегический… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ 9 ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
    • 1. 1. Сущность, классификация инноваций и характерные черты 9 инновационного процесса
    • 1. 2. Инвестиции как важный фактор и предпосылка инно- 25 вационной экономики
    • 1. 3. Регион как сложная инновационная экономическая 37 система
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ 56 ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
    • 2. 1. Тенденции инновационного развития регионов Приволж- 56 ского федерального округа
    • 2. 2. Факторы инновационного развития экономической 66 системы
    • 2. 3. Методика оценки инновационной активности бизнеса
  • ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК И 89 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 3. 1. Внедрение разработок в практику регионального управле- 89 ния и организация инновационного мониторинга
    • 3. 2. Методика оценки эффективности инновационного 94 развития
    • 3. 3. Рекомендации по регулированию инновационной деятель- 105 ности в экономической системе региона

Совершенствование методов оценки инновационного развития экономической системы региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономический рост в современном мире будет обеспечиваться исключительной ролью научно-технического прогресса, интеллектуализацией основных составляющих производства во всех сферах экономики и, прежде всего, промышленного производства. На долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих новые знания или решения, в развитых странах приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Образование превращается в одну из самых важных сфер, которая определяет перспективы экономического, социального и культурного развития любой страны.

В условиях рыночной экономики инновационная политика является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для стабильного долгосрочного развития. Поэтому именно инновационной политике, формирующей основные направления специализации региона, принадлежит ведущая роль в формировании конкурентоспособности региона. От того, смогут ли федеральные и региональные органы власти обеспечить необходимые условия развития высокоточных наукоемких производств, будет во многом зависеть экономическое и социальное будущее региона. Для того чтобы выявить направления, в которых государственная поддержка особенно необходима, определить тенденции в процессах инновационного развития региона и направления стимулирования такого развития, необходимо провести оценку потенциала и эффективности применения инноваций в регионе.

Ключевые политические положения о необходимости перехода к инновационной экономике изложены в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных президентом России В. В. Путиным 30 марта 2002 года. В этом документе определено, что цель государственной политики в области развития науки и технологий — переход к инновационному пути развития на основе избранных приоритетовфундаментальная наука — одна из стратегических составляющих развития обществаприоритеты фундаментальных исследований определяются самим научным сообществомформирование национальной инновационной системы — неотъемлемая часть экономической политики государства.

Стратегия инновационного развития в современных условиях должна учитывать следующие важные моменты: изменившиеся условия внешней среды, новые технические достижения, технологии, в т. ч. информационные, современные финансовые инструментыукрепление законодательно-правовой основы инновационной деятельностинеобходимость поддержания в условиях пропаганды политики глобализации региональных рынков и национального внутреннего рынкасохранение стабильности и нравственных основ бытия.

Инновации в значительной степени определяют экономический рост предприятий региона, занятость населения и рост производительности труда, а также являются существенным фактором социально-экономического развития региона. Поэтому решение вопросов, связанных с созданием в регионе эффективных механизмов реализации инноваций, требуют серьезного внимания и крайне важны в перспективе развития до 2025 года.

Все вышеперечисленное позволяет утверждать, что проблемы совершенствования методов оценки инновационного развития экономической системы регионов приобретают сегодня особую актуальность, научную и практическую значимость.

Состояние разработанности научной проблемы. В экономической науке вопросы научно-технического прогресса, его взаимосвязи с интенсификацией, влияния на конкурентоспособность экономики рассматривались в работах многих российских и зарубежных авторов.

Проблемы повышения эффективности инновационных процессов в национальной экономике были изучены в работах академиков РАН 4.

Л.И. Абалкина, А. Г. Гранберга, В. В. Ивантера, Д. С. Львова, В.И. Маевско-го, В. Л. Макарова, А. Д. Некипелова, Н. П. Федоренко, Ю.В. Яременкочленов-корреспондентов: С. И. Глазьева, В. В. Окрепилова, А. Г. Поршнева, А. И. Татаркина и др. Ведущие зарубежные ученые по экономике: Ст. Бир, К. Бо-умек, Н. Винер, Дж. К. Гэлбрейт, П. Ф. Дракер, Г. Мюрдаль, С. Оптнер, М. Е. Портер, П. Самуэльсон, С. Фишер, Ф. Хаск, С. Янг, Р. Харрода, Э. Хансена, Д. Даннинга, Э. Менсфилда, П. Массе, А. Кульмана, Р. Вернона, П. Лин-дерта исследовали проблемы стратегий, инноваций, инвестиций и повышения эффективности национальных экономик и крупных транснациональных компаний.

