Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурная политика как фактор развития образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Постмодернистская и «сверхлиберальная», утилитаристская смена доминантных значений современной культуры «дерепрезентирует» в культурном смысле государственную образовательную политику, утверждающую целостность «срединной» культуры общества, и ведёт к фрагментации человеческого сообщества, дезинтеграции социального поведения и целостности духовного развития. 6. Теоретико-культурный анализ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Культурная политика как проблема культурологической теории
    • 1. 1. Понятие «культурная политика»
    • 1. 2. «Ограниченная» и «всеобъемлющая» культурная политика
  • Глава II. Культурная политика в образовательной сфере,
    • 2. 1. Социокультурные основы формирования политики в культуре и образовании
    • 2. 2. Образование в контексте изменения доминантных значений современной культуры
  • Глава III. Становление и развитие образовательной политики в России
    • 3. 1. Государство и становление института образования в России
    • 3. 2. Негосударственное образование: возможности будущего

Культурная политика как фактор развития образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Культурная политика в современную эпоху — «ахиллесова пята» социальной сферы не только в России, но и в мире в целом. Гуманитарная мысль и реальная практическая деятельность явно не соответствуют бурным парадигмальным изменениям в обществе, культуре, образовании. Кризис классической политики в сфере образования привёл как к пандемии утилитаризма, презрительного отношения к общекультурной составляющей обучения, так и к постмодернистскому проекту «антипедагогики», отрицающему саму необходимость культурной политики. Само словосочетание «культурная политика» представляется противоречивым «кентавром», сочетанием несочитаемого, ибо культура — это сфера свободы духа, а политика — это власть, господство одних над другими, принуждение и регламентация.

Постмодернистская критика основывается и на исторических уроках полностью дискредитировавших себя в XX веке тоталитарных политических режимов, исходящих из представления, что сферой культуры можно управлять так же, как заводом или воинской частью. Возрастание в современном мире неинституциональных, андеграундных, «криптоционных» социокультурных форм, казалось бы, приводит нас к выводу об абсолютно стихийном развитии культуры.

На этом фоне разворачивается глобальный кризис образования: несмотря на пришествие новых информационных технологий обучения, рост статуса «символического капитала», возникновения мощных систем негосударственного обучения, мировой корабль образования несётся неизвестно куда, без «руля и ветрил».

Однако, определение целей, характера, направленности, способов реализации образовательной политики возможно только в рамках культурной политики, специфическим, соответствующим данному историческому периоду, образом воздействующим на культурную жизнь общества. Только на этой основе возможно дать прогностические характеристики в образовательной сфере и образовательной политике, выстроить сбалансированную систему государственного и негосударственного образования.

Степень разработанности проблемы. В связи с разрушением советской системы культуры проблемы культурно-образовательной политики стали активно обсуждаться как во властных структурах, так и на научных конференциях, в многочисленных работах учёных и практиков. Большинство специалистов в данной области склоняется к мысли о необходимости активизации государственной федеральной культурной политики, различными же остаются точки зрения на её приоритеты и определение её сущности (И.И.Горлова, С. С. Загребин, В. К Королёв, Б. Н. Топорнин, В. Н. Коновалов и др.).

Ряд авторов определяют культурную политику через её «ведомственную» принадлежность к Министерству культуры (З.Д.Ильина). Зачастую культурная политика, осмысляясь в рамках ведомственных ограничений, отождествляется с понятиями «художественная деятельность», «искусство» (см., например, план Государственной комиссии по проведению «Года поддержки культуры» в 2000 г.).

Если ограничить предметную сферу культурной политики зримыми формами её существования, то проблема её определения переводится на уровень описания и перечисления. Недаром признанный специалист в данной области И. И. Горлова отмечает, что многие специалисты ограничивают данный феномен экономическими проблемами, связанными с финансированием, налоговым, юридическим статусом и т. д. учреждений культуры.

Другая позиция представлена философами и культурологами, опирающимися на более широкое понимание культуры, в частности, на утвердившийся в отечественной гуманитаристике деятельностный подход (В.Е.Давидович, Г. В. Драч, Ю. А. Жданов, Э.С.Маркарян). Культурная политика в данном контексте включает в себя целесообразную, комплексную систему практических мероприятий, регулируемых государством, общественными организациями, предпринимательскими структурами и т. д. и направленных на сохранение, развитие и приумножение культуры общества (Б.С.Ерасов, А. М. Кравченко, С. П. Мамонтов, А. А. Оганов, И. Г. Хангельдиева и др.).

