Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Финская школа стеклоделия 1930-1970 годы: Алвар Аалто, Тапио Вирккала, Тимо Сарпанева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Суверенная Финляндия начала борьбу за социальную стабильность, рост промышленности, за собственное утверждение и престиж. Одним из направлений этого мощного экономического и вместе с тем эмоционального подъема является развитие стекольной отрасли. Определение художественной направленности и формирование характерной образной символики финской школы стеклоделия становится важным фактором развития… Читать ещё >

Содержание

  • Вступление. Общая характеристика работы
  • Глава I. Исторические предпосылки возникновения финской школы стеклоделия
    • 1. 1. Краткая история стеклоделия в Финляндии
    • 1. 2. Ведущие европейские центры стеклоделия в начале 20 века
  • Глава II. Финское стеклоделие в период до второй мировой войны (1918 — 1940 годы)
    • 2. 1. Формирование основных направлений в развитии финского стеклоделия
    • 2. 2. А л вар Аалто (Alvar Aalto 1898 — 1976)
  • Глава III. Финское стеклоделие от 1940 до 1980 года
    • 3. 1. Краткий исторический обзор
    • 3. 2. Тапио Вирккала (Tapio Wirkkala 1915 — 1985)
    • 3. 3. Тимо Сарпанева (Timo Sarpaneva, 1926 — 2006)

Финская школа стеклоделия 1930-1970 годы: Алвар Аалто, Тапио Вирккала, Тимо Сарпанева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предмет исследования.

Темой данной работы является исследование возникновения, особенностей становления и специфики эстетических воззрений финской школы стеклоделия. Художественное стеклоделие Финляндии — это яркое и самобытное явление, как с точки зрения формирования собственного, национального, художественного образа, так и в контексте развития дизайна в стекольной промышленности европейских стран. Для углубленного изучения самобытности и специфических особенностей финской школы стекла выбрано творчество наиболее известных в мире художников, работы которых сфокусировали основополагающие принципы финского стеклоделия и получили признание далеко за пределами Финляндии.

Актуальность исследования.

В 1918 году Финляндия обретает независимость и начинает строительство суверенного государства. Приоритетными направлениями объявляются экономический рост и повышение социального и культурного уровня жизни. Для достижения поставленных задач в преимущественно аграрной стране важной целью становится формирование нового национального философско-эстетического мышления, в связи с чем активизируется поиск оригинальных средств выражения в искусстве, ремесле, дизайне. Стремление к утверждению собственного облика и занятию достойного места среди развитых европейских стран охватывает практически все сферы общественной деятельности и, в первую очередь, область культуры и искусства.

Одновременно, к началу 20-х годов прошлого столетия, закладываются основы масштабной индустриализации страны, формируются ориентиры нового образа жизни, находят свое воплощение наиболее выразительные черты национального искусства и финского дизайна.

Суверенная Финляндия начала борьбу за социальную стабильность, рост промышленности, за собственное утверждение и престиж. Одним из направлений этого мощного экономического и вместе с тем эмоционального подъема является развитие стекольной отрасли. Определение художественной направленности и формирование характерной образной символики финской школы стеклоделия становится важным фактором развития как индустриального производства в целом, так и творчества финских художников в частности. В этот период согласование предпосылок для экономического роста с эстетическими критериями представляет собой одну из важнейших задач, в решении которой роль «первой скрипки» возложена художнику-дизайнеру.

Специфическая особенность формирования школы стеклоделия в Финляндии состоит в том, что в отличие от других европейских стран, она зарождается едва в 20-е годы XX века, вместе с провозглашением независимости государства. Развитие самостоятельной школы происходит в жестких рамках стекольной промышленности и непосредственно связано с ростом производства. Вместе с тем само производство художественного стекла развивается в условиях ограниченного финансирования в силу экономии-ческих трудностей на пути к обретению государственного суверенитета.

В свою очередь это приводило к серьезным технологическим ограничениям из-за невысоких темпов модернизации производственных процессов. При реализации своих замыслов художники могли пользоваться несовершенной по тем временам материально-технической базой.

Кроме финансовых и технологических сложностей, стекольное производство испытывало ощутимый недостаток в квалифицированной рабочей силе и в профессионально подготовленных специалистах с художественным образованием. Первые художники, начавшие работать со стеклом, были архитекторами, графиками, скульпторами. Они постигали возможности и специфические особенности материала в процессе работы. Лишь с 1978 года Высшая школа искусства и дизайна в Хельсинки начинает выпускать дипломированных дизайнеров стекла.1.

Однако техническое отставание компенсировалось новаторским подходом в использовании известных технологических приемов, находчивостью, азартом, яркими образными и самобытными решениями художников, а отсутствию профессиональной подготовки противопоставлялся эмпирический опыт.

Стеклоделие в Финляндии формировало собственный образ не благодаря положительным предпосылкам, а вопреки трудностям, которые испытывала финская экономика, и, в частности, стекольная индустрия в 20-е годы прошлого века. По мнению финских историков, зарождение и активное развитие стеклоделия, как и других отраслей промышленности Финляндии, основано прежде всего на эмоциональном энтузиазме, который охватил всю страну, на едином творческом порыве строить независимую Республику.

Такой всеобщий подъем уместно охарактеризовать словами русского философа Владимира Соловьева «.творят жизнь люди веры, это те, которые называются мечтателями, утопистами, [.], истинно лучшие люди.» 2.

Тонкая, сбалансированная политика между потребностями массового производства и индивидуальным миром творческой личности с одной стороны, конструктивный подход к решению задач, поставленных производством, и профессиональное совершенствование финских художников, работавших со стеклом, с другой, дали в своей совокупности невероятный импульс для развития, как всей промышленной отрасли, так и уникальной авторской работы. Немаловажное значение имеет при этом персональная социальная ответственность создателей проектов для серийного выпуска. В результате финское стеклоделие получило международное признание уже к началу 50-х годов. Работы финских дизайнеров, представленные на триеннале в Милане в 1951 и 1954 годах, были восприняты не только как творческое явление с узнаваемыми чертами, но и стали предметом для подражания. Финляндия приобрела «международную известность как страна с развитой художественной промышленностью, сохраняющая самобытность даже среди высокоразвитой художественной промышленности Скандинавских стран» 3.

К 80-м годам XX века, уже несколько поколений художников стекла утвердили характер финской школы, отличительными особенностями которой являются тонкое соотношение практичности и функциональности с природной лиричностью и ненавязчивой образностью.

Финским художникам удалось выработать собственную линию развития и свой взгляд, как на образные возможности стекла, так и на его приложение в разработке «вещей"4 бытового и утилитарного предназначения. Финская практичность, непретенциозное отношение к предметам быта и особое понимание функциональности нашли новые художественные средства выражения и технические возможности выполнения.

Вместе с тем, полностью осознав историческую правду, что «культура, оказавшаяся в замкнутом геополитическом пространстве, лишенная нормального общения и взаимодействия с внешним миром, без свежей подпитки ¦в начинает постепенно чахнуть"5, Финляндия ставит перед собой как первостепенную экономическую задачу выход на европейский рынок. Важным фактором такого продвижения является новое отношение к промышленным образцам, ко всему, что принято определять понятием «дизайн». Художник, работающий на производстве или для производства, он же дизайнер, становится одним из главных действующих лиц в формировании имиджа продукции и, в определенной степени, привносит свой вклад в повышение общегосударственного престижа. Творческий подход автора, его личная ответственность за эстетические и материальные качества выпускаемых изделий приобретают первостепенное значение в ассортиментной политике производственного предприятия. Именно этим объясняется тот факт, что рядом с маркой фирмы-изготовителя ставится имя дизайнера.

Финский дизайн не анонимен. Каждое изделие, будь то уникальное произведение искусства в авторском исполнении, предмет, выполненный в студийных условиях, или разработка образцов для серийного выпуска, представляется на выставках, торговых ярмарках и в печатных изданиях не только вместе с логотипом производителя, но и с именем автора. Таким образом подчеркиваются как творческая и социальная ответственность дизайнера, так и уникальность его художественного почерка. На передний план выводится значимость творческой личности для тиражирования образца и как культурной, и как материальной ценности. Вместе с тем обозначение имени дизайнера ставит в определенные этические отношения взаимной ответственности фирму-производителя перед автором и автора перед производством и обществом.

В связи с этим создание предметного мира, окружающего человека в новых социально-экономических условиях, одновременно удовлетворяющего не только элементарные утилитарные, но и духовные потребности современной личности, стало важной государственной задачей на пути к повышению жизненного уровня молодой Республики.

Формирование нового мышления и нового образа жизни зависит не только от лозунгов, манифестаций и осознанного общения с признанными произведениями искусства и прекрасными образцами классических стилей. Развитие этого процесса непосредственно зависит и от современной среды обитания, соответствующей духу времени и постоянно воздействующей на подсознание. В этом контексте значение роли художника-дизайнера многократно возрастает.

Для выявления основных факторов, давших невероятный импульс для развития, как всей отрасли стекольной промышленности, так и уникальной авторской работы, необходим комплексный анализ взаимоотношений между принципами массового производства и спецификой индивидуального мира творческой личности, между конструктивным подходом к решению задач, поставленных производством, и профессиональным совершенствованием финских художников в познании материала. Вместе с тем необходимо детальное изучение персональной и социальной ответственности дизайнеров в контексте формирования и развития ассортиментной политики, от которой зависит успех предприятия на внутреннем международном рынке.

Степень изученности темы.

Изучение становления финского стеклоделия в контексте развития легкой промышленности приводит к констатации, что в специализированной литературе, издаваемой на русском языке, нет собственных серьезных разработок по развитию современного искусства стекла в западных странах, тем более в отношении промышленного тиражирования. Крайне недостаточен иллюстративный материал по европейским фирмам-производителям. Это чаще всего весьма разрозненная рекламная информация.

Отрывочные данные о новом утилитарном подходе в скандинавском стеклоделии можно найти в трудах В. Р. Аронова, А. Г. Ланцетти и M.JI. Нестеренко Ю. П. Сергеева, В. Ф. Рожаньковского. Незначительная информация содержится в источниках, изданных в переводе на русский язык. Это, прежде всего, «История прикладного искусства нового времени» (Р. Розенталь и X. Ратцка) и «История декоративно-прикладного искусства» (Анри де Моран), а также в фундаментальный труд об истории стеклоделия «4000 лет стеклоделия» («Vier Tausend Jahre Glass», Kampfer), изданный в ГДР, в 1966 году.

Наиболее полные и глубокие исследования в области финского стеклоделия принадлежат финским историкам и аналитикам художественного стекла и дизайна, таким как Кертту Ниилонен, Марианне Аав, Пекка Сухонен и др. Однако их работы не публиковались на русском языке.

Вопросы национальных особенностей, эстетических и функциональных качеств финского художественного стеклоделия обсуждался на страницах западноевропейских периодических изданий, в частности «Porzelan+Glass» (ФРГ), «Die Schaulade» (ФРГ), «Tableware International» (Великобритания), «Offrir» (Франция) и др. Отрывочные сведения встречаются в печатных источниках бывших социалистических стран (Чехословакия, Польша, Болгария и др.) преимущественно в виде переводных статей.

Следует отметить, что в нашей стране концепция создания «красивого предметного мира"6, окружающего человека, не нова и вполне созвучна с ее трактовкой скандинавским движением «Красивые вещи"7. Но эти идеи прозвучали в разное время и получили различную интерпретацию и развитие.

Влияние окружающей среды на формирование этических норм и эстетических воззрений человека, а также на становление личности в целом, неоднократно подчеркивается ведущими деятелями науки, культуры и искусства разных времен. Здесь в полной мере находит подтверждение философская максима «Бытие определяет сознание».

Не обходили стороной этот вопрос и в советское время. Об этом говорили A.M. Горький, В. В. Стасов, С. М. Темерин и многие другие.

Вопрос соотношения «красоты и пользы"8 бурно обсуждался в 60-е годы прошлого века на страницах журнала «Декоративное искусство СССР» такими ведущими специалистами в области декоративно-прикладного искусства, как С. М. Бескинская, Н. В. Воронов, JI.B. Казакова, К. М. Кантор, Л. Г. Крамаренко, Б. А. Смирнов, Н. С. Степанян, С. Хан-Магометов, и др. Издавался альманах «Искусство и быт», освещавший данную тему. Однако полемика носила преимущественно философско-теоретический характер и не имела прикладного значения. Привлечение же большего числа граждан не только к потреблению культурных ценностей, но и к культурно-созидательной деятельности в разных областях бытия имеет важное общественное значение.

В данном исследовании для реализации системного подхода к терминологии выбрана классификация прикладного искусства и дизайна, предложенная Н. В. Вороновым в его книге «Советское художественное стекло»: «Самым значительным результатом, к которому привели новые художественные эксперименты, было разделение когда-то единого искусства предметного мира на три достаточно самостоятельные области: дизайн, прикладное и декоративное искусство.

Дизайн, [.] представляет собой массовую продукцию, в основном предназначенную для предприятий общественного питания, для автоматов с соками и газированной водой, для пивных баров. Это обычно не украшенная посуда, изготовляемая главным образом техникой прессования, простых лапидарных форм [.].

К прикладному искусству мы относим [.] массовую повседневную посуду, предназначенную для индивидуального пользования. Эти вещи тиражные, проектируемые художником, несущие в себе определенные черты образности, национальной культуры, эмоционального отношения. Но эти вещи утилитарно-бытовые, повседневного характера, не претендующие на особое украшение интерьера, однако по художественному уровню стоящие значительно выше, чем стаканы для соков и пивные кружки. [.] И если в дизайне превалирует польза, лишь эстетически выраженная и облагороженная, то в прикладном искусстве категории красоты и пользы уравновешены.

В область декоративного искусства входят высокохудожественные и даже драгоценные вещи, предназначенные в основном для украшения личных и общественных интерьеров, для подарков, для выставок и музеев. Здесь образность вещи, ее красота, ее художественная выразительность и культура стоят на первом месте."9.

В тоже время в России нет ни одного издания, содержащего систематизированную, профессионально подготовленную информацию по проблемам художественной направленности серийного производства изделий из стекла и хрусталя, создания образа и стиля в утилитарном бытовом предмете. Практически нет публикаций о роли художника, создающего предметы обихода, в формировании духовно-эмоциональной атмосферы среды обитания, о задачах дизайнера, в процессе серийного производства изделий утилитарно-бытового характера.

В свою очередь, отсутствие теоретических исследований в области промышленного стеклоделия влечет за собой некую неполноту понятий, терминов, категорий.

Объект исследования В исследовании рассматривается финская модель взаимосвязи между индивидуальным творчеством художника в сфере стеклоделия и его деятельностью по разработке образцов для внедрения в серийное производство. Анализируется взаимозависимость между результатами работы дизайнеров и развитием стекольной промышленности.

Художественное и утилитарное стекло рассматривается на фоне и в связи с проблематикой финского декоративно-прикладного искусства и дизайна, а также в контексте отношения к проблемам организации среды обитания человека и развития стекольной промышленности.

Предметом исследования является финская школа как особое явление в области современного стеклоделия. Детально комментируется сложное взаимное проникновение аспектов индивидуальной работы и художественного самовыражения творческой личности, с одной стороны, и развитие дизайна в сфере серийного производства как одного из основных стимулов массового промышленного выпуска стекольных изделий — с другой.

В исследовании подробно рассматриваются личные взгляды ведущих авторов на работу со стеклом, раскрываются их творческие подходы, отмечаются национальное своеобразие и новаторские поиски, как характерные черты современной финской школы стеклоделия.

Цель исследования.

Целью исследования является систематизация разрозненной информации о финском стекле и обоснование тезиса о формировании самобытной школы стеклоделия в Финляндии. Выявление причинно-следственных связей, обусловивших ее возникновение, стремительное развитие и международное признание. Иллюстрация возможности и целесообразности тесного взаимодействия между воплощением индивидуальных творческих идей и созданием образцов для серийного производства утилитарных изделий с собственным образным звучанием.

Задачи исследования.

В основу исследования заложена задача, показать особенности финской школы стеклоделия. Для этого детально прослеживается процесс ее сложения, начиная с исторических предпосылок и стадии зарождения. Обозначается период подражания шведскому стеклу и подробно рассматривается хронология поисков собственных образных решений.

Научная новизна исследования.

Впервые подробный материал о финском стеклоделии разработан и изложен в систематизированном виде на русском языке, выделены основные этапы становления финской школы и определены главные художественные тенденции развития стеклоделия в Финляндии.

Особое внимание уделено описанию и анализу взаимозависимости не только между личностью художника и его образным мышлением, но и между культурой утилитарного предмета и формированием лица промышленного предприятия.

Ярким примером выверенного баланса между субъективными факторами (индивидуальным творчеством) и объективными интересами (успех фирмы-производителя) представляет собой вклад в развитие стекольного дела в Финляндии выдающихся личностей, всемирно известных художников и дизайнеров, которые являются своеобразными символами и этапами развития финского стеклоделия. Это, прежде всего, Алвар Аалто, Тапио Вирккала, и Тимо Сарпанева.

В более широком социальном и культурном плане следует отметить и положительный психологический аспект ответственного отношения к производству изделий утилитарного характера, когда разнообразные, неординарные элементы предметного мира, способствуют развитию творческого импульса при создании своей индивидуальной «второй природы» в рамках жилища или офисного помещения. Творческий импульс личности, когда человек не просто пассивный зритель и не только потребитель, а создатель и творец, является важным фактором для создания положительного эмоционального фона в любой обстановке, вплоть до государственного масштаба.

Методика исследования.

Данное исследование основывается главным образом на теоретическом анализе источников информации. Это фундаментальные печатные издания, а так же периодика, каталоги, публикации, Интернет. Вместе с тем существенным фактором является личное изучение натурных образцов ходе посещений международных ярмарок во Франкфурте-на-Майне и Милане, музеев в Хельсинки, Турку, Тампере и.

Стокгольме, а также во время посещения стекольных центров Финляндии (Нуутаярви, Ииттала, Риихимяки) и Швеции (Оррефорс, Коста, Бода и др.).

С целью более детальной характеристики материал изложен в свете трех аспектов, определяющих специфику выбранного периода и имеющих существенное влияние на формирование основных эстетических направлений финской школы стекла. Первый аспект — это хронологическое изложение исторических этапов возникновения и развития стеклоделия в Финляндии, что способствует объективному выявлению сложившихся традиций и уровня мастерства. Второй аспект — социальный. Он дополняет понимание, как самого исторического момента, так и духовного уровня и эстетических пристрастий. Третий аспект — сравнение с ведущими школами Европы того времени, способствует более яркому представлению об оригинальности финского стеклоделия, как явления в европейском масштабе. Применены также методы описания и обобщения исторических фактов. Использованию метода сравнения способствует накопленный автором собственный опыт по внедрению дизайнерских разработок стекольных изделий в серийное производство. В результате сопряжения теоретических изысканий и эмпирических констатаций в общий методологический инструментарий исследования привнесены элементы синергетики.

Границы исследования.

Исследованием охвачен относительно короткий период становления и международного признания финской школы стеклоделия.

Временные границы исследования определены ключевыми историческими событиями — получением суверенитета Республики в 1918 году и началом процесса интеграции Финляндии в ЕС в 80-е годы XX века. В течение этого отрезка времени ведутся интенсивные поиски художественной направленности финского стеклоделия, происходит становление и утверждение собственного стиля.

Практическая ценность.

Промышленное стеклоделие в нашей стране долгие годы развивалось в условиях доминирующей роли количественных факторов, унификации производства, элементарности решений. Такая ситуация породила острое противопоставление позиций художника и предприятия, привела к устойчивому антагонизму и отдалению художников от задач производства в целом. В итоге для творческих разработок художников стали доминировать образная декоративность и уникальность выставочного экспоната. Кроме того уникальные авторские изделия более интересны и для искусствоведов. Разрозненные «элементарные предметы"10, называемые «дизайном"11 не вызывают положительных эмоций и у покупателей.

Понятия «школа» или «художественное направление» относятся прежде всего к уникальным изделиям авторского исполнения, выполненным специально для определенной выставки или по конкретному случаю. Таким образом оказалось, что нет теоретических разработок, которые освещали бы проблемы создания «школы» или «образа» в промышленном производстве за отсутствием и того и другого.

Вместе с тем создалось впечатление, что серийный выпуск удобных, красивых, выразительных и оригинальных изделий вообще невозможен.

В новых экономических условиях создание предметного мира, эмоционально наполненного и соответствующего духу времени, приобретает новые аспекты в осмыслении и развитии современного дизайна. В результате перед производством и художником ставятся новые задачи. Сегодня, когда наша промышленность предпочитает развиваться без участия художника, а в отношениях между художником и производственным предприятием легло серьезное взаимное непонимание, изучение опыта финского стеклоделия, не анонимного, а «именного», кажется интересным, полезным и актуальным. Вместе с тем результаты исследования могут представлять интерес для представителей стекольного производства, так как затрагивают вопросы стилевого расширения ассортиментной политики.

Материалы, содержащиеся в исследовании, можно также использовать в процессе обучения специалистов в области проектирования изделий для массового тиражирования, собранной и систематизированной информацией могут пользоваться искусствоведы и теоретики дизайна, изучающие историю западноевропейского стеклоделия.

Реализация и апробация.

Исследованию способствовал опыт работы автора в Болгарии (1981 — 1999 гг.), где при неограниченном доступе к ведущим периодическим изданиям Западной Европы был собран обширный материал по данной теме. Это позволило рассмотреть и проанализировать большое количество образцов и теоретических разработок, относящихся к обозначенному периоду. Отдельные материалы опубликованы в специализированной периодике Болгарии.

Дополнительной предпосылкой реализации исследования стало личное изучение центров стеклоделия в Финляндии и Швеции. Важное значение имело и общение автора с представителями фирм при посещении международных выставок-ярмарок во Франкфурте-на-Майне и Милане.

С 2001 по 2006 год автор читает лекции о развитии промышленного стеклоделия в западноевропейских странах в качестве факультативных занятий на факультете МДиПИ, кафедре стекла. Темой одной из лекций является история финского стеклоделия. С 2005 года «История промышленного стеклоделия западной Европы» входит в базисный курс лекций по истории стеклоделия, который ведет автор.

В течение последних трех лет автор ведет «мастер-класс» по теме «Промышленное изготовление утилитарного стекла в Западной Европе» в колледже при Российском химико-технологическом университете им. Менделеева, где ряд лекций посвящен финскому стеклоделию.

По теме диссертации автором опубликованы две статьи в Сборнике научных трудов МГХПУ «Декоративное искусство и пространственная среда». Вышла из печати монография по истории финского стеклоделия.

Структура.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Она содержит перечень сносок, библиографию, перечень иллюстрации. Общий объем составляет 165 страницы компьютерного текста, библиография содержит 236 наименований зарубежных и отечественных изданий, 147 иллюстрации размещены на 100 листах.

Особое отношение любви и благоговения к северной.

природе характерно для творчества художников Финлян дии. Поэтому не случайно почти каждая публикация о.

финском стеклоделии начинается с описания природы. Зелено-синие, таинственные леса, отражаюш-иеся в зеркалах.

озер, чистота и прозрачность воды, струящейся по.

холодным северным камням, сверкающий снег и глыбы льда.

находят свое трепетное воплощение и в произведениях.

декоративно-прикладного искусства, и в дизайнерских.

работах. Неспешность, созерцательность, собственное осмыс ление мира и своего местонахождения в пространстве,.

наряду с внимательным отношением к будничным мелочам,.

к созданию приятной и удобной окружающей предметной.

среды, таковы характерные черты финского дизайна,.

который подчеркнуто функционален и, вместе с тем,.

аскетически прост. Простота, естественность, органичное единение с.

окружающим миром, перетекание внешнего природного.

мира во внутренний жилой интерьер, вносят уравнове шенность и гармонию в отношениях человека и природы. На этом основаны своеобразие и неповторимость нацио нального образного выражения, и собственное стилевое.

единство финской школы стеклоделия. При этом, создавая.

удобное жизненное пространство, улучшая условия быта,.

мастерски используя технологические нововведения, новые.

возможности автоматического производства при «создании предметов утилитарных, функционально-бытовых, доступ ных и повседневных"^*, финским художникам удалось не.

просто миновать «нивелировки быта"^^, а создать свою.

школу, найти новые средства выражения, сформировать.

собственный эстетический облик. С самого начала становления суверенного государства,.

создавая новый предметный мир, соответствуюш-ий новым.

потребительским и эстетическим требованиям, движимые.

глубокими патриотическими чувствами, финские художни ки работали в тесном контакте с промышленным производ ством. Результатом стал моп]-ный подъем промышленности,.

в т. ч. и отрасли стеклоделия. Фантазия и богатый духовный мир художников на делили чисто утилитарные предметы особой образностью. В.

стремлении наиболее полноценно воплотить эмоциональное.

содержание финские художники, работая со стеклом, ис пользовали образно-ассоциативные средства выражения,.

основанные или на специфических особенностях стекла,.

или на восприятии природного естества. Даже в строгом расчете современных утилитарных.

форм, при создании которых приходится использовать.

циркуль, линейку и калькулятор, не утеряно эмоциональное.

ош-ущение, всегда видна рука художника, выражены его.

почерк, характер и мировосприятие. в исследовании рассматривается творчество авторов,.

являющихся ведущей группой финских художников стекла. Их работы, в создании которых лейтмотивом доминирует.

дух северной природы, представляют финское стекло в.

различных частях света. Каждый художник по-своему раскрывает тему приро ды, по-своему заворожен качествами стекла и использует.

его характерные особенности. В творчестве Алвара Аалто свободная пластика.

стекломассы выразительно проявилась в разнообразии.

«озерной линии». Извилистая упругая линия объединяет.

многоплановое творчество художника, воплощаясь в.

разнообразных материалах, декоративных и утилитарных.

формах, архитектуре и мебели. В работах Тапио Вирккала яркое образное выражение.

находит «лист», выполненный в разных материалах, под черкивая их специфику, а образ замерзшей или замерзаю щей воды нашел воплощение и в образцах для промыш ленного производства, и в уникальных авторских изделиях. Для Тимо Сарпанева характерны любование оптиче скими качествами стекла, проявлением «прозрачного в прозрачном», чистота формы. Рамки исследования не позволяют дать примеры.

творческих успехов еще целого ряда художников и.

дизайнеров, которые внесли свой вклад в стекольную.

промышленность Финляндии и продолжают работать на.

этом поприще сегодня. Остается лишь перечислить такие.

известные имена, как Bjorn Weckstrom, Jorma Vennola, Valto.

Kokko, Heikki Orvola, Mikko Karppanen, Kerttu Nurminen,.

Oiva Toikka, Markku Salo и другие. в финском стеклоделии на равных стоят имена.

«композитора» и «исполнителя» произведения, где роль.

композитора исполняет художник, а функции исполнителя.

отведены производству. Лицо и престиж предприятия.

зависят от образного мышления художника-дизайнера. В то же время, степень его профессиональной и.

социальной ответственности обуславливает эстетической.

уровень производственной программы предприятия, ее.

индивидуальность в массовом потоке. Успехи финской школы стеклоделия дают веские.

основания для следующих утверждений:

— Массовый выпуск стекольных изделий утилитарного.

назначения может быть не только функциональным и.

эргономичным, но и оригинальным, эстетически привлека тельным, эмоционально и образно выразительным. — Собственная серийная продукция не может разви ваться без художника-дизайнера, без автора качественных.

разработок, ответственного за выверенные пропорции и.

формы, за оптимальное соотношение производственных.

возможностей и новых идей, за тонкое сочетание ручного.

труда и автоматизированных процессов. Исследование обширного материала и его обобп], ение.

приводят к выводу об уникальности финской школы.

стеклоделия как художественного явления на фоне.

европейских направлений в этой области стеклоделия,.

сложившихся в 20 веке. Финским художникам удалось по-своему использовать.

декоративно-пластические выразительные возможности.

стекла и найти особые аспекты отражения и осмысления реальности, передачи своего мироощущения, воплощения.

духовных исканий, как в декоративных композициях, так и.

в изделиях утилитарного характера. Предложенная в данном исследовании периодизация.

позволяет выявить основные направления и тенденции.

развития стеклоделия в Финляндии и вписать финскую.

школу в общую картину стеклоделия в Европе. В то же.

время финское стекло характеризуется исключительной.

самобытностью. Проведенный анализ выявляет, что, разви ваясь в русле современных художественных поисков,.

финская школа стекла создала свое национальное свое образие и сохраняет традиционные черты. Специфические особенности финской школы обнару живаются в трепетном отношении к родной природе, в.

оригинальном использовании пластических и оптических.

свойств стекла, во внимательном и заботливом отношении к.

формированию и организации быта. Они также проявляются.

в приверженности национальным этическим восприятиям, в.

одухотворенности образного мира, имеющего эмоциональ ную и интеллектуальную окраску. Дизайнерам финской школы стекла не свойствен ны абсрактно-формальные поиски, их творческие интересы.

лежат в сфере общекультурных и духовных проблем.

финского искусства и промышленности. Благодаря само бытности и гуманистической направленности творче-ского.

процесса, финское художественное стекло 1930;х — 1970;х.

годов заняло достойное место в европейском стеклоделии,.

получив широкое международное признание. Перечень сносок.

1. Uta Lauren, «Moderne Zeiten, finnisches Glas 1929;1999»,.

Hameenlinna, 1998, стр. 13. 2. Соловьев В. «О христианском единстве», М. 1994, стр. 225. 3. Пекка Сухонен, Таиио Вирккала, Финляндия 1981. 4. Воронов Н. В., «Художники вещей», Москва 1966, стр. 5. 5. Курган Г. М., «Основы философии Евразии» М.2005, стр. 38. 6. Marianne Aav, Finnisches design der Moderne,.

7. Marianne Aav, Finnisches design der Moderne,.

Helsinki, 1999, стр. 7. 8. Крамаренко Л. Г., «О красоте и пользе» М. 1974 стр. 6. 9. Воронов Н. В. «Советское художественное стекло»,.

М. 1984, стр. 19. 10. Там же. 11. Там же. 12. Kerttu Niilonen, Finnisches Glas, Helsinki, 1967, стр. 5. 13. Kerttu Niilonen, Finnisches Glas, Helsinki, 1967, стр. 7. 14. Там же. 15. Там же. 16. Там же. 17. Kerttu Niilonen, Finnisches Glas, Helsinki, 1967, стр. 8. 18. Альманах «Стъкло и фина керамика» 1983 г София. 19. Kerttu Niilonen, Finnisches Glas, Helsinki, 1967, стр. 15. 20. Kerttu Niilonen, Finnisches Glas, Helsinki, 1967, стр. 17. 21. Там же. 22. Marianne Aav, Finnisches design der Moderne,.

Helsinki, 1999, стр. 3. 23. Там же. 24. Там же. 25. «Offrir», «200 annees Waterford», 2/83(Журнал, Франция).

26. «Offrir», «Verre anglaise a la main», 2/83 (Журнал, Франция).

27. Sautot Dany, «Baccarat», Massin, Paris, 2003, стр. 105.

28. Baroiset Roland, Mouclier Jacques, «Le cristal» ,.

Armand Colin Editeur, Paris, 1994, стр. 114.

29. Jackson Lesley, «Twenties Century Factory Glass» ,.

Octopus publ., London, 1999, стр. 76.

30. Jackson Lesley, «Twenties Century Factory Glass» ,.

Octopus publ., London, 1999, стр. 61.

31. Bayer Patricia & Waller Mark, «The Art of Rene Lalique» ,.

Eagle Editions, Royston 2002, стр. 10.

32. Philippe Joseph, «Le Val-Saint-Lambert» ,.

Librairie Halbart, Liege, 1974, стр. 237.

33. Jackson Lesley, «Twenties Century Factory Glass» ,.

Octopus publ., London, 1999, стр. 127.

34. Jackson Lesley, «Twenties Century Factory Glass» ,.

Octopus publ., London, 1999, стр. 117.

35. «Venini Catalogue Raisonne 1921;1986» ,.

Skira, 2002 (Каталог), стр. 9.

36. Jackson Lesley, «Twenties Century Factory Glass» ,.

Octopus publ., London, 1999, стр. 25.

37. Arteus Margareta, «Kosta 250» ,.

Tryckeriteknik i Malmo AB, 1992, стр. 96.

38. Ricke Helmut, Gronert Ulrich, «Glas in Schweden 1915;1960» ,.

Prestel-Verlag, Munchen, 1986, стр. 79.

39. Сухонен Пекка «Тапио Виркала», Хельсинки,.

F.G. Lonnberg, 1981, стр. 2.

40. Kerttu Niilonen, Finnisches Glas, Helsinki, 1967, стр. 19. 41. Там же. 42. Marianne Aav, Finnisches design der Moderne,.

Helsinki, 1999, стр. 5.43. Там же. 44. Kerttu Niilonen, Finnisches Glas, Helsinki, 1967, стр. 21. 45. Marianne Aav, Finnisches design der Moderne,.

Helsinki, 1999, стр. 5. 46. Kerttu Niilonen, Finnisches Glas, Helsinki, 1967, стр. 21. 47. Некка Сухонен, Тапио Вирккала, Финляндия 1981. 48. Marianne Aav, Finnisches design der Moderne,.

Helsinki, 1999, стр. 6. 49. PirkkoTuukkanen «Alvar Aalto Designer» ,.

Alvar Aalto Fondation, Helsinki, 2002, стр. 232. 50. Там же. 51. Marianne Aav, Finnisches design der Moderne,.

Helsinki, 1999, стр. 7. 52. Воронов Н. В. «Советское художественное стекло»,.

М. 1984, стр. 18. 53. Воронов Н. В. «Советское художественное стекло»,.

М.1984, стр. 23. 54. Воронов Н. В. «Советское художественное стекло»,.

М. 1984, стр. 19. 55. Воронов Н. В. «Советское художественное стекло»,.

М. 1984, стр. 18. 56. Там же. 57. Воронов Н. В. «Советское художественное стекло»,.

М. 1984, стр. 23. 58. Там же. 59. Текст на постере. Выставка А. Аалто в Музее дизайна.

Хельсинки. 2004 г. 60. Marianne Aav, Finnisches design der Moderne,.

Helsinki, 1999, стр. 8. 61. Kerttu Niilonen, Finnisches Glas, Helsinki, 1967, стр. 23.62. Kerttu Niilonen, Finnisches Glas, Helsinki, 1967, стр. 29. 63. Там же. 64. Там же. 65. Marianne Aav, Finnisches design der Moderne,.

Helsinki, 1999, стр. 10. 66. Каталог Arc International 1979.

67. Jackson Lesley, «Twenties Century Factory Glass» ,.

Octopus publ., London, 1999, стр. 65, 66, 163, 181.

68. Каталог Fratelli Bormioli 1980.

69. Некка Сухонен, Тапио Вирккала, Финляндия 1981. 70. Там же. 71. Там же. 72. Журнал «Porzelan + Glas», № 4 1974.

73. Воронов Н. В. «Советское художественное стекло»,.

М. 1984, стр. 23. 74. Kerttu Niilonen, Finnisches Glas, Helsinki, 1967, стр. 34. 75. Gerd Scher «Fakten zu den Designern»,.

76. Там же. 77. Воронов Н. В. «Советское художественное стекло»,.

М. 1984, стр. 23. 78. Воронов Н. В. «Советское художественное стекло»,.

М. 1984, стр. 18. 79. Воронов Н. В. «Советское художественное стекло»,.

М. 1984, стр. 12.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алвар Аалто «Архитектура и гуманизм», сборник статей, изд. «Прогресс», Москва, 1970.
  2. Аронов В.Р. «Художник и предметное творчество», Москва, 1987
  3. Арбат Юрий, «Красота вокруг нас», Госиздат местной промышленности и худ. промыслов, Москва, 1962
  4. Н., «Прикладное искусство конца XIX -начала XX века». Вступительная статья к выставке в Эрмитаже, «Аврора», JI. 1974
  5. Н. В., Очерки истории отечественного дизайна. Москва, 1997.
  6. Воронов Н.В. «Советское художественное стекло», Знание, Москва, 1984
  7. Гейдова Дагмар, Дурдик Ян, «Большая иллюстрированная Энциклопедия Древностей», Артия, Прага, 1980.
  8. А.П. «А. Аалто», «Стройиздат», Москва, 1976.
  9. Е. «Хрустальный перезвон», Журнал «Идеи Вашего дома», 5(51)/2002
  10. Грошкова JL, «Творения от стъкло и порцелан», Журнал «Стил», София, 6/1989И. Грошкова Л., «Очарованието на скандинавското стъкло», Журнал «Стил», София 7/1989
  11. Л., " Радост за очите", Журнал «Стил», София, 2/1990
  12. Л., " Приказният свят на стъклото", Журнал «Стил», София, 11/1989
  13. Л., «Блясък и великолепие», Журнал «Стил», София, 10/1989
  14. Грошкова Л., «Цветок Аалто», «Декоративное искусство и пространственная среда», сборник научных трудов МГХПУ, 2006,
  15. Грошкова Л., «Образные перевоплощения воды в творчестве Тапио Вирккала», «Декоративное искусство и пространственная среда» сборник научных трудов МГХПУ, 2006,
  16. Гуммерус Улоф, «Расширяющаяся основа. Художественная промышленность Финляндии», Москва, 1961
  17. Дексель Томас, «Стеклянная посуда от средних веков до наших дней», Мюнхен, 1985
  18. Де Моран Анри, «История декоративно-прикладного искусства», Москва, Искусство, 1982
  19. Драхотова Ольга, «Прессованное стекло в прошлом», Журнал «Tvar», 9/XIII
  20. Е. «Стеклянная комета Галле», Журнал «Антиквариат», 2/2002
  21. Илиев Любомир, «Относно стъкларското производство завода «Риихимяен ласи», доклад ВТО «Индустриал-импорт», София, 1986
  22. Кардер Фридерик, «Художественное стекло в начале XX века», журнал «Glass Industry», 3/1934
  23. Карякина Татьяна, «Художественное стекло на рубеже веков», журнал «Антиквариат», 4/2002
  24. Н.Н., «Стекло», Изд. Академии наук СССР, Москва, 1959
  25. И.В., Папаскири Т. В., «Скандинавский дизайн. Традиции и современность», изд. «Сашко», М. 1996 г.27
Заполнить форму текущей работой