Среди работ отечественных экономистов, посвященных вопросам научно-методологического и прикладного аспекта анализа и управления инновационными процессами в регионе можно выделить работы российских ученых А. К. Астапова, В. П. Баранчеева, М. В. Васильева, О. И. Волкова, Н. Га-поненко, А. И Градова, А. П. Егоршина, П. Н. Завлина, В. И. Ильдеменовой, А. К. Казанцева, С. Кузнеца, Л. П. Куракова, В. Леонтьева, Т. П. Лобанова, Г. Н. Марченко, А. Мовсеяна, Н. Т. Саврукова, А. Ф. Суховей и др.

Практическая значимость и научная актуальность системного изучения поставленной проблемы обусловили выбор темы настоящего исследования, его цель и задачи.

Цель диссертационного исследования — совершенствование методов оценки инновационного развития экономической системы региона.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Исследовать и уточнить понятия «научно-технический прогресс», «инновации», «инновационный цикл», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «инновационное развитие». Осуществить классификацию инноваций по различным признакам и исследовать взаимосвязи между ними.

2. Выявить особенности и социально-экономические предпосылки инновационного развития экономической системы региона (на примере регионов Приволжского федерального округа).

3. Проанализировать инновационную активность бизнеса и выделить приоритетные направления финансирования и стимулирования инновационной деятельности.

4. Исследовать перспективные направления государственного регулирования инновационного развития экономической системы региона.

Объект исследования — инновационная деятельность экономической системы регионов Приволжского федерального округа (ПФО).

Предмет исследования — социально-экономические отношения в инновационной сфере, обеспечивающие повышение конкурентоспособности экономической системы региона в современных условиях.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения концепции экономической теории, предпринимательства, государственного регулирования экономики, теории менеджмента, управления инновациями и теория экономической эффективности, системный подход. Проблемы государственного регулирования инновационной сферы, производства и потребления наукоемкой продукции трактуются с позиции единства теории и практики, на основе сочетания макроэкономического и микроэкономического подходов.

Научные положения разработаны в соответствии с теорией воспроизводства и рынка, учитывают общие и специфические закономерности формирования рыночных социально-экономических структур и инновационной инфраструктуры.

Для достижения поставленной цели в диссертации применялись следующие методы исследования: источниковедческий, системный подход, экспертный, экономико-статистический, сравнительный и системно-структурный, графического моделирования, экономического анализа и др.

Информационную базу исследования составили данные Госкомстата РФ, Чувашстата, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Госкомстата РФ по ПФО.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке подходов по совершенствованию методов оценки экономической системы, стимулирования и регулирования инновационной деятельности в экономической системе региона (на примере регионов Приволжского федерального округа).

Наиболее существенные научные результаты, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1. Уточнены и разграничены понятия «научно-технический прогресс», «инновации», «инновационный цикл», «инновационный процесс», «иннова-. ционная деятельность», «инновационное развитие» и предложены методолоб гические принципы классификации инноваций по уровням и масштабам новизны, стадиям жизненного цикла товара, формам и видам новшеств, отраслевому признаку, видам получаемого эффекта.

2. На основе исследования основных тенденций, проблем и перспектив развития инновационной деятельности в экономической системе Приволжского федерального округа предложены методические подходы к оценке инновационного процесса с использованием обобщающих коэффициентов инновационной активности бизнеса.

3. Разработана методика экономической оценки инновационной активности и конкурентоспособности экономических регионов с использованием таких коэффициентов, как доля внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВРП, доля занятых исследованиями и разработками в процентах к общему числу занятых, доля основных фондов исследования и разработок в процентах к их общей стоимости, затраты на технологические инновации в процентах к ВРП.

4. Исследована система государственного регулирования инновационного процесса, включая его методы, формы и механизм осуществления и разработаны рекомендации по поддержке и стимулированию инновационного развития регионов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение: в практике федеральных, республиканских и местных органов власти по регулированию инновационных направлений развития отраслей экономикипри разработке стратегических планов социально-экономического развития территорий и совершенствования организационно-правовых основ взаимоотношений хозяйствующих субъектов в экономической системе регионав учебном процессе высшего профессионального образования по дисциплинам «Инновационный менеджмент», «Региональная экономика», «Экономический анализ», «Инвестиционный менеджмент».

Апробация диссертационной работы проведена по следующим направлениям:

1. В научной сфере: теоретические и практические положения диссертации докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях:

Экономическая и историко-культурная привлекательность Чувашии на современном этапе" (Чебоксары, 2005 г.);

Повышение эффективности социально-экономической деятельности потребительской кооперации на основе улучшения использования кадрового потенциала" (Чебоксары, 2006 г.);

Новаторство, смелость, успех" (Чебоксары, 2006 г.);

Особенности роста и развития региональных социально-экономических систем" (Пенза, 2006 г.);

Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика" (Санкт-Петербург, 2006 г.).

2. В сфере образования: материалы диссертационной работы использовались в учебном процессе филиала СПбГИЭУ в г. Чебоксары и Чебоксарского филиала НОУ «Академия права и управления (институт)».