Особое значение для настоящего исследования имеют классические и современные работы, посвященные роли государства как института культуры. Разброс мнений здесь очень велик — от сугубо позитивных до резко негативных его оценок (Платон, Гегель, Л. Н. Толстой, Ортега-и-Гассет, Вл. Соловьёв, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин и др.). Проблемам взаимоотношения власти и культуры посвящены интересные работы Дж. Бренкмана, Ш. Плаггенборга, В. Л. Тамбовцевой, А. В. Фалина, Э. Шапиро и др.

Последнее десятилетие российской истории образования прошло под знаком кризиса, многочисленных попыток реформирования и выработки более-менее последовательной политики государства в данной области. В рамках философии, социологии образования, педагогики с различных сторон пытаются осмыслить исследуемый нами феномен, и сам термин «образовательная политика» прочно укоренился в научной лексике наряду с понятиями «экономическая политика», «научная политика», «социальная политика» и др. В русле данной проблематики изучаются сравнительные характеристики систем управления образованием в различных странах, отношение государства к частным учебным заведениям, смена образовательной парадигмы, возможные модели будущего развития школы, перспективы негосударственного обучения, непрерывного образования и т. д. (А.И.Галаган, С. Карстен, Е. Д. Киреева, О. В. Крухмалёва, Ю. А. Огородников, Н. П. Пищулин, С. В. Резванов, В. М. Филиппов, В. Г. Харчев и др). Автор опирался также на классические работы, посвященные выявлению социокультурной сущности и предпосылок формирования образовательной политики (Э.Дюркгейм, Г. Лебон, Ю. М. Лотман, П. Н. Милюков, М. Фуко, А.С.Хомяков). С культурологически-философской точки зрения вряд ли обоснованной выглядит точка зрения, согласно которой современная школа не есть культурное достояние нации и представляет собой глобальный, унифицированный механизм (К.Абик).

Для объективной оценки и сравнительного культурологического анализа культурной политики в России на разных этапах её развития большое значение имеют как документальные источники (тексты законов, отчётов, справочников), так и работы отдельных авторов по вопросам совершенствования и реформирования российской системы народного просвещения (С.Анциферов, С. А. Галин, Э. К. Данини, Э. Демолен, Ф. Ф. Королёв, Н. А. Корф, В. Чарнолусский и др.).

Таким образом, анализ существующей литературы по заявленной теме диссертационного исследования показывает, что возникла настоятельная потребность исследовать образовательную политику в контексте общекультурной политики с точки зрения теории культуры как генерализирующей науки, позволяющей органическим образом показать единство и различие данных феноменов.

Теоретико-методологические основы исследования. Диссертационная работа основывается на содержательном сочетании философских и социокультурных методов изучения социальных феноменов и процессов. Междисциплинарный характер исследования определяет роль теории культуры как генерализирующей отрасли науки по проблематике диссертации.

Синтетическое видение проблемы связано с использованием теоретических достижений деятельностной школы в отечественной культурологии, что не отрицает опоры и на некоторые элементы аксиологического подхода В диссертации мы опираемся на теоретические разработки основного понятия -«культурная политика» — в рамках деятельностной концепции культуры (см.. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука.-М.: Мысль, 1983; Волков В. В. О концепции практики в социальных науках// Социс-1997;№ 6- Brenkman J. Culture domination.- Ithaca, London: Comet) Univ. Press, 1987; Iliaпиро Э., Бренкман Дж Культура и власть//Общие проблемы культуры и искусства. — М. Информкультура, 1989; Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление.-М., 1982; Фалин А. В. Культурная политика в зеркале социально-политического анализа// Некоторые проблемы современной культуры.-М., 1987; Тамбовцева В. Л. Субъекты и объекты культурной политики// Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы — М&bdquo- 1990; Культурология. Под ред Драча Г. В. Ростов н/Д., 1998).

В ходе исследования был также использован ряд теоретических концептов, сформировавшихся в современном гуманитарном знании.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает культурная политика (в основном государства) как система мер, направленных на сохранение, развитие и приумножение культуры.

Предметом исследования является образовательная политика как органическая часть общекультурной политики.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертационной работы заключается в культурологически-философском определении сущности культурной политики, проявляющейся в специфических формах политики в сфере образования. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: показать недостаточность «ведомственного» и утилитаристского подходов к культуре и образованиюиспользуя методологический аппарат теории культуры и деятель-ностный подход в культурологии, эксплицировать сущность культурной политикивыявить специфику регулирования культурной жизнирассмотреть характер образовательной политики в зависимости от ценностных ориентаций общекультурной политикипровести сравнительный анализ российских образовательных политик в ходе исторического развития странывыявить перспективы развития негосударственного сектора образования.

Научная новизна диссертации определяется следующими положениями:

— определена сущность культурной политики (в рамках теории культуры) как системной целостности духовно-нравственных целей, сознательно реализуемых во всей сфере организационно-управленческой деятельности общества;

— исследована «криптоционная» составляющая результатов регулирования культурной жизни;

— осуществлён сравнительный анализ «ограниченной» и «всеобъемлющей» культурных политик, базирующихся на разных социальных и гносеологических установках;

— изучены социокультурные основы формирования и историческая динамика образовательной политики в контексте доминирования различных систем ценностных ориентаций в общекультурной политике;

— выделены базовые системосозидающие культурные элементы в российской государственной образовательной политике.

Тезисы, выносимые на защиту.

1. В отличие от экономического, политологического, социологического и других подходов, в теории культуры культурную политику следует определить как системную целостность духовно-нравственных целей, идей и установок, реализуемых в организационно-управленческой деятельности государства, его законодательных и исполнительных органов и других субъектов культурной политики (церкви, института предпринимательства, общественных организаций и т. д.).

2. Культурная политика носит осознанный, целенаправленный характер и существует в обществе, которое в той или иной степени занимается регулированием культурной жизни страны. Однако процесс реализации управленческой деятельности в сфере культуры в значительной степени носит «зашифрованный» характер, что связано с объективацией его результатов не только в материальной сфере, но и в изменении ценностных, ментальных установок людейвысоким уровнем «криптокультурности» самой социальной системы, связанной как с экзистенциальной данностью бытия индивида, так и с существованием нерационализируемого мира повседневностипринципиальной непредсказуемостью, невозможностью прогнозирования, социальной верификации культуротворчества.

3. «Ограниченная» и «всеобъемлющая» культурная политика основывается на различном понимании того, что есть культура. Первая осмысляется в рамках ведомственных ограничений и отождествляется с управлением в сфере духовного производства, прежде всего в искусстве. Вторая базируется на деятельностной концепции культуры и носит системный, затрагивающий все функциональные подсистемы общества, характер и сопровождается структурной перестройкой социокультурных механизмов её реализации.

4. Важнейшим элементом культурной политики государства выступает образовательная политика, связанная с решением задач социализации и ин-культурации личностивведением человека в мир социума, его специализированным обучением в рамках осваиваемой функциональной социальной и профессиональной ролитрансляцией из «прошлого» в «будущее» данной социокультурной целостности. Образовательная политика государства, несмотря на происходящие в современном мире глобализации процессы, возникает на основе специфических культурных, национально-психологических, политических и других предпосылок. Формируясь в «теле культуры», она, в свою очередь, оказывает мощное влияние на социум.

5. «Сверхорганизованность» государственной культурной политики послужила одной из причин кризиса традиционной системы образования, что привело не только к развитию рынка образовательных услуг, созданию параллельных негосударственных образовательных структур, «непрерывного образования для взрослых», но и к постмодернистскому «антипедагогическому» проекту, определяющему государство лишь в качестве репрессивного механизма в сфере обучения.

Постмодернистская и «сверхлиберальная», утилитаристская смена доминантных значений современной культуры «дерепрезентирует» в культурном смысле государственную образовательную политику, утверждающую целостность «срединной» культуры общества, и ведёт к фрагментации человеческого сообщества, дезинтеграции социального поведения и целостности духовного развития. 6. Теоретико-культурный анализ позволяет выявить сходные системосози-дающие элементы, базовые ценностные регулятивы российской культурной политики в области образования дореволюционного (XIXначала XX в. в) и Советского государств, представленные в деятельности властных институтов на различных этапах исторического развития, а именно: дуализм, духовность, репрессивность, патриотический прагматизм, консерватизм, интегративность.

Традиционно в России настороженно относились к негосударственному, «вольному» сектору образования, и его социокультурный потенциал в настоящее время раскрыт далеко не полностью. Данное обстоятельство связано как с особенностями государственной политики в этой сфере, так и со спецификой российской ментальности.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссер-тационой работы позволяют углубить теоретические представления в области философии, культурологии, педагогики, связанные с изучением общих проблем социокультурной динамики, деятельности различных институтов культуры (в первую очередь, государства и образования), нахождения путей формирования новой образовательной парадигмы. Полученные результаты можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по культурологии, философии и педагогикеимеют они значение для практической деятельности политиков и управленцев.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на четырёх межвузовских научно-практических конференциях Юга России «Перспективы высшей школы в негосударственном секторе образования (Ростов н/Дону, 1998, 1999, 2000, 2001 г.г.), на Всероссийской научной конференции «Преподавание сравнительной политологии и мировой политики в вузах России» (Новороссийск, 2000).

Основное содержание работы раскрыто в следующих публикациях:

1. Нестеров Г. Г.

Введение

Реструктурирование системы обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе// Перспективы высшей школы в негосударственном секторе образования. Ростов н/Дону, 1998. (8 стр.).

2. Нестеров Г. Г. Негосударственное образовательное учреждение в условиях неостойчивой системы образования// Перспективы высшей школы в негосударственном секторе образования. (Тезисы докладов). Ростов н/Дону, 1999. (4 стр.).

3. Нестеров Г. Г. Возможности будущего (опыт сравнительной характеристики образования в России и за рубежом)//Преподавание сравнительной политологии и мировой политики в вузах России: Материалы Всероссийской научной конференции. Новороссийск, 2000. (3 стр.).

Заключение

.

В ходе диссертационного исследования мы пришли к идее необходимости формирования сознательно определяемой и реализуемой системы практических мер культурной политики, понимаемой в широком смысле этого слова — как определённой целостности духовно-нравственных целей, идей и установок, пронизывающих собой деятельность субъектов управления в обществе как в материальной, так и в духовной сферах. Осознанная и целенаправленная реализация образовательной политики возможна прежде всего в рамках «всеобъемлющей» культурной политики (в первую очередь — государства), задающей доминантные ценностные значения, приоритеты для развития образования. При этом различные «области значений» лидирующих в данный исторический момент форм общественного сознания инкорпорируются — через механизмы функционирования и трансляции общекультурной политики — в «тело» образовательной политики (так становится возможным её тотальная политизация).

Несмотря на то, что в современном мире культурная политика во многих странах переориентируется с моделей ассимиляции (господства культурного «большинства», нивелирования и приведения к единому знаменателю «меньшинства») на мультикультурную модель (учитывающую значимость отдельных локальных и этнических культур), политика в образовании должна носить целостный, направленный на сохранение и развитие ценностного «ядра» культуры, характер. Ориентация образования на сугубо утилитарную систему ценностей «успеха», ведёт к тому, что возникает и продолжает углубляться разрыв между социальным и культурным (анализ Э. Фроммом «больного» общества в этом смысле и сейчас остаётся актуальным). Подобная модель образовательного процесса приводит к тому, что в массовых масштабах тиражируется специалист утилитаристски-технологического типа, для которого «жизненный мир» человека, традиции, индивидуальность воспринимается как нечто примитивное и не имеющее прав на существование.

Только разумно сбалансированная, единая во всех своих различиях и специфике культурная политика государства, церкви, общественных организаций предпринимательских объединений и т. д. позволит выстроить образовательную парадигму XXI века.

В настоящее время в России необходима продуманная и целенаправленная государственная политика в области образования, связанная с выделением и достижением конкретных стратегических целей. Создание такой государственной программы должно основываться на понимании культурной политики как «всеобъемлющей».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Антология культурологической мысли. М., 1996.
  2. Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
  3. Г. Активность? // Журнал «Шахар», № 1, 1993.
  4. М.Т. Основание Академии наук в России//Вопросы истории. 1974. № 5.
  5. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
  6. H.A. Философия неравенства. М., 1990.
  7. Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М., 1997.
  8. Боффа Джузеппе. История Советского Союза. Т.2. М., 1990.
  9. В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США//Педагогика. 1996. № 2.
  10. . История земств. В 4-х томах. СПб., 1909−1911.
  11. Н.Х. Наша средняя общеобразовательная школа. СПб., 1903.
  12. В.В. О концепции практики в социальных науках// Со-цис.1997.№ 6.
  13. Всеобщее обучение. Сборник законов и правительственных распоряжений. В 3-х томах. СПб., 1913−1916.
  14. Всеподданнейшие отчеты Министра Народного Просвещения за 19 001 914 годы. СПб.-Пг., 1903−1916.
  15. А.И. Сравнительная характеристика систем управления высшим образованием в России и некоторых зарубежных странах//Социально-гуманитарные знания. 1999. № 6.
  16. С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917−1925). -М., 1990.
  17. Г. Жизнь художественного сознания. М., 1972. 4.1.
  18. И. И. Культурная политика. Краснодар, 1997.
  19. А. Искусство без морали//Искусство нравственное и безнравственное. М., 1969
  20. Э.К. Средняя, школа, ее настроения и нужды // Вестник Знания. СПб., 1906. — № з. — С. 385−393.
  21. Э. Новое воспитание. М., 1900.
  22. Ю.А. Автомобиль за сто лет. М., 1986.
  23. П.Ф. Новые реальности. М., 1994.
  24. Э. Педагогика и социология//Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М., 1995.
  25. . С. Социальная культурология. 4.1. М., 1994.
  26. Жорес Жан. Социалистическая история французской революции. Т.т.5,6. М., 1983.
  27. С.С. Культурная политика государства и её реализация на Урале в 1900—1940 гг..г. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени доктора ис-тор. наук. Екатеринбург, 1999.
  28. Задача и устройство средней школы. (Три доклада Ганса Корнелиуса, Эрнста Рейзингера и Георга Керменштейнера). СПб., 1911.
  29. Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. М., 1917.
  30. И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
  31. Н. Мои продолжительные уроки//Погружение в трясину (Анатомия застоя). М., 1991.
  32. З.Д. Культурная политика и духовная жизнь горожан во второй половине 70−80-хг.г. (на материале Центрально-Черноземного региона РСРФР). Автореф. на соискание уч. степени доктора истор. наук. М., 1999. Искусство и рынок. М., 1996.
  33. А. В. Культурная политика и современная социокультурная ситуация//Ориентиры культурной политики. М., 1994.
  34. Н. И. Политические аспекты самоорганизации в культу-ре//Теоретические основы культурной политики. М., 1993.
  35. Е.Д. Состояние частного образования в различных странах ми-ра//Психология и социология образования. Труды СГУ. Вып. 17. М., 2000. С.130−138.
  36. В.О. Специальные курсы//Ключевский В. О. Соч. в 9-ти т.т. Т.6.М., 1989.
  37. В.Н. Экономика и политика. Ростов н/Д., 1995.
  38. В.К. Экономика как феномен культуры. Ростов н/Д., 1999.
  39. В.К. К вопросу о региональной культурной политике.//Политическая деятельность: организация и управление социальными процессами. Минск, 1991.
  40. Л.А. Культура управления как проблема философско-антропологического исследования. Дисс. на соиск. уч. степени канд. философских наук. Ростов н/Д, 2001.
  41. Ф.Ф.Королев «Очерки по истории советской школы и педагогики. 19 171 920». -М., 1958.
  42. А.И. Культурология. М., 2000
  43. Краткий исторический обзор хода работ по реформе средней школы Министерства Народного Просвещения с 1871 г. Пг., 1915.
  44. О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг// Социс. 2001. № 9.
  45. Д.П. Сборник постановлений и распоряжений по реальным училищам Министерства Народного Просвещения за 1875−1909 гг. М., 1910.
  46. Культура в общественной системе социализма: (Теоретические и методологические проблемы). М., 1984-
  47. Культура в советском обществе: Проблемы и перспективы развития. -М&bdquo- 1988.
  48. Культурная политика России. История и современность Два взгляда на одну проблему. М.: Либерея, 1998.
  49. Культурология. Под ред Драча Г. В. Ростов н/Д., 1998.
  50. Г. Психология социализма. СПб., 1995.
  51. В.И. О государстве//Ленин В. И. Полн. собр. Соч. Т.39.
  52. Ю.Н. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). СПб., 1994.
  53. С.П. Основы культурологии. М., 2001.
  54. Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М. 1983.
  55. М. Околдованность мира или божественное социаль-ное//Социо-логос. Вып 1. М., 1991.
  56. П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т т. Т.2. 4.2. М., 1994.
  57. Мунье Э. Персонализм // Французская философия и эстетика XX века. -М.: Искусство, 1995.
  58. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917−1973 гг. М., 1974.
  59. Негосударственное образование в России. Материалы научно-практической конференции 22−23 аир. 1996 г. Новосибирск, 1996.
  60. Обзор деятельности Министерства Народного Просвещения за время царствования Императора Александра III (со 2 Марта 1881 года по 20 Октября 1894 года). СПб., 1902.
  61. Образование в Ростовской области. Официальный справочно-информационный бюллетень МО Ростовской области. Ростов-на-Дону, 1999.
  62. О введении всеобщего начального обучения в Российской Империи. -СПб., 1906.
  63. A.A., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. М., 2001.
  64. А.П. Постмодернистский образ человека и педагоги-ка//Человек. 2001. № 3−4.
  65. Ортега-и-Гассет. X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  66. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. — М., 1991.
  67. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (19 171 941 гг.), — М, 1980.
  68. Н.И. Пётр Первый. М., 1975.
  69. Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М., 1995.
  70. А., Семёнов А. Не пути к современной Российской школе // Проблемы школы. Сб.№ 1. — М., 1999, — С. 63.
  71. Н.П., Огородников Ю. А. Философия образования. М., 1999.
  72. Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. Пер. с нем. -СПб.: Журнал «Нева», 2000. 416 с.
  73. Проект реформы средней школы // Доклад совещания, образованного Государственной Думой для разработки проекта реформы средней школы. -СПб., 1912.
  74. A.C. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию СПб., 1904.
  75. Пуховская Н. Е. Формирование и реализация культурной политики в третьем рейхе. Автореферат дисс. на соискание уч. Степени канд. истор. наук. Р/Д., 1999.
  76. С.В. Исторические превращения сознания и субъект образовательной деятельности.//Образование в Ростовской области. Ростов-на-Дону, 1998.
  77. М.А. Общественное благо и абсолютное государство//Вестник права. 1902. № 9−10.
  78. Свод законов, циркуляров и справочных сведений по народному образованию в переходный период. Составлен В. И. Чарнолуским. СПб., 1908.
  79. Советская культура в реконструктивный период. 1928−1941.-М., 1988.
  80. С.М. История России с древнейших времён. Кн.9//Соловьёв С. М. Соч. В 18кн. М., 1993.
  81. B.C. Сочинения: В 2 т.т. М., 1990. Т.1.
  82. Справочная книга по низшему образованию Составлена С. И. Анциферовым. В 10-ти книгах. СПб., 1905−1916.
  83. И.В. Краткая биография. М., 1953.
  84. Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001.
  85. Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
  86. B.JI. Субъекты и объекты культурной политики// Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы М&bdquo- 1990
  87. Л.Н. Путь жизни. М., 1993.
  88. А. В. Культурная политика в зеркале социально-политического анализа// Некоторые проблемы современной культуры. М., 1987.
  89. В.М. Высшая школа России перед вызовами XXI ве-ка.//Высшее образование в России, 2001 год, № 1.
  90. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.
  91. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., Наука, 1992.
  92. Й. Осень средневековья. М., 1988.
  93. A.C. Об общественном воспитании в России/УХомяков A.C. О98. старом и новом. М., 1988.
  94. В. Земство и народное образование. СПб., 1910
  95. Частные школы США. Формирование элиты // Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки. Информационный обзор. -М., 1993. С. 16−19.
  96. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление. М., 1982.
  97. Э., Бренкман Дж Культура и власть//0бщие проблемы культуры и искусства. М. Информкультура, 1989.
  98. А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.
  99. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристь, 1997.
  100. Экономическое положение частных и государственных вузов за рубе-жом//Экономика образования. 2000. № 1. С.69−70).
  101. Aron R. Studes politiques. P., 1972.
  102. Braunmuhl E.von. Antipadagogik. Studien zur Abschaffung der Erziehung. Weinheim Basel, 1975.
  103. Brenkman J. Culture domination.- Ithaca, London: Comet) Univ. Press, 1987.
  104. Eliade M. The sacred in the secular world//Cultural hermeneutics. Dordrecht, 1973. Vol.1. № 1.
  105. Full uni fees sell standards short //April 10,1997.
  106. Karsten S. Neoliberal Education Reform in the Nertherland // Comparative Education. 1999. V.35. № 3. November.
  107. Luis M. Garcia and Julie Delvecchio. How numbers added up on uni fees vote//The Sydney Morning Herald. April 12, 1997.
Заполнить форму текущей работой