Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Идеал образованного человека: Традиции и современность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное состояние отечественной системы образования требует определенности в выборе направления ее дальнейшего развития. В качестве наиболее общего, направляющего ориентира сферы образования автор диссертации предлагает идеал образованного человека. Такой идеал носит объективный, динамичный характер, отражающий общие тенденции развития общества. Изменения в идеале образованности являют собой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕАЛА ОБРАЗОВАН -НОГО ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ СОЦИАЛЬ -НОЙ МЫСЛИ
    • 1. Генезис понятия «идеал образованного человека» в античной философии
    • 2. Требования средневекового христианства к идеалу образованности
    • 3. Формирование идеала образованности эпохи Возрождения и Нового Времени
    • 4. Характер изменений идеала образованного человека в условиях развития индустриального общества XVIII—XIX вв.еков
    • 5. Современные тенденции развития идеала образованности в западной науке
  • ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛА ОБРАЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
    • 1. Особенности формирования и развития идеала образованности в российской истории
    • 2. Идеал образованного человека: современные аспекты и дискуссии
    • 3. Взаимоотношения государственной нормативности и идеала в российском образовании
    • 4. Отражение современного идеала образованности в государственных образовательных стандартах

Идеал образованного человека: Традиции и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

определяется важнейшей позицией образования среди социальных институтов современного мира. В условиях перехода к постиндустриальному обществу особую значимость приобретает проблема образованности человека. Уровень качества образования во многом определяет сегодня экономическое, политическое, культурное развитие общества. Функционируя, как генератор и хранитель культурного достояния, оно обеспечивает стабильное развитие существующих социальных структур. Эта функция приобретает особую важность в период изменения основополагающих принципов всей системы общественных отношений. Именно образование способно обеспечить целостность такой системы через трансляцию определенных идеалов, ценностей, норм, знаний и т. д.1.

В современной России этот процесс носит неоднозначный характер, т.к. недостаточно обоснованными являются конечные ориентиры образовательной деятельности. Действующие сегодня государственные образовательные стандарты вызывают серьезные замечания, но, выполняя моделирующие функции, могут оцениваться как работающие в контексте требования стабилизации. Модель же представляет собой «операционализацию» идеала — мыслительного образа, определяющего способ мышления и деятельности человека. Образовательные модели имеют конкретную практическую направленность, а определяющие их идеалы выполняют функцию мотива, который, только пройдя j сложную обработку в мышлении человека, может стать для него целью и породить действие. Образовательная деятельность характеризуется особой.

1.0 значении и функциях образования в современном мире см.: Гершунский Б. С. Россия: образование и будущее. Челябинск, 1993; Ионова О. Б., Нечаев В. Я. Социокультурные функции образования.// Социально-политический журнал, 1994, № 11−12- Филиппов Ф. Р. Социология образования. М., 1980; Banks О. The Sociology of Education. London, 1968; Girog R. Problems of Sociology in education. London: KingsleyParis: Unesco, 1990. формой целеустремленности. Это всегда процесс преодоления настоящего во имя будущего, направляемый представлениями об идеальном результате своего труда. Наличие идеала не просто одухотворяет образовательную деятельность, но повышает ее качество, придает определенный смысл самому ее существованию.' Идеал невозможно произвольно выдумать или запретить, так как он является объективным отражением тенденций общественного развития и предвосхищением их результатов. Как форма опережающего отражения идеал исходит из динамики социальной действительности, указывает направление преобразований ее субъектом деятельности. Идеал образованности объективно присутствует в обыденном сознании современного российского общества. Но теоретическая наука до настоящего времени не предоставила всестороннего осмысления данного явления, что приводит к различного рода заблуждениям общественного сознания в сфере образования и создает трудности в проведении ее реформирования. Данное обстоятельство предопределяет актуальность и значимость комплексного рассмотрения проблемы идеала образованного человека.

В основу проведенного исследования была положена теория идеала, разработанная в трудах представителей отечественной философской мысли: В. Е. Давидовича, E.JI. Дубко, Э. В. Ильенкова, В. В. Ильина, А. Т. Калинкина, А. В. Кезина, В. А. Титова, С. В. Туманова, А. И. Яценко. Следуя их идеям, можно отметить, что идеал является отражением объективных изменений, происходящих в обществе. Анализ этих изменений и формирование новых идеалов представляются неразрывной принадлежностью развития социально-философских воззрений.

1.0 значении идеала в сфере образования см.: Аза J1.A. Воспитание как философскосоциологическая проблема. Киев, 1993, с.77−81- Гинецинский В. И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когитологии. Jl., 1989, с.60−63- Люрья Н. А. Культурные ценности и типы образованности личности.// Актуальные проблемы философии и социологии образования. (Концептуальные основания, стратегии развития, перспективы педагогической практики)./ Под общ. ред. В. А. Дмитриенко. Томск, 1998, с.70−76- Люрья Н. А. Образование как феномен культуры и фактор развития личности. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. доктора фи-лос. наук. Томск, 1997, с. 8.

Философия и социология образования долгое время не были выделены в самостоятельные исследовательские области и соответствующий систематический анализ ориентиров образовательной деятельности не находил своего места в научной литературе. В последние годы решению этой проблемы уделили внимание: И.В. Бестужев-Лада, Л. П. Буева, А. П. Валицкая, Б. С. Гершунский, О. В. Долженко, Л. А. Зеленов, М. С. Каган, А. А. Касьян, А. Ж. Кусжанова, В. Я. Нечаев, В. М. Розин, А. А. Терентьев, Ю. А. Шрейдер, П. Г. Щедровицкий.