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 136 машинописных страницах, содержит введение, 3 главы, заключение, список литературы из 130 наименований, включает 26 таблиц и 12 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование условий для непрерывного возобновления инновационного процесса представляет собой важнейшую цель экономического развития современных стран и регионов. Важнейшим показателем инновационной активности предприятий и регионов служит объем инновационной продукции, который включает продукцию, произведенную в отчетном году на основе разного рода продуктных и технологических инноваций.

Инновации можно классифицировать по различным признакам, включая уровень новизны, характер новизны, вид новшества, стадию процесса производства, стадию жизненного цикла, масштаб новизны, форму новшества, вид получаемого эффекта.

По уровню новизны различают три категории инноваций, в т. ч. базисные, улучшающие, интегрированные. По характеру инноваций различают технические, технологические, комплексные и экономические новшества. По стадии жизненного цикла выделяют инновации на стадии внедрения, роста, зрелости и спада товара. В соответствии со стадией процесса производства инновации можно классифицировать на стратегический маркетинг, НИОКР, подготовку к производству, производство и сервис изготовителя. По видам новшества можно выделить продуктные, процессные и управленческие инновации. Представляется интересной классификация по масштабу применения инноваций, в соответствии с которой выделяются мировые, национально-региональные, отраслевые и инновации на уровне предприятия. Классификация инноваций по форме новшества включает фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы. Вид получаемого эффекта от инноваций может быть производственный, социальный, экономический, экологический, инвестиционный бюджетный и т. д.

В Приволжском федеральном округе наиболее инновационно-активными являются Нижегородская, Саратовская, Самарская области и Республика Татарстан, наименее инновационно-активными — республики.

Марий Эл и Мордовия. Несколько лучше положение в Чувашской Республике, промышленные предприятия которой способны составить конкуренцию предприятиям других республик и областей округа.

Среди целей инновационной активности предприятий промышленности в округе и Чувашской Республике преобладают: расширение ассортимента продукции и видов услугсохранение и расширение традиционных рынков сбытасоздание новых рынков сбыта в Россииулучшение качества продукции, услуг. В меньшей степени предприятия ставят в качестве своих целей следующие: сокращение энергозатратобеспечение соответствия современным правилам и стандартам.

Можно отметить, что республики и области Приволжского федерального округа занимают достаточно устойчивые позиции в Российской Федерации по числу созданных и использованных передовых технологий.

В создании и использовании передовых технологий в регионе за период 1997;2004 гг. можно выделить следующие особенности.

Во-первых, по числу созданных передовых производственных технологий наблюдалась неустойчивая динамика: в 1998;1999 гг. — в сторону их снижения, а в 2000;2004 гг. — в направлении возрастания. То есть прослеживается цикличность в инновационном процессе.

Во-вторых, по числу использованных передовых технологий наблюдается устойчивая тенденция к их увеличению, что характеризует округ как регион, в котором акцент сделан на последние стадии инновационного цикла — освоение производства, что ближе к варианту инновационного развития новых индустриальных стран.

В-третьих, выделяются регионы, которые проявляют высокую активность в создании передовых технологий (Нижегородская область, Самарская область, Удмуртская Республика).

В-четвертых, в ряде регионов в последние два — три года полностью прекратилось создание передовых производственных технологий (Чувашская Республика, Кировская область, Оренбургская область). Но эта тенденция компенсируется достаточно высоким уровнем их использования, т. е. «импорта» передовых технологий.

Важнейшим фактором активизации инновационной деятельности является реализация кадровой инновационной политики, которая должна включать следующие направления: повсеместную организацию конкурсного отбора специалистов в соответствующие организации и подразделенияограничение технического, вспомогательного и прочего персонала, соблюдение баланса между исследователями и остальными категориями персонала (рациональное соотношение примерно 50 на 50) — регулярную аттестацию кадров научных и производственных структур (не реже одного раза в три годапланирование карьеры работников с учетом специфики работы и личных качеств работника на каждой работесоздание банка вакансий рабочих мест на нестандартных условиях занятостиформирование банка данных интеллектуального трударазвитие системы бесплатного образования по наиболее важным профессиям и специальностям, соответствующим стратегическим и инновационным направлениям развития округаобеспечение упреждающей переподготовки квалифицированных кадров в соответствии с приоритетами инновационного развития республики и необходимости модернизации производстваразработку и утверждение методики предоставления органами региональной исполнительной власти и местного управления государственной поддержки предприятиям, обеспечивающим при прочих равных условиях создание дополнительных рабочих мест в инновационной сфере и пр.

Немаловажное внимание необходимо уделять формированию в производственных компаниях инновационных групп и подразделений, дополняющих производственную структуру, и имитирующих конкурентные отношения между ними в рамках одной компании, что повышает гибкость и эффективность научно-производственного потенциала предприятия, а тем самым конкурентоспособность и доходность его продукции.

Одним из показателей, характеризующих инновационную активность бизнеса в регионах Приволжского федерального округа, мы предлагаем использовать экстенсивный коэффициент инновационной активности бизнеса, который показывает долю предприятий, занимающихся исследованиями и разработками, в общем их числе. Помимо экстенсивного коэффициента инновационной активности бизнеса предлагаем применять интенсивный коэффициент инновационной активности бизнеса, который показывает долю и объем инновационной продукции в совокупном объеме производства отрасли, или ВРП.

В качестве обобщающего показателя предлагается интегральный коэффициент инновационной активности бизнеса, который представляет собой произведение экстенсивного и интенсивного коэффициентов.

Результаты ранжирования показали, что в целом во всех регионах Приволжского федерального округа отмечаются низкие значения интегрального коэффициента инновационности бизнеса. Несколько лучше положение в Нижегородской, Самарской областях и Республике Татарстан. К группе «лидеров» примыкают республики Башкортостан, Мордовия, Чувашия, Удмуртия, области Саратовская и Ульяновская. В отстающих оказались Республика Марий Эл, Пермская, Пензенская, Кировская и Оренбургская области.

В условиях рыночных отношений для предприятий жизненно важным становится развитие внутрипроизводственного предпринимательства. Существенное влияние на формирование инновационной экономической среды могут оказать совместные предприятия (СП), деятельность которых способствует насыщению отечественного рынка высококачественными товарами, привлечению в экономику передовой зарубежной технологии, управленческого опыта и высокопроизводительного оборудования, повышению квалификации местных кадров, снижению импорта.

Оценка экономической эффективности инновационных проектов имеет решающее значение в рыночных условиях и ее методика должна быть базироваться на основополагающих принципах стоимости, целесообразности и риска инвестирования.

Нами предлагается методика интегральной (рейтинговой) оценки инновационной активности и конкурентоспособности регионов, которая была апробирована на республиках и областях Приволжского федерального округа за 1996;2004 гг. Анализ рейтингов инновационной активности и конкурентоспособности был осуществлен по двум направлениям: по изменению его значения в динамике и по уровню рейтинга.

Комплексный анализ показателей свидетельствует, что только в Самарской области в 1999;2001 гг. имелось повышение значений всех показателей по сравнению с 1996;1998 гг.- у трех регионов — Республика Марий Эл, Нижегородская и Пензенская области — по трем показателем из четырех исследуемыху шести регионов — республики Татарстан и Удмуртия, Кировская, Оренбургская, Пермская и Саратовская области — по двум показателяму четырех регионов — республики Башкортостан, Мордовия и Чувашия, Ульяновская область — по одному показателю. В 2002;2004 гг. не оказалось ни одного региона, в котором бы имело место повышение всех четырех исследованных показателей по сравнению с 1999;2001 гг.

В решении поставленных перед обществом задач координирующую роль должна играть государственная инновационная политика, которая по нашему мнению представляет собой систему мер, способствующую увеличению инновационного потенциала всех экономических субъектов, интенсивному протеканию инновационных процессов в целях удовлетворения возрастающих общественных потребностей. Осуществление государственного воздействия на инновационную деятельность может осуществляться с помощью организационно-управленческой, распределительнорегулирующей, стимулирующей, контрольной и научно аналитической функций. Конкретизация государственной инновационной политики может осуществляться посредством исследовательского и инновационного программирования, государственного планирования, способствующего формированию государственных заказов.

К важным функциям государственных органов по регулированию инноваций относится формирование научно-инновационной структуры, повышение общественного статуса инновационной деятельности. В целом в перспективе будут активно развиваться те регионы, в которых будут не только использовать передовые технологии, но и создавать, осваивать их.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.А. Особенности национального государственного финансового контроля Текст. / С.А. Агапцов// Финансовый контроль 2002-№ 5-С. 58−62.
  2. , С.А. Счетная палата Российской Федерации как зеркало бюджетной политики государства Текст. / С.А. Агапцов- М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2002.-20 с.
  3. , Н.Т. Государственная стратегия регионального развития России: смена парадигмы территориальной организации общества Текст. /Н.Т. Агафонов, Р. А. Исляев, О. П. Литовка СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  4. , К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост Текст. / К. Астапов / /Экономист 2002 — № 6- С. 45−47.
  5. , М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики Текст. / М. Афанасьев, JI. А. Мясникова / / Вопросы экономики. 2005. -N4.-С. 75−86.
  6. , В.Г. О совершенствовании государственного финансового контроля в России Текст. / В. Г. Белолипецкий // Финансы. -1998. -№ 4.- С. 47−50.
  7. Бестужев-Лада, И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества Текст./ И.В. Бестужев-ЛадаМ.: Наука, 1987.-213 с.
  8. , П. Эффективность главный критерий Текст. / П. Бобылев //Президентский контроль, 1999.-№ 11.-С. 10−12.
  9. , Е.Б. Проблемы функционирования финансовой системы региона Текст. / Е. Б. Богачев, Б.А. Чуб- под общ. ред. В. В. Бандурина М.: Буквица, 1999.
  10. , Н.И. Типология целей для процессов формализации стратегического планирования Текст. / Н. И. Боголюбов, И. П. Воронцов // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2001. -№ 4(10). -С. 51−58.
  11. , А.Г. Научно-технический прогресс как фактор экономического роста Текст.: диссер. канд. экон. наук. Чебоксары, 2000. — С. 74−77.
  12. , В.В. Совершенствование структуры основных органов государственного финансового контроля Текст. /В.В. Бурцев // Аудитор. -2000. -№ 4. С. 24−28.
  13. , JI. А. Конкуренция и колесо рыночных изменений Текст. / JI. А. Волкова // Практический маркетинг. 2005. — N6. — С. 14−20.
  14. Герчикова, И. Н Менеджмент Текст.: учебник / И. Н. Герчикова. -Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Банки и биржи, 1997.
  15. , С.Ю. Экономическая теория технологического развития. Текст. / С. Ю. Глазьев. М.: Наука, 1990.
  16. , А. Бизнес-ангелы: национальные особенности Текст. / А. Гладких // Волга-Бизнес. 2006. — № 4.- С. 39−40.
  17. Глобальная конкуренция: на смену схеме «Север-Юг» приходит схема «Юг-Юг» Текст. / БИКИ: Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 2003. -N105. — С. 1,4−5,16.
  18. , В.Ф. О выборе главной цели и основных направлений стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска Текст./ В. Ф. Городецкий // http://citystrategy.leontief.ru
  19. Государственное и муниципальное управление: регионально-экономические детерминанты Текст. / под общ. ред. Р. И. Исляева. СПб.: СПбГИЭУ, 2002.-176 с.
  20. Государственные и территориальные финансы Текст.: учеб. / под общ. ред. Сергеева ЛИ. Калининград: Янтар. сказ., 2000.
  21. Государственный финансовый контроль за исполнением федерального бюджета по расходам на социальную сферу и науку Текст.: практическое пособие / под общ. ред. П. В. Черноморда. М.: изд-во Рос. экон. академии им. Г. В. Плеханова, 1997.
  22. , А.Г. Математические модели социалистической экономики Текст. / А. Г. Гранберг. М.: Экономика, 1978.
  23. , А.Г. Основы региональной экономики Текст. /А.Г. Гранберг .- М.: ГУВШЭ, 2000.
  24. , Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля Текст. / Е. Ю. Грачева. М.: Юриспруденция, 2000.
  25. , Б.М. Методология и практика городского стратегического планирования Текст. / Б. М. Гринчель, Н. Е. Костылева. СПб.: ИРЭ РАН, 2000. — 90 с.
  26. , Г. В. Управление региональной экономикой Текст. / Г. В. Гутман и др. М.: Финансы и статистика, 2001.
  27. , Г. В., Управление региональной экономикой Текст. / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С. В. Федин. М.: Финансы и статистика, 2001.-176 с.
  28. Деятельность совместных предприятий Чувашской Республики в 1996 1997 гг. Текст.: Госкомстат ЧР.- Чебоксары, 1998. — С. 14.
  29. , А. Межбюджетные отношения в РФ: обеспечение единства интересов центра и регионов Текст. / А. Доржеев // Проблемы теории и практики управления 2000 — № 4.
  30. , П. Эффективное управление Текст.: Экономические задачи и оптимальные решения: [ пер. с англ.] / П. Друкер. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
  31. , А.Ф. Государственное и региональное управление Текст.: учебное пособие / А. Ф. Денисов, Э. А. Уткин. М.: «ИКФ «ЭК-МОС», 2002. — 320 с.
  32. , Ю.С. Региональная политика и управление Текст. / Ю. С. Дулыциков. М.: РАГС при Президенте РФ, 1998.
  33. , Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте Текст.: уроки основоположников менеджмента и управленческой практики — [пер. с англ.] / Дж. У. Дункан. М.: Дело, 1996. — 272 с.
  34. , А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике Текст. / А. Дынкин, А. Соколов // Вопр. экономики. 2002. — N 4. — С. 78−95.
  35. , JI.A. Организация управления финансовыми ресурсами в регионе Текст. / JI.A. Дьяконова // Финансы, 1999.
  36. Жилкин, С. Ф Инновационная деятельность Поволжской ассоциации государственных университетов Текст. / С. Ф Жилкин, С. В. Булярский, А. В. Жуков, Ю. В. Полянсков // Волга Бизнес. — 2004, — № 7/8. — С. 43−44.
  37. , Б.С. Формирование селективной местной экономической политики на основе концепции профильности Текст. / Б. С. Жихаревич. СПб.: ИСЭП РАН, 1997.
  38. , А.С. Региональная политика и реформы в России Текст. / А. С. Жолков, В. В. Котилко. М.: ЗАО «Полистар». 1998.
  39. , Е.А. Международное внешнее финансирование в современной экономике Текст. / Е. А. Звонова. М.: Экономика, 2000. — 368 с.
  40. , С.А. Стандарты качества жизни в системе социального управления Текст. / С. А. Иванов, Е. В. Тишин. СПб.: ИСЭП РАН, 1998. — 67 с.
  41. , JI.A. Финансы региона Текст. / JI.A. Иванченко Институт управления и экономики. — СПб., 1998.
  42. , И.Е. Концепция инновационного развития Чувашской Республики на период 2003—2010 гг.. Текст. / И. Е. Илларионов, Т. В. Погодина // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. 2003. — № 3. — С. 136−196.
  43. Инновационная деятельность Самарской области // Волга-Бизнес.-2005.-№ 10.- С. 44−46.
  44. , О.В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России Текст. / О. В. Иншаков. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1995. — 450с.
  45. , Н.П. Региональная экономика Текст.: Универсальный учебный экономический словарь / Н. П. Кетова, В. Н. Овчинников. Ростов-на-Дону, 1996.
  46. , И. М. Конкуренция и предпринимательство Текст.: пер. с англ. / И. М. Кирцнер, ред. пер. с англ. А. Н. Романов. М.: ЮНИТИ, 2001.-239 с.
  47. , JI.A. Региональная экономика: новые подходы Текст. / Л. А. Козлов. М., 1993.
  48. , Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона Текст.: опыт регионального менеджмента / Н. А. Колесникова. М.: Финансы и статистика, 2000.
  49. Контроль как ресурс саморазвития Текст.: глава 6 в сб.: регион: ресурсы местного саморазвития./ под научи, ред. Ю. П. Алексеева, Б. Е. Шпилева, — Вып. 8-М.: Изд. БСТ, 1999.
  50. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998 2000 гг. Текст.: постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832.
  51. , Э.М. Исследование систем управления Текст. / Э. М. Короткое. М.: Дека, 2000.
  52. , Н. Стратегии развития европейских городов Текст. / Н. Костылева // Евроград. 2000. — № 12. — С. 44−54
  53. , Ф. Основы маркетинга Текст.: пер. с англ./ Ф. Котлер — общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736с.
  54. , Р. Природа фирмы Текст.: уроки организации бизнеса. / Р. Коуз — сост. А. А. Демин, B.C. Катькало. СПб., 1994. — 36 с.
  55. , Е.А. Основы государственного и управленческого контроля Текст. / Е. А. Кочерин. М.: Информационно — издательский дом «Филинъ», 2000. — 384с.
  56. , Н.А. Проблемы формирования инвестиционных рынков: региональный аспект Текст. / Н. А. Краченко. Новосибирск: ИЭ и ОППСОРАН, 1998.-С. 141−142.
  57. , JI.B. В целях создания новой экономики Текст. / Л. В. Кузнецов // Волга-Бизнес. 2004. — № 10. — С. 24.
  58. , Ю. Конкурентоспособность России в мировой экономике Текст. / Ю. Куренков, В. Попов Вопросы экономики. — 2001. — № 6.-С. 44.
  59. , Н.В. Финансовый контроль как элемент управления финансовыми ресурсами территории Текст.: монография / Н.Ф. Лазарева-Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭА, 2000. 182с.
  60. , А.С. Бюджет области: проблемы финансового контроля Текст. / А. С. Ларионов // Финансы. 2000. — № 4.
  61. , А.С. Бюджет субъекта федерации, его проблемы Текст.: социально экономическое развитие России / А. С. Ларионов // Научный сборник (по итогам научно-исследовательской работы университета в 1999 году). — Саратов: Издательский центр СГСЭУ, 2000.
  62. , А.С. Концептуально методологическая база, сущность и функции механизма исполнения бюджета Текст. /А.С. Ларионов // Финансовый механизм пореформенной России: Научный сборник. — Саратов: Издат. Центр СГСЭУ, 2001.
  63. , А.С. Предварительный контроль расходов бюджета. Создание и развитие. Структура, Порядок работы. Автоматизация Текст. / А. С. Ларионов. Саратов-Рыбинск: НПО «Криста», 2000.
  64. , А.С. Развитие бюджетного федерализма в отдельных территориях РФ Текст. / А. С. Ларионов // Отраслевые финансы, бюджет и налоги: Проблемы эффективности: сб. научных тр. / Саратов: Издат. Центр СГСЭУ, 1999.
  65. , В.П. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития Текст. / В. П. Лексин, А. Н. Швецов. 3-е изд. — М.: УССР, 2000.
  66. , В.П. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья шестая. Приоритеты региональной политики. Депрессивные территории и механизмы их санации Текст. / В. П. Лексин, А. Н. Швецов // РЕЖ, 1995. № 1.- С. 31- 40.
  67. , А.И. Совершенствование организации хозяйственной деятельности в регионе в условиях перехода к рынку Текст.: автореф. дис. .канд. экон. наук / А. И. Ляхов. М.: 1993, — С. 8.
  68. , О.А. Планирование и прогнозирование региональной социоприродохозяйственной системы Текст. / О. А. Ломовцева. Волгоград, 1998.- 343 с.
  69. , А. Принципы экономической науки Текст. / А. Маршалл. М., 1993.
  70. Местные власти и рыночная экономика: уроки западноевропейского опыта Текст./ под ред. Б. М. Гринчеля. СПб.: Институт Евроград, 1996.
  71. Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ в РФ Текст. М.: Минэкономики России- Ин-т Микроэкономики, 1994.
  72. Методические рекомендации по разработке и реализации стратегического плана городского развития Текст. / Под ред. Б. М. Гринчеля, Н. Е. Костылевой. СПб.: ИРЭ РАН, 2001.- 194 с.
  73. Методические указания к разработке планов экономического и социального развития РСФСР (Госплан РСФСР) Текст. М.: Экономика, 1985.-464 с.
  74. , П.А. Системные трансформации в экономике Текст. / П. А. Минакир. Владивосток: Дальнаука, 2001 — С. 494.
  75. Наука Чувашской Республики. 2005 Текст. Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистик по Чувашской республике. С. 66.
  76. Наука в России Текст. / Госкомстат России, 2001. С. 105.
  77. Наука в Чувашской республике Текст.: Стат. сб. / Госкомстат ЧР: Чебоксары, 2002. 80 с.
  78. , Н.Д. Рыночные методы регулирования экономики региона Текст.: автореферат дис. д-ра экон. наук / Н. Д. Найденов СПб., 1995.-С. 11.
  79. , Н.Н. Региональная экономика: теория, проблемы, методы Текст. / Н. Н. Некрасов. М.: Экономика, 1978. — 344 с.
  80. , В.Н. Контроль использования средств федерального бюджета, выданных на безвозвратной основе Текст. / В. Н. Новикова // Финансы, 2001.- № 8.
  81. , А.С. Теория региональных рынков Текст. / А. С. Новоселов. Новосибирск, 2002. — С. 9.
  82. , С.С. Экономический контроль: Сущность и формы проявления Текст. / С. С. Носова. -М.: Экономика, 1991. 176 с.
  83. , А. Строительство капитализма Текст. / А. Ослунд. М.: Логус, 2003 — 719 с.
  84. Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления Текст. / М.: Экономика, 1994.
  85. , А.К. Проблемы стратегического управления в регионе Текст. / А. К. Осипов, С. А. Осипов. // Проблемы региональной экономики, 2000. -№ 5−7.
  86. , Т.В. Экономический анализ и оценка инновационной активности и конкурентоспособности регионов Приволжского федерального округа Текст. / Т. В. Погодина.// Экономический анализ, 2004. № 5. -С. 16−22.
  87. , Т.В. Рыночное и государственное регулирование экономики региона Текст. / Т. В, Погодина. Чебоксары: Руссика, 2000.
  88. , Т.В. Концепция инновационного развития Чувашской Республики на период до 2005 года Текст. / Т. В. Погодина. // Технологии, качества жизни, 2003. № 1. — С. 15- 42.
  89. , Г. Х. Эффективное управление Текст. / Г. Х. Попов.- М.: Экономика, 1985. 336 с.
  90. , М. Конкуренция Текст.: пер. с англ. / М. Портер М.: 2002.-С. 21.
  91. , М. Международная конкуренция Текст. / М.Портер. М.: Международные отношения, 1993 — 896 с.
  92. Поршнев, А. Г. Управление организацией: Уч. Текст. / А.Г. Порш-нев, З. П. Румянцева 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 1999 — С. 31.
  93. Предпринимательство: вопросы теории и российская практика возрождения Текст.: Вып. 2. Конкуренция в условиях перехода к рынку / общ. ред. М. К. Чернякова, Сиб. ун-т потребит, кооп. Забайкал. ин-т предпринимательства. — Чита: [б.и.], 1997. — 212 с.
  94. Развитие депрессивных муниципальных образований: стратегический выбор и механизм реализации Текст. / под ред. В. Е. Рохчина СПб.: Литас+, 2001.- 176 с.
  95. , В.Г. Инновационные инвестиции как фактор динамичного развития производственной сферы экономики Текст.: Автореф. дисс. канд. эконом, наук./В.Г. Ревазов. М., 2000. — 23 с.
  96. Рекомендации по разработке комплексной программы маркетинга города и привлечения инвестиций Текст. / под ред. Б. М. Гринчеля. СПб., 1996.
  97. Романова, JL А. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование Текст. / Л. А. Романова. Пермь, 1994.
  98. Российский статистический ежегодник Текст.: Стат. Сб./ Госкомстат России, 1999. С. 476−477. Science & Engineering Indicators — 2000. Arlington, VA: National Science Foundation, National Science Board, 2000. -P.A-112
  99. Российский статистический ежегодник Текст.: Стат. Сб./ Рос-скомстат, 2006. С. 600.
  100. , И. К. Конкуренция и ценообразование Текст. / И. К. Салимжанов // Финансы. 2005.- 20 сент.(N9).- С. 16−19.
  101. , А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России Текст. / А. З. Селезнев. -М.: Юристъ, 1999. С. 30.
  102. , Е. Стратегическое планирование территорий и человеческий потенциал Текст. / Е. Слуцкий // Экономика. Политика. Инвестиции. -2000.-№ 1(6).-С. 52−53.
  103. Статистический ежегодник Чувашской Республики 2005 Текст.: Стат. сборник. Чувашстат: Чебоксары, 2005. — 328 с.
  104. Статистический ежегодник Чувашской Республики 2006 Текст.: Стат. сборник. / Комитет государственной статистики Чувашской Республики. Чебоксары, 2006.
  105. , С.В. Система государственного контроля Текст. / С. В. Степашин // Финансы. 2000. — С. 47- 49.
  106. , М. Международная деятельность субъектов федерации: интересы, права, возможности Текст. / М. Столяров // Панорама Форум — Казань, 1997. — № 16. — С. 63−64.
  107. Управление социальными резервами регионального развития Текст. / под ред. В. К. Потемкина. СПб.: ИРЭ РАН, 2001. — 435 с.
  108. , Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент Текст. / Р. А. Фатхутдинов. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 892 с.
  109. , А. Конкуренция на запасных путях Текст.: [железнодорожные риски] / А. Федоров // Финансы. 2005. — № 18. — С. 24−25.
  110. , А. Научные результаты в хозяйственный оборот Текст. / А. Фурсенко // Волга-Бизнес. — 2006.- № 4 — С. 37−38.
  111. Хасаев, Г. Инновационному пути развития нет альтернативыи
  112. Текст. / Г. Хасаев // Волга-Бизнес. 2004, — № 4. — С. 20.
  113. , Дж. Стоимость и капитал Текст. / Дж. Хикс- М., 1993.
  114. , Л.Г. Основы государственной экономической политики Текст.: учебник / Л. Г. Ходов М.: Изд-во БЕК, 1997.
  115. Чувашская Республика и регионы Приволжского федерального округа. 2005 Текст.: Стат. сб. / Комитет государственной статистики Чувашской Республики Чебоксары, 2005.
  116. Чувашская Республика и регионы Приволжского федерального округа. 2004 Текст.: Стат. сб. /Чувашстат- Чебоксары, 2005. 170 с.
  117. , И.М. Теория и практика региональной экономики Текст.: уч. пособие / И. М. Шабунина, О. А. Ломовцева, М. Ю. Трубин. -Изд-во ВолГУ, 1996, — 184 с.
  118. , В. Инновации в рационализации Текст. / В. Штенни-ков, И. Беляева // Управление компанией. 2006 — № 2. — С. 47.
  119. , Р.И. Регион: экономические методы управления Текст. /Р.И. Шнипер. Новосибирск, 1991.-С. 17.
  120. Экономические стратегии активных городов Текст. / под ред. Б. М. Гринчеля, К. Шуссманна, Н. Е. Костылевой. СПб.: Наука, 2002. — 500 с.
  121. , А. Ю. Конкуренция: теория и практика Текст.: учебно-практическое пособие / А. Ю. Юданов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998.- 381 с.
  122. , В.А. Концепция, методы и модели повышения эффективности управления мегаполисом (агломерацией) в современных условиях Текст. / В. А. Яковлев. М.: ГУУМ, 1999. — 153 с.
  123. , Н. В. Конкуренция и параметры оценки конкурентоспособности Текст.: сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей / Н. В. Яковлева, С. П. Иванов. Вып. З .- Чебоксары, 2003. -С.540−544.
  124. , М.И. Государственные и муниципальные финансы Текст.: метод, пособие / М. И. Яндиев. М.: ТЕИС, 2000.
  125. Recomendation 34 (1997) on European of Charter of Regional Self-Government/ Council of Europe / Fourth Session / Snrasbourg, 30 June 1997
Заполнить форму текущей работой