Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегия обеспечения национальных интересов России в Кавказском регионе: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С позиций геостратегии Россия переживает далеко не лучшие исторические времена: ее активно «вытесняют» из Европы, обносят кордонным «поясом», требуют льготных поставок сырья, а на фоне расширения НАТО — политических, военных уступок. Без «холодной войны» ее превращают в «остров». Смириться с этим, склонив голову, утратив самость, как предлагают некоторые «короткие умы», для трезво мыслящих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СЕТКА ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Национальный интерес
    • 1. 2. Национальная безопасность
    • 1. 3. Кавказ
    • 1. 4. Закавказье
  • ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОБЪЕКТИВАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ
    • 2. 1. Колонизационное движение
    • 2. 2. Советский период
  • ГЛАВА 3. ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ В
  • КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ
    • 3. 1. Политика федерального центра
    • 3. 2. Внешние влияния
    • 3. 3. Роль государства

Стратегия обеспечения национальных интересов России в Кавказском регионе: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Рост сепаратистских настроений в России, вызванный событиями 19−21 августа 1991 г., последующим распадом СССР, очевидные просчеты политического руководства страны в конце XX — начале XXI вв., падение уровня жизни населения, активизация националистических движений в регионах обусловили обострение внутренних и внешних противоречий на Кавказе. Подобные негативные тенденции сделали необходимым поиск механизмов отстаивания национальных интересов державы на стратегически важном Южном направлении.

Обращение, казалось бы, к частной социально-политической гражданской проблеме оправдано глубокими социально-философскими соображениями. Дело в том, что даже фундаментальные научные теории опосредуются еще более капитальными базисными теориями. Функции последних выполняют в математике аксиоматики теории множеств, в естествознании — варианты хроногеометрии, в обществознании — положения геополитики и рационально истолкованного неомальтузианства, вводящие хорологические количественные параметры социальных реалий.

Главная идея состоит в том, что социально-философскую теорию невозможно развертывать лишь на основе качественных диспозиций.

Применительно к рассматриваемому случаю важно представлять особенности точек, интервалов социального пространства, которые при соответствующих деформациях способны менять его метрику и топологию. Недопустимо в наше время игнорировать специфику вершения истории в разных социальных точках (пунктах), а значит, — развертывать общую доктрину вне предметного анализа конкретных обстояний.

Оперируя фундаментальным понятием векторного социального пространства, возможно оценить природу его принципиальных элементов, влияющих на морфогенез ситуации в анализируемом фрагменте современного мира. К числу наиболее существенных мегатрендов, определяющих развертывание событий, отнесем.

— этническую конфликтность: внутренний Кавказ — Дагестан, Северная Осетия, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкариявнешний Кавказ — Армения, Азербайджан, Грузия (все Закавказье);

— территориальную конфликтность: внутренний Кавказ — Дагестан (проблема Лезгистана), Северная Осетия, Ингушетия, Адыгеявнешний Кавказ — Армения, Азербайджан (Нагорный Карабах, Лезгистан), Грузия (Южная Осетия, Абхазия);

— военные авантюры геополитических маргиналов: внутренний Кавказ — экстремистские действия террористов — ваххабитов, фундаменталистоввнешний Кавказ — экспансионизм Грузии;

— усиление миграционных потоков по вектору Юг-Север с укоренением аллохтонов на новых территориях;

— увеличение количества правых (с элементами ксенофобии) политических движений- •.

— рост социальных, культурных, этнических антагонизмов, бытового шовинизма вследствие политико-социальной поляризации населения, неадаптированности иммигрантов, дифференцированности гражданских прав, свобод, возможностей, маргинализации аллохтонного гетто;

— рост локализма как гаранта выживания;

— перенаселение и как следствие необходимость вынужденного демографического сброса (отток «русскоязычного» и иного населения внутреннего, внешнего Кавказа в Россию);

— перенос отсталости с Юга через иммиграцию на остальные территории РФ;

— дестабилизирующее влияние иностранных государств (Турция, Саудовская Аравия, США).

Учитывая исключительную геополитическую и геоэкономическую роль кавказского региона (транспортный, сырьевой, ресурсный узел, рубеж передовой обороны), выработка державной стратегии России относительно него должна опираться на специфическую модель национальных интересов. Она должна быть адаптирована, с одной стороны, к внутренним, а с другой стороны, — внешним возможностям. Возникает необходимость использовать отработанные принципы, способы отстаивания государственной безопасности, позволяющие даже в самых неоднозначных случаях находить выверенные решения.

Ценность осмысления национальных интересов России в Кавказском регионе — в актуализации ключевых, долговременных факторов вовлечения, участия, присутствия, могущества, усилий по определению важнейших долгосрочных ориентиров, предуказывающих путь к успеху.

Степень научно-теоретической проработанности проблемы. Проблемам установления и обеспечения национальных интересов России, особенностям их отстаивания в Кавказском регионе посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных авторов. Их целесообразно объединить в ряд групп.

1. Тематизация существа национальных интересов. Здесь следует подчеркнуть исследовательский вклад таких специалистов, как B.JT. Манилов, А. И. Владимиров, В. В. Ильин, Э. А. Поздняков, A.A. Смирнов. О. И. Лобов и др.

2. Национальные интересы России на Кавказе. Эта тема рассматривалась в работах К. С. Гаджиева, В. Д. Дзидзоева, В. П. Суставова, A.A. Корнилова, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, П. Г. Буткова, Н. Ф. Дубровина, P.A. Фадеева, П. И. Ковалевского, В. А. Потто, С. Эсадзе и др.

3. Национальные интересы России в Закавказье, их исторический аспект, нашли отражение в трудах М. Н. Покровского, А. Р. Нонисяна, О. П. Марковой, С. И. Чернявского и др.

4. Национальные интересы России после распада СССР, образования независимых государств в Закавказье (внешний Кавказ), изменения статуса автономий на Кавказе (внутренний Кавказ) представлены в исследованиях Е. М. Конюкина, Б. Дюкова, A.C. Зайцева, А. Р. Карапетяна, А. Гушера, A.B.

Мальгина, М. З. Фейгина и др.

Между тем многие вопросы, касающиеся заявленной тематической сферы, обсуждены не одинаково глубоко и полно. Недостаточно полно изучены проблемы конкретного социально-политического механизма обеспечения национальных интересов России в Кавказском регионе. Отсюда задача — восполнить имеющийся пробел, стимулировавшая проведение предлагаемого исследования. Гипотезой исследования выступает предположение, что стратегия обеспечения национальных интересов России в Кавказском регионе представляет совокупность актов военно-технического и социально-политического порядка, базирующихся на комплексном анализе динамики угроз, способов их предупреждения и нейтрализации. Основной рычаг обеспечения национальной безопасности на Кавказе — структурная, функциональная, параметрическая оптимизация системы державных влияний на участвующих во взаимодействии агентов в режиме конкретного пространства и времени.

Цели и задачи исследования. Цель диссертации — определение существа национальных интересов России в Кавказском регионе, социально-политических инструментов их обеспечения.

Достижение поставленной цели предполагало решение множества сопряженных задач:

— уточнить характер национальных интересов России применительно к внутреннему (республики РФ) и внешнему (независимые государства) Кавказу;

— выяснить исторические особенности объективации национальных интересов России в Кавказском регионе;

— выявить угрозы национальной безопасности России в Кавказском регионе, сформулировать способы их нейтрализации.

Предмет и объект исследования. Объект исследования — национальные интересы России в Кавказском регионе.

Предмет исследования — инструменты обеспечения национальных интересов России в Кавказском регионе.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретико-методологической основой диссертационной работы послужили научные труды классиков политической, социально-философской науки, результаты фундаментальных и прикладных исследований современных отечественных и зарубежных специалистов в области политологии, политической социологии, социальной философии. Изучены законодательные и нормативные акты РФ, постановления Правительства РФ, обзоры периодических изданий по рассматриваемой проблеме.

Методология исследования основана на системном подходе. В качестве инструмента поиска использовались методы институционального, структурно-функционального, ситуационного, сравнительного анализа, аналогии.

Достоверность исследования обеспечена соответствием избранной методологии целям и задачам работы, надлежащей теоретико-логической демонстративной фиксацией результатов, их эмпирической верификацией. Диссертационная работа удовлетворяет требованиям паспорта специальности 09.00.11 — социальная философия.

Информационной базой диссертации послужили законодательные, нормативно-правовые акты, регулирующие социальное устроение в России на современном этапе, публикации специалистов в периодической печати, архивные материалы.

Выносимые на защиту результаты исследования и их научная новизна:

1. Уточнен характер национальных интересов России применительно к внутреннему (республики РФ) и внешнему (Армения, Грузия, Азербайджан) Кавказу. Показано: национальные интересы выражают объективные цели, потребности, интенции самодостаточных народов на реализацию своей исторической, гражданской миссии по обеспечению прогрессивного суверенного развития.

Кавказская социально-политическая линия России исторически являлась всесторонне оправданной, — подчиняясь объективным задачам: а) прорыва геополитической блокады (российско-персидские, российско-турецкие, российско-английские, российско-французские войны, трения, пикировки) — б) укрепление внешней безопасности на южном и юго-западном театре державных действийв) ограниченного расширения территории отечественного государства, сфер его влияния.

Основными направлениями обеспечения национальных интересов России в настоящий момент пребывают.

— для внутреннего Кавказа: легитимная (не силовая) ликвидация этнических, правовых, территориальных конфликтов;

— для внешнего Кавказа: демилитаризация региона, усиление переговорного процесса по спорным вопросам, расширение межгосударственного сотрудничества, создание системы региональной безопасности по формуле 4+2 (РФ, республики ЗакавказьяИран, Турция), усиление экономической кооперации, интенсификация гуманитарных связей.

2. Выяснены исторические особенности объективации национальных интересов России в Кавказском регионе. С начала упрочения централизованного государства в России по настоящее время в исследуемом хорологическом контуре отмечается противоречивое переплетение политических, хозяйственных, культурных, конфессиональных интересов многих стран. Принципиальным курсом России в исходно конфликтной геополитической среде оказывалось отстаивание национальной безопасности. Последнему подчинены: обустройство южного военно-оборонительного рубежа государства с целыо пресечения, нейтрализации внешней агрессии или ее угрозыобслуживаемое не колонизацией, а интеграцией вовлечение населения региона в общероссийское цивилизационное пространствосохранение, поддержание аутентичной этноструктуры региона с предоставлением широкой национальнокультурной автономии проживающим здесь народам.

3. Выявлены угрозы национальной безопасности России в Кавказском регионе и сформулированы способы их купирования. После распада СССР обострились проблемы охраны границ, противодействия внешней экспансии, терроризму, религиозному экстремизму, организованной преступности, поднятия экономики, ликвидации безработицы, социальной адаптации населения, предотвращения природных техногенных катастроф. Продемонстрировано: проведение национальных интересов России в деле стабилизации обстановки в регионе крепится на:

— политика: превращение Большого Кавказа в устойчивый элемент ОБСЕ, оформление региональной и субрегиональной системы безопасности;

— экономика: диверсификация хозяйственных связей, увеличение добычи, совершенствовании транспортировки углеводородовгуманитарные вопросы: предупреждение ксенофобии, фундаментализма, защита прав этнических русскихинтенсификация межконфессионального диалога, секуляризация жизни;

— госстроительство: оптимизация праворегулирования, согласования федеральных и республиканских законодательств, разграничение технологий, прерогатив, предметов ведения, совершенствование федерализма, укрепление казачествакоммуникации: поднятие транспортной, рекреационной инфраструктуры.

Теоретическая значимость работы заключается в концептуальной проработке стратегии обеспечения национальных интересов России в Кавказском регионе. Рефлексия геополитической и геоэкономической ситуации на Кавказе в качестве позитивного итога имеет достижение устойчивого развития страны, выстраивание эффективной управленческой линии по поддержанию надежной безопасности.

Практическая значимость исследования. Использование предложенных автором рекомендаций позволит улучшить организацию управленческой деятельности государственных структур всех уровней, ответственных за обеспечение национальных интересов России на Кавказе. Обобщения и выводы работы могут найти применение в преподаванииподготовке, чтении специальных и общих курсов по социальной философии, конфликтологии, политической социологии.

Апробация работы. Работа обсуждена и рекомендована к защите кафедрой философии и общих гуманитарных дисциплин РосНОУ.

Основные результаты поиска опубликованы в печати (7 публикаций общим объемом 3,6 п.л.), излагались на научно-практических конференциях в МГУ («Ломоносовские чтения» — 2007 г.) — МГТУ им. Н. Э. Баумана («Шаг в будущее» — 2008 г.).

Структура работы обусловлена целью, задачами, принятым способом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 100 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Особенность переживаемого ныне страной исторического периода состоит в том, что Россия обрела мировоззренческую определенность, национальную идентичность. Она выработала четкий и ясный ответ на вопросы: «кто она?», «куда стремится?» Ядро национально-государственного сознания образует ценностная триада: народная демократия — сильное государство — оборонная достаточность.

Народная демократия — стержень нашего институциального устройства, обеспечивающий гражданам право самостоятельно вершить национальную историю, отстаивая суверенитет, независимость, державную свободу.

Сильное государство — гарант выживания РФ в условиях конкурентной борьбы с другими странами на международной арене. Создавая предпосылки экономического, политического, гуманитарного, культурного прогресса народа, оно защищает право автономного существования любым, в том числе силовым, путем.

Оборонная достаточность — залог державного процветания. Ее поддержание осуществляется стимулированием развития авангардных технологий, продуктивной материальной базы.

Будущее России как суверенной демократии обусловливается возможностью полноценно реагировать на варианты как скрытого давления, так и открытой агрессии, включая терроризм. В любом случае приоритетно значение боеспособных, технически совершенных вооруженных сил. И в роли фактора сдерживания, и в роли средства отражения нападения.

В ситуации наличных и возрастающих (ввиду происков международного терроризма) геостратегических рисков, Россия сделала ставку на фундаментальную модернизацию стратегических сил сдерживания, действующих в режиме ответного или ответно-встречного удара в любых условиях, способных поразить любого агрессора.

Параллельно развитию стратегических сил сдерживания модернизируются силы общего назначения. Военное строительство в этой сфере реализуется за счет формирования мобильных межвидовых войсковых группировок, оснащенных высокоточным разведывательно-ударным оружием, способных (с ядерными силами) решать любые оперативные и стратегические задачи.

Реализация оптимизационного механизма державной политики строится на всестороннем проведении и защите национальных интересов.

Фундаментальная цель России — создать соответствующие условия благополучного, удобного, комфортного существования народа в сообществе иных народов. Необходимо преодолеть издержки переходного периодаотстоять целостную, единую Россию, задать предпосылки ее устойчивого прогресса.

Россия — полиэтническая, многоконфессиональная евразийская общность, где сходятся Запад и Восток, достигается соприкосновение многочисленных народов, культур, языков, традиций. Она уникальна средовым разнообразием, полилогом. Это — космос, предполагающий его тактичное, деликатное обустройство.

Насколько мы сможем в ближайшем будущем улучшить среду обитания — зависит от политических перемен. Стабильность жизни определяется прочностью политических институтов. Здесь прежде всего актуальны следующие задачи: совершенствование многонационального государства как демократической ассоциации равноправных субъектов федерации, образующих суверенную Россиюпостроение открытого общества с высокой правовой, гражданской культурой, представительством интересов всех общественных групп, выраженными моментами народовластия, самоуправления, явной практикой разделения законодательной, исполнительной, судебной властиобеспечение прав и свобод граждансоблюдение законности, правопорядка, преодоление социального, правового нигилизма, этнического сепаратизма, защита конституционных начал жизнипоощрение общественно полезных форм активности на основе диверсификации собственности, индивидуальной инициативы, рыночного хозяйствования.

Реализация либерально-рыночной модели не должна игнорировать положительных факторов социальной защиты, центрального планирования, государственного контроля, т. е. советского опыта. Важно достижение сбалансированного социума с экономикой смешанного типа, конкурентной средой в производстве при адресной поддержке малого и среднего бизнеса.

Необходимо создание для каждого региона (и в первую очередь перенаселенного, депрессивного внутреннего Кавказа) среднесрочной программы комплексного подъема с учетом соотношения критических и реальных показателей социальной развитости. Регионы с выраженной негативной динамикой должны подпадать под целевые дотации, субвенции, инвестиции.

В центре внимания — могущество России, задающей простор самореализации каждому гражданину.

Программа подъема человеческого капитала предполагает «нетленные» ценности: достойность существования, гарантированность свободы, занятость, образование, вовлечение, участие, обеспечение, качество воспроизводства потомства.

С позиций геостратегии Россия переживает далеко не лучшие исторические времена: ее активно «вытесняют» из Европы, обносят кордонным «поясом», требуют льготных поставок сырья, а на фоне расширения НАТО — политических, военных уступок. Без «холодной войны» ее превращают в «остров». Смириться с этим, склонив голову, утратив самость, как предлагают некоторые «короткие умы», для трезво мыслящих, патриотично настроенных людей — невозможно. Полагать, что с закрытыми глазами по чужим лекалам кроить жизнь удобнее, — сугубое заблуждение.

Открыть глаза, обозреть грядущее, наполниться одухотворяющим сознанием своего призвания позволяет патриотично выполненная национальная идеология, ориентирующая на всестороннее отстаивание собственных державных интересов.

Чем мощнее Россия, тем сильнее она притягивает периферию — как внутреннюю (автономии), так и внешнюю (лимитрофы), тем реалистичней ее органичное восстановление как дееспособной народно-демократической федерации. Это положение полностью относится к Кавказскому региону.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ц.П. Россия в судьбах армян и Армении — Ереван: Междунар.1гуманит. фонд арменоведения: Армянский институт политологии и международного права, 1994. 316 с.
  2. А. Убийство чечено-ингушского народа: Народоубийство в СССР. М.: Вся Москва, 1991. — 79 с.
  3. Азия и Африка сегодня. 1996. — № 9.
  4. М. Армяне могут проиграть на референдуме в Нагорном Карабахе, который сами же предлагают // http://www.day.a2y print/news/politics/139 288. html.
  5. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геополитические императивы. М.: Международные отношения, 1998. — 256 с.
  6. Н.Ф., Гонов A.M. Северный Кавказ. Новые ориентиры национальной политики (90-е годы XX века). М.: Новый хронограф, 2004.-402 с.
  7. И. Геополитическая ситуация на постсоветском пространстве (Центральная Азия, Закавказье) и внешняя политика России (19 911 997). М.: Эпикон, 2000. — 124 с.
  8. Г. В. Начертание русской истории. — М.: Айрис Пресс, 2002.-368 с.
  9. О. Угроза с юга: сообщение о научно-практической конференции в Академии Генштаба // Красная звезда. 1995. -3 февраля.
  10. Ю.Восточный вопрос во внешней политике России конец XVIII начало XX века / В. А. Георгиев, Н. С. Киняпина, М. Т. Панченкова, В. И. Шеремет. -М.: Наука, 1973.-434 с.
  11. В.Г. Роль России в истории Дагестана. — М.: Наука, 1965. -391 с.
  12. К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 1995.-400 с.
  13. К.С. Политическая философия. М.: Экономика, 1999. -606 с.
  14. К.С. Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения, 2001.-464 с.
  15. Ф. Азербайджану следует добиваться компенсации от Армении за этническую чистку азербайджанцев в 1988 году// http://www.day.az/print/news/politics/139 286. html.
  16. Газета «Халкъан Аз» (Голос народа). 1998. — 3 июля.
  17. Г. Г. Шамиль правда и вымысел // Восток. — 1992. — № 1. — С. 151−154.
  18. Г. Любые связи Турции и Армении противоречат интересам Азербайджана // http://www.day.az/print/news/ politics/139 286. html.
  19. Геополитика / Под ред. Манилова B.JI. М.: Терра, 2002. — 624 с.
  20. Ю.П. Пограничные интересы России // Вестник границы России. 1998. — № 4. — С. 54−62.21. Граница России. № 2.-2001.
  21. Грузинский инцидент. // Правда. 1988, 28 февраля.
  22. Т. Мир без России? Упадок ядерной сверхдержавы и его возможные потребности // НГ сценарии. — 1999. — 8 декабря.
  23. JI.H. Тысячелетие вокруг Каспия. М.: Мишель и К0, 1993. -336 с.
  24. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мишель и К0, 1993. -502 с.
  25. JI. Национализм и интернационализм в XIX веке. — СПб.: Типогр. Люндорф и К0, 1906. 49 с.
  26. Деловой мир. 1996. — 4 декабря.
  27. Г. А. Из истории установления советской власти в Абхазии // Исторические записки/Отв. ред. Б. Д. Греков. М.: АН СССР, 1944. -Т.44.-С. 291−295.
  28. В.Д. Кавказ конца XX века: тенденции этнополитического развития (историко-политологическое исследование). Владикавказ: Изд-во Сев.- Осет. научного центра, 2000. — 276 с.
  29. А. Грузия и Южная Осетия: финансовый аспект // http://www.polit.ru/analytics/ 2008/12/04/subsidii.html.
  30. В.В. Философия истории. М.: МГУ, 2003. — 380 с.
  31. В.В. Мир GLOBO: Вариант России. Калуга: Полиграф -Информ, 2007. — 252 с.
  32. Ислам в постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. Малашенко А., Олкотт М. Б. М.: Арт-Бизнес — Центр, 2001. — 320 с.
  33. История и основные этапы становления государственной границы на юге России и перспективы развития Краснознаменного Кавказского особого пограничного округа. Ставрополь, 1997. — 135 с.
  34. Ч. Закат Америки. Уже скоро. М.: ACT, 2004. — 636 с.
  35. Н.С., Блиев М. М., Дегоев В. В. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 328 с.
  36. Г. Нужна ли Америке внешняя политика? К дипломатии для XXI века. М.: Ладомир, 2002. — 352 с.
  37. В.О. Сочинения в 9 т. Т. 1. Курс русской истории. М.: Мысль, 1989.-430 с.
  38. О. Южный Кавказ в политике Турции и России в постсоветский период. М.: Рус. панорама, 2004 — 294 с.
  39. A.A. Курс истории России XIX века. М.: ACT, Астрель, 2004. — 864 с.
  40. М.А. Некоторые аспекты политики США в регионе Закавказья // Информационный сборник по зарубежным странам и армиям. 2000. — № 4. — С. 42−45.
  41. Красная Звезда. 1994. — 2 ноября.
  42. Кулагина JIM. Дунаева Е. В. Россия и Иран: история формирования границ. М.: Гуманитарий, 2007. — 181с.
  43. Г. М. Религия и политика террора. Махачкала: Народы Дагестана, 2002. — 112 с.
  44. B.JI. Безопасность в эпоху партнерства. М.: Терра, 1999. — 368 с.
  45. О. П. Финансово-экономическое обследование Грузии в первой трети XIX века // Исторические записки. / Отв. ред. А. Л. Сидоров. М.: Изд-во АН СССР, 1953. — Т 44. — С. 195−212.
  46. К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-ое. М.: Госполитиздат, 1955. Т.9. — 520 с.
  47. Материалы Северо-Кавказского межнационального совещания (Ессентуки, 29.01.99). М.: Славянский диалог, 1999.
  48. А.Ф. Турция: актуальные проблемы новой и новейшей истории. М.: Наука, 1983. — 273 с.
  49. Мировые религии / А. А. Алов и др. М: ПРИОР, 1998. — 479 с.
  50. H.H. Дипломатия Петра Первого. М.: Международные отношения, 1984. — 440 с.
  51. C.B. Политика США и НАТО в регионе Закавказья // Информационный сборник по зарубежным странам и армиям. Вып. № 4.- 1999.-С. 44−46.
  52. Н.П. Геополитические факторы возникновения и развития этнических конфликтов: Дис.. канд. филос. наук. СПб.: СПГУ, 1995. — 150 с.
  53. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов / Под ред. Возженикова А. В. — М.: Изд-во РАГС, 2008 478с.
  54. Национальные интересы и национальная политика на юге России: приоритеты и перспективы: (материалы Всероссийской научной конференции, 14 декабря 2006 г.) / Под ред. Алиева А. К. Махачкала: Типография Дагестанского науч. центра РАН, 2007. 515 с.
  55. Независимая газета. 1999.-20 января, 28 июля.
  56. Независимое военное обозрение. 1998. — № 42.
  57. Независимый Азербайджан: новые ориентиры: в 2-х т. М.: Рос. ин-т стратег, исслед., 2000. — т.1. — 420с.- т.2. — 320 с.
  58. М. Из истории русско-армянских отношений. Кн. 1. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1956 — 405 с.
  59. Одиссей. Человек в истории. 2000. М.: Наука, 2000. — 344 с.бЗ.Орешкова С. Ф., Ульченко Н. Ю. Россия и Турция: проблемаформирования границ. М.: Акад. гуманитарных исследований, 2006. -244 с.
  60. М.Н. Механизмы государственных переворотов: историко-теоретическое исследование. М.-Мн.: ACT, Харвест, 2005. — 400 с.
  61. В.В. Государственная национальная политика России в XIX в.: военно-исторический аспект (на материалах Закавказья, Северного Кавказа и Средней Азии): Дис.. д-ра истор. наук. М., 1997. 340 с.
  62. В. А. Кавказская война: В 5 томах. Ставрополь: Кавказский край, 1994.-Т.5.-400 с.
  63. В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан). М.: Гном и Д, 2002. — 312 с.
  64. Путь в XXI век. М.: Экономика, 1999. — 792 с.
  65. Российская газета. 1996. — 7 декабря.
  66. Российский военный сборник. — Вып. 13. М.: Русский путь, 1997. -620 с.
  67. Россия и Закавказье в современном мире / Под ред. Авакова P.M., Лисова А. Г. М.: Финстатинформ, 2002. — 192 с. 72. Садвал. -1991. -№ 9.
  68. Ф. Ради перспективы вступления в Евросоюз руководству Турции не стоит забывать своей собственной истории и игнорировать интересы Азербайджана // http//www.day.az/print/news/politics/ 139 225.html.
  69. Т. Геополитическая роль России в Закавказье. М.: РИД ИСПИ РАН, 2005. — 100 с.
  70. Сборник договоров России с другими государствами 1856−1917 гг. -М.: Прогресс, 1978. 462 с.
  71. Северный Кавказ. Проблемы экономики и политики. / Под ред. Языковой A.A. -М.: ЖИ, 2008. 144 с. 77.Сегодня 2002. 8 сентября.
  72. H.A. Политика России на Кавказе в XVI—XIX вв.еках. М.: Соцэкгиз, 1958.-244 с.
  73. Советский Энциклопедический Словарь. М: Советская Энциклопедия, 1990. — 1604 с.
  74. И.Л. Народная монархия. Мн.: Лучи Софии, 1998. — 504 с.
  75. Социально-экономические и политические процессы на постсоветском пространстве. Проблемы развития стран СНГ. Сборник. M.: URSS, 2008.-130 с.
  76. Спорные границы на Кавказе / Под ред. Б.Коппитарса. М.: Весь мир, 1996.-226 с.
  77. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. — 608 с.
  78. В.Т. Наука быть Россией: наши национальные интересы ипути их реализации. М.: Русскш Mipb, 2007. — 759 с.
  79. Р.А. Шестьдесят лет Кавказской войны. Тифлис, 1860. -355 с.
  80. М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. -М.: Высшая школа, 1992. 351 с.
  81. Философия истории. Антология. М.: Аспект-пресс, 1994. — 349 с.
  82. .А. Факторы этнополитической конфликтности на Кавказе // Социально-политический журнал. 1995. — № 3. — С. 222−227.
  83. И. Сто лет назад // Иверия. 1896. — 26 ноября.
  84. В.В. Геополитическое положение и военная безопасность России. М.: НВНЦ «Отечество и воин», 1997. — 397 с.
  85. И.Б. Геополитика Каспийского региона. М.: Андалус, 2007. -208 с.
  86. Debo R.K. Revolution and survival. The foreign policy of Soviet Russia, 1917−1918. Toronto- Buffalo: Univ. of Toronto press, 1979. — 462 p.
  87. Donaldson R.H. The foreign policy of Russia: changing systems, enduring interests. N.Y.: M.E. Sharpe, 2005. — 419 p.
  88. Imperial Russian foreign policy / Ed. and transl. by Hugh Ragsdale. -Cambridge: Woodrow Wilson center press: Cambridge univ. press, 1993. -457 p.
  89. MacDonald D.M. United government and foreign policy in Russia, 19 001 914. -L.: Harvard univ. press, 1992.-276 p.
  90. New perspectives in modern russian history: Sel. papers from the Fourth World congress for Sov. and East Europ. studies, Harrogate, 1990 / Ed. by McKean R.B. L.: Macmillan press, 1992. — 287 p.
  91. Richer A. The politics of Autocracy, letters of Alexander II to Prince A.I. Bariatinskii, 1857−1864. Paris: Mounton, 1966. — 153 p.154)
  92. Russia and its foreign policy: Wluences, interests and issues / ed. by Smith. H. Helsinki: Aleksanteri Institute, 2005. — 154 p.
  93. Spykman N. America’s strategy in World Politics. The United States and the Balance of Power. N.Y.: Archon Books, 1942. — 500 p.
Заполнить форму текущей работой