Историческое развитие философских основ образования представлено в работах В. Ф. Асмуса, А. Х. Горфункеля, А. Ф. Лосева, Н. О. Лосского, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского, В. В. Соколова, А. Л. Субботина, А.Н. Чаныше-ва, Л. Е. Шапошникова. В их трудах отражены общие тенденции развития социально-философской мысли, оказывающие определяющее влияние и на прогресс образовательной сферы.

Непосредственно к проблеме идеала образованности обращались и дали характеристику некоторых его аспектов С. Гогоцкий, X. Пахолков, А. Трачев-ский, С. И. Гессен, П. Ф. Каптерев, Л. А. Аза, В. И. Гинецинский, Н. А. Люрья.

В России имеются значительные философские традиции в анализе проблем образования. В этом отношении особый интерес представляют труды мыслителей XIXнач. XX вв.: И. В. Киреевского, В. В. Розанова, Л. Н. Толстого,.

A.С. Хомякова, Д. П. Юркевича, а также представителей последующей исторической эпохи: П. П. Блонского, Г. Н. Волкова, В. И. Ленина, А. В. Луначарского,.

B.Н. Турченко, И. Т. Фролова и др.

Оформившийся в Советской России идеал образованности нашел свое отображение в педагогической теории, определяя направления ее развития. Педагогические ориентиры советской школы зафиксированы в работах В. В. Давыдова, П. П. Занкова, В. В. Краевского, B.C. Леднева, И .Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Д. Б. Эльконина.

Эволюция идеала образованности тесно связана с историей развития педагогической теории и практики. Эти вопросы нашли свое освещение в трудах.

П.Н. Милюкова, А. Громачевского, П. Соколова, В. П. Борисенкова, Б. Л. Вульфсона, А. Н. Джуринского, Э. Д. Днепрова, Г. Е. Жураковского, М. Н. Колмаковой, Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, Ф. Г. Паначина,.

A.И. Пискунова, В. Г. Пряниковой, З. И. Равкина, В. И. Уколовой, Т. Ф. Яркиной.

Отечественная система образования на определенных этапах своего развития находилась под жестким контролем государственной власти, которая свои требования к образованности граждан выражала через специальные нормативные документы: законы, уставы, планы, программы и т. д. Степень их соответствия объективно оформившемуся идеалу образованности во многом обусловливала результативность всей системы образования. Теории содержания и истории развития нормативной базы образования в СССР посвящены работы.

B.В. Краевского, И. Я. Лернера, Р. Б. Вендровской, И. И. Логвинова. Современный этап развития государственных норм образованности характеризуется разработкой теории и внедрением в практику образовательных стандартов. Этой проблеме уделено значительное внимание К. У. Байчоровым, В.П. Бес-палько, А. П. Валицкой, Н. М. Воскресенской, B.C. Ледневым, В. Г. Разумовским, С. А. Расчетиной, О. Н. Смолиным.

Вместе с осознанием современной наукой необходимости осмыслить новейшие требования к образованности человека и попытками отразить их в реальном процессе образования проблема идеала образованного человека оставалась малоисследованной. Восполнить такой пробел призвана, настоящая диссертационная работа.

Данное исследование исходит из идеи обусловленности смены образовательных парадигм изменениями идеала образованного человека. Определяющим для современного идеала является признание личности как высшей самоценности исторического прогресса. На этой объективной основе происходит сближение западной и российской моделей образования, что актуализирует проблему необходимости сохранения, развития и использования лучших традиций национальных школ.

Целью исследования является анализ исторических традиций и современного состояния идеала образованного человека в западной и отечественной социальной мысли, его взаимодействия с педагогической теорией и образовательной практикой.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1 .Выявление гносеологических и социальных основ формирования идеала образованного человека.

2.Определение содержания идеала образованности различных исторических эпох.

3.Рассмотрение влияния идеала образованного человека на развитие педагогических идей и концепций.

4.Выяснение роли идеала образованного человека в изменении государственных норм образованности.

5 .Исследование связи между развитием идеала образованности и эволюцией системы образования. б. Выявление роли образовательного идеала в становлении новых тенденций развития образования.

Для решения этих задач используется следующая структура параграфов, анализирующих специфику идеала образованности различных исторических эпох: философская рефлексия проблемы, изменения в педагогике, их влияние на реальный ход образовательного процесса и развитие институциональных форм образования.

В качестве объекта исследования выступает сфера образования в многообразии и динамике своих форм.

Предметом исследования является идеал образованного человека, как неотъемлемая часть системы образования, определяющая и направляющая ее развитие.

Методологической и теоретической основой диссертации являются идеи отечественных и зарубежных ученых, развивающих принципы диалектики социального познания, что предполагает использование комплекса методов: сравнительно-исторического, структурно-функционального, метода системного анализа. Методами социального исследования явились: анализ научной и публицистической литературы, анализ статистической и документальной информации.

Эмпирической базой, являющейся в диссертации предметом социально-философского анализа, выступили работы ряда зарубежных мыслителей: Платона, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, Августина, Ф. Аквинского, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтеня, ЯЛ. Коменского, Д. Локка, Ф. Бэкона, Б. Спинозы, И. Канта, Г. Гегеля, О. Конта, Э. Дюркгейма, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта, Ф.В. А. Дистервега, К. Маркса, Ф. Энгельса, Д. Дьюи, К. Ясперса, М. Хайдег-гера, П. Фейерабенда, К. Поппера, Б. Рассела и др., а также российских философов и педагогов: Ф. Прокоповича, В. Н. Татищева, Н. И. Новикова, М. М. Щербатова, B.C. Соловьева, П. А. Флоренского, П. Я. Чаадаева, В. В. Зеньковского, Н. А. Бердяева, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта, В. И. Ленина, А. В. Луначарского и др. Анализ представлений об образованности в России в XX в. опирался на официальные государственные документы: Конституции, декреты, законы, постановления и решения съездов и пленумов ЦК ВКП (б) и КПСС, учебные планы и программы вузов и средних школ страны, а также на статистические сборники: «Народное образование и культура в СССР», «Народное хозяйство СССР». Для выявления новейших тенденций развития отечественного образования использовались образовательные стандарты средней и высшей школы общегосударственного характера, стандарты действующие в конкретном вузе и стандарты отдельных областей знания.

Научная новизна исследования состоит в следующих положениях, выносимых на защиту:

1 .Генезис и эволюция идеала образованности являются объективными процессами, отражающими изменения социальных, экономических, политических, культурных приоритетов общества, его поступательного движения в познании действительности.

2.Идеал образованного человека, являясь формой опережающего отражения, исходит из динамики социальной действительности и указывает направление изменений в сфере образования.

3.Успех образовательной деятельности субъекта во многом обусловлен наличием идеала образованности, ориентирующего и определяющего культурное развитие общества. Отсутствие идеала ведет к дезориентации образовательной деятельности, выработке формального подхода к образованию, и как следствие, к падению в ходе истории качества и престижа образованности.

4.Каждому обществу и разным историческим эпохам соответствуют своеобразные идеалы образованности, отличающиеся по содержанию и основополагающим ценностям. Без учета этой специфики система образования перестает удовлетворять образовательные потребности общества, входит в полосу глубокого кризиса.

5.Эволюция образовательного идеала в истории западной социальной мысли представляет собой смену ряда исторически обусловленных его форм. Древнегреческая наука представила обществу идеал «калокагатии», являющийся прообразом всесторонне развитой личности. Древнеримский идеал «оратора» основывался на многознании и отличался практицизмом своей направленности. В средневековье образование приобретает характер воспитывающего обучения. Духовное совершенство человека получает ведущую роль в средневековом образовательном идеале, а развитие схоластики предопределяет особое место в нем логического мышления. В эпоху Возрождения и Нового времени первое место по важности занимают опытно — экспериментальное естествознание и математика, что в дальнейшем было дополнено идеей профессионализации образования.

6.Становление и развитие отечественного образовательного идеала имело свои основы в православии, которое долгое время ориентировало образовательные устремления русского общества. Российский идеал — это, прежде всего, человек с высоким духовным развитием. Духовность в контексте российской образовательной традиции предполагает интеллектуальное, нравственное и физическое совершенство личности. Начиная с XVII в. отечественный идеал образованного человека приобретает разные формы своего существования. Характерной особенностью для них было усиленное внимание к внутреннему миру человека, к развитию его нравственности.

7.Советский период истории нашего государства характеризуется ориентацией на формирование нового, социалистического типа личности. В идеале человек должен был владеть основами всех необходимых в современном мире наук, иметь углубленную подготовку в одной из научных сфер, уметь и любить трудиться, проявлять творчество в профессиональной деятельности, обладать твердыми жизненными установками, основывающимися на марксистско-ленинском мировоззрении, быть физически и нравственно воспитанным.

8.Современная зарубежная и отечественная научная мысль ставит человека в центр образовательных концепций, видит свою задачу в формировании активного субъекта единой общечеловеческой культуры, обладающего гибким мышлением, способного к многоаспектному взгляду на окружающую действительность. Специфика российской модели образованности состоит в ее традиционной обусловленности ценностями отечественной культуры, принципом народности, направленностью на духовное развитие личности.

9.Изменения в идеале образованного человека предопределяют необходимость соответственных преобразований педагогической теории, государственных норм образованности, институциональных форм образования. Ю. Конкретизация образовательного идеала в соответствии с действительной реальностью осуществляется путем создания моделей, т. е. учебных программ, государственных образовательных стандартов и т. п. Выступая в качестве эталона при оценке уровня образованности, эти практические аналоги идеала должны быть максимально приближены к отражаемому объекту. Но в современных отечественных моделях образованности не находят должного места реальные ценностные ориентиры, нравственные позиции, творческие возможности личности. Такое положение обусловлено сильным влиянием на нормативную образовательную базу реально действующей парадигмы образования, рамки которой перестали соответствовать требованиям современного этапа общественного развития.

Полученные в диссертации результаты имеют теоретическое и методологическое значение для развития социальной философии, философии и социологии образования, педагогики. Основные материалы и выводы могут быть использованы при подготовке лекций по философии, социологии, философии и истории образования, педагогике. Результаты диссертационного исследования могут иметь значение для разработки программ конкретно-социологических исследований в сфере образования, для прогнозирования направлений развития образовательных реформ и оптимизации путей их проведения. Выводы, сделанные в работе, могут способствовать выработке новых подходов к проблемам стандартизации образования, формирования учебных планов и программ, содержательного и структурного изменения учебных курсов, использования новых методов обучения.

Результаты исследования докладывались на международной научнопрактической конференции «Российское образование: традиции и перспективы» (Н.Новгород, 1997 г.), симпозиуме «Государственное устройство и народ. Диалог мировоззрений.» (Н.Новгород, 1997 г.), региональной научно-практической конференции «Образование в нижегородской области: история и современность» (Н.Новгород, 1997 г.), V Российском симпозиуме историков русской философии (Н.Новгород, 1998 г.), V научно-богословском симпозиуме (Н.Новгород, 1999 г.), на конференциях молодых ученых нижегородской области (1997, 1998, 1999гг.).

Заключение

.

Современное состояние отечественной системы образования требует определенности в выборе направления ее дальнейшего развития. В качестве наиболее общего, направляющего ориентира сферы образования автор диссертации предлагает идеал образованного человека. Такой идеал носит объективный, динамичный характер, отражающий общие тенденции развития общества. Изменения в идеале образованности являют собой итог длительных изменений в области общественных отношений, экономики, политики, культуры. Этот идеал актуализирует разницу между имеющимся и должным уровнем образования. В силу своей природы человек стремится гармонизировать собственную жизнь, приблизить ее к идеальному объекту. В образовательной среде это побуждает личность к активному действию, к труду, направленному на преодоление разрыва фактического с идеальным. Государственная власть, в свою очередь, стимулируемая оформившимся идеалом сферы образования, должна стремиться к созданию условий для удовлетворения новых образовательных потребностей общества. Таким образом, идеал образованного человека, представляется определяющим мотивом для целеполагающей образовательной деятельности всех структур общественного организма.

Проведенный в диссертационном исследовании анализ традиций исторического развития идеала образованности позволяет выявить закономерности его эволюции, все многообразие связей элементов идеала между собой и с образовательной практикой. Достигнутые в работе результаты позволяют расширить современную теорию образования в области ее социально-философских аспектов. Изучение истории эволюции идеала образованного человека подвело к признанию наличия особенностей его содержания и характера развития в разных культурно-исторических реалиях. В частности, акцент в диссертации сделан на своеобразии российского идеала образованности, на его духовности, нравственности, ориентации на традиции отечественной культуры. Вместе с тем, в работе раскрыта тенденция к объективному сближению российской и западной моделей образованности. Дальнейшее развитие сделанных выводов позволит органично совмещать национальные традиции с самыми последними достижениями науки и техники, способствуя тем самым сохранению и развитию самобытной отечественной культуры.

Выявленные в работе современные требования к идеалу образованного человека вносят элемент определенности в деятельность всех органов и структур исследуемого объекта, направляют движение проводимых образовательных реформ. Характеристика нового этапа развития идеала образованности позво- ^ ляет ориентировать построение моделей выпускников разного типа учебных' заведений с конкретным содержанием учебных планов и предъявляемых требований по их выполнению. Это определяет и пути развития нормативной сферы образования. Проведенный в работе анализ эволюции государственных норм образованности в России позволил выявить основные закономерности этого процесса, степень влияния на него идеала образованности и зависимую от этого их действенность. Данный в диссертации анализ состояния современных образовательных стандартов Российской Федерации подчеркнул их положительные и отрицательные стороны, обусловил необходимость новых подходов в исследовании проблемы и создании в полной мере соответствующих сегодняшнему дню нормообразующих документов.

Установленная в исследовании тесная связь социально-философской теории образования с педагогикой и с педагогической практикой, дальнейшее изучение их взаимовлияния позволит оптимизировать образовательный процесс, изменять по необходимости формы и методы преподавания, критерии оценки образовательных достижений учащихся. Подчеркивая важность проведенного исследования, следует отметить, что идеал образованного человека ориентирует образовательные устремления граждан, обеспечивает возможность их целеполагающей образовательной деятельности, а, следовательно, заинтересованности в учебе и удовлетворенности ее результатами. Углубленное изучение этих проблем является одним из факторов повышения качества и престижа образования, что в более широком плане необходимо для успешного социально-экономического, культурного развития страны.

Дальнейшее развитие теории образовательного идеала состоит в расширении эмпирической основы, ее анализе, выявлении закономерностей, новых парадигм и тенденций развития. Важным направлением в исследовании феномена образовательного идеала представляется изучение факторов влияющих на формирование его ценностно-содержательного ядра. Необходимыми видятся разработки методов выявления общественного идеала в сфере образования, уточнение места науки, органов государственной власти в обосновании образовательных приоритетов, исследование механизма трансформации общественных потребностей в научно обоснованный идеал и их обратной взаимосвязи. Изучение идеала образованности предполагает рассмотрение проблемы соотношения в нем субъективного и объективного, а также путей формирования активного отношения субъекта образовательной деятельности к объективно оформившемуся идеалу образованного человека.

Развитие теории образовательного идеала будет способствовать проведению конкретно-социологических исследований состояния образовательной среды, позволит более чутко улавливать общественные потребности в образовании и делать обоснованные прогнозы возможных вариантов его последующего развития. Своевременное выявление новых тенденций в изменении идеала образованности даст возможность более органично вливаться в следующий этап развития сферы образования, избегать глубоких кризисов, до минимума снижать негативные явления процесса реформирования. с.

Осуществленный комплексный анализ идеала образованного человека соответствует реальным запросам современного образования. В диссертации отмечены перспективные направления в исследовании и решении различных аспектов этой проблемы. Их дальнейшая разработка даст возможность более полно раскрыть феномен идеала образованности, его роли в развитии общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аза Л. А. Воспитание как философско-социологическая проблема. Киев, 1993, — 129 с.
  2. Д. Адольф Ферьер. // Перспективы: вопросы образования. 1994, №½. С.365−390.
  3. Антология мировой философии в четырех томах. Т.1,ч.1,ч.2, М., 1969 936 е.- Т.2, М., 1970 — 776 е.- Т. З, М., 1971.- 760 с.
  4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М., 1985.- 366 с.
  5. Антология педагогической мысли Узбекской ССР. М., 1986.- 320 с.
  6. Антология педагогической мысли христианского средневековья. Т. 1, М., 1994 399 е.- Т.2, М., 1994. — 350 с.
  7. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.1, М., 1976 550 е.- Т.4, М., 1983.- 830 с.
  8. В.Ф. Античная философия. М., 1976. 543 с.
  9. В.Ф. Избранные философские труды. Т.1, М., 1969 412 е.- Т.2, М., 1971, — 445 с.
  10. Ю.Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М., 1984.- 318 с.
  11. П.Асмус В. Ф. История античной философии. М., 1965.- 320 с.
  12. В.Ф. Платон. М., 1975.- 223 с.
  13. З.Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. 287 с.
  14. Н.Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993, — 382 с.
  15. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.- 607 с.
  16. В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России. // Педагогика. 1995, № 1.- С.89−94.
  17. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия. // Педагогика. 1993, № 5. С.16−24.
  18. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. М., 1988, — 254 с.
  19. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.1,М., 1979, — 304 с.
  20. Ю. Фома Аквинский. М., 1966.- 212 с. 21 .Борисенков В. П. Школа России: прошлое и настоящее. // Педагогика. 1993, № 4.-С. 3−15.
  21. Борьба прогрессивных и реакционных тенденций в педагогике запада эпохи домонополистического капитализма (конец XVIII конец XIX вв.). М., 1983.- 79 с.
  22. Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1953, — 412 с.
  23. Ф. Сочинения в двух томах. Т.1, М., 1971- 590 е.- Т.2, М., 1972 -582 с.
  24. Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. Идеал человека будущего. М., 1989.- 180 с.
  25. В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.- 400 с.
  26. . Средневековый университет: учителя. // Alma mater, 1997, № 2.-С. 43−45.
  27. Р.Б. Проблемы формирования учебных планов в советской школе (1945−1985). // Советская педагогика, 1987, № 3.- С. 96−101.31 .Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.- 258 с.
  28. И. Жан-Жак Руссо. М., 1976.-310 с.
  29. М.А., Голубева Е. Н., Шапошникова Т. Д. Как построить модель выпускника общеобразовательной школы: Описание процесса моделирова -ния. М., 1990, — 85 с.
  30. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966.- 442 с.
  31. Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники. М., 1976.- 335 с.
  32. .Л. Педагогическая мысль в современной Франции. М., 1983.184 с.
  33. Высшая школа СССР за 50 лет. / Под ред. В. П. Елютина. М., 1967.- 272 с.
  34. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года. М., 1995.343 с.
  35. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет в двух томах. Т.1, М., 1970.- 668 с.
  36. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т.4, М., 1959, — 440 с.
  37. И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т.1, М., 1940.- 292 с.
  38. А.И. Сочинения в двух томах. Т.1, М., 1985.- 593 с.
  39. А.И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании. М., 1990.- 363 с.
  40. .С., Березовский В. М. Методологические проблемы стандар -тизации в образовании. // Педагогика, 1993, № 1.- С. 27−32.
  41. .С. Прогнозирование содержания образования. // Народное образование, 1990, № 9.- С. 80−82.
  42. .С. Россия: образование и будущее. Челябинск, 1993.- 207 с.
  43. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. 447 с.
  44. С.И. Судьба коммунистического идеала образования. // Педагогика, 1993, № 6.-С. 59−64.
  45. В.И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когитологии. Л., 1989.- 142 с.
  46. Т. Избранные произведения в двух томах. Т.1, М., 1964 583 е.- Т.2, М., 1964 -748 с.
  47. С. О различии между воспитанием и образованием в древние и новые времена. Киев, 1874.- 586 с.
  48. А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.- 368 с.
  49. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995, — 383 с.
  50. П. Цицерон. М., 1991.- 542 с.
  51. А. Причины высокой образованности у древних греков. // Гимназия, 1895, № 3,-С. 141−157.
  52. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени: исследования и материалы. М., 1990.- 200 с.
  53. А .Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большин -ства. М., 1990.- 395 с.
  54. В.Е. Теория идеала. Ростов, 1983.- 125 с.
  55. Р. Сочинения в двух томах. Т.1, М., 1989.- 654 с.
  56. Г. Н. Философия Коменского. М., 1982.- 168 с.
  57. Дидактика средней школы. / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975.- 303 с.
  58. О.В. Очерки по философии образования. М., 1995, — 240 с.
  59. Д. Школа и общество. М., 1922.- 48 с.
  60. Д., Дьюи Э. Школы будущего. М., 1922, — 179 с.
  61. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.352 с.
  62. Европейская педагогика от античности до нового времени: исследования и материалы. Ч.1,М., 1994−244 е.- 4.2, М., 1994 245 с.
  63. Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.- 511 с68.3акон Российской Федерации об образовании. М., 1992, — 57 с.
  64. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль: иссле -дования и материалы. М., 1989.- 137 с. 70.3еленов J1.A. Становление личности. Горький, 1989.- 166 с. 71.3еньковский В. В. История русской философии. Т.1, ч.1, Л., 1991.- 220 с.
  65. А.В. Принципы формирования культурного космоса. // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 1994, № 2.- С. 19−27.
  66. Из истории зарубежной школы и педагогики. М., 1959.- 430 с.
  67. Из истории русской культуры. T. V (XIX век). / Сост. Б. Ф. Егоров. М., 1996.- 848 с.
  68. Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968.- 319 с.
  69. О.Б., Нечаев В. Я. Социокультурные функции образования. // Социально-политический журнал, 1994, № 11−12.- С. 164−170.
  70. Историческая записка о Московской духовной академии, по случаю пра -зднования ея пятидесятилетия. М., 1864, — 85 с.
  71. История педагогики. 4.2. С XVII в. до середины XX в. / Под ред. А. И. Пи -скунова. М., 1998.-304 с.
  72. К.Д. Наш умственный строй. М., 1989.- 653 с.
  73. М.С. Гуманитарные науки и гуманитаризация образования. // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. Спб., 1994.- С.28−30.81 .Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954.- 228 с.
  74. И. Сочинения в шести томах. Т.2, М., 1964 511 е.- Т. З, М., 1964 -799 с.- Т.4, ч.2, М., 1965- 478 е.- Т.6, М., 1966 — 743 с.
  75. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.- 703 с.
  76. А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. Н. Новгород, 1996, — 184 с.
  77. А.А. Философская культура как критерий образованности. // Вестник высшей школы, 1989, № 8.- С. 79−84.
  78. Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.- 312 с.
  79. И.В. Избранные статьи. М., 1984.- 383 с.
  80. В.О. Сочинения в девяти томах. Т. З, М., 1988 414 е.- Т.5, М., 1989 — 476 с.
  81. Я.А. Великая дидактика. // Избранные педагогические сочи -нения. Т.1, М&bdquo- 1939, — С. 53−314.
  82. Я.А. О развитии природных дарований. // Избранные педаго -гические сочинения. Т.2, М., 1982.- С. 5−33.
  83. Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики.1. М., 1982, — 447 с.
  84. Т. Избранные произведения. М., 1963.- 911 с. 93 .КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.8.е издание, Т.8, М., 1972 566 е.- Т.9, М., 1972 — 527 с.
  85. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.9.е издание, Т.2, М., 1983, — 606 с.
  86. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М., 1977.- 264 с.
  87. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.- 379 с.
  88. Н. Сочинения в двух томах. Т.1, М., 1979.- 488 с.
  89. Культура, культурология и образование (круглый стол). // Вопросы фило -софии, 1997, № 2.-С. 3−56.
  90. Ю.Н. Мышление и личность. М., 1995.- 21 с.
  91. ЮО.Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ. / Пер. с англ. М., 1970.- 261 с.
  92. И.Е., Тальникова Т. В., Урман Ю. М., Строгецкий В. М. Система многоуровневого образования в педагогическом университете. // Высшее педагогическое образование: проблемы и решения. Н. Новгород, 1994.- С.34−52.
  93. А.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы. Оренбург, 1993.- 140 с.
  94. ЮЗ.Ладыжец Н. С. Университет как объект социально-философской рефлексии. Дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук. М., 1993.- 36 с.
  95. И.Я. Интеллект нации как созидательная сила. // Свободная мысль, 1998, № 1, — С. 5−17.
  96. Ю5.Легран Л. Селестен Френе. //Перспективы: вопросы образования. 1994, №½,-С. 391−406.
  97. Г. В. Сочинения в четырех томах. Т.1, М., 1982 636 е.- Т.2, М., 1983 — 686 с.
  98. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900—1917 годах. М., 1981.-285 с.
  99. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Полн. собр. соч. т.41, с.1−104.
  100. И.Я. Содержание образования в средней школе как объект теоретического рассмотрения. // Пути совершенствования содержания образования и учебно-воспитательный процесс в средней школе: Материалы научно-практической конференции. М., 1981.-С. 10−12.
  101. Ю.Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.5, М., 1954, — 391 с.
  102. П.Логвинов И. И. Учебные планы: традиции, проблемы, перспективы. // Советская педагогика, 1988, № 1.- С. 45−50.
  103. Д. Сочинения в трех томах. Т.1, М., 1985- 621 е.- Т. З, М., 1988- 668 с
  104. И.Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. М., 1991.- 339 с.
  105. Д.О. Ян Амос Коменский. М., 1970.- 440 с.
  106. А.Ф. История античной эстетики. М., 1994.- 603 с.
  107. А.Ф. Классическая калокагатия и ее типы. // Вопросы эстетики. Вып. Ill, М., I960.-С.411−473.
  108. А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.374 с.
  109. И.О. Избранное. М., 1991.- 622 с.
  110. Н.О. История русской философии. М., 1991.- 480 с.
  111. А.В. О воспитании и образовании. М., 1976, — 636 с. 121 .Луначарский А. В. О коммунистическом воспитании. Киев, 1977.- 144 с.
  112. А.В. Собрание сочинений в восьми томах. Т.7,М., 1967- 734 с
  113. Н.А. Культурные ценности и типы образованности личности.
  114. В кн.: Актуальные проблемы философии и социологии образования. (Концептуальные основания, стратегии развития, перспективы педагогической практики). / Под общ. ред. В. А. Дмитриенко. Томск, 1998, — С.70−76.
  115. Н.А. Образование как феномен культуры и фактор развития личности. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук. Томск, 1997.-38 с
  116. Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.- 431 с.
  117. Ю.Д., Тишкин Г. А. Отечеству на пользу, а россиянам во славу. Л., 1988.- 230 с.
  118. К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. З, М., 1955 630 е.- Т. 4, М., 1955 — 615 е.- Т. 23, М., 1960 — 907 с.
  119. Материалы Пленума ЦК КПСС. 10 апреля 1984 г. М., 1984, — 31 с.
  120. Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, — 223 с.
  121. И.И. Академическое собрание сочинений. Т.11, М., 1956.- 267 с.
  122. П.Н. Очерки по истории русской культуры в трех томах. T. II, ч.2, М., 1994.- 491 с.
  123. B.C. Качество образования в современных школьных реформах на Западе. // Советская педагогика, 1991, № 10.- С. 123−127.
  124. Э.И. Содержание образования в восьмилетней школе. // Советская педагогика, 1960, № 6.- С. 15−29.
  125. М. Избранное. М., 1988, — 410 с.
  126. Мор Т. Утопия. М.-Л., 1935.- 415 с.
  127. Мур Д. Принципы этики. М., 1984.- 325 с.
  128. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917−1973. М., 1974, — 559 с.
  129. Народное образование и культура в СССР. Статистический сборник. М., 1989, — 431 с.
  130. Народное хозяйство СССР в 1979 г. Статистический ежегодник. М., 1980.-616 с.
  131. И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974, — 379 с.
  132. А.П. Психология технического изобретательства. М.-Л., 1929.- 88 с
  133. В.Я. Социология образования. М., 1992.- 198 с.
  134. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики. М., 1978.- 279 с.
  135. Ф. Сочинения в двух томах. Т.1, М., 1990 829 е.- Т. 2, М., 1990 -829 с.
  136. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1959.- 256 с.
  137. Образовательный стандарт высшего профессионального образования Ни -жегородского государственного педагогического университета. / Отв. ред. И. Е. Куров, В. А. Глуздов. Н. Новгород, 1995.- 118 с.
  138. Обучение и развитие. / Под ред. Л. В. Занкова. М., 1975.- 440 с. 1480 внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». М., 1998, — 64 с.
  139. В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.- 368 с.
  140. Опыт исторической записки о состоянии С.-Петербургской духовной академии, по случаю столетнего ея юбилея 1809−1909. С.-Петербург, 1910.100 с.
  141. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX-начало XX в.). М., 1991.- 445 с.
  142. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. М., 1989.- 479 с.
  143. X. Идеалы воспитания и обучения. Спб., 1887.- 133 с.
  144. Е. Воспитание и обучение по дальтонскому плану. М., 1924.232 с. 161 .Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. / Под ред.В. Ф. Зелинского. Петроград, 1916, — 103 с.
  145. Педагогические идеи Роберта Оуэна. Избранные отрывки из сочинений Р.Оуэна. М., 1940.- 264 с.
  146. Педагогическое наследие русского зарубежья 20-е годы. / Сост. П. В. Алексеев. М., 1993.- 288 с.
  147. И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т.1, М., 1981.336 с.
  148. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.- 496 с.
  149. Д.И. Исторические эскизы. М., 1989.- 608 с.
  150. А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII начала XIX в. М., I960, — 200 с.
  151. Платон. Диалоги. М., 1986.- 607 с.
  152. Платон. Сочинения в трех томах. Т.1, М., 1968 623 е.- Т. З, ч.1, М., 1 971 687 е.- Т. З, ч.2, М., 1972 — 678 с.
  153. ., Захарова Э. Проблема образования и ницшевский идеал само -созидающей личности. // Вестник высшей школы, 1992, № 4−6.- С. 32−35.171 .Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.- 280 с.
  154. К. Логика и рост научного знания. М., 1983.- 605 с.
  155. Постановление Госкомвуза РФ от 10 августа 1993 г. № 42 «Об утвержде -нии Положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования РФ» (извлечение). 3 с.
  156. Ф. Сочинения. / Под ред. И. П. Еремина. М., 1961.- 502 с.
  157. Пб.Пряникова В. Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. М., 1995.-95 с.
  158. В.Е., Радионова Н. Ф. Образовательные стандарты. // Инноваци -онные процессы в образовании. II. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сборник статей. Спб., 1997.- С. 27−45.
  159. В.Г. Государственный стандарт образования супердержавы мира к 2000 году. // Педагогика, 1993, № 3.- С. 92−100.
  160. JI. Роже Кузине. // Перспективы: вопросы образования, 1994, №½.-С. 215−228.
  161. . Почему я не христианин. М., 1987.- 333 с.
  162. . Словарь разума, материи и морали. Port-Royal, 1996. 365 с.
  163. С.А. Сельская школа: сборник статей. / Сост. Л. Ю. Стрелкова. М., 1991, — 173 с.
  164. В.В. Избранное. Мюнхен, 1970.- 300 с.
  165. В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.- 620 с.
  166. В.М. Предмет и статус философии образования. // Философия обра -зования. М., 1996.-С. 7−21.
  167. Э. Закономерности формирования «модели культурного челове -ка». //Вопросы философии, 1990, № 5, — С. 61−74.
  168. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т.2, М., 1976.- 421 с.
  169. Сен-Симон А. Избранные сочинения. Т.2, M.-JL, 1948.- 487 с.
  170. В. Путь к творческому мышлению. // Alma mater, 1991, № 7. -С. 12−15.
  171. М.Н. О школе будущего. М., 1974.- 64 с.
  172. Г. Сочинения в двух томах. Т.1, М., 1973 -511 е.- Т. 2, М., 1973−486 с.
  173. Г. И. У истоков государственной общеобразовательной системы.// Советская педагогика, 1987, № 6.- С. 120−122.
  174. Современные проблемы образования и воспитания (круглый стол). // Во -просы философии, 1973, № 11 С. 27−47- № 12 — С. 54−70- 1974, № 11. С. 82−97.
  175. В. Где лучше учат в США или в России? // Известия, 15 сентября, 1995.- С. 7.
  176. А.И. На возврате дыхания и сознания. Раскаяние и самоограничение. Образованщина. // Новый мир, 1991, № 5.- С. 3−46.
  177. П. История педагогических систем. Спб., 1913.- 549 с.
  178. B.C. Сочинения в двух томах. Т.1,М., 1988 892 е.- Т. 2, М., 1988−822 с.
  179. B.C. Сочинения в двух томах. Т.1, М., 1989.- 687 с.
  180. Сочинения князя М. М. Щербатова. Т.2, С.-Петербург, 1898.- VIII стр., 630 стб.
  181. Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. С.-Петербург, 1898, — 293 с.
  182. . Избранные произведения в двух томах. Т.1, М., 1957, — 631 с.
  183. A.JI. Фрэнсис Бэкон. М., 1974, — 175 с.
  184. Суд над системой образования: стратегия на будущее. / Под ред. У. Д. Джонстона. М., 1991, — 260 с.
  185. В.Н. Избранные произведения. Л., 1979.- 464 с.
  186. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987, — 240 с.
  187. Теоретические основы содержания общего среднего образования. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983.- 352 с.
  188. А.А. Российская школа: становление, развитие, перспективы (социально-философские проблемы). Н. Новгород, 1997.- 120 с.
  189. Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1953.- 444 с.
  190. А. Воспитательные идеалы классического мира. // Русская школа, 1890, № 3 С. 14−24- № 6-С. 19−41- № 8 -С. 14−26.
  191. Тумим-Альмединген Н. А. Педагогические опыты и взгляды Р.Оуэна. М., I960, — 164 с.
  192. В.Н. Научно-техническая революция и революция в образова -нии. М., 1973.- 223 с.
  193. А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990.- 717 с.
  194. В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V сер. VII в.). М., 1989, — 316 с.
  195. В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987.- 159 с.
  196. В.И. Флавий Кассиодор. // Вопросы истории, 1982, № 2. С. 185 188.
  197. Учебные стандарты школ России. / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. Книга I. М., 1998.- 379 с.
  198. К.Д. Собрание сочинений. Т. З, М.-Л., 1948 692 е.- Т.8, М.-Л., 1950−776 с.
  199. И. Азбука. М., 1977.- 92 с.
  200. В.М. Об итогах работы системы образования России в 1998 году и основных задачах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в 1999 г. // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999, № 2.- С. 3−18.
  201. Ф.Р. Социология образования. М., 1980.- 199 с.
  202. П.А. Столп и утверждение истины. Т.1, М., 1990, — 490 с.
  203. Ю.Ф. Интегративный подход к формированию мировоззрения школьников. // Педагогика, 1993, № 4.- С. 26−30.
  204. Ш. О воспитании при строе Гармонии. М., 1939.- 144 с.
  205. М. Время и бытие. М., 1993, — 445 с.
  206. Хильде де Риддер-Симэнс. Средневековый университет: мобильность. // Alma mater, 1997, № 1.- С. 38−46.
  207. А.С. О старом и новом. М., 1988.- 461 с.
  208. М.Т. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966.- 224 с.
  209. М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. / Под ред. М. Л. Гас -парова. М., 1994, — 470 с.
  210. П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.1, М., 1991.- 798 с.23О.Чаадаев П. Я. Сочинения. М., 1989.- 655 с. 231 .Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.-512 с.
  211. Человек античности: идеалы и реальность. М., 1992, — 383 с.
  212. Н.Г. Собрание сочинений в пяти томах. Т.4, М., 1974.- 416 с
  213. Шапошников J1.E. Философские портреты. Из истории отечественной мысли. Н. Новгород, 1993.- 224 с.
  214. К.А. Философия и воспитание. М., 1989, — 207 с.
  215. Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала, Но -вого времени: исследования и материалы. М., 1991.- 285 с.
  216. Ю.А. Социогуманитарные проблемы биологического познания.// Естественнонаучное мышление и современность. Киев, 1989.- С. 55−56.
  217. А. История средневековой философии. М., 1912.- 307 с.
  218. А.Т. Проблемы теории творчества. М., 1989.- 141 с.
  219. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.- 156 с.
  220. П.Д. Философские произведения. М., 1990.- 670 с.
  221. Т.Ф. Критический анализ состояния и тенденций развития буржуазной педагогики в ФРГ. М., 1979.- 215 с.
  222. К. Смысл и назначение истории. М., 1991.- 527 с.
  223. Banks О. The Sociology of Education. London, 1968.- 224 p.
  224. Ben-David J. Centers of learning: Britain, France, Germany, United States. New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.), 1992. 207 p.
  225. Deem R. The future of educational research in the context of the social sciences: A Special case? // British journal of educational studies, 1996, № 2.- P. 143−158.
  226. Girod R. Problems of Sociology in education. London: Kingsley- Paris: Unesco, 1990, — 159 p.
  227. Goodlad J. A Place Called School. Prospects for Future. U.S., 1984. 185 p.
  228. Goodlad J. On Taking School Reform Seriously. // Phi Delta Kappan, 1992, Nov.- P.234−235.
  229. Holmes L.E. The Kremlin and the Schoolhouse: Reforming Education in Soviet Russia, 1917−1931. Bloomington & Indianapolis: Indiana University Press, 1991.-214 p.
  230. Husen T. Education and the Global Concern. Pergamon press, 1990. 200 p.
  231. MacLure S. Education Reformed. London, 1988.- 170 p.
  232. Mallinson V. The Western European Idea in Education. Pergamon press, 1980.112 p.
  233. Tubbs N. Hegel’s educational theory and practice. // British journal of educa -tional studies, 1996, № 2, — P. 181−199.
  234. Waltman Kristie K. Using Performanse Standards to Link Statewide Achieve -ment Results to NAEP. // Journal of educational measurement, 1997, № 2.1. P. 101−121.
  235. Wilson J. Revising the Comprehensive Ideal. // British journal of educational studies, 1996, № 4, — P. 426−437.
  236. World Class Standards for American Education. Wash., 1992, — 95 p.
Заполнить форму текущей